Писатель андрей битов биография. Андрей Битов, российский писатель: биография, личная жизнь, книги

Андрей Георгиевич Битов. Родился 27 мая 1937 года в Ленинграде - умер 3 декабря 2018 года в Москве. Русский писатель. Один из основателей постмодернизма в русской литературе.

Сам Битов говорил, что он по национальности - черкес в пятом поколении. Он рассказывал относительно истории своей фамилии: "В общем, я всегда искал ее корни, но Битовых почти никогда не встречал. И тут вдруг по соседству с Анапой обнаружил целый аул с 200-летней историей, набитый Битовыми. Оказалось, что они - черкесы".

Отец - архитектор.

Мать - юрист.

Брат - Олег, известный советский журналист-международник и переводчик.

В 1954 году окончил среднюю школу № 213 (тогда она располагалась на набережной Фонтанки) - первую в Ленинграде школу с преподаванием ряда предметов на английском языке.

Писать начал в 1956 году.

В 1957 году поступил в Ленинградский горный институт, где участвовал в работе литобъединения под руководством Глеба Семёнова.

В 1957-1958 годах служил в стройбате на Севере. В 1958 году восстановился в институте, окончил геологоразведочный факультет в 1962 году.

Писал стихи. Подражая Виктору Голявкину, начал писать короткие абсурдистские рассказы, впервые опубликованные в 1990-х годах. Часто в интервью называл себя непрофессиональным писателем.

С 1960 по 1978 год вышли в печать около десяти книг прозы. C 1965 года член Союза писателей.

Перестройка открыла новые возможности. Заграница, лекции, симпозиумы, общественная, в том числе правозащитная, деятельность. В 1988 году участвовал в создании российского Пен-клуба, с 1991 года - его президент. В 1991 году был одним из создателей неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий). Преподавал в Литературном институте имени А. М. Горького.

"Советский строй я, честно говоря, не любил и никогда не заблуждался на его счет, но как-то уживался. Я даже не думал, что эта страна мне нравится. А вот когда ее не стало, точно узнал, что она мне нравилась. В результате мы теперь попали в совершенно провинциальную сферу", - говорил Битов.

В 1992-1993 годах Берлинская научная коллегия предоставила Андрею Битову стипендию.

4-го марта 2011-го года «прославился» тем, что в ходе диспута о правилах приватизации Переделкинских дач, послал в глубокий нокаут литератора Светлану Василенко.

Общественно-политическая позиция Андрея Битова

В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ.

Осенью 2008 года Битов, вместе с Михаилом Жванецким, Юрием Манном, Инной Чуриковой, Марком Захаровым и другими деятелями науки и культуры подписал письмо-обращение к депутатам Госдумы с предложением вновь перенести памятник Гоголю на Гоголевский бульвар.

В марте 2014 года, в свете событий вокруг крымского кризиса, вместе с рядом других известных деятелей науки и культуры России выразил своё несогласие с политикой российской власти в Крыму. Свою позицию он изложил в открытом письме, опубликованном в «Новой газете».

В реанимации московской клинической больницы имени Н.Э. Баумана. Причиной смерти писателя стали проблемы с сердцем.

Личная жизнь Андрея Битова:

Первая жена - Инга Петкевич. В браке родилась дочь Анна Битова.

Вторая жена - Наталья. В браке родился сын.

"Я своих обязанностей никогда не утрачивал, с бывшими женами дружил. Все было по-человечески. Что интересно, пока вместе жили, могли друг другу и морды бить, и кастрюлями швыряться, а когда рас­ходились, все уже было по-человечески", - говорил Битов.

Имел трех внуков.

Библиография Андрея Битова:

1960 - три рассказа в альманахе «Молодой Ленинград»
1963 - «Большой шар»
1965 - «Такое долгое детство»
1967 - «Дачная местность»
1968 - «Аптекарский остров»
1968 - «Путешествие к другу детства»
1969 - «Уроки Армении»
1972 - «Образ жизни»
1976 - «Семь путешествий»
1976 - «Дни человека»
1980 - «Воскресный день»
1985 - «Грузинский альбом»
1986 - «Статьи из романа»
1986 - «Книга путешествий»
1988 - «Человек в пейзаже»
1988 - «Последняя повесть»
1989 - «Повести и рассказы»
1989 - «Пушкинский дом»
1990 - «Улетающий Монахов»
1991 - «Мы проснулись в незнакомой стране»
1991 - «Жизнь в ветреную погоду»
1993 - «Ожидание обезьян», «Вычитание зайца»
1995 - «Оглашённые»
1996 - «Первая книга автора»
1996 - «Империя в четырёх измерениях»
1997 - «Новый Гулливер»
1997 - «В четверг после дождя»
1997 - «Записки новичка»
1998 - «Обоснованная ревность»
1998 - «Неизбежность ненаписанного»
1998 - «Дерево»
1999 - «Похороны Доктора»
2008 - «Преподаватель симметрии»

Фильмография Андрея Битова:

1986 - Чужая белая и рябой - Пётр Петрович Старцев, композитор

Сценарии Андрея Битова:

1966 - Маленький беглец
1974 - Закрытие сезона
1977 - В четверг и больше никогда
1981 - Три дня и два года

Награды и звания Андрея Битова:

1987 - орден «Знак Почёта»;
1989 - Пушкинская премия фонда А.Тепфера (Германия);
1990 - премия за лучшую иностранную книгу года (Франция), за роман «Пушкинский дом» и премия Андрея Белого (Санкт-Петербург);
1992 - Государственная премия Российской Федерации за роман «Улетающий Монахов»;
1993 - орден «За заслуги в искусстве и литературе» (Франция);
1997 - Государственная премия Российской Федерации и премия «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные»;
1999 - Царскосельская художественная премия; медаль Мовсеса Хоренаци (Армения);
2014 - премия Правительства Российской Федерации в области культуры за собрание прозы «Империя в четырёх измерениях»;
2015 - лауреат Платоновской премии;
2018 - орден Дружбы;
Лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонёк» и др.;
С 1997 года - почётный доктор Ереванского государственного университета и Почётный гражданин города Еревана Почётный член Российской академии художеств


Андрей Битов - писатель -шестидесятник, один из основателей постмодернизма в отечественной литературе. Среди его произведений наиболее известен роман " Пушкинский дом" . В статье изложена история написания этой книги, а также биография Андрея Битова.

Ранние годы

Андрей Георгиевич Битов родился в 1937 году в Ленинграде. Его отец был архитектором. Мать - юристом. Писать Андрей Битов начал в возрасте девятнадцати лет. В 1954 году будущий прозаик окончил общеобразовательную школу. Расположена она была на Фонтанке. Это была первая школа в Северной столице, где большая часть предметов преподавалась на английском языке.

После получения аттестата зрелости Битов поступил в горный институт. Будучи студентом, он участвовал в литературном объединении, которым руководил Глеб Семёнов. В 1957 году Битов был призван в армию, служил на Севере. А затем восстановился в институте и окончил его в 1962 году. Творческий путь Андрей Битов начал с написания стихотворений. Первые были созданы под влиянием писателя Виктора Голявкина . Ранние рассказы Битова были опубликованы лишь в начале девяностых. В многочисленных интервью Битов не раз подчеркивал , что профессиональным писателем не является и на это звание не претендует.

Произведения

До начала перестройки Андрей Битов опубликовал около десяти книг и сборников рассказов. В 1965 году был принят в Союз писателей. " Пушкинский дом" Андрея Битова был опубликован впервые в США. Являясь одним из ярчайших представителей шестидесятников, писатель в своих произведениях поднимал наиболее актуальные вопросы своего времени. Его герои часто были диссидентами или людьми, стремящимися к инакомыслию.

Вышеупомянутый роман имеет немалое значение в биографии Андрея Битова. После того как это произведение было опубликовано за границей, печатать другие книги автора в Советском Союзе запретили. Запрет этот действовал вплоть до 1986 года. С перестройкой в его жизни многое изменилось. Он наконец стал выездным.

За рубежом писатель читал лекции, участвовал в симпозиумах. Битов известен не только как автор прозаических произведений, но и как правозащитник. Он, кроме того, является одним из основателей российского пен-клуба . С 1991 года Андрей Битов является президентом этой неправительственной правозащитной организации. Приблизительно в это же время было создано неформальное объединение " БаГаЖъ " .

Произведения Андрея Битова: " Большой шар" , " Уроки Армении " , " Образ жизни" , " Книга путешествия" , " Жизнь в ветреную погоду" , " Оглашенный" , " Похороны Доктора" , " Обоснованная ревность" . Стоит рассказать о самой известной книге Андрея Битова.

"Пушкинский дом": история создания

В те времена просто так подобные статьи в прессе не появлялись, тем более в " Вечернем Ленинграде" . После этого, как правило, следовал арест. Так и случилось. Поэт был вскоре арестован, а затем отправлен в психиатрическую лечебницу, а после - в ссылку. Этого поэта звали Иосиф Бродский . Именно он вдохновил Битова на написание романа, который прославил его далеко за пределами Советского Союза. Но " Пушкинский дом" - книга не о Бродском. Это роман о непростых временах, когда только самым сильным удавалось жить в согласии с собственной совестью.

Отзывы

Андрей Битов утверждал, что на его творчество оказали влияние Достоевский, Пруст и Набоков. Что же касается прототипа главного героя из романа " Пушкинский дом" , то им можно назвать (русского поэта и прозаика), а также Михаила Бахтина - учёного , имя которого известно, пожалуй, каждому первокурснику филологического факультета.

Критики ставят роман " Пушкинские дом" в один ряд с такими произведениями, как " Школа для дураков" , " Москва - Петушки " , " Прогулки с Пушкиным" , написанными ярчайшими представителями русского постмодернизма. Согласно мнению критиков, книга является одним из важнейших последствий оттепели . Андрей Битов - лауреат нескольких государственных премий . Он и сегодня продолжает писать, в том числе и стихи.

Главный герой - молодой ученый Лев Одоевцев. Он филолог в третьем поколении. Когда-то давно, ещё в тридцатые годы, деда главного героя посадили по политической статье. Прошло много лет, начались репрессии. Из лагеря вернулся сосед Одоевцевых. А вскоре родители вспомнили о деде, который много лет провел в заключении . Главному герою романа предстоит познакомиться со своим родственником, он поймет то, о чем раньше даже не догадывался. В том числе узнает , что его отец когда-то отказался от своего родного отца.

Роман называется "Пушкинский дом", потому как после окончания филологического факультета и защиты диссертации Одоевцев устраивается в институт русской литературы. Здесь и происходят главные события произведения.

После издания " Пушкинского дома" в творческой карьере Битова наступила пауза. И дело вовсе не в том, что ему было уже больше не о чем писать. Эта книга оказалась столь значительной, что заслонила созданные рассказы и повести в ранний и поздний период.

Родился 27 мая 1937 года в Ленинграде. Потомственный петербуржец. Отец – Битов Георгий Леонидович (1902–1977), архитектор. Мать – Кедрова Ольга Алексеевна (1905–1990), юрист. Дети: Анна (1962 г. рожд.), Иван (1977 г. рожд.), Георгий (1988 г. рожд.).

Первые воспоминания детства у Андрея Битова связаны с блокадной зимой 1941/42 года. Потом была эвакуация на Урал, затем переезд в Ташкент, с которых он начал свои «путешествия», не прекращающиеся и по сей день. В школьные годы увлекся альпинизмом, в 16 лет получил значок «Альпинист СССР». Тогда же открыл для себя бодибилдинг. Любовь к горам привела его в 1957 году в Ленинградский горный институт на геолого-разведочный факультет. Писать Андрей Битов начал будучи студентом. В институте он вошел в литобъединение под руководством Глеба Семенова. Там работали такие известные ныне поэты, как А. Кушнер, А. Городницкий, В. Британишский, Г. Горбовский и др.

В 1957 году сборник литобъединения, в который вошли и первые произведения А. Битова, был сожжен во дворе института в связи с событиями в Венгрии. Тогда же Битов был исключен из института и попал в армию, в стройбат на Севере. В 1958 году ему удалось демобилизоваться, восстановиться в институте, который он окончил в 1962 году. Тогда же он начал писать прозу. Первые рассказы были опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград» в 1960 году. Эти рассказы потом вошли в сборник «Большой шар», вышедший в 1963 году в Ленинграде. С этого года Андрей Битов становится профессиональным писателем. В 1965 году он был принят в Союз писателей СССР.

В 1965–1967 годах он учился на Высших сценарных курсах при Госкино в Москве. Его сокурсниками были Р. Габриадзе, В. Маканин, Р. Ибрагимбеков, Г. Матевосян.

1973–1974 годы были годами учебы в аспирантуре Института мировой литературы (ИМЛИ). Диссертация, написанная им по специальности «теория литературы», была представлена к защите, но защищать ее он не стал.

В 1967 году в Москве вышла первая книга – «Дачная местность», затем последовали: «Аптекарский остров» (1968), «Уроки Армении» (1969), «Образ жизни» (1972), «Дни человека» (1976), «Семь путешествий» (1976). После выхода романа «Пушкинский дом» в 1978 году в США и участия в составлении бесцензурного альманаха «Метрополь» в 1979 году он практически не печатался до прихода к власти М.С. Горбачева. В связи с перестройкой начались новые времена. В 1986 году были изданы книги Андрея Битова «Грузинский альбом», «Человек в пейзаже» и «Статьи из романа». В 1987 году вышел роман «Улетающий Монахов».

Андрей Битов выпустил сборники стихов «Дерево» и «В четверг после дождя» (СПб.: Пушкинский фонд, 1997). У автора есть замысел написать пьесу – из не освоенных им жанров осталась драматургия. Сочинения А. Битова переводились почти на все европейские языки.

С 1978 года у писателя началась жизнь на два города – Москву и Ленинград. Он считает себя рекордсменом этого маршрута. С 1986 года начались постоянные переезды: Москва – Ленинград – заграница. В 1992–1993 годах в Берлине научная коллегия («Wisshenschafts Kolleg») предоставила А. Битову условия для работы над его любимой темой. До него из россиян такое право было предоставлено А. Шнитке и О. Иоселиани. За это время А. Битовым была закончена «Империя в четырех измерениях», она была издана в России в 1996 году. «Империя...» соответствует последовательности англоязычных изданий: «Life in Windy Weather» (1986), «Pushkin House» (1987), «Captive of the Caucasus» (1988), «The Monkey Link» (1995). Последние книги А. Битова: «Оглашенные» и «Первая книга автора» (1996), «В четверг после дождя» и «Новый Гулливер» (1997), «Неизбежность ненаписанного» (1998), «Дерево» и «Предположение жить, 1836» (1999), «Вычитание зайца, 1825» (2001), последняя книга на английском языке – «Life Without Us» (1999).

Лучшие дня

С осени 1986 года Андрей Битов стал «выездным», выступал с лекциями и чтениями во многих странах, участвовал во множестве конференций и симпозиумов. Преподавал русскую литературу за рубежом, в частности в США: Weslyan University, Connecticut (штат Коннектикут, 1988), NYU (Нью-йоркский университет, 1995), Princeton (Принстонский университет, 1996).

С 1988 года А. Битов участвовал в создании российского Пен-клуба, а с 1991 года – он его президент. А. Битов работал в кино. В 1979 году он написал сценарий для фильма «В четверг и больше никогда» (режиссер А. Эфрос), в 1967 году был соавтором сценария советско-японского фильма «Маленький беглец». Однажды А. Битов даже снялся в фильме Сергея Соловьева «Чужая, белая и рябой». В 1990 году он стал первым лауреатом Пушкинской премии в Германии. В 1992 году ему присуждена Государственная премия РФ за роман «Улетающий Монахов».

В 1997 году он вновь стал лауреатом Государственной премии РФ и премии «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные» (последний роман, завершающий «Империю в четырех измерениях»). А. Битов – лауреат международных премий: Андрея Белого в Санкт-Петербурге (1990), Лучшая иностранная книга года (Париж, 1990) за роман «Пушкинский дом». А. Битов – Шевалье ордена искусств и литературы (Франция), сопрезидент Набоковского фонда в Санкт-Петербурге, председатель комиссии по наследству Андрея Платонова, член президиума Мандельштамовского общества.

А. Битов – лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонек» и др. С 1997 года А. Битов – почетный доктор Ереванского государственного университета и почетный гражданин города Еревана. А. Битов – вице-президент международной ассоциации «Мир культуры» (президент – Фазиль Искандер), вице-президент европейского сообщества интеллектуалов «Гулливер» с центром в Амстердаме, член жюри «Пушкинской премии» в Гамбурге, член жюри премии «Триумф», член комитета по присуждению Государственной премии РФ. В 1999 году был членом жюри Всемирного конкурса эссе в Веймаре.

Что касается свободного времени, А. Битов говорит, что со временем хобби становится профессией. Любовь к кино привела к профессии сценариста и актера, любовь к книге – к участию в дизайне собственных книг, любовь к музыке – к созданию Пушкинского джаза, где чтение черновиков А.С. Пушкина сопровождается джазовой импровизацией. В 1998–1999 годах Пушкинский джаз гастролировал в Нью-Йорке, Берлине, Санкт-Петербурге и Москве. Нелюбовь к монументальной скульптуре привела к идее «минимонументализма» (совместно с Резо Габриадзе). Как пример – памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге, Зайцу – в селе Михайловском и т. п. Сама идея воссоединения профессии с хобби привела к созданию в 1991 году неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий и примкнувшие к ним Ю. Рост, А. Великанов, В. Тарасов и др.). По словам Андрея Битова, вся его жизнь – это «сплошное путешествие, которое уже нельзя назвать хобби».

27 мая исполняется 80 лет классику русской литературы . Автор «Пушкинского дома» знаменит не только своими текстами, но и увлечением альпинизмом, установкой памятников, игрой в кино, музыкальными чтениями и фигурированием в чужих текстах в качестве персонажа. собрала вне- и окололитературные события жизни Андрея Битова.

Если просто взять случайное перечисление книг Андрея Битова - то есть то, что сразу приходит в голову без напряжения памяти, сверки с библиографией и хронологией: скажем, «Пушкинский дом», «Аптекарский остров», «Улетающий Монахов», «Семь путешествий», «Дни человека», «Оглашенные», «Преподаватель симметрии», «Вычитание зайца», - «Пушкинский дом» все равно окажется на первом месте. Роман, впервые в России опубликованный 30 лет назад (юбилей!), расходился в списках примерно тогда же, когда читались «Москва-Петушки» и «Школа для дураков», и вместе с ними образует триаду едва ли не главных текстов конца ХХ столетия. Три части филологического (на что и название указывает), утопающего в отступлениях, литературоведческих изысканиях, аллюзиях и цитатах повествования о трех поколениях одной семьи, семьи главного героя - Лёвы Одоевцева. Роман во многом и составивший Битову репутацию постмодерниста.

После «Пушкинского дома» - пауза. И не только потому, что Битова не печатали. Просто роман оказался столь значителен, что как будто заслонил все, что Битов опубликовал до и что начал печатать после - и художественную прозу, и эссеистику. Битов продолжал писать и составлять из написанного книги, заново раскладывать пасьянс своих текстов. Но все это было как будто в тени «Пушкинского дома». Тот остался в историческом времени, в «пятом измерении» (по термину Битова), а Битов продолжал существовать в разных временах, в актуальности в том числе.

Каждый день можно легко обработать как роман, сказал Андрей Битов в одном интервью, как будто полемизируя с Толстым, который безуспешно пытался превратить в текст события одного дня. Литература - всегда редукция, сокращение. Жизненный поток требует формы, а форма и есть ограничение. Поздний Битов знаменует, в частности, борьбу с этим ограничением. Писатель проявляет себя в слове, но тоскует, что слово не вбирает в себя всего, будучи при этом всем.

Писатель - это гипертекст, говорит Битов, одна большая книга. Но только текст в книгу не вмещается, как не вмещается жест, голос, интонация. Можно с подозрением (как ) относиться к художественному жесту и его значимости. Это понятно. Но столь же ясно, почему, по крайней мере начиная с символистов, а на самом деле гораздо раньше, он так привлекал к себе. Потому что чаша с цикутой Сократа, уход Толстого из Ясной Поляны, рулетка Достоевского, страсть к картам Некрасова, теннис, составление головоломок и шарад Набокова - не менее значимы. И все это далеко не только дополнение, примечание, комментарий к слову, то есть не только контекст.

Вот некоторые факты, выходящие за рамки художественного слова Андрея Георгиевича Битова.

Черкесское происхождение

Восточный календарь

Писатель размышляет : «Многие иронизируют над моим увлечением восточным календарем... А зря. Это серьезно! Есть определенные закономерности. Даже в XIX веке люди рождались порциями, есть все знаки Зодиака, зоопарк такой образовывался за двенадцать лет. Если перечислить писателей Золотого века, сразу видно, что они, как яички, лежат в корзинке. И Серебряного века это тоже касается. Ахматова - 1889 год, Пастернак - 1890-й, Мандельштам - 1891-й, Цветаева - 1892-й, Маяковский - 1893-й, - 1894-й, Есенин - 1895-й… или я его с кем-то перепутал?»

Драка с Вознесенским

В изложении сюжет выглядел так:

«В молодости Битов держался агрессивно. Особенно в нетрезвом состоянии. И как-то раз он ударил поэта Вознесенского.
Это был уже не первый случай такого рода. И Битова привлекли к товарищескому суду. Плохи были его дела.

Битов Андрей Георгиевич - российский писатель, начинавший работать еще в советское время. Один из классиков современного искусства. Считается основателем русского постмодернизма. Является членом Российской академии художеств. О жизни и творчестве этого замечательного писателя мы и поговорим далее.

Андрей Битов: биография (детство)

Родился будущий писатель 27 мая 1937 года в Петербурге, как и многие поколения его предков. Его отец Георгий Леонидович был архитектором по образованию. Мать Ольга Алексеевна работала юристом. Андрей был единственным ребенком в семье.

Блокадная зима 41-42 годов - это первое, что помнит из своего детства Андрей Битов. Семья будущего литератора с огромным трудом пережила это тяжкое время, а затем была эвакуирована на Урал. Потом Битовы перебрались в Ташкент, отсюда и начались долгие скитания писателя, которые продолжаются и сегодня.

В школьные годы Андрей стал заниматься альпинизмом, и в 16 лет даже был награжден почетным значком «Альпинист СССР». В эти же годы увлекся бодибилдингом.

Учеба в вузе и стройбат

Именно любовь к горам стала причиной того, что он в 1957 году поступил на факультет геологоразведки в горный институт Ленинграда. В студенческие годы впервые попробовал себя в роли писателя. После этого вошел в литобъединение института. Здесь же познакомился с такими известными сегодня поэтами, как А. Городницкий, А. Кушнер, Г. Горбовский, В. Британишский и пр.

В связи с венгерскими событиями в 1957 году сборник литобъединения, куда входили и первые произведения Андрея Георгиевича, был показательно сожжен в институтском дворе. Сразу же после этого писателя исключили, после чего он оказался в армии и был отправлен на Север в стройбат.

В 1958 году Битов демобилизовался, после чего восстановился в институте на тот же факультет и окончил его в 1962 году. В это же время он начинает писать прозу. Его первые рассказы появились в 1960 на страницах альманаха «Молодой Ленинград». Позднее эти произведения войдут в сборник 1963 года «Большой шар». Битов становится профессиональным литератором. В 1965 его принимают в Союз писателей СССР.

Первые книги

С 1965 по 1967 Андрей Битов посещал Высшие сценарные курсы, проходившие в Москве при Госкино. Затем писатель решает окончить аспирантуру Института мировой литературы. Этим он занимается два года (1973-74). За это время написал диссертацию по теории литературы, но отказался ее защищать.

В 1967 выходит первая книга писателя - «Дачная местность». После этого было опубликовано несколько его романов, среди которых: «Уроки Армении», «Аптекарский остров», «Семь путешествий», «День человека». Самое известное произведение Битова, «Пушкинский дом», не был допущен к изданию в СССР. Поэтому его издали в США в 1978 году. Затем писатель участвовал в 1979 в бесцензурном альманахе «Метрополь». В эти годы на родине его практически не печатали. Только приход Горбачева к власти изменил ситуацию. После перестройки издали все неопубликованные произведения Битова.

Постоянные разъезды

С 1978 писатель начинает разрываться между Москвой и Ленинградом, он живет то в одном, то в другом городе. В 1986, когда он стал «выездным», к этому маршруту присоединяется заграница. Научная коллегия Берлина с 1992 по 1993 год предоставила Битову все условия для написания новой книги. Итогом стала публикация романа «Империя в четырех измерениях». До Андрея Георгиевича такой чести удостаивались только двое российских писателей.

Также с 1986 года писатель начинает выступать с чтениями и лекциями во многих европейских странах, участвует в симпозиумах и конференциях. Одно время даже преподавал в США русскую литературу.

Работа в кино

В 1988 Андрей Битов участвует в создании русского Пен-клуба, президентом которого он и стал через два года. Параллельно с литераторством, работал в кино. Так он является автором сценария к фильмам «В четверг и больше никогда» и «Маленький беглец». Битов даже выступил в роли актера в фильме «Чужая белая и рябой» режиссера Сергея Соловьева.

С 1997 Битов является почетным доктором Ереванского госуниверситета и почетным гражданином Еревана. Также писатель занимает должность вице-президента сообществ «Мир культуры» и «Гулливер». Битова часто приглашают стать членом всевозможных жюри на литературных конкурсах. Например, в 1999 году он выступил в этой роли в Веймаре на Всемирном конкурсе эссе.

Хобби и увлечения

Андрей Битов считает, что постепенно хобби превращается в профессию. И это подтверждает биография писателя. Увлеченность кино сделала его сценаристом и актером, любовь к книгам привела к писательству, пристрастие к музыке вылилось в создание пушкинского джаза, когда чтения произведений русского классика сопровождается джазовой импровизацией. Пренебрежение Битова к монументальной скульптуре стала началом «минимонументализма». Примером является петербургский памятник Чижику-Пыжику или "Заяц", поставленный в селе Михайловском.

Идея соединения хобби и профессии стала причиной создания «БаГаЖъ» в 1991. В это неформальное объединение вошли: Алешковский, Ахмадулина, Жванецкий, Тарасов, Великанов, Рост и пр. Если верить самому писателю, то он считает свою жизнь путешествием, «которое уже нельзя назвать хобби».

На сегодняшний день Битов живет то в Москве, то в Питере. Сочинения автора переведены на множество европейских языков.

Награды

Андрей Битов имеет множество различных наград и премий. Перечислим самые значимые из них:

  • «Знак Почета» (СССР).
  • Орден за заслуги в литературе и искусстве (Франция).
  • Является лауреатом премии за лучшее иностранное произведение (Франция).
  • Премия Андрея Белого (Петербург).
  • «Северная Пальмира».
  • Царскосельская художественная премия.
  • Бунинская премия.
  • Пушкинская премия (Германия).

Также Битов является сопрезидентом Набоковского фонда в Петербурге, председателем комиссии наследия Андрея Платонова и членом президиума общества Мандельштама.

Не раз был лауреатом премий журналов «Новый мир», «Дружба народов», «Звезда», «Иностранная литература», «Огонек» и пр.

Андрей Битов: личная жизнь

О личной жизни писателя очень сложной найти какую-либо информацию. Единственное, что можно сказать точно, - у писателя есть трое детей. О количестве же браков, и были ли они, ничего не известно. Итак, у Битова двое сыновей - Григорий, родившийся в 1988, Иван - 1977 г. р., и дочь Анна, самая старшая - родилась в 1962 г..

«Пушкинский дом»

Именно из-за этого романа был назван одним из родоначальников русского постмодернизма Андрей Битов. Книги писателя и до этого сильно выделялись на фоне соцреализма, но это произведение стало вершиной его литературного таланта.

В «Пушкинском доме» автор не только охватывает пространство Петербурга, но и вбирает всю русскую литературу. Написана книга была в 1964 году, но долгое время передавалась из рук в руки в виде рукописи, так как в печать ее не принимали. Однако после публикации в США роман тут же стал культовым, а Битов был назван «русским Джойсом».

В центре сюжета находится потомственный филолог Лев Одоевцев, наследник известной фамилии, который осознает себя через призму классической русской литературы. Однако нравы современности уже не те, и жизнь Петербурга сильно изменилась. И Лева делает попытку осознать и осмыслить эти перемены.

«Преподаватель симметрии»

Одна из последних книг автора - «Преподаватель симметрии». Андрей Битов и на этот раз оправдал свое звание превосходного литератора. Роман состоит из глав, которые можно читать как отдельное законченное произведение. Объединены истории одним «автором» - Э. Тайрд-Боффин, которая пишет о другом «авторе» - Урбино Ваноски. Битов же отводит себе роль человека, который когда-то читал эту книгу, но потерял, а сейчас пытается ее вспомнить и перенести на бумагу. При этом читатель может не читать все произведение, а выбрать только некоторые рассказы, которые ему понравились.

Битов - ярчайший представитель русской литературы конца 20-начала 21 века. Значимость его творчества невозможно переоценить не только для нашей страны, но и для всей мировой культуры.

Похожие публикации