Л. Синицына

СОДЕРЖАНИЕ

Методические указания

Первый класс (№№ 1-78) 3
Второй класс (№№ 79-157) 12
Третий класс (№№ 158-227) 22
Четвертый класс (№№ 228-288) 34
Пятый класс (№№ 289-371) 46
Шестой класс (№№ 372-454) 64
Седьмой класс (№№ 455-555) 84
Дополнение (№№ 556-608) 111

Раздел первый(№№1-57)125
Раздел второй(№№ 58-156) 135
Дополнение ко второму разделу(№№ 157-189) 159
Раздел третий(№№ 190-232) 168
Раздел четвертый(№№ 233-264) 181
Дополнение к четвертому разделу(№№ 265-289) 195

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Музыкальный диктант воспитывает у учащихся навыки слухового анализа, способствует развитию музыкальных представлений и осознанию отдельных элементов музыки. Диктант помогает развитию внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства лада, метра и ритма.
При обучении записи музыкального диктанта необходимо использовать различные формы работы в данной области. Укажем на некоторые из них.
1. Обычный диктант. Педагог играет на инструменте мелодию, которую учащиеся записывают.
2. Подбирание на инструменте знакомых мелодий, а затем запись их. Предлагается учащимся подобрать на инструменте знакомую мелодию (знакомую песню), а затем правильно записать ее. Этот вид работы рекомендуется учащимся в тех случаях, когда невозможно организовать их домашние занятия по диктанту.
3. Запись знакомых песен по памяти, без подбирания их на инструменте. Такой вид диктанта учащиеся также могут использовать в домашней работе.
4. Запись мелодии, предварительно выученной с текстом. Мелодия, которую необходимо записать, сначала выучивается наизусть с текстом, после чего записывается учащимися без проигрывания.
5. Устный диктант. Педагог играет на инструменте короткую мелодическую фразу, а учащийся определяет лад, высоту звуков, метр и длительность звуков, после чего поет мелодию с названием звуков и дирижированием.
6. Диктанты для развития музыкальной памяти. Учащиеся, прослушав короткую мелодию один-два раза подряд, должны запомнить ее и записать сразу целиком.
7. Ритмический диктант, а) Учащиеся записывают продиктованную мелодию вне звуковысотности (ритмический рисунок), б) Педагог записывает на доске звуки мелодии точками или нотами одинаковой длительности, а учащиеся оформляют мелодию метроритмически (разделяют мелодию на такты и правильно расставляют длительности звуков в тактах).
8. Аналитический диктант. Учащиеся определяют в сыгранной педагогом мелодии лад, метр, темп, фразы (повторяющиеся и измененные фразы), каденции (законченные и незаконченные) и т. д.
При записи обычных диктантов сначала рекомендуется давать учащимся короткие мелодии с тем, чтобы они проигрывались небольшое количество раз и запись велась наизусть. Для стимулирования записи диктанта по памяти, при многократном проигрывании мелодии, следует делать относительно длительные перерывы между его повторениями. Протяженность диктуемого должна увеличиваться постепенно и регулироваться развитием памяти учащихся.
Первоначальные диктанты начинаются и кончаются тоникой. Затем вводятся диктанты, начинающиеся с тонической терцин или квинты, позже с других звуков (с обязательным окончанием на тонике).
После того как учащиеся достигнут уверенной техники в записи подобных диктантов, можно начать варьировать их заключения, подводя учащихся в дальнейшем к записи однотональных и модулирующих построений с любым началом и концом.
Перед диктантом необходимо давать тональную настройку в виде гаммы и тонического трезвучия или несложную каденцию. Если педагог называет лад и тональность, то начальный звук мелодии определяют сами учащиеся. В том случае, когда педагог называет тонику и воспроизводит ее на инструменте (или называет начальный звук примера), тогда лад и тональность определяют сами учащиеся. Размер в большинстве случаев определяют сами учащиеся. Педагог должен следить за тем, чтобы запись диктантов велась учащимися грамотно и аккуратно.
Г. Фридкин

М.: Музыка, 1983. Учебное пособие для учащихся детских, вечерних и средних специальных школ с 1 по 11 класс. Составитель: И. А. Русяева

Второй выпуск учебного пособия по одноголосному музыкальному диктанту базируется, так же как и первый выпуск (М., 1983), на методике, разработанной преподавателями Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, и составлен в соответствии с требованиями по сольфеджио для школ этого профиля.

Материал настоящего сборника охватывает все этапы работы над одноголосием в средних и старших классах, причем, в пятом, шестом и седьмом (где одноголосие является основной формой работы над диктантом) он систематизирован столь же детально, как и в начальных классах (см. первый выпуск), а в восьмом — одиннадцатом расположен по иному принципу, не распределен по классам и сравнительно невелик по объему (это связано с тем, что в старшем звене школы главное внимание уделяется изучению двух- и трехголосного диктанта).

Структура сборника аналогична структуре первого выпуска; кроме основной части в нем имеются Приложения, включающие вспомогательный материал, способствующий успешной работе над одноголосным диктантом и рассчитанный на пятый-восьмой классы. В средних классах продолжается широкое использование разных форм диктанта: устный (обычного вида — в основной части и специальный, с досочинением «ответа», — в Приложениях), письменный ритмический (при введении новой ритмической трудности) и письменный мелодический. Это помогает наиболее всестороннему отрабатыванию каждой темы программы. Обобщающие разделы, как ив начальных классах, содержат диктанты на все пройденные в году темы и предназначаются главным образом для использования в последней четверти, при повторении и закреплении освоенного в данном классе учебного материала.

Основная масса диктантов и тренировочные упражнения в Приложениях сочинены автором, но почти на каждое изучаемое средство дается то или иное количество примеров из музыкальной литературы и народной музыки.

Кроме разделов, содержащих разного рода интонационные и ритмические трудности, изучаемые в курсе сольфеджио, в пособие включены и разделы более специального плана («Басовый ключ”, «Перекличка регистров», «Составные интервалы»), отдельно и последовательно отрабатываются форма периода того или иного вида, диатонические и хроматические секвенции, отклонения. К специфическим трудностям в области одноголосного диктанта относятся модуляции (они проходятся в течение семи лет обучения в школе, в среднем и старшем звеньях). Поэтому в пособии им уделено особое внимание. В пятом, шестом и седьмом классах последовательно осваиваются все модуляции в тональности диатонического родства, в старших классах к ним прибавляются модуляции в тональности недиатонического родства и далекие. В изучении этой темы, по убеждению автора, совершенно необходимо соблюдать строгую постепенность, начиная с самых распространенных модуляций, которые у всех «на слуху», затем переходя к менее часто встречающимся и лишь в последнюю очередь — к редко применяющимся (без слухового освоения которых эта тема не может считаться полностью пройденной).

Необходимо иметь в виду то, что диктанты, помещенные в последний раздел и не делящиеся на классы, располагаются (в каждой теме) по мере возрастания сложности, и поэтому более простые из них можно использовать в восьмом — девятом, а более сложные — в десятом и одиннадцатом классах.

Пятый класс

Пятый класс продолжает в области диктанта линию, намеченную в начальных классах, и преемственно связан с четвертым. В нем таким же образом, очень дифференцированно прорабатываются все не пройденные ранее скачки в мелодии на сексту и септиму, осваиваются ходы по звукам вновь изучаемых тритонов и аккордов, проходятся новые размеры, более сложные ритмические группы, тональности с большим количеством знаков.

Принципиально новое в пятом классе — начало изучения модуляции. О значении этой темы уже говорилось. Добавим лишь, что здесь возникает побочная трудность — появление знаков альтерации, соответствующих тональности, в которую происходит модуляция. Совершенно необходимо добиваться, чтобы ученики не только безошибочно слышали смену тональности и могли четко определить момент модулирования, но и всегда внимательно следили за проставлением новых знаков в конце периода. Это очень важно, так как способствует более осознанному овладению данной темой.

В этом классе в пособие вводятся диктанты в басовом ключе. По мнению автора, их необходимо выделить в особый раздел, в связи с тем, что запись в басовом ключе представляет немалую трудность для учащихся многих специальностей (например, скрипачей).

Шестой класс

В шестом классе начинается планомерное изучение внутритонального хроматизма. С методической точки зрения очень важно, чтобы хроматические звуки рассматривались не изолированно, а как составная часть того или иного мелодического оборот На первых порах примеры с хроматизмами необходимо тщательно анализировать.

Обогащение интонационной стороны мелодики диктантов данного класса связано также с введением гармонического мажора и его характерных интервалов. Этим специфическим средством ученики должны владеть совершенно свободно.

Большая и сложная тема в шестом классе — «Отклонения в тональности диатонического родства». Прежде всего следует добиться от учеников четкого разграничения понятий «модуляция» и «отклонение». Необходимо выработать у них умение безошибочно определять момент отклонения и тональность отклонения и постоянно воспитывать привычку обязательно выставлять при записи все случайные знаки. Это очень важно иметь в виду при изучении хроматических секвенций и при работе няд аналогичными темами седьмого класса.

В шестом классе проходятся новые виды периода — с расширением и с дополнением. Однако для успешного освоения таких диктантов им должна предшествовать подготовительная работа по анализу периодов подобного типа.

Седьмой класс

Седьмой класс является итоговым в работе над одноголосным диктантом.

Наряду с изучением новых средств здесь большое внимание уделяется пройденному ранее, но — на более высоком уровне и в усложненном виде. Продолжается дальнейшая работа над внутритональным хроматизмом, над отклонениями в тональности диатонического родства, над разного рода ритмическими трудностями; проходятся новые размеры, новый вид периода.

В седьмом классе завершается изучение модуляций в тональности диатонического родства (здесь осваиваются более редко встречающиеся переходы в тональности IV, II и VII ступеней). Для лучшего овладения этой темой рекомендуем пользоваться соответствующими упражнениями из Приложений.

Весьма полезным на данном этапе обучения автор считает запись диктантов, содержащих какую-либо специфическую трудность (скачки на составные интервалы или перекличка регистров, особенно если это связано со сменой ключа), так как это способствует приобретению большей гибкости и уверенности в записывании диктанта вообще.

Старшие классы

В восьмом — одиннадцатом классах одноголосный диктант уже не является основным объектом изучения; по программе в старших классах проходят двухголосные и трехголосные диктанты. Однако работа над одноголосным диктантом ни при каких условиях не должна прекращаться вплоть до самого окончания школы. По нашей методике одноголосием следует заниматься примерно два раза в месяц. Основная роль этих занятий заключается главным образом в проработке целого ряда специфических трудностей, которые легче усваиваются именно в одноголосии. К таким трудностям могут быть отнесены и модуляции в тональности недиатонического родства, и редко встречающиеся размеры, и некоторые особые (наиболее сложные) виды ритмического деления, и разного рода интонационное усложнение мелодики. Все это и является содержанием диктантов последнего раздела данного пособия.

Изучению каждой трудности должно предшествовать объяснение (например, систематика тональностей по степеням родства или особенности энгармонической модуляции); ряд начальных диктантов на ту или иную тему может быть разобран коллективно. Основное условие в работе над одноголосием на этом этапе — сознательное и профессиональное отношение учеников, опора на прочную теоретическую базу.

Очень важно помнить о том, что диктаты, предназначенные для старших классов, трудны во всех отношениях и поэтому работа над ними должна вестись планомерно, без больших перерывов, иначе целый ряд навыков, приобретенных ранее, может утратиться.

Приложения

Материал, данный в Приложениях, должен, как и в первом выпуске, прорабатываться параллельно с работой над диктантом, способствуя лучшему формированию и развитию необходимых навыков в этой области. Упражнения, включенные в Приложения, сгруппированы в три. больших раздела и предназначены для использования в пятом-восьмом классах.

В этом выпуске пособия при работе и над упражнениями для слухового анализа, и над упражнениями для интонирования голосом первостепенное внимание следует уделять освоению отклонений и модуляций в тональности диатонического родства. Некоторые цепочки можно использовать и в качестве гармонических диктантов.

Пение секвенций на заданный мотив рассчитано на пятый-седьмой классы. С шестого класса вводится пение хроматических секвенций. Они могут быть разного вида; на заданный интервал или по родственным тональностям. Диатонические секвенции могут иметь не только секундовый шаг, що и терцовый, и квартовый. После ознакомления учеников с мотивом секвенции педагог предлагает им спеть секвенцию определенным образом. В некоторых случаях ученики могут сами избрать тот или иной вариант.

Автор надеется, что данный сборник диктантов найдет применение на уроках сольфеджио как в средних и старших классах ССМШ, так и в старших классах ДМШ и в музыкальном училище и поможет педагогам и учащимся в их многолетней работе над одноголосным диктантом.

Данное пособие представляет собой сборник авторских мелодических диктантов, ориентированных на учащихся младших классов музыкального отделения (8-летний срок обучения).

Главной целью создания пособия является поиск новых творческих подходов к осуществлению плодотворной работы с учащимися младших классов на уроках сольфеджио.

Работа с учащимися над диктантом является одним из самых сложных видов деятельности в преподавании сольфеджио. Как правило, в диктанте обобщаются и теоретические знания, и практические навыки. Всё это - целый комплекс, направленный на выполнение сразу нескольких заданий, объединенных в одно - написание законченной по смыслу мелодии.

С чего же начать, как выстроить работу над диктантом? Наработки в решении этого вопроса даны в предлагаемом пособии.

Несомненно, прежде чем маленький музыкант-первоклассник сможет самостоятельно записывать мелодию, он должен освоить нотное письмо, метр и ритм, накопить слуховой опыт соотношения ступеней в ладу и многое другое. В процессе изучения основ музыкальной грамоты, мы и начинаем писать первые диктанты, анализируем на слух музыкальные фрагменты и фиксируем их с помощью графических изображений (здесь педагог может проявить фантазию). В подобных диктантах педагог исполняет несложные для восприятия пьесы на фортепиано. Прослушав их, ученики должны, например, услышать и зафиксировать настроение музыки, как движется мелодия (предварительно, конечно, рассказав об этом), прохлопать пульс, можно посчитать доли, определить сильную, и т.д.

Ориентировочно со второго класса и далее уровень сложности возрастает в соответствии с учебной программой. Здесь ребёнок уже должен владеть нотной грамотой, знать определённые тональности, принципы тяготения в ладу, длительности, уметь группировать их.

Работа с ритмом заслуживает особого внимания. Отличной тренировкой служат ритмические диктанты, направленные на запись ритмического рисунка. В мелодических диктантах считаю удобным записывать ритм отдельно от мелодии (в большей степени это актуально для учащихся младших классов).

Процесс написания диктанта основан на следовании плану. После каждого проигрывания нужно определить и зафиксировать:

  • тональность;
  • музыкальный размер, форму диктанта, особенности структуры;
  • начало диктанта (первый такт) - тоника, серединная каденция (4 такт) - наличие V ступени, заключительная каденция (7–8 такт) -

V ступень тоника;

  • ритм;
  • мелодические интонации с использованием графических символов;
  • нотную запись;


Во время исполнения мелодии перед учениками необходимо ставить определённую задачу. При этом считаю важным не сосредотачивать услышать что-то определённое, наоборот, отметить максимально возможное (опираясь на план). Не столь важно, в каком порядке начинать записывать услышанное - с первой ноты или с конца, все зависит от конкретной мелодии. Важно выбрать «точку отсчета»: это может быть и тоника в конце, «а что перед тоникой?» и V ступень в 4 такте, «а как мы к ней «пришли?» и т.д. Важно также ориентировать детей не на соотношения двух рядом стоящих нот, а на мотив из 5–6 звуков, воспринимая его «как одно слово», тогда дети быстрее усвоят всю мелодию. Именно этот навык впоследствии поможет обобщать нотный текст при чтении с листа на специальности.

В большинстве своём в сборнике представлены диктанты в форме периода, состоящие из двух предложений повторного строения. Диктанты подобного строения пишем и на занятиях. Опираясь на классическую традицию, обговариваем с учащимися, что начало диктанта - с тоники или другой устойчивой ступени, в 4 такте - серединная каденция - наличие V ступени, 7–8 такт - заключительная каденция - V ступень тоника;

После написания ритма (над тактами), анализируем мелодию, интонации, из которых она состоит. Для этого определили основные элементы мелодии и присвоили каждому свой символ. (Здесь фантазия педагога безгранична).

Основные элементы музыкальных интонаций:

Пример диктанта с графическими символами:

«Ключик» к успешному написанию диктанта - в способности анализировать, логически мыслить. В практической деятельности приходилось встречать учеников с хорошей музыкальной памятью, с чистой «от природы» интонацией, которые испытывали затрудния в написании диктанта. И напротив, ученик, слабо интонирующий и долго запоминающий мелодию, при умении логически мыслить, неплохо справляется с диктантом. Отсюда вывод, что для успешного написания диктанта, следует научить детей не столько запоминать, сколько анализировать услышанное.

Музыкальный диктант - интересная и плодотворная форма работы в курсе сольфеджио. В нём сосредоточены ладовые, интонационные, метроритмические трудности. Работа над диктантом организует внимание учащихся, развивает слуховую память и способность анализировать услышанное. Развитие всех перечисленных основ в равной степени происходит на всех дисцмплинах, изучаемых в музыкальных школах, школах искусств, особенно на специальности и сольфеджио. Эти предметы, безусловно, являются взаимодополняющими. Однако подход к изучению нового произведения на специальности и диктанта на сольфеджио, заметно отличается: воспроизводя музыкальный текст по нотам на специальности, в сознании ученика из деталей постепенно складывается готовое произведение. Это отражает схема:

При создании нотной записи прослушанного произведения на сольфеджио, процесс работы с новым материалом происходит в противоположном направлении: сначала ученикам предлагается звучание готового произведения, затем педагог помогает анализировать, далее усвоенное превращается в нотный текст:

На этапе анализа диктанта важно следовать от общего (особенностей структуры и фразировки) к частному (направление движения мелодии, например), не нарушая естественный ход процесса.

Запись диктанта - не создание целого из отдельных элементов (мелодия + ритм + размер + форма = результат) , а умение проанализировать целое как комплекс составляющих его элементов.

Для того чтобы учащиеся привыкали активно воспринимать нотный текст, очень полезны разные форма работы над диктантом. Например:

  • Ступеневый диктант - педагог играет мелодию, которую ученики записывают как ступеневую последовательность. Этот вид диктанта способствует расширению ориентации в ладу и вырабатывает полезное умение мыслить ступенями.
  • Диктант с ошибками - на доске выписывается диктант, но с ошибками. Задача детей - исправить их, записать правильный вариант.
  • Диктант с вариантами - полезен для расширения музыкального кругозора и понимания возможностей развития музыкального материала. В таких диктантах можно применить как ритмическую вариантность, так и мелодическую.
  • Диктант по памяти - анализируется, выучивается диктант, пока каждый ученик не запомнит его. Задача - верно по памяти оформить нотный текст.
  • Графический диктант - педагог указывает на доске лишь некоторые ступени, графические символы, обозначающие элементы мелодических интонаций.
  • Диктант с досочинением мелодии развивает творческие способности учащихся, на основе трёх стадий мелодического развития: началом, серединой (развитием) и заключением.
  • Подбор и запись знакомых мелодий . Вначале мелодия подбирается на инструменте, а потом оформляется в письменном виде.
  • Самодиктант - запись по памяти выученных номеров с учебника. В такой форме диктанта происходит развитие внутреннего слуха и выработка умения графически оформлять услышанное.
  • Диктант без подготовки (контрольный) - отражает степень усвоения материала. В качестве материала можно выбрать диктант на один-два класса легче.

Любая форма диктанта - своеобразный мониторинг развития музыкального мышления ребенка, уровня усвоения им нового материала, а так же способ дать детям возможность реализовать свои умения самостоятельно или сделать «открытия» под руководством педагога.

Примеры диктантов для 2 класса:


Примеры диктантов для 3 класса:


Примеры диктантов для 4 класса:


Представленные в пособии диктанты созданы на основе описанных выше элементов музыкальных интонаций и относятся к инструктивным. По моему мнению, в таком виде их удобно «слышать» и анализировать, а значит, без затруднений справляться с заданием. Этого я и желаю нашим ученикам - юным музыкантам!

Надеюсь на творческий подход преподавателей к представленному в данном методическом пособии материалу.

________________________________________

По вопросу приобретения пособия Людмилы Синицыной «Диктанты по сольфеджио для младших классов» обращайтесь к автору по адресу

Первая часть учебного пособия «Сольфеджио с удовольствием» предназначена для учащихся старших классов ДМШ и ДШИ и состоит из пояснительной записки, включающей некоторые методические рекомендации, сборника диктантов и аудиодиска. Сборник диктантов включает 151 образец классической и современной музыки отечественных и зарубежных авторов, а также образцы современной эстрады и соответствует требованиям ДМШ и ДШИ для каждого уровня обучения.

Задача данного пособия – интенсификация учебного процесса, расширение слуховой базы учащихся, формирование их художественного вкуса, а главной целью является воспитание широкого круга грамотных любителей музыки, которые, в зависимости от своих способностей, могут стать просто слушателями или музицирующими любителями, а при определённых способностях и старании – профессионалами.

Пособие создано на основе 35 – летнего опыта автора. Все представленные материалы опробованы на протяжении 15 лет работы в *ГБОУ ДШИ «Аккорд ». Автор представляет музыкальный диктант как ряд увлекательных заданий. Кроме того, многие примеры можно использовать для слухового анализа и в сольфеджировании, например №№ 29, 33, 35, 36, 64, 73.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник диктантов. 8-9 класс

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8-9 классов....

Сборник диктантов

Сборник текстов контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Сборник диктантов с грамматическими заданиями для 9-11 классов.

В сборнике представлены целостные и адаптированные тексты диктантов для промежуточного и итогового контроля знаний учащихся 9-11 классов. Тексты сопровождаются грамматическими заданиями.Сб...

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила.

Правило первое. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки , так как на каждом из них пишется музыкальный диктант.

Правило второе. Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно.

Как писать музыкальные диктанты?

Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант учитель обычно настраивает класс на тональность диктанта. Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности. Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.

Первое проигрывание музыкального диктанта.

Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них.

В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть :

  • ключевые знаки,
  • размер,
  • размечены все такты,
  • написана первая и последняя нота.

По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).

Диктант по сольфеджио – проигрывание второе

Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы , какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны.

После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать.

Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться». На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, учитель, сколь тактов-то и какой размер?». Если учитель и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа. В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.

Пишем диктант по сольфеджио – третье и последующие проигрывания

Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать , запоминать и записывать ритм. Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию , например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. В-третьих, нужно слушать подсказки , которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради.

Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля).

Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.

  1. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите в интернете).
  2. Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.
  3. Иногда переписывайте ноты вручную . Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить.

Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!

Похожие публикации