Русские изразцы 17 век особенности декора. Уральские изразцы XVII-XVIII в


Изразцовое искусство и архитектурная керамика в России существует более десяти веков. Самые ранние русские изразцы относят к X веку. XVII век стал пиком изразцового искусства в России.


Ранние печи украшались терракотовыми и поливными изразцами, часто печь собирали из самонесущих изразцов, и в конце концов появилось понятие «изразцовая печь», предполагающая, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи.



Множество разноцветных и поливных изразцов украшало русские печи. Большой коллекцией изразцовых русских печей обладает Московский Кремль. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре.


В общем, их уцелело немало в разной степени сохранности, во многом благодаря подвижничеству музейных сотрудников и реставраторов.



Одна из самых больших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторами МГОМЗ были произведены очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Руси боярской — эпохи, сгинувшей в Петровские времена.



Кардинальным изменениям русская печь подверглась в начале XVIII века с указом Петра, запрещавшим строительство курных (топившихся «по-черному») пожароопасных печей, что было очень своевременно, поскольку пожары наносили большой ущерб.


Тогда же был издан первый регламент по строительству печей в жилых домах и промышленному изготовлению кирпича, изразцов и других печных элементов.


В этот же период по повелению Петра было запущено производство новых для России «голландских» изразцов — белых «кафлей» с росписью кобальтом. Приказ Петра звучал: «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою».





СТАРИННЫЕ ИЗРАЗЦОВЫЕ ПЕЧИ ЕВРОПЫ: ЧЕХИЯ, ПОЛЬША, АВСТРИЯ, ЛИТВА, ГЕРМАНИЯ

Эта статья, посвящена европейским старинным изразцовым печам, сохранившимся в многочисленных замках, разбросанных по живописным холмам Европы. Рассказ пойдет об изразцовых печах Чехии, Польши, Германии, Австрии и Литвы. Эти печи совсем не похожи на старинные русские изразцовые печи, хотя у них есть много общего. Однако, они необыкновенно красивы и мы хотим показать их вам на страницах нашего сайта. Ну, и заодно рассказать немного о самих усадьбах и зданиях, где находятся эти печи.

Замок Зинкова построен семьей Дрславице в 1192 году, в качестве крепости. Первоначально замок имел две оборонительные башни и два жилых дома. Основатель замка Ульрих Зинков, жил в нем до начала XIII века. В XIII веке он построил неподалеку второй замок Потенштен. За свою историю Замок Зинкова многократно переходил из рук в руки.

В замке прекрасно сохранилась изразцовая печь, в стиле ренессанс, выполненная в технике итальянской майолики, и вероятно, относящаяся к периоду перестройки дома Кленовыми в 1679 году. Изразцовая облицовка печи имеет совершенно изумительные барельефы с полуобнаженными женскими скульптурами, богатейшие рельефные изразцы с цветочными орнаментами, вазонами и гротесками.

Очень интересен Замок Плосковице в Богемии. История его основания относится к гуситским революционным движениям 1424 — 1440 годов. Тогда было первое упоминание об этой усадьбе в связи с остановкой императора Сигизмунда в Плосковице, с целью создания там штаб-квартиры армии крестоносцев в Чехии.

В современном виде замок было заложен архитектором Октавиано Бриджиони в 1720 году по приказу хозяйки местной усадьбы княгини Анны Мари Фрэнсис Тосканской. Ориентировочно в 1730 году был построен этот изящный дом в стиле барокко. В здании сохранилась изразцовая печь в том же стиле. Ее сохранность, к сожалению, оставляет желать лучшего и она не является действующей, однако, изумительно-тонкие вензеля и скульптура вполне сохранны, так же как и глазурь на поверхности керамики.

Фрагмент гладкого изразца с надписью. Середина XVIII века.

Изразцы из коллекции музея истории Мещанского района «Садовое кольцо» характеризуют основные виды изразцового декора с конца XVI века до начала XX века, и являются важным источником изучения истории быта московского посада.

Терракотовые печные изразцы без обливы, - получивших название по цвету обожженной глины «красные», - стали изготавливать в Московской Руси с конца XVI века. Изразцы были декорированы рельефами, оконтуренными рамкой, с зооморфными и антропоморфными изображениями, - например, - двуглавых орлов, кентавров или батальных сцен, а также растительными орнаментами.

В архитектуре с конца XVI века были широко распространены кровельные керамические покрытия. Это был надежный и недорогой материал. Городчатая поливная черепица зеленого цвета была наиболее распространена с 1630-х по 1680-е годы.

С 1630-х годов в Москве появляются поливные «муравленые» изразцы с прозрачной глазурью зеленого цвета с сюжетами и композициями красных изразцов.

Со второй половины XVII века начинается «золотой век русского изразца», - появляются изразцы с непрозрачными оловянными эмалями белого, желтого, бирюзового, синего цветов и прозрачной глазурью коричневого цвета и новыми композициями рисунков. Данные изменения произошли вследствие исторических событий. Во время русско-польской войны 1654-1667 годов «к Москве» переселились белорусские ремесленники, придерживающиеся новых декоративных тенденций. В Москве существовало два основных центра производства изразцов, - Гончарная и Мещанская слободы. Мещанская слобода возникла в 1670-1671 годах в связи с царским указом о переселении мещан из других слобод и иноземцев «из-за польско-литовского рубежа».

В начале XVIII века, с указом Петра I в Россию прибыли европейские мастера, и принесли с собой новые европейские традиции декоративной интерьерной керамики. Стали изготовляться гладкие расписные изразцы. В архитектуре полихромная керамика больше не применялась. Из технологии изготовления ушел оттиск рельефа в формах или штампом. На изразцах появился сюжет и комментарий к нему, главным героем становится человек и его душевное состояние. Техника рисунка чаще была достаточно упрощенной.

До 1730-х годов также существуют «гербовые» изразцы, - изделия переходного типа от рельефных полихромных к гладким расписным, - сочетавших рельеф и роспись.

К концу XVIII века многоцветный декор вытесняют белые классицистические рельефы, подражающие мрамору. В росписи массовой более дешевой продукции начинает преобладать синий цвет. Пышная рамка заменяется тонкой каймой, а сюжет - изображением вазы с букетом цветов.

В XIX столетии почти все печи облицовывались белым кафелем. От пышного архитектурного декора происходит переход к более скромной пластической декорации. В XIX веке налаживается фабричное производство изразцов. На изделиях появляются заводские клейма. В России в XIX-XX веках изготавливали изразцы заводы «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова», А.Гусарева, Власова, Аксенова, братьев Аблаженовых и другие. Так же можно встретить изделия иностранных производств. В изделия второй половины - конца XIX века возвращается синяя роспись по белому фону упрощенного характера. Затем из росписи уходит букет и остается одна лишь синяя или коричневая рамка, обрамляющая белый изразец. В конце XIX века появляется интерес к древнерусскому искусству и быту, в связи с чем фасады печей покрывались вязью в неорусском стиле.

В начале XX века утонченные флоральные орнаменты модерна также можно видеть и в декоративной керамике.

Пройдя путь развития от рельефных красноглиняных изразцов с конца XVI века, «муравленых» и рельефных, покрытыми непрозрачными эмалями XVII века, гладких расписных XVIII века, гладких покрытых белой эмалью XIX века, вновь запестривших буйством форм и красок в начале XX века, изразцы были не просто яркой деталью интерьера или архитектурного фасада, а концентрировали на себе внимание таким образом, что печь становилась интерьерообразующим элементов, а постройка - архитектурной доминантой в городской среде.

Аннотация к выставке «Московский изразец» из собрания музея «Садовое кольцо».

Расписной печной изразец, - 30-е - 60-е годы XVIII века.

Расписной печной изразец, - вторая половина XVIII века.

Изразец стеновой угловой гладкий расписной. Вторая половина XIX века.

Расписные изразцы, - завод Гусарева. Середина XIX века.

Глазурованные изразцы, - завод Кузнецова. Вторая половина XIX века.

Изразец стеновой рельефный. Завод «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова». Начало XX века. Размер 21х19х4 сантиметров.

Полы палат XII века князя земли Владимирской, Суздальской и Ростовской Андрея Боголюбского сплошь выложены цветными изразцовыми плитками с изображениями грифонов, полульвов, полуорлов - символов княжеского могущества. Такие же плитки, относимые к XIV веку, археологи находили в Галиче, Чернигове и в Гродно.

Искусство архитектурной глазурованной керамики процветало на Руси до татарского нашествия. Неизвестно, какое развитие получило бы искусство изразца в России, если бы не ордынское иго. По мнению историков, несмотря на позитивный момент «собирания земель» и установления единой государственности на Руси, ордынское иго разрушило технологии и сложные ремесла, такие как перегородчатая эмаль, стекло, полихромная керамика, известные древним русичам задолго до появления этих технологий в Европе.

Советский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, академик российской академии наук Б. А. Рыбаков пишет в своей книге «Ремесло Древней Руси»: «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя».

Только в городах, избежавших ордынского полона сохранились и развивались ремесла, распространившиеся после освобождения Руси и в других русских землях. Одним из таких городов был Псков.

Поливные изразцы. Псков

В середине 60-х при восстановлении собора Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, художники-реставраторы обнаружили на чердаке собора плитки глазурованной керамики в рыже-зеленой поливе, отнесенные ими к концу XIII - началу XIV веков. Зеленым огоньком горела в лучах солнца глазурь на куполе собора Мирожского монастыря. Отсветы этого сияния десятилетия спустя вспыхнули на куполах других псковских церквей. Обливной черепицей оделись главы многих городских храмов. С десятилетиями плитки стали меньше и аккуратнее, глазурь на них сочнее и гуще.

Настоящей сокровищницей глазурованной керамики является Псково-Печорский монастырь, где среди десятков известковых досок, отсвечивают зеленым блеском глазурованные могильные плиты - знаменитые псковские керамиды. Керамиды - это большие керамические плиты, политые глазурью, имеющие сложный узорный рельеф и надписи, как правило, имя похороненного и даты. Керамиды делались так же, как и первые книги - с помощью разборных форм. Сразу напрашивается вывод, что создатели керамид были знакомы с типографской техникой. Считается, что технологию мастерам-изразечникам подсказал Корнилий - настоятель монастыря - большой книгочей и очень образованный человек. Самая старая керамида относится к 1530 году.

Псковские мастера были известны далеко за пределами Пскова. Артели псковичан работали во многих городах Московского царства. В 1477 году псковские мастера возводят Духовскую церковь в Троице-Сергиевом монастыре. Духовская церковь имеет особенное украшение: у основания ее закомар протянулся декоративный пояс из рельефных терракотовых плит. Такими же плитами украшена и церковь Ризоположения в Московском Кремле 1485 года постройки.

Поливные изразцы. Москва

Интересные находки были обнаружены реставраторами во время работ в Покровском соборе (Собор Василия Блаженного). На центральном шатре под слоем позднейших росписей были обнаружены цветные изразцы , заложенные в стены в момент строительства собора, первоначально возводившегося беленым. Из светлой глины, покрытые желтоватой, коричневой или зеленой стекловидной глазурью, в форме звездочек - эти цветные изразцы смотрелись как драгоценные камни на белой стене храма - прием на Руси ранее невиданный. Похожий изразцовый декор был на церкви Сергия при Богоявленском монастыре, разрушенном в 1807 году.
Фактические это были первые цветные глазурованные изразцы после Псковских.

Полихромные изразцы

Уникальные цветные изразцы можно увидеть на Успенском соборе в Дмитрове: огромные изразцовые барельефы, высотой около трех метров сверкают цветными глазурями на северной и южной стороне собора. Абсолютно уникальный барельеф с Георгием Победоносцем имеет диаметр 2,93 м и состоит из 32 изразцов с рельефом до 7 см глубиной. Такого размера рельефные цветные изразцы - это было что-то совершенно новое для России. Никогда и никто до этого момента не делал ничего подобного.

Но настоящим переворотом в изразечном искусстве стало строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря, в котором впервые были применены принципы итальянского Возрождения: ордерность, розетки, ионики, листики и т. д. Но самое главное то, что зарубежные мастера, которых привез Никон, ввели новую палитру глазурей в русское изразцовое искусство: впервые стали применяться глухие стекловидные эмали и были введены в обиход синие и белые пигменты. Изразцы Ново-Иерусалимского монастыря поражали своим многоцветием.

Десятки тысяч полихромных изразцов украсили величественный монастырь на берегу Истры. Сооружение собора Нового Иерусалима помогло русским зодчим понять роль многоцветного изразца в декорировании зданий. Примерно 60 различных видов рельефа понадобилось мастерам для создания грандиозных панно, фризов, иконостасов. Узоры и рисунки для них они находили на страницах печатных книг и на тканях. Узор «павлинье око» , столь часто применяемый в дальнейшем на изразцах многих московских храмов, взят с итальянских бархатов конца XVI века. Многие изразцы исполнены мастерами Никона по законам западноевропейской архитектуры XVI-XVII веков.

Следует отметить, что большое влияние на российскую архитектуру XVII века оказали белорусские мастера, переселяющиеся с западных земель в Москву от преследований католической Речи Посполитой. Находясь под властью польской шляхты, уроженцы белорусских городов имели возможность ознакомиться с западноевропейской архитектурой и искусством. К 1654 году белорусы переселялись уже тысячами. По переписи 1676 года около десяти процентов населения Москвы составляли выходцы из западных земель, которые принесли новой родине свои знания и профессиональные навыки. Удивительному расцвету российского зодчества при Алексее Михайловиче Романове в большой мере способствовал приток свежей «духовной крови» с Запада.

В 1654 году князь Трубецкой привез из Мстиславля гончара Степана Иванова, который прославился в последствии под именем Степан Полубес. А уже в 1658 году патриарх Никон забрал его на строительство Ново-Иерусалимского храма.
Вообще, керамика Степана Полубеса стоит в одном ряду с работами итальянских керамистов семьи делла Роббиа и француза Бернара Палисси : его значение для всемирного искусства вполне сравнимо с масштабом великих керамистов Возрождения.
Сохранилось немало работ Степана Полубеса в Москве. Кроме изразцов в Ново-Иерусалимском монастыре, впечатляют огромные горельефы в церкви Успения в Гончарной слободе, изразцы в церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке, фризы «павлинье око» на соборе в Измайлово и многие другие, чудом сохранившиеся образцы архитектурной керамики плодовитого мастера.

В последнее десятилетие XVII века Москва, словно предвидя близкое рождение новой столицы на Неве, стремилась украсить себя изысканными храмами и жилыми домами. Был расцвечен Собор Василия Блаженного, еще недавно беленый. На кремлевских башнях выросли островерхие шатры. Сооружая здания, русские зодчие старались украсить их как можно пышнее. Московских архитекторов этого периода волнует «скульптурный» облик здания, усложненность его силуэта.

Одним из последних памятников столичных изразечников стал Крутицкий Теремок, полностью облицованный многоцветными изразцами. Сотни изразцов с причудливым растительным орнаментом составили огромный ковер с неповторимым узором на фасаде здания. Наличники окон также изготовлены из глины и покрыты цветной поливой. Исполнены они в традициях модной резьбы по дереву в виде скрученных виноградных лоз. В солнечные дни, когда вспыхивали зеленые, желтые, белые, синие и коричневые блики, терем напоминал драгоценное ювелирное украшение.
Крутицкий терем стал последним и самым красочным памятником Руси боярской.

Ярославские изразцы

Пожалуй, в России нет второго такого города, где архитектурная керамика нашла бы столь широкое и повсеместное применение. Ярославль был вторым после Москвы городом по значимости, а накопленные в Ярославле богатства превосходили по размерам государственную казну. Между Москвой и Ярославлем шло откровенное соперничество, а совпадение вкусов мастеров и заказчиков привело к тому, что в ярославском зодчестве особенно сильно сказались черты народного творчества. Искусство полихромных изразцов достигло в Ярославле наивысшего расцвета.

Ярославские мастера создали свою собственную цветовую гамму и узнаваемый типично ярославский узор. Почти все ярославские изразцы имеют единый композиционный принцип: многоцветная розетка, раскрашенная различными цветами. Всего существует шесть видов розеток: четыре - с восемью крупными лепестками, одна - с шестью и одна - с двенадцатью.

Ярославские гончары опередили время и в применении глазурованного кирпича - только в наши дни этот прием используется широко и повсеместно. Ярославцы же покрывали сторону кирпича поливой, нанося на нее ряд цветных ромбиков. Ленты из таких нарядных кирпичей окаймляют широкие изразцовые карнизы с рельефным растительным орнаментом. Существует мнение, что затейливые узоры изразцовых наличников перешли с драгоценных восточных ковров, часто попадавшихся в Ярославле из Азии по оживленной торговой дороге - Волге.

Северные изразцы. Великий Устюг

Великий Устюг, расположенный между Москвой и Архангельском был крупнейшим торговым центром, в котором перекрещивались торговые пути на запад в Европу, на восток в Сибирь и Китай и на юг в Персию.
Богатые купцы Великого Устюга создали свое производство изразцов, по образу и подобию строгановских изразцов, завезенных купцами Строгановыми для строительства Введенского храма. На перекрестке торговых путей встретились художественные традиции старой Руси, Западной Европы и Востока, оказавшие приметное влияние на творчество местных художников и ремесленников.

Изразцами украшались в первую очередь Устюжские храмы. Привлекает к себе внимание храм Симеона Столпника, построенный в 1725 году в стиле барокко. Многочисленные полуколонки и пилястры на стенах храма увенчаны зелеными изразцовыми капителями коринфского ордера. Белые прямоугольники пилястров оживляют красную кирпичную стену, а в солнечный день изразцы порождают такую праздничную игру бликов, на которую не способен ни мрамор, ни резной камень.

Серебряный век

Ренессанс изразца в России совпал с периодом модерна в искусстве. Наверное, главным изразечником Серебряного века стал выдающийся художник Михаил Врубель, увидевший в майолике и изразцах искусственные цветные камни, завораживающие своей игрой бликов и полутонов. Врубель совершенно по-новому интерпретировал старинный материал и совместно с химиком-технологом Петром Ваулиным восстановил технологию люстрирования, забытую с XVI века. Он создал несколько печей в доме Саввы Игнатьевича Мамонтова, которые были чудом спасены от уничтожения в 1964 году В. А. Невским - энтузиастом и сотрудником абрамцевского музея.

Ночами В. А. Невский сторожил дом и печи, а днем аккуратно разбирал их, нумеруя каждый изразец, чтобы вывезти их в Абрамцево и собрать там. В результате, сегодня творения Михаила Врубеля может увидеть каждый. Творения о которых писал А. М. Горький: «Майоликовые печи Саввы Мамонтова - замечательны. Майолика - это самый артистический вид гончарного дела» .

О майолике Врубеля вы можете прочитать подробнее в нашей статье «Абрамцевская керамическая мастерская» . О еще одном выдающемся керамисте Серебряного века - Петре Ваулине - вы можете прочитать в нашей статье «Петр Ваулин - возрождение русской майолики» .

В статье использованы материалы искусствоведа Ю. М. Овсянникова из его книги «Солнечные плитки» и альбома «Русские изразцы».

19 апреля в Государственном Музее Архитектуры им. Щусева открылась выставка "Изразцы в русской архитектуре ". Музей делится лучшими образцами своей коллекции строительных материалов, история создания которой драматична. Коллекция собиралась в результате проведения в 1930-е годы экспедиций, которые музей направлял с целью спасения гибнущих архитектурных памятников. Многие изразцы до сих пор передают реставраторы, понимая, что через многообразие строительных материалов, которые использовались в России в разные столетия, возможно не только достойно оценить искусство русского зодчества, но и воссоздать утраченные шедевры.

Старинные изразцы

На выставке представлены интереснейшие изразцы XVII - начала XX веков. В XVII веке в нашей стране большое распространение получили муравленые изразцы . Назывались они так, потому, что покрывались глазурью зеленого цвета. Зеленый - цвет травы-муравы, отсюда и пошло название. Вот, например, рельефный муравленый изразец 1660 года, использовавшийся в Троицкой Церкви в Костроме, "Было видение это в Царьграде".

Изразцами украшали церкви, колокольни, фасады зданий и печи. Основными художественными темами рисунков были сцены сражений, изображение сказочных зверей и птиц, растений, а также героев популярных литературных произведений того времени. В XVIII веке стало использоваться больше разноцветных изразцов.



Изразец VIII века "Госпожа несчастная"

За время царствования Петра I вкусы русской публики поменялись - сказалось увлечение государя Европой. Поэтому к VIII веку изразцы стали напоминать голландскую плитку - тонкие узоры, бело-синяя цветовая гамма.

Помимо отдельных изразцов, на выставке можно увидеть панно со святыми, использовавшиеся в церквях

А также композиции, созданные в 1890-х годах знаменитым товариществом по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова, из парадной столовой его усадьбы, и также маску льва, выполненную по эскизу Врубеля.

Детали и место проведения выставки

Выставка на данный момент уже закрыта. Она проходила в Анфиладе, зал № 9 Государственного Музея Архитектуры им. Щусева. Адрес: г. Москва, ул. Воздвиженка, д.5/25

История развития изразцового искусства в России многогранна и увлекательна. На протяжение многих веков изразцы использовались в оформлении внешнего и внутреннего убранства зданий. Каждый сохранившийся до настоящего времени изразец – уникальная частичка нашей истории.

Сегодня мы хотим продолжить тему, начатую в статье . На этот раз речь пойдет об истории изразцов в России. Ведь эти маленькие керамические произведения искусства долгие годы украшают русские камины и печи.

Европейцы украшали при помощи изразцов интерьеры помещений. А вот в России, где климат значительно суровее, изразцы стали использовать в качестве материала, способного долгое время удерживать тепло печей и каминов. По всей России работало множество небольших гончарных мастерских, где безымянные народные самородки-мастера создавали свои шедевры.

Сюжеты изразцов просты и понятны, среди них: животный и растительный мир, сценки из окружающей жизни и преданий. Впервые изразцовое искусство появилось в X-XI веках на территории Древнего Киева, Владимира и Старой Рязани. Именно в этих областях археологи находили русские керамические изделия, покрытые многоцветными слоями прозрачных глазурей. Самые первые изразцы изготавливались из красной глины и имели выразительный рельефный рисунок.

Русские изразцы во все времена невероятно ценились во всей Европе. И сегодня там можно встретить прекрасные образцы изразцового искусства России, которые используются в оформлении культовых зданий и их интерьеров.

Само слово “изразец” произошло от русского словосочетания “образить здание”. Не удивительно, что в прошлые века изразцы активно применяли для украшения внешних и внутренних покоев зданий, а также печей и каминов. Ярким примером этому может служить московский дворец в Кусково. В его отопительной системе были использованы традиционные на Руси изразцовые печи, покрытые красивой росписью. Изразцы прекрасно сочетаются с дорогими мраморными каминами дворца.

Ярославль был одним из центров изразцового искусства. В семнадцатом веке слава о его мастерах гремела на всю Европу. Город в те времена имел пятьдесят храмов и семь монастырей. Вдоль высокого берега реки устремлялись к небу своими маковками величественные церкви. Все они словно соревновались в красоте своего убранства. Роскошные узоры из изразцов ярким разноцветьем покрывали стены храмов, барабаны куполов, налички окон. Особенно красивы храмы Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи и Николая Мокрого. Сегодня храмы Ярославля входят в список всемирного наследия Юнеско.

Петр I внес большой вклад в развитие изразцового искусства на Руси. Вернувшись из Европы, он стал активно поддерживать талантливых гончаров. В этот период печи начали обкладывать изразцами с гладкой поверхностью, покрытыми нежным бело синим рисунком. Таким образом, древние многоцветные изразцы постепенно вытеснялись дельфтской керамикой. В 1709 году под руководством двух пленных шведов в Ново-Иерусалимском монастыре было организовано производство расписных изразцов, имеющих гладкую поверхность. Кроме того Петр I отправлял в Голландию талантливых русских мастеров для обучения кафельному ремеслу.

В этот период активно развивались московская и питерская гончарные школы. Москвичи в середине XVIII века стали уходить от монохромной росписи, отдавая предпочтение сюжетным изразцам с многоцветной росписью. Такие изразцы имели прямоугольную форму, а для их росписи использовались пять цветов глазури: синяя, зеленая, коричневая, желтая и белая.

Великий князь Меньшиков также был почитателем изразцового искусства. Он открыл в Стрельне первый завод по изготовлению изразцов. Дворцы графа поражали своими прекрасными каминами и панно, в сюжетной линии которых просматривались библейские сцены, портреты, растительные мотивы, пейзажи. Интересно, что изразцами в покоях Меньшикова иногда были покрыты не только печи и камины, но и стены и даже потолки.

После революции изразцовое искусство практически исчезло. В моду вошли простые пролетарские сюжеты без особых художественных изысков. И лишь в последние годы снова стало возрождаться русское изразцовое гончарство. Сегодня многие россияне, покупая и строя загородные дома в виде срубов, используют в их оформлении камины и печи, покрытые изразцами современных мастеров.

Похожие публикации