В чем разошлись мнения большевиков и меньшевиков. Политические партии в период октябрьской революции

100 лет спустя после русской революции официальные СМИ любят представлять главные социал-демократические фракции того времени как противостоящих друг другу «демократических» меньшевиков и жестких большевиков под «диктаторством» Ленина.

Это описание, однако, не выдерживает никакой критики, чуть стоит только копнуть поглубже. Чтобы понять динамику и идеологическую борьбу, происходившую в российской социал-демократии, нужно проследить за развитием партии с самого момента ее создания в 1898 году.

Из-за экономического отставания России, не случайным было то, что русская социал-демократическая партия образовалась лишь в 1898 году, гораздо позже, чем ее «сестры» на западе. В отличие от западной Европы, российское капиталистическое развитие задержалось, но зато «перепрыгнуло» через период накапливания капитала и развития мелкой буржуазии из ремесленников, как это произошло в других странах. Вместо этого деревни, жившие чуть ли не в условиях крепостного права, существовали бок о бок с новыми огромными городскими фабриками и относительно современной армией. К примеру, в то время в России было вдвое больше рабочих на крупных фабриках, чем в Германии.

Русские социал-демократы соглашались в том, что ожидаемая русская революция должна носить «буржуазно-демократический» характер. Подразумевалось, однако, что в число вопросов, которые срочно надо было решить для развития России, входила ликвидация власти феодалов, проведение земельной реформы, решение национального вопроса, подразумевающее, что царская Россия перестанет давить на другие нации, модернизация законодательства и экономики, а также демократизация общества. После первой неудавшейся русской революции в 1905 году, однако, сильно разошлись мнения относительно того, КАК такая революция должна происходить.

Первый раскол, правда, случился еще на партийном съезде в 1903 году, который проводили в Лондоне, так как многие ведущие члены партии были вынуждены покинуть страну. Раскол, который впоследствии привел к появлению «большевиков» и «меньшевиков», произошел из-за вопросов, которые тогда расценивались как незначительные. Например, спорили о том, кого считать членом партии. Мартов предложил такое определение: «Членом российской социал-демократической партии считается каждый, кто принимает ее программу и поддерживает партию, как материальными средствами, так и личным содействием в одной из партийных организаций».

Контекст

Жестокий век большевизма

HlídacíPes.org 15.01.2017

L"Occidentale 22.02.2012

Так большевики хотели уничтожить саму идею бога

Il Giornale 25.11.2009
Ленинское же определение отличалось своим упором на активное участие в работе партии, чем он подчеркивал важность партийного строительства и выражал недовольство интеллигенцией, которая имела большое влияние на партию, но не хотела быть замешанной в практической ее работе, поскольку та была рискованной и проводилась подпольно.

Еще одно политическое разногласие касалось предложения Ленина сократить редакционный комитет партийной газеты «Искра» и не переизбирать таких ветеранов, как Засулич и Аксельрод. В голосовании об этом Ленин получил поддержку большинства, после чего его группа и стала называться большевики, а группа Мартова — меньшевики. Лев Троцкий, посчитавший, что Ленин действует «безжалостно», на съезде в 1904 году принял сторону меньшевиков, но уже в том же 1904 году порвал с ними и до самой революции 1917 году принадлежал к собственной отдельной фракции.

Однако социал-демократы по-прежнему были единой партией, и дома, в России, раскол этот имел меньшее значение и воспринимался многими членами как «буря в стакане». Даже Ленин считал, что различия незначительны. Когда ветеран Плеханов (который и распространил марксизм в России) в споре встал на сторону Мартова, Ленин написал: «Скажу прежде всего, что автор статьи [Плеханов] тысячу раз прав, по моему мнению, когда он настаивает на необходимости охранять единство партии и избегать новых расколов, особенно из-за разногласий, которые не могут быть признаны значительными. Призыв к миролюбию, мягкости и уступчивости в высшей степени похвален со стороны руководителя вообще и в данный момент в особенности». Ленин также выступал за то, чтобы открыть партийные издания для различных мнений, «чтобы дать возможность этим группам высказываться, а всей партии — решить, важны или неважны эти различия, и определить, где, как и кто непоследователен».

Реакция Ленина на дебаты 1903 года — отличный ответ на утверждения о том, что он жесткий лидер. Вразрез с тем образом, который пытаются создать современные СМИ, Ленин критиковал меньшевиков и Мартова, когда они бойкотировали совместную работу, и хотел продолжить дискуссию без дальнейшего раскола. Да и в кругах большевиков у Ленина не было неограниченной власти. Много раз Ленин сетовал по поводу действий большевиков, не пытаясь при этом ответить на них какими-то взысканиями. Например, он критиковал большевиков за недостаточно позитивное отношение к советам рабочих, образовавшимся в ходе революции 1905 года, в которой ведущую роль играл Троцкий.

Революция 1905 года подразумевала, что меньшевики и большевики вновь будут стоять плечом к плечу в борьбе за общие требования: восьмичасовой рабочий день, амнистия политическим заключенным, гражданские права и учредительное собрание, а так же дело защиты революции от царской кровавой контрреволюции. Это делало необходимость объединения большевиков и меньшевиков еще более острой, поэтому в 1906 году в Стокгольме и в 1907 году в Лондоне большевики и меньшевики собирались на «объединительных» съездах.

Критика против Ленина и партийного строительства большевиков часто касается «демократического централизма», но дело в том, что меньшевики и большевики на съезде 1906 года имели одинаковое мнение в отношении этого принципа, подразумевавшего единство в финальных действиях при полной свободе во время обсуждения.

Ленин писал в 1906 году: «По нашему глубокому убеждению, рабочие социал-демократической организации должны быть едины, но в этих единых организациях должно широко вестись свободное обсуждение партийных вопросов, свободная товарищеская критика и оценка явлений партийной жизни. (…) Мы все сошлись на принципе демократического централизма, на обеспечении прав всякого меньшинства и всякой лояльной оппозиции, на автономии каждой партийной организации, на признании выборности, подотчетности и сменяемости всех должностных лиц партии».

Уже на общем съезде 1906 года, однако, стало ясно, что поражение революции существенно увеличило идеологические различия в рядах социал-демократов. Меньшевики сделали вывод, что раз задачи революции были буржуазно-демократическими, то рабочий класс и его организации должны подчиняться «прогрессивной буржуазии» и поддерживать их на пути к власти и против царя. «Захват власти обязателен для нас, когда мы делаем пролетарскую революцию. А так как предстоящая нам теперь революция может быть только мелкобуржуазной, то мы обязаны отказаться от захвата власти», — говорил меньшевик Плеханов на конгрессе 1906 года.

В то же время большевики же изучали историю и видели, как буржуазия часто из страха перед революционными массами обращалась против революции. Это было видно по немецкой революции в 1848 году, а особенно по событиям с Парижской коммуной в 1870-71 годах, когда французская буржуазия даже предпочла сдаться прусской армии, чем позволить народу вооружиться.

Поэтому большевики считали, что рабочий класс должен образовать самостоятельную организацию и при поддержке крестьян стать той единственной силой, что может возглавить движение и добиться целей буржуазной революции, которая в свою очередь может вдохновить на социалистическую революцию более развитый капиталистический Запад. Эта теория нашла выражение в формулировке Ленина о «демократической диктатуре рабочих и крестьян».

Лев Троцкий, который в 1905 году был лидером нового и влиятельного Совета в Петрограде (современном Санкт-Петербурге), разделял общие положения большевиков, но подходил к ним более конкретно. Он подчеркивал слабость русской буржуазии и ее зависимость от царя, феодализма и западного капитализма. Все это делало буржуазию совершенно неспособной провести какие-то реформы, которые угрожали бы царю, землевладельцам или империализму.

Единственный класс, который был способен произвести такие изменения, считал Троцкий, — это рабочий класс, сформировавшийся и объединившийся в фабричных цехах и способный заручиться поддержкой крестьян в деревнях и в армии.

Но в отличие от большевиков Троцкий прояснял, что рабочий класс после революции и проведения буржуазных реформ не сможет «вернуть обратно» власть буржуазии, а «будет вынужден» идти дальше, продолжая «перманентно» проводить социалистические реформы. Например, национализацию больших предприятий и банков под демократическим контролем организаций рабочего класса. Таким образом, социалистическая революция могла произойти в менее развитой стране до того, как это произойдет в более развитых западных капиталистических странах. Капитализм «лопнет в своем самом слабом звене». Это теория о «перманентной революции» с мистической точностью подтвердится во время революции 1917 года.

Не смотря на то, что Троцкий во многом был согласен с большевиками относительно задач социалистов и роли рабочего класса в грядущей революции, по-прежнему было много разногласий по поводу партийного строительства. Троцкий все еще надеялся (и это было ошибкой, как он сам позже признал), что во время нового революционного периода часть меньшевиков удастся переубедить, и делал все, чтобы сохранять партию единой, пусть даже и чисто формально.

Ленин и его сторонники считали, что такое единство только создает необоснованные иллюзии, и что в этот трудный период, когда социалистов сильно подавляли и постоянно отправляли в тюрьму после революции 1905 года, новые марксисты не должны были вступать в дискуссии с теми, кто оставил планы строительства независимых организаций для рабочего класса.

После нескольких попыток объединения, в 1912 большевики и меньшевики окончательно разделились.

Но даже в 1912 году большевики не были какой-то «жесткой» партией, объединившейся под руководством Ленина. Ленинскую критику меньшевиков-ликвидаторов (тех, которые отказались развивать партию из-за того, что в условиях диктатуры это нужно было делать подпольно) убрали из большевистской газеты «Правда», а представители большевиков в Думе высказывались за объединение с ликвидаторами.

Не смотря на решительное сопротивление со стороны Ленина, в феврале 1917 большевики подчинились капиталистическому правительству, сменившему царя, и, в числе прочего, продолжившего войну. Таким образом, фактически большевики вели меньшевистскую политику.

Только в апреле, когда Ленин вернулся в Россию и был готов быть в оппозиции даже «один против 110-ти», благодаря поддержке со стороны широких масс, ему удалось заручиться согласием большей части большевиков, что нужно прекратить «критическую» поддержку временному правительству.

Но даже перед самым октябрьским восстанием известные большевики Зиновьев и Каменев еще выступили публично с протестом против планов передать рабочим власть через Советы.

Группа Троцкого, однако, все больше сближалась с большевиками, и когда Троцкий в мае 1917 года вернулся в Россию после своего бегства в Нью-Йорк, никаких политических разногласий больше не существовало и группы объединились в июле 1917-го.

Когда в феврале разразилась русская революция, для многих революционеров стало неожиданностью то, насколько мощными были протесты и как быстро они развивались.

Что касается теории, различные линии выкристаллизовались после 1905 года, а с возвращением Ленина и при поддержке Троцкого у рабочего класса появился полюс, вокруг которого можно было собраться.

События 1917 года оправдали представления Ленина и Троцкого о развитии ситуации и усилили большевиков.

Все больше людей осознавало, что их программа по захвату власти рабочим классом была совершенно необходима для выполнения требований революции о «мире, хлебе и земле».

Так что, когда большевики оказались во главе октябрьской революции 1917 года, это было не результатом переворота, проделанного жесткой большевистской партией, а результат борьбы рабочих и крестьян за политическую программу, которая формировалась во время споров русских революционеров с самого момента генеральной репетиции революции.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Задекларировавшая своё создание на минском съезде 1898 года, через пять лет претерпела кризис, ставший причиной её разделения на две противоборствовавшие между собой группировки. Лидером одной из которых был В. И. Ленин, а другой - Ю. О. Мартов. Произошло это на Втором партийном съезде, начавшемся в Брюсселе и продолжившемся затем в Лондоне. Тогда же и появилась в аббревиатуре её наиболее многочисленного крыла заключённая в скобки маленькая буква «б».

Легальная деятельность или террор?

Причиной раздора стали различия в подходе к решению ключевых вопросов, связанных с организацией борьбы против существовавшего в стране монархического строя. Как Ленин, так и его оппонент, сходились во мнении, что пролетарская революция должна представлять собой всемирный процесс, начало которому будет положено в наиболее экономически развитых странах, и уже после этого она может продолжиться в остальных государствах, в том числе и в России.

Разногласие же состояло в том, что каждый из них по-разному представлял себе методы политической борьбы, направленной на подготовку России к участию в мировой революции. Сторонники Мартова выступали исключительно за легальные формы политической деятельности, тогда как ленинцы были сторонниками террора.

Гений политического маркетинга

В результате голосования победу одержали приверженцы подпольной борьбы, и это послужило причиной разделения партии. Именно тогда Ленин назвал своих сторонников большевиками, а Мартов согласился именовать своих последователей меньшевиками. В этом, безусловно, была его коренная ошибка. С годами в сознании масс укрепилось представление о партии большевиков, как о чём-то мощном и крупном, тогда как меньшевики - это нечто мелкое и весьма сомнительное.

В те годы ещё не существовало современного термина «коммерческий брэнд», но именно им и оказалось гениально придуманное Лениным название группировки, ставшей впоследствии лидером на рынке противоборствовавших между собой партий России. Его талант политического маркетолога выразился и в том, что, пользуясь простыми и доходчивыми слоганами, он сумел «продать» широким народным массам залежавшиеся ещё со времён французской революции идеи равенства и братства. Безусловно, удачной находкой были и придуманные им предельно выразительные символы - пятиконечная звезда, серп и молот, а также объединявший всех красный корпоративный цвет.

Политическая борьба на фоне событий 1905 года

В результате различного подхода к методам политической деятельности большевики и меньшевики разделились настолько, что последователи Мартова отказались от участия в очередном партийном Третьем съезде РСДРП, состоявшемся в 1905 году в Лондоне. Тем не менее многие из них стали активными участниками Первой русской революции.

Известна, например, их роль в событиях, развернувшихся на броненосце «Потёмкин». Однако после подавления беспорядков, лидер меньшевиков Мартов, получил повод высказаться о вооружённой борьбе как о пустом и бесперспективном деле. В этом мнении его поддержал ещё один из основателей РСДРП - Г. В. Плеханов.

В период русско-японской войны большевики прилагали все усилия для подрыва военного потенциала России и, как следствие, её поражения. В этом они видели путь создания обстановки, наиболее благоприятной для последующей революции. В противовес им партия меньшевиков хоть и осуждала войну, но категорически отвергала мысль о том, что свобода в стране может стать результатом иностранной интервенции, тем более со стороны такого по тем временам экономически слаборазвитого государства, как Япония.

Дебаты, развернувшиеся на стокгольмском съезде

В 1906 году в Стокгольме состоялся очередной съезд РСДРП, на котором лидеры обеих противоборствовавших партийных группировок, сознавая необходимость совместных действий, попытались определить пути к взаимному сближению. В целом им это удалось, но тем не менее по одному из важнейших вопросов, стоявших на повестке дня, соглашения достигнуто не было.

Им оказалась формулировка, определявшая возможность принадлежности к партии её членов. Ленин настаивал на конкретном участии каждого партийца в работе той или иной первичной организации. Меньшевики это не считали необходимым, достаточным было лишь содействие общему делу.

За внешним и, казалось бы, незначительным расхождением в формулировках скрывался глубокий смысл. Если ленинская концепция предполагала создание боевой структуры, имевшей строгую иерархию, то лидер меньшевиков сводил всё к обычной интеллигентской говорильне. В результате проведённого голосования в устав партии был включён ленинский вариант, что стало очередной победой большевиков.

Допустимы ли грабежи во имя светлого будущего?

Формально после стокгольмского съезда большевики и меньшевики пришли к согласию, но тем не менее скрытые противоречия продолжали оставаться. Одним из них являлись пути пополнения партийной кассы. Особую актуальность этот вопрос получил из-за того, что поражение вооруженного восстания 1905 года вынудило многих партийцев эмигрировать за границу и остро требовались деньги на их содержание.

Большевики в связи с этим активизировали свои пресловутые экспроприации ценностей, являвшиеся, попросту говоря, грабежами, приносившими им необходимые средства. Меньшевики это считали неприемлемым, подвергали осуждению, но деньги тем не менее брали весьма охотно.

Немалую долю масла в огонь раздора подливал и Л. Д. Троцкий, издававший в Вене газету «Правда» и помещавший в ней откровенно антиленинские статьи. Такие публикации, регулярно появлявшиеся на страницах главного печатного органа парии, лишь усугубляли взаимную неприязнь, особенно проявившуюся во время конференции в августе 1912 года.

Очередное обострение противоречий

С началом Первой мировой войны совместная партия большевиков и меньшевиков вступила в полосу ещё более острых внутренних противоречий. Программы, которые выставляли два её крыла, коренным образом отличались друг от друга.

Если ленинцы готовы были добиваться свержения монархии ценой поражения в войне и сопутствовавшей этому национальной трагедии, то лидер меньшевиков Мартов, хоть и осуждал войну, считал долгом армии до конца защищать суверенитет России.

Его сторонники выступали также за прекращение военных действий и взаимный отвод войск «без аннексий и контрибуций». Сложившаяся после этого обстановка, по их мнению, могла быть благоприятной для начала мировой революции.

В пёстром калейдоскопе политической жизни тех лет отстаивали свои точки зрения представители самых различных партий. Кадеты, меньшевики, эсеры, а также представители иных течений, сменяли друг друга на трибунах стихийно возникавших митингов, пытаясь склонить на свою сторону массы. Порой это удавалось сделать то одним, то другим.

Политическое кредо меньшевиков

Основные положения политики меньшевиков, сводились к следующим тезисам:

а) поскольку в стране не сложились необходимые предпосылки, захват власти на данном этапе бесполезен, целесообразна лишь оппозиционная борьба;

б) победа пролетарской революции в России возможна лишь в отдалённом будущем, после её осуществления в странах Западной Европы и США;

в) в борьбе с самодержавием необходимо опираться на поддержку либеральной буржуазии, так как её роль в этом процессе необычайно важна;

г) поскольку крестьянство в России является хоть и многочисленным, но отсталым по своему развитию классом, на него нельзя опираться, и можно использовать лишь в качестве подсобной силы;

д) главной движущей силой революции должен быть пролетариат;

е) борьба может вестись только легальными путями, при полном отказе от терроризма.

Меньшевики, ставшие самостоятельной политической силой

Следует признать, что ни большевики, ни меньшевики, участия в процессе свержения царского режима не принимали, и буржуазная революция застала их, что называется, врасплох. Несмотря на то что она являлась тем результатом политической борьбы, который ими рассматривался как программа-минимум, и те и другие на первых порах проявляли явную растерянность. Преодолеть её первыми сумели меньшевики. 1917 год в результате этого стал тем этапом, на котором они оформились как самостоятельная политическая сила.

Потеря меньшевиками политической инициативы

Несмотря на временный подъём, накануне октябрьского переворота партия меньшевиков лишилась многих своих видных представителей, покинувших её ряды по причине размытости программы и крайней нерешительности руководства. Особенной интенсивности процесс политической миграции достиг к осени 1917 года, когда к ленинскому крылу РСДРП примкнули такие авторитетные меньшевики, как Ю. Ларин, Л. Троцкий и Г. Плеханов.

В октябре 1917 года сторонники ленинского крыла партии осуществили государственный переворот. Меньшевики это охарактеризовали как узурпацию власти и подвергли резкому осуждению, однако повлиять на ход событий уже не могли. Они явно оказывались среди проигравших. В довершение бед большевики разогнали, поддерживаемое ими Учредительное собрание. Когда же происшедшие в стране события вылились в Гражданскую войну, то правые меньшевики во главе с Ф. Н. Потресовым, В. Н. Розановым и В. О. Левицким примкнули к врагам новой власти.

Бывшие соратники, ставшие врагами

После укрепления большевистских позиций, достигнутых в ходе борьбы с белогвардейским движением и иностранной интервенцией, начались массовые репрессии в отношении лиц, примыкавших прежде к антиленинскому меньшевистскому крылу РСДРП. Начиная с 1919 года во многих городах страны проводились так называемые чистки, в результате которых бывшие однопартийцы, причисленные к враждебному элементу, изолировались, а в ряде случаев расстреливались.

Многим бывшим меньшевикам пришлось, как в царское время, искать убежища за границей. Над теми же из них, кто смог адаптироваться в новых условиях и даже занять видные посты в структурах новой власти, постоянно висела угроза репрессий за политические ошибки прошлых лет.

БОЛЬШЕВИКИ, фракция наряду с меньшевиками в составе Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП); затем политическая партия. Назв. «большевики» (первоначально - «большинство») отразило итоги выборов руководящих органов РСДРП на её 2-м съезде (1903).

В.И. Ленин считал 1903 год временем возникновения большевизма «как течения политической мысли и как политической партии», однако его работы, составившие идейную основу большевизма (прежде всего «Что делать?», 1902), появились ранее. Вопреки принятому в то время среди российских социал-демократов мнению, приоритетное место среди взаимодействовавших в обществе сил большевики отводили субъективному фактору, главным образом пролетарской партии - «авангарду рабочего класса». Большевики продолжили радикальное направление в российском революционном движении: оставаясь на почве марксизма, большевизм в то же время вобрал в себя элементы идеологии и практики революционеров 2-й половины 19 века (Н. Г. Чернышевского, П. Н. Ткачёва, С. Г. Нечаева).

Большевики использовали (следуя идеям К. Каутского и Г. В. Плеханова) опыт Французской революции 18 века, прежде всего периода якобинской диктатуры (В. И. Ленин противопоставлял большевиков-«якобинцев» меньшевикам-«жирондистам»). В период становления большевизма особая позиция большевиков проявлялась главным образом в дискуссиях по организационному вопросу. На 2-м съезде РСДРП Ленин предложил считать условием членства в партии личное участие в работе одной из партийных организаций. В основе позиции Ленина лежала концепция партии как нелегальной централизованной организации профессиональных революционеров, пригодной для конспиративной деятельности и захвата власти. Ей соответствовал исключительный авторитет Ленина - лидера и главного идеолога большевиков. Состав руководства большевиков менялся, первоначально в ближайшее окружение В. И. Ленина входили А. А. Богданов, В. В. Боровский, Г. М. Кржижановский, Л. Б. Красин, А. В. Луначарский, М. С. Ольминский и др.; почти все они в разное время объявлялись недостаточно последовательными большевики или «примиренцами».

В конце 1904 года большевики приступили к изданию своей первой фракционной газеты «Вперёд» (противостояла ставшей в 1903 году меньшевистской газете «Искра») и создали фракционный центр - Бюро комитетов большинства. В начавшейся Революции 1905-07 годов, по мнению большевиков, место главной движущей силы принадлежало пролетариату, который противостоял как самодержавию, так и «либеральной буржуазии»; его победа позволила бы полностью осуществить программу-минимум РСДРП и перейти к социалистической революции. Практическими выводами из этого стали поддержка большевиками крестьянских требований конфискации всех помещичьих, казённых и монастырских земель (что означало отказ от программного положения РСДРП о возвращении крестьянам только «отрезков»), военно-техническая подготовка восстания, курс на установление «диктатуры пролетариата и крестьянства». В период подъёма революции большевики действовали совместно с социалистов-революционеров партией, меньшевиками и другими революционными организациями, применявшими насильственные методы борьбы, в том числе при подготовке и проведении Декабрьских вооружённых восстаний 1905 года. Рассчитывая на вооруженное свержение самодержавия, большевики бойкотировали выборы в 1-ю Государственную думу.

В 1907-10 годах фракционным руководящим органом являлся Большевистский центр (состоял из членов расширенной редакции фракционной газеты «Пролетарий»). В 1907 году большевики признали ошибочность бойкота Государственной думы, придерживались тактики «левого блока» на выборах во 2-ю Государственную думу.

Численность большевиков выросла с 14 тысяч (лето 1905 года) до 60 тысяч членов (весна 1907 года), после Революции 1905-07 годов резко сократилась. Многие большевики были вынуждены эмигрировать, ряд видных большевиков прекратили политическую деятельность. Некоторые большевики исключены из фракции из-за их расхождений во взглядах с В. И. Лениным, среди них группа «отзовистов» во главе с А. А. Богдановым (требовали отозвать социал-демократических депутатов из Государственной думы, считали оправданным применение только нелегальных средств борьбы). Из фракции выделилась группа «большевиков-партийцев» (стремились к сотрудничеству с теми меньшевиками, которые отстаивали необходимость сохранения нелегальной партии). В 1907-14 годах главным предметом разногласий большевиков с меньшевиками был вопрос о степени буржуазных изменений в России: большевики считали неизбежной близкую буржуазную революцию. Ленин отказался от поиска компромиссов с другими течениями в РСДРП и пошёл на окончательный раскол с ними. На Пражской конференции РСДРП (1912; её делегатами были главным образом большевики) из партии исключены «ликвидаторы» (ориентировались на строительство легальной партии), противниками партии объявлены все остальные (небольшевистские) течения; тем самым большевики фактически превратились в самостоятельную партию. С 1912 года самым массовым органом большевиков стала газета «Правда» (издавалась легально в Санкт-Петербурге). В 1913 году большевики-депутаты Государственной думы вышли из социал-демократической фракции Думы и образовали самостоятельную фракцию во главе с Р. В. Малиновским (с 1914 года с Г. И. Петровским). С начала 1-й мировой войны большевики отвергли лозунг «защиты Отечества», принятый большинством российских социал-демократов, и противопоставили ему лозунг «превращения империалистической войны в войну гражданскую»; члены фракции большевиков Государственной думы арестованы.

Начало Февральской революции 1917 года оказалось для большевиков, как и для других российских политических партий, неожиданным. Состоявшее из большевиков Русское бюро ЦК РСДРП выдвинуло лозунг создания Временного правительства на основе Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов и доведения буржуазно-демократической революции до конца. Руководители петроградских и московских большевиков, а также редакция газета «Правда» (Л. Б. Каменев, И. В. Сталин, М. К. Муранов) считали возможным условную поддержку Временного правительства при постоянном давлении на него, что совпадало с тактикой меньшевиков; сохранялось значительное количество объединённых организаций РСДРП, большевики обсуждался вопрос о восстановлении её единства. Полная переориентация стратегии и тактики большевиков произошла с возвращением В. И. Ленина из эмиграции в Россию в апреле 1917 года. Он заявил («Апрельские тезисы»), что в России уже начался переход от буржуазно-демократической революции к социалистической, а поскольку без «свержения капитала» невозможно ни прекращение «империалистической войны», ни решение общедемократических задач, вся государственная власть должна перейти к Советам. Ленин требовал отказаться от поддержки Временного правительства, разъяснять массам «лживость» его обещаний, бороться с «революционным оборончеством», т. е. с мнением о том, что характер войны изменился после свержения самодержавия. Тем самым большевики вступили в конфронтацию со всеми сторонниками сотрудничества с правительством («соглашателями»), Апрельская конференция большевиков завершила организационное и идейное обособление большевиков в самостоятельную политическую партию: на ней предложения Ленина в основном были поддержаны, на их основе решено подготовить новую партийную программу, а также добавить к названию РСДРП слово «большевиков». В ходе Октябрьской революции 1917 года большевики пришли к власти. В марте 1918 года, после выхода из состава СНК представителей левых социалистов-революционеров партии, большевики стали единственной правящей партией. В дальнейшем наименование партии большевиков неоднократно менялось, в нём продолжало присутствовать слово «большевиков» (с 1952 года она носила название Коммунистическая партия Советского Союза).

Источн.: Ленинский сб-к: В 40 т. М.; Л., 1924-1985; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1898-1954. М., 1954. Ч. 1; Ленин В. И. Полн. собр. соч.: В 55 т. 5-е изд. М., 1958-1965; Большевики. Документы по истории большевизма с 1903 по 1916 годы бывшего Московского охранного отделения. 3-е изд. М., 1990.

Лит.: Дан Ф.И. Происхождение большевизма. Нью-Йорк, 1946; Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Пономарева И.А. Теоретические разногласия в РСДРП (1907-1910 годы). М., 1990; Розенталь И. С. Большевики // Политическая история России в партиях и лицах. М., 1994; Хеймсон Л. Меньшевизм и большевизм (1903-1917): формирование менталитета и политической культуры // Меньшевики в 1917 г. М., 1994. Т. 1; Тютюкин С. В., Шелохаев В. В. Марксисты и русская революция. М., 1996; Мартов Ю. О. Избранное. СПб., 2000; Потресов А. Н. Избранное. М., 2002.

Российские социал-демократы во весь голос заявили о себе в середине 90-х гг. XIX в. Громкой полемикой с либеральным народничеством. В декабре 1900 г. За границей вышел первый номер всероссийской социал-демократической газеты «Искра». Программа РСДРП, принятая на съезде, состояла из 2 частей. Программа -минимум определяла задачи партии на этапе буржуазно -демократической рев-ции. Она предусматривала: в сфере политических преобразований -свержение самодержавия и установление демократической республики; в рабочем вопросе -8-ми часовой раб день; в крестьянском -возвращение крестьянам отрезков и отмену выкупных платежей. Программа-максимум, которая определяла установление диктатуры пролетариата как главную, конечную цель партии, ставила РСДРП в совершенно особое положение, превращая ее в крайнюю, экстремистскую организацию, не склонную к уступкам и компромиссам. То, что программа максимум была принята съездом, торжественно знаменовало победу Ленина и его сторонников. При выборе в ЦК и редакцию центрального органа – газеты «Искра» сторонники В.И.Ленина получили большинство и стали называться «большевиками», а их противники – «меньшевиками».Большевики. Большевизм явился продолжением радикальной линии в российском освободительном движении и вобрал в себя элементы идеологии и практики революционеров 2-ой половины XIX в. (Н.Г. Чернышевского, П.Н. Ткачева, С.Г. Нечаева, «русских якобинцев»); в то же время он абсолютизировал (следуя не столько идеям К. Маркса, сколько К. Каутского и Г.В. Плеханова) опыт Великой французской революции, прежде всего, периода якобинской диктатуры. Состав руководства большевиков не был стабилен: история большевизма характеризуется постоянными изменениями ближайшего окружения Ленина – единственного признанного всеми большевиками лидера и идеолога. На первом этапе формирования большевизма в его окружение входили Г.М. Кржижановский, Л.Б. Красин, В.А. Носков, А.А. Богданов, А.В. Луначарский и др.; почти все они в разное время объявлялись недостаточно последовательными Большевиками или «примиренцами».

Меньшевики . Наиболее видными деятелями меньшевизма были Ю.О. Мартов, П. Б. Акселърод, Ф.И. Дан, Г.В. Плеханов, А.Н. Потресов, Н.Н. Жордания, И.Г. Церетели, Н.С. Чхеидзе, однако их тактические и организационные взгляды на различных этапах революционного движения часто не совпадали. Во фракции отсутствовало жесткое организационное единство и единоличное лидерство: меньшевики постоянно распадались на группы, занимавшие различные политические позиции и ведшие между собой острую борьбу. Важнейшей задачей социал-демократов меньшевики считали организацию рабочих на широкой классовой основе. С началом русско-японской войны 1904 - 1905 гг. меньшевистская «Искра» выдвинула лозунги борьбы за немедленное заключение мира и созыв Учредительного собрания. В основе тактики меньшевиков в период 1905-1907 гг. лежали взгляды на буржуазию как на движущую силу революции, которой надлежит возглавить освободительное движение в стране. По их мнению, пролетариат не должен стремиться к власти, поскольку объективные условия для этого еще не сложились. По мнению меньшевиков, революция 1905-1907 гг. была буржуазной по своему социально-экономическому содержанию. Однако, в отличии от большевиков, меньшевики заявляли, что всякое отстранение буржуазии от революционного движения приведет к его ослаблению. На их взгляд, в случае победы революции пролетариат должен поддержать наиболее радикальную часть буржуазии. Меньшевики предостерегали рабочих от возможной попытки захвата власти, которая, как они заявляли, стала бы трагической ошибкой. Узловым пунктом меньшевистской концепции революции было противопоставление буржуазии крестьянства. Крестьянство по мнению, меньшевиков, хотя и способно «двигать» революцию, но сильно осложнит достижение победы своим стихийным бунтарством и политической несознательностью. Таким образом меньшевиками было выдвинуто положение о двух «параллельных революциях» - городской и деревенской. Решение аграрного вопроса меньшевики видели в муниципализации земли: они предлагали узаконить частную собственность на принадлежавшие крестьянам наделы при передаче помещичьих земель во владение органов местного самоуправления (муниципалитетов). Меньшевики полагали, что во-первых, при подобном решении крестьянского вопроса аграрная реформа могла быть проведена вне зависимости от исхода революции решения вопроса о власти и, во-вторых, передача земли муниципалитетам (земствам или вновь созданным территориальным органам власти) укрепили бы их материально, способствовала демократизации и повышению их роли в государственной жизни. Меньшевики считали, что победа революции может быть достигнута не только в результате народного восстания, возможность которого они допускали, но и в результате действий какого-либо представительного учреждения, которое бы выступило с инициативой созыва всенародного Учредительного собрания. Второй путь казался меньшевикам предпочтительнее.

партия меньшевик большевик демократия

И меньшевики, и большевики были сторонниками демократического централизма с ударением на второй части этого понятия. Но если большевики тяготели к строго дисциплинированной партии с единоличным лидером, построенной по принципу безоговорочного подчинения каждой нижестоящей организации вышестоящей и чем-то напоминающей духовно-рыцарские ордена средневековья, то идеалом меньшевиков были социалистические партии II Интернационала. В 1905 г. обе фракции РСДРП встали на путь демократизации своих уставных норм, причем меньшевики расширили права местных организаций значительно больше, чем ленинцы. Характерно, что после объединения в 1906 г. большевики и меньшевики стали руководствоваться новым партийным уставом, первый параграф которого с перечнем обязанностей члена партии был сформулирован теперь в ленинском духе, т.е. требовал личного участия каждого партийца в работе той или иной партийной организации (в уставе 1903 г. по предложению Мартова было записано, что каждый член партии должен оказывать ей “регулярное личное содействие под руководством одной из ее организаций”).

В отличие от большевиков меньшевики гораздо терпимее относились к различным оттенкам взглядов в своих рядах. У них не было единоличного лидера, и внутри фракции всегда существовало несколько течений и группировок, которые вели между собой достаточно острую полемику. Как вспоминал позже один из видных меньшевиков Г.Я.Аронсон, “организационные рамки РСДРП (в меньшевистской ее части) всегда отличались чрезвычайной зыбкостью. Элемент принуждения в меньшевизме (так называемая партийная дисциплина и пр.) даже в полосу легальности и полулегальности почти не имел реальной силы. Понятия иерархии, субординации, тем более авторитарности и вождизма, ни в какой мере не были характерны для меньшевизма”.

Основоположником меньшевизма, его идеологом и историком, душой и совестью этого течения, которое в ходе своей эволюции стало одной из форм “демократического социализма”, был Ю.О.Мартов (1873-1923). Видными меньшевиками были также П.Б.Аксельрод, Ф.И.Дан, И.Г.Церетели, А.Н.Потресов, А.С.Мартынов, П.П.Маслов, Н.С.Чхеидзе, Н.Н.Жордания. Особую позицию занимал Г.В.Плеханов, взгляды которого никогда полностью не совпадали с меньшевизмом и который в 1917 г. возглавил самостоятельную социал-демократическую организацию “Единство”. Что касается Л.Д.Троцкого, то в 1903-1904 гг. он был ярым меньшевиком, но затем стал типичным центристом, стоявшим на промежуточных между большевизмом и меньшевизмом позициях и вступившим в 1917 г. в партию Ленина.

Ограниченность документальной базы и отмеченная выше запутанность межфракционных взаимоотношений в РСДРП, не позволявшая часто провести четкую границу между меньшевиками и большевиками, крайне затрудняют четкое определение количественных и этносоциальных параметров меньшевизма. Известно, например, что весной 1907 г. в России насчитывалось около 45 тыс. меньшевиков, причем главными центрами меньшевизма были Тифлис, Петербург, Киев, Москва, а если брать большие регионы, то Юг и Запад Европейской России и Закавказье. Среди делегатов-меньшевиков V съезда РСДРП (1907 г.), избиравшихся в дореволюционный период наиболее демократическим путем, было 34% русских, 29% грузин и 23% евреев. Рабочих среди меньшевистских делегатов того же съезда было 32%, а крестьян-земледельцев - всего 1%, тогда как все остальные принадлежали к интеллигенции или были профессиональными революционерами. Разумеется, этносоциальный состав меньшевиков в целом мог не совпадать с приведенными выше данными, но известное представление о нем эти цифры, за неимением других, все же дают.

Для сравнения укажем, что, по данным той же мандатной комиссии V съезда РСДРП, среди большевистских делегатов было 78% русских и 11% евреев, 36% рабочих и ни одного крестьянина-земледельца. В то же время меньшевики немного обгоняли большевиков по количеству делегатов с высшим и средним образованием (соответственно 61 и 52%), а также по стажу подпольной работы и среднему возрасту.

В 1917 г., после выхода социал-демократии из подполья, и меньшевики, и большевики быстро стали массовыми партиями. Численность меньшевиков доходила тогда до 200 тыс. человек (у большевиков в октябре 1917 г. было примерно 350 тыс. членов). Однако доля рабочих в рядах меньшевиков существенно не изменилась: на августовском, чисто меньшевистском съезде делегаты-рабочие составляли лишь 22%, т.е. даже меньше, чем за десять лет до этого, на V съезде РСДРП.

Долгое время было принято считать, что в пролетарской среде меньшевики опирались главным образом на склонную к оппортунизму “рабочую аристократию”. Однако расплывчатость данного понятия применительно к России и партийно-политическая неоднородность этого микросоциального слоя, дававшего сторонников и РСДРП, и кадетам, и даже черносотенцам, заставили историков отказаться от подобной упрошенной схемы. Правильнее было бы сказать, что к меньшевикам тянулась та часть грамотных, социально активных и политизированных рабочих, которая хотела воплотить в жизнь марксистскую революционную доктрину, используя при этом минимум насилия и максимум легальных возможностей и опираясь в первую очередь на сознательность и инициативу самих трудящихся масс, а не на действия узкой группы профессиональных революционеров (не случайно они были сторонниками меньшевистских лозунгов революционного самоуправления, рабочего съезда и т.д.). Среди рабочих-меньшевиков преобладала так называемая “рабочая интеллигенция”, но были среди них и рабочие-середняки, и даже часть малоквалифицированных рабочих, которых смог увлечь за собой тот или иной местный меньшевистский руководитель. При этом в абсолютном своем большинстве они были не социал-реформистами западноевропейского толка, а умеренными революционерами, тем более что крайне негибкая политика царских властей и основной массы российских предпринимателей в рабочем вопросе отнюдь не способствовала “приручению” пролетариата и отказу от революции.

Очень показательны в этом отношения данные о групповых рабочих пожертвованиях на большевистскую, меньшевистскую и эсеровскую печать в 1913 г. Большевики лидировали в этом соревновании, так как на их долю приходилось примерно 70% из трех с лишним тысяч таких коллективных сборов по сравнению с 21% у меньшевиков и 9% у эсеров. При этом меньшевистская газета “Луче была наиболее популярна у шахтеров (51% сборов), затем шли металлисты и печатники (по 26%) и рабочие железнодорожных депо и мастерских (24%), тогда как у текстильщиков меньшевики получили лишь 9% сборов.

Однако основную часть меньшевиков составляли радикально настроенная интеллигенция (врачи, журналисты, учителя, адвокаты и др.), студенты, служащие. Эта ситуация была результатом российской специфики процесса соединения марксистской идеологии с массовым рабочим движением. Он проходил под безраздельным руководством социал-демократической интеллигенции, которая из-за невысокого уровня общей и политической культуры рабочих сразу же захватила лидирующие позиции в РСДРП, причем большевики здесь мало чем отличались от меньшевиков. То, что мы знаем сегодня о меньшевистской интеллигенции, оставляет двойственное впечатление: с одной стороны, ее отличали высокие моральные качества, бескорыстие, самоотверженность, здравый смысл, неплохое знание марксистской теории; с другой - повышенная амбициозность, личное соперничество, быстрая смена настроений, определенный разрыв между словом и делом. Эти противоречивые черты во многом определяли и лицо меньшевизма в целом, который в своей практической политической деятельности заметно уступал большевизму, отличавшемуся неизмеримо большей сплоченностью, идеологической монолитностью, дисциплинированностью, умением учитывать настроения рабочих и крестьянских масс и разжигать их бунтарские инстинкты.

Посмотрим теперь, что представляли собой программа, стратегия и тактика меньшевизма и большевизма, как выглядели их политические лозунги и каким виделось им ближайшее и более отдаленное будущее России.

Похожие публикации