Современная французская литература. Современная французская литература Груди тиресия
Название: Груди Терезия
Оригинальное название:
Les Mamelles de Tirésias
Год:
13 декабря 2010 - прямая трансляция (Премьера 30 ноября 2010)
Жанр:
опера-buffа в двух актах с прологом
Композитор:
Франсис Пуленк (Francis Poulenc) (7.I.1899, Париж - 30.I.1963, там же)
Либретто:
Композитора по поэме Гийома Аполлинера 1917 года (Guillaume Apollinaire)
Режиссер-постановщик, сценограф, художник по костюмам:
Macha Makeïeff
Оркестр и хор Лионской Национальной оперы
(Orchestre et Chœurs de l"Opéra de Lyon)
Музыкальный руководитель и дирижер:
Ludovic Morlot
Хормейстер:
Alan Woodbridge
Хореография:
Thomas Stache
Выпущено:
Франция, MEZZO
Язык:
Французский с одноименными субтитрами
Исполнители и действующие лица:
Hélène Guilmette - Thérèse/La Cartomancienne
Ivan Ludlow - Le Mari
Werner Van Mechelen - Le Gendarme/Le Directeur
Christophe Gay - Presto
Loïc Félix - Lacouf
Thomas Morris - Le journaliste
Marc Molomot - Le Fils
Jeannette Fischer - La Marchande de journaux
Robert Horn - comédien
Лионская Национальная опера - один из самых старейших и интереснейших творческих коллективов Франции. В 1993 году завершена реконструкция здание театра по проекту архитектора Jean Nouvel, которая сохранила лишь 4 фасада здания и фойе.
«Груди Терезия»
первая опера Франсиса Пуленка, где он проявил себя выдающимся мастером-драматургом. Веселая, легкая и фривольная опера-buffa на текст фарса Гийома Аполлинера в полной мере выразила необыкновенное чувство юмора Пуленка, его любовь к шутке и эксцентрике. Премьера состоялась 3 июня 1947 в Комической опере.
История происходит в Занзибаре. Тереза восстает против условий своего женского зачатия и не пройдёт через это. Она открывает свою блузу и позволяет улетать своей груди, Тереза стала Терезием, а ее муж становится женщиной. Он собирается родить 40 049 детей и в течение одного дня!
Файл
Качество: SATRip
Формат: AVI
Видео: DivX 5 704x384 25.00fps 1000kbps
Аудил: MPEG Audio Layer 3 48000Hz stereo 256kbps
Продолжительность: 01:33:30
Размер: 847MB
Груди Тирезия (сюрреалистическая драма Г. Аполлинера)
«Груди Тирезия» («Les mamelles de Tirésias») - пьеса Гийома Аполлинера (Apollinaire) (26.08.1880 - 9.11.1918) - французского поэта (см.: Аполлинер Гийом), подзаголовок которой дал название одному из ведущих направлений в модернизме - сюрреализму.
24 июня 1917 г. французские зрители впервые увидели на сцене эту странную пьесу, которую Аполлинер написал еще в 1903 г. и доработал в 1916 г. (опубликована в 1918 г.).
Первое появление главной героини - Терезы - сопровождается ремаркой автора: «Лицо синее, длинное синее платье из ткани, на которой нарисованы обезьяны и фрукты» (цит. по: Проскурникова, 1968: 7–8). Героиня не хочет быть игрушкой в руках мужа и рождать ему детей - и превращается в мужчину по имени Тирезий. Аполлинер пишет: «Она издает громкий крик, расстегивает блузку и вынимает оттуда свои груди, красную и синюю; она бросает их, и они поднимаются вверх как воздушные шарики, привязанные за нитки» (там же: 8).
Полное название пьесы - «Груди Тирезия, сюрреалистическая драма в двух актах и с прологом». Так впервые прозвучало слово «сюрреализм» - то есть «над-реализм», «сверх-реализм» (от французского sur - над и réalisme - реализм). Вслед за автором, утверждавшим в предисловии к пьесе, что цель нового, сюрреалистического театра - в возвращении к природе, только не в подражании ей наподобие фотографии, персонаж Пролога Директор трупы повторяет: «Театр не должен быть искусством иллюзий». А для этого «драматург пользуется всеми миражами, которые есть в его распоряжении…, не считается со временем и пространством… Его пьеса – его мир, внутри которого он бог-творец» (Андреев, 1972: 16).
Известный французский композитор Франсис Пуленк написал на текст пьесы Аполлинера двухактную оперу-буфф с прологом «Груди Тирезия» (1944, пост. 1947, т-р Опера-комик, Париж, в гл. партии - певица Дениз Дюваль). Опера до сих пор исполняется, записывается на диски известными музыкальными коллективами.
В 1982 г. известный французский телережиссер Жан-Кристоф Аверти (Jean-Christophe Averty, род. 1928) снял телефильм «Груди Тирезия» по пьесе Аполлинера.
Текст: Les Mamelles de Tirésias, drame surréaliste en deux actes et un prologue. P. : Éditions Sic, 1918. 108 p. (новейшие переиздания в ряде стран мира); в рус. пер. - Эстетическая хирургия. Лирика. Проза. Театр. СПб., 1999.
Лит.: Проскурникова Т. Б. Французская антидрама. М., 1968; Андреев Л. Г. Сюрреализм. М., 1972. Переизд. доп. 2004; Трыков В. П. Аполлинер Гийом // Зарубежные писатели: В 2 ч. М., 2003. Ч. 1. С. 37–39; Лукова Т. М. Эстетические свойства композиции в художественной культуре. М., 2007; Луков Вл. А., Луков М. В., Луков А. В. Сюрреализм во французской художественной культуре // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. C. 173–181; Pia P. Apollinaire par lui-même. P., 1954; Buckley H. E. Guillaume Apollinaire as an art critic. Ann Arbor, 1981; Berry D. C. The creative vision of Guillaume Apollinaire: a study of imagination. Saratoga, 1982; Bohn W. Guillaume Apollinaire and the international avant-garde. Albany, 1997.
Вл. А., М. В., А. В., Т. М. Луковы
Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. - Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм; Литературные термины. - Произведения и герои: Произведения.
ВСЛЕД ЗА ОРФЕЕМ
Вступительная статья
Однажды Аполлинер написал: «Все мои стихи - это поминовение мгновений моей жизни».
Гийом Аполлинер был удивительным в своем роде поэтом. Я имею в виду не его поразительную проницательность, не его открытия, не его роль «завершителя» классического периода французской поэзии и пропагандиста нового лирического сознания. Речь о том, что почти все, написанное Аполлинером, - про него самого и только про него самого. Прежде всего, что понятно, - любовная лирика. В редких стихах оптимистическая, по большей части наполненная недосказанной меланхолии, а то и трагичности. Проза поэта по природе своей - не исповедальная, но и в ней он нередко ассоциирует себя со своими героями и персонажами, то с трагическим пафосом, то с едкой иронией рассказывая о себе или о том, как он представляет мироустройство и свое место в культуре.
В новелле «Эстетическая хирургия» автор повествует о фантастической клинике, врачи которой совершают чудеса: фабричный надзиратель обзаводится здесь еще тремя глазами, политик - дополнительным ртом, полицейский - новой парой рук, а знаменитый натуралист просит пересадить ему на кончики пальцев глаза колибри, чтобы еще пристальнее изучать природу. Рассказчик иронически подтрунивает над ретивостью ученых, готовых видеть в физическом улучшении человеческой породы панацею от бед современной цивилизации.
Но - как это нередко случалось в писательской практике Аполлинера - сюжет оказался только поводом, чтобы вывести формулу для нового явления. Так под его пером появились в свое время орфизм и сюрреализм. Так на смену пластической пришла эстетическая хирургия.
Новое сознание, о котором Аполлинер размышлял всю свою творческую жизнь и которое в конце ее «сформулировал» в работе «Новое сознание и поэты», требовало новой эстетики. «Возникающее новое сознание, - писал он, - намерено прежде всего унаследовать от классиков твердое здравомыслие, убежденный критический дух, цельный взгляд на мироздание и человеческую душу…
Исследование и поиск истины - как в сфере, скажем, этической, так и в области воображения - вот основные признаки этого нового сознания». В то же время оно требует «невообразимой по изобилию свободы», это синтез искусств, это литературный эксперимент и это - изумление. «Именно благодаря изумлению, благодаря той значительной роли, какую отводит оно изумлению, новое сознание отличается от всех предшествующих художественных и литературных движений…
Новое сознание - это сознание той самой эпохи, в которой мы живем. Эпохи, изобилующей неожиданностями» .
Новая эстетика, которую предлагает Аполлинер, лежит в русле объединительной идеи: это эстетика всего здравого в классической традиции и всего необходимого, чтобы отступить от нормы.
Явлением поэта буквально отмечено наступление столетия: осенью 1901 года увидели свет первые публикации - сначала стихи, потом статья, и с этого времени отсчитывается существование в литературе Вильгельма Костровицкого, который через год, с публикации рассказа «Ересиарх», обрел литературную жизнь и судьбу под именем Гийома Аполлинера.
Его последнее по времени собрание сочинений (далеко не полное - в нем, в частности, отсутствует переписка) насчитывает четыре увесистых тома в самом престижном французском издании - «Библиотеке Плеяды», однако лирика и поэтический театр занимают всего лишь один из этих томов. Великий поэт был и блестящим прозаиком, автором книг «Гниющий чародей» (1909), «Ересиарх и Кº» (1910), «Конец Вавилона» (1914), «Три Дон Жуана» (1915), «Убиенный поэт» (1916), «Слоняясь по двум берегам» (1918), «Сидящая женщина» (опубликована в 1920 году), многих рассказов, сказок и историй, сохранившихся в рукописях или разбросанных по журналам, и проявил в них себя мастером самых разных литературных жанров - от элитарных до ставших впоследствии массовыми.
Аполлинер всегда подчеркивал, что считает для себя прозу не менее значимой, чем поэзия; с особым пристрастием он относился к новеллам, составившим книгу «Ересиарх и Кº», и полагал, что наделен талантом рассказчика не меньшим, чем талант лирического поэта. Но самыми существенными он считал два своих прозаических произведения, жанр которых достаточно трудно определить, - будем называть их притчами: «Гниющий чародей» (версии отдельных главок появлялись в периодике начиная с 1904 года вплоть до выхода книги в 1909 году) и «Убиенный поэт» (вошедший в одноименный сборник, который был опубликован осенью 1916 года).
Г ийом Аполлинер (1880–1918) - одно из самых значительных имен в истории европейской литературы Завершив классический период французской поэзии, он открыл горизонты «нового лирического сознания». Его поэтический «Бестиарий» (1911), книги «Алкоголи» (1913) и «Каллиграммы» (1918) во многом определили пути дальнейшего развития и бытования поэзии. Впервые выходящее в России трехтомное Собрание сочинений Аполлинера выносит на суд читателя блестящие образцы его лирики.
В первый том Собрания сочинений вошли поэтические сборники автора, притча «Гниющий чародей» (1909), представлен театр Аполлинера его знаменитой пьесой «Груди Тиресия» (1917), в предисловии к которой впервые появилось слово «сюрреализм», подхваченное ближайшими последователями поэта.
ВСЛЕД ЗА ОРФЕЕМ
Вступительная статья
Однажды Аполлинер написал: «Все мои стихи - это поминовение мгновений моей жизни».
Гийом Аполлинер был удивительным в своем роде поэтом. Я имею в виду не его поразительную проницательность, не его открытия, не его роль «завершителя» классического периода французской поэзии и пропагандиста нового лирического сознания. Речь о том, что почти все, написанное Аполлинером, - про него самого и только про него самого. Прежде всего, что понятно, - любовная лирика. В редких стихах оптимистическая, по большей части наполненная недосказанной меланхолии, а то и трагичности. Проза поэта по природе своей - не исповедальная, но и в ней он нередко ассоциирует себя со своими героями и персонажами, то с трагическим пафосом, то с едкой иронией рассказывая о себе или о том, как он представляет мироустройство и свое место в культуре.
В новелле «Эстетическая хирургия» автор повествует о фантастической клинике, врачи которой совершают чудеса: фабричный надзиратель обзаводится здесь еще тремя глазами, политик - дополнительным ртом, полицейский - новой парой рук, а знаменитый натуралист просит пересадить ему на кончики пальцев глаза колибри, чтобы еще пристальнее изучать природу. Рассказчик иронически подтрунивает над ретивостью ученых, готовых видеть в физическом улучшении человеческой породы панацею от бед современной цивилизации.
Но - как это нередко случалось в писательской практике Аполлинера - сюжет оказался только поводом, чтобы вывести формулу для нового явления. Так под его пером появились в свое время орфизм и сюрреализм. Так на смену пластической пришла эстетическая хирургия.