Три карты, ролан пети и русская терпсихора. Магистр свободных искусств Постановки в России

Уважаемые друзья!
.
С уважением, администрация сайт

Режиссер


Roland Petit

Дата рождения: 13.1.1924
Дата смерти: 10.7.2011

Биография:

Режиссер, хореограф, танцовщик.

Ролан Пети родился 13 января 1924 г. в Париже, в семье владельца небольшого бистро. Когда ему было двенадцать лет, его мать, итальянка Роз Репетто, разошлась с мужем и уехала из Парижа, так что Ролана и его младшего брата Клода воспитывал отец, Эдмон Пети. В дальнейшем Эдмон Пети неоднократно субсидировал театральные постановки сына. Ролан Пети с детства проявлял интерес к искусству, увлекался декламацией, рисованием, кино. Его отец, по совету одного из посетителей бистро, отдал Ролана в балетную школу Парижской Оперы, когда тому было девять лет. В училище Пети учился у известного педагога Гюстава Рико (Gustave Ricaux), его одноклассниками были известные в последствии Жан Бабиле (Jean Babilée) и Роже Фенонжуа (Roger Fenonjois). Пети также посещал частные уроки русских педагогов Любови Егоровой, Ольги Преображенской, мадам Рузанн. В 16 лет Ролан Пети закончил учебу и был принят в кордебалет Парижской Оперы. В 1942-1944 гг. Пети совместно с Жанин Шарра (Janine Charrat) дали несколько совместных вечеров балета. На первом из этих вечеров Пети показал свою первую самостоятельную постановку - концертный номер "Прыжок с трамплина". В конце Второй мировой войны, когда Париж был освобожден от оккупации, администрация театра Сары Бернар решила организовать еженедельные вечера балета, и предложила Ролану Пети организовать и возглавить труппу. Он принял предложение и создал труппу, в которую входили Жан Бабиле, Жанин Шарра, Нина Вырубова, Колетт Маршан (Colette Marchand), Рэне Жанмер (Renée Jeanmaire), впоследствии ставшая женой хореографа (она более известна под псевдонимом Зизи Жанмер) и др. Репертуар труппы состоял как из фрагментов классических спектаклей, так и из новых постановок. Первым крупным успехом Пети стал балет "Комедианты" на музыку Анри Соге, премьера которого прошла 2 марта 1945 г. в Театре Елисейских полей.
В том же году Ролан Пети создал собственную труппу "Балет Елисейских полей". В мае 1948 г. Пети создал новую труппу "Балет Парижа". 21 февраля 1949 г., в лондонском театре Принца состоялась премьера балета "Кармен" на музыку Ж. Бизе с Роланом Пети и Зизи Жанмер в главных ролях. 25 сентября 1950 г. состоялась премьера балета Пети "Пожирательница бриллиантов" на музыку Ж.-М. Дамаза, где Ролан Пети и Зизи Жанмер не только танцевали, но и пели.
В 1951 г. Пети поставил балет "Русалочка" в фильме Дэни Кэя "Ганс-Христиан Андерсен".
17 апреля 1959 г. Пети показывает на сцене театра "Альгамбра" свой первый большой балет - "Сирано де Бержерак". В 1961 г. этот спектакль был перенесен в Датский Королевский балет. В 1960 г. Пети в содружестве с режиссером Теренцом Янгом и при участии Мориса Шевалье создает фильм "Раз, два, три, четыре, или Черные трико". В фильм вошли балеты Пети "Пожирательница бриллиантов", "Сирано де Бержерак", "Траур на 24 часа" и "Кармен". 11 декабря 1965 г. Ролан Пети ставит в Парижской Опере балет "Собор Парижской богоматери" ("Notre Dame de Paris"). Когда балетмейстер был приглашен в Парижскую Оперу для этой работы, он также был приглашен на должность руководителя этого театра, однако быстро оставил эту должность. 23 февраля 1967 г. Пети поставил на сцене лондонского театра "Ковент-Гарден" балет "Потерянный рай", где главные партии исполнили Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев. В 1972 г. Ролан Пети становится руководителем Балета Марселя. Первый спектакль Пети в новой труппе - балет о Маяковском "Зажгите звезды!". 12 января 1973 г. состоялась премьера балета "Больная роза", главные партии которого исполнили Майя Плисецкая и Руди Бриан.
В 1978 г. Пети поставил для Михаила Барышникова балет "Пиковая Дама". В 1978 г. Пети переносит свой "Собор Парижской богоматери" в Ленинград, в театр им. Кирова, где роль Эсмеральды исполнила Галина Мезенцева, Квазимодо - Николай Ковмир, Фролло - Ю. Гумба. В 1986 г. Пети поставил балет "Моя Павлова". В начале 90-х Ролан Пети пригласил в театр звезду Кировского театра Алтынай Асылмуратову, для которой он в 1997 г. поставил новую версию балета "Лебединое озеро". В 1995 г. Пети поставил балет "Гепард" для звезды Парижской Оперы Николя Ле Риша (Nicolas Le Riche). В 1996 г. Пети поставил балет "Шери" для итальянских звезд Карлы Фраччи и Массимо Мурру. В 1998 г. Пети перенес на сцену Мариинского театра свои балеты "Юноша и смерть" и "Кармен". Для премьеры "Кармен" театр подготовил два дуэта - Алтынай Асылмуратова - Ислом Баймурадов и Диана Вишнева - Фарух Рузиматов. В 1999 г. Пети поставил в Парижской Опере балет "Клавиго" с Николя Ле Ришем в главной роли. В 2001 г. Ролан Пети поставил в Большом театре программу, состоящую из двух спектаклей - "Пассакальи" на музыку А. фон Веберна, поставленную им для Парижской Оперы в 1994 г., и новый балет "Пиковая Дама" на музыку Чайковского. В первом спектакле главные партии исполнили Светлана Лунькина и Ян Годовский, во втором - Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа и Светлана Лунькина. За "Пиковую даму" Пети был награжден Государственной премией Российской Федерации.
15 февраля 2003 г. в Большом теаре состоялась премьера балета Ролана Пети "Собор Парижской богоматери".
Ролан Пети опубликовал воспоминания "Я танцевал на гребне волн" (1993) и "Вместе с Нуриевым" (1998).

Награды:

1965 - офицер Национального ордена за заслуги в области литературы и искусства.
1974 - кавалер Ордена Почетного Легиона.
1975 - главная Национальная премия Франции в области литературы и искусства.
1981 - премия Бурнонвиля.
2001 - Государственная премия Российской Федерации (за постановку балета "Пиковая дама" в Большом театре).

14 янв 2008 - Классик французской хореографии, балетмейстер Ролан Пети принимал накануне поздравления с 84-летием.

Фильмы Ролан Пети:


Биография Ролана Пети

Когда ему было двенадцать лет, его мать, итальянка Роз Репетто, разошлась с мужем и уехала из Парижа, так что Ролана и его младшего брата Клода воспитывал отец, Эдмон Пети. В дальнейшем Эдмон Пети неоднократно субсидировал театральные постановки сына.

Ролан Пети с детства проявлял интерес к искусству, увлекался декламацией, рисованием, кино. Его отец, по совету одного из посетителей бистро, отдал Ролана в балетную школу Парижской Оперы, когда тому было девять лет. В училище Пети учился у известного педагога Гюстава Рико, его одноклассниками были известные в последствии Жан Бабиле и Роже Фенонжуа. Пети также посещал частные уроки русских педагогов Любови Егоровой, Ольги Преображенской, мадам Рузанн.

В 1940 году Ролан закончил обучение, и получил место в кордебалете Парижской Оперы. В 1943 году Серж Лифарь, директор Оперы, доверил ему первое большое сольное выступление в балете «Любовь-волшебница». Примерно в это же время Пети вместе с Жанин Шарра, в будущем - известной французской балериной и балетмейстером, организовали несколько балетных вечеров в Театре Сары Бернар. На одном из первых вечеров Ролан - представил свой первый опыт в хореографии - небольшой концертный номер «Прыжок с трамплина».

Постановки балетмейстера

А в 1945 году Пети поставил в Театре Елисейских полей свой первый балет «Комедианты». Развивая успех, Пети организовал собственную труппу «Балет Елисейских Полей».

Через год Пети создал одноактный балет «Юноша и смерть». И, вот уже более 60 лет, этот балет регулярно появляется в репертуарах театров всего мира. Пети задумал одноактный балет для танцовщика своей труппы, Жана Бабиле и обратился к Жану Кокто, одному из самых ярких французских писателей ХХ века. Сюжет его прост - в оригинальном стихотворном либретто всего восемь строчек. Сюжет его трагичен. Эту постановку считают подходящей для зрелых, сложившихся артистов, которые способны привнести в нее собственное прочтение. Задуман балет был под популярную джазовую композицию, но перед самой премьерой Кокто принял решение, что больше подойдет классическая музыка. Подобрали «Пассакалию» Баха. Хореография осталась прежней, ее не стали «подгонять» под музыку, в результате «Пассакалия» буквально парит над историей, которую рассказывет дуэт танцовщиков. Есть несколько фильмов по этому балету - в исполнении «Юноша и смерть» Р.Нуреева и Зизи Жанмер и в исполнении М.Барышникова в фильме «Белые ночи» (White Nights 1985)

В 1948 году Пети собирает новую труппу «Балет Парижа», место прима-балерины которого занимает Зизи Жанмер, и ставит балет «Кармен» на музыку Бизе. Романтическая история Мериме в руках Пети становится историей трагичного противостояния двух сильных личностей - Кармен и Хозе (его партию исполнил сам Пети). Каждый из них отстаивает свою любовь, то, какой они ее понимают, изо всех сил. И для обоих верность своей любви становится высшим напряжением сил, борьбой, в которой уступить - значит предать любовь и предать себя. В своей постановке Пети отказывается от праздничного колорита - сценография намеренно проста, жесты, вместо балетного изящества и условности, чувственны на грани грубости. В балете отмечают отчетливый привкус кабаре - так Пети из «где-то там, в Испании» максимально приблизил историю Кармен своему времени. А тема любви как трагического противостояния мужчины и женщины, заданная еще в балете «Юноша и смерть», станет прослеживаться во многих постановках Пети,

Балету «Кармен» сопутствовал успех. Его, в прочтении Пети, ставили и, очевидно, будут продолжать ставить балетные труппы всего мира. Яркий дуэт Жанмер и Пети привлек внимание Голливуда и получил приглашение к сотрудничеству. Там на хореографию Пети снимается несколько фильмов-мюзиклов. А в 1960 году Теренс Янг снял фильм «Раз, два, три, четыре или Черные чулочки» (1-2-3-4 ou Les Collants noirs), в который вошли такие постановки Пети, как «Кармен», «Сирано де Бержерак», «Авантюристка» и «Траурный день». Три мужских роли - Сирано, Хозе и Жениха Ролан Пети исполнил сам.

В 1978 году Ролан Пети ставит балет «Пиковая дама», специально для Михаила Барышникова. К сожалению, спектакль не продержался на сцене долго - связанный контрактамим, Барышников не смог поддерживать нужное расписание, а приглашенные на роль Германна иные исполнители не удовлетворяли Пети. А в 2001 году Ролан Пети получил приглашение от московского Большого театра поставить на его сцене «Пиковую даму», но не стал возобновлять спектакль 1978 года. Он создал совершенно новый балет - использовал не музыку оперы Чайковского, а его Шестую симфонию. Германна танцевал Николай Цискаридзе , Графиню - Илзе Лиепа.

Критики о балете "Пиковая дама" Ролана Пети:

"Конструкция балета Ролана Пети - череда монологов-диалогов Германна с самим собой, с Графиней, Лизой, Чекалинским, игроками. Рефлексирующий, подобно Гамлету, Германн на протяжении всего спектакля действительно пребывает в постоянном напряженном общении с собственным эго, находя, как ему кажется, ответы в спорах с образами из его воспаленного воображения.

В основу хореографической лексики балета положена классика, но значительно трансформированная двадцатым веком. Нельзя сказать, что здесь Ролан Пети сделал какие-то глобальные открытия в области танцевального языка. Его почерк хорошо узнаваем, мастер, кажется, и не заботится ства этого спектакля состоит в том, как постановщик сопоставляет эпизоды, как распределяет напряжение, как соотносит пластический темпоритм с музыкой, как воздействует светом и цветом - иными словами, в драматургии зрелища. В этом, я думаю, основное достоинство постановки.

Ролан Пети сам тщательно выбирал исполнителей для реализации творческого проекта и ни с кем иным работать не захотел. Здесь принципиально задействован только один актерский состав.

В Николае Цискаридзе Пети нашел танцовщика-актера с великолепными линиями тела, темпераментом, нервной артистичной натурой и высококлассной техникой......

Графиня Илзе Лиепы в спектакле Ролана Пети - звездный час балерины, которая, может быть, всю жизнь ждала настоящей роли. На мой взгляд, здесь случай идеального слияния с образом, каким его придумал постановщик, и в то же время сохранение дистанции между персонажем и исполнителем. Мрачная, с гнилинкой чувственность сочетается с интеллектом, борцовская страстность - с жутковатой иронией. Пластичность, музыкальность, актерский талант Лиепы, ее изумительно гибкие кисти рук - роскошный материал, из которого балетмейстер и танцовщица создали шедевр."

За свой долгий творческий путь Ролан Пети создал более 150 балетов. Работал с крупнейшими балетными труппами мира. В его постановках были задействованы ведущие танцовщики ХХ века. Сотрудничал с ярчайшими людьми, чьи имена неотделимы от творческого наследия Франции - Жаном Кокто, Пикассо (Пети создал балет по мотивам его картины «Герника»), Ивом Сен-Лораном. Ролан Пети умер от лейкемии в 2011 году, а его творческое наследие востребовано и сейчас.

Использованы материалы Википедии и planetatalantov.ru

РОЛАН ПЕТИ - личность легендарная. И не только в мире балета. Работами Пети восхищались и в Голливуде, где он ставил танцы Фреду Астеру, и в крупнейших театрах мира. Он дружил с Рудольфом Нуриевым, водил знакомство с Марлен Дитрих и Гретой Гарбо, работал с Михаилом Барышниковым и Майей Плисецкой.


С НАШЕЙ страной у хореографа отношения сложились не сразу: в 60-е тогдашний министр культуры Фурцева категорически запретила Пети привозить в Москву его балет по стихам Маяковского. Но Ролан Пети все-таки приехал в Москву. Сначала с балетом «Пиковая дама» с Николаем Цискаридзе и Илзе Лиепа в главных партиях. В минувшее воскресенье в Большом театре состоялась премьера его нового балета - «Собор Парижской Богоматери».

- Несколько лет назад вы говорили, что хотели поставить балет на русскую тему. И поставили «Пиковую даму» Пушкина. Почему, как только речь заходит о России, все сразу вспоминают исключительно литературу ХIХ века - Толстого, Достоевского, Пушкина? А ведь у нас был и ХХ век с не менее сильными писателями.

Абсолютно то же самое происходит, когда русские, англичане, немцы - да кто угодно! - начинают говорить про Францию. В первую очередь вспоминают Виктора Гюго, Бальзака - всех, кто творил века назад. Но попробуйте мне назвать хотя бы одного из современных французских писателей! А ведь у нас и сегодня есть великие писатели. Мишель Турнье, к примеру. Прекрасный писатель. Или Маргарита Урсенар, которая умерла 20 лет назад. Кто в мире знает эту очень талантливую писательницу?

Кто же гений?

- ЕСТЬ ЛИ какая-то связь между деньгами и талантом? Можно ли считать гениальной вещь, которая имеет коммерческий успех?

Я думаю, все зависит от удачи. Какие-то люди сумели создать действительно шедевры и при этом смогли заработать кучу денег. Пикассо, к примеру. А Ван Гогу, который был не менее талантлив, в конце своей жизни нечем было заплатить за электричество, и умер он в полной нищете. Единого правила нет.

- А в вашем случае?

Признаюсь: я обожаю деньги! А кто не любит деньги? Все любят.

- Но ведь говорят: «Талант всегда должен быть голодным».

Я в это совершенно не верю. Знаете, мне много лет. И денег у меня достаточно. Но все равно самым главным для меня остается не мой банковский счет, а те балеты, которые я буду ставить.

- Многие талантливые люди дорого заплатили за то, что взошли на вершину Олимпа. Тот же Нуриев - ранняя смерть, несчастливая личная жизнь. И так - многие и многие…

Я думаю, что Нуриев был очень счастливым человеком. Он просто заболел и рано умер. Он был одержим танцем. Однажды я спросил его: «Тебе не кажется, что нужно работать немного меньше?» «Нет, - сказал он. - Здоровьем я займусь потом. А пока буду танцевать».

Однажды после спектакля я зашел к нему в гримерку. Нуриев снял трико, в котором танцевал на сцене, и я увидел, что у него все ноги сверху донизу залеплены пластырем. И когда массажист стал отдирать пластырь, вены по всей ноге тут же вздулись, как переполненные водой шланги. Я испугался: как Нуриев может проделывать ТАКОЕ с собственным организмом. А он лишь махнул рукой: «А, пустяки, все нормально!» Остановить его танец смогла лишь смерть.

К сожалению, мы не можем точно сказать, что такое гений, где он скрывается в человеке. Та же Мэрилин Монро. Я работал на студии «Метро-Голдвин-Майер» с Фредом Астером в то же время, что и Мэрилин Монро. Она снималась в одном довольно средненьком фильме, названия уже и не вспомню: «7 лет богатства» - что-то наподобие этого. И все недоумевали, глядя на нее: что ж такого нашел в ней продюсер, почему вокруг нее раздули такой ажиотаж? Лично я общался с ней всего один раз. Она мне протянула руку для поцелуя, но я лишь пожал ей ладонь. Она была разочарована моими манерами: «А я думала, что французские мужчины всегда целуют женщинам руки». Потом несколько раз мы встречались в студийной столовой, и вне экрана она была такая простая, такая скромная, но при этом светящаяся, как солнышко. Она не была самой красивой в Голливуде - можно было найти женщин гораздо красивее, чем она. И ни в каких фильмах, которые потрясли бы основы кинематографа, не снялась. Но, безусловно, ее коснулся гений, потому что перед камерой она преображалась. А еще - она умерла молодой. Для звезды это хорошо - это помогает стать знаменитой (смеется). Надо умереть либо очень молодым, либо очень старым.

Такой балет нам не нужен

- ЕСТЬ мнение, что авангардный балет прославляют те, кто поленился или кому не хватило таланта выучить классический танец. Вы согласны?

Я хочу рассказать вам про один балет, он сейчас идет во Франции, в Париже. Это, как гласит программка, авангардный балет. Называется он «Храпеть». И музыка состоит из записи храпа спящего человека. Луч света на темной сцене высвечивает мужчину, он, по всей видимости, спит. Верхом на нем сидит женщина и совершает характерные телодвижения. После чего говорит (говорит! в балете!): «Ах, как хорошо заниматься любовью со спящим мужчиной». Какое отношение все, происходящее на сцене, имеет к танцу?!

У классического балета сегодня одна проблема - отсутствие хореографов. Все молодые говорят: «О, современным балетом так легко заниматься! Лучше я буду ставить модерновые танцы». Классических же хореографов в истории балета никогда не было много - Петипа, Иванов, Баланчин, Фокин…

Кто сегодня остался из мэтров? Юрий Григорович. Но Григорович уже в таком же возрасте, что и я. А где молодые? Где?!

- Одна из опасностей, которые подстерегают балет, - увлечение спортивной стороной танца. И на сцене начинается соревнование: кто выше прыгнет, кто сделает больше пируэтов. Не превратится ли через несколько лет балет в спорт?

Да, такое возможно. Но это будет жуть! На днях я посмотрел в Большом «Лебединое озеро» со Светланой Лунькиной в главной роли. Она крутит фуэте - одно, второе, десятое. Зачем она это делает?! Если бы она просто вышла на сцену, встала в позу, показала красивые ноги, качество балетной работы, свой ум, это было бы гораздо лучше. Не обязательно крутиться на голове, чтобы потрясти зрителя. Если бы я был ближе знаком с ней, то посоветовал бы: «Сделай два-три тура - этого достаточно!» Потому что дальше начинается цирк! Ты сидишь и думаешь: «Господи! Только бы не упала!»

- Сейчас многие художники в литературе, в кино увлеклись созданием иной реальности - звездные войны, Гарри Поттер и пр. Они выдумывают проблемы, конфликты. Хотя в реальной жизни у реальных людей ни конфликтов, ни проблем меньше не стало. Но художники их почему-то не замечают. Почему?

А может, они не художники? Для меня подобного искусства не существует - это просто высокое развитие техники и яркие картинки.

Когда мои друзья говорят: «На выходных я отвез детей в Диснейленд», - я не понимаю их восторга. Вы бы детей в зоопарк отвезли - они бы посмотрели, как там живые мартышки по веткам прыгают. Это же намного лучше!

- Кажется, Бальзак сказал, что писать имеет смысл только про смерть и про деньги, потому что только это по-настоящему интересует людей. А какое чувство в этот список добавили бы вы?

Я думаю, самое главное на свете - это любовь. Во всех ее проявлениях - к детям и жене, к любовнику или любовнице, просто ко времени, в котором вы живете.

Сайт:

Биография

Ролан Пети - сын Роз Репетто , основательницы компании-производителя балетной одежды и обуви Repetto , и владельца закусочной (в память о своей работе в отцовском ресторане Пети позднее поставит номер с подносом). Учился в балетной школе Парижской Оперы , где его педагогами были Гюстав Рико и Серж Лифарь . После её окончания в году был зачислен в кордебалет Гранд-Опера .

Ролан Пети - автор более чем пятидесяти балетов и номеров для танцовщиков всего мира. Ставил спектакли на лучших сценах Италии, Германии, Англии, Канады, Кубы и России. Его опусы отличались стилистическим и техническим разнообразием балетного языка. Сотрудничал как с авангардистами, так и с представителями нового реализма , среди которых Мартиал Райс , Жан Тэнгли и Ники де Сен-Фалль . Работал с модельером Ивом Сен-Лораном (костюмы для балета «Собор Парижской богоматери » и номера «Гибель розы »), певцом и композитором Сержем Генсбуром , скульптором Бальдаччини , художниками Жаном Карзу и Максом Эрнстом . Либретто для Пети писали Жорж Сименон , Жак Превер и Жан Ануй . Музыку для его балетов сочиняли Анри Дютийё и Морис Жарр .

Наиболее значительные постановки

  • Рандеву / Le rendez-vous ()
  • Герника / Guernica
  • Юноша и смерть / Le Jeune Homme et la Mort ()
  • Бродячие комедианты / Les forains ()
  • Кармен / Carmen ()
  • Балабиле / Ballabile ()
  • Волк / Le loup ()
  • Собор Парижской богоматери / Notre-Dame de Paris ()
  • Потерянный рай / Paradise Lost ()
  • Краанерг / Kraanerg (1969)
  • Гибель розы / La rose malade ()
  • Пруст, или Перебои сердца / Proust, ou Les intermittences du coeur ()
  • Фантастическая симфония / Symphonie phantastique ()
  • Пиковая дама / La Dame de pique ()
  • Призрак оперы / Le phantôme de l’Opéra
  • Les amours de Frantz ()
  • Голубой ангел / The Blue Angel ()
  • Клавиго / Clavigo ()
  • Пути творения / Les chemins de la création ()

Балеты Ролана Пети в России

Мемуары

  • J’ai dansé sur les flots ( , рус. пер. )

Признание и награды

Офицер Национального ордена за заслуги в области литературы и искусства (), кавалер Ордена Почётного легиона . (), лауреат главной Национальной премии Франции в области литературы и искусства (), лауреат Государственной премии Российской Федерации за постановку балета Пиковая дама в Большом театре () и других наград.

Напишите отзыв о статье "Пети, Ролан"

Литература

  • Mannoni G. Roland Petit. Paris: L’Avant-Scène ballet/danse, 1984.
  • Fiette A. Zizi Jeanmaire, Roland Petit: un patrimoine pour la danse. Paris: Somogy; Genève: Musée d’art et d’histoire; Ville de Genève: Département des affaires culturelles, 2007.
  • Чистякова В. Ролан Пети. Ленинград: Искусство, 1977.
  • Аркина Н. Театр Р. Пети // Театр: журнал. - М ., 1974. - № 11 .

Примечания

Ссылки

  • // Центральный дом актёра, ведущая - Виолетта Майниеце, 2001 год

Отрывок, характеризующий Пети, Ролан

– Allez, mon ami, [Иди, мой друг,] – сказала княжна Марья. Князь Андрей опять пошел к жене, и в соседней комнате сел дожидаясь. Какая то женщина вышла из ее комнаты с испуганным лицом и смутилась, увидав князя Андрея. Он закрыл лицо руками и просидел так несколько минут. Жалкие, беспомощно животные стоны слышались из за двери. Князь Андрей встал, подошел к двери и хотел отворить ее. Дверь держал кто то.
– Нельзя, нельзя! – проговорил оттуда испуганный голос. – Он стал ходить по комнате. Крики замолкли, еще прошло несколько секунд. Вдруг страшный крик – не ее крик, она не могла так кричать, – раздался в соседней комнате. Князь Андрей подбежал к двери; крик замолк, послышался крик ребенка.
«Зачем принесли туда ребенка? подумал в первую секунду князь Андрей. Ребенок? Какой?… Зачем там ребенок? Или это родился ребенок?» Когда он вдруг понял всё радостное значение этого крика, слезы задушили его, и он, облокотившись обеими руками на подоконник, всхлипывая, заплакал, как плачут дети. Дверь отворилась. Доктор, с засученными рукавами рубашки, без сюртука, бледный и с трясущейся челюстью, вышел из комнаты. Князь Андрей обратился к нему, но доктор растерянно взглянул на него и, ни слова не сказав, прошел мимо. Женщина выбежала и, увидав князя Андрея, замялась на пороге. Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад, и то же выражение, несмотря на остановившиеся глаза и на бледность щек, было на этом прелестном, детском личике с губкой, покрытой черными волосиками.
«Я вас всех люблю и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?» говорило ее прелестное, жалкое, мертвое лицо. В углу комнаты хрюкнуло и пискнуло что то маленькое, красное в белых трясущихся руках Марьи Богдановны.

Через два часа после этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик всё уже знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отворилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал как ребенок.

Через три дня отпевали маленькую княгиню, и, прощаясь с нею, князь Андрей взошел на ступени гроба. И в гробу было то же лицо, хотя и с закрытыми глазами. «Ах, что вы со мной сделали?» всё говорило оно, и князь Андрей почувствовал, что в душе его оторвалось что то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть. Он не мог плакать. Старик тоже вошел и поцеловал ее восковую ручку, спокойно и высоко лежащую на другой, и ему ее лицо сказало: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?» И старик сердито отвернулся, увидав это лицо.

Еще через пять дней крестили молодого князя Николая Андреича. Мамушка подбородком придерживала пеленки, в то время, как гусиным перышком священник мазал сморщенные красные ладонки и ступеньки мальчика.
Крестный отец дед, боясь уронить, вздрагивая, носил младенца вокруг жестяной помятой купели и передавал его крестной матери, княжне Марье. Князь Андрей, замирая от страха, чтоб не утопили ребенка, сидел в другой комнате, ожидая окончания таинства. Он радостно взглянул на ребенка, когда ему вынесла его нянюшка, и одобрительно кивнул головой, когда нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели.

Участие Ростова в дуэли Долохова с Безуховым было замято стараниями старого графа, и Ростов вместо того, чтобы быть разжалованным, как он ожидал, был определен адъютантом к московскому генерал губернатору. Вследствие этого он не мог ехать в деревню со всем семейством, а оставался при своей новой должности всё лето в Москве. Долохов выздоровел, и Ростов особенно сдружился с ним в это время его выздоровления. Долохов больной лежал у матери, страстно и нежно любившей его. Старушка Марья Ивановна, полюбившая Ростова за его дружбу к Феде, часто говорила ему про своего сына.
– Да, граф, он слишком благороден и чист душою, – говаривала она, – для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным там что то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес! Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж теперь – эта дуэль! Есть ли чувство, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас. И за что же? Ну кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив? Я понимаю, ведь он прежде мог дать почувствовать, а то год ведь продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа!
Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него. – Меня считают злым человеком, я знаю, – говаривал он, – и пускай. Я никого знать не хочу кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге. У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только на столько, на сколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины. Да, душа моя, – продолжал он, – мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных; но женщин, кроме продажных тварей – графинь или кухарок, всё равно – я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!… – Он сделал презрительный жест. – И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого.
– Нет, я очень понимаю, – отвечал Ростов, находившийся под влиянием своего нового друга.

Осенью семейство Ростовых вернулось в Москву. В начале зимы вернулся и Денисов и остановился у Ростовых. Это первое время зимы 1806 года, проведенное Николаем Ростовым в Москве, было одно из самых счастливых и веселых для него и для всего его семейства. Николай привлек с собой в дом родителей много молодых людей. Вера была двадцати летняя, красивая девица; Соня шестнадцати летняя девушка во всей прелести только что распустившегося цветка; Наташа полу барышня, полу девочка, то детски смешная, то девически обворожительная.
В доме Ростовых завелась в это время какая то особенная атмосфера любовности, как это бывает в доме, где очень милые и очень молодые девушки. Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему то (вероятно своему счастию) улыбающиеся, девические лица, на эту оживленную беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на всё готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи, слушая эти непоследовательные звуки, то пенья, то музыки, испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья, которое испытывала и сама молодежь дома Ростовых.
В числе молодых людей, введенных Ростовым, был одним из первых – Долохов, который понравился всем в доме, исключая Наташи. За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек, что в дуэли с Безуховым Пьер был прав, а Долохов виноват, что он неприятен и неестествен.
– Нечего мне понимать, – с упорным своевольством кричала Наташа, – он злой и без чувств. Вот ведь я же люблю твоего Денисова, он и кутила, и всё, а я всё таки его люблю, стало быть я понимаю. Не умею, как тебе сказать; у него всё назначено, а я этого не люблю. Денисова…
– Ну Денисов другое дело, – отвечал Николай, давая чувствовать, что в сравнении с Долоховым даже и Денисов был ничто, – надо понимать, какая душа у этого Долохова, надо видеть его с матерью, это такое сердце!
– Уж этого я не знаю, но с ним мне неловко. И ты знаешь ли, что он влюбился в Соню?

Он танцевал ведущие партии в «Сильфиде», «Кармен», «Соборе Парижской Богоматери», ставил балеты для Майи Плисецкой, Михаила Барышникова, Марго Фонтейн, работал в Голливуде с Фредом Астером, был знаком с Мэрилин Монро и Марлен Дитрих, дружил с Рудольфом Нуриевым, о котором написал книгу воспоминаний.

Особые отношения сложились у Пети с Россией: в 60-е годы его балет по произведениям Маяковского был под запретом в СССР, но позже принадлежащие ему постановки «Пиковой Дамы» и «Собора Парижской Богоматери» имели оглушительный успех в Москве, причём первая даже удостоилась Государственной премии РФ.

Ролан Пети родился в 1924 году 13 января в семье владельца небольшой закусочной и итальянки Роз Репетто, позднее выпускавшей под своей фамилией балетную обувь и одежду. Когда родители разошлись, воспитанием будущего балетмейстера и великого танцора и младшего сына Клода занялся отец. Именно с подачи Эдмона Пети девятилетний Ролан, увлечённый искусством, поступил в балетную школу знаменитой Парижской Оперы, где среди его одноклассников были прославившиеся позже Роже Фенонжуа и Жан Бабиле. Впоследствии отец неоднократно спонсировал постановки старшего сына.

После учёбы юный Ролан был принят в труппу кордебалета Парижской Оперы, и начало его творческого пути ознаменовалась совместным выступлением с Марсель Бурга, очень известной в те годы танцовщицей. В годы Второй мировой войны вместе с Жанин Шарра он дал несколько концертов, состоявших из балетных миниатюр, а также представил первую в своей карьере самостоятельную постановку "Прыжок с трамплина". Серж Лифарь, директор Парижской Оперы, доверил ему сольную партию в «Любви-волшебнице», а позднее продолжал с ним работать и за пределами Оперы, которую Пети покинул в 1944 г.

Вместе с молодыми артистами, в числе которых оказалась его будущая жена Рене (Зизи) Жанмер, Пети участвовал в еженедельных вечерах балета театра Сары Бернар, а в 1945 году организовал труппу «Балет Елисейских полей», в репертуар которой входили как постановки Пети, так и спектакли других авторов. «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Юноша и смерть» по сценарию Жана Кокто имели большой успех.

Творческие разногласия стали причиной ухода Пети из «Балета Елисейских полей» в 1947 году, а уже в 1948 он создал «Балет Парижа» - новую труппу, в которой также была задействована Рене Жанмер, занявшая место прима-балерины. Для неё хореограф поставил знаменитую «Кармен», благодаря которой Жанмер была приглашена в Голливуд, а вместе с ней отправился и Ролан.

В 1960 году совместно с режиссёром Теренсом Янгом Пети принимает участие в создании фильма-балета "Раз, два, три, четыре, или Черные трико", в котором можно видеть четыре постановки балетмейстера («Кармен», «Сирано де Бержерак», «Авантюристка» и «Траурный день».), а сам он появляется в трёх ролях. После постановки в Парижской Опере «Собора Парижской Богоматери» в 1965 году хореограф получил приглашение возглавить этот театр, но в роли руководителя пробыл недолго.

С 1972 в течение 26 лет балетмейстер руководил созданным им Балетом Марселя, и одной из первых его работ с новой труппой стал балет о Маяковском «Зажгите звёзды!». А дальше последовали «Гибель розы» с Плисецкой, «Пруст, или Перебои сердца», «Пиковая дама», «Призрак оперы» и многие другие поставки. В целом балетмейстер создал более полусотни балетов и танцевальных номеров, отличавшихся узнаваемым почерком автора, разнообразием стилей и техники.

Говоря о непризнанных гениях, Ролан Пети вспоминал Ван Гога, которому перед смертью нечем было заплатить за электричество. Себя же он считал баловнем судьбы: занимаясь всю жизнь именно тем, что больше всего его интересовало, он был оценён по заслугам современниками и сумел в полной мере реализовать свои творческие замыслы.

Похожие публикации