Необходимость искоренения асоциальных ценностей массовой культуры. Массовая культура как реализация проекта гуманизма Какие ценности вобрала в себя массовая культура
Массовая культура - закономерный этап развития цивилизации, связанный с персонологическими установками иудео-христианского мировоззрения, реализованными европейской цивилизацией посредством развития рыночной экономики, индустриализации, подкрепленной НТП, развитием СМИ и информационных технологий, урбанизации и демократизации политической жизни. Массовая культура парадоксальным образом реализовала проект Просвещения и его гуманистический лозунг «Все на благо человека, все во имя человека!» Перефразируя известный советский анекдот, можно добавить: «И мы знаем этого человека». Это каждый из нас. Рыночная экономика и массовая культура буквально воплотили в жизнь гуманистическую программу в механизме «всевозрастающего удовлетворения всевозрастающих потребностей». Кстати, именно так формулировался «основной закон социализма» в программных документах КПСС.
Массовое общество и массовая культура потому и совершили столь успешную экспансию, несмотря на очевидные издержки и гневные проклятья со стороны «гуманистов» и прочих «демократов», что являются реализацией и проявлением эволюции и диверсификации долгой исторической культурной и нравственной традиции. Массовая культура и массовое сознание лишь явили наиболее полную и развернутую форму этой установки. Они - продукт достаточно длительной социальной «дрессуры» на основе гуманистических идеалов вроде «человек - венец природы», «неотчуждаемые права человека» и т. п. Реализация программы дала неожиданный и ошеломляющий результат. Ориентацию на труд (духовный, интеллектуальный, физический), напряжение, заботу, созидание и эквивалентный (справедливый) обмен сменила ориентация на дары, карнавалы, организованный другими праздник жизни. Совершился переход от личности, ориентированной «изнутри», к типу личности, ориентированной «извне». Возникла и утвердилась нетерпеливая посредственность, безапелляционно притязающая на все блага мира. Казавшаяся ранее безусловно ценностно значимой установка «все для человека» и многовековые работа и борьба, сопровождавшиеся немалыми жертвами, привели к возникновению множащейся массы людей, желающих только одного - чтобы их кормили, поили и всячески ублажали.
Маркетизация ценностей
Ценностный комплекс массовой культуры образован радикально иначе, чем культуры традиционной, ищущей трансцендентного ценностного обоснования реальности в неких сакральных (священных, потусторонних) ценностях. Ценности массовой культуры, реализуемые в ее артефактах (продуктах), выражают представления о жизненном комфорте, социальной стабильности и личностном успехе. Они адресованы всем и каждому. Поэтому смыслом массовой культуры, принципом ее ценностной координации является глубокая маркетизация - не столько удовлетворение, сколько формирование потребностей, для удовлетворения которых предназначены продукты масскульта. Все, что возникает, существует, задумывается в массовом обществе, должно пользоваться спросом на рынке. Широко распространено мнение, что главное в современном обществе с его рыночной экономикой - деньги, стремление к выгоде, предпринимательской прибыли. Это мнение поверхностное. Массовое общество это общество, в котором все делается «на потребу». Поэтому смыслом массовой культуры является глубокая маркетизация - формирование потребностей, для удовлетворения которых предназначены продукты масскульта. Только в этом случае оно может быть оценено во «всеобщем эквиваленте» и продано. Деньги, прибыль выходят на сцену только после того, как выявился спрос.
В условиях маркетизации культуры меняется не столько содержание ценностей, сколько само их функционирование. Раньше на их взращивание и утверждение тратились усилия поколений творцов, поэтов, художников, мыслителей. Постепенность создания и врастания в жизнь делали ценности устойчивыми и универсальными регуляторами социальной жизни. Сегодня они зависят от платежеспособности заказа. Отныне ценности не вырабатываются внутри социума, а внедряются в него. Сегодня может почитаться толерантность, завтра - религиозная нетерпимость, а послезавтра - индивидуалистический гедонизм. И соответственно, будут пропагандироваться различные имиджевые фигуры, символы. Сегодня - одни, завтра - другие, послезавтра - третьи. Слава создается манипулятивно, с помощью СМИ и за деньги.
В соответствии с требованиями маркетизации продукты массовой культуры должны быть быстро производимыми, быть доступными без чрезмерных усилий, достаточно престижными и быстро, без проблем, потребляться. А однажды потребленный товар уже ценностью не обладает Прочитанный детектив или комикс обычно выбрасывается, прослушанные диски быстро сменяются новыми. Прошлогодний шлягер - устарел и должен смениться новым. Оскароносный блокбастер - новым обладателем суперпремий. Массовый потребитель как ненасытный кукушонок требует новой и новой «свежей» «духовной» пищи, новизна которой весьма относительна,
Этот фактор модности и престижности способен превратить простые предметы ширпотреба чуть ли не в духовные символы. Черные очки, «как у З. Цибульского», водолазка, «как у Путина/ Ходорковского» становятся не только модными вещами, но и репрезентируют жизненную позицию. Хотите выглядеть обольстительной женщиной, «сексапильной» или хотя бы «своей» для важного для вас круга людей или даже просто для «него» - следует одеваться, причесываться, выглядеть и вести себя так, как соответствующего типа женщины в кино, в телерекламе, на снимке в журнале. Эти женщины потому и называются моделями, что задают узнаваемые типажи и образцы.
Массовая культура задает матрицу материального мира и поведения в нем. В предлагаемых ею артефактах заложен не только практический утилитарный потребительский смысл. Эти предметы, обладая ценностью сами по себе, служат также средствами достижения других ценностей, связанных с амбициями, престижами, идеалами и надеждами.
Например, речь идет не просто о здоровье, а о вечной молодости, обладающей в современном масскульте самоценностью. Сама же молодость, в свою очередь, символизирует некий ценностной комплекс, самоценностных компонентов, таких как свежесть чувств, жизненная энергия, отвага, мобильность, готовность к риску, «бархатистая кожа», которой «ты достойна». А в первую очередь, - готовность принимать перемены, «упоение новизной». Потому что этот поток производства-потребления масскульта должен действовать бесперебойно и непрерывно.
Таким образом, массовая культура - культура торжества маркетизации. В этой связи нельзя не признать, что от этого серьезно страдают творчество в науке, искусстве и творцы - создатели подлинно новых артефактов культуры. Массовая культура изменила саму природу творчества. Многое стало чрезвычайно доступно. Фото- и видеокамеры автоматически ставят фокус и экспозицию. Компьютерные программы позволяют создавать любой дизайн и любые образы, писать музыку, макетировать книги. В домашних условиях можно создавать анимацию, записывать компакт-диски, издавать книги. Сегодня некоторые музыканты могут принести готовую фонограмму, но не умеют записать музыку на нотных линейках.
С одной стороны, можно только радоваться такому приобщению масс к возможностям самопроявления, с другой - искусство явно утрачивает одно из своих фундаментальных качеств -мастерство, которого достигали годами, передавали из поколения в поколение. Художники создавали уникальные произведения, штучный товар, которому можно было подражать и расти, подражая. Маркетизация если и делает ставку на мастерство, то не автора, а промоутера, продюсера, сумевшего раскрутить конкретный бренд. В некоторых видах творчества роль мастерства сохранилась: так, в архитектуре, балете, опере, спорте, цирке без освоения определенного уровня мастерства делать ничего. Литература, музыка, живопись, кинематограф в этой ситуации оказались более уязвимыми перед наплывом дилетантов, графоманов.
Качество товара менее важно, чем качество его рекламы - важен результат, измеряемый объемами продаж и полученной прибыли. В 1991 году молодой английский художник А. Херст за 6000 фунтов купил большую акулу, замариновал ее и, дав «произведению» название «Мысль о смерти, кажущаяся недосягаемой», продал рекламному агентству Саачи за 50 000 фунтов. Агентство развернуло кампанию продвижения нового направления в искусстве, в результате чего появились маринованный теленок, потом свинья и т. п. В 2005 году маринованная акула была продана Музею современного искусства в Нью-Йорке за $14000000, а все Соединенное Королевство вздыхало по уплывающему за океан шедевру британского искусства.
В 2004 году «Daily Telegraph» провела опрос 500 художников, критиков, искусствоведов, галеристов с целью определить 500 шедевров изобразительного искусства XX столетия. По результатам опроса «Авиньонские девушки» П. Пикассо заняли второе место - между занявшей третье место «Мэрилин Монро» Э. Уорхола и «Фонтаном» М. Дюшана, вышедшим на первую позицию. Стоит напомнить, что «Мэрилин Монро» - аляповато раскрашенный фотопортрет кинозвезды, а «Фонтан» - стандартный фаянсовый писсуар, эпатажно выставленный «автором» на художественной выставке в 1917 году. Современное художественное творчество строится не столько на культурных ассоциациях, сколько «новизне» и «оригинальности» любой ценой, на ерничестве по поводу культурной традиции, на ее отрицании и осмеивании, на «прикольности».
Маркетизация - суть унификация социальных, экономических, межличностных отношений на основе рыночного спроса и рыночной цены. В массовой культурые товарно-денежные отношения втягивают в себя не только экономику, но и культуру в целом, включая научное и художественное творчество. Практически все артефакты культуры становятся товаром, а деньги буквально становятся «всеобщим эквивалентом».
Глубокая и всеохватывающая Маркетизация всех сторон социальной жизни и породила массовую культуру с ее превращением иерархии трансцендентных ценностей в секторы рыночной экономики. Ценности фактически выступают в качестве рубрикаторов сегментирования рынка, информационного потока и информационного пространства - полочки, на которых лежат соответствующие продукты масскульта: «про любовь»; «про знания» (всевозможные словари, энциклопедии и справочники); «про истину», «про веру», «про добро» (всевозможные пособия и указания «как стать счастливой», «как добиться успеха», «как стать богатым»). Именно утрата вертикали, «уплощение» ценностной структуры культуры и порождает не только «мозаичность» современной культуры, но и приписываемую постмодернизму культуру «означающих без означаемых».
Массовую культуру отличает «брендовый» способ организации ценностно-смыслового ее содержания, порождения и трансляции ее артефактов. В этом случае на первый план выходят факторы, обеспечивающие эффективность производства, трансляции и реализации (потребления): социальная коммуникация, возможности максимального тиражирования и диверсификации артефактов массовой культуры.
Массовая культура - едва ли не первая в истории человечества культурная формация, лишенная трансцендентного измерения. Она совершенно не интересуется нематериальным, потусторонним бытием, иным его планом. Если что-то сверхъестественное и фигурирует в ней, то, во-первых, описывается конкретно и буквально, подобно описанию потребительских качеств товара, а во-вторых, это сверхъестественное подчинено вполне земным целям и используется в решении самых что ни на есть земных потребностей.
Ценности массовой культуры - ценности реального жизненного обустройства, комфортной, удобной жизни. Они пришли на смену «онтологическим монолитам» традиционной культуры. В ситуации массовой культуры они существуют «параллельно, не исключая друг друга и никак вообще не конкурируя. Более того, традиционные национально-этнические культуры и даже культуры прошлого получают возможности сохранения намного лучшие, чем в условиях своего возникновения. Но ни одна из них уже не обладает статусом главной, определяющей все остальные, выстраивающей их «под себя» по ранжиру.
Замена идеалов стандартами и модой формирует упрощенное, вульгаризированное восприятие действительности. Активизация потребительского спроса предполагает событие, провоцирующее этот спрос, вызывающее интерес, желание. Этот эффект обеспечивается связью события с известными людьми (престиж, мода), эпатажем, либидозной привлекательностью (Эрос) или экзистенциальными угрозами (Танатос). Массовая культура растворяет человека в стихиях бессознательного. Более того, она выводит на первый план две главные силы этой стихии - Эрос (жизнеутверждающая сексуальность) и Танатос (разрушительный инстинкт смерти). Человеку массы свойственны эротическая завороженность смертью, сексульно-деструктивные всплески агрессии, а массовой культуре - агрессивная жестокость, насилие, порнография, хоррор. А поскольку и сексуальность, и разрушающая агрессия выражают, в конечном счете, одно и то же - инстинкт торжествующего обладания, власти, то массовая культура оказывается выпущенным на волю демоном власти во всевозможных его проявлениях.
В результате артефакт массовой культуры выступает как социальный миф и как товарный бренд одновременно. Современный бренд это «обещание обеспечить желаемое переживание». Это означает, что потребителю в наши дни продается не товар, а чаяния, надежды и стремления самого потребителя, его мечты, его представления о «себе самом, каким бы я хотел быть».
Продукт массовой культуры должен, с одной стороны, обладать некими уникальными, неповторимыми свойствами, позволяющими его легко идентифицировать, выделить среди других, а с другой - такими характеристиками, которые позволяли бы его легко тиражировать в массовом количестве экземпляров и вариаций. Кроме того, он должен будить воображение, чтобы потребитель не просто заинтересовался, а быстро и по возможности полностью погрузился в воображаемый мир. Он должен вызывать интенсивные и немедленные переживания, а поскольку большей частью продукты масскульта распространяются на коммерческой основе, то это должны быть стимулы, соответствующие устоявшейся структуре воображения, интересов и Установок массового потребителя. В современном бизнесе добиться успеха можно, не только и не столько изучая спрос, сколько своими руками его создавая. В условиях сверхплотых рынков чисто рыночные ресурсы конкуренции уже исчерпаны, конкуренция выдавливается из рыночной среды в более широкие социальные контексты, и на первый план выходят внерыночные ее факторы. Тем самым, маркетинговая технология менеджмента перешагнула границы собственно рынка, распространилась на социальную среду бизнеса в целом.
Дальнейшее продвижение артефакта массовой культуры зависит от возможностей его сериальной диверсификации, репродуцирования в различных формах, перманентного воспроизводства. Каждый конкретный предмет массовой культуры бытийствует странным образом с точки зрения традиционной культуры. Он не может собраться в какой-то одной точке, но рассечен на множество сегментов, каждый из которых отсылает ко всему «полю», которое, в свою очередь, также не способно выстроить некоторый устойчивый фундамент реальности. Так что если снимается телесериал, к примеру «Мастер и Маргарита», то к нему полагается не только переиздание знаменитого романа, но и продвижение крема для тела «Азазелло», мыла «Лонжи Пилат», линии модной одежды «Маргарита» и т. п.
Проведенный анализ показывает, что в ценностной организации массовой культуры, с учетом ее «горизонтальности», «плоскостности», систематизация может строиться как рубрикация, классификация, сегментирование по зонам (сферам) соответствующих потребительских рынков товаров и услуг.
Базовые ценности масскульта | Песня (народн, и эстр. «попса») | Литература | Кино, театр | СМИ | Туризм |
Чувственные переживания «сантименты» | «Стоны» о любви | Сентиментальный, женский роман | Мелодрама | Женские журналы, программы, сериалы, «мыльные оперы», реалити-шоу | Массовый туризм |
Сила, власть, насилие | Разбойничья, блатная песня, рок | Криминальный роман | Боевик, цирк | Спорт, экстрим, бои | Экстремальный, спортивный туризм |
Секс | Похабная частушка, эротический дизайн | Эротика, порнография | Эротика, порнография | Эротика, порнография | Секс-туризм |
Идентичность | Гимны, марши, патриотич. песня | Исторический роман | Костю- миров. постановки | Новости, пропаганда, «белые пятна» истории | Культуральный туризм |
Знание, интеллект | Детектив | Детектив | Конкурсы, игры, просветит, издания и программы | Образовательный туризм | |
Выход за нормы и несостоятельность девиации, поражение | Эстрадный юмор | Юмор, сатира | Комедия | Юмористич. издания и программы | Развлекат. часть программы |
При обращении к фактуре массового искусства в глаза бросаются две основные темы, два сюжета, реализуемые в разном художественном материале. Первый - рассказы об успехе (success stories), истории удачи, счастливого вознесения к славе, деньгам, любви. Типологической в этом плане является история Скарлетт О"Хара из романа и бесконечных кино-теле-версий «Унесенных ветром». Вторая центральная тема - успешное изобличение живущих не по закону неправильно и последующего их нравственного, финансового и физического краха. Эта тема мощно представлена детективами, вестернами, боевиками, Другими жанрами «благородного насилия». Рядом с «плохими ребятами», иногда обаятельными, но всегда оказывающимися несостоятельными перед торжествующим законом, фигурируют «хорошие парни», воплощающие справедливость и закон.
Изобличение и расправа с живущими не по закону происходят с такой же невероятной фатальной неизбежностью, с какой успех, вопреки всему, сваливается на героев первых историй. Общая направленность обеих тематических линий более чем очевидна. Речь идет о подтверждении веры в справедливость существующего мира, гарантирующего не только равные возможности, но и справедливость воздаяния. Все ценностное содержание массовой культуры коренится в «этом мире», не выходит за горизонты доступной реальности.
Успех, успешность, лидерство (качества, рейтинга, объемов продаж, суммы затрат - не важно) пронизывает в массовой культуре все и вся. Успешность - залог востребованности, продаваемости. Она вызывает интерес. Поэтому бренду (мифу) надо быть не только особенным, единственным в своем роде, но и легко узнаваемым. В галерейном деле главная проблема отношений между художником и галерейщиком состоит в том, что если художнику, который заинтересован в освоении разных стилей, хочется себя попробовать в разных манерах и материалах, то галерейщику, для того чтобы художник «продавался», надо чтобы он сделал оглушительно много чего-то одного. Вот тогда возникнет бренд, произведения художника станут узнаваемыми потребителем, как типичные «Пикассо», «Глазунов» или «Церетели».
Из этого, помимо прочего, следует уязвимость огульных обвинений массовой культуры в низкопробности и «порче вкусов народных масс». Ее главная функция - социализация личности довольно искусственного общества, причем в условиях фактической атомизации (дезинтегрированности) этого общества. Массовая культура призвана обеспечить принятие личностью общества «равных возможностей», в котором даже проявления революционности оказываются одним из секторов единого рынка услуг.
Более того, всякое отклонение от ценностных нормативов массовой культуры с этих позиций может рассматриваться как проявление невротизма или более тяжелой патологии и нуждается в корректировке. Массовой культуре нужны только конформисты. Однако хотя социальность и конформизм в ней практически отождествляются, в массовой культуре, в силу ее всеядности и мультикультуральности, выделяются специальные рыночные гетто для проявления (и удовлетворения) агрессивности и даже насилия: спорт, молодежный рок, экстремальный туризм. Тем самым они все равно, в конечном счете, поглощаются масскультом.
Сплошь и рядом продукция массовой культуры служит средством отвлечения от действительности, блокирования интеллекта, замены всего проблемного - занимательным. Именно поэтому их объединяют сверхценности успеха и гедонизма (удовольствия, «кайфа»). Отсюда столь значительное место индустрии развлечений и развлекательных программ в СМИ. Их разнообразие, броская пестрота на деле оказывается воспроизводством одних и тех же стандартов массовой культуры. Массовая культура направлена на создание такого положения дел, при котором потребитель постоянно узнавал бы то, что он уже знает, и видел бы в очередных артефактах масскульта доказательство извечной стабильности известных ему ценностей. Она приучает множество людей смотреть на все разнообразие и сложность современного мира через неподвижную призму-витраж ее ценностей.
В общем виде структура массовой культуры включает в себя следующие ценности:
1. Сверхценности маркетизации:
сверх-ценности формы: событийность (привлечение внимания, publicity, эпатаж); возможность тиражирования и распространения; сериальность; диверсификация;
сверх-ценности содержания (предмета): «на потребу», «для человека»; личный успех; удовольствие.
2. Базовые ценности масскульта, рубрицируемые по видам и жанрам: чувственные переживания; сексуальность; власть (сила); интеллектуальная исключительность; идентичность; несостоятельность отклонений.
3. Специфические ценности национально-этнических культур: уникальность и неповторимость культурной идентичности; потенциал общечеловечности.
4. Ролевые ценности (признание в группах: профессиональных, возрастных, тендерных и др.)
5. Экзистенциальные ценности: добро; жизнь; любовь; вера.
Не стоит забывать, что речь идет не о вертикальной, а о горизонтальной организации ценностной структуры, когда ценности играют роль рубрикатора-классификатора, «лейблы» подачи соответствующего товара массовой культуры.
Синхрония этого ценностно-смыслового комплекса выражает соотношение ценностей в воплощении артефакта массовой культуры в его дизайне, «упаковке». Получается артефакт «масскультовский» по содержанию и «национальный» по форме. Диахрония - прорастание личностной идентичности до уровня «массовой культуры». Но ценностные критерии в обоих случаях - синхронии и диахронии - действуют одни и те же.
Всю эту систему пронизывает главное - маркетизация - наличие потребительской ценности. То, что не востребовано, существовать не может, в том числе и национально-уникальное.
Массовая культура и ее артефакты - очень целостная и хорошо интегрированная система, способная к перманентному самовоспроизводству. Это самовоспроизводящаяся массовая персонология, или персонологичная масса.
Массовая культура стала временем второго рождения мифа, возврата к мифологическому мышлению. Но это мифы, которые не рождаются стихийно, а проектируются и сознательно продвигаются. Современный миф намеренно создается с целью не познания, а трансформации реальности. Поэтому говорить следует не столько о втором рождении мифа, сколько о создании нового типа мифологии, в котором используется лишь традиционный механизм, но подменяются цели и функции. В современной рекламе «мир твоей свободы» это «мобильные телесистемы», а «достоинство и престиж» - всего лишь женские колготки. И наоборот: электробритва - «прорыв в новое измерение», шоколадный батончик - «символ независимости»... Массовая культура функционалистична и инструментальна. Она всячески педалирует самоценность желания и потакает самым различным желаниям, выступая своеобразной «машиной желания». При этом масскульт, весьма технологично насыщая, не удовлетворяет. Суля рай и блаженство, он не дарует покоя удовлетворения. Он приваживает, завораживает, обещает или соблазняет, но всегда обманывает, «кидает».
Эта атака на «аксиологические и онтологические монолиты» европейской культуры, на их демонтаж началась не в наше время. Научное познание, искусство, идеология подвергались испытаниям на протяжении всего Нового времени. Но только в XX столетии кризис проекта рационализма Просвещения стал очевидным.
Первым, пожалуй, рухнуло искусство, горячечная лихорадка которого накануне и во время I Мировой войны в конечном итоге разрядилась полным распадом образности (абстракционизм, сюрреализм, концептуализм, активизм - ряд довольно убедительный). После II Мировой войны в быстротечный кризис вступила методология науки. Наука, еще в 50-е годы казавшаяся незыблемым оплотом достоверного знания, на которое возлагались все надежды и чаяния казавшегося беспредельным прогрессивного развития человечества, превратилась в одну из нормативно-ценностных систем культуры, и ее претензии на обладание истиной обыденным сознанием были поставлены под сомнение. А само знание, наряду с мнениями, верой, мифом, признано не являющимся приоритетным средством социализации, вариативным и ситуационным.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЫБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. П.А. СОЛОВЬЕВА
Кафедра философии
Контрольная работа по дисциплине «философия»
«Массовая культура в ее отношении к ценностям традиционной культуры»
Выполнил: Бастрыгин Д. А., | |
студент гр. ЗСП-05, 1 курса. | |
Преподаватель: Воронцов Б.Н. | |
Оценка: __________________________ | |
Подпись преподавателя: ____________ | |
Дата: ____________________________ |
Рыбинск 2006
ПЛАН
Введение 3
1.Массовая культура 5
2.Традиционная культура 9
3.Отношение массовой культуры к ценностям традиционной культуры 20
Взгляды на современную культуру 39
Современная культура и цивилизация 40
Заключение 53
Использованная литература 54
Введение
Сегодня многообразие типов культуры можно рассматривать в двух аспектах: многообразие: культура в масштабах человечества, акцент на социокультурных суперсистемах, внутреннее многообразие: культура отдельного общества, города, акцент на субкультурах.
В рамках же отдельного общества можно выделить:
высокую (элитарную)
народную (фольклорную) культуру, в их основе - различный уровень образованности индивидов и
массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.
Рассматривая субкультуры, предварительно необходимо отделить те субкультуры, которые противостоят культуре данного общества.
Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса. Необходимо отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности - от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура играет все большую роль в решении долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности - труд, быт, досуг, область мышления и т. д., на образ жизни общества и личности. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности и пр.), влияющих на характер поведения, формы и стиль общения людей, ценности, образцы, нормы поведения. Гуманистический образ жизни, ориентированный не на приспособление к имеющимся условиям, а на их преобразование, предполагает высокий уровень сознания и культуры, повышает их роль как регуляторов поведения людей и образа их мышления.
Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Освоение культурных богатств прошлого выполняет интегрирующую функцию в жизнедеятельности каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в постижении мира как целого. А это имеет огромное значение для поиска общих критериев прогресса в условиях неудержимой научно-технической революции.
С предельной остротой эти вопросы поставлены самой жизнью нашего общества, ориентиры на качественно новое его состояние ведут к крутому перелому в осмыслении традиционалистских и инновационных тенденций социального развития. Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, расширения обмена подлинными культурными ценностями между народами, а с другой - умения выйти за рамки привычных, но уже отживших представлений, преодолеть ряд реакционных традиций, которые складывались и насаждались веками, постоянно проявляясь в сознании, деятельности и поведении людей. В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватное современности понимание истории мировой культуры.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
«Гуманитарные науки»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по учебному курсу
«Социология»
Вариант 32
«Массовая культура: основные ценностные
установки.»
Студента 4-го курса заочной формы обучения
Специальности (08109
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)
Москвитиной Виктории Николаевны
группа №674-1202
шифр 0867112
Преподаватель: Проскурина А.В.
ПСКОВ
2011
Содержание:
Введение.
1.1.Появление массовой культуры и ее социальные
функции.
1.2.Массовая культура в средствах массовой
информации.
2.Ценностные установки.
2.1.Ценности и их значение.
2.3.Подмена ценностей.
3.Методическая часть.
3.1.Метод контент – анализа.
3.2.Схема анализа текстов.
4.Аналитическая часть.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Идея массовой культуры возникает
в 20-х годах в рамках доктрины массового
общества. Теория массового общества возникает
из того, что в XX в.классовая популяризация
исчезает и во главе исторического процесса
становится «масса».Понятие «масса» имеет
не только количественные характеристики,
но и качественные, что гораздо важнее
в культуре. К качественным характеристикам
«массы» относятся: обезличенность, преобладание
чувств, утрата интеллекта и личной ответственности
за свои решения и поступки. Общество делится
на массу (толпу) и элиту, имеющую доступ
к высшим культурным ценностям. Отсюда
«массовым» называют такое общество, в
котором человек становится безликим
элементом социальной машины, подогнанным
под ее потребности. А массовой культурой
называют то, что противостоит подлинной
культуре.
Массовая культура создается для
целей потребления. Ее главной функцией
является развлекательная функция.
Массовая культура появляется, когда средства
массовой информации (радио, телевидение,
печать) проникают в большинство стран
мира и становятся доступными для представителей
всех социальных слоев. Она является массовой
по объему (охвату аудитории) и по времени
(производится постоянно). Массовая культура
превратилась в особенный вид бизнеса,
при этом она не только потребляется человеком,
но и потребляет самого человека, заслоняя
от него и заменяя ему другую культуру.
Типичными примерами массовой культуры
могут быть телевизионные сериалы, популярная
и эстрадная музыка и другие массовые
шоу – программы. Такая культура и доступна
всем возрастам, всем слоям населения
независимо от уровня образования.
Актуальность данной
темы заключается в тесном проникновении массовой культуры во все сферы
жизни общества. Массовая культура в последнее
время получает все большее распространение,
и все сильнее ее критикуют, хотя у нее
есть и положительные черты, такие как
предоставление обществу новой (полезной)
информации, появление направлений «развлекательной»
культуры и др. Современный человек уже
не представляет своей жизни без средств
массовой информации.
Средства массовой информации
во многом диктуют человеку модели
поведения, приоритетные ценностные установки,
используя в качестве основного инструмента
механизм статусности и престижности.
Попытаемся разобраться влияют
ли средства массовой информации
на формирование массовой культуры
и ценностных установок человека. Для
этого определим цель работы:
Выявление доли освещения в средствах
массовой информации элементов массовой
культуры.
Для достижения данной цели
поставим задачи:
1.изучить литературу по теме;
2.разработать план и инструментарий
исследования;
3.выбрать объект исследования;
4.изучить методику и технику
проведения социального исследования;
5.собрать информацию (провести
анализ СМИ, сделать выборку
статей по изучаемой теме)
6.провести анализ результатов исследования;
7.сделать выводы.
1.Современная массовая культура.
1.1.Появление массовой культуры
и ее социальные функции.
Истоки широкого
распространения массовой культуры
в современном мире кроются
в коммерциализации всех общественных
отношений, на которую указывал
еще К. Маркс в “Капитале”.
В своем произведении К. Маркс рассмотрел через понятие “товар”
все многообразие социальных отношений
в буржуазном обществе.
Стремление видеть товар
в сфере духовной деятельности в
сочетании с мощным развитием
средств массовой коммуникации и
привело к созданию нового феномена
- массовой культуры. Заранее заданная
коммерческая установка, конвейерное
производство - все это во многом означает
перенесение в сферу художественной культуры
того же финансово-индустриального подхода,
который царит и в других отраслях индустриального
производства. К тому же многие творческие
организации тесно связаны с банковским
и промышленным капиталом, что изначально
предопределяет их на выпуск коммерческих,
кассовых, развлекательных произведений.
В свою очередь потребление этой продукции
- это массовое потребление, т.к. аудитория,
которая воспринимает данную культуру
- это массовая аудитория больших залов,
стадионов, миллионы зрителей телевизионных
и киноэкранов.
В социальном плане
массовая культура формирует
новый общественный слой, получивший
название “средний класс”.
Понятие “средний класс” стало основополагающим
в западной культуре и философии. Этот
“средний класс” стал и стержнем жизни
индустриального общества. Он же и сделал
столь популярной массовую культуру.
Массовая культура
мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные
процессы, происходящие в природе и в человеческом
обществе.
Происходит отказ от рационального начала
в сознании. Целью массовой культуры является
не столько заполнение досуга и снятия
напряжения и стресса у человека индустриального
и постиндустриального общества, сколько
стимулирование потребительского сознания
у зрителя, слушателя, читателя, что в свою
очередь формирует особый тип - пассивного,
некритического восприятия этой культуры
у человека. Все это и создает личность,
которая достаточно легко поддается манипулированию
[ 9.С.254]. Другими словами, происходит манипулирование
человеческой психикой и эксплуатация
эмоций и инстинктов подсознательной
сферы чувств человека и прежде всего
чувств одиночества, вины, враждебности,
страха, самосохранения.
Формируемое массовой культурой
массовое сознание многообразно в своем
проявлении. Однако, оно отличается
консервативностью, инертностью, ограниченностью.
Оно не может охватить все процессы
в развитии, во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой
культуры массовое сознание имеет специфические
средства выражения.
Массовая культура в художественном
творчестве выполняет специфические социальные
функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская:
приобщение человека к миру иллюзорного
опыта и несбыточных грез. И все это сочетается
с открытой или скрытой пропагандой определенного
образа жизни, которое имеет своей конечной
целью отвлечение масс от социальной активности,
приспособления людей к существующим
условиям.
Отсюда и использование в массовой культуре
таких жанров искусства как детектив,
вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно
в рамках этих жанров создаются упрощенные
“версии жизни”, которые сводят социальное
зло к психологическим и моральным факторам.
Этому служат и такие формулы массовой
культуры, как “добродетель всегда вознаграждается”,
“добро всегда побеждает зло”.
Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность,
массовая культура имеет весьма четкую
мировоззренческую программу, сформировать
определенное сознание и приоритетные
ценностные установки в обществе, которым
можно управлять.
1.2.Массовая
культура в средствах массовой информации.
Массовая культура - это культура
масс, культура, предназначенная для
потребления народом; это сознание
не народа, а коммерческой индустрии культуры;
она враждебна подлинно народной культуре.
Она не знает традиций, не имеет национальности,
ее вкусы и идеалы меняются очень быстро
в соответствии с потребностями моды.
Массовая культура обращается к широкой
аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам,
претендует на то, чтобы быть народным
искусством.
Модернизм, напротив, апеллирует
к вкусам элиты, опирается на
различные направления авангардистского
искусства. В настоящее время
происходит интенсивный процесс
превращения авангарда в искусство ширпотреба.
Феномен массовой культуры
существует, а телевидение является
самым эффективным средством
тиражирования и распространения
этой культуры.
Массовая культура воздействует на массовое
сознание, по средствам массовой коммуникации,
ориентирована на потребительские вкусы
и инстинкты, имеет манипулятивный характер.
Средства массовой информации представляют
собой большую угрозу для независимого
человека, она обладает опасным орудием
внушения, орудием социальной дезориентации
человека.
Массовая культура осуществляет стандартизацию
духовной деятельности человека. Человеческая
масса хочет, чтобы ее отвлекали
от жизни, а не раскрывали ее смысл.
По, ориентированным на рынок
предметам потребления, рекламе
в средствах массовой информации
мы узнаем о типичных формах поведения,
позициях, общепринятых мнениях, предрассудках
и ожиданиях большого количества людей.
Одна из важных функций
современной массовой культуры
состоит в мифологизации общественного
сознания. Произведения массовой культуры,
так же как и мифы, основаны на не различении
реального и идеального, они становятся
предметом не познания, а веры.
Существует мнение, что наиболее адекватным
термином, выражающим сущность произведений
массовой культуры, является термин икона.
Именно икона соответствует русскому
понятию образ. Этот термин характеризует
такой тип художественного отражения,
который носит символический, принципиально
нереалистический характер, является
предметом веры, поклонения, а не средством
отражения и познания мира.
Массовая культура – это
специфический способ освоения
действительности и адаптации
к ней, проявляющийся в условиях
индустриально развитого « массового
общества», это явление, характеризующее
специфику производства и распространения
культурных ценностей в современном
обществе. Ее отличительными особенностями
являются такие, как ориентация на вкусы
и потребности «среднего человека», исключительно
высокая гибкость, способность трансформировать
продукты, созданные в рамках других культур
и превращать их в предметы массового
потребления, коммерческий характер, использование
клише при создании ее продуктов, а также
связь со средствами массовой коммуникации
как главным каналом распространения
и потребления ее ценностей.
1.3.Нравственные аспекты массовой культуры.
Можно упрекать
массовую культуру в безнравственности
и бездуховности и рассматривать
ее с позиций нравственных
ценностей «высокой культуры». Но скорее это занятие можно считать
бесперспективным, т. к. еще практически
не определены в современных культурологических
исследованиях критерии нравственности
для анализа массовой культуры.
Несмотря на это, попробуем разобраться,
что несет массовая культура c точки
зрения нравственных позиций современному
человеку.
Во-первых, доступность и понятность
образной сферы, содержания. Это «герои»
и образы современного мира, проблемы
и ситуации не раз поднимаемые в СМИ. В
наше сложное время, когда человека окружает
в повседневной жизни насилие и произвол,
экономический и политический кризисы,
в сериалах, книгах и фильмах обыватель
видит возможность успешной борьбы с преступностью
и коррупцией, честных, «непродажных чиновников»
и журналистов. Конечно, порой нас не устраивает
форма воплощения этого содержания. Да,
поражает обилие сцен насилия и крови
- это победа добра на физическом уровне,
а не на нравственном. Но ведь это реалии
нашей современной жизни, наша действительность.
Сюжеты многих фильмов, сериалов и романов
строятся на резком противопоставлении
добра и зла, геройства и злодейства. Но
если о зле и злодействе в «массовой культуре»
пишут повсюду, то категория добра как-то
выпала из поля зрения критики. Однако
именно она оказывает решающее воздействие
во всех видах поединков, именно Добро
всегда борется со Злом, и всегда побеждает.
Основная масса произведений массовой
культуры придерживается общечеловеческих
норм и принципов – в обличье Зла выступают
обычно преступники всех мастей, болезни,
неприятности по работе, удары судьбы.
Добро же всегда олицетворяют люди, герои,
которые наделяются высокими моральными
качествами и вступают в борьбу со Злом
не только в силу своих служебных обязанностей,
но и по причине благородства своей души.
Традиционный счастливый финал вселяет
в зрителя-читателя веру в торжество справедливости,
в победу добра. Это своеобразный сеанс
психотерапии, «нравственный катарсис»
и в этом кроется одна из причин магнетической
силы этого вида культуры.
Однако, в массовой культуре
присутствуют формы созданные
только с целью развлечения
людей. И в сфере влияния развлекательной
культуры оказывается чаще всего молодежь,
обладающая большим количеством свободного
времени. Поэтому воздействие таких форм
массовой культуры на молодежь требует
более глубокого, всестороннего изучения.
Развитие национальных форм развлекательной
массовой культуры, именно с точки зрения
духовности, могут дать положительные
результаты. Общественная практика свидетельствует
о том, что национальные формы развлекательной
массовой культуры успешно могут конкурировать
в молодежной среде с аналогичной западной
продукцией. Это в свою очередь может способствовать
реальному сохранению менталитета, системы
ценностей нации. Часто через такие формы
массовой культуры идет реальное приобщение
к национальным формам культуры: религии,
фольклору, искусству, литературе. Конечно,
присутствие национального содержания
в массовой культуре не может быть свидетельством
соответствия всем нравственным и эстетическим
критериям, предъявляемым подлинным творениям
культуры. Поэтому для решения этой насущной
проблемы необходимо всестороннее изучение
нравственных аспектов всех направлений
и жанров массовой культуры, разработка
новой государственной духовно-культурной
программы, и конечно, ответственность
производителей всей продукции массовой
культуры перед обществом.
2.Ценностные установки.
2.1.Ценности и их значение.
Социология изучает социальные
ценности. Социологические ценности -
это то, что призвано удовлетворить индивидуальные,
групповые или общественные потребности.
Ценности тесно связаны с потребностями,
это две стороны одного целого. Если потребность
– побудительная сила, коренящаяся внутри
человека, то ценность обозначает те объекты,
которые удовлетворяют эту потребность
и находятся вовне.[ 3.С.71 ]
Ценности бывают самыми разными
– материальными и духовными.
Роль ценностей в человеческом обществе
огромна. Они выполняют самые разные функции.
Они регулируют социальные отношения
и взаимодействия людей, и поэтому их можно
назвать регуляторами. Ценности проявляют
себя в качестве фундаментальных норм,
обеспечивающих целостность общества.
Поэтому их вторая функция – быть ценностными
нормами. Но главная функция ценностей
– они являются мотивом поведения. Человек
ориентирует поведение на конкретные
ценности, ориентирует сознательно. Так
в единое целое увязаны ценности, потребности
и мотивы.
Шкала ценностей человека
– это стержень его личности.
Личность человека характеризуется в
зависимости от того, на какие ценности
он ориентируется и совпадают ли выбранные
им ценности с теми, которые общество
признает в числе наиважнейших. Существует
шкала общественных ценностей и шкала
индивидуальных ценностей человека. Человека
можно назвать личностью если его субъективная
и объективная шкалы ценностей совпадают.
Ценности приобретаются в
ходе социализации. Ценности – это
не только механизм, но и результат социального
сравнения, способ упорядочивания элементов
культуры. Человеческая культура базируется
на том, что идеи, нормы, обычаи, правила
и материальные памятники упорядочены
по степени важности. Шкала индивидуальных
ценностей жестко не закреплена и выстраивается
самим человеком. Ценности переходят с
одного уровня на другой. Шкала ценностей
входит в ядро человеческой личности.
2.2.Ценности массовой культуры.
. Ценности массовой
культуры, реализуемые в ее продуктах,
выражают представления о жизненном
комфорте, социальной стабильности
и личностном успехе. Они адресованы
всем и каждому. Поэтому смыслом
массовой культуры, принципом ее ценностной координации является
маркетизация – не столько удовлетворение,
сколько формирование потребностей, для
удовлетворения которых предназначены
продукты масскульта. В массовой культуре
товарно-денежные отношения втягивают
в себя не только экономику, но и культуру
в целом, включая научное и художественное
творчество. Практически все продукты
культуры становятся товаром, а деньги
буквально становятся «всеобщим эквивалентом».
Количество определений массовой культуры
достаточно много. Культура понимается
как совокупность ценностей (духовных
и материальных), как живая человеческая
деятельность по их созданию, распространению
и хранению. Одной из основных функций
культуры является ценностно – ориентационная.
Т.е. культура задает определенную систему
ценностных координат. Своеобразную «карту
жизненных ценностей», в которых существует
и на которые ориентируется человек.
В культуре традиционно принято выделять
несколько уровней: информационный, технологический
и ценностный. Поэтому культура – это
система способов хранения и трансляции
информации, накопления навыков и умений,
механизмов применения их в практической
деятельности. Вместе с тем она предлагает
целый ряд ценностных установок, которые
через мировоззренческие универсалии
в своем взаимодействии задают образ
человеческого мира. Именно с помощью
категорий культуры, таких как добро, зло,
вера, надежда, свобода, справедливость,
человек осмысливает и переживает мир,
сводит в целостность все явления действительности,
попадающие в сферу его опыта.
В современном обществе
преобладают информационность и познавательность,
что приводит к утрате духовности.
Современное поколение отличается больше
деловыми и интеллектуальными качествами,
живет богаче и комфортнее, но механичнее,
теряет способность к сопереживанию и
любв
и т.д.................
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Сущность и причины возникновения массовой культуры, описание ее характеристик. Средства и методы воздействия продуктов массовой культуры на потребителя. Особенности сюжета данного вида культуры, ее связь с авторством, основные отличия от элитарной.
реферат , добавлен 22.01.2014
Понятие и основные характеристики современной культуры. Специфика массовой культуры в аксиологическом измерении. Анализ смысложизненных ориентаций молодежи в условиях массовой культуры. Феномен массовой коммуникации и современные формы идеологии.
магистерская работа , добавлен 17.07.2013
Понятие массовой культуры, ее сущность и особенности, ценностно-смысловая специфика. Кризис современной культуры как разрушение ее ценностного ядра. Сущность и экономические предпосылки десемантизации в обществе массового потребления, характерные черты.
дипломная работа , добавлен 21.02.2009
Становление и философские основы массовой культуры. Философия позитивизма как главная форма мировоззренческого обоснования натуралистического художественного метода в искусстве. Философские основы элитарной культуры. Обмен поверхностными элементами.
реферат , добавлен 14.12.2013
Понятие массовой коммуникации. Структура и функции массовой коммуникации. Эффективность массовой коммуникации. Интеграция и поступательное развитие современной цивилизации. Социальная сущность массовой коммуникации. Социализация индивида.
реферат , добавлен 25.10.2006
Массовая коммуникация как форма опосредованного общения. Информационно–психологические войны. Основные направления исследований массовой коммуникации. Теории политико-коммуникационных процессов. Манипуляция в СМК. Воздействия массовой коммуникации.
дипломная работа , добавлен 19.03.2009
Характеристики массовой и межличностной коммуникации. Типологии и классификации основных средств массовой информации и коммуникации. Функции СМИ в политической системе и обществе. Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Предпосылки формирования массовой культуры, ее современное понимание. Анализ и характеристика массовой, элитарной и визуальной культуры. Основные составляющие элементы и свойства массовой культуры. Индивидуально-личностный характер элитарной культуры.
реферат , добавлен 25.09.2014
История возникновения массовой культуры. Классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Подходы к определению массовой культуры. Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии. Виды культуры и признаки субкультуры.
реферат , добавлен 13.12.2010
Понятие массовой культуры, ее назначение, направления и специфические черты, место и значение в современном обществе. Реклама и мода как зеркало массовой культуры, тенденции их развития. Проблемы воспитания молодежи, связанные с массовой культурой.
реферат , добавлен 18.09.2010
Формирование национальной культуры. Генезис массовой культуры. Универсальность средств массовой коммуникации. Обогащение и развитие духовного мира человека. Глобальные средства распространения основных продуктов культуры. Эволюция социальных идеалов.
реферат , добавлен 30.01.2012
История возникновения "массовой культуры", особенности ее феномена в современных условиях, характеристика уровней и проблема анализа. Основные направления смешения культуры и политики. Особенности влияния массовой культуры на современное общество.
контрольная работа , добавлен 05.10.2010
Развитие массовой культуры. Глобализация информатизации общества, которая повлекла за собой движения во всем мире. Средства массовой информации и психоделическая революция. Характерные черты психоделического рока. Появление психоделик-транс трэков.
курсовая работа , добавлен 21.01.2011
Культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Содержание массовой культуры. Развитие средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. Средства компьютерного отображения информации.
презентация , добавлен 14.12.2012