Тема: – «Народные заступники» в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась в середине 70-х годов, в период нового демократического подъема, когда Россия оказалась на пороге революции. Народники, проповедовавшие революционные идеи, возлагали все надежды на крестьянство. С целью революционной пропаганды началось массовое движение интеллигенции в народ. Однако «хождение в народ» не увенчалось успехом. Крестьянские массы остались равнодушными к революционной проповеди народников. Вопрос о том, как внести революционное сознание в народные массы, направить их на путь активной борьбы, в сложившейся ситуации встает особенно остро. В народнической среде в то время велись споры о формах и методах пропаганды в деревне. Образом Гриши Добросклонова автор тоже включается в этот спор. Некрасов не усомнился в необходимости живой связи интеллигенции с народом и действенности революционной пропаганды среди крестьян даже тогда, когда «хождение в народ» потерпело неудачу. Таким борцом-агитатором, который идет вместе в народом, воздействуя на сознание крестьянства, является Гриша Добросклонов. Он - сын дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина», и «батрачки безответной», слезами солившей хлеб. Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом, определили жизненный путь Григория.

…лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка.

Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Добросклонов - борец за крестьянские интересы, за всех «обиженных» и «униженных». Он хочет быть первым там, «…где трудно дышится, где горе слышится». Ему не нужно богатство и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, «чтоб… каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!».

Григорий не одинок. На «честные» пути вышли уже сотни людей, подобных ему. Как и всем революционерам,

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Но Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.

Рать подымается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси.

Григорий Добросклонов - будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума. Тяжел его путь, но и славен, на него вступают «лишь души сильные, любвеобильные», на нем ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» - Некрасов отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного -

Пел он воплощение счастия народного.

Судьбу народа поэт связывает с успешным соединением крестьянства и интеллигенции, предлагая свое решение вопроса о том, как установить контакт и взаимопонимание, как ликвидировать существующий между ними разрыв. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. А пока русский народ еще только на пути к «пиру на весь мир».

Николай Алексеевич Некрасов - русский поэт, основной темой творчества которого станет тема народа. Уже в «Элегии» Н.А. Некрасов скажет: «Я лиру посвятил народу своему ». Однако поэт иначе подходит к теме народа, он выражает в своем творчестве идеалы демократии. Да, Некрасов сочувствует угнетённому народу, но не идеализирует его, а даже обвиняет в покорности. Поэт пытается найти народный путь к счастью. Это и становится главной проблемой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», где героем является все многочисленное «мужицкое царство», чего ранее не знала русская литература.

Однако в поэме народная тема развивается и возвышается до темы поиска «народного заступника». Именно герои, которые способны вести за собой других, нужны для того, чтобы найти счастье для всех. Такие характеры Н.А. Некрасов нарисовал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина и, конечно, Гриши Добросклонова.

Яким Нагой - народный правдолюбец, он нищий, как и все крестьяне, но в нем есть непокорность, нежелание мириться с несправедливостью. Этот герой в силах отстоять свои права.

Другой образ - Ермила Гирин. Он любимец народа, который отзывается о нем так:

…он и посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы - выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!

Ермила Гирин небезгрешен: обманным путем освобождает своего младшего брата от службы в армии, от солдатчины, но народ прощает его, потому что видит истинное раскаяние. Герой имеет обостренное чувство совести, он не может найти покоя и судит себя очень строго: уходит из бурмистров, нанимает мельницу, стремится сделать более лёгким положение крестьян. Но, несмотря на сострадание, милосердие к народу, он не готов к революционному выступлению, герою достаточно, что он ни перед кем не виноват.

Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показывает нам ещё один тип русского мужика, «народного заступника». Это образ Савелия - «богатыря святорусского». Он уже действует. Несмотря на то, что был отправлен на каторгу, не смирился он со своей участью: «клейменый, да не раб». Этот герой является проводником и носителем таких лучших черт характера русского народа, как справедливость, чувство собственного достоинства, любовь к родине и народу, ненависть к их угнетателям. Савелий - это человек, умеющий, если потребуется, сплотить своих товарищей, увлечь их идеей. Такие, как он, обязательно примут участие, если нужно, в крестьянских бунтах и волнениях.

Всю свою жизнь готов посвятить борьбе, народу человек, который знает его нужды. Это Гриша Добросклонов - наиболее сознательный «народный заступник». Именно за таким, как Добросклонов, по мнению Н.А. Некрасова, будущее России. Недаром герою «судьба готовила «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Жизненные цели и идеалы этого героя поэт выразил в песнях, которые поет Гриша. Они поистине революционные, в них уже звучит мысль об освобождении народа из рабства. Образ Гриши Добросклонова - это пример того, что по-настоящему может быть счастлив только тот, кто выбирает для себя дорогу чести и правды.

Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов показывает, что ответ на вопрос, как обрести счастье, могут дать люди, имеющие в себе силы повести за собой народные массы. Яким Нагой, Ермила Гирин, Савелий - персонажи, которые видят несправедливость по отношению к крестьянину, всю боль крестьянина, но не готовы идти наперекор судьбе, Тогда как Гриша Добросклонов -новый тип русского человека, на мой взгляд, воплощение авторского идеала. Такой герой способен «сеять разумное, доброе, вечное». Он и есть настоящий «народный заступник»!


Некрасов в произведение «Кому на Руси жить хорошо» старался изложить все, что знает о народе. Конечно, писатель не мог не обратиться к теме народных заступников. Попытаемся выявить, какими предстают в поэме защитники народа, проанализировав образ Савелия, богатыря святорусского.

Путники узнают о Савелии из рассказа «счастливой» Матрены Тимофеевны Корчагиной. Савелий – отец ее свекра. Он прожил долгую жизнь и, как сказала Матрена, «счастливец тоже был».

В молодости Савелий, вместе с другими крестьянами, терпел жестокие издевательства помещика, который «до нитки разорил народ». Но мужчина был свободолюбив, поэтому поднял бунт против немца-управляющего: «И гнется, да не ломится, / Не ломится, не валится../ Уж ли не богатырь? / Но вскоре и мужицкому терпению пришел конец». Мужики закопали немца живьем в яму, которую он приказал им рыть. За это преступление Савелий и его сообщники были сосланы на каторгу. Но даже двадцать лет «строгой каторги» не сломали Савелия, «клейменный, да не раб» - говорил он. Уже дома происходит ещё одно несчастье: Савелий недоглядел за правнуком Демушкой, и мальчика съели свиньи. Старик уходит в монастырь. Некрасов отображает в Савелии скрытый потенциал русского народа. Высокие морально-нравственные качества, свободолюбие и гордость показывают, что крестьяне способны на революцию. Но люди пока решаются только на незначительные бунты, и то через много лет терпения.

Некрасов подчеркивает в своих произведениях, что во всех бедах народ часто виноват сам, ведь он смирился с текущим положением и не поднимает восстаний. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ Савелия является воплощением скрытой силы, нереализованного народного потенциала.

Обновлено: 2017-04-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Во времена, когда создавалась поэма «Кому на Руси жить хорошо» для страны были не совсем простые времена. Некрасов хотел выделить народных заступников, которые могли бы представлять интересы крестьян. В поэме заступниками народа являются Ермил Гирин, Савелий, Гриша Добросклонов и в некоторой мере этими качествами обладал Яким Нагом. Народный заступник сочувствует крестьянам и всячески пытается помочь народу на действиях.

Ермил Гирин по праву может считаться народным заступником, он очень честный и храбрый человек. Некрасов вложил в Гирина множество хороших человеческих качеств. Ермил является истинным народным заступником, который доказывает своими действиями и поступками что достоин, претендовать на эту роль.

Когда Ермил Гирин хотел помочь крестьянам отстоят мельницу, которая для всех была важна, он смог это сделать. Единственное у него не было в тот момент денег, чтобы заплатить за нее, и попросил помощи у крестьян. Крестьяне смогли собрать для него нужную сумму и готовы были пожертвовать своими последними копейками, потому что поверили искренне в добрые намерения Ермила. Когда у Гирина появились деньги, он раздал всем долги и когда у него остались лишние и он так и не добился от людей, чьи же они, он не забрал их себе, а отдал слепым.

Ермил Гирин был очень честным человеком и именно поэтому заслужил признание народа. Люди всегда могли обратиться к Гирину за советом и получить дельный совет. Единственный раз он согрешил, и ему пришлось, долго мучатся угрызениями совести, которые чуть не довели его до самоубийства. Он спас своего брата от армии и другому человеку пришлось идти туда, но Гирин вовремя покаялся перед народом и исправил ошибку. Для Гирина было важно, чтобы люди ему доверяли, и ему очень нравилось помогать народу.

Гриша Добросклонов тоже являлся народным заступником, и ему нравилось помогать людям. Добросклонов делал все возможное, чтобы хоть как-то облегчить жизнь крестьянам. Молодой парень хочет поехать учится в Москву, а пока он находится в деревне, то всячески помогает мужикам растолковывать законы для крестьян. Добросклонов со своим братом помогают крестьянам разобраться в новых законах и ничего не упустить. Добросколонов является революционером-пропагандистом и всячески старается быть примером для остальных.

Николай Алексеевич Некрасов хотел своей поэмой показать читателю, что во все времена были люди, которые могли возглавить восстания против несправедливости. Гриша Добросклонов и Ермил Гирин делали замечательное дело, за что и получили в ответ человеческое признание.

Сочинение Народные заступники Гирин и Добросклонов

Одно из самых почётных мест в череде всего, что создано А.Н. Некрасовым, принадлежит поэме «Кому на Руси жить хорошо». В тот период времени, когда создавалось произведение, российская империя переживала непростые времена. В общественно-политической жизни государства назревал протест, градус точки кипения повышался. Передовое движение в лице самых лучших представителей интеллигенции поддерживало всё самое прогрессивное. Движение «народников» было в том числе.

Судьба народа волновала передовых людей того поколения. Народным защитникам недостаточно просто жалеть и сочувствовать обездоленным. Благими делами и самоотверженными поступками подтверждается их мировоззрение.

Сюжет произведения описывает странствие крестьянских мужиков. Семеро искателей правды пустились в дальнее путешествие по родной земле. Их целью было доподлинно разузнать, есть ли где-то на родной стороне счастливые люди и как они выглядят.

Скитаясь по свету, товарищи по странствиям обнаружили защитников простого народа в лице Ермила Гирина и Гриши Добросклонова. В этих смелых и бескорыстных людей писатель вложил самые лучшие человеческие качества. Вступаясь за простых людей, Гирин сумел уберечь от продажи мельницу. Этот его поступок спас многих крестьян от голодной смерти. Выиграв торги, Ермил не мог собрать необходимой суммы для погашения залога. И тогда ему на помощь пришли простые крестьяне. Они собрали всю сумму, собирая её по копеечке. Один-единственный рубль, не нашедший своего применения, был отдан слепым. Этим поступком Гирин подтверждает свою честность, порядочность и полное бескорыстие. Он помогал людям, не преследуя никакой личной цели.

Был случай в жизни Ермила, когда он погрешил против своей совести. Тогда он помог своему брату избежать службу в армии. Вместо его брата в солдаты забрили другого человека. И только чистосердечное раскаяние сняло эту тяжесть с души Гирина.

Один из молодых радетелей за народ – Гриша Добросклонов. Он с юности поставил перед собой цель защищать свой народ. У него есть высокая цель – получить достойное образование в столице. А пока он живёт дома, помогает совершенно бескорыстно соседским мужикам. Должен же кто-то объяснять неграмотным, сермяжным крестьянам суть законов и положений, подарившим им свободу от крепостного права.

Такими, по мнению Некрасова, и должны быть заступники народные. Они должны стать борцами за свободу, пропагандистами в народной среде. Их удел - нести в народ всё самое передовое и прогрессивное.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Перро Рике с хохолком

    Сказка «Рике с хохолком» входит в сборник «Сказок Матушки Гусыни». Шарль Перро не использовал фольклорного сюжета для написания этого произведения. В основу сказки положен сюжет

  • Майже кожна людина мріє бути багатою: мати немало грошів, дорогоцінностей та речей. Але не кожен з нас замислюється над тим, що фінансове багатство не найголовніше у житті і не треба забувати про такий термін як духовне багатство

  • Падчерица в сказке 12 месяцев Маршака сочинение (характеристика и образ)

    Известный русский писатель, поэт, драматург, переводчик, сценарист – Самуил Яковлевич Маршак написал прекрасную зимнюю сказку по мотивам словацкой сказки. Пьеса сказка стала невероятно популярной и любимой среди детей и взрослых

  • Сочинение Примеры подвига из жизни

    Подвиг - очень глубокое слово, скрывающее в себе так много. Для обычных гражданских людей оно не совсем понятно. Однако, военнослужащие и спасатели знают ему цену. Так как ежедневно сталкиваются с опасностью, очень часто лицом к лицу со смертью

  • Твір роздум Справжній друг

    Дружба - це невід"ємна частина життя кожної людини. Мабуть, не існує людини, яка не мала би друзів. Дружба дуже допомагає в житті кожному, скільки б друзів в тебе не було. Але який сенс треба вміщувати

Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…
Н. А. Некрасов. Памяти Добролюбова

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» по праву считается главной книгой поэта, высшим его достижением. И не только потому, что перед нами энциклопедический охват русской действительности, показ представителей почти всех сословий общества, типичных для переломного периода истории страны, озаренный поэтическим гением Некрасова. Произведение многослойно и многогранно. Поэт создавал свою главную книгу для народа и во имя народа, выражая его заветные мечты и чаяния. «Кому на Руси жить хорошо» звучит обвинительным актом против современного поэту государственного устройства.

В то же время поэма — гимн мужеству и силе духа русского народа. Среди галереи образов страдальцев и тружеников, проходимцев и бунтарей Некрасов показывает нам и народного заступника — того, кто, выйдя из среды самого народа, повлияет на его взгляды и убеждения, сумеет повести за собой.
Это первый в русской литературе образ борца, вышедшего из среды его народа, плоть от плоти его. Сын сельского дьячка и семинарист, Григорий Добросклонов не принадлежит к духовному сословию, так как в России с 1868 года эта категория не пользовалась привилегиями духовенства, а жила плодами своих трудов, то есть влачила скудное существование крестьянина. Несколько раз повторяется в поэме мотив голодного детства Григория, вскормленного хлебом пополам со слезами матери, описывается его «исхудалое лицо», жизнь в семинарии,
Где было темно, холодно,
Угрюмо, строго, голодно,
где просыпались до свету и ждали «жадно ситника», где «недокармливал хапуга-эконом».

Сердцем, исполненным любви к родной матери и благодарности к выкормившей земле, протягивающей руку помощи в трудную минуту, выбирает герой свою дорогу в жизни. В нем нет расчета, желания встать на «дорогу торную»:
Кипит там вечная,
Бесчеловечная
Вражда-война
За блага бренные…
Гриша выбирает «дорогу честную»:
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд.
За обойденного, за угнетенного…
Это осознанный выбор с пятнадцати лет, любовь к родине в его сердце слилась воедино с любовью к бедной матери — и не существует более искренней привязанности, искреннего патриотизма, поэтому так естественны в его устах слова «родина-мать». Григорий твердо знал уже,
Кому отдаст всю жизнь свою
И за кого умрет.
Отказываясь от личных благ и выгод, он и в университет собирается не для себя, не для будущей карьеры, а для того чтобы принести больше пользы родному народу.
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно — весело
На всей святой Руси!
Как это напоминает Добролюбова, чья фамилия так легко угадывается в имени героя, и Рахметова — героя романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» — имя которого во время написания поэмы было на устах у читающей публики. Это о них говорится в поэме:
Немало Русь уже выслала
Сынов своих, отмеченных
Печатью дара божьего,
На честные пути,
Немало их оплакала
(Пока звездой падучею
Проносятся они!).

За сынами Руси угадываются фигуры Н. Г. Чернышевского, В. Г. Белинского, Т. Г. Шевченко, в эту когорту борцов за народное счастье приводит Некрасов своего героя.
Как ни темна вахлачина,
Как ни забита барщиной
И рабством — и она,
Благословясь, поставила
В Григорье Добросклонове
Такого посланца.
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Некрасов недаром сделал своего героя тоже поэтом — своим соратником по борьбе. Его песни «из сердца самого» — не только свидетельство кровной связи с русским народом, духовного единства с его миром, но и попытка осмыслить происходящее, осознать свое жизненное кредо. Вслед за песнями «Голодной» и «Соленой», воссоздающей мрачные, безысходные картины жизни народа, появляются и другие строки, отмечающие коренные изменения в обществе, рост самосознания народа:
Довольно! Окончен с прошедшим расчет.
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином,…
Развивая тему о нарастании народного возмущения, о становлении гражданина, Григорий Добросклонов слагает свою главную песню — «Русь».

Он поет о «в рабстве спасенном сердце свободном», о могучей силе народа, создавая яркую неповторимую метафору, показывающую нарастание народного возмущения, революционный подъем:
Русь не шелохнется,
Русь — как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая —
Встали — небужены,
Вышли — непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены!
Рать подымается —
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Его, единственного среди героев поэмы, Некрасов считает счастливым, потому что, по мнению поэта-борца, счастлив только борец за народное дело. Некрасов заканчивает рассказ о Грише на оптимистической ноте, наделяя героя несокрушимой силой и, главное, верой в светлое будущее, готовностью и желанием отдать жизнь за родину:
Слышал он в груди своей звуки необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного!..

Похожие публикации