Осуждение войны в романе война. Как в этом эпизоде Л

\ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Открытый урок по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Открытый урок по литературе предоставила : Наталия Харлова, email: [email protected]

Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Конспект с разработкой урока по русской литературе в школе

Цели урока русской литературы:

1) Образовательная:

  • рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

2) Развивающая:

  • формировать умение анализировать текст художественного произведения;
  • развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев – обобщать, делать выводы;
  • формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
  • учить сжато излагать повествовательный текст;
  • развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
  • продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

3) Воспитательная:

  • воспитание общечеловеческих ценностей;
  • умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи,поддержки.

План урока русской литературы

1. Организационный момент (приветствие учителя и учащихся, подготовка к работе), слайд – заставка №1.

2. Вступительное слово учителя (сообщение темы и постановка целей урока учащимся).

3. Устная работа по вопросам (слайд № 2) .

Тема художественного произведения;

Идея художественного произведения;

Композиция художественного произведения (слайд № 3) .

(Каждый рисунок – отдельный эпизод рассказа. Расположить их (рисунки) в правильной последовательности, по сюжету).

(слайд №4 Кавказ)

5. Викторина

6. Физминутка.

7. Работа в группах

(слайд-коллаж №5 Кавказ)

  • почему быль?
  • язык рассказа (слайд №6) .

9. Проверка домашнего задания

(слайд №7 главные герои и их взаимодействие).

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (учащиеся дома заполняли таблицу).

(слайд №8 сравнительная характеристика героев).

Устная работа по вопросам.

10. Кроссворд.

(слайды №9,10).

11. Итог урока (выводы). Слово учителя.

  • Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?(слайд №11 нравственность)
  • В чём смысл названия рассказа? (слайд №12 о дружбе) .

12. Оценки (комментарий).

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие учителя и учащихся, подготовка к работе).

(слайд – заставка №1)

2. Вступительное слово учителя. (сообщение темы и постановка цели урока перед учащимися.)

На протяжении нескольких уроков мы с вами читали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и знакомились с героями, сюжетом, с замечательной природой Кавказа. Сегодня мы вновь посетим просторы Кавказа, окунёмся в быт, традиции того времени и ответим на важные вопросы, волнующие каждого прочитавшего это произведение.

А вот и вопросы, на которые мы постараемся сегодня ответить.

(слайд №2)

  • композиция рассказа

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении. Круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

(слайд №3)

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

4. Выставка рисунков учащихся.

(слайд Кавказ №4)

(Каждый рисунок – отдельный эпизод рассказа. Расположить их (рисунки) в правильной последовательности, по сюжету).

Пока один ученик располагает рисунки в правильной последовательности, по сюжету, весь класс отвечает на вопрос:

Почему это быль? (слайд - быль). По времени можно записать в тетрадь определение были.

5. Викторина (небольшие портретные характеристики героев рассказа).

  1. «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин)
  2. «Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин)
  3. «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина)
  4. «Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, идёт, как волк озирается…» (Хаджи)
  5. «Прощай, век тебя помнить буду. Спасибо, умница. Кто тебе без меня кукол делать будет?...» (Жилин)
  6. «Не любит он вашего брата. Он велит тебя убить. Да мне нельзя тебя убивать, я за тебя деньги заплатил, да я тебя, Иван, полюбил…» (Абдул)

6. Физминутка.

7. Работа в группах (обсуждение индивидуальных вопросов).

(слайд Кавказ – коллаж №5).

Вспомним некоторые эпизоды рассказа. Сейчас вы будете работать в группах. У каждой команды по одному вопросу. Этот вопрос обсуждается всеми участниками группы. На обсуждение 1-2 мин. После обдумывания и обсуждения один представитель от каждой группы даёт монологический ответ на свой вопрос. Принимаются дополнения от участников других групп.

I группа

Быт и нравы жителей аула.

  • опишите аул
  • одежду горцев
  • расскажите об их обычаях

II группа

Как относились горцы к пленникам и пленники к горцам?

III группа

Расскажите о Дине:

  • внешность
  • почему помогла Жилину?
  • как оцениваешь поступок Дины?

IV группа

Почему не удался первый побег?

8. Устная работа по вопросам:

  • почему быль?
  • язык рассказа

(слайд №6)

Почему Л. Н. Толстой назвал своё произведение былью? Что такое быль?

Ответ. Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.

Я хочу обратить ваше внимание на язык рассказа.

Ответ. Повествование живо и эмоционально, напоминает рассказ очевидца событий, бывалого человека. Язык кавказского пленника близок к языку народному, сказок и былей. Он прост, строг, лаконичен, выразителен, сближен с живым народным говором, с разговорным языком («забрехали собаки», «ожаривает лошадь»).

Итак, давайте ещё раз перечислим главных героев рассказа. Все они взаимосвязаны Как именно, сейчас посмотрим и сделаем некоторые выводы.

(слайд №7)

9. Проверка домашнего задания.

  • Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (учащиеся дома заполняли таблицу).
  • На прошлом уроке мы с вами озаглавили каждую часть рассказа, и вот что из этого получилось (показываю таблицу на листе А-4). Работа идёт по группам. 1-я группа читает название главы и делает сравнительную характеристику Ж. и К. и т. д. (работа по группам).

Итак, вместе сделаем выводы.

(слайд №8)

В чём смысл названия рассказа?

Ответ. Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.

10. Итог урока (выводы). Слово учителя.

Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

(слайд №9)

Ответ. Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Остро ставит Толстой проблему «мира и войны» в душе человеческой. Автор убеждён, что зло в ответ рождает только зло, насилие, разрушение. В основе зла – нетерпимость, стремление к наживе, национальные предрассудки. Злу могут противостоять любовь к людям, доброта, забота о ближнем. Зло рождает в душах людей войну, а доброта – мир. Но победа «мира» приходит не сразу и не ко всем. К старику Хадже, ненавидящему всех и вся, она уже не придёт. А для Дины и таких же как она ещё не поздно. Дружба Жилина и Дины – залог всеобщей победы «мира», в которую автору хочется верить.

Ребята, вы хорошо поработали и сейчас мы немного отдохнём и ответим на вопросы кроссворда.

11. Кроссворд.

(слайды кроссворда №10,11)

Ключевое слово нашего кроссворда – дружба. Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.

Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

«На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

(слайд №12)

12. Оценки (комментарий).

Напомним, что эти предостережения были высказаны Толстым в последние годы минувшего века, менее чем за два десятилетия до начала первой мировой войны, принесшей человечеству «ужасные бедствия». Писатель осуждал равнодушие, с которым большинство его современников наблюдало за приготовлениями к войне, все более открыто развертывавшимися в европейских странах. Он призывал принять в отношении агрессоров самые решительные, действенные меры, чтобы заставить их отказаться от опасных замыслов. «А на наших глазах,- писал Толстой,- эти <безбожные, несчастные>-ошалелые люди, наряженные в мундиры и ленты, называемые монархами и министрами, делают парады, смотры, маневры, заставляя приготовленных для этого людей стрелять, колоть воображаемых неприятелей, награждая тех, которые лучше это делают, которые придумывают более жестокие средства убийств и заставляют колоть, стрелять этих же воображаемых неприятелей. Что же мы этих людей оставляем в покое, а не бросаемся на них и не рассаживаем их по смирительным заведениям? Ведь разве не очевидно, что они задумывают и приготовляют самое ужасное злодеяние и что если мы не остановим их теперь, злодеяние совершится не нынче, так завтра».

Статья «К итальянцам» не была закончена и при жизни писателя в печати не появилась. Но ее основные мысли перешли в другие публицистические произведения позднего Толстого, быстро приобретавшие международную известность.

Серьезным испытанием для сторонников мира послужили вооруженные конфликты начала XX века, в частности русско-японская война, вспыхнувшая в 1904 году. Многие пацифисты, напуганные ею, испытали жестокое разочарование в деятельности международных организаций борцов за мир, впали в отчаяние, стали смотреть на войну как на неизбежное и неотвратимое бедствие.

В беседе с Бурдоном Толстой выразил недоверие к идее арбитража в международных спорах, высказанной участниками Гаагской мирной конференции 1899 года. Он напомнил, что человек, взявший на себя инициативу создания Гаагского трибунала для рассмотрения международных конфликтов, «посылает ныне целый народ воевать». Говоря это, писатель имел в виду русского императора Николая II. Толстой сказал, что спасение от войны он видит не в «дипломатических комбинациях», а «в совести каждого человека, в твердом понимании долга, который каждый обязан нести в самом себе...».

Заключая беседу с французским журналистом, Толстой сделал такое признание: «Я хочу, чтобы любовь к миру перестала быть робким стремлением народов, приходящих в ужас при виде бедствий войны, но чтобы оно стало непоколебимым требованием честной совести...»

Это очень важное признание, с большой точностью определяющее позицию Толстого, которую он занимал в то время, когда движение сторонников мира подвергалось тягчайшим испытаниям. В отличие от многих пацифистов, своих современников, Толстой в трудные годы не только не прекращал деятельно бороться за мир, но и усилил борьбу, используя для этого каждую возможность - будь то частное письмо, беседа с посетителями Ясной Поляны, журнальная статья или международная конференция.

Писателю верилось, что антимилитаристская пропаганда, рост сознания людей, вызванный расширением межнациональных и международных связей, приведут к обузданию гонки вооружений и сведут к минимуму возможность военных столкновений. «Сознание зла, ненужности, нелепости войны,- говорил Толстой в 1904 году,- все более проникает в общественное сознание: так что, может быть, близко то время, когда войны станут невозможны, никто не станет воевать».

Однако менее всего писатель рассчитывал на то, что опасность войны может исчезнуть сама собой. Он решительно предупреждал и своих современников, и будущие поколения людей о том, что «война сама себя не уничтожит», и старался делать все, что было в его силах, для того чтобы на борьбу с нею поднялись тысячи и миллионы сторонников мира.

В июле 1909 года Толстой получил приглашение приехать в столицу Швеции Стокгольм и принять участие к конгрессе мира, который должен был состояться через месяц. Писатель, которому шел тогда 81-й год, решил непременно отправиться в Стокгольм и выступить на конгрессе с докладом об угрожающей человечеству военной опасности и мерах борьбы с нею.

В докладе Стокгольмскому конгрессу мира Толстой обращается к миллионам простых людей с призывом не брать в руки оружия, не проливать кровь в братоубийственных войнах.

Это одно из сильнейших антимилитаристских произведений Толстого. В нем писатель выступил как «яростный враг войны» *, который «говорил языком борца за мир не потому, что был пацифистом и непротивленцем, а потому, что он был классическим реалистом».

Доклад Толстого проникнут убеждением в том, что воины не являются неизбежными, и уверенностью в победе сил мира над силами войны. «...Победа наша,- говорит писатель,- так же несомненна, как несомненна победа света восходящего солнца над темнотою ночи».

Эти полные оптимизма слова Толстого воодушевляли и продолжают воодушевлять всех людей доброй воли, ведущих борьбу за то, чтобы агрессивные войны были навсегда исключены из жизни народов.

Сочинение


Толстой много и мучительно думал о войне. Что такое война? Нужна ли она человечеству? Эти вопросы встали перед писателем в самом начале его литературного поприща (рассказы «Набег», 1852; «Рубка леса», 1855) и занимали его на протяжении всей жизни. «Война всегда интересовала меня. Но война не в смысле комбинаций великих полководцев,- писал он в рассказе «Набег», воображение мое отказывалось следить за такими громадными действиями: я не понимал их, а интересовал меня самый факт войны - убийство. Мне интереснее знать, каким образом и под влиянием какого чувства убил один солдат другого, чем расположение войск при Аустерлицкой или Бородинской битве». В кавказских рассказах Толстой бескомпромиссно осуждает войну как явление, противоречащее гуманной природе человека. «Неужели тесно жить, людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом?… Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой - этим непосредетвеннейшим выражением красоты и добра».

Толстого интересуют моральные черты русского человека, определяющие его поведение на войне. В «Рубке леса» писатель дал глубокую психологическую характеристику русского солдата. «В русском, настоящем русском солдате никогда не заметите хвастовства, ухарства, желания отуманиться, разгорячиться во время опасности: напротив, скромность, простота и способность видеть в опасности совсем другое, чем опасность, составляют отличительные черты его характера».

Вместе с тем в каждом солдате писатель раскрыл индивидуальные черты характера. «Бомбардир Антонов… при одном орудии отстреливался от сильного неприятеля и с двумя пулями в ляжке продолжал идти около орудия и заряжать его». Чикин в любых условиях: «в трескучий ли мороз, по колено в грязи, два дня не евши…» - любил шутку. Веленчук -«…простодушный, добрый, чрезвычайно усердный… и чрезвычайно честный». Жданов «никогда не пил, не курил, не играл в карты, не бранился дурным словом… Одна радость и даже страсть Жданова были песни». Художественное своеобразие кавказских военных рассказов Толстого фазу было замечено в литературных кругах; современная ему критика назвала их «истинным и счастливым нововведением в описании военных сцен…». В осажденном Севастополе Осенью 1853 года началась война

России с Турцией и ее союзниками - Англией и Францией. Когда корабли неприятельского флога приблизились к Крыму, Л. Н. Толстой стал хлопотать о переводе его на службу в действующую армию. Ему разрешено было перейти сначала в Дунайскую армию, а потом, по личному желанию, он перевелся в Севастополь. Попав в осажденный город, Толстой был потрясен героическим духом войска и населения. «Дух в войсках выше всякого описания, - сообщал он в письме к брату Сергею Николаевичу. - Во времена древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо «Здорово, ребята!» -говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» - и войска кричали: «Умрем, Ваше Превосходительство, ура!»

Отклик на свои мысли и чувства молодой подпоручик нашел в широких кругах офицеров и солдат как сочинитель сатирических севастопольских песен, высмеивающих военных «князей-графов», которые предпринимали необдуманные и плохо подготовленные сражения.

* Как четвертого числа
* Нас нелегкая несла
* Горы отбирать.
* Собирались на советы
* Все большие эполеты,
* Даже плац-Бекок.
* Долго думали гадали,

* Топографы все писали
* На большом листу.
* Чисто вписано в бумаги,
* Да забыли про овраги,
* Как по ним ходить.
* На Федюкины высоты
* Нас пришло всего три роты,
* А пошли полки

Выражая общенародное настроение, песня легко запоминалась и получила такое широкое распространение, что ее стали считать народной. Л. Н. Толстой принимал участие в сочинении и другой песий - «Как восьмого сентября», которая, по словам современников, «облетела всю Россию». Лишь близкие к Толстому офицеры знали, что это он был автором популярных солдатских песен. Обе песни в 1857 году были напечатаны Герценом в «Полярной звезде». Толстой пробыл в Севастополе до конца осады, принимал непосредственное участие в обороне города, за храбрость и мужество был награжден орденом Анны с надписью «За храбрость», медалями «За защиту Севастополя», «В память Восточной войны 1853-1856 гг.».

В августе 1855 года Севастополь пал. Россия проиграла войну. Толстой был отправлен в Петербург с отчетом о последнем сражении. Л. Н. Толстой начал писать свой первый рассказ о героической обороне осажденного города - «Севастополь в декабре месяце» (1854). За ним последовали два других рассказа: «Севастополь в мае» (1855) и «Севастополь в августе 1855 года». В своих рассказах о трех этапах Крымской эпопеи Толстой показал войну «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении - в крови, в страдании, в смерти…». Рассказ «Севастополь в декабре месяце» исполнен патриотического духа и чувства преклонения перед защитниками родины, Показывая Крымскую войну без прикрас, Толстой, однако, в этом рассказе еще не осуждал ее. Его интересовала нравственная высота духа народа. Народ дрался «не за город, а за родину», и именно поэтому нельзя было «поколебать где бы то ни было силу русского народа».

В рассказе «Севастополь в мае» писатель показывает жизнь обороняемого города шесть месяцев спустя после начала осады. В городе толпы раненых. Война приносит муки прежде всего простым людям. Вот десятилетний мальчик в старом отцовском картузе собирает цветы в долине, усеянной трупами. Образ ребенка- становится символом всеобщего горя, в нем осуждение войны, вечный укор тем, кто приказывает людям идти на смерть. Раскрывая страдания людей на войне, писатель, как и в первом рассказе, развивает мысль о героизме русских солдат, настоящих защитников родины. Однако если в первом рассказе отражены дух патриотизма, твердая уверенность автора в победе русских, то второй рассказ вскрывает пороки армии, грозившие России поражением. «Сколько звездочек надето, сколько снято, сколько Анн, Владимиров, сколько розовых гробов и полотняных покровов! А все те же звуки раздаются с бастионов… А вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и картечью».

Толстой глубоко разочаровался в офицерской среде и изобразил ее резко сатирически. Офицерство неоднородно, в нем выделяются, с одной стороны, аристократы, как Гальцин и Калугин, тщеславные и легкомысленные, мечтающие только о наградах; с другой стороны, простые и робкие армейцы, как Михайлов. Но и те и другие далеки от солдат, лишены народного чувства любви к родине. Их казенный патриотизм «за веру, царя и отечество» фальшив.

Писателю открылась несостоятельность крепостнической России в ведении войны, и.он заканчивает второй рассказ вопросами, обличающими и правительство, и весь государственный порядок. «Где выражение зла, которого должно избегать? Где выражение добра, которому должно подражать в этой повести? Кто злодей, кто герой ее? Все хороши и все дурны?.. Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда».

Л. Н. отрицал войну, считал ее событием «противным человеческому разуму и всей человеческой природе».

Очень ярко отношение автора к войне мы можем видеть в эпизоде посещения Николаем Ростовым госпиталя. Как только Николай подъехал к лечебному заведению, его поразило, что среди лета, « когда в поле было так хорошо», местечко, где располагалась больница, предстало как мрачное зрелище: загаженные улицы, оборванные жители, пьяные или больные солдаты.

Стоило Ростову войти в двери госпиталя, как его «обхватил запах гниющего тела и больницы». Особо поразил его вид солдатских палат, где люди лежали и на полу, и на кроватях; раненые в бою находились в одной комнате с теми, кто болел тифом. А когда Николай услышал просьбу одного из солдат убрать труп, с утра лежащий рядом с ним, мурашки пробежали по телу Ростова. « Ведь тоже люди, а не собаки!»- эти слова раненого разве не обличают войну, которая обрекла их не только на муки и смерть, но и на унижение?

Подобное изображение войны нахожу в произведениях писателей двадцатого века: Константина Симонова «Солдатами не рождаются» и Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Каждая строчка этих романов напоминает толстовское отношение к войне и ее осуждение.

Тема войны в великом романе-эпопее «Война и мир» начинается с изображения войны 1805 г. Л.Н. Толстой показывает как карьеризм штабных офицеров, так и героизм простых солдат, скромных офицеров армии, таких, как капитан Тушин. Батарея Тушина приняла на себя всю тяжесть удара французской артиллерии, но эти люди не дрогнули, не бросили поле битвы даже тогда, когда им был передан приказ об отступлении, - они еще позаботились о том, чтобы не оставить врагу орудия. И мужественный капитан Тушин робко молчит, боясь возразить старшему офицеру в ответ на его несправедливые упреки, боясь подвести другого начальника, не раскрывает истинное положение дел и не оправдывается. Л.Н. Толстой восхищается героизмом скромного артиллерийского капитана и его бойцов, но свое отношение к войне он показывает, рисуя первый бой Николая Ростова - тогда еще новичка в гусарском полку. Происходит переправа через Энс поблизости от его впадения в Дунай, и автор изображает замечательный по своей красоте пейзаж: «голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макушек туманом сосновые леса». Контрастом этому рисуется происходящее в дальнейшем на мосту: обстрел, стоны раненых, носилки... Николай Ростов видит это глазами человека, для которого война еще не стала профессией, и он приходит в ужас от того, как легко разрушена идиллия и красота природы. А когда впервые он встречается с французами в открытом бою, то первая реакция неискушенного человека- недоумение и страх. «Намерение неприятеля убить его показалось невозможно», и Ростов, испуганный, «схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им во француза и побежал к кустам что было силы». «Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом». И читатель не осуждает Николая Ростова за трусость, сочувствуя молодому человеку. Антимилитаристская позиция писателя проявилась в том, как показывает Л.Н. Толстой отношение к войне солдат: они не знают, за что и с кем они воюют, цели и задачи войны народу непонятны. Это особенно сильно проявилось в изображении войны 1807 г., которая в результате сложных политических интриг завершилась Тиль- зитским миром. Николай Ростов, побывавший в госпитале у своего друга Денисова, своими глазами увидел ужасающее положение раненых в госпиталях, грязь, болезни, отсутствие самого необходимого для ухода за ранеными. И когда он приехал в Тильзит, то увидел братание Наполеона и Александра I, показное награждение героев с той и с другой стороны. Ростов не может выбросить из головы мысли о Денисове и госпитале, о Бонапарте, «который был теперь император, которого любит и уважает император Александр».
И Ростова пугает закономерно возникающий вопрос: «Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?» Ростов не позволяет себе идти дальше в своих размышлениях, но читателю понятна позиция автора: осуждение бессмысленности войны, насилия, мелочности политических интриг. Войну 1805-1807 гг. он оценивает как преступление правящих кругов перед народом.
Начало войны 1812 г. показано JI.H. Толстым как начало войны, ничем не отличающейся от других. «Совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», - пишет автор, рассуждая о причинах войны и не считая их сколько-нибудь оправданными. Для нас непонятно, чтобы миллионы людей-христиан убивали и мучили друг друга «вследствие политических обстоятельств». «Нельзя понять, какую связь имеют эти обстоятельства с самим фактом убийства и насилия», - говорит писатель, подтверждая свою мысль многочисленными фактами.
Характер войны 1812 г. изменился со времени осады Смоленска: она стала народной. Это убедительно подтверждается сценами пожара Смоленска. Купец Ферапонтов и человек во фризовой шинели, своими руками поджигающие амбары с хлебом, управляющий князя Болконского Алпатыч, жители города - все эти люди, с «оживленно радостными и измученными лицами» наблюдающие за пожаром, охвачены единым патриотическим порывом, стремлением к сопротивлению врагу. Те же чувства испытывают и лучшие из дворян - они едины со своим народом. Князь Андрей, когда-то отказавшийся служить в русской армии после глубоких личных переживаний, так объясняет свою изменившуюся точку зрения: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия». Этот единый патриотический порыв особенно ярко показан Толстым в сцене молебна накануне Бородинского сражения: солдаты и ополченцы «однообразно жадно» смотрят на икону, вывезенную из Смоленска, и это чувство понятно любому русскому человеку, как понял его Пьер Безухов, объезжавший позиции у Бородинского поля. Это же чувство патриотизма вынудило народ оставить Москву. «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего»,- пишет Л.Н.Толстой. Имея весьма неординарный взгляд на событие того времени, автор полагал, что именно народ явился движущей силой истории, так как скрытый его патриотизм выражается не фразами и «неестественными действиями», а выражается «незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты». Люди оставляли свое имущество, как семья Ростовых, все подводы отдавали раненым, и поступить иначе казалось им постыдным. «Разве мы немцы какие-нибудь?» - возмущается Наташа, и графиня- мать просит прощения у мужа за недавние упреки, что он хочет разорить детей, не заботясь об оставленном в доме имуществе. Люди сжигают дома со всем добром, чтобы не досталось врагу, чтобы враг не торжествовал - и добиваются своей цели. Наполеон пытается управлять столицей, но его приказы саботируются, он совершенно не владеет ситуацией и, по определению автора, «подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». С точки зрения писателя, роль личности в истории определена тем, насколько эта личность понимает свое соответствие ходу текущего момента. Именно тем, что Кутузов чувствует настроение людей, дух армии и следит за его изменением, соответствуя ему своими распоряжениями, объясняет Л.Н. Толстой успех русского военачальника. Никто, кроме Кугузова, не понимает этой необходимости следовать естественному ходу событий; Ермолов, Милорадович, Платов и другие - все хотят ускорить разгром французов. Когда полки ходили в атаку под Вязьмой, то «побили и потеряли тысячи людей», но «никого не отрезали и не опрокинули». Только Кутузов своей старческой мудростью понимает ненужность этого наступления: «Зачем все это, когда от Москвы до Вязьмы без сражения растаяла одна треть этого войска?» «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой», и весь ход дальнейших событий подтвердил это. Партизанские отряды объединили офицера Василия Денисова, разжалованного ополченца Долохова, крестьянина Тихона Щербатого - людей разных сословий. Но трудно переоценить значение того великого общего дела, которое их соединило, - уничтожение «Великой армии» Наполеона.
Надо отметить не только мужество и героизм партизан, но и их великодушие и милосердие. Русские люди, уничтожая армию врага, смогли подобрать и накормить мальчишку-барабанщика Винсента (чье имя они переделали в Весеннего или Висеню), отогреть у костра Мореля и Рамбаля, офицера и денщика. Об этом же - о милосердии к побежденным - речь Кутузова под Красным: «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди». Но Кутузов уже сыграл свою роль - после изгнания французов из России он стал не нужен государю. Чувствуя, что «его призвание исполнено», старый военачальник удалился от дел. Теперь начинаются прежние политические интриги тех, кто у власти: государя, великого князя. Политика требует продолжать европейский поход, чего не одобрял Кутузов, за что и был отправлен в отставку. В оценке Л.Н. Толстого заграничный поход был возможен только без Кутузова: «Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».
Высоко оценивая народную войну, объединившую людей «для спасения и славы России», J1.H. Толстой осуждает войну европейского значения, считая интересы политики недостойными предназначения человека на земле, а проявление насилия - антигуманным и противоестественным человеческой природе.

Похожие публикации