Тема войны в списках не значился. В списках не значился

Давно отгремели залпы Великой Отечествннной войны. Но о ней продолжают вспоминать, рассказывать, писать. Столкновение мирной жизни с жестокой реальностью войны является оним из главных мотивов романа "В списках не значился". Всё произведение -- повествование о школе зрелости и мужества, которую проходит 19 летний лейтенант, Николай Плужников.
В романе описывается несколько мирных дней лейтенанта, но для него они насыщены важными событиями. Николай окончил военное училище, получил назначение командром взвода и отправился в одну из частей Особого Западного округа.
О войне у лейтенанта самые ясны представления. н уверен, что гитлеровская Германия не посмеет напасть на нашу родину, а разговоры об этом считает провокационными, не сомневается в силе и мощи Советской армии.
Поздно ночью 21 июня 1941 года он прибыл в Бретскую крепость. В го планы входило с утра явиться начальству, зачислиться в список части и приступить к службе.
Но 22 июня в четыре часа пятнадцать минут утра тяжелый грохот обрушился на Бретскую крепость: гитлеровская Германия предательки напала на Советский Союз, началась Великая Отечественная война, началась оборона Бретской крепости.
После 3 дней яростных боев дни и ночи обороны крепости слились в единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов, блужданий по подземельям, коротких схваток с врагом и постоянного, изнуряющего желания пить.. .
В первых схватках с гитлеровцами Плужников терялся, упускал из рук командование.. . Больше того, в этих схватках он дважды струсил. Оборона Бретской крепости стала для Плужникова жестокой школой возмужания, духовного роста.
Лейтенант будет и впредь допускать ошибки. Жестокий урок, научивший его отличать подлинную человечность от ложой, получил он, пожалев и отпустив гитлеровца. Плужников стал наблюдателен, хладнокровен, расчетлив, научился думать и всесторонне оценивать обстановку.
В процессе обороны Бретсткой крепости он стал одним из ее героев, совершил не мало подвигов, был защитником и "хозяином" крепости до весны 1942-го года, удостоился в последние минуты своей жизни воинских почестей даже от врага.. . "Не сдалась, не пала Брестская крепость. Не взяли ее ни бомбами, ни огнеметами. Она просто истекла кровью... "
Слова Плужникова: "Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя. "
Я осталась под впечатлением от истории любви Плужникова и Мирры. Кажется, что эта романтическая любовь в подземелье как-то неожиданна в этом романе. Но эта любовь является проявлением настоящей человечности, противостоящей жестокости войны. Великая сила жизни, добра, любви неистребима неперекор всему что стремится ее уничтожить.
Легендарные герои, легендарные подвиги, изображеннные в романе "В списках не значился" отражают подлинную действительность. И Борис Васильев, рисуя их, опирался на реальную историю обороны Бретской крепости.

А. С. Пушкин показал в романе духовные поиски лучших представителей русского дворянства, отразил жизнь этой социальной группы во всем ее многообразии и сложности. В. Г. Белинский заслуженно назвал это произведение энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Народность романа не только в выражении народного духа, традиций, мироощущения, национального самосознания, воплощенных преимущественно в образе Татьяны Лариной, авторских отступлениях, но и непосредственно в образах представителей народа, в зарисовках с натуры. Автор создал широкую и объемную панораму жизни р

Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” - первая русская реалистическая комедия. Важное место в ней занимает изобличение пороков современного писателю общества, главную ценность для которого составляют “душ тысячки две родовых” и чин. Недаром Фамусов пытается выдать Софью за Скалозуба, который “и зблотой мешок, и метит в генералы”. Его мало волнует счастье дочери, вернее сказать, он уверен, что счастье - в деньгах и высоком положении в обществе. Словами Лизы Грибоедов убеждает нас, что не один Фамусов придерживается такого мнения: “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездам

Мы ходим в школу, учимся читать и писать, начинаем "дружить" с книгами. Что может быть занимательнее, чем чтение хорошей книги? Читая, попадаешь в таинственный и волшебный мир, переносишься в далекое прошлое или будущее. С раннего детства мы познаем окружающий мир из книг, прочитанных взрослыми. Прочитав книги, мы начинаем узнавать все больше нового и интересного. Но некоторые случаи в произведениях, которые описаны в книгах, случаются в жизни. Из книг мы узнаем много интересного и поучительного. Книга передает нам опыт минувших поколений, их идеалы, убеждения, пути поиска истины. Книг много,

Идея высшего предназначения России в истории человеческой цивилизации была популярна еще в XIX веке. Многие крупные мыслители выдвигали теории, согласно которым Россия - страна, отмеченная печатью избранничества. Наиболее близки мне взгляды таких выдающихся деятелей русской общественной мысли, как Ф. Тютчев и А. Блок. Ф. И. Тютчев декларировал в своем творчестве идею избранничества Российского государства и противопоставлял Русь странам Западной Европы. Политическое мировоззрение автора наиболее полно выражено в статьях “Россия и революция” и “Римский вопрос и папство”. По мнению поэта, Ро

Герой - это тот человек, который в решительный момент делает то, что необходимо делать в интересах человеческого общества.

Юлиус Фучик

Герой, героизм, героическое… Эти слова с детства входят в нашу жизнь, формируя в человеке черты гражданина и патриота. Важная роль в этом процессе принадлежит русской литературе, в которой изображение подвига человека было и остается традиционным еще со времен “Слова о полку Игореве” и “Задонщины”. В русской литературе XX века подвиг человека оказывается тесно связанным с темой Великой Отечественной войны, ставшей поистине “народной войной” для наших соотечественников.

Среди прошедших эту войну было много будущих писателей: Ю. Бондарев, В. Быков, В. Закруткин, К. Воробьев, В. Астафьев и др.

Добровольцем Великой Отечественной, прошедшим ее от начала до конца, стал и Борис Львович Васильев, автор многих книг, посвященных этой святой для каждого теме.

Наибольшей известностью пользуется повесть Б. Васильева “А зори здесь тихие…”, в которой с особой проницательностью выражена мысль о несовместимости войны с природой человека, тем более женщины, призванной дарить жизнь.

Но мне хотелось бы в своем сочинении обратиться к роману Б. Васильева “В списках не значился”, который был опубликован в журнале “Юность” в 1974 году.

В центре романа - судьба молодого лейтенанта Николая Плужникова, прибывшего к месту службы - в Брестскую крепость - поздним вечером 21 июня 1941 года, а потому и не успевшего попасть в список состава гарнизона, но ставшего впоследствии последним защитником героической крепости.

“В списках не значился” - это история становления героического характера, мужающего в огне войны.

Роман композиционно делится на три части, хронологически продолжающих друг друга.

Итак, Коля Плужников прибывает в Брестскую крепость в ночь на 22 июня 1941 года. Он почти еще мальчик, очень наивный и непосредственный. Но в этой наивности заключена, мне кажется, большая правда времени, которое Б. Васильев рисует, избегая и намека на модернизацию, осовременивание прошлого в угоду моде, власти и т. п.

«ПРОСТО БЫЛ ВЫБОР Я ИЛИ РОДИНА»

( Урок по роману Б. Васильева «В списках не значился»)

Концепция человека, как она ут верждается советской литературой, с наибольшей убедительностью раскры вается в произведениях о Великой Отечественной войне. В столкновении двух идеологий, двух различных нрав ственных устоев и систем победила на ша система, наша нравственность, ос нованная на человечности и осозна нии глубочайшей ответственности че ловека не только за себя, но и за судьбу других.

Утверждая величие и силу духа, по казав неограниченные - возможности людей, литература не только возвыша ет советского человека, но и защища ет человека вообще, утверждая гума нистическое направление в развитии мировой культуры.

Произведения о Великой Отечест венной войне, повествуя о военных событиях тридцатилетней давности обращены в наш день, к тем нравст венно-философским проблемам, кото рые приходится решать и старше классникам. Юному поколению, всту пающему в жизнь, нужно определять свое отношение к подлинным и мни мым ценностям, и литература помо жет начать эту серьезную духовную работу уже на школьной скамье.

Роман Б. Васильева «В списках не значился» интересен тем, что побуж дает задуматься над вопросами, на которые стремится ответить себе каж дый: как сложился облик поколения советских людей, разгромивших фашизм? Откуда брались у молодых ребят, пришедших со всех концов страны на огневые рубежи, те внутренние силы сопротивления, которые вызыва ли и вызывают уважение всех чест ных людей на земле?

Счастливый юноша, только что по лучивший звание лейтенанта вместе с другими выпускниками военного учи лища, Николай Плужников прибыл по назначению в Брестскую крепость в ночь, которая отделила мир от вой ны. Он не успел встать на учет, а на рассвете начался бой, который длился для Плужникова непрерывно более девяти месяцев. Рассказывая о корот кой жизни лейтенанта, которому к моменту смерти едва исполнилось двадцать лет, писатель показывает, как юноша становится героем, а все его поведение в крепости - подвигом.

Автор вводит нас в мир мужающей души. Развитие характера Плужникова как бы подгоняется событиями, ускоряющими процесс становления его личности. Автор лишь обозначает ве хи взросления героя. И мы видим, как сознание долга становится движущей силой его поступков: не думать о се бе, пока в опасности Отчизна.

Плужников еще мог уйти из крепо сти с любимой девушкой. «И это не было бы ни дезертирством, ни изме ной приказу: он не значился ни в ка ких списках, он был свободным чело веком, но именно эта свобода и за ставляла его самостоятельно прини мать то решение, которое было наиболее целесообразным с военной точки зрения». Свободу выбора он понимал как необходимость бороться до кон ца, как выполнение долга.

Чувство слитности с другими защитниками крепости, со всем народом углубляется в сознании Плужникова, когда он размышляет о смерти Владимира Денищика, спасшего его, и по нимает, что он остался в живых толь ко потому, что кто-то погибал за него, и когда в подземелье крепости встре чает старшину Семишного.

На вопрос Плужникова, кто он, Семишный отвечает: «Думал, кто я теперь есть, как назваться, если нем цы найдут, а застрелиться не успею. И думал так сказать: русский солдат я. Русский солдат мне звание, русский солдат мне фамилия». Семишный, ос таваясь один на один со смертью, ощущает себя частью сражающегося народа, а отсюда сила его духа, убеж дение в победном исходе борьбы. «Считаешь, мы одни с тобой такие красивые?.. Нет, браток, не верю я в это... Сколько верст до Москвы, зна ешь? Тыща. И на каждой версте такие же, как мы с тобой, лежат. Не лучше и не хуже».

Обретение своего я приходит к Плужникову как осознание себя ча стицей Родины, народа: «Он уже не ощущал своего «я», он ощущал нечто большее: свою личность, свою лич ность, ставшую звеном между прош лым и будущим его Родины, частица которой грела его грудь благородным шелком знамени. И спокойно созна вал, что никому и никогда не будет важно, как именно звали эту лич ность, где и как она жила, кого люби ла и как погибала. Важным было од но: важным было, чтобы звено, связы вающее прошлое и будущее в единую цепь времени, было прочным. И твер до знал, что звено это - прочно и вечно».

Он вышел наверх потому, что у не го уже не было патронов, потому, что узнал: Москва наша и немцы разби ты под Москвой. «Теперь я могу вый ти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Он вышел к врагам с сознанием вы полненного долга: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я - по следняя ее капля...»

Авторская речь в последней части романа исполнена трагического пафо са. «У входа в подвал стоял невероят но худой, уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч... он сто ял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и не отрываясь смот рел на солнце ослепшими глазами».

На требование немецкого генерала назвать звание и фамилию Плужни ков ответил: «Я русский солдат». Он так и не назвал себя. «Неизвест ный вдруг медленно повернул голову, и в генерала уперся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогну ла в странной торжествующей на смешке: - Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской вер сте? Это были его последние слова».

Потрясенный немецкий лейтенант отдал команду, и солдаты вскинули оружие «на караул», генерал, «чуть помедлив, поднял руку к фуражке». «А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и ви дел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».

В последней части романа Плужников воспринимается как образ-символ тех известных и неизвестных солдат, которые боролись до конца н умирали, не рассчитывая на славу, но которые навсегда остались в людских сердцах как воплощение той силы духа, что вызывала уважение даже у врагов.

История Плужникова предстала в романе как история мужественного характера, сложившегося в новых, со циалистических условиях. Плужни ков - один из тех советских солдат, которые, оказавшись «за чертой милосердия», не сдали Брестскую крепость, проявив стойкость, величие духа и верность долгу, понимая его как обя занность защищать Отчизну до конца.

Немцы захватили огромные терри тории, подошли к Москве, рассчиты вали на скорую победу, а в это время в их тылу жила, истекала кровью, но не сдавалась крепость, хотя в ней оставался всего один человек. Было над чем задуматься тем, кто захватил пол-Европы и ничего подобного до сих пор не встречал.

Роман Б. Васильева, как видим, да ет возможность поставить перед учащимися вопросы, которые заставят их задуматься о себе в контексте истории народа, его духовной жизни, а также о своем месте и назначении в совре менности.

Урок назывался стро кой из поэмы «Реквием» Р. Рождест венского: «Просто был выбор у каж дого: я или Родина».

Уроку предшествовала длительная подготовка: ученики читали роман, готовили выставку книг о Великой Отечественной войне «Это нужно не мертвым! Это надо живым!» Собирали фотоматериалы для стен дов «Брестская крепость» и «Мы за Родину пали, но она спасена». На уро ке демонстрировался документальный фильм «Крепость-герой», звуча ла песня Б. Окуджавы из фильма «Белорусский вокзал», читался отры вок из поэмы Р. Рождественского «Реквием» в исполнении автора, зву чала песня В. Высоцкого «Братские могилы». Завершался урок прослу шиванием песни «За того парня» (му зыка М. Фрадкина) на слова Р. Рож дественского («Я сегодня до зари встану...») и рассматриванием гравюр С. Красаускаса из альбома «Вечно живые».

За две недели до урока учащимся были предложены вопросы:

Какова историческая основа романа?

Какие страницы произвели на вас самое сильное впечатление?

Что дает Плужникову силы вынести все ис пытания?

Как показывает Б. Васильев мужание души героя? Какое отношение к Николаю Плужни кову имеют трагические судьбы Денищика Се мишного и других защитников крепости?

Почему можно говорить, что оборона Брест ской крепости была предвестником победы?

Подготовьтесь выразительно прочитать фи нал романа.

Как утверждается бессмертие героя в дате его гибели- 12 апреля?

Почему впервые роман был напечатан в журнале «Юность»?

На доске записана тема урока и два эпиграфа к нему:

Нас не учили, как под танк бросаться,

И вражью амбразуру грудью как закрыть,

И на врага живым тараном мчаться...

Но нас учили Родину любить!

П. Богданов

Но и мертвые мы будем жить

В частице вашего великого счастья,

Ведь мы вложили в него нашу жизнь.

Ю. Фучик

Урок начинается с прослушивания песни из кинофильма «Белорусский вокзал»:

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут...

И только мы к плечу плечо

Врастаем в землю тут...

( до слов: И нам нужна одна победа,

Одна на всех, мы за ценой

не постоим...)

После вступительного слова учите ля о беспримерном героизме советских людей, их патриотизме и мужестве, об известных и безвестных подвигах на всех фронтах и в тылу, из которых складывалась великая Победа, сооб щается тема урока. Беседе предшествует небольшая ис торическая справка, подготовленная учащимися по книге С. Смирнова «Брестская крепость», о героической защите крепости, и краткое сообще ние учителя о том, что в Николае Плужникове автор обобщил черты многих ее защитников: лейтенанта Андрея Кижеватого, начальника девятой погранзаставы, первой принявшей бой с фашистами, полкового комисса ра Ефима Фомина, комсорга Самвела Матевосяна, неизвестного солдата, слабеющей рукой написавшего на сте не слова клятвы: «Умрем, но из кре пости не уйдем», лейтенанта, возгла вившего оборону вокзала, фамилия ко торого осталась неизвестной, и на обелиске названо лишь имя защитни ка - Николай.

Демонстрируется документальный фильм «Крепость-герой»

На экране кирпичи крепости, оп лавленные огнеметами; Тереспольские и Холмские ворота; лица тех, кто вписал своей кровью и жизнью первые победные строки в летопись Великой Отечественной войны. Песня В. Высоцкого «Братские могилы» сопровож дает кадры.

Вопрос: «Какие страницы произве ли на вас самое сильное впечатле ние?» - дает возможность выделить главные эпизоды повествования и ус тановить их последовательность. Уча щиеся называют сцены, которые невоз можно читать без душевного трепета: ранение и смерть Денищика, спасение Сальниковым Плужникова от плена, встреча Николая с Семишным, фи нал. Эти эпизоды коллективно обсуж даются. Заранее подготовленный уче ник читает конец романа от слов: «Там, в подвале, сидит русский фанатик...»- и заканчивая словами: «Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ». Хорошо прочитанный отрывок определяет эмоциональный настрой всего урока.

Первая часть романа убеждает ре бят: лейтенант Плужников герой не от рождения. Сын погибшего в схват ке с басмачами комиссара Плужнико ва, считавший для себя образцом ге нерала училища, участвовавшего в испанских событиях, Николай, еще будучи курсантом, развил в себе чув ство долга и личной ответственности за настоящее и грядущее Родины - качества, без которых подвиг не состоялся бы.

Встретив войну необстрелянным юношей, он вынужден был в жесто чайших условиях принимать самостоя тельные решения, которые в другое время принимали бы за него взрос лые люди - командиры. Ученики про следили, что прибавлялось к духовно му опыту Плужникова, когда он в не знакомой обстановке крепости искал склад боеприпасов; когда осознал, что нарушил свой долг, покинув клуб под натиском немцев, и решил взять его обратно; когда получил приказ отсту пать и не ушел из крепости.

Учащиеся поняли, что решение за щищать в крепости свою честь и честь Родины продиктовано чувством долга, воспитанным нашей действи тельностью, которая внушила Нико лаю представление об истинных цен ностях жизни. Плужников остается верным до конца раз избранному со знательно типу поведения.

В преданной, сыновней любви Плужникова к Родине, помноженной на жгучую ненависть к фашистам, по сягнувшим на нее, видят ученики истоки его героизма. Они убеждаются, что не огрубели чувства солдата на войне, что остался он Человеком и что настоящий гуманизм в борьбе со злом должен быть активным. «Коля Плужников убивал, как и Сережа Брузжак, чтобы приблизить впемя, когда на земле не будут убивать»,- говорят они.

Важно, что учащиеся понимают со стояние героя, видят, что во время боев страх не раз одолевает его. Они соглашаются с утверждением участ ницы Отечественной войны поэтессы Юлии Друниной: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне», приходят к мысли: героизм не в том, что человек не испытывает страха, а в умении преодолевать его.

Учительница останавливает внима ние класса на вопросе: «Почему автор так подробно рассказывает о пред военной жизни героя?» Учащиеся осознают, что такое построение романа по могает понять духовный мир не толь ко Плужникова, но и всех советских людей, так единодушно вставших на защиту Отчизны. Отрывок из статьи критика В. Чалмаева, который цитиру ет слова маршала авиации А. Новико ва, убеждает восьмиклассников в пра вильности их суждений. Вот этот фрагмент: «Известно, что, планируя нападение на Советскую страну, гитлеровские стратеги все подсчитали, обосновывая победу. Но уже первые дни войны раскрыли убогость механических представлений о советских лю дях, и особенно о нашей молодежи. Фашистские теоретики не учли самые главные, невещественные, моральные ценности, присущие советскому наро ду и молодежи. Молодое поколение солдат 1941-1945 годов - плоть от плоти родного народа. И именно его нравственная сила, его идеалы в наибольшей мере раскрывались в труд нейших поединках Отечественной вой ны, прикрыли, как признавался и мар шал авиации А. Новиков, «те бреши, которые образовывались тогда (в 1941 году) в нашей обороноспособности. Советский патриотизм оказывался мо гучей силой, умножавшей мощь пред полагаемых дивизий» .

Отвечая на вопрос, что дает герою силы вынести все испытания, школьни ки отмечают, каким возвышающим и спасительным оказывается для Плуж никова осознание своей нужности для других, чувство слитности с народом, ощущение себя частицей Красной Армии, защитником самого дорогого, что есть у человека,- Родины. «Оторван ный от всех, он чувствовал себя со всеми, это самое главное. Этим объяс няется все его поведение. Ведь Коля я так, Плужников ведет себя как будто бы за ним наблюдают сотни глаз. Это от чувства ответственности»,- говорит

ученик.

Вопрос: «Почему можно говорить, что оборона Брестской крепости бы, предвестником победы?» - не вызыва ет затруднений. О готовности людей бороться до конца свиде тельствует рассказ о погибшем сер жанте, оставшемся в костеле, когда другие под напором врага отошли казармы; отказ фельдшера оставит по приказу крепость, потому что в ней остались раненые; подвиг старшины Степана Матвеевича, взорвавшего связкой гранат себя и немцев; вер ность Семишного знамени чести, нечеловеческое упорство; наконец борьба Плужникова, оставшегося в крепости ее последним защитником, его стремление дожить, встретить сво их, доложить, что крепость не сдана... и вместе с Красной Армией идти даль ше, на запад, в Германию. Оборона крепости показала, что в советском народе таятся такие резервы упорства, решимости защищаться до конца, о которых немцы не подозревали и ко торые в конечном счете определили исход войны.

Большой интерес вызвал вопрос: «Как утверждается бессмертие героя в дате его гибели-12 апреля?» «Именно 12 апреля 1942 года, когда шел уже десятый месяц войны, в од ном из капониров крепости раздался хриплый, но торжествующий смех не покоренного. Это Николай салютовал Москве, узнав, что не смогли ее взята враги. И в этот же день он вышел, слепой, обессиленный, седой, чтобы проститься с солнцем. «Крепость не пала: она просто истекла кровью», и Плужников был ее последней каплей. И кто знает, смогло бы человечество потом праздновать 12 апреля - День космонавтики, если бы тысячи Плужниковых в тот день не погибли за свою страну в Великой Отечественной вой не» - таков ответ ученицы.

Включается запись «Реквиема». Р. Рождественский чита ет отрывок от слов: «Помните! Какою ценой завоевано счастье...»-до слов: .«К мерцающим звездам ведя кораб ли,- о погибших помните!»

Приведем несколько ответов на вопрос: «Почему роман был напеча тан в журнале «Юность»?»

«В день гибели Николаю исполни лось всего 20 лет. Он был молод, и естественно, что рассказал о его ге роической жизни молодежный жур нал».

«Коля Плужников был обыкновен ным юношей, ставшим героем в" не обыкновенное время. Его пример по может тысячам юных читателей заду маться над тем, какими растем мы в наше «обыкновенное время».

. «Нельзя по-настоящему любить Ро дину, не зная ее героического прошло го. И нам, поколению 70-х, через наш журнал автор передает эстафету му жества, эстафету подвига комсомольцев сороковых годов».

Заканчивается урок прослушивани ем песни на слова Р. Рождественского «За того парня». Всем ученикам вру чается отпечатанный на машинке текст стихотворения («Я сегодня до зари встану...») и предлагается дома письменно ответить на вопрос, в какой мере стихотворение созвучно их раз мышлениям о романе Б. Васильева «В списках не значился».

Задание знакомит учащихся с хоро шим стихотворением, заставляет еще раз обратиться к прочитанному рома ну, задуматься не только о судьбе Николая Плужникова и многих других молодых и немолодых солдат, не вер нувшихся с войны, отдавших жизнь за то, чтобы мы жили счастливо, но и о себе, об ответственности живущих перед памятью павших. Учитель показала прекрасный альбом «Вечно живые» с гравюрами Стасиса Красаускаса и сказала, что стихи и гравюры помогут им выполнить зада ние.

Сочинения свидетельствуют о том, насколько разумным было намерение учительницы вывести восьмиклассни ков за пределы конкретного произве дения и дать новое направление их мыслям и эмоциям. Приведем не сколько интересных, на наш взгляд, суждений, которые свидетельствуют о том, что эмоциональный настрой уро ка, созданный его содержанием и оформлением, вызвал живой отклик.

    Почему нельзя забывать таких, как Плуж ников? Не только потому, что они погибли за нас, но и потому, что и сейчас помогают нам
    понять, каким должен быть настоящий чело век и как трудно им стать. А Плужников им был. Даже немцы были поражены, когда се дой, ослепший, обессиленный человек так стоял перед ними, что они отдавали ему честь. Есть, есть такие поступки людей, перед кото рыми бессильно самое дикое варварство: Ев патий Коловрат, Андрей Соколов, теперь Ни колай Плужников...

    Меня поразили слова поэта: «Я от тяже сти такой горблюсь, Но иначе жить нельзя, если Все зовет меня его голос, Все звучит во
    мне его песня». Эта «тяжесть» - наша совесть и чувство ответственности перед памятью по гибших. И Плужников, и герой стихотворения
    остались там навсегда, чтобы мы жили на «доброй» земле, а им было всего по двадцать лет. Разве можно об этом забывать! Я не мо гу слушать эту песню спокойно и думаю, что другие тоже.

    Я уже видел раньше рисунки Красауска са, но только теперь понял, почему на каждом из них лежит в земле солдат, вернее, я уви дел этого солдата до того, как он был убит. Его могли звать Коля Плужников. Все, что показывает художник в цикле «Борьба», все пережил герой романа: яростное сопротивление врагам, смерть товарищей, муки голода. О многом заставляют задуматься рисунки и стихи из разделов «Память» и «Мечты». Они как будто продолжают роман Б. Васильева...

Кадр из фильма «Я – русский солдат» (1995)

Очень кратко

Молоденький лейтенант попадает в Брестскую крепость в первый день войны. Десять месяцев он упорно сопротивляется фашистам и умирает несломленным.

Часть первая

Девятнадцатилетний Коля Плужников заканчивает военное училище в звании младшего лейтенанта. Вместо отпуска комиссар просит его помочь разобраться с имуществом училища, которое расширяется в связи с осложнившейся обстановкой в Европе.

Две недели Плужников разбирает и учитывает военное имущество. Затем его вызывает генерал и предлагает остаться в родном училище командиром учебного взвода с перспективой продолжить учёбу в Военной Академии. Коля отказывается - он хочет служить в армии.

Колю назначают командиром взвода и направляют в Особый Западный округ с условием, что через год он вернётся в училище.

На место службы Коля отправляется через Москву. Он выкраивает несколько часов, чтобы повидаться с матерью и младшей сестрой - отец Коли погиб в Средней Азии от рук басмачей. Дома Коля знакомится с подругой сестры. Девушка давно влюблена в него. Она обещает ждать Колю и собирается навестить его на новом месте службы. Девушка считает, что скоро начнётся война, но Коля убеждён - это пустые слухи, а Красная Армия сильна и не пустит врага на нашу территорию.

В Брест Коля приезжает вечером. Не найдя столовой, он вместе со случайными попутчиками отправляется в ресторан, где играет скрипач-самоучка. В Бресте неспокойно, каждую ночь за Бугом слышится рёв моторов, танков и тягачей.

Поужинав, Коля расстаётся с попутчиками. Они зовут его с собой, но Плужников остаётся в ресторане. Скрипач играет для лейтенанта, а племянница музыканта Мирра провожает Колю в Брестскую крепость.

На контрольно-пропускном пункте Колю направляют в казарму для командировочных. Миррочка берётся его проводить.

Мирра, хромая еврейская девушка, работающая в крепости, осведомлена обо всём, что происходит и в городе, и в гарнизоне. Это кажется Коле подозрительным. Перед очередным КПП он пытается открыть кобуру табельного оружия и через миг уже лежит в пыли под прицелом дежурного.

Уладив недоразумение, Мирра берётся очистить Колю от пыли и ведёт его на склад в большом подвале. Там лейтенант встречает двух немолодых женщин, усатого старшину, хмурого сержанта и вечно сонного молодого бойца. Пока Коля чистится, начинает светать, кончается ночь на 22 июня 1941 года. Колю усаживают пить чай, и тут слышится грохот взрывов. Старшина уверен, что началась война. Коля бросается наверх, чтобы успеть в свой полк, ведь в списках он не значится.

Часть вторая

Плужников попадает в центр незнакомой крепости. Кругом всё пылает, в гараже заживо горят люди. По дороге на КПК Коля прячется в воронке вместе с незнакомым бойцом, который сообщает: немцы уже в крепости. Плужников понимает, что война действительно началась.

Следуя за бойцом по фамилии Сальников, Коля прибивается к своим и под командованием замполитрука отбивает занятый немцами клуб - бывший костёл. Удержать костёл поручают Коле. Весь оставшийся день крепость бомбят. Коля и десяток бойцов отбивают атаки фашистов трофейным оружием. Вся вода уходит на охлаждение пулемётов, берег реки уже занят фашистами, и бойцов мучает жажда.

Между атаками Плужников и Сальников обследуют обширный подвал костёла - прячущиеся там женщины вроде бы видели немцев - но никого не находит. Вечером вёрткий Сальников приносит воды. Коля начинает понимать, что Красная Армия им не поможет.

Под утро немцы прорываются через подвал. Коля и Сальников под обстрелом перебегают в другой подвал, где засел небольшой отряд солдат во главе со старшим лейтенантом. Тот считает, что костёл пришлось оставить из-за Плужникова. Коля тоже чувствует свою вину - недоглядел - и берётся искупить её.

Коля получает приказ исправить ошибку и отбить костёл. Его отбивают, и повторяется вчерашний день - бомбёжки, атаки. Коля лежит за пулемётом и стреляет, обжигаясь о раскалённый корпус.

Утром их сменяют. Коля, Сальников и высокий пограничник отходят, попадают под обстрел и прорываются в подвальный отсек, из которого нет выхода. Только ночью они прорываются к кольцевым казармам, под которыми тоже проходит сеть подвалов. Враг тем временем меняет тактику. Теперь немецкие сапёры методично взрывают развалины, уничтожая места, где можно спрятаться.

В подвалах Коля встречает раненого политрука и узнаёт от него, что немцы обещают райскую жизнь сдавшимся «доблестным защитникам крепости». Политрук же считает, что немцев надо бить, чтобы они боялись каждого камня, дерева и дыры в земле. Коля понимает - политрук прав.

На следующий день Коля попадает в общие подвалы.

Политрук погибает, забрав с собой нескольких фашистов, высокого пограничника смертельно ранит во время штурма моста, затем командиры отправляют в немецкий плен женщин и детей, чтобы они не умерли от жажды в подвалах.

Коля добывает воду для раненых. Пограничник просит отвести его к выходу из подвала - он хочет умереть под открытым небом. Помогая другу, Коля рассказывает, что всем вышел приказ «разбегаться кто куда». Но патронов нет, а прорываться без боеприпасов - бессмысленное самоубийство.

Оставив пограничника умирать, Коля и Сальников отправляются искать склад боеприпасов. Немцы уже заняли крепость. Днём они уничтожают развалины, а ночью эти развалины оживают.

Друзья пробираются к складу днём, прячась в воронках. В одной из воронок их обнаруживает немец. Сальникова начинают избивать, а Плужникова гоняют по кругу, «подбадривая» автоматными очередями, пока тот не ныряет в незаметную дыру в земле.

Коля попадает в изолированный бункер, где встречает Мирру и её спутников - старшего сержанта Федорчука, старшину, красноармейца Васю Волкова. У них есть запас еды, воду они добыли, проломив пол и вырыв колодец. Придя в себя, Коля чувствует, что оказался дома.

Часть третья

Пока Коля воевал, они пробрались по подвалам в этот изолированный бункер с двумя выходами - на поверхность и в оружейный склад.

Плужнников решает пробраться к засевшим в дальних подвалах остаткам гарнизона, но опаздывает: на его глазах немцы взрывают укрытие и уничтожают последних защитников крепости. Теперь в развалинах остаются только разрозненные одиночки.

Плужников возвращается в подвал и долго лежит на скамье, вспоминая тех, с кем воевал все эти дни.

Коля выносит себе смертный приговор и решает застрелиться. Его останавливает Мирра. На следующее утро Плужников окончательно приходит в себя, вооружает оказавшихся в его подчинении мужчин и устраивает вылазки на поверхность, надеясь найти хоть кого-то из своих. Коля верит, что Сальников ещё жив, и постоянно ищет его.

Во время одной из вылазок начинается перестрелка и старшину ранят в ногу. На следующий день пропадает Федорчук. Коля вместе с Васей Волковым отправляется его искать и видит, как тот добровольно сдаётся немцам в плен. Плужников убивает предателя выстрелом в спину.

Вася начинает бояться своего командира. Тем временем в крепость заходят немцы и начинают зачищать развалины. Коля и Волков отступают и натыкаются на пленных, среди которых Плужников видит знакомого красноармейца. Тот сообщает Коле, что Сальников жив и находится в немецком лазарете. Пленный пытается выдать его. Коле приходится убегать, и он теряет Волкова.

Плужников замечает, что в крепость пришли немцы другого рода - не такие хваткие и быстрые. Одного он берёт в плен и выясняет, что это - мобилизованный немецкий рабочий из караульной команды. Коля понимает, что должен убить пленного, но не может этого сделать и отпускает его.

Рана старшины загнивает, он чувствует, что протянет недолго, и решает дорого продать свою жизнь. Старшина взрывает ворота, через которые враг попадает в крепость, вместе с собой и большой группой немцев.

Часть четвёртая

По совету старшины, Коля хочет отправить Мирру к немцам в плен, надеясь, что она сможет выжить. Девушка же думает, что Коля хочет избавиться от неё как от обузы. Она понимает, что её, калеку и еврейку, немцы убьют.

Плужников обследует лабиринт подвалов и натыкается на двух выживших - сержанта и ефрейтора. Они собираются уходить из крепости и зовут Колю с собой. Мирру новые знакомые брать с собой не хотят. Они считают, что Красная Армия разбита, и хотят поскорее сбежать. Коля отказывается бросать девушку одну и заставляет сержанта и ефрейтора уйти, снабдив их патронами.

Мирра влюблена в Колю, а он разделяет её чувства. Они становятся мужем и женой.

Проходит время. Плужников каждый день патрулирует крепость. В одну из таких вылазок он встречает Васю Волкова. Тот сошёл с ума, но Плужникова всё ещё боится. Увидев Колю, Волков убегает, натыкается на немцев и погибает.

Наступает осень. Мирра признаётся Коле, что ждёт ребёнка и должна уйти. Коля уже видел в крепости отряд пленных женщин, которые разбирали завалы. Он отводит Мирру к ним, она пытается смешаться с пленными, но лишнюю женщину замечают. Её узнаёт немец, которого когда-то пощадил Коля. Мирра пытается отойти подальше, чтобы Плужников, который следит за всем из подвальной дыры, ничего не понял и не вмешался. Девушку жестоко избивают и протыкают штыком.

Полуживую девушку заваливают кирпичами в небольшой воронке.

Часть пятая

Коля заболевает и теряет счёт дням. Когда Плужников выздоравливает и выбирается наружу, в крепости уже лежит снег. Он снова начинает охотиться за немецкими патрулями.

Плужников уверен, что Мирра вернулась к семье, и старается не думать о ней.

Коля попадает в костёл, вспоминает, как сражался за него, и понимает: смерти и одиночества нет, «потому что есть оно, это прошлое». Немцы пытаются поймать его, тихонько оцепив костёл, но Плужников сбегает. Вечером Коля возвращается в свой обжитый уголок и обнаруживает, что он взорван - Плужникова выдали следы на свежевыпавшем снегу.

Коля отправляется в необследованные подвалы и встречает там выжившего старшину Семишного. Он ранен в позвоночник и уже не может ходить - его постепенно парализует. Но дух старшины не сломлен, он уверен, что врагу сопротивляется каждый метр родной земли. Он заставляет Колю каждый день выходить из подвала и убивать захватчиков.

Коля постепенно начинает терять зрение, но упорно идёт «на охоту». Старшине тоже становится всё хуже, он с трудом сидит, но не сдаётся, «с боем отдавая смерти каждый миллиметр своего тела».

В первый день 1942 года Семишный умирает. Перед смертью он передаёт Коле полковое знамя, которое всё это время носил под одеждой.

Двенадцатого апреля немцы находят Плужников. В качестве переводчика они привозят скрипача-самоучку, который когда-то играл для Коли. От него Плужников узнаёт, что немцы разбиты под Москвой. Коля чувствует, что выполнил свой долг, и выходит к врагам. Он болен, почти слеп, но держится прямо. Он идёт к санитарной машине сквозь строй немецких солдат, и те по команде офицера подносят руки к фуражкам.

Возле машины он падает «свободным и после жизни, смертию смерть поправ».

Эпилог

Посетителям, пришедшим в музей Брестской крепости, обязательно расскажут легенду о человеке, который не значился в списках, но защищал крепость десять месяцев, покажут единственное сохранившееся полковое знамя и «маленький деревянный протез с остатком женской туфельки», найденный в воронке под кирпичами.

Борис Васильев - один из самых известных русских писателей, которые писали о войне. Его повести "А зори здесь тихие...", "Глухомань", "Не стреляйте белых лебедей" проникнуты любовью к людям и родной природе.

Мы рассмотрим повесть "В списках не значился", анализ которой пригодится для изучения произведения в школе.

Начало военной карьеры Коли Плужникова

Повесть открывается историей молодого парня Николая Плужникова, у которого все в жизни складывается: карьера (ему присвоили младшего лейтенанта), новая форма, предстоящий отпуск... Плужников идет на один из самых лучших вечеров в его жизни - на танцы, куда он приглашает библиотекаршу Зою! И даже просьба начальства пожертвовать своим отпуском и остаться, чтобы разобраться с имуществом училища, не омрачает чудесного настроения и жизни Коли Плужникова.

После командир спрашивает о том, что Николай намерен делать дальше, собирается ли он идти учиться в академию. Однако Коля отвечает, что хочет "послужить в войсках", ведь настоящим командиром стать невозможно, если не служил. Генерал одобрительно смотрит на Николая, начиная его уважать.

Николая направляют в Западный округ, на Брестскую крепость.

Вдруг началась война...

Анализ произведения "В списках не значился" (Васильев) невозможен без упоминания о промежуточной остановке Коли между училищем и крепостью. Этой остановкой стал его дом. Там Николай увиделся с матерью, сестрой Варей и ее подружкой Валей. Последняя подарила ему поцелуй и пообещала непременно дождаться.

Николай Плужников отправляется в Брест. Там Коля слышит о том, что немцы готовятся к войне, однако большинство горожан не верят в это, не воспринимают всерьез. К тому же русские верят в силу Красной Армии.

Коля подходит к крепости, его сопровождает хромоногая девушка Мирра, которая раздражает Плужникова своей болтовней и осведомленностью. На КПП Колю пропускают, дают ему комнату для командировочных и обещают разобраться с его распределением после.

В 4 часа утра 22 июня 1941 года Брестскую крепость начинают бомбить. Очень реалистично умел описывать войну Борис Васильев. "В списках не значился" анализирует и показывает всю обстановку, в которой приходится сражаться таким солдатам, как Коля Плужников, их мысли и мечты о доме и родных.

Последний герой

После нападения немцев все русские, которые были на Брестской крепости, надеются, что вот-вот подоспеет Красная Армия и окажет помощь, самое главное - дожить до подмоги. Но Красной Армии все нет, а немцы уже разгуливают по крепости, как у себя дома. Повесть "В списках не значился", анализ которой мы делаем, описывает, как маленькая горстка людей сидит в подвале крепости и доедает найденные сухари. Они сидят без патронов, без еды. На улице настоящий русский мороз. Эти люди ждут подмоги, однако ее все еще нет.

Люди, сидящие в подвале, начинают умирать. Остается только Николай Плужников. Он стреляет в немцев последние патроны, а сам постоянно прячется в расщелинах. Во время одной из перебежек на другое место он находит укромное местечко, залезает туда и вдруг... слышит человеческий голос! Там Плужников видит очень худого человека в ватнике. Он плачет. Оказывается, он уже три недели не видел людей.

Плужников умирает в конце повести. Но он умирает после того, как его спасают русские войска. Он падает на землю, смотрит в небо и умирает. Николай Плужников остался единственным живым русским солдатом после вторжения немцев на Брестскую крепость, а это значит, что она не была завоевана до конца. Николай Плужников умирает свободным, непобежденным человеком.

Повесть "В списках не значился", анализ которой мы делаем, не дает сдержать слез в финале произведения. Борис Васильев пишет так, что каждое слово буквально цепляет за душу.

История создания произведения

В конце повести читатели наблюдают, как к вокзалу Бреста приезжает женщина и возлагает цветы. На дощечке написано, что во времена Великой Отечественной войны вокзал оберегал Николай (фамилия его неизвестна). Свидетелем этой истории, произошедшей в реальности, стал Борис Васильев.

"В списках не значился" (анализ этой повести невозможен без опоры на следующие факты) - произведение, основанное на том, что сам Васильев проезжал мимо станции вокзала в Бресте и заметил женщину, которая стояла перед табличкой с надписью о неизвестном Николае. Он расспросил ее и узнал, что во времена войны был такой солдат, который пал героем.

Борис Васильев попытался поискать о нем что-либо в документах и архивах, но ничего не нашел. Потому что солдат в списках не значился. Тогда Васильев придумал ему историю и донес ее до нашего поколения.

Любовная линия

Сначала Николай Плужников влюбился в Валю - подругу своей сестры. Она обещала его ждать, а Коля обещал вернуться. Однако на войне Николай полюбил снова. Да, между ним и той самой хромоножкой Миррой вспыхнула любовь. Они сидели в подвале и планировали, как они оттуда выберутся и поедут в Москву. А в Москве они пойдут в театр... Мирра поставит протез и не будет больше хромать... Таким мечтаниям предавались Коля и Мирра, сидя в холодном, сером, Богом забытом подвале.

Мирра забеременела. Пара поняла, что Мирре невозможно оставаться в подвале и питаться одними сухарями. Ей необходимо выбраться, чтобы сохранить ребенка. Однако она попадает в руки к немцам. Немцы долго избивают Мирру, потом протыкают штыками и оставляют умирать на глазах у Плужникова.

Другие герои повести

Плужников воюет с солдатом Сальниковым. Удивительно, как война меняет людей! Из зеленого юнца он превращается в сурового мужчину. Перед смертью он винит себя в том, что часто думал не о самом ходе боя, а о том, как его встретят дома. Его нельзя винить в этом. Никто из молодых ребят, находившихся на Брестской крепости, не был предупрежден и подготовлен к встрече с врагами лицом к лицу.

Одна из главных героинь, о которых говорилось выше, - это Миррочка. Девушка, которая вообще не должна была оказаться на Брестской крепости в такое нелегкое время! Она нуждалась в защите своего героя - Коли, которого она, может быть, отчасти в благодарность и полюбила.

Таким образом, Борис Васильев ("В списках не значился"), анализ произведения которого мы сделали, создал историю одного героя, подвиг которого олицетворяет подвиги всех русских солдат в Великой Отечественной войне.

Похожие публикации