Графические пейзажи елены ковалевой. Изображение пространства


Увидев однажды замечательное творчество Елены Ковалевой хочется возвращаться к нему снова и снова. Подолгу вглядываться в каждый штрих пера и оттенки чернил. Во всех ее пейзажах присутствует неповторимая легкость, что-то неуловимое, что заставляет её работы оживать.

Свой творческий путь молодая и талантливая художница из Санкт-Петербурга начала еще в раннем детстве. Елена рисует примерно с семи лет и за плечами у нее 8 лет художественной школы и художественно-графический факультет Университета.


Талант - это не божья благодать, а постоянный кропотливый труд. Ежедневно она оттачивает свое мастерство и выкладывает новые работы у себя на странице.



"Огромное впечатление на меня произвел литовский художник Стасис Красаускас, с творчеством которого я и познакомилась в юном возрасте - дома был альбом с его работами. И первая моя работа была копией с одной из его иллюстраций. Так и пошло: графика, тушь, перо. Черно-белое"



В своих работах художница постоянно движется вперед, ищет новые техники, приемы и материалы. Например стандартные для графики тушь, перо, она обыгрывает немного экотическими, - чаем или кофе.




Рисунки Елены можно было встретить в оформлении недавней выставке "Высотный Петербург" проходившей в стенах Российского Географического Общества.


В настоящее время она активно работает. В Июне стартует Международный экономический форум на котором её работы тоже будут использованы в оформлении. Помимо частных заказов в скором времени должна пройти её большая персональная выставка.

Более подробно о творчестве Елены можно узнать

Человек начал изображать природу еще в далекие времена, элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома, пейзажи нередко служили средством условных пространственных построений в иконах и больше всего в миниатюрах.

Рисунок – интереснейшая область художественного творчества. В рисунке возникает и оформляется авторский замысел, рождаются все виды изобразительного искусства.

Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы - бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Хорошие материалы для рисунка кистью – черная и цветная тушь. Художники часто выбирали только серый или коричневый цвет, работая акварельными красками. Монохромные работы – гризайль широко применялась у старых мастеров. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в ХVII в. Его создали голландские живописцы. Русский пейзажный рисунок начинает свою историю с XVIII столетия. Первым этапом в его развитии был пейзаж парковый, с его условно построенной перспективой, появление которого связано со многими новыми явлениями русской культуры второй половины ХVIII века – веяниями сентиментализма, размахом дворцово-паркового строительства. Художники прикомандировывались к научным географическим и топографическим экспедициям, акварелисты и графики сопровождали русскую армию во время военных походов.

В конце ХIХ – начале ХХ вв. графика определилась как самостоятельный вид искусства. Графика выходит на первый план и становится ведущим искусством. Высокая культура русского рисунка этого времени связана с именами целой плеяды талантливых мастеров.

Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.

Рисовальные техники обычно подразделяются на «сухие» и «мокрые». К «сухим» относятся различные карандаши, уголь, сангина, соус, мел, пастель; «мокрые» объединяют рисунок кистью в технике сепии, туши, мокрого соуса, акварели, гуаши. Особое место занимает перовой рисунок. В «сухих» техниках чаще всего преобладает линейный, штриховой рисунок, «мокрые» техники дают возможность работать пятном.Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Все названные техники позволяют передать цветовое и световое богатство мира исключительно черным и белым и их многочисленными градациями или различными тональностями в пределах одного цвета (красноватой сангины или коричневой сепии). И только пастели и акварели (и разновидности акварели - гуаши) доступно цветовое решение. Акварельная техника стоит уже на границе между графикой и живописью. По многоцветности она близка живописи. Но по своим небольшим размерам, по сравнительной быстроте исполнения и по материалу, на котором художник работает (на бумаге), ее следует отнести к искусству рисовальному.

Появившись в России в конце XVIII века, акварель в течение XIX века познала и совершенствовала свою собственную специфику, став одной из любимых техник. Характерные качества акварели - это прозрачность, необычайная чистота и интенсивность цвета. В чистой акварели белила обычно не употребляются, и их роль выполняет белая бумага, просвечивающая сквозь слой краски. В акварели существуют два основных метода работы. Первый - это многослойная акварель с моделирующим прокладочным тоном, поверх которого художник постепенно накладывает прозрачные лессировки, достигая определенной цветовой силы. Второй - близкий к живописному приему, при котором на бумагу сразу наносится цвет необходимой интенсивности. На практике оба эти приема иногда сочетаются и варьируются.

Богатый материал для изучения техники рисунка мировой и русской школ находится в крупнейших художественных музеях.

Интеллектуальное богатство человека позволяет ему с одинаковым восторгом воспринимать величие техники наших дней и лирику русской природы, видеть новые черты в облике нашего современника, сложность и цельность его духовной жизни. Это нераздельное восприятие нашей действительности в ее многообразии великого и малого подвластно и доступно именно графике и, в частности, рисунку - искусству тонкому, умному, быстро и чутко откликающемуся на современность во всех ее проявлениях.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Тема уроков. «Изображение пространства. Пейзаж в графике» (6-й класс, IV ч.). .

Задание-упражнение. Пейзаж с отражением в воде. Акварель.

Цель урока. Изучение средств художественной выразительности в графике, используемых для передачи понимания красоты природы (линия, штрих, пятно), линейная и воздушная перспективы, перспективные закономерности отражения в воде. Знакомство с ролью тона и цвета в изображении пространства.

Задачи:

  • научить на двухмерной плоскости рисунка изображать трехмерное пространство;
  • показать технические приемы создания графического рисунка;
  • научить вести работу по мокрому листу бумаги и заполнять рисунком весь лист (размывка);
  • научить передавать пространство изменением насыщенности тона и правильно использовать составные цвета (растяжка тона);
  • работу вести от общего к деталям.

Материалы и оборудование:

  • плотный лист бумаги;
  • акварельные краски;
  • толстые кисти (2-3 шт.);
  • губка для смачивания листа бумаги;
  • стакан для воды;
  • проектор;
  • компьютер;
  • экран.

План урока.

  1. Беседа.
  2. Подготовка материалов.
  3. Просмотр презентации. Приложение 1 .
  4. Выполнение упражнения.
  5. Творческие дополнения.
  6. Анализ работ – выставка.

1. Беседа

Произведения станковой графики – это самостоятельные, тщательно проработанные художественные произведения различных жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой и др.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж – традиционный жанр станковой графики.
В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, парковый, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер.
Например, пейзаж И.И. Левитана часто именуют « пейзажем настроения ». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными штрихами и пятнами. Он проявляет себя как большой психолог природы и тонкий колорист. .
И.И. Шишкин – мастер изображения леса, стволов, листвы. В его рисунках – радость познания природы; они красивы игрой черного карандашного штриха, в них много воздуха и света.
А.К. Саврасов любит тональный рисунок, построенный на переходах от темного к светлому.
Рисунки Ф.А. Васильева, часто исполненные в красивом цвете сепии, полны чувства торжественной успокоенности природы. В альбомах художника много беглых набросков «для памяти», выполненных остро отточенным карандашом, где пейзаж намечен одним контуром.
И.Е. Репин – мастер объемно-пластического рисунка. В акварели его интересует не столько цвет, сколько форма. Его акварельный мазок всегда служит выявлению пластического объема. .
Пейзаж может быть фоном в графических произведениях других жанров. Художник, изображая природу, не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и выражает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью. Перед художниками всегда стояла очень трудная задача - изобразить на двухмерной плоскости рисунка или картины трехмерное пространство.
Пространственное построение пейзажа решается средствами линии и тона. С помощью линейной перспективы художники создают глубину пространства.
Формы окружающих нас предметов, растений и их величины зрительно изменяются в зависимости от положения в пространстве и расстояния от наблюдателя. Эти изменения форм и величин происходят по определенным законам, которые изложены в системе линейной перспективы.
Линейная перспектива - точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление такое, как в натуре. В переводе с латинского языка перспективаозначает ясно вижу. Однако при работе с натуры художники не делают точных расчетов, а больше полагаются на свой глазомер, то есть используют наблюдательную перспективу.
Поэтому предметы, находящиеся на земле, облака в небе уменьшаются по мере удаления, утрачивая детали. Расстояние между деревьями, холмами скрадывается, и удаленные друг от друга элементы пейзажа кажутся на большом расстоянии тесно стоящими.
Позиция, с которой мы смотрим на местность, называется точкой зрения. На плоской равнине небо и земля встречаются на горизонте.
Плоскость, горизонтальная, бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и видимая в виде прямой горизонтальной линии, называется в перспективе горизонтом.
Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта,- видим снизу. У всякой горизонтальной плоскости, находящейся ниже горизонта, мы видим верхнюю поверхность; у плоскости, находящейся выше горизонта, мы видим нижнюю поверхность.
Все горизонтальные линии, находящиеся ниже перспективного горизонта, то есть видимые сверху, при удалении как бы поднимаются и приближаются к нему, но никогда его не пересекают. Все линии, расположенные выше горизонта, удаляясь, кажутся опускающимися и приближающимися к нему. Они не пересекают его.
Если вы сядете на землю, то перспективный горизонт опустится вместе с вами, при подъеме в гору он поднимается. Понятно, что горизонт, находящийся всегда на высоте глаз, пересекает все предметы перед рисующим на той же высоте.
В натуре параллельные линии не пересекаются, как бы далеко они не уходили от нас: между ними остается пространство, кажущееся тем меньшим, чем дальше уходят от нас линии, и пересекающимися мы увидим их только тогда, когда они удалятся от нас на бесконечно большое расстояние.
По мере удаления смягчается и цвет, становясь более бледным и голубоватым. Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом. Это явление носит название воздушной перспективы.
Воздушная перспектива - кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.
Так, все ближние предметы воспринимаются четко со многими деталями и фактурой, а удаленные - обобщенно, без подробностей. Контуры ближних предметов выглядят резко, а удаленных - мягко. Все близкие предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние - слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Из-за воздушной прослойки цвета всех удаленных предметов становятся менее насыщенными и приобретают цвет воздушной дымки - голубой, молочно-белый, фиолетовый. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные - одноцветными. Художник должен учитывать все эти изменения для передачи пространства и состояния освещенности в своей картине. .
Свои перспективные закономерности имеют и отражения в воде. Как правило, длина отражения предмета в воде равна длине самого предмета. Отражение точно повторяет предмет, но в перевернутом виде.
Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.
Свет и тень (светотень) - очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.
Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.
Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.
Пейзаж включает в себя предметы с самой разной фактурой поверхности. Для его точного изображения приходится передавать все разнообразие таких элементов – шероховатость древесной коры, пушистость или перистость облаков, гладкую как зеркало воду в тихом пруду. Фактура пейзажа меняется в зависимости от времени года: мягкие, округлые кроны лиственных деревьев летом разительно отличаются от острых голых ветвей в зимнем лесу.
Абстрактное подобие фактуры можно создать для того, чтобы сообщить рисунку определенное настроение или создать определенную атмосферу. Четких правил передачи фактуры нет. Путь к успеху проходит через экспериментирование с техникой и материалами рисунка, через изучение и наблюдение природы, натуры. Можно использовать, наряду с линейной и штриховой разработками рисунка, специальные удары кистью и заливки тоном. Наибольшая выразительность достигается тогда, когда в рисунке возникает необходимый ритм штрихов.

2. Подготовка материалов

Приготовим краски. Потребуются голубая, синяя, фиолетовая (синяя и красная), зеленая, коричневая и черная краски.
Промоем кисточки и вытрем их тряпочкой. Приготовим палитру, стакан с водой.
Лист бумаги для акварели положим на пластиковый стол, не подкладывая бумагу или материал.
Губкой или кусочком пористого материала смачиваем лист бумаги. Если образуется лишняя вода, то необходимо промокнуть ее.

3. Просмотр презентации

Рассматривание иллюстраций известных художников. Приложение 1 .

4. Выполнение упражнения

Начинаем выполнять рисунок. По мокрому листу кистью намечаем две диагонали. В центре листа на пересечении диагоналей проводим широкой кистью мазок фиолетовой краской (или сине-голубой).
Далее, двигаясь от центра, широкими мазками наносим краску вправо и влево, постепенно увеличивая высоту мазков. Мазки – вертикальные, линии широкие. Цвета соединяем на палитре, добиваясь нужного оттенка.

Порядок следующий:

1ч. синяя + 1/2 ч. зеленая (или фиолетовая),
1ч. зеленая + 1/2 ч. синяя,
только зеленая,
1ч. зеленая + 1/2 ч. коричневая,
только коричневая.

Размещаем полосы рядом, как бы вливая цвет в цвет, и пока краски не высохли, размываем и соединяем их края кисточкой. Оба цвета вливаются один в другой. Получаются интересные переходы от одного цвета к другому, так как работаем по мокрому листу. Стараемся заполнить штрихами расстояние между диагоналями до боковых краев листа симметрично. Высоту мазков увеличиваем от центра к краям между диагоналями (вспоминаем линейную перспективу).
Затем чистой кистью (без краски) проводим линию горизонта и берега водоема. Верхнюю и нижнюю четверти листа заполняем горизонтальными штрихами, растягивая уже нанесенные вертикальные мазки. Заполняем все просветы, придавая воде и небу как бы прозрачность (вспоминаем воздушную перспективу).

5. Творческое дополнение

Можно дополнить рисунок точкой, пятном. Для этого черной краской тонкой кистью, на поверхности воды прорисуем четким контуром маленькую лодочку с рыбаком или мексиканца на пироге. Можно придумать свое дополнение, но не забудьте об отражении в воде.

6. Анализ работ

Количество учащихся, выполнивших всю работу без ошибок около 70%.

Ошибки, допущенные в выполнении задания:

а) не использовались правильные материалы;
б) размещение изображения неправильное, не весь лист заполнен рисунком;
в) работа красками велась неаккуратно;
г) неверно выбрано цветовое решение;
д) не выполнены дополнительные условия задания.

На следующем уроке, когда рисунки высохнут, можно сделать выставку и обсудить с ребятами их работы.

Используемая литература.

  1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Под ред. Б.М. Неменского. М. Просвещение, 2012г.
  2. Н.М. Сокольникова . Основы рисунка. М.,1998г.
  3. Альбом. Исаак Ильич Левитан. Автор текста В.А. Прытков. М.,1980г.
  4. Альбом Г.Т.Г. Рисунок. Акварель. Составители: В. Азаркович, А. Гусарова, Е. Плотникова. М.,1966г.

Элементы пейзажа встречаются в искусстве глубокой древности. Пейзаж постепенно формируется как самостоятельный жанр в искусстве, в котором основным предметом изображения является природа. Вначале бытует чисто видовой пейзаж, преобладавший в основном в графике, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением жизни.

Позднее в нем находят отражение мотивы и настроения, характерные для того или иного художественного направления - классицизма, романтизма и других.

В XX столетии получают развитие такие разновидности пейзажа, как городской и индустриальный.

Термин урбанизамция (от лат. urbanus -- городской) -- процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки урбанизации -- рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.).

Графический пейзаж

Пейзаж -- изображение природы в литературе и живописи, иначе -- образ природы в художественном произведении (слово П. происходит от французского pays -- страна, местность). Из области пространственных искусств термин «П.» перешел в литературоведение. Историки искусства, подходившие к П. со стороны формальной и эстетической, конечно не могли дать удовлетворительного объяснения как причине появления интереса к П., так и характеру изменений в его трактовке. Они рассматривали П. как нечто оторванное от человеческого общества и изображаемое художником с «объективной» свободой, без всякой «заинтересованности» в изображаемом. Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта.

Пейзаж - традиционный жанр станковой живописи и графики. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить: сельский, городской, индустриальный пейзаж. Для изображения пейзажа необходимы знания наблюдательной и воздушной перспективы. Надо научиться определять масштаб изображения, выделять главное в рисунке пейзажа. Успех во многом будет зависеть от правильной последовательности работы. Важно выбрать выразительные пейзажные мотивы. Далее следует подумать о выборе высоты линии горизонта. Один и тот же пейзаж будет выглядеть величественно при низкой точке зрения и обычно, если линия горизонта будет проходить через центр листа. Высокое расположение линии горизонта или вынесение ее за пределы листа позволяет показать большую часть земной поверхности.

В рисунке пейзажа изображение неба во многом определяет настроение всего пейзажного мотива. Над земной поверхностью небо образует купол, полусферу.

Это лучше под черкнуть расположением облаков. Одинаковые по форме и находящиеся на одной высоте облака кажутся меньше и ближе друг к другу по мере удаления их к горизонту. Светотеневые эффекты на облаках значительным образом изменяются в зависимости от времени дня. Именно облака, закрыв солнце и отбрасывая тень, могут значительным образом изменить впечатление. Очертания легких облаков могут придать романтическую атмосферу рисунку. Учебное рисование включает быстрые наброски пейзажа, его отдельных деталей, а также рисунки, выполняемые в течение нескольких часов. Линейный рисунок призван запечатлеть объемный объект. Для обозначения контуров и светотени используют линии и штрихи. Например, этот быстрый линейный набросок деревни значительным образом отличается от светотеневого его изображения. В линейном наброске основное внимание художник сосредоточил на перспективных сокращениях дороги, столбов и домов. А в светотеневом изображении важно было показать игру пятен света, полутонов и теней. Яркое солнце усиливает световые контрасты. Наиболее удачное композиционное решение можно использовать для выполнения длительного рисунка. В число учебных задач, решаемых пейзажистом, может входить передача определенного времени суток, состояния природы или времени года. Также используются различные художественные материалы, такие как грифельный и угольный карандаш, перо, фломастер, геливая и шариковая ручка Большой интерес в рисунке представляет зарисовка памятников архитектуры. Например, наброски городов с различными архитектурными сооружениями передают очарование русской старины.

Эти рисунки выполнены палочкой и тушью с учетом тональных отношений.

Графитный карандаш позволяет более тонко, чем тушь, передавать тональные различия в пейзаже. Улицы города полны движения, наброски фломастером фиксируют его.

Работа над длительным рисунком пейзажа начинается с композиционных эскизов небольшого размера. Лучше использовать различные форматы и художественные материалы. Наиболее удачное композиционное решение можно использовать для выполнения длительного рисунка.

Как архитектурное проектирование начинается с чертежа, так ни одна разновидность искусства не обходится без рисунка. Рисунок - есть не что иное, как графика. Живопись, будь то пейзаж, а тем более портрет, всегда начинается с графического построения, с рисования. С графики искусство начинается, графикой и заканчивается. Если мы переведем многоцветье живописной картины в черно-белое тоновое изображение, то увидим характерные для графического изображения созвучия черного и белого, приглушенного и яркого, линий и пятна.

Аистиное гнездо. Рисунок гелевой ручкой по оберточной бумаге. Воспроизведено с фотографии.

Графика может быть очень разной - рисунок гелевой ручкой, рисунок пером и тушью, кистью на тонированной бумаге любого оттенка и даже белилами по черному фону. Японская гравюра, многоцветная ксилография, убедительно доказывает, что художественная графика способна существовать не только в черно-белом варианте, как часто считают, но и содержать полную палитру цветов и красок. Отличает графику от живописных полотен своеобразная "графичность". Композиция строится на сочетании линий, пятен, тона и цвета, контрасте темного со светлым, со стремлением к локально окрашенным объемам и формам.

Созданию будущей картины в красках на холсте также обязательно предшествует сбор натурного материала, в большом количестве создаются черно-белые пейзажи в виде многочисленных зарисовок. Эти зарисовки и этюды необходимы вовсе не для того, чтобы выстроить их потом в ряд на спинке дивана и срисовывать с них большую серьезную композицию. Графические зарисовки важны для понимания окружающего мира, его закономерностей, понимания физических основ распределения света и тенеобразования.

На первый взгляд кажется, что деревья в лесу растут в нерегулярном, хаотическом порядке. Однако это не так, и даже в рисунке упавших стволов деревьев присутствует своя закономерность. Смысл работы над этюдами и графическими зарисовками в том и состоит, чтобы эти закономерности раскрыть.

Научной ценности такие знания не имеют, зато для понимания естественной красоты природных форм важны неоспоримо. Без этих натурных знаний невозможно ни одно живописное полотно.

Пейзаж способен выдумать любой, даже ребенок, умея "придумывать" деревья и располагать их в произвольным образом на картинной плоскости холста. Но пейзаж так и будет выглядеть придуманным.

На этой странице представлена небольшая галерея авторских рисунков, каждый из которых представляет собой авторский черно-белый пейзаж.

Яблоня. Тушь, перо. Рисунок с натуры, вид из огорода заброшенного участка деревни Лутовиновка.

Деревья. Акварель "по мокрому". Живопись в технике гризайль выполнена черной акварелью по мокрой бумаге. Техника проста в повторении: по очень мокрой бумаге пишем большие массы, а по мере подсыхания добавляем деталей.

Болото. Графика тушью, пером и белилами по оберточной бумаге розоватого оттенка. Рисунок выполнен в технике графики пером и тушью с применением белил для достижения художественной выразительности и увеличения динамики тона.

Согбенные березки. Тушь, перо. Уголок лесной чащи, кажущейся мрачной и неприветливой. Манера и тема выбрана специально, тогда как это изображение березовой рощи на болотистой местности - неотъемлемого атрибута русских равнин.

Уголок заброшенной деревни. Тушь, перо. Графический рисунок пером и тушью, изображающий уголок заброшенной деревни. Покосившиеся редкие заборы, заброшенные деревянные домики с почерневшими от влаги бревнами. Посреди пустынной деревеньки два столба линии электропередачи без намека на провода.

Тэг: Станковая (станковый рисунок, эстамп)

Тема урока: «Пейзаж в графике»

6 клас c

Цель :

Познакомить учащихся с видами пейзажной графики (зарисовки и наброски) выполненные мастерами-графиками, дать понятие о линейной воздушной перспективе, обобщить знания по теме «Графика», сформировать работы в технике граттажа.

Познакомить с графическими произведениями русских художников.

Сформировать навыки передачи настроения в рисунке.

Задачи:

1. Обучающие:

Формировать умения чувствовать и определять красоту линий как средства художественной выразительности, использовать её возможности в собственном творчестве. Познакомить с особенностями некоторых приемов в искусстве;

Познакомить с некоторыми произведениями художников;

2. Развивающие:

Овладевать новыми инструментами и техниками (заострённая палочка, перо), продолжать развивать умения пользоваться выразительными средствами графики (точкой, штрихом, линией ), передавать свои умения в рисунке.
3, Воспитывающие:

Воспитать эстетическое отношение к окружающему миру и любовь к прекрасному.

Воспитание аккуратности.

4.Организационный момент.

Оборудование:

Информационный материал к уроку, рисунки пейзажа в графике, репродукции картин художников (русских и осетинских) в презентации.

Материал для работы (заострённые палочки, перо, гелиевая ручка).

Зрительный ряд:

Чёрно – белые иллюстрации (пейзажи, деревья, особенно зимой), репродукции печатной графики.

Дидактический материал к уроку: презентация «Пейзаж в графике».

Структура урока:

    Организационный момент

    Беседа по основному материалу урока:

а) закрепление пройденного материала по видам ИЗО

б) вводная информация

в) демонстрация материала, объяснение.

3. Практическая работа

4. Итог урока (выставка работ учащихся, заключительная речь учителя)

5. Домашнее задание

Методы: Словесный (рассказ), иллюстративный.

Формы: Коллективная, индивидуальная

Деятельность учителя:

Сообщение темы урока. Проводится показ подобранного материала по теме урока (живая речь учителя и демонстрация презентации)

Деятельность учащихся:

Демонстрационный материал. На протяжении беседы учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель: Рассказ-беседа по теме:

2 Беседа:

Ранее мы с вами говорили о графическом натюрморте и портрете, а на этом уроке мы будем говорить о графическом пейзаже.

- Чем отличается такой пейзаж от обычного?

Графический пейзаж воспроизводится при помощи линий - прямых, кривых, волнистых. Основным материалом является карандаш или уголь.

Что является основой языка графики?

Основой графического языка являются работы черным по белому или белым по черному.

Самый распространенный вид пейзажной графики - это зарисовки и наброски, которые художники делают постоянно, фиксируя свои впечатления. Такие рисунки, сделанные карандашом, пером, углем, разнообразные по мотивам и авторскому видению и служат ему творческой кладовой, то есть материалом для создания произведений.

Развитие графики тесно связано с искусством создания книги. Когда с конца ХV века появляются печатные книги, гравюры становятся доступными широкому кругу людей. Мастера-граверы все большее внимание уделяли разнообразию и выразительности штриха – графической разнообразности. Со временем самостоятельное значение графики только возрастало.

В каждом рисунке началом всех начал является первое прикосновение к листу. Чёрно-белое пятно, линия, штрих, точка – это стихия из которой возникает образ.

Художники графики передают свои впечатления о мире с помощью чёрного и белого цветов на бумаге. Посмотрите вокруг и назовите предметы белого и чёрного цветов. (Белый снег, звёзды, невеста, чёрные горы, чёрные тучи.) Эти цвета по отношению друг к другу контрастны, противоположны.

Большую роль играет передача освещения пейзажа. В зависимости от освещения в различное время суток: утром, днем, вечером, ночью – пейзаж меняет свои очертания.

Утром контуры пейзажа окутаны дымкой. Рисуя пейзаж утром, надо стушевать контуры заднего плана. Подчеркнуть контуры переднего плана.

Вечером наблюдается обратное явление: все предметы на фоне неба вырисовываются отчетливо, в виде силуэтов, тени ложатся гуще, плотнее, формы предметов выглядят четче. В солнечный день земля и растительность темнее неба, светлые предметы, освещенные прямым светом, могут быть светлее неба. Контраст света и тени различны в солнечный и пасмурный день, утром и вечером.

Сегодня на уроке вы будете выполнять пейзаж, пользуясь выразительными средствами графики: точкой, штрихом, линией, пятном, продолжать овладевать различными инструментами: заостренной палочкой, пером. В конце урока мы устроим выставку ваших работ.

Тема нашего урока: «Пейзаж в графике».

Давайте же сегодня вспомним, что такое графика .

(Графика – это вид изобразительного искусства, в котором основными средствами выразительности являются линия, точка, штрих, пятно, тон).

Какие материалы используют художники-графики? Тушь, акварель, пастель, мел, уголь, сангину, карандаш, фломастеры и т.д.

Какие виды гравюр вам запомнились и что такое гравюра?

Гравюра - это оттиск с поверхности, на которой выполнен рисунок. Можно делать гравюру на дереве, линолеуме, металле.

Гравюра относится к печатной графике.

Книжная графика (иллюстрации).

Промышленная графика или прикладная (открытки, этикетки, конверты, календари).

3. Практическая работа.

Цель этапа:

Выявить степень усвоения знаний об этапах выполнения рисунка.

Умения:

Находить гармонию и красоту в изображении пейзажа в графике.

Деятельность учителя:

Организует выполнение практического задания.

Деятельность учащихся:

Выполняют практическую работу в графической технике (граттаж).

Задание:

Выполнить пейзаж в графической технике граттажа.

Материал:

Карандаш, альбом, затонированные альбомные листы черной гуашью. Заострённые палочки, перо.

Выполните весенний графический пейзаж карандашом (на белом фоне черный рисунок) и технике граттажа (на черном фоне белый или цветной).

Прежде чем приступить к заданию, определитесь с замыслом своей будущей картины, составьте композицию.

Учитывать перспективу в композиции рисунка, использовать средства художественной выразительности, пропорции светлого и темного, передавать пространство в рисунке.

С помощью линии, штриха, пятна - художники создают разнообразное восприятие мира.

Как нужно изображать предметы, расположенные на переднем плане?

(Чем ближе от нас предмет, тем больше подробностей мы на нем изображаем).

Как изображают предмет вдали?

(При удалении предмета детали заметны меньше, предметы, удаляясь, не только уменьшаются, но и как бы тают в воздухе, приобретают менее чёткие очертания.)

При работе необходимо соблюдать технику безопасности.

4.Итог урока.

Просмотр работ.

Ребята давайте посмотрим, какие разные, интересные работы получились. Какие выразительные средства вы использовали?

В какой работе лучше всего использовался штрих?

В какой - линия ?

В какой – точка ?

Какая работа вам больше всего понравилась?

Выставка работ учащихся.

5. Домашняя работа

Объяснение домашнего задания.

Изобразить городской пейзаж в карандаше, в технике граттажа и

монотипии, учитывая перспективное решение рисунка.

Найти репродукции художников-рисунки в разных техниках, иллюстрации, гравюры и др. принести на следующий урок.

Похожие публикации