Учреждение (некоммерческая организация). Предприятие некоммерческое

Некоммерческие организации отличаются от целями своей деятельности.

Определение некоммерческих организаций дано в ст. 50 ГК РФ. Они рассматриваются как организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками .

Организационной-правовые формы некоммерческих организаций

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

В ГК РФ (ст. 116-121) предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

  • потребительские кооперативы;
  • общественные и религиозные организации;
  • фонды;
  • учреждения;
  • объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Потребительские кооперативы

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов . Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество» (ст. 116 ГК РФ). Отличие потребительского кооператива от заключается в том, что он не является коммерческой организацией, хотя при определенных условиях может иметь характерные для нее признаки.

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные образования граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Общественные организации создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Фонды

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118-119 ГК РФ).

Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать или участвовать в них.

Учреждение

Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Учреждение полностью или частично финансируется собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Объединения юридических лиц — это ассоциации и союзы, которые создаются в целях:

  • координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций;
  • защиты общих имущественных интересов коммерческих организаций;
  • координации защиты интересов.

Учредительными документами ассоциаций (союзов) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Члены ассоциаций (союзов) сохраняют свою самостоятельность и право юридического лица (ст. 121-123 ГК РФ).

Различия между формами некоммерческих организаций определяются в Российском законодательствеболее широким набором признаков по сравнению с коммерческими организациями. К числу этих признаклв относится характер

    целей деятельности организации,

    имущественные права учредителей,

    состав учредителей,

    наличие или отсутствие членства в организации.

Запрет на распределение прибыли является единым для всех форм некоммерческих организаций. Вместе с тем законодательство в странах с рыночной экономикой обычно содержит позитивные характеристики возможных целей создания и деятельности данного предприятия. В европейском и американском законодательстве проводятся различия между тремя типами целей, а именно принесение пользы обществу и обеспечения общественых интересов, принесение пользы своим членам и одеспечение взаимной выгоды, религиозные цели.

К числу целей или направлений деятельности , которые рассматриваются в качестве приносящих пользу обществу, как правило, относят следующие: здравоохранение, образование, наука, культура, искусство, просветительство, защита оруж.среды, защита прав человека.

Организации, цели создания которых связанны с обеспечением интересов членов этих организаций являются следующие: профессиональные союзы и общества, ассоциации предпринимателей, торговые ассоциации и палаты, клубы, союзы ветеранов и т.д.

Согласно Российскому законодательству некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, а также образовательных, научных и управленческих целей, целях охраны здоровья, развития физкультуры и спорта. Удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, напрвленных на достижение общественной пользы. К некоммерческим организациям отнрсятся следующие:

    потребительский кооператив

    общественная или религиозная организация

    Некоммерческое партнерство

    автономные некоммерческие организации

    учреждения

    Гос. корпорация

    объединения юридических лиц в ассоциации или союзы.

Данный перечень форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим и может дополняться федеральными законами.

Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих участников. Создание потребительского кооператива осуществлятся путем объединения имущественных паевых взносов его членов. Члены данного кооператива несут субсидарную ответственность по его обязательствам.

Общественные и религиозные организации являются добровольными объединениями граждан на основе общности их интересов и для удовлетворения духовных или иных материальных потребностей. Члены общественых и религиозных организаций не сохраняют прав на имущество, передаваемое этим организациям, в том числе и на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качествеих членов. В свою очередь организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Некоммерческое партнерство - это организация, созданная для содействия ее членам в достижении целей, не связанных с извлечением прибыли. Имущество, передаваемое некоммерческому партнерству его членами является собственнгстью партнерства. Слены партнерства не отвечают по его обязательствам, а партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Главной особенностью этой формы по сравнению с другими формами некоммерческих организаций состоит в том, что при выходе из партнерства или ликвидации организации бывший ее член может получить часть имущества в пределах стоимости имущества, внесенного им при вступлении в данное партнерство.

Фонд используется для различных значений. Фонд как форма некоммерческой организации создается на основе добровольных имущественных взносов и преследует социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, спортивные и иные общественно-полезные цели. Фонд - это организация, не имеющая членства. Учредители фонда утрачивают свои права на переданное имуществ и имущество принадлежит самому фонду. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своихучредителей. В целях конроля за деятельностью фонда в нем должен быть создан попечительский совет, осуществляющий надзор за его деятельностью, пинятие другими орагнами фонда различных решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда и соблюдением фондом законодательства. При этом попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах, т.е. безвоздмездно.

Автономная некоммерческая организация учреждается гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущеатвенных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физкультуры и спорта, а также иных услуг. Данная организация не имеет членства. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданные ими в собственность данной организации. Учредители не отвечают по обязательствам автономной некомперческой организации, она же в свое время не отвечает по обязательствам своих учредителей. Виесте с тем, учредители осуществляют надзор за деятельностью данной организации в порядке предусмотренном уставными документами. При этом такая организация должна иметь высший коллегиальный орган управления. Формв фонда и автономной неклммерческой организаци очень близки. Различие состоит в целях создания и в порядке управления. Автономная некоммерческая организация создается с целью предоставления услуг в области образования, здравоохранения, науки и т.д. Цели создания фонда являются более общими: социальные, благотворительные, культурные и иныз общественно полезные цели. Функциональнвя роль фондов в странах с рыночной экномикой состоит в том, чтобы аккомулировать денежные средства и распределять их, предоставляя субсидии, шранты, пособия и т.д.

Учереждения представляют собой некоммерческую организацию, находящуюся в собственности своего учредителя. Учреждения могут быть гос, муниципальными и частными. Собственник полностью или чстично финансирует учреждение и несет субсидарную ответственность по его обязательствам. Учреждение использует имущество собственника в соответствии с целями его создания. Соответствено, учреждение обладает меньшей самостоятельностью чем некоммерческие организации других форм.

Государственная корпорация - это некоммерческая организация, не имеющая членства, созданная на основании федерального закона федеральным органом власти для осуществления социальных управленческих и иных общественно- полезных функций. Имущество переданное гос. корпорации становится его собственностью и гос-во не отвечает по обязательствам корпорации.

Объединения юридических лиц создаются для координации предпринимательской деятельности своих членов, а также представления и защиты их общих интересов. Эти организации не вправе заниматься деятельностью, приносящей прибыль.

Благотворительная организация - это особый вид некоммерческих организаций, которые могут создаваться в формах общественной организации, фондов или учреждения. Деятельность таких организаций регулируется федеральным законом о благотворительной деятельности и благотворительных организациях. Закон предъявляет к благотворительным организациям более жесткие требования, чем к прочим некоммерческим организациям. Но при этом гос-во предоставляет благотворительным организациям дополнительные преимущества в виде налоговых льгот. Благотворительной деятельностью называется добровольная деятельность граждан или юридических лиц по бескорыстной или на льготных условиях передаче другим гражданам или юридическим лицам имущества в том числе денежных средств, бескорыстного выполнения работ, оказания услуг или предоставления иной поддержки.

Не государственная некоммерческая организация, создаваемая для осуществления благотворительной деятельности регестрируется как благотворительная организация, при этом имеет коллегиальный высший орган управления, члены которого выполняют свои обязанности безвозмездно. При этом имеется ряд ограничений на использование имущества благотворительных организаций.

    не допускается участие благотворительной организации в хоз. обществах с другими лицами.

на оплату труда административно-управленческого персонала организация может затрачивать не более 20% от общей суммы средств, расходуемых ею за финансовый год.

  • на финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80%, поступивших за финансовый доход от нерелизационных операций,поступления от учреждений иного характера, хоз. обществ и доходов, от разрешенных законом доходов предпринимательской деятельности.

    Не менее 80%сумммы каждого благотворительного пожертвования должны быть израсходовано организацией на ее основные цели в срок не более одного года с момента получения данного пожертвования в случае, если не оговорено иного порядка расходования переданных средств.

    Учредитель благотворительной организации не может приобрести у нее или продать ей какие-либо товары, услуги или работы на условиях более выгодных, чем в сделках с другими лицами. Также благотворительные организации не имеют права использовать свои средства для поддержки политических партий, движений, групп и компаний. Закон устанавливает требования к прозрачности деятельности благотворительной организации, а именно сведения о размерах и структуре доходов, имущества, расходов, оплате труда работников, все это не является коммерческой тайной, а информация об осуществляемой деятельности должна быть доступна для общественности. При рассмотрении различных форм некоммерческих организаций в бюджетном кодексе используется понятие бюджетного учреждения.

В качестве бюджетного учреждения понимается организация, созданная органами государственной власти или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и подобных функций, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или гос. внебюджетного фонда. Бюджетными учреждениями признаются также организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления и не имеющие статуса федерального казенного предприятия. Таким образом, все государственные и муниципальные учреждения являются бюджетными учреждениями. Бюджетный кодекс требует, чтобы финансирование деятельности бюджетного учреждения из соответствующего бюджета проводилось на основе сметы доходов и расходов, в которой должны быть отражены все виды доходов и расходов учреждения. Использование бюджетных средств должно осуществляться на основании данной сметы(на соответствии), при этом за учреждением сохраняется право самостоятельно расходовать лишь те средства, которые были получены за счет внебюджетных источников. В настоящее время для предоставления населению различных видов услуг, ответственность за которые взяло на себя государство, необходимо использовать организацию, имеющей разные экономические формы. В данный момент имеются 2 правовые формы, в которых могут быть созданы государственные некоммерческие организации: гос. корпорации и учреждения. Гос. корпорация может быть использована лишь для создания единичных федеральных организаций. Гос. или муниципальные учреждения относятся к типу государственно-административно-контролируемой некоммерческой организации.

Т. об. в настоящее время отсутствует правовая форма государственной некоммерческой организацией, которая может быть отнесена к типу общественно-контролируемой некоммерческой организацией.

Это обуславливает необходимость создания новой организационно-правовой формы, которая бы имела соответствующие характеристики и отвечала бы следующим требованиям:

    Основная цель деятельности не связана с излечением прибыли, а предмет и цель деятельности должны быть определены в уставе.

    Допускается создание организаций, как одним, так и несколькими учредителями.

    Учредители наделяют организацию имуществом, которое сохраняется в их собственности, при этом прямых заданий собственников переданного имущества организации не предусматривается.

    Ключевую роль в управлении организации выполняет коллективной орган или наблюдательный совет, формируемый учредителями с привлечением общественности. Он контролирует направления и масштабы деятельности данной организации и утверждает ее финансовый план.

    Финансирование деятельности организации со стороны учредителей и покупателей осуществляется на основе договоров.

    Прибыль направляется на развитие организаций и не может быть распределена между учредителями.

Такая форма организации обеспечивает большую ее автономность по отношению к учредителям нежели организация, созданная в форме учреждения. Но при этом используется механизм контроля, который осуществляется наблюдательным советом, назначаемым учредителем. Введение новой организационно-правовой формы позволит обеспечить эффективное функционирование государственных и муниципальных организаций, вместе с тем для ряда организаций как то больницы, школы, высшие учебные заведения, клубы, музеи и детские дома целесообразно сохранения статуса учреждения, поскольку важно обеспечить административный контроль за расходованием выделяемых государством средств.

Организационно- экономические формы предпринимательской деятельности .

Классификация предприятий по формам собственности на капитал.

В зависимости от характера собственности на капитал все предприятия и фирмы подразделяются на государственные и частные. На государственном предприятии в качестве организатора производства выступают федеральные или местные органы власти. Как правило, государственная предпринимательская деятельность охватывает те сферы экономики, которые не привлекательны для частного бизнеса и государство вынуждено заполнить эту брешь, чтобы обеспечить более равномерное развитие экономики государства. Государственное предприятие находится в неравных условиях по сравнению с частными хозяйствами и в процессе функционирования отставание государственных предприятий от частных, как правило, усугубляется.

Что касается частных фирм, то к их формам относятся:

    Единоличные фирмы. Собственник один человек.

    Товарищество. Собственники несколько человек.

    Акционерное общество. Общество, где пай подтвержден пакетом акций.

    Кооперативы. Представляют собой общество, объединение людей, деятельность которых направлена не столько на получение прибыли, сколько на оказание помощи и содействия членам кооперативов в их общей деятельности. Как правило, такие организации распадаются после осуществления своих функций или превращаются в иные общества.

    Народные предприятия-это производственные кооперативы, собственники которых также являются их работниками. Данная форма привлекательна тем, что соединяет экономические интересы тружеников и собственников, упрощает процесс принятия решений и снижает бюрократизацию процесса управления.

В современной экономике ведущую роль играет акционерное общество, деятельность которых направлена как на национальный, так и на мировой рынки. АО связано в основном с серийным и массовым производством или оказанием услуг в торговой, финансовой и иных сферах.

Некоммерческие организации (далее – НКО) являются одной из двух больших групп юридических лиц (к другой группе относятся коммерческие организации). Основной отличительной чертой некоммерческих организаций является то (и это следует из самого их названия), что они создаются не в целях осуществления коммерческой деятельности.

Что такое НКО, цели создания, независимость

Под некоммерческими организациями понимаются , создаваемые в образовательных, культурных и иных, указанных в их учредительных документах, целях, и:

  • не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли;
  • не распределяющие полученную в результате своей деятельности прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ).

Примерный перечень целей создания НКО закреплен п.2 ст.2 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 (далее – ФЗ о НКО). Согласно указанному закону НКО могут создаваться для:

  • достижения социальных, благотворительных, духовных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
  • развития физической культуры и спорта, защиты прав и законных интересов граждан и т.д.

Указанный перечень не является исчерпывающим, данным пунктом предусмотрено, что НКО могут создаваться в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Кроме того, цели создания и деятельности НКО закрепляются отдельными федеральными законами.

Так, например, согласно п.1 ст.19 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 крестьянское (фермерское) хозяйство создается в целях осуществления деятельности по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, согласно ст.1–3, 6, 20–26 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 целью создания коллегий адвокатов, иных адвокатских образований является защита прав и свобод граждан, оказание гражданам квалифицированной юридической помощи, представление интересов граждан.

Конкретные цели создания НКО закрепляются в их учредительных документах, и, в зависимости от цели, НКО относятся к тому или иному виду, в какой именно сфере они будут осуществлять свою деятельность.

Среди принципов организации и деятельности НКО особое значение придается принципу их независимости.

Независимость НКО обеспечивается, прежде всего, тем, что они являются юридическими лицами, и, как для всех юридических лиц, в их отношении, в том числе, законодательно закрепляется порядок их создания и ликвидации, порядок формирования, компетенция их органов управления, НКО наделяются обособленным имуществом.

В отношении некоторых форм и видов НКО принцип независимости специально закрепляется законом.

Так, например, это сделано в отношении религиозных объединений, организаций (ст.4, 6, 25 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997), адвокатуры (ст.3 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002) и т.д.

Виды и формы некоммерческих организаций

Согласно действующему законодательству НКО могут создаваться в различных формах, например, ГК РФ в п. 3 ст. 50 предусматривает более 15 возможных форм.

Все НКО, в зависимости от того, создается ли она на основе членства или нет, подразделяются на две больших группы (вида): а) некоммерческие корпоративные организации и б) некоммерческие унитарные организации.

К некоммерческим корпоративным организациям, согласно ст. 123.1 ГК РФ , относятся организации, которые соответствуют следующим критериям (помимо критериев, общих для всех НКО):

  1. создаются на основе членства, т.е. учредители (участники) получают право членства в НКО;
  2. учредители (участники) НКО формируют высший орган управления организацией;
  3. решение о создании некоммерческой корпоративной организации принимается ее учредителями на собрании, съезде, конференции и т.п.

В отличие от некоммерческих корпоративных, некоммерческие унитарные организации:

  1. не имеют членства;
  2. создаются по решению одного учредителя;
  3. решение о первоначальном формировании высшего органа управления такой НКО принимается одним учредителем.

Законодательством специально выделяются два самостоятельных вида НКО:

  • социально ориентированные некоммерческие организации;
  • исполнители общественно-полезных услуг.

При этом, согласно п. 2.1 ст. 2, ст. 31.1 ФЗ о НКО под социально ориентированными НКО понимаются НКО, создаваемые в целях и осуществляющие деятельность по решению социальных проблем, развитию гражданского общества, охране объектов и территорий, имеющих особое историческое, культурное значение (например, объекты историко-культурного наследия), оказанию юридической помощи на безвозмездной или льготной основе (адвокатские образования) и т.д.

Особо законом оговаривается, что не признаются социально ориентированными НКО государственные корпорации, государственные компании и политические партии.

В соответствии с пунктом 2.2 ст. 2 ФЗ о НКО под исполнителями общественно полезных услуг понимаются социально ориентированные НКО, которые соответствуют следующим критериям:

  • на протяжении 1 года и более оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества;
  • не являются организациями, признаваемыми по российскому законодательству иностранным агентом;
  • не имеют задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам).

Как указывалось выше, законодательством предусмотрен только примерный перечень видов и форм НКО (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Кроме указанного перечня, некоторые формы НКО закреплены в п. 3 ст. 2, ст. ст. 6 – 11 ФЗ о НКО (общественные и религиозные организации (объединения), общины малочисленных коренных народов РФ, казачьи общества, некоммерческие партнерства и т.д.).

В свою очередь указанные выше формы, в зависимости от целей создания и осуществляемой деятельности НКО, также могут подразделяться на отдельные виды.

Так, основным нормативным правовым актом о потребительских кооперативах является ГК РФ, в частности ст. ст. 123.2, 123.3. При этом, порядок создания, организации и деятельности отдельных видов потребительских кооперативов определяется специальными федеральными законами.

Например, выделяются особенности жилищных и жилищно-строительных кооперативов (определяются ст. ст. 110 – 134 Жилищного кодекса РФ), кредитных кооперативов (ФЗ «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ), потребительских обществ (Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 № 3085-1), жилищных накопительных кооперативов (ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 № 215-ФЗ, сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ) и т.д.

Отметим, что указанные формы могут в свою очередь подразделяться на несколько видов. Так, например, сельскохозяйственные потребительские кооперативы в зависимости от осуществляемых видов деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), животноводческие и т.д. (ст. 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Читайте также: Что такое организационно-правовая форма юридического лица, понятие и виды ОПФ предприятий

Создание ряда форм НКО, порядок их организации и деятельности регулируются отдельными специальными федеральными законами. Это относится, например, к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединении граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ, ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ), товариществам собственников жилья (ст. 291 ГК РФ, ст. ст. 135 – 152 Жилищного кодекса РФ) и т.д.

Иностранные НКО, НКО со статусом иностранного агента

Законодательством особо рассматривается вопрос о деятельности иностранных НКО на территории РФ.

Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ о НКО иностранными признаются организации, созданные за пределами территории РФ. При этом, они должны отвечать общему принципу создания НКО – основной целью создания и деятельности не является извлечение прибыли, полученная в результате деятельности прибыль не распределяется между учредителями (участниками).

В соответствии с п. 5 указанной статьи деятельность иностранной организации может осуществляться на территории РФ через создаваемые структурные подразделения (в зависимости от конкретной формы НКО и положений ее устава – отделения, филиалы, представительства).

Также, действующим законодательством особо выделяется такой вид НКО как «иностранные агенты», порядок создания, организации и деятельности которых имеет свои особенности.

Под НКО, признаваемой по российскому законодательству выполняющей функции «иностранного агента», согласно п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО понимаются НКО, которые отвечают следующим признакам:

  1. получают денежные средства (имущество) от иностранных источников, под которыми понимаются иностранные государства, международные организации иностранные граждане и т.д.;
  2. участвуют в политической деятельности на территории РФ в интересах иностранных источников.

Указанным ФЗ приводится перечень видов деятельности, которые понимаются под политической деятельностью – митинги, демонстрации, участие в деятельности на выборах, референдумах и т.д. (ч. 3 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО). Отдельно в указанном пункте закреплен перечень видов деятельности, которые не признаются политической деятельностью – деятельность в сфере образования культуры, благотворительная деятельность и т.д. (ч. 4 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО).

Отметим, что соответствие указанных норм Конституции РФ подтверждено, в том числе, и Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.

Права и деятельность некоммерческой организации, некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности

Как все юридические лица, НКО обладают своей правоспособностью.

По общему правилу, согласно ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права (и осуществлять виды деятельности), которые соответствуют целям его деятельности.

При этом, некоторыми федеральными законами, определяющими правовое положение отдельных видов НКО, специально оговариваются права (правомочия) НКО.

Так, например, ст. 6 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» к правомочиям сельскохозяйственного кооператива относятся право на создание филиалов (представительств), право на приобретение имущества, в том числе земельных участков, право на осуществление внешнеэкономической деятельности, право на заключение договоров, направленных на достижение целей в соответствии с уставом кооператива и т.д.

При этом, правоспособность НКО отличается тем, что она ограничена теми целями, для достижения которых НКО создавалось (уставные цели).

Вместе с тем, законодательством не запрещается НКО осуществлять в процессе своей деятельности предпринимательскую деятельность. При этом, специально оговаривается, что, полученная НКО при осуществлении уставной деятельности прибыль, не подлежит распределению между ее участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Кроме того, п. 4 ст. 50 ГК РФ закреплено специальное правило для НКО – они могут осуществлять приносящую доход деятельность, если:

  1. осуществление такой деятельности предусмотрено уставом НКО;
  2. такая деятельность должна отвечать (соответствовать) целям создания НКО;
  3. такая деятельность должна способствовать достижению целей создания НКО.

В связи с тем, что при осуществлении такой деятельности НКО выступают как любые другие участники гражданского оборота, в целях обеспечения его стабильности, защиты их контрагентов по сделкам, совершаемым НКО, п. 5 указанной статьи предусмотрено специальное правило: для осуществления такой деятельности НКО должна обладать имуществом, рыночной стоимостью не менее размера уставного капитала, предусмотренного законом для обществ с ограниченной ответственностью (согласно ч. 1 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» этот размер составляет 10 000 рублей).

По общему правилу в остальных аспектах (налогообложение, лицензирование и т.д.), предпринимательская деятельность НКО и, соответственно, полученная в результате такой деятельности прибыль, признается прибылью юридического лица в обычном порядке.

Следует отметить, что, если НКО осуществляет виды деятельности, для которых требуется специальное разрешение (лицензия), их деятельность подлежит лицензированию в общем для всех субъектов предпринимательской деятельности порядке.

В ряде случае специальными федеральными законами определяются виды деятельности для отдельных форм НКО.

Особое место при рассмотрении вопроса о деятельности НКО занимает характеристика деятельности НКО в тех сферах, которые имеют специальное значение исходя из статуса самих НКО.

Так, среди НКО специально выделяются саморегулируемые организации (далее – СРО), которые призваны обеспечить соответствие деятельности входящих в ее состав членов законодательству и принятым стандартам.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (далее – ФЗ о СРО) под СРО понимаются НКО, которые:

  • созданы на основе членства;
  • объединяют субъектов предпринимательской деятельности, в зависимости от единства производимых товаров (работ, услуг), либо являющихся профессиональными участниками определенного вида деятельности.

Саморегулируемые организации создаются и действуют в различных сферах, так, созданы и функционируют СРО (например, аудиторская деятельность, деятельность по осуществлению инженерных изысканий, осуществление процедур медиации и т.д.).

Порядок организации и деятельности СРО определяется как указанным ФЗ о СРО, так и специальными федеральными законами (например, ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ и т.д.).

Особое значение при осуществлении СРО своих функций придается т.н. «стандартам профессиональной деятельности», которые разрабатываются соответствующими СРО и применение которых является обязательным для членов указанных организаций.

Также Законом о НКО при этом специально оговаривается, что НКО, созданные в форме некоммерческого партнерства, при приобретении ими статуса СРО, утрачивают право на осуществление предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст.50 Гражданского кодекса все юридические лица в РФ подразделяются на и некоммерческие.

Цель коммерческих организаций - получение прибыли и ее распределение между всеми участниками.

Перечень видов коммерческих организаций является закрытым. К ним относятся:

1) хозяйственные общества и товарищества;

2) унитарные, государственные ;

3) кооперативы производственные.

Некоммерческие организации создаются Некоммерческие организации не ставят цели извлечения прибыли. Они имеют право на осуществление но прибыль нельзя распределять между участниками, она расходуется в соответствии с целями, для которых организация создавалась. В ходе создания некоммерческой организации должен быть обязательно сформирован банковский счет, смета и личный баланс. Перечень указанных в кодексе некоммерческих организаций исчерпывающим не является.

Так какие же юридические лица к некоммерческим организациям относятся?

К некоммерческим организациям относятся:

1) Религиозные, общественные организации и объединения.

Осуществляют деятельность в соответствии с целями, для которых они созданы. Участники не отвечают по обязательствам организаций, а те в свою очередь по обязательствам членов;

2) Некоммерческие партнерства - учрежденные гражданами либо юр. лицами и основанные на принципе членства некоммерческие организации, для содействия членам организации в осуществлении деятельности, которая направлена на достижения поставленных целей;

3) Формой некоммерческой организации является также учреждение - это организация, финансируемая собственником, которая создана для осуществления управленческих и других функций некоммерческого характера. При недостаточности имущества учреждения собственник несет по обязательствам субсидиарную ответственность.

4) Автономные некоммерческие организации. Они создаются для предоставления услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения, спорта, иных услуг на основе имущественных взносов.

5) К некоммерческим организациям относятся разного рода фонды. Фонд - это организация, которая не имеет членства, преследующая благотворительные, социальные, культурные цели и созданная на основе имущественных взносов. Она вправе заниматься для достижения целей создания предпринимательской деятельностью.

6) Ассоциации и союзы. Они создаются коммерческими организациями в целях координации предпринимательской деятельности и защиты имущественных интересов.

7) К некоммерческим организациям относятся еще потребительские кооперативы - объединения (добровольные) граждан и юридических лиц, созданные для удовлетворения материальны и других потребностей на основе объединения паевых имущественных взносов.

Каждая из форм некоммерческой организации имеет свои особенности, отвечающие целям ее создания.

Создание некоммерческой организации.

В течении 2-х месяцев происходит регистрация. Необходимо для регистрации подготовить документацию:

Сведения об адресе местонахождения;

Заявление о регистрации, нотариально заверенное;

Учредительные документы;

Решение о создании некоммерческой организации;

Госпошлины.

Некоммерческая организация создана с момента государственной регистрации, после чего может осуществлять свою деятельность. Срок деятельности у такой организации отсутствует, поэтому она может не осуществлять перерегистрацию. В случае ликвидации некоммерческой организации, производятся выплаты всем кредиторам, а оставшиеся средства расходуется на цели, ради которых организация создавалась.

» рассказал о том, что такое НКО и какие особенности есть у этого типа организаций.

В закладки

В интернете полно статей о подходящих для бизнеса формах (мы тоже об этом ). В большинстве этих статей речь идёт о выборе между ИП и коммерческой организацией (ООО или АО), но про некоммерческие организации (НКО) почти ничего нет. Можно сказать, что это «сумеречная зона» российского корпоративного права.

Мы решили восполнить пробел и развеять распространённые мифы. Если статья понравится - пишите об этом в комментариях, продолжим разрушать легенды.

Миф первый: некоммерческих организаций мало и у них нет денег

По официальной статистике, НКО составляют по численности до 17% российских юридических лиц. Некоммерческих организаций в несколько раз больше, чем тех же акционерных обществ; оборот у них соответствующий.

К некоммерческим относятся не только благотворительные и религиозные организации, но и весь общественный сектор, почти все образовательные организации, все государственные поликлиники, потребительские кооперативы (парковки, ТСЖ, дачные кооперативы и так далее), институты развития вроде ФРИИ или АСИ и множество других самых разных структур.

При этом сфера НКО очень плохо урегулирована. Не в смысле «не урегулирована вообще», как криптовалюты, а в смысле, что регулирование очень фрагментарное и внутренне противоречивое.

Центральный закон «О некоммерческих организациях» покрывает максимум половину видов НКО, остальные прячутся в специализированных законах вроде «О благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и так далее. Многие из этих законов написаны ещё в 1990-х годах и с тех пор не обновлялись до соответствия изменившемуся Гражданскому кодексу.

В получившемся месиве неспециалисту разобраться очень трудно: нигде нет даже перечня действующих форм некоммерческих организаций. При этом учредительные документы НКО в отличие от того же ООО тщательно вычитывают специалисты Минюста - с первого раза зарегистрироваться без опыта практически невозможно.

У некоммерческих организаций также бывают дополнительные статусы, связанные с видом их деятельности. Например, благотворительный статус - это ачивка для обычного некоммерческого фонда, позволяющая платить меньше налогов, но она удваивает количество бумаг.

Теперь применять нужно не только закон «Об НКО», но и «благотворительное» законодательство, а также подавать специальную отчётность. Получение и обновление лицензий (например, на образование, лечение и так далее) ещё сильнее усложнит работу юриста организации.

Миф второй: некоммерческие организации не могут заниматься предпринимательской деятельностью

Этот миф порождён изначальной путаницей в терминах. Согласно Гражданскому кодексу, предпринимательская деятельность - это самостоятельное, рисковое и систематическое извлечение прибыли. Напомню, прибыль - это когда доходы превышают расходы.

Очевидно, если расходы организации - что коммерческой, что некоммерческой - будут превышать её доходы, она просто обанкротится. Поэтому некоммерческие организации не просто могут, но и должны заниматься предпринимательской деятельностью, чтобы остаться на плаву - или существовать на членские взносы и пожертвования, на что мало кто способен.

Вообще, некоммерческие организации могут осуществлять ту же деятельность, что и коммерческие: поставлять товары, оказывать услуги, выполнять работы и так далее. Редкие исключения касаются отдельных лицензий (например, НКО не может стать банком).

Впрочем, существует и действительно важное различие по видам деятельности между коммерческими и некоммерческими организациями: это так называемая целевая правоспособность НКО. В отличие от коммерческих организаций, которые вправе заниматься, чем хотят, некоммерческие ограничены целями, прописанными в уставе.

Это должно гарантировать, что какой-нибудь «фонд спасения бездомных котиков» не начнёт финансировать ближневосточных салафитов. На практике - учредители НКО прописывают в уставе «вправе заниматься любой деятельностью, приносящей доход» и таким образом решают проблему целевой правоспособности.

Миф третий: некоммерческие организации не платят налоги

Кажется логичным - пока некоммерческие организации не конкурируют с коммерческими, государство должно их поддерживать ради создаваемого общественного блага. Но не в России.

Российская налоговая система предусматривает практически одинаковые налоги для всех организаций, в том числе некоммерческих. Не очень справедливо, но как есть. Зато НКО вправе использовать все те же самые налоговые режимы, что и «большие» общества: например, упрощёнку, чтобы не платить НДС.

Из этого правила есть исключения в пользу НКО, но их совсем мало. Не платят налоги с членских взносов ассоциации и союзы (например, профсоюзы); также НКО не платят налоги с безвозмездных пожертвований.

Существует целый ряд льгот для благотворительных организаций, которые применяются при условии, что не менее 80% поступлений такая организация раздаёт в порядке благотворительной помощи. В остальном некоммерческие организации платят налоги наравне с коммерческими.

Миф четвёртый: некоммерческие организации используют для манипуляций

Из-за последних расследований за НКО закрепилась репутация «распильщиков». Это одновременно миф и не миф.

Некоммерческие организации действительно используются для сокрытия бенефициаров, то есть истинных владельцев бизнеса. Существуют так называемые автономные организации, у которых формально нет владельцев и выгодоприобретателей: они существуют сами по себе.

Такая компания после регистрации работает без акционеров и участников, может создавать дочерние структуры (в том числе коммерческие), распоряжаться собственным имуществом, но бенефициаров не имеет. Следовательно, любая попытка раскрытия информации зайдёт в тупик.

Не улучшают репутацию НКО и регулярные скандалы с распределением президентских грантов. Организации, которым отказывают, особенно по формальным основаниям, всегда заявляют о коррупции - и проверить это нельзя, поскольку процедура действительно непрозрачная.

Однако все эти «распильные» скандалы перекрываются одним фактором, отличающим некоммерческие организации от коммерческих: из НКО действительно сложно и дорого вывести деньги. Почти все НКО не вправе платить дивиденды своим учредителям; заработанное они обязаны истратить на свои уставные цели, а если цели достигнуты - отдать государству.

Поэтому, даже если вы создадите НКО и предпринимательской деятельностью заработаете деньги, вывести их будет крайне трудно и затратно.

Что касается получения грантов - это тоже не так просто. Во-первых, чтобы выпросить грант, вначале нужно довольно долго заниматься общественно-полезной деятельностью за свой счёт. Во-вторых, оформление поступления и выполнения гранта - это гора бумаги; отчётность там не то чтобы сложная, но очень уж изматывающая.

И в-третьих, гранты обычно невелики: до нескольких миллионов рублей. На практике гораздо проще заработать эти деньги, чем пытаться «отпилить» их от государственных, и не в пример безопаснее.

Зачем вообще нужны НКО

После всего перечисленного у вас закономерно возникает вопрос: если НКО не дают преимуществ, то кто их вообще создаёт?

Во-первых, социальные предприниматели, которые уже занимаются некоммерческой деятельностью, - НКО позволяет получать гранты и пожертвования, что запрещено для коммерческих организаций. При наличии грамотных юристов и бухгалтеров можно построить целый холдинг из НКО и немного сэкономить на налогах.

Во-вторых, некоторые виды деятельности доступны только для некоммерческих организаций - например, обучение (кроме дополнительного образования), саморегулирование (СРО), управление жильём (ТСЖ) и так далее. Поэтому чтобы создать детский сад или школу, профсоюз или торгово-промышленную палату, нужно зарегистрировать НКО в Министерстве юстиции.

Похожие публикации