Образ человека главная тема. Образ человека в искусстве

Учитель изобразительного искусства и черчения

Семяшкина Людмила Семёновна

МБОУ СОШ № 10

3 четверть

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.

Урок 16

Образ человека - главная тема искусства.

Цели: познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета; развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Методы и приемы:

Письменные приемы, частично-поисковый метод, информационно-рецептивный, использование ИКТ технологии.

Формы работы:

индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование урока:

Для учителя: компьютер, проектор, экран.

Для учеников: творческие тетради, краски, карандаши, альбомы.

Ход урока

Здравствуйте ребята!

Открываем дневники и запишем домашние задание на следующий урок вам понадобится: цветная бумага, клей карандаш, ножницы, фломастеры, и бумага (бежевая, нежна розовая.) Ребята, кто меня будет внимательно слушать и отвечать на вопросы, то в конце урока с легкостью справитесь с заданием, которое я вам дам.

А начну я урок со стихотворения Николая Заболоцкого.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Учитель: о чем это стихотворение? Какое можно дать ему название?

Дети: Портрет.

Учитель: Правильно! Итак, вы уже наверно догадались.

Тема сегодняшнего урока? - портрет.

Учитель: А кто знает, что такое портрет?

Дети:

Портрет - это изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

Учитель: Ребята, а что можно показать или передать с помощью портрета?

Дети:

Учитель: с помощью портрета можно показать характер, внутренний мир, жизненные ценности человека, а так же в какое время жил этот человек.

Учитель: Ребята, давай те запишем определение. На левой стороне альбома.

Сегодня на занятии вы узнаете историю возникновения жанра портрет.

Портрет появился в нашем мире несколько тысячелетий назад. Уже в древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека.

Учитель: Ребята, а кто - нибудь знает, почему скульпторы создавали статуи точной копией человека?

Дети:

Учитель: статуе передавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскать своего владельца. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до нашей эры.) - Слайд 1

Учитель: Ребята, посмотрите, какие были у нее черты лица, какая длинная красивая шея, посмотрите, как она гордо держит голову. Ребята поскольку это скульптура давай те развернем, и посмотрим на нее с другой стороны.- Слайд 2.

Учитель: Ребята, обратите, внимание на глаза у царицы Нефертити нету одного глаза. Как вы думаете почему?

Дети: В тот момент, когда был создан бюст, царица была еще жива.

Учитель: Правильно, молодцы!

Ребята эти изображения были созданы не для любования, а для заупокойным культам. Египтяне верили о жизни после смерти.

Этим же целям служили и живописные фаюмские портреты , выполненные в технике энкаустики . (Восковой живописи). - Слайд 3

Фаюмские портреты - созданные в технике энкаустики погребальные портреты найдены в Римском Египте в местечке Фаюм. Они являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии.

Правдивость и точной психологической характеристикой отличились древнеримские портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека. Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была принята гуманистическая, действенная, человеческая личность. (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан) Слайд 4,5,6

Леонардо да Винчи « Монна Лиза» - Мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета Леонардо да Винчи держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретом.

Учитель: Ребята, но это только предположение, а их много.

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Мастера Возрождения углубляет содержание портретных образов, наделяют их интеллектом, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом . В России портретный жанр активно начал развиваться с начала 18 века. (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский) создали серию великолепных портретов знатных людей. - Слайд 7. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью были женские образы, написанные этими художниками.

Д. Левицкого. Портрет Марии Алексеевны , проникнут глубокой симпатии автора к своей модели. Обаяние и привлекательность, молодой женщины делали многих ее друзьями, поэты посвящали ей стихи.

В первой половине 19 века главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К Брюллова.) – Слайд 8,9 . В 20 веке портрет сочетает самые противоречивые тенденции - яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные демонстрации моделей (П. Пикассо, А.Бурдель, М. Врубель.) Слайд 10, 11.

Учитель: Ребята, а какие виды портрета вы знаете? Слайд 12.

Дети:

Учитель:

    Парадный

    Камерный.

Учитель: Ребята, а что значит парадный?

Дети: Такой портрет выставляется напоказ, а камерный или (интимный) предназначен для близкого круга людей.

Парадный (репрезентативный) портрет - как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне;

Камерный портрет - используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

Так же портрет бывает двойной или групповой.

    Групповые - называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов.

Нередко портреты образуют целые ансамбли - портретные галереи. Они изображают обычно представителей одного рода, включая здравствующих членов семьи и их предков. Слайд 13

Если в портрете человек представлен в виде, какого – либо исторического, театрального или литературного персонажа такой портрет называют Костюмированный. В наименование таких портретов включают слова «в виде» или «в образе» например (Екатерина 2 в виде Минервы.) Слайд 14

Минерва- это молниеносная богиня гор и полезных открытий и изобретений.

Итак, вы узнали, что Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретуемому.

Учитель: А сейчас я проверю, кто меня внимательно слушал.

Итак, сейчас мы разгадаем кроссворд на тему портрет. Я буду читать вопросы, а вы отвечать.

    Портрет, который предназначен для близкого круга людей.

(Камерный)

    Если в портрете человек представлен в виде, какого – либо исторического, театрального или литературного персонажа такой портрет называют? (Костюмированный)

    Главной задачей данного портрета прославление царских особ и их приближенных, знатных и высокопоставленных персон. Такой портрет выставляют напоказ? (Парадный)

    Как звали древнеегипетскую царицу? (Нефертити)

    Где были найдены первые живописные портреты написанные восковыми красками? (в Фаюме)

    Как называется подгрудное изображение человека в скульптуре?

(Бюст)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет.

Учитель: Ребята, посмотрите, получилось слово портрет.

Итог урока:

ЛИСТ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ:

Закончите предложения:

1. На уроке для меня было важно______________________________________

2. На уроке мне было сложно_________________________________________

_______________________________________________________________

3. Теперь я умею__________________________________________________

__________________________________________________________________

4. На уроке у меня получилось_____________________________________

______________________________________________________________

Домашнее задание: Написать краткую историю об одном портрете.

Учитель: Вы сегодня были активными, внимательно слушали, молодцы! Спасибо за внимание, урок окончен. До свидание.

Очередной поворот к себе произошел, пожалуй, в творчестве романтиков, пытающихся обнаружить в человеке нечто демоническое, обрисовать движения его души. Эстетическая программа предшественников новых модернистских движений - романтиков и символистов указывала на неоднозначность и двойственность человеческой натуры. Подобный опыт намечается в художественной прозе и поэзии, для которых характерен мотив двойничества. Важно то, что человек отныне пытается осмыслить свою тень. Важно также, что он чувствует в себе непроницаемую глубину, интуитивно ощущаемую как истинная суть человека, его подлинность. Человек более не понимает себя, не знает, кто он, не улавливает руководящих им импульсов, словно подчиняется непреодолимой силе, в нем находящейся. Очень показательна в этом смысле серия портретов душевнобольных, выполненная художником Т. Жерико в парижской клинике Сальпетриера. Это означает, что теперь появился интерес не только к различным проявлениям души, сложным, неоднозначным характерам, но и к аномальным, пограничным психическим состояниям.

Принципиально неопределимым предстает человек у символистов. Он всегда является носителем непостижимой тайны. Его облик содержит нечто большее, не умещающееся в представления о человеческом. Его сущность раскрывается то через природные формы

(«Царевна-Лебедь» или «Пан» М. Врубеля), то надприродные (его же «Демон» или «Циклоп» О. Редона). Любой реальный персонаж в портретах М. Врубеля выглядит так, словно это и не человек вовсе. В героях произведений художника скрыта неведомая тайна, разгадав которую можно приблизиться к пониманию мира. В этом положении символистов чувствуется близость идеям мистических античных учений, считающих человека малой Вселенной, имеющей в себе все части большой Вселенной. Поэтому главная задача при таком подходе заключалась в познании самого себя, что было ключом к загадкам Космоса в целом.

Поисками скрытой, внутренней сущности отныне будут заниматься представители всех творческих направлений модернизма. Экзистенциальный надлом и растерянность от незнания того, кто ты есть, нашла воплощение в работах П. Гогена. Чего стоит одно только название полотна «Кто мы? Какие мы? Куда мы идем?» Его соратник В. Ван Гог (чье творчество любят рассматривать психологи как продукт неуравновешенного сознания) создает потерянного, одинокого героя, который в любой ситуации всегда оказывается наедине с самим собой, отчего испытывает тревогу и тоску. Депрессивные настроения, ощущение внутреннего надлома в работах П. Пикассо сменяются воодушевлением и восторгом познания сродни пафосу позитивизма. Пикассо уподобляет себя маленькому ребенку, ломающему игрушку, чтобы узнать, как она устроена. Художник взламывает натуру, чтобы проникнуть в суть. Как беспощадный исследователь, он осматривает модель с разных сторон, вспарывает, разрывает на части, отбрасывает несущественное и вновь собирает в единый образ. Особого трагизма при этом художник не испытывает. Для него это закономерный естественно-научный метод.

Пафос господства над природой и миром в целом и стремление преобразовать человеческую природу, модернизировать ее в соответствии с новыми ритмами жизни, свойственны футуристам во главе с поэтом и писателем Ф. Маринетти. Главный идеолог движения приветствовал наступление новой эпохи, в которой господствует скорость. Он настаивал на создании нового человека в комплекте со всеми запчастями, включая мозг, чтобы можно было в случае неполадки или повреждения заменить нефункционирующий орган на новый. Для футуристического человека было утверждено следующее кредо: «смелость, отвага и бунт, риск, дерзость и неукротимая энергия, наглый напор и мордобой». Программа Ф. Маринетти, изложенная в 1909 г. в опубликованном в Милане «Первом манифесте футуризма», пришлась по душе фашистскому режиму. Любое государство мира мечтало бы иметь армию таких идеальных, сильных солдат, и, похоже, некоторые правительства реально финансировали эксперименты по улучшению человеческой породы. Заметьте, ум, способности к размышлению не входят в список установленных свойств нового человека.

Надо сказать, в отличие от науки, не ограничивающей себя никакими этическими правилами или обязательствами, искусство постоянно словно предупреждает нас об опасности исследований над человеком. В литературе постоянно возникает мотив, как из человеческого материала изобретатель создает монстра, становящегося опасностью для человечества. Чудовище доктора Франкенштейна из романа Мэри Шелли - предупреждение о том, как опасны эксперименты над человеческой природой. Любые попытки вмешательства в генетический материал, желание ускорить естественное развитие или изменить его с целью получить человека с заданными качествами - это нарушение законов природы, что не может не отразиться катастрофически на всем человечестве. Задолго до опытов с клонированием и экспериментов в области генетической инженерии М. Булгаков выразил свое отношение к подобным исследованиям в печальной повести «Собачье сердце». Это литературное произведение - не просто пародия на поиски методов омоложения путем пересадки органов от животных человеку, это отчаянный призыв задуматься над тем, что мы творим. Герой повести профессор Преображенский совершает грандиозный прорыв в науке, привив гипофиз человека на собачий мозг и... кается в содеянном. Он подавлен своим открытием, он уверен, что эксперименты над природой никогда не могут завершиться ничем хорошим. Обращаясь к своему ассистенту, доктору Борменталю, профессор говорит: «Вы знаете, какую я работу проделал - уму непостижимо. И вот теперь спрашивается - зачем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают». На предположение ассистента, что, может быть, дело в наследственности, и если бы не мозг пьяницы и хама, а нормального человека, то и результат был бы иной, Преображенский горестно отвечает: «Можно привить гипофиз Спинозы или еще какого-нибудь такого лешего и соорудить из собаки чрезвычайно высоко стоящего. Но на какого дьявола, спрашивается. Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно». Невмешательство в законы природы в данном случае провозглашает не писатель, наделенный буйной фантазией, но врач М. Булгаков, и свои идеи он вкладывает в уста литературного персонажа, тоже врача. Преображенский размышляет в диалоге с Борменталем: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу! На, получай Шарикова и ешь его с кашей!»

Загадка, сокрытая в человеке, может оказаться чудовищной и невыносимой, иметь решение, которое мы не готовы принять. Герой рассказа Владимира Набокова «Ultima thule» Адам Фальтер случайно обнаруживает ответ, но истина о человеке оказывается столь ужасной, что выдержать этого знания ни один человек не может. Сам получивший озарение сходит с ума, а психиатр, которому он поведал открытие, не выдержал и умер на месте от разрыва сердца. Следовало бы ожидать, что истина о мире окажется столь великомудрой, что сделает из человека Бога. Но в образе Фальтера писатель показывает нам существо, полностью лишившееся человеческих качеств: «...Одного взгляда на Фальтера было довольно, чтобы понять, что никаких человеческих чувств, практикуемых в земном быту, от него не дождешься, что любить кого-нибудь, жалеть, даже только самого себя, благоволить к чужой душе и ей сострадать при случае, посильно и привычно служить добру, хотя бы собственной пробы, - всему этому Фальтер совершенно разучился, как разучился здороваться или пользоваться платком».

Искусство XX в. больше не знает пафоса и упоения величием человека. Имя Человека больше не звучит гордо. Как предполагает писатель В. Набоков, может быть, сама природа нас уберегает от разгадки, пока держит в тайне ответ на задачу Сфинкса. Детское переложение греческого мифа только лишь приближает нас к пониманию, что речь идет о человеке. Именно он утром передвигается на четырех конечностях, днем - на двух; вечером - на трех (младенчество, зрелость и старость). На самом деле, сущность человека - тайна, которой владеет Сфинкс, не раскрыта и уничтожает тех, кто смеет приблизиться к ее раскрытию. Еще один образ всплывает в этой связи. На этот раз из области кинематографа. У режиссера

П. Пазолини в фильме «Царь Эдип» герой при встрече со Сфинксом пытается сбросить чудовище с обрыва, а не ответить на его вопрос. Сфинкс же спрашивает Эдипа: «Расскажи мне свою тайну. Открой, в чем твоя загадка?» Но тот яростно толкает химеру в пропасть, пытаясь убить существо. И уже падая, Сфинкс произносит: «Напрасно, юноша, бездна, в которую толкаешь меня, - в тебе самом». Пазолини, конечно, имел в виду фрейдистские идеи об эдиповом комплексе, но то, что он сделал в данном эпизоде, имеет более глубокий символистский смысл. В его интерпретации получается, что Эдип подозревает, что в его судьбе есть какая-то тайна, но знать правду он не желает и убивает последнего, кто может эту правду ему выложить. Сфинкс и есть олицетворение той чудовищной истины, скрытой в глубине подсознания, та химера, постоянно напоминающая о существовании страшного, невыносимого знания о самом себе. Для человека предпочтительнее убить химеру, чем смириться с мыслью, что чудовище - ты сам.

Надо сказать, что теория 3. Фрейда и в искусстве произвела переворот. В живописи и литературе возникло течение, превратившее учение психоанализа в свою методологию. Пытаясь двигаться к внутреннему, достичь глубин, сюрреалисты вслед за 3. Фрейдом представляют человека как существо, чья деятельность мотивирована исключительно подсознательными импульсами. Стараясь добраться до содержаний бессознательного, которые могут обнаруживать себя в сновидениях, фантазиях, бредовых и других состояниях, при которых власть сознания ослаблена, сюрреалисты активно использовали алкоголь и галлюциногенные вещества. С. Дали обходился без этих средств и действовал иначе. Он погружался в полудрему, стараясь не заснуть и в то же время не бодрствовать. В таком состоянии он дожидался появления видений, которые потом переносил на полотно. Свой художественный метод он назвал паранойико-критическим, так как сами образы и их происхождение сродни бредовым видениям параноика. Но поскольку Дали словно наблюдал со стороны за своими иллюзиями, не отдаваясь им во власть, то он считал, что может критически к ним относиться. Художник утверждал, что понять эти фантазии и возникшие на их основе произведения не может никто: ни он сам, ни критики от искусства, ни простой зритель. Человек и здесь закрыт для познания. Чудовищные скрытые мысли и влечения, маниакальные идеи и извращенные желания - все это стало темой искусства. Человек больше не может лицемерно скрывать от самого себя тех страстей и пороков, которыми наделен и которые, похоже, есть часть его природы. В последующих направлениях искусства человек оказывается лишенным не только возвышенных устремлений, идеальных черт, но теряет также лицо, облик, то есть, и внешние человеческие характеристики. Ирония, свойственная искусству последних десятилетий XX в., привносит новый акцент: разобранному на части, фрагментарному человеку вполне уютно, а вовсе не страшно в этом руинизированном мире.

Современное искусство отражает определенную тенденцию самовосприятия, которую нельзя характеризовать как разрушительную, агрессивную и упадочническую. И уж, конечно, опыт модернизма не случаен, это не каприз культивирующих свою гениальность художников-одиночек, отстаивающих собственную уникальность. Искусство XX в. с настойчивостью показывает нам, что пришла пора отказаться от прежнего образа человека, поскольку он не соответствует действительности; что необходимо взглянуть на себя с разных ракурсов, пусть даже самых неприглядных. Множественность взглядов хотя и связана с утратой целостности, но необходима, чтобы не проглядеть чего-то важного и существенного, что легко можно упустить в идеализированной и завершенной картине.

Добрый день дорогие ребята!
Мы с Вами сегодня на уроке
познакомимся с изображением
человека в искусстве разных эпох, с
историей возникновения портрета.
Рассмотрим репродукции картин с
изображением портретов разных
эпох, репродукции картины Леонардо
да Винчи.

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого, едва закутана в атлас.
С портрета Рокотова снова смотрела женщина на нас?
Её глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана, покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок, полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок, предвосхищенье
смертных мук.
Когда потемки наступают и приближается гроза,
Со дна души моей мерцают её прекрасные глаза.

Веками мыслители и художники пытались
найти всеобщие критерии красоты и
эстетической ценности, но все их поиски
были тщетны. Правда, в современном
мире эта проблема мало кого занимает.
Сегодня на смену непререкаемым
авторитетам пришел дух терпимости, и
никто больше не пытается свести все
многообразие форм к единому идеалу. В
современном мире считается, что красота
присутствует повсюду.

Классические каноны красоты все-таки существуют.
Они изменчивы, то, что было прекрасным с точки
зрения греков, вовсе не привлекало индусов и
наоборот. В Древней Индии самым большим
комплиментом для женщины считалось, когда ей
говорили, что у нее бедра как у слона. В Японии в
одиннадцатом веке, в эпоху Хэйана, среди
аристократок считалось хорошим тоном красить зубы в
черный цвет. Африканцы особыми ухищрениями
вытягивали себе шеи. А индейцы бассейна Амазонки
непомерно оттягивали нижнюю губу. Никто толком не
знает, что это такое (например, в Индии) красота
женщины – это, прежде всего внутреннее содержание,
глубокая индивидуальность, пронизывающая всю
жизнь, ее драхма. Поэтому там редко говорят, что
женщина красива, пока ей не исполнится пятидесяти
лет.

Есть лица подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобие жалких лачуг,
Где вариться печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Была неказиста она, не богата.
Зато из окошка её на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот. /Николай Заболоцкий/

Рисунки учащихся МОУ «СОШ» № 9

Рисунки учащихся МОУ «СОШ»
№9

Портрет – изображение человека или группы людей в произведениях живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живоп

Портрет – изображение человека или
группы людей в произведениях живописи
или скульптуры. Портрет является одним из
основных жанров живописи, скульптуры,
архитектуры.
Портреты бывают:
индивидуальные, двойные, групповые,
автопортрет
интимные, парадные, сатирические.

10. Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магиче

Искусство портрета зародилось несколько
тысячелетий тому назад. Первые портреты были
созданы египтянами. Они выполняли
религиозно-магическую функцию: душа
умершего должна была покинуть тело, а затем
вернуться после судилища богов к мумии своего
владельца и поселиться в нем вечно.
Необходимо было соблюдать портретное
сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из
которого она вылетела.
Огромные величественные изваяния создавались
в те времена, один из известных портретов,
портрет Неферттити (около1360года до нашей
эры).

11.

12.

Мастера высокого Возрождения –
Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан не
просто создали образы современников,
Но и отразили целый мир чувств,
переживаний, настроений.
В сложные противоречия с окружающим
миром вступают модели Рембрандта и
Веласкеса (XVI-XVII века), в портретах
которых находят отражение лирическое
и драматическое, светлое и печальное,
веселое и трагическое.

13.

14.

Портрет в России
В России складывается своя школа портрета,
отличающаяся жанровым разнообразием.
Что такое жанр?
-Парсуна – приемы реалистической живописи и
иконы.
-Парадный портрет характеризуется
постепенным уходом от требований заказчика к
отражению его как личности своего времени.
Большое количество портрет этого времени
можно увидеть в Иркутском музее Искусств.
В XX веке русский портрет отличается
жанровым и стилевым разнообразием.

15.

16.

Только из всего огромного
количества портретов в мире
есть один о котором знает
практический каждый человек
на земле, но хранящий даже по
прошествии многих лет, свою
загадку.
Как Вы думаете, что это за
портрет?

17. Джоконда! это имя стало нарицательным.

Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих
пор поражает людей? Почему загадку этой
картины пытается разгадать каждый, кто
посмотрит на портрет, но она так и остается
неразгаданной. Одни искусствоведы считают,
что это портрет жены художника, другие,
автопортрет, а кто то изображение
получеловеческого, полуземного существа.

18.

19.

Каждый художник должен уметь изображать человека
в различных положениях, поворотах, движениях.
Человек – главный объект интереса и изображения у
художника.
В человека самое выразительное и это его облик, а
главное лицо. Поэтому изучение художником человека
традиционно начинается с рисования головы.
Конечно, некоторые любители, без всякой подготовки,
рисуя человека в профиль, добиваются некоторого
сходства, но такие изображения получаются плоскими
и мертвыми. Чтобы голова на рисунке была живой,
чтобы художник мог изобразить ее в любом наклоне и
повороте, он должен знать анатомию, чтобы ясно
знать, чем образуется любая форма, но при этом
должен последовательно изображать лицо, учитывая,
что изображение головы разное в зависимости от
возраста и пола и особенности строения черепа.

20.

У ребенка лицевая часть относительно мала,
личико пухлое и гладкое, с годами лицо
удлиняется, четко определяются выступы
подбородка, у глазных впадин появляются
складки. В старческом возрасте костные
выступы еще более выделяются, мышцы
становятся дряхлыми, кожа морщинистой.
Кроме того, у каждого человека уши, нос,
глаза, губы имеют свои особенности. Но и
немаловажно за внешними чертами
угадывать характер человека, чувства,
мысли, переживания.

21.

Портрет- это художественный
образ человека. В нем
должна ощущаться
конкретная личность с
присущими ей, и только ей,
особенностями внешности, и
нравственного облика
Похожие публикации