Зимний дуб краткое содержание для читательского. Ю

Зимний дуб

Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, и дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и великодушный могучий страж леса качнул ей навстречу ветвью.

«Анна Васильевна, поглядите,» — сказал Савушкин и с усилием отвалил глыбу снега с прилипшей снизу землей, с останками гнилых трав. Там, в ямке, лежал шарик, обернутый сопревшими листьями. Сквозь листья торчали острые наконечники игл, и Анна Васильевна догадалась, что это еж.

Мальчик продолжал водить учительницу по своему мирку. Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц. козявок. Отощавшие, они в непробудном сне перемогали зиму. Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры

Отойдя далеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах, и увидела у его подножия небольшую темную фигурку: Савушкин не ушел, он издали охранял свою учительницу. И Анна Васильевна вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чиненой одежде, сын погибшего за родину солдату, чудесный гражданин будущего.

(По Ю. Нагибину) 232 слова

Юрий Маркович Нагибин

Зимний дуб

Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, и только по слабой, прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет.

До школы было всего с полкилометра, и учительница лишь накинула на плечи короткую шубку, а голову наскоро повязала легким шерстяным платком. А мороз был крепкий, к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцатичетырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось.

Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе. Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе - всюду ее знают, ценят и называют уважительно: Анна Васильевна.

Над зубчатой стенкой дальнего бора поднялось солнце, густо засинив длинные тени на снегу. Тени сближали самые далекие предметы: верхушка старой церковной колокольни протянулась до крыльца Уваровского сельсовета, сосны правобережного леса легли рядком по скосу левого берега, ветроуказатель школьной метеорологической станции крутился посреди поля, у самых ног Анны Васильевны.

Навстречу через поле шел человек. «А что, если он не захочет уступить дорогу?» - с веселым испугом подумала Анна Васильевна. На тропинке не разминешься, а шагни в сторону - мигом утонешь в снегу. Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дорогу уваровской учительнице.

Они поравнялись. Это был Фролов, объездчик с конезавода.

С добрым утром, Анна Васильевна! - Фролов приподнял кубанку над крепкой, коротко стриженной головой.

Да будет вам! Сейчас же наденьте - такой морозище!..

Фролов, наверно, и сам хотел поскорей нахлобучить кубанку, но теперь нарочно помешкал, желая показать, что мороз ему нипочем. Он был розовый, гладкий, словно только что из бани; полушубок ладно облегал его стройную, легкую фигуру, в руке он держал тонкий, похожий на змейку хлыстик, которым постегивал себя по белому, подвернутому ниже колена валенку.

Как Леша-то мой, не балует? - почтительно спросил Фролов.

Конечно, балуется. Все нормальные дети балуются. Лишь бы это не переходило границы, - в сознании своего педагогического опыта ответила Анна Васильевна.

Фролов усмехнулся:

Лешка у меня смирный, весь в отца!

Он посторонился и, провалившись по колени в снег, стал ростом с пятиклассника. Анна Васильевна кивнула ему сверху вниз и пошла своей дорогой.

Двухэтажное здание школы с широкими окнами, расписанными морозом, стояло близ шоссе, за невысокой оградой. Снег до самого шоссе был подрумянен отсветом его красных стен. Школу поставили на дороге, в стороне от Уваровки, потому что в ней учились ребятишки со всей округи: из окрестных деревень, из конезаводского поселка, из санатория нефтяников и далекого торфогородка. И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам капоры и платочки, картузы и шапочки, ушанки и башлыки.

Здравствуйте, Анна Васильевна! - звучало ежесекундно, то звонко и ясно, то глухо и чуть слышно из-под шарфов и платков, намотанных до самых глаз.

Первый урок у Анны Васильевны был в пятом «А». Еще не замер пронзительный звонок, возвестивший о начале занятий, как Анна Васильевна вошла в класс. Ребята дружно встали, поздоровались и уселись по своим местам. Тишина наступила не сразу. Хлопали крышки парт, поскрипывали скамейки, кто-то шумно вздыхал, видимо прощаясь с безмятежным настроением утра.

Сегодня мы продолжим разбор частей речи…

Класс затих. Стало слышно, как по шоссе с мягким шелестом проносятся машины.

Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: «Существительным называется часть речи… существительным называется часть речи…» И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?..

Анна Васильевна улыбнулась воспоминанию, поправила шпильку в тяжелом пучке и ровным, спокойным голосом, чувствуя свое спокойствие, как теплоту во всем теле, начала:

Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет. Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить: кто это или что это? Например: «Кто это?» - «Ученик». Или: «Что это?» - «Книга».

В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея.

Ты опять опоздал, Савушкин? - Как большинство молодых учительниц, Анна Васильевна любила быть строгой, но сейчас ее вопрос прозвучал почти жалобно.

Приняв слова учительницы за разрешение войти в класс, Савушкин быстро прошмыгнул на свое место. Анна Васильевна видела, как мальчик сунул клеенчатую сумку в парту, о чем-то спросил соседа, не поворачивая головы, - наверно: «Что она объясняет?..»

Анну Васильевну огорчило опоздание Савушкина, как досадная нескладица, омрачившая хорошо начатый день. На то, что Савушкин опаздывает, ей жаловалась учительница географии, маленькая, сухонькая старушка, похожая на ночную бабочку. Она вообще часто жаловалась - то на шум в классе, то на рассеянность учеников. «Первые уроки так трудны!» - вздыхала старушка. «Да, для тех, кто не умеет держать учеников, не умеет сделать свой урок интересным», - самоуверенно подумала тогда Анна Васильевна и предложила ей поменяться часами. Теперь она чувствовала себя виноватой перед старушкой, достаточно проницательной, чтобы в любезном предложении Анны Васильевны усмотреть вызов и укор…

Вам все понятно? - обратилась Анна Васильевна к классу.

Понятно!.. Понятно!.. - хором ответили дети.

Хорошо. Тогда назовите примеры.

На несколько секунд стало очень тихо, затем кто-то неуверенно произнес:

Правильно, - сказала Анна Васильевна, сразу вспомнив, что в прошлом году первой тоже была «кошка».

И тут прорвало:

Окно!.. Стол!.. Дом!.. Дорога!..

Правильно, - говорила Анна Васильевна, повторяя называемые ребятами примеры.

Класс радостно забурлил. Анну Васильевну удивляла та радость, с какой ребята называли знакомые им предметы, словно узнавая их в новой, непривычной значительности. Круг примеров все ширился, но первые минуты ребята держались наиболее близких, на ощупь осязаемых предметов: колесо, трактор, колодец, скворечник…

А с задней парты, где сидел толстый Васята, тоненько и настойчиво неслось:

Гвоздик… гвоздик… гвоздик…

Но вот кто-то робко произнес:

Город - хорошо! - одобрила Анна Васильевна.

И тут полетело:

Улица… Метро… Трамвай… Кинокартина…

Довольно, - сказала Анна Васильевна. - Я вижу, вы поняли.

Зимний дуб!

Ребята засмеялись.

Тише! - Анна Васильевна стукнула ладонью по столу.

Зимний дуб! - повторил Савушкин, не замечая ни смеха товарищей, ни окрика учительницы.

Он сказал не так, как другие ученики. Слова вырвались из его души, как признание, как счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце. Не понимая странной его взволнованности, Анна Васильевна сказала, с трудом скрывая раздражение:

Почему зимний? Просто дуб.

Просто дуб - что! Зимний дуб - вот это существительное!

Садись, Савушкин. Вот что значит опаздывать! «Дуб» - имя существительное, а что такое «зимний», мы еще не проходили. Во время большой перемены будь любезен зайти в учительскую.

Вот тебе и «зимний дуб»! - хихикнул кто-то на задней парте.

Савушкин сел, улыбаясь каким-то своим мыслям и ничуть не тронутый грозными словами учительницы.

«Трудный мальчик», - подумала Анна Васильевна.

Урок продолжался…

Садись, - сказала Анна Васильевна, когда Савушкин вошел в учительскую.

Мальчик с удовольствием опустился в мягкое кресло и несколько раз качнулся на пружинах.

Будь добр, объясни, почему ты систематически опаздываешь?

Урок по литературному чтению
4 класс
Программа Эльконина-Давыдова
Автор учебника Матвеева Е.И.
Тема цикла уроков:
Тема понимания в отношениях взрослых и детей
в рассказе Ю.Нагибина «Зимний дуб»
Цели:
- анализ текста - читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации;
Задачи:
Предметные:
-включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации;
-помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.
Личностные:
-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста
Метапредметные:
- преобразовывать и интерпретировать информацию: соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте
Урок 1
Деятельность учителя
Деятельность ученика

1 этап. Подготовка к первичному восприятию. Работа с текстом до чтения.
Цель: прогнозирование содержания текста

Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом Юрия Нагибина «Зимний дуб».
- Кто-то из вас уже сталкивался с творчеством этого писателя?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом рассказе? Почему именно зимнему дубу посвящено произведение?
- Можем мы узнать из названия, где и когда происходит действие?
- Можем ли мы предположить, кто будет главным героем рассказа?
- Мы выслушали все предположения, хотите проверить, кто окажется прав?

Выслушиваются ответы детей.

2 этап. Постановка цели урока.

Но прежде чем насладиться чтением, давайте сформулируем цели и задачи урока.
С какой целью мы будем знакомиться с рассказом Ю.Нагибина?
Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения

3 этап. Комментированное чтение 1 части рассказа и диалог с автором через текст

Учитель читает первую часть рассказа.
Вопросы во время чтения
«Мороз был крепкий, и к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцати четырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось»
-Почему молодой учительнице нравился мороз?

«Это был Фролов, объездчик с конезавода» Кто такой объезчик?

«Фролов приподнял кубанку над крепкой, хорошо остриженной головой» Что такое «кубанка»?

Слушают чтение учителя.

Мороз бодрил, вокруг была сказочная красота, и это не могло не нравиться молодой учительнице.

Специалист по объездке лошадей.

Кубанка-мужской головной убор.

4 этап. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Задача: находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение

Каким образом встреча в поле характеризует героиню?
-Описание зимней природы помогает нам понять настроение учительницы. Анна Васильевна любуется красотой зимнего морозного утра, выпавшим за ночь снегом. Эта картина жизни вызывает у неё радостное («Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе»), бодрое («Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тел»), игривое настроение («Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет»).

Самоуверенная:«Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дороги уваровской учительнице»
Пользуется уважением, образованная, умная «Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе всюду ее знают, ценят и называют уважительно Анна Васильевна»

5 этап. Комментированное чтение 2 части рассказа и диалог с автором через текст

Задача: поиск информации и понимание прочитанного

Учитель по ходу чтения уточняет лексические значения малознакомых слов и задаёт скрытые вопросы автора.
«И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам кАпоры и платочки, куртузы и шапочки, ушанки и башлыки» Какой общий признак есть у всех перечисленных слов, являющимися однородными членами предложения?
Презентация слайд №13

«И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?..» Когда страх можно назвать смешным?
Дети читают по цепочке вторую часть рассказа.

Это названия головных уборов.

Учительница с улыбкой вспоминает свой страх, потому что волноваться не было причины.

Этап 6. Оценка информации

Задача: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте

Как АВ относится к своей работе?

Что поразило учительницу в ответе Савушкина?

Почему АВ назвала про себя Савушкина «трудным мальчиком»

Каким предстаёт Савушкин в этом эпизоде?
-Ответсвенно, добросовестно: «Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она
перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: "Существительным называется часть речи... существительным называется часть речи..."»
-« Он сказал это не так, как другие ученики. Слова вырвались из его души как признание, как счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце»
-« Савушкин сел, улыбаясь каким-то своим мыслям, ничуть не тронутый грозными словами учительницы»
-Добродушный, не от мира сего «сел, улыбаясь каким-то своим мыслям..», смешной «В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея.»

Этап 7. Итог урока

Смогли ли мы найти подтверждение нашим предположениям, с которых начали урок?
Можно ли назвать зимний дуб герем рассказа?
А вот я считаю, что именно зимний дуб – главный герой рассказа Ю.Нагибина. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.
А пока давайте обсудим, каким может быть домашнее задание.

Скорее всего дети ответят на этот вопрос отрицательно.

Выслушиваются ответы детей. Возможны варианты: дочитать рассказ до конца и узнать, наконец, почему он так называется; узнать об авторе.

2 урок
Тема: «Характеры героев рассказа»

1 этап
Постановка цели урока. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Деятельность учителя
Деятельность ученика

На прошлом уроке мы начали знакомство с рассказом Ю.Нагибина «Зимний дуб». На какие вопросы мы пытались ответить?
Дома вы дочитали рассказ до конца и теперь уже можете ответить наверняка на эти вопросы.
-Почему рассказ называется «Зимний дуб»? -Можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа?
Сегодня на уроке мы более подробно поговорим о героях рассказа, точнее об их взаимоотношениях.
Назовите героев произведения Ю.Нагибина.
Учитель фиксирует ответы на доске.

Почему рассказ называется «Зимний дуб»? Можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа?

Выслушиваюся ответы детей.

Анна Васильевна и Савушкин. (Если дети не назовут в числе героев зимний дуб, спросить, почему не назвали)

Задача 1: определять тему частей текста

Рассказ «Зимний дуб» разделён на 4 части. Определите тему каждой из частей

Тема 1 части: тропинка в школу (или «напоённый светом январский денёк»)
Тема 2 части: урок русского языка в 5-а классе.
Тема 3 части: разговор учительницы с учеником
Тема 4 части: красота зимнего леса (или «зачарованный мир покоя и беззвучья»)

Задача 2: находить в тексте конкретные аргументы, сведения, факты, заданные в явном виде.
Проверим, насколько внимательно вы читали начало рассказа. Ответьте кратко на вопросы.
(Приём в форме опросника прямого вопроса)
-Как звали молодую учительницу-героиню рассказа?
-Сколько ей было лет?
-Сколько лет она проработала в школе?
-Какой предмет преподавала?
-Как относились к молодой учительнице ученики и их родители?
-К ученикам какого класса спешила учительница морозным утром?
-Какую тему проходили ученики?
-Назовите фамилию ученика, опоздавшего на урок.
-Какой пример существительного привёл герой рассказа?
-Что послужило причиной вызова мальчика в учительскую?
Заготовьте оценочную линеечку. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Подтвердите ответы цитатами. (Приём поискового чтения)

Дети записывают в тетради ответы на вопросы.
-Анна Васильевна

24 года
-Два года
-Русский язык
-Уважительно

Имена существительные
-Савушкин

Зимний дуб

Савушкин постоянно опаздывал на 1 урок.

Взаимопроверка.
Подтверждение ответов цитатами.
(За каждую быстро найденную цитату ученики ставят себе в тетради плюс. Ученики,набравшие больше всего плюсов, получают «5»)

Задача 3: понимать информацию, представленную в неявном виде

Вы сейчас отвечали на мои вопросы, легко находя подтверждения своим ответам в тексте. А вот теперь попробуйте ответить на вопросы, на которые нельзя найти прямые ответы в рассказе. И всё-таки ответить на них можно. Предлагаю разбиться на группы для обсуждения ответа в течение 1 минуты. (Приём в форме хитроумных вопросов)
Вопрос 1. Сколько времени, по мнению АВ, должен был тратить Савушкин на дорогу в школу?
Вопрос 2. Кем работала мама Савушкина?

Объединяются в группы для обсуждения ответов.
- 45 минут: «От санатория до шоссе минут пятнадцать и по шоссе не больше получаса»
- Санитаркой при санатории: «Она вспомнила мать Савушкина "душевую нянечку", как называл се сын. Она работала при санаторной водолечебнице, худая усталая женщина с белыми и обмягшими от горячей воды, будто матерчатыми, руками»

Этап 2. Работа с текстом: оценка информации

Задача 1: определять место и роль иллюстративного ряда в тексте

Предлагаю вам продолжить работу с текстом. Я буду показывать вам фотографии зимнего леса, а вы постарайтесь найти, подходящие с вашей точки зрения, строчки из теста рассказа «Зимний дуб» (приём выборочного чтения)
Просмотр презентации. Зачитывание цитат.

Физкультминутка.
Задача 2: находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение

Теперь давайте поговорим о героях рассказа. (приём выбора ключевых слов из синонимичного ряда для характеристики героев, объектов, явлений)
Вспомните, какие черты характера этих героев мы определили на прошлом уроке.
Ответы фиксируются на доске.

Как разговор АВ и Савушкина характеризует каждого из них?

А какие черты характера проявляются у наших героев во время прогулки по лесу?
-Каким мы видим Савушкина?

Возможные наводящие вопросы:
« А ты его видел? азартно спросила Анна Васильевна» Как вы понимаете словосочетание «азартно спросила»?
-Почему в вопросе учительницы появились азартные, задорные нотки? (Ей захотелось увидеть живого лося в лесу. «Анна Васильевна заинтересовалась следами»).

«Анна Васильевна прикусила язык. Пожалуй, здесь, в лесу, ей лучше помалкивать» Кто так подумал? Какой приём использует автор? Почему так подумала АВ? (Так подумала сама АВ. Автор использовал приём ПТЗ. Учительница поняла, что здесь, в лесу, она гостья, а её ученик Савушкин разбирается в тайнах леса лучше, чем она)

Анна Васильевна: самоуверенная, кокетливая, умная, образованная
Савушкин: добродушный, рассеянный
-АВ не любит ложь, значит, она честная, правдолюбивая. «Ей стало смутно и грустно, как и всегда, когда она сталкивалась с детской ложью»
Савушкин наивный, искренний, открытый и тоже честный, бесхитростный. «он только смотрел на нее большими серыми глазами, и взгляд его словно говорил: "Вот мы все выяснили. Чего же тебе еще от меня надо?"»
-Савушкин любит природу, животных. Он открыл для себя особый мир. Любознательный «Он продолжал водить Анну Васильевну по своему мирку» Внимательный, заботливый.
-АВ любопытная «Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей потайную жизнь лес» «Анна Васильевна заинтересовалась следамиазартно спросила..» азартная, увлекающаяся «Анна Васильевна заметила, что, падая в воду, снег не таял, сразу густел, провисал в воде студенистыми зеленоватыми водорослями. Это ей так понравилось, что она стала носком ботика сбивать снег в воду, радуясь, когда из большого комка вылеплялась особенно замысловатая фигура. Она вошла во вкус» самокритичная «Боже мой! вслед за тем с болью подумала Анна Васильевна, Можно ли яснее признать свое бессилие?»

Этап 4. Итог урока

Мы провели с вами большую работу. Но вот вопрос: можно ли назвать зимний дуб героем рассказа- так и остался открытым. Почему же автор назвал рассказ именно так? Об этом поговорим на следующем уроке.
А что вам нужно сделать дома, чтобы подготовиться к следующему уроку?

Выслушиваются ответы детей. Возможные варианты: перечитать заключительную часть рассказа, в которой описывается зимний дуб и встреча с ним АВ. Нарисовать зимний дуб и его обитателей.

3 урок
Тема «Роль природы в жизни человека»

1 этап. Постановка цели урока.

Деятельность учителя
Деятельность ученика

Сегодня у нас заключительный урок по изучению рассказа Ю.Нагибина «Зимний дуб» Нам осталось ответить на последний вопрос: можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа? Почему всё-таки автор назвал рассказ именно так?
Как писателю удалось передать красоту дерева? Какую роль играет природа в жизни человека? Как при помощи слова создается образ?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо научиться быть внимательным к художественному слову. Нам предстоит проделать очень большую работу.

Этап 2. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Дома вы рисовали рисунки. Давайте посмотрим, какаим вы представили зимний дуб.
Учитель просит подобрать цитаты к рисункам одноклассников.
На доску вывешиваются детские рисунки.

Находят цитаты к рисункам.

Мы перечитали описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?

Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?

Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?

Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?

Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

Изменилось ли у Анны Васильевны мнение о Савушкине после прогулки по лесу? Почему она решила не говорить с его матерью?
-Почему Анна Васильевна, думая о мальчике, назвала его чудесным и загадочным гражданином будущего?
-Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись. (Просмотр презентации:слайд № 10, 11)
-Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках.
-Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно.

Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех.
-"Просто дуб – что! Зимний дуб – вот это существительное!"

-"Робко шагнула" к нему, а "страж леса" тихо качнул ей навстречу ветвью.

Да, изменилось. Она подумала о мальчике как о «чудесном и загадочном человеке»

3 этап. Обобщающая беседа по прочитанному.

Что изменилось в Анне Васильевне после прогулки по лесу?
-Как вы думаете, почему все ее уроки показались ей скучными и сухими? Что, по-вашему мнению, не хватало в ее уроках?
-Изменятся ли уроки Анны Васильевны после прогулки по лесу?
-Можно ли назвать Анну Васильевну настоящим учителем? Какими качествами должен обладать настоящий учитель?
-Можно ли назвать Савушкина учителем Анны Васильевны? Чему он научил ее?
-Как вы думаете, будет ли Савушкин опаздывать после этой прогулки? Как вы думаете, что скажет ему Анна Васильевна, если он опять опоздает?
-Как вы думаете, каким вырастет Савушкин?
- Как вы думаете, почему Анна Васильевна поняла, что самым удивительным в лесу был чуткий мальчик, вслушивающийся в таинственный мир природы? Согласны ли вы с ней?
-Когда Анна Васильевна побывала в мире Савушкина, она многое открыла для себя. Ученик знал то, чего не знала учительница. В душе Анны Васильевны происходит осмысление жизни: каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.
-Это человек, который не только учит, но и готов учиться сам

4 этап. Итог урока

Почему рассказ называется «Зимний дуб»?
-Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном.

© Нагибина А. Г., 1953–1971, 1988
© Тамбовкин Д. А., Николаева Н. А., иллюстрации, 1984
© Мазурин Г. А., рисунки на переплете, на шмуцтитуле, 2007, 2009
© Оформление серии, составление. ОАО «Издательство «Детская литература», 2009

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()

Рассказ о себе

Я родился 3 апреля 1920 года в Москве, возле Чистых прудов, в семье служащего. Когда мне было восемь лет, мои родители расстались, и моя мать вышла замуж за писателя Я. С. Рыкачева.
Я обязан матери не только прямо унаследованными чертами характера, но основополагающими качествами своей человеческой и творческой личности, вложенными в меня в раннем детстве и укрепленными всем последующим воспитанием. Эти качества: уметь ощущать драгоценность каждой минуты жизни, любовь к людям, животным и растениям.
В литературном обучении я всем обязан отчиму. Он научил меня читать только хорошие книги и думать о прочитанном.
Мы жили в коренной части Москвы, в окружении дубовых, кленовых, вязовых садов и старинных церквей. Я гордился своим большим домом, выходившим сразу в три переулка: Армянский, Сверчков и Телеграфный.
И мать, и отчим надеялись, что из меня выйдет настоящий человек века: инженер или ученый в точных науках, и усиленно пичкали меня книгами по химии, физике, популярными биографиями великих ученых. Для их собственного успокоения я завел пробирки, колбу, какие-то химикалии, но вся моя научная деятельность сводилась к тому, что время от времени я варил гуталин ужасного качества. Я не ведал своего пути и мучился этим.
Зато все уверенней чувствовал себя на футбольном поле. Тогдашний тренер «Локомотива» француз Жюль Лимбек предсказывал мне большое будущее. Он обещал ввести меня к восемнадцати годам в дубль мастеров. Но моя мать не хотела смириться с этим. Видимо, под ее нажимом отчим все чаще убеждал меня что-нибудь написать. Да, вот так искусственно, не по собственному неотвратимому позыву, а под давлением извне началась моя литературная жизнь.
Я написал рассказ о лыжной прогулке, которую мы предприняли всем классом в один из выходных дней. Отчим прочел и грустно сказал: «Играй в футбол». Конечно, рассказ был плох, и все же я с полным основанием считаю, что уже в первой попытке определился мой столбовой литературный путь: не придумывать, а идти впрямую от жизни - или текущей, или минувшей.
Я отлично понял отчима и не пытался оспорить уничтожающую оценку, скрывавшуюся за его хмурой шуткой. Но писание захватило меня. С глубоким удивлением обнаружил я, как от самой необходимости перенести на бумагу несложные впечатления дня и черты хорошо знакомых людей странно углубились и расширились все связанные с немудреной прогулкой переживания и наблюдения. Я по-новому увидел моих школьных товарищей и нежданно сложный, тонкий и запутанный узор их отношений. Оказывается, писание - это постижение жизни.
И я продолжал писать, упорно, с мрачным ожесточением, и моя футбольная звезда сразу закатилась. Отчим доводил меня до отчаяния своей требовательностью. Порой я начинал ненавидеть слова, но оторвать меня от бумаги было делом мудреным.
Все же, когда я закончил школу, мощная домашняя давильня снова пришла в действие, и вместо литфака я оказался в 1-м Московском медицинском институте. Сопротивлялся я долго, но не мог устоять перед соблазнительным примером Чехова, Вересаева, Булгакова - врачей по образованию.
По инерции я продолжал старательно учиться, а учеба в медвузе - труднейшая. Ни о каком писании теперь и речи быть не могло. Я с трудом дотянул до первой сессии, и вдруг посреди учебного года открылся прием на сценарный факультет киноинститута. Я рванулся туда.
ВГИК я так и не кончил. Через несколько месяцев после начала войны, когда последний вагон с институтским имуществом и студентами ушел в Алма-Ату, я подался в противоположную сторону. Довольно порядочное знание немецкого языка решило мою военную судьбу. Политическое управление Красной армии направило меня в седьмой отдел Политического управления Волховского фронта. Седьмой отдел - это контрпропаганда.
Но прежде чем говорить о войне, расскажу о двух своих литературных дебютах. Первый, устный, совпал по времени с моим переходом из медицинского во ВГИК.
Я выступил с чтением рассказа на вечере начинающих авторов в клубе писателей.
А через год в журнале «Огонек» появился мой рассказ «Двойная ошибка»; характерно, что он был посвящен судьбе начинающего писателя. Мартовскими, грязно заквашенными улицами я бегал от одного газетного киоска к другому и спрашивал: нет ли последнего рассказа Нагибина?
Первая публикация светится в памяти ярче, чем первая любовь.
…На Волховском фронте мне пришлось не только выполнять свои прямые обязанности контрпропагандиста, но и сбрасывать листовки на немецкие гарнизоны, и выбираться из окружения под печально знаменитым Мясным бором, и брать (так и не взяв) «господствующую высоту». На протяжении всего боя с основательной артиллерийской подготовкой, танковой атакой и контратакой, стрельбой из личного оружия я тщетно силился разглядеть эту высоту, из-за которой гибло столько людей. Мне кажется, что после этого боя я стал взрослым.
Впечатлений хватало, жизненный опыт скапливался не по крупицам. Каждую свободную минуту я кропал коротенькие рассказы, и сам не заметил, как их набралось на книжку.
Тоненький сборник «Человек с фронта» вышел в 1943 году в издательстве «Советский писатель». Но еще до этого меня заочно приняли в Союз писателей. Произошло это с идиллической простотой. На заседании, посвященном приему в Союз писателей, Леонид Соловьев прочел вслух мой военный рассказ, а А. А. Фадеев сказал: «Он же писатель, давайте примем его в наш Союз…»
В ноябре 1942 года уже на Воронежском фронте мне крупно не повезло: дважды подряд меня засыпало землей. В первый раз во время рупорной передачи из ничьей земли, второй раз по пути в госпиталь, на базаре маленького городка Анны, когда я покупал варенец. Откуда-то вывернулся самолет, скинул одну-единственную бомбу, и я не попробовал варенца.
Из рук врачей я вышел с белым билетом - путь на фронт был заказан даже в качестве военного корреспондента. Мать сказала, чтобы я не оформлял инвалидности. «Попробуй жить, как здоровый человек». И я попробовал…
На мое счастье, газета «Труд» получила право держать трех штатских военкоров. Я работал в «Труде» до конца войны. Мне довелось побывать в Сталинграде в самые последние дни битвы, когда «дочищали» Тракторозаводской поселок, под Ленинградом и в самом городе, затем при освобождении Минска, Вильнюса, Каунаса и на других участках войны. Ездил я и в тыл, видел начало восстановительных работ в Сталинграде и как там собрали первый трактор, как осушали шахты Донбасса и рубили обушком уголек, как трудились волжские портовые грузчики и как вкалывали, сжав зубы, ивановские ткачихи…
Все виденное и пережитое тогда неоднократно возвращалось ко мне много лет спустя в ином образе, и я опять писал о Волге и Донбассе военной поры, о Волховском и Воронежском фронтах и, наверное, никогда не рассчитаюсь до конца с этим материалом.
После войны я занимался в основном журналистикой, много ездил по стране, предпочитая сельские местности.
К середине 1950-х я разделался с журналистикой и целиком отдался чисто литературной работе. Выходят рассказы, добро замеченные читателями, - «Зимний дуб», «Комаров», «Четунов сын Четунова», «Ночной гость», «Слезай, приехали». В критических статьях появились высказывания, что я наконец-то приблизился к художнической зрелости.
В последующую четверть века у меня вышло много сборников рассказов: «Рассказы», «Зимний дуб», «Скалистый порог», «Человек и дорога», «Последний штурм», «Перед праздником», «Ранней весной», «Друзья мои, люди», «Чистые пруды», «Далекое и близкое», «Чужое сердце», «Переулки моего детства», «Ты будешь жить», «Остров любви», «Берендеев лес» - перечень далеко не полный. Обратился я и к более крупному жанру. Кроме повести «Трудное счастье», в основе которой лежит рассказ «Трубка», я написал повести: «Павлик», «Далеко от войны», «Страницы жизни Трубникова», «На кордоне», «Перекур», «Встань и иди» и другие.
Один из ближайших моих друзей взял меня однажды на утиную охоту. С тех пор в мою жизнь прочно вошла Мещера, мещерская тема и мещерский житель, инвалид Отечественной войны, егерь Анатолий Иванович Макаров. Я написал о нем книгу рассказов и сценарий художественного фильма «Погоня», но, помимо всего, я просто очень люблю этого своеобычного, гордого человека и ценю его дружбу.
Ныне мещерская тема, а правильнее сказать, тема «природа и человек» осталась у меня лишь в публицистике - не устаю надсаживать горло, взывая о снисхождении к изнемогающему миру природы.
О своем Чистопрудном детстве, о большом доме с двумя дворами и винными подвалами, о незабвенной коммунальной квартире и ее населении я рассказал в циклах «Чистые пруды», «Переулки моего детства», «Лето», «Школа». Последние три цикла составили «Книгу детства».
Мои рассказы и повести - это и есть моя настоящая автобиография.
В 1980–1981 годах были подведены предварительные итоги моей работы новеллиста: издательство «Художественная литература» выпустило четырехтомник, составленный только из рассказов и нескольких маленьких повестей. Вслед за тем я собрал под одной обложкой свои критические статьи, размышления о литературе, о любимом жанре, о товарищах по оружию, о том, что строило мою личность, а строили ее люди, время, книги, живопись и музыка. Название сборника - «Не чужое ремесло». Ну а дальше я продолжал писать о современности и о прошлом, о своей стране и чужих землях - сборники «Наука дальних странствий», «Река Гераклита», «Поездка на острова».
Вначале я был рабски предан Его Величеству Факту, затем пробудилась фантазия, и я перестал цепляться за зримую очевидность явлений, теперь оставалось отбросить сковывающие рамки времени. Протопоп Аввакум, Марло, Тредиаковский, Бах, Гёте, Пушкин, Тютчев, Дельвиг, Аполлон Григорьев, Лесков, Фет, Анненский, Бунин, Рахманинов, Чайковский, Хемингуэй - вот новые герои. Чем объясняется подобный, довольно пестрый подбор имен? Стремлением воздать Богу Богово. В жизни многим недодается по заслугам, особенно же творцам: поэтам, писателям, композиторам, живописцам. Их убивают не только на дуэлях, как Марло, Пушкина, Лермонтова, но и более медленным и мучительным способом - непониманием, холодом, слепотой и глухотой. Художники в долгу перед обществом - это общеизвестно, но и общество в долгу перед теми, кто доверчиво несет ему свое сердце. Антон Рубинштейн говорил: «Творцу нужна похвала, похвала и похвала». Но как мало похвал выпало при жизни на долю большинства из названных мною творцов!
Конечно, далеко не всегда мною движет желание компенсировать ушедшего творца за недополученное при жизни. Порой совсем иные мотивы заставляют меня обращаться к великим теням. Пушкин, скажем, уж никак не нуждается в чьем-либо заступничестве. Просто однажды я крепко усомнился в пресловутом легкомыслии Пушкина-лицеиста, в безотчетности его молодого стихотворчества. Я всем нутром ощутил, что Пушкин рано постиг свое избранничество и принял на себя непосильную для других ношу. А когда я писал о Тютчеве, мне хотелось разгадать тайну создания одного из самых личных и горестных его стихотворений…
Вот уже долгие годы я много времени отдаю кино. Начал я с самоэкранизаций, это был период учебы, так и не завершенной в киноинституте, освоение нового жанра, затем стал работать над самостоятель ными сценариями, к ним относятся: дилогия «Председатель», «Директор», «Красная палатка», «Бабье царство», «Ярослав Домбровский», «Чайковский» (в соавторстве), «Блистательная и горестная жизнь Имре Кальмана» и другие. К этой работе я пришел не случайно. Все мои рассказы и повести - локальны, а мне захотелось пошире охватить жизнь, чтобы зашумели на моих страницах ветры истории и народные массы, чтобы переворачивались пласты времени и совершались большие протяженные судьбы.
Конечно, я работал не только для «крупномасштабного» кино. Я рад своему участию в таких фильмах, как «Ночной гость», «Самый медленный поезд», «Девочка и эхо», «Дерсу Узала» (премия «Оскар»), «Поздняя встреча»…
Ныне я открыл для себя еще одну интересную область работы: учебное телевидение. Я сделал для него ряд передач, которые сам же и вел, - о Лермонтове, Лескове, С. Т. Аксакове, Иннокентии Анненском, А. Голубкиной, И.-С. Бахе.
Так что же главное в моей литературной работе: рассказы, драматургия, публицистика, критика? Конечно, рассказы. Я и впредь основное внимание намерен отдавать малой прозе.
1986

Ю. М. Нагибин

Рассказы

Зимний дуб


Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, и только по слабой, прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет.
До школы было всего с полкилометра, и учительница лишь накинула на плечи короткую шубку, а голову наскоро повязала легким шерстяным платком. А мороз был крепкий, к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцатичетырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось.
Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе. Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе - всюду ее знают, ценят и называют уважительно: Анна Васильевна.
Над зубчатой стенкой дальнего бора поднялось солнце, густо засинив длинные тени на снегу. Тени сближали самые далекие предметы: верхушка старой церковной колокольни протянулась до крыльца Уваровского сельсовета, сосны правобережного леса легли рядком по скосу левого берега, ветроуказатель школьной метеорологической станции крутился посреди поля, у самых ног Анны Васильевны.
Навстречу через поле шел человек. «А что, если он не захочет уступить дорогу?» - с веселым испугом подумала Анна Васильевна. На тропинке не разминешься, а шагни в сторону - мигом утонешь в снегу. Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дорогу уваровской учительнице.
Они поравнялись. Это был Фролов, объездчик с конезавода.
- С добрым утром, Анна Васильевна! - Фролов приподнял кубанку над крепкой, коротко стриженной головой.
- Да будет вам! Сейчас же наденьте - такой морозище!..
Фролов, наверно, и сам хотел поскорей нахлобучить кубанку, но теперь нарочно помешкал, желая показать, что мороз ему нипочем. Он был розовый, гладкий, словно только что из бани; полушубок ладно облегал его стройную, легкую фигуру, в руке он держал тонкий, похожий на змейку хлыстик, которым постегивал себя по белому, подвернутому ниже колена валенку.
- Как Леша-то мой, не балует? - почтительно спросил Фролов.
- Конечно, балуется. Все нормальные дети балуются. Лишь бы это не переходило границы, - в сознании своего педагогического опыта ответила Анна Васильевна.
Фролов усмехнулся:
- Лешка у меня смирный, весь в отца!
Он посторонился и, провалившись по колени в снег, стал ростом с пятиклассника. Анна Васильевна кивнула ему сверху вниз и пошла своей дорогой.
Двухэтажное здание школы с широкими окнами, расписанными морозом, стояло близ шоссе, за невысокой оградой. Снег до самого шоссе был подрумянен отсветом его красных стен. Школу поставили на дороге, в стороне от Уваровки, потому что в ней учились ребятишки со всей округи: из окрестных деревень, из конезаводского поселка, из санатория нефтяников и далекого торфогородка. И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам капоры и платочки, картузы и шапочки, ушанки и башлыки.
- Здравствуйте, Анна Васильевна! - звучало ежесекундно, то звонко и ясно, то глухо и чуть слышно из-под шарфов и платков, намотанных до самых глаз.
Первый урок у Анны Васильевны был в пятом «А». Еще не замер пронзительный звонок, возвестивший о начале занятий, как Анна Васильевна вошла в класс. Ребята дружно встали, поздоровались и уселись по своим местам. Тишина наступила не сразу. Хлопали крышки парт, поскрипывали скамейки, кто-то шумно вздыхал, видимо прощаясь с безмятежным настроением утра.
- Сегодня мы продолжим разбор частей речи…
Класс затих. Стало слышно, как по шоссе с мягким шелестом проносятся машины.
Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: «Существительным называется часть речи… существительным называется часть речи…» И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?..
Анна Васильевна улыбнулась воспоминанию, поправила шпильку в тяжелом пучке и ровным, спокойным голосом, чувствуя свое спокойствие, как теплоту во всем теле, начала:
- Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет. Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить: кто это или что это? Например: «Кто это?» - «Ученик». Или: «Что это?» - «Книга».
- Можно?
В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея.
- Ты опять опоздал, Савушкин? - Как большинство молодых учительниц, Анна Васильевна любила быть строгой, но сейчас ее вопрос прозвучал почти жалобно.
Приняв слова учительницы за разрешение войти в класс, Савушкин быстро прошмыгнул на свое место. Анна Васильевна видела, как мальчик сунул клеенчатую сумку в парту, о чем-то спросил соседа, не поворачивая головы, - наверно: «Что она объясняет?..»
Анну Васильевну огорчило опоздание Савушкина, как досадная нескладица, омрачившая хорошо начатый день. На то, что Савушкин опаздывает, ей жаловалась учительница географии, маленькая, сухонькая старушка, похожая на ночную бабочку. Она вообще часто жаловалась - то на шум в классе, то на рассеянность учеников. «Первые уроки так трудны!» - вздыхала старушка. «Да, для тех, кто не умеет держать учеников, не умеет сделать свой урок интересным», - самоуверенно подумала тогда Анна Васильевна и предложила ей поменяться часами. Теперь она чувствовала себя виноватой перед старушкой, достаточно проницательной, чтобы в любезном предложении Анны Васильевны усмотреть вызов и укор…
- Вам все понятно? - обратилась Анна Васильевна к классу.
- Понятно!.. Понятно!.. - хором ответили дети.
- Хорошо. Тогда назовите примеры.
На несколько секунд стало очень тихо, затем кто-то неуверенно произнес:
- Кошка…
- Правильно, - сказала Анна Васильевна, сразу вспомнив, что в прошлом году первой тоже была «кошка».
И тут прорвало:
- Окно!.. Стол!.. Дом!.. Дорога!..
- Правильно, - говорила Анна Васильевна, повторяя называемые ребятами примеры.
Класс радостно забурлил. Анну Васильевну удивляла та радость, с какой ребята называли знакомые им предметы, словно узнавая их в новой, непривычной значительности. Круг примеров все ширился, но первые минуты ребята держались наиболее близких, на ощупь осязаемых предметов: колесо, трактор, колодец, скворечник…
А с задней парты, где сидел толстый Васята, тоненько и настойчиво неслось:
- Гвоздик… гвоздик… гвоздик…
Но вот кто-то робко произнес:
- Город…
- Город - хорошо! - одобрила Анна Васильевна.
И тут полетело:
- Улица… Метро… Трамвай… Кинокартина…
- Довольно, - сказала Анна Васильевна. - Я вижу, вы поняли.
Голоса как-то неохотно смолкли, только толстый Васята все еще бубнил свой непризнанный «гвоздик». И вдруг, словно очнувшись от сна, Савушкин приподнялся над партой и звонко крикнул:
- Зимний дуб!
Ребята засмеялись.
- Тише! - Анна Васильевна стукнула ладонью по столу.
- Зимний дуб! - повторил Савушкин, не замечая ни смеха товарищей, ни окрика учительницы.
Он сказал не так, как другие ученики. Слова вырвались из его души, как признание, как счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце. Не понимая странной его взволнованности, Анна Васильевна сказала, с трудом скрывая раздражение:
- Почему зимний? Просто дуб.
- Просто дуб - что! Зимний дуб - вот это существительное!
- Садись, Савушкин. Вот что значит опаздывать! «Дуб» - имя существительное, а что такое «зимний», мы еще не проходили. Во время большой перемены будь любезен зайти в учительскую.
- Вот тебе и «зимний дуб»! - хихикнул кто-то на задней парте.
Савушкин сел, улыбаясь каким-то своим мыслям и ничуть не тронутый грозными словами учительницы.
«Трудный мальчик», - подумала Анна Васильевна.
Урок продолжался…
- Садись, - сказала Анна Васильевна, когда Савушкин вошел в учительскую.
Мальчик с удовольствием опустился в мягкое кресло и несколько раз качнулся на пружинах.
- Будь добр, объясни, почему ты систематически опаздываешь?
- Просто не знаю, Анна Васильевна. - Он по-взрослому развел руками. - Я за целый час выхожу.
Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле! Многие ребята жили гораздо дальше Савушкина, и все же никто из них не тратил больше часа на дорогу.
- Ты живешь в Кузьминках?
- Нет, при санатории.
- И тебе не стыдно говорить, что ты выходишь за час? От санатория до шоссе минут пятнадцать, и по шоссе не больше получаса.
- А я не по шоссе хожу. Я коротким путем, напрямки через лес, - сказал Савушкин, как будто сам немало удивленный этим обстоятельством.
- Напрямик, а не напрямки, - привычно поправила Анна Васильевна.
Ей стало смутно и грустно, как и всегда, когда она сталкивалась с детской ложью. Она молчала, надеясь, что Савушкин скажет: «Простите, Анна Васильевна, я с ребятами в снежки заигрался», или что-нибудь такое же простое и бесхитростное. Но он только смотрел на нее большими серыми глазами, и взгляд его словно говорил: «Вот мы всё и выяснили, чего же тебе еще от меня надо?»
- Печально, Савушкин, очень печально! Придется поговорить с твоими родителями.
- А у меня, Анна Васильевна, только мама, - улыбнулся Савушкин.
Анна Васильевна чуть покраснела. Она вспомнила мать Савушкина, «душевую нянечку», как называл ее сын. Она работала при санаторной водолечебнице. Худая усталая женщина с белыми и обмякшими от горячей воды, будто матерчатыми руками. Одна, без мужа, погибшего в Отечественную войну, она кормила и растила кроме Коли еще троих детей.
Верно, у Савушкиной и без того хватает хлопот. И все же она должна увидеться с ней. Пусть той поначалу будет даже неприятно, но затем она поймет, что не одинока в своей материнской заботе.
- Придется мне сходить к твоей матери.
- Приходите, Анна Васильевна. Вот мама обрадуется!
- К сожалению, мне ее нечем порадовать. Мама с утра работает?
- Нет, она во второй смене, с трех…
- Ну и прекрасно! Я кончаю в два. После уроков ты меня проводишь.
…Тропинка, по которой Савушкин повел Анну Васильевну, начиналась сразу на задах школы. Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, очарованный мир покоя и беззвучия. Сороки и вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, порой, задев крылом, обламывали хрупкие, сухие прутики. Но ничто не рождало здесь звука.
Кругом белым-бело, деревья до самого малого, чуть приметного сучочка убраны снегом. Лишь в вышине чернеют обдутые ветром макушки рослых плакучих берез, и тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба.
Тропинка бежала вдоль ручья, то вровень с ним, покорно следуя всем извивам русла, то, поднимаясь над ручьем, вилась по отвесной круче.
Иногда деревья расступались, открывая солнечные, веселые полянки, перечеркнутые заячьим следом, похожим на часовую цепочку. Попадались и крупные следы в виде трилистника, принадлежавшие какому-то большому зверю. Следы уходили в самую чащобу, в бурелом.
- Сохатый прошел! - словно о добром знакомом, сказал Савушкин, увидев, что Анна Васильевна заинтересовалась следами. - Только вы не бойтесь, - добавил он в ответ на взгляд, брошенный учительницей в глубь леса, - лось - он смирный.

Юрий Маркович Нагибин

Зимний дуб

Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, и только по слабой, прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет.

До школы было всего с полкилометра, и учительница лишь накинула на плечи короткую шубку, а голову наскоро повязала легким шерстяным платком. А мороз был крепкий, к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцатичетырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось.

Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе. Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе - всюду ее знают, ценят и называют уважительно: Анна Васильевна.

Над зубчатой стенкой дальнего бора поднялось солнце, густо засинив длинные тени на снегу. Тени сближали самые далекие предметы: верхушка старой церковной колокольни протянулась до крыльца Уваровского сельсовета, сосны правобережного леса легли рядком по скосу левого берега, ветроуказатель школьной метеорологической станции крутился посреди поля, у самых ног Анны Васильевны.

Навстречу через поле шел человек. «А что, если он не захочет уступить дорогу?» - с веселым испугом подумала Анна Васильевна. На тропинке не разминешься, а шагни в сторону - мигом утонешь в снегу. Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дорогу уваровской учительнице.

Они поравнялись. Это был Фролов, объездчик с конезавода.

С добрым утром, Анна Васильевна! - Фролов приподнял кубанку над крепкой, коротко стриженной головой.

Да будет вам! Сейчас же наденьте - такой морозище!..

Фролов, наверно, и сам хотел поскорей нахлобучить кубанку, но теперь нарочно помешкал, желая показать, что мороз ему нипочем. Он был розовый, гладкий, словно только что из бани; полушубок ладно облегал его стройную, легкую фигуру, в руке он держал тонкий, похожий на змейку хлыстик, которым постегивал себя по белому, подвернутому ниже колена валенку.

Как Леша-то мой, не балует? - почтительно спросил Фролов.

Конечно, балуется. Все нормальные дети балуются. Лишь бы это не переходило границы, - в сознании своего педагогического опыта ответила Анна Васильевна.

Фролов усмехнулся:

Лешка у меня смирный, весь в отца!

Он посторонился и, провалившись по колени в снег, стал ростом с пятиклассника. Анна Васильевна кивнула ему сверху вниз и пошла своей дорогой.

Двухэтажное здание школы с широкими окнами, расписанными морозом, стояло близ шоссе, за невысокой оградой. Снег до самого шоссе был подрумянен отсветом его красных стен. Школу поставили на дороге, в стороне от Уваровки, потому что в ней учились ребятишки со всей округи: из окрестных деревень, из конезаводского поселка, из санатория нефтяников и далекого торфогородка. И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам капоры и платочки, картузы и шапочки, ушанки и башлыки.

Здравствуйте, Анна Васильевна! - звучало ежесекундно, то звонко и ясно, то глухо и чуть слышно из-под шарфов и платков, намотанных до самых глаз.

Первый урок у Анны Васильевны был в пятом «А». Еще не замер пронзительный звонок, возвестивший о начале занятий, как Анна Васильевна вошла в класс. Ребята дружно встали, поздоровались и уселись по своим местам. Тишина наступила не сразу. Хлопали крышки парт, поскрипывали скамейки, кто-то шумно вздыхал, видимо прощаясь с безмятежным настроением утра.

Сегодня мы продолжим разбор частей речи…

Класс затих. Стало слышно, как по шоссе с мягким шелестом проносятся машины.

Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: «Существительным называется часть речи… существительным называется часть речи…» И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?..

Похожие публикации