Композиторы-литераторы. Объясните, почему Петр Чайковский считал, что Афанасий Фет – самый талантливый композитор среди поэтов, и кто из русских поэтов является продолжателем традиций Фета в музыкальном строе стихотворений Композитора называют поэтом

Обладали незаурядным литературным даром. В их литературном наследии: музыкальная публицистика и критика, музыковедческие, музыкально-эстетические труды, рецензии, статьи и многое другое.

Очень часто литературные труды были для творцов музыкальных шедевров дополнительным средством разъяснения музыкального языка, чтобы дать слушателю ключ к адекватному восприятию музыки. Причём, музыканты словесный текст создавали с такой же страстностью и самоотдачей, как и музыкальный.

Писательский арсенал композиторов-романтиков

Тонкими знатоками художественной словесности были представители музыкального романтизма. Р. Шуман писал статьи о музыке в жанре дневника, в виде писем другу. Их характеризует прекрасный слог, свободный полёт фантазии, сочный юмор, яркая образность. Создав некий духовный союз борцов с музыкальным мещанством («Давидово братство»), Шуман обращается к публике от имени своих литературных персонажей – неистового Флорестана и поэтичного Эвсебия, прекрасной Киары (прототип – супруга композитора), Шопена и Паганини. Связь литературы и музыки в творчестве этого музыканта столь велика, что его герои живут, как в литературных, так и музыкальных строках его сочинений (фортепианный цикл «Карнавал»).

Вдохновенный романтик Г. Берлиоз сочинял музыкальные новеллы и фельетоны, рецензии и статьи. Подталкивала к писательству и материальная нужда. Наиболее известны из литературного творчества Берлиоза, блестяще написанные им «Мемуары», запечатлевшие кипучие духовные искания новаторов искусства середины XIX столетия.

Изящный литературный стиль Ф. Листа особенно ярко отразился в его «Письмах бакалавра музыки», в которых композитор высказывает идею синтеза искусств, причем делая акцент на взаимопроникновении музыки и живописи. В подтверждение возможности такого слияния, Лист создаёт фортепианные пьесы под впечатлением живописных полотен Микеланджело (пьеса «Мыслитель»), Рафаэля (пьеса «Обручение»), Каульбаха (симфоническое произведение «Битва гуннов»).

Колоссальное литературное наследие Р. Вагнера, кроме многочисленных критических статей, содержит объёмные труды по вопросам теории искусства. Один из интереснейших трудов композитора «Искусство и революция» написан в духе утопических представлений романтика о будущей мировой гармонии, которая придёт, когда мир изменится посредством искусства. Главную роль в этом процессе Вагнер отводил опере – жанру, в котором воплотился синтез искусств (исследование «Опера и драма»).

Образцы литературных жанров у русских композиторов

Ушедшие два столетия оставили мировой культуре огромное литературное наследие русских и советских композиторов – от «Записок» М.И. Глинки, до «Автобиографии» С.С. Прокофьева и заметок Г. В. Свиридова и др. Практически, все знаменитые русские композиторы пробовали себя в литературных жанрах.

Статьями А.П. Бородина о Ф. Листе зачитывается уже множество поколений музыкантов и любителей музыки. В них автор повествует о своём пребывании в гостях у великого романтика в Веймаре, раскрывает интересные подробности о буднях и трудах композитора – аббата, особенностях проведения Листом уроков фортепианной игры.

Н.А. Римский-Корсаков, автобиографический труд которого стал выдающимся музыкально-литературным явлением («Летопись моей музыкальной жизни»), интересен еще и как автор уникальной аналитической статьи о собственной опере «Снегурочка». Композитор подробно раскрывает в ней лейтмотивную драматургию этой прелестной музыкальной сказки.

Записки Свиридова о музыке и музыкантах, о творческом процессе композитора, о духовной и светской музыке еще ждут своего оформления и издания.

Изучение литературного наследия выдающихся композиторов позволит сделать еще массу удивительных открытий в музыкальном искусстве.

Создание поэзии под воздействием музыки

1.Музыка Ф.Шопена в стихах

Многие поэты создавали свои стихи под воздействием музыки, благодаря творчеству русских и зарубежных композиторов.

Наш урок посвящён поэзии, связанной с музыкальным творчеством


Фриде рика Шопена (1810-1849), и музыке, в которой воплощена

его горячая любовь к родине, его гордая душа и его понима­ ние красоты.

Польский композитор Фридерик Шопен был прекрасным пианистом. О нём говорили, что «клавиши под его пальцами начинают петь». Ноктюрны и прелюдии, вальсы и мазурки, полонезы и баллады – вот далеко не полный перечень жанров, в которых композитор оставил свой яркий след.

Шопен писал музыку только для фортепиано, но этот инструмент, благодаря Фридерику Шопену зазвучал как симфонический оркестр. Известно, что Шопен написал всего лишь два произведения, где звучал симфонический оркестр – это два концерта для фортепиано с оркестром.

Судьба распорядилась так, что он жил и творил на чужбине. Шопен покоится вдали от родины, в Париже.



Музей Шопена в Варшаве

Сердце Шопена согласно его

последней воле, захоронено в Варшаве. Но творчество Шопена принадлежит всем народам Земли.

Прочитай стихотворение Л.Озерова "Вальс".

ВАЛЬС

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса лёгкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Ещё звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву.

Как весть о том. что я живу

С природою в родстве.


2. Прелюдии Шопена

Творчество Шопена как композитора теснейшим образом связано с его исполнительским творчеством. Будучи прекрас­ ным пианистом, Шопен явился новатором в создании
лири­ ческих фортепианных миниатюр - в искусстве немногослов­ного и точного высказывания, выражающего эмоции и чувства,
не всегда поддающиеся слову.

Именно Шопен утвердил пре­ людию как самостоятельный вид творчества.

Прочитай лирическое стихотворение А.Граши "Горсть Земли".

ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нём видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт.

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах

Ответь на вопрос:

Как ты думаешь, почему композитор Ф.Шопен назван в стихотворении «Горсть земли» поэтом?

3. Революционный этюд Шопена

Шопен открыл новое направление в развитии жанра этюда , никогда не отделяя тех ническую сторону исполнения от художественной.

Содержа­ тельность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шо­пена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства.

Сам факт появления этюда с такой тематикой еще одно свидетельство подчиненности технической задачи художественной.
Все ми­ ниатюры Шопена, в том числе и этот этюд, звучат как не посредственный отклик на события, происходившие
в стране.
Возмущение, гнев, отчаяние, связанные с событиями в Польше 1830 г., вызвали к жизни образ этого сочинения: волевая, взволнованная, драматическая тема - аккорды с их пунктир­ным (острым) ритмом в правой руке и яростно бушующие, вздымаю­ щиеся и стремительно падающие пассажи (технические исполнительские) приёмы в левой.

Этот этюд не оставляет равнодушными людей и в наше время. "Революционный этюд" включают в свою танцевальную программу



фигуристы всего мира.

Ответь на вопросы:

1. Как воспринимается
заключительный мажорный аккорд
на
фоне общего минорного звучания этюда?

2. Какой смысл композитор вкладывает в этот контраст, подобный ослепитель­ ной вспышке света?

4. Особенности фортепианной музыки Ф.Шопена

Вслушиваясь в музыку Шопена, нельзя не почувствовать её родства с польской народной музыкой. Это прежде всего относится к чудесным шопеновским мелодиям. Шопен - один из величайших мелодистов в истории музыкальной культуры. Это обусловлено именно её национальным польским колоритом. В самых различных сочинениях Шопена легко улавливаются интонации и ритмы, характерные для польского фольклора (певучие мелодии с изящными мелодическими узорами). Вспомни полонез, который ты слушал в 4 классе.

Обрати внимание, его мелодия звучит, как пламенная речь оратора, аккордовый склад мелодии(одновременное звучание всех голосов), упругий ритм наполняют эту музыку решимостью и волей, мажорный лад придаёт ощущение праздничности.

В фортепианной музыки Шопена естественно сплетаются различные типы мелодических интонаций: одни – мягкие и плавные, заставляющие вспомнить человеческое пение; другие – декламационные: кажется, что слышишь человеческую речь – то взволнованную, патетическую, то ласковую и нежную; наконец, третьи – подвижные, часто прихотливые, капризные; их можно назвать интонациями инструментальными.



Выбери слова, характеризующие образный строй и настроение музыки.

Задумчиво, мечтательно , как воспоминание , размышление ,

грустно.

Проникновенно , задушевно , поэтично , сердечно , лирично .


5. Задание 1

Прочитай ещё раз стихотворения: «Горсть земли» и «Вальс», но уже под музыку Ф.Шопена.

Представь себя режиссером музыкально-литературной композиции, в основе которой – стихотворения «Горсть земли» и «Вальс».

Какими фрагментами музыки Ф.Шопена можно озвучить эту композицию?

Обрати внимание, насколько контрастны эти поэтические и музыкальные образы.

Задания:

1.Какими фрагментами музыки Ф.Шопена ты озвучил литературную композицию?

2. Напиши, какие ты знаешь жанры фортепианной музыки.

6. Задание 2.

Прочитай стихи о музыке и музыкантах, которые написаны благодаря музыки.

ССЫЛКА

Ответь на вопрос:

Каким композиторам посвящены эти стихи?

7. Музыкальная Викторина

И напиши ответы.

- Ответы на задания музыкальной викторины здесь

Откроется Анкета, в которой ты напишешь свои ответы на задания музыкальной викторины.

В конце задания не забудь нажать окошечко ГОТОВО.

Какой была бы наша жизнь без музыки? В течение многих лет люди задавали себе этот вопрос и приходили к выводу, что без красивых звуков музыки мир был бы совсем другим. Музыка помогает нам полнее ощущать радость, находить свое внутреннее «я» и справляться с трудностями. Композиторы, работая над своими произведениями, вдохновлялись самыми разными вещами: любовью, природой, войной, счастьем, печалью и многим другим. Некоторые из созданных ими музыкальных композиций, навсегда останутся в сердцах и памяти людей. Перед вами список из десяти самых великих и талантливых композиторов за все время. Под каждым из композиторов вы найдете ссылку на одно из наиболее известных его произведений.

10 ФОТО (ВИДЕО)

Франц Петер Шуберт – австрийский композитор, который прожил всего 32 года, но его музыка будет жить еще очень долго. Шуберт написал девять симфоний, около 600 вокальных композиций, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

«Вечерняя серенада»


Немецкий композитор и пианист, автор двух серенад, четырех симфоний, а также концертов для скрипки, фортепиано и виолончели. Выступал на концертах с десяти лет, впервые выступил с сольным концертом в 14 лет. При жизни обрел популярность в первую очередь благодаря написанным им вальсам и венгерским танцам.

«Венгерский танец №5».


Георг Фридрих Гендель – немецкий и английский композитор эпохи барокко, он написал около 40 опер, множество органных концертов, а также камерной музыки. Музыка Генделя звучала на коронации английских королей, начиная с 973 года, звучит она и на церемонии королевских свадеб и даже используется в качестве гимна лиги чемпионов УЕФА (с небольшой аранжировкой).

«Музыка на воде».


Йозеф Гайдн — известный и плодовитый австрийский композитор эпохи классицизма, его называют отцом симфонии, поскольку он внес значительный вклад в развитие этого музыкального жанра. Йозеф Гайдн является автором 104 симфоний, 50 сонат для фортепиано, 24 опер и 36 концертов

«Симфония №45».


Петр Ильич Чайковский – известнейший русский композитор, автор более 80 произведений, в числе которых 10 опер, 3 балета и 7 симфоний. Был весьма популярен и известен, как композитор еще при жизни, выступал в России и за рубежом в качестве дирижера.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».


Фредерик Франсуа Шопен – польский композитор, который также считается одним из лучших пианистов всех времен. Он написал много музыкальных произведений для фортепиано, включая 3 сонаты и 17 вальсов.

«Вальс дождя».


Венецианский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Лучо Вивальди является автором более 500 концертов и 90 опер. Оказал огромное влияние на развитие итальянского и мирового скрипичного искусства.

«Эльфийская песнь».


Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор, поразивший мир своим талантом с раннего детства. Уже в пять лет Моцарт сочинял небольшие пьесы. В общей сложности он написал 626 произведений, среди них 50 симфоний и 55 концертов. 9.Бетховен 10.Бах

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и органист эпохи барокко, известен как мастер полифонии. Является автором более 1000 произведений, в которые входят практически все значимые жанры того времени.

«Музыкальная шутка».

Можно по праву назвать настоящей вершиной русской вокальной лирики. Его романсы поражают выразительными образами и невероятной лиричностью. Композитор очень чутко чувствовал поэзию, обращая внимание на мелодичность и ритм стихов.

Историю создания Романсов Чайковского , содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Особенности романсов Чайковского

Что представляет собой романс ? Это небольшое вокальное произведение, в основе которого лежит поэтический текст лирического содержания. Его родиной считается солнечная Испания, отсюда и название романс (романский язык). В России же этот жанр появился только во второй половине XVIII в, стремительно завоевав большую популярность. С тех пор многие композиторы сочиняли романсы, передавая в них подчас самые искренние и даже сокровенные чувства.

П.И. Чайковский уделял внимание жанру романса на протяжении всего творческого пути, затрагивая в них различные темы. В целом, исследователи творчества композитора называют его камерно-вокальное наследие своеобразным лирическим дневником.

Свои вокальные произведения Чайковский сочинял прежде всего для обычного слушателя, именно поэтому они столь близки к городскому бытовому романсу. Все чувства в них показаны предельно искренне, но в тоже время просты для понимания, а музыка чутко следует за текстом, раскрывая перед слушателями весь глубинный смысл.

Чем руководствовался Чайковский, выбирая поэтический текст для своих романсов? Такой вопрос часто волнует поклонников его творчества. Неудивительно, ведь подчас композитор обращал внимание на малоизвестного поэта, казалось бы, игнорируя признанных авторов. Иногда в стихотворении маэстро мог привлечь внимание лишь один яркий художественный образ или же отдельная строка. Тем не менее, большая часть вокального творчества написана на стихи известных авторов: А. Фет, Ф. Тютчев, Н. Некрасов, Г. Гейне, Г. Гете и др. Чаще всего композитора привлекало творчество русских поэтов из-за музыкальности стихов и их изящности форм. Чайковский отмечал необычайную яркость и эмоциональность произведений А. Толстого и А. Апухтина. А. Фета композитор и вовсе называл поэтом-музыкантом.


Любовь к этому жанру во многом была связана с тем, что Чайковский буквально с детства тепло относился к романсам, слушая сочинения Алябьева, Варламова, Шумана . Кроме того, он много почерпнул в творчестве М. Глинки и Даргомыжского .


Несмотря на это, вокальная лирика Петра Ильича иная и ее отличает индивидуальное своеобразие. Некоторые исследователи отмечают, что романсы Чайковского наделены «оперностью». Это не удивительно, учитывая, что композитор посвящал много времени своему оперному творчеству.

Свои первые произведения в этом жанре Чайковский написал еще будучи учеником Училища Правоведения. Примечательно, что одними из последних творений композитора был цикл романсов на стихи Даниила Ратгауза.



Интересные факты

  • Сам Петр Ильич также сочинял стихи, чему посвятил достаточно много времени. Вокальное трио «Природа и любовь» написаны им на собственные слова.
  • Не случайно исследователи творческого наследия Чайковского отмечают сходство оперных и камерно-вокальных произведений. Часто можно отыскать в романсах черты будущих арий или даже героев опер. Помимо этого, вокальное творчество композитора очень близко к его симфоническим произведениям.
  • Уже в самых первых романсах исследователи находят черты симфонизма. Это проявляется в интенсивной мелодии, развитом аккомпанементе, образности музыки и драматической силе.
  • Чайковским было написано более 100 романсов на стихи разных авторов.
  • Свои собственные стихи предпочитал подписывать псевдонимом N.N. Один из популярнейших романсов «Средь шумного бала» привлек не только Чайковского, сразу два музыканта: Б. Шереметьев и А. Шефер обратили свое внимание на сочинение Толстого. В некоторые тексты Чайковский вносил свои изменения.
  • Всего камерно-вокальное наследие Чайковского включает в себя 103 романса и песни, а также семь ансамблей.

История создания и содержание

Свое первое произведение в этом жанре композитор сочинил на поэтический текст А. Фета «Мой ангел, мой гений» . Все ранние вокальные произведения Петра Ильича исследователи относят к возвышенной любовной лирике. Здесь сплетаются тесно радость и боль, меланхолия и веселье. Примечательно, что довольно простая вокальная партия часто соседствует со сложным аккомпанементом. Свои первые вокальные произведения Чайковский опубликовал в 1869 году, помимо самого первого, к ним еще относятся «Песня Земфиры» , «Полночь» , «Нет, только тот, кто знал» , «Отчего?» . Эти сочинения исследователи относят к лирико-элегической линии, в которой раскрывается грусть, связанная с сожалением об утраченном счастье.


70-е годы связывают с творческим подъемом композитора, именно в этот отрезок времени им было написано около половины всех его камерно-вокальных произведений. В этих образцах значительно расширяется круг образов, а выразительных средств появляется намного больше.

Заметно выделяется интерес Чайковского к национальному колориту. Об этом свидетельствуют романсы «Канарейка» (сл. Мея), «Вечер» (сл. Шевченко), «Али мать меня рожала» , «Баловница» (А. Мицкевич), «Серенада Дон-Жуан» (А. Толстой).

Романс «Примирение» (сл. Н. Щербины) считается одним из наиболее драматичных. Вокальная партия погружает слушателей в тяжелые раздумья об утраченных мечтах. Мелодия романса имеет экспрессивный характер.

В 1878 и 1880 годах Чайковский сочиняет несколько серий романсов, которые заметно выделяются среди остальных его произведений. Большинство из них написано на стихи А. Толстого. «Средь шумного бала» - один из них. В нем чутко и невероятно точно передается атмосфера стиха. Примечательно, что слова были написаны в 1851 году, а сам романс в 1878 г.


Толстой сочинил свое творение специально для будущей жены Софьи Миллер. Не случайно в произведении показана атмосфера бала, ведь познакомился он с ней именно на балу-маскараде в честь Нового года. Конечно же, лицо Софьи Андреевны было скрыто маской, как и у остальных присутствующих, но тем не менее, девушка смогла поразить И. Тургенева и А. Толстого. На тот момент она была еще замужем, но это не помешало Толстому влюбиться в девушку с первого взгляда. Спустя 12 лет возлюбленные смогли пожениться. Для этого романса Чайковский не случайно выбрал жанр вальса, но несмотря на атмосферу бала, все внимание в музыкальной части сосредоточено на влюбленных, на их чувствах и переживаниях.

Среди романсов Чайковского встречаются образцы, раскрывающие красоту природы. «Благословляю вас, леса...» (сл. А. Толстого) один из них. Вместе с этим сосредоточены еще и религиозно-философские искания композитора, поэтому его уместнее было бы отнести к монологам. Первые такты передают серьезную атмосферу и приобретают черты хорального типа. К этой же тематике относится романс «День ли царит...» (сл. Апухтина). Все произведение словно залито яркими лучами солнца. Большая роль в этом произведении отводится аккомпанементу, насыщенному бурными пассажами. Если сравнивать романс с оперными произведениями Чайковского, то его уместнее было бы приравнять к арии Роберта из «Иоланты ».



Широко раскрыта в вокальных произведениях Чайковского тема женской судьбы. Композитор написал целую серию романсов на эту тему. «Кабы знала я, кабы ведала» (сл. Толстого), «Я ли в поле да не травушка была» (сл. И. Сурикова) – одни из них. В этих произведениях ярко представлен народный колорит, он выражен не только в вокальной партии, но и аккомпанементе.

В дальнейшем, драматичность в его романсах только усиливается. Это заметно не примере произведений из ор. 57 «На нивы желтые» (Толстой). Удивительно, что в словесном тексте нет такого безнадежного отчаяния, его уместнее отнести к меланхолии, задумчивому настроению, связанному с тишиной и покоем. Чайковский же увидел содержание стихотворения несколько иначе. Его природа окрашена в сумрачные тона, во вступлении слышатся удары, напоминающие колокол. Безысходное страдание пронизывает весь романс, оставляя после себя лишь тоску и одиночество.

Жанрово-характеристические романсы

Особняком в творчестве Чайковского выделяются произведения, наделенные жанрово-характеристическими чертами. Один из них – это романс «Соловей» (А. Пушкин). Он написан на основе слов из «Песен западных славян».

К этой же серии относится «Песня цыганки» (Полонский). В романсе слышатся едва уловимые сумрачные тона, которые скрыты от посторонних некой таинственностью. Необычно звучит здесь рефрен, в котором композитор использовал фригийский лад.


Примерно в конце 80-х годов, Чайковский отходит от жанра романса почти на пять лет и уделяет внимание своим крупным произведениям. После небольшого перерыва он создает 6 великолепных романсов на стихи Д. Ратгауза. Именно их относят к последним образцам в этом жанре. Написанные в период работы над Шестой симфонией, они насыщены печалью и искренностью.

Песни для детей Чайковского

Среди вокального творчества Петра Ильича, заметно выделяются песни, которые он сочинил для детей. Это цикл, который состоит из 16 номеров. Они написаны на стихи Плещеева, Сурикова и Аксакова. Эти произведения обращены именно к детям, рассказывают об их интересах, наполнены соответствующей тематикой. Среди этого цикла одними из популярнейших являются песни «Мой садик» , «Весна» , «Кукушка» . Несмотря на то, что некоторые исследователи все же отмечают близость этого цикла к творчеству Мусоргского , все же произведения Чайковского для детей воспринимаются несколько иначе. Они успешно выполняют свою главную функцию – служат для музыкального воспитания детей.

Романсы П.И. Чайковского , его лирический дневник, передают всю глубину и искренность чувств. Музыкальные образы, яркие интонации, а также богатство музыкального языка потрясают и завораживают слушателя буквально с первых тактов. Всю поэтичность стиха можно прочувствовать благодаря музыке П.И. Чайковского, который всегда очень чутко ощущал каждую его мельчайшую особенность, делясь со слушателями своими наблюдениями с помощью музыкальных звуков.

Видео: слушать Романсы Чайковского

Статьи » Проблемные вопросы русской литературы » Объясните, почему Петр Чайковский считал, что Афанасий Фет – самый талантливый композитор среди поэтов, и кто из русских поэтов является продолжателем традиций Фета в музыкальном строе стихотворений

Ответ:

Петр Чайковский считал Афанасия Фета, самым талантливым композитором среди поэтов, потому что стихи его были самые лиричные и легко ложились на музыку. Поэзия Фета была для Чайковского как бы поэтическим эталоном. Под стихи Фета чаще всего композиторы писали романсы. Романс представляет собой музыку написанную на стихотворение любовной тематики. Продолжателем творчества Фета был Федор Тютчев.


Статьи по теме:

Педагогическая деятельность
Вернулся в Россию вскоре по освобождении крестьян и стал мировым посредником. В то время смотрели на народ как на младшего брата, которого надо поднять до себя; Толстой думал, наоборот, что народ бесконечно выше культурных классов и что г...

О людях, что ушли недолюбив, не докурив последней папиросы…
“О людях, что ушли недолюбив, не докурив последней папиросы…” Молодые на войне и молодые о войне. Эта тема стала главной в творчестве многих писателей и поэтов. Давид Самойлов говорит: Как это было! Как совпало – Война, беда, мечта и...

Биография Ф. И. Тютчева
Он происходил из родовитой, упоминаемой еще в летописях четырнадцатого века, но небогатой семьи, владевшей, впрочем, кроме Овстуга, подмосковной деревней и домом в Москве. Это была типичная дворянская семья, на которой отражались все изви...

Похожие публикации