Сочинение. Система образов в романе «Герой нашего времени»


Проза Лермонтова невелика, но один небольшой по размеру роман «Герой нашего времени» поставил поэта в ряд с великими писателями-прозаиками. Историю русского романа не поймёшь и не расскажешь, минуя «Героя нашего времени». Это – веха крупнейшего значения, это - новый этап литературного развития, подготовивший появление мощного реализма Льва Толстого.

Книга вобрала в себя жгучую печаль многих сердец и наблюдения лучших, честных умов. Отсюда понятно отношение реакционной критики к роману – она встретила его ругательствами и обвинениями автора в разврате.

Главный герой книги Григорий Печорин – личность неоднозначная и незаурядная, вызывающая противоречивые чувства.

Но были и многие, кто останавливались перед Печориным, спорили с ним или повторяли его горестные раздумья, но все признавали притягательную силу образа.

Духовный мир Печорина раскрыт перед нами в сложной игре переживаний, в переплетении противоречивых чувств, в разнообразных поступках и проявлениях характера. Замечательна композиция романа: он состоит из пяти новелл, связанных единством главного действующего лица. Каждая из новелл – самостоятельное, прекрасное в своей законченности, произведение; соединенные, они образуют также цельное, стройное произведение. Эпизоды жизни и странствий Печорина так рассказаны, что в случайных как будто происшествиях отражён характер человека в его цельности.

В двух новеллах – «Бэла» и «Максим Максимыч» - Печорин изображён со стороны – со слов Максима Максимыча или автора путевых записок, - и самые события рельефно рисуют героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» образуют «журнал», то есть дневник Печорина, в котором духовный мир его раскрыт изнутри. В сжатые, напряженные действием, увлекательные новеллы Лермонтов вплёл тончайший психологический рисунок.

В «Бэле» рассказан эпизод жизни Печорина на Кавказе. Правдиво изобразил Лермонтов поведение русского офицера в завоеванной стране: Печорин, не задумываясь, похищает понравившуюся ему девушку-черкешенку, жертвами его прихоти гибнут родичи Бэлы, гибнет и сама бедняжка Бэла. Образ гордой, чистой сердцем Бэлы пленителен именно своей естественностью, в нём нет ни прикрас, ни сентиментальности, как нет ложной экзотики и «клеветы» в выразительной фигуре абрека Казбича.

Отношение Печорина к Бэле можно охарактеризовать словами его же дневника, где он сравнивает душу Бэлы с едва распустившимся цветком, которым надо насладиться и выбросить. Он называет обладание этой невинной душой необъятным наслаждением. Это циничное признание бросает яркий свет на Печорина – капризного барича. А Максим Максимыч в простоте душевной говорит: « таков уж был человек: что задумает, подавай, видно в детстве был маменькой избалован…»

В следующем за «Бэлой» рассказе Лермонтов ещё сильней выявил эгоистическую природу Печорина. После долгой разлуки он встречается с другом трудных дней – Максимом Максимычем и обнаруживает при этом такое небрежение и чёрствость души, что вызывает осуждение даже великодушного Максима Максимыча: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен…» Странно слышать простое это обвинение по адресу Печорина, а ведь он заслужил его. В Печорине писатель выявляет эгоизм, как постоянное свойство характера, а вместе с тем это характер волевой, действенный.

Судьба забросила Печорина в глухой приморский городишко, столкнула с «мирным кругом честных контрабандистов», он «встревожил их спокойствие» и едва сам не погиб. В эпизоде этом Печорин предстаёт отважным, находчивым.

Лермонтов в «Тамани» с особенной силой дал почувствовать одиночество своего героя. Он один не только в этом глухом городишке, среди «мирных» контрабандистов, он один во всём мире, и щемящей грустью звучат последние слова рассказа: «…какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!»

«Княжна Мери» - исповедь Печорина – сердце романа. Печорин предельно откровенен в своих порой трагических, порой циничных признаниях, они проливают свет на его поведение, изображённое в других новеллах.

Дневник Печорина не стенографическая запись чувств и переживаний, это – история мятущейся души, в которой каждый поступок, чувства, мысль прошли через строгую самокритику. Способность к самопознанию – черта драгоценная в Печорине, роднящая его с лучшими людьми того времени, близкая автору и высоко им ценимая.

Первые страницы дневника Печорина с их желчной характеристикой «водяного общества» свидетельствуют о том, что Печорин знает истинную цену дворянскому свету. Но он живёт только в нём, хотя общий язык нашёл с разночинцем доктором Вернером. Печорин привык жить «в большом свете и … баловать своё самолюбие»; задыхаясь в этой среде, он не только не способен из неё вырваться, но и задачи этой перед собой не ставит. Отсюда – противоречивость, извращённость чувств и поступков.

При этом Печорин – человек большой природной одарённости. Лермонтов внимательно, в рельефном психологическом рисунке выявил богатые духовные силы своего героя: он одарён сильным умом, живым воображением, чувством прекрасного, чутьём красоты душевной и красоты природы. Просты и прекрасные описания природы в «журнале» Печорина гармонически сочетаются с интимностью дневниковых записей. Многие из этих записей принадлежат человеку с «душой испытанной и высокой». А наряду с ними – циничные и страшные признания. Духовный облик Печорина искажён «мелкими слабостями, дурными страстями», «злой страстью мучить людей», извращённостью чувств, барской самовлюблённостью. Самое страшное и глубоко верное признание Печорина то, что он «ко всему равнодушен, кроме себя». Он мечтал о высоком жизненном назначении, чувствуя свои «силы необъятные», но не «угадал» этого назначения, «увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных». Область общественных запросов и борьбы неведома Печорину.

Лермонтов так полно выявил богатые духовные силы своего героя, чтобы показать: силы эти бесплодно гибнут, растрачиваются в мелких интригах, в жестоких забавах, если нет им действительно высокого, общественного приложения.

Сознавая историческую трагедию своего поколения, стало быть и Печорина, Лермонтов не прощал его позорного бездействия, равнодушия к общественному «добру и злу». В этом – величие Лермонтова. Его роман – суд над Печориным. В исповеди своего героя поэт раскрыл тайники души неудовлетворённого, мятущегося, но равнодушного ко всему, кроме себя самого, человека.

Как и любое настоящее произведение классической литературы, роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» уже почти два столетия не утрачивает своей художественной ценности и социальной значимости. Каждое новое поколение находит в нем собственные смыслы. Это произведение словно соткано из противоположных тем и литературных приемов, которые гармонично сливаются в единое целое.

Первая часть романа как внешняя характеристика главного героя

В этой новелле рассказ идет от лица Максима Максимыча, поэтому его нельзя считать прости действующим лицом. Михаил Лермонтов не заостряет внимание на характеристике его внешности и внутреннего мира. Читатель должен сфокусироваться на самом рассказе, который дает первое знакомство с личностью главного героя. Но из этого повествования мы узнаем не только о Печорине и черкешенке Бэле, но и о Максиме Максимыче. Скупая информация о рассказчике не позволяет рассматривать его в качестве одного из центральных персонажей повести. Он не становится на первый план.

И все же Максим Максимыч - законченный и емкий образ. Его нельзя считать заурядным человеком, он отличается подлинным участием в судьбах других людей. Его способность сочувствовать и сопереживать, полное отсутствие эгоистических мотивов - это настоящий дар. Именно поэтому многие исследователи творческого наследия М. Ю. Лермонтова приходили к выводу, что подлинный авторский идеал человека выражен не в сложной и противоречивой натуре Григория Печорина, а в цельном характере Максима Максимыча.

Писатель особо отмечает, что собирается «нарисовать его (Печорина) портрет» до того, как дает характеристику главному герою. Для раскрытия образа центрального персонажа используются разные приемы. С одной стороны, мы видим его глазами стороннего наблюдателя, с другой, - через его собственные дневники. Эта особенность обусловливает разделение романа на две части, каждая из которых обладает внутренней целостностью. В первой дается внешняя характеристика Печорина, во второй - мы становимся читателями искренней исповеди главного героя.

Вторая часть романа - исповедь Печорина

Эта часть открывается маленькой новеллой «Тамань». В ней используются как романтические, так и реалистические приемы. Но в результате все сводится к весьма прозаическим вещам, хотя первое впечатление исключительно романтическое, даже несколько поэтическое.

Вместе в главным героем читатель начинает осознавать, что контрабандистка играет роль влюбленной, чтобы избавиться от незваного гостя из армии.

Во второй повести «Княжна Мери» раскрывается тема взаимодействия героя и так называемого «водяного общества». В этой новелле создана целостная и тщательно продуманная система образов. Из первых же записей Григория Печорина читатель узнает об основных действующих лицах: Грушницком и Мери, Вере и Вернере.

Жизненные принципы этих персонажей становятся сразу же известными. С одной стороны находятся Грушницкий и Мери, во взаимодействии с ними раскрывается внешняя сторона личности Печорина. С другой - Вера и Вернер, образы которых позволяют нам понять подноготную главного героя, лучшие стороны его личности.

На фоне внешней непривлекательности Вернера особо выделяется его сложный внутренний мир, возвышенные стороны его души.

Грушницкого и Вернера можно считать двумя реально существующими ипостасями личности Печорина. В первом присутствуют несколько утрированные внешние черты главного героя, во втором мы видим важные внутренние качества центрального персонажа. Грушницкий - эгоист, Вернер может глубоко и подлинно чувствовать и др. И все же арифметическое сложение качеств этих действующих лиц не позволит создать полноценные образ Печорина. Главный герой намного сложнее и многограннее, хотя иногда действительно ведет или чувствует себя как Грушницкий или Вернер.

Мери - юная девушка, воспитанная в светском обществе. Она не лишена внутренней духовности и склонна романтизировать окружающее, и в этом видна ее незрелость и наивность, что в общем-то простительно в ее возрасте. Положительным свойством ее романтизма - стремление к более содержательной жизни.

Именно эта наивная девочка с присущими ей порывами к идеальному становится очередной жертвой Печорина. Вероятно, бездумная кокетка не вызвала бы такого сочувствия читателей. Скорее всего, девушка бы переросла свой нежный возраст и поэтические устремления, превратившись в заурядную светскую даму, не появись на ее пути Печорин.

В некоторой степени образ Веры приоткрывает нам возможные версии судьбы княжны Мери. Вера задолго до княжны испытала на себе влияние главного героя, приобщившего ее к сложному миру нравственных ценностей, которым нет места в светском обществе, полном условностей.

В повести «Княжна Мери» автор раскрывает двойственное отношение Григория Печорина к женщинам и любви как самому сильному из человеческих чувств. С одной стороны, главный герой способен играть в любовь, что он и делает, когда жестоко смеется над юной княжной, проявляя в полной мере светскую испорченность и неумение подчиняться искренним стремлениям сердца. С другой стороны, раскрывается его способность увлекаться даже крошечными проблесками внутренней красоты.

Печорин в системе женских образов «Героя нашего времени»


Образы женщин в романе «Герой нашего времени» играют большую роль в раскрытии характера главного героя - Печорина. Ведь тонкие грани его души, его недостатки и положительные стороны наиболее ярко можно увидеть, когда герой взаимодействует с женщинами, в которых влюблен, которые влюблены в него.

Ни одна любовь Печорина не заканчивается счастливо. Он сам приходит к мысли, что единственное, что он умеет в жизни, это разрушать чужие надежды. Печорин, как огня, боится женитьбы. Еще этот герой отмечает, что любит женщин только ради себя, ради собственного удовольствия, с жадностью поглощая чужие чувства, ничем не жертву ради любимой женщины. Он хочет быть любимым сам и никак не может насытиться в этом желании.

Образ Бэлы в «Герое нашего времени»


Пожалуй, самый яркий женский персонаж «Героя нашего времени» - это Бэла. Она прекрасная дочь горного князя, похищенная влюбленным Печориным. Бела дикарка, необразованна, непосредственна. Однако она - олицетворение гордости и чувства собственного достоинства. Бэла – настоящая женщина в своих любовных чувствах. Ее любви невозможно добиться страхом, подарками, красивыми словами. Бэла не знает хитрости, она открыта и не скрывает своих чувств.

Сердце Бэлы склоняется к Печорину только тогда, когда он говорит ей, что хочет уехать на войну, чтобы оставить там голову. Этот эпизод открывает перед читателем ее милосердную и добрую душу девушки.

Во взаимной любви с Печориным раскрываются лучшие стороны Бэлы. Она веселая, озорная, талантливая: поет и танцует так, что куда там светским дамам на балах. Завоевать Бэлу было не просто, но в любви она настоящий клад: страстная, верная, преданная, внимательная, чуткая. Пылкая любовь Бэлы - одна на всю жизнь.

Когда неглубокие чувства искателя приключений Печорина к ней начинают угасать, любящая девушка чувствует это сразу и сама угасает на глазах. Скрыть свое охлаждение Печорин не может, Бэла чувствует это сердцем. Но и в страданиях она сохраняет гордость, не упрекает любимого, не пытается ограничить его свободу или хитростью насильно привязать его к себе. Без любви для нее нет жизни, поэтому, выйдя за пределы крепости, Бэла каким-то образом сама приближает свою раннюю смерть.

Даже умирая от раны, нанесенной Казбичем, Бэла хочет только видеть Печорина и переживает, что из-за различия религий не встретится с ним на небе. При этом менять веру она отказывается – в этой родилась, в этой и умрет. Чтобы любимый помнил ее – вот последнее желание любящего сердца этой девушки.

Образ ундины в «Герое нашего времени»


Еще одна девушка в романе - контрабандистка. Она напоминает повадками русалку и выглядит очеь необычно. «Далеко не красавица…», она, тем не мене, очаровывает Печорина. Он видит в ней «породу». Ундина красива, как красив дикий зверь, артистична, эксцентрична. Она ведет себя странно: поет на крыше, разговаривает сама с собой, никого не смущаясь. Своей естественностью, даже дикостью, она покоряет Печорина. Такого он раньше не видел -прелесть новизны захватывает его.

Сначала Печорин подумывает, не сумасшедшая ли девушка, уж слшком оригинально ее поведение. Но «…на лице ее не было никаких признаков безумия; напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью…»

«Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно.

Скоро проницательный Печорин начинает замечать, что девушка не так естественна, какой хочет казаться, что она играет «комедию». Но своим наблюдениям он не хочет верить, потому что уже создал в уме привлекательный образ:

«Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в ее улыбке было что-то неопределенное, но … правильный нос свел меня с ума»

Ничего на самом деле интересного и душевного в ундине Печорин в итоге не находит. Напротив, она подло заманивает его на лодку, притворяясь влюбленной, после чего пытается утопить, чтобы он не донес коменданту на контрабандистов. Печорин разочарован и зол на себя, что так обманулся.

Образ Мери в «Герое нашего времени»


Женские образы «Героя нашего времени» продолжает княжна Мери. Это - юная невинная девушка. Мери красива и богата, она – завидная невеста. Мери обладает острым умом, хорошо образована:

«…читала Байрона по-английски и знает алгебру: в Москве, видно, барышни пустились в ученость, и хорошо делают, право! Наши мужчины так не любезны вообще, что с ними кокетничать, должно быть, для умной женщины несносно…»

Мери окружена поклонниками. Она держится гордо, даже высокомерно, острая на язык, умеет вести разговор. Часто она весьма колка и умеет высмеять неудачливого собеседника.

«Княжна, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство, твой разговор – никогда не удовлетворять его вполне; ты должен ее тревожить ежеминутно…» - говорит опытный Печорин Грушницкому о Мери.

Вместе с тем Мери обнаруживает жалость к больному Грушницкоиу в солдатской шинели, подает ему стакан с водой. На нее большое впечатление производит поступок Печорина, защитившего ее. В душе Мери оказывается наивным, пугливым ребенком - почти падает в обморок от страха, когда к ней цепляется пьяный хулиган на балу. Неопытная в жизни Мери - легкая добыча умелого обольстителя Печорина.

Доброе сердце девушки склоняется к Печорину, который сумел показать себя непонятым и неоцененным в обществе:

«Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряженным, даже нежным вниманием, что мне стало совестно. Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»

От своей первой любви Мери получает сокрушительный удар: она была лишь игрой своего избранника. Задета гордость девушки, и вся сила ее нежного чувства обращается в ненависть. «Я вас ненавижу» - вот последние слова княжны Печорину. Сможет ли она теперь доверять еще кому-нибудь? Сможет ли любить?

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»

Образ Веры в «Герое нашего времени»


Вера - это женщина-жертва. Она давно влюблена в Печорина, который «высушил ей сердце». Она терпит это, прячет свою любовь от своего очередного мужа, мучается ревностью. Единственное ее утешение - то, что любимый холост.

Одновременно, Вера - умная женщина. Она единственная, кто поняла Печорина таким, какой он есть, со всеми его хитростями, страстями и пороками, и тем не менее, продолжает любить. Вера больна и знает, что жить ей, видимо, осталось недолго. Она говорит, что разум подсказывает ей ненавидеть Печорина, однако она, наоборот, тянется к нему и благодарна ему за все минуты, проведенные вместе.

Вера несчастна, она говорит, что пожертвовала ради любви к Печорину всем. Под этим Вера имеет в виду радость жизни, а не какие-то выгоды (она замужем по расчету, за немолодым человеком, ради благополучия сына). «Моя душа истощила на тебя все свои сокровища, все слезы и надежды…». Вера хочет ответной жертвы, и страдает оттого, что знает: от Печорина она никаких жертв не дождется:

«Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете…»

Чувство любви не приносит Вере истинной радости: для нее любовь – море страданий. Упреки, ревность, самоунижение:

«Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться… и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!»

«Может быть, – подумал я, – ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…»


Поделиться в социальных сетях!

Я к дружбе не способен:

из двух друзей всегда один раб другого,

хотя часто ни один из них себе

в этом не признаётся.

М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

I. Печорин в системе мужских образов романа

После того как основное содержание романа уже осмыслено учениками, полезно провести несколько уроков-практикумов, на которых будут закреплены навыки анализа эпизода и выявлена роль второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Для этого необходимо сопоставление образа главного героя с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем (в группах).

Группа 1. Печорин и Максим Максимыч.

1. Какие чувства исповедь Печорина, начинающаяся словами «...у меня несчастный характер», вызвала у Максима Максимыча? Докажите, что опустошенность души Печорина — это веяние века.
дальше...
2. Как проявилось отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? Какими способами автор передает взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
3. Как Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Подберите к своим тезисам ключевые слова и под твердите каждое цитатой. (Максим Максимыч— удивление, непонимание, любовь, сочувствие, искренность. Печорин — безразличие, равнодушие.) Какова роль образа Максима Максимыча в романе?

Группа 2. Печорин и Грушницкий.

1. Как Печорин относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11, 16 мая, 5, 6 июня).
2. Какие чувства вызывал Печорин у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5, 12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?. Какова композиционная роль в романе образа Грушницкого?

Группа 3. Печорин и Вернер.

1. Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у Печорина и Вернера? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая).
2. Проанализируйте записку Вернера к Печорину после дуэли и их последнюю встречу. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

Группа 4. Печорин и Вулич.

1. Как в сцене заключения пари между Печориным и Вуличем отразился характер каждого из героев? Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при их сопоставлении?
2. Оцените поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака. Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем смысл такой авторской позиции?
3. Какова роль образа Вулича в романе?

В заключение урока возможно составление плана сопоставительного анализа мужских образов романа или опорной схемы.

Вариант плана сопоставительной характеристики героев

1. Место героев в системе образов (главный — второстепенный, мужской — женский, молодой — старый и т. п.) и их взаимоотношения.
2. Прошлое героев (происхождение, воспитание, образование, мировоззрение).
3. «Говорящий» смысл их имен и фамилий и обстоятельства первого появления в произведении.
4. Портреты, их схожесть, различие, эволюция; чьими глазами они даются.
5. Наличие пейзажей и интерьеров, связанных с героем (сходство — контраст).
6. Речевые характеристики героев; особенности внутренних монологов.
7. Поступки героев, раскрывающие их характер.
8. Функция снов, смыслообразующих художественных деталей.
9. Герои в оценке других персонажей (в оценке друг друга, в самооценке).
10. Прямые или косвенные способы авторских характеристик героев.

II. Дружба в жизни Печорина

Итог урока

Мужские образы романа — двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, ме нее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.

Домашнее задание

Пользуясь планом сопоставительной характеристики героев, составить сообщение на одну из тем: 1) Печорин в системе мужских образов романа; 2) Сравнительная характеристика двух мужских образов романа. Подготовить письменный ответ на проблемный вопрос «Можно ли отношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?» (по выбору).
Урок 48
Печорин в системе мужских образов романа .

Дружба в жизни Печорина

…Я к дружбе не способен:

из двух друзей всегда один раб другого,

хотя часто ни один из них себе

в этом не признаётся.

М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени
I. Печорин в системе мужских образов романа

После того как основное содержание романа уже осмыслено учениками, полезно провести несколько уроков-практикумов, на которых будут закреплены навыки анализа эпизода и выявлена роль второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Для этого необходимо сопоставление образа главного героя с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем (в группах).

Группа 1. Печорин и Максим Максимыч.

1. Какие чувства исповедь Печорина, начинающаяся словами «...у меня несчастный характер», вызвала у Максима Максимыча? Докажите, что опустошенность души Печорина - это веяние века.

2. Как проявилось отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? Какими способами автор передает взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?

3. Как Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Подберите к своим тезисам ключевые слова и подтвердите каждое цитатой. (Максим Максимыч - удивление, непонимание, любовь, сочувствие, искренность. Печорин - безразличие, равнодушие.) Какова роль образа Максима Максимыча в романе?

Группа 2. Печорин и Грушницкий.

1. Как Печорин относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11, 16 мая, 5, 6 июня).

2. Какие чувства вызывал Печорин у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5, 12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

3. Какова композиционная роль в романе образа Грушницкого?

Группа 3. Печорин и Вернер.

1. Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у Печорина и Вернера? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая).

2. Проанализируйте записку Вернера к Печорину после дуэли и их последнюю встречу. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?

3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

Группа 4. Печорин и Вулич.

Для этого школьники сопоставят точки зрения критиков, выявят смыслообразующую роль сюжета в его несовпадении с фабулой романа, сформулируют основные черты личности Печорина, наметят параллели между романом романтической поэмой «Мцыри» и поэзией Лермонтова.

Это поможет в подготовке к сочинению.
I . Споры о романтизме и реализме романа

«Герой нашего времени»

Проблемные вопросы

Черты какого художественного метода - романтизма или реализма - присущи роману «Герой нашего времени»?

Возможно ли, чтобы в одном произведении прослеживались признаки как романтизма, так и реализма?

Для ответов на эти вопросы нужно повторить характерные признаки изображения действительности в романтических и реалистических произведениях.

Для этого класс разбивается на сторонников или первой, или второй точки зрения, и девятиклассники высказываются в защиту своей позиции.

Учитель может записать на доске в два столбика основные аргументы, затем пронумеровать их по степени важности и в окончательном виде составить обобщающую таблицу.


Черты романтизма и реализма

в романе «Герой нашего времени»


Черты романтизма

Черты реализма

1. Сходство с романтической поэмой и с романтической повестью - главными жанрами эпохи Лермонтова. Образ Печорина статичен, его характер не меняется. («Неужели я не тот же?» - говорит он Максиму Максимычу в сцене прощания.)

1. Социально-историческая обусловленность образа Печорина, человека индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Сильные и слабые стороны героя неотделимы друг от друга. Поэтому даже автор не знает, герой Печорин или злодей

2. Отсутствие последовательного и связного повествования от начала до конца и рассказа о происхождении и жизни героя от рождения до старости. Показаны лишь отдельные, яркие эпизоды из его жизни («вершинная композиция») вне хронологических пределов

2. Снятие напряжения с внешнего повествования. Внимание к внутренней жизни героя, размышлениям о нравственных и философских проблемах, анализу своих переживаний, мотивам поведения, что характерно для психологического романа

3. Наличие композиционного кольца, как в поэме «Мцыри». Герой замкнут в кругу, из которого невозможно вырваться, что подчеркивает полную безысходность судьбы Печорина, бесполезность его исканий

3. Абсолютная объективность повествования достигается путем сообщения героем истории своей души, присутствием нескольких рассказчиков и описанием в журнале Печорина мнения о нем других лиц

4. Печорин - личность исключительная, но он жертва века, зараженная индивидуализмом, как Арбенин в «Маскараде» и герои романтических поэм Пушкина

4. В романе есть герои, например Грушницкий, чей характер на протяжении повествования претерпевает эволюцию, меняется

Дракон. Как так?

Ланцелот. Люди испугались бы, увидев своими глазами, во что превратились их души. Они на смерть пошли бы, а не остались покоренным народом...
Проблемные вопросы

Что общего в прозвучавшем диалоге и поэме Гоголя «Мертвые души»?

(У Шварца речь идет о «невидимых» душах. Гоголь создавал их видимыми, чтобы люди испугались, чтобы пробудились от мертвящего сна и постарались спастись, вернуть себе живые человеческие души.)

Для чего Гоголь стремился в первом томе воссоздать страшные, безнадежные, уродливые картины современной России, обнаружить со всей беспощадностью «пошлость пошлого человека»?

Чтобы ответить на второй вопрос, можно провести заочную экскурсию по губернскому городу N, обратить внимание на его улицы, рассмотреть вывески на домах, посетить присутственные места, губернаторский дом, трактир и гостиницу, в которой останавливался Чичиков. Это нужно, чтобы прийти к выводу, что город N, как и помещичьи усадьбы, символ «городского безделья», пустоты и пошлости.

Учащиеся могут рассказать о городе, выступив в роли экскурсоводов.


Темы заочных экскурсий по городу N

1. Гостиница города N (внешний вид, убранство комнат, цена за номер, общая зала, меню в трактире и т. д.).

2. На улицах города N (высота и цвет домов, магазины, бильярдная, харчевня, городской сад, афиши и т. д.).

3. «Визитные карточки» правителей города N: губернатора, вице-губернатора, полицмейстера, председателя палаты (внешний вид, любимое занятие, оценка Чичиковым их деятельности и др.).

4. Бал у губернатора (освещение дома и зала, одежда и внешний вид гостей, темы разговоров, карточные игры и др.).
Вопросы и задания к главе I

1. Каким вам видится город N с первых страниц поэмы? Докажите, что Гоголь рисует его с иронией.

2. Почему Гоголь подробно описывает краски и архитектуру города?

3. С какой целью Гоголь приводит читателя на бал к губернатору?

4. Какой смысл имеет сравнение гостей на балу у губернатора с мухами?

6. Как и о чем разговаривал Чичиков на обеде и вечере у полицмейстера и у председателя палаты, на обедах у откупщика и у прокурора?

7. Как понять слова Гоголя о Чичикове: «Приезжий во всем как-то умел найтиться...?

8. Каким город видится глазами Чичикова и каким глазами автора?

Приступая к обсуждению главы VII, следует выяснить:

Какой смысл в том, что глава начинается пространным лирическим отступлением о том, чем «счастлив писатель»?


Вопросы для анализа эпизода

1. В чем ирония Гоголя в описании присутственных мест? Почему описание канцелярских комнат дается глазами Чичикова и Манилова?

2. Докажите, что чиновники создают видимость работы, а на самом деле ничего не делают.

3. Как Иван Антонович кувшинное рыло берет у Чичикова взятку? В чем ирония автора?

4. Зачем Гоголь сравнивает Чичикова и его провожатого к председателю палаты с Данте и Вергилием?

5. Почему Гоголь называет деятельность чиновников священнодействием и принесением жертвы Фемиде?

6. Почему при оформлении купчей Чичиков не только не встречает препятствий, а чиновники даже помогают ему?

7. Что смутило Чичикова, когда он встретил у председателя Собакевича ?

8. Какую оценку дает чиновникам города Собакевич? («Они все даром бременят землю».)

9. Современны ли мысли Гоголя об общественном предназначении человека?


Индивидуальное задание

Найти в описании оформления Чичиковым купчей крепости аналогии с «Божественной комедией» Данте.


Вывод

Перед нами «храм» взяточничества, лжи и казнокрадства. Если в общей атмосфере города все окостенело, устоялось, омертвело до такой степени, что даже трудно представить себе возможность какого-нибудь движения, то в палате жизнь кипит. Но чиновники заботятся только о своем собственном благе, и чем выше чиновник, тем больше его «аппетит».

В описании храма Фемиды важнейшую роль играет комическое преломление образов «Божественной комедии». В этом якобы храме возрождается образ ада - хоть и опошленного, комического, но истинно русского ада. Самое страшное и самое трагическое заключается в том, что «мелкий бес» - палатный чиновник - почитал председателя солнцем и так благоговел перед его кабинетом, что «не осмелился занести туда ногу». В отличие от помещичьей жизни, где время застыло, жизнь города внешне кипит, клокочет. Но жизнь эта призрачна, это не деятельность, а пустая суета.

Анализ глав VIII, IХ, Х и «Повести о капитане Копейкине» можно организовать в группах.


Группа 1.
Похожие публикации