Анализ «Евгений Онегин» Пушкин. «Евгений Онегин» анализ Анализ глав евгения онегина

Анализ романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А.С.Пушкина. Это его самое крупное художе­ственное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судь­бу всей русской литературы.

Пушкин работал над этим произведением более вось­ми лет - с весны 1823 до осени 1831 года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П.А.Вяземскому: «Я пишу теперь не роман, а роман в стихах - дьявольская разница!»

Стихотворная форма придает «Евгению Онегину» черты, резко отличающие его от обычного прозаического романа. Стихотворная форма гораздо сильнее, чем проза­ическая, передает чувства поэта.

Своеобразный характер придает роману и постоянное участие в нем самого поэта. Онегин встречается с Пушки­ным в Петербурге и в Одессе, письмо Татьяны хранится у Пушкина («его я свято берегу»), он рассказывает читате­лям, прерывая ход событий романа, об эпизодах своей биографии, делится своими размышлениями, чувствами, мечтами. В форме лирических отступлений Пушкин вклю­чил в свой роман множество прекрасных лирических сти­хотворений.

Сюжет «Евгения Онегина» хорошо известен. Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажден­ной душе. Но, несмотря на то, что они любят друг друга, они не могут соединить свою судьбу. И виноваты в этом не внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни.

Над причинами этих ошибок заставляет Пушкин раз­мышлять своего читателя. На простую сюжетную линию нанизано множество картин, описаний, показано множе­ство живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами.

Главное действующее лицо в романе - молодой дво­рянин Евгений Онегин - показан автором как человек с очень сложным и противоречивым характером. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. И в то же время читатель узнает, что сам Пушкин подружился с ним, что поэту «нравились его черты», что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, вспоминая свою юность, прежнюю любовь, слушая пение гребцов плыву­щей по реке лодки... В ответ на недоброжелательные отзы­вы об Онегине какого-то светского его знакомого поэт вступается за своего героя, подчеркивая пылкую и неосто­рожную душу, его ум, его отличие от окружающей его «посредственности» и почти отождествляет его с собой, когда говорит: «Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она».

Такая противоречивость в характеристике Онегина делает его образ более жизненным: Онегин не «положи­тельный герой», но и не «отрицательный». В то же время это заставляет читателя самого разбираться в характере героя романа и в оценке его действий.

Социальное положение и воспитание определили ос­новные черты характера Онегина. Он сын петербургского барина-чиновника, «наследник всех своих родных». Ему не нужно было работать из-за куска хлеба, он не умел и не хотел трудиться. В Петербурге, а затем и в деревне он вел пустой, бездельный, бессодержательный образ жизни. Да и воспитание, которое получил Онегин, было самое губи­тельное. Поэтому из него вышел настоящий эгоист, чело­век, думающий только о себе, о своих желаниях и удоволь­ствиях, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого.

Но на протяжении всего романа обнаруживается соче­тание резко отрицательных черт с положительными.

Получив поверхностное образование, Онегин дважды старается расширить и пополнить его. Поэтому, встретив­шись с Ленским, получившим высшее образование в уни­верситете в Германии, Онегин мог спорить с ним по серьезным политическим, историческим и философским вопросам на равных.

Онегин и по взглядам, и по требованиям к жизни стоит несравненно выше не только своих деревенских соседей-помещиков, но и представителей петербургского высшего света. Уже в первой главе романа видно, что Онегина недолго удовлетворяла пустая, бессодержательная жизнь, которую считали нормальной его светские знакомые.

Однако у него не хватило ни силы, ни желания порвать с этой жизнью. Получив от Татьяны письмо с признанием в любви, он решает честно и прямо сказать ей о том, что он не разделяет ее чувств. И во время этой тяжелой для Татьяны исповеди Онегин не мог удержаться от привычно­го «кокетства» в обращении с женщинами. Он оставляет в душе героини надежду:

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей...

Я вас люблю любовью брата -

И, может быть, еще нежней.

Почти до конца шестой главы перед читателями пред­стает образ умного человека, резкого на язык, озлобленно­го на все эгоиста, разочарованного во всем, скучающего и не способного уже ни к каким сильным чувствам и пере­живаниям.

Но все меняется после дуэли с Ленским. Только теперь Онегин понимает, что он наделал, к чему привела его невнимательность к людям, забота только о своем собст­венном спокойствии. Убийство Ленского перевернуло жизнь героя романа. Он только о нем и думает. Он не в состоянии жить в тех местах, где все напоминало ему о страшном преступлении,

Где окровавленная тень

Ему являлась каждый день...

Но образ убитого юноши не оставляет его и позже, после возвращения из трехлетнего путешествия по России. Онегин вернулся из путешествия изменившимся: он стал

гораздо серьезнее, внимательнее к окружающему. Теперь он способен переживать самые сильные чувства, целиком захватывающие его. Встретившись с Татьяной, уже замуж­ней, богатой, светской дамой, Онегин влюбляется в нее. Его поражают высокие душевные качества этой женщины, когда-то отвергнутой им: ее ум, благородная и спокойная простота ее поведения, ее сдержанность в выражении своих чувств, ее такт и доброжелательность по отношению к окружающим.

Проболев целую зиму, еще не окончательно выздоро­вевший, едет Онегин к Татьяне и здесь терпит крах своих надежд на личное счастье. Татьяна решительно отвергает его:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

На этом роман заканчивается. Что случилось с глав­ным героем дальше, Пушкин не рассказывает. Белинский в своей статье о «Евгении Онегине» пишет: «Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страда­ния? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? - Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смыс­ла, а роман без конца?»

Образ Татьяны, созданный Пушкиным в «Евгении Онегине», имеет не меньшее значение, чем образ Онегина. Здесь главной задачей автора было показать тип простой, казалось бы обыкновенной русской девушки, провинци­альной «барышни», лишенной по внешности каких бы то ни было романтических, необычных, из ряда вон выходя­щих черт, но в то же время удивительно привлекательной и поэтичной.

Пушкин нарочно дает своей героине необычное в тогдашних романах, простонародное имя - Татьяна - и не раз заявляет о своей глубокой симпатии к этой девушке:

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью...

Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою!

Татьяна растет в семье одинокой девочкой, не любя­щей играть с подругами, большею частью погруженной в себя, в свои переживания. Любознательная, пытливая, она старается понять все окружающее и свою собственную душу и, не находя ответов на свои запросы у старших - матери, отца, няни, - ищет их в книгах, которым она привыкла верить:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все...

О жизни, о людях она привыкла судить по прочитан­ным романам. В них же она искала выражение своих собственных переживаний. Неудивительно, что, увидев в первый раз Онегина, она приняла его за «восторженного героя» и влюбилась в него, как героиня ее любимых книг. Она решается написать и послать ему свое наивно-трога­тельное и поэтичное послание. Резкое объяснение является для Татьяны полной неожиданностью. Но она не перестает любить Онегина.

Зайдя во время прогулки в опустелый дом Евгения (после его отъезда из-за убийства Ленского), Татьяна видит в его кабинете книги, которые он читал. В «молчаливом кабинете» Онегина Татьяна знакомится с новой литерату­рой, совершенно ей незнакомой, и она предполагает, что Онегин в своих чувствах и действиях копирует героев этих книг, строит свою жизнь по литературным образцам. Ей все становится безразличным.

... для бедной Тани

Все были жребии равны...

Я вышла замуж, -

расскажет она позже Онегину.

Встретив его после путешествия, она понимает, как сильно и глубоко чувство его к ней и как он жестоко страдает. У нее вырывается признание, что она неосторож­но решила вопрос о своем замужестве, определившем окончательно ее судьбу:

А счастье было так возможно,

Так близко! Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно,

Быть может, поступила я...

Главное свойство Татьяны - высокое душевное бла­городство, сильно развитое чувство долга, которое берет верх над самыми сильными ее чувствами. Это подчинение своих действий чувству долга, неспособность к обману, к сделкам со своей совестью - все это составляет основное свойство характера Татьяны, которое делает ее душевный облик таким привлекательным.

Татьяна - женщина с сильной душой. Пушкин знал, видел вокруг себя таких женщин. Таковы были жены декабристов, добровольно отправившиеся за мужьями в Сибирь. Среди них были и такие, которые шли в ссылку не только из любви к мужу, но и из сознания своего долга, своей обязанности по отношению к близкому им человеку.

Кроме главных действующих лиц, в романе Пушкина живет множество людей, показанных автором то довольно близко и подробно, то очерченных слегка, двумя-тремя словами.

Больше всего рассказано о Ленском, его краткой жизни и грустной судьбе. В его лице Пушкин дал художе­ственное изображение очень распространенного тогда типа юного восторженного романтика. Он талантливый поэт-лирик, убеждения его самые благородные, самые передо­вые: мечты о свободе народа, «вольнолюбивые мечты», как называл их Пушкин.

Пушкин говорит о Ленском не с осуждением, а с любовью и глубоким сожалением. Ведь это был не только наивный, пылкий и безрассудный юноша, но и благород­ный, душевно чистый человек, полный «вольнолюбивых надежд», жажды труда, знаний, - и притом талантливый поэт. «Друзья мои, вам жаль поэта», - говорит Пушкин, описывая раннюю гибель Ленского.

Остальные действующие лица пушкинского романа разработаны не с такой подробностью. Об одних мы знаем побольше: нам известно кое-что из их биографии. Таковы Ольга, отец и мать Ларины, няня Филиппьевна, Зарецкий... Других мы видим в какой-нибудь одной небольшой карти­не (старая княгиня Алина, дядя Онегина, московские ку­зины Татьяны, ее муж и т.д.). Для третьих автор ограничи­вается краткой и меткой характеристикой, или кратким описанием внешности, или просто выразительным эпите­том... Тем или другим способом Пушкин создает всякий раз живой и содержательный образ.

Но в основном Пушкин изображает господ, а не слуг и крестьян. Таков замысел его романа: дать широкую, полную и верную картину дворянского, помещичьего об­щества его времени.

В романе много картин русской природы, русских городов. Читатель знакомится с чудесными описаниями Петербурга и Москвы. В «Отрывках из путешествия Оне­гина» описываются Крым, Кавказ, дается поэтическое опи­сание Одессы. Особое место в «Евгении Онегине» занима­ют описания деревенской русской природы. Пушкин описывает весну, рисует осенние, зимние пейзажи. При этом он, как и в изображении людей и их характеров, вовсе не стремится выбирать какие-то исключительные, необык­новенные картины. Наоборот, у него все просто, обыден­но - и в то же время прекрасно.

Роман «Евгений Онегин» не пессимистическое произ­ведение. Здесь столько светлых картин, столько радующей душу красоты в изображении жизни, природы, столько проникновенных изображений хороших, честных, высоких чувств, переживаний, поступков. Поэтому светлая сторона содержания романа берет верх над печальными размышле­ниями автора.

«Евгений Онегин» - это поистине «нерукотворный памятник» пушкинскому поэтическому гению.


Подписи к слайдам:

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».
Комплексный анализ текста.
История создания. Содержание.
1) Время создания: 9 мая 1823г. Южная ссылка. – 25 сентября 1830г. Болдино. 2) 26 сентября 1830г. Последний набросок плана «Евгения Онегина», включающий 10 глав: подробное описание путешествия Онегина (VІІІ гл.) и зарождение тайных декабристских обществ (X гл.).3) 19 октября 1830 г – сожжение X главы Пушкиным.4) 1831г. Переделка последней восьмой главы и написание письма Онегина к Татьяне.
Тема.
Изображение жизни дворянской молодёжи, современной автору.
Проблемы.
Вопросы бездуховности, образования, воспитания.
Идея.
Показ социально-общественных и культурных факторов, обусловивших характер героя.
Реалистический метод.
Особенности реалистического произведения:Введение широкого исторического, общественного, бытового, культурно-идейного фона;27 лирических отступлений и около 50 небольших вставок разнообразных по содержанию;Форма непринуждённой беседы с читателями.Автор – и создатель романа, и его герой.
«Евгений Онегин». Пушкин и Онегин. Художник Н. В. Кузьмин.
«Энциклопедия русской жизни» (В.Г.Белинский.)
Широкое и многостороннее отображение действительности.Показаны обе столицы (Петербург и Москва), провинция и Волга, Астрахань, Кавказ, Крым, Одесса (в отрывках из путешествия).Изображены и мыслящая часть дворянства (Онегин, Ленский), и подавляющее косное большинство (отец и мать Ларины, дядя Онегина, гости на именинах Татьяны), и мещанство, и крестьянство.Герои представлены на широчайшем историческом и бытовом фоне: из романа можно узнать о культуре, моде эпохи, что было в меню ресторанов, какие книги читали в столице и провинции, какие спектакли ставили в театрах, какой образ жизни был у столичных и провинциальных дворян и т.д. М.М.Бахтин: «… Это не немая вещно-бытовая энциклопедия. Русская жизнь говорит здесь всеми своими голосами, всеми языками и стилями эпохи».
Род. Жанр.
Род – лиро-эпический.Жанр – роман в стихах.
Роман в стихах. Образ автора – композиционная основа: мысли, чувства, настроения автора определяют композицию произведения.
Эпический роман.Стройное повествование о героях и событиях+В некоторых случаях лирические отступления.
Последовательное отрицание законов жанра романа:отказ от прозаической речи,отсутствие стройного повествования о героях и событиях (лирические повествования)
Особенности сюжета.
2 сюжетные линии
Любовный роман. Взаимоотношение Евгения Онегина и Татьяны Лариной
Взаимоотношения Евгения Онегина и Владимира Ленского
Сюжет – хроника жизни героев.Время то сжато, то растянуто.Принцип повествования – умалчивание о событиях, либо замена событий рассказом о них.Фрагментарность.Зеркальное отражение частей сюжета.
Техника литературного монтажа
Композиция.
Композиционные особенности:1. Симметрия (параллелизм) – повторение одной сюжетной ситуации (встреча – письмо – объяснение), совпадение одного композиционного плана и в отдельных частях даже лексики двух писем героев;2. Лирические отступления, не всегда тематически связанные с сюжетной линией.
Зеркальная композиция.Экспозиция. Знакомство с главным героем – «молодым повесой» Евгением Онегиным, показ его жизни в столице. (І гл.)Завязка второй сюжетной линии. Знакомство Онегина с Ленским. (ІІ гл.)Завязка первой сюжетной линии. Знакомство Онегина с семейством Лариных, с Татьяной.Развитие действия. Отношения Онегина с Ленским и Татьяной. Вещий сон Татьяны. Именины.Кульминация и развязка второй сюжетной линии. Дуэль (VІ гл.) Кульминация и развязка первой сюжетной линии. Встреча и объяснение с Татьяной Лариной, светской дамы и «законодательницы зал» в Москве. (VІІІ гл.)Открытый финал.
«онегинская строфа»
14 строк: 4+4+4+2. Это не сонет: I и II катрены не имеют сквозной рифмы, у каждого катрена своя система рифмовки (перекрестная, кольцевая, парная), заканчивается строфа куплетом (двустишием): Хранили многие страницы а Отметку резкую ногтей; b - перекрестная Глаза внимательной девицы а Устремлены на них живей b Татьяна видит с трепетаньем, с Какою мыслью, замечаньем с - парная Бывал Онегин поражен, d В чем молча соглашался он. d На их полях она встречает е Черты его карандаша, f - кольцевая Везде Онегина душа f Себя невольно выражает е То кратким словом, то крестом, g - куплет То вопросительным крючком, gСтрофа – единица композиции. Каждая строфа – законченное по смыслу и форме маленькое произведение. Если строфа как бы не закончена и её окончание переносится в следующую, то автор таким образом привлекает внимание читателя к действию или мысли.
Система образов.
Письма
Крестьянство
Поместноедворянство
ОльгаЛарина
ТатьянаЛарина
Ленский
Автор
Петербург
ЕвгенийОнегин
Онегин.
«ГЕРОЙ ВРЕМЕНИ»
Дворянскоевоспитание+образование
Необременён-ностьслужбой+беззаботная жизнь+«наука страстинежной»
Чтение книг+лордаБайронапортрет+«столбикс куклоючугунной»(Наполеон)
СкукаХандраРазочарован-ностьскептицизм(«резкий, охлаждённый ум»)«неподража-тельнаястранность»
Пылкаявлюблён-ность
Владимир Ленский
Духовный антипод Онегина.Романтик и поэт.Онегин + Ленский = дружба:отчуждённость от помещичьей среды,интерес к философским вопросам.Ленский.Мягкий, переживающий.Любит, дружит, сочиняет.Автор симпатизирует, но иронизирует.Вата.
«Евгений Онегин». Дуэль Онегина с Ленским Художник М. В. Добужинский
Татьяна Ларина
«милый идеал»
«Евгений Онегин». Татьяна на балконе. Художник Ф.Д.Константинов.
Развитие характера
Любовь к Онегину, объяснение
Замужество не по любвиПризнание «законодательницей зал»Соблюдение нравственного долгаСоциальная реалистическая адаптация
Задумчивость.Напряжённая внутренняя работаБлизость родной природеИнтерес к необычному (к «страшным» няниным рассказамРанняя увлечённость романамиПризнаки романтической героини
Онегин – «лишний человек»
ПУСТАЯ БОРЬБА.Затворничество в деревне – своеобразный протест против норм светского общества, подавляющих личность.Дружба и любовь – попытка быть искренним, неиспорченным.
«Евгений Онегин». Татьяна и Онегин Художник Н. В. Кузьмин
Испытание дружбой и любовью показало: внешнее отрицание общепринятых предрассудков и мнений не означает внутреннего освобождения от них.
Идеал женщины в русской литературе
Светлана («Светлана» В.А.Жуковского).Катерина («Гроза» А.Н.Островского).Ольга («Обломов» И.А.Гончаров.Матрёна Тимофеевна («Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова).Княгини Трубецкая и Волконская («Русские женщины» Н.А.Некрасова).Наташа Ростова, Мария Болконская («Война и мир» Л.Н.Толстого).Соня («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского).Наталья («Тихий Дон» М.А.Шолохова).Матрёна («Матрёнин двор» А.И.Солженицына).Дарья («Прощание с Матёрой» В.Г.Распутина).

Поэма «Евгений Онегин» - это настоящая энциклопедия жизни русского человека 19 столетия. Роман в стихах создавался на протяжении 1823-1831 годов. В нем явно прослеживаются стилистические черты реализма. Весьма лаконично и точно изображены разные слои населения России того временного отрезка. Начальные главы были написаны юным поэтом, а в заключительных чувствуется, что автор - человек с огромным жизненным опытом. В этом романе прослеживается взросление А. С. Пушкина как творца.

История создания

Над своим детищем великий поэт трудился более семи лет. Роман «Евгений Онегин» автор считал великолепным творением. Наряду с «Борисом Годуновым» он называл его подвигом. В увлекательном произведении раскрывается драматическая судьба дворянской интеллигенции. Все это происходит на фоне картин русской жизни.

Работа над сочинением началась в мае 1823 года в Кишиневе. В это время поэт был в ссылке. Пушкин решил писать реалистический роман в стихах, отказавшись от романтизма как ведущего творческого принципа.

Но все же первым страницам еще присущи романтические черты. Первоначальная идея предполагала наличие девяти глав. Однако в связи с политическими моментами пришлось изъять одну главу - «Путешествие Онегина». Отдельные ее фрагменты присутствуют в приложении. Исследователи творчества Александра Сергеевича указывают, что в этой главе описывается, как Евгений Онегин становится наблюдателем неподалеку от Одесской пристани. После чего шли достаточно резкие суждения и замечания. Боясь вероятных преследований со стороны властей, Пушкин уничтожил данный фрагмент.

Время действия романа

Поэма «Евгений Онегин» охватывает многочисленные события (с 1819 по 1825 гг.). Во-первых, это было время правления Александра Первого. Во-вторых, то были годы развития русского общества. В-третьих, период от до восстания декабристов.

Время действия и создания романа практически совпадают. Ведь в целом в нем отразились важные события первой четверти 19 века.

Подобно поэме лорда Байрона под названием «Дон Жуан» создал свой роман А. С. Пушкин. «Евгений Онегин», стихи которого словно собираются в пестрые главы, по праву считается лучшим литературным творением 19 столетия.

Роман не зря называют энциклопедией своего времени. Из текста можно узнать о вкусах и об их предпочтениях в одежде, о моде, а также о ценностях. В «Евгении Онегине» описана буквально вся русская жизнь.

Издания

Поэма публиковалась постепенно, отдельными выпусками, каждый из которых включал одну главу. Наиболее яркие отрывки издавались в альманахах и журналах. Каждую главу ждали с огромным нетерпением, это воспринималось как большое событие в русской литературе. Самая первая глава вышла в свет в 1825 году. Полное издание в одном томе читатели могли приобрести с 1833 г. Незадолго до гибели Пушкина (в январе 1837 г.) типография И. Глазунова выпустила роман в мини-формате.

Планировалось продать 5000 экземпляров в течение года (по пять рублей за одну книгу). Однако после гибели поэта весь тираж был раскуплен за неделю.

В 1988 году вышел тираж в 15000 экземпляров (издательство «Книга»).

Сюжет

Поэма открывается сетованиями молодого дворянина по поводу болезни родного дяди. Уже здесь проявляется характер Евгения Онегина. Ему приходится приехать в Петербург, чтобы проститься с больным. В первой главе рассказывается о происхождении, семье и жизни главного героя до получения печального известия.

Светские развлечения и любовные интриги наполняли жизнь молодого человека в Петербурге. Но все это ему надоедает. Когда Евгений приезжает к дяде в деревню, то узнает, что родственник уже умер. Молодой человек становится его единственным наследником.

В глубокую депрессию впадает Евгений Онегин (анализ его образа находится в отдельном разделе). Он начинает дружить с соседом Ленским, являющимся полной противоположностью Онегина. Владимир - пылкий и страстный поэт-романтик, который влюблен в Ольгу Ларину. Евгений весьма удивлен выбору друга, намекая, что выбрал бы Татьяну. Последняя влюбляется в Онегина и пишет ему откровенное письмо с признаниями в любви. Однако холодный дворянин отвергает ее.

Онегин оказывается на обеде у Лариных. От скуки он начинает ухаживать за Ольгой, заставляя друга ревновать. Ленский вызывает его на поединок. Дуэль заканчивается смертью Владимира, а Евгений уезжает из деревни.

Очередная встреча с полюбившей его Татьяной случается спустя три года. Теперь она важная светская дама, жена генерала. Онегин влюбляется в нее, но попытки добиться расположения девушки заканчиваются провалом. Теперь она отказывает ему, хоть и не скрывает, что любит до сих пор. Но верность и семья для нее превыше чувств.

На этом повествование прерывается. Характеристика романа «Евгений Онегин» продолжается описанием основных персонажей.

Действующие лица

  • Онегин.
  • Татьяна Ларина.
  • Владимир Ленский.
  • Ольга Ларина.
  • Няня Татьяны.
  • Зарецкий (секундант).
  • Муж Татьяны Лариной, имя которого не указывается.
  • Автор (сам Пушкин).

Упоминаются Дмитрий и Прасковья Ларины (отец и мать), дядя Евгения, московская кузина Лариных и др.

«Евгений Онегин». Анализ письма Татьяны

Юная провинциальная девушка в письме к Онегину признается во вспыхнувших в ней чувствах. В 19 веке не принято было барышням первыми объясняться в любви. Однако Татьяна осознанно переступает через нравственные запреты. От этого страдает ее гордость, она терзает себя сомнениями, ее одолевают противоречивые чувства. Несмотря на все это, девушка действует решительно. В письме проявляется ее тонкая и романтичная натура. Совсем не удивительно, что Татьяна испытывает столь пылкие чувства. Девушка с детства любила французские романы. Она всегда мечтала найти своего героя, чтобы можно было выплеснуть эмоции. Выбор на Онегина пал не случайно. Он показался ей особенным, совсем не похожим на других жителей деревни. Он был для нее таинственным и загадочным. Именно о таком герое грезила Татьяна. Она считала, что Евгений непременно ее поймет и полюбит. Она очень переживает за написанные строки и стыдится их. Внезапно вошедшая няня замечает румянец на лице девушки, но считает это признаком здоровья. Татьяна отдает письмо и в страхе ожидает результата.

Характеристика главного героя

Образ Евгения Онегина весьма сложный и противоречивый. Это молодой помещик, который в детстве не получил должного внимания и правильного воспитания. Вырос он без матери, лишенный необходимой ласки и тепла. Отцу же до сына не было никакого дела. Он поручил его гувернерам. Поэтому Онегин стал эгоистичной личностью. Его волновали только собственные желания, а страдания других людей были абсолютно неинтересны. Образ Евгения Онегина поражает своим хладнокровием. Он может задеть за живое практически любого человека. Евгений способен сильно обидеть, не заметив при этом, что совершил плохой поступок. К сожалению, все хорошее и красивое, что было спрятано глубоко в его душе, так и осталось неразвитым. Вся жизнь Евгения - это сплошная лень и скука. Насыщенный однообразными удовольствиями, он не видит в жизни ничего радостного.

Невыдуманный герой

Образ Евгения Онегина не придуман. Это типичный молодой человек того времени. Такие юноши отличаются от представителей правящего класса. Они благороднее, добросовестнее и умнее. Такие собой, общественным устройством и личным окружением. У Онегина высокие взгляды и требования к жизни. Познакомившись с Ленским, который окончил лучший университет в Германии, он может спорить с ним на любую тему. Дружбу с Владимиром он очень ценит. В отношении к Татьяне и к Ленскому раскрывается такая его черта, как доброжелательность.

К концу романа образ Евгения Онегина трансформируется. Мы уже видим искреннее влюбленного человека. Он другой. Но его любовь запоздала. Татьяна хоть и испытывает чувства, предать своего мужа не готова. Теперь Евгений понимает, как был глуп раньше. Он жалеет, что упустил такую девушку и возможное счастье. Но осознание приходит слишком поздно, уже ничего не изменить.

Поэма Александра Сергеевича Пушкина - это одно из лучших творений 19 века. Поэт трудился над своим детищем на протяжении семи лет. Произведение можно назвать социально-психологическим романом в стихотворной форме. Написано оно простым и легким языком. Автор много внимания уделяет изображению характеров и душевных переживаний своих персонажей: Онегина, Ленского, Татьяны, Ольги, матери девочек, няни и других.

«Евгений Онегин» по праву стоит особняком среди произведений русской литературы 19 века. Это одно из самых гармоничных по композиции и богатых по содержанию произведений Пушкина. Больше 8 лет посвяти Александр Сергеевич своему детищу: начав работу над романом в стихах весной 1823 года, завершил произведение он только к осени 1831. Это была самая кропотливая и длительная работа над произведением в его жизни.

Он то бросал работу над «Евгением Онегиным», то вновь приступал к ней. Условно работу над романом можно подразделить на четыре этапа, в течение которых в жизни Пушкина случилось множество событий: и южная ссылка, и Болдинская осень, и череда бурных романов. Все главы издавались постепенно, по мере написания, одна за другой. Последний авторский вариант увидел свет в 1837 году. Согласно описанию, действия в романе охватывают промежуток времени на протяжении 6 лет. В процессе повествования герои взрослеют, проходят некоторый жизненный путь и превращаются из мечтательных юношей и девушек в зрелых состоявшихся личностей.

Благодаря выражению эмоций героев посредством стихотворной формы, роман получает большую лиричность и выразительность, таким образом, читателю становится понятна и доступна вся палитра чувств, которую закладывал в основу автор. Помимо этого, Пушкин вводит в роман и себя в качестве одного из героев повествования, он хранит у себя письмо Татьяны и встречается с Онегиным в Петербурге. В романе есть множество лирических отступлений, где Пушкин делится с читателем своими мыслями и переживаниями, как бы отчуждаясь от хода и главной линии повествования.

Анализ произведения

Основной сюжет произведения

В основе сюжета лежит любовная линия: молодая Татьяна Ларина влюбляется в яркую неординарную личность Евгения Онегина. Еще совсем юный, он уже устал от шумной суеты и мишуры окружающей его, и называет свою душу охладевшей. Молодая влюбленная девушка решается на отчаянный шаг и пишет письмо-признание, где со свойственной ее юношеской натуре пылкостью изливает Евгению свою душа и высказывает надежду на возможность романтических отношений между ними. Герой не отвечает Татьяне взаимностью, чем очень сильно ранит ее. Между молодыми людьми происходит решительное объяснение, и Онегин мягко говорит Татьяне о том, что его черствая душа уже не способна полюбить, пусть и такую юную и прекрасную девушка как Татьяна. Позже, когда Ларина становится замужней женщиной и, казалось бы, обретает тихое семейное счастье, пути героев пересекаются вновь. Онегин понимает, какую ужасную ошибку он совершил, но, к сожалению, исправить что-либо уже не возможно. Татьяна произносит свое знаменитое «…но я другому отдана, и буду век ему верна…», чем ставит точку в несостоявшейся истории любви.

Множество ошибок, которые свойственно делать людям, особенно в юношестве, помешали молодым героям быть вместе, несмотря на их взаимную любовь. Только пройдя через череду душевных потрясений, Онегин понимает, что Татьяна - та самая девушка, с которой он мог бы быть очень счастлив, но, как водится, понимает это он слишком поздно. Все это, безусловно, заставляет читателя задуматься над тем, а не совершает ли он подобную ошибку. А, быть может, погружает в воспоминания о прошлых печальных опытах или заставляет вновь пережить пылкие и нежные первые чувства.

Главные герои

Одним из главных героев является Евгений Онегин. Замкнутый юноша со сложным характером. Автор намеренно не идеализирует его образ, наделяя его всеми теми недостатками, которые обычно присущи реальному человеку. С детства он не знал нужды ни в чем, будучи сыном Петербургского дворянина. Его душа не тяготела к труду, была изнежена романами, балами и научными трудами любимых авторов. Жизнь его была так же пуста, как и у миллиона таких же барских отпрысков того времени, наполнена кутежами и развратом, бессмысленным прожиганием жизни. Как это водится, в результате подобного образа жизни Евгений стал настоящим черствым эгоистом, задумывающимся лишь о собственных удовольствиях. Он не в грош не ставит чужие чувства и с легкостью оскорбляет человека, если тот пришелся ему не по душе или произнес неуместную на его взгляд фразу.

Между тем, не лишен наш герой и положительных черт: например, на протяжении всего романа, автор показывает нам, насколько Онегин тяготеет к науке и знаниям. Он постоянно в поиске того, чем можно пополнить и расширить свое сознание, изучает труды философов, ведет интеллектуальные беседы и споры. Помимо этого, в отличие от сверстников, ему очень быстро надоедает суета балов и бессмысленное времяпровождение. Очень скоро, читатель может наблюдать его личностный рост, в то время, как его друзья один за другим неминуемо деградируют, превращаясь в обрюзгших помещиков.

Не смотря на его разочарование и неудовлетворения тем образом жизни, который он вынужден вести, у него не хватает душевных сил и мотивации порвать этот замкнутый круг. Он не ухватился за ту спасительную соломинку, которую протягивает ему чистая и светлая девушка Татьяна, признаваясь в любви.

Поворотным моментом его жизни служит убийство Ленского. В этот момент у Онегина открываются глаза, он понимает насколько ничтожно все прежнее его существование. От чувства стыда и угрызений совести он вынужден бежать, и отправляет покорять просторы страны в надежде укрыться от «кровавой тени» убитого друга.

Из трехлетнего вояжа он возвращается совсем другим человеком, зрелым и осознанным. Вновь встретив Татьяну, которая на тот момент уже замужем, он понимает, что испытывает к ней чувства. Он видит в ней взрослую умную женщину, прекрасную собеседницу и целостную зрелую натуру. Он поражается ее величию и светской холодности, не узнавая в ней той робкой и нежной деревенской девушки, какой он знал ее раньше. Теперь она любящая жена, тактична и доброжелательна, сдержана и спокойна. В эту женщину он влюбляется без памяти, и ею он безжалостно отвергнут.

Это и послужило финалом романа, дальнейшая жизнь Онегина и Татьяны остаются для читателя неизвестными. Пушкин не дает никакого ответа на вопросы о том, смог ли Евгений смириться и забыть свою любовь и как он провел свои последующие дни? Была ли в дальнейшем счастлива Татьяна замужем за нелюбимым мужчиной? Все это осталось тайной.

Не меньший по значимости образ, описанный в романе - образ Татьяны Лариной. Ее Пушкин описывает как простую дворянку из провинции. Скромная барышня, не наделенная особенной красотой и внешней привлекательностью, однако, обладающая удивительно глубоким многогранным внутренним миром. Ее романтическая поэтичная натура завораживает читателя и заставляет симпатизировать и сопереживать ее страданиям с первой до последней строчки. Пушкин и сам не раз признается в любви к своей вымышленной героине:

«Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою!».

Таня растет довольно замкнутой, погруженной в собственные чувства, закрытой девочкой. Ее лучшими друзьями очень рано стали книги, в них она искала ответы на все вопросы, через страницы романов она познавала жизнь. Тем более странным выглядит для читателя неожиданный порыв Татьяны и ее откровенное письмо Онегину. Такое поведение совсем не свойственно ее характеру и свидетельствует о том, что чувства, вспыхнувшие к Евгению, были столь сильны, что затмили разум молодой девушки.

Автор дает нам понять, что и после отказа, и после длительного отъезда Онегина, и даже после замужества Таня не перестает любить его. Однако огромное благородство и чувство собственного достоинства не дает ей возможности броситься в его объятия. Она уважает своего мужа и оберегает свою семью. Отказавшись от чувств Онегина, она проявляет себя как исключительно рассудительная, сильная и мудрая женщина. Долг оказывается для нее превыше всего, и это ее решение заставляет читателя проникнуться к героине глубоким уважением. Страдание же и позднее раскаяние Онегина является закономерным финалом его образа жизни и поступков.

(Картина К. И. Рудаковой "Евгений Онегин. Встреча в саду" 1949 )

Помимо главных героев, в романе описано множество второстепенных персонажей, однако такой яркой характеристики, как Татьяна и Онегин не получает больше никто. Разве что Ленскому автор уделяет некоторое внимание. С горечью он описывает его трагическую судьбу с несправедливым финалом. Пушкин характеризует его как исключительно чистого юношу, с незапятнанной репутацией и высокими моральными качествами. Он талантлив и порывист, но при этом весьма благороден.

Заключение

Особняком стоит описание природы в романе: ему автор уделяет немало времени. Мы можем найти на страницах романа прекрасные картины, воссоздающие перед нашими глазами Москву, Петербург, Крым, Одессу, Кавказ и, конечно, чудесную природу российской глубинки. Все, что описывает Пушкин - обыденные картины российской деревни. В то же время, он делает это так виртуозно, что картинки, созданные им, буквально оживают в воображении читателя, завораживают его.

Не смотря на неутешительный финал романа, его вовсе нельзя назвать пессимистическим. Наоборот, обилие светлых живых моментов заставляет читателя верить в прекрасное будущее и с надеждой смотреть вдаль. Здесь так много светлых, настоящих чувств, благородных порывов и чистой любви, что роман более способен выводить читателя на положительные эмоции.

Вся композиция романа выстроена удивительно гармонично, что удивительно, учитывая то, с какими большими перерывами автор вновь приступал к работе над ним. Строение имеет четкую, стройную и органичную структуру. Действия плавно проистекают одно из другого, на протяжение всего романа применяется излюбленный пушкинский прием - кольцевая композиция. То есть, место начальных и конечных событий совпадает. Читатель также может и отследить зеркальность и симметричность происходящих событий: Татьяна и Евгений несколько раз оказываются в схожих ситуациях, на одной из которых (отказ Татьяны) действие романа прерывается.

Стоит отметить, что ни одна любовная история в романе не имеет успешного финала: как и ее сестре Татьяне, Ольге Лариной не суждено было обрести счастья с Ленским. Разность героев показана через противопоставление: Татьяна и Ольга, Ленский и Онегин.

Подводя итог, стоит отметить, что «Евгений Онегин» - поистине подтверждение недюжинного поэтического таланта и лирического гения Пушкина. Роман читается буквально на одном дыхании и захватывает с первой своей строчки.

Произведение "Евгений Онегин" Александра Сергеевича Пушкина увидело свет в 1833 году, но до сих пор оно волнует сердца людей. Каждый старший школьник знает отрывки из романа наизусть и всех его главных героев. Для того чтобы понять, в чем секрет успеха произведения, сделаем в этой статье краткий анализ романа Пушкина "Евгений Онегин".

Общая характеристика романа

  • Направление и жанр. "Евгений Онегин" – это один из первых русских реалистических романов социально-психологического направления. Причем роман этот написан не прозой, а в стихах. История его создания охватывает несколько периодов творчества поэта.
  • Идеи и мысли. Роман назван так же, как зовут главного героя, неспроста. Этим Пушкин подчеркнул особую значимость персонажа. В образе Евгения Онегина он хотел показать образ героя времени. По словам Пушкина, отличительной чертой молодежи 19 века было равнодушие к жизни, к ее наслаждениям, поэт называл это "преждевременной старостью души".
  • Еще одна важная идея – это показать национальный характер русской героини. Татьяна не только "русская душой" героиня, но и идеал женщины.
  • В этом романе автор также показал дворянство, которое формировало главных героев. С одной стороны – это высший свет Петербурга и Москвы, пронизанный духом "пустым" и "холодным", с другой - дворянство провинции. Отношение у поэта к ним было разное, что он и показал в романе.
  • Тематика. Роман охватывает обширный жизненный материал. Поэтому проблематика и тематика произведения столь разнообразны и разносторонни. В нем изображен во всех подробностях социальный, бытовой и культурный уклад всего русского общества начала 19 века.
  • Проблематика. В основе проблематики произведения лежит основная проблема общества того времени. Это противопоставление основной части русского общества, чтящего национальные традиции, европейски просвещенному русскому дворянству.
  • Основные герои. В романе все время идет противопоставление: города - деревне, национального - вненациональному. Таким же образом противопоставлены и герои романа. "Герой времени" предстает перед читателем в образе Евгения Онегина. Он выступает представителем "русского байронизма". Татьяна Ларина является "милым идеалом", поэт вложил в нее свои представления о русском характере. Владимир Ленский - тоже представитель русского дворянства, но другого типа – он юный романтик, мечтатель, в отличие от байронического Онегина.

Краткий анализ глав

  • Анализ 1 главы "Евгения Онегина". В первой главе для того, чтобы пояснить появление Онегина, столь необычного героя, Пушкин подробно описывает, что с ним случилось. В итоге главы становится понятным, что существует противоречие. При всех возможностях, которые дает герою блистательная столичная жизнь, он ею не увлечен. И у читателя возникает вопросо том, почему же он охладел к жизни.
  • Анализ 2 главы "Евгения Онегина". Во второй главе идет описание главных героев, даются их портретные характеристики, прорисовываются некоторые черты характера. И снова вопрос: почему Онегин сторонится соседей, а вот с Ленским сходится? Ведь они настолько разные, настолько непохожи друг на друга, как лед и пламень.
  • Анализ 3 главы "Евгения Онегина". Считается, что в этой главе начинается завязка конфликта. Но стал бы Пушкин, с его поэтической энергией, растягивать на две главы экспозицию? Роман он начал решительно. Завязка романа заключается в противоречиях, терзающих героя, странностях его тоски при всем великолепии условий жизни. Вторая глава подводит к смене среды проживания, к смене мест. Но и здесь, в усадьбе, Онегин тоскует практически так же, как и в столице. 3-я глава - просто следующий шаг этого сюжета. Герою предстоит столкнуться не с деревней, а с чувством, напоминающим стихию, – с любовью. Чувство, которое вспыхнуло в Татьяне, и ее поступок, письмо о любви являются центральными в этой главе. И опять вопросы. Почему так неожиданно проснулась в Татьяне любовь? И что толкнуло ее написать письмо Онегину?
  • Анализ 4 главы "Евгения Онегина". Глава демонстрирует читателю реакцию главного героя на любовь. Как оценивают его объяснение в саду автор романа и Татьяна? Одинаково ли? Зачем автору понадобилось демонстрировать в этой главе святость Онегина и счастливую любовь Ленского и Ольги?
  • Анализ 5 главы "Евгения Онегина". Здесь героя ждет новое испытание, и перед ним встает вопрос: что победит – желание собственного покоя, подкрепленное сознанием превосходства над другими людьми, или сочувствие к чужой любви, снисходительность в дружбе? Глава отвечает на вопросы: каким образом Татьяне удалось предугадать столкновение Ленского с Онегиным, чем сон Татьяны схож с именинами?
  • Анализ 6 главы "Евгения Онегина". В ней обнажается вся мнимость чувства превосходства, свойственного Онегину. Это является развязкой поединка с обществом, который намечался в хандрящем Онегине и закончился убийством друга, юного поэта. В живых осталась только физическая оболочка главного героя, морально он сломлен. Осуждение среды, которую он презирает, оказалось сильнее его затаенных чувств и искренних желаний. Вопросы, на которые стоило бы ответить: что произошло, как друзья вдруг стали врагами и столкнулись в поединке, кто же все-таки виноват в дуэли, в ее печальном финале?
  • Анализ 7 главы "Евгения Онегина". Она построена на 2-х событиях: посещение Татьяной дома, в котором живут Онегины, и приезд Татьяны в Москву. Героя нет в Москве. В читателе усиливаются колебания по поводу оценки Онегина. Возникает еще большая неопределенность и загадочность в его фигуре. Потерпевший нравственное фиаско, он, казалось бы, должен быть нами осужден. Сомнения, которые одолевают Татьяну и повергают ее в равнодушие, как будто еще больше способствуют осуждению нами Онегина. Но в восьмой главе Пушкин выводит нас из ошибочных заблуждений и не позволяет безрассудно осудить героя. Героя, который в конце романа оказывается способным на искренние чувства и глубокие страдания. А здесь зададим вопросы: изменилось ли отношение Татьяны к Онегину в связи со всеми произошедшими событиями?
  • Анализ 8 главы "Евгения Онегина". В этой главе в Онегине обнаруживаются возможности, которых у него раньше не было. Герой вознесся, в нем открылось непосредственное, самозабвенное и лирическое чувство. Но, тем не менее, он оказывается в трагическом тупике. По мнению Пушкина, уйти в любовь, выразив холодное презрение к обществу, не является спасением. Это и есть развязка внутреннего смысла романа. А на вопрос нам предстоит ответить: Онегин любит Татьяну, но почему же она его теперь отвергает?

Мы представили Вам небольшой анализ романа "Евгений Онегин", надеемся, что он поможет Вам лучше понять это произведение.

Похожие публикации