Отношение раневской к вишневому саду. Отношение к вишневому саду персонажей пьесы

Любовь Андреевна – главная героиня пьесы Чехова «Вишневый сад». Эта женщина является основным представителем женской половины дворянства того времени со всеми их пороками и положительными чертами. Именно в ее доме происходит действие пьесы.

В ней умело сочетаются как позитивные, так и негативные черты ее характера.

Раневская – красивая от природы женщина с хорошими манерами, истинная дворянка, добрая, но очень доверчива в жизни. После смерти мужа и трагической гибели сына, она отправляется за границу, где живет пять лет со своим любовником, который в итоге обворовывает ее. Там Любовь Андреевна ведет расточительный образ жизни: балы, приемы, на все это уходит куча денег. А в это время ее дочери живут в недостатке, но у нее к ним прохладное отношение.

Она далека от реальности, обитает в своем мире. Ее сентиментальность проявляется в тоске по Родине, по ушедшей юности. Приехав, после длительного отсутствия домой, куда она возвращается весной, Раневская находит успокоение. Сама природа своей красотой помогает ей в этом.

В то же время она не думает о будущем, устраивает бал, зная, что у нее нет денег на дальнейшую жизнь. Просто Любовь Андреевна не может отказаться от красивой жизни.

Она добра, помогает другим, особенно старику Фирсу. Но с другой стороны, уезжая из имения, она забывает о нем, оставив в покинутом доме.

Ведя праздный образ жизни нельзя быть счастливым. Именно ее вина в гибели сада. В своей жизни она ничего хорошего не сделала, поэтому и осталась в прошлом, очень несчастной. Потеряв вишневый сад и имение, она также теряет и Родину, возвращаясь в Париж.

Леонид Гаев

Своеобразным характером наделен в пьесе «Вишневый сад» помещик Леонид Гаев. В чем-то он схож со своей сестрой Раневской. Ему так же присущ романтизм, сентиментальность. Он любит сад и очень переживает по поводу его продажи, но совершенно ничего не делает, чтобы спасти имение.

Его идеализм проявляется в том, что он строит несбыточные планы, думая, что тетя даст денег, или Аня выйдет удачно замуж, или кто-то оставит им наследство и сад будет спасен.

Леонид Андреевич очень разговорчив, любит произносить речи, но при этом может наговорить глупостей. Племянницы часто просят его помолчать.

Совершенно непрактичный, ленивый, не приспособлен к переменам. Живет на всем готовом, ведя разгульный образ жизни в своем старом мире, не понимая новых веяний. Ему слуга даже помогает раздеваться, хотя со временем он даже не вспомнит о своем преданном Фирсе.

Семьи он не имеет, ибо считает, что нужно пожить для себя. Для себя и живет, посещая игорные заведения, играя в бильярд и развлекаясь. При этом он раскидывает деньги, имея много долгов.

На него не можно положиться. Он клянется, что сад не продадут, но свое обещание не выполняет. Гаев тяжело переживает потерю сада и имения, даже устраивается служащим в банк, но мало кто верит, что он там задержится из-за своей ленивости.

Ермолай Лопахин

Купец Ермолай Алексеевич Лопахин является представителем нового класса – буржуазии, который пришел на смену дворянству.

Выходец из простонародья, он никогда этого не забывает и хорошо относится к простому народу, ведь его дед и отец были крепостными в имении Раневских. Он с детства знал, что такое простые люди и всегда считал себя мужиком.

Благодаря своему уму, упорству, трудолюбию он выбился из нищеты и стал очень богатым человеком, хотя всегда боится потерять нажитый капитал. Ермолай Алексеевич встает рано, много работает и добился успехов.

Лопахин иногда нежен, добр и ласков, он замечает красоту и, по-своему, ему жаль вишневого сада. Он предлагает Раневской план спасения сада, не забывая при этом, что в свое время она многое для него сделала. А когда Раневская отказывается сдать сад под дачи, в его чертах проявляется жилка хищника, завоевателя. Он покупает имение и сад, в котором его предки были рабами, и торжествует, ведь сбылась его давняя мечта. Здесь видится ясно его купеческая хватка. «За все могу заплатить»: говорит он. Уничтожая сад, он не переживает, а радуется своей выгоде.

Аня

Аня – один из героев, которые стремятся в будущее.

С двенадцати лет она воспитывалась в имении дяди, оставленная матерью, которая уехала за границу. Конечно, она не могла получить должного образования, ведь гувернантка в прошлом была просто циркачка. Но Аня упорно, по книгам восполняла пробелы в знаниях.

Красота вишневого сада, который она очень любила и избыточность времени в имении дали толчок для формирования ее тонкой натуры.

Аня искренна, непосредственна и по-детски наивна. Она верит людям, и поэтому такое сильное влияние на нее оказал Петя Трофимов, бывший учитель ее младшего брата.

После четырех лет пребывания девушки за границей, у матери, семнадцатилетняя Аня возвращается домой и встречает там Петю. Влюбившись в него, она искренне доверилась молодому гимназисту и его идеям. Трофимов изменил ее отношение к вишневому саду и к окружающей действительности.

Аня хочет уйти с родительского дома и начать новую жизнь, сдав экзамены за курс гимназии и жить самой трудясь. Девушка готова пойти за Петей куда угодно. Ей уже совершенно не жалко ни вишневого сада, ни старой жизни. Она верит в светлое будущее и стремится к нему.

Веря в счастливое будущее, она искренне говорит маме на прощание: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…».

Аня является представителем молодежи, которая может изменить будущее России.

Петя Трофимов

Образ Пети Трофимова в произведении неразрывно связан с темой будущего России.

Петя – бывший учитель сына Раневской. Его называют вечным студентом, ибо он никак не закончит учебу в гимназии. Переезжая с места на место, он скитается по стране, мечтая о лучшей жизни, в которой восторжествует красота и справедливость.

Трофимов реально воспринимает происходящие события, понимая, что сад красив, но гибель его неизбежна. Он ненавидит дворянство, убежден, что их время истекло, осуждает людей, которые используют труд других и проповедует идеи светлого будущего, где будут все счастливы. Но суть в том, что он только проповедует и ничего не делает для этого будущего сам. Для Трофимова не важно, сам ли он дойдет к этому будущему, или укажет путь другим. А говорить и убеждать он умеет отменно.

Петя убедил Аню, что жить старой жизнью нельзя, что нужны перемены, что нужно избавиться от нищеты, пошлости и грязи и стать свободными.

Он считает себя свободным человеком и отказывается от денег Лопахина, так же, как отказывается от любви, отрицая ее. Он говорит Ане, что их отношения выше любви и призывает верить ему, его идеям.

Вместе с тем, Петя мелочен. Вот когда он потерял свои старые калоши, то очень расстроился, но был счастлив, когда калоши нашлись.

Вот такой он, Петя Трофимов – обыкновенный интеллигент передовых взглядов, имеющий много недостатков.

Варя

Варя в отличие от других персонажей произведения живет настоящим, а не прошлым и будущим.

В 24 года она проста и рациональна. Когда мать уехала за границу, все дела по ведению хозяйства легли на ее плечи, и она справлялась с этим до поры до времени. Варя с утра до вечера работает, экономя каждую копейку, но расточительность ее родных помещала уберечь имение от разорения.

Она очень религиозна и мечтает уйти в монастырь, вот только денег не могла насобирать, чтобы пройти святыми местами. В ее религиозность окружающие не верят, но на самом деле она такова.

Варя прямая и строгая, не боится делать замечаний, но делает их корректно. В то же время ей присуще чувство любви и нежности. Она очень любит сестру Аню, называет ее душечкой, красавицей и очень переживает, что та влюблена в Петю Трофимова, ведь он ей не пара.

Варе нравится Лопахин, за которого ее надеется выдать замуж мать, но она понимает, что тот не сделает ей предложения, ибо он занят накоплением собственного богатства.

А вот Трофимов почему-то считает Варю ограниченной, не понимающей происходящего. Но это не так, девушка понимает, что имение пришло в упадок и разорено, что его продадут и не спасут вишневый сад. Такова реальность в ее понимании и в этой реальности нужно продолжать жить.

В новой жизни Варя выстоит и без денег, ибо имеет практичный характер и приспособлена к жизненным трудностям.

Шарлотта Ивановна

Шарлотта Ивановна – второстепенный персонаж в пьесе. Она – гувернантка семьи Раневских. Сама она из семьи циркачей, которые зарабатывали себе на жизнь представлениями.

С раннего детства и Шарлотта помогала родителям исполнять цирковые номера, а когда родители умерли, ее воспитывала немецкая дама, которая и дала образование. Повзрослев, Шарлотта стала работать гувернанткой, зарабатывая себе на жизнь.

Шарлотта умеет показывать трюки и фокусы, говорит разными голосами. Все это осталось у нее от родителей, хотя больше о них она ничего не знает, даже своего возраста. Некоторые герои считают ее привлекательной женщиной, но о личной жизни героини ничего не говорится.

Шарлотта очень одинока, как она говорит: «…Никого у меня нет». Но зато она свободная личность и не зависит от обстоятельств, лишь только наблюдает со стороны за происходящим и оценивает происходящее по-своему. Так, она с легким укором говорит о расточительности своих хозяев, но говорит это с такой легкостью, что заметно, что ей это все равно.

Образ Шарлотты на втором плане, но некоторые ее реплики связаны с поступками главных героев пьесы. А в конце произведения Шарлотта переживает, что ей негде жить и нужно уходить из города. Это подчеркивает тот факт, что она так же бездомная, как и ее хозяева.

Герои произведения Вишневый сад

Основные персонажи

Любовь Андреевна Раневская – женщина, которая не имеет денег, но хочет доказать себе и общественности тот факт, что они есть. Безответственная и эмоциональная. Как правило, не задумывается о том, что будет «после», живет одним днем. Можно сказать, что в коконе напыщенного веселья она прячется от каждодневных трудностей, забот и обязанностей. Ее банкротство произошло во время жизни за рубежом – наскоро продав имение, она возвращается во Францию.

Ермолай Алексеевич Лопахин – зажиточный купец из простого сословия. Довольно хитрый, предприимчивый. Грубоват, но неимоверно находчив. Расчетлив. Именно он покупает имение главной героини.

Второстепенные герои

Леонид Андреевич Гаев – сентиментальный брат Раневской. Чтобы несколько «подсластить» скорбь сестры после продажи имения, начинает разрабатывать планы по преодолению трудностей. Достаточно часто они абсурдны и малодейственны.

Трофимов Петр Сергеевич – человек достаточно непонятный, со странностями. Основное его увлечение – рассуждения. Трофимов не имеет семьи, нигде не служит, он человек без определенного места жительства. Несмотря на то, что он – персона неординарных взглядов, порой Петр Сергеевич противоречит сам себе.

Аня – юная, хрупкая, романтичная девушка. Несмотря на то, что героиня поддерживает свою родительницу, в ней уже начинают проявляться некие новаторские черты и жажда перемен.

Варя – реалистка. Можно сказать, даже несколько приземленная, крестьянская девушка. Ведет хозяйство в имении, является приемной дочерью Раневской. Испытывает чувства к Лопахину, однако боится в этом признаться.

Симеонов – Пищик – разорившийся дворянин, пребывающий «в долгах как в шелках». Тщетно пытается покрыть все свои задолженности. Всегда находится в поиске средств к существованию. Чтобы его выручили материально, пресмыкается и унижается, не испытывая при этом угрызений совести. Порой Фортуна действительно оказывается на его стороне.

Шарлотта Ивановна - гувернантка. Возраст неизвестен. Даже среди толпы чувствует себя одинокой. Умеет показывать фокусы, что указывает на то, что возможно, ее детство прошло в цирковой семье.

Епиходов – если есть «баловни судьбы», то он – полная противоположность. С героем всегда что-то случается, он неуклюж, невезуч и «обижен Фортуной». Несмотря на приличное образование, не умеет выражать свои мысли должным образом.

Дуняша – Эта девушка - простая служанка, однако она обладает амбициями и запросами. Как правило, детали ее гардероба мало чем отличаются от нарядов светской дамы. Однако суть человека остается прежней. Потому, даже средь напыщенного лоска можно разглядеть тот факт, что Дуня – крестьянка. Ее попытки выглядеть более респектабельно вызывают жалость.

Фирс, слуга - Относится к господам хорошо, однако заботится о них словно о младенцах, чересчур опекает. К слову, герой даже умирает с мыслью о хозяевах.

Яша – когда – то он был лакеем. Теперь бездушный и пустой франт, побывавший в Париже. К родному народу относится неуважительно. Осуждает тот факт, что Россия гонится за Западом, считает это проявлением необразованности и невежества.

Вариант 3

Пьесу «Вишневый сад» в 1903 году написал Чехов. В ней показаны главные проблемы умирающего дворянства. Герои пьесы пропитаны пороками общества того времени. В этом произведение идет рассуждение о дальнейшей судьбе России.

Любовь Андреевна является хозяйкой дома, в котором происходят все события пьесы. Она красивая женщина, воспитанная, образованная, добрая и доверчивая по жизни. После тяжелых потерь в жизни, смерть мужа и сына, уезжает за границу, глее её обворовал любовник. Живя за границей, она ведет шикарный образ жизни, в то время как её дочери на Родине бедствуют. Она с ними в холодных отношениях.

И вот однажды весной она решила вернуться домой. И только дома она нашла успокоение, ей в этом помогла красота родной природы.

Даже не имея денег, не может отказаться от красивой жизни.

Но будучи плохой хозяйкой, она теряет всё: дом, сад и в итоге Родину. Она возвращается в Париж.

Леонид Гаев был помещиком, и имел своеобразный характер. Он был братом главной героини, он, как и она был романтичным и сентиментальным. Он любил свой дом и сад, но ничего не делает для его спасения. Он очень любит поговорить, и, причем не думает о том, что говорит. И племянницы часто просят его помолчать.

Своей семьи у него нет, он решил жить для себя, и живет. Ходит по игорным заведениям, играет в бильярд, развлекается. У него много долгов. На него нельзя положиться. Ему никто не верит.

В этом герое писатель показал почти все пороки молодежи того периода.

Ермолай Лопахин был купцом, представителем нового класса буржуазии. Был выходцем с народа. Помнит добро, и не отрывается от народа. Он знал, что его предки из крепостных. Своим упорством и трудом он выбрался из нищеты, заработал много денег.

Он предлагал план спасения сада и имения, но Раневская отказалась. Тогда он на аукционе покупает все имение, и становиться хозяином, там, где его предки были рабами.

В его образе показано превосходство буржуазии над дворянством.

Он выкупает сад, а когда все уехали из имения, вырубил его.

Аня дочка Любовь Андреевны. Жила с мамой за границей, в 17 лет вернулась на Родину и сразу влюбилась в бывшего учителя своего брата. Петра Трофимова. Она доверяет его идеям. Он полностью перенастроил девушку. Она стала ярким представителем нового дворянства.

Петя когда – то учил сына Раневской. Получил прозвище вечный студент, потому что не мог, закончит учебу в гимназии. Он убедил Аню, что жизнь надо менять, надо избавиться от нищеты. Он не верит в любовь Анны, говорит ей, что их отношения выше любви. Призывает её уехать с ним.

Варя приемная дочь Раневской, она рано стала заниматься хозяйством в имении, реально понимает происходящее. Влюблена в Лопахина.

Она живет настоящим, а не прошлым и будущим. Варя и в новой жизни выживет, потому что имеет практичный характер.

Шарлотта Ивановна, Дуняша, Яша, Фирс слуги в усадьбе Раневских, не знают, куда им идти, после продажи имения. Фирс из – за своей старости, не знал, что делать, и когда все покинули имение, он умирает в доме.

Это произведение показало упадок дворянского сословия.

Несколько интересных сочинений

  • Философская лирика Лермонтова сочинение

    Многие поэты посвящали свои произведения рассуждениям над вечными вопросами о смысле жизни и мироздания, о роли человека и о своем предназначении и месте в этой жизни.

    Ганс Христиан Андерсен – гениальный писатель, сказки которого учили, учат и выучат не одно поколение детей. «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка», «Гадкий утенок», «Дюймовочка»

» очень многогранна и неоднозначна. Глубина и образность персонажей поражают своей неповторимостью. Не менее удивительна художественная нагрузка, возложенная на пейзаж, благодаря которому пьеса и получила название. Пейзаж у Чехова является не только фоном, вишневый сад, по моему мнению, представляет собой один из главных персонажей.

Вишневый сад - это укромный, тихий уголок, дорогой сердцу каждого, кто здесь вырос и живет. Он красив, красив той спокойной, милой, уютной красотой, что так притягивает человека к родному дому. природы всегда оказывала влияние на души и сердца людей, если, конечно, в них еще жива душа и не очерствело сердце.

Герои «Вишневого сада» Раневская, Гаев и все, чья жизнь долгое время была связана с вишневым садом, любят его: нежная, тонкая красота цветущих вишневых деревьев оставила неизгладимый след в их душах. Все действие пьесы происходит на фоне этого сада. Вишневый сад все время незримо присутствует на сцене: о его судьбе говорят, его пытаются спасти, о нем спорят, философствуют, о нем мечтают, его вспоминают.

«Ведь я родилась здесь, - говорит Раневская, - здесь жили мой отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом...»

Для Раневской и Гаева вишневый сад - неотторжимая часть родового гнезда, малая родина, где прошли их детство и юность, здесь родились и угасли их лучшие мечты и надежды, вишневый сад стал частью их самих. Продажа вишневого сада символизирует конец их бесцельно прожитой жизни, от которой остались одни горькие воспоминания. Эти люди, обладающие тонкими душевными качествами, прекрасно развитые и образованные, не могут сохранить свой вишневый сад, лучшую часть своей жизни,

Аня и Трофимов тоже выросли в вишневом саду, но они еще очень молоды, полны жизненных сил и энергии, поэтому покидают вишневый сад с легкостью, с радостью.

Другой герой - Ермолай Лопахин смотрит на сад с точки зрения «циркуляции дела». Он деловито предлагает Раневской и Гаеву разбить имение на дачные участки, а сад вырубить.

Во время чтения пьесы начинаешь проникаться заботами ее героев, переживать за судьбу самого вишневого сада. Невольно возникает вопрос: почему все-таки гибнет вишневый сад? Неужели нельзя было сделать хоть что-то для того, чтобы спасти сад, который так дорог персонажам произведения? Чехов дает на это прямой ответ: можно. Весь трагизм заключается в том, что хозяева сада не способны на это по складу своего характера, они либо живут прошлым, либо слишком легкомысленно и равнодушно относятся к будущему.

Раневская и Гаев переживают не столько о судьйе вишневого сада, сколько о своих собственных несбывшихся мечтах и стремлениях. Они гораздо больше говорят о переживаниях, но когда вишневого сада решена, то легко и быстро возвращаются к привычному образу жизни и своим настоящим заботам.

Аня и Трофимов полностью устремлены в будущее, которое кажется им светлым и беспечальным. Для них вишневый сад - нежеланная обуза от которой надо избавиться, для того, чтобы в будущем посадить новый, прогрессивный вишневый сад.

Лопахин воспринимает вишевый сад как объект своих деловых интересов, воз-можность провести выгодную сделку, судьба самого сада его не волнует. При всей его склонности к поэзии дело и выгода для него на первом месте.

Так кто же виноват в утрате вишневого сада? Ответ прост и категоричен - ви-новаты все персонажи. Бездействие одних, легкомыслие и равнодушие других - вот причина гибели сада. С самого начала понятно, что в образе гибнущего сада Чехов выводит старую дворянскую Россию и задает читателю все тот же вопрос: кто виноват в том, что прежнее общество, прежний уклад жизни уходит в прошлое под натиском новых деловых людей? Ответ все тот же - равнодушие и бездействие общества.

Ермолай Алексеевич Лопахин
I. История жизни: “Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный — ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу...Мы тогда вместе пришли зачем-то во двор, и он выпивши был. Любовь Андреевна, как сейчас помню, ещё молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской” (Лопахин о себе); «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил с пьяна, и всё палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья» (Лопахин о себе);
II. Отношение к происходящему: «Вам уже известно, ваш вишнёвый сад продаётся за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания!» ; «Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает» ; «Напоминаю вам господа: двадцать второго августа будет продаваться вишнёвый сад. Думайте об этом!.. Думайте!..»
III. Мнение окружающих персонажей: «Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно всё равно» (цитата Лопахина к Раневской); «Он хороший человек» (Раневская о Лопахине); «Человек, надо правду говорить... достойнейший...» (Симеон-Пищик о Лопахине); «...Вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадается ему на пути, так и ты нужен» (Трофимов о Лопахине); «У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа...» (Трофимов к Лопахину);

Любовь Андреевна Раневская
I. История жизни: «Я всегда ссорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги. Муж мой умер от шампанского,- он страшно пил, - и, на несчастье, я полюбила другого, сошлась, и как раз в это время,- это было первое наказание, удар прямо в голову, - вот тут на реке... утонул мой мальчик, и я уехала за границу, совсем уехала, чтобы никогда не возвращаться, не видеть этой реки... я закрыла глаза, бежала, себя не помня, а он за мной... безжалостно, грубо. Купила я дачу возле Ментоны, так как он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днём, ни ночью; больной измучил меня, душа моя высохла, я пробовала отравиться... Так глупо, так стыдно. И потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей...» (Раневская о себе); «Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик. Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки...» (Аня о матери); «Детская, милая моя, прекрасная комната... Я тут спала, когда была маленькой... (Плачет.) И теперь я как маленькая...» (Раневская о себе); «Дачу свою около Ментоны она уже продала, у неё ничего не осталось, ничего» (Аня о матери);
II. Отношение к происходящему: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это наш вишнёвый сад» ; «Что же нам делать? Научите, что?»; «А Леонида всё нет. Что он делает в городе так долго, не понимаю! Ведь всё уже кончено там, имение продано или торги не состоялись, зачем же так долго держать в неведении!»; «Ярославская бабушка прислала пятнадцать тысяч, чтобы купить имение на её имя, - нам она не верит, - а этих денег не хватило бы даже проценты заплатить. (Закрывает лицо руками.) Сегодня судьба моя решается, судьба...»; «Только бы знать: продано имение или нет? Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже как-то не знаю, что думать, теряюсь... Я могу сейчас крикнуть... могу глупость сделать. Спасите меня, Петя»; «...Без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом...»; «В самом деле, теперь всё хорошо. До продажи вишнёвого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решён окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже...»
III. Мнение окружающих персонажей: «Любовь Андреевна прожила за границей пять лет, не знаю, какая она теперь стала... Хороший она человек. Лёгкий, простой человек» (Лопахин о Раневской); «Хотелось бы только, … чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде» (Лопахин к Раневской); «Сестра не отвыкла ещё сорить деньгами» (Гаев о Раневской); «Мамочка такая же, как была, нисколько не изменилась. Если бы её волю, она бы всё раздала» (Варя о Раневской);
Аня
I. История жизни: «Приезжаем в Париж, там холодно, снег. По-французски говорю я ужасно. Мама живёт на пятом этаже, прихожу к ней, у неё какие-то французы, дамы, старый партер с книжкой, и накурено, неуютно»; «Моя комната, мои окна, как будто я не уезжала. Я дома! Завтра утром встану, побегу в сад...»
II. Отношение к происходящему: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишнёвого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад»; «Мы посадим Новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце вечерний час, и ты улыбнёшься, мама!»
III. Мнение окружающих персонажей: «Как ты похожа на свою мать!» (Гаев об Ане); «Ты не племянница, ты мой ангел, ты для меня всё. Верь мне, верь...» (Гаев об Ане);
IV.
Варя
I. История жизни: «Хожу я, душечка, цельный день по хозяйству и всё мечтаю...» (Обращается к Ане); «Уже три года так бормочет. Мы привыкли» (Варя про Фирса).
II. Отношение к происходящему: «Если бы господь помог!»; «Дядечка купил, я в этом уверена»;
III. Мнение окружающих персонажей: «А Варя по-прежнему всё такая же, на монашку похожа» (Раневская о Варе); «Она хорошая девушка», «Она у меня из простых, работает целый день...» (Раневская о Варе); «Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви» (Трофимов о Варе); « Уж очень она усердная, не в своё дело суётся» (Трофимов о Варе);
Леонид Андреевич Гаев
I. История жизни: «Когда-то мы с тобой, сестра, спали вот в этой самой комнате, а теперь мне уж пятьдесят один год, как это ни странно...» (Гаев о себе);
II. Отношение к происходящему: «Вот так и будем действовать с трёх концов — и дело наше в шляпе. Проценты мы заплатим, я убеждён... Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дряным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!»;
III. Мнение окружающих персонажей: «Я тебе верю, дядя. Тебя все любят, уважают... но, милый дядя, тебе надо молчать, только молчать», «Если будешь молчать, то тебе же самому будет покойнее» (Аня о Гаеве); «Какой ты хороший, дядя, какой умный!» (Аня о Гаеве);
Пётр Алексеевич Трофимов
I. История жизни: «А Петя Трофимов был учителем Гриши, он может напомнить...» (Аня о Пете); «Мне ещё нет тридцати, я молод, я ещё студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, нищий, и — куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!» (Трофимов о себе);
II. Отношение к происходящему: Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест»; «Продано ли сегодня имение или не продано - не всё ли ровно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка. Успокойтесь, дорогая. Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза»;
III. Мнение окружающих персонажей: « Вы были тогда совсем мальчиком, милым студентиком, а теперь волосы негустые, очки» (Раневская о Пете); «Наш вечный студент всё с барышнями ходит» (Лопахин о Пете); «Какой вы умный, Петя!» (Раневская о Пете); «Облезлый барин» (Варя о Трофимове); «Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!» (Варя о Трофимове); «Вы смело смотрите вперёд, и не потому ли, что не видите и не ждёте ничего страшного, так ка жизнь ещё скрыта от ваших молодых глаз? Вы смелее, честнее, глубже нас, но вдумайтесь, будьте великодушны хоть на кончике пальца...» (Раневская к Трофимову); «Я вас люблю, как родного» (Раневская к Трофимову); «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... надо влюбляться! (Сердито.) Да, да! И у вас нет чистоты, а вы просто чистюлька, смешной чудак, урод...», «Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотёпа» (Раневская к Трофимову);
Фирс
I. История жизни: «Живу давно. Меня женить собирались, а вашего папаши ещё на свете не было... (Смеётся.) А воля вышла, я уже старшим камердинером был. Тогда я не согласился на волю, остался при господах...»;
II. Отношение к происходящему: « В прежнее время, лет сорок — пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало...» ;
III. Мнение окружающих персонажей: «Спасибо, Родной», «Спасибо, мой старичок», «Я так рада, что ты ещё жив» (Раневская о Фирсе); «Надоел ты, дед. Хоть бы поскорее подох» (Яша к Фирсу);

Цели урока:

образовательная:

  • расширить представление о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы А.П.Чехова;
  • закрепить теоретические знания - образ, символ;

развивающая:

  • развивать ассоциативное, образное мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы;

воспитательная:

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Методы:

  • анализ текста
  • беседа
  • составление таблицы

Оборудование:

  • компьютер
  • проектор
  • мультимедийная презентация
  • тексты

Эпиграф:

Вся Россия - наш сад.
А.П.Чехов

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

II. Новый материал.

1. Вступительное слово учителя.

Вишневый сад - образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ - символ.

Символ - (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.

Вишневый сад в комедии А.П.Чехова символизирует не только красоту русской природы, но главное - красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни.

Слайды 1, 2, 3

2. Обратимся к главным героям комедии.

Вопрос к классу:

Какие видения возникли в вашем сознании при упоминании фамилии Гаев?

(Через "поиск ассоциаций" учащиеся должны увидеть картины зеленого "гая", или леса, и сделать вывод, что все предки Гаевых (а Любовь Андреевна и Аня тоже являются представительницами этого рода) жили в зелени лесов. Фамилия Раневской ассоциируется с осенними яблоками "ранет", следовательно, с садом, с растительным началом. А имя ее - Любовь - оказалось связанным с "любовью к саду". Также могут возникнуть ассоциации этого имени с "раной", с "раненым садом".

Фамилия Лопахин может быть ассоциирована с "лопатой", кидающей землю, с сильными руками, которые ничего не боятся, а имя Ермолай связывает героя с низким сословием, с простонародным образом жизни.

Аня, хотя и имеет фамилию Раневская, но имя другое, поэтому у нее нет любви к саду.)

Как и в любом высокохудожественном произведении, в пьесе Чехова все мотивировано. Имена главных героев соотносятся с садом.

(Благодаря поиску ассоциаций можно приблизить учащихся верному пониманию образов.)

3. Вопросы к классу:

Какое отношение к саду героев пьесы?

Слайд 4, 5, 6, 7, 8

Учащиеся составляют и заполняют таблицу. Работают с текстом произведения.

Отношение к саду героев комедии
Раневская Гаев Аня Лопахин

"Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад".

Сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.

"И в Энциклопедическом словаре упоминается про этот сад".

Сад - символ детства, сад-дом, но с детством приходится расставаться.

"Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше".

Сад - надежды на будущее.

"Мы насадим новый сад, роскошнее этого".

Сад - воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; надежды на будущее - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад - источник богатства, предмет гордости.

Лопахин: "Если вишневый сад... отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода".

"Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает"

4. Как относятся к вишневому саду Фирс, Петя Трофимов?

Слайды 9,10

(Для Фирса сад - барское благополучие.

"В прежние времена, лет сорок - пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили... Денег было!"

Для Трофимова: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое.

"Неужели... с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа...".

"Вся Россия наш сад" - это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано.)

5. Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

6. Вопрос к классу:

Символом чего является вишневый сад в пьесе А.П.Чехова?

(Сад - символ родного дома, символ красоты, символ прошлого, символ настоящего, символ будущего)

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора.

Чехов: "Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную для сцены даль". "Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека".

8. Учащиеся комментируют эпиграф к уроку: "Вся Россия - наш сад". А.П.Чехов

Слайды 13, 14, 15

III. Итог урока.

Сад - это символ родины, ее прошлого и будущего.

Пьеса "Вишневый сад" - это пьеса о России, о ее судьбе. Россия на перепутье - в пьесе аукцион. Кто же будет хозяином страны? Чехов переживает за свою страну, пьеса - это его завещание, но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.

Домашнее задание: Ответить на вопрос: "Какое будущее ждет Россию?"

Как характеризует героев пьесы А. П. Чехова "Вишневый сад" их восприятие вишневого сада и отношение к нему?

Последняя пьеса Чехова стала самым знаменитым произведением русской драматургии XX века. Каждый критик истолковывает пьесу по-своему: кто-то с психологической, а кто-то с социальной точки зрения, но, наверное, не найдется человека, который бы не признал, что вишневый сад - один из главных образов пьесы.

Если между персонажами "Вишневого сада" существует заметная разобщенность, часто они просто не видят и не слышат друг друга (это чувствуется в некоторых диалогах, когда каждый кидает реплики в пустоту и не ждет ответа), то вишневый сад - тот персонаж, к которому обращаются все без исключения. Его любят, боготворят его, восхищаются им или равнодушны к нему, но никто не игнорирует его.

Через отношение к вишневому саду раскрыты многие характеры. Так, мы просто не смогли бы представить себе Раневскую с ее чувствительной душой без проникновенных обращений к вишневому саду. Для нее он - чуть ли не синоним райских кущ. Она одушевляет его силой своего воображения, обращая к нему, как к хранителю своей молодости, восторженные призывы: "О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое..." Прощаясь с садом, она прощается с юностью, хотя в душе она все еще молодая девушка, а скорее - ребенок в своей трогательной беспомощности. Раневская, безусловно, очень чуткая, нежная натура, но весь пафос ее речей, обращенных к саду, - обычное пустословие, за которым не стоит даже мысли о том, чтобы сохранить сад в реальности. В этом Раневская весьма напоминает своего брата, который может обратиться с напыщенной речью к любому предмету, даже к шкафу. И сад для него - не более чем некий романтический символ. Как только речь заходит о торгах, то есть о чем-то приземленном, Гаев отмахивается - "какая чепуха". И Раневская, и Гаев живут по законам своего воображения, не понимая, что они не имеют никакой силы в реальном мире. Люди, для которых сад стал частью их судьбы, даже не пытаются на самом деле спасти его. Они надеются на наследство, на замужество Вари, еще на какое-нибудь чудо. Им в голову не приходит, что спасение совсем рядом. Оно с огромной настойчивостью предлагается им Лопахиным.

Лопахин, в конце пьесы начавший вырубку сада, по иронии судьбы является тем единственным человеком, который способен по-настоящему его оценит Для Гаева и Раневской сад - только красивая декорация, еще один атрибут их никчемной жизни. Лопахин - делец (так, с оттенком презрения, называют его все в усадьбе), и именно его коммерческое чутье подсказывает единственный выход ие только для поправки материального положения семьи, но и для спасения сада - деление его на дачные участки. Это предложение вызывает испуганные восклицания брата и сестры, а между тем они не могут не понимать, что в ином случае сад будет продан и его ждет еще более верная гибель.

Лопахин, выступающий в малопривлекательной роли добившегося успеха пронырливого выходца из низшего сословия, - обладатель куда более чуткой души, чем тот же Гаев, пусть эта душа скрывается за грубыми манерами и спотыкающейся речью. Первоначальные намерения Лопахина как нельзя более благородны. Ои хочет спасти вишневый сад ради Любови Андреевны, к которой испытывает невысказанные и до конца им самим ие осознанные чувства. Увы, социальная деятельность Лопахина совершенно расходится с теми добрыми побуждениями, которые живут в его душе. Благородство обернулось насмешкой. Чехов в своей лаконичной манере через восприятие вишневого сада показал и лучшие качества души человека, и его любовь, и несчастную судьбу.

В конце концов выкуп вишневого сада не приносит счастья ни бывшим владельцам, которые вынуждены слышать звук топора, оставляющего на месте прекрасных деревьев пеньки, ни новому обладателю, который, радуясь "случайному" приобретению, не может не чувствовать боли, причиняемой им.

Если для старшего поколения вишневый сад - практически живое существо, к которому обращаются восторженные речи, отношение к которому выявляет чистоту, сердечность, молодость души, то младшее поколение не страдает сентиментальностью в отношении сада. Оттого Варя, Аня и Петя кажутся гораздо старше, чем люди предыдущего поколения.

В душе Пети и Ани нет места прошлому, их мысли устремлены в будущее, хотя чаще всего речи Трофимова, которыми так восхищается Аня, - не более чем краснобайство. Петя показан человеком, чутким к диктату времени, но зато несколько туповатым в восприятии прекрасного, воплощением чего является вишневый сад. Петя абсолютно неотзывчив к красоте природы, но, не имея возможности избежать молчаливого присутствия вишневого сада, вынужден, по крайней мере, обращать внимание на его существование и считаться с ним. Оп не может игнорировать вишневый сад, но может рассуждать об отвлеченных понятиях даже тогда, когда речь заходит о конкретном саде: "Вся Россия наш сад", "Мы насадим новый сад, роскошнее этого..." Аня же увлечена исключительно Петей, поэтому вслушивается в звучание его речей, стремится куда-то, а вишневый сад просто-напросто остается вне ее поля зрения, тем более что с этим местом у нее, в отличие от матери и дяди, не связано приятных воспоминаний. Ее сводная сестра Варя - особа прагматичная и довольно приземленная, вот почему она точно так же равнодушна к саду.

Похожие публикации