Конспект и презентация к уроку "нравственная культура". Человек – творец и носитель культуры Выдающиеся деятели российской культуры

ЧЕЛОВЕК – ТВОРЕЦ И НОСИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ Составила­ учитель искусства Трушина С.Ю

Великие деятели российской культуры

Великие деятели российской культуры

Великие деятели российской культуры

Великие деятели российской культуры

Великие деятели российской культуры

Великие деятели российской культуры

Великие деятели российской культуры

Выдающиеся деятели российской культуры

Андрей Рублев

Человек – творец и носитель культуры Объясни, есть ли связь между фотографиями, расположенными слева и справа.

Человек – творец и носитель культуры Объясни, есть ли связь между фотографиями, расположенными слева и справа.

Человек – творец и носитель культуры Обсудим вместе. ученого Когда выдающегося английского Исаака Ньютона поздравляли с великим научным открытием, он скромно заметил: «Я подобен карлику, который встал на плечи гигантов- предшественников только потому чуть дальше, чем они». Оценим слова Ньютона. Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека? заглянуть и смог

Человек – творец и носитель культуры Сверим свои суждения. материальные Вне культуры жизнь человека невозможна. По отношению к культуре человек выступает в двух качествах. С одной стороны, он творит культуру: создает ценности, совершает открытия, устанавливает традиции и обычаи. С другой усваивает созданную раннее культуру: использует различные материальные ценности, приобщается к принятым в обществе традициям, нормам поведения. Человек – одновременно и творец, и носитель культуры. обычаям, научные стороны, он

Человек – творец и носитель культуры Сверим свои суждения. С самого раннего детства мы начинаем познавать культуру своего народа – слушаем сказки, песенки, играем с пирамидками и матрешками, участвуем в народных праздниках. Став взрослыми, мы своим трудом можем обогащать культуру общества – писать книги, сочинять музыку, возводить памятники, научные открытия. Так постепенно культура общества и разнообразнее. Вклад каждого человека а развитие культуры различен. Это зависит от его таланта, способностей, упорства. становится совершать богаче

Нравственность – часть культуры общества? Сверим свои суждения с текстом. праздников, Тысячелетиями создавались правила жизни людей в обществе. Они передавались из поколения в поколение в процессе повседневной жизни – труда, общения. Постепенно складывались представления о том, каким должен быть человек, какие нравственные качества в коллективе, строить отношения с людьми, а какие качества самому наносят и окружающим его людям. Так со временем появилась наука ЭТИКА, которая помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путем она достигается. правильно помогают ему жить вред ему

Нравственность – часть культуры общества? Как приучить себя совершать только добрые поступки? Как не делать зла? На эти вопросы отвечает этика. Часто мы можем услышать выражение «светская этика». Под ним понимаются мирские (не церковные) правила нравственности. Законы этики, нравственности, пополнялись из разных источников: традиций, обычаев, религии. Житейские этические представления отразились в фольклоре – пословицах и поговорках, сказках и Религия дала человечеству священные книги, они учат любви, доброте, милосердию, терпению, состраданию. Законы этики не зависят от принадлежности человека к религии или национальности. былинах.

Нравственность – часть культуры общества? всегда Законы этики не зависят от принадлежности человека к религии или национальности. Нравственный человек, будь он верующим или неверующим (атеистом), честен, справедлив, милосерден. Нравственный человек совестлив. Совесть это внутренний голос, который предупреждает человека о безнравственности тех или иных поступков, будит чувство стыда за плохое поведение. –

Проанализируйте пословицы и поговорки. Какие нравственные правила в них заложены? Работа в группах прежних  Не тот друг, кто на празднике гуляет, а тот, кто в беде помогает. (Осетинская пословица)  Друг в лицо смотрит, а враг – в спину. (Татарская пословица) Не ройся на дне мешка – не вспоминай обид. (Татарская пословица) Рана от языка не заживает. (Татарская пословица)  Скрывай ошибки других, а на собственные смотри. (Татарская пословица) Богач не насытится, а богатырь не (Бурятская пословица) отступится.

Проанализируйте пословицы и поговорки. Какие нравственные правила в них заложены? люди под нет путного  В глубоком месте нет брода, в клевете слова. (Бурятская поговорка)  Оставленный в тундре запас – и для нас, и для вас. (Ненецкая пословица) Дружные одной бараньей шкурой помещаются. (Бурятская пословица)  Мучайся за людей, борись за народ. (Бурятская пословица)  Чем неправду говорить, лучше молчать.  Кто соврет, тот и украдет.  Лучше человека ничего не бывает. (Дагестанские пословицы)

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова Жил на свете человек княгиня брата Романова, История России знает немало примеров замечательных женщин, отличавшихся благородными качествами. Одной из них была Елизавета великая Фёдоровна жена родного российского императора Александра III. Одним из главных её качеств была любовь к ближнему. Во время революции 1905-1907 гг. её муж трагически погиб бомбы, брошенной террористом Иваном Каляевым. от

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова Жил на свете человек В день похорон Елизавета Фёдоровна попросила допустить её в камеру, где содержался Иван Каляев. Великая княгиня шла на это свидание, не имея ненависти к убийце, но испытывая лишь чувство печали. Сердце наполнено жалостью и даже состраданием к этому Елизавета Фёдоровна шла в камеру, чтобы от имени мужа передать ему прощение. Уходя, она оставила ему Евангелие и иконку. безмерной человеку. её было

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова Жил на свете человек событий продала Через несколько лет после трагических великая княгиня свои драгоценности и на вырученные деньги купила усадьбу в Москве. В усадьбе разместилась Марфо- Мариинская обитель, при которой были больница, бесплатная столовая, приют для детей. Поселившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ухаживала больными, обходила беднейшие кварталы, вызволяя оттуда беспризорных. за открыты аптека,

1.Назовите полное название нашей
страны.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

2. Федерация обозначает …
СОЮЗ, ОБЪЕДИНЕНИЕ

3. Страна, в которой живёт много разных
народов разных национальностей,
называется…
МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ

4. Назовите имена знаменитых людей
прославивших нашу Родину
5
Д/З
с.8-11
23.01.2018
Великие деятели российской
культуры

Великие деятели российской культуры

6
23.01.2018

Великие деятели российской культуры

7
23.01.2018

Великие деятели российской культуры

8
23.01.2018

Великие деятели российской культуры

9
23.01.2018

Великие деятели российской культуры

10
23.01.2018

Великие деятели российской культуры

11
23.01.2018

Великие деятели российской культуры

12
23.01.2018

Выдающиеся деятели российской культуры

13
23.01.2018

Андрей Рублев

14
23.01.2018

Человек – творец и
носитель культуры
15
УРОК 2
23.01.2018

16


23.01.2018

Человек – творец и носитель культуры

17
Объясни, есть ли связь между фотографиями,
расположенными слева и справа.
23.01.2018

Человек – творец и носитель культуры

18
Объясни, есть ли связь между фотографиями,
расположенными слева и справа.
23.01.2018

1) Вне культуры
жизнь человека невозможна.
19
см. с.13
Когда выдающегося
английского ученого Исаака
Ньютона поздравляли с великим
научным открытием, он скромно
заметил: «Я подобен карлику,
который встал на плечи
гигантов-предшественников и
только потому смог заглянуть
чуть дальше, чем они».
Оценим слова Ньютона.
Какое условие, по его мнению,
определяет успешность
творчества человека?
Сверим свои23.01.2018
суждения.
Исаак Ньютон.
Энциклопедия.mp4 до 3,39 мин.

2) Законы нравственности – Можно ли нравственность
считать частью культуры
часть культуры общества
общества?
20
НРАВСТВЕННОСТЬ=
ЭТИКА – это
МОРАЛЬ
наука,…
(от лат. moralis -
нравственный), правила
поведения (нормы)
установленные
в обществе,
помогают отличить
добро от зла.
см. с.13-14
Сверим свои
суждения с текстом.
23.01.2018

2) Законы нравственности – часть культуры общества

Нравственный
человек совестлив.
21
Совесть – это
внутренний голос,
который
предупреждает
человека о
безнравственности
тех или иных
поступков, будит
чувство стыда за
плохое поведение.
23.01.2018

2) Законы нравственности – часть культуры общества

22
Житейские этические
представления отразились в
фольклоре – пословицах и
поговорках, сказках и
былинах.
23.01.2018

Проанализируйте
пословицы и поговорки.
23
Не тот друг, кто на празднике
см.
с.14-15
+ Д/З
с.17
гуляет, а тот, кто в беде помогает.
(Осетинская пословица)
Друг в лицо смотрит, а враг – в
спину. (Татарская пословица)
Не ройся на дне мешка – не
вспоминай прежних обид.
(Татарская пословица)
Рана от языка не заживает.
(Татарская пословица)
Скрывай ошибки других, а на
собственные смотри. (Татарская
пословица)
Богач не насытится, а богатырь
не отступится. (Бурятская
Какие нравственные пословица)
23.01.2018
правила в них заложены?

Проанализируйте
пословицы и поговорки.
24
В глубоком месте нет брода, в
см.
с.14-15
+ Д/З
с.17
клевете нет путного слова.
(Бурятская поговорка)
Оставленный в тундре запас –
и для нас, и для вас. (Ненецкая
пословица)
Дружные люди под одной
бараньей шкурой помещаются.
(Бурятская пословица)
Мучайся за людей, борись за
народ. (Бурятская пословица)
Чем неправду говорить, лучше
молчать.
Кто соврет, тот и украдет.
Лучше человека ничего не
бывает. (Дагестанские пословицы)
Какие нравственные
23.01.2018
правила в них заложены?

Жил на свете человек
26
История России знает немало
примеров замечательных
женщин, отличавшихся
благородными качествами.
Одной из них была великая
княгиня Елизавета Фёдоровна
Романова, жена родного брата
российского императора
Александра III. Одним из
главных её качеств была любовь
к ближнему.
Почему, уходя из камеры
убийцы своего мужа,
Елизавета Фёдоровна
оставила там
Евангелие и иконку?
23.01.2018

?? с.17 - Какое общество можно считать нравственно здоровым? - Какие качества характеризуют нравственного человека?

Выводы
28
23.01.2018

29
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:


Прочитать с.12-17
Подобрать
пословицы и
поговорки на темы
«Честность»,
«Доброта»,
«Справедливость»
23.01.2018

ЗАДАЧИ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ развитие интеллектуальной культуры личности и познавательных мотивов деятельности; формирование навыков мыслительной деятельности учащихся; совершенствование у учащихся навыков рациональной организации учебного труда; формирование научного мировоззрения.






МИРОВОЗЗРЕНИЕ – специфическая форма сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к природе и обществу и которые определяют его социальную и нравственно-эстетическую позиции и поведение в различных жизненных сферах.







Знания – система научных истин, связанных с осмыслением и пониманием сущности природных и общественных явлений. Взгляды – суждения, субъективный вывод человека, связанный с объяснением природных и общественных явлений и выражающий его отношение к этим явлениям. Убеждения – совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, определяющих твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. Идеал (греч. – идея, понятие, представление) – это осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в различных жизненных сферах; то, что становится целью деятельности личности, ее жизненным стремлением.




Д ИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ: обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера; соблюдение принципа историзма при изучении программного материала (раскрытие генезиса и сложных путей развития истины в науке, осознание закономерностей эволюции природных явлений и общественно-экономических изменений); развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса; влияние личности учителя (авторитет педагога, демонстрация им собственных мировоззренческих позиций).








Нравственное сознание – знание моральных принципов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в обществе нормам. Нравственные ценности – значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, установок, целей Нравственные чувства – субъективное восприятие человеком моральных норм, принципов, идеалов, проявляющееся в его отношении к себе, к окружающим людям, к природе, к происходящим событиям, ко всей окружающей действительности. Нравственное поведение – сознательное следование человека в собственных действиях и поступках моральным принципам и нормам.


К РИТЕРИИ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ глубина осмысления правил морали; степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек нравственного поведения; характер моральной ориентации в сложных нравственных ситуациях; степень принципиальности; меры нравственной требовательности к себе, к людям; характер поведения наедине с собой и в коллективе; наличие гуманистических черт характера и поведения; степень уважительного и доброжелательного отношения к людям; уровень развития чувства собственного достоинства; уровень развития совести, чести, стыда.














Эстетическое сознание – осознанное эстетическое отношение, выраженное совокупностью идей, теорий, взглядов. Эстетический идеал – центральное звено эстетического сознания, социально обусловленное представление о красоте. Эстетическое суждение – идейно- эмоциональная оценка эстетического явления.






Ф УНКЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Раскрытие мира реально существующей красоты. Воспитательная функция искусства. Художественно-эстетическое просвещение. Функция развития (способность к художественному творчеству). Организационно-педагогическая функция (занимает свободное время). Средство самовыражения. Катарсис.



ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: формирование эстетических знаний; воспитание эстетической культуры; овладение эстетическим и культурным наследием; формирование эстетических отношений; развитие эстетических чувств; формирование эстетических потребностей; формирование эстетического идеала формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.



П РАВО это совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов власти, и регулирующих отношения (межличностные, производственные и др.) между гражданами в данном обществе. З АДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ: Добиваться усвоения учащимися системы знаний по вопросам государства и права. Воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства, убеждать в необходимости их выполнения. Прививать учащимся навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права, как личные, так государственные и общественные. Вырабатывать у воспитанников активную гражданскую позицию, нетерпимость к нарушителям правопорядка.

1 слайд

Культура и мораль Рак Галина Владимировна учитель начальных классов МБОУ СОШ №151 г.Новосибирск

2 слайд

Вы узнаете: Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль.

3 слайд

Понятие культура появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем – это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней.

4 слайд

В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX века. Оно употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность.

5 слайд

Культуру иногда называют второй природой. В отличие от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать.

6 слайд

Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру.

7 слайд

Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.

8 слайд

Культура разных народов Культура включает в себя предметы человеческого труда (материальная культура), а также представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила (духовная культура).

9 слайд

Разновидность духовной культуры Существует много разных видов духовной культуры. Например, политическая культура – это идеалы и жизненные ценности людей в государстве, правовая культура – законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения. Особый вид духовной культуры – мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

10 слайд

11 слайд

Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то жизнь становится легче. А если лениться, ссориться, обманывать, то жизнь людей становится хуже.

12 слайд

Постепенно стали складываться представления о хорошем и плохом, о добре и зле. В результате появилась потребность поддерживать (поощрять) хорошие (добрые) поступки и запрещать плохие (злые) поступки.

13 слайд

Кроме того, стало необходимо передавать знания о добре и зле следующим поколениям. Эти знания постепенно перешли в нормы поведения.

14 слайд

Моральные нормы связаны с понятными всем требованиями: Уважать родителей Выполнять обещания Помогать нуждающимся Не воровать Не убивать Не обманывать и т.д.

15 слайд

И всегда, во все времена, осуждались: Трусость Предательство Жадность Жестокость Клевета Лицемерие

16 слайд

Что означает слово «культура»? Понятие «культура» появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем – это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней. В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX века. Оно употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность.

17 слайд

Почему культуру называют второй природой? Культуру иногда называют второй природой. В отличие от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать. Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру.

Вопросы и задания: Приведите примеры материальной и духовной культуры. Объясните, почему возникла мораль. Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

20 слайд

Использованные материалы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы светской этики» 4 -5 классы Москва «Просвещение» 2010 http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%80&stype=simage&img_url=img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/11/612/11612943_1470229665.jpg&p=880 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=добро%20и%20зло%20картинки&stype=simage&img_url=www.gigart.ru/uploads/posts/2009-04/1241104634_124 images.yandex.ru/yandsearch?text=настроение%20в%20картинках&stype=simage&img_url=i89.beon.ru/50/31/83150/16/2752316/tryt6ryt.jpeg&p=19 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F&stype=image http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&text=%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%20%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%86%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3&img_url=www.hunter.cuny.edu/classics/russian/russianlinks/vasnetsov-warrior-compressed.jpg&p=8

Тема № 23. Нравственная культура

Цель: познакомиться с понятиями «мораль», «нравственность», категориями добра и зла, морального и аморального, нравственного и безнравственного. Задачи:

1. познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру.

2. Развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами.

3. Воспитывать нравственные качества учащихся, формировать отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.
I. Повторение пройденного материала .

1. Беседа по вопросам:

    Что включает в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира?

    Что представляет собой духовная сфера?

    Как связаны культура общества и культура отдельного человека?

    Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

2. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего занятия – Нравственная культура. В процессе нашего занятия мы должны дать определение данному термину и изучить основные составляющие элементы нравственной культуры.

II. Изложение программного материала.
На уроках обществознания вы уже познакомились с такими понятиями, как мораль, нравственность, культура, общество.
Рассказ с элементами беседы
Учёные, изучающие мораль, утверждают, что она в своём содержании элементарна. Великие моралисты – Иисус Христос, Моисей, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Лев Толстой, Альберт Швейцер и др. – сводили основной смысл морали к
«золотому правилу» . С наибольшей выразительностью оно сформулировано в Библии, в Нагорной проповеди Христа «И так, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
В этих простых на первый взгляд словах душа морали, её назначение. Мы получаем ясный ответ на вопрос: зачем нужна мораль? Прежде всего, для того, чтобы научить нас, как относиться к людям.
Мораль, нравственность. А теперь подумаем, что имеют в виду, когда произносят слово «мораль». Что это такое?
Понятно, что это – правила, которые регулируют поведение людей. Правил много, но все они для того и создаются, чтобы регулировать, направлять, советовать (скажем, правила поведения школьников или правила обращения с электроприборами и т. д.).

Особенность морали в том, что она регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. Не случайно говорят: «Мораль начинается там, где один человек сделал что-то доброе другому».

А ещё с этой позиции можно (и нужно!) оценивать отношение человека к самому себе. Странно? Но только на первый взгляд. Дело в том, что человек, чтобы быть человеком, должен заниматься самовоспитанием (вырабатывать в себе моральные качества: милосердие, ответственность, честность, трудолюбие, справедливость), а также самокритикой (постоянно проверять свои поступки с точки зрения морали). Всё это необходимо для того, чтобы быть порядочным человеком, уметь оценивать себя, своё поведение с позиции морали – добра и зла. Такие качества порядочный человек вырабатывает в себе всю жизнь, как говорят, воспитывает свою душу, чтобы уметь правильно, морально поступать.

А теперь обобщим сказанное. Можно предложить такое определение: мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Существует ещё одно слово, которое часто употребляют вместе со словом «мораль». Это слово «нравственность». Многие учёные считают, что различий между этими словами нет, что это слова-синонимы. Но почему же всё-таки зачастую употребляют оба эти слова вместе, причём в одной фразе? Спрашивают, например: «Как оценить этот поступок с точки зрения морали и нравственности?»
Некоторые учёные считают, что эти понятия надо уметь различать. Мораль представляет собой строгие духовные правила поведения. А нравственность – это совокупность людских нравов, сама жизнь, точнее, та часть жизни, которая связана с делами, обычаями и нравами, практическим поведением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т. д.

Есть учёные, которые считают, что нравственность бывает добрая и злая, как бывают нравы добрые и злые (раньше даже говорили «добронравный», «злонравный»). К злой нравственности относят все отрицательные, недобрые дела и поступки. Примером злой нравственности могут служить такие, например, суждения: «человек человеку – волк», «с волками жить – по-волчьи выть», «своя рубашка ближе к телу», «падающего – толкни» и др.

А теперь давайте обратимся к научному определению нравственной культуры. Нравственная культура – это важная составляющая общества, в котором мы живем.

Что же является составляющими нравственной культуры?

Основными элементами нравственной культуры являются:

    Нравственное сознание.

    Действие.

    Поведение.

    Нравственное мышление.

    Ответственный выбор.

Нравственная культура общества очень тесно связана с нравственной культурой личности.

И я предлагаю обсудить вопрос: «Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, желающий построить общество с высокой нравственной культурой.

В жизни общества и каждого человека существуют моменты, когда необходимо сделать «моральный выбор».

Подвиг жителей блокадного Ленинграда

В осажденном Ленинграде - городе, где долгое время жил и работал Вавилов, шла первая блокадная зима. Нормы хлеба были сокращены до невозможного: рабочим - по 250 граммов в сутки, остальным - 125 граммов. Люди обезумевали от голода, падали на ходу, умирали от истощения.

А в это время в темных холодных комнатах на Исаакиевской площади, в доме с забитыми досками окнами было полно еды. В коробках и мешках лежали десятки тонн семян, клубней картофеля. Но четырнадцать сотрудников. Всесоюзного института растениеводства (ВИР), которые работали и урывками спали рядом, были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы. Они бредили едой, и все же никому из них даже не приходила в голову мысль съесть хотя бы горсточку зерен, чтобы спасти свою жизнь.

ВОПРОС К ТЕКСТУ

1 Какие гражданские качества демонстрирует предложенная ситуация?

Способствуют ли эти качества развитию нравственной культуры общества?

2 Можно ли назвать поведение этих людей гражданским подвигом? Обоснуйте свое мнение .

3 Как связаны в данной ситуации понятия гражданин и нравственность? Что значит действовать во благо других? Обоснуйте свое мнение.

4 В чем смысл и значимость подвига жителей блокадного Ленинграда сегодня? Обоснуйте свое мнение.

Наше общество не идеально, но каждый из нас должен понимать, что от его нравственной культуры и гражданской позиции зависит общество, в котором мы живем.

Как вы считаете, что поможет нашему обществу стать нравственно культурным?

Добро – это только то, что приносит выгоду? (НЕТ)

Каждый день человек оказывается перед выбором – сделать что-то как удобней или как должно? (ДА)

«Человек… есть лишь то, что сам из себя делает?», - считал французский философ Ж.-П. Сартр. (ДА).

Основные ценности и нормы морали

За долгую историю человечества существовало много разных ценностей и идеалов. Но у людей было и есть много общего, что сохраняется тысячелетиями. Чтобы жить, нужны мир и порядок. Нужно трудиться, иметь семью, дом, детей. Нужны друзья. Нужна здоровая природная среда. Нужны образование, техника, наука. А вместе со всеми этими типичными условиями жизни людей из эпохи в эпоху передаются проверенные временем моральные нормы, ставшие общечеловеческими духовными ценностями .

Вечно живут главные моральные нормы : не делай другому того, чего себе не желаешь («золотое правило морали»); почитай старших; не убивай, не развратничай, не воруй; не лги; не завидуй, не посягай на чужое.
Люди всегда осуждали злобность, подлость, предательство, жестокость, воровство, ложь, клевету. Но ценили доброту, мужество, честность, самообладание, скромность.

Добро и зло

Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Это вечные вопросы.
Русский писатель В. Набоков вспоминал, как няня в детстве учила его: прежде чем что-либо сделать, спроси себя «Это правда? Это добро? Это стоит усилий?» Может быть, стоит прислушаться к такому совету?

Всё, что противоположно добру, есть зло. Это – нарушение морали. Зло губит душу того, кто творит зло, ведёт к нравственной деградации (разрушению) его личности.

Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство, доносительство («стукачество») и т. д. Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся не как к живому существу, а как к вещи, с помощью которой можно извлечь для себя выгоду.

Там, где есть большое общественное зло (эксплуатация, захватнические войны, преследование инакомыслящих или людей другой национальности, другого цвета кожи, сословия или происхождения и т. п.), там обязательно проявляется и зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, в нравы, в психологию людей, - хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей, тупость, жестокость, враньё, пьянство, хитрость, обман и т. д. Ситуация
Невыдуманная история об одном выдающемся русском актёре. Получив квартиру в большом новом доме, он решил повесить в лифте зеркало. Но его тут же украли. Он купил новое. Опять украли. С каждой зарплаты актёр упорно покупал новое зеркало… Много лет шла борьба. Потом актёр умер. Зеркало из лифта украли.

Подумайте, о чём говорит эта история, если на неё посмотреть широко, философски. Какие мысли у тебя она вызвала?
Нужно помнить, что зло коварно и, как правило, не кричит: «Я – зло! Я – аморальность!» Напротив, оно часто прикрывается маской добра. Нередко отъявленный преступник стремится представить свою деятельность в розовом свете. Хам всегда кричит, что он прав; хапуга, бюрократ, обирая нас, утверждает, что помогает нам, делает одолжение.

При таком обмане, когда зло запутывает следы, встаёт перед нами вопрос: как же различать добро и зло, по каким надёжным признакам, критериям (т. е. меркам) можно отличить моральное поведение от аморального?

Такая мерка у морали есть, и вы её знаете: это главный принцип морали – гуманизм. Ни об одном человеке нельзя судить только по его собственным словам. Судить надо по делам. Надо выяснять, какие дела он творит. И оценивать их с точки зрения гуманизма.

Итак, наличие или отсутствие гуманизма в реальных делах и поступках (а не словах) – вот основной критерий морали, по которому можно различать добро и зло, моральное и аморальное поведение.

III. Итог урока.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ

    Что такое мораль? Зачем она нужна людям?

    По какому признаку мы узнаём мораль? Почему её называют общечеловеческой ценностью?

    В каких поступках проявляется любовь к ближнему?

    Какой смысл вкладывается в понятие «добро»?

    Что означает понятие «зло»? Почему его называют многоликим и коварным?

ДОМА

    У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».
    Объясните это высказывание с точки зрения морали. Какое моральное правило содержится в этом высказывании?

    Один мудрый человек сказал: «Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только для себя, то тогда зачем я?»
    Раскройте смысл этой моральной позиции. Выскажите свою точку зрения по отношению к позиции этого человека.

3. Академик Д. С. Лихачёв говорил, что о добрых людях очень легко, интересно говорить и писать. Потому что добрые люди очень разные и интересные. А плохие – все одинаковые и малоинтересные.
А что думаете вы по этому поводу? Что вам подсказывает ваш личный опыт? Объясните на конкретных примерах.

Ответьте «да» или «нет» на каждую позицию теста.
Сумеешь ли ты: 1) пожертвовать своим временем, чтобы помочь тому, кто нуждается в помощи; 2) честно признаться и извиниться, если совершил дурной поступок; 3) простить своего обидчика; 4) оторваться от телевизора, если нужно заняться делом; 5) защитить несправедливо обиженного или более слабого; 6) сдержать слово, если обещал; 7) выполнить поручение, если даже столкнулся с трудностями?

(Если ответишь «да» три раза, ты – приличный человек, если пять – ты очень приличный человек, а если семь – ты ангел!)

Говорят мудрые

«Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». А. Швейцер (1875-1965), немецко-французский философ, врач
Оценивание ответов учащихся.

Похожие публикации