Входит ли молдова в таможенный союз. Архив:Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана

Такого скандала еще не было на саммитах Евразийского союза. На этот раз саммит проходил в Санкт-Петербурге, и ключевой темой повестки было подписание странами - участниками Таможенного кодекса базового документа, регламентирующего таможенные правоотношения на территории ЕАЭС.

В общем-то, намечалось парадное протокольное мероприятие (документ готовился несколько лет, и все основные параметры были согласованы). Вышло иначе.

Сначала кодекс подписали только три страны из пяти: Россия, Казахстан, Армения, а Киргизия отказалась это делать.

Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил, что негативные моменты «временами превалируют» в сотрудничестве стран ЕАЭС и что это плохо сказывается на интеграции республики.

Позднее Атамбаев все-таки утвердил Таможенный кодекс. Но оставил за собой неподписанным заявление о выстраивании совместной внешнеэкономической деятельности.

Через год после вступления в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в 2018 году, начнется постепенное снижение порога беспошлинного ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов в страны союза. Как пишет ТАСС, первое снижение — это €500 в 2018 году. Сверх нормы в €500 предусмотрен платеж в размере 30%, но не менее €4 за 1 кг. По истечении двух лет с момента вступления в силу кодекса предусмотрено снижение до €200, сверх этого — уплата 15%, но не менее €2 за 1 кг.

С вступлением нового документа в силу верхние стоимостные и весовые пороги беспошлинной торговли станут едиными для всех стран. Стороны же по своему усмотрению смогут устанавливать более низкие нормы беспошлинного ввоза на национальном уровне.

Лукашенко был сильно занят

Итого четыре из пяти членов Евразийского союза согласовали Таможенный кодекс.

Но основной удар по евразийской интеграции нанес глава Белоруссии Александр Лукашенко. Он демонстративно не явился на саммит, остался в Минске.

Был сильно занят совещанием «По обеспечению безопасности граждан в период новогодних и рождественских праздников». Официальных заявлений от Лукашенко с объяснениями так и не последовало.

Объясняться пришлось принимающей стороне. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что отсутствие президента Белоруссии де-факто «не помешает обсуждать субстантивные вопросы, связанные с интеграцией».

Он уточнил, что все документы были ранее полностью согласованы. И подписанный пакет просто отправят в Минск, «с тем чтобы Александр Григорьевич смог их там подписать».

«Отсутствующие потом присоединятся, потому что ни у кого не было замечаний, — было согласовано», — заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Скорее всего, Лукашенко через некоторое время подпишет кодекс.

Так уже не раз бывало в обмен на очередную порцию преференций от России.

На этот раз на кону поставки российских нефти и газа в Белоруссию. Минск считает, что справедливой ценой на российский газ является $73 за 1 тыс. кубометров. В Минске утверждали: из-за высокой цены на газ белорусские товары оказываются неконкурентоспособными на российском рынке, что противоречит принципам и Союзного государства России и Белоруссии, и ЕАЭС. Россия с этим не соглашалась, ссылаясь на действующий контракт, в котором зафиксирована цена в $132 за 1 тыс. кубометров. Но Белоруссия продолжала платить по новой цене и в итоге задолжала России за газ $340 млн.

С газовым вопросом увязано и сокращение поставок нефти в Белоруссию на переработку. В третьем квартале Россия сократила поставки нефти в Белоруссию с 5,3 млн до 3,5 млн тонн. В четвертом квартале поставки планировалось дополнительно урезать еще на 500 тыс. тонн.

По подсчетам белорусской стороны, недопоставки нефти могут даже подкосить рост ВВП. Вместо роста на 0,3% по итогам 2016 года экономика страны может уйти в минус на 2%.

Кроме того, глава Россельхознадзора Сергей Данкверт предъявил Белоруссии две претензии: страна проводит реэкспорт санкционной продукции. А кроме того, поставляет в Россию не вполне качественное молоко.

Неудивительно, что на этот раз Лукашенко превзошел сам себя — отказался участвовать в саммите и ставить подпись под Таможенным кодексом.

«Претензии Лукашенко неизбежны, поскольку белорусский лидер прекрасно осознает свое преимущество: его страна граничит с Евросоюзом, со странами НАТО и проблемной Украиной», — говорит Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы.

Недовольны все

По мнению экспертов, каждая из стран - членов Евразийского союза накопила претензии к России и евразийской идее в целом. Хотя и не каждая из них так зависит от России, как Белоруссия.

Меньше всех претензий к Евразийскому союзу у Армении — заметных экономических разногласий между двумя странами нет.

«Главное, что получила Армения от членства в ЕАЭС, — гарантии безопасности в затяжном конфликте с соседним Азербайджаном и сохранение статус-кво Нагорного Карабаха», — говорит Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

Так что со стороны Армении ждать демаршей, подобных белорусскому, пока не стоит. Если в очередной раз не обострится ситуация в Карабахе.

Не все так просто и с Киргизией.

Вступление Киргизии в ЕАЭС откладывалось пять раз.

Когда республику возглавляла Роза Отунбаева, усилилось сближение с Евросоюзом. С конца 2011-го у власти в стране Алмазбек Атамбаев, его симпатии, безусловно, на стороне Евразийского союза. Но и в этом случае есть разногласия.

Население Киргизии (5,5 млн человек) живет в основном за счет реэкспорта китайских товаров. Ежегодно он достигает $10 млрд.

На окраине Бишкека расположен крупнейший оптовый рынок Центральной Азии — «Дордой». Здесь самые низкие цены на одежду и обувь на всем постсоветском пространстве — дешевле только в Китае, откуда это все и поставляется в гигантских объемах. Дешевизну товаров обеспечивают в первую очередь низкие таможенные пошлины между Киргизией и Китаем.

Фактор Китая накладывает отпечаток и на взаимоотношения России с Казахстаном.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев более покладист, чем Лукашенко. Ему, собственно, и приписывают авторство создания Евразии на обломках постсоветского пространства. Но его беспокоит потеря части суверенитета Казахстана как члена ЕАЭС.

От участия в Таможенном союзе Астана имеет больше минусов, чем плюсов, негодовал Назарбаев еще в относительно благополучном 2013 году. Сохраняются трудности для продвижения казахстанских продовольственных товаров, в частности мяса и мясопродуктов, на рынок России, отсутствует свободный доступ на российский рынок электроэнергии, ограничены возможности для транзита электроэнергии, перечислял президент Казахстана.

«Китай больше инвестирует в Казахстан, чем в Россию», — замечает Портанский. И в этом смысле Россия и Казахстан — конкуренты.

Есть почва для разногласий и по поводу китайского мегапроекта — «Шелкового пути». Россия и Казахстан вынуждены конкурировать здесь за китайские инвестиции.

Это нормально, что процесс интеграции идет с такими сложностями, интересы у стран - членов ЕАЭС разные, как и вес экономик разный, но договориться можно, резюмирует Минченко.

Таможенный союз – это организация, призванная облегчить ведение внешнеэкономической деятельности между странами Евразии. На сегодняшний момент в список стран таможенного союза входит Российская Федерация, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. В данной статье мы подробнее остановимся на истории союза, а также на правах и обязанностях, которые есть у его членов.

Таможенный союз: этапы становления

Таможенный союз был впервые создан в 1995 году, когда шесть стран-участников подписали первый договор о начале действия данной организации. Первоначально, в список стран таможенного союза входил Узбекистан и Таджикистан, но позже они (по ряду причин) из данного союза вышли. Окончательно таможенный союз был закреплен документом от 2007 года, а в 2011 весь таможенный контроль был вынесен за пределы государств, входящих в союз. Таким образом, торговля и перевоз грузов внутри стран, входящих в состав данной организации, значительно упрощен.

В разное время к Таможенному союзу хотели присоединиться другие страны с континента. Например, в 2013 году такое намерение выразила Сирия и Таджикистан. А в 2016 году о такой возможности даже говорили в Тунисе. На особых условиях осуществляется и торговля с Сербией, которая подписала соглашения об упрощении таможенного режима со всеми странами Таможенного союза. Многие ошибочно полагают, что в список стран таможенного союза также входила и Украина. Однако на самом деле, подобное соглашение никогда не было подписано, так как это не сочеталось с намерениями Украины вступить в ЕС.

Преимущества таможенного союза

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступает в силу с 1 января 2015 года. В состав союза вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. Государства-члены ЕАЭС планируют продолжить экономическую интеграцию в ближайшие годы.

История создания Евразийского экономического союза

В 1995 году президенты Беларуси, Казахстана, России и позже присоединяющихся государств - Кыргызстана и Таджикистана подписали первые соглашения о создании Таможенного союза. На основе этих договоренностей в 2000 году было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании единой таможенной территории и Комиссии Таможенного союза в качестве единого постоянно действующего руководящего органа Таможенного союза.

Евразийский таможенный союз или Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России появился на свет 1 января 2010 года. Таможенный союз был запущен в качестве первого шага на пути к формированию более широкого типа Европейского союза экономического союза бывших советских республик.

Создание Евразийского таможенного союза было гарантировано 3 различными договорами, подписанными в 1995, 1999 и 2007 годах. Первый договор в 1995 году гарантировал его создание, второй в 1999 году гарантировал его формирование, а третий в 2007 году объявил о создании единой таможенной территории и формирование таможенного союза.

Доступ продукции на территорию Таможенного союза предоставлялся после проверки этой продукции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, которые применимы к данным продуктам. По состоянию на декабрь 2012 года, был разработан 31 Технический регламент Таможенного союза, которые охватывают различные виды продукции, некоторые из которых уже вступили в силу, а часть вступят в силу до 2015 года. Некоторые технические регламенты будут еще разработаны.

Перед тем, как Технические регламенты вступили в силу, основой для доступа на рынок стран-членов Таможенного союза являлись следующие правила:

1. Национальный сертификат - для доступа продукта на рынок страны, где было выдан этот сертификат.

2. Сертификат Таможенного союза - сертификат, выданный в соответствии с «Перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза", - такой сертификат действует во всех трех странах-членах Таможенного союза.

С 19 ноября 2011 года государства-члены реализовали работу совместной комиссии (Евразийской экономической комиссии) по укреплению более тесных экономических связей для создания Евразийского экономического союза к 2015 году.

С 1 января 2012 года три государства образовали Единое экономическое пространство для продвижения дальнейшей экономической интеграции. Все три страны ратифицировали базовый пакет из 17 соглашений, регулирующих запуск Единого экономического пространства (ЕЭП).

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

С 1 января 2015 года ЕАЭС начал функционировать в составе России, Белоруссии и Казахстана. Со 2 января 2015 года членом ЕАЭС стала Армения. Киргизия заявила о намерении участвовать в ЕАЭС.

Экономика Евразийского экономического союза

Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси и Казахстана в ЕАЭС создается за счет:

Снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции.

Стимулирования «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития.

Увеличения конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного союза, благодаря вхождению на рынок новых стран.

Увеличения средней заработной платы, благодаря уменьшению издержек и повышению производительности труда.

Наращивания производства, благодаря увеличению спроса на товары.

Увеличения благосостояния народов стран ЕАЭС, благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения.

Повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка.

В то же время, подписанная версия договора о создании ЕАЭС носила компромиссный характер, и потому ряд задуманных мер не был осуществлён в полном объёме. В частности, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Евразийский экономический суд не получили широких полномочий для контроля над соблюдением договорённостей. Если постановления ЕЭК не выполняются, спорный вопрос рассматривает Евразийский экономический суд, решения которого носят только рекомендательный характер, а окончательно вопрос решается на уровне совета глав государств. Кроме того, актуальные вопросы по созданию единого финансового регулятора, по политике в области торговли энергоносителями, а также по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками ЕАЭС были отложены до 2025 года или на неопределённый срок.

Характеристика стран ЕАЭС (по состоянию на 2014 год)

Страны Население, млн. человек Размер реального ВВП, млрд. долларов США Размер ВВП на душу населения, тыс. долларов США Инфля- ция, % Уровень безрабо- тицы, % Торговый баланс, млрд. долларов США
Россия 142.5 2057.0 14.4 7.8 5.2 189.8
Белоруссия 9.6 77.2 8.0 18.3 0.7 -2.6
Казахстан 17.9 225.6 12.6 6.6 5.0 36.7

Источник - CIA World Factbook

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия.

Высший Евразийский экономический совет является высшим наднациональным органом ЕАЭС. В совет входят главы государств и правительств. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является одним постоянным регулирующим органом (наднациональным органом управления) в ЕАЭС. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также разработка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

Полномочия Евразийской экономической комиссии определены в статье 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2010 года. Все права и функции ранее существовавшей Комиссии Таможенного союза были делегированы Евразийской экономической комиссии.

В компетенцию Комиссии:

  • таможенные тарифы и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • техническое регулирование;
  • санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;
  • зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов с третьими странами;
  • статистика внешней и внутренней торговли;
  • макроэкономическая политика;
  • политика в области конкуренции;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • государственные и муниципальные закупки;
  • внутренняя торговля в сфере услуг и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • интеллектуальная собственность и авторское право;
  • миграционная политика;
  • финансовые рынки (банковский, страховой, валютный и фондовый рынки);
  • и некоторые другие области.

Комиссия обеспечивает реализацию международных договоров, составляющих правовую базу Евразийского экономического союза.

Комиссия также является депозитарием международных договоров, составлявших правовую базу ТС и ЕЭП, а теперь ЕАЭС, а также решений Высшего Евразийского экономического совета.

В пределах своей компетенции, Комиссия принимает необязательные документы, например рекомендации, а также может принимать решения, обязательные для исполнения в странах-членах ЕАЭС.

Бюджет Комиссии составляется из взносов государств-членов и утверждается главами государств-членов ЕАЭС.

Возможные новые участники Евразийского экономического союза

Основными претендентами на вступление в ЕАЭС являются Армения и Кыргызстан. В июле 2014 года появилась новость о том, что Армения подпишет договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу до 10-го сентября 2014 года. Есть информация о том, что переговоры между Арменией и странами- основателями ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией завершены. Договор присоединения Армении к ЕАЭС находится в правительствах России, Казахстана и Белоруссии, где проходит необходимые бюрократические этапы, и после решения правительств будет поставлен вопрос места встречи президентов Армении и стран ЕАЭС для подписания договора.

Сообщается и о том, что в скором времени к странам-членам ЕАЭС может присоединиться Киргизия. Однако пока конкретных сроков относительно вступления этой страны в ЕАЭС не обозначено (ранее озвучивалась дата – до конца 2014 года). К тому же, население страны, судя по всему, не особо стремится вступить в ЕАЭС. Такой вывод можно сделать, основываясь на гражданской активности при сборе подписей под петицией в поддержку присоединения Киргизии к Таможенному союзу и ЕАЭС. На сегодняшний день под обращением подписались всего 38 человек.

Россияне также с подозрением относятся к возможному присоединению Киргизии к Евразийскому экономическому союзу. Об том говорят результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По данным исследователей, за присоединение к союзу Киргизии выступили только 20% опрошенных, столько же голосов и у Молдавии. Самой желанной страной, которую россияне хотели бы видеть в союзниках, оказалась Армения. За нее проголосовали 45% респондентов.

Азербайджан и Молдову ждет в ЕАЭС каждый пятый (23% и 20% соответственно). За присоединение к ЕАЭС Узбекистана выступают только 17% участников опроса, а Таджикистана и Грузии - по 14%. Реже всего респонденты высказывались за то, чтобы привлечь в Евразийский экономический союз Украину - 10%. А 13% опрошенных полагают, что ЕАЭС пока не следует расширять.

Опрос общественного мнения в СНГ относительно интеграции

Начиная с 2012 года Евразийский банк развития (создан в России и Казахстане) проводит регулярный опрос мнения жителей отдельных государств в отношении евразийских интеграционных проектов. Следующий вопрос был задан жителям отдельных стран: «Беларусь, Казахстан и Россия объединились в Таможенный союз, который освободил торговлю между тремя странами от пошлин, и создали Единое экономическое пространство (по сути - единый рынок трех стран). Как Вы относитесь к этому решению?»

Результаты ответов суммарно "выгодно" и "очень выгодно" приведены ниже:

Как видно, идея создания Таможенного союза и Евразийского экономического союза в целом одобряется и выглядит «выгодной» в глазах большинства населения практически всех, за исключением Азербайджана, стран СНГ и даже в Грузии.

Между тем, США в своей внешней политике выступают против Таможенного союза и ЕАЭС, утверждая, что это является попыткой восстановить доминирование России на постсоветском пространстве и создать союз наподобие СССР.

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях . На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.

Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.

В 2018 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС :

  • Республика Армения (с 2015 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2015 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности .

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

Этапы формирования

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ . Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства . Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа :

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс . В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.

Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий :

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет отмены пошлин.
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений , т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Анализ деятельности

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.

Тем не менее, существуют и общие интересы . Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация . Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности , что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами . Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов , которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.

Copyright 2017 – ЗнайБизнес.Ру Портал для предпринимателей

Копирование материалов допускается только при использовании активной ссылки на этот сайт.

В 1995 году были определены страны Таможенного союза, объединённые экономическими и торговым отношениями. Это на сегодняшний день Казахстан, Беларусь и Россия с примкнувшими к ним Киргизией и Арменией. Страны Таможенного союза сформировали единую территорию с отменой всех пошлин на продукцию, реализуемую в этих границах. Здесь действует одинаковый для всех таможенный тариф и созданы одинаковые требования относительно регулирования торговых отношений с остальными странами.

До 2012 года и после

Были внедрены единые стандарты, которые обязались выполнять страны Таможенного союза, таким образом защищая собственные рынки от некачественной импортной продукции, а также сглаживая шероховатости торговой и экономической сфер внутри Союза. Тот же договор 2007 года предусматривает создание комиссии, которая стала регулирующим органом, охватывающим все страны Таможенного союза. Её срок работы был окончен в июле 2012 года, и на замену ей пришла ещё более властная организация - ЕЭК, которая начала свою деятельность за полгода до окончания Таможенной комиссии. Евразийская экономическая комиссия имеет полномочий на порядок больше, в её штатном составе задействовано в десять раз больше людей.

Таможенная комиссия формировала нормативные акты и правовые документы, которые обязательно рассматривались и подписывались всеми участниками, то есть тремя людьми - председателем и двумя членами комиссии. Нужно заметить, что такого плана содружества, как евроазиатские страны Таможенного союза с Россией, - далеко не первый опыт в истории человечества. В девятнадцатом веке был создан Германский таможенный союз, позже - Таможенный союз ЕС, Южноафриканский таможенный союз и так далее. Это не более чем межгосударственное соглашение более двух стран об отмене таможенных торговых пошлин, одна из форм коллективного протекционизма.

Как это происходит

Каждый раз, когда создаётся таможенный союз, страны-участники обговаривают создание можгосударственных органов, которые будут координировать и согласовывать внешнеторговую политику. Периодически проводятся совещания на уровне министров соответствующих ведомств, опирающихся в работе на постоянный межгосударственный секретариат. Таможенный союз, страны-участники которого имеют межгосударственную интеграцию, создаёт и наднациональные органы. Это более продвинутая форма интеграции, чем, например, простые зоны свободной торговли. ЕЭК же - это постоянный регулирующий наднациональный орган ЕАЭС, который ранее был менее продвинутыми Таможенным союзом и Единым экономическим пространством (ЕЭП).

Такая современная форма единого торгово-экономического союза была создана в 2011 году решением трёх президентов - Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - и скреплена договором от 18 ноября этого года. По статусу эта организация является наднациональным органом управления, а подчиняется ВЕЭС (Высший Евразийский экономический совет), и решения комиссии в обязательном порядке исполняют все страны - участницы Таможенного союза, ЕАЭС и ЕЭП. Основной задачей перед ЕЭК стоит обеспечение всех условий для развития и функционирования этих трёх формирований, а также улучшение сферы интеграции в границах этих объединений.

Полномочия

Все полномочия комиссии Таможенного союза были переданы в Евразийскую экономическую комиссию. Помимо этого появились и дополнительные функции, их довольно много. Сферы полномочий очень широки, комиссия занимается таможенно-тарифным и нетарифным регулированием, администрированием таможни, техническим регулированием. Всемирно важно выполнение санитарных, фитосанитарных и ветеринарных норм, и здесь тоже зона действия ЕЭК. Страны - члены Таможенного союза пользуются ввозными таможенными пошлинами, которые были зачислены и распределены комиссией. Ею же устанавливаются торговые режимы и в отношении посторонних стран. На комиссию возложена обязанность вести статистику взаимной и внешней торговли, выстраивать макроэкономическую и конкурентную политику, распределять сельскохозяйственные и промышленные субсидии.

Под ведомством комиссии Таможенного союза находится энергетическая политика, под её руководством создаются естественные монополии, делаются муниципальные и государственные закупки. В каждой функции ЕЭК заложена цель процветания взаимной торговли инвестициями и услугами, она контролирует валютную политику. Также под её ведомством - перевозки и транспорт, охрана результатов индивидуализации услуг, работ, товаров, интеллектуальной деятельности. Занимается ЕЭК трудовой миграцией, финансовыми рынками - банковской сферой, страхованием, рынками ценных бумаг и валютным. А также в сферах её интереса многое другое, что достаточно сложно перечислить, не переписывая многостраничные документы. Из главного: именно комиссия реализует международные договоры, формирует договорно-правовую базу ТС и ЕЭК. Страны единого Таможенного союза, являясь сторонами этого объединения, делают долевые взносы, утверждённые главами государств-сторон.

История и перспективы

Итак, в 1995 году руководителями России, Казахстана и Беларуси были подписаны договоры о создании Таможенного союза. Позже к ним присоединились Таджикистан, Киргизия. В 2000 году на базе этой организации был создан Евразийский экономический союз. В 2007-м была создана комиссия Таможенного союза как единый действующий, постоянно регулирующий орган. Этот путь для Таджикистана оказался довольно сложным, и об этом нужно говорить отдельно. Ниже будет глава, посвящённая Таджикистану и его пути в Таможенный союз, какой страна эта пока не осилила. Возможно, в 2017-м и станет его шестым членом.

В 2010 году был введён Таможенный кодекс, а в 2011-м принята Декларация об экономической интеграции и втором её шаге - ЕЭП (Единое экономическое пространство), которая вступила в силу лишь в 2012-м в виде семнадцати межгосударственных соглашений, где была заложена правовая основа этой организации. Тогда же пришёл черёд сформироваться и Евразийской экономической комиссии, которая заменила комиссию ТС. В январе 2015 года был подписан всеобъемлющий договор о Евразийском экономическом союзе, который стал третьим шагом по созданию продвинутой таможенной системы на территории вышеперечисленных государств. В 2016 году пять стран подписали этот договор. Какие страны входят в Таможенный союз нового типа? Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия.

Структура

В 2012 году сотрудников комиссии стало шестьсот человек, через полгода - восемьсот пятьдесят, а в 2013-м - уже более тысячи. Все они являются служащими международными. ЕЭК работает на двух уровнях - Коллегия ЕЭК и Совет ЕЭК. Последний руководит деятельностью комиссии, в нём пять представителей: от каждой страны-участницы - вице-премьер национального правительства. Заседания проводятся ежемесячно. В составе совета от России - И. И. Шувалов, от Киргизии - О. М. Панкратов, от Казахстана - А. У. Мамин, от Беларуси - В. С. Матюшевский, от Армении - В. В. Габриелян. Председательствуют по очереди в алфавитном порядке. Решения принимаются консенсусом.

Исполнительный орган комиссии - Коллегия ЕЭК, она осуществляет дальнейшую интеграцию в границах ТС и ЕЭП. Там - десять членов, по два человека от каждой страны, один из них председательствует. Страны, входящие в Таможенный союз, назначают членов и председателя Коллегии сроком на четыре года, предусмотрено и продление полномочий (уровень глав государств). Заседания проводятся еженедельно.

ТС и Таджикистан

С созданием ТС появилась возможность объединения в определённом формате (наднациональная организация) часть пространства погибшего Советского Союза. В сущности, Таможенный союз - это результат проявления воли лидеров трёх стран, которая направлена на снятие барьеров, на интеграцию, свободу передвижения услуг, товаров, всех видов капитала, человеческого в том числе, сквозь прозрачные границы стран-участниц. По логике союз нужно расширять, пусть не до шестнадцати членов, но как можно больше. Но с экономической точки зрения этот шаг весьма рискован. Относительно вступления в ТС Таджикистана дискуссия не затихает много лет, она всё так же животрепещуща. Нужно сказать, что, так же как и Киргизия, сигнализировали таджики о желании присоединиться весьма противоречиво.

Во-первых, это одна из самых бедных стран Средней Азии. Выхода к морю нет, кругом - горы, где пять лет длилась гражданская война с 1992 года. Инфраструктура пострадала вся, особенно хозяйственная. Сейчас в основе экономики этой страны - производство хлопка, лёгкая и текстильная промышленность. В последнее время началась добыча полезных ископаемых - алюминия, угля, сурьмы, серебра и золота. Также в республике ещё работают построенные при Советском Союзе электростанции. Но в целом ситуация в стране всё равно остаётся плачевной. Из Таджикистана выехало практически всё трудоспособное население, по большей части в Россию, откуда шлют денежные переводы семьям. Конечно, в Таможенный союз эту страну всё равно приняли бы, но до вступления в ТС Киргизии общих границ у Таджикистана с Таможенным союзом не было.

Территория

Единая территория Таможенного союза - страны, которые являются его членами, и все их просторы. Таковы условия договоров, которые подписываются руководителями ТС: границы отдельных территорий в составе любой страны - участницы ТС являются границами ТС. В пределах этих государств таможенные границы ликвидированы, таможенные барьеры сняты, таможенные пошлины не применяются, взаимная торговля процветает без каких-либо административных ограничений.

Услуги, товары, капитал и рабочая сила совершают свободное течение по всей территории, внутреннее законодательство каждой страны-участницы унифицировано с созданием наднационального регулирования в области права. Всё это способствует росту и стабильности всех участвующих национальных экономик.

Задачи

Здесь представлены только основные задачи, которые выполняют страны Таможенного союза. Список:

1. Создать единую таможенную территорию в границах стран-участниц.

2. Ввести режим отсутствия нетарифных и тарифных ограничений в торговле, кроме тех случаев, которые оговорены в специальных нормативных актах.

3. Полностью отменить таможенный контроль в странах-участницах на их внутренних границах.

5. Использовать однотипные механизмы в регулировании торговли и экономики, которые базируются на рыночных универсальных принципах хозяйствования и экономическом законодательстве, гармонизированном для этой цели.

6. Наладить работу единых органов, управляющих Таможенным союзом.

Торговые отношения со странами, не входящими в ТС, по всей внешней границе существуют по другим правилам. Там применяют общие таможенные тарифы, используются единые меры нетарифного регулирования, проводится единая таможенная политика и применяются единые таможенные режимы.

Положительные стороны

По сравнению с функциями зоны свободной торговли ТС имеет многие преимущества, предоставляемые всем субъектам хозяйствования в странах-участницах. Прежде всего снижаются расходы на то, чтобы создать, переработать, переместить, транспортировать товары по территориям стран ТС.

Кроме того, уменьшаются финансовые и временные затраты в связи с отсутствием административных ограничений. Сокращается количество таможенных процедур, в то время как товары из других стран, не участвующих в ТС, должны преодолевать многие таможенные барьеры. С помощью ТС легче открываются новые рынки сбыта. Таможенное законодательство упрощается и унифицируется.

Перспективы

В Евразийский экономический союз намеревались вступить такие страны, как Тунис, Сирия и Турция. Пока о конкретике действий относительно реализации данных желаний ничего не известно, однако может случиться и так, что со вступлением в число стран единого таможенного пространства с Россией в этих государствах стабилизируется политическая напряжённость. Во всяком случае многое говорит о том, что эти намерения в данных странах обсуждаются и взвешиваются. Ещё одна страна, которая сейчас является потенциальным кандидатом на вступление в ТС, - Узбекистан.

С кончиной президента Каримова, который явно не хотел интегрироваться ни в одну из региональных организаций, политика в государстве поменялась. Узбекистан переживает наиболее тяжёлое экономическое положение, без особых надежд на улучшение. Ему ТС чрезвычайно был бы выгоден. Стоит вспомнить, что именно из Узбекистана и Таджикистана в России наибольшее число мигрантов. Из Киргизии тоже много, но у них гораздо более стабильное правовое положение, поскольку эта страна членом ТС является. Таможенный союз - это всё-таки один из шагов по укреплению связей государств бывшего СССР. Через экономические связи, через хозяйственные и технологические цепочки - к восстановлению обновлённых связей и новых политических реалий.

Похожие публикации