Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. «Инструменты

"В мире музыкальных инструментов"

Цель:

Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах).

Задачи:

Образовательная:

Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.

Обогатить словарный запас музыкальными терминами.

Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни.

Развивающая:

Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.

Воспитательная:

Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.

Интеграция:

Физическая культура.

Социализация.

Чтение художественной литературы.

Коммуникация.

Оборудование:

Мультимедийная установка для просмотра слайдов.

Музыкальные инструменты: барабан, трещотка, ложки, бубен, маракасы, колокольчик; самодельные инструменты (сапоги - скороходы).

Наглядное пособие: таблицы – домики для размещения картинок с изображением музыкальных инструментов.

Ход занятия.

Дети заходят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель (приветствие) Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают на приветствие. (песенка – разминка «Утром рано мы проснулись».)

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов. И отправимся в эту страну мы с вами в сапогах – скороходах. Обувайте их скорее.

Дети обувают на ноги «сапоги – скороходы».

Музыкальный руководитель:
Ну что, готовы в путь-дорогу? Отправляемся!

Зашагаем дружно в ногу,

Бодрый марш поможет нам!

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(I ч. марш)

Здесь бежим мы на носочках.

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(II ч. бег)

Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы с вами и пришли. Посмотрите, как красива наша страна Музыкальных инструментов. Сколько в ней различных музыкальных инструментов (перечисляем). Они все такие разные, но все, же их можно объединить в четыре основные группы.
Это - ударные, духовые, струнные, клавишные.

Музыкальный руководитель: Музыкальные инструменты готовились к встрече с вами, но так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Теперь мы с вами должны им помочь найти свои домики. Поможем?

Дети: Да!

Педагог демонстрирует детям домики.

На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело и уютно в нем.

У собаки конура, у лисички – нора,

У совы – дупло, у малиновки – гнездо.

Ну, а в этих домиках живут музыкальные инструменты.

Первым, кому мы поможем, это будут ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми.
Расставить их по местам нам поможет игра «Музыкальная отгадай-ка».

Игра «Музыкальная отгадай-ка»

Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.

Кто в оркестре вам поможет,

Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой, из разных стран.

Ну, конечно ,…………….(Барабан)

Ребенок, отгадавший загадку, прикрепляет картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.

Музыкальный руководитель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.

Деревянные крошки,

Постучи-ка немножко.

Можно щи ими хлебать,

А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)

Карточку с изображением деревянных ложек дети размещают в ячейке таблицы.

Ладошка по нему стучит,

Потряхивает вольно.

А он звенит, гремит.

Ему совсем не больно. (Бубен)

Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.

Ты возьми меня в ладошки.

Потряси меня рукой.

Деревянный, озорной. (Трещотка)

Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.

Ты возьми его в ладонь,

Слышен будет перезвон.

Динь-динь-динь, дон-дон-дон,

Чей же это звон? (Колокольчик)

Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.

Он похож на погремушку,

Только это не игрушка!.. (Маракас)

Карточка с изображением маракаса размещается в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Ребята, наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Давайте вместе с ними расскажем русскую народную сказку «Репка».

Дети при помощи ударных инструментов озвучивают сказку «Репка».

Сказка «Репка».

«Сказочник» (педагог или ребенок) рассказывает сказку, а дети инсценируют.

Дедушка (идет тяжело, прихрамывает) – барабан, медленный темп, ритмический рисунок с паузами.

Бабушка (идет быстро и семенит) – трещотка, ритмический рисунок более спокойный, умеренный темп.

Внучка (бежит вприпрыжку) – бубен, ритмический рисунок состоит из восьмых и четвертных, быстрый темп.

Жучка (бежит и громко лает) – ложки.

Кошка (не торопится и мурлычет) – маракасы, ритмический рисунок с восьмыми длительностями, быстрый темп.

Мышка (спешит и озирается вокруг) – колокольчик, ритмический рисунок с восьмыми длительностями.

Музыкальный руководитель: Вот такую интересную сказку мы с вами рассказали вместе с инструментами.
Музыкальный руководитель:
А скажите мне, какой музыкальный инструмент есть у человека? (дети отвечают) Правильно - это наш голос

И я предлагаю вам извлечь из вашего инструмента звуки, то есть мы сейчас с вами, что будем делать? (дети отвечают)

Правильно! Мы будем петь. Давайте вспомним песню «Песенка друзей »
В. Герчик.
(
Вера Петровна ГЕРЧИК

Российский композитор. Автор песен для детей. Сочинения: детская опера - Лесные чудеса (1967); симфония для оркестра (1937); 3 сонаты для фортепиано (1937, 1943, 1946); 2 детские пьесы для фортепиано (1953); для скрыпки с фортепиано – Фантазия на русские темы (1944); цикл романсов для голоса в сопровождении скрыпки и виолончели (на слова , , 1943), романсы, песни для хора с фортепиано, детские песни и хоры; музыкальные сказки и игры, обработки народных песен. Сборники песен для детей (1964, 1965, 1970, 1971), а также сборник – Песни и романсы (1972).)

Исполняется песня: «Песенка друзей» В. Герчик.

Музыкальный руководитель.
Ребята, а кто из вас знает кто такой солист?(дети отвечают) . А мы с вами пели все вместе – это называется хор.
Итог: Что нового мы узнали на музыкальном занятии? На какие 4 группы делятся музыкальные инструменты? Какие ударные инструменты вы знаете?

Наше занятие подошло к концу. До свиданья дети.

Тема: Орудия труда. Инструменты

Цель: Придумывание мини-сказок о различных «волшебных» инструментах.
Задачи :
Коррекционно-образовательные:
уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме «Орудия труда и инструменты;
формировать умение строить разные типы высказываний, соблюдая их структуру;
совершенствовать произносительную сторону речи: закрепляя навык правильного и четкого произношения звуков, уметь находить место звука в данном слове, вырабатывать отчетливое произношения слов и фраз;
обогащать речь воспитанников грамматическими формами и конструкциями, уточняя понимание смысла сложных слов;
активизировать мыслительную деятельность детей.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- развивать артикуляционную, общую моторику, дыхание, голос;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- развивать коммуникативную компетенцию;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;
- формировать коммуникативную, деятельностную, информационную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников;
- формировать положительное отношение детей к педагогу и друг к другу.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Отгадайте загадки:
Я землю копала - ни чуть не устала. А кто мною копал, тот и устал. (Лопата)
Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвозди).
Листья падают в саду, я их быстренько смету. (грабли)
Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (Пила).

  1. Упражнение «Кому что нужно».

Гаечный ключ нужен механику для того, чтобы отвинчивать и завинчивать гайки.

Лейка нужна садоводу для того, чтобы поливать цветы.

Пила нужна плотнику для того, чтобы пилить доски.

Лопата нужна овощеводу для того, чтобы копать грядки.

Ножницы нужны парикмахеру для того, чтобы стричь волосы.

Молоток нужен столяру для того, чтобы забивать гвозди.

3. «Подскажи словечко»:
Дровосеки рубят бор- есть у каждого …(топор)
Папе гвоздь забить помог деревянный …(молоток)
Пыль на полу- подавайте ….(метлу)
Возле школы все ребята убирают снег …(лопатой)
4. « Из чего – какой?»
Подберите слово- признак к инструменту.
Из чугуна- чугунный
Из резины- из металла-
Из стали- из пластика-
Из камня- из дуба-

5. Пальчиковая гимнастика:
У меня, как в мастерской,
Все, что нужно – под рукой (Поочередно хлопки ладошками, кулачками)
Дрель, отвертка и пила,
И наперсток, и игла,
И топор, и два сверла,
Молоток и клещи.
(Поочередно загибая пальцы)
Мастер, не скучай
На рабочем месте (Поочередно хлопки ладошками, кулачками
6. «Назови действие»
Лопатой- копают
Иголкой-
пилой-
топором-
граблями-
кистями-
ножницами-
7. Упражнение «Что лишнее?»

Грабли, калькулятор, секатор, лопата.

Раствор, мастерок, шприц, кирпич.

Фонендоскоп, парашют, лекарство, градусник.

Рубанок, пила, поварешка, стамеска.

Игла, нитки, расческа, ножницы.

Кисточка, палитра, лопата, краски.

8. Подвижное упражнение «Старый клен».

На поляне перезвон –

Это пилят старый клен.

Поперечная пила

Отхватила полствола,

Рвет кору и режет жилки,

Брызжут желтые опилки.

Дети встают парами, изображают работу пилой.

Только крякнул старый ствол

И пошел, пошел, пошел.

Поднимают руки вверх, медленно наклоняются.

Грянул наземь левым боком,

Утонул в снегу глубоком.

Ложатся на левый бок, потягиваются

  1. Чтение воспитателем рассказа Л. Черского «Метла и старый баран».

Стояли в углу старый поломанный барабан и метла. И жаловался барабан:

Обидно мне рядом с метлой стоять! Ведь я – вещь нужная, а тобой, метла, только сор выметают.

Метла выслушала и ответила:

Ты, барабан, правду говоришь. Мое дело – выметать сор и такие ненужные вещи, как старый поломанный барабан.

Беседа по прочитанному.

Что за предметы стояли в углу?

На что жаловался барабан?

Что сказала на это метла?

Каким был барабан?

А что вы можете сказать о метле?

Повторное чтение рассказа воспитателем.

Коллективное составление пересказа.

  1. Окончания занятия.

Конспект образовательной деятельности для детей 6-7 лет на тему: «Орудия труда и инструменты»

Материал будет интересен учителям-логопедам, педагогам дошкольного образования.
Предлагаемые задания развивают речевые навыки детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Орудия труда и инструменты»

Цель: Придумывание мини-сказок о различных «волшебных» инструментах.

Задачи :
Коррекционно-образовательные:
уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме «Орудия труда и инструменты;
формировать умение строить разные типы высказываний, соблюдая их структуру;
совершенствовать произносительную сторону речи: закрепляя навык правильного и четкого произношения звуков, уметь находить место звука в данном слове, вырабатывать отчетливое произношения слов и фраз;
обогащать речь воспитанников грамматическими формами и конструкциями, уточняя понимание смысла сложных слов;
активизировать мыслительную деятельность детей.

Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- развивать артикуляционную, общую моторику, дыхание, голос;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- развивать коммуникативную компетенцию;

Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;
- формировать коммуникативную, деятельностную, информационную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников;
- формировать положительное отношение детей к педагогу и друг к другу.

Вид занятия: фронтальное занятие.
Работа над словарем: отвертка, ножовка, плоскогубцы, клещи.

Виды детской деятельности в ОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Трудовая.
Познавательно-исследовательская.
Продуктивная.
Музыкально-художественная.

Планируемые е результаты:
Личностные
Интеллектуальные
Физические
Критерии оценки деятельности детей в ОД
1. Активность
2. Самостоятельность.
3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
4. Сопереживание.
5. Эмоциональность
6. Проявление волевых усилий
7. Самооценка 1.Вводная часть:

Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.

2. Основная часть:
Показ, комментирование, дискуссия.
Определение способа выполнения
Планирование.
Выполнение
Обыгрывание
Физкультурная пауза

3.Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов ОД.

Оборудование: Игрушечные инструменты: ножовка, молоток, грабли, отвертка, клещи, наперсток, чемодан для инструментов, предметные картинки, мольберт с буквами, атрибуты к сценке, письмо.
Предварительная работа: Чтение произведений: С. Маршак «Мастер - ломастер», «Как рубанок сделал рубанок»; рассматривание инструментов; составление описательного рассказа; конструирование с деталями конструктора (с отверткой, ключом) ; в ручном труде – работа с иглой; экскурсия в швейную мастерскую; заучивание стихов.

Ход занятия:

Организационный момент.
Звучит музыка дети собираются в круг
-Логопед: Ребята, скажите а как вас мамы называют ласково?
Дети по очереди называют свои имена ласково)
Входит мастер детского сада.
Мастер: Ребята, сегодня рано пришел в детский сад и обнаружил, что вместо моих инструментов лежит вот это письмо. На письме написано «Детям группы «Непоседы». Куда могли подеваться мои инструменты?
Логопед: Давайте прочтем письмо, может быть что-то узнаем. (Текст письма: Я, Мастер Ломастер, спрятал инструменты вашего детского сада, а найти вы сможете только после того, как выполните мои задания, за каждое задание получите букву, сложив все буквы в слово узнаете где ваши инструменты.)
Поможем нашему мастеру?
Мастер: А я пока пойду у меня ещё дела есть. (уходит)
Логопед: Мы постараемся. Инструменты – наши верные помощники, однако не действуют сами по себе. Оживают только в умелых руках.
1 задание : Вспомните основные правила:
Дети: Не брать без разрешения взрослых;
Не играть с острыми инструментами;
Не подходить близко, кто с ними работает.

Пальчиковая гимнастика:
У меня, как в мастерской,
Все, что нужно – под рукой (Поочередно хлопки ладошками, кулачками)
Дрель, отвертка и пила,
И наперсток, и игла,
И топор, и два сверла,
Молоток и клещи.
(Поочередно загибая пальцы)
Мастер, не скучай
На рабочем месте (Поочередно хлопки ладошками, кулачками).

Дыхательная гимнастика:
-Делаем глубокий вдох - медленный выдох.(повторить 3 раз).
Открываем конверт там лежит букв Ч

2 задание: «Подскажи словечко»:
Дровосеки рубят бор- есть у каждого …(топор)
Папе гвоздь забить помог деревянный …(молоток)
Пыль на полу- подавайте ….(метлу)
Возле школы все ребята убирают снег …(лопатой)
Логопед: А какие инструменты вы еще знаете?
(Дети перечисляют).
Логопед: За это задание мы получили букву Е.
3 задание: «Из чего – какой?»
Подберите слово- признак к инструменту.
Из чугуна- чугунный
Из резины- из металла-
Из стали- из пластика-
Из камня- из дуба-
За это задание мы полчаем букву М
4 задание: «Назови действие»
Лопатой- копают
Иголкой-
пилой-
топором-
граблями-
кистями-
ножницами-
За это задание мы получаем букву О.
(Дети садятся за столы)
5 задание: Отгадайте загадки:
Я землю копала - ни чуть не устала. А кто мною копал, тот и устал. (Лопата)
Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвозди).
Листья падают в саду, я их быстренько смету. (грабли)
Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (Пила).
Выложите из палочек инструмент в названии которого есть звук ПЬ (Пила).
Еще у нас листочки с заданиями. Посмотрите сколько инструментов нарисовано, а нам нужно закрасить только те в названии которых есть звук Р.
За это задание мы получаем букву Д.
Логопед: Ребята, а какие еще инструменты бывают?
Дети: Музыкальные.
Логопед: Я знаю что вы все умеете играть на музыкальных инструментах, покажем нашим гостям? (Дети играют в оркестре на музыкальных инструментах.)
6 задание : Придумать сказку о волшебных инструментах. Дети рассаживаются на палас перед ними схема составления сказки.
Рассказы детей.
За это задание мы получаем букву А.
Логопед: А какую сказку вы знаете где говорится о инструментах.
Дети: «Каша из топора».
Хотите посмотреть? Ребята приготовили вам сказку.
Инсценировка сказки «Каша из топора». За такую интересную сказку мы получаете букву Н.
Вот и собрали все буквы сможем прочитать слово? ЧЕМОДАН.
Вот где лежат инструменты. А вы не заметили, у нас в группе нет чемодана? Дети находят чемодан и инструменты.
Какие молодцы мы такое доброе дело сделали, вам было интересно? Что именно интересно? Теперь отнесем инструменты нашему Мастеру. Дети все вместе относят инструменты.

Низамова Лейсан Мадехатовна,

воспитатель

МБДОУ ДС КВ "Журавушка"

г. Новый Уренгой

Интеграция образовательных областей:

«познание»

«коммуникация»

«чтение художественной литературы»

«здоровье»

«социализация»

Виды деятельности:

Коммуникативная

Двигательная

Восприятие художественной литературы

Материал и оборудование: Предметные и сюжетные картинки, конверты с разрезными картинками с изображением людей с разными профессиями, магнитная доска, презентация «Профессии», карточки с изображениями людей с разными профессиями, карточки с изображением разных инструментов.

Программные задачи:

Образовательные

Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.

Упражнять в составлении описательных рассказов

Закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда.

Развивающие

Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом

Развивать умение слушать и слышать вопрос; умение обобщать; логическое мышление; интерес детей в процессе совместной деятельности; зрительное внимание и восприятие.

Воспитательные

Воспитывать интерес к занятиям, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Воспитывать у детей интерес и уважение к людям, работающим в детском саду

Ход деятельности:

В. : Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. А к нам сегодня пришел гость. Угадайте загадку, и узнаете кто же это.

Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.(Незнайка)

Дети: Незнайка

В.: Правильно.

Входит под музыку Незнайка, в руках сундук средних размеров.

Незнайка : Добрый день! (Вытирает рукавом лоб) Устал, нашел на луне вот этот сундук. Открыл, посмотрел содержимое. А там, какие то конверты, ничего не понял?! Я - то думал, что нашел сокровища. Решил вот принести вам. Может поможете?

В.: ну что ж, поможем, ребята?

Дети: да, да!!!

Незнайка достает первый конверт и протягивает воспитателю.

В.: «Отгадайте загадки».

В.: ребята для этого нам нужно пройти к экрану. Я прочитаю вам загадку, если вы ответите верно, то на экране появится картинка.

Интерактивная презентация. скачать профессии.pptx (275.26 КБ)

Показ презентации «Профессии в загадках»

Незнайка: молодцы, ребята!

В.: А давайте поиграем.

Дети и Незнайка: Мы согласны.

Подвижная игра «Кому нужен этот предмет?»
(на ковре лежат указка, жезл, книга, половник, руль, скрипка, кисточка, ведро, метла, стетоскоп)
Дети под музыку двигаются по кругу. Музыка останавливается - дети берут предметы и говорят, кому нужен этот предмет.

Незнайка: У меня есть еще конверт. (отдает воспитателю)

В.: Игра «Собери картинку»

Для этой игры вам нужно встать парами. Каждой паре мы с Незнайкой раздадим разрезные картинки, а вы попробуйте их собрать.

Похожие публикации