Западноевропейская культура xviii века. Европейская культура XVIII века Культура западной европы 18 19 века

Восемнадцатый век в Западной Европе – последний этап длительного перехода от феодализма к капитализму. В середине века завершился процесс первоначального накопления капитала, велась борьба во всех сферах общественного сознания, созревала революционная ситуация. Позднее она привела к господству классических форм развитого капитализма. На протяжении века совершалась гигантская ломка всех общественных и государственных устоев, понятий и критериев оценки старого общества. Возникла цивилизованная общественность, появилась периодическая печать, образовались политические партии, шла борьба за эмансипацию человека от оков феодально-религиозного миросозерцания.

В изобразительном искусстве возрастало значение непосредственно реалистического отображения жизни. Расширилась сфера искусства, оно становилось активным выразителем освободительных идей, наполнялось злободневностью, боевым духом, обличало пороки и нелепости не только феодального, но и нарождающегося буржуазного общества. Оно выдвинуло и новый положительный идеал ничем не скованной личности человека, свободного от иерархических представлений, развивающего индивидуальные способности и вместе с тем наделенного благородным чувством гражданственности. Искусство становилось общенациональным, обращалось не только к кругу утонченных ценителей, но к широкой демократической среде.

Основные тенденции социального и идейного развития Западной Европы 18 века в различных странах проявляли себя неравномерно. Если в Англии промышленный переворот, совершившийся в середине 18 столетия, закрепил компромисс буржуазии и дворянства, то во Франции антифеодальное движение имело более массовый характер и готовило буржуазную революцию. Общим для всех стран был кризис феодализма, его идеологии, формирование широкого общественного движения – Просвещения, с его культом первичной нетронутой Природы и Разума, ее оберегающего, с его критикой современной испорченной цивилизации и мечтой о гармонии благостной природы и новой демократической цивилизации, тяготеющей к естественному состоянию.

Восемнадцатый век – век Разума, всеразрушающего скепсиса и иронии, век философов, социологов, экономистов; развивались связанные с техникой точные естественные науки, география, археология, история, материалистическая философия. Вторгаясь в умственный обиход эпохи, научные знания создали и для искусства фундамент точного наблюдения и анализа действительности. Просветители провозгласили целью искусства подражание природе, но природе упорядоченной, усовершенствованной (Дидро, А. Поп), очищенной разумом от пагубного воздействия рукотворной цивилизации, созданной абсолютистским режимом, общественным неравенством, праздностью и роскошью. Рационализм философско-эстетической мысли 18 века, однако, не подавлял свежести и искренности чувства, но порождал устремленность к соразмерности, изяществу, гармонической завершенности художественных явлений искусства, начиная с архитектурных ансамблей и кончая прикладным искусством. Просветители придавали огромное значение в жизни и искусстве чувству – средоточию благороднейших устремлений человечества, чувству, жаждущему целеустремленного действия, заключающего в себе силу, революционизирующую жизнь, чувству, способному возродить исконные добродетели «естественного человека» (Дефо, Руссо, Мерсье), следующего естественным законам природы.

Афоризм Руссо «Человек велик только своими чувствами» выражал одну из примечательных сторон общественной жизни 18 столетия, породившей углубленный утонченный психологический анализ в реалистическом портрете и жанре, поэзией чувств проникнуты лирический пейзаж (Гейнсборо, Ватто, Берне, Робер) «лирический роман», «поэмы в прозе» (Руссо, Прево, Мариво, Фильдинг, Стерн, Ричардсон), она достигает высшего выражения в подъеме музыки (Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Моцарт, оперные композиторы Италии). Героями художественных произведений живописи, графики, литературы и театра 18 века стали, с одной стороны, «малые люди» – люди, как все, поставленные в обычные условия эпохи, не избалованные достатком и привилегиями, подверженные обыкновенным естественным движениям души, довольствующиеся скромным счастьем. Художников и писателей в них восхищали искренность, наивная непосредственность души, близкая природе. С другой стороны, в центре внимания – идеал эмансипированного цивилизованного интеллектуального человека, порожденного просветительской культурой, анализ его индивидуальной психологии, разноречивых душевных состояний и чувств с их тонкими оттенками, нечаянными порывами и рефлектирующими настроениями.

Острая наблюдательность, утонченная культура мысли и чувства характерны для всех художественных жанров 18 века. Художники стремились запечатлеть разнообразные в оттенках обыденные жизненные ситуации, самобытные индивидуальные образы, тяготели к занимательным повествованиям и феерической зрелищности, острым конфликтным действиям, драматическим интригам и комедийно построенным фабулам, утонченному гротеску, буффонаде, грациозным пасторалям, галантным празднествам.

Новые проблемы были выдвинуты и в архитектуре. Уменьшилось значение церковного строительства, и возросла роль гражданской архитектуры, изысканно простой, обновленной, освобожденной от излишней импозантности. В некоторых странах (Франция, Россия, отчасти Германия) решались проблемы планировки городов будущего. Рождались архитектурные утопии (графические архитектурные пейзажи – Джованни Баттиста Пиранези и так называемая «бумажная архитектура»). Становились характерными тип частного, обычно интимного жилого дома и городские ансамбли общественных зданий. Вместе с тем в искусстве 18 века по сравнению с предшествующими эпохами снизились синтетическое восприятие и полнота охвата жизни. Нарушилась былая связь монументальной живописи и скульптуры с архитектурой, в них усилились черты станковизма и декоративности. Предметом особого культа стало искусство быта, декоративных форм. Вместе с тем возросло взаимодействие и взаимообогащение различных видов искусства, достижения, обретенные одним видом искусства, свободнее использовались другими. Так, было весьма плодотворным влияние театра на живопись и музыку.

Искусство 18 века прошло два этапа. Первый продолжался до 1740–1760 годов. Он характеризуется видоизменением поздних форм барокко в декоративный стиль рококо. Своеобразие искусства первой половины 18 века – в сочетании остроумного и насмешливого скептицизма и изысканности. Это искусство, с одной стороны, утонченное, анализирующее нюансы чувств и настроений, устремленное к изящной интимности, сдержанному лиризму, с другой стороны, тяготеющее к «философии наслаждения», к сказочным образам Востока – арабов, китайцев, персов. Одновременно с рококо развивалось реалистическое направление – у некоторых мастеров оно приобрело острообличительный характер (Хогарт, Свифт). Открыто проявлялась борьба художественных направлений внутри национальных школ. Второй этап связан с углублением идеологических противоречий, ростом самосознания, политической активности буржуазии и народных масс. На рубеже 1760–1770-х годов. Королевская Академия во Франции выступила против искусства рококо и пыталась возродить парадный, идеализирующий стиль академического искусства конца 17 века. Галантный и мифологический жанры уступили место историческому с сюжетами, заимствованными из римской истории. Они были призваны подчеркивать величие утратившей авторитет монархии в соответствии с реакционным истолкованием идей «просвещенного абсолютизма».

Представители передовой мысли обратились к наследию античности. Во Франции граф де Кейлюс открыл научную эру исследований в этой области («Собрание древностей», 7 томов, 1752–1767). В середине 18 века немецкий археолог и историк искусств Винкельман («История искусства древности», 1764) призывал художников вернуться к «благородной простоте и к спокойному величию древнего искусства, несущего в себе отражение свободы греков и римлян эпохи республики». Французский философ Дидро нашел в античной истории сюжеты, обличающие тиранов, призывающие к восстанию против них. Возник Классицизм , противопоставивший декоративности рококо естественную простоту, субъективному произволу страстей – познание закономерностей реального мира, чувство меры, благородство мысли и поступков. Художники впервые изучали древнегреческое искусство на вновь открытых памятниках. Провозглашение идеального, гармоничного общества, примат долга над чувством, пафос разума – общие черты классицизма 17 и 18 веков. Однако классицизм 17 века, возникший на почве национального объединения, развивался в условиях расцвета дворянского общества. Для классицизма 18 века характерна антифеодальная революционная направленность. Он был призван объединить прогрессивные силы нации для борьбы с абсолютизмом. За пределами Франции классицизм не имел революционного характера, которым он отличался в первые годы французской революции.

Культуру XIX века принято считать культурой буржуазной . Развитие капитализма сопровождалось формированием мощ­ного рабочего движения, возникновением первой в мире рабочей партии (Англия). Идеологией рабочего движения стал марксизм , который оказал огромное влияние на специально-политическую жизнь Европы и всего мира. В 1871 году рабо­чие Парижа на несколько месяцев установили свою власть - Парижскую Коммуну. Под руководством К.Маркса и Ф.Энгельса создается 1-й Интернационал - Международное това­рищество рабочих. После его роспуска в европейских странах стали возникать социально-демократические партии , которые руководствовались идеями марксизма. Марксизм занимает ведущее место в общественном сознании XX века.

В XIX веке возникает новая концепция развития культу­ры - «Элитарная концепция» , согласно которой производи­телем и потребителем культуры является привилегированный класс общества - элита. Концепцию элитарной культуры обосновали Шопенгауэр и Ницше. Элита - это лучшее, от­борное, избранное: что есть в каждом общественном классе, социальной группе. Элита представляет собой наиболее спо­собную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими творческими задатками. Именно элита, по мнению этих философов, обеспечивает общественный прогресс. Сле­довательно, и культура должна быть ориентирована не на зап­росы «массы», «толпы», а на удовлетворение запросов и по­требностей этого слоя общества - людей, способных к эсте­тическому созерцанию и художественно-творческой деятель­ности. (Работа Шопенгауэра «мир как воля и представление» и Ф.Ницше «Человеческое, слишком человеческое» и «Так говорил Заратустра»).

XIX век - век окончательного утверждения капиталис­тической формы хозяйствования , век интенсивного разви­тия промышленного производства, таких его отраслей, как ме­таллургия, машиностроение, энергетика и др. Это и век пол­ного востребования науки, которая поднимается на небыва­лую раннее высоту. Потребности промышленности диктуют формирование в Европе системы школьного и профессио­нального образования. Растет число студентов в университе­тах. Англия становится страной всеобщей грамотности. Вот лишь некоторые из научных достижений этого времени:

Обоснование Чарльзом Дарвином основных факторов процесса эволюции органического мира от обезьяны к че­ловеку;

Создание физиком Майклом Фарадеем учения об элек­трическом поле;

Разработка микробиологом Луи Пастером метода про­филактики против сибирской язвы;

Описание ботаником Робертом Броуном ядра раститель­ной клетки и открытие беспорядочного движения мельчай­ших частиц (броуновское движение).

В практику культурной жизни XIX века входит проведе­ние научных конференций, симпозиумов, всемирных выставок и т.п. Расширяется техническое оснащение художествен­ной культуры ; в конце XIX века появляется киноисскуство, возникает дизайн (художественное конструирование), как следствие бурного развития техники, массовизации производства и расширения границ эстетической деятельности. Проводятся эксперименты по соединению музыки и цвета. (А.Скрябин, М.Чюрленис).

В художественной культуре XIX века нет единой доминан­ты. Формируются и функционируют различные общеевро­пейские стили и направления.

Романтизм (первая треть XIX века) представляет собой широкое идейное и художественное движение в духовной жизни европейского и американского общества. Зародив­шись в Германии (Шиллер, Гете, братья Шлегель) романтизм расширился по всему миру:

В поэзии его представителями были Д.Байрон, В.Гюго, В.Жуковский;

В романтической философии и эстетике - Ф.Шеллинг, С.Кьеркегор;

В музыке - Ф.Шопен, Г.Берлиоз, Ф.Шуберт;

В живописи - Э.Делакруа, Т.Жерико, Д.Констебл, О.Кипренский;

В художественной литературе - В.Скотт, А.Дюма, Э.Гофман, Ф.Купер.

В основе романтизма лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности. Художники, приверженные к это­му направлению, изображали драматически неразрешимые противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом. Отсюда уход романтического в мир иллюзий, в фантастические страны и т.п. В романтизме главное - не показ индивидуализма, а героико-патетическое прославление одиночества.

Произведения художников (роман) наполнены чувства­ми восторга и отчаяния, ощущением вечной загадки мира, не­постижимости его полного познания . Как правило, художник создает в произведении искусства свой мир, более прекрас­ный, чем реальная жизнь. Романтизм был реакцией передо­вых людей Европы на крушение идеалов Великой Французс­кой революции. С наибольшей силой романтизм проявился в художественной поэзии Германии, Франции, Англии.

Он нашел отражение и в музыке. Это музыкальное твор­чество Шопена, Берлиоза, Шуберта, Листа.

Реализм XIX века — это творческий процесс и метод, свой­ственный художественной культуре европейских стран, со­гласно которому задача искусства - правдивое изображение жизни. В трудах Лессинга и Дидро еще в XVIII веке была раз­вита идея реалистического «свободного подражания» приро­де. Реализм XIX века получил название критического реа­лизма . Ему присущи следующие черты:

Глубинное постижение жизни;

Широкий охват действительности;

Художественное осмысление противоречий жизни.

Характер человека трактуется в реалистических произ­ведениях как противоречивое и развивающееся единство. Он может меняться в зависимости от обстоятельств жизни. Для писателей-реалистов (Н.Гоголь, Ф.Стендаль, О.Бальзак, А.Пушкин, Ф.Достоевский, А.Чехов, Л.Толстой и др.) харак­терен обостренный интерес к социальному началу действи­тельности.

В последней трети XIX века в западноевропейской и аме­риканской культуре сложился натурализм - художествен­ный метод, согласно которому природа искусства объясня­лась посредством представлений, заимствованных у есте­ствознания. Художник-натуралист стремится к внешнему правдопо­добию деталей, изображению единичных явлений, вследствие чего явно преуменьшается влияние социального фактора. Художник дает «Куски жизни», считая такое подробное описа­ние условием правдивости в искусстве. (Э.Золя, Г. де Мопас­сан, Г.Гауптман, Д.Мамин-Сибиряк).

В 60-70-е годы XIX века во Франции возникло художе­ственное направление, получившее название импрессио­низм . Импрессионизм наиболее ярко воплотился в изобразительном искусстве. Стилистическими признаками импрес­сионизма являются :

Отказ от замкнутости и стабильности изображения объектов;

Фиксация мгновенных, как бы случайных ситуаций, фрагментарность;

Неожиданные ракурсы фигур и предметов.

В живописи наиболее ярко импрессионизм проявился в тиорчестве О.Ренуара, Э.Дега, Э.Мане, К.Моне, К.Писсаро. Эти художники стремились передать красоту мимолетных состоя­ний природы, подвижность и изменчивость человеческой жиз­ни. Пейзажные работы они писали на открытом воздухе (на пленэре), чтобы передать ощущение сверкающего солнечного света. Это породило новую живописную технику, которая особенно проявилась в цветовом решении полотен: локальный цвет, тончайшее ощущение цветовой гаммы, ее зависимости от освещения и состояния воздушной среды.

Природа понималась импрессионистами, как объективная действительность, которой можно доверять. Художник в их понимании - посред­ник между людьми и природой, призванный раскрыть людям красоту этого мира, свое впечатление от него.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

XVIII в. был последним историческим этапом длительной переходной от феодализма к капитализму эпохи. Содержание исторического процесса составляло утверждение господства классических форм развитого буржуазно-капиталистического общества и его культуры. Этот процесс проходил по-разному в разных странах.

В Англии -- промышленная революция, переход к машинной капиталистической индустрии. Во Франции -- подготовка к классической буржуазной революции, освобожденной от религиозной оболочки в выражении своих политических и социальных идеалов. Но, несмотря на национальную специфику политической и культурной революции отдельных стран, основные черты их общности заключались в кризисе феодализма и его идеологии и в формировании прогрессивной идеологии просветителей. XVIII в. -- век разума, век просвещения, век философов, социологов, экономистов. Наступает новая эпоха, формируется новая культура. Разум и Просвещение превратились в основные лозунги эпохи. Даже абсолютизм, уступая потребностям времени, становится просвещённым. В Австрии, и Пруссии монархи используют идеи Просвещения для укрепления централизованной системы управления. Практикуется создание единой системы образования, поощряется - в известных пределах - развитие наук и искусств.

ФИЛОСОФИЯ

Во всех странах Европы развитие культуры в XVIII в. в той или иной мере проходило под знаком идей Просвещения. В Германии складывается школа классической немецкой идеалистической философии (Кант, Фихте). В Италии Джамбаттиста Вико осуществляет диалектизацию философии нового времени. В Англии философия Беркли дает теоретическое обоснование религиозному мировоззрению, а скептицизм Юма играет роль теоретического обоснования утилитарного и рассудочного мировоззрения буржуазии. Но самый многочисленный, блещущий яркими талантами отряд просветителей сформировался во Франции: именно отсюда, неся на себе печать французского гения, идеи Просвещения распространились по всей Европе.

Шарль Луи Монтескье (1689-- 1755) в своих произведениях "Персидские письма" (1721), "О духе законов" (1748) выступает против феодализма и неограниченной монархии.

Монтескье различает три формы государственной власти: деспотию, основой которой является страх; монархию, имеющую своей опорой "принцип чести" республику, где население воодушевлено высшей гражданской добродетелью -- патриотизмом. Политические воззрения Монтескье, в частности его учение о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей между независимыми, но контролирующими друг друга инстанциями, не только были прогрессивны в XVIII в., но и необычайно актуальны для современней политической ситуации в России.

Самым выдающимся вождем умеренного крыла французского Просвещения был Вольтер (1694--1778) Его огромный талант нашел выражение в разнообразных, блестящих по форме литературных, философских, исторических произведениях, насыщенных ненавистью к феодальному государству и религиозному фанатизму. Из его философских произведений наиболее значительны "Философские письма", "Основы философии Ньютона" и "Философский словарь". Влияние идей Вольтера за пределами Франции, в том числе и в России, было исключительно велико. Антиклерикальные произведения Вольтера сыграли значительную роль в развитии русского свободомыслия в XVIII в.

Новым этапом в развитии французского Просвещения XVIII в. была деятельность Жана-Жака Руссо (1712--1778), идеолога революционной мелкой буржуазии. Его идеи, выраженные в произведениях "О причинах неравенства", "Об общественном договоре, или Принципы политического права" и др., оказали впоследствии, в период Великой Французской революции 1789-- 1794 гг. значительное влияние на якобинцев, провозгласивших Руссо своим идейным предшественником. Его произведения проникнуты ненавистью к угнетателям, страстной критикой современного ему общественного и государственного строя, социального неравенства, уродливого воспитания. Он обличает лицемерную, враждебную интересам народа мораль, фальшивое искусство и официальную науку.

Важнейшее направление в просветительской философии представлено материалистической школой. Ее зачинатель -- врач Жюльен ОфреЛаметри (1709-- 1751), автор медицинских и философских трудов. Смелый атеизм Ламетри вызвал ярость церковных и светских реакционеров. Философ вынужден был бежать из Франции и умер в изгнании.

Дальнейшее развитие французского материализма связано с деятельностью Дени Дидро (1713--1784), Этьена Бонна Кондильяка (1710--1780) и Поля Гольбаха (1723 -- 1789). Расцвет деятельности французских материалистов относится к 50--60 гг. XVIII в. и тесно связан с изданием "Энциклопедии наук, искусств и ремесел" в 33 томах, которая стала идейным средоточием всего лагеря просветителей.

XVIII в. характеризуется одновременным развитием науки и техники. Становится научной дисциплиной политэкономия благодаря Адаму Смиту и французским физиократам. Наука все больше связана с производством, техникой, получает ускоренное развитие. Лавуазье, так же как Ломоносов в России, заложил основы химии как современной науки. Создаются новые машины, подготавливающие переход к индустриальному веку.

В XVIII в. Усиленно развиваются новые отрасли физики - учение о теплоте, электричестве, магнетизме. Широко разворачиваются химические исследования. Прогрессируют биологические науки - анатомия физиология эмбриология. Успехи К.Линнея - (1707-1778) в классификации нового фактического материала, накопленного ботаникой и зоологией, развитие палеонтологии с неизбежностью ставили вопрос об эволюции органического мира. Крупнейший представитель эволюционизма XVIII в., французский учёный Ж.Л.Бюффон (1707 - 1788) создал грандиозную "Естественную историю". Успехи геологии в изобилии давали материалы о развитии земной коры. Это имело огромное значение для разработки космогонических гипотез, выдвинутых в середине века Бюффоном и Кантом (1724 - 1804), а в конце века - П.С.Лапласом (1749 - 1827).

Достаточно сказать, что во Франции существовало множество научных и учебных заведений - Академия наук, Королевский колледж, школа военных инженеров, Парижская обсерватория и т. д. Академия и университеты возникают во многих провинциях. Выпускаются научные труды, журналы, учёные записки, идёт активный обмен результатами исследований. Но не всё здесь было благополучно. Отвергнув как нелепость "богооткровенную" картину природы, многие естествоиспытатели включились в создание неортодоксальной "теории природы". Широкой популярностью пользуются в это время такие книги, "Теология воды" Фабрициуса, "Творец природы" Буасси, "Астрономическая теология" Дергеля и др., в которых не прекращаются попытки укрепить теизм за счёт естественнонаучных открытий на фоне кризиса ортодоксальной религии.

Западноевропейская общественная мысль продолжает развиваться под знаком просветительских идей. Утверждается могущество разума, широкое распространение получает критика сословных предрассудков и церковного обскурантизма. Большое значение приобретает обмен между странами философскими, научными, эстетическими идеями. Французский язык становится языком международного общения просвещенных слоев общества. В большинстве стран складывается интеллигенция, представляющая интересы непривилегированных классов, что способствует формированию более широкого представления о единстве культуры человеческого общества.

ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА

В XVIII в. берет начало процесс решительного изменения в соотношении видов и жанров искусства, получивший завершение в следующем столетии. Возрастает удельный вес литературы и музыки, достигающих той ступени художественной зрелости, которую живопись обрела уже в XVI--XVII вв. Литература и музыка постепенно начинают приобретать значение ведущих видов искусства. Дополняя друг друга, они удовлетворяют потребности времени в эстетическом осознании жизни, ее движения и становления.

Развивается проза как жанр, который стремится показать судьбу отдельного человека в ее сложном развитии во времени, в запутанных отношениях с социальной средой либо рисующий широкую картину быта и нравов эпохи, решающий коренные вопросы о месте и роли человека в жизни общества. Таковы, несмотря на различие почерков и стилей, "Хромой бес" Лесажа, "Манон Леско" Прево, "Кандид" Вольтера, плутовские романы Филдинга, "Сентиментальное путешествие" Стерна, "Страдания молодого Вертера" и "Вильгельм Мейстер" Гете. Жанр романа, дающий универсальную картину мира, развивается особенно плодотворно.

Потребность в поэтическом, эмоционально-целостном выражении душевного мира человека, раскрытии его непосредственного мироощущения и мировосприятия в развитии, противоречиях и цельности предопределили расцвет музыки как самостоятельного вида искусства. Создание в XVIII в. Бахом, Моцартом, Глюком, Гайдном таких музыкальных форм, как фуга, симфония, соната, раскрыло способность музыки передавать тончайшие нюансы и процесс становления переживаний человека.

Значительны в XVIII в. успехи театрального искусства, драматургии, тесно связанной с литературой. Для нее характерен отход от традиций классицизма к реалистическим и предромантическим творческим направлениям. Характерной чертой культуры этого времени является пристальное исследование основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства и освещение общественно-воспитательной роли театрального искусства.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА

XVIII в. -- век портрета, но уже на новом витке развития культуры. Мастера XVIII в. создали искусство утонченное, дифференцированное, анализирующее тончайшие нюансы чувств и настроений. Изящная интимность, сдержанная лиричность, вежливо-беспощадная аналитическая наблюдательность -- таковы художественные особенности портретов Латура, Гейнсборо, Гудона. Умение передать тончайшие оттенки настроения, подметить характерное отличает галантные празднества и жанровые сценки Ватто, Фрагонара, скромные бытовые мотивы Шардена, городские пейзажи Гварди. Эти качества художественного восприятия жизни впервые с такой последовательностью утверждались в искусстве, но ценой частичной утраты художественных завоеваний прошлого.

Живопись теряет универсальную полноту охвата духовной жизни человека, какая была у Рубенса, Пуссена, Рембрандта, Веласкеса.

Круг эстетических потребностей XVIII в. наиболее полно раскрывался в изобразительном искусстве, архитектуре, в литературе и музыке. Проблема удельного веса изобразительных искусств и архитектуры в художественной культуре человечества со всей остротой будет поставлена лишь в эпоху расцвета капитализма.

Формирование новой культуры происходит весьма неравномерно в различных странах. Например, в Италии, лишенной национального единства, продолжается развитие традиций XVII в. Во Франции XVIII в. начинается печально-мечтательным изящным искусством Ватто и завершается революционным пафосом полотен Давида, приобретая сознательную гражданскую направленность.

В Испании творчество молодого Гойи противостоит классицизму страстным интересом к ярким, характерно выразительным сторонам жизни и предваряет переход изобразительного искусства к реалистическому романтизму XIX в.

В XVIII в. сокращается церковное зодчество и возрастает объем гражданского строительства. Архитектуру характеризует стиль позднего барокко -- еще более динамически усложненного, декоративно-перегруженного, менее величавого и монументального. Дальнейшее развитие претерпевает и классицистическое направление. Во Франции был создан ряд блестящих ансамблевых решений (площадь Согласия в Париже), представляющий переосмысление в духе классицизма принципов планировки городского ансамбля. Зарождается интерес к более интимной трактовке архитектурного образа отдельного особняка, более комфортабельного, элегантного. Это приводит к сложению принципов искусства рококо, более камерного, чем барокко. Рококо в архитектуре проявило себя главным образом в области декора, плоскостного, легкого, капризно-прихотливого, изысканного.

Живопись и скульптура в стиле рококо носили чисто декоративный характер и служили вместе с декоративно-прикладным искусством для оформления интерьера. Искусство рококо, более интимное, рассчитанное на украшение досугов чуткого к "изящному", обладающего изысканным вкусом частного человека, определило создание стиля живописи дифференцированного в оттенках настроения, в тонкостях сюжетного, композиционного, колористического и ритмического решения. Искусство рококо избегало обращения к драматическим сюжетам, к познанию реальности и носило откровенно гедонистический характер, очень скоро выродившись в бездумно-поверхностное искусство представителей той части общества, которая исповедовала девиз Людовика XV: "После нас -- хоть потоп".

Искусство XVIII в. завершается грандиозной эпопеей -- творчеством великого испанца Франциска Гойи. Оно слито с испанской живописной традицией, с жизнью нации, но вместе с тем, в творчестве Гойи все обращено к человечеству и истории, все живет в атмосфере всемирной трагедии и общечеловеческой радости. Гойя стал великим художником уже в XVIII в., когда им были написаны и брызжущие радостью жизни народные сцены, и гордые темпераментные портреты. На самом рубеже XIX в. Гойя создал серию офортов "Капричос", где он бестрепетной рукой открыл миру те бездны, в которые не рисковали заглянуть, которые звучали подтекстом культуры XVIII в., о которых говорили шепотом. Но этот цикл был и прощанием с XVIII столетием. Творчеством Гойи, как и живописью Давида, открывается история искусства XIX и XX вв.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

западноевропейская культура искусство просвещение

Подведём итоги. Искусству VXIII в. Свойственна в сравнении с другими эпохами большая стилистическая цельность: в различных национальных школах и художественных стилях можно обнаружить объединяющие черты. Это искусство совершает переход от рационализма к сенсуализму, от возвышенного - к непосредственно данному, человеческому.

Важнейшим результатом собственно человеческого творчества выступает мир культуры. В нём особо важное место принадлежит государству и системам законов, промышленности, науке, морали и системе воспитания, искусству. И хотя порой результаты человеческого творчества оцениваются негативно (Руссо), в целом, культура XVIII в. Оптимистична. В ней доминирует убеждение, что появление общества и культуры - благоприятный фактор для человечества. Более того, именно культура является своеобразным критерием для определения этапов прогрессивного развития человеческого общества (Гердер).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Образ человека в общественном сознании европейцев XVIII века. Развитие идей "естественного человека". Теория естественного воспитания Ж.Ж. Руссо. Смысл одиночества в XVIII веке, понятия любви и дружбы. Развитие просвещения, искусства, естествознания.

    реферат , добавлен 10.09.2009

    Рассмотрение развития западноевропейской литературы и искусства XIX века. Ознакомление с основными направлениями художественного творчества. Изучение основ классицизма, романтизма, реализма. Новые направления в западноевропейской культуре конца XIX века.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2014

    Главные черты западноевропейской культуры Нового времени. Особенности европейской культуры и науки в XVII века. Существенные доминанты культуры европейского Просвещения XVIII века. Важнейшие тенденции культуры XIX в. Этапы художественной культуры XIX в.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Предпосылки развития и главные особенности российской культуры XVIII века. Направления становления сферы просвещения и образования, литературы, архитектуры и живописи. Яркие представители данных направлений и оценка их основных достижений в XVIII веке.

    презентация , добавлен 20.05.2012

    Проблемы культуры в трудах просветителей XVIII в. Западноевропейская культура XVIII в. (Просвещение). Развитие науки эпохи Просвещения. Мифы, легенды и культура Древнего Востока. "Повесть временных лет" - выдающийся памятник древнерусской культуры.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2008

    Культура периода петровских реформ. Особенности российской эпохи Просвещения XVIII века, включающие развитие общественной мысли, философии, литературы и художественной культуры и ее влияние на современную культуру. Исторический портрет Новикова Н.И.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Определение факторов формирования национальной культуры России во второй половине XVIII века. Развитие литературного русского языка, национальной литературы, науки, живописи и скульптуры России. Архитектурное зодчество России второй половины XVIII века.

    презентация , добавлен 19.09.2014

    Франция как гегемон духовной жизни Европы XVIII века. Хронологические и территориальные рамки эпохи Просвещения. Эволюция философских идей просветителей и их воплощение в изобразительном искусстве. Влияние Просвещения на развитие театрального искусства.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2013

    Общая характеристика и важнейшие особенности культуры России XVIII века. Главные черты русской культуры XIX – начала ХХ веков: "золотой" и "серебряный" век. Существенные достижения и проблемы в развитии белорусской культуры XVIII века – нач. XX века.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Факторы, влиявшие на развитие культуры в правление Петра I. Новые явления в культуре (театр, музыка, литература) Петровского времени. Просвещение и школа первой четверти XVIII века. Развитие науки. Общественно-политическая и экономическая жизнь.

Европейская культура XVIII века не только продолжает культурное развитие предшествующего (XVII) столетия, но и отличается от него –по стилю, колориту, тональности.

XVII в. – век становления рационализма. XVIII – век Просвещения, когда рационалистические парадигмы культуры получили свой более конкретный социальный адрес: они стали опорой«третьего сословия» в его сначала идейной, а затем и политической борьбе с феодальным, абсолютистским строем.

Вольтер и Руссо во Франции, Гете и Шиллер в Германии, Юм в Англии, Ломоносов и Радищев в России – все великие просветители–гуманисты XVIII столетия выступали как убежденные сторонники и защитники человеческой свободы, широкого и универсального развития личности, непримиримые противники рабства и деспотизма. Во Франции, где противоречия общественной жизни переживались особенно остро, идеология Просвещения, материалистическая и атеистическая по преимуществу, стала теоретической, духовной предпосылкой великой революции 1789–1793 гг., а затем начавшегося широкого реформистского движения на континенте. Десятилетием ранее на идеях Просвещения создавалось государство Северо–Американских Соединенных Штатов.

Американская война за независимость, французская политическая революция и промышленная революция в Англии подвели «итог» длительному, напряженному общеевропейскому развитию со времен Реформации. Таким итогом было образование современного типа общества – промышленной цивилизации. Нарушалась не только феодальная, натуральная система хозяйства. «Ломалось» присущее ему сознание – раболепие вассала перед «синьором» и «сюзереном», хотя в этой ломке рождалось не только «высокое», но и «низкое» (термины заимствованы из «Феноменологии духа» Гегеля) сознание эпохи – цинизм и нигилизм тех общественных слоев и классов, которые воспринимали происходящее лишь как кризис и разложение и сами не были способны к социальному творчеству.

Понять XVIII в. – значит постичь его контрасты и парадоксы. Утонченность, изящество классицизма, великолепие Лувра и Версаля, величие Прадо и Вестминстерского аббатства соседствовали с суевериями, темнотой и неграмотностью масс, с бесправием и нищетой крестьянства, с деградацией и одичанием городских люмпенов. Блеск и нищета еще больше усиливали и оттеняли друг друга.

Моральный кризис охватил и «образованные» слои общества. Классическим памятником пышной и помпезной эпохи Людовика XV стал герой знаменитого диалога Дидро «Племянник Рамо» – предтеча будущих нигилистов и ницшеанцев (Диалог написан в 1762 г. Его персонаж – реальное лицо, племянник известного французского композитора). В образе незаурядного, но безнравственного циника и авантюриста автор диалога вывел тип человека, не нашедшего себя в своем времени, а потому социально опасного.


«Низкому», «разорванному» сознанию безвременья, его разрушающей и развращающей силе противостояла сила созидания и творчества – культура. Основным вектором ее развития было постепенное, но неуклонное преодоление одностороннего, «монохроматического» видения человека и мира, переход от механического к органическому, т.е. целостному, многокачественному восприятию действительности.

В производстве, в базисной структуре общества осуществлялся переход от мануфактуры к более развитым и сложным технологиям, к освоению новых видов сырья и источников энергии – к использованию природных сил не в первозданном, а в качественно измененном, преобразованном виде.

В науке монополия механико–математического знания уступала место выдвижению – наравне с ними – опытных и описательных дисциплин: физики, географии, биологии. Естествоиспытатели–натуралисты(Д.Геттон, К.Линней и др.) коллекционировали, систематизировали великое многообразие явлений и образований природы. Качество и количество заняли теперь уже равнозначное, сопоставимое место в логике, языке и мышлении теоретика.

Не только научное, но имассовое сознание XVIII в. обретало черты, не свойственные рационально–рассудочному XVII столетию, когда существовали лишь «черное и белое», одномерное различение противоположностей на «да» и «нет», истину и ложь, добро и зло, правый и виноватый. XVIII в. уже стал замечать и полутона, признавая за человеком право на изменения, совершенствование своей природы, т.е. право на «просвещение» и образование как на процессы, требующие и предполагающие время. Вера в возможность преобразования мира на разумных началах и морального совершенствования личности предполагала уже элементы историзма в сознании и самосознании эпохи.

Эта тема – постоянство и изменчивость человеческой Природы, зависимость и независимость ее от внешних условий или «среды», – рожденная в массовом опыте людей, ждущих перемен и практически готовящих своей деятельностью невиданное ранее обновление жизни, стала одной из центральных темфилософской рефлексии. То,что лишь предчувствовалось и предугадывалось в массах, философия подняла до уровня критики. Ее объектом стали и общественный (государственный) строй, и идеология этого строя – религия.

Во Франции, где социальные противоречия достигли наиболее острых и открытых форм классового противостояния. Критика религии (католицизма) велась с радикальных, атеистических позиций.По Гольбаху, религия есть ложь и бред, «священная зараза», не покончив с которой нельзя разделаться с насилием и деспотизмом крепостников–феодалов. АнгличанинЮм и немецКант были далеки от такого рационализма. Но и их критика феодальной идеологии нацеливалась в ее эпицентр: вопреки Ветхому и Новому заветучеловеческая личность и общественная мораль объявлялись автономными по отношению к религии, которая сама теперь выводилась из требований и интересов морали, вместо того чтобы стать ее опорой и истоком. В «Критике чистого разума» Кант отверг все возможные доказательства бытия бога и личного бессмертия, а это, по словам Генриха Гейне, было тогда настоящим «штурмом неба».

Но и на родине революции – во Франции – идеи Просвещения не были однородны, претерпев существенную эволюцию – от реформизма (в первую половину столетия) к откровенно революционным программам действия (в 60–80–е гг. XVIII в.). Так, если у представителей старшего поколения просветителей– Монтескье и Вольтера, выражавших интересы и умонастроения верхушечных слоев дореволюционной французской буржуазии, преобладала идея постепенного обуржуазивания феодального общества по образцу соседней Англии, давно уже утвердившей у себя конституционно–монархический строй, то у идеологов следующего поколения антифеодальных мыслителей –Ламетри, Дидро, Гельвеция, Гольбаха – прослеживался уже другой настрой: решительное отрицание помещичьей собственности и сословных привилегий, открытый призыв к свержению деспотической власти.

В крупнейших странах Европы к середине XVIII в. королевская власть уже не нуждалась в заигрывании с «третьим сословием», не искала больше в нем союзника в борьбе с феодальной вольницей. Более важным теперь стало для нее упрочение союза с церковью и высшим дворянством. Перед лицом главной угрозы, для подавления крестьянских волнений и голодных бунтов горожан объединились, забыв прежние распри, все силы старого общества. Объявив войну собственному народу, абсолютистский режим перенес ее и на сферу культуры: публично сжигались «нечестивые» и «мятежные» книги, а их авторов ожидали Венсенский замок или Бастилия. Однако всё это не отдаляло, а приближало народный взрыв, революцию.

Дух, мироощущение эпохи самым ярким и выразительным образом запечатлели себя в искусстве. Самые величайшие художники века:Бах, Гете, Моцарт, Свифт говорили с современниками и будущими поколениями людей языком вечности, не стесняя и не сковывая себя никакими условностями и искусственными правилами «стиля».

Но это не значит, что XVIII в. не знал своих собственных, характерных художественных стилей. Основным из них былбарокко – стиль, соединивший в себе старые традиции (готику) с новыми тенденциями – идеями демократического свободомыслия. Сочетая в себе аристократизм формы с апелляцией к «народному», т.е. буржуазному, вкусу, живопись, скульптура, а особенно архитектура барокко, – это нетленный памятник дуализму эпохи, символ непрерывности европейской культуры, но и неповторимости исторического времени (Примером чему может служить скульптура Бернини, архитектура Растрелли, живопись Джордано, поэзия Кальдерона, музыка Люлли и др).

В течение первых трех четвертей XVIII в. наряду с барокко в западноевропейском искусстве достаточно широко распространился и другой стиль –рококо: такое название он получил за вычурность, манерность, нарочитую «несхожесть» выполненных в этом стиле произведений искусства с грубой, неотлакированной натурой. Декоративная театральность, хрупкость и условность образов – это полная противоположность «легкомысленного» рококо тяжелой торжественности барокко.Лозунг эстетики рококо – «искусство для наслаждения» – выражал достаточно точно и красноречиво мироощущение предреволюционной аристократии, жившей «одним днем», по известному девизу Людовика XV: «После нас – хоть потоп».

Но большинство нации ожидало не потопа, а очистительной бури. К середине века вся образованная, мыслящая Франция, затем и остальная Европа (вплоть до России) жила идеями и идеалами Просвещения.Вольтер и Руссо стали знаменем борьбы. Но вольтерианство и руссоизм – это все же различные, во многом несхожие программы и цели, два достаточно отдаленных друг от друга полюса напряженной социальной жизни, два центра сосредоточения антифеодальных, антикрепостнических сил. При жизни (оба мыслителя умерли в одном году – 1778) Вольтер и Руссо относились друг к другу резко критически, даже неприязненно. Вольтеру претил плебейский демократизм женевского философа, его призывы отказаться от благ и достижений цивилизации во имя мифического «возвращения» человека к первобытной и первозданной природе. Руссо, со своей стороны, не мог разделить аристократического высокомерия своего старшего современника по отношению к простонародью, как и деистического вольнодумства вольтерианцев, их излишнего, как полагал он, и даже опасного рационализма.

Историческое время смягчило, сгладило эти противоречия. В глазах потомков великие деятели Просвещения –с каких бы позиций ни вели они критику идеологии и практики отживающего строя – делали одно, общее дело. Но в актуальном переживании современниковаристократический и демократический пути борьбы за переустройство общества были более чем двумя равноценными и равнозначными, равновозможными вариантами прогресса. Каждый изних не только по–своему выражал исторический опыт прошлого (вследствие давно уже происшедшей и продолжающейся дивергенции в культуре материального и духовного, нравственного и умственного развития), но и был по–своему продолжен в будущем – в европейской истории следующего, XIX столетия.

Путь Вольтера – это путь духовных и социальных революций «сверху»: от вольнодумства вольтерианцев – к романтизму и свободолюбию «Бури и Натиска», к мятежной неуспокоенности байронизма, а затем – и к русскому декабризму 1825 г. Европейская и наша отечественная литература запечатлела героев аристократического бунтарства:Чайльд Гарольда и Карла Моора, Чацкого и Дубровского. Их интеллектуальное и нравственное превосходство по отношению к своим современникам было несомненным. Но столь же очевидной была и обреченность этих людей на одиночество, на большую, трудно преодолимую удаленность от народа.

Судьба идей и учения Руссо еще более сложна и необычна. Изних рождались лозунги Французской революции: свобода, равенство, братство и во имя свободы появлялись вопреки логике – императивы и программы якобинской диктатуры, оправдывающие не только теорию, но и практику массового, истребительного террора (о чем сам философ, умерший за 10 лет до революции, конечно, и не помышлял).

Это была первая крупнейшая метаморфоза гуманизма в культуре нового времени. «Абсолютная свобода и ужас» –так в гегелевской«Феноменологии духа» назван параграф, где революция и диктатура выводятся как практический результат теоретических идей и принципов Просвещения, а политический террор оценивается как абсолютный пункт отчуждения. Великий диалектик не только оказался глубоко прав, осмысливая – на опыте Французской революции – свою современность, но и прозорливо смотрел в наш, XX в., когда указывал на односторонность якобинского (тем самым любого леворадикального) принципа «абсолютного равенства». Называя такое равенство «абстрактным», Гегель писал, что единственным результатом его может быть только «самая холодная, самая пошлая смерть, имеющая значение не большее, чем если разрубить кочан капусты или проглотить глоток воды» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2–е изд. Т. 12. С. 736).

Но Руссо был не только (и не столько) предтечей Робеспьера и Марата. Имя женевского мудреца стоит у истоков и другого духовного течения, которое в целом можно охарактеризовать как романтически–патриархальное и антитехнократическое. (Через 100 лет после него эти же идеи у нас в России отстаивал Лев Толстой.) Руссо, Толстой, их единомышленники и последователи выразили протест широких масс (Руссо – городских низов, Толстой – крестьянства) против той тяжелой поступи цивилизации, которая осуществлялась не для, а за счет народа. На заре первой промышленной революции Руссо не дал обольстить себя скороспелыми плодами материального прогресса, предупредив об опасности неконтролируемого воздействия человека на природу, громко заявив об ответственности ученых и политиков не только за ближайшие, но и за отдаленные последствия принимаемых ими решений.

Но ничто не могло тогда разубедить европейца в том, что именно на его земле в его век совершаются или должны вот–вот совершиться великие, поворотные события мировой истории. Весь остальной мир был для Европы все еще «необетованным», а иноземцы – «туземцами». Европейская экспансия приняла уже не случайный (как в ХVI–ХVII вв.), а систематический, организованный характер. По ту сторону Атлантики (на Востоке Америки) европейские переселенцы осваивали новые для себя территории, оттесняя в центр материка коренное население континента. Африка, Азия, Океания продолжали хищнически разграбляться.«Пятый континент» (Австралия) был определен британским правительством как место самой отдаленной, а потому и самой жестокой ссылки наиболее важных, неисправимых преступников.

Европейцы, даже если они между собой воевали (австрийцы и итальянцы, немцы и французы), признавали друг в друге равных и соблюдали неписаные правила поведения даже в самых острых и ожесточенных спорах (победители не могли превратить побежденных в рабов, сражались армии, но не мирное население и т.п.). Но в неевропейских, «нехристианских» странах для англичан и французов, испанцев и португальцев не существовало уже никаких норм и запретов. С «туземцами» положено было не торговать и даже не воевать;их следовало покорять и истреблять. (Даже если это была страна такой высочайшей и древнейшей культуры, как Индия.)

Европейское Просвещение вписалось в историю культуры как эпоха гордого и самонадеянного сознания Ее современники гордились cобой и своим временем. Поэт века – Гете – с олимпийским величием и глубоким удовлетворением взирал на ход мировых событий который – казалось тогда – полноcтью подтверждал разумность и моральную оправданность действительности.

«Все разумное – действительно». Это не случайная фраза оброненная философом. Это – самосознание эпохи. Но уже последующие столетия заставили людей в этом усомниться.

XVIII в. - последний исторический этап перехода от феодализма к капитализму. Развитие культуры в этот период во всех странах Европы проходило под знаком идей Просвещения.

В этом веке в Германии сложилась школа клас­сической немецкой идеалистической филосо­фии. Во Франции сформировался самый многочи­сленный отряд просветителей, оттуда по всей Европе распространились идеи Просвещения. В своих произведениях (-Персидские письма» и «О духе законов») Шарль Луи Монтескье высказы­вался против неограниченной монархии и феода­лизма. Вольтер был выдающимся вождем француз­ского Просвещения. Он написал прекрасные литературные, философские и исторические произ­ведения, в которых выражалась ненависть к религи­озному фанатизму и феодальному государству. Деятельность Жана Жака Руссо стала новым этапом в развитии французского Просвещения. Его произ­ведения содержали е себе ненависть к угнетателям, критику государственного строя, социального нера­венства.

Судьба французского материализ­ма связана с именами Дени Дидро, Этьена Бонно Кондильяка, Поля Гольбаха. 50-60-е гг. XVIII в. - расцвет деятельности французских материалистов. Этот период отличается одновременным развитием науки и техники. Благодаря Адаму Смиту политэкономия становится на­учной дисциплиной. Наука быстро развивалась, она была напрямую связана с техникой и производ­ством. В XVIII в, более значимыми становятся лите­ратура и музыка, постепенно они выходят на первый план среди всех видов искусств. Развивается проза как жанр, в которой показывается судьба отдельно­го человека в социальной среде того времени.ьОсобенно плодотворно развивается жанр романа, а котором описывается универсальная картина ми­ра. В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми стали И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Огромное влияние на музыкальное искусство оказа­ли Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. ван Бетховен. Больших результатов добились театральное искусство, дра­матургия, которая носила реалистический и предромантический характер.

Отличительная черта этого времени - исследо­вание основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства. XVIII столетие часто называ­ют «золотым веком театра". Величайший драматург П. О, Бомарше считал его «исполином, который смертельно ранит всех, на кого направляет свои удары». Крупнейшими драматургами стали: Р. Ше­ридан (Англия), К, Гольдони (Венеция], П. Бомарше (Франция), Г. Лессинг, И. Гете (Германия),Ф. Шиллер.

Ведущим жанром живописи XVIII в. был портрет.

Среди художников этого времени можно выде­лить Гейнсборо, Латура, Гудона, Шардена, Ватто, Гварди. Живопись не отражает универсальную пол­ноту охвата духовной жизни человека, как это было раньше, В различных странах формирование нового искусства происходит неравномерно. Живопись и скульптура в стиле рококо носили декоративный ха­рактер.

Искусство XVIII в. завершается великолепным творчеством испанского художника Франсиско Гойи. Культурное наследие XVIII в. до сих пор пора­жает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человече­ских страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. Век Просвещения - век ве­ликих открытий и великих заблуждений. Неслучайно конец этой эпохи приходится на начало Француз­ской революции. Она уничтожила веру просветите­лей в «золотой век» ненасильственного прогресса. Она усилила позиции критиков его целей и идеалов.

Похожие публикации