Отношение к деньгам. Не бойтесь отсутствия логики в принятых решениях

Психолог Кэрол Дуэк (Carol Dweck) на протяжении всей своей карьеры занимается изучением производительности и образа мышления, и её последнее исследование показало, что предрасположенность к в большей степени зависит именно от отношения к проблемам, а не от высокого IQ.

Дуэк обнаружила, что можно выделить два типа мышления: фиксированное мышление и мышление роста.

Если у вас фиксированное мышление , то вы уверены, что вы такой, какой есть, и не можете это изменить. Это создаёт проблемы, когда жизнь бросает вам вызов: если вам кажется, что вам надо сделать больше того, с чем вы можете справиться, вы чувствуете безнадёжность этой затеи.

Люди с мышлением роста верят, что они могут стать лучше, если приложат усилия. Они превосходят людей с фиксированным мышлением, даже если у них более низкий. Люди с мышлением роста встречают испытания как возможность научиться чему-то новому.

Здравый смысл подсказывает, что человек, наделённый высоким интеллектом, уверен в себе. Это так, но только до тех пор, пока всё даётся ему легко. Решающим фактором является то, как вы встречаете . Люди с мышлением роста с распростёртыми объятиями приветствуют жизненные препятствия.

Для людей с мышлением роста неудача - это информация. Мы называем случившееся неудачей, но для них это скорее воспринимается так: это не сработало, но я умею решать проблемы, поэтому попробую предпринять что-то ещё.

Кэрол Дуэк

Независимо от того, какой тип мышления у вас в настоящее время, вы можете развить мышление роста. Мы расскажем о нескольких стратегиях, которые помогут вам перестроить своё мышление.

Не оставайтесь беспомощными

Каждый из нас попадает в ситуации, когда ощущает себя беспомощным. Вопрос в том, как мы реагируем на это чувство. Мы можем либо извлечь урок и двигаться дальше, либо поникнуть. Множество успешных людей не стали бы таковыми, если бы поддались чувству беспомощности.

Уолта Диснея (Walt Disney) уволили из газеты Kansas City Star за то, что у него «не хватало фантазии и не было хороших идей», Опру Уинфри (Oprah Winfrey) уволили с должности телеведущей в Балтиморе, потому что она была «слишком эмоционально вовлечённой в свои истории», у Генри Форда (Henry Ford) были две неудачные автомобильные компании до открытия Ford, а Стивен Спилберг (Steven Spielberg) был несколько раз отчислен из Школы кинематографического искусства при Университете Южной Калифорнии.

Представьте, что произошло бы, имей все эти люди фиксированное мышление. Они бы смирились с неудачей и потеряли надежду. Люди с мышлением роста не чувствуют себя беспомощными, они понимают: чтобы добиться успеха, нужно потерпеть крах, но затем начать всё снова.

Отдайтесь страсти

Вдохновлённые люди беспрестанно преследуют свои страсти. Всегда может появиться человек более талантливый, чем вы, но недостаток таланта можно компенсировать страстью. Благодаря страсти стремление к совершенству у вдохновлённых людей не ослабевает.

Уоррен Баффет (Warren Buffett) советует искать свою страсть с помощью техники 5/25. Составьте список из 25 вещей, которые для вас важны. Затем вычеркните 20, начиная снизу. Оставшиеся 5 и есть ваши истинные страсти. Всё остальное - лишь развлечение.

Действуйте

Отличие людей с мышлением роста не в том, что они смелее других и способны преодолеть свои страхи, а в том, что они понимают: и беспокойство парализуют, и лучший способ справиться с параличом - делать что-то. У людей с мышлением роста есть внутренний стержень, они осознают, что не нужно ждать идеального момента, чтобы двигаться вперёд. Предпринимая действия, мы трансформируем беспокойство и тревогу в позитивную направленную энергию.

Пройдите лишний километр или два

Сильные люди делают всё возможное даже в свои худшие дни. Они всегда подталкивают себя пройти ещё немного. Ученик Брюса Ли (Bruce Lee) каждый день пробегал с наставником 5 километров. Однажды после пробежки Брюс предложил пробежать ещё 3 километра. Уставший ученик возразил: «Я умру, если пробегу ещё 3 километра», - на что Брюс ответил: «Ну так сделай это».

Его ученик так разозлился, что пробежал эти 3 километра, а потом, измученный и яростный, накинулся на Брюса, сердясь на него за этот комментарий. А учитель объяснил свой ответ так:

Остановка равнозначна смерти. Если будешь устанавливать пределы своим возможностям, физическим или каким-либо ещё, они распространятся на всю твою жизнь. На работу, мораль, на всё остальное. Пределов нет. Есть временные остановки, но нельзя задерживаться на них, нужно идти дальше. Если это убьёт, значит, убьёт. Человек должен постоянно повышать свой уровень.

Если вы каждый день не становитесь немного лучше, значит, вы становитесь немного хуже - а что же это за жизнь?

Ожидайте результатов

Люди с мышлением роста понимают, что время от времени их ждёт провал, но это не останавливает их от ожидания результатов. Ожидание результатов позволяет вам оставаться и подталкивает к улучшениям. В конце концов, если вы не собираетесь добиться успеха, зачем вообще всё затевать?

Будьте гибкими

Каждый сталкивается с непредвиденными трудностями. Вдохновлённые люди с мышлением роста видят в этом возможность стать лучше, а не повод отказаться от цели. Когда жизнь бросает вызов, сильные люди будут искать варианты, пока не .

Не жалуйтесь, когда дела идут не так, как вы планировали

Очевидный признак людей с фиксированным мышлением. Люди с мышлением роста ищут возможности в любом исходе дел, у них нет времени на жалобы.

Следуйте всем перечисленным выше пунктам

Каждый день следите, как вы реагируете даже на мелкие события. И постоянно старайтесь реагировать правильно. Так, как это сделал бы человек с мышлением роста.


Что такое шестое чувство и как развить интуицию при помощи упражнений. Некоторым своим словам, действиям или бездействию человек не может дать логическое объяснение. Почему мы поступили так, а не иначе, почему именно такое решение приняли, почему дали именно такой ответ на вопрос? Как правило, мы на это отвечаем «не знаю». И мы действительно не знаем, вернее, не можем обосновать. Но что стоит за этими многочисленными «почему»? Процесс, который до сих пор не поддаётся чёткой научной трактовке: внутреннее убеждение, инстинкт, шестое чувство или – интуиция.


Иногда интуицию сравнивают с любовью. Как и любовь, она существует, проявляется, возникает и исчезает, но не поддаётся объяснению. На уровне быта, взаимоотношений, это понятие определяется как проникновение в суть проблемы, понимание её, проницательность. Психологи считают интуицию одной из способностей человека, знанием, полученным неосознанным путём. А философия определяет этот термин как бездоказательное постижение истины.

Считается, что интуиция – это то, что «сближает» нас с животными. Звериное чутьё помогает животному добывать пищу, оберегаться от опасностей, в общем – выживать. Так иногда интуиция помогает человеку справиться с ситуацией или решить проблему, от которой многое зависит в его жизни. Однако механизмы, включающие интуицию, у человека и у животного разные. Чутьё животного базируется исключительно на его восприятии мира через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. У человека же задействуются ещё и эмоции, воображение, память, интеллект и, как ни странно, логика.

То есть интуиция, это подсознательный процесс, основывающийся на опыте, накопленном в результате сознательных усилий и действий. И поскольку этот процесс является великолепным помощником в сложных жизненных обстоятельствах, да и в решении повседневных вопросов, его можно и нужно развивать.


Развитию интуиции способствуют многие факторы. Собственно, она будет возникать и развиваться, если вы будете работать над собой, открывая интуитивные каналы.

Первый фактор – это основа основ – знание. Без знаний у Дмитрия Ивановича Менделеева не наступило бы «озарение», которое привело к открытию периодической системы элементов. Если бы Ньютон не обладал соответствующими знаниями, при падении яблока на голову он бы ощутил лишь боль и ярость. А его осенило на открытие закона всемирного тяготения.

Поэтому трудитесь над пополнением своего сознания . Вникайте, наблюдайте, читайте, запоминайте факты, людей, события. Полученная информация когда-нибудь сослужит вам хорошую службу, «выплыв» из глубин подсознания в нужный момент.

Воспитайте в себе полезную привычку размышлять . Всё что вы видите, слышите, узнаёте, постигаете не должно быть мёртвым грузом, балластом, занимающим мозг. Учитесь мыслить, задавать себе качественные вопросы и находить на них ответы. По возможности обсуждайте те или иные факты или проблемы с другими, участвуйте в дискуссиях, спорьте, доказывайте, прислушивайтесь к аргументам оппонентов.

Важный фактор, помогающий развить интуицию – высокая самооценка . Если вы уверены в себе как в человеке, как в личности, чётко сознаёте своё внутреннее «я», вам гораздо легче следовать своему внутреннему голосу и принимать решения, прислушиваясь к нему. А если уверенности в себе вам не хватает, на принятие вами решений будут влиять внешние обстоятельства, мнения других людей, чьи-то просьбы или указания. И когда интуиция будет подсказывать вам вариант решения, вы будете её заглушать. Следовательно, будете поступать в соответствии с навязанными стереотипами - так, как вам велело общество, даже если это неправильно и неприемлемо для вас. Поэтому над повышением самооценки также нужно работать.

Ведите дневник . Записывайте каждое ваше достижение, каждое принятое решение, особенно принятое интуитивно. Описывайте любое заинтересовавшее вас событие, свои суждения о нём, свои переживания.

Прислушивайтесь к своим ощущениям . Например, проезжая какую-то местность, вы чувствуете необъяснимую радость. Запомните это. Возможно, с этой местностью будут связаны приятные моменты вашей жизни. Или какой-то человек, проявляющий по отношению к вам дружелюбие, вызывает у вас, казалось бы, беспричинную антипатию. Не «гоните» эти ощущения. Конечно, не нужно прекращать отношения с таким человеком или открыто демонстрировать ему своё отношение. Возможно, его дружелюбие вполне искренне. Если же с его стороны проявится какой-нибудь негатив, что ж – лишний повод убедиться в развитом чувстве интуиции.


Также практикуйте некоторые упражнения, требующие «включения» подсознания и «голоса сердца». Например, проверьте своё чувство времени, отказавшись от часов на какое-то время, предположим, на сутки. Продержитесь на своих внутренних часах. Насколько легко вам это даётся? Через время повторите эксперимент.

Старайтесь как можно больше угадывать . Когда слышите звонок в дверь – предположите, кто это пришёл. Также поступайте, когда звонит телефон. Познакомившись с человеком, попробуйте установить его возраст, характер, вкусы, увлечения.

Играйте с собой в своеобразную игру: доставайте карту из колоды, предварительно называя хотя бы масть. А потом проверьте правильность своего предположения.

Также можно смотреть «немое кино» . Отключите звук при просмотре фильма, незнакомого, конечно. Попытайтесь сами додумать, о чём говорят герои.

Побудьте «предсказателем» . Предсказывайте те или иные события, финал какой-нибудь ситуации, итог разговора. Обязательно ведите записи. Проведя такой эксперимент несколько раз, вы сможете сделать вывод о том, с какой степенью вероятности сбываются ваши «пророчества».

И, конечно же – интуиция просто «не работает» без веры . Веры в себя, в возможности человека в целом и свои способности в частности, веры в успех. Верьте в себя, и вы сможете не только развить свою интуицию, но и умело использовать её в решении своих проблем.

    Учитесь мыслить конкретно. Для Реалиста план имеет значение только тогда, когда он может быть выполнен, а планирование неразрывно связано с определением средств, которыми можно реализовать все пункты плана. Попробуйте составлять свои планы в реалистической манере. Пользуйтесь при этом шестеркой слуг, которую так любит задействовать истинный Реалист. Даже к банальной покупке мойки для кухни попробуйте подойти с реалистических позиций (сколько стоит, подойдет ли по габаритам, впишется ли в интерьер, во что обойдется работа по установке или доводке и т.п.). Это возможно убережет вас от дальнейшей фрустрации по поводу непрактичной покупки.

    Учитесь оценивать ресурсы. Берете лист чистой бумаги, делите его на две части, слева записывайте, что вам требуется для решения конкретной проблемы, справа – чем располагаете в настоящий момент. Оцените ваши потребности и наличные ресурсы как можно точнее. Затем приступайте к анализу проблемы. При обнаружении дефицита ресурсов одного типа следует предусмотреть их замену на ресурсы другого типа. В инвентаризации ресурсов будьте скорее пессимистом, чем оптимистом, или по крайней мере рассматривать два варианта- наилучший и наихудший.

    Учитесь выделять главное. Найдите свою старую работу – реферат или курсовую, или научную статью и задайтесь мыслью вдвое сократить ее содержание. Попробуйте проделать то же самое с вашей новой продукцией. Не получится сократить наполовину, сократите на треть или четверть, но обязательно сократите. Поиграйте в игру “три предложения” –попытайтесь передать содержание любой газетной статьи в трех предложениях. Учитесь писать резюме и аннотации на ваши и чужие произведения. Дайте обет никогда не нарушать регламент в своих выступлениях, где бы вам не пришлось выступать.

    Учитесь писать просто и кратко. Образец выше перед вами.

Лекция № 10. Психологические особенности руководителей и подчиненных. Качества и функции руководителя.

Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Это же значение лучше выражено в практичес­ки не употребляемом ныне слове «надсмотрщик». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвеча­ющего за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности - следить за целым - составляет суть работы руководителя.

Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, конт­роль деятельности подчиненных и организации в целом. Профессионально подготовленного руководителя называ­ют менеджером.

Слово «менеджер» первоначально обозначало умение объезжать лошадей и править ими. Английский глагол «to manage» (управлять) исходит от латинского «manus» (рука). Отсюда термин «менеджмент» буквально означает «руководство людьми». Практически все известные зару­бежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения цели организации руками (и го­ловой!) других людей. Субъектом данного процесса и яв­ляется менеджер. Современный менеджер выступает в системе обществен­ного производства как управляющий - дипломат - лидер - воспитатель - организатор- инноватор - человек. Функ­ция управляющего считается традиционной, изначально присущей менеджеру. Осуществляя ее, менеджер стано­вится лицом, облеченным властью. Однако это власть не диктаторская, а скорее патерналистская, отеческая. Ос­новные требования к личности - компетентность, владе­ние навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические уме­ния. Дипломат. Среди перечня менеджерских умений в последнее время на первый план все чаще выдвигается умение проводить переговоры. Современные менеджеры тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, которые могли бы про­двигать производство, углубление деловых связей, зак­лючение сделок, разрешение споров, налаживание кон­тактов с властями. Эти функции сродни функциям менед­жера-маклера и требуют хорошо развитых дипломатичес­ких навыков. Менеджер-лидер (англ, ведущий, руководи­тель). Американские теоретики менеджмента уже давно провозгласили лозунг: каждый менеджер должен быть лидером. В российской теории менеджмента пока крепко держится традиция разделять функции менеджера и ли­дера: функции первого - профессионально осуществлять действия, необходимые для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства, технологические процессы); вторые долж­ны вести за собой людей, их главная функция - обеспече­ние бесперебойной работы человеческой подсистемы биз­неса. Современное понимание функций менеджера требу­ют от него профессионального владения как тем, так и другим. Менеджер-воспитатель. По мере усложнения производства требования к персоналу возрастают, так как растет степень возможной угрозы природе. С одной сторо­ны, сегодня персонал должен обладать повышенной тех­нологической эрудицией, с другой стороны - высокой нравственностью. Техническому совершенствованию ра­ботников уделяется большое внимание (повышение ква­лификации - курсы переподготовки и проч.}» на это тра­тятся большие средства. Нравственное воспитание как отлаженный механизм практически не существует. Меж­ду тем история показывает, что степень воспитанности, высокая нравственность работников являются решающим условием экономического роста (этические системы ока­зываются мощным фактором экономического развития). Менеджер-инноватор. Мир вступает в эпоху информаци­онной культуры (аграрная – индустриальная - информаци­онная), и одна из главных функций менеджера - иннова­ционная. Медлительность в ее исполнении грозит отбро­сить производство далеко назад. Инновации необходимы, так как производительность труда и качество продукции легче и быстрее повышается при использовании новой техники и технологии. Менеджер-человек. Ничто челове­ческое ему не чуждо. Менеджер - это личность, т.е. слож­ная совокупность врожденных (природных) и приобретен­ных (социальных) качеств. Они спаяны воедино в харак­тере личности, и далеко не каждая из его черт может быть полезной в деятельности менеджера. Все капитальные труды по менеджменту содержат перечни качеств идеального менеджера. Их можно разделить на две группы - 1) биологические и социально-экономические характеристики и 2) личностные качества. Биологические качества ме­неджера. Черты данной группы носят объективный ха­рактер - не зависят от сознания и психики личности. Прежде всего это пол, возраст, здоровье, темперамент, спо­собности.

Пол. Традиционно исследования в области психоло­гии управления ориентированы на мужчину-руководите­ля, так как во все времена (кроме далекого матриархата) мужчины явно доминировали среди руководителей как на государственной службе, так и в бизнесе. В последние десятилетия влияние половых различий на трудовую дея­тельность и карьеру стало предметом специальных иссле­дований. На основе их результатов можно выделить две группы факторов, определяющих особенности организа­ционного поведения женщин: 1) социокультурные (стан­дарты поведения, ролевые стереотипы, семейные тради­ции) и 2) собственно половые, биологические в психоло­гические. Роль социокультурных факторов проявляется в том, что подавляющее большинство женщин с детского возраста ориентировано обществом на сравнительно скром­ный общественный статус - мать, жена, воспитательница детей, помощница мужа. Поэтому до сих пор женщине -руководителю приходится преодолевать дополнительные трудности для достижения успехов Успех женщин - ру­ководителей приписывают случайности, везению, успех мужчин-руководителей - личным качествам, (Р. Ране, США). Учет такого рода стереотипных представлений ва­жен для женщин-руководителей, которым приходится на деле доказывать «нормальность» своего пребывания в роли «начальника». Мужчине обычно делать это не приходит­ся. Вторая группа факторов проявляется в большей зави­симости настроения и психического состояния женщин от физиологических циклов (беременность, кормление ребенка, менструальный цикл, климакс), обремененности естественными заботами о семье, в меньшей эмоциональ­ной уравновешенности и беспристрастности, в более сильной, чем у мужчин, окрашенности деловых отношений в личностные тона и восприятии сотрудников сквозь при­зму симпатий и антипатий. Однозначной оценки этих факторов в психологии менеджмента нет. Отдельные ав­торы, в основном женщины, расценивают их как способ­ствующие эффективному руководству (Ф.Денмарк, А.Иглн, Б. Джонсон - «мягкость» и «человечность» руководите­лей-женщин, их превосходство над мужчинами в понима­нии личных проблем сотрудников, приверженность демок­ратическому стилю руководства). Большинство исследо­вателей придерживается противоположной точки зрения: повышенная эмоциональность и личностная ориентация в деловых отношениях действует как негативный фактор эффективного руководства. Но он может быть нейтрали­зован, если женщина-руководитель «выработает у себя высокую устойчивость к фрустрациям и эмоциональным всплескам, будет более «толстокожей» (М.Рихтер).

Возраст. Вторым важнейшим биологическим призна­ком, влияющим на эффективность деятельности менед­жера, является возраст. О действии его, конечно, можно говорить лишь в общем, усредненном плане, учитывая довольно частые исключения из правил, которые объяс­няются личными особенностями людей. Поэтому совре­менная теория менеджмента не может однозначно отве­тить на вопрос об оптимальном возрасте для начала, рас­цвета и завершения деловой карьеры руководителя. Но есть общепринятое мнение о бесспорном влиянии этого фактора на эффективность деятельности менеджера - бо­лее высокие руководящие посты требуют более зрелого возраста. Некоторые управленческие структуры (армия, госаппарат) четко регламентируют занятие высоких дол­жностей - генералом практически невозможно стать в 20-35 лет. В бизнесе этот фактор регламентирован не столь жестко. Но закономерность занятия высоких постов людь­ми зрелого возраста существует. В Японии средний воз­раст президентов крупных компаний в обрабатывающей промышленности - 63,5 года, в США - 59 лет (Т. Коно). Вице-президенты несколько моложе - примерно 55,7 года. Президентом японской компании обычно становится че­ловек, проработавший в ней не менее 30 лет и занимает этот пост 8 лет. В этой стране относительно много эффек­тивных руководителей весьма зрелого возраста - старше 70 лет, хотя некоторые корпорации («Сони корпорейшн») ограничивают предельный возраст пребывания на высших должностях 65 годами. Подобные ограничения широко распространены в Европе и Америке. Как молодой, так и пожилой возраст имеют свои достоинства и недостатки, влияющие на эффективность работы руководителя. Глав­ные достоинства молодого руководителя: энергичность, высокая восприимчивость к инновациям и предприимчи­вость, крепкое здоровье, хорошая работоспособность. Но они уступают старшим коллегам в опытности, специфи­ческом человеческом капитале - знаниях специфики орга­низации, хладнокровии, мудрости, умении отличать глав­ное от второстепенного. Там, где слабы механизмы конку­рентного отбора кадров н сложно определить четкие кри­терии деятельности (госслужба), учет стажа и возраста целесообразен. Там, где эффективность руководства регу­лярно проверяется конкуренцией и результаты деятель­ности достаточно осязаемы (сфера бизнеса), установление возрастных барьеров нецелесообразно.

Здоровье. Здоровье - важный фактор эффективного руководства. В теории менеджмента термин понимается широко включает в себя не только физические, но и психосоциальные критерии. Биологически здоровый орга­низм человека функционирует в оптимальном режиме и адекватно реагирует на изменения в окружающей среде. Для менеджера это основное условие повседневной эффек­тивной деятельности, так как его рабочий день (14-15 ча­сов) в два раза превышает физиологические нормы, зак­репленные в законодательстве - 7-8 часов сутки. Кроме того, работа менеджера связана с высокими эмоциональ­ными нагрузками.

Руководители всех рангов относятся к категории ра­ботников, страдающих чаще, нежели остальные, серьез­ными хроническими заболеваниями. По данным медиков 34% руководителей отягощены сердечно - сосудисты­ми болезнями (20% - гипертоники, 14% - болеют ишемической болезнью сердца.) В возрасте 40-49 лет показа­тель гипертонической болезни у руководителей - мужчин превышает 50% обследованных. Причиной, по общему мне­нию исследователей, является стресс. Стресс - (англ. - напряженность) - это физиологическое в психическое напряжение организма. Психологический стресс подраз­деляется на информационный и эмоциональный. Инфор­мационный стресс возникает, когда человек не справля­ется с обрушивающимися на него потоками информации. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях житейс­ких или производственных неурядиц, неудач, угрозы опас­ности, обиды, тревоги. Психологические стрессы вызыва­ются не каким-нибудь одним, пусть очень сильным раз­дражителем, но серией мелких постоянных каждоднев­ных волнений. Поэтому уметь противостоять стрессам и повышать свою стрессоустойчивость - важнейшее необ­ходимое качество менеджера. По данным медиков, не менее 50% здоровья человека зависит от образа жизни, 20% приходится на наследствен­ность, 20% - на экологию 10% - на медицину - Образ жизни - устойчивый, сложившийся в определенных об­щественно-экономических условиях способ жизнедеятель­ности людей, удовлетворения ими физиологических и ду­ховных потребностей, нормы общения и поведения - яв­ляется определяющим фактором человеческого здоровья. Здоровый образ жизни более узкое понятие: совокуп­ность внешних и внутренних условий жизнедеятельности организма, при которых его системы работают долговеч­но, а также совокупность рациональных методов сохране­ния и укрепления организма. Избрать в тех или иных условиях здоровый образ жизни мы можем. Понятие пси­хического здоровья в психологии не получило пока раз­вернутой оценки. По мнению крупнейшего российского психиатра С. С. Корсакова, оно связано с представлением о человеке как о психическом целом. В нем соединены все существенные свойства, составляющие личность, придающие ей устойчивость, уравновешенность и способность противодействовать влияниям, стремящимся эту целост­ность нарушить. Психическое здоровье человека зависит от социального здоровья среды, в которой личность фор­мируется.

Социальные связи (семья, родные, близкие, друзья, сотрудники н проч.) могут воздействовать как благотворно, так и негативно, формируя личность психи­чески нездоровую (вплоть до неадекватного поведения, криминального развития). Комплексный подход к оценке психического здоровья человека позволяет выделить сле­дующую совокупность психических проявлений: 1) свойства личности - оптимизм, уравновешенность, сосредоточенность (отсутствие суетливости), нравствен­ность, адекватный уровень притязании, чувство долга, уверенность в себе, необидчивостъ, непосредственность (естественность), неленость, чувство юмора, доброжела­тельность, терпеливость, самоуважение, самоконтроль; 2) психические состояния - эмоциональная устойчивость (самообладание), зрелость чувств соответственно возрас­ту, совладение с негативными чувствами (гнев, страх, жадность, зависть), свободное, естественное проявление чувств и эмоций, способность радоваться, сохранность привычного (оптимального) самочувствия; 3) психические процессы - адекватность психического отражения (бли­зость субъективных образов к отражаемым объектам дей­ствительности), адекватное восприятие самого себя, спо­собность концентрации внимания на предмете или виде деятельности, удержание информации в памяти, способ­ность к логической обработке информации, критичность мышления, креативность мышления, знание себя, дисцип­лина ума (управление мыслями). Типичные признаки пси­хически нездоровой личности следующие: свойства - 1) зависимость от вредных привычек, уход от ответствен­ности за себя, утрата веры в себя, свои возможности, пас­сивность; 2) чувственная тупость, беспричинная злость, ослабление высших и низших инстинктивных чувств, повышенная тревожность; 3) процессы - неадекватное восприятие себя, своего «Я», нелогичность, снижение познавательной активности, хаотичность мышления, кате­горичность (стереотипность) мышления, повышенная вну­шаемость, некритичность мышления.

К объективным факторам эффективного руководства относятся социально-экономическое положение человека, его статус в обществе и полученное образование. Исследо­вания однозначно подтверждают прямую зависимость за­нятия руководящих должностей от социального происхож­дения и статуса человека. Ф.Е. Фидлер - «лучший способ стать президентом компании - родиться в семье, которая владеет компанией». История знает немало обратных при­меров, но корреляция (лат. соотношение, соответствие, взаимозависимость) между социально-экономическим по­ложением н занимаемой должностью существует. Это во многом связано с таким показателем социального статуса как образование - выходцы из богатых семей имеют бо­лее широкие возможности получения самого лучшего об­разования и места работы. Образование занимает как бы промежуточное положение между объективными и субъек­тивными факторами эффективной менеджерской деятель­ности, так как прочное усвоение знаний и продуктивное их использование не покупается за деньги, а зависит от свойств личности, индивидуальных способностей и уров­ня интеллекта. Выяснению влияния определенных качеств на эффективность руководства были посвящены достаточно многочисленные эмпирические исследования. P.M. Стогдилл (США) обобщил результаты 163 таких работ, пыта­ясь установить наличие и « характер зависимости между отдельными чертами и успехом руководителя». Индиви­дуальные качества руководителя он объединил в шесть групп: 1) физические характеристики; 2) социальное про­исхождение; 3) способности - интеллект, рассудитель­ность, знания, умение выражать свои мысли; 4) личные особенности - приспособляемость, доминирование, незави­симость, оригинальность, уверенность в себе; 5) отноше­ние к задачам - трудовая мотивация, ответственность, инициатива, упорство, ориентация на производственные задачи; 6) социальные способности и навыки - готовность к кооперации с другими, популярность, навыки общения. Человек, не умеющий находить общий язык с людьми, не умеющий убеждать, влиять, сотрудничать, понимать лю­дей и эффективно общаться, управлять людьми - профес­сионально не пригоден для деятельности менеджера.

Прямая зависимость между отдельными чертами че­ловека я занятием им руководящей должности подтверж­дается, по мнению Стогдилла, все же достаточно редко, так как на их значимость существенно влияет конкрет­ная ситуация.

Руководитель выполняет функцию стратегического планирования», выбора целей и стратегий развития пред­приятия и коллектива, планирования методов реализа­ции поставленных целей, выбора и внедрения необходи­мых новшеств, инноваций.

При внедрении инноваций руководителю важно реа­лизовать следующие рекомендации:

Привлекайте своих подчиненных к разработке и планированию инноваций, что поможет им понять и воз­можно принять цели и средства реформ;

Обеспечьте полноту и точность информации обо всех шагах реформы, не создавайте почву для появления слу­хов и недоверия;

Не сглаживайте «острые углы» нововведений, не прячьте их возможные неприятные последствия - только правдой можно добиться доверия подчиненных;

Всемерно демонстрируйте свою поддержку и заинте­ресованность в переменах, показывайте на практике их полезность;

Предусматривайте уменьшение нагрузки работникам, которым предстоит иметь дело с нововведениями;

Доказывайте, что новации не отразятся на зарплате или статусе подчиненных в худшую сторону;

Ищите энтузиастов нового дела и создавайте им ре­жим наибольшего благоприятствования;

Проявляйте терпимость к неудачам;

И, наконец, почаще вспоминайте о том, что вообще-то люди любят новшества, хотя и опасаются обычно, что перемены уменьшат их личное благополучие. Поэтому, если будет найден вариант, при котором не только фирма, но и отдельный сотрудник сможет извлечь из новации личную выгоду, считайте, что дело практически сделано.

Администраторская функция . В обязанности руково­дителя входят не только вопросы стратегического плана, но и чистое администрирование, обозначающее директив­ные способы Общения руководителя с подчиненными. Осо­бое место занимают разного рода наказания и поощре­ния. Один из таких методов известен как «кнут и пря­ник». Причем все психологи второй половины XX в. убеж­дены, что «пряник» гораздо предпочтительнее «кнута» и много эффективнее при управлении людьми. «Управлять подчиненными по их положительным отклонениям!» - вот лозунг сегодняшнего дня. Это не значит, конечно, что наказания как вид управленческого воздействия вот-вот отомрут. Это значит лишь, что не они положены в основу деятельности руководителя, стремящегося чего-то добиться от подчиненных.

Методы наказания конфликтогенны:

Снижают самооценку работников, нарушают их психологическое равновесие;

Порождают страх совершения ошибок;

Не способствуют устойчивому росту производительно­сти;

Плохо обучают, так как человек в этом случае учится в первую очередь избегать наказания, а не формировать «правильное» поведение.

«Положительные подкрепления» (поощрения, вознаг­раждения) действуют эффективнее, чем «отрицательные». Они много лучше «обучают» подчиненных, психологичес­ки закрепляют образцы требуемого поведения, способству­ют формированию благоприятного психологического кли­мата в коллективе, повышают самооценку людей, успеш­но «мотивируют» их на производительный труд и т.д. Применение столь привлекательных мер управленческо­го воздействия как поощрение, вознаграждение также требует соблюдения определенных правил:

Вознаграждение должно быть конкретным, то есть за исполнение поручения, задания, за действие или посту­пок, а не за достижение всем концерном благополучных показателей;

Вознаграждение должно быть безотлагательным;

Вознаграждение должно быть достижимым, то есть поощрения заслуживают любые, в том числе и самые ма­лые успехи, а не только> ^выдающиеся достижения в тру­де»;

Вознаграждения по возможности лучше делать нерегулярными и непредсказуемыми;

Малые награды иногда оказываются эффективнее боль­ших.

Очевидно, что чем больше руководитель поощряет подчиненных, тем меньше ему приходится прибегать к наказаниям, ну а если уж все-таки пришлось, то следует иметь в виду, что:

Реакция на проступок подчиненного должна быть немедленной;

Наказывают за нежелательное поведение всех прови­нившихся, а не только «зачинщиков»;

Постепенное нарастание меры наказания нецеле­сообразно; лучше сделать первое же наказание таким, чтобы вторичного его применения уже не потребовалось;

Наказывая, не следует забывать внятно растолковы­вать подчиненному желательный образец поведения;

Говорят, что японские менеджеры наказывают толь­ко за повторяющиеся ошибки; может быть, стоит остано­вить карающий меч?

Коммуникативно - регулирующая функция. Известно, что эффективность коммуникаций зависит от множества факторов. Один из самых значимых среди них - установ­ление благоприятных отношений руководителя с подчи­ненными. Сами собой такие отношения возникают редко. Их надо строить, то есть прикладывать осознанные уси­лия к тому, чтобы эти отношения развивались в нужном направлении. И хотя любое отношение - феномен, конеч­но, двусторонний, но от руководителя в данном случае зависит и соответственно требуется много больше, чем от подчиненного.

К типичным ошибкам атрибуции (и это подтверждено экспериментально) относится, например, то, что участник событий, как правило, приписывает причину обстоятель­ствам, в том время как наблюдатель - личности деятеля. Сходны по механизму действия и атрибутивные ошибки «защитного» толка: успех, мы, как правило, ставим в зас­лугу себе, а неуспех списываем на обстоятельства; когда же речь идет о других людях, логика меняется - их успех мы склонны приписывать благоприятным обстоятельствам, а вот неудачи - взваливать на личностные особенности.

Учитывая что руководитель по большей части нахо­дится по отношению к подчиненному в позиции наблюда­теля, нетрудно догадаться, сколь часто возникает соблазн объяснить неуспех леностью, тупостью, недостатком усер­дия и прочими деловыми грехами подчиненных. В то же время некоторые источники утверждают, что 86% всех отклонений от нормальной работы происходит по вине обстоятельств и только 14% относятся к людям. Даже если это и преувеличение, все равно порядок величины подсказывает: не усердствуйте в поиске виновных, пере­ключитесь на обстоятельства. Подумайте, была ли воз­можность выполнить задание, достаточно ли было време­ни, средств, материалов, информации и пр.? А если вино­ваты все же люди, то тем ли сотрудникам вы дали зада­ние, располагали ли они нужной квалификацией, была ли заранее определена мера и форма ответственности?

Ошибки, совершаемые руководителем при прямом воз­действии на подчиненного, более очевидны, «вылезают» почти сразу же. Одно плохо - их тоже много. Например:

Стереотипная реакция («Это на Вас похоже! Здесь ни на кого нельзя положиться!»);

Поспешное решение под воздействием эффекта («Вы уволены без выходного пособия!»);

Принятие решения без осмысления ситуации («Поче­му Вы сидите без дела?» - А может быть человеку плохо, или он только что закончил трудное задание);

Недостаточный учет последствий предпринимаемых действий.

У подчиненных возникает чувство досады, создает­ся почва для недовольства и сопротивления в тех слу­чаях, когда:

За ошибки одного отвечает другой;

Решение принимается без участия сотрудника;

Разнос, разбирательство устраиваются при третьих лицах или в отсутствие работника;

Руководитель не способен признать свою ошибку, пытается найти виновного среди подчиненных;

От исполнителя скрывается важная для него информа­ция;

Работник, профессионально пригодный занять более высокую должность, не продвигается по службе;

Руководитель жалуется на подчиненного вышестоя­щему начальнику;

Поощрения за труд одного работника достаются друго­му;

Уровень требовательности не одинаков для всех сотрудни­ков, в коллективе есть любимчики и отверженные и т.д.

В зависимости от особенностей поведения-руководите­ля в конфликтных, сложных ситуациях можно выделить пять типов: 1) доминирование, утверждение своей пози­ции любой ценой; 2) уступчивость, подчинение, сглажива­ние конфликта; 3) компромисс, позиционный торг («я тебе уступлю, ты - мне»); 4) сотрудничество, создание взаим­ной направленности на разумное и справедливое решение конфликта с учетом обоснованных интересов обоих сто­рон; 5) избегание конфликта, уход из ситуации, «закры­вание глаз, как будто ничего не произошло».

Наиболее эффективным, хотя и трудно реализуемым стилем поведения руководителя в конфликтной ситуации является стиль «сотрудничества». Крайне неблагоприят­ными стилями являются «избегание», «доминирование», «уступчивость», а стиль «компромисс» позволяет достичь лишь временного недолговечного решения конфликта, позднее он может появиться вновь. Для некомпетентного руководителя, как отмечает Дик­сон, характерны следующие особенности:

1) не учитывает человеческие ресурсы, не умеет рабо­тать с людьми;

2) проявляет консерватизм, придерживается устарев­ших взглядов;

3) проявляет тенденцию отворачиваться или пренеб­регать информацией, которая ему непонятна или вступа­ет в противоречие с имеющейся концепцией;

4) проявляет тенденцию недооценивать противников;

5) проявляет нерешительность и тенденцию ухода от ответственности в принятии решений;

6) проявляет упорную неуступчивость, упрямство при решении проблемы вопреки очевидным изменившимся обстоятельствам;

7) не способен провести сбор и проверку информации о проблеме, «войти в сложившуюся ситуацию, проявляет тенденцию «обессиливания при завершении»;

8) предрасположен к фронтальным атакам, верит в гру­бую силу, а не в находчивость и дипломатичность;

9)неспособен использовать неожиданности;

10) проявляет неоправданную готовность находить «ис­купительные жертвы» в случае затруднений;

11) предрасположен к подтасовке фактов и распрост­ранению информации с мотивами, «несовместимыми с моралью и безопасностью;

12) склонен верить в мистические силы - судьбу, фа­тальность неудачи т.п.

Николай Бердяев

Принято считать, что каждый человек – это личность, независимо от того, какими качествами и чертами характера он обладает. С этим сложно не согласиться, но к этому можно и нужно добавить, что личность, чтобы оставаться личностью, обязательно должна развиваться. Ведь личностью мы называем, прежде всего, уникального, особенного, интересного, не похожего на других людей человека, имеющего редкие способности и богатый внутренний мир. Но без развития, без работы над собой, человек далеко от других людей не уйдет, он будет таким же, как все. А если человек не будет отличаться от других людей, если не будет обладать особыми, присущими только ему качествами, тогда назвать его личностью мы сможем с очень большой натяжкой. Однако возникает вопрос – зачем каждому из нас отличаться от других людей, зачем становиться личностью, ради какой цели, ради какой выгоды? Вот об этом я и расскажу вам, уважаемые читатели, в этой статье. Я расскажу вам о том, как развить в себе личность и для чего ее следует развивать. Поверьте, польза от такого развития есть и очень большая.

Зачем развивать в себе личность

Чтобы понять, зачем человеку нужно развивать в себе личность, достаточно повнимательнее присмотреться к тому, что происходит в нашей жизни. Что в этом мире высоко ценится? Очевидно, что ценится в нем все то, в чем, во-первых, мы с вами нуждаемся, а во-вторых, то, чего мало. То, что в дефиците – ценно. Согласны? Причем, что интересно, иной раз то, чего мало, нам может быть не особо-то и нужно, но нас все равно к этому тянет. Мы любим все редкое и исключительное, поскольку сами хотим быть такими. А вот то, чего очень много, пусть даже это что-то весьма полезно для нас – мы не особо ценим, а иной раз совсем не ценим. Интересная черта человеческой личности, не так ли? Я как-нибудь объясню вам, почему мы так себя ведем. Пока же, вернемся к сути нашего вопроса. Так вот, как вам стать ценным, а вместе с тем и востребованным человеком, чтобы другие люди в вас нуждались, чтобы они уделяли вам внимание и любили вас? Для этого вам надо стать особенным, не таким как все. Вам нужно стать интереснее, полезнее, качественнее и даже скажем так – необычнее других людей. Достичь этого можно разными способами, можно поработать над своей оберткой, то есть, над своим внешним видом, а можно задаться задачей посложнее и посерьезнее – изменить, а вернее, развить свое внутреннее содержание. Это непростая работа, честно скажу. Но ее нужно делать, чтобы вас ценили, чтобы в вас нуждались, чтобы вас было сложно заменить и так далее. Не забывайте – что редко, то ценно. А что ценно, то любят и берегут.

Люди начнут проявлять к вам больше внимания, и вы будете пользоваться большим уважением, если сможете развить в себе редкие и полезные для людей качества, если станете интересной, яркой и даже немного таинственной личностью. Хорошая перспектива? В том то и дело, что хорошая. Ведь все мы хотим, чтобы нас ценили, любили, уважали, чтобы уделяли нам внимание, чтобы восхищались нами, чтобы в нас нуждались и так далее и тому подобное. Это приятно и полезно. Но давайте задумаемся над тем, за что нас ценить, любить, уважать? Ради чего другим людям уделять нам свое драгоценное внимание, ради каких выгод? Что в нас такого особенного? Какими нашими личностными качествами могут восхищаться окружающие нас люди? Вот об этом, друзья, каждый из нас должен хорошенько подумать самостоятельно. Многие из нас могут быть очень хорошего о себе мнения и думать, что других таких как они нет. И это хорошо – о себе нужно быть высокого мнения, вне всяких сомнений. Это повышает нашу самооценку. Но поверьте, другие люди могут думать иначе. Они могут видеть в нас совсем другого человека, не такого, какого видим мы. Насколько для нас это важно – другой вопрос. Мы живем в обществе, которое, хотим мы того или нет, должно нас принимать, а вернее – мы должны суметь стать его частью, потому что мы от этого общества зависим. Мы все друг от друга зависим. И дело здесь в том – какое место в обществе займет каждый из нас. Вот, чтобы это место было как можно лучше – человеку необходимо стать личностью не только для самого себя, но и для других людей. Давайте теперь выясним, что нам необходимо с собой делать, чтобы развить в себе личность.

Как развить в себе личность

Так вот, если вы согласны со всем вышесказанным, то полагаю, вам интересно узнать о том – как можно развить в себе личность. Друзья, если я скажу вам о том, что развитие личности – дело простое, я совру. А я не хочу врать. И не буду. Поэтому, нет – это непросто. И я считаю, что не к сожалению, а к счастью это непросто сделать. Ведь если бы развитие личности человека было простым делом, такого понятия как работа над собой, просто бы не существовало. Работа – не самое приятное слово, согласитесь. Оно у нас ассоциируется с напряжением, с нагрузкой, со стрессом, иногда и с болью, а никак не с удовольствием и радостью, если только вы не любите свою работу, как, например, я. Как бы то ни было, в любой работе есть свое удовольствие, есть своя радость, и те из вас, кто занимаются любимым делом об этом прекрасно знают. Работа над собой – это особенное удовольствие, которое мы испытываем, когда понимаем, какую пользу наши усилия нам приносят. Поэтому работать над собой, чтобы развить в себе личность – это приятно, интересно, весело. От этого можно ловить кайф. Поэтому не так страшно, что это непростая работа, главное понимать – насколько она интересна и полезна.

Что же нужно делать? Учиться, получать новые навыки, заниматься спортом, а также интересной и творческой деятельностью, делать свою жизнь и жизнь других людей лучше. Вот что вам нужно делать, чтобы развить в себе личность. Это ваша работа над своим телом и разумом, которая делает вас более совершенным человеком, и разумеется, отличным от других. Главный вопрос тут заключается не в том, что надо делать, а в том, как это делать. А о том, как это делать – как над собой работать, как себя развивать, написано огромное количество книг и статей. И каждая из этих книг и статей предлагает свой рецепт развития личности, хотя многие из них схожи между собой. Вот чем этот рецепт окажется точнее и эффективнее – тем быстрее вы сможете развить в себе такую личность, аналог которой будет невозможно найти. А качество вашей личности может и непременно должно быть таким, чтобы общество в целом или отдельно взятые люди ценили вас очень высоко. Для этого вы должны быть полезны людям, обществу, интересны и неповторимы. Что редко, то ценно, помните, да?

Я дам вам свой рецепт того, как можно развить в себе личность, чтобы вы и его имели в виду, решая, как именно вам следует над собой работать. Кто знает, может он самый лучший из всех существующих. Почему нет, я ведь этим вопросом, по сути, всю свою сознательную жизнь занимаюсь. Я считаю, друзья, что начинать нужно с психологии. Да, да, я понимаю, я уже не в первый раз об этом говорю, а точнее, пишу. И вы в свою очередь можете сказать, что опять этот кулик свое болото хвалит, словно ничего другого в мире не существует, кроме этой психологии. Конечно, существует, но, друзья, я хвалю то, что хвалю, а именно, такую науку, как психологию, не потому, что я ею занимаюсь, а потому, что она действительно многое нам дает – она позволяет нам развивать в себе ценные для нас самих и для других людей качества, благодаря тому, что указывает нам на них. Я сам поэтому и начал ее изучать, что увидел, насколько она ценна для человека, как с точки зрения познания им самого себя, так и с точки зрения познания других людей. Вы ведь не можете себя улучшить, не понимая, как именно вы устроены, верно? А как вы об этом узнаете? Ну, хорошо, есть биология, анатомия, медицина, антропология и масса других наук о человеке, изучающие его тело и разум. Их много, этих наук. Но если сузить взгляд на этот вопрос, то можно свести все к тем наукам, которые изучают тело человека и тем, которые изучают его душу и разум. А именно эти вещи нам и нужно развивать, чтобы сделать себя лучше. Вот, психология, в основном изучает душу и разум человека. А это, как вы можете, даже не столько знать, сколько чувствовать – очень важные элементы человеческого существа. А раз они важные, над ними нужно работать, чтобы развивать свою личность – нам ведь именно это нужно, так ведь?

Поэтому, когда я говорю, что надо учиться, чтобы развивать в себе личность, вы должны понимать, что именно вам нужно учить в первую очередь. Если вы хотите усовершенствовать, ну, скажем, какое-нибудь техническое устройство или придумать новое, вы можете начать изучать физику, математику, инженерию и так далее. Если у вас есть цель – придумать, ну, скажем, новое лекарство для человечества, вам следует начать изучать химию и биологию, другие науки, связанные с медициной. Ну а если вы хотите понять себя и других людей и хотите развить в себе самые лучшие, самые сильные, самые ценные качества, тогда, что же, как не психологию, я могу предложить вам для изучения. Вопрос здесь заключается в том – какой вы хотите стать личностью, за что вы хотите, чтобы вас ценили и уважали, за какие знания и умения? Чтобы в этом разобраться, присмотритесь повнимательнее к нашей жизни и ответьте себе на вопрос – какие люди в ней пользуются наибольшей популярностью, кого больше всего любят, ценят и уважают, и за что? А затем подумайте, как вам стать одним из таких людей – что для этого нужно изучать? Может вы не хотите идти моим путем, хорошо, я не настаиваю. Тогда выберете свой путь – найдите, придумайте, выберете свое призвание, как вам будет удобно. Учиться ведь все равно нужно, чтобы стать ценной личностью, и учиться для этого нужно хорошо, очень хорошо. А чтобы хорошо учиться – нужно иметь большое желание чего-то достичь. В чем вы хотите преуспеть, чего хотите добиться? Не спешите с ответом на этот вопрос, подумайте – это непростой выбор.

Вообще, чем больше вы будете всего уметь, чего не умеют, или умеют, но делают намного хуже вас другие люди, тем лучше. Ведь быть личностью – это не значит, допустим, иметь свое мнение, как это многим из нас сегодня внушают, так как оно вполне может оказаться неверным и даже абсурдным. Зачем тогда его иметь, если можно позаимствовать чужое, более правильное, более точное и гораздо более полезное для нас мнение? Быть личностью – это значит быть полезным человеком, полезным, как для себя, так и для других. Даже отличаясь от других людей и имея харизму, вы совсем необязательно будете личностью для других людей. Ведь не всякая личность ценна, даже если она уникальна. Человек может быть достаточно необычным, уникальным, интересным, но вместе с тем и вредным. Мы можем принимать такого человека, и даже отчасти восхищаться им, как личностью, но при этом, если он причиняет нам вред, а не пользу, то мы неизбежно будем желать того, чтобы этого человека не было в нашей жизни. Поэтому работать над собой, я считаю, нужно так, чтобы в конечном счете стать очень полезным для общества человеком и быть востребованным им. Это существенно упростит и улучшит нашу жизнь. Следовательно, подходить к своему развитию следует с позиции своих собственных интересов и интересов общества, в котором мы живем.

Давайте теперь поговорим о наших недостатках – они ведь есть у всех. Недостатки свои нам нужно, по возможности устранять, а при необходимости умело скрывать. Понимаете, человек с кучей недостатков не кажется уникальным. Тогда как образ идеального человека, которым можно восхищаться, на которого можно и нужно равняться, которого можно любить и ценить, живет в голове каждого из нас. Мы хотим видеть в ком-то идеального человека, в ком-то, помимо себя. Идеал не достижим? Возможно. Но стремиться к нему нужно, чтобы хотя бы казаться идеальным человеком, а значит и редким, а значит и ценным, а значит таким, которого нужно любить, ценить уважать, беречь. Идеальный человек – это вне всяких сомнений личность, даже если он идеален в головах всего нескольких людей, а то и вовсе в голове одного единственного, но очень ценного для него человека. Поэтому наши недостатки – это в такой-то мере, наши враги, с которыми мы должны постоянно бороться, повышая свой культурный и интеллектуальный уровень. Пусть другие люди ведут себя естественно, так, как им хочется. А вы ведите себя так, как надо, чтобы производить на людей, а заодно и на самого себя положительное впечатление. Вы начнете себя больше уважать, и люди станут вас больше уважать, если ваше поведение будет отвечать самым высоким требованиям. Поэтому обязательно развивайте в себе самодисциплину, ибо для развития личности – это необходимая работа. Не обстоятельства, не другие люди, должны контролировать ваше поведение, чтобы оно было приемлемым – вам это надо делать. Личность – это не объект, а субъект. Поэтому личность сама определяет нормы своего поведения, исходя из особенностей того общества, в котором эта личность живет.

И наконец, последнее, к чему вам необходимо выработать правильное отношение, чтобы развить в себе личность – это ответственность и самостоятельность. Об этом много сказано и написано, так много, что мне как-то прямо даже неудобно это повторять. Но, то ли сказано не так, то ли написано не то, или люди просто не прислушиваются к сказанному и написанному, но почему-то самостоятельных и ответственных людей в нашем обществе больше не становится. Поэтому грех не обсудить этот вопрос снова. Уверен, моя работа тоже сделает свой вклад в развитие отдельно взятых людей и общества в целом. Что же еще можно сказать об ответственности и самостоятельности? А сказать можно вот что: совершенно очевидно, во всяком случае для меня, что личность сама определяет свой жизненный путь, потому что она личность, а не статистическая единица и не что-то, что можно обобщить. Поэтому человек, желающий стать личностью – должен быть свободным в своей душе, в своей голове и в целом внутри себя, чтобы делать то, что может делать свободный человек – выбирать. Когда у вас есть выбор, а он у вас есть всегда, просто вы его не всегда можете видеть и не всегда хотите видеть, вы можете считать себя свободным человеком, но при условии, что вы сами сделаете свой выбор и будете нести за него полную ответственность. Так что истинная свобода находится внутри нас, и это единственная свобода, которую никто и никогда у нас без нашего согласия не отнимет. Но чтобы ее иметь, а точнее, чтобы ею пользоваться – необходимо самому нести ответственность за свою жизнь. Сложного в этом ничего нет, как нет и ничего страшного, но на такое вот отношение к жизни необходимо настроиться, поняв все преимущества, которые вы от такой жизни можете получить. А преимуществ от того, что вы будете ответственным и самостоятельным человеком, поверьте, очень много. И главное из этих преимуществ – это уже упомянутая мною свобода выбора. У вас всегда будет возможность выйти из любого абсолютно тупика, в котором вы можете по воле судьбы или из-за собственных решений оказаться, потому что у вас будет выбор – выбор того, как поступить. У несвободных в душе людей такого выбора нет, потому что за них все решают другие люди. А у вас он будет, если вы не откажетесь нести за себя и свою жизнь ответственность. В жизни у вас будет все – и успехи, и неудачи, и радость, и страдания, и победы, и поражения, и много чего еще, что будет вас радовать и расстраивать. Все это вам нужно принимать, как результат вашего выбора, ваших решений, вашей деятельности. Пусть даже это не так, пусть мы в немалой степени зависим от обстоятельств и других людей – нам, вам, друзья, не нужно на это ссылаться. Не убеждайте себя в том, что кто-то другой в вашей жизни играет более важную роль, чем вы сами, ибо это слабость, это зависимость, это несвобода, убивающая вашу личность.

Берите ответственность за все происходящее в вашей жизни на себя и для себя прежде всего. Не для других людей это делайте, для них вы можете какие угодно представления разыгрывать, а для себя. Будьте ответственным и самостоятельным для себя, чтобы быть свободным, ибо только свободный в душе человек может стать личностью, способной на то, на что не способно большинство других людей, перекладывающих ответственность за свою жизнь на все и на всех. Если вы будете перекладывать ответственность на других – вы отдадите им власть над собой, а значит, потеряете свободу, а значит и личностью не станете. А я считаю, что вы достойны того, чтобы ею стать! Вы уже личность, раз дочитали эту статью до конца, раз приложили необходимые усилия, чтобы начать двигаться в нужном направлении. Поэтому мне остается пожелать вам только одно – не сбивайтесь с выбранного пути, продолжайте движение, развивайте в себе личность – это работа на всю жизнь, но она, поверьте, очень щедро вознаграждается. Определите для себя цель, ради которой вам стоит делать эту работу и пусть она вдохновляет вас.

Задатки интеллектуальности даются нам при рождении, привычка пользоваться умственными способностями прививается родителями и учителями, а стремление к развитию интеллекта зависит от каждого индивидуума.

Современная наука говорит о том, что мыслительные способности человека на 50% зависят от генетического фактора, то есть половину потенциала интеллекта закладывают родители - это тип характера, набор нейронов, нейромедиаторов. В 5-летнем возрасте у ребенка уже сформирован набор нейронов и связей между ними, большая часть из которых останется с ним на всю жизнь. А дальше многое зависит от того, как его будут развивать родители, а когда он вырастет - и он себя сам.

Цель многих людей, желающих , - максимально полно реализовать заложенные в них способности, свой потенциал. И верный путь достичь этой цели - не переставать работать над повышением своего интеллекта. Тот, кто будет активно работать над развитием своих мыслительных способностей, уже через год сможет кардинально изменить себя в интеллектуальном плане.

Так как же заставить свой мозг работать в полную силу? Ведь в нашем мире, где царит конкуренция, побеждает не самый сильный, а самый умный, предприимчивый и находчивый.

Повысить свои умственные способности не проблема - было бы желание и терпение. Конечно, вторым , или мы вряд ли станем - это исключительные личности-самородки. Но, занявшись саморазвитием, мы убедимся, что наш мозг обладает такими возможностями, о которых мы и не подозревали.

Конечно же, многие люди хотели бы стать гением легко и быстро, не затрачивая особых усилий. Сейчас есть немало книг по развитию мыслительных способностей, например Станислава Мюллера «Стань гением! Секреты супермышления» из серии «Сам себе психолог», но большинство людей ленится их даже прочитать.

Для них выходом была бы волшебная таблетка вроде той, которая по воле случая досталась главному герою американского фильма «Области тьмы» (2011) с Брэдли Купером в главной роли. Благодаря этой таблетке мозг писателя-неудачника из Нью-Йорка начинает работать с невероятной мощностью, и депрессивный герой превращается в гениального биржевого игрока с огромными перспективами. Но без таблетки он никто. К тому же оказалось, что замечательные таблетки, улучшающие работу мозга, имеют серьезное побочное действие.

Хотя герой и находит выход из сложного положения, в которое он попал, нам лучше руководствоваться здравым смыслом и заняться упражнениями для развития интеллекта. Чтобы мозг работал, его нужно нагрузить, однако упражнения должны быть интересными, а не монотонными. В противном случае мы будем подсознательно избегать их, занимаясь . А упражнения только тогда дадут результат, когда войдут в привычку.

Что такое IQ

В 1912 г. немецкий психолог Вильгельм Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» - IQ. Его определяют с помощью различных тестов с заданиями по нарастающей сложности. Среднее значение равно 100. Значение 70 квалифицируется как умственная отсталость.

Под интеллектом подразумевается не объем знаний, накопленных человеком, а его способность запоминать и анализировать новую информацию, а также уметь ею воспользоваться для решения последующих задач.

Американка Андреа Кушевски - врач-консультант и специалист в области поведенческой терапии. Она работает с детьми, страдающими аутизмом, у которых нарушены когнитивные способности. Одним из ее первых пациентов был мальчик с задержкой психического развития: его IQ свидетельствовало о незначительной умственной отсталости. После трех лет обучения чтению, математике, навыкам игры, коммуникации по разработанной ею методике его IQ составило 100. Такие же успехи в развитии интеллекта наблюдались и у других детей с когнитивными расстройствами, с которыми проводились занятия.

Следовательно, если дети с проблемами в обучении могут стремительно развиваться, то среднестатистическому человеку, не имеющему таких проблем, как говорится, и карты в руки.

Андреа Кушевски сделала следующие выводы:

  • интеллект поддается тренировке;
  • чем больше его тренировать, тем лучше будет результат;
  • развить интеллект под силу каждому, независимо от уровня его первоначальных способностей.

Развиваем умственные способности

1. Ищем новшества

Все гении обычно эрудиты - люди, обладающие большими познаниями во многих областях жизни. Например, был не только талантливым художником, но и писателем, музыкантом, ученым и изобретателем.

Люди, которые стремятся развить свой интеллект, должны быть открыты всему новому: знаниям, деятельности, событиям. Ведь каждая новая деятельность способствует образованию новых связей - синапсов, которые связывают один нейрон с остальными и через которые они обмениваются импульсами.

Выработка дофамина - гормона-нейромедиатора, стимулирующего образование новых нейронов и способствующего повышению мотивации, также прямо зависит от новшеств, запускающих данный процесс.

Тот, кто хочет иметь высокий коэффициент интеллекта, не должен считать, что, окончив вуз, можно навсегда забыть об учебе, ведь это прямой путь к деградации. Поэтому не перестаем искать новую пищу для ума: изучаем новые науки, новые языки, записываемся на курсы - например, живописи, игры на гитаре, латиноамериканских танцев, занимаемся новым видом спорта, отправляемся в путешествие за новыми впечатлениями.

Ценность для развития мыслительных способностей представляют не столько сами знания, сколько сам процесс обучения.

2. Бросаем вызов самим себе

Немало сказано о пользе развивающих игр для мозга, тренирующих память и концентрацию внимания: покера, преферанса, шахмат, игры в нарды, компьютерных игр вроде «тетрис», судоку.

Правда, психологи, занимающиеся вопросами развития интеллекта, советуют, достигнув мастерства в одной игре, переходить к следующей. Ведь мозг, поняв, как играть, например в , начинает лениться, при этом новые синаптические связи уже не образуются так активно. Чтобы мозг был нагружен и продолжал усиленно работать, нужно постоянно держать его в состоянии некоторого затруднения.

3. Учимся мыслить творчески

3.1. , способность создавать оригинальные идеи и мыслить нестандартно .

Например, берем некую задачу и находим от 10 до 20 способов ее решения, особенно не ограничивая свою фантазию. Итак,

  • нас застал на улице сильный дождь, зонта нет, до дома далеко, а дождь, скорее всего, надолго;
  • мы спешим на важную встречу, а у нас внезапно ломается каблук;
  • пропал кошелек с деньгами и кредитками, а мы - в чужом городе;
  • нас пригласили на вечеринку, где мы никого не знаем, кроме хозяйки дома, которую срочно вызвали на работу;

3.2. После просмотра какого-нибудь фильма придумываем ему собственное название ;

3.3. Открываем любую книгу и выписываем из нее 10 слов, взятых наугад. А теперь постараемся найти связь между ними и составить из них короткий рассказ из 10 предложений;

3.4. Воображаем себя архитектором , перед которым заказчик поставил задачу спроектировать дом. Дом не простой: в проекте должны быть отражены 10 придуманных заказчиком слов: рыба, орех, кирпич, кот, вода и т. д. Фантазируем и рисуем кирпичный дом, рядом - ореховое дерево, на котором сидит кот и смотрит на рыбок, плавающих в пруду, и т. д.;

3.5. Выбираем любой понравившийся предмет , находящийся в комнате, и подбираем 5 прилагательных, которые больше всего ему соответствуют. Например, апельсин - сочный, испанский, оранжевый, вкусный, сладкий. И 5 прилагательных, которые меньше всего ему подходят: кошачий, резкий, платочный, травяной, облачный;

3.6. На листе бумаги рисуем 20 крестиков и на основе каждого из них изображаем предмет, который подсказывает нам наше воображение: например, мельницу, кастрюлю, стрекозу, шахматную доску. Вместо крестиков в качестве заготовки для будущих картинок можно нарисовать кружки или две перпендикулярные линии.

4. Не ищем легких путей

Прогресс облегчает нам многие задачи, однако наш мозг, лишенный нагрузок, при этом расслабляется. Взять хотя бы , благодаря которому мы успешно разучились производить даже простейшие арифметические действия в уме или на бумаге.

Или GPS, помогающий ориентироваться на местности. Привыкшие к нему со временем обнаруживают, что уже не в состоянии без него обойтись, настолько они утратили собственное чувство ориентации.

Нам в помощь созданы и , которые в то же время ухудшают наше знание языков, поскольку лишают мозг возможности в них практиковаться.

Технологии упрощают жизнь, но при этом страдают когнитивные способности, ведь мозг нуждается в тренировках. Конечно же, не нужно отказываться от благ цивилизации и продуктов современных технологий, но иногда стоит дать поработать и мозгу, чтобы держать его в тонусе.

Похожие публикации