Сценарий музыкального развлечения «Играй, гармонь» для детей старшего дошкольного возраста. Сценарий концертной программы творческих дарований «шире круг Конкурс в школе играй баян современный сценарий

Сценарий тематического концерта «В гостях у аккордеона»

Здравствуйте дорогие друзья.

Здравствуйте уважаемые родители, ребята.

Сегодня мы пригласили Вас на концерт, который называется «В гостях у аккордеона». Я думаю, что в зале собрались истинные любители и ценители народной и эстрадной музыки, исполняемой на аккордеоне.

Аккордеон – очень интересный инструмент. Правой клавиатурой похож на клавиатуру фортепиано, левой клавиатурой напоминает баян, а по техническому устройству аккордеон относится к гармонике.

Есть на инструменте переключатели – это регистры. С помощью их мы можем изобразить на аккордеоне: скрипку, гобой, фагот, баян и даже орган.

Кажется, аккордеон существовал всегда. Без него не обходится ни один праздник в сельском клубе, ни большой концерт, транслируемый по телевидению.

А ведь аккордеон появился сравнительно недавно в 1907г. И считается самым молодым музыкальным инструментом. Многие народности считают его своим национальным инструментом – это и поляки, венгры, румыны, крым. татары, немцы, французы, чехи, фины. На нем очень ярко и выразительно звучат народные мелодии, песни и танцы.

Концертные номера

Р.н.п «Камаринская» - исп. Пономаренко С.

Крымскотатарская народная мелодия «Кхалабалык»

Крымскотатарская народная шуточная песня «Кхалайлы казан» - исп. дуэт Эмурлаев Ахмет и его папа Энвер Серверович

Р.н.т. «Кардиль» - исп. Москаленко А.

Укр.н.п. «И шумит и гуде» - исп. Жданов Ж.

Р.н.п. «Во поле береза стояла» - исп. дуэт аккордеонистов Эмурлаев А. и Ускова К.

Аккордеон еще называют олицетворением победы. Его завезли из Европы в Советский Союз как один из трофеев.

Во времена Великой отечественной войны командование Красной армии награждало солдат и младших офицеров трофейными немецкими инструментами.

Аккордеон звучал и в окопах перед сражением, и у костра после боя, в землянках.

На передовую приезжали фронтовые агитбригады и всегда с ними был аккордеон.

Об этом у Евгения Винокура – блестящего поэта военных лет, есть прекрасные стихи:

Весь золото-кофейный

лиловый по краям

аккордеон трофейный

попал однажды к нам.

Ремни нежны и узки

Весь в перламутре он,

Как плакал он «по-русски»

Чужой аккордеон

Концертные номера

Эд. Калмановский «Алеша» - исп. Эмурлаев А.

В. Баснер «На безымянной высоте» - исп. Ускова К.

Проходит время – трофейные немецкие аккордеоны изнашиваются, т.к. меха рвутся (они были картонными), а новые отечественные инструменты были дороже (стоили 3-4 зарплаты). Поэтому, аккордеон остается в основном в городе, а в маленькие села и деревни возвращаются веселая гармонь, баян, балалайка.

«Играет нам аккордеон свою мелодию в тиши,

и музыки волшебный тон звучаньем нас заворожил»

Концертные номера

Бетховен «Романс» - исп. Кузьмищев Р.

Афанасьев «Гляжу в озера синие» - исп. Ансамбль балалаек

Р.н.п. «Светит месяц» - исп. Гимаев Т.

Шуровский «Козак» - исп. Гимаев Т.

Сколько стихов, песен и шуточных и лирических посвящены аккордеону.

Наступают 50-60 года – в мире проходят различные международные конкурсы. Наши музыканты – аккордеонисты стали брать самые высокие олимпы на всех конкурсах. И эта традиция продолжается и по сей день. Аккордеон становится ярким концертным инструментом. На нем можно исполнять не только народную музыку, но и серьезные полифонические произведения. Небезынтересно отметить тот факт, что инструмент – аккордеон приглашают на концерты органной музыки и церковную службу. На аккордеоне хорошо звучат как прелюдии, так и менуэты, фуги, жиги, токкаты, полонезы.

Концертные номера

И.С. Бах «Ария» - исп. Москаленко А.

Циполи «Фугетта» - исп. Томилин Г.

В наше время интерес к аккордеону очень вырос. Появляется много современных молодых композиторов, которые пишут эстрадные произведения и включают в них элементы джазовой гармонии.

Концертные номера

Доренский «Марш силовых акробатов» - исп. Ускова К.

Доренский «Верхом на пони» - исп. Пивоваров М.

Аккордеон имеет красивое и мощное звучание, дарит слушателям много удовольствия.

Все чаще мы на телеэкранах видим прекрасных исполнителей-аккордеонистов. Это и известные всем Ян Табачник, Евгений Завадский, Анатолий Беляев, Валерий Ковтун, братья Завальные.

А сколько много современных молодых исполнителей – это и Александр Поцелуев, Юрий Шишкин, Виталий Адвахов – они занимают все вершины музыкальных конкурсов. И инструменты уже у них стоят более 20 тыс. евро.

Вот и наша школа названа в честь Г. Г. Шендерева, который и сам участвовал в конкурсах и много писал произведений для таких молодых талантливых исполнителей.

Концертные номера

Г. Шендерев «Русский танец» - исп. Томилин Г.

И еще немножко информации об аккордеоне.

На развитие образования большую позитивную роль аккордеонной школы оказала Прибалтика. Именно там были созданы не только первые школы игры, но и первые консерватории, где обучались аккордеонисты. Ведь консерваторское образование в России для аккордеонистов – исполнителей отсутствовало вплоть до 1970г. В 1975г. в Германии одним из победителей конкурса стал исполнитель на клавишном аккордеоне Ю. Дранга. Его сын П. Дранга продолжает покорять высокие олимпы на конкурсах аккордеонистов и в наше время.

В России (г. Москве) существует лучший в мире самый обширный Музей гармоники. Есть чуть меньше музей национальных гармошек в Германии, Италии, и музей аккордеона в Америке. Самые известные ведущие западные фирмы, которые производят аккордеоны это немецкие и итальянские.

Наши инструменты немного не дотягивают до западного уровня. Но кто знает, может и из наших ребят кто-то станет известным музыкантом, композитором, а может и создателем новых моделей аккордеона.

Концертные номера

Р.н.п. «Ах, улица широкая» обр. Суркова

Завальный «Лирический танец»

Н. Бажилин «Летний дождик»- исп. Ансамбль аккордеонистов

Эмурлаев А., Томилин Г., Пономаренко С., Москаленко А., Ускова К.

Из распахнутых навстречу окон

Все играет и поет аккордеон

Льются звуки удивительной красы

Подпевают в ход осипшие басы.

Торжествует и живет через века,

Разверну, как душу он свои меха

С черно-белых клавиш льется чистота

И звучит в его аккордах доброта

По басовым кнопкам пальчики снуют

То взлетают они вверх, вниз бегут

И скрипят устало старые ремни

Будто просят музыканта – отдохни.

Вот и наш концерт подошел к завершению. Будем рады снова увидеть Вас в нашем концертном зале на очередной встрече «В гостях у аккордеона»

Разделы: Музыка

Ведущая : Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые родители, гости! Начинаем концерт класса, который мы назвали “Музыкальный калейдоскоп”. В нашем концерте будут звучать произведения разных композиторов, жанров, народные песни, полифонические произведения, танцы, ансамбли.

Открывает наш концерт “Прелюдия” . Это не случайно, ведь прелюдия – это вступительная часть, вступительный раздел, ее назначение – настроить слушателя на то, что главное, основное, что последует дальше.

Звучит “Прелюдия” Д. Самойлова в исполнении Ильи Жукова и Ивана Говорухина.

Тимофей Бессонов :

Прыгнул зайчик на окошко –
Яркий, шустрый, озорной.
Посидел он там немножко
И давай играть со мной.

Ведущая : Наверное слушатели уже догадались, что сейчас прозвучит пьеса “Солнечный зайчик”.

Звучит пьеса Романа Бажилина “Солнечный зайчик” в исполнении Т.Бессонова и педагога.

Ведущая : Народные песни, в них раскрывается духовное богатство народа, вся его жизнь: историческое прошлое, повседневный быт, мечта о лучшей доле.

Сейчас в исполнении Дианы Здобняковой вы услышите русскую народную песню “Не летай, соловей”.

Ведущая : Русскую народную песню “Во саду ли, в огороде” можно отнести к классическим примерам песенного жанра. Она выдержала испытанием времени. Ведь далеко не всем песням суждена долгая жизнь.

Ваня Говорухин исполнит “Во саду ли, в огороде” в обр. Г.Бойцовой.

Тимофей Бессонов: А в далекой Африке жил страшный разбойник Бармалей.

Исполняет “Марш Бармалея” А.Латышева.

Ведущая: А сейчас новый вид музицирования – игра под фонограмму. Никита Киселев исполнит “Юмореску” А.Новоселова , композитора и аранжировщика из Омска. Юмореска – это небольшая пьеса шутливого характера.

Ведущая: Джаз – музыкальный жанр, сформировавшийся в США в начале XIX в., основу которого составляет афроамериканский фольклор. В отличие от академического музыкального искусства основополагающее значение в джазе имеет импровизация. Типы и средства импровизационной техники в джазе чрезвычайно многообразны, что обусловлено особенностями различных стилевых направлений. Одно из них – блюз. Блюз (англ. – меланхолия, грусть). Сольная лирическая песня американских негров, возникшая во второй половине XIX в. Вначале блюз исполнялся в сопровождении банджо, гитары, позже фортепиано или инструментального ансамбля. Наряду с вокальной формой блюза существует и инструментальная, также получившая чрезвычайное распространение в 20-е годы XX в. Именно она широко представлена в современном джазе, составляя основу репертуара большинства исполнителей.

Илья Жуков:

Я понял блюза алгоритм –
душа и ритм, душа и ритм…
Всё очень просто, в самом деле:
сначала медленно качели
меня несут то вверх, то вниз -
вот в верхней точке я завис
и плавно полетел-поплыл,
не шевелясь, не тратя сил.

Звучит Блюз А.Доренского .

Ведущая: Танцы. Они сопровождают человека на протяжение всей жизни. Все известны вальс, веселая полька, венгерский чардаш, торжественный полонез, русский хоровод. Некоторые танцы мы сейчас услышим.

Вальс. Вероятно, это была первая в истории мировой культуры “эпидемия” танца, охватившая мир на столь продолжительное время. Скромный австро-немецкий танец вальс за считанные годы превратился из крестьянского в городской и закружил в своем вихре сначала Вену, а затем и всю Европу.

Живой, легкий, полетный, искрящийся томный, поэтичный, гибкий, нежный, он был и остается вечным символом романтизма, упоенностью благородной красотой высокой любви.

Нет танцев вечных. Рано или поздно их ритмы отстают от стремительного бега жизни. Прошло и время вальса. Его совсем мало танцуют, и то не в быту, а как бальный танец. И все же он жив. Его сохранила для человечества классическая музыка. Запечатлев с помощью вальса свою эпоху – золотой для музыки XIX век, она подняла расхожие, бытовые его интонации на уровень высокого искусства, для которого смена эпох не только не страшна, но помогает увидеть ценность его творений.

Фортепианные вальсы Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Ф. Листа, К. М. Вебера; симфонические Вальс-фантазия М. Глинки, вальсы Я. Сибелиуса, М. Равеля, балетные и симфонические вальсы П. Чайковского, наконец, танцы “короля вальса” Иоганна Штрауса – все это принадлежит сокровищнице музыкальной классики, счастливо примеряя своей красотой соперничающие жанры популярной и серьезной музыки.

В исполнении Дианы Здобняковой прозвучит Вальс И. Кола.

Ведущая: Танго. Один из самых популярных танцев XX века, причудливо сочетающий энергичность и томность, танго являет собой пример богатого и сложного взаимодействия культур разных народов.

Танго зародилось в середине XIX века в Севилье – центре испанкой провинции Андалусия. Это были песенка шутливого характера в двухдольном размере. Андалусийское танго по ритму было весьма похоже на кубинскую хабанеру, популярную и в Испании. Через четверть века танго “пропутешествовало” в Аргентину, где стало чрезвычайно модным и обогатилось интонациями аргентинской песни-танца – милонги. Еще десятилетием позже возникло так называемое креольское танго, по-своему переработавшее все те же испанские, кубинские и аргентинские элементы. И наконец, на рубеже XIX и XX веков появилось знаменитое аргентинское танго, парный танец, в котором партнеры танцуют, обняв друг друга за плечи.

Бабушкино танго

Был вечер отличный,
Певец симпатичный
На телеэкране
Ревел в микрофон,
А рядом на стуле
Дремала бабуля,
Она улыбалась
И видела сон.

Ах, бабушкина юность -
Совсем другие песни,
Совсем другие танцы -
Нам всё это смешно.
Ах, бабушкина юность,
А всё же интересно
Вчера была и кажется,
И кажется давно.

Глеб Белоруссов исполнят “Бабушкино танго” Е.Конновой .

И в заключении нашего концерта Илья Жуков сыграет веселую пьесу в стиле кантри. Кантри – стиль музицирования, основанный на песенных и танцевальных мелодиях, завезенных в Америку из Европу и принявших влияние негритянской музыкальной культуры. Это проявляется в ритмике и непринужденной манере исполнения и использования инструментов банджо и губной гармоники.

Звучит пьеса А.Доренского “Рыжий ковбой” в исполнении Ильи Жукова.

На этом наш концерт подошел к концу. Спасибо за внимание! До новых встреч!

(Сценарий фольклорного праздника)

(Звучит фонограмма деревни: лай собак…). Выходит парень с гармошкой. (Звучит «Вальс», на фоне музыки собираются девушки и парни, рассаживаются, слушают музыку).

На Руси никогда не умолкнут гармони,

ЗАНАВЕС ЗАКРЫТ. ПО НИЗУ ЗАНАВЕСА НАДПИСЬ:

«ЖИВА ГАРМОНЬ – ЖИВА РОССИЯ»

Звучит фонограмма пение птиц, трели соловьев, наигрыши на гармони. Занавес поднимается. На сцене с правой стороны – ансамбль народных

Играй, гармонь!

Играй, волнуя,

Про ширь степей и тишь

Про землю вольную,

Про славу дедов и отцов.

Играй, гармонь!

Чтоб было слышно

Сплясать и спеть от всей души.

В исполнении ансамбля звучит мелодия к песни «ОЙ, КАК ТЫ МНЕ НРАВИШЬСЯ». На сцене три танцевальные пары исполняют танец. По окончании они остаются на сцене, звучит песня___________________, хореографическая композиция.

(АНСАМБЛЬ, ТАНЦОРЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ УХОДЯТ)

(ЗВУЧИТ ГАРМОННЫЙ НАИГРЫШ, НА ЕГО ФОНЕ ЧИТАЕТСЯ СТИХ)

Гармонь, вздохнула нежно, с переливом,

Как ручейком, мелодией журча,

Пронзая души трепетным надрывом,

И рубанув по-русски, да сплеча!

А ну, рвани тальяночку родную,

Отмой от горя русские сердца!

Пусть все плохое Родину минует

И тучи бед уйдут с ее лица!

Звенит капель над вешнею Россией,

С полей срывая снежные бинты,

Поет гармонь под небом ярко-синем

А, значит, долго будем я и ты

Встречать рассветы и закаты славить

За все Его, Творца благодаря!

Сумеет крылья отчий край расправить

И вознесется Родина моя!

Звучит песня «БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ» в исполнении В. КАРМАНОВА.

Во время песни на заднем плане – хоровод. По окончании песни девушки выстраиваются на ступеньках.

И хочется, чтоб сердце грел

Какой зажег Геннадий

Заволокин

Повсюду, где пронес свою

А под гармошку пели и

плясали –

Любил двухрядку

труженик – народ:

Свои дела в частушке

А что ни песня – жизни

эпизод!....

1 ВЕД. Добрый день, дорогие друзья! Пятый раз на Татарской земле собрались гармонисты для того, чтобы себя показать и других посмотреть.

2 ВЕД. Пятый раз на этой сцене будут соревноваться в виртуозной игре на самом любимом народном инструменте представители практически всех районов области, а также, любители русской гармошки из Омской области, для того, чтобы назвать лучших из лучших.

1 ВЕД. Дорогие друзья! Встречайте участников пятого областного конкурса гармонистов.

(НА ФОНЕ МЕЛОДИИ)

2 ВЕД. Приветствуем гармонистов Баганского района;

Барабинский район;

Венгеровский район;

Здвинский район;

Искитимский район;

Представитель Карасукского района;

Коченевский район;

Краснозерский район;

Делегация Куйбышевского района;

Купинский район;

Ордынский район;

Встречаем гармонистов Северного района;

Татарский район;

Представительница Тогучинского района;

Убинский район;

Наши соседи Усть-Тарский район;

Чановский район;

Чистоозерный район;

(Ведущий знакомит с программой вечера и объявляет его начало).

ПРИГЛАШЕНИЕ: Не стесняйтесь, проходите

^ К ХОРОВОДУ:

В нашу горницу, друзья,

И улыбки захватите,

Ведь без них никак нельзя!

От души признаться надо,

Что давно вас в гости ждем,

Вы своим приходом радость

Принесли в наш светлый дом!

Здесь, без всякого сомненья,

Чай душистый всех вас ждет,

А пока до угощенья

Мы зовем вас в хоровод!

^ СТИХОТВОРНЫЕ ЗАСТАВКИ

Наши бабушки и деды,

Славной Вятки мастера!

Не умели жить без дела

Ни минуты, ни полдня!

Кружева плели в Кукарке,

Кузовки в Гонтбе плели,

Даже баню на телеге

Смастерить и то могли!

Ну, а коль коснется пляски,

Берегись тогда любой,

Виден в пляске, словно в сказке,

Весь характер огневой!

Кто сложил для нас частушки,

Кто их, право, сочинил?

Ты пойди теперь, узнай-ка,

Где он был и как он жил?

Так живи, частушка, всяко,

Под гитару и струну,

Надо нам, друзья, однако,

Спеть частушку не одну!

Выходите в круг смелее,

Чтобы был огромный круг,

Выходите в русской пляске,

За собой ведя подруг!

Не стареют песни вроде,

Всюду песни узнаем!

Так давайте всем народом

Про «Коробушку» споем!

Так всегда у нас ведется

Так уж с исстари идет,

Весь народ мы приглашаем

На веселый хоровод!

Ах, гармошка, чудо-встряска!

Пальцы вверх и пальцы вниз.

Где гармошка, там и пляска,

А без пляски что за жизнь?

Зритель к сцене подойдет,

Выйдите, артисты,

Лучших гармонистов!

(Идет конкурс гармонистов).

Верю в Русь и в то, что Русь окрепнет,

Разве можно оборвать полет,

Коль поются под гармошку песни,

Значит птица крыльями взмахнет!

Нас не сломят бури и метели,

Как бы ни пугали, ни мели!

Нынче здесь мы потому запели,

Чтобы с нами и запели вы!

Наши песни на диво

Веселы и красивы,

Наши пляски – огонь,

Только тронь, только тронь!

Вот гармони заиграли,

Гармонисты вышли,

Мы не станем тихо петь,

Будет всюду слышно!

Гость доволен – значит, все в порядке,

Гармонь, название какое,

В ней молодость и старина.

А сколько песен под гармошку

Мы пели в годы той войны?

И гармонисты ловко-ловко

Играли нам в затишья дни!

3 часть . В ней принимают участие коллективы, солисты, исполняющие песни военных лет.

Шла гармонь в шинели серой

По дороге фронтовой,

Прижимаясь близко к телу,

Согревала как огонь!

За четыре страшных года

Сколько видела всего?

И в жару, в пургу, в морозы

Как солдату с ней легко!

Незаметно, шаг за шагом,

До Берлина довела.

Ах, гармонь, гармонь-услада,

Ах ты, русская душа!

4 часть . Выступают гармонисты – ветераны Великой Отечественной войны, хоры и ансамбли ветеранов.

Ой, частушка, ой, частушка, –

Разговорчики!

Ой, гармошка, ой, гармошка, –

Переборчики!

Без гармошки наша Русь –

Ты развей скорее грусть

На три стороны!

Ты бери скорей гармонь

Внучек, правнучек,

Ты рукою кнопки тронь,

Как там ладно ли?

5 часть . Выступление юных гармонистов, коллективов творчества.

Ах, гармонь, гармошка,

Развеселые басы,

А частушки без гармошки

Быть не может на Руси!

Где, в каких краях родилась,

Из каких краев пришла,

Сочинилась ли, приснилась,

И какой тогда была…

Кто там в первый день иль вечер

Спел ее под перестук,

На вечерке ли при встрече,

Средь друзей и средь подруг!

И живет частушка-шутка,

Вызывает пляской в круг,

Вы послушайте минутку

Как их вятские поют!

6 часть . Выступление частушечников, плясунов.

Мы найдем частушке место,

Их не спрячем про запас,

Никому не будет тесно

Здесь на празднике у нас!

Инструменты звук певучий,

Озорной, лихой мотив,

Словно вихрем нас закрутит,

Пляской быстрою пленит!

Покажи свою сноровку,

Выходи-ка, друг на круг!

Ты плясать умеешь ловко,

Может дроби бить каблук?

Не по чьей-нибудь указке,

Как ведется, от души,

Покажи себя нам в пляске,

Не стесняйся, покажи!

В определенный момент в центр сценической площадки выходит гармонист, он поет (перефразировка песни «Снова замерло все до рассвета»):

Много ездил по белому свету,

Но сегодня скажу, не тая,

Нету края роднее на свете,

Чем сторонка родная моя!

Лес да поле, тропинка у дома,

Наших песен волшебный мотив!

Я горжусь земляками своими,

Что живут по соседству со мной,

Для людей, что делами красивы,

Пой, гармонь, заливайся, гармонь!

ВЕДУЩИЙ : За 50 лет, которые отделяют нас от победной весны 45 года, на нашей вятской земле, в нашем г. Кирове обрели свое второе рождение многие предприятия, эвакуированные сюда в годы военного лихолетья, появились фабрики и заводы, на которых трудились ветераны ВОВ. А сегодня трудится новое поколение, рожденное после суровых военных лет.

С веселыми наигрышами, песнями, частушками к собравшимся выходят ансамбли гармонистов города, лучшие частушечники.

Звучат плясовые мелодии, участники творческих коллективов вовлекают всех присутствующих в пляски, хороводы, игры.

Выступления гармонистов комментируется ведущими.

Кто сложил для нас частушки,

Кто их, право, сочинил?

Ты пойди теперь, узнай-ка,

Где он был и как он жил?

Так живи, частушка, всяко,

Под гитару и струну,

Надо нам, друзья, однако,

Спеть частушку не одну!

Гармонист берет гармошку,

Тихо музыку ведет,

Потихоньку, понемножку

Собирается народ!

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ

Как хорошо влюбляться и смеяться,

Как хорошо порою погрустить,

Как хорошо встречаться и прощаться

И просто хорошо на свете жить.

Как хорошо проснуться до рассвета,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны.

Живем мы посреди большой России,

Работаем, растим своих детей,

Но есть у нас, когда бы не спросили,

Меч для врага, объятья для друзей.

Живем мы посреди зимы и лета,

И адрес наш с тобой довольно прост,

Живем в стране, свободной от наветов,

Среди больших и ласковых берез.

Ведущие объявляют об окончании концертной программы, приглашают всех принять участие в танцев, который состоится здесь же на площади.

В сценарии использованы советских поэтов

Редактор Г. Травицкая

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования городского округа «Город Калининград»

«Детская школа искусств имени Ф. Шопена»

Сценарий концерта

«Аккордеон - как волшебство,

все звуки собраны в него!»

(для учащихся ДШИ и ДМШ от 6 до 16 лет)

подготовила

преподаватель по классу аккордеона

Мосиенко Тамара Ивановна

Калининград 2017

Сценарий концерта

«Аккордеон - как волшебство, все звуки собраны в него!»

класса преподавателя Мосиенко Т.И.

Ведущий - Здравствуйте дорогие друзья! Здравствуйте уважаемые коллеги, родители, ребята!

На свете существует много музыкальных инструментов, старинных и благородных, современных и модных, но нами выбран аккордеон, и это не случайно. Аккордеон - это красота, мобильность и актуальность, а также великолепные исполнительские возможности.

Кажется, что музыка звучит даже в самом названии инструмента "Аккордеон" . Оно певучее и яркое, горделивое и величественное, но в то же время простое и дружелюбное, ведь слово "аккорд", от которого происходит название инструмента, обозначает "согласие".

Аккордеон – очень интересный инструмент. Правой клавиатурой похож на клавиатуру фортепиано, левой клавиатурой напоминает баян, а по техническому устройству аккордеон относится к гармонике. Есть на инструменте переключатели – это регистры. С помощью их мы можем изобразить на аккордеоне: скрипку, гобой, фагот, баян и даже орган.

Кажется, аккордеон существовал всегда. Без него не обходится ни один праздник, ни большой концерт.

Звучит синьор аккордеон,
Далекий брат органа он.
Он носит клавиши и кнопки,
И нрав его совсем не робкий.

То свои складки раздвигает,
То снова быстро их сдвигает.
И мириады звуков новых
Пространство наполняют снова.

Певучи звуки, громогласны,
Они торжественны, прекрасны.
То скрипки, то виолончели,
То слышатся в них флейты трели.

Прекрасен в мастерстве своем,
Звучит оркестр целый в нем.
Аккордеон - как волшебство,
Все звуки собраны в него.

А ведь современный аккордеон появился сравнительно недавно в 1907г. И считается самым молодым музыкальным инструментом. Многие народности считают его своим национальным инструментом – это и поляки, венгры, румыны, крымские татары, немцы, французы, чехи, фины. На нем очень ярко и выразительно звучат народные мелодии, песни и танцы.

1. Е. Дербенко Праздничный вальс

К. Брюн «Парижское танго»

Ведущий - Аккордеон еще называют олицетворением победы. Его завезли из Европы в Советский Союз как один из трофеев. Во времена Великой отечественной войны командование Красной армии награждало солдат и младших офицеров трофейными немецкими инструментами.

Аккордеон звучал и в окопах перед сражением, и у костра после боя, в землянках. На передовую приезжали фронтовые агитбригады и всегда с ними был аккордеон . Об этом у Евгения Винокура – блестящего поэта военных лет, есть прекрасные стихи:

Весь золото-кофейный

лиловый по краям

аккордеон трофейный

попал однажды к нам.

Ремни нежны и узки

Весь в перламутре он,

Как плакал он «по-русски»

Чужой аккордеон.

Музыка на войне помогала выстоять, не сломиться советским солдатам и одержать победу. Хотя потери велики. И мы свято чтим память тех солдат, чьей кровью завоевана Великая Победа!

2. Андрей Яковлевич Эшпай «Москвичи»

Словацкая полька

Ведущий - Проходит время – трофейные немецкие аккордеоны изнашиваются, т. к. меха рвутся (они были картонными), а новые отечественные инструменты были дороже (стоили 3-4 зарплаты). Поэтому, аккордеон остается в основном в городе, а в маленькие села и деревни возвращаются веселая гармонь, баян, балалайка.

Наступают 50-60 года – в мире проходят различные международные конкурсы. Наши музыканты – аккордеонисты стали брать самые высокие олимпы на всех конкурсах. И эта традиция продолжается и по сей день. Аккордеон становится ярким концертным инструментом.

На нем можно исполнять не только народную музыку, но и серьезные полифонические произведения. Небезынтересно отметить тот факт, что инструмент – аккордеон приглашают на концерты органной музыки и церковную службу. На аккордеоне хорошо звучат как прелюдии, так и менуэты, фуги, жиги, токкаты, полонезы.

    В.А. Моцарт Менуэт

«Фокстрот» муз. неизвестного автора

Ведущий - "Трудно ли научиться играть на аккордеоне? Ведь у него так много кнопок, клавиш, различных рычажков и приспособлений". В этом вопросе часто чувствуется и восхищение и сомнение. А между тем так много кнопок и клавиш инструменту нужно как раз для того, чтобы на нем было легче играть. Действительно, нажатием одной кнопки на левой клавиатуре извлекается не один звук, а целый аккорд, что делает более легким исполнение простых мелодий песен и танцев. Поэтому начинающий аккордеонист принимает участие в концертах наравне с более опытными исполнителями.

А сейчас выступят учащиеся младших классов:

    Д.п. Барашечки, «Частушка»

    Филиппенко «Цыплятки», Д.п. «Елочка»

    Р.н.п. «Полянка», Качурбина «Мишка с куклой танцуют полечку», р.н.п. «Светит месяц»

Ведущий - В наше время интерес к аккордеону очень вырос. Появляется много современных молодых композиторов, которые пишут эстрадные произведения.

Аккордеон! Ах, как ты грациозен,

Красою звука ты пленил,

Мне четверть века ты уж мил,

И одному тебе пишу в стихах

И в прозе….

Твой мелодичный… перелив

Звучит всегда во мне, даже во сне…

О, мой красавец! Ты так мощно сложен!

Что руки тянутся к клавишам твоим

Чтоб утонуть в силе и слабости твоих звуков глубин…

О, сколько одухотворенья даришь ты…

И хочется взлететь, не чувствуя земли! (Нельзина О.Г.)

    Доренский «Рыжий ковбой», Р.н.п. «Ты, канава»

Ведущий - «Играет нам аккордеон свою мелодию в тиши, и музыки волшебный тон звучаньем нас заворожил».

8. Б.н.п. «Жили у бабуси два весёлых гуся» обр.М. Товпеко

Л. Феррари Вальс «Домино»

Ведущий - Можно удивляться тому, что аккордеону всего 185 лет, ведь принципиальных открытий в изобретении этого инструмента нет - и звучащий металлический язычок, и мехи известны людям с глубокой древности, а объединить все в единое целое смогли лишь в XIX столетии. Немеций мастер Фридрих Бушман изобрел ручную гармонику, когда ему потребовалось упростить свой труд по настройке органов в 1822 году.

Другой венский органный мастер Кирилл Демиан усовершенствовал ее и дал ей имя - аккордеон. Еще в год своего рождения (1829) аккордеон стал известным и любимым инструментом, как и положено новорожденному.

И у нас в России этот диковинный инструмент полюбили сразу, но дальнейшая судьба его протекала не так легко и гладко, как может показаться на первый взгляд.

Аккордеон пытались вытеснить и даже запретить, приговаривая его тем самым к забвению, усмотрев в нем иностранные корни. Однако, аккордеон Демиана, имевший 5 кнопок на правой клавиатуре и 5 готовых аккордов на левой, больше походил на баян, чем на аккордеон, с традиционной фортепианной клавиатурой для правой руки. А такой инструмент был впервые сделан не на Западе, как считают, многие, а у нас в России, в городе Ельце. Елецкая гармоника так и называлась - Елецкая рояльная.

Правда, современную форму инструмент с фортепианной клавиатурой приобрел позже и не у нас - к 20 годам XX столетия. Аккордеон имеет красивое и мощное звучание, дарит слушателям много удовольствия.

    Юбер Жиро "Под небом Парижа"

Под небом Парижа прекрасная песня,

Летает так нежно, на город глядя.

Из сердца мальчишки взлетела та песня,

Что в небе летит не спеша.

В небе Парижа, у Нотр – Дама

Аккордеон эту песню поёт.

Нередко случается всякая драма,

Но песня к добру всех ведёт.

Под небом Парижа прекрасную песню

Вдруг гимном своим назовут

Порадует гимн благой своей вестью,

И люди его пропоют. (А. Корнилов)

    Э. Жиро «Под небом Парижа»

Родригес Танго «Кумпарсита»

Ведущий - В последние годы обновился неизмеримо расширился аккордеонистов. Ими исполняются не только многочисленные переложения классических произведений, но и оригинальные сочинения А.Холминова, Н.Чайкина, К.Мяскова, К.Пино, Г.Болла.

Немецкий аккордеонист и композитор Альберт Фоссен написал много пьес для аккордеона эстрадного плана, среди них известная пьеса "Карусель", "Летящие листья" - требующие от исполнителя известной виртуозности.

Финский аккордеонист Унто Ютила сочинял музыку для детей, делал обработки народных мелодий. Сюита "Картинки детства", "Французский визит" - яркие примеры его творчества.

Говоря о сольном исполнительстве на аккордеоне, многие любители музыки сразу называют имя - блестящего исполнителя и прекрасного араржировщика.

Первопроходцем сольного исполнительства на аккордеоне является . А между тем Ю.Шахнов не учился игре на аккордеоне, он был пианистом, а освоить аккордеон его заставил случай. В музыкальную команду Крондштата, где служил матросом Ю.Шахнов, привезли новенький аккордеон, и попросили Юрия что-нибудь сыграть. Услышав в ответ, что он даже видит аккордеон впервые, получил приказ взять, освоить и показать. Вот и стал пианист Юрий Шахнов аккордеонистом. Другой музыкант, всемирно известный скрипач Яша Хейфиц очень хорошо играл на аккордеоне, он не был для него мимолетным увлечением, аккордеон являлся для него источником наслаждения и вдохновения.

Юрий Дранга стал стал первым советским лауреатом на международном конкурсе аккордеонистов в городе Клингентале. Клингенталь - небольшой город в Германии, он замечателен тем, что треть населения города занята в музыкальной промышленности.

Ценнейшее качество аккордеона - управляемость звуком при помощи меха. Его глубокий, густой, "дышащий" звук может передать всю гамму чувств - от глубокой печали, до безудержного веселья. Поэтому аккордеон тонко чувствует стихию народного музицирования.

Аккордеон может менять свой голос подражая голосам других инструментов. За это его называют многотембровым.

Характерное аккордеонное звучание, серебристое, приятно вибрирующее, может смениться могучим голосом, который поет и рокочет, как орган или целый оркестр.

    Е. Дербенко «Ночной экспресс»

Ведущий - Сегодня аккордеон продолжает свое развитие, продолжает свою историю, сопровождаемую любовью не только тысяч музыкантов, но и многочисленной массы слушателей.

Все чаще мы на телеэкранах видим прекрасных исполнителей-аккордеонистов. Это и известные всем Ян Табачник, Евгений Завадский, Анатолий Беляев, Валерий Ковтун, братья Завальные, Баян «Микс», Валерий Дранга. А сколько много современных молодых исполнителей – это и Александр Поцелуев, Юрий Шишкин, Виталий Адвахов – они занимают все вершины музыкальных конкурсов.

    Фоссен «Карусель»

Ведущий - На этом заканчивается наш концерт. Приходите, дорогие гости, к нам ещё. Будем рады дарить вам своё мастерство. Спасибо вам за ваши аплодисменты и поддержку.

Интернет-источники

    Стихи про аккордеон - http://kidsclever.ru/content/stihi-pro-akkordeon

    Стихи про музыкальные инструменты.

Похожие публикации