Разочарование и крушение родиона раскольникова кирпотин в я. Крушение и разочарование родиона раскольникова

Тема сочинения: «Теория Родиона Раскольникова и её крушение».
Тут дьявол с Богом борется,
а поле битвы – сердца людей
Ф.М. Достоевский
«Братья Карамазовы».

Роман Достоевского «Преступление и наказание» - одно из сложных творений, но не менее самое читаемое произведение мировой литературы.
Погружаясь в идейный мир этой книги, находишься в некотором напряжении, в какой – то неизвестности, невольно ощущаешь запутанность действий от быстрой смены сюжетных картин. Достоевский заставляет нас прочувствовать и пережить все эти события, выступая в роли психолога, чуткого знатока человеческой души. Силой своего таланта он создает довольно противоречивого героя, но, несомненно, плод его трудов – настоящая личность, сильный и гордый характер. Автор проводит его через страдания, тягостные размышления, душевные терзания, носителем которых может быть только глубокий ум, яркая личность, способная задуматься о проблемах человечества вообще и постараться их решить, хотя это может привести к самым непредсказуемым последствиям.
Так кто же Родион Раскольников на самом деле: сильная натура или потерянный человек, лишенный будущего?
Какие авторские мысли, идеи мы связываем с историей героя?
Знакомя с Раскольниковым, писатель сразу же погружает нас в мрачную пучину его проблем: уход из-за безденежья из университета, бедность семьи, его нищенское существование. Внешность Родиона, его убогая одежда, походившая более на жалкое истлевшее тряпье, побуждают нас проникнуться сочувствием. Так, даже незначительная деталь в его «наряде» раскрывает всю тягость его положения: «Шляпа эта была, вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»
Достоевский намеренно заостряет наше внимание, описывая «каморку» героя, вводя в душную атмосферу безысходности, нищеты: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид, со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями до того низкая, что чуть – чуть высокому человеку становится в ней жутко...»
Довольно мрачные впечатления навевают эти строки. Совсем маленькая комнатка, больше похожая на шкаф или гроб, в котором нет свободного пространства, нет воздуха, а значит, нет и жизни. Человек не может здесь жить, так как задыхается от унизительного чувства собственного ничтожества.

Теперь, действительно, понимаешь состояние Раскольникова, для которого эта каморка – постоянное место обитания, ощущаешь гнетущую обстановку.
Эти стены наводят тоску на человека, давят, доводят до отчаяния.
Духота, безжизненность, отсутствие свежего воздуха, а значит, и чистоты нравственной и духовной, смысла настоящей, содержательной жизни, совершенного общества, лишенного безобразия и мерзости. Подобные мрачные мысли с особенной силой и навязчивостью рождаются у героя именно в этой комнате. Но автор верит в затаённую, внутреннюю силу героя, которой так необходим воздух, жизнь. Вот почему дверь всегда приоткрыта для проникновения слабых потоков света, наполнявших Раскольникова живительной силой. Символичны и желтые, отодранные обои, ведь этот цвет у Достоевского ассоциируется с людскими мучениями, грязью, может быть, даже отчаянием от ощущения безысходности, всё больше захватывающей в свою бездну.

Комната Родиона – это всего лишь маленький островок огромного города Петербурга, с его длинными и узенькими улочками, « вонючими дворами домов», « каменными стенами и холодностью Невы» Это бездушие, безразличие, мерзость являются естественными декорациями внутренней жизни города и его жителей. Яркий пример – случай с пьяной девочкой на бульваре. Раскольников наполнен ненавистью и презрением к людям, считающим себя светскими франтами. Он оставляет девочку одну, потому что полон отчаяния от бессилия, изменить это общество: «А пусть, это говорят, так и следует». Но все – таки, несмотря на внешнее безразличие, его душа наполнена чувствами, которые не позволяют спокойно переживать подобные события, а требуют помочь страданиям беззащитных детей, так как именно в них заложена вся чистота, доброта и надежда на светлое будущее.

Но не только жизнь Петербурга заставляет героя понять, что жить так невозможно, но еще и личные проблемы: обстановка в его семье укрепляют давно созревшие убеждения.
Письмо матери Родиона рождает чувство гнева от мысли о том, что нищета и безденежье не оставляют иного выхода, кроме как продать себя, предать свои убеждения для спасения родных.
Жертва Дуни не может оставить Раскольникова спокойным, равнодушным, потому что он понимает всю обратную сторону этого брака. Герой восстает против решения сестры, видя ту грань, когда человек уже не имеет право «переступить». Материальное богатство не должно стоять выше внутренних сокровищ человека.
Рассказ Мармеладова о дочери укрепляет веру Родиона в том, что случай с его сестрой - пример далеко не единственный., Чтобы накормить голодных детей, Соня забывает о себе, о своих внутренних ощущениях. Но она и не может распорядиться собственной жизнью. Раскольников совершает свое преступление, стремясь помочь таким, как Соня, избавляя тем самым от унижения людей, достойных и благородных. Но он считает, что пока будут люди, подобные Соне, - ничего не изменится. Мармеладовы будут пользоваться ими: «Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать и пользуются! Поплакали и привыкли».
Сон Родиона становится подсознательным толчком к убийству старухи – процентщицы, символизирующей собой, но его мнению, весь Петербург, грязь, зло. Во сне герой сталкивается с кровью, символом людей, обездоленных и беззащитных,
постоянно испытывающих на себе силу кнута и ненависти со стороны общества, лишенного каких – либо человеческих чувств и нравственности.
Разговор о трактире, подслушанный Раскольниковым, еще более наводит его на мысль о ничтожности, бессмысленности жизни старухи, укрепляя решение совершить убийство: «…Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь
... десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата… - и все это на её деньги» Несомненно, Родион услышал те слова, которые соответствовали его выводам, стали подтверждением верности замысла.
Но только ли благие намерения, бескорыстные цели, желание помочь руководили героем? Может быть. Это не стоит забывать и про его теорию, своеобразное разделение всего человечества на «тварей дрожащих» и «творцов истории», «сильных мира сего». Родион считал, что мир устроен на подчинении «тварей дрожащих» «наполеонам», которые для достижения своей цели готовы перешагнуть через страдания других, даже через человеческую жизнь.

Именно они, по его рассуждениям, смогут осуществить прогресс, изменить общество, искоренить старые порядки. Раскольников восхищался подобными людьми, но в тоже время мучился, не зная, к какому разряду отнести себя.
Поэтому истинной причиной убийства, я думаю, и стала попытка убедиться «… вошь ли я, как все, или человек? Смогу я переступить или не смогу: «Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…» Его благие намерения послужили лишь ширмой эгоистическому желанию, которое не остановила даже кровь людей. Раскольников хотел почувствовать себя «наполеоном», властелином над «тварями дрожащими», мечтал самоутвердиться.
К сожалению, коварный замысел сыграл с ним злую шутку.
Раскольникова с первого же шага постигает непредвиденное: он совершает поступок, который уже дает трещину его убеждением, положив начало краху.
Убийство Лизаветы противоречило замыслам, которые он так долго вынашивал. Эта женщина и была напоминанием обо всех страдающих и угнетенных, о тех, кому он пытался принести добро, спасти от зла, нищеты.
Но на самом деле топор освобождения превратился в топор палача, а он – в несправедливого владыку, который, осуществляя свой план, исполнял всего лишь прихоть, проверяя себя в деле. И это действительно так, потому что Раскольников не воспользовался добром, якобы так ему необходимым, а спрятал его под камень. Родион постоянно обращался к себе с вопросом, «… каким же образом ты до сих пор даже и не заглянул в кошелек… все муки, принял я на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел?» А ответ здесь может быть только один: им руководила мысль о самоутверждении, а все, что совершал, он делал для себя, а не ради помощи бедным и несчастным.
Герой хотел всего лишь узнать: «…вошь ли я, как все, или человек?»
Мне кажется, он понял это довольно скоро, почувствовал, кто он есть на самом деле.
Я долго колебалась, какую выбрать позицию по отношению к поступкам героя: осудить его, или наоборот, пожалеть, почувствовать тому, к кому судьба, отнеслась не благосклонно, наделяя подобным умом и мышлением? Происшествие на Николаевском мосту раскрывают истинные убеждения, противоречащие его теории. Удар кнутом, унизительная сцена с двугривенным помогают ему почувствовать, кто он есть на самом деле. Родион не может не признать того, что он простой петербургский нищий, за которого его все и принимают, но вместе с тем не желает с этим мириться. Он мнит из себя Наполеона, но заслуживает только жалости: «Прими, батюшка, ради Христа»
Как довело его до бешенства это понимание своей беспомощности и бесполезности, которую еще раз подтверждали золотые купола соборов и великолепные дворцы богатого города, служащие декорациями другой жизни, где царят грязь и разврат.
Он с яростью бросает двугривенный в воду, стараясь огородиться от этих мыслей, но они дают начало новым испытанием: «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в минуту»
Бесконечные терзания, борьба с самим собой, разоблачение замыслов, пустых и неосуществимых, приводят Родиона к болезни, болезни не тела, а души. Мы видим, что в нем восстает истинный человек, личность: «Войду, стану на колена и все расскажу… »
. Его борьба с самим собой, душевные муки приводят к мысли о том, что он такая же «тварь дрожащая», как и все, не имеющая право господствовать над миром, править чужими жизнями.
Внутренние терзания, угрызения совести настолько велики, что герой отдаляет от себя всех близких и родных людей, пролагая пропасть. Считает, что, совершив преступление и переступив через жизнь человека, он утратил право находиться рядом с родными. «Да, замочился…я весь в крови!» - говорит он, чувствуя в себе палача. А это еще раз доказывает, что он не Наполеон: смерть пусть даже ничтожных людей приносит ему и окружающим только горе, разрушая его желание быть хладнокровным и безразличным. То, что, казалось, он делал во благо, оказалось губительным для семьи: страдание сестры, мучения матери стали слишком большой платой за убеждения, пустой догмат, обреченный за поражение, потому что наполнен лишь эгоистическими соображениями автора, не сумевшего предугадать все тяжелые последствия.

Раскольников все еще хватается за ниточку своей теории, пытается найти оправдание перед людьми и перед самим собой, но, сам того не желая, чувствует, что он виноват. Эта борьба не дает ему покоя. Сон о расправе над хозяйкой указывает ему на то, что все в этом мире наказуемо, ничего не проходит бесследно.
Его сознание подсказывает, что, суд, основанный на крушении человеческих заповедей, неизбежен. Он виноват, как обыкновенный преступник. Его утверждение права на преступление уничтожает все благие намерения, превращая в убийцу, который не должен безнаказанно жить дальше.
Все та же старушонка, являясь во сне, признает бессилие Раскольникова над этим миром, дает почувствовать бессмысленность этого убийства, тем самым подчеркивая, что Родион не тот, кому «все разрешается».
Но это слабый голос его сознания. Сам же он убежден, что «… задуманное им – «не преступление…»
Его гордость не дает ему признать поражение, причислить себя к обыкновенным людям. И это резко отличает его от Аркадия Ивановича Свидригайлова, но оба героя живут по принципу «все дозволено».
Но Раскольников в отличие от Аркадия Ивановича не желает признавать, что он преступник, наоборот, требует к себе уважение, мнит из себя настоящего героя и освободителя. Рассуждая о своей теории, герой намеренно смешивает такие понятия, как убийство и добродетель.
Аркадий Иванович удивляется, что Родион не считает себя преступником, являясь человеком, не признающим какие – либо моральные нормы, бесполезность своего поступка. Поражает его и то, что Родион не причисляет себя к обычным людям, не признает свою способность править миром, но самое главное в том, что Раскольников, считая Свидригайлов «тварью дрожащей», ставит его гораздо ниже себя, не задаваясь вопросом: чем же он лучше него?
По-моему, Аркадий Иванович, будучи подлецом, на самом деле превзошел Родиона, пытаясь наполнить свою жизнь благими деяниями: покровительство над бедными сиротами, помощь Дуне Он не раскаивается в своем пожертвовании столь большой суммы, напротив, этому даже рад, так как чувствует некоторое очищение своей души, тогда как Раскольников всегда спрашивает сам себя: «И чего я ввязался тут помогать?»
Доказательством ничтожности и бесполезности идей Родиона стали жизненные убеждения Сони Мармеладовой. Для Сони делать добро – это не стремление глобально перестроить весь мир в целом, а желание помочь. Пусть добро, которое она делает, обыденно и незаметно, но оно нужно людям. Чтобы принести немного пользы, подарить теплоту, она способна пожертвовать своими личными интересами, тогда как Родион, наоборот, для достижения своей цели жертвует лишь жизнями других: «…кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властями!» «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезно гадкую, зловредную»,- говорит он ей, которой не суждено понять, как можно называть человека «вошью», как можно уничтожать, наказывать людей своим судом: «И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
Единственное, в чем она не сомневается, на что уповает – это бесконечная вера в Бога, питающая ее, в надежду на избавление, на чудо, описанное в Евангелии. Это дает ей внутреннюю силу. Она продолжает жить. Раскольников же, читая Библию, истолковывает ее по – своему, сравнивая себя с Иисусом, считая, что сила – это он сам, он властелин над миром: «…а главное власть! Над всей дрожащей тварью и над всем муравейником»… Вот цель!
Подобные убеждения, возвышение себя над другими воздвигают между ним и народом, носителем христианской морали, стену непонимания
Но Раскольников – человек, способный не только ошибаться, он тот, в ком еще не угасли до конца светлые нравственные начала. Родион признается Соне в совершенном преступлении, думаю, не только для того, чтобы переложить всю тяжкую ношу на кого – то, но и для исцеления своей души. Ему нужен был человек, который смог его понять, простить, помочь признать свою неправоту. И он нашел её: «Огарок уже давно погасал…, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу…». Она заставила его признаться, хотя бы самому себе, осознать весь этот вздор, победив в нем гордость: «…я такая же точно вошь, как и все!»
Это доказывает, что Раскольников - сильная личность. Он не сумел жить с тяжелым грузом на душе, с нравственной болью. Да и его признание Порфирию - избавление от внутренних мучений, угрызений совести, которые не должны проявляться у «властелина», переступившего через тысячи жизней. А ведь он убил всего лишь жалкую старуху, смерть которой круто перевернула всю его жизнь: «Я себя убил, а не старушонку!» Итак, схватка с жизнью у Раскольникова закончилась и личными страданиями и переживаниями любящих его людей. И, как мне кажется, все это произошло из-за непонятного стремления к власти, гордости и эгоизма. Всеми этими чувствами был охвачен Родион, который, я думаю, должен был предугадать столь тяжелые последствия. Его теория – пустой догмат, не ищущий далее пламенных речей. История героя и его теория, действительно, помогают понять всю суть авторского замысла: всякое преступление не может дать развитие каким – то благим началам. Неважно, во имя чего оно совершается, так как насилие над человеком уже безнравственно. Люди по своей природе должны нести только добро, потому что изменить общество можно только духовным очищением в нём живущих.
Автор работы: Маслакова Дарья, ученица 9 класса.

Итак, главный герой романа “Преступление и наказание” – Родион Раскольников, молодой человек, бедный, недоучившийся студент. Если отбросить в сторону мысли о нем, как о будущем убийце, то можно сравнить его с парусником, впервые вышедшем в открытое море.

Ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!”
М. Ю. Лермонтов

Кто же в молодые годы не мечтает прожить интересную, незаурядную жизнь? Кто же не мечтает вписать свое имя в историю, подобно тому, как вписывали его великие личности? Одна из них особенно ярко мелькнет в романе, а именно-Наполеон Бонапарт, которого Родион считал гением и “сверхчеловеком”. Пример истории жизни Бонапарта, стал для студента прекрасным приложением к его теории. Теории разделения людей на “тварей дрожащих” и “творцов истории”. И вот, юный мечтатель, парусник,

Стремящийся в большое плавание, желавший бури и не принимавший штиля, стал заложником собственных иллюзий и…совершил грех.

Совершил он его не ради денег, не чтобы помочь своей семье, как например Соня Мармеладова, а ради…идеи. Да, именно идея стала его курсом, смыслом его жизни. Но…применима ли она к жизни? Получается, что Родион дал некое разрешение на убийство, на “устранение препятствий перед великой целью” определенному типу людей. Действительно, что значит пара-тройка человеческих жизней во имя общего блага? Ведь люди, пожертвовавшие жизнями других людей, вошли в историю. И пусть памятники им стоят на костях их жертв, пусть их имена вписаны кровью убитых, но они же велики! А равняется ли величие этих людей цене жизней “простых смертных”? Неужели согласно теории Раскольникова они вправе решать, кому жить, а кому нет? Родион признает, что порою происходит путаница и “обыкновенные люди” могут возомнить себя “необыкновенными”. Просто “обыкновенные люди” после “преодоления препятствий” будут испытывать душевные муки и страдания, а “великие” смогут легко переступить через это. Именно таким: гордым, холодным и уверенным хотел быть герой этого романа, но все оказалось иначе. Вместо ожидаемых лавров – тяжелая болезнь и разговоры в бреду. Кажется, молодой человек оказался далеко не Бонапартом, а обычной, заурядной личностью. Или его теория это лабиринт молодого ума? Клубок из несформированного мировоззрения, юношеского максимализма и горячности чувств? Да, я не смею отрицать существование людей, перевернувших историю или оставивших нам богатое культурное наследие, но “проверка кровью” не является определяющим фактором величия человека. В конце концов, за все приходится платить. Но Раскольников осознает это намного позже. Ему предстоит выбрать правильный путь на развилке двух дорог, на первый взгляд похожих, но таких разных. Выбор пути Свидригайлова – пути в бездну или дорога Сони Мармеладовой, дорога к Богу и исцелению. Казалось бы, и Соня, и Аркадий, совершили грех, но какие разные у них пути! И прежде чем окончательно разочароваться в своей теории, осознать глубину свершенного преступления и вступить на светлый, праведный путь, Родиону предстоит мучительное и долгое наказание. Наказание за преступление против собственной души. А душа его, добрая и светлая, стремилась совсем к иному. Недаром, он так много сделал для семьи Мармеладовых, впрочем, не только для них…
А на самом деле, величие его было в незначительных на первый взгляд делах. Тех, к которым стремилась его душа, полная сострадания и любви. И именно светлое, духовное начало победило в Раскольникове. И его ожидает совершенно иная жизнь. Родион открывает Евангелие и вступает новый путь. Но это уже совсем другая история…

Сочинения по темам:

  1. Достоевский в своем романе изображает столкновение теорий с логикой жизни. По мнению писателя, эта самая логика жизни всегда опровергает, делает...
  2. “Преступление и наказание” принадлежит к числу величайших творений Ф. М. Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу. Это социальный,...
  3. Жена писателя А. Г. Достоевская вспоминает, что Федору Михайловичу сравнительно легко давалось написание романа. Однако мучительно и долго, с большими...
  4. Социально-философский роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19...

Крушение идеи Раcкольникова. Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание"

Беспредельность желанна и разрушительна одновременно. Обратная дорога из этого запретного мира почти невозможна. Герою предстоит перенести слишком многое, чтобы вернуться в мир людей. Способен ли на это возвращение Раскольников?

В финале романа Достоевский дает надежду на такое возвращение - лишь надежду. Самое главное и самое сложное для героя - раскаяться: чтобы снова начать жить, смотреть на мир иными глазами, необходимо покаяние.

Гордец должен смириться. Покаяние - это не просто признание своей ошибки (простите, я больше не буду!), но древнейший обряд очищения души, дающий согрешившему надежду на спасение, шанс начать жизнь еще раз.

Покаяние - это страдание: потому что уже ничего нельзя поправить. Покаяние - это самоотречение, за которым следует искупление. Это мучительно долгий путь.

Даже на каторге Раскольников не хочет отступить от своей теории. Просто - думает он - у него, именно у него, не получилось. А идея его - неподсудного людскому суду героя - так и осталась в мире.

Все изменяется лишь в эпилоге.

Достоевский ищет истоки раскольниковской теории, глубоко и подробно исследует, как могла зародиться эта идея в человеке, насколько изменила его личность. А параллельно с этим идет не менее напряженный поиск выхода из тупика, в который попала обольщенная дьявольской идеей душа, поиск пути назад - из бездны морального беззакония в мир людей.

Зародившись в воспаленном мозгу измученного героя, теория начинает самостоятельную жизнь, порабощая и разрушая его личность, парализуя его волю. Избавиться от власти этой идеи можно, лишь представив себе ее логическое завершение, въяве или мысленно "прожив" ее до конца. И Достоевский заставляет своего героя - а с ним и читателей - пройти этот путь.

Вооружившись топором, идет Раскольников на "пробу" - убивать мерзкую старуху, несущую только зло. Но жизнь нарушает разработанный героем сценарий: в квартиру к старухе неожиданно приходит ее сестра - беззащитная, безобидная Лизавета. Раскольников вынужден убить и ее. То, что Лизавета - юродивая, блаженненькая, очень важно. В народе юродивые почитались Божьими людьми, и посмеяться над таким человеком, а уж тем более обидеть его считалось делом недостойным и тяжким грехом. Убийство же юродивого воспринималось как особо изощренное вероотступничество... Все это знал Раскольников и убивать Лизавету не хотел, но - отступать было уже некуда: все его движения подчинены отныне не свободной воле, но идее.

Лизавета гибнет - пролилась безвинная кровь. Гибнет и ее неродившийся ребенок: ведь Лизавета, вероятно, беременна. К убийству юродивой добавляется и убийство младенца.

Идея заставила Раскольникова против его воли пролить человеческую кровь, стеной встала между ним и миром, навеки отделила от матери и сестры. Он страдает, он мечется в исступлении, чувствуя, что происходит что-то непредвиденное, что-то страшное: "Разве я старуху убил? Я себя убил!" Душу свою убил, уничтожил Бога в себе. Его преступление - есть истинное переступание запретной черты, морального закона. И вот во сне происходит новое убийство: Раскольникову снится, что старуха снова жива - и он вновь опускает топор на ее голову, вновь ее убивает, добивает с ожесточением! Вспомните, ведь даже преступника не казнили вторично, если почему-либо казнь не свершилась: оборвалась веревка, пуля лишь ранила. Считалось, что сам Господь вмешался в людское правосудие. Но в душе Раскольникова рухнули моральные преграды: он снова убивает ту, на кого однажды уже поднял руку.

А количество его жертв растет: "взяли" некоего Миколку, обвинив в убийстве Алены Ивановны, - уже четвертая жертва. Пятой станет Пульхерия Александровна - она не смогла пережить случившегося с любимым сыном.

И наконец, Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все люди вообразили себя Героями, причастными к высшей истине, и стремятся повести человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед: ведь гением-предводителем чувствует себя каждый. Разгораются споры, которые переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастья всего человечества люди убивают друг друга - и все меньше живых остается на нашей планете, охваченной вирусом наполеоновской идеи. Пустая земля, где люди перебили друг друга, - вот логический итог теории Раскольникова.

И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается - может наконец начаться - его путь к людям.

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.2. - М.: "Марк", 1994.

Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.- М.: "Художественнаялитература", 1986.

М.М. Бахтин. Проблемы творчества Достоевского. М.: "Алконост", 1994.

Итак, главный герой романа «Преступление и наказание» - Родион Раскольников, молодой человек, бедный, недоучившийся студент. Если отбросить в сторону мысли о нём, как о будущем убийце, то можно сравнить его с парусником, впервые вышедшем в открытое море.

«Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
М.Ю.Лермонтов

Кто же в молодые годы не мечтает прожить интересную, незаурядную жизнь? Кто же не мечтает вписать своё имя в историю, подобно тому, как вписывали его великие личности? Одна из них особенно ярко мелькнёт в романе, а именно-Наполеон Бонапарт, которого Родион считал гением и «сверхчеловеком». Пример истории жизни Бонапарта, стал для студента прекрасным приложением к его теории. Теории разделения людей на «тварей дрожащих» и «творцов истории». И вот, юный мечтатель, парусник, стремящийся в большое плавание, желавший бури и не принимавший штиля, стал заложником собственных иллюзий и…совершил грех.

……………………………………………………………………………………………….
Совершил он его не ради денег, не чтобы помочь своей семье, как например Соня Мармеладова, а ради…идеи. Да, именно идея стала его курсом, смыслом его жизни. Но…применима ли она к жизни? Получается, что Родион дал некое разрешение на убийство, на «устранение препятствий перед великой целью» определённому типу людей. Действительно, что значит пара-тройка человеческих жизней во имя общего блага? Ведь люди, пожертвовавшие жизнями других людей, вошли в историю. И пусть памятники им стоят на костях их жертв, пусть их имена вписаны кровью убитых, но они же велики! А равняется ли величие этих людей цене жизней «простых смертных»? Неужели согласно теории Раскольникова они вправе решать, кому жить, а кому нет? Родион признаёт, что порою происходит путаница и «обыкновенные люди» могут возомнить себя «необыкновенными». Просто «обыкновенные люди» после «преодоления препятствий» будут испытывать душевные муки и страдания, а «великие» смогут легко переступить через это. Именно таким: гордым, холодным и уверенным хотел быть герой этого романа, но всё оказалось иначе. Вместо ожидаемых лавров – тяжёлая болезнь и разговоры в бреду. Кажется, молодой человек оказался далеко не Бонапартом, а обычной, заурядной личностью. Или его теория это лабиринт молодого ума? Клубок из несформированного мировоззрения, юношеского максимализма и горячности чувств? Да, я не смею отрицать существование людей, перевернувших историю или оставивших нам богатое культурное наследие, но «проверка кровью» не является определяющим фактором величия человека. В конце концов, за всё приходится платить. Но Раскольников осознает это намного позже. Ему предстоит выбрать правильный путь на развилке двух дорог, на первый взгляд похожих, но таких разных. Выбор пути Свидригайлова- пути в бездну или дорога Сони Мармеладовой, дорога к Богу и исцелению. Казалось бы, и Соня, и Аркадий, совершили грех, но какие разные у них пути! И прежде чем окончательно разочароваться в своей теории, осознать глубину свершённого преступления и вступить на светлый, праведный путь, Родиону предстоит мучительное и долгое наказание. Наказание за преступление против собственной души. А душа его, добрая и светлая, стремилась совсем к иному. Недаром, он так много сделал для семьи Мармеладовых, впрочем, не только для них…
……………………………………………………………………………………………………
А на самом деле, величие его было в незначительных на первый взгляд делах. Тех, к которым стремилась его душа, полная сострадания и любви. И именно светлое, духовное начало победило в Раскольникове. И его ожидает совершенно иная жизнь. Родион открывает Евангелие и вступает новый путь. Но это уже совсем другая история…

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Похожие публикации