Три главных романа толстого. Лучшие произведения Л

Толстой Лев Николаевич
(09.09.1828 - 20.11.1910).

Родился в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии - сподвижник Петра I - П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.
Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении "Кремль". Москва здесь названа "величайшим и многолюднейшим городом Европы", стены которого "видели стыд и поражение непобедимых полков Наполеоновых". Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Он рано осиротел, потеряв сначала мать, а затем и отца. С сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей.
Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. Изучал турецкий и татарский языки у известного тюрколога профессора Казембека. В зрелую пору жизни писатель свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки.
Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня ("История вчерашнего дня"). Тогда же была начата повесть "Детство". Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852-1863). На Кавказе была завершена повесть "Детство", в 1852 г. напечатанная в журнале "Современник".

Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции. Командуя батареей на 4-м бастионе, Толстой был награжден орденом Анны и медалями "За защиту Севастополя" и "В память войны 1853-1856 гг.". Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом, но однако "Георгия" он так и не получил. В армии Толстой пишет ряд проектов – о переформировании артиллерийских батарей и создании штуцерных, вооруженных нарезными ружьями батальонов, о переформировании всей русской армии. Вместе с группой офицеров Крымской армии Толстой намеревался выпускать журнал "Солдатский вестник" ("Военный листок"), но его издание не было разрешено императором Николаем I.
Осенью 1856 г. вышел в отставку и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Чтобы направить их деятельность по верному, с его точки зрения, пути, он издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" (1862). С целью изучить постановку школьного дела в зарубежных странах писатель в 1860 г. вторично отправился за границу.
После манифеста 1861 Толстой вошел в число мировых посредников первого призыва, стремившихся помочь крестьянам решать их споры с помещиками о земле. Вскоре в Ясной Поляне, когда Толстой находился в отъезде, жандармы произвели обыск в поисках тайной типографии, которую писатель якобы завел после того, как общался в Лондоне с А. И. Герценом. Толстому пришлось закрыть школу и прекратить издание педагогического журнала. Всего его перу принадлежат одиннадцать статей о школе и педагогике ("О народном образовании", "Воспитание и образование", "Об общественной деятельности на поприще народного образования" и другие). В них он подробно описал опыт своей работы с учениками ("Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы", "О методах обучения грамоте", "Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят"). Толстой-педагог требовал сближения школы с жизнью, стремился поставить ее на службу запросам народа, а для этого активизировать процессы обучения и воспитания, развивать творческие способности детей.
Вместе с тем, уже в начале творческого пути Толстой становится поднадзорным писателем. Одними из первых произведений писателя стали повести "Детство", "Отрочество" и "Юность", "Молодость" (которая, однако, не была написана). По замыслу автора, они должны были составить роман "Четыре эпохи развития".
В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.
Писатель работает над романом "Война и мир" (1863-1869). Завершив "Войну и мир", Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав "петровского" романа, Толстой отказался от своего замысла. В начале 1870-х гг. писателя вновь увлекла педагогика. Много труда вложил он в создание "Азбуки", а затем и "Новой азбуки". Тогда же им были составлены "Книги для чтения", куда он включил много своих рассказов.
Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини - "Анна Каренина".
Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 - нач. 1880 гг., завершился переломом в его мировоззрении. В "Исповеди" (1879-1882) писатель говорит о перевороте в своих взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".
В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам делать?" (1882-1886). В них писатель сделал основной вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!". "Исповедь" и "Так что же нам делать?" представляли собой произведения, в которых Толстой выступал одновременно и как художник и как публицист, как глубокий психолог и смелый социолог-аналитик. Позднее этот род произведений - по жанру публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины, насыщенные элементами образности,- займет большое место в его творчестве.
В эти и последующие годы Толстой пишет также религиозно-философские сочинения: "Критика догматического богословия", "В чем моя вера?", "Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий", "Царство божие внутри вас". В них писатель не только показал перемену в своих религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы учения официальной церкви. В середине 1880 гг. Толстой и его единомышленники создали в Москве издательство "Посредник", печатавшее для народа книги и картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для "простого" народа, был рассказ "Чем люди живы". В нем, как и во многих других произведениях этого цикла, писатель широко воспользовался не только фольклорными сюжетами, но и выразительными средствами устного творчества. С народными рассказами Толстого тематически и стилистически связаны его пьесы для народных театров и, более всего, драма "Власть тьмы" (1886 г.), в которой запечатлена трагедия пореформенной деревни, где под "властью денег" рушились вековые патриархальные порядки.
В 1880 гг. появились повести Толстого "Смерть Ивана Ильича" и "Холстомер" ("История лошади"), "Крейцерова соната" (1887-1889). В ней, а также в рассказе "Дьявол" (1889-1890) и повести "Отец Сергий" (1890-1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.
На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Толстой написал для "домашнего спектакля" комедию "Плоды просвещения". В ней также показаны "хозяева" и "работники": живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически, вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых сценах и их "подает" в ироническом свете.
Все эти произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,- писал Толстой в 1892 г.,- но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,- я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества "позднего" Толстого - роман "Воскресение" (1889-1899).
Менее десяти лет отделяют "Анну Каренину" от "Войны и мира". "Воскресение" отделено от "Анны Карениной" двумя десятилетиями. И хотя многое отличает третий роман от двух предыдущих, их объединяет истинно эпический размах в изображении жизни, умение "сопрягать" в повествовании отдельные человеческие судьбы с судьбой народной. Толстой сам указывал на единство, существующее между его романами: он говорил, что "Воскресение" написано в "старой манере", имея, прежде всего, в виду эпическую "манеру", в которой были написаны "Война и мир" и "Анна Каренина". "Воскресение" стал последним романом в творчестве писателя.
В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Толстой был отлучен его от православной церкви.
В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью "Хаджи-Мурат" (1896- 1904), в которой стремился сопоставить "два полюса властного абсолютизма" - европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. В это же время Толстой создает одну из лучших своих пьес - "Живой труп". Ее герой - добрейшей души, мягкий, совестливый Федя Протасов уходит из семьи, рвет отношения с привычной ему средой, попадает на "дно" и в здании суда, не вынеся лжи, притворства, фарисейства "добропорядочных" людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты с жизнью. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья "Не могу молчать", в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905–1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя "После бала", "За что?".
Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу "вместе-врозь" уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.

Лев и собачка

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Котёнок

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

— Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Зайцы

Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые — озимыми и травой, гуменники — хлебными зёрнами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники — и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его.

Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу и начинает от страху метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь — и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь — и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь — опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.

Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.

Булька

У меня была мордашка. Её звали Булькой. Она была вся чёрная, только кончики передних лап были белые.

У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперёд, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами. Лицо у Бульки широкое; глаза большие, чёрные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу. Он был похож на арапа. Булька был смирный и не кусался, но он был очень силён и цепок. Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь, то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещука, нельзя никак оторвать.

Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, прижимал к себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку; но Булька до тех пор на нём держался, пока его не отлили холодной водой.

Я взял его щенком и сам выкормил. Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушёл от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться в другую перекладную, как вдруг увидел, что по дороге катится что-то чёрное и блестящее. Это был Булька в своём медном ошейнике. Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой. Язык его высунулся на целую ладонь. Он то втягивал его назад, глотая слюни, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевал дышать, бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку на бок и постукивал хвостом о землю.

Я узнал потом, что он после меня пробил раму и выскочил из окна и прямо, по моему следу, поскакал по дороге и проскакал так вёрст двадцать в самый жар.

Как волки учат своих детей

Я шёл по дороге и сзади себя услыхал крик. Кричал мальчик-пастух. Он бежал полем и на кого-то показывал.

Я поглядел и увидал — по полю бегут два волка: один матёрый, другой молодой. Молодой нёс на спине зарезанного ягнёнка, а зубами держал его за ногу. Матёрый волк бежал позади.

Когда я увидал волков, я вместе с пастухом побежал за ними, и мы стали кричать. На наш крик прибежали мужики с собаками.

Как только старый волк увидал собак и народ, он подбежал к молодому, выхватил у него ягнёнка, перекинул себе на спину, и оба волка побежали скорее и скрылись из глаз.

Тогда мальчик стал рассказывать, как было дело: из оврага выскочил большой волк, схватил ягнёнка, зарезал его и понёс.

Навстречу выбежал волчонок и бросился к ягнёнку. Старый отдал нести ягнёнка молодому волку, а сам налегке побежал возле.

Только когда пришла беда, старый оставил ученье и сам взял ягнёнка.

Лев Николаевич Толстой - русский писатель и мыслитель, граф. Его родина - материнская усадьба Ясная Поляна в Тульской губернии.

Писатель был четвертым ребенком в дворянской семье. Его мать погибла, когда ему был один год. Отец Льва Николаевича запомнился ему добродушным характером, привязанностью к охоте и книгам, он также умер очень рано. За воспитание детей семейства Толстых взялась дальняя родственница Ергольская, которая имела большое влияние на Толстого. Как говорил писатель, она научила его духовному наслаждению великого чувства - любви. Воспоминания знаменитого писателя о детстве всегда были радостными. А первые впечатления от дворянской жизни нашли свое отражение в повести-автобиографии "Детство".

В 1844 г. Лев Толстой начал свое обучение в Казанском университете: сначала - на философском факультете восточных языков, после - на юридическом отделении. Он проучился 2 года на каждом из этих направлений и подал заявление об увольнении из университета в связи с расстроенным здоровьем и семейными обстоятельствами, Толстому не понравилась такая учеба, его мечты были о карьере в живописи и музыке. Тогда писатель вернулся в родное поместье.

Проведенное в деревне лето разочаровало Толстого неудачами в хозяйствовании на обновленных, выгодных только для крепостных условиях. После на основе этого опыта была написана повесть "Утро помещика". В 1847 г. осенью писатель поехал в Петербург с целью сдать кандидатские экзамены. На тот момент его образ жизни был очень переменным: он мог сутками готовиться к экзаменам, а мог полностью отдавать себя только музыке, его аскетические религиозные настроения чередовались с кутежами и картами. Именно в этот период Толстой понял свое предназначение: у него возникло непреодолимое желание писать.

С 1855 г. писатель состоял в кружке "Современник", куда входили Некрасов, Тургенев, Гончаров, Островский и другие известные личности. Он участвовал в обедах и чтениях, был вовлечен в конфликты писателей, но почувствовав себя здесь чужим, покинул это общество, о чем рассказывает его "Исповедь" .

Толстой много путешествовал, он был во Франции, Германии, Италии, Швейцарии. Впечатления о поездке в последнюю страну стали основой для написания рассказа "Люцерн". Затем писатель вернулся в Москву, а после - в Ясную Поляну. Благодаря нему в окрестностях родного имения было устроено более 20 школ и открыта одна школа для крестьянских детей.

Самые известные произведения - это романы "Война и мир", "Воскресение", "Анна Каренина", трилогия-автобиография "Детство" - "Отрочество" - "Юность", драмы "Власть тьмы" и "Живой труп", повести "Казаки" и "Хаджи-Мурат" и многие другие.

Умер писатель в возрасте 82 лет в 1910 г. Его похороны стали событием общероссийского масштаба.

Лев Николаевич Толстой - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения - толстовства.

Родился в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери - Ясной Поляне. Был четвёртым ребёнком в семье. Мать умерла, когда Льву не было ещё 2 лет.

Воспитанием детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1837 семья переехала в Москву, поселившись на Плющихе, т. к. старшему сыну надо было готовиться к поступлению в университет. Вскоре внезапно умер отец, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне под наблюдением Ергольской и тётки по отцу, графини А. М. Остен-Сакен. Здесь Лев оставался до 1840, когда умерла Остен-Сакен, дети переселились в Казань, к сестре отца П. И. Юшковой.

Дом Юшковых считался одним из самых весёлых в Казани; все члены семьи высоко ценили внешний блеск. Разнообразнейшие, как их определяет сам Толстой, "умствования" о главнейших вопросах бытия откладывали отпечаток на его характере в ту эпоху жизни.

Вслед за братьями Лев решил поступить в Императорский Казанский университет (наиболее славившийся в то время), где работали на математическом факультете Лобачевский, а на Восточном - Ковалевский. В 1844 был зачислен студентом разряда восточной словесности в качестве оплачивающего своё обучение. По результатам года имел неуспеваемость, не выдержал переходного экзамена и должен был заново пройти программу первого курса. Во избежание полного повторения курса перешёл на юридический факультет. "...я первый год...ничего не делал. На второй год... стал заниматься...там был профессор... который... дал мне работу - сравнение "Наказа" Екатерины с "Духом законов" Монтескьё. ...меня эта работа увлекла, я уехал в деревню, стал читать Монтескьё, это чтение открыло мне бесконечные горизонты; я стал читать Руссо и бросил университет." Толстой пытался наладить по-новому отношения с крестьянами. В 1849 он впервые открыл школу для крестьянских детей. Основным преподавателем был Фока Демидович, крепостной, но и сам Лев Николаевич часто проводил занятия. Он серьёзно занимался английским языком, музыкой, юриспруденцией.

В 1851 Толстой, сдав в Тифлисе экзамен, поступил юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казачьей станице Старогладовской на берегу Терека, под Кизляром. Он имел право на Георгиевский крест, однако в соответствии со своими убеждениями "уступил" его сослуживцу, посчитав, что существенное облегчение условий службы сослуживца стоит выше личного тщеславия. С началом Крымской войны Толстой перевёлся в Дунайскую армию, участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии, а в 1854-1855 был в Севастополе. За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Святой Анны 4-й степени, медалями "За защиту Севастополя 1854-1855" и "В память войны 1853-1856". В 1856 писатель оставляет военную службу в звании поручика.

В Петербурге молодого писателя радушно встретили в великосветских салонах и в литературных кружках. Однако весёлая жизнь оставила горький осадок в душе Толстого, у него начался разлад с близким ему кружком писателей. В результате "люди ему опротивели, и сам он себе опротивел". И в 1857 Толстой отправился в путешествие. Он посетил Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию.

В 1859 Толстой принял участие в организации Литературного фонда.

В следующей поездке его интересовало, в основном, народное образование. Умер от туберкулёза его любимый брат Николай. Смерть брата произвела на Толстого огромное впечатление. С 1862 Толстой стал издавать педагогический журнал "Ясная Поляна". Вскоре Толстой оставил занятия педагогикой. Женитьба, рождение собственных детей, планы, связанные с написанием романа "Война и мир", на 10 лет отодвинули его педагогические мероприятия. В начале 1870-х он приступил к созданию собственной "Азбуки" и опубликовал её в 1872, а затем выпустил "Новую азбуку" и серию из четырёх "Русских книг для чтения".

Биография.

Лев Николаевич Толстой — Сборник из 279 произведений

Для любителей творчества Л.Н.Толстого 2010 год — год знаковый. Мы отмечали 9 сентября 100-летие со дня его смерти.

Лев Николаевич Толстой. Биография с фотографиями

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии — сподвижник Петра I — П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении "Кремль". Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Он рано осиротел, потеряв сначала мать, а затем и отца. С сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей.

Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. Изучал турецкий и татарский языки у известного тюрколога профессора Казембека.

Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня ("История вчерашнего дня"). Тогда же была начата повесть "Детство". Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852—1863). На Кавказе была завершена повесть "Детство", в 1852 г. напечатанная в журнале "Современник".

Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции.

Осенью 1856 г. вышел в отставку и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях.

Одними из первых произведений писателя стали повести "Детство", "Отрочество" и "Юность", "Молодость" (которая, однако, не была написана). По замыслу автора, они должны были составить роман "Четыре эпохи развития".

В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.

Писатель работает над романом "Война и мир" (1863—1869). Завершив "Войну и мир", Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав "петровского" романа, Толстой отказался от своего замысла.

Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини — "Анна Каренина".

В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам делать?" (1882—1886).

На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг.

Все произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,— писал Толстой в 1892 г.,— но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,— я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества "позднего" Толстого — роман "Воскресение" (1889—1899).

В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью "Хаджи-Мурат" (1896— 1904), в которой стремился сопоставить "два полюса властного абсолютизма" — европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем.. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья "Не могу молчать", в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905-1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя "После бала", "За что?".

Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу "вместе-врозь" уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.

источник: Федеральное агентство по культуре и кинематографии — http://www.rosculture.ru/

Название: Cборник произведений Л.Н. Толстого
Л.Н. Толстой
Жанр: Драматургия, трагедия, комедия, публицистика, проза
Язык: русский
Формат: FB2
Качество: отличное
Количество произведений: 279
Размер: 20.08 Mb

Список произведений:

1. Война и мир. Том 1
2. Война и мир. Том 2
3. Война и мир. Том 3
4. Война и мир. Том 4

Детство. Отрочество. Юность
1. Детство
2. Отрочество
3. Юность

Исповедь
1. Исповедь
2. Царю и его помощникам
3. Не могу молчать

Повести
Из записок князя Д.Нехлюдова (Люцерн)
Поликушка
Утро помещика
Фальшивый купон
Холстомер

Пьесы
Власть тьмы, или «Коготок увяз, всей птичке пропасть»
И свет во тьме светит
От ней все качества
Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил
Плоды просвещения

Рассказы
Альберт
Ассирийский царь Асархадон
Бедные люди
Благодарная почва
Божеское и человеческое
Волк
Вражье лепко, а Божье крепко
Где любовь, там и Бог
Два брата и золото
Два старика
Девчонки умнее стариков
Дорого стоит
За что?
Записки маркёра
Записки сумасшедшего
Зерно с куриное яйцо
Из кавказских воспоминаний. Разжалованный
Ильяс
Как чертенок краюшку выкупал
Карма
Кающийся грешник
Корней Васильев
Крестник
Метель
Много ли человеку земли нужно
Незаконченное. Наброски
Песни на деревне
После бала
Проезжий и крестьянин
Работник Емельян и пустой барабан
Разговор с прохожим
Разрушение ада и восстановление его
Рубка леса. Рассказ юнкера
Свечка
Сила детства
Сон молодого царя
Суратская кофейная
Три дня в деревне
Три притчи
Три старца
Три сына
Упустишь огонь - не потушишь
Франсуаза
Ходынка
Хозяин и работник
Чем люди живы
Что я видел во сне...
Ягоды

Собрание сочинений в двадцати двух томах
1. Том 1. Детство, Отрочество, Юность
2. Том 2. Произведения 1852-1856 гг
3. Том 3. Произведения 1857-1863 гг
4. Том 4. Война и мир
5. Том 5. Война и мир
6. Том 6. Война и мир
7. Том 7. Война и мир
8. Том 8. Анна Каренина
9. Том 9. Анна Каренина
10. Том 10. Произведения 1872-1886 гг
11. Том 11. Драматические произведения 1864-1910 гг
12. Том 12. Произведения 1885-1902 гг
13. Том 13. Воскресение
14. Том 14. Произведения 1903-1910 гг
15. Том 15. Статьи о литературе и искусстве
16. Том 16. Избранные публицистические статьи
17. Том 17. Избранные публицистические статьи
18. Том 18. Избранные письма 1842-1881
19. Том 19. Избранные письма 1882-1899
20. Том 20. Избранные письма 1900-1910
21. Том 21. Избранные дневники 1847-1894
22. Том 22. Избранные дневники 1895-1910

Вне серий:

Русская классическая проза
Carthago Delenda Est (Карфаген должен быть разрушен)
Акула
Алеша Горшок
Апостол Иоанн и разбойник
Архангел Гавриил
Белка и волк
Бессмысленные мечтания
Благо Любви
Богу или мамоне
Большая Медведица (Ковш)
Большая печка
Булька (Рассказы офицера)
В чем моя вера
Вариант конца повести "Дьявол"
Верьте себе
Воззвание
Война и мир. Книга 1
Война и мир. Книга 2
Волга и Вазуза
Волк и кобыла
Воробей
Воров сын
Воскресение
Воспитание и образование
Воспоминания о суде над солдатом
Время пришло
Вторая русская книга для чтения
Главный закон
Глупый мужик
Голод или не голод
Греческий учитель Сократ
Два гусара
Два письма к М Ганди
Две различные версии истории улья с лубочной крышкой
Девочка и разбойники
Декабристы
Дневники и записные книжки (1909)
Дурак и нож
Дьявол
Дяденька Жданов и кавалер Чернов
Ёж и заяц
Житие и страдание мученика Юстина Философа
Журавль и аист
Зайцы и лягушки
Закон насилия и закон любви
Записки христианина
Из завещания мексиканского царя
Избушка и дворец
Исследование догматического богослова
К Духовенству
Кавказский пленник
Казаки
Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было
Как умирают русские солдаты
Как читать евангелие и в чем его сущность
Камни
Китайскому народу от христианина
Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят
Конь и кобыла
Корова
Крейцерова соната
Крейцерова соната (Сборник)
Кто прав
Летучая мышь
Лисица и журавль
Любите друг друга
Мать
Молитва
Мудрая девица
Мыши
Мышь полевая и мышь городская
Набег (рассказ волонтера)
Награда
Не играй с огнем — обожжешься (Идиллия)
Не могу молчать (1-я редакция)
Не убий
Не убий никого
Неверующий
Неделание
Нечаянно
Николай Палкин
О безумии
О веротерпимости
О Гоголе
О голоде
О жизни
О людях больших и маленьких
О методах обучения грамоте
О народном образовании
О науке (Ответ крестьянину)
О переписи в Москве
О присоединении Боснии и Герцеговины к Австрии
О самарском голоде
О Шекспире и о драме
Об искусстве
Окончание малороссийской легенды "Сорок лет", изданной Костомаровым в 1881 году
Оно заработки хорошо, да и грех бывает от того (Идиллия)
Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 года
Ответ на определение Синода от 20 — 22 февраля и на полученные мной по этому случаю письма
Отец и сыновья
Отец Сергий
Отец Сергий (варианты)
Отрывки из статьи "Неизбежный переворот"
Отрывки из статьи "Царство божие внутри Вас"
Отрывки рассказов из деревенской жизни
Охота пуще неволи (Рассказ охотника)
Первая русская книга для чтения
Первая ступень
Переписка
Песня про сражение на реке Черной
Письмо революционеру
По поводу заключения В А Молочникова
По поводу конгресса о мире
Пора опомниться!
Послесловие к книге Е И Попова "Жизнь и смерть Евдокима Никитича Дрожжина, 1866-1894"
Послесловие к рассказу Чехова "Душечка"
Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении
Предисловие к "Крестьянским рассказам" С Т Семенова
Предисловие к сочинениям Гюи Де Мопассана
Предисловье к статье Эдуарда Карпентера "Современная наука"
Приближение конца
Прогресс и определение образования
Прыжок
Путь жизни
Пчёлы и трутни
Рабство нашего времени
Разговор о науке
Рассказы из «Новой азбуки»
Религия и нравственность
Речь в обществе любителей российской словесности
Ровное наследство
Севастополь в августе 1855 года (Севастопольские рассказы — 2)
Севастополь в декабре месяце (Севастопольские рассказы — 1)
Севастополь в мае (Севастопольские рассказы — 3)
Севастопольские рассказы
Семейное счастие
Сказка об Иване-дураке и его двух братьях…
Сказки
Смерть Ивана Ильича
Собака и её тень
Студенческое движение 1899 года
Стыдно
Так что же нам делать
Телёнок на льду
Тетерев и лиса
Течение воды
Тихон и Маланья
Третья русская книга для чтения
Три вопроса
Три вора
Три медведя
Три смерти
Труд, смерть и болезнь
Удивительные существа
Упрямая лошадь
Учение Христа, изложенное для детей
Федотка
Филипок
Хаджи-Мурат
Ходите в свете, пока есть свет
Холстмер (История лошади)
Христианское учение
Христианство и патриотизм
Часовщик
Четвертая русская книга для чтения
Что такое искусство
Что такое религия и в чем сущность ее
Шакалы и слон
Шат и Дон
Это ты
Ястреб и голуби

Сказка
Три медведя

Детская проза
Два брата
Косточка
Пожарные собаки
— Ребятам о зверятах: Рассказы русских писателей

Драматургия
Живой труп
Зараженное семейство

Биографии и Мемуары
Воспоминания
Дневники

Публицистика
Декабристы (Из неоконченного)
Дневники и дневниковые записи (1881-1887)
Доклад, приготовленный для конгресса о мире в Стокгольме
Интервью и беседы с Львом Толстым
Неужели это так надо?
Публицистика
Суеверие государства

Религия
Соединение и перевод четырех Евангелий
— Царство божие внутри вас…

Похожие публикации