Произведения где поднимается проблема совести. Сочинение в формате егэ про совесть (по тексту с.с.качалкова, современного писателя-прозаика)

С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть - внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей.
Поступок, совершённый целиком по совести, - это свободный поступок.



Сочинение

К сожалению, в современном мире обесценилось множество вечных нравственных устоев, хорошее смешалось с плохим, достойное с похабным, и среди нравственных ориентиров остались лишь те, подавить которые нельзя ни одной пропагандой. В своем тексте Д.А. Гранин предлагает нам задуматься над вопросом: «Что такое совесть?».

Анализируя проблему, рассказчик приводит в пример случай из своей жизни, в котором ему пришлось столкнуться с поступком, попадающим в ранг совестливых. Герой описывает панихиду великого писателя, М.М. Зощенко, на которой, к удивлению автора, до определенного момента не было сказано ни слова про трагедию из жизни этого человека, про травлю и постановление ЦК. Однако в один момент Дом писателя пронзил крик раскаяния, поступок поистине совестливого человека: к гробу прорвался Леонид Борисов и громко, надрывно, всколыхнув толпу, стал просить у М.М. Зощенко прощение за то, что в тяжелый момент жизни советского писателя никто не смог его защитить. Автор обращает наше внимание на то, что Леонид Борисов не собирался произносить речь, однако «что-то прорвалось, и он уже не мог справиться с собой».

Автор считает, что совесть – это внутренний судья человека, никак не связанный с доносчиками и стукачами, которые были популярны в СССР, их поведение никак не было связано с их личностью и душой. Совестью можно назвать черту духовного облика человека, выражающую его способность к внутренней оценке своего поведения, чувств, а также поведения других людей.

Я полностью согласна с мнением Д.А. Гранина и тоже считаю, что совесть существует в качестве внутреннего ограничителя человека, и вместе с тем она способна заставить нас совершать действия и поступки зачастую совершенно безрассудные. Совесть существует отдельно от разума, предприимчивости, логики – она относится лишь к душе человека, и поэтому поступок, совершенный по совести, всегда верный.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» был движим идеей мести за всех бедных и обездоленных людей своего времени. Родионом Раскольниковым руководила идея о «тварях дрожащих» и «право имеющих», и в его философии одним из пунктов было убийство людей – что и стало одной из главных причин краха подобного стремления. Родион решил пойти на сделку с собственной совестью, проверить, способен ли он сам жить по своей теории, однако его чувства, его внутренний гуманизм оказался сильнее, и за убийство старушки герой поплатился невыносимыми муками совести, в итоге приведшие его на каторгу. Лишь спустя годы в голову к Родиону Раскольникову пришла мысль о том, что зло нельзя искоренить злом, все совершенные им до этого поступки приносили ему дискомфорт собственной низостью и бесчеловечностью, - осознав это, он обрел гармонию в душе и начал жить «по совести».

Герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с самой юности жил по законам чести и совести. Все поступки Петра Гринева были свершены под влиянием его «внутреннего судьи» - он, вопреки возражениям Савельича, честно возвращает карточный долг, благодарит путника за помощь заячьим тулупчиком и вместе с тем спасает его от гибели от обморожения. Герой, исходя лишь из собственных соображений и руководствуясь лишь собственными чувствами, защищает честь девушки на дуэли и позже становится ответственным за судьбу бедной сиротки. Жить по совести было главным для молодого дворянина, именно поэтому его можно считать достойным примером для многих людей.

Таким образом, можно сделать вывод, что совесть позволяет жить человеку в гармонии с собой и с внешний миром, и одновременно может стать причиной долгих мук. Это чувство тесно переплетается с нравственностью и честью и образует крепкий внутренний костяк человека.

Что такое совесть – вот вопрос, который волнует Д. Гранина.

Автор поднимает в своей статье нравственную проблему совести. Размышляя о том, что такое “поступок по совести”, Д. А.Гранин вспоминает похороны известного писателя-сатирика М. Зощенко, которого советское правительство подвергало травле как при жизни, так и на похоронах, где все совершалось не по- христиански, без души, под строгим оком КГБ. Автор был восхищен поступком пожилого писателя Леонида Борисова, который не смог справиться с собой, с чувством, которое прорвалось наружу

Вместе с взбунтовавшейся совестью. Он, громко рыдая, попросил у мертвого Зощенко прощения за то, что при жизни “не защитили” его. С горечью автор констатирует, что не все люди способны на такой поступок и призывает нас, читателей, жить по совести.

Авторскую позицию определить не сложно: совесть – это черта духовного облика человека, выражающая его способность к внутренней оценке своего поведения, своих чувств, а также поведения других людей, это внутренний судья человека.

С мнением Д. Гранина трудно не согласиться. Я считаю, что совесть – это наш внутренний судья, который не дает нам совершать плохие

Поступки и заставляет думать и осмысливать свое поведение. Прислушиваясь к ней, мы будет идти по правильному пути, развиваться, совершенствоваться нравственно.

О чувстве пробудившейся совести рассказал писатель К. Акулинин в одном из своих эссе. Однажды он, измучившись в очереди к врачу, заплатив медсестре, решил свою проблему, но перед тем, как зайти в кабинет, натолкнулся на взгляд больного ребенка. Доверчивые глаза малыша пробудили совесть в душе героя, и он понял, что нечестно решать свои проблемы за счет других людей.

Известный ученый, публицист Д. Лихачев в “Письмах о добром и прекрасном” писал, что жить нужно” интуитивно “по велению совести”, не задумываясь находить всегда правильные решения, не заглядывая в книжки”, что нельзя позволять себе идти на компромисс с совестью, пытаться найти оправдание лжи, воровству. И тогда тебе никогда не будет стыдно за свои поступки.

Таким образом, могу сделать вывод, что совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

(3 оценок, среднее: 4.67 из 5)



Сочинения по темам:

  1. В наше время многие люди ради денег, социального положения, удовлетворения собственных прихотей идут на все. Потеря нравственных качеств, ожесточение –...
  2. У кого-то она есть. Кто-то ее потерял. Кому-то она не дает спокойно жить. Кто она вообще такая, эта совесть? Нужна...
Сочинение в формате ЕГЭ (по тексту Сергея Семёновича Качалкова-про СОВЕСТЬ)

Я только что внимательно прочитала текст Качалкова Сергея Семёновича, современного писателя-прозаика. О чём он? О нашей человеческой совести... В данном тексте автор выдвигает вопрос: «Почему иногда молчит совесть?».

Среди наших нравственных ориентиров совесть занимает одно из ведущих мест. В толковых словарях это слово в переводе с греческого означает «сознание и знание самого себя». Совесть-наш внутренний свидетель и судья. Она может давать оценку всем нашим поступкам, чувствам, решениям. Совесть помогает принять верное решение или предостеречь от неверного. В итоге она может содействовать нашей радости или очень сильно мучить нас...Писатель Качалков С.С. рассматривает данную проблему на примерах из жизни героя-рассказчика, который поведал читателю несколько эпизодов из своей жизни. Автор обращает внимание читателей на то, что сначала Плетёнкин Сергей Николаевич, вернувшись с работы довольный и радостный, не задумался над тем, почему так легко заработал пятьсот рублей. Так, в предложении четвёртом(4) С.С. Качалков пишет: «Душа его от радости пела...»

Но постепенно автор заостряет внимание читателей на том, что рассказчик начинает вспоминать эпизоды из своей школьной жизни... Почему? Да потому что совесть, которая когда-то крепко спала, молчала, сейчас начинает волновать и мучить героя. И герой страдает: ведь Сергей Плетёнкин в школьные годы нечестным путём занял в городском конкурсе сочинений первое место и получил за это путёвку в Петербург. Так, в предложении тридцать четвёртом (34) рассказчик заявляет на выпускном балу Насте: «Ну, получается, что я обманул тебя?» . Ведь помогла ему написать сочинение та самая Настя Абросимова, с которой теперь он так легко взял пятьсот рублей. Значит, совесть рассказчика начала просыпаться...

Позиция автора выражена очень просто и чётко. Совесть –это такое чувство, которое созреть должно и окрепнуть. А с рассказчиком данного текста случилось то, что эта самая совесть была в нём крохотной и зелёной. И герой не замечал, где зло, а где добро.

Трудно не согласиться с позицией автора, так как сейчас мы видим, что есть множество людей, про которых можно сказать: «Он совесть потерял» или «У него совести нет».

В письме Д.С. Лихачёва «По велению совести» мы находим мысли, подтверждающие проблему данного текста. В нём автор пишет о том, что жить надо только с душевной необходимостью. Именно душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро-это самое ценное в жизни человека. Жить надо по-доброму, принимать правильные решения, чтобы не оступиться. Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не было стыдно вспоминать. Это и есть жизнь по совести...

Мне на всю жизнь запомнились уроки русского языка в пятом классе, на которых мы сначала читали и анализировали небольшой, но очень значимый рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть». Помнится, что героиня произведения Нина Карнаухова решила прогулять школу и поэтому украдкой прошла в рощу. И здесь она повстречала малыша. Не разобравшись, в чём дело, Нина обозвала мальчика «несчастным прогульщиком». А оказалось, что этот малыш шёл в школу, испугался собаки и заблудился...Героиня отвела малыша, а сама вернулась в рощу. Тревожно было на душе у девочки. И Аркадий Гайдар подчёркивает, что Нина Карнаухова села и горько заплакала, так как её сердце грызла беспощадная совесть. Сейчас мне вспоминаются слова

А. С. Пушкина: «Да, жалок тот, в ком совесть не чиста».

О чём же заставляет нас задуматься текст писателя

С. С. Качалкова? Думается, о самом главном в нашей жизни. Ведь человек сверяет свою жизнь по совести, так как совесть -самый лучший контролёр в жизни. Пусть будет больше людей, для которых это золотое правило станет главным. Тогда и жизнь наша станет лучше, светлее и добрее. Вспоминаются слова другого поэта- Булата Окуджавы:

Совесть, благородство и достоинство,

Вот оно, святое наше воинство.

Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы

Ива́нАлексе́евичБу́нин (1870 -- 1953) - русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока «он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой …».

А после внезапной «смерти тело мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет.» Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, «но теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный трюм». А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в любовь.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности.

Духовность не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.

Алекса́ндрИса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918-- 2008) - советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е - 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Это хорошо показал А.Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитания, и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не лукавить перед собой.

Михаи́лАфана́сьевичБулга́ков (1891--- 1940) -русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году. Впервые повесть была опубликована в СССР в 1987 году

Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его - невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа ПолиграфовичаШарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, - история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена

Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы».

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный авто­мобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, из­редка прерываемая голосом диктора. Две счастли­вые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины "с ре­бёнком, завёрнутым в одеяло". "Ненормальная!" - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешь­ся в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёж­но испорчен. Ситуация "дежавю", как будто это уже было, - проносится мысль у героини расска­за А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщи­на нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребё­нок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявле­ния милосердия. И как гадко ощущать своё бесси­лие в подобной ситуации, остаётся только предста­вить себя на месте этой женщины, когда "мимо про­носятся довольные собой люди в комфортабельных машинах". Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: "Я молчала и ненавидела себя за это молчание".

"Довольные собой люди", привыкшие к комфор­ту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, "люди в футлярах". Это и док­тор Старцев в «Ионыче»,и учитель Беликов в «Че­ловеке в футляре».Вспомним, как едет "на тройке с бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, "тоже пухлый и красный", кричит: "Прррава держи!" "Прррава держи" - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной доро­ге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском "как бы чего не вышло" мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: "А вдруг этот ребёнок за­разный? У нас тоже, между прочим, дети!" Духов­ное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обывате­ли, возомнившие себя "хозяевами жизни".

Д.С. Лихачев поднимает проблему совести.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор задается вопросами: «Что нужно человеку? Как прожить жизнь?» Лихачев убежден в том, что человек, прежде всего – не должен совершать никаких поступков, которые бы «роняли» достоинство. Писатель подводит нас к мысли о том, что люди должны поступать по совести, руководствуясь законами нравственности.

Вовлекая читателей в непростой разговор о совести, автор говорит о том, что «человек не должен идти против своей собственной совести», «не должен совершать сделку с ней». Цель автора – убедить читателей в том, что человек должен совершать поступки по совести даже в обыденной, повседневной жизни.

С точки зрения Лихачева, совесть подсказывает нам, учит нас, помогает не нарушать этические нормы, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.

С этим нельзя не согласиться, потому что совесть можно назвать важнейшей характеристикой души человека, ведь именно она является внутренним судьей, который подсказывает, как человеку поступить в той или иной ситуации.

Многие писатели затрагивали проблему совести. Один из них – Василь Быков, произведения которого заставляют задуматься о духовных потребностях человека. Обратимся к повести «Обелиск».

Главный герой – Алесь Мороз. Это сельский учитель, глубоко любящий учеников, преданный своему делу. Полицаи схватили его воспитанников и пообещали их отпустить, если Мороз сдастся. Учитель поступил по совести, поспешил на помощь детям, хотя знал, что погибнет.

Когда перед Павликом Миклашевичем, единственным выжившим из ребят, встал вопрос о выборе жизненного пути, он стал учителем и пронес идеи своего наставника через жизненные испытания. Это свидетельствует о том, что поступок по совести не обесценивается.

Никого не может оставить равнодушным и рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». Героиня рассказа – Катерина Петровна. Это старая и одинокая женщина. Забытая своей дочерью, она доживает свои последние дни в одиночестве. Сторож Тихон по-настоящему заботится о Катерине Петровне. Совесть не позволяет ему оставить её одну.

Он чужой человек Катерине Петровне, а жалеет её больше, чем родная дочь. Именно он находится рядом с пожилой женщиной в её последние минуты. Настя же оставляет свою маму в одиночестве. Приехав в Заборье, она не застает Катерину Петровну в живых. Она никогда не простит себе этого, всю жизнь будет мучиться угрызениями совести.

Понятие совести тесно переплетается с нравственностью и честью и образует крепкий внутренний костяк человека. Поступки по совести позволяют человеку жить в гармонии с самим собой и с внешним миром.

Похожие публикации