Гусли – космическое наследие Руси – доступное каждому. Гусельное ремесло Как сделать гусли своими руками чертежи

Эти звончатые крыловидные гусли сделаны по созданным мной оригинальным чертежам и не являются прямым продолжением псковской или новгородской традиции. За основу я взял 3 требования к инструменту: хороший звук, лёгкость и приятность игры, сходство с крылом птицы. Трапециевидные и шлемовидные так же созданы волшебным образом, за что благодарю дедушек моих яснооких.
Во славу Рода нашего! Ура! Ура! Ура!

В КОНТАКТЕ vk.com/guselky
Пиши: [email protected] ,
звони: +79158959249, +79859076219.

Гусли звончатые крыловидные "Боян" – 50000р.



Оригинальная разработка.
Количество струн – 16 шт.
Строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.
Строй диатонический.

Верхняя дека – клён.
Нижняя дека
– белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.



Украшены картинами художника Максима Кулешёва.

"Боян" – гусли с самым большим корпусом в этой линейке инструментов. Добавлена 16 верхняя струна, её удобно настраивать на минорную тонику. Однако "Боян" не потерял одно из важнейших достоинств своих меньших собратьев – компактность и лёгкость. Медитативный, завораживающий звук обязан своим тембром традиционному креплению струн с помощью утиц и металлического вала. При игре на гуслях струны заставляют вал прогибаться на какие-то доли миллиметра. Длина струн из-за этого также меняется, и появляется эффект качания частоты (хорусения). "Боян" имеет глубокий и мягкий тембр звука, благодаря своему большому корпусу и кленовым (яровчатым) декам, хорошо слышен и различим в миксе. Дополнительные резонаторные отверстия позволяют использовать инструмент на концертах без усиления. Прошёл проверку в студийных условиях и на фестивалях. Эта модель может быть оснащена электронной начинкой для съёма звука обычным гитарным кабелем джек-джек. Обе деки инструмента украшены картинами замечательного художника-славяниста Максима Кулешёва, кои он создал специально для этих гуслей. Первый инструмент "Боян" принадлежит самому художнику.

Пример звучания:


Гусли звончатые крыловидные "Ратибор" 40000р.


Звончатые крыловидные (похожи на крыло), но шлемовидные по сути.
Оригинальная разработка.
Количество струн – 15 шт.
Строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.
Строй диатонический.
Мензура: верх – 360 мм, низ – 680 мм.

Верхняя дека – белый ясень.
Нижняя дека
– белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Утицы, накладка, вставка под вирбеля – бук, клён.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".
Металлический вал в утицах (держатель струн) – хромированная сталь.

Инструмент с самым большим корпусом из серии с 40 миллиметровой обечайкой. Удивительно компактен и лёгок по сравнению с другими 15-ти струнными гуслями. Это стало возможно с применением специальных технологий, формирующих громкий резонирующий корпус при весьма небольших размерах и весе. Звук медитативный, завораживающий. "Ратибор" идеален для исполнения былин и раздольных напевов, звонких наигрышей. Подходит как для аккомпанемента, так и для солирующих партий. Громкий корпус и дополнительные резонаторные отверстия позволяют использовать инструмент на концертах без усиления. Прошёл проверку в студийных условиях и на концертах. Эта модель может быть оснащена электронной начинкой для съёма звука обычным гитарным кабелем джек-джек.

Посмотреть-потрогать-поиграть на "Ратиборе" можно у Натальи (г. Москва, м. Новокосино).
В КОНТАКТЕ

Пиши: [email protected]
звони: +79055383606.

Примеры звучания:

Гусли звончатые трапециевидные "Китеж" 21000р.


Звончатые трапециевидные.
Количество струн – 21 шт.
Строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.
Мензура: верх – 170 мм, низ – 690 мм.
Высота – 420 мм.
Расстояние между струнами – 18 мм.

Деки – берёзовая авиационная фанера.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Накладки – белый ясень.
Вставка под вирбеля – бук.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".

Трапециевидные ученические гусли. 21 струна. Стой диатонический ля мажор (фа диез минор). Идеальный вариант для тех, кто хочет получить трёх октавный недорогой, но звучащий инструмент, приятный в обращении и хорошо строящий, по цене 13-струнных гуслей.

Почему это стало возможным? Всё просто: часть технологических операций в этой модели упразднены, потому что деки его сделаны из берёзовой авиационной (хорошего качества) фанеры.

Пример звучания:


Гусли звончатые крыловидные "Светоч" 30000р.


Звончатые крыловидные (похожи на крыло), но шлемовидные по сути.
Количество струн – 14 шт.
Строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.
Мензура: верх – 350 мм, низ – 620 мм.

Верхняя дека – клён.
Нижняя дека
– белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Утицы, накладка, вставка под вирбеля – бук, клён.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".
Металлический вал в утицах (держатель струн) – хромированная сталь.

Гусли "Светоч" – лёгкий, компактный, звучный инструмент с нетипично большим для звончатых крыловидных количеством струн – 14 шт., охватывающий две октавы (если две нижние струны настроены в терцию). Использование древесины клёна пределяет выразительное мягкое звучание инструмента, великолепно очерчивающие ноты с минимальным количеством обертонов. Кроме этого эта модель может быть оснащена электронной начинкой для съёма звука обычным гитарным кабелем джек-джек. Отлично показал себя при работе на сцене с 10 кВт-ным усилением. Прошёл проверку на запись в студийных условиях и на концертах (открытие фестиваля "Восхождение – 2013" в Геленджике).

Примеры звучания:

Гусли звончатые крыловидные "Ладья" – 20000р.


Звончатые крыловидные (похожи на крыло), но шлемовидные по сути.
13 струн, строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.

Верхняя дека – клён.
Нижняя дека – белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".

Миниатюрный инструмент для походов и фестивалей. Нежная натяжка струн и удобные гитарные кнопки для их замены делают «Ладью» лёгкой в игре и лиричной. Использование специальных технологий позволили создать удивительно компактный и почти невесомый инструмент с рекордным для этих размеров количеством струн – почти 2 октавы. Звук, который определяет верхняя дека из клёна (ярова), округлый, глубокий и звонкий. «Ладья» отлично держит строй, подходит как для аккомпанемента, так и для солирующих партий. Громкий корпус позволяет использовать инструмент в составе ансамбля и на открытых площадках. «Ладья» превосходно показала себя в студии и на концертах.

Посмотреть-потрогать-поиграть на "Ладье" можно у Юрия (г.Москва, м. Домодедовская).
Предварительно созвонитесь-спишитесь, найдите удобное для всех время встречи.
В КОНТАКТЕ

Пиши: [email protected]
звони: +79161233273.

Примеры звучания:

Гусли звончатые крыловидные "Финист" – 35000р.


Звончатые крыловидные (похожи на крыло), но шлемовидные по сути.
Оригинальная разработка.
Количество струн – 13 шт.
Строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.
Мензура: верх – 330 мм, низ – 580 мм.

Верхняя дека – клён.
Нижняя дека – белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Накладка, вставка под вирбеля – бук, клён, ясень.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".
Классические гитарные кнопки.

Инструмент, по форме и мензуре повторяющий гусли "Ладья". Различие заключается в материалах, из которых изготовлены верхняя и нижняя деки, и конечно же, в художественном оформлении. На обеих деках инструмента – картины художника Андрея Коптяева, исполненные методом аэрографии. Это не единственный вариант оформления, тематика картин. Их расположение, размер, степень проработки – всё зависит от поставленной задачи и характера испонителя.

Примеры звучания:

Гусли звончатые крыловидные "Ярило" – 35000р.


Инструмент, по форме, мензуре и материалам повторяющий гусли "Ладья". Его отличие – в украшении. На верхней деке "Ярило" – рисунок, сделанные акриловыми тёплыми красками, подчёркивающими открытый солнечный тембр инструмента. Обечайка украшена орнаментом княжеской вязи. Это не единственный вариант оформления, тематика картин. Кстати их можно нанести на любой из наших инструментов. Цена их будет зависеть от сложности воплощения ваших пожеланий. В данном случае стоимость росписи – 15000р.

Звончатые крыловидные (похожи на крыло), но шлемовидные по сути.
Оригинальная разработка.
Количество струн – 13 шт.
Строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.
Мензура: верх – 330 мм, низ – 580 мм.

Верхняя дека – клён.
Нижняя дека – белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Накладка, вставка под вирбеля – бук, клён, ясень.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".
Классические гитарные кнопки.

Примеры звучания:

Гусли богатырские "Варяг" – 18000р.


Варяг – необычные гусли. Ближайшие родственники их звончатые крыловидные. Однако, их форма весьма отличается от формы предшественников. Длинная мензура и длинный вытянутый корпус определяют бархатный медитативный тембр инструмента. Семь резонаторных отверстий отдают слушателю открытый хорусящий звук, собранный по всему объёмному корпусу. Варяг подходит для наигрышей, аккомпанемента и исполнения несложных инструментальных композиций. Оригинальная разработка.

Количество струн – 9 шт.
Фа диез (верх), ми (низ).
Толщина обечайки – 40 мм.
Мензура – 810 мм (низ) и 550 мм (верх)

Верхняя дека – белый ясень.
Нижняя дека
– белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Утицы, накладка, вставка под вирбеля – бук, клён.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".
Металлический вал в утицах (держатель струн) – хромированная сталь.

Пример звучания:


Гусли сказочные волховские "Стрибожич" – 81000р.


"Стрибожич" – cказочный инструмент с большим корпусом и количеством струн (21 шт.), что позволяет исполнять на нём широкий диапазон мелодических и гармонических партитур. Звучит громко, звонко и членораздельно при игре медиатором и пальцами. В то же время удивительно компактен и лёгок по сравнению с другими трапециевидными гуслями. "Стрибожич" создан для исполнения былин, сказов и раздольных напевов. Благодаря оригинальной резьбе гусляр, играющий на "Стрибожиче" выглядит настоящим сказочником.
Трапециевидные волховские.
Оригинальная разработка.

Количество струн – 21 шт.
Строй диатонический ля мажор (фа диез минор).
Соль диез (верх), соль диез (низ).
Деки
– клён.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Накладки и вставки под вирбеля
– бук.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".
Инструмент украшен резьбой мастера Михаила Белопавлинного.

Пример звучания:


Электрогусли. Электросъём звука. Электронная начинка.

Некоторые модели гуслей по специальному заказу могут быть оснащены электронной начинкой. Это Ладья, Рысич, Ратибор, Светогор, Боян, Стрибожич и Прима.
Возможны разные варианты, в т.ч. с вашими приборами.

Рекомендую проверенный, звучный, правда, не дешёвый вариант с немецким сдвоенным (одна таблетка ставится на нижнюю, другая на верхнюю деку) датчиком Schaller Oyster Pickup 722 и корейским инструментальным предусилителем Soho JP-101V. Регулятор громкости доступен через резонатор в соответствии с новыми тенденциями гитарного дела. Все провода закреплены внутри корпуса хомутами из клеевой основы. Питание от батарейки типа "Крона" 9В. Более богатый вариант преампа и датчиков - Гусли, электрогусли, студийная звукозапись.

Заказать гусли:

Пиши: [email protected] , звони: +79158959249, +79859076219.

Заказ на изготовление:

Считаю заказ сделанным, если чётко обозначена комплектация (модель, дерево, оформление, способ крепления струн, возможность подключения) и сделана предоплата. Очередь на изготовление небольшая, но она есть. Ждать, когда "рассосётся" нет смысла, потому что кто-то обязательно опередит с предоплатой, и вы снова окажетесь в хвосте. Заказы в виде "ты делай, делай, а мы посмотрим-послушаем" не принимаются. Качество и звук инструментов стабильное и вы всегда можете услышать образцы звучания в группе В КОНТАКТЕ или приехать лично в мастерскую, чтобы подержать ранее сделанный инструмент в руках. Последнее предпочтительнее. В наличии инструментов мало, но они есть. Посмотреть-потрогать-поиграть можно по адресам, указанным под описанием инструмента.

Время изготовления:

Примерное время изготовления инструмента - 1-2 месяца со дня предоплаты. Если текущая ситуация не позволяет выполнить заказ в срок, то я всегда предупреждаю об этом при предоплате. Предоплата наличными или переводом - 50%, если вы не планируете доставку.

Оплата:

Оплатить можно на карту СБ РФ: 67628038 9893816293.
Другие способы оплаты .

Доставка:

Пользуюсь обычно курьерской доставкой emspost.ru . Они доставляют прямо до квартиры. По России доставка с упаковкой будет стоить примерно 1500 р. Нужен Ваш точный адрес с почтовым индексом, ФИО и контактный телефон для курьера. При доставке отправлением ems предоплата также 50%. Остальные 50% после готовности инструмента перед отправкой. Прежде, чем оплатить заказ, определитесь с комплектом (инструмент, ключ). Рекомендую сразу купить хороший немецкий настроечный ключ в магазине ЛААНС . Дорогой. Есть в наличии и бюджетный вариант за 1500р. Для настройки гуслей нужен хроматический тюнер. Большой ассортимент есть в магазине МУЗДЕТАЛЬ . Ну, и конечно же для сохранности инструмента необходим чехол (кофр). Есть три варианта их пошива:

Сегодня мы с Вами постараемся изготовить своими руками прекрасный, старорусский музыкальный инструментшлемовидные гусли.

Как же мне пришла идея создания шлемовидных гуслей. В общем-то, задача состояла в использовании отходов материала, оставшегося после отделки балкона. Обрезки мебельного щита, остатки фанеры, паркетной клёпки… Выбрасывать было жаль, и решение пришло само собой: создать своими руками из всего этого интересный элемент интерьера. Недавно мы уже делали элемент интерьера, если Вы помните. Вот кстати этот .

Идея изготовления своими руками русских шлемовидных гуслей

Идею самоделки навеяли старые добрые фильмы- сказки. Все мы помним с детства прекрасные картины Александра Роу, на которых росли, и воспитывались: «Илья Муромец», «Морозко», «Садко»… Так и родилась мысль: сделать самодельный инструмент – русские шлемовидные гусли . Образ готового инструмента сам собой предстал в воображении, самым непростым было удержать его, и в деталях перенести на бумагу в виде эскиза. Размеры определялись произвольно, главное требование было одно: пропорциональность; ведь — повторюсь, задача стояла не в создании канонического инструмента, а в изготовлении элемента интерьера. Но, похоже, само изделие так не считало!- и каково же было моё удивление, когда только что созданный инструмент наперекор всему взял, да и запел! Хотя, как же ещё мог повести себя русский инструмент? Тем более – , созданная своими руками, и получившая часть моей души? Прямо как в сказке!

Материалы и инструменты для изготовления русских шлемовидных гуслей

Для работы потребовались следующие инструменты:
остро отточенный «простой» карандаш;
макетный или канцелярский нож;
угольник;
электролобзик;
отсутствие циркуля было компенсировано кусочком прочной нити с гвоздиком на одном конце, и кусочком карандаша привязанным к другому – это самодельное приспособление пригодилось для вычерчивания радиусов, и округлых линий на заготовках;
Полезен будет шуруповёрт, и свёрла диаметром 1- 1,5 и 3,5 миллиметра;
Также потребуются клей «ПВА – Столяр»;
саморезы по дереву длиной 30- 35 мм.;
тюбик «Суперклея» для приклеивания декора;
небольшой молоток и маленькие гвоздики для фиксации отделочной деревянной ленты на торцевых плоскостях.
Из материала для самоделки нам надо:
три кусочка тонкой фанеры (4,5 мм. размером 50/50 см. для верхней и нижней деки);
две полоски той же фанеры шириной 8- 10 см. и длиной 98 – 100 см. для переднего торца, и 70 см. длиной для отделки задней стенки;
обрезки мебельных щитов или сосновых дощечек толщиной 1,8 – 2 см, шириной 10- 15 см. и длиной 80 см;
струны от старой гитары…
Конечно, все эти размеры произвольные, они определяются предполагаемыми размерами готовой самоделки, которые вы сами себе зададите. Надо только помнить о главном принципе: пропорциональности.

Русские шлемовидные гусли – приступаем к работе

  1. Из обрезка мебельного щита размечаем и выпиливаем заготовки для каркаса гуслей: нам надо две полукруглых (на фото — внизу) и две коротких заготовки.

    Короткие заготовки — это усилители каркаса.
  2. Далее — укладываем элементы каркаса вот таким образом:
    и следим при этом, чтобы нигде ничего не выступало за линию торцевой плоскости.
  3. Лишнее – подпиливаем лобзиком.
  4. Теперь нужно сделать заготовки под держатели для колков и струн. В данном случае использованы дубовые паркетные планки: дуб – крепкое дерево, наиболее подходящее для того, чтобы держать натяжение струн. Кладём планки сверху на каркас, снизу – очерчиваем карандашом контур, и спиливаем лишнее. Нам нужны те стороны планок, что «смотрят» вовнутрь будущего инструмента.
  5. Спилив лишнее, копируем линию спила, отступив 1,5 сантиметра, и спиливаем лишнее со второй стороны планки. Должно получиться вот так:
  6. Готовые держатели струн ошкуриваем мелкой наждачной шкуркой, под лак.
  7. Теперь надо сделать заднюю стенку каркаса. Для неё нужен обрезок нашей сосновой доски; отпиливаем от него два кусочка, которые тут же приклеиваем по бокам дощечки вот таким образом:
  8. На получившихся коротких боковинках нужно по месту выпилить посадочные пазы, чтобы срастить заднюю часть с остальным каркасом. На картинке хорошо видно, как задняя стенка должна соединиться с каркасом:
    Для наибольшей прочности дощечки задней стенки лучше промазать «ПВА», и посадить на саморезы.
  9. Каркас и струнодержатели изготовлены, подогнаны, теперь собираем каркас воедино. Держатели для струн пока откладываем в сторону! Скрепляем детали каркаса с помощью клея «ПВА», и саморезов по дереву. Есть одна маленькая хитрость… Для того, чтобы дерево не раскололось под саморезом, дам полезный совет: сначала под него надо просверлить отверстие, а потом вкручивать саморез. Пока склеенный каркас подсыхает, делаем из фанеры деки.
  10. Берём один из кусочков фанеры, кладём на него каркас, и очерчиваем карандашом на фанерке его внешний профиль. Затем отступаем 4 миллиметра наружу от нашего контура, и копируем линию карандашом. Это будет линия отреза.
  11. Выпиливаем заготовку, зачищаем шкуркой края, накладываем её на второй кусочек фанеры и просто обводим карандашом.
  12. Выпиливаем вторую заготовку, зашкуриваем края, и откладываем в сторонку: это будет днище — нижняя дека.
  13. Теперь берём первую выпиленную фанерку, накладываем на каркас, и снизу очерчиваем на фанерке внутренний контур каркаса. Выпиливаем лобзиком, получаем вот такую заготовку верхней деки:
  14. Берём третью нашу фанерку, накладываем на неё выпиленную верхнюю деку, обводим внутренний контур, и также отступая от него во внешнюю сторону 7 – 8 миллиметров, повторяем его. Получается выкройка накладной панели – резонатора верхней деки. Это декоративная деталь, поэтому линию отреза следует подкорректировать, чтобы она получилась красивой.
  15. Теперь берём собранный и склеенный каркас. Заднюю стенку декорируем полоской фанеры, предварительно вышкуренной и гладкой, накладываем верхнюю деку, проверяем равномерный выступ детали со всех сторон.
  16. Теперь накладываем сверху струнодержатели, и панель – резонатор. Отмечаем рисками их места.
  17. На панели – резонаторе отмечаем центр, по нему рисуем окружность, выпиливаем звуковое окно.
  18. Все наши заготовки выпилены, обработаны наждачной шкуркой, осталось только покрасить и собрать! В данном случае был выбран стиль декора «под старину». Под рукой не нашлось подходящей тонировки, пришлось проявить смекалку. Решить проблему помог… растворимый кофе! Три чайных ложки кофе, залитые двумя столовыми ложками кипятка дали великолепный результат! Тон нанесён обычной кисточкой, после высыхания — слегка отполирован мелкой шкуркой, и покрыт лаком. Нужный эффект был достигнут!
  19. Теперь можно начать собирать всё воедино. Приклеиваем к каркасу нижнюю деку. Укладываем, и приклеиваем на своё место верхнюю деку с резонатором. Панель – резонатор надо приклеить к верхней деке приподняв её на деревянных проставочках на 3,5 – 4 мм. над декой. Для этой цели подойдут деревянные кусочки, обрезочки, пенёчки — что только найдётся под рукой. После этого укладываем струнодержатели на свои места, проклеиваем, и фиксируем саморезами. Саморезы можно скрыть, слегка заглубив их, и заклеив деревянными пробочками из кусочков мебельного шканта.
  20. Дальше – просверливаем отверстия под колки и струны. Колки можно взять от старого пианино, или просто нарезать из толстого гвоздя. Струны – гитарные. На этих гуслях- 17 струн и колков, но повторюсь — всё произвольно! Расстояние между струнами выбирается такое, чтобы пальцам удобно было играть. Накладываем торцевую полосу из фанеры, приклеивая её к торцу каркаса, и фиксируем саморезами.
  21. Следующий шаг – установка декора. Имелся остаток деревянной отделочной ленты, который и был приспособлен, но хватило его только на декор нижней части. Декор верхней – просто узкая полоска фанеры. Установить декоры несложно. Деревянную ленту лучше всего подержать немного в горячей воде – тогда она легко прогибается, не ломаясь, под любую форму. Клеим на «ПВА», зафиксировав гвоздиками. С фанеркой проще: снять с полоски один слой толщины, и она сама ляжет как надо! Также клеим на «ПВА», но фиксировать можно «Суперклеем». Получается вот так:
  22. После того, как все клеевые соединения высохли, тонируем все остальные части гуслей. Когда тонировка высохнет, слегка отполировать её мелкой шкуркой, и покрыть лаком.
  23. Теперь тонированные, лакированные, и высохшие гусли нужно отполировать мягкой тряпочкой с мебельной полиролью. Получим такой эффект:
  24. Вот и подошло время поставить колки и струны. Колки просто аккуратно вбиваются молоточком в засверленные под них места, струны – ставятся, и натягиваются как на обычной гитаре…

Наш самодельный инструмент готов! Теперь он вполне может послужить прекрасным интерьерным наполнением, и даже использоваться по прямому своему назначению!

Мы очень надеемся, что у Вас получится изготовить, такие же прекрасные шлемовидные гусли по фото.

Гусли, которые можно купить у нас:

Древние гусли

«Гусельная доска», «досточка гусельная» - под таким названием упоминается в песнях и былинах инструмент и его составные части: «досочка», «шпенечки» (название колков в былинах, служивших для «налаживания» струп, иначе настройки), струны. Корпус гуслей состоял из нескольких дощечек, собранных затем в широкий и плоский ящик, имеющий внутри резонаторную полость. В старину материалом для изготовления служили явор (разновидность клена с белой древесиной), рябина, яблоня, ель. Струны на гуслях настраивали с помощью шпеньков. На корпусе древних гуслей устанавливалось пять струн.

Совсем недавно при археологических раскопках, проводившихся в Новгороде (1951-1962 гг.), в культурном слое XI века среди предметов из кожи, кости, тканей и дерева были обнаружены и музыкальные инструменты. В числе находок были детали и самых древних гуслей.

Обломки пятиструнных гуслей с надписью «СЛОВИША», обнаруженные археологами в Троицком раскопе в слое XI века г. Новгорода.

Были также найдены главные детали инструмента - верхняя дека и струнодержатель. На одной из частей гуслей была вырезана надпись «Словиша». По предположениям исследователей, возможно, это имя древнего гусляра и одновременно мастера, сделавшего гусли. Отверстий на верхней резонаторной деке еще не было.

Особую ценность археологических раскопок в Новгороде представляют подлинные гусли первой половины XII века. Корпус инструмента из деревянного бруска выполнен в более изящной форме. Это плоское корытце с пазами для шести колков. Левая сторона инструмента имеет скульптурное оформление в виде головы и части туловища ящера. На тыльной стороне - изображение льва и птицы. Орнаменты на гуслях свидетельствуют о языческих культах древнего Новгорода. Материалом для изготовления служила древесина березы, рябины, ели.

Сверху полость закрывалась еловой декой, усиливающей их звучание. В нижней части размещался круглый валик, т. наз. струнодержатель, в верхней - деревянные колки настройки инструмента. Металлические струны (от 4 до 6), установленные на инструменте, усиливали его звучание. Эта простейшая форма гуслей способствовала тому, что играющие могли носить инструмент «под пазухой», «под мышкой».

Музыковеды считают, что пятиструнность гуслей соответствует пятитоновому ладу русской песни. Игрой сопровождали пение медленных песен и плясовых мелодий. Пальцы левой руки играющего ставились между струн так, что во время игры ими свободно и поочередно прижимали струны, а правой рукой бряцали по струнам, извлекая простые последовательные аккорды.

На протяжении многих веков гусли усовершенствовали, изменяя форму, увеличивая количество струн, украшая резьбой и росписью. Существуют гусли шлемовидные, треугольные, трапециевидные, прямоугольные (щипковые).

Разновидности гуслей

Гусли шлемовидные , или «псалтирь », имели шлемовидный клееный корпус из тонких дощечек, обычно еловых Размеры инструмента - длина 900 мм, ширина 475 мм, высота ПО мм. Количество струн от 11 до 36.

Большой популярностью в народе пользовались 20-25-струиные гусли. Звукоряд диатонический. Струны на инструменте устанавливали жильные, поэтому звучание было тихое и мягкое.

Гусли трапециевидные были сконструированы в XVI-XVII веках на основе гуслей звончатых и шлемовидных. По размерам они намного больше - длина 1500 мм, ширина 500 мм, высота 200 мм.

Дека сделана из ели и имеет резонаторное круглое отверстие. С наружной стороны деки укреплены две дугообразные планки. В одной закреплены металлические штифты для крепления струн, в другую ввинчиваются металлические колки. Количество струн от 55 до 66. Строй вначале был диатонический. Позднее хроматический. Широкого распространения в народном музицировании не получили.

Гусли крыловидные (или звончатые ) состоят из долбленого или клееного плоского корпуса крыловидной формы, на деке которого натянуты от 4 до 9 металлических струн. Размеры - длина 600 мм, ширина 250 мм, высота обечайки (боковой части) 45 мм. Некоторые образцы XI-XIV веков имели по 9 струн, в XVIII веке уже от 5 до 14 струн, и диапазон от кварты до двух октав. Строй их был диатонический, обычно мажорного лада, а низкие звуки образовывали квинтовый бурдон по отношению к основному звукоряду.

Со временем на смену музыкальным произведениям былинно-распевного характера приходит песенный фольклор, который вызвал появление новых музыкальных инструментов. Бытование гуслей сохраняется лишь в северных районах России - Новгород, Псков, Вологда, Архангельск, Кострома и др. За последние два столетия фольклорно-этнографическими экспедициями найдено большое количество как самих инструментов, так и гусельных наигрышей, приемов игры на них.

Настройка инструмента

Результаты исследований показали, что во всех разновидностях инструмента основой является корпус-резонатор с натянутыми струнами, предназначенными для извлечения звука только одной высоты. Если на древних гуслях количество струн 4-5, то гусли более позднего периода имели 7-9 струн разной длины, которые натягивались параллельно одна другой.

Для исполнения народной музыки такой звуковой диапазон считался достаточным, так как обычно народные исполнители при игре используют две-три тональности. Гусли имели следующие строи:

  • пятиструнные гусли настраивались по звукам терцового ряда (ля(1), до(2), ми(2), соль(2), ля(2));
  • семиструнные имели диатонический строй, в котором нижняя струна являлась бурдоном и настраивалась в квинту по отношению к диатоническому звукоряду;
  • иногда гусли настраивали в минорный звукоряд.

В начале XX века появились усовершенствованные гусли, корпус которых склеивался из тонких дощечек (деталей), а количество струн увеличилось уже до тринадцати.

Способы извлечения звука

При игре гусли находятся у исполнителя в вертикальном положении, верхний угол инструмента слегка прижимается к груди. Колени - основная опора для гуслей, во время игры они слегка раздвинуты.

Пальцы левой руки находятся на струнах (при игре ими приглушают звучание ненужных струн), пальцами правой руки ударяют по открытым струнам. Пальцы всегда расположены у ре-зонаторного отверстия. Чуть согнутыми, без напряжения подушечками пальцев прикасаются к струнам.

Движение кисти руки при ударе должно направляться в правый угол инструмента.

Играют на гуслях медиатором.

Это небольшая продолговатая пластинка с заостренным утлом, сделанная из кости, пластмассы, пластика. Размеры медиатора: длина не превышает 25 мм, ширина 20 мм, толщина 1 мм, форма овальная. Играют медиатором с двух концов: заостренный край дает резкий звук, заоваленный - более мягкий. Для мягкого звучания медиатор слегка сжимают, ослабляя пальцы правой руки. Левая рука при перестановке пальцев на струнах в различные позиции заглушает те струны, входящие в аккорд, которые не должны звучать.

Приемы игры

Звук на инструменте извлекается следующими способами:

  • бряцание - поочередные удары медиатором по струнам вниз и вверх;
  • арпеджио - последовательное извлечение звуков, входящих в аккорд, от низких звуков к высоким, то же в обратном движении;
  • глиссандо - быстрое скольжение медиатором по открытым струнам;
  • тремоло - быстрое чередование легких ударов медиатором по струнам, с определенной частотой, попеременно вниз и вверх;
  • пиццикато - воспроизведение отдельных звуков или аккордов щипком подушечек пальцев правой или левой руки;
  • извлечение аккордов - производится ударами медиатора вниз.

Удар по струне делается более резко и сильно, акцентируя.

Устройство и основные детали инструмента

Гусли состоят из трех основных частей (деталей): корпуса, струнодержателя, колков; металлических струн. Встречаются образцы гуслей, на которых вместо деревянных струнодержателей и колков устанавливаются металлические - более прочные, выдерживающие нагрузку при натяжении струн.

Для корпуса гуслей используется высушенная доска березы, рябины, клена, ели. Поверхность древесины должна быть ровной, доска - гладко простроганной с четырех сторон (две пласти и две кромки) и отпиленной по размеру.

1. Дека верхняя и нижняя; 2. Резонаторные отверстия; 3. Колки; 4. Держатель струн; 5. Струны.

Изготовление инструмента ведется в следующей последовательности:

  • древесина (доска) должна быть качественной, без гнили, трещин и выпадающих сучков;
  • с торцевой стороны меньшего размера прямой или полукруглой стамеской (можно ударами деревянного молотка - киянки) делается углубление. Затем эта операция выполняется с другого конца;
  • овальное углубление выдалбливают или выбирают от торцов к середине, а затем этой же стамеской срубается выступающая середина;
  • остающиеся после обработки следы срезов, борозды, шероховатости тщательно зачищаются наждачной бумагой, сначала с крупным зерном, затем с мелким. Идеальное шлифование внутренних емкостей достигается круглыми дисками, состоящими из полосок наждачной бумаги. При работе насадка вставляется в патрон электродрели;
  • в результате такой обработки в заготовке (доске) образуется углубление овальной или прямоугольной формы, которое должно иметь припуск в толщине стенок и дна примерно от 3 до 5 мм.

Таким образом, с боковых и торцевых сторон доски получаются четыре стенки. Торцевые стороны должны быть более широкими.

Далее на торцевые или капковые бруски в верхней части будущего инструмента устанавливают колки, в нижней - струнодержатель (металлический пруток или трубочка из прочной стали), способные выдерживать довольно сильное натяжение струн. Перед установкой колков и струнодержателя на корпус, имеющий прямоугольную полость и четыре стенки, приклеивается важная деталь инструмента - дека.

Дека (от нем. Decke, букв. - крышка) - необходимая часть корпуса струнных инструментов, служащая для усиления и отражения звука. Изготавливается из резонансной древесины, но также применяют и клееную фанеру.

Колебания струн передаются декой через подставку. Верхняя дека инструментов имеет резонаторные отверстия. Чтобы дека не деформировалась при натяжении струн, ее наклеивают на деревянные планки (пружины), проходящие внутри корпуса.

При помощи колков производят натяжение струн. Колки на корпусе гуслей устанавливаются примерно на глубину 30 мм под небольшим углом для более устойчивого и надежного упора.

Колки инструмента

Колок - небольшой металлический цилиндр, в верхней части имеет четырехгранную головку с отверстием для струны, в нижней - очень мелкую насечку или мелкую резьбу. Диаметр колка 7 мм, длина от 50 до 60 мм. Колки устанавливаются на широкой стороне инструмента. Для более прочного крепления колков в прямоугольную полость в место их установки можно вставить, а затем и приклеить брусок из более прочного дерева (бук, клен).

Роль штифта, за который привязываются струны, выполняет металлический пруток (трубочка). Его концы вставляются в отверстия двух т. наз. «щечек», изготовленных из дерева. При помощи шипов они приклеиваются на корпусе сверху деки. Крепление струнодержателя производят на узкой стороне корпуса.

Иногда применяют согнутую стальную трубочку, на концах которой делают насечки для прочного закрепления в корпусе. Диаметр отверстий, рассверливаемых в бруске, должен быть меньше диаметра трубки. Установка струнодержателя в отверстия производится эпоксидным клеем.

От плотности дерева, размеров отверстий, обезжиривания колков зависит сила трения между стенками отверстия и колка и соответственно настройка и чистота строя инструмента. Диаметр отверстий должен быть меньше диаметра колка примерно на 1,5 мм. Благодаря трению сопротивление в гнезде колка превышает силу натяжения. Нужно учесть, что частое вывинчивание колков из корпуса гуслей приводит к ослаблению их прочной посадки.

Струны

Звучание гуслей зависит от качества струн. На современных гуслях струны делаются из проволоки, изготовленной из специальных сортов стали. Различаются струны по длине и имеют сечение - от тонких 0,30 мм до более утолщенных 0,70 мм. В данном примере струны, натянутые на гуслях, не имеют подставки, и их звучание - нежное и звенящее.

Размеры основных деталей инструмента

Устройство гуслей, приведенных на рисунке, отличается тем, что на пружине, проходящей по диагонали инструмента и закрепленной на корпусе, устанавливаются колки для струн. Обычные варианты изготовления - колки находятся в верхней части корпуса, а струнодержатель - в нижней.

Мы рассмотрели способ изготовления десятиструнных гуслей из целой деревянной заготовки.

Соединение заготовок на клею

В приведенном выше примере при изготовлении гуслей была использована заготовка из целой доски. Ее размеры, особенно ширина, были достаточны для работы. Но для того чтобы изготовить инструмент большего размера, ширины одной доски бывает недостаточно, поэтому заготовку склеивают в небольшой щиток, состоящий из двух досок. В домашних условиях эту работу производят в простом прессе (т. наз. вайме) следующим образом:

Как показано на рисунке, буковые пластины закрепляются: 1) в нижней части гуслей для крепления струнодержателя; 2) в середине по диагонали для крепления колков; 3) в верхней части гуслей небольшая планка для прочной склейки деки. Диагональная планка 2, в которую вставляются колки, имеет такую форму. Она одновременно служит пружиной деки, приклеиваемой к бруска.

Сжатие досок осуществляется двумя деревянными клиньями, забиваемыми навстречу друг другу. Соприкасающиеся кромки досок смазывают клеем ПВА, столярным, казеиновым, при склеивании под доски подкладывают картон, чтобы они не приклеились к щиту.

При забивании клиньев склеиваемые дощечки могут выгнуться вверх. Чтобы избежать этого, нужно сверху дощечек положить груз. Мастера по деревообработке различают правую и левую сторону досок. Правая сторона расположена ближе к сердцевине ствола, левая - к его коре, поэтому правильное склеивание такое, когда склеиваются правая и левая сторона. Для прочности склейки острием ножа делают царапины на обеих склеиваемых поверхностях. После высыхания (12 ч) заготовку обрабатывают, убирая остатки клея.

В целях более прочного крепления колков отверстия в корпусе на левой боковой стороне рассверливаются на 1,3 мм меньше, чем диаметр самих колков.

Крайние колки находятся на расстоянии 75 мм от края сторон. Расстояние между колками 25 мм. Штифты для крепления струн устанавливаются на расстоянии 15 мм друг от друга, а. крайние расположены на расстоянии 45 мм.

Крепление верхней и нижней деки производится при помощи пружин с верхней и нижней стороны корпуса. Пружины усиливают сопротивление деки и равномерно распределяют по ней звуковые колебания. Они приклеиваются к деке и крепятся также к корпусу инструмента.

Разновидности гуслей, корпус которых изготавливается способом долбления (выборкой) древесины из заготовки:

Размеры корпуса могут быть разньши, например: 1) длина 70 см, верхняя часть по диагонали 20 см, нижняя 12 см, колков 9 шт. 2) длина 50 см, верх по диагонали 30 см, низ 15 см, колков 13 шт; 3) длина 45 см, ширина 15 см, колков 9 шт; 4) длина 60 см, верх 12 см, низ 7 см, колков 6 шт. Ширина также колеблется от 35 до 45 см.

Образец гуслей, изготовленных из дощечек клеевым способом

Для того чтобы не приглушалось звучание струн, на углах двух торцевых сторон устанавливаются металлические пластины в форме уголка, а на деке размещаются две подставки из твердого дерева (бук) для струн, имеющие острый угол. Количество струн 10 штук.

Еще в древности сложился репертуар гусельной игры: это песенные, плясовые и танцеваль¬ные наигрыши, польки и вальсы.

В начале XX века музыкантом-этнографом Н. И. Приваловым и гусляром О. У. Смоленским гусли были усовершенствованы: корпус треугольной формы склеивали из деревянных деталей, количество струн увеличили с 5 до 13, создали ансамблевые разновидности - пикколо, приму, альт и бас. По устройству гусли различаются лишь размерами корпуса и деталей, диаметром струн.

В настоящее время используются преимущественно гусли прима, имеющие 15 струн и диатонический строй.

В концертной деятельности, происходит встреча с соратниками - Валерием Гараниным, Любовью Басурмановой, Максимом Гавриленко, Василием Жданкиным и гитаристом Иваном Смирновым. Принимает активное участие в фестивалях духовной и традиционной музыки. Его культурная миссия в Сербию в начале 2005 года оказалась очень важной для духовного единения русского и сербского народов, результатом которой стал концерт «Русские за детей Косово».

Певец-гусляр Андрей Байкалец . Пришел в Москву пешком из древнего города Иркутск, от священных вод озера Байкал. Гусляр-певец из глубинки, из самой народной гущи. Появление его неожиданное было радостным событием для многих. И облик его открытый, и гуслей звучание звонкое, и сам голос - все это гармонично сливаясь воедино, пробуждает живые картины старины. Духовные песни, былины, исполняемые им, тревожат, согревают душу, надолго остаются в памяти. Удивляет обилие его репертуара, зрелость христианского мировоззрения.Он знает, что нужно делать, куда идти и что ожидает нас впереди. В песнях его звучит тревога, призыв, и в то же время, в них надежда, вера и любовь к ближнему. Наиболее популярен его альбом "Раю мой Раю". Можно посмотреть его практически последний видео урок.

| | | | | 7 |

Мы продолжаем разговор об изготовлении гуслей звончатых (см. № 2, 2003 г.). На этот раз с руководителем хора рожечников, мастером по деревянным музыкальным инструментам, прекрасным музыкантом, собирателем древних музыкальных инструментов, концертмейстером фольклорного ансамбля «Веретенце» Борисом Серафимовичем Ефремовым.

Предыстория

Интерес к народным инструментам, к процессу их изготовления у меня начался с подарка ученицы - белгородского пищика. Методом проб и ошибок я научился его делать. Потом по книге А. Рудневой «Курские танки и карагоды» смастерил жалейку. После этого были освоены кугиклы, пыжатки, дудки. Захотелось сделать гусли.

С чего начать?

Нам нужен набор инструментов для работы по дереву: топор, полукруглые и прямые стамески, молоток, дрель со сверлами, ножовка, напильник, рубанок, наждачная бумага.

Дерево (половина бревна или брусок) может быть любое, но лучше - звучащее, то есть клен, сосна, ель, в Сибири - кедр. В этом смысле больше подходят ель или клен. Дерево должно быть высохшее, без трещин, или высушенное. Если оно свежее, то работу надо делать максимально быстро, иначе древесина начнет трескаться. А чтобы дерево не сохло, надо в перерывах в работе над гуслями заворачивать его в целлофан. Оптимальный диаметр бревна - 35-40 см, длина - 1 метр.

В разных странах и у разных народов гусли назывались по-разному: арфа, кифара, лира, псалтерий, жетыген. Слово «гусли» свойственно славянским наречиям.

Unknown , CC BY-SA 3.0

На протяжении многих столетий символом музыкальной культуры России были «Гусли звончатые» — древнейший музыкальный инструмент россиян. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст и место их рождения.

Однажды, наши древние предки обнаружили, что если натянуть как следует струну, то она станет издавать весьма благозвучный мотив. По этому принципу и были созданы гусли. Скорее всего ремесло развили сами гусляры.

Ориентировались мастера, скорее всего, на греческую кифару, а родные материалы и отсутствие профессиональных музыкантов определили внешний вид и «народный» архаичный строй и манеру игры.


Осіпаў Іван Зьмітрыч , GNU 1.2

Изготовление

Технология изготовления достаточно проста. Сначала мастер подбирает древесину. Это может быть и сосна, и ель, иногда (в Сибири) - кедр. Раньше также использовали, а иногда и сейчас, яблоню и клён .

Затем обозначают форму, вырубают открылок и порожек для колков, если они деревянные. После мастер, обычно вручную, выбирает древесину и прорубает голосник, или выжигает несколько маленьких отверстий.

Kamenskiyan , CC BY-SA 3.0

На место, с которого мастер начал выбирать инструмент, устанавливают голосную доску. Иногда её втапливают в корпус, а иногда накладывают сверху. Крепить её могут как гвоздями, так и клеем.

Существует много способов крепления дек и последующего оформления гуслей.

Иногда встречаются и двухкамерные гусли, где открылок является продолжением корпуса, разделённого вирбельбанком.

Гусельное искусство в наше время

Это ремесло нередко относят к исчезающим. Но это не так. В наше время это древнейшее ремесло переросло в искусство.

Дмитрий Парамонов , CC BY-SA 3.0

Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые — столовидные и гусли клавишные. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.

В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры — сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом игры на которых является щипок и бряцание, появились и гусли клавишные.

Фотогалерея





Полезная информация

Гу́сли
Гусляр

Легенда о сотворении гуслей

Гуслям придавался мистический смысл, их, и тех кто владел искусством игры и изготовления, уважали и наделяли таинственностью.

Сохранилась древняя песня, повествующая о сотворении «воинским сословием» - князьями и боярами, гуслей из чудесного дерева, растущего посреди «мира на пупе земли».

Гусляр и эпос

На гуслях играли герои русского эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. В великом памятнике древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" (XI - XII в.в.) поэтично воспет образ гусляра-сказителя:

«Боян же, братие, не 10 соколов
на стадо лебедей пущаше,
но своя вещиа персты
на живая струны вскладаше;
они же сами князем славу рокотаху»

В древнерусской рукописи, «Повести о белоризце человеке и монашестве», миниатюрист изобразил в буквице «Д» фигуру царя (возможно псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые "шлемовидные" гусли.

Специальные термины

  • голосник - резонаторное отверстие
  • дека - голосная доска
  • Вирбельба́нк - многослойная деревянная доска с отверстиями
  • Вирбель - колок, натягивающий струны

Особенности игры

На гуслях играют сидя или стоя. При игре сидя гусли ставят на колени ребром, слегка наклонив к корпусу. При игре стоя или во время шествия гусли вешают на верёвочку или ремешок.

Гусли кладут на колени или на стол.Музыкальный репертуар для гуслей разнообразен.

Принципиальных различий в устройстве и способах игры на всех видах гуслей не было. Струны защипываются либо пальцами обеих рук, либо пальцами только правой руки; левая рука в этом случае лежит для приглушения струн. Позже звук начали извлекать плектром или медиатором.

Похожие публикации