Александр младший дюма биография. Все произведения Дюма: список Великая французская революция

Был человеком, обладавшим не только невероятным талантом и творческим гением, но и удивительно трудолюбивым нравом. За свою жизнь (1802-1870 гг.) он подарил миру свыше полутысячи томов. Вклад в литературу этого человека воистину достоин восхищения.

Список произведений Александра Дюма - отца настолько велик, что завистники поговаривали о том, что для автора старается целая бригада «литературных рабов». Однако подтверждений этому никогда не было. А современники отзывались о нем как о невероятно работоспособном человеке.

Кроме количества изданных произведений, Дюма-отец сильно опередил большинство писателей и по качеству своих творений. А множество жанров, в которых работал автор, по-настоящему впечатляет.

Список произведений Александра Дюма-отца можно разбить на несколько основных: циклы, исторические романы, путевые заметки, пьесы. Основное внимание автора было сосредоточено на написании исторических и приключенческих романов.

Циклы

Пожалуй, самым известным из списка произведений Дюма-отца можно по праву считать цикл «Три мушкетера» . Кто не зачитывался приключениями храбрых друзей Д"артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса?

Первая книга вышла в свет в 1844 году, а последняя - в 1847 году. Цикл состоит из трех произведений:

    1844 год - роман о приключениях друзей «Три мушкетера»;

    1845 год - продолжение романа «Двадцать лет спустя»;

    1847 год - последнее произведение Дюма-отца о храброй четверке «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя».

История о Генрихе Наваррском является классической трилогией и включает:

    1845 год - первый роман «Королева Марго»;

    1846 год - вторая часть трилогии «Графиня де Монсоро»;

    1847 год - заключительная часть цикла «Сорок пять».

Цикл, который поклонники окрестили «Регентство» , состоит из двух романов:

    1842 год - «Шевалье Д"Арманталь;

    1845 год - «Дочь регента».

Список произведений Дюма продолжается циклом «Французская революция» , или как его еще называют, «Воспоминания лекаря» . Он состоит из следующих романов:

    «Жозеф Бальзамо», выходил в свет в 1846-48 гг.;

    «Ожерелье для королевы» (предположительно 1849-50 гг.);

    «Графиня де Шарни» (выходил с 1853 по 1855 гг.);

    «Анж Питу» (увидел мир в 1853 году);

    «Шевалье де Мезон-Руж» вышел в 1845 году и является заключительным в цикле.

    роман «Паж герцога Савойского» появился в 1852 году;

    произведение «Две Дианы» вышло в свет в далеком 1846 году;

    «Предсказание» оканчивает список произведений Дюма-отца из цикла «16 век».

Серия о Великой французской революции была начата автором как историческая. Дюма питал слабость к великим свершениям и людям, и просто не мог обойти своим вниманием революционное движение.

    1867 год - «Белые и синие»;

    1863 год - «Волонтер девяносто второго года»;

    1858 год - «Заговор»;

    1859 год - «Волчицы из Машкуля».

Историко-приключенческие романы

Каждое из произведений Дюма - это литературная жемчужина. Наиболее известные:

  • "Актея";
  • "Ашборнский пастор";
  • "Блэк";
  • "Последний платеж";
  • "Бог располагает";
  • "Голубка";
  • "Сильвандир";
  • "Графиня Солсбери";
  • "Карл Великий";
  • "Джованна Неаполитанская";
  • "Княгиня Монако";
  • "Капитан Поль";
  • "Дон Бернардо де Суньига";
  • "Дочь маркиза";
  • "Женитьбы папаши Олифуса";
  • "Женская война";
  • "Габриэль Ламбер";
  • "Замок Эпштейнов";
  • "Яков Безухий";
  • "Изабелла Баварская";
  • "Царица сладострастия";
  • "Исаак Лакедем";
  • "Две королевы";
  • "Исповедь фаворитки";
  • "Воды Экса";
  • "Капитан Арена";
  • "Ночь во Флоренции";
  • "Капитан Ла Жонкьер";
  • "Таинственный врач";
  • "Капитан Памфил";
  • "Записки полицейского";
  • "Катилина";
  • "Черный тюльпан";
  • "Луиза Сан-Феличе";
  • "История моих животных";
  • "Инженю";
  • "Мадам де Шамбле";
  • "Монсеньер Гастон Феб";
  • "Могикане из Парижа";
  • "Последней умирает надежда";
  • "Огненный остров";
  • "Яд ревности";
  • "Олимпия Клевская";
  • "Мадам Лафарг";
  • "Отон-лучник";
  • "Предводитель волков";
  • "Охотник на водоплавающую дичь";
  • "Красный сфинкс";
  • "Паскаль Бруно";
  • "Исповедь маркизы";
  • "Эмма Лионна";
  • "Приглашение на вальс";
  • "Тысячи";
  • "Приключения капитана Мариона";
  • "Полина";
  • "Пьер де Жиак";
  • "Парижане и провинциалы";
  • "Молодые мушкетеры";
  • "Сесиль";
  • "Консьянс Блаженный";
  • "Сын каторжника";
  • "Маркиза д"Эскоман";
  • "Пипин Короткий";
  • "Фернанда";
  • "Роман о Виолетте";
  • "Папаша";
  • "Эдуард Третий";
  • "Корсиканские братья";
  • "Прусский террор";
  • "Ричард Дарлингтон";
  • "Бастард де Молеон";
  • и Ришелье";
  • "Приключения Лидерика";
  • "Гарибальдийцы";
  • "Робин Гуд — Король разбойников".

Хронологические работы

Список произведений Дюма-отца богат хронологическими работами об исторических событиях Франции. Автор увлеченно исследовал историю и роль человека в ней. Особенно его увлекали важные политические деятели.

Среди работ можно найти научные исследования, такие как:

  • "Карл Смелый";
  • "Последний король французов";
  • "Галлия и Франция";
  • "Людовик XIV и его век";
  • "Генрих IV";
  • "Дорога в Варенн";
  • "Драма 93-го года";
  • "Жанна д"Арк";
  • и революция";
  • "Медичи";
  • "Робин Гуд в изгнании";
  • "Стюарты";
  • "Цезарь";
  • "Робин Гуд";
  • "Наполеон";
  • "Людовик XV и его двор";
  • "Регентство".

Путевые заметки

В списке произведений Дюма читатели часто игнорируют великолепные произведения автора о путешествиях. Но именно эти истории кажутся особенно живыми, ведь написаны они автором под впечатлением от собственных странствий.

Произведения из серии путевых заметок представлены ниже:

  • «В России»;
  • «Счастливая Аравия»;
  • «Пятнадцать дней на Синае»;
  • «Быстрый»;
  • «Из Парижа в Кадис»;
  • «Корриколо»;
  • «Сперонара»;
  • «В Швейцарии»;
  • «Юг Франции»;
  • «Валахия»;
  • «Вила Пальмьери»;
  • «Кавказ»;
  • «Год во Флоренции»;
  • «Прогулки по берегу Рейна».

Как упоминалось ранее, автор не останавливался на конкретном жанре. Из воспоминаний современников становится понятно, что писатель находился в непрерывном творческом поиске. Достойное место в списке произведений Дюма занимают пьесы:

  • "Анжела";
  • "Антони";
  • "Воспитанницы дома Сен-Сир";
  • "Кин, гений и беспутство";
  • "Лесничие";
  • "Мушкетеры";
  • "Наполеон, или 30 лет истории Франции";
  • "Нельская башня";
  • "Охота и любовь";
  • "Кристина";
  • "Тереза Teresa";
  • "Калигула".

Александр Дюма-сын

Список произведений Дюма-сына несколько меньше его знаменитого предка. Однако стоит заметить, что он не менее ценен своим вкладом в мировую, и в особенности французскую литературу.

Младший Александр Дюма в раннем возрасте начинает свою писательскую карьеру, и уже в 18 лет в свет выходит его знаменитый сборник стихов, получивший название «Грехи юности». В начале карьеры он хотел отличаться от отца. Но позже он возвращается к его творчеству, и это влияние прослеживается в прозе.

Рассказы и пьесы

Однако позже молодой человек выпускает серию небольших пьес, рассказов, повестей и романов в прозе:

  • «Роман одной женщины»;
  • «Врач Серван»;
  • «Приключения 4 женщин и попугая»;
  • «Дама с жемчугами».

Но настоящая популярность пришла к молодому автору, когда список произведений Дюма-сына пополнился знаменитой работой «Дама с камелиями».

Изначально произведение задумывалось как роман, но в процессе стало знаменитой пьесой. Она имела ошеломительный успех, после которого другие подобные творения Дюма иначе, как психологическими и социальными не называли.

На сцене «Дама с камелиями» смогла появиться не скоро. Встретив жаркий отпор со стороны цензуры, Александр Дюма-сын вынужден был отстаивать пьесу перед целым собранием цензоров. Ее называли безнравственной, не отвечающей высоким стандартам общественных норм и морали.

В 1852 году Александру Дюма все же удается одержать верх, и пьеса впервые становится театральной постановкой, снискавшей аплодисменты и успех зрителей. Джузеппе Верди по ее мотивам пишет свою знаменитую оперу, «Травиату». Также известно, что характер главной героини был взят Александром Дюма из жизни, прототипом выступила его возлюбленная Мари.

Известные произведения

После ошеломительного успеха «Дамы с камелиями» в свет выходят не менее известные и популярные пьесы Александра Дюма-сына:

  • «Диана де Лис»;
  • «Полусвет»;
  • «Денежный вопрос»;
  • «Внебрачный сын»;
  • «Блудный отец»;
  • «Друг женщин»;
  • «Взгляды госпожи Обрэ»;
  • «Княгиня Жорж»;
  • «Жена Клавдия»;
  • «Господин Альфонс»;
  • «Багдадская принцесса»;
  • «Дениза»;
  • «Маркиз де Вильмер».

Две пьесы А. Дюма, к великому сожалению многочисленных поклонников, не успел дописать, и они остались неоконченными.

Публицистика

Также Александра Дюма-сына сильно увлекала область публицистики и социальные проблемы в обществе. Под впечатлением от происходящего вокруг он издает свои знаменитые брошюры и памфлеты:

  • «Развод»;
  • «Письма на злобу дня»;
  • «Женщины, которые убивают, и женщины, которые голосуют» и другие.

Так, широкую огласку получил памфлет, в котором Дюма поддерживал молодого аристократа, избившего свою жену после того, как она изменила ему с любовником. Автор выразил позицию о необходимости наказания неверных супруг.

27 ноября 1895 года скончался человек, которого при жизни без стеснения называли «адвокатом проституток». Он был не бесталанен, достаточно вспомнить его знаменитую «Даму с камелиями». Когда-то, в пору его литературной юности, кое-кому казалось, что со своей бешеной работоспособностью он сумеет подняться над литературой отца. Но «творческие порывы» меньше всего напоминали разряды молнии, становились все бледнее и бледнее, и как однажды он остроумно выразился: «Человек всегда гордится тем, что начертал где-то свое имя, хотя бы на коре дерева, и всегда приходит в удивление, когда больше не находит его». В истории он так и остался Александр Дюма-сын.

Он появился на свет, когда его тогда еще подающий надежды отец вовсе не хотел обременять себя рождением ребенка. Да, 22-летнему повесе очень нравилось весело проводить время в обществе белошвейки Катрин Лабе. Они находили весьма презабавным называть себя мужем и женой, хотя официально и не зарегистрировали свои отношения.

Когда хорошенькую Катрин начало мутить по утрам, ее новое состояние встревожило молодого человека еще больше, чем саму женщину. Нерожденного еще младенца он считал страшной обузой, а на подругу стал смотреть с подозрением, что она все специально подстроила, чтобы связать его узами брака. Но разве могли находиться в одной упряжке трепетная лань-Катрин и горный козел, который так и рвался покорять вершину за вершиной? Да еще с невероятным африканским темпераментом, унаследованным от бабки. Молодой человек, отравленный «минутой славы» - ведь он в первое время своего пребывания в Париже работал клерком у герцога Орлеанского, будущего короля Франции Луи-Филиппа.

Чем тяжелее протекала беременность, тем нетерпеливее становился будущий отец. И наконец все закончилось тем, чем и должно было закончиться - Дюма отправился искать новых муз, а Катрин родила мальчика. Случилось это 28 июля 1824 года. Роженица все еще любила своего непутевого «мужа» и назвала сына тоже Александром, втайне надеясь, что это каким-то образом поспособствует возвращению возлюбленного в лоно «семьи». Куда там! Он вспомнил, что у него есть сын, хотя и не двадцать лет спустя, когда мальчик вырос, но все равно через довольно продолжительное время. Так что все прелести превращения беспомощного младенца в имеющего определенные навыки мальчишку Катрин прошла вместе с сыном без помощи кого-либо. Собственно, для нее он был красивой игрушкой, которую в 1831 году ее возлюбленный вознамерился отнять.

К тому времени он уже был достаточно известным драматургом - пьесы «Генрих III и его двор», «Антони», «Ричард Дарлингтон» поставили ведущие театры страны. Однажды он намекнул ей, что, мол, пора отдавать мальчика, ему с отцом будет куда лучше, но она только крепче прижала к себе ребенка и сказала, что не отдаст его никому. Высокий красавец Дюма только скривил губы и вышел.

Она решилась на безумный план: накопить денег и сбежать с сыном туда, где папаша его не найдет. Но этот дьявол каким-то образом узнал о ее приготовлениях и явился за ребенком в сопровождении полиции еще до того, как она сумела что-то предпринять.

Было ли Александру-младшему комфортнее у отца, чем у матери? Если говорить о еде и об учебе, то да - Дюма-отец для сына ничего не жалел. Но все равно два родных человека не очень быстро нашли общий язык, мальчик был гораздо больше привязан к матери, с которой ему доводилось видеть нечасто. Однако и отец не мог уделять сыну достаточно времени и оказывать на него хоть какое-то влияние. На протяжение всей последующей жизни сын попеременно восхищался отцом и резко осуждал его за многочисленные любовные увлечения, ломающие, как ему казалось, судьбы соблазненных и брошенных женщин.

По совету сожительницы Александра-старшего мальчик был помещен в пансион. (Эта женщина имела от Дюма-отца дочь, которую он также признал официально и так же, как Александра, впоследствии забрал у матери.) Одна, другая, третья школа… Жесткая муштра, грубые отношения между учениками ранили нежного ребенка, избалованного любящей матерью. А больше всего его угнетало, что в школе его в открытую дразнили незаконнорожденным сыном. И соответственно, большинство из сверстников презирали ни в чем не повинного мальчишку и смеялись над его матерью. И эта «печать» незаконнорожденного сына жгла младшего Дюма всю жизнь. Хотя и не остановила в будущем - судьба сложилась так, что и ему было уготовано стать отцом незаконнорожденного ребенка, правда, девочки…

Случилось то, что и должно было случиться при такой наследственности: подросший Дюма-сын не брезговал и женщинами легкого поведения, и актрисами, и замужними дамами. По меткому выражению современников, юный Дюма получал не только старые туфли отца, но и бывших любовниц папеньки, которые последнему наскучили. Примерно при таких обстоятельствах и произошло знакомство двадцатилетнего Дюма-младшего с куртизанкой Мари Дюплесси, которую отец передал сыну из рук в руки. Эта особа была очень красива собой, и молодой Дюма настолько ею увлекся, что готов был прощать ей все.

К 20 годам у Александра-младшего были достаточно большие долги, впрочем, и отец их имел, что называется, выше крыши. А потому на очень серьезные отношения молодые люди рассчитывать не могли (Мари находилась на содержании у престарелого графа де Штакельберга). И каждый раз, когда она убегала на встречу с возлюбленным, ей приходилось врать графу, что отправляется поболтать с подружкой. Догадывался ли о настоящем времяпрепровождении содержанки седой вельможа, сказать сложно. Вряд ли и он, со своими деньгами, мог рассчитывать на то, что Мари хранит ему верность, уж слишком «известной» у нее была биография. Но он, скорее, довольствовался только тем, что юная куртизанка была щедрой на ласки и время от времени разделяла с ним ложе…

Впрочем, помимо Дюма ветреная красавица встречалась еще с другими мужчинами. На этой почве у любовников то и дело вспыхивали ссоры, они могли днями не встречаться, а потом их, как два огромных разноименных магнита притягивало друг к другу. Они были неистовы. До следующей ссоры. И чем дальше, тем паузы в отношениях становились все длиннее и длиннее.

Однажды «Аде», как Мари называла его в письмах, посчитал: все, хватит с него такой сжигающей любви. Он написал ей прощальное письмо и с головой ушел в прежнюю беспорядочную жизнь на пару с отцом. Вскоре они вдвоем отправились в путешествие, где его догнала весть о том, что Мари больна. На его письмо с выражением сочувствия она не ответила, с головой уйдя в последние свои любовные приключения. Вернувшись, Александр был просто «убит» известием о том, что его возлюбленная скончалась от чахотки. Как все, кого судьба сводила с прекрасной куртизанкой, он не смог позабыть ее. Спустя несколько месяцев опечаленный Дюма-сын принес отцу на чтение свое первое настоящее произведение, которое назвал «Дама с камелиями».

На большую любовь, а тем более трагическую, у читателей всегда есть спрос. Не стала исключением и «Дама…». «В ней была видна непорочная девушка, которую ничтожный случай сделал куртизанкой, и куртизанка, которую ничтожный случай мог превратить в самую любящую, самую чистую женщину», - так отзывался о своей возлюбленной Дюма. Многие понимали, что это, скорее всего обман, невозможно быть одновременно непорочной девой и куртизанкой. Но именно в это так хотели верить парижские, да и не только парижские проститутки. Пусть они занимаются ремеслом, осуждаемым обществом, но в душе каждая из них непорочная дева. Надо ли говорить, что вскоре Дюма-сына окрестили «адвокатом проституток»?!

И роман, и написанная вслед за этим пьеса, принесли автору шумный успех. Но нужен ли он был ему без Мари? Хотя, какое-то время молодой писатель был опьянен славой, он строчил одну книгу за другой, за короткое время написал порядка 12 романов. Но практически в каждом из них присутствовали две темы: куртизанки и незаконнорожденные дети. Александр Дюма-младший понимал, что он вольно или невольно становится «рабом лампы», но ничего не мог с собой поделать. Тем более в обществе, где женщина не могла разрушить брак, даже уличив мужа в измене, эти вопросы стояли очень остро. Неверные мужья, неверные жены, девушки, вынужденные идти на панель, чтобы выжить, все это жило рядом, волновало. «Я сочувствовал отчаянию, принимал исповеди, видел, как среди всех этих фальшивых радостей текут потоки искренних горючих слез…»

Однажды, уже в зрелом возрасте, он попытался помирить отца с матерью. Но было уже слишком поздно. Катрин была нездорова, да и потом: как вступить в ту же реку сорок с лишним лет спустя? Она скончалась первой, ненадолго пережил ее и Александр Дюма-отец. К тому времени сын уже остепенился, женился на русской княжне Надежде Нарышкиной, едва дождавшись смерти ее мужа, но сладким этот плод казался только в соседском огороде. Надежда была страшно ревнивой. Ее подозрения обрели под собой почву лишь через много лет супружества, когда Александр неожиданно влюбился в молодую женщину. Жена покинула его, однако просить у нее развода Дюма не счел возможным. Только после ее смерти он женился на своей пассии, но прожил всего пять месяцев в новом браке и скончался в 71 год.

В общем, Дюма-сын получился практически весь в отца. Он, скорее, приносил женщинам несчастья, чем радости.

Дюма Александр младший (1824–1895), французский драматург, обычно называемый Дюма-сыном. Родился 27 июля 1824 в Париже. Незаконный сын Александра Дюма-отца.

Мать-портниха относилась к нему с нежной любовью, почти сразу признал его отец, однако детские и школьные его годы были омрачены сознанием своей неполноценности - позднее он возвращался к тогдашним переживаниям в нескольких книгах.

Держит ли он в руке резец, перо или кисть, художник действительно заслуживает этого имени лишь тогда, когда вселяет душу в материальные предметы или сообщает форму душевным порывам.

Дюма Александр младший

Дюма-сын превратил французскую драму в инструмент общественного воздействия: не ограничиваясь обличением социальных язв, он предлагал оздоровительные средства в виде новых законов либо новых общественных установлений.

Свои соображения он декларативно объявлял в многочисленных и длинных предисловиях к пьесам. Взяв на себя роль нравственного арбитра, он возлагал на театр миссию духовного наставника, прежде принадлежавшую церкви.

Карьеру драматурга Дюма начал со сценической адаптации своего романа Дама с камелиями (La Dame aux camélias, 1848) в одноименную пьесу (1852). В основу сюжета положена история куртизанки Мари Дюплесси. В угоду «здоровой» морали самоотверженная героиня пьесы жертвует счастьем с любимым человеком.

Если мужчины совершенно не понимают женского сердца, то женщина не понимает мужской чести.

Дюма Александр младший

Роль Маргариты Готье вошла в репертуар крупнейших актрис (С.Бернар, Э.Дузе, в России - Г. Н. Федотова, М. Г. Савина). Обличению падших женщин и неверных супругов посвящены драмы Диана де Лис (Diane de Lys, 1853), Полусвет (Le Demi-monde, 1855) и Любитель женщин (L’Ami des femmes, 1864).

В лице грубого тщеславного Жиро, персонажа пьесы Денежный вопрос (La Question d’argent, 1857), одной из самых популярных у Дюма, подверглись осмеянию беззастенчивые нувориши.

Он выступил в защиту прав незаконнорожденных детей в почти автобиографической пьесе Незаконный сын (Le Fils naturel, 1858); косвенным образом та же тема затрагивалась в драме Блудный отец (Un Père prodigue, 1859), написанной по воспоминаниям о юных годах в обществе отца. Дюма выступил также за равноправие женщин и снисходительность к их прошлым грехам в пьесе Понятия мадам Обре (Les Idées de Madame Aubrey, 1867).

Женщина воодушевляет мужчину на великие свершения, осуществление которых потом сама же и затрудняет.

Дюма Александр младший

В драме Принцесса Жорж (La Princesse Georges, 1871) он подверг критике законы о браке, не позволяющие жене расстаться с неверным мужем, а в пьесе Жена Клода (La Femme de Claude, 1873) обосновал моральное право мужа убить неверную жену.

Пьесы Дюма примечательны стремительным развитием действия, диалогами и умело построенной интригой, но вместе с тем они явно перегружены декламациями и морализаторством. На сюжет Дамы с камелиями написана опера Дж. Верди Травиата. Умер Дюма-сын в Париже 27 ноября

Александр младший Дюма - фото

Александр младший Дюма - цитаты

Бывают услуги настолько неоценимые, что за них можно отплатить только неблагодарностью.

На сюжет «Дамы с камелиями» создана опера « ».

Другие пьесы. Характеристика драматургии

За первой драмой последовали:

«Диана де Лис / Diane de Lys» (1851), «Полусвет / Demi-Monde» (1855), «Денежный вопрос / Question d’argent» (1857), «Внебрачный сын / Fils Naturel» (1858), «Блудный отец / Père Prodigue» (1859), «Друг женщин / Ami des femmes» (1864), «Взгляды госпожи Обрэ / Les Idées de m-me Aubray» (1867), «Княгиня Жорж / Princesse Georges» (1871), «Свадебный гость» (1871), «Жена Клавдия / La femme de Claude» (1873), «Господин Альфонс / Monsieur Alphonse» (1873), «L’Etrangère» (1876).

Во многих из этих пьес Александр Дюма — не просто бытописатель и психолог, исследующий явления душевной жизни своих героев; он вместе с тем моралист, нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс нравственности. Он занимается чисто практическими вопросами нравственности, поднимает вопросы о положении незаконнорождённых детей, о необходимости развода, о свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных общественных отношениях и так далее. Своей блестящей защитой того или другого принципа Дюма несомненно придаёт большой интерес своим пьесам; но предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредит иногда эстетической стороне его драм. Они остаются, тем не менее, серьёзными художественными произведениями благодаря неподдельной искренности автора и некоторым истинно поэтическим, глубоко задуманным фигурам — Маргариты Готье, Marceline Delaunay и другим.

Издав собрание своих драм (1868—1879) с предисловиями, ярко подчеркивающими их основные мысли, Дюма продолжал писать для сцены. Из его поздних пьес наиболее известны:

«Багдадская принцесса / Princesse de Bagdad» (1881), «Дениза / Denise» (1885), «Франсийон / Francillon» (1887);

кроме того, он написал

«Comtesse Romani» в сотрудничестве с Фульдом (под общим псевдонимом G. de Jalin), «Les Danicheff» — с П. Корвином (подписана Р. Nevsky), «Маркиз де Вильмер» (1862, с , уступил ей права).

«Новые сословия» и «Фиванская дорога» остались неоконченными (1895).

Публицистика

Задетые им в драмах социальные вопросы Дюма разрабатывал также в романах («Дело Клемансо / Affaire Clémenceau») и полемических брошюрах. Из последних особенно известен памфлет «Мужчина-женщина: Ответ Анри д’Идевилю» ( L"homme-femme, réponse à M. Henri d"Ideville ; ), связанный с вызвавшим широкое внимание общественности убийством: молодой аристократ застал свою жену в объятиях любовника, после чего избил её с такой силой, что она через три дня умерла; дипломат и публицист опубликовал по этому поводу в газете статью о необходимости прощать женщине измену и помогать ей вернуться на путь истинный, и в ответ на эту статью Дюма напечатал 177-страничный памфлет, в котором доказывал, что убить изменившую жену можно и должно .

Значимые социальные проблемы он затрагивал в своих выступлениях-брошюрах: «Письма на злобу дня» (Lettres sur les choses du jour), 1871, «Убей её» (Tue-la), «Женщины, которые убивают, и женщины, которые голосуют» (Les femmes qui tuent et les femmes qui votent), «Recherches de la paternite» в 1883 году, памфлет «Развод» (Le divorce).

Другие произведения

  • Сборник стихов «Грехи молодости» (1847).
  • Повесть «Приключения 4 женщин и одного попугая» (1847)
  • Исторический роман «Тристан Рыжий»
  • Повесть «Регент Мюстель».
  • Роман «Дама с жемчугами» (1852).
  • Роман «Дело Клемансо» (1866).
  • «Доктор Серван» (Le Docteur Servans)
  • «Роман одной женщины» (Le Roman d’une femme)

Личная жизнь

От добрачной связи с 1851 года с (19.11.1825 — 2.04.1895) (урождённой баронессой Кнорринг) у него была дочь: (20.11.1860—17.11.1907). Официально удочерена 31.12.1864 во время брака с Нарышкиной, заключённого после смерти её первого мужа. Вторая дочь Жаннина (03.05.1867—1943) в замужестве де Отерив.

Второй брак (26.06.1895) с Анриеттой Эскалье (урождённой Ренье, 1864—1934), с которой он поддерживал связь с .

Любовницы

  • Луиза Прадье (1843)
  • Альфонсина Плесси () (1844-45)
  • Анаис Льевенн (1845)
  • мадам Дальвэн (1849).
  • Лидия Закревская-Нессельроде (1850-51).
  • Оттилия Гендли-Флаго (1881).

Дюма-сын увлекался с использованием , о чём свидетельствует посвящение ему книги Роберта Фальконнье (Robert Falconnier ) «XXII герметических листа прорицательного Таро», изданной в 1896 году в Париже, — «Памяти Александра Дюма-сына, которому я обязан своими первыми познаниями в астрологической хиромантии. Р. Ф. »

Биография

Александр Дюма-сын (27 июля 1824 - 27 ноября 1895) - сын Александра Дюма, знаменитый французский драматург, член Французской академии (с 1874)

Мать его была простая парижская работница, от которой Дюма унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую его от чисто богемной натуры отца. Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой Jenny, Дюма-отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание. С 18-ти лет он начал писать стихотворения в периодических изданиях; в 1847 г. появился его первый стихотворный сборник, «Péchés de jeunesse» («Грехи юности»); за ним последовал ряд мелких повестей и рассказов, на которых отчасти отразилось влияние отца («Aventures de quatre femmes et d’un perroquet» («Приключения четырёх женщин и попугая»), «Le Docteur Servans» («Доктор Серван»), «Cesarine», «Le Roman d’une femme», «Trois hommes forts» etc.), a потом и более оригинальные романы и повести: «Diane de Lys», «Un paquet de lettres», «La dame aux perles», «Un cas de rupture» и др.

Талант Дюма сказался в полном объёме только тогда, когда он перешёл к психологическим драмам. В них он затрагивал наболевшие вопросы общественной и семейной жизни и решал их по-своему, со смелостью и талантом, делавшими из каждой его пьесы общественное событие. Серию этих блестящих драм «à thèse» («идейных», «тенденциозных» пьес) открыла «La Dame aux Camélias» (написанная первоначально в виде романа), представленная впервые на сцене в 1852 году после упорной борьбы автора с цензурой, не допускавшей представления пьесы как слишком безнравственной.

В «Даме с камелиями» Дюма выступил защитником «погибших, но милых созданий» и сделал из своей героини, Маргариты Готье, идеал любящей до самопожертвования женщины, стоящей несравненно выше осуждающего её света. Прототипом Маргариты послужила Мари Дюплесси.

На сюжет «Дамы с камелиями» создана опера Джузеппе Верди «Травиата».

За первой драмой последовали: «Diane de Lys» (1851), «Demi-Monde» (1855), «Question d’argent» (1857), «Fils Naturel» (1858), «Père Prodigue» (1859), «Ami des femmes» (1864), «Les Idées de m-me Aubray» (1867), «Princesse Georges» (1871), «La femme de Claude» (1873), «Monsieur Alphonse» (1873), «L"Etrangère» (1876). Во многих из этих пьес Дюма - не просто бытописатель и психолог, исследующий явления душевной жизни своих героев; он вместе с тем моралист, нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс нравственности. Он занимается чисто практическими вопросами нравственности, поднимает вопросы о положении незаконнорожденных детей, о необходимости развода, о свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных общественных отношениях и т. д. Своей блестящей защитой того или другого принципа Дюма несомненно придает большой интерес своим пьесам; но предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредит иногда эстетической стороне его драм. Они остаются, тем не менее, серьёзными художественными произведениями благодаря неподдельной искренности автора и некоторым истинно поэтическим, глубоко задуманным фигурам - Маргариты Готье, Marceline Delaunay и др. Издав собрание своих драм (1868-1879) с предисловиями, ярко подчеркивающими их основные мысли, Дюма продолжал писать для сцены. Из его поздних пьес наиболее известны: «Princesse de Bagdad» (1881), «Denise» (1885), «Francillon» (1887); кроме того, он написал «Comtesse Romani» в сотрудничестве с Фульдом (под общим псевдонимом G. de Jalin), «Les Danicheff» - с П. Корвином (подписана Р. Nevsky).

Задетые им в драмах социальные вопросы Дюма разрабатывал также в романах («Affaire Clmenceau») и полемических брошюрах. Из последних особенно известны «L"homme-femmine», «La Question du divorce», «Recherche de la paternit» и др.

Александр Дюма – сын родился 27 июля 1824 года. Его отцом был великий французский писатель Александр Дюма, мать - простой парижской работницей. Отец признал сына и дал ему хорошее воспитание. 18-летним юношей Ал. Дюма уже печатает свои стихи. А в 1847 году выдает сборник стихотворений «Грехи юности». Позже им было написано несколько небольших повестей и рассказов, которые носили отпечаток влияния стиля отца. Пройдет время и юный писатель создаст оригинальные повести и романы «Diane de Lys», «Un paquet de lettres», «La dame aux perles», «Un cas de rupture».

Полностью талант Дюма младшего раскрылся, когда он начал создавать психологические драмы, в которых старался затронуть наболевшие вопросы жизни общественной и семейной. Первой такой «идейной» пьесой стало произведение «Дама с камелиями». Сначала писатель ее создал в виде романа, позже развернул в драму, которую цензура не хотела допускать для постановки на сцене. В этой пьесе Дюма нарисовал героиню хоть и падшую, но любящую и способную к самопожертвованию. Позже Джузеппе Верди использует сюжет этой дамы и создаст бессмертную оперу «Травиату».

«Дама с камелиями» открыла целую плеяду оригинальных пьес, в которых Дюма с точностью психолога и моралиста строит свой мир со своим кодексом нравственности. Им подняты очень острые вопросы того времени. Наиболее известные произведения: «Диана де Лис», «Блудный отец», «Любитель женщин», «Денежный вопрос», «Принцесса Жорж». Дюма издает свои драмы 1868-1879 гг.вместе с предисловиями и дальше создает пьесы для сцены. Среди его поздних творений: « Иностранка», «Багдадская принцесса».

Похожие публикации