Сборник идеальных эссе по обществознанию. Конспект урока на тему: "Изложение-описание

Почему мы равнодушны друг к другу? Над этим вопросом размышляет К. Г. Паустовский.

Данная проблема раскрывается на примере повествования жизни Катерины Ивановны. Героиня совсем стара, а “на белом свете” она осталась одна. Родная дочь Катерины Ивановны Настя не приезжает вот уже 4 год (предложение 3).К. Г Паустовский обращает наше внимание на то, как Катерина Ивановна,”не стыдясь своих слез”, обняв дерево в саду, обращается к собеседнику:”Не дай вам бог дожить до такой одиной старости! Не дай бог.”Безусловно, автор осуждает поступок Насти.

К. Паустовский считает, что близкие люди, родители-это незамаменимые люди. Мы должны о низ заботиться и помогать им в трудных ситуациях.

Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, родители-это те люди, которые нас воспитали и вырастили. На протяжении всей жизни они дают нам свою поддержку и любовь, оберегая нас от всех невзгод. Свою позицию я готова подтвердить аргументами из литературы.

Из произведения А. С. Пушкина “Станционный

смотритель” вспоминаются главные герои Самсон Вырини его дочь Дуня. Влюбившись в молодого гусара, Дуня уезжает из дома, не сказав ничего отцу. Самон Вырин обезумен поступком дрчери, от горя и безысходности он спивается и умирает. Узнав, что отец Дуни умер, дочь едет на могилу отца, над которой плачет всю ночь.

В произведении Л. Н. Толстого “Война и мир” Мария Болконская проявляет бесконечную любовь и заботу к своему отцу. Отец княжны Марии Болконской очень сторг со своей дочерью. Он упрекает ее в том, что прочитает все письма, которые пишет Мария подругам. Несмотря на строгость и упреки отца, Мария Болконская все равно любит и уважает отца, проявляя заботу и внимание к нему.

Данный текст заставил меня задуматься о том, что родители-это самые близкие люди, мы не должны о них забывать. Нужно всегда одаривать их любовью, лаской и огромным вниманием.


Другие работы по этой теме:

  1. А. П. Чехов называл равнодушие – параличом души. Действительно, черствость способна порой оскорбить сильнее злости или ненависти. В рассказе “Телеграмма” К. Г. Паустовский также обращается...
  2. Осень. Прекрасное время года. В это время природа благоухает, цветет и пахнет. Прочитав текст К. Паустовского, где все происходит осенью. Волей, не волей задумываешься о...
  3. Сочинение по сборнику ОГЭ Н. Нефедовой, вариант 9, задание 15.2 “Но с тех пор я никогда не поверю, что есть на нашей земле места скучные...
  4. Настоящее искусство, по моему мнению, это способность донести до большинства людей нечто прекрасное, способное затрагивать их души, вызывать светлые чувства и приятные эмоции. Истинное искусство...
  5. Любовь и забота родителей окружают нас с самого детства. Мы взрослеем под сенью материнской любви и уходим во взрослую жизнь. Но как же родители, теперь...
  6. Тысячи людей стремись стать писателями. Они фантазировали, искали вдохновение, делали первые попытки печататься. Но лишь единицы становились известными. Почему? Константин Паустовский на примере молодого человека...
  7. Советский прозаик и публицист Б. П. Евдокимов поднимает в своей статье проблему семейных взаимоотношений. Тема остается актуальной и сегодня, ведь есть немало детей, неуважительно разговаривающих...

по тексту Паустовского Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась (ЕГЭ по русскому)

Почему мы равнодушны друг к другу? Над этим вопросом размышляет К.Г.Паустовский.

Данная проблема раскрывается на примере повествования жизни Катерины Ивановны. Героиня совсем стара,а “на белом свете” она осталась одна. Родная дочь Катерины Ивановны Настя не приезжает вот уже 4 год (предложение 3).К.Г Паустовский обращает наше внимание на то,как Катерина Ивановна,”не стыдясь своих слез”, обняв дерево в саду,обращается к собеседнику:”Не дай вам бог дожить до такой одиной старости!Не дай бог.”Безусловно, автор осуждает поступок Насти.

Автор с болью в сердце,повествует нам о равнодушие Насти у её родной матери. К. Паустовский считает,что близкие люди,родители-это незамаменимые люди. Мы должны о низ заботиться и помогать им в трудных ситуациях.

Свою позицию я готова подтвердить аргументами из литературы.

Из произведения А.С.Пушкина “Станционный смотритель” вспоминаются главные герои Самсон Вырини его дочь Дуня.Влюбившись в молодого гусара,Дуня уезжает из дома,не сказав ничего отцу. Самон Вырин обезумен поступком дрчери,от горя и безысходности он спивается и умирает. Узнав,что отец Дуни умер,дочь едет на могилу отца,над которой плачет всю ночь.

В произведении Л.Н. Толстого “Война и мир” Мария Болконская проявляет бесконечную любовь и заботу к своему отцу. Отец княжны Марии Болконской очень сторг со своей дочерью. Он упрекает её в том,что прочитает все письма,которые пишет Мария подругам.Несмотря на строгость и упреки отца,Мария Болконская всё равно любит и уважает отца,проявляя заботу и внимание к нему.

Данный текст заставил меня задуматься о том,что родители-это самые близкие люди,мы не должны о них забывать. Нужно всегда одаривать их любовью,лаской и огромным вниманием.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Когда мы молоды, полны сил и надежд, веры в будущее, мы обычно не задумываемся о том, что нас ждет в старости. Но, размышляя над судьбой героини К.Г. Паустовского, начинаешь понимать, как же все-таки горько человеку, обреченному доживать свой век в одиночестве... Проблема одинокой старости, проблема разрыва связей между поколениями - это важнейшие проблемы, поставленные автором в данном отрывке.

Актуальность проблемы обусловлена реалиями нашей современной жизни. Из века в век люди сталкиваются с такой же ситуацией, также, как героиня К.Г. Паустовского, горестно замечают: «Не дай вам бог дожить до такой одинокой старости!» Очень часто я вижу пожилых людей, которые угрюмо бредут по улицам, носят тяжелые сумки, смирившись со своим одиночеством. В своем рассказе писатель пытается показать, насколько тоскливо живется забытым старикам, старается вызвать сочувствие читателей к своей героине, взывая к нашим лучшим чувствам.

В этом произведении автор рассказывает о старой женщине, которая «никогда не жаловалась», не получая от любимой дочери ничего, «кроме денег», «но и то, бывало, с перерывами». Старушка хотела только одного: увидеть свою дочь, приласкать её, «погладить её русые волосы «очаровательной красоты»». Однако Настя «вот уже четвертый год не приезжает - забыла, значит, мать». Катерине Ивановне так одиноко, что она просит отнюдь не родного ей человека прогуляться с ней в сад. Но там героиня не удержалась и заплакала, «как очень старые люди, не стыдясь своих слёз». Сетуя на эгоистичность молодости, автор осуждает нечуткость и нравственную глухоту детей по отношению к родителям. Автор с горечью пишет о слепой материнской любви, любви всепрощающей и порождающей в детях эгоизм и душевную холодность. Вместе с тем писатель преклоняется перед душевной стойкостью этой старой женщины, ее умением достойно переносить свое горе, перед ее добротой, великодушием. Сочувствуя своей героине, он восклицает: «...как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!».

Создавая образ Катерины Ивановны, К.Г. Паустовский использует разнообразные средства художественной выразительности: метафоры («висел серп месяца»), эпитеты (волосы «очаровательной красоты», «на зеленеющей заре»), фразеологизмы («не ровен час», «одна на белом свете»). По типу речи данный текст - повествование с элементами описания.

Я полностью разделяю точку зрения К.Г. Паустовского. Подобное отношение к родителям жестоко и безнравственно. И оно, как правило, оборачивается потерей близких, запоздалым раскаянием детей. Об этом писал еще А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель». Героиня повести, молодая барышня, устраивая собственное счастье, покидает своего отца, несчастного смотрителя, который в конце концов спивается и погибает. Два мира в этой повести (мир блестящего гусара Минского и мир «маленького человека» Самсона Вы-рина) несовместимы, они не могут иметь никаких точек соприкосновения. Есть ли при этом вина за Дуней? В повести автор не выносит окончательного вердикта. Однако, на мой взгляд, несомненно, есть. И в финале героиня осознает это. Подобно блудному сыну из библейской притчи, приезжает она в родной дом и горько плачет на могиле своего отца.

Отчужденность, душевную черствость в семейных отношениях изображает и А. Алексин в повести «А тем временем где-то», передавая непростую историю женщины, усыновившей когда-то ребенка из детского дома. А спустя несколько лет у него вдруг нашлись родители. И этот самый Шурик с легкостью оставляет свою приемную мать, не захотев даже попрощаться с нею. Оказывается, он считает ее простодушным, наивным человеком, не сумевшим толком устроить свою жизнь. Думаю, что подобное отношение к родителям недопустимо. Оно возвратится к нам сторицей, породив эту отчужденность в отношениях с собственными детьми.

Таким образом, рассказывая бесхитростную историю своей героини, К.Г. Паустовский взывает к нашей чуткости и доброте. И тут невольно приходят на ум давно забытые слова П. Вяземского: «Любовь к ближнему должна быть запечатлена в сердце».

Одинокая старость… Нет рядом близких, родных людей. Забыли, отвернулись? Почему? Кто виноват? Эти и другие вопросы возникают после прочтения текста К.Г.Паустовского.

Но «дочь Настя вот уже четвёртый год не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. Не ровен час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её…». Автор описывает последнюю прогулку Катерины Ивановны в сад, где она «ещё девушкой зачитывалась Тургеневым», «кое-какие деревья посадила сама». «Сад облетел». И жизнь героини догорает. Она заплакала, не стыдясь своих слёз, и сказала: «Не дай вам бог, родной мой, дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься над тем, как плохо быть одиноким. Особенно в старости, когда ты болен и нуждаешься в помощи близких.

Позиция автора мне понятна: человек не должен быть одинок. Дети не имеют права бросать своих родителей, зная, что те нуждаются в их помощи. Когда-то мама просиживала ночами, заботясь о тебе маленьком. Приходит время позаботиться о родном человеке и тебе. Это нравственный человеческий закон жизни. Его нельзя нарушать. Автор сочувствует Катерине Ивановне и отказывается понимать и оправдывать Настю, которая постоянно откладывает поездку к матери, ссылаясь на занятость.

Я согласна с точкой зрения автора. Человек не должен быть одинок. В старости он вправе рассчитывать на благодарность и поддержку своих детей. Забывать своих родителей бесчеловечно. Отворачиваясь от родителей, отдавая их в дома престарелых, мы тем самым подаём страшный пример своим детям, воспитывая в них бессердечие и равнодушие.

В художественной литературе мы нередко сталкиваемся с проблемой одиночества, которое тяготит и делает жизнь обделённой.

Рассуждая об одиночестве, я вспоминаю рассказ А.П.Чехова «Душечка». Сам автор душечку не любил, считая её мещанкой, не имеющей своего мнения. А вот Л.Н.Толстому душечка показалась потрясающей. Мне тоже очень понравилась героиня. Она чувствует потребность – быть кому-то нужной. И когда она нужна, она увлечена, молода, энергична. Она может свернуть горы. С первым мужем она занимается его театром, со вторым её интересует лес, продажи, с любовником-ветеринаром она пытается освоить и эту науку. Оставшись одна, она горюет, стареет. Но стоило появиться в её жизни Саше, сыну ветеринара, как она расцветает. Она делает с ним уроки, переживая, как трудно теперь учиться в школе, она заменяет ему мать. И она счастлива. Я уверена, человек счастлив, когда в нём нуждаются, когда ему есть для кого жить. Убери это – и не станет человека. Поэтому человек и не может быть один.

К сожалению, родители нередко в старости остаются одни. Дети вырастают, у них своя жизнь. Они не задумываются, что делают больно своим самым родным людям. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» мы встречаем Евгения Базарова, который где-то даже стесняется своих родителей. Он давно не был дома, но не спешит порадовать мать с отцом, заехав к ним на считанные дни. Гостит у Кирсановых, у Одинцовой. А родители скучают и страдают, особенно мать. Они очень любят своего сына.

Таким образом, проблема одиночества, одинокой старости будет всегда. Из-за непонимания, душевного равнодушия, каких-то иных причин. Может быть, такие рассказы, как «Телеграмма» К.Г.Паустовского и заставляют остановиться, задуматься: а мои родители не чувствуют себя одинокими? Нам, читателям, очень жаль старушку, и мы твёрдо знаем, поступать так, как Настя, нельзя, это бесчеловечно. Не забывайте своих родителей! Оставайтесь людьми!

Обновлено: 2017-12-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Предмет: русский язык 19 урок.

Класс: 11

Тема: Изложение-описание. Описание душевного состояния героя.

Цели: проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, видеть, как она раскрывается, определять основную мысль; формирование понятия о важнейших ценностях личности: о любви и преданности к матери, о незримой связи между родными людьми, об отношении взрослых детей к престарелым родителям; наблюдать, сравнивать, делать выводы, давать монологические ответы, правильно отвечать на вопросы, выразительно читать; воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Общество, в котором каждый живет по своим принципам или следует чужим, строит современный сложный мир, где человеку в обыденных житейских ситуациях зачастую сложно проявлять свою нравственную сущность.

2. Определение темы, целей урока .

Тема сегодняшнего урока довольно актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Когда кого-либо хотят убедить в правильности своей точки зрения, то произносят: «Как говорили древние…» или «Не каждый, наверное, знает древнегреческую мудрость…» так поступлю сегодня и я.

Тема урока «Изложение описание на основе прочитанного текста». Как говорил Сократ – один из выдающихся мыслителей Древней Греции: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Слова настолько емкие, чтобы их комментировать. Мне очень хотелось бы, чтобы при написании изложения, вы проявили себя как люди эрудированные, мыслящие, умеющие владеть речью.

3. Чтение стихотворения «Не забывайте матерей», беседа по его содержанию .

Я предлагаю вам послушать стихотворение «Не обижайте, дети, матерей».

Чтение стихотворения, заранее подготовленным учеником.

Не обижайте, дети, матерей!
Пусть сердца их не тронет ваша грубость.
На свете всем нет никого родней,
И нет души безбожней и бедней,
Чем та, что сделать может эту глупость.

Воспета материнская любовь
Не раз, не два и нет ее дороже
Она простит, поймет, поверит вновь.
Она за вас и жизнь отдаст и кровь
Ничтожен, кто понять того не может.

Нет чувства бескорыстней и добрей.
В ней нет расчета, вся, как на ладони
Летит за вами через сто морей,
Чтоб вам помочь, укрыть, согреть скорей,
А вы в броне уже и в обороне.

Да ей не надо ничего от вас
Лишь знать всегда, она необходима.
А вы опять, уже в который раз,
Не видя боль, что плещется из глаз,
Куда то мчитесь, только снова мимо.

Вам так свобода от нее нужна,
Она вас тяготит, мешает, мучит.
Не вы ей, а она лишь вам должна,
Она для вас не так уж и важна,
Но жизнь не зря нас постоянно учит.

Вдруг станет ясно, что без той любви,
Как без глотка воды в пустыне жгучей.
Дыши, смотри, как можешь, так живи,
Хоть кайся, хоть молись, а хоть реви,
Уж не вернешь, ушла, нелепый случай.

Ничто не вечно, даже это счастье,
Когда любим, каким бы ни был ты.
И руки, разгонявшие ненастье,
Спасавшие от горя и напастей
Не приголубят вас уже, увы!

Не обижайте, дети, матерей!
Они для вас - опора и святыня.
Прощенья попросите поскорей,
И добрым словом согревайте матерей
Во все века и присно, и отныне.

- Подумайте, какую проблему ставит автор в стихотворении?

- Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

- Какую проблему поднимает автор?

Легко ли в современном мире оставаться личностью? Какими нравственными качествами должен обладать человек?

4. Знакомство с текстом К.Паустовского (читает учитель отрывок текста «Телеграмма»).

Внимательно прослушайте текст К. Паустовского и попробуйте определить тему, сформулировать основную проблему и догадаться о том, в чем пытается убедить читателей автор.

(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровен час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(24)Я осторожно повёл её

5. Аналитическая работа с текстом.

О чём этот текст? Как вы определили его тему? (О материнской любви, о взаимоотношениях отцов и детей )

Попробуйте сформулировать основные проблемы текста? (Отношение детей – к постаревшим родителям; о ценностях в жизни любого человека; проблема материнской любви )

В чём хочет убедить своих читателей автор? Попробуйте сформулировать авторскую позицию. (К.Паустовский показывает, насколько одиноко и тоскливо забытым старикам; материнская любовь – истинная ценность )

Какой вариант вступления является подходящим к данному тексту? ( Через вопрос темы; собственное мнение; лирическое размышление )

Как, на ваш взгляд, можно завершить свое изложение? ( Выразить надежду на то, что дети более нежно и заботливо будут относиться к своим родителям )

6. Творческая работа.

План.

1. Катерина Петровна.

Жизнь в Заборье;

Помщники;

Немощь.

2. Настя.

Жизнь Насти;

Письмо;

Выставка;

Телеграмма.

3.Моё мнение об о тношении детей – к постаревшим родителям; о ценностях в жизни любого человека; проблема материнской любви

А теперь вы должны оформить свои мысли в форме изложения. Учащиеся выполняют задание.

7. Рефлексия.

Чему был посвящён сегодняшний урок?

Каковы результаты нашей работы вы узнаетена след. уроке.

*** Д\з – подготовка к ЕНТ.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с раннеё весны, всё не пускала слабость.

(8) – Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровен час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с раннеё весны, всё не пускала слабость.

(8) – Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

Похожие публикации