Военная форма советской красной армии фото. Кавалерия в великой отечественной войне

Кавалеристы, с шашками наголо летящие на немецкие танки, - один из любимых образов современных «историков» наряду со штрафниками, которых косит очередями заградотряд. Как не странно,этому мифу во многом способствовал знаменитый бой у станицы Кущёвской, произошедший 2 августа 1942 года. Это была крупнейшая классическая атака в конном строю Второй мировой войны и блестящая тактическая победа, остановившая на несколько дней продвижение немецких войск на Кавказ.

Кавалеристы не рубили танки, но сыграли в войне огромную роль.
Хотя численность кавалерии в РККА все предвоенные годы неуклонно сокращалась, конницу еще рано было списывать со счетов, что ярко продемонстрировала Великая Отечественная война. Еще в 1938 году в Красной Армии имелось 32 кавдивизии и 7 управлений корпусов, но в войну она вступила, имея в своем составе уже всего 13 кавалерийских дивизий и 4 корпуса. При этом 4 из этих дивизий были горно-кавалерийскими и отличались более легким составом. Возрождению кавалерии во многом поспособствовало и неудачное для Советского Союза начало войны.

В отличие от автомобильного транспорта, лошади как средство передвижения и тягловая сила имели целый ряд преимуществ - лучше передвигались по условным дорогам и бездорожью, не зависели от поставок топлива (серьезная проблема в условиях войны), могли временно жить обычным подножным кормом, да и сами нередко становились кормом, спасая людей от голодной смерти. Весной 1942 года многие попавшие в окружение советские кавалерийские дивизии частично съели имеющихся лошадей, зато сумели вырваться из тисков гитлеровцев.

Кавалерия отличалась высокой подвижностью, а на начальном этапе войны данные части легко могли укрыться от господствовавшей в небе немецкой авиации в больших лесных массивах. Как известно, с машинами и танками в лес далеко не уйдешь. Одним из важных аспектов, который давал кавалеристам преимущества перед моторизованными подразделениями, была возможность достаточно быстро преодолевать водные преграды вброд или вовсе вплавь там, где механизированные части этого сделать не могли.

В годы войны кавалерия на самом деле была серьезной силой. С шашкой на танки никто не скакал. И вообще, по воспоминаниям бойцов, сабельных атак, привычного дела для Первой мировой или Гражданской, было мало.

Лошадей использовали как средство передвижения. Были, конечно, и бои в конном строю - сабельные атаки, но это редко. Если противник сильный, верхом на коне с ним не справиться, то дается команда спешиться, коноводы забирают коней и уходят. А конники работают как пехота, - вспоминал уже после войны лейтенант Иван Яшин, служивший в 5-й гвардейской кавалерийской дивизии.

По сути, кавалерия в те времена служила эквивалентом современных мотострелковых войск, то есть для быстрой переброски частей и рейдов по тылам противника. Их эффективность доказал генерал-майор Лев Доватор, совершив поход по тылам немецких частей на Смоленщине зимой 1941 года, за голову которого враги даже назначили награду.

А потом был Сталинград и подвиг 4-го кавалерийского корпуса, ценой страшных потерь задержавшего развертывание немецких сил под Котельниковом, рвавшихся на помощь окруженной группировке Паулюса.

Да, подвиг 2-й гвардейской дивизии на реке Мышковке нашел немало отражений и в кино (например, в знаменитом фильме «Горячий снег»), и в литературе. Но отвага кавалеристов, своими жизнями купивших драгоценные часы, которые были необходимы для развертывания дивизии, почему-то оказалась забыта.

В Белоруссии, в 1944 году, именно кавалерия преследовала разбитые в ходе операции «Багратион» немецкие части.

А об одном из боев кавалерии вспоминал и маршал Константин Рокоссовский: - Наш конный корпус, вырвавшись вперед, влетел в Алленштайн, куда только что прибыли несколько эшелонов... Лихой атакой (конечно, не в конном строю!), ошеломив противника огнем орудий и пулеметов, кавалеристы захватили эшелоны.

И на Дальнем Востоке японскую квантунскую армию громил именно конно-механизированный корпус генерала Иссы Плиева. Назло всем клеветникам от истории.

Как только развертывалась возможность маневренной войны, роль конницы сейчас же повышалась, и ее ударами завершались те или другие операции, - говорил маршал Семен Буденный.

КУЩЁВСКАЯ АТАКА
Станица Кущёвская была очень удобным плацдармом для развития немецкого наступления, она создавала угрозу советским войскам, отступавшим на Туапсинском и Моздокском направлениях.

Для восстановления позиций на реке Ея 1 августа командование Северо-Кавказского фронта решило ввести в бой свежую 13-ю кавалерийскую дивизию, тоже входившую в состав 17-го Кубанского казачьего корпуса.

Утром казачьи полки были готовы к атаке. Было решено не проводить артиллерийскую подготовку - ставка делалась на неожиданность массированного сабельного удара.

Маршал Андрей Антонович Гречко упоминал в своих мемуарах, что на рассвете Кущёвскую бомбила советская авиация - возможно, это тоже повлияло на решение действовать без артподготовки.

К сожалению, во всех воспоминаниях, особенно непосредственных участников сражения, есть множество разночтений и противоречий. Например, неизвестно точное время атаки. Большинство источников утверждает, что она началась с рассветом, но все же вероятнее - ближе к полудню, так как с утра в станицу успели войти дополнительные мотопехотные подразделения немцев. С этим фактом, возможно, связаны и многочисленные свидетельства о подбитых немецких танках. В немецких источниках не упоминаются какие либо танковые подразделения, действовавшие в этом районе. Поэтому наиболее вероятно, что казаки приняли за танки бронетранспортеры или несколько самоходных штурмовых орудий, приданных для усиления 4-й горнострелковой дивизии. Однако полностью исключить участие немецких танков тоже нельзя.

Половину расстояния до противника (около километра) казаки прошли шагом, просачиваясь через лесополосы, тянувшиеся почти параллельно линии атаки. Затем перешли на рысь, и метров с четырехсот всадники, сверкая клинками и с криками «Ура!» перешли в галоп. Их встретили запоздалый орудийный и минометный огонь, пулеметные и автоматные очереди, но уже ничто не могло остановить казачью лаву. Еще несколько минут… и смертельный ураган обрушился на фашистов!

Успеху атаки способствовала внезапность. Следует также учесть, что наличие автоматического оружия и пулеметов само по себе еще не означает возможность остановить массированную кавалерийскую атаку. Для этого необходимо, прежде всего, правильное расположение пулеметных точек (с флангов и на определенной дистанции). Видимо, немцы не ожидали удара днем в конном строю, это было довольно редким тактическим приемом.
Паника у врага была страшная, по самым скромным и осторожным подсчетам, в первой атаке казаки зарубили более полутора тысяч немецких солдат и офицеров, и около трехсот захватили в плен. Казачья лава рассыпалась по улицам, преследуя разрозненные группы и одиночных немцев. Это замедление дало передышку и позволило организовать контратаку мотопехоте, которая занимала позиции на высотах, тянувшихся от Кущевской до хутора Веселый. Вскоре появились и немецкие самолеты. Но перехватить инициативу в тот день фашистским войскам так и не удалось. Бронетехнику встретил огнем прямой наводкой артдивизион, успевший к тому времени занять позиции перед самой станицей. А воздушной поддержки немцы так и не дождались - в условиях близкого контакта с противником это было невозможно и самолеты улетели назад.
Очистив улицы, казаки снова пошли в атаку, они приближались вплотную к бронетехнике и на скаку забрасывали машины гранатами и бутылками с зажигательной смесью.

Казачьи эскадроны проносились среди разрывов и горящих домов, сея ужас и обращая пехоту в бегство. Сражение рассыпалось на отдельные схватки - из-за реки и со стороны хутора Большая Лопатина прибывали новые подразделения немцев, но они вступали в бой несогласованно, небольшими группами. И только численный перевес и подходящие с разных сторон подкрепления позволяли им продолжать борьбу.

В советских источниках и воспоминаниях участников этого сражения почти повсеместно упоминается элитная горнострелковая дивизия «Эдельвейс». В действительности в Кущевской была похожая, и тоже горнострелковая, «Энциан». Но отдельные подразделения «Эдельвейса» могли (и даже должны были) прийти на помощь своим частям во второй половине дня. Во всяком случае, современный немецкий автор Вильгельм Тике, основываясь на штабных документах, утверждает, что помимо частей 4-й горнострелковой дивизии, а также 73-й и 125-й пехотных дивизий вермахта 2 августа в районе Кущёвской находились подразделения 1-й горнострелковой дивизии «Эдельвейс».

Это лишь один из примеров того, как из-за тщательных усилий немцев исключить любые упоминания о победе казаков и многочисленных преувеличений в наших источниках, современным историкам очень трудно восстановить подробную картину сражения.

В целом потери немцев за весь день сражения в Кущёвской можно оценить в довольно широких пределах: от трех до пяти тысяч человек и около сотни орудий и минометов. Что же касается танков, если они вообще были, и другой бронетехники, то это вопрос, на который исследователям еще предстоит ответить.

А вот советские танки были: примерно через полтора часа в бой вступили подразделения отдельной Майкопской танковой бригады, и получившей приказ очистить станицу Кущёвскую, взаимодействуя с частями 13-й кавалерийской дивизии.
К моменту появления танков немцы почти вытеснили из станицы казаков, большинство из которых спешились - им приходилось цепляться за любые укрытия. Управление дивизией в целом было потеряно, командиры эскадронов действовали самостоятельно, а немцы уже практически преодолели панику. Поэтому можно сказать, что наши танки появились вовремя, и они решили исход сражения. Они атаковали станицу несколько раз в течение полутора часов. При этом была успешно отбита еще одна контратака: немцы попытались, используя те же самые лесополосы, зайти в тыл к советским войскам, но вышли прямо на русские танки.

К концу дня станица Кущёвская была, наконец, полностью очищена от врага.

Потери советских войск в боях 2 августа под Кущёвской оказались существенно меньше, чем у немцев - около тысячи человек, три танка Т-34 и четыре БТ-7.

А в завершение этой истории приведем цитату из дневника убитого немецкого офицера, найденного на следующий день 3 августа под станицей Шкуринской - там эскадроны 12-й Кубанской дивизии тоже ходили в атаку в конном строю: «…перед нами встали какие-то казаки. Это черти, а не солдаты. И кони у них стальные. Живым отсюда не выбраться…»

ПОСЛЕ ВОЙНЫ
После ВОВ, встал вопрос о реформировании армии. На совещании у Сталина, часть советского генералитета, предложили немедленно ликвидировать кавалерию. На что, Сталин мудро заметил "у нас много вероятных театров военных действий и кавалерия может пригодится к примеру в районах с горной местностью". Так и поступили. Оставили несколько кав. дивизий там где было нужно, в районах с бездорожьем и в горной местности.

Только в эпоху ядерного оружия и повсеместной автомобилизации время кавалерии окончательно закончилось, лошадь, наконец, уступила место технике. За первое послевоенное десятилетие все оставшиеся кавалерийские дивизии постепенно переформировали в танковые или механизированные. Последние две конные дивизии Советской армии исчезли осенью 1954 года - 4-я гвардейская Кубанская казачья дивизия была ликвидирована, а 5-ю гвардейскую Донскую казачью дивизию переформировали в танковую.

Будущее показало, что Сталин был прав. В период Афганской войны, в СССР попытались воссоздать два горных дивизиона кавалерии, с прицелом развернуть на их базе полки и даже дивизию. Но увы. Не оказалось ни офицеров - кавалеристов, ни нужного количества снаряжения ни конского состава, пригодного для кавалерии.

Во время Первой мировой войны самыми маневренными и мобильными частями в русской армии являлись кавалерийские части. Но и после завершения Первой мировой и Гражданской войны в России кавалерия не сдала своих позиций. Уже в составе Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) кавалерия продолжала играть очень важную роль в ведении маневренной войны, несмотря на появление на полях сражений бронеавтомобилей и танков. Одним из важных аспектов, который давал кавалеристам преимущества перед моторизованными подразделениями, была возможность достаточно быстро преодолевать водные преграды вброд или вовсе вплавь там, где механизированные части этого сделать не могли.

Хотя численность кавалерии в РККА все предвоенные годы неуклонно сокращалась, конницу еще рано было списывать со счетов, что ярко продемонстрировала Великая Отечественная война. Еще в 1938 году в Красной Армии имелось 32 кавдивизии и 7 управлений корпусов, но в войну она вступила, имея в своем составе уже всего 13 кавалерийских дивизий и 4 корпуса. При этом 4 из этих дивизий были горно-кавалерийскими и отличались более легким составом. Возрождению кавалерии во многом поспособствовало и неудачное для Советского Союза начало войны.

После того как в полных трагизма приграничных сражениях лета 1941 года, как снег под ярким солнцем, буквально растаяли советские мехкорпуса, РККА почти лишилась важнейшего инструмента ведения войны — механизированных соединений. Единственной реальной заменой мехсоединиям, хоть и уступающим им в подвижности, становилась кавалерия. При этом тактика боя советских кавалеристов мало чем отличалась от тактики боя мотострелков. Мотопехота использовала в качестве транспорта автомобили и бронетранспортеры, вступая в бой в спешенном порядке. Аналогично действовали и кавалеристы. Лошади использовались лишь для переброски солдат к месту боя, сам бой кавалеристы вели в пехотных цепях. Атака в конном строю была очень редким явлением. Согласно боевому уставу кавалерии проводить подобные атаки можно было лишь при благоприятной обстановке, когда это позволяли сделать укрытия, а также слабость или отсутствие огня противника.

Уже к концу 1941 года в составе Красной Армии насчитывалось 82 кавалерийских дивизии, правда, легкого типа по 3447 человек личного состава. По довоенным штатам кавалерийская дивизия насчитывала 8968 человек личного состава. Своего максимального количества кавалерийские дивизии достигли в феврале 1942 года, когда в армии их насчитывалось уже 87. Затем количество дивизий вновь пошло на убыль. Так на 1 мая 1943 года их было уже 26, однако и численность этих соединений выросла, в них находилось 238 968 человек и 226 816 лошадей.

В отличие от автомобильного транспорта, лошади как средство передвижения и тягловая сила имели целый ряд преимуществ — лучше передвигались по условным дорогам и бездорожью, не зависели от поставок топлива (серьезная проблема в условиях войны), могли временно жить обычным подножным кормом, да и сами нередко становились кормом, спасая людей от голодной смерти. Весной 1942 года многие попавшие в окружение советские кавалерийские дивизии частично съели имеющихся лошадей, зато сумели вырваться из тисков гитлеровцев.

Кавалерия отличалась высокой подвижностью, а на начальном этапе войны данные части легко могли укрыться от господствовавшей в небе немецкой авиации в больших лесных массивах. Как известно, с машинами и танками в лес далеко не уйдешь. Удавалось кавалерии и лучше форсировать вброд многочисленные водные преграды. Стоит отметить, что вопрос форсирования рек был очень подробно описан в боевых руководящих документах кавалеристов сначала царской, а затем из Рабоче-крестьянской Красной армии. Подойдя к водной преграде, кавалеристы первым делом организовывали тщательную ее разведку. При этом существовало несколько видов преодоления рек конными подразделениями: по мостам, на специальных плавсредствах (плоты, лодки, паромы), вброд и вплавь. Последний способ преодоления водной преграды был отличительной особенностью данного рода войск.

Прохождение кавалерийских частей по наведенным мостам осуществлялось в пешем порядке. Всадники при этом двигались вдоль края моста, удерживая лошадей в поводу ближе к центральной его части. Кавалеристы конных тачанок вели коней под уздцы. В четверочных упряжках пристяжные лошади при переправе отпрягались, их вели отдельно. При этом дистанция при прохождении мостов между подразделениями увеличивались, а остановки подразделений на мосту были запрещены категорически. Единственной возможной причиной для остановки колонны считалось раскачивание моста до степени потери устойчивости коней.

В то же время одним из очень распространенных и часто встречающихся в кавалерии способов форсирования водных преград была переправ вброд. Наличие брода на реке определялось по ряду признаков: наличие тропинок и полевых дорог к реке (самый явный признак), уширение реки на прямых участках течения, виднеющиеся над поверхностью воды островки, отмели и перекаты, низменные берега. Представленная ниже таблица показывает допустимые глубины и скорости течения, наглядно подтверждая преимущество кавалерии при форсировании рек вброд:

При организации форсирования водных преград вброд нужно было предварительно провести разведку: определить глубину, характер грунта берега и дна, скорость течения реки, срезать крутые спуски к воде и устранить другие преграды. Ширина брода отмечалась с помощью установленных вех. При быстром течении реки поперек старались натянуть канат, который соединял повозки, набитые камнями или другим грузом. Переправлялись вброд сомкнутыми строями, так как идущие впереди кавалеристы разбивали дно, осложняя движение задним. У счетверенных упряжек пулеметных тачанок пристяжные лошади, как и во время движения по мостам, отпрягались и велись отдельно. При этом во время переправы вброд отдельным всадникам без специальной команды категорически было запрещено останавливаться в реке и поить лошадей. Водопой организовывался всем составом подразделений выше брода по течению реки в то время, пока они ожидали своей очереди, чтобы совершить переход.

Переправа кавалерийских частей через реки вплавь осуществлялась тремя возможными способами:
— При небольшой ширине реки (30-50 метров) всадники переправлялись через реку при полном снаряжении и вооружении;
— При ширине реки более 50 метров всадники снимали обмундирование и оружие, пристегивая его к седлу, оружие необходимо было расположить дулом вверх.
— При наличии переправочных средств всадники переправлялись через водную преграду налегке. Их оружие и обмундирование собирали и перевозили на плотах или лодках, после чего раздавали назад.

Для переправы через реки вплавь использовались колонны по одному, по два и колонны звеньев. Рекомендованные интервалы между всадниками при этом равнялись 3-6 метрам, а дистанция — до 8 метров. До того момента пока под ногами коня было дно, всадник сидел верхом, однако как только лошадь теряла дно, всадник должен был соскользнуть в воду и плыть рядом с лошадью, держась одной рукой за гриву. При этом вперед было рекомендовано пускать самых опытных и смелых лошадей. Если лошадь отказывалась переправляться вплавь и бросалась на других лошадей, ее переправляли в числе последних. В то же время, если уже во время переправы какое-то животное вырывалось и начинало уплывать его не пытались поймать, для того чтобы не нарушить общее построение и не потерять заданного темпа переправы. Сбежавшую лошадь ловили уже на берегу, к которому она приплывала одна.

При этом кавалерийские части имели преимущество в переправе через водные преграды не только в летние месяцы, но и зимой. Переправа кавалерии по замерзшему льду допускалась при толщине льда: для отдельных всадников — 13 см; для разомкнутого строя — 16 см.

Перед началом ледовой переправы также производилась разведка:
— толщины льда;
— глубины снежного покрова на льду и на берегах водоема;
— состояния льда у берегов;
— обозначались границы и направления переправ по ширине, полыньи, проруби и трещины огораживались;
— спусков и выездов к водоему, определялось наличие материалов (солома, доски, хворост), которые могли использоваться для усиления льда;
— велось непрерывное наблюдение за состоянием ледяного покрова.

Переправа кавалерии по льду осуществлялась в спешенном порядке. Всадники вели лошадей в поводу, двигаясь в широких разомкнутых строях. При этом повозки и артиллерийские орудия двигались без остановок, рассредоточившись по максимально возможному числу путей. После боев состояние переправ уточнялось. Появлявшиеся на водоемах полыни от разрывов снарядов и мин огораживались. Таким образом, способность кавалерийских частей достаточно быстро форсировать разные водные преграды оставалась одним из тех факторов, которые позволяли ей не утратить свою актуальность вплоть до победоносного завершения Великой Отечественной войны.

Кавалерия Красной Армии приняла участие во всех крупных сражениях, начиная с самых первых трагических дней войны и до последних операций в Европе весны 1945 года. Советские кавдивизии сыграли очень важную роль во время контрнаступления под Сталинградом, где именно они сформировали внешний фронт окружения немецкой группировки. В январе 1943 года 7-й кавалерийский корпус за 6 суток прошел практически без отдыха 280 км и 15 января захватил станцию Валуйки, создав внешнее кольцо окружения острогожско-россошанской группировки противника. Итогом Острогожско-Россошанской операции стало освобождение советской территории общей площадью 22,5 тысячи квадратных километров, захват 86 тысяч пленных. В ходе операции была разгромлена 2-я венгерская армия, итальянский альпийский корпус, 385-я и 387-я немецкие пехотные дивизии, а также отдельная дивизионная группа «Фогеляйн».

Успешно применялись кавалерийские части и в 1944 году в Белоруссии, особенно в условиях лесисто-болотистой местности, в рамках проведения наступательной операции «Багратион». Кавалерия входила в состав конно-механизированных групп, действуя в тесном взаимодействии с танковыми частями. Форсировав Березину, 3-й гвардейский кавкорпус сумел создать плацдарм на берегу реки, не позволив немцам превратить водную преграду в рубеж обороны для восстановления линии фронта. Позже, перерезав железную дорогу Минск-Вильнюс, кавалерийские части Красной Армии лишили минскую группировку противника важнейших путей отхода на Вильнюс и Лиду.

О том, как воевали советские кавалеристы, говорит и тот факт, что 7 из 8 существовавших к концу войны корпусов имели почетное звание гвардейских. При этом часть кавалеристов представляли бойцы, набранные на Дону и Кубани — самое настоящее советское казачество. В годы Великой Отечественной войны два кавкорпуса официально именовались «казачьими». Так в 1945 году 4-й гвардейский Кубанский казачий корпус освобождал столицу Чехословакии — Прагу, а 5-й гвардейский Донской казачий корпус с боями добрался до Вены.

25.09.2014

«Лошадь да тачанка еще себя покажут…»

Буденный С.М.

Сегодня, между историками, возникает множество споров, о том насколько важную роль сыграла кавалерия в Великой Отечественной Войне. Изучаются архивы, проводятся новые исследования для более полного и точного освещения этого вопроса. Что же известно о боевом пути, мужестве и подвигах советских кавалеристов?

Лошади в Великой Отечественной войне использовались воюющим сторонами как для перевозки войск, тяжелой артиллерии, техники, так и в значительной степени, в мобильных кавалерийских войсках.

В течении Второй мировой войны Советский Союз и Германия, в общей сложности, заняли в боевых действиях более шести миллионов лошадей.

К началу войны Красная армия была значительно моторизована, но потеряла большую часть своей военной техники самом начале плана Барбаросса. Эти потери срочно начали устранять путем формирования конной пехоты, которая с успехом была использована в боях, в частности, как ударные силы в битве под Москвой.

Одной из главных причин широкого применения лошадей, являлось бездорожье, там, где застревали тяжелые автомобили, не могли проехать массивные танки, легко проходили эти выносливые животные. Гордость советского коневодства - массивные тяжеловозы, были особо любимы нашими артиллеристами, они без особого труда буксировали гаубицы, не требуя особой заботы или специальных кормов. Попав из благоустроенной Европы в российскую грязь, немцы быстро оценили достоинства и преимущества «четвероногой силы», и в немецкой армии быстро увеличилось количество лошадей, в основном, за счет изъятия у населения оккупированных территорий.

Казалось бы история применения лошадей на полях сражений должна была окончиться с массовым появлением танков, артиллерии и пулеметов. Ничем не защищенные кони, а с ними и кавалерия автоматически выбывали из дел и становились анахронизмом. Но тем не менее конную кавалерию рановато было списывать в архив.

«Квазимотопехота» Красной Армии оказалась незаменима при проведении прорывов, внезапных рейдов, диверсий и налетов на тылы противника. В отличие от механизированных частей, конники смогли уцелеть в бесчисленных окружениях и отступлениях 41 года. И в первые военные годы стали играть важнейшие и незаменимые роли в оборонительных и наступательных операциях. Они прикрывали отход и эвакуацию населения и войсковых соединений, наносили атаки и контрудары по флангам прорывающегося противника.

Кавалерийские дивизии Белова П.А. и Камкова Ф.В. стали спасательной командой на Юго-Западном направлении. «Ездящая пехота» принимала участие в попытке деблокирования киевского «котла».

Немецкий маршал Гудериан так писал об этих событиях: «18 сентября сложилась критическая обстановка в районе Ромны. Рано утром на восточном фланге был слышен шум боя, который в течение последующего времени все более усиливался. Свежие силы противника – 9-я кавалерийская дивизия и еще одна дивизия совместно с танками – наступали с востока на Ромны тремя колоннами, подойдя к городу на расстояние 800 м…» А всего один конный корпус генерала Доватора во время сражений под Москвой долгое время сковывал тылы немецкой армии. И противник ничего не мог поделать с неуловимыми кавалеристами.

В своем докладе начальник Генерального Штаба войск вермахта генерал Гальдер писал: « Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск».

В известном всему миру, одном из самых решающих сражений Второй мировой войны, Сталинградской битве, кавалерийские корпуса сыграли роль, которую сложно переоценить. В ноябре 42 года, 81 кавалерийская дивизия вела бои в глубине построения армии Паулюса. Если бы их не было, ничто не смогло бы помешать 6-й танковой дивизии немцев, не тратя времени, продвигаться к Сталинграду. Кавалеристы, ценой колоссальных потерь, задержали противника до прибытия основных сил и заставили противника потратить резервы и время на оборонительный, а потом и наступательный бой с ними.

Основными задачами, ставившимися перед кавалеристами в 1943–1945 годах, стали осуществление глубоких обхватов, обходов и прорывы в глубь обороны немцев.

На хороших дорогах и шоссе конники, безусловно, отставали от мотопехоты. Но в лесах, на грунтовых дорогах и в болотистой местности они были просто незаменимы. К тому же, в отличие от техники, кавалерия не требовала постоянной доставки горючего. А прорывы в немецкие тылы, на большую глубину, позволяли сберечь «живую силу» пехоты. Также с 1943 года, для увеличения огневой мощи, стало широко применяться использование кавалерийских корпусов в составе механизированных групп.

К концу Второй Мировой число кавалерийских корпусов и танковых армий примерно было равно. Танковых армий в 1945 г. образовалось шесть, а кавалерийских корпусов - семь. Большей части и тех и других было присвоено гордое звание гвардейских. Танковые армии стали мечом Советской Армии, а кавалерия - длинной и острой шпагой.

Почти в конце войны, конная дивизия генерала Блинова, смогла спасти около 50 000 советских военнопленных. А 7-й конный корпус, с успехом, взял города Бранденбург и Ратенов. 3-й гвардейский корпус штурмовал Рейнбург и встретил союзников на Эльбе. Кавалеристы принимали активное участие в форсировании Днепра, в битве на Курской дуге, помогали освобождать оккупированные территории Советского Союза и Европы, штурмовали Берлин. Многие из них заслужили звание героев Советского Союза, тысячи были награждены медалями и орденами.

К сожалению жизни лошадей на войне были не особо долгими. Они не могли укрыться от пуль и осколков в траншеях. Считается, что на полях сражений Великой Отечественной войны погибло более миллиона лошадей. Впрочем, на фронте вполне успешно и четко действовала ветеринарная служба. И после лечения в строй возвращалась значительна часть раненых и заболевших лошадей. До сих пор, до конца, не известны имена всех погибших и пропавших без вести советских бойцов, что уж говорить об этих скромных четвероногих тружениках фронта. Им не присваивали звания и не награждали орденами, хотя бесспорно, они внесли весомый вклад в приближение всеобщей победы.

В начале Великой Отечественной войны покрой униформы и способ ее ношения определялся Приказом №176 от 3 декабря 1935 года. Для генералов имелось три типа униформы: повседневная, выходная и парадная. Для офицеров и солдат также имелось три типа униформы: повседневная, караульная и выходная. Каждый тип униформы имел два варианта: летний и зимний.

В период с 1935 по 1941 год в униформу вносились многочисленные мелкие изменения. Полевая униформа образца 1935 года изготавливалась из материи различных оттенков защитного цвета. Главным отличительным элементом униформы была гимнастерка, которая по своему покрою напоминала русскую крестьянскую рубаху. Покрой гимнастерки для солдат и офицеров был одним и тем же. Клапан нагрудного кармана на офицерской гимнастерки имел сложную форму с выступом в форме латинской буквы "V". У солдат клапан часто имел прямоугольную форму. Нижняя часть ворота гимнастерки у офицеров имела треугольную усиливающую нашивку, а у солдат эта нашивка была прямоугольной формы. Кроме того, солдатские гимнастерки имели усиливающие нашивки ромбической формы на локтях и задней поверхности предплечья. Офицерская гимнастерка в отличие от солдатской имела цветную окантовку. После начала боевых действий от цветной окантовки отказались.

Существовало два типа гимнастерок: летняя и зимняя. Летнюю униформу шили из хлопчатобумажной ткани, которая была более светлого цвета. Зимнюю униформу шили из шерстяной ткани, которая отличалась более насыщенным, темным цветом. Офицеры подпоясывались широким кожаным ремнем с латунной пряжкой, украшенной пятиконечной звездой. Солдаты носили более простой ремень с обычной открытой пряжкой. В полевых условиях солдаты и офицеры могли носить два типа гимнастерок: повседневную и выходную. Выходную гимнастерку часто называли френч. Некоторые солдаты, служившие в элитарных частях, носили гимнастерки особого покроя, отличавшиеся цветной полоской, идущей вдоль ворота. Однако подобные гимнастерки встречались нечасто.

Вторым главным элементом униформы как солдат, так и офицеров были шаровары, также называемые галифе. Солдатские шаровары имели ромбической формы усиливающие нашивки на коленях. В качестве обуви офицеры носили высокие кожаные сапоги, а солдаты носили ботинки с обмотками или кирзовые сапоги. Зимой офицеры и солдаты носили шинель из коричневато-серого сукна. Офицерские шинели были лучше качеством, чем солдатские, но имели тот же покрой. В Красной Армии использовали несколько типов головных уборов. Большинство частей носили буденовки, которые имели зимний и летний вариант. Однако летняя буденовка повсеместно вытеснялась пилоткой, введенной в конце 30-х годов. Офицеры летом вместо буденовок предпочитали носить фуражки. В частях, дислоцированных в Средней Азии и на Дальнем Востоке, вместо пилоток носили широкополые панамы.

В 1936 году на оснащение Красной Армии начала поступать каска нового образца (созданная на базе французской каски Адриана). В 1940 году в конструкцию каски внесли заметные изменения. Новая каска образца 1940 года повсеместно вытесняла каску образца 1936 года, однако старая каска еще широко использовалась в первый год войны. Многие советские офицеры вспоминают, что красноармейцы не любили носить каску, считая, что каски носят только трусы. Офицеры повсеместно носили фуражки, фуражка была атрибутом офицерской власти. Танкисты носили специальный шлем, изготавливаемый из кожи или брезента. Летом использовали более легкий вариант шлема, а зимой надевали шлем с меховой подкладкой.

Экипировка советских солдат была строгой и простой. В некоторых частях еще использовали коричневый кожаный рюкзак образца 1930 года, однако такие рюкзаки в 1941 году встречались нечасто. Более распространенным был брезентовый вещмешок образца 1938 года. Основание вещмешка представляло собой прямоугольник 30х10 см. Высота вещмешка - 30 см. На вещмешке имелось по два кармана. Внутри вещмешка солдаты носили портянки, плащпалатку, а в карманах располагались принадлежности к винтовке и предметы личной гигиены. Внизу к вещмешку привязывали шесты, колышки и другие приспособления для установки палаток. Сверху и по бокам на вещмешок были нашиты петли, к которым прикрепляли скатку. Продмешок носили на поясном ремне, под вещмешком. Размеры продмешка 18х24х10 см. В продмешке солдаты носили сухой паек, котелок и столовый прибор. Алюминиевый котелок имел плотно закрывающуюся крышку, которую прижимала ручка котелка. В некоторых частях солдаты пользовались старым круглым котелком диаметром 15 см и глубиной 10 см. Однако продмешок и вещмешок образца 1938 года были довольно дороги в производстве, поэтому их выпуск был прекращен в конце 1941 года.

Каждый красноармеец имел противогаз и противогазную сумку. После начала войны многие солдаты выбрасывали противогазы и использовали противогазные сумки в качестве вещмешков, поскольку настоящие вещмешки были не у всех. По уставу каждый солдат, вооруженный винтовкой, должен был иметь две кожаные патронные сумки. В сумке можно было хранить четыре обоймы для винтовки системы Мосина - 20 патронов. Патронные сумки носили на поясном ремне, по одной на боку. Уставы предусматривали возможность ношения большой матерчатой патронной сумки, вмещавшей шесть обойм - 30 патронов. Кроме того, красноармейцы могли использовать матерчатый патронташ, носимый через плечо. В отделения патронташа можно было уложить 14 винтовочных обойм. Гранатная сумка вмещала две гранаты с ручкой. Однако очень немногие солдаты были оснащены по уставу. Чаще всего красноармейцам приходилось довольствоваться одной кожаной патронной сумкой, которую обычно носили на правом боку. Некоторые солдаты получали малые саперные лопатки в матерчатом чехле. Лопатку носили на правом бедре. Если красноармеец имел фляжку, то носил ее на поясном ремне поверх саперной лопатки.

Во время плохой погоды солдаты использовали плащ-палатки. Плащ-палатка изготавливалась из брезента защитного цвета и имела тесемку, при помощи которой можно было закрепить плащ-палатку на плечах. Плащ-палатки можно было соединять по две, четыре или шесть и получать таким образом тенты, под которыми могли укрыться несколько человек. Если солдат имел вещмешок образца 1938 года, то скатка, состоящая из плащ-палатки и шинели, прикреплялась по бокам и поверх мешка, в виде подковы. Если же вещмешка не было, то скатку носили через плечо.

Офицеры использовали небольшую сумку, которую изготавливали или из кожи или из брезента. Имелось несколько типов таких сумок, некоторые из них носили через плечо, некоторые подвешивали к поясному ремню. Сверху у сумки располагался небольшой планшет. Некоторые офицеры носили большие кожаные планшеты, которые подвешивали на поясной ремень под левой рукой.

Также имелось и несколько типов специализированной униформы. Зимой танкисты носили черные комбинезоны и черные кожаные куртки (иногда в комплект с курткой входили черные кожаные брюки). Горные стрелки носили черный комбинезон особого покроя и специальные горные ботинки. Кавалеристы, и в первую очередь казаки, вместо униформы носили традиционную одежду. Кавалерия была самым пестрым родом войск РККА, поскольку в кавалерии служило большое количество казаков и представителей народностей Средней Азии. Многие кавалерийские части использовали стандартную униформу, но даже в таких частях часто встречались предметы казачьего обмундирования. До войны казачьи войска не пользовались популярностью, поскольку множество казаков во время Гражданской войны не поддержало большевиков и пошло служить в белую армию. Однако в 30-х годах были сформированы полки донских, кубанских и терских казаков. Личный состав этих полков был обмундирован униформой с большим количеством деталей традиционного казачьего костюма. Полевая униформа казаков во время Великой Отечественной войны представляла собой сочетание предметов униформы образца 30-х годов, дореволюционной казачьей униформы и униформы образца 1941/43 года.

Традиционно казаки разделяются на две группы: степные и кавказские. Униформа этих двух групп значительно различалась между собой. Если степные (донские) казаки тяготели к традиционному военному мундиру, то кавказцы одевались более колоритно. Все казаки носили высокие папахи или более низкие кубанки. В полевых условиях кавказские казаки носили темно-синие или черные бешметы (рубахи). Парадные бешметы были красного цвета для кубанских казаков и светло-синего - для казаков терских. Поверх бешмета казаки носили черную или темно-синюю черкеску. На груди черкески нашивались газыри. Зимой казаки носили черную меховую бурку. Многие казаки носили башлыки разных цветов. Дно кубанки было затянуто материей: у терских казаков светло-синей, а у кубанских казаков - красной. На материи крестообразно проходили две полосы - золотые у офицеров и черные у рядовых. Следует иметь в виду, что многие солдаты, набранные из южных районов России продолжали носить кубанку вместо положенной по уставу ушанки, даже если не служили в кавалерии. Еще одной отличительной чертой казаков были темно-синие галифе.

В первые годы войны советская промышленность лишилась значительных производственных мощностей, оказавшихся на оккупированной немцами территории. Однако большую часть оборудования все же удалось вывезти на восток и организовать на Урале новые промышленные предприятия. Этот спад производства заставил советское командование значительно упростить обмундирование и экипировку солдат. Зимой 1941/42 года впервые была использована более удобная зимняя униформа. При создании этой униформы был учтен печальный опыт финской кампании. Красноармейцы получили телогрейки, ватные шаровары и шапки-ушанки на синтетическом меху. Офицерам выдали овечьи полушубки или шубы. Высшие офицеры вместо ушанок носили папахи. Войска, сражавшиеся на северном участке фронта (к северу от Ленинграда), были обмундированы в специальную северную униформу. Вместо овечьих полушубков некоторые части использовали котиковые сакуи. В качестве обуви солдаты носили специальные ботинки на собачьем меху или с шерстяной подкладкой. Ушанки для солдат, воевавших на севере, изготавливали из настоящего меха - собаки или лисицы.

Однако многие части так и не получили специальной зимней униформы и красноармейцы мерзли в стандартных шинелях, утепленных вещами, реквизированными у гражданского населения. Вообще, для Красной Армии было характерно широкое использование гражданской одежды, особенно это было отчетливо видно зимой. Так, зимой многие красноармейцы носили валенки. Но раздобыть валенки удавалось далеко не всем, поэтому даже зимой большая часть личного состава Красной Армии продолжала носить кирзовые. Единственное достоинство кирзовых сапог заключалось в том, что они были достаточно свободны, чтобы их можно было утеплить дополнительными портянками и газетами превращая обувь в зимние сапоги . Советские солдаты не носили носков - только портянки. Носки были слишком большой роскошью, чтобы носить их в свободных сапогах. Но офицеры, если им удавалось раздобыть пару носков, не отказывали себе в удовольствии надеть их. Некоторым частям повезло больше - личный состав этих частей получал валенки с галошами, что было особенно кстати в осеннюю и весеннюю распутицу. В 1942 году красноармейцы были довольно пестро обмундированы. Танкисты носили черные, серые, синие или защитного цвета комбинезоны. При изготовлении униформы широко использовались синтетическая кожа и резина. Патронные сумки шили из брезента или брезента, подвергнутого пропитке. Кожаные поясные ремни повсеместно заменяли брезентовыми.

Вместо одеял красноармейцы использовали шинели и плащ-палатки. Кроме того, скатка шинели или плащ-палатки с успехом заменяла солдатам вещмешок - вещи закатывали внутрь. Чтобы исправить ситуацию, был введен новый вещмешок, похожий на тот, что использовался в царской армии во время 1-й Мировой войны. Этот вещмешок представлял собой брезентовую сумку с горловиной, перехваченной шнурком и двумя плечевыми ремнями. В 1942 году по ленд-лизу в Советский Союз начали поступать предметы обмундирования из США и Канады. Хотя большая часть униформы, поступавшая из Америки, изготавливалась по советским образцам, попадалась и американская униформа. Например, США поставили в СССР 13 тыс. пар кожаных ботинок и один миллион пар солдатских ботинок, а в Канаде шили комбинезоны для советских танкистов.

Униформа для женщин, служивших в РККА, определялась несколькими документами. До войны отличительными деталями женской выходной и парадной униформы были темно-синие юбка и берет. Во время войны порядок обмундирования женщин закрепляли приказы, вышедшие в мае и августе 1942 года. Приказы сохраняли ношение юбки и берета. В полевых условиях эти предметы униформы изготавливали из ткани защитного цвета, а выходная форма одежды предусматривала синие юбку и берет. Эти же приказы в значительной степени унифицировали женскую униформу с мужской. На практике, многие женщины военнослужащие, особенно действовавшие на передовой, носили мужскую униформу. Кроме того, женщины часто сами перешивали для себя многие предметы униформы, используя для этого списанное обмундирование.

Опыт боев в Финляндии показал необходимость иметь в войсках белый камуфляжный комбинезон. Такой комбинезон появился в 1941 году. Имелось несколько типов зимних комбинезонов, как правило, они состояли из штанов и куртки с капюшоном. Кроме того, на оснащении частей Красной Армии находилось множество камуфляжных летних комбинезонов. Такие комбинезоны, как правило, получали разведчики, саперы, горные стрелки и снайперы. Комбинезоны имели мешковатый покрой и изготавливались из материи защитного цвета с черными пятнами округлой формы. Из фотодокументов известно, что красноармейцы также использовали выворачиваемые камуфляжные комбинезоны, которые были с снаружи зеленые, а изнутри белые. Не ясно, насколько широко были распространены такие комбинезоны. Для снайперов был разработан камуфляж особого типа. На комбинезон защитного цвета нашивалось большое количество узких полосок материи, имитировавших траву. Однако такие комбинезоны не получили широкого распространения.

В 1943 году Красная Армия приняла новую униформу, кардинально отличавшуюся от использовавшейся до сих пор. Столь же коренным образом была изменена система знаков различия. Новая униформа и знаки различия в значительной мере повторяли униформу и знаки различия царской армии. Новые правила отменяли разделение униформы на повседневную, выходную и парадную, поскольку в условиях военного времени в выходной и парадной униформе не было необходимости. Детали парадной униформы использовались в обмундировании частей специального назначения, несших караульную службу, а также в офицерской униформе. Кроме того, офицеры сохранили выходную форму одежды.

Приказом №25 от 15 января 1943 года для солдат и офицеров вводилась гимнастерка нового образца. Новая гимнастерка очень походила на ту, что использовалась в царской армии и имела воротник-стойку, застегивающийся на две пуговицы. У солдат на гимнастерке не было карманов, тогда как на офицерской гимнастерке было два нагрудных кармана. Покрой шаровар не изменился. Но главной отличительной чертой новой униформы стали погоны. Предусматривалось два типа погон: полевые и повседневные. Полевые погоны изготавливали из ткани защитного цвета. С трех сторон погоны имели кайму цвета рода войск. На офицерских погонах не было канта, а принадлежность к роду войск можно было определить по цвету просветов. У старших офицеров (от майора до полковника) на погонах было по два просвета, а у младших офицеров (от младшего лейтенанта до капитана) - по одному. У медиков, ветеринаров и нестроевиков просветы были красного цвета с коричневатым оттенком. Кроме того, на погонах возле пуговицы носили маленький золотой или серебряный значок, обозначающийся род войск. Цвет эмблемы зависел от рода войск. Погоны маршалов и генералов были шире офицерских, а погоны военврачей, юристов и т.п. - наоборот, более узкие.

Офицеры носили фуражку с черным кожаным подбородочным ремнем. Цвет околыша у фуражки зависел от рода войск. Тулья у фуражки обычно была защитного цвета, но в войсках НКВД часто использовали фуражки со светло-синей тульей, танкисты носили серые фуражки, а донские казаки - серо-синие. Тот же приказ №25 определял тип зимнего головного убора для офицеров. Генералы и полковники должны были носить папахи (введенные еще в 1940 г.), в то время как остальные офицеры получили обычные ушанки.

Звание сержантов и старшин определялось по числу и ширине лычек на погонах. Обычно лычки были красного цвета, только у медиков и ветеринаров лычки имели коричневатый оттенок. Старшины носили на погонах лычку в форме буквы "Т". У старших сержантов на погонах была одна широкая лычка. Сержанты, младшие сержанты и ефрейторы имели на погонах три, две или одну узкую лычку, соответственно. Окантовка погон была цвета рода войск. Эмблему рода войск по уставу было положено носить на внутренней части погон, но на практике солдаты такие эмблемы носили очень редко.

В марте 1944 года была принята новая униформа для морской пехоты, которая была более удобна для использования на суше. Поскольку советский ВМФ большую часть войны про стоял в портах, многие моряки участвовали в боях на суше. Особенно широко морская пехота применялась при обороне Ленинграда и в Крыму. Однако на протяжении войны морские пехотинцы носили стандартную морскую униформу, дополненную некоторыми предметами сухопутной полевой униформы. Последний приказ, касавшийся униформы, вышел в апреле 1945 года. Этим приказом вводилась парадная форма одежды, впервые солдаты ее надели во время парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.

Отдельно стоило бы разобрать цвета родов войск в РККА. Рода войск и службы обозначались цветом окантовки и знаков различия. Цвет поля петлиц показывал принадлежность к роду войск, кроме того, о принадлежности к определенному роду войск говорил небольшой значок в петлице. Офицеры носили вышитые золотом или эмалированные значки, в то время как солдаты использовали цвет окантовки. У сержантов петлицы имели окантовку цвета рода войск, а от солдат их отличала узкая красная полоса, проходящая через петлицу. Офицеры носили фуражки с окантовкой, в то время как солдаты использовали пилотки. Канты на униформе также были цвета рода войск. Принадлежность к роду войск определялась не одним каким-либо цветом, а комбинацией цветов на разных деталях униформы.

Особое положение в армии занимали комиссары. Комиссары имелись в каждой части от батальона и выше. В 1937 году в каждом подразделении (рота, взвод) была введена должность политрука - младшего политического офицера. Знаки различия у комиссаров в целом были похожи на знаки различия офицеров, но имели свои особенности. Вместо шевронов на рукаве комиссары носили красную звезду. У комиссаров окантовка петлиц была черного цвета, не зависимо от рода войск, в то время как у политруков окантовка петлиц была цветной.

Источники :
1. Липатов П., “Униформа Красной Армии и Вермахта”, Техника Молодежи, 1996;
2. Шунков В., "Красная Армия", АСТ, 2003;
3. Шалито А., Савченков И., Рогинский Н., Цыпленков К., "Униформа Красной Армии 1918-1945", 2001.

— ЛЕТНЯЯ ГИМНАСТЕРКА КОМАНДНОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА КРАСНОЙ АРМИИ: Введена приказом Наркома Обороны СССР № 005 от 1 февраля 1941 года.

Летняя гимнастерка изготавливается из хлопчатобумажной ткани защитного цвета с отложным воротником, застегивающимся на один крючок. На концах воротника нашиваются петлицы защитного цвета со знаками различия.

Гимнастерка имеет нагрудную планку с застежкой на три пуговицы и два нагрудных пристроченных кармана с клапанами на одной пуговице. Рукава имеют обшлага с двумя пуговицами. Пуговицы гимнастерки металлические установленного образца.

— ШАРОВАРЫ КОМАНДНОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА КРАСНОЙ АРМИИ: Введены приказом Наркома Обороны СССР № 005 от 1 февраля 1941 года.

Шаровары существующего образца без окантовки. Летние шаровары изготавливаются из хлопчатобумажной ткани цвета хаки, а зимние из полушерстяной ткани того же цвета. Шаровары состоят из двух передних и двух задних половинок, имеют два боковых прорезных кармана и один задний карман, сзади поясной затяжник и внизу штрипки. Шаровары застегиваются на пять пуговиц и один крючок.

— РУБАХА РЯДОВОГО И МЛАДШЕГО НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА РККА: Введена приказом РВС СССР № 190 от 19 июля 1929 года.

Рубаха летняя образца 1928 года для сухопутных и воздушных сил РККА. Рубаха изготовляется из хлопчатобумажной ткани (гимнастерки), темного защитного цвета, с отложным воротником, застегивающимся посередине на один металлический крючок и имеющим на концах петлицы, по форме параллелограмма, цвета роду войск присвоенного; на петлицах помещаются знаки различия по должности и установленная шифровка. Рубаха застегивается на три пуговицы, параллельно которым на груди имеются два накладных кармана, прикрываемых клапанами, застегивающимися на одну пуговицу. Рукава заканчиваются обшлагами, застегивающимися на две пуговицы, при чем у места пришива к обшлагам рукава имеют по две складки, находящиеся одна от другой на 7 - 8 см. Летрубахи изготовляются шести ростов.

Рубаха суконная РККА обр. 1928 года для сухопутных и воздушных сил РККА. Рубаха изготовляется из сукна защитного цвета мериносовых или грубых шерстей со стояче-отложным воротником, застегивающимся посередине на два металлических крючка и имеющим на концах петлицы, по формe параллелограмма, со сторонами 8 см. X 3,5 см цвета роду войск присвоенного; на петлицах помещаются знаки различия по должности и установленная шифровка. Рубаха застегивается на три пуговицы, параллельно которым на груди имеются два накладных кармана, прикрываемых клапанами, застегивающимися на одну пуговицу. Рукава заканчиваются обшлагами, застегивающимися на две пуговицы.

Примечание. Пуговицы на рубахе должны быть металлические, оксидированные, малого размера со звездой, образца, установленного приказом РВС СССР 1924 г. № 992.

Летняя рубаха с налокотниками образца 1931 года для всех родов войск. Летрубаха [типа А] изготовляется из гимнастерочной (хлопчато-бумажной) диагонали цвета хаки с двумя накладными нагрудными карманами, прикрываемыми клапанами, с отложным воротником, застегивающимся на одну форменную пуговицу, и рукавами с обшлагами. Стан рубахи сшивается с боков и в плечах из двух частей: передней и задней. Передняя часть стана от горловины до низа карманов имеет разрез, покрытый планками. Планки располагаются на середине стана и застегиваются одной пуговицей на петлю отрезка ткани, подшитого с внутренней стороны верхней планки. Верхние концы планок у самого воротника застегиваются одной форменной пуговицей малого размера, пришитой вверху нижней планки на сквозную поперечную петлю верхней планки. Воротник крючков не имеет и при известных условиях, предусмотренных ношением формы, может быть раскрытым с расстегнутой верхней пуговицей. Рукава у пришива обшлага имеют две складки. Сзади рукавов поверх локтевого шва имеются накладные налокотники. По обеим сторонам воротника пришиваются окантованные петлицы цвета сукна, роду войск присвоенного. Петлицы имеют вид параллелограмма длиной в готовом виде 8 см и шириной 3,25 см, считая с кантом. Поперечные концы петлиц должны, быть параллельны скосу передних концов воротника. На петлицах помещаются установленные металлические знаки различия по должностям и значки согласно установленной шифровке. […]

В основном летрубаха типа Б […] отличается от летрубахи типа А тем, что летрубаха типа Б имеет удлиненную планку во всех ростах на 4 см; крючок с петлей для застегивания воротника и три сквозных петли на верхней планке […]. На нижнюю планку нашиваются три малые общеармейские пуговицы в соответствующих петлям местах. В правый конец воротника вшивается крючок, а в левый конец - петля.

Рубаха суконная с прорезными карманами образца 1931 года для всех родов войск. Суконная рубаха состоит из следующих частей: передней части, по середине имеющей планку, застегивающуюся тремя сквозными петлями на три металлические пуговицы с красноармейской звездой, спинки, стояче-отложного воротника, застегивающегося посредине на два металлических крючка, двух клапанов нагрудных карманов, пристегиваемых к рубахе красноармейской пуговицей, рукавов без складок внизу с обшлагами, застегивающимися двумя петлями на две красноармейские пуговицы. Клапаны прорезные внутренние карманы.

Отменена приказом Наркома Обороны СССР № 25 от 15 января 1943 года. Всему составу Красной Армии перейти на новые знаки различия - погоны в период с 1 по 15 февраля 1943 года. Разрешить донашивание существующей формы одежды с новыми знаками различия впредь до очередной выдачи обмундирования согласно действующих сроков и норм снабжения.

№1 -Рядовые в гимнастёрках. 1941 г.; №2 -Рядовые в гимнастёрках. 1942 г.; №3 №4 -Ст. лейтенант в гимнастерке с повседневными знаками различия; №5 -Офицер в гимнастерке с полевыми знаками различия; №6 -Иллюстрация гимнастёрки офицерского состава 1940-43 гг.

Летнее обмундирование Красной Армии на период 1943-1945 гг.

— ГИМНАСТЕРКИ: Новый тип гимнастёрок введён приказом Наркома Обороны СССР № 25 от 15 января 1943 года.

Они представляли те же гимнастерки существующего образца со следующими изменениями:

Воротники гимнастерок всех образцов взамен отложных - стоячие, мягкие застегивающиеся сквозными петлями спереди на две форменные пуговицы малого размера.

Верхняя планка располагается посредине и застегивается на три форменные пуговицы малого размера сквозными петлями.

На плечи пристегиваются погоны установленного образца.

Нарукавные знаки (нарукавные офицерские треугольники) у гимнастерок отменяются.

Гимнастерки начальствующего состава взамен накладных карманов имеют прорезные (внутренние) карманы прикрытые клапанами. Без налокотников.

Гимнастерки для рядового и сержантского состава - без карманов. С налокотниками - ().

5 августа 1944 года нагрудные прорезные карманы введены на гимнастерках женщин рядового и сержантского состава.

16 сентября 1944 года сержантам и красноармейцам так же было официально позволено иметь нагрудные прорезные карманы, но лишь в случае получения негодного к носке офицерского обмундирования после приведения его в порядок. В течении всего 1943 года можно было встретить гимнастёрки старого образца с отложным воротником, которые было разрешено донашивать до выдачи нового обмундирования.

№1 -Рядовые в солдатских гимнастёрках (слева рядовой в офицерской гимнастёрке) 1944 г.; №2 -Два сержанта. Слева - в солдатской гимнастёрке, справа - в офицерской; №3 -Иллюстрация солдатских гимнастёрок обр. 1943 г.; №4 -Советские и американские офицеры во время встречи на Эльбе; №5 -Ст.сержант в офицерской гимнастерке; №6 -Иллюстрация офицерских гимнастёрок обр. 1943 г.

— ПАРАДНЫЙ МУНДИР: Старшего и среднего командного и начальствующего состава всех родов войск

Мундир однобортный, с отрезным лифом, застегивается левым бортом на пять больших пуговиц. Воротник жесткий, стоячий, застегивающийся на два-три крючка и петли. Верхний край и концы воротника обшиты кантом. На воротнике мундира, на равном удалении от его верхнего и нижнего краев и на 1 см от концов, нашиты петлицы (без окантовки) из приборного сукна (цвет по роду войск) длиной 8,2 см и шириной 2,7 см. На петлицах соответственно установленной форме имеется одна или две шитые золотой или серебряной канителью полоски, перевитые серебряной или золотой нитью: полоски длиной 5,4 см и шириной по 6,5 мм с просветом между ними 0,5-1 мм. Рукава мундира двушовные, с прямыми приcтрочными обшлагами, окантованными по верхнему краю и концам. На обшлагах рукавов соответственно установленной форме имеется по две или одной шитых золотом или серебром вертикальные петлицы (столбика). На фалдочке спинки нашиты листочки, на концах которых пришивается по одной большой пуговице. Кант по краю левого борта, воротника, листочек и обшлагов, цвет - по роду войск. Все пуговицы форменные, латунные.

Цвет окантовки для пехоты, интендантской и военно-юридической служб - малиновый, для артиллерии, авто-бронетанковых войск, медицинской и ветеринарной служб - красный, для авиации - голубой, для кавалерии - светлосиний и для инженерно-технических войск - черный.

Цвет петлиц для пехоты, интендантской и военно-юридической служб - малиновый, для артиллерии и авто-бронетанковых войск - черный, для авиации - голубой, для кавалерии - светлосиний, для медицинской и ветеринарной служб - темно-зеленый и для инженерно-технических войск - черный. Цвет шитья на петлицах для интендантской, военно-юридической, медицинской и ветеринарной служб - серебряный, для всех остальных - золотой. Погоны пристяжные установленного образца.

№1 -Лейтенант-артиллерист в парадном мундире; №2 -Военнослужащие 150-й Идрицкой СД на фоне своего штурмового флага, водруженного 01 мая 1945 года над зданием рейхстага в Берлине (Знаменем Победы). На фото участники штурма Рейхстага, провожавшие флаг в Москву с берлинского аэродрома Темпельгоф 20 июня 1945 года (слева направо): капитан К.Я. Самсонов, младший сержант М.В. Кантария, сержант М.А. Егоров, старший сержант М.Я. Соянов, капитан С.А. Неустроев (20.06.1945 г.); №3 -Иллюстрация парадного мундира обр. 1943 г.

Литература / документы:

  • Типы тканей, применявшихся для пошива обмундирования Красной Армии (артикул, состав, цвет, применение). ()
  • Правила ношения формы одежды личным составом красной армии от 15 января 1943 г. (скачать/открыть)
  • Типовой перечень вещевого имущества младшего начальствующего и рядового состава РККА для лета и зимы на мирное и военное время. Введён приказом НКО СССР №005 от 1 февраля 1941 г. ()
Похожие публикации