Обнаружены останки моны лизы. Леонардо да Винчи

Люди издавна интуитивно чувствовали, что в этом портрете, созданном гениальным Леонардо, кроется какая-то тайна. Ведь не зря до сих пор не стихают споры о том, чей портрет на самом деле нарисовал художник. В 1502-1506 гг. Леонардо да Винчи написал своё самое значительное произведение — портрет Моны Лизы, жены мессера Франческо дель Джокондо. Спустя многие годы картина получила более простое название — «Джоконда». Имя «Джоконда» стало условным, так как у многих возникли сомнения относительно личности женщины, изображённой на картине.

В XVI в. Джорджо Вазари, соотечественник Леонардо, автор известного «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», так и не смог объяснить, почему художник не отдал Франческо дель Джокондо портрет его жены. С тех пор появилось множество гипотез, авторы которых пытаются ответить на вопрос: кто изображён на картине? Наиболее интересной является гипотеза американских исследователей, которые пришли к выводу, что на портрете изображён сам Леонардо да Винчи. Подобное заключение было сделано в результате сравнительного анализа автопортрета художника и «Джоконды» с помощью специальной компьютерной программы. Другие исследователи, сравнивая «Джоконду» с портретами вельможных особ того времени, с другими картинами Леонардо да Винчи, давали ей иные имена, если вдруг обнаруживали портретное сходство. Самые известные среди них: герцогиня Франкавилль; Филиберта Савойская, Изабель д’Эсте, куртизанка; синьора Пачифика, любовница Джулиано Медичи и даже Пресвятая Дева Мария.

Но Леонардо, конечно же, не писал своего автопортрета под видом Моны Лизы, которая действительно позировала. В противном случае он был бы уличён и высмеян сразу же возле портрета, так как было бы легко сравнить оригинал с его изображением. Даже Рафаэль, великий художник, который, несмотря на свою молодость, был допущен к картине, ничего подобного не заметил.

Чтобы разгадать тайну «Джоконды», необходимо отметить, по крайней мере, два странных факта биографии Леонардо да Винчи.

1. Леонардо не рисовал самого себя.

До нас не дошёл ни один живописный автопортрет Леонардо. Известен лишь рисунок, сделанный через несколько лет после создания «Джоконды». В чём же кроется неприязнь Леонардо к своей внешности?

2. Леонардо не имел семьи.

Нет ни одного свидетельства о том, что он любил какую-либо женщину (не считая нежных чувств и намёка на платоническую любовь к Чечилии Галлерини, любовнице Лодовико Моро). И это при том, что Леонардо был статным и красивым, сильным и мужественным, обходительным и образованным.

Почему же Леонардо так и не полюбил ни одной женщины?

Чтобы ответить на эти вопросы, заглянем сначала в раннее детство художника и историю семьи да Винчи. Отец Леонардо, нотариус сер Пьеро да Винчи, владел имением в окрестностях местечка Винчи в Тосканских Альбанских горах. Здесь, в горах, он и встретил будущую мать Леонардо, девушку по имени Катерина. Она была простой крестьянкой — крепкой, здоровой и красивой.

Серу Пьеро было 25 лет, когда в 1452 г. Катерина произвела на свет Леонардо. «Тут же старый Антонио (отец Пьеро), — пишет один из биографов Леонардо, — чтобы выбить у Катерины дурь из головы и успокоить свою совесть, женил сына на флорентийке Альбиере из семейства Амадори и, развязав толстую мошну, уговорил молодого человека Пьеро дель Вакка, прозванного за горячий нрав Задирой, жениться на красивой обманутой Катерине».

Так Леонардо, едва успев появиться на свет, был разлучён со своей матерью. Уже в возрасте пяти лет он начал замечать, что какая-то женщина неотступно следит за ним. Это была Катерина, его мать. Он часто встречал её во время прогулок. Катерина обычно стояла у одного из домов селения и с печальной улыбкой смотрела на Леонардо.

С точки зрения классического психоанализа с большой вероятностью можно предположить возникновение у мальчика так называемого эдипова комплекса, который заключается в любви к матери и желании инцеста с ней с одновременной ревностью и ненавистью по отношению к отцу.

В случае с Леонардо да Винчи скорее всего именно этот комплекс имел место, и если не в полной мере, то хотя бы частично. В сознании Леонардо с детских лет отпечатался образ Катерины — красавицы-крестьянки. Для Леонардо она оставалась просто Катериной даже тогда, когда он уже во Флоренции узнал, что жена Пьеро Задиры его мать.

В записях Леонардо читаем: «Катерина пришла в день 16 июля 1493 года». Он упорно не хотел называть её матерью.

Лишённый матери с детства, Леонардо не смог вполне прочувствовать, что такое сыновья любовь к ней. Но он любил этот образ. Он был влюблён в собственную мать. Вот почему он никогда не любил другую женщину и не имел семьи. Вот почему он не писал автопортреты. Леонардо был очень похож на свою мать. Стоило ему нарисовать самого себя, как на холсте проступили бы черты его матери, но только в мужском обличье. По сути дела, получалось изображение его идеала, его кумира, но в гротескном виде. Учитывая его состояние, легко понять, что вынести такое для Леонардо было тяжело или невозможно.

Постоянно находясь под бременем комплекса, Леонардо не мог не желать написать портрет Катерины. Он отчётливо помнил дорогие ему черты. Однако для написания картины, достойной его кумира, картины, где Катерина была бы как живая, ему была необходима модель. По всей видимости, Мона Лиза Герардини, жена Франческо дель Джокондо, была похожа на Катерину или напоминала её. Точно известно лишь одно: художник писал её портрет не по заказу.

Леонардо намеренно подружился с мессером Франческо дель Джокондо и сам предложил написать портрет его жены. Чем ещё, кроме портретного сходства, могла привлечь художника Мона Лиза? Она печально улыбалась. Мона Лиза в это время всё ещё не пришла в себя после смерти дочери. Печальная улыбка молодой женщины оживила в памяти Леонардо улыбку Катерины, его матери, которую к тому времени он уже похоронил.

Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы и, протрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершённым. Под видом написания портрета Моны Лизы Леонардо писал портрет Катерины. Имея перед собой живую модель, художник превращал хранящийся в его памяти схематичный образ Катерины в образ живой. «Действительно, в этом лице глаза обладали тем блеском и той влажностью, какие мы видим в живом человеке, а вокруг них была сизая красноватость и те волоски, передать которые невозможно без владения величайшими тонкостями живописи. Ресницы же — благодаря тому, что было показано, где гуще, а где реже, и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально» (Джорджо Вазари).

Леонардо использовал Мону Лизу как отделочный материал. По сути дела, «Джоконда» — это Катерина, имеющая кожу Моны Лизы. Долгих четыре года, затратив, по некоторым подсчётам, не менее 10000 часов, с лупой в руке Леонардо создавал свой шедевр, нанося кистью мазки величиной в 1/20-1/40 мм. На такое был способен только Леонардо — это каторжный труд, работа одержимого.

Когда же портрет был готов (не считая пейзажа), флорентийцы признали в женщине, изображённой на картине, Мону Лизу. Некоторое расхождение между портретом и оригиналом они отнесли к художественному видению автора, ведь портреты зачастую не передавали модель с фотографической точностью, а, напротив, приукрашивали её. Поэтому Мону Лизу узнали все, кроме её мужа.

Франческо дель Джокондо понял, что на портрете изображена не его жена. Но и он не знал, что это Катерина, на которую Леонардо был похож в молодые годы. Именно этим обстоятельством объясняется такой странный на первый взгляд результат сравнительного компьютерного анализа «Джоконды» и автопортрета.

Закончив портрет, Леонардо сразу же покинул Флоренцию. Картину он забрал с собой, так как она имела большую ценность только для него. 16 лет — до конца своей жизни — он не расставался с портретом, постоянно хранил его у себя и никому не показывал.

И ещё один любопытный факт. Позднее, после отъезда из Флоренции, Леонардо написал фон картины. Это горный пейзаж. Это горы, которые как нельзя более кстати подходят именно Катерине, а не кому-нибудь ещё. Это горы, в которых она родилась, это её мир.

Леонардо да Винчи, скрытный и гениальный, глубоко упрятал тайну «Джоконды».

Существует много легенд относительно происхождения Картины Великого Леонардо - " Мона Лиза ", однако всё как правило - шумные сплетни, призваные повысить рейтинг данной Картины, и улучшить бизнес, основанный на имидже данного произведения - мгновенная узнаваемость и кассовые сборы вам обеспечены:)

Однако вернёмся к истоку и главной версии того, кто же изображён на Полотне Да Винчи.

************************* ************************* ************************* *

Мона Лиза (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) - это Лиза Джиокондо,

урождённая Джирардини Lisa Gherardini


Портрет Моны Лизы (также известная как картина Джоконда, или La Joconde , или Портрет Лизы Gherardini, жена Франческо дель Джокондо) является портретом кисти великого флорентийского художника Леонардо да Винчи.



Живопись выполнена маслом на тополиной основе, была закончена примерно 1503-1519 годами.

Портрет находится на постоянной экспозиции в Лувре в Париже.

Копия картины XVI века также выставлена в Эрмитаже г. Санкт-Петербурга.






Идентификации картины.

Первоначально традиционная работа называлась "Lisa Gherardini".
А приставка "Мона" (от Monikue - "Единственная", и уменьшительное от Madonnа ("Богоматерь") - Католический аналог "Единого" в Православии) на сегодняшний день в итальянском языке это сокращение имеет тот же смысл, что и "леди".
Таким образом выражение "Monna Lisa" дословно понимается как "Лиза , жена Франческо дель Джокондо", отсюда и название в русском языке - "Мона Лиза ". ***
Лиза дель Джокондо



Лиза дель Джокондо итал. Lisa del Giocondo (15 июня 1479 — 15 июля 1542, по другим данным ок. 1551), также известная какЛиза Герардини, Джоконда и Мона Лиза — знатная флорентийка, предположительно изображённая на знаменитой картине Леонардо да Винчи.

О Лизе дель Джокондо известно немного. Родилась во Флоренции в знатной семье. Рано вышла замуж за торговца тканями, родила шестерых детей и, по всей вероятности, вела размеренную жизнь среднего класса эпохи возрождения.

Несколько столетий после её смерти, её портрет, Мона Лиза , приобрёл мировое признание и в настоящее время считается одним из величайших произведений искусства в истории.

Картина вызывает интерес исследователей и любителей и сделалась предметом самых разнообразных предположений.

Спекуляции ученых и любителей сделали это произведение искусства всемирно признанной иконой и объектом коммерциализации.

Окончательно соответствие между Лизой дель Джокондо и Мона Лизой было установлено в 2005 году.

*************************
************************* ************************* *
Лиза дель Джокондо - Lisa del Giocondo -

Фрагмент Мона Лиза (1503-06) Леонардо да Винчи , Лувр

Место рождения: Флоренция, Италия

Гражданство: Италия

Дата смерти: 15 июля 1542 (63 года)

Место смерти: Флоренция, Италия

Супруг: Франческо дель Джокондо

Дети: Пьеро, Камилла, Андреа, Джоконда и Марьетта

Биография

Детство


В эпоху Кватроченто Флоренция была одним из крупнейших и богатейших городов в Европе. Конечно, жизнь не была одинаково хороша для всех — в то время сущестовало огромное социальное неравенство. Лиза принадлежала к древнему аристократическому роду, который со временем утратил влияние.

Её мать, Лукреция дель Каччия, была третьей женой итал. Antonmaria di Noldo Gherardini. Две другие умерли при родах. Герардини владел шестью фермамив Кьянти, где выращивали пшеницу, производили винои оливковое масло и держали скот.

Лиза родилась 15 июня 1479 года на Виа Маджио. Впрочем, долгое время местом её рождения считалось поместье Вилла Виньямаджио (итал. Villa Vignamaggio), неподалёку от итал. Greve. Девочку назвали Лизой в честь бабушки по отцовской линии. У Лизы было три сестры и трое братьев, она была самым старшим ребёнком в семье.

Семья жила во Флоренции, вначале неподалёку от Санта-Тринита, позже переехала в съемный дом около Санто-Спирито, по всей вероятности из-за финансовых проблем, не позволявших поддерживать прежний дом в хорошем состоянии.

Замужество и поздние годы

5 марта 1495 года, в возрасте 15 лет, Лиза вышла замуж за Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо (итал. Francesco di Bartolomeo di Zanobi del Giocondo), относительно успешного торговца тканями и стала его третьей по счёту женой. Приданое Лизы составили 170 флоринов и ферма Сан-Сильвестро неподалёку от семейного дома. На основании этих данных можно заключить, что, во-первых, Герардини не были богаты, а, во-вторых, что брак был основан на любви.
Можно утверждать, что супруги принадлежали к среднему классу. Брак мог повысить социальный статус Лизы, поскольку семья её супруга могла быть богаче её собственной. С другой стороны, брак был выгоден и Франческо, поскольку он породнился со «старинным родом».

Мона Лиза

Как и многие другие флорентийцы, Франческо был ценителем искусства и оказывал покровительство художникам. Его сын, Бартоломео, поручил Антонио ди Доннино Мацциери украсить фреской семейный склеп в базиликеСантиссима-Аннунциата. Андреа дель Сарто по заказу другого члена семьи нарисовал Мадонну. Франческо заказал у Доменико Пулиго итал. Domenico Puligo картину, изображающего Святого Франциска Ассизского.

Общепринятая версия гласит, что портрет именно Лизы дель Джокондо был написан Леонардо, и в таком случае, он мог быть заказан художнику её мужем, вероятно, чтобы отметить рождение сына и покупку дома. (Подробное рассмотрение версий, а также описание картины см. в соответствующей статье *** .

*************************
************************* ************************* *

Могилу Моны Лизы ищут ее русские потомки

Мону Лизу раскопали.
В мае 20011г. итальянские археологи приступили к раскопкам во флорентийском монастыре Святой Урсулы. Именно там, как считают ученые, может быть захоронено тело Лизы Герардини - девушки, которая позировала Леонардо да Винчи для его знаменитой "Джоконды". Сегодня археологи докопались до первой из нескольких подземных гробниц, но пока нашли только несколько медальонов.

Первая улика в деле Моны Лизы появилась в первый же день раскопок. Кость лежала сверху, под слоем бетона. В ценности находки археологи сомневаются, но проведут экспертизу любого объекта, даже подозрительного происхождения.

"С виду кость человеческая. Это может быть плечевая кость. Но вряд ли она принадлежит кому-то, кто жил 500 лет назад, слишком неглубоко лежала", - говорит антрополог Джорджо Группьони.

Спустя неделю археологи уже пребывали на глубине 2 метра 60 сантиметров. Но в пакете с находками без перемен - все та же кость и несколько керамических осколков.

Первая крипта, которую так долго раскапывали, оказалась пуста. По одной из версий, опасаясь пожара, монахи перепрятали содержимое в более надежное место, оставив на полках лишь несколько медальонов.

Но потомкам Моны Лизы интересно все. Забросив театр и семейный винный бизнес, принцессы Ирина и Наталья Строцци внимательно следят за раскопками.

Они тоже верят архивам - Лизу Герардини похоронили здесь, в монастыре Святой Урсулы.

Семейный историк высчитал: чтобы объяснить, кем Лиза Герардини приходится тосканским принцессам, приставку "пра-" перед словом бабушка нужно произнести 15 раз.
Ира и Наташа говорят по-русски (в потомках Моны Лизы течет русская кровь), обожают русский балет и даже танцевали в Мариинке.






Забросив театр и семейный винный бизнес, принцессы Ирина и Наталья Строцци неделю следят за раскопками"

В отличие от историков, у которых что ни год - то новая версия, девушки абсолютно уверены, что на картине Леонардо изображена именно Мона Лиза .

И есть убедительные доказательства: когда сестры стоят рядом с картиной, всем кажется, если надеть вуаль и не так широко улыбаться…

"Вот у папы такая же полуулыбка, а мы улыбаемся широко, по-русски", - говорят сестры.
Какой на самом деле была их прапрапрабабушка, скажет компьютер. Как только найдут могилу Моны.

Лизы и анализ ДНК подтвердит, что это она, машина нарисует свою версию Джоконды. Если вдруг обнаружится, что натурщица выглядит не так как у Леонардо, это может стать началом новых поисков и новых раскопок.

Список версий, кто изображен на портрете, - длинный, и в нем не только женские имена.

Одна кость и несколько медальонов - пока не самая большая удача.

Но Мона Лиза где-то рядом, уверены археологи. Георадар с ними согласен. Исследования показали, что где-то в центре церкви прячется крипта - 15 квадратных метров.

www.vesti.ru

Картина Мона Лиза во все времена являлась удивительным творением Леонардо да Винчи. Много очень интересных историй связанно с этой работой. В данной статье мы расскажем вам несколько познавательных фактов о картине Мона Лиза

Картина Мона Лиза. Факты, которые вас впечатлят:

Брови и ресницы Мона Лизы

На картине у Мона Лизы нет ни ресниц, ни бровей. Однако в 2007 году французский инженер при помощи камеры с высоким разрешением обнаружил тонкие мазки кисти в районе бровей и ресниц, которые со временем исчезли, вероятно, в результате небрежной реставрации или просто потускнели.

Существует ещё одна «Мона Лиза»

В музее Прадо в Испании хранится вторая картина «Мона Лиза», которая, вероятно, была нарисована одним из учеников да Винчи. Если наложить две картины «Мона Лиза», то возникает 3-D эффект, что, собственно, делает эту картину первым стереоскопическим изображением в истории.

Пабло Пикассо подозревали..

Когда в 1911 году была похищена картина «Мона Лиза», в качестве подозреваемого был допрошен Пабло Пикассо.

Тонкая работа..

Рисуя изображение «Джоконды» Леонардо да Винчи создал около 30 слоев, многие из которых тоньше волоса человека.

Расслабленная атмосфера

Рисуя «Мона Лизу», художник следил за тем, чтобы натурщица пребывала в прекрасном настроении, и чтобы ей не было скучно. С этой целью были приглашены шестеро музыкантов, которые играли специально для Мона Лизы, и был установлен музыкальный фонтан, изобретённый самим же да Винчи.

Также читались вслух различные великолепные произведения и присутствовали персидский кот и борзая, на случай, если натурщице захочется с ними поиграть.

Картина была нарисована не на холсте

«Мона Лиза» нарисована не на холсте, а на трёх видах дерева, толщиной приблизительно в полтора дюйма.

Долгих 12 лет..

Леонардо да Винчи изобрел ножницы, играл на альте, а также потратил 12 лет на то, чтобы нарисовать губы Мона Лизы.

Мона Лиза и Наполеон

Картина Мона Лиза висела в спальне Наполеона.

Попытка кубизма..

Швецкий дизайнер создал копию Мона Лизы из пятидесяти полупрозрачных многоугольников.

Афера века..

Как известно, в 1911 году из Лувра была похищена картина «Мона Лиза». Похищением руководил аргентинский мошенник Эдуардо де Вальфьерно, и всё ради того, чтобы продать шесть подделок шести разным коллекционерам по всему миру. Ему не предъявили никаких обвинений, так как формально он не был причастен к похищению.

Просто вынес из музея..

В 1911 году, Винченцо Перуджа (сотрудник Лувра и мастер по зеркалам), пожелал вернуть Мона Лизу обратно в Италию: после того, как картина «была захвачена Наполеоном». Перуджа вошёл в Лувр, снял картину со стены, отнес ее к ближайшей служебной лестнице, вынул полотно из рамы, засунул его под рабочий халат и как ни в чем не бывало покинул музей.

Наглец..

В 1956 году, боливийский турист бросил камень в «Мона Лизу» и повредил картину.

Какова цена Мона Лизы?

Стоимость картины «Мона Лиза» оценивается приблизительно в 782 миллиона долларов.

Мона Лиза из тОстов..

В 1983 году, Тадахико Огава создал копию «Мона Лизы», состоящую полностью из то стов.

Спасти от нацистов

Во время Второй мировой войны картина «Мона Лиза» дважды перевозилась из Лувра. А всё ради того, чтобы она не попала в руки нацистов.

Мона Лиза с усами

«Мона Лиза с усами» - произведение, принадлежащее художнику-сюрреалисту Марселю Дюшампу. Картину он назвал «L.H.O.O.Q.» , что по-французски означает «у меня горячая задница».

Картина Мона Лиза с усами

Любоваться можно вечно..

В 1963 году, «Мона Лиза» была выставлена в течение месяца в Национальной галерее искусства. Картина была под круглосуточной охраной американских морских пехотинцев и, не смотря на то, что время посещения галереи было продлено, люди зачастую стояли около двух часов в очереди, дабы хоть краем глаза взглянуть на картину.

Самая крошечная копия Мона Лизы

Размер самой микроскопической копии «Мона Лизы» всего 30 микрон.

Автопортрет

Существует версия, что портрет Мона Лизы на самом деле является автопортретом да Винчи в женской одежде.

Не один десяток лет историки, искусствоведы, журналисты и просто интересующиеся люди спорят о загадках «Моны Лизы». В чем секрет ее улыбки? Кто на самом деле запечатлен на портрете Леонардо? Ежегодно в Лувр приезжает свыше 8 миллионов посетителей, желающих полюбоваться его творением.

Так как же эта скромно одетая женщина с легкой, едва уловимой улыбкой заняла почетное место на пьедестале почета среди легендарных творений других великих художников?

Заслуженная слава

Давайте для начала забудем, что «Мона Лиза» Леонардо да Винчи - гениальное творение художника. Что мы видим перед собой? С едва заметной улыбкой на лице на нас смотрит уже немолодая, скромно одетая женщина. Она не красавица, но что-то в ней приковывает взгляд. Слава - удивительное явление. Бездарную картину не поможет раскрутить никакая реклама, а «Джоконда» - визитная карточка знаменитого флорентинца, известная на весь мир.

Качество картины впечатляет, в ней на высочайшем уровне сведены воедино все достижения эпохи Возрождения. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя, известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция… Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза».

Всеобщее признание

Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом», и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы».

Художник и искусствовед, был первым, кто в слово перевел славу «Джоконды». В своем «Жизнеописании знаменитых живописцев…» он назвал портрет скорее божественным, чем человечным, кроме того, он дал такую оценку, ни разу не увидев картину вживую. Автор лишь выразил всеобщее мнение, таким образом, предоставив «Джоконде» высокую репутацию в кругах профессионалов.

Кто позировал для портрета?

Единственным подтверждением того, как шло создание портрета, являются слова Джорджо Вазави, который утверждает, что на картине запечатлена жена Франческо Джокондо, флорентийского магната, 25-летняя Мона Лиза. Он говорит, что пока да Винчи писал портрет, вокруг девушки постоянно играли на лире и пели, а придворные шуты поддерживали хорошее настроение, именно из-за этого улыбка Моны Лизы настолько нежна и приятна.

Но существует немало доказательств того, что Джорджо ошибался. Во-первых, голову девушки покрывает траурная вдовья вуаль, а Франческо Джокондо прожил долгую жизнь. Во-вторых, почему Леонардо не отдал портрет заказчику?

Известно, что художник не расставался с портретом до самой смерти, хотя ему предлагали большие по тем временам деньги. В 1925 году искусствоведы предположили, что портрет принадлежит любовнице Джулиано Медичи - вдове Констанцие д’Авалос. Позже Карло Педретти выдвинул другой вариант: это может быть Пачифика Бандано, другая любовница Педретти. Она была вдовой испанского дворянина, была хорошо образованной, имела веселый нрав и украшала своим присутствием любую компанию.

Кто же настоящая Мона Лиза Леонардо да Винчи? Мнения расходятся. Быть может, Лиза Герардини, а возможно, Изабелла Гуаландо, Филиберта Савойская или Пачифика Брандано… Как знать?

От короля к королю, из королевства в королевство

Самыми серьезными коллекционерами XVI века были короли, именно их внимание необходимо было завоевать произведению, чтобы вырваться из тесного круга уважения у художников. Первым местом, где был замечен портрет Моны Лизы, была баня короля Монарх поместил туда картину не из-за неуважения или незнания того, какое гениальное творение ему досталось, наоборот, важнейшим местом Французского королевства была именно баня в Фонтенбло. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов.

После Фонтенбло картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи побывала в стенах Лувра, Версаля, Тюильри, два века она путешествовала из дворца во дворец. Джоконда сильно потемнела, из-за множественных не совсем удачных реставраций исчезли ее брови и две колонны за спиной. Если бы можно было словами описать все то, что увидела Мона Лиза за стенами французских дворцов, то произведения Александра Дюма казались бы сухими и скучными учебниками.

О «Джоконде» забыли?

В XVIII веке удача отвернулась от легендарной картины. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи попросту не вписалась под параметры красавиц классицизма и легкомысленных пастушек рококо. Сначала ее перевели в комнаты министров, постепенно она опускалась все ниже и ниже по придворной иерархии до тех пор, пока не оказалась в одном из самых темных углов Версаля, где ее могли видеть лишь уборщицы да мелкие чиновники. Картина не попала в коллекцию лучших картин французского короля, представленную публике в 1750 году.

Ситуацию изменила Французская революция. Картину вместе с другими конфисковали из коллекции короля для первого музея в Лувре. Выяснилось, что, в отличие от королей, художники ни на минуту не разочаровывались в творении Леонардо. Фрагонар, член комиссии Конвента, сумел достойно оценить картину и включил ее в список самых ценных произведений музея. После этого картиной смогли любоваться не только короли и а и все желающие в лучшем музее мира.

Такие разные толкования улыбки Моны Лизы

Как известно, улыбаться можно по-разному: обольстительно, язвительно, печально, смущенно или счастливо. Но ни одно из этих определений не подходит. Один из «специалистов» утверждает, что особа, изображенная на картине беременна, а улыбается в попытке уловить движение плода. Другой уверяет, что она улыбается Леонардо, своему возлюбленному.

В одной из известных версий говорится, что «Джоконда» («Мона Лиза») - это автопортрет Леонардо. Недавно при помощи компьютера сравнили анатомические особенности лиц Джоконды и да Винчи по автопортрету художника, нарисованному Оказалось, что они идеально совпадают. Выходит, что Мона Лиза - это женская ипостась гения, а ее улыбка - улыбка самого Леонардо.

Почему улыбка Моны Лизы то угасает, то появляется вновь?

Когда мы смотрим на портрет Джоконды, нам кажется, что ее улыбка непостоянна: то угасает, то вновь возникает. Почему так происходит? Дело в том, что существует центральное зрение, фокусирующееся на деталях, и периферическое, не столь отчетливое. Таким образом, стоит сфокусировать свой взгляд на губах Джоконды - улыбка исчезает, если же вы смотрите в глаза или пытаетесь целиком охватить лицо - она улыбается.

Сегодня «Мона Лиза» Леонардо да Винчи находится в Лувре. За практически идеальную систему охраны пришлось отдать около 7 миллионов долларов. В нее входит пуленепробиваемое стекло, новейшая система сигнализации и специально разработанная программа, поддерживающая необходимый микроклимат внутри. На данный момент стоимость страховки картины составляет 3 миллиарда долларов.



Собрать пазл


Комментарий


Похожие


Избранное

«Мона Лиза», «Джоконда» или «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) – самая известная картина Леонардо да Винчи и, возможно, самая известная картина в мире. Больше пяти столетий Мона Лиза гипнотизирует мир своей улыбкой, природу которой пытаются объяснить многие учёные и историки. По последним данным, портрет был написан между 1503 и 1519 годами. Существует две версии картины кисти Леонардо, более ранняя находится в частной коллекции, написанная позднее - в экспозиции Лувра.

КОММЕНТАРИИ: 47 Написать

«Мона Лиза», «Джоконда» или «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) – самая известная картина Леонардо да Винчи и, возможно, самая известная картина в мире. Больше пяти столетий Мона Лиза гипнотизирует мир своей улыбкой, природу которой пытаются объяснить многие учёные и историки. По последним данным, портрет был написан между 1503 и 1519 годами.

Существует две версии картины кисти Леонардо, более ранняя находится в частной коллекции, написанная позднее - в экспозиции Лувра. По одной из версий, моделью Леонардо была не Лиза Герардини, а ученик художника Салай, образ которого можно встретить на многих картинах Леонардо, но большинство историков всё-таки сходятся во мнении, что это портрет Лизы Герардини (Лизы дель Джокондо), жены флорентийского торговца Франческо дель Джокондо.

«Мона Лиза» входила в число избранных работ, с которыми сам живописец не расставался. Некоторые специалисты считают «Джоконду» квинтэссенцией не только творчества да Винчи, но и его мировоззрения и философии.

Другие версии

Загадка «Моны Лизы»

Сегодня любой человек может заказать для себя портрет за приемлемую для него цену. Однако, ещё несколько десятилетий назад, такую роскошь могли позволить себе лишь достаточно состоятельные люди.

В период эпохи Возрождения считалось престижным, когда человек мог заказать у художника свой портрет. Такая услуга стоила довольно дорого, и поэтому его наличие в интерьере подчеркивало высокий социальный статус человека, и убедительно свидетельствовало о его материальном достатке.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи, также известная как «Джоконда», по праву считается самым узнаваемым портретом во всём мире. Ежегодно тысячи людей из разных стран приезжают в Париж и посещают Лувр, чтобы самим увидеть этот шедевр. Леонардо Да Винчи оставил миру не просто портрет женщины, а загадку. Гений не оставил никаких записей о своём произведении, но многие искусствоведы единодушно сходятся во мнении, что художник начал работу над созданием портрета в 1503 году. Существует гипотеза, что картина была заказана богатым флорентийским купцом, торговавшим шелковыми тканями, Франческо дель Джокондо и его супругой Лизой. Однако, по неизвестным причинам, портрет не был доставлен заказчику.

Исследователи предполагают, что портрет был создан в честь какого-то события. Возможно, он был заказан Франческо дель Джокондо, чтобы украсить новый дом, который был им приобретён в 1503 году. А может быть, картина была написана в честь рождения второго ребёнка в семье Джокондо – Андреа, который появился на свет в декабре 1502 года, спустя три года после смерти дочери в 1499 году.

История создания портрета до сих пор остаётся загадкой. До сих пор нет достаточно аргументированной версии, что за женщина изображена на полотне и существовала ли она в действительности. По словам современников, Да Винчи никогда не расставался с ним и даже увёз его с собой во Францию к королевскому двору. Лишь находясь при смерти, художник вынужден был расстаться с портретом, подарив его своему другу и покровителю, королю Франциску I, который впоследствии добавил полотно в свою личную коллекцию.

Таинственная улыбка «Моны Лизы» стала предметом вдохновения многих творческих натур. При первом взгляде на портрет, кажется, что его героиня кокетливо улыбается, но если присмотреться внимательней – можно увидеть, что на лице женщины нет даже тени улыбки.

Улыбается «Мона Лиза» или нет? Отчасти. Именно такой ответ на этот вопрос даёт большинство известных исследователей-искусствоведов, изучающих картину на протяжении многих лет. Они предполагают, что когда зритель смотрит на портрет, то, в первую очередь, обращает внимание на глаза «Моны Лизы», а все остальное, в том числе и её рот, находятся в области периферийного зрения. Видя периферийным зрением, человек неясно различает детали, но может увидеть чёрный и белый цвета, а также тени и движение. Поэтому из-за теней на щеках «Моны Лизы» и уголках рта создается впечатление, что её губы приподняты в полу-улыбке.

Конечно, восприятие тех или иных эмоций, как и красоты, зависит зрителя, поэтому никто с точностью не может сказать, улыбается Джоконда на картине или наоборот, пребывает в меланхолии.

Похожие публикации