Биография брехта бертольда. Бертольд Брехт: биография, личная жизнь, семья, творчество и лучшие книги Бертольд брехт биография

Бертольд Брехт (1898-1956 гг.) - один из крупнейших немецких театральных деятелей, талантливейших драматургов своего времени, однако его пьесы и до сих пор популяры и ставятся во многих мировых театрах. и поэт, а также создатель театра «Берлинер Ансамбль». Творчество Бертольда Брехта привело его к созданию нового направления «политического театра». Он был родом из немецкого города Аугсбурга. С молодости он увлекался театром, но его семья настояла на том, чтобы он стал врачом, после гимназии он поступил Университет им. Людвига Максимилиана в Мюнхене.

Бертольд Брехт: биография и творчество

Однако серьезные перемены произошли после встречи со знаменитым в Германии писателем Леоном Файхвангером. Тот сразу заметил в молодом юноше недюжинный талант и порекомендовал ему заняться вплотную литературой. К этому времени Брехт закончил свою пьесу «Барабаны ночи», которую поставил один из мюнхенских театров.

К 1924 году после окончания университета отправляется покорять Берлин молодой Бертольд Брехт. Биография его указывает на то, что здесь его ждала еще одна удивительная встреча с известнейшим режиссером Эрвином Пискатором. Через год этот тандем создает «Пролетарский театр».

Краткая биография Бертольда Брехта указывает на то, что сам драматург не был богат, и его собственных денег никогда бы не хватило на то, чтобы заказывать и покупать пьесы у известных драматургов. Именно поэтому Брехт решается писать самостоятельно.

Но начал он с переделывания известных пьес, а дальше пошли инсценировки популярных литературных произведений для непрофессиональных артистов.

Театральная работа

Творческий путь Бертольда Брехта начался с пьесы «Трехгрошовая опера» Джона Гея, по его книге «Опера нищих», которая стала одним из первых таких дебютных опытов, поставленных в 1928 году.

Сюжет рассказывает историю о жизни нескольких нищих бродяг, которые ничем не гнушаются и любыми путями ищут себе средства к существованию. Спектакль почти сразу стал популярным, так как нищие-бродяги до этого еще не были главными героями на театральных подмостках.

Потом Брехтом вместе со своим напарником Пискатором он ставит в театре «Фольксбюнне» вторую совместную пьесу по роману М. Горького «Мать».

Дух революции

В Германии в то время немцы искали новые пути развития и обустройства государства, и поэтому происходило некое брожение в умах. И вот этот революционный пафос Бертольда очень сильно отвечал духу того настроения в обществе.

За этим последовала новая пьеса Брехта по инсценировке романа Я. Гашека повествующего о приключениях бравого солдата Швейка. Она привлекла внимание зрителей тем, что была буквально напичкана юмористическими житейскими ситуациями, и главное - яркой антивоенной тематикой.

Биография указывает, что в то время он был женат на известной актрисе Елене Вайгель, и вот вместе с ней он переезжает в Финляндию.

Работа в Финляндии

Там он начинает работать над пьесой «Мама Кураж и ее дети». Сюжет он подсмотрел в немецкой народной книге, в которой описывались приключения одной торгашки в период

Состояние фашистской Германии он не мог оставить в покое, поэтому дал ему политическую окраску в пьесе «Страх и отчаяние в Третьей империи» и показал в ней истинные причины прихода к власти фашистской партии Гитлера.

Война

Во Вторую мировую Финляндия стала союзницей Германии, и поэтому Брехту опять пришлось эмигрировать, но на этот раз в Америку. Он ставит там свои новые пьесы: «Жизнь Галилея» (1941 г.), «Добрый человек из Сезуана», «Господин Пунтилла и его слуга Матти».

За основу были взяты народные фольклорные сюжеты и сатира. Вроде бы все просто и понятно, однако Брехт, обработав их философскими обобщениями, превратил их в притчи. Так искал драматург новые выразительные средства своих мыслей, идей и убеждений.

Театр на Таганке

Его театральные постановки шли в тесном контакте со зрителями. Исполнялись песни, иногда зрителей приглашали на сцену и делали их непосредственными участниками пьесы. Такие вещи действовали на людей поразительным образом. И это очень хорошо знал Бертольд Брехт. Биография его содержит еще одну очень интересную деталь: оказывается, московский театр на Таганке начинался тоже с пьесы Брехта. Режиссер Ю. Любимов сделал пьесу «Добрый человек из Сезуана» визитной карточкой своего театра, правда, еще с несколькими другими спектаклями.

Когда окончилась война, сразу возвратился в Европу и Бертольд Брехт. Биография имеет сведения о том, что он поселился в Австрии. Бенефисы и овации были на всех его пьесах, которые он написал еще в Америке: «Кавказский меловой круг», «Карьера Артуро Уи». В первой пьесе он показывал свое отношение к фильму Ч. Чаплина «Великий диктатор» и пытался досказать, то чего не договорил Чаплин.

Театр «Берлинер Ансамбль»

В 1949 году Бертольда приглашают работать в ГДР в театр «Берлинер Ансамбль», где он становится художественным руководителем и режиссером. Он пишет инсценировки по крупнейшим произведениям мировой литературы: «Васса Железнова» и «Мать» Горького, «Бобровая шуба» и «Красный петух» Г. Хауптмана.

Со своими спектаклями он проехал полмира и, конечно же, посетил СССР, где в 1954 году ему вручили Ленинскую премию мира.

Бертольд Брехт: биография, список книг

В середине 1955 года Брехт в возрасте 57 лет стал чувствовать себя очень плохо, он сильно постарел, ходил, опираясь на трость. Он составил завещание, в котором указал, чтобы гроб с его телом не выставляли на публичное обозрение и не произносили прощальных речей.

Ровно через год весной, работая в театре над постановкой «Жизни Гадилея», Брех на ногах переносит микроинфаркт, затем, к концу лета, самочувствие его ухудшается, а сам он умирает от обширного инфаркта 10 августа 1956 года.

Вот на этом и можно закончить тему «Брехт Бертольд: биография история жизни». Остается только добавить, что за всю свою жизнь этот удивительный человек написал немало литературных творений. Наиболее известные его пьесы, кроме перечисленных выше, это «Ваал» (1918 г.), «Человек есть человек» (1920 г.), «Жизнь Галилея» (1939 г.), «Кавказский меловой» и много-много других.

Эуген Бертхольд Фридрих Брехт родился в семье фабриканта 10 февраля 1898 года в Аугсбурге. Он окончил народную школу и реальную гимназию в родном городе, и числился среди самых успевающих, но неблагонадёжных учеников. В 1914 году Брехт издал в местной газете своё первое стихотворение, что совершенно не вызвало восторга у его отца. Зато младший брат Вальтер всегда восхищался Бертольдом и во многом подражал ему.

В 1917 году Брехт стал студентом медицинского факультета Мюнхенского университета. Впрочем, он гораздо больше был увлечён театром, чем медициной. Особый его восторг вызывали пьесы немецкого драматурга ХIХ Георга Бюхнера и современного драматурга Ведекинда.

В 1918 году Брехта призвали на военную службу, но на фронт не отправили из-за больных почек, а оставили работать санитаром в Аугсбурге. Он жил вне брака со своей подругой Би, которая родила ему сына Франка. В это время Бертольд написал свою первую пьесу «Ваал», а вслед за ней и вторую - «Барабаны в ночи». Параллельно он работал театральным рецензентом.

Брат Вальтер познакомил его с руководительницей «Дикого театра» Трудой Герстенберг. «Дикий театр» представлял собой варьете, в котором большинство актеров были молодыми, любящими эпатировать публику на сцене и в жизни. Брехт пел свои песни под гитару жестковатым, резким, скрипучим голосом, отчетливо произнося каждое слово - по-существу, это была мелодекломация. Сюжеты брехтовских песен шокировали слушателей гораздо больше, чем поведение его коллег по «Жестокому театру» - это были рассказы о детоубийцах, детях, убивающих родителей, о моральном разложении и смерти. Брехт не бичевал пороки, он просто констатировал факты, описывал будничную жизнь современного ему немецкого общества.

Брехт ходил в театры, в цирк, в кино, слушал эстрадные концерты. Встречался с артистами, режиссерами, драматургами, внимательно слушал их рассказы и споры. Познакомившись со старым клоуном Валентином, Брехт написал для него короткие пьесы-фарсы и даже выступил вместе с ним на эстраде.

«Многие уходят от нас, и мы их не удерживаем,
Мы сказали им все, и уже ничего не осталось между ними и нами, и лица у нас были тверды в миг разлуки.
Но мы не сказали самого важного, мы упустили необходимое.
О, почему же мы не говорим самого важного, ведь это было бы так легко, ведь не говоря, мы себя обрекаем проклятью!
Эти слова были так легки, они скрывались там, за зубами вплотную, они упали от смеха, и поэтому мы задыхаемся с перехваченным горлом.
Вчера умерла моя мать, вечером Первого мая!
Теперь ее и ногтями не выскрести...»

Отца всё больше раздражало творчество Бертольда, но он старался сдерживаться и не выяснять отношения. Единственным его требованием было напечатать «Ваал» под псевдонимом, чтобы фамилия Брехт не оказалась замарана. Не вызывала восторга отца и связь Бертольда с его очередной пассией Марианной Цоф - молодые люди жили не обвенчавшись.

Фейхтвангер, с которым Брехта связывали дружеские отношения, характеризовал его как «несколько мрачного, небрежно одетого человека с ярко выраженными склонностями к политике и к искусству, человека неукротимой воли, фанатика». Брехт стал прототипом инженера-коммуниста Каспара Прёкля в фейхтвангеровском «Успехе».

В январе 1921 года аугсбургская газета в последний раз напечатала рецензию Брехта, который вскоре окончательно переселился в Мюнхен и регулярно наведывался в Берлин, пытаясь напечатать «Ваал» и «Барабанный бой». Именно в это время по совету своего приятеля Броннена Бертольд изменил последнюю букву своего имени, после чего его имя звучало как Бертольт.

29 сентября 1922 года в Мюнхене в Камерном театре состоялась премьера «Барабанов». В зале были развешаны плакаты: «Каждый сам себе лучше всех», «Своя шкура всего дороже», «Нечего таращиться так романтично!» Луна, висящая над сценой, каждый раз багровела перед появлением главного героя. В целом представление прошло успешно, рецензии также были положительными.

В ноябре 1922 года Брехт и Марианна обвенчались. В марте 1923 года у Брехта родилась дочь Ханна.

Премьеры следовали одна за другой. В декабре «Барабаны» показал Немецкий театр в Берлине. Отзывы газет были разноречивы, но молодому драматургу присудили премию Клейста.

Новую пьесу Брехта «В чаще» поставил в мюнхенском «Резиденц-театре» молодой режиссер Эрих Энгель, оформил сцену Каспар Неер. Бертольт не раз потом работал с ними обоими.

Мюнхенский камерный театр пригласил Брехта режиссером на сезон 1923/24 года. Сначала он собирался поставить современный вариант «Макбета», но потом останавился на исторической драме Марлоу «Жизнь Эдварда II, короля Англии». Вместе с Фейхтвангером они переработали текст. Именно в это время сложился «брехтовский» стиль работы в театре. Он почти деспотичен, но при этом требует от каждого исполнителя самостоятельности, внимательно выслушивает самые резкие возражения и замечания, лишь бы они были дельными. В Лейпциге между тем поставлен «Ваал».

Знаменитый режиссёр Макс Рейнхардт пригласил Брехта на должность штатного драматурга, и в 1924 году тот окончательно переселился в Берлин. У него новая девушка - молодая артистка Рейнгардта Лена Вайгель. В 1925 году она родила Брехту сына Стефана.

Издательство Кипенхойера заключило с ним договор на сборник баллад и песен «Карманный сборник», который вышел в 1926 году тиражом в 25 экземпляров.

Развивая военную тему, Брехт создал комедию «Что тот солдат, что этот». Ее главный герой грузчик Гэли Гэй вышел из дому на десять минут, чтобы купить рыбу к обеду, но попал в компанию солдат и уже через сутки стал другим человеком, сверхсолдатом – ненасытным обжорой и тупо неустрашимым воякой. Театр эмоций был Брехту не близок, и он продолжил свою линию: ему был нужен ясный, разумный взгляд на мир, и, как следствие, театр идей, рациональный театр.

Брехта очень увлекли принципы монтажа Сегрея Эйзенштейна. Несколько раз он смотрел «Броненосец Потемкин», постигая особенности его композиции.

Пролог к венской постановке «Ваала» написал живой классик Гуго фон Гофмансталь. Брехт между тем увлёкся Америкой и задумал цикл пьес «Человечество вступает в большие города», который должен был показать подъем капитализма. Именно в это время он сформулировал основные принципы «эпического театра».

Брехт первым среди всех своих друзей приобрёл автомобиль. В это время он помогал ещё одному знаменитому режиссёру - Пискатору - ставить роман Гашека «Похождения бравого солдата Швейка», одно из своих любимых произведений.

Брехт по-прежнему писал песни, часто сам сочинял мелодии. Вкусы у него были своеобразные, например, он не любил скрипок и симфоний Бетховена. Композитор Курт Вайль, которого прозвали «Верди для бедных», заинтересовался зонгами Брехта. Вдвоем они сочинили «Зонгшпиль Махагони». Летом 1927 опера была представлена на фестивале в Баден-Бадене в режиссуре Брехта. Успеху оперы во многом способствовало блестящее исполнение роли женой Вайля - Лоттой Лени, после чего она считалась образцовой исполнительницей произведений Вайля-Брехта. «Махагони» в том же году передали радиостанции Штутгарта и Франкфурта-на-Майне.

В 1928 году вышел «Что тот солдат, что этот». Брехт развелся и женился снова - на Лене Вайгель. Брехт считал, что Вайгель - идеальная актриса создаваемого им театра - критичная, мобильная, работоспособная, хотя сама она любила говорить о себе, что она простая баба, необразованная комедиантка с венских окраин.

В 1922 году Брахт попал в берлинскую больницу «Шаритэ» с диагнозом «крайнее истощение», где его лечили и кормили бесплатно. Немного оправившись, молодой драматург пытался поставить в «Молодом театре» Морица Зелера пьесу Броннена «Отцеубийство». Уже в первый день он представил актёрам не только общий план, но и подробнейшие разработки каждой роли. Прежде всего он требовал от них осмысленности. Но Брехт был слишком резок и бескомпромиссен в работе. В результате выход уже объявленного спектакля отменили.

В начале 1928 года в Лондоне отмечался двухсотлетний юбилей «Оперы нищих» Джона Гэя – веселой и злой пародийной пьесы, которую любил великий сатирик Свифт. По её мотивам Брехт создал «Трёхгрошовую оперу» (название предложил Фейхтвангер), а Курт Вайль написал музыку. Генеральная репетиция длилась до пяти утра, все нервничали, почти никто не верил в успех мероприятия, накладки следовали за накладками, но премьера прошла с блеском, а через неделю куплеты Мэкки пел весь Берлин, Брехт и Вайль стали знаменитостями. В Берлине открыли «Трехгрошовое кафе» - там постоянно звучали только мелодии из оперы.

Любопытна история постановки «Трёхгрошёвой оперы» в России. Известный режиссёр Александр Таиров, будучи в Берлине, увидел «Трёхгрошёвую оперу» и договорился с Брехтом о российской постановке. Однако выяснилось, что Московский театр Сатиры тоже хотел бы её поставить. Началась тяжба. В результате Таиров выиграл и поставил спектакль в 1930 году под названием «Опера Нищих». Критика спектакль разгромила, Луначарский тоже был им недоволен.

Брехт был убежден, что голодные, нищие гении - такой же миф, как благородные бандиты. Он много работал и хотел много зарабатывать, но при этом отказывался жертвовать принципами. Когда кинофирма «Неро» заключила с Брехтом и Вайлем договор на экранизацию оперы, Брехт представил сценарий, в котором были усилены социально-политические мотивы и изменён финал: Мэкки становился директором банка, а вся его шайка - членами правления. Фирма расторгла договор и сняла фильм по сценарию, близкому к тексту оперы. Брехт подал в суд, отказался от выгодного мирного соглашения, проиграл разорительную тяжбу, и фильм «Трехгрошовая опера» вышел на экран вопреки его воле.

В 1929 году на фестивале в Баден-Бадене исполнили «учебную радиопьесу» Брехта и Вайля «Перелет Линдберга». После этого ее передали еще несколько раз по радио, ведущий немецкий дирижер Отто Клемперер исполнял её в концертах. На том же фестивале исполнялась драматическая оратория Брехта – Хиндемита – «Баденская учебная пьеса о согласии». Четверо летчиков потерпели аварию, им грозит
смертельная опасность. Нужно ли им помочь? Летчики и хор в речитативах и зонгах вслух размышляли об этом.

Брехт не верил в творчество и вдохновение. Он был убежден, что искусство – это разумное упорство, работа, воля, знание, умение и опыт.

9 марта 1930 года в Лейпцигской опере прошла премьера оперы Брехта на музыку Вайля «Подъем и падение города Махагони». На спектаклях раздавались восхищенные и возмущенные крики, иногда зрители сцеплялись врукопашную. Нацисты в Ольденбурге, где собирались поставить «Махагони», официально требовали запретить «низкопробное безнравственное зрелище». Впрочем, немецкие коммунисты тоже считали, что пьесы Брехта слишком гротескны.

Брехт читал книги Маркса и Ленина, посещал занятия в МАРШ – марксистской рабочей школе. Однако, отвечая на вопрос журнала «Die Dame», какая именно книга произвела на него самое сильное и длительное впечатление, Брехт написал коротко: «Вы будете смеяться – библия».

В 1931 году во Франции праздновался 500-летний юбилей Жанны Д`Арк. Брехт пишет ответ - «Святую Иоанну скотобоен». Иоанна Дарк в драме Брехта – лейтенант «Армии спасения» в Чикаго, честная добрая девушка, разумная, но простодушная погибает, осознав бесполезность мирного протеста и призывая массы к восстанию. Опять Брехта критиковали и левые, и правые, обвиняя в откровенной пропаганде.

Брехт подготовил инсценировку горьковской «Матери» для Театра комедии. Он значительно переработал содержание пьесы, приблизив его к современной ситуации. Власову играла Елена Вайгель, жена Брехта.
Забитая русская женщина представала деловитой, остроумной, проницательной и дерзко отважной. Полиция запретила спектакль в здании большого клуба в рабочем районе Моабит, ссылаясь на «плохое состояние сцены», но актеры добились разрешения просто читать пьесу без костюмов. Чтение несколько раз прерывалось полицией, спектакль так и не был закончен.

Летом 1932 года по приглашению Общества культурной связи с заграницей Брехт приехал в Москву, где его водили по заводам, театрам, собраниям. Курировал его драматург Сергей Третьяков - участник литературного содружества «Левый фронт». Чуть позже Брехт удостоился ответного визита: в Берлине его навестил Луначарский с женой.

28 февраля 1933 года Брехт с женой и сыном уехали налегке, чтоб не возбуждать подозрений, в Прагу, их двухлетняя дочь Барбара была отправлена к деду в Аугсбург. В квартиру Брехта поселились Лиля Брик и ее муж, советский дипломатический работник Примаков. Из Праги Брехты переправились в Швейцарию на озеро Лугано, сюда же тайно удалось переправить Барбару.

10 мая книги Брехта вместе с книгами других «подрывателей немецкого духа» - Маркса, Каутского, Генриха Манна, Кестнера, Фрейда, Ремарка - были принародно преданы огню.

Жизнь в Швейцарии была слишком дорога, а у Брехта не было постоянного источника дохода. Датская писательница Карин Михаэлис, друг Брехта и Вайгель, пригласила их к себе. В это время в Париже Курт Вайль познакомился с балетмейстером Жоржем Баланчиным, и тот предложил создать балет на песни Брехта «Семь смертных грехов мелкого буржуа». Брехт выезжал в Париж, присутствовал на репетициях, но постановка и лондонские гастроли прошли без особого успеха.

Брехт возвратился к любимому сюжету и написал «Трехгрошовый роман». Образ бандита Мэкки в романе был решён гораздо более жёстко, чем в пьесе, где он не лишён своеобразного обаяния. Для эмигрантских и для подпольных изданий Брехт сочинял стихи и прозу.

Весной 1935 года Брехт снова приехал в Москву. На вечере, устроенном в его честь, зал был забит битком. Брехт читал стихи. Его друзья пели зонги из «Трехгрошовой оперы», показывали сцены из пьес. В Москве драматург увидел китайский театр Мэй Лань-фана, который произвёл на него сильное впечатление.

В июне Брехта обвинили в антигосударственной деятельности и лишили гражданства.

Гражданский репертуарный театр в Нью-Йорке поставил «Мать». Брехт специально приехал в Нью-Йорк: это первая за три года профессиональная постановка. Увы, постановщик отверг «новый театр» Брехта и поставил традиционный реалистический спектакль.

Брехт написал программную статью «Эффект очуждения в китайском сценическом искусстве». Он искал основы нового эпического, «неаристотелевского» театра, опираясь на опыт древнего искусства китайцев и свои личные наблюдения за повседневной жизнью и ярмарочными клоунами. Затем, вдохновлённый войной в Испании, драматург сочинил короткую пьесу «Винтовки Тересы Каррар». Содержание её было просто и актуально: вдова андалузского рыбака не хочет, чтобы два ее сына участвовали в гражданской войне, но когда старшего сына, мирно ловившего рыбу в заливе, расстреливают пулеметчики с фашистского корабля, она вместе с братом и младшим сыном уходит в бой. Пьесу поставили в Париже актеры-эмигранты, в Копенгагене рабочая любительская труппа. В обеих постановках Тересу Каррар играла Елена Вайгель.

В Москве с июля 1936 года издавался ежемесячный немецкий журнал «Дас ворт». В редакцию входили Бредель, Брехт и Фейхтвангер. В этом журнале Брехт публиковал стихи, статьи, отрывки пьес. В копенгагене меж тем поставили пьесу Брехта «Круглоголовые и остроголовые» на датском языке и балет «Семь смертных грехов мелкого буржуа». На премьере балета был сам король, но после первых же сцен вышел, громко возмущаясь. «Трехгрошовую оперу» поставили в Праге, в Нью-Йорке, в Париже.

Увлечённый Китаем, Брехт написал роман «ТУИ», книгу новелл и очерков «Книга перемен», стихи о Лао Цзы, первый вариант пьесы «Добрый человек из Сезуана». После вторжения Германии в Чехословакию и подписания мирного договора с Данией, предусмотрительный Брехт перебирается в Швецию. Там он вынужден писать под псевдонимом Джон Кент короткие пьесы для рабочих театров Швеции и Дании.

Осенью 1939 года Брехт стремительно, за несколько недель создал знаменитую «Мамашу Кураж» для Стокгольмского театра и его примы Наймы Вифстранд. Брехт сделал дочь главной героини немой, чтобы её могла играть Вайгель, не говорившая по-шведски. Но постановка так и не состоялась.

Странствия Брехта по Европе продолжились. В апреле 1940 года, когда в Швеции стало небезопасно, он с семьей переехал в Финляндию. Там он составил «Хрестоматию войны»: подобрал из газет и журналов фотоснимки и к каждому написал стихотворный комментарий.

Вместе со своей старой знакомой Хеллой Вуолиоки Бертольт создал комедию «Господин Пунтила и его слуга Матти» для финского конкурса пьес. Главный герой - помещик, который становится добрым и совестливым только когда напьётся. Друзья Брехта в были восторге, но жюри пьесу проигнорировало. Тогда Брехт переработал «Мамашу Кураж» для шведского театра в Хельсинки и написал «Карьеру Артуро Уи» - он ждал американскую визу и не хотел ехать в Штаты с пустыми руками. Пьеса в метафорической форме воспроизводила события, происходившие в Германии, а её герои говорили стихами, пародировавшими «Разбойников» Шиллера, «Фауста» Гёте, «Ричарда III», «Юлия Цезаря» и «Макбета» Шекспира. Как обычно, параллельно он создал комментарии к пьесе.

В мае Брехт получил визу, но отказался ехать. Американцы не выдали визу его сотруднице Маргарет Штеффин на том основании, что она больна. Друзья Брехта были в панике. Наконец Штеффин удалось получить гостевую визу, и она вместе с семьёй Брехтов выехала в США через Советский Союз.

Вести о начале войны гитлеровской Германии и Советского Союза застали Брехта в дороге, в океане. Он прибыл в Калифорнию и обосновался ближе к Голливуду, в курортном посёлке Санта-Моника, общался с Фейхтвангером и Генрихом Манном, следил за ходом военных действий. В Америке Брехту не нравилось, он чувствовал себя чужим, никто не спешил ставить его пьесы. Вместе с французским литератором Владимиром Познером и его приятельницей Брехт написал сценарий о французском Сопротивлении «Безмолвный свидетель», потом еще один сценарий «И палачи умирают» – о том, как чешские антифашисты уничтожили гитлеровского наместника в Чехии гестаповца Гейдриха. Первый сценарий был отвергнут, второй существенно переделан. Пьесы Брехта согласились играть только студенческие театры.

В 1942 году в одном из больших концертных залов Нью-Йорка друзья устроили вечер Брехта. Во время подготовки к этому вечеру Брехт познакомился с композитором Паулем Дессау. Позже Дессау написал музыку для «Мамаши Кураж» и нескольких песен. Они с Брехтом задумали оперы «Странствия бога счастья» и «Допрос Лукулла».

Брехт параллельно работал над двумя пьесами: комедией «Швейк во второй мировой войне» и драмой «Сны Симоны Машар», написанной вместе с Фейхтвангером. Осенью 1943 года он начал переговоры с бродвейскими театрами о пьесе «Меловой круг». В ее основе лежала библейская притча о том, как царь Соломон разбирал тяжбу двух женщин, каждая из которых уверяла, что она мать стоящего перед ним ребёнка. Пьесу Брехт написал («Кавказский меловой круг»), но театрам она не понравилась.

Театральный продюсер Лози предложил Брехту поставить «Галилея» с известным артистом Чарлзом Лафтоном. С декабря 1944 года и до конца 1945 года Брехт и Лафтон работали над спектаклем. После взрыва атомной бомбы он стал особенно актуальным, ведь речь в нём шла об ответственности учёного. Спектакль состоялся в маленьком театрике в Биверли Хиллз 31 июля 1947 года, но успеха он не имел.

В Америке наступил расцвет маккартизма. В сентябре 1947 года Брехт получил вызов на допрос в комиссию конгресса по расследованию антиамериканской деятельности. Брехт сделал микрофильмы со своих рукописей и оставил сына Стефана хранителем архива. Стефан к тому времени был гражданином Америки, отслужил в американской армии и демобилизовался. Но, боясь судебного преследования, Брехт всё же явился на допрос, вёл себя подчёркнуто вежливо и серьёзно, довёл комиссию своим занудством до белого каления, и был признан чудаком. Через несколько дней Брехт с женой и дочерью улетел в Париж.

Из Парижа он отправился в Швейцарию, в городок Херрлиберг. Городской театр в Куре предложил Брехту поставить его обработку «Антигоны», на главную пригласили роль Елену Вайгель. Как всегда в доме Брехтов кипела жизнь: собирались друзья и приятели, обсуждались последние культурные события. Частым гостем был крупнейший швейцарский драматург Макс Фриш, иронично называвший Брехта марксистским пастором. В Цюрихском театре поставили «Пунтилу и Матти», Брехт был одним из режиссеров.

Брехт мечтал вернуться в Германию, но сделать это было не так-то легко: страна, равно как Берлин, была поделена на зоны и никто особо не жаждал его там видеть. Брехт и Вайгель (родившаяся в Вене) подали официальное ходатайство о предоставлении им австрийского гражданства. Ходатайство удовлетворили только через полтора года, но зато быстро выдали пропуск на проезд в Германию по австрийской территории: советская администрация пригласила Брехта поставить «Мамашу Кураж» в Берлине.

Через несколько дней после приезда Брехта торжественно чествовали в клубе Культурбунда. За банкетным столом он сидел между президентом республики Вильгельмом Пиком и представителем советского командования полковником Тюльпановым. Брехт прокомментировал происходившее так:

– Не думал, что придется слушать некрологи самому себе и речи над своим гробом.

11 января 1949 года в Государственном театре прошла премьера «Мамаши Кураж». А уже 12 ноября 1949 года постановкой «Господина Пунтилы и его слуга Матти» открылся Берлинер ансамбль - театр Брехта. В нём работали актёры и из восточной, и из западной частей Берлина. Летом 1950 года Берлинер ансамбль уже гастролировал на западе: в Брауншвейге, Дортмунде, Дюссельдорфе. Брехт выпустил несколько спектаклей подряд: «Домашнего учителя» Якоба Ленца, «Мать» по своей пьесе, «Бобровую шубу» Герхарта Гауптмана. Постепенно Берлинер ансамбль стал ведущим немецкоязычным театром. Брехта пригласили в Мюнхен ставить «Мамашу Кураж».

Брехт и Дессау работали над оперой «Допрос Лукулла», премьера которой была намечена на апрель 1951 года. На одну из последних репетиций явились сотрудники комиссии по делам искусств и министерства просвещения и устроили Брехту разнос. Прозвучали обвинения в пацифизме, упадочничестве, формализме, в неуважении к национальному классическому наследству. Брехт вынужден был изменить заголовок пьесы – не «Допрос», а «Осуждение Лукулла», поменять жанр на «музыкальная драма», ввести новых героев и частично изменить текст.

7 октября 1951 года двухлетие ГДР было ознаменовано присуждением Национальных государственных премий заслуженным деятелям науки и культуры. В числе награжденных был и Бертольт Брехт. Вновь начали издавать его книги, появились и книги о его творчестве. Пьесы Брехта ставят в Берлине, в Лейпциге, в Ростоке, в Дрездене, его песни пели повсюду.

Жизнь и работа в ГДР не мешали Брехту иметь счет в швейцарском банке и долгосрочный договор с издательством во Франкфурте-на-Майне.

В 1952 году в Берлинер ансамбль вышли «Процесс Жанны д`Арк в Руане в 1431 году» Анны Зегерс, «Прафауст» Гёте, «Разбитый кувшин» Клейста и «Кремлевские куранты» Погодина. Ставили молодые режиссеры, Брехт руководил их работой. В мае 1953 года Брехта избрали председателем объединенного Пен-клуба – общей организации писателей ГДР и ФРГ, многими он уже воспринимался как крупный писатель.

В марте 1954 года Берлинер ансамбль переехал в новое здание, вышел мольеровский «Дон-Жуан», Брехт увеличил труппу, пригласил ряд актёров из других театров и городов. В июле театр отправился на первые зарубежные гастроли. В Париже на Международном театральном фестивале он показал «Мамашу Кураж» и получил Первую премию.

«Мамашу Кураж» поставили во Франции, Италии, Англии и США; «Трехгрошовую оперу» - во Франции и Италии; «Винтовки Тересы Каррар» – в Польше и в Чехословакии; «Жизнь Галилея» – в Канаде, США, Италии; «Допрос Лукулла» – в Италии; «Доброго человека» – в Австрии, Франции, Польше, Швеции, Англии; «Пунтилу» – в Польше, Чехословакии, Финляндии. Брехт стал всемирно известным драматургом.

Но сам Брехт чувствовал себя всё хуже и хуже, его положили в больницу с острой стенокардией, обнаружили серьёзные проблемы с сердцем. Состояние было тяжёлое. Брехт написал завещание, обозначил место захоронения, отказался от пышной церемонии и определил наследников - своих детей. Старшая дочь Ханна жила в Западном Берлине, младшая играла в Берлинер ансамбле, сын Стефан остался в Америке, занимался философией. Старший сын погиб во время войны.

В мае 1955 года Брехт прилетел в Москву, где в Кремле ему вручили Международную Ленинскую премию мира. Он посмотрел несколько спектаклей в московских театрах, узнал, что в Издательстве иностранной литературы сдан в печать сборник его стихов и прозы, а в «Искусстве» готовят однотомник избранных драм.

В конце 1955 года Брехт вновь обратился к «Галилею». Он репетировал истово, менее чем за три месяца провел пятьдесят девять репетиций. Но грипп, переросший в воспаление лёгких, прервал работу. Врачи не позволили ему поехать на гастроли в Лондон.

Мне не нужно надгробия, но
Если вам для меня оно нужно,
Я хочу, чтоб на нем была надпись:
«Он давал предложения. Мы
Принимали их».
И почтила бы надпись такая
Всех нас.

О Бертольде Брехте была снята телевизионная передача из цикла «Гении и злодеи».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовила Инна Розова

- (Brecht) (1898 1956), немецкий писатель, режиссёр. В 1933 47 в эмиграции. В 1949 основал театр «Берлинер ансамбль». В философско сатирических пьесах на современные, исторические и мифологические сюжеты: «Трёхгрошовая опера» (пост. 1928, музыка… … Энциклопедический словарь

Брехт (Brecht) Бертольт (10.2.1898, Аугсбург, 14.8.1956, Берлин), немецкий писатель, теоретик искусства, театральный и общественный деятель. Сын директора фабрики. Учился на медицинском факультете Мюнхенского университета. В ноябре 1918 был… … Большая советская энциклопедия

Брехт, Бертольт - (Brecht, Bertolt) (полное имя Eugen Berthold Friedrich Brecht, 10.02.1898, Аугсбург 14.08.1956, Берлин, ГДР) немецкий драматург, поэт, прозаик, режиссер, теоретик театрального искусства. Родители родом из швабских крестьян, отец с 1914… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Брехт, Бертольт Бертольт Брехт Bertolt Brecht Бертольт Брехт Фотография 1948 года из Немецкого федерального архива … Википедия

Брехт фамилия. Известные носители: Брехт, Бертольт Брехт, Джордж … Википедия

Bertolt Brecht Имя при рождении: Eugen Berthold Friedrich Brecht Дата рождения: 10 февраля 1898 г. Место рождения: Аугсбург, Германия Дата смерти: 14 … Википедия

Бертольт Брехт Bertolt Brecht Имя при рождении: Eugen Berthold Friedrich Brecht Дата рождения: 10 февраля 1898 г. Место рождения: Аугсбург, Германия Дата смерти: 14 … Википедия

Бертольт Брехт Bertolt Brecht Имя при рождении: Eugen Berthold Friedrich Brecht Дата рождения: 10 февраля 1898 г. Место рождения: Аугсбург, Германия Дата смерти: 14 … Википедия

Книги

  • Бертольт Брехт. Театр. В 5 томах (комплект из 6 книг) , Бертольт Брехт. Одно из наиболее значительных и ярких явлений немецкой литературы XX века - творчество Брехта. Это определяется не только поразительной универсальностью его дарования (он был драматургом,…
  • Бертольт Брехт. Избранное , Бертольт Брехт. В сборник выдающегося немецкого революционного поэта, драматурга и прозаика, лауреата международной Ленинской премии Бертольта Брехта (1898 - 1956) вошли драмы Трехгрошовая опера, Жизнь…

Брехт Бертольд

Полное имя Эуген Бертхольд Фридрих Брехт (род. в 1908 г. - ум. в 1956 г.)

Выдающийся немецкий драматург, писатель, режиссер, театральный деятель, критик. Образованный от его имени театральный термин «брехтовский» означает - рациональный, блестяще язвительный в своем анализе человеческих отношений. По мнению исследователей, своими драматургическими успехами он во многом обязан таланту и самоотверженности женщин, которые его любили.

Гений Брехта, несомненно, принадлежит не только родной Германии, чью духовную ситуацию конца двадцатых годов он выразил в своих беспощадных пьесах. Он принадлежит всему XX в., потому что Брехт, возможно, как никто другой из художников, смог с безграничной откровенностью сбросить все обольстительные и спасительные для человечества иллюзии и показать механику социальных отношений во всей их неприкрытой наготе, цинизме и откровенности, не знающей стыда. Если до XX в. человечество решало вслед за эльсинорским принцем вопрос: «Быть или не быть?» - то Брехт со всей прямотой задал в своих знаменитых пьесах другой вопрос: «Как выжить в жизненной схватке?»

Выдающийся театральный реформатор создал систему «эпического театра» с ее «отчуждением», ироническим пафосом, насмешливыми и агрессивными балладами, в которых скрыта затихающая мелодия человеческой души и невидимых миру рыданий. Когда в конце 1950-х гг. Брехт привез свой «Берлинер Ансамбль» на гастроли в Москву, это был мощный эстетический шок. Хелену Вайгель - мамашу Кураж, которая бесстыдным хриплым голосом продолжала торговаться из-за грошей, после того как всех ее детей забрала война, - зрители запомнили надолго.

И все-таки одной из важнейших фигур, определивших духовную атмосферу своего века, Брехт стал не потому, что открыл новую театральную систему. А потому, что решился с вызывающей прямолинейностью лишить человека спасительного покрывала традиционной психологии, морали, психологических коллизий, - он безжалостно разодрал все это «гуманистическое» кружево и, подобно хирургу, вскрыл в человеке и человеческих отношениях, даже лирических, интимных, их «популярную механику».

Брехт дерзко лишил человечество всяческих иллюзий относительно себя. Когда высокие истины пали в цене, он резко снизил в цене и высокие жанры: писал «трехгрошовые» оперы, оперы нищих. Его философия мира и человека, равно как и театральная эстетика, были неприкрыто бедны. Брехт не побоялся показать человеку его портрет без мистики, психологии и душевного привычного тепла; словно специально, заглушал в себе и в своих зрителях душевную печаль и сердечную боль. Он с отстраненной, почти бессердечной холодностью демонстрировал в своих пьесах некое всемирное люмпенство. Поэтому совершенно справедливо был увенчан титулом «проклятого поэта».

Бертольд Брехт родился 10 февраля 1898 г. в Аугсбурге в семье владельца бумажной фабрики. Закончив реальное училище, изучал философию и медицину в Мюнхенском университете, принимал участие в Первой мировой войне. В студенческие годы написал пьесы «Ваал» и «Барабаны в ночи».

Виланд Герцфельде, основатель знаменитого издательства «Малик», как-то заметил: «Бертольд Брехт был своего рода предшественником сексуальной революции. И даже, как видно теперь, одним из ее пророков. Всем наслаждениям жизни этот искатель истины предпочитал два сладострастия - сладострастие новой мысли и сладострастие любви…»

Из увлечений юности Брехта прежде всего следует упомянуть дочь аугсбургского врача Паулу Бинхольц, которая в

1919 г. родила ему сына Франка. Чуть позже его сердце покорила темнокожая студентка медицинского института в Аугсбурге Хедди Кун. В 1920 г. любовница Брехта Дора Манхайм познакомила его со своей подругой Элизабет Гауптманн - наполовину англичанкой, наполовину немкой, также ставшей впоследствии его любовницей. В ту пору Брехт выглядел как молодой волк, худой и остроумный, стригущийся наголо и позирующий перед фотографами в кожаном пальто. В зубах у него - неизменная сигара победителя, вокруг него - свита поклонников. Он дружил с кинематографистами, хореографами, музыкантами.

В январе 1922 г. Брехт впервые входит в настоящий театр не как зритель, а как режиссер. Он начинает, но не заканчивает работу над пьесой своего друга А. Броннена «Отцеубийство». Но не бросает этой затеи, решает ставить экспрессионистскую пьесу по-своему, подавляет пафос и декларацию, требует отчетливой осмысленности в произношении каждого слова, каждой реплики.

В конце сентября состоялся первый спектакль Брехта-режиссера, а за ним появляется и первая драма Брехта-драматурга. В Мюнхене в Камерном театре режиссер Фалькенберг поставил «Барабаны». Успех и признание, к которым так тяжело шел молодой писатель, приходят во всей своей красе. Драма «Барабаны в ночи» завоевала премию Клейста, а ее автор стал драматургом Камерного театра и попал в дом к известному писателю Лиону Фейхтвангеру. Здесь Брехт покорил баварскую писательницу Мари-Луизу Фляйсер, которая позже стала его подругой и безотказной сотрудницей.

В ноябре того же года Бертольд был вынужден жениться на мюнхенской оперной певице Марианне Цофф, после того как она дважды забеременела от него. Правда, брак оказался недолгим. Их дочь Ханне Хиоб стала впоследствии исполнительницей ролей в пьесах своего отца. В этот период начинающий драматург познакомился с актрисой Каролой Неер, которая через некоторое время стала его любовницей.

Осенью 1924 г. Бертольд переехал в Берлин, получив место драматурга в Немецком театре у М. Рейнхардта. Здесь он познакомился с Хеленой Вайгель, своей будущей женой, которая родила ему сына Стефана. Примерно в 1926 г. Брехт стал свободным художником, читал Маркса и Ленина, окончательно убеждаясь в том, что главной целью и смыслом его творчества должна стать борьба за социалистическую революцию. Опыт Первой мировой войны сделал писателя противником войн и стал одной из причин его обращения к марксизму.

В следующем году вышла первая книга стихов Брехта, а также короткая версия пьесы «Зонгшпиль Махагони» - первой его работы в сотрудничестве с талантливым композитором Куртом Вайлем. Их следующее, самое значительное произведение - «Трехгрошовая опера» (вольная переработка пьесы английского драматурга Джона Гэя «Опера нищих») - было с огромным успехом показано 31 августа 1928 г. в Берлине, а затем во всей Германии. С этого момента вплоть до прихода к власти фашистов Брехт написал пять мюзиклов, известных как «учебные пьесы», на музыку К. Вайля, П. Хиндемита и X. Эйслера.

В 1930 г. он создал новую оперу «Подъем и падение города Махагони», где развил мотивы предыдущих пьес. Там еще откровеннее, чем в «Трехгрошовой опере», прямолинейно, даже упрощенно высмеивается буржуазная мораль, а заодно и романтическая идеализация Америки. Музыку написал давний единомышленник Брехта - Курт Вайль. На первой же постановке в Лейпцигской опере, которая состоялась 9 марта, разразился скандал. Часть зрителей свистела, шикала, топала ногами, но большинство рукоплескало. В нескольких местах возникли драки, и свистунов выводили из зала. Скандалы повторялись на каждом спектакле в Лейпциге, а позднее и в других городах. А уже в январе 1933 г. на улицах немецких городов стали ежедневно происходить кровавые стычки. Штурмовики, часто уже при прямой поддержке полицейских, атаковали рабочие демонстрации и забастовочные пикеты. И это уже никак не было связано с театром Брехта, скорее, это было реакцией «зрителя» на действия театра политического.

В это время Брехт выписался из больницы, где его долго держал тяжелейший грипп с осложнениями. В обстановке всеобщего хаоса драматург не мог чувствовать себя в безопасности. Хелена Вайгель, ставшая к тому времени второй женой Брехта и ведущей актрисой брехтовских спектаклей, быстро собралась, и 28 февраля 1933 г., на следующий день после поджога рейхстага, они выехали с сыном в Прагу. Родившуюся же недавно дочь пока отправили в Аугсбург.

Брехт с семьей поселился в Дании и уже в 1935 г. был лишен немецкого гражданства. Вдали от родины драматург писал стихи и скетчи для антинацистских движений, а в 1938–1941 гг. создал четыре самые крупные свои пьесы - «Жизнь Галилея», «Мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сезуана» и «Господин Пунтила и его слуга Матти».

В 1939 г. вспыхнула Вторая мировая война. Волна возмущения и нежелания подчиняться германскому диктатору прокатилась по Европе. Антифашистские конгрессы в Испании и в Париже осуждали войну, стремясь предупредить разъяренную националистическим призывом толпу. Богачи жаждали выгод от войны, они были готовы подчиняться фанатичной армии, которая принесет им реальные деньги, беднота шла в бой с одной лишь целью - наворовать себе богатства в других странах, они становились королями жизни, им подчинялся весь мир. Быть в авангарде такого движения, рвать глотку, пытаясь доказать тупой толпе что-то, - этот путь был не для философа Брехта.

Оказавшись в стороне от шума общественной жизни, Брехт начал работу над формулировкой основ «эпического театра». Выступая против внешнего драматизма, необходимости сострадать своим героям, выявляя «плохое» и «хорошее» в их личностных характеристиках, Брехт выступал и против других традиционных признаков драмы и театра. Он был против «вживания» актера в образ, при котором тот отождествляет себя с персонажем; против самозабвенной веры зрителя в правдивость происходящего на сцене; против «четвертой стены», когда актеры играют так, будто нет зрительного зала; против слез умиления, восторга, сочувствия. Этим система Брехта была противоположна системе Станиславского. Важнейшим словом здесь было слово «смысл». Зритель должен задуматься над изображаемым, попытаться осмыслить его, сделать выводы для себя, для общества. В этом с помощью соответствующих «приемов очуждения» ему должен помочь театр. Особенностью брехтовской эстетики было то, что его спектакли предъявляли к публике требование овладеть «искусством быть зрителем». Поскольку в постановках его театра основное внимание уделялось отношениям персонажей, то зрителей нацеливали не на развязку спектакля, а на весь ход действия.

В 1940 г. нацисты вторглись в Данию, и писатель-антифашист был вынужден уехать в Швецию, а затем в Финляндию. А в следующем году Брехт проездом через СССР очутился в Калифорнии. Несмотря на стойкую репутацию «оголтелого марксиста», он сумел поставить в США несколько своих пьес и даже работал на Голливуд. Здесь он написал «Кавказский меловой круг» и еще две пьесы, а также работал над английской версией «Галилея».

В 1947 г. драматургу пришлось отвечать на обвинения, выдвинутые против него Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности, а затем и вовсе покинуть Америку. В конце года он оказался в Цюрихе, где создал свое главное теоретическое произведение «Краткий театральный Органон», название которого перекликалось с названием знаменитого трактата Фрэнсиса Бэкона «Новый Органон». В этой работе Брехт изложил свои взгляды на искусство вообще и на театр, как жанр искусства, в частности. Кроме этого, он написал последнюю завершенную пьесу «Дни Коммуны».

В октябре 1948 г. драматург переехал в советский сектор Берлина, и уже в январе следующего года там состоялась премьера «Мамаши Кураж» в его постановке, с женой Хеленой Вайгель в главной роли. Тогда же они вдвоем основали собственную труппу «Берлинер Ансамбль», которой этот творец «эпического театра» и великий лирик руководил до самой смерти. Для своего театра Брехт адаптировал или поставил примерно двенадцать пьес. В марте 1954 г. коллектив получил статус государственного театра.

В последнее время все чаще стали появляться публикации, из которых следует, что великий немецкий драматург почти ничего не написал сам, а пользовался талантами своих секретарей, которые одновременно были и его любовницами. К такому выводу пришел, в том числе, и самый серьезный исследователь творчества и биографии Бертольда Брехта американский профессор Джон Фьюэджи. Он посвятил делу своей жизни более тридцати лет, в результате чего издал книгу о Брехте, вышедшую в Париже и насчитывающую 848 страниц.

Работая над своей книгой, он опросил сотни людей в ГДР и Советском Союзе, близко знавших Брехта. Он беседовал с вдовой драматурга и его помощницами, изучил тысячи документов, в том числе и архивы в Берлине, долгое время находившиеся под замком. Кроме того, Фьюэджи получил доступ к рукописям Брехта и неизвестным ранее материалам, хранившимся в Гарвардском университете. Рукописные варианты большинства произведений великого немецкого писателя и драматурга написаны не его рукой.

Оказалось, что Бертольд диктовал их своим любовницам. Все они готовили ему еду, стирали и гладили вещи и… писали для него пьесы, не говоря уже о том, что Брехт использовал своих пассий в качестве личных секретарей. За все это драматург расплачивался с ними сексом. Его девизом были слова: «Немного секса для хорошего текста». Кроме этого, стало известно, что в 1930-х гг. будущий пламенный антифашист и верный ленинец не только не осуждал нацистов, но и советовал своему брату вступить в национал-социалистическую партию.

Многолетние исследования позволили американскому профессору сделать вывод, что автором «Песни Алабамы» является одна из литературных секретарей Брехта - дочь вестфальского врача студентка Элизабет Гауптманн. Она блестяще знала английскую литературу, и Брехт частенько использовал ее как золотоносную жилу для выбора темы своих произведений. Именно Элизабет была автором первых набросков «Трехгрошовой оперы», «Взлета и падения города Махагони». Драматургу оставалось лишь отредактировать то, что она написала. По словам Элизабет Гауптманн, именно она познакомила Брехта с японскими и китайскими классическими трудами, которые драматург потом использовал в своих сочинениях.

Актриса Хелена Вайгель была сначала любовницей, а потом и женой Брехта. Смирившись с бесконечными любовными похождениями мужа, Хелена купила пишущую машинку и сама перепечатывала его произведения, по ходу редактируя тексты.

С писательницей и актрисой Рут Берлау Бертольд познакомился в 1933 г. в Дании. Из-за него «восходящая звезда» Королевского театра развелась с мужем и отправилась вместе с писателем-антифашистом в изгнание в Америку. Биографы Брехта полагают, что Рут написала пьесу «Кавказский меловой круг» и «Сны Симоны Машар». Во всяком случае, он сам свидетельствовал о литературном сотрудничестве с красивой скандинавкой. В одном из его писем к Берлау есть такие слова: «Мы - два драматурга, пишущих произведения в совместной творческой работе».

И наконец, еще одна любовь Бертольда - дочь каменщика с берлинской окраины Маргарет Штеффин. Есть предположения, что она написала пьесы «Добрый человек из Сезуана» и «Круглоголовые и остроголовые». На обороте титульных листов шести пьес Брехта: «Жизнь Галилея», «Карьера Артуро Уи», «Страх и отчаяние», «Горации и Курации», «Винтовки Тересы Каррар» и «Допрос Лукулла» мелким шрифтом набрано: «В сотрудничестве с М. Штеффин». Кроме того, по мнению литературоведа из Германии Ганса Бунте, то, что Маргарет внесла в «Трехгрошовый роман» и «Дела Юлия Цезаря», невозможно отделить от написанного Брехтом.

Маргарет Штеффин повстречалась на пути начинающего драматурга в 1930 г. Дочь берлинского пролетария знала шесть иностранных языков, обладала врожденной музыкальностью, несомненными артистическими и литературными способностями - иными словами, ей было вполне по силам воплотить свое дарование в значительное произведение искусства, которому была бы суждена жизнь более долгая, чем его создателю.

Впрочем, свой жизненный и творческий путь Штеффин избрала сама, избрала вполне сознательно, по собственной воле отрекшись от доли творца и выбрав для себя участь соавтора Брехта. Она была стенографисткой, делопроизводителем, референтом… Только двух людей из своего окружения Бертольд называл своими учителями: Фейхтвангера и Штеффин. Эта хрупкая белокурая скромная женщина участвовала сначала в левом молодежном движении, затем вступила в коммунистическую партию Германии. Ее сотрудничество с Бертольтом Брехтом продолжалось почти десять лет.

Тайна и отправная точка отношений безымянных соавторов к выдающемуся немецкому драматургу заключены в слове «любовь». Та же Штеффин любила Брехта, и ее верное, буквально до гробовой доски литературное служение ему явились, надо полагать, во многом лишь средством выражения ее любви. Она писала: «Я любила любовь. Но любовь не такую: „Скоро ли мы сделаем мальчика?“ Думая об этом, я ненавидела подобную размазню. Когда любовь не приносит радости. За четыре года я только однажды ощутила сходный страстный восторг, сходное наслаждение. Но что это было такое, я не знала. Ведь это мелькнуло во сне и, значит, не происходило со мной никогда. А теперь мы тут. Люблю ли я тебя, сама не знаю. Однако остаться с тобой желаю каждую ночь. Едва ты касаешься меня, мне уже хочется лечь. Ни стыд, ни оглядка не противятся этому. Все заслоняет другое…»

Были ли женщины Брехта его жертвами? Коллега драматурга, писатель Леон Фейхтвангер характеризовал его так: «Бертольд отдавал свой талант бескорыстно и щедро - больше, чем требовал». Требовал же творец «эпического театра» полной самоотдачи. А женщины? Женщины действительно любили отдаваться ему.

Брехт всегда был спорной фигурой, особенно в расколотой Германии последних лет его жизни. В июне 1953 г., после беспорядков в Восточном Берлине его упрекали в лояльности режиму, и многие западногерманские театры бойкотировали его пьесы. В 1954 г. так и не ставший коммунистом всемирно известный драматург получил международную Ленинскую премию «За укрепление мира между народами».

Умер Бертольд Брехт в Восточном Берлине 14 августа 1956 г. Его похоронили рядом с могилой Гегеля.

В наших театрах Брехт сегодня идет редко. На него нет моды. Собственно, принципы его театральной системы, его «эпического театра» в чистом виде никогда на нашей театральной почве прижиться и не могли. В знаменитом любимовском «Добром человеке из Сезуана», с которого в 1963 г. началась легендарная Таганка, по выражению критики тех лет, «к брехтовской дидактике и беспощадным формулам была подмешана капля русской, цветаевской крови». Таганские актеры там неподражаемо сердечно пели под гитары стихи Марины Цветаевой, нарушая чистоту системы…

Как бы то ни было, но к своему столетию Брехт снова поднимается в цене. Потерянному поколению при всех великих депрессиях, на которые не скупился XX в., не меньше, чем вера в добро и чудо, необходима брехтовская трезвость мысли, неангажированная никакими, пусть даже самыми красивыми и гуманистическими идеями и лозунгами.

Бертольд Брехт - одна из самых известных и неординарных фигур в мировой литературе. Этот талантливый яркий поэт, писатель-философ, самобытный драматург, театральный деятель, теоретик искусства, основатель так называемого эпического театра известен практически каждому образованному человеку. Его многочисленные произведения не теряют актуальности и по сей день.

Биографические сведения

Из биографии Бертольда Брехта доподлинно известно, что родом он из баварского города Аугсбурга, из достаточно богатой семьи, в которой он был первым ребенком. Появился на свет О́йген Бе́ртхольд Фри́дрих Брехт (таково его полное имя) 10 февраля 1898 года.

С шестилетнего возраста в течение четырех лет (1904-1908) мальчик учился в народной школе францисканского монашеского ордена. Затем поступил в Баварскую королевскую реальную гимназию, где наиболее глубоко изучались гуманитарные предметы.

Здесь будущий поэт и драматург учился в течение девяти лет, и на протяжении всего периода обучения его отношения с преподавателями складывались напряженно из-за очень свободолюбивого характера юного поэта.

В собственной семье Бертольд также не находил понимания, отношения с родителями становились все более отчужденными: Бертольд все больше проникался проблемами бедных слоев населения, и стремление родителей к накоплению материальных благ претило ему.

Первой женой поэта стала актриса и певица Марианна Цофф, которая была старше его на пять лет. В молодой семье родилась дочь, которая стала впоследствии известной актрисой.

Второй женой Брехта стала Елена Вайгель, также актриса, у них родились сын и дочь.

Помимо всего прочего, Бертольд Брехт славился также любвеобильностью и пользовался успехом у женщин. У него были и внебрачные дети.

Начало литературной деятельности

Обладая обостренным чувством справедливости и несомненным литературным даром, Брехт не мог оставаться в стороне от происходящих в его родной стране и мире политических событий. Практически на каждое сколько-нибудь важное происшествие поэт откликался злободневным произведением, хлестким стихом.

Литературный дар Бертольда Брехта начал проявляться еще в юности, в шестнадцатилетнем возрасте он уже регулярно печатался в местной периодике. Это были стихи, небольшие рассказы, всевозможные эссе, даже театральные рецензии.

Бертольд активно изучал народное устное и театральное творчество, знакомился с поэзией немецких поэтов и писателей, в частности, с драматургией Франка Ведекинда.

После окончания в 1917 году гимназии Брехт поступает на медицинский факультет в Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана. Учась в этом вузе, Брехт параллельно осваивал игру на гитаре, проявлял задатки актерского и режиссерского мастерства.

Учебу в медицинском институте пришлось прервать, так как юноше подошло время служить в армии, но так как время было военное, родители будущего поэта добивались отсрочки, и Бертольду пришлось пойти работать санитаром в военный госпиталь.

К этому периоду относится написание стихотворения «Легенда о мертвом солдате». Это произведение стало широко известно, в том числе и благодаря самому автору, который исполнял его перед публикой под гитару (к слову, музыку к своим текстам он писал сам). Впоследствии именно это стихотворение послужило одной из основных причин лишения автора гражданства родной страны.

Вообще, путь в литературу для него был достаточно тернист, его преследовали неудачи, но упорство и настойчивость, уверенность в своем таланте принесли, в конце концов, ему мировую известность и славу.

Революционер и антифашист

В начале 20-х годов XX века в пивных барах г. Мюнхена Бертольд Брехт стал свидетелем первых шагов Адольфа Гитлера на политическом поприще, но тогда он не увидел в этом политическом деятеле угрозы, зато потом стал убежденным антифашистом.

Каждое событие или явление в стране находило активный литературный отклик в творчестве писателя. Его произведения были злободневны, ярко и наглядно обнажали проблемы тогдашней Германии.

Писатель все больше проникался революционными идеями, что не могло нравиться буржуазной публике, и премьеры его пьес стали сопровождаться скандалами.

Убежденный коммунист, Брехт становится объектом травли и гонений. За ним устанавливается слежка, его произведения подвергаются беспощадной цензуре.

Брехт написал много антифашистских произведений, в частности, «Песню о штурмовике», «Когда фашизм набирал силу» и другие.

Пришедшие к власти фашисты занесли его имя в черный список лиц, которых необходимо уничтожить.

Поэт понимал, что в таких условиях он обречен, поэтому срочно принял решение об эмиграции.

Вынужденная эмиграция

В течение ближайших полутора десятка лет, а точнее, с 1933 по 1948 год, поэту с семьей пришлось постоянно переезжать. Вот список только некоторых стран, в которых он жил: Австрия, Швейцария, Швеция, Дания, Финляндия, США.

Брехт был активным антифашистом, и это не способствовало спокойной и размеренной жизни его семьи в других странах. Характер борца с несправедливостью делал трудным и опасным его проживание в положении политического изгнанника в каждом из этих государств.

Угроза выдачи гитлеровским властям постоянно нависала над ним, поэтому семье приходилось часто переезжать, порой меняя место жительство несколько раз за один год.

В эмиграции Брехтом были написаны многие прославившие его произведения: «Трехгрошовый роман», «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Винтовки Тересы Каррар», «Жизнь Галилея», «Мамаша Кураж и ее дети».

Брехт серьезно занимается разработкой теории «эпического театра». Этот театр не дает ему покоя еще со второй половины 20-х годов двадцатого века. Приобретая черты политического театра, он становился все более актуальным.

В Европу семья поэта вернулась в 1947 году, а в Германию еще позже - в 1948-м.

Лучшие произведения

Творчество Бертольда Брехта начиналось с традиционного написания стихов, песен, баллад. Стихи у него писались, сразу ложась на музыку, свои баллады он сам исполнял под гитару.

Он до конца жизни оставался прежде всего поэтом, свои пьесы он писал также в стихах. Но стихи Бертольда Брехта имели своеобразную форму, были написаны «рваным ритмом». Ранние и более зрелые стихотворные произведения сильно различаются по манере письма, объектам описания, рифма тоже заметно отличается.

За свою не слишком длинную жизнь Брехт написал достаточно много книг, оказавшись довольно плодовитым автором. Среди множества его произведений критики выделяют лучшие. Ниже перечислены книги Бертольда Брехта, которые вошли в золотой фонд мировой литературы.

«Жизнь Галилея» - одно из самых значительных драматических произведений Брехта. В этой драме рассказывается о жизни великого ученого XVII века Галилео Галилея, о проблеме свободы научного творчества, а также об ответственности ученого перед обществом.

Одна из самых известных пьес - «Мамаша Кураж и ее дети». Своей героине мамаше Кураж Бертольд Брехт недаром присвоил такое говорящее прозвище. В этой пьесе повествуется о торговке съестными припасами, маркитантке, которая путешествует, перевозя свой торговый фургон по Европе во времена Тридцатилетней войны.

Для нее происходящая вокруг общечеловеческая трагедия - лишь повод получить доход. Увлеченная своими меркантильными интересами, она не сразу замечает, как война в качестве платы за предоставленную возможность наживаться на страданиях людей отнимает у нее детей.

Пьеса Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани» написана в форме драматической легенды.

Пьеса «Трехгрошовая опера» с триумфом шла на мировых сценах, считается одной из самых громких театральных премьер столетия.

«Трехгрошовый роман» (1934) - единственное крупное прозаическое произведение знаменитого писателя.

«Книга перемен» - философский сборник притч, афоризмов в 5 томах. Посвящен проблемам нравственности, критике общественного строя в Германии и Советском Союзе. Главным героям своей книги - Ленину, Марксу, Сталину, Гитлеру - автор присвоил китайские имена.

Конечно же, это далеко не полный список лучших книг Бертольда Брехта. Но они самые известные.

Поэзия как основа драматургии

С чего начинает свой путь любой поэт или писатель? Конечно, с написания первых стихов или рассказов. Стихи Бертольда Брехта начали появляться в печати еще в 1913-1914 годах. В 1927 году вышел сборник его стихотворений «Домашние проповеди».

Творения молодого Брехта были пронизаны отвращением к лицемерию буржуазии, ее официальной морали, которая прикрывала подлинную жизнь буржуа с ее неприглядными проявлениями.

Своей поэзией Брехт пытался научить своего читателя по-настоящему понимать те вещи, которые только на первый взгляд кажутся очевидными и понятными.

В то время, когда мир переживал экономический кризис, нашествие фашизма и погружался в кипящий котел Второй мировой войны, поэзия Бертольда Брехта очень чутко реагировала на все происходящее вокруг и отражала все животрепещущие проблемы и вопросы своего времени.

Но и сейчас, несмотря на то что времена изменились, его поэзия звучит современно, свежо и актуально, потому что она настоящая, создана на все времена.

Эпический театр

Бертольд Брехт — величайший теоретик и режиссер. Он является основателем нового театра с введением в спектакль дополнительных действующих лиц — автора (рассказчика), хора — и применением всевозможных других средств, чтобы зритель мог смотреть на происходящее с разных сторон, уловить отношение автора к своему персонажу.

К середине 20-х годов ХХ века была сформулирована теория театра Бертольда Брехта. А в конце 20-х драматург становится все более известным и узнаваемым, его литературная слава растет с космической скоростью.

Успех постановки «Трехгрошовой оперы» в 1928 году, с великолепной музыкой известного композитора Курта Вайля, был потрясающим. Пьеса произвела фурор среди искушенной и избалованной берлинской театральной публики.

Произведения Бертольда Брехта приобретают все более широкий международный резонанс.

«Натурализм, — писал Брехт, — дал театру возможность создавать исключительно тонкие портреты, скрупулезно, во всех деталях изображать социальные «уголки» и отдельные малые события. Когда стало ясно, что натуралисты переоценивали влияние непосредственной, материальной среды на общественное поведение человека… — тогда пропал интерес к «интерьеру». Приобрел значение более широкий фон, и нужно было уметь показать его изменчивость и противоречивое воздействие его радиации».

После возвращения в Германию Брехт начинает постановку своей пьесы «Мамаша Кураж и ее дети». 11 января 1949 года состоялась премьера спектакля, который имел оглушительный успех. Для драматурга и режиссера это был подлинный триумф.

Бертольд Брехт занимается организацией театра «Берлинский ансамбль». Здесь он разворачивается в полную силу, осуществляя давно вынашиваемые творческие замыслы.

Он приобретает влияние в художественной, культурной, общественной жизни Германии, и это влияние постепенно распространялось на всю мировую культурную жизнь.

Цитаты Бертольда Брехта

И в скверное время есть хорошие люди.

Объяснения — это чаще всего оправдания.

У человека должно быть хотя бы на два гроша надежды, иначе жить невозможно.

Слова имеют свою собственную душу.

Перевороты совершаются в тупиках.

Как можно видеть, Бертольд Брехт славился краткими, но острыми, меткими и точными высказываниями.

Сталинская премия

Когда Вторая мировая война закончилась, над миром повисла новая угроза - угроза ядерной войны. В 1946 году началось противостояние двух ядерных сверхдержав мира: СССР и США.

Эту войну называют «холодной», но она реально угрожала всей планете. Бертольд Брехт не мог оставаться в стороне, он, как никто, понимал, насколько хрупок мир и что надо приложить максимум усилий для его сохранения, ведь судьба планеты висела буквально на волоске.

В собственной борьбе за мир Брехт сделал упор на активизацию своей общественной и творческой деятельности, посвященной укреплению международных отношений. Символом его театра стал голубь мира, который украшал занавес кулис «Берлинского ансамбля».

Его усилия не пропали даром: в декабре 1954 года Брехт был удостоен Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами». Чтобы получить эту премию, Бертольд Брехт в мае 1955 года прибыл в Москву.

Писателю устроили экскурсию в советские театры, но спектакли разочаровали его: в те дни советский театр переживал не лучшие времена.

В 1930-х Брехт бывал в Москве, тогда этот город за границей был известен как «театральная Мекка», но в 1950-х от его былой театральной славы не осталось ничего. Возрождение театра произошло гораздо позже.

Последние годы

В середине 1950-х Брехт очень много работал, впрочем, как всегда. К сожалению, состояние его здоровья начало ухудшаться, оказалось, что у него больное сердце, а писатель и драматург не привык себя беречь.

Общий упадок сил был явно выражен уже с весны 1955 года: Брехт сильно сдал, в возрасте 57 лет он ходил с палочкой и выглядел как глубокий старик.

В мае 1955 года, перед отправкой в Москву, он составляет завещание, в котором просит, чтобы гроб с его телом не выставлялся на обозрение публики.

Следующей весной он работал над постановкой пьесы «Жизнь Галилея» в своем театре. У него случился инфаркт, но поскольку он был бессимптомным, Брехт не обратил на него никакого внимания и продолжил работу. Усиливавшуюся слабость он принял за переутомление и в середине весны предпринял попытку отказаться от перегрузок и просто уехать отдохнуть. Но это уже не помогло, самочувствие не улучшалось.

10 августа 1956 год Брехту нужно было приехать в Берлин на репетиции спектакля «Кавказский меловой круг», чтобы проконтролировать процесс подготовки театра к предстоящим гастролям в Великобритании.

Но увы, с вечера 13 августа его состояние стало резко ухудшаться. На следующий день, 14 августа 1956 года, у писателя остановилось сердце. Бертольт Брехт не дожил до своего шестидесятилетнего юбилея два года.

Похороны прошли через три дня, на небольшом Доротеенштадтском кладбище, которое находилось недалеко от его дома. На похоронах присутствовали только самые близкие друзья, члены семьи и коллектив театра «Берлинский ансамбль». Следуя завещанию, над могилой Брехта речи произносить не стали.

Только через несколько часов состоялась официальная церемония возложения венков. Таким образом была исполнена его последняя воля.

Творческое наследие Бертольда Брехта вызывает такой же интерес, как и при жизни автора, а спектакли по его произведениям продолжают ставить во всем мире.

Похожие публикации