Иконы Господа Иисуса Христа, какие они бывают. Православная икона — православная мистика

В огромном православном мире Иисусова икона занимает первое и великое место. Она является не только благолепным украшением храма и предметом почитания, но имеет великое вероучительное значение.

Моление перед образами Христа

Каждый верующий христианин должен знать, в чем помогает икона Иисуса Христа:

  • в исцелении от тяжелых, смертельных болезней;
  • в любой беде, в сложных жизненных ситуациях;
  • дарует помощь в указании верного пути в жизни;
  • помогает в принятии серьезных, судьбоносных решений;
  • избавляет от глупых и грешных мыслей, тревог;
  • укрепляет физические и духовные силы;
  • оберегает от нашествия диавольской силы;
  • ограждает от влияния злых, завистливых и хитрых людей;
  • дарует мир и покой в доме.

Когда помогает икона Спасителя? Помощь Свыше является тем людям, кто обращается за помощью к Творцу с верой чистой и глубокой, кто не избегает покаяния во грехах и тем, делом чьей жизни является Спасение и жизнь вечная. Таким христианам Господь всегда протянет Свою Руку помощи.

Старинная икона

Самые распространенные образы

Первый образ Христа - это запечатлившийся на полотенце Лик, когда Спаситель отер тканью Свое лицо. На сегодняшний день это - известная икона «Спас Нерукотворный».

В католической церкви существует иная версия происхождения «Нерукотворного Лика»: во время совершения Крестного пути благочестивая женщина Вероника подала свой платок одному из страдальцев, чье лицо было залито кровью. Отерев лицо, мужчина увидел, что на платке остался отпечаток и проявился терновый венец. С тех пор изображение стало носить название «Плат Вероники». Реликвия благоговейно хранится в Риме.

Также в Православной Церкви распространены Иисусовы иконы:

  • «Спас Вседержитель» - Спаситель в поясном изображении, в левой руке удерживает Книгу;
  • «Спас в Силах» - Творец восседает на троне в белоснежных одеждах;
  • «Эммануил» - Иисус изображен в возрасте отрока;
  • «Благое молчание» - Творец изображен в образе Ангела, до Своего земного воплощения;
  • «Великий Архиерей» - Господь указан в архиерейском облачении.

Эти иконы являются каноническими, что позволяет читать пред ними любые молитвы Святой Троице.

Еще о Господних иконах:

Символика образов

Рыба. Согласно учению Нового Завета, рыба есть проповедь. Сам Господь сравнивает апостолов, которые ранее были рыбаками, с «ловцами человеков».

Царствие Небесное - это невод, закинутый в воду и захвативший рыб всяческого рода. В самом начале христианской эры люди носили на шее «амулеты» с изображением рыбок из камня и стекла. По этому условному символу христиане распознавали друг друга. Даже на стенах торговых лавок, на полу рыночной площади, везде, где случалось скопление людей, были начертаны рыбы.

Это служило знаком для странствующих христиан о том, где собираются единоверцы.

Агнец. В христианском мире агнец есть имя Иисуса как Мессии. Изображение Агнца - тайна Христовой смерти. Часто встречается изображение, где Агнец Божий стоит на небольшом холме, с которого стекают водные потоки. Холм - это Церковь, ручьи - символика четырех Евангелий.

Лоза винограда. Евангельский образ Христа - источника жизни для православного человека. Ветки винограда символизируют членов Церкви, а грозди, которые клюют птицы - символика Причастия. Ведь Сам Спаситель именовал себя виноградной лозой, Своего Отца - виноградарем, а учеников-апостолов - ветвями.

Крест. Восьмиконечное изображение распятия есть тот самый Крест, на котором был распят Спаситель человечества.

Иисус Христос Пантократор, с пророками и апостолам

Редкие иконы

«Ангел Великого Совета» - символика Христа, заимствованная из Ветхого Завета. Этот образ послужил поводом к написанию изображения Христа в виде ангела с белоснежными крылами.

«Спас Благое Молчание»- изображение творца в ангельском чине (до воплощения). Руки Спасителя сложены на груди крестообразно, нимб имеет вид восьмиконечной звезды (ее образуют два квадрата).

«Добрый Пастырь». Иисус изображен в виде юного пастуха, держащего жезл. Его окружает стадо пасущихся овец. Образ был распространен в древнехристианском искусстве, в настоящее время встречается в регионах, приветствующих западноевропейское влияние.

«Не рыдай Мене, Мати». На иконе Христос представлен возлежащим наполовину в гробе, а за Его спиной указан Крест.

«Христос Царь Иудейский». Образ имеет католическое происхождение, Спаситель изображен по колено, в багрянице и терновом венце, Его руки связаны, в правой руке творец удерживает трость.

Спас Благое Молчание (Ангел Великого Совета).

Икона в доме

В жилище православной семьи иконы должны быть помещены на иконостасе . Если же иконостаса в доме нет, то все равно им не место рядом с другими предметами интерьера.

О других почитаемых православных иконах:

Неуместно ставить их в книжные полки и за стеклянные дверки шкафов, рядом с косметикой, статуэтками, фотографиями, картинами и прочими украшениями интерьера.

Строжайше запрещено помещать иконы рядом с красочными плакатами эстрадных исполнителей, спортсменов, политиков и прочих кумиров.

Важно! Икона - это не «накопитель» благодати. Благодать действует на молитвенников не от иконы, а через нее. Она посылается Всевышним тем христианам, кто верует в Него. Прикладывание в образу без веры в Его силу и с мрачными мыслями - пустое. Но глубокая вера и надежда на помощь даруют людям исцеление, поддержку и благодеяние. Также следует помнить, что икона - это не оберег, что свойственно языческому культу . Она не гарантирует защиту от ссор, проблем, не являет защиту от нечисти.

Православная практика ведет человека по жизненному пути Словом Божиим. Поэтому Христовы иконы занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующих людей.

Посмотрите видео об изображении Иисуса Христа

Иконы Христа - воплотившегося Бога Слова занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующего человека.

(Справа - Спаситель).

Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке: "...Благо-телесный... со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив..."

Ранние христиане изображали Христа а виде агнца, в виде рыбы, в виде доброго пастыря, несущего на плечах овцу. Позднее эти символические изображения были запрещены. В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: 1) в виде Вседержителя и Судии - Царя Царствующих; 2) в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде младенца или отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде ангела.

Но если способы изображения столь различны, легко ли узнать на иконах Спасителя? Да, легко - благодаря одной детали: изображение Христа имеет крестчатый нимб.

Что такое нимб? Слово это переводится с латинского как "облако", "туман", "ореол". Нимб - символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: "И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет".

Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога "Я есмь Сущий", сказанные Моисею.

Через изображение нимба мы исповедуем во Христе два естества - Божественное и человеческое. Иконописец пишет Лик Христа по подобию человеческого лица, и этим исповедуется догмат о том, что Христос - "совершенный человек по человечеству". Нимб передает то, что Христос и "совершенный Бог по Божеству".

На иконах Христос часто изображается с книгой - она может быть как закрытой, так и раскрытой. Раскрытая книга содержит цитату из Евангелия. Также книга может изображаться и в виде свитка, но символическое толкование всегда одно - спасительное учение, с которым Христос пришел в мир.

Посмотрим теперь на одежды Христа. Обычно Богочеловека изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка).

Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий - небесную и Божественную природы Спасителя.

Обычно на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу - это клав, в античном мире - знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком Его особой мессианской роли.

Иконы Спасителя относятся к шести основным иконографическим типам:

1. Спас Нерукотворный
2. Спас Вседержитель (Пантократор)
3. Спас на престоле
4. Спас в силах
5. Спас Эммануил
6. Спас Благое Молчание

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа - лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.

Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Когда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске (черепице, чрепии), которая закрывала Нерукотворный образ.

На иконах "Спас на чрепии" нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки.

На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Спас Вседержитель (Пантократор) - это еще одна икона, которую можно увидеть в каждом православном храме". (Обычно фреска или мозаика "Пантократор" находится в центральной купольной части церкви). На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.

Спас на престоле

Спас на престоле - эта икона имеет много общих черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол - символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того - знак царственной славы Спасителя.

Спас в силах

Спас в силах - центральное изображение в иконостасе православного храма. Эта икона имеет много общего с "Пантократором" и "Спасом на престоле", но отличается более сложной символикой. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат - это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал - мир духовный. В синем овале изображены ангелы - силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала - красный ромб (символ мира невидимого).

Эта икона Спаса - настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил

Спас Эммануил - образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: "И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник"). Эммануил переводится как "с нами Бог". У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: "Итак, Сам Господь даст вам знамение: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил"(Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.

Спас Благое Молчание

Спас Благое Молчание - еще более редкая икона Христа. Если "Спас Эммануил" и "Спас Нерукотворный" изображают Христа таким, каким он был на земле, а -"Спас в силах" - таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" - это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается. в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной - опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего - Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

Сегодня я хочу рассказать об особенных 12 иконах, которые написаны в нашей мастерской и по нашему мнению, обязательно войдут в историю. Каждый из этих образов уникален и за каждый из них мы искренне переживаем, как за родного ребёнка, которого отправляем во взрослую жизнь. Многое предстоить увидеть и пережить иконе в новом доме - и радость и утраты. Одни образы станут храмовыми и будут нести свет и надежду в сердца молящихся, а другие - станут семейной святыней и духовным наследием.

Как бы то ни было, с Богом.

Спас Нерукотворный

«Спас Нерукотворный» почитается как самая удивительная и значимая икона христианского мира. О её явлении существует несколько легенд, но все они сходятся в одном - оригинальный образ проявился на платке как отпечаток лика Иисуса Христа, после того, как Он утер этим платком лицо. Считается, что глядя на икону нерукотворного Спасителя, мы можем видеть Его подлинные черты, не искаженные интерпретацией художника.


Икона Божьей Матери, Звезда пресветлая

Икона с изображением Божией Матери, получившая название «Звезда Пресветлая», впервые была обнаружена в 1700 году в Муроме в Соборе Пресвятой Богородицы. Она была написан на деревянной доске темперой, а внизу иконы была подпись «Сии пречудный образ звезда пресветлая пресвятая владычицы Богородицы небеснии царицы». Ее авторство приписывается Муромскому иконописцу Александру Казанцеву.
Пред иконой Божией Матери «Звезда Пресветлая» молятся об укреплении христианской веры во всем мире и спасении человечества. Перед этим образом женщины также воссылают свои молитвы к Богоматери о семейном счастье, рождении и воспитании здоровых детей, а также о покровительстве их родным и близким.


Первые шаги Иисуса Христа

"Первые шаги Иисуса". Икона находится в монастыре св. Герасма Иорданского, что стоит в трех километрах от места на Иордане, где крестился Спаситель.? Монастырь св. Герасима Иорданского образован в 5 веке на юге Иорданской долины около места впадения реки Иордан в Мертвое море и там, где останавливалось Святое Семейство по дороге в Египет.


Непроходимая дверь Образ Божией Матери

Икону Божией Матери «Непроходимая дверь» точнее именовать «Непроходимая врата». Свое название она получила по эпитету в молениях и гимнах Богородице, как и многие другие богородичные иконы, например, и т. п.

Божья Матерь здесь изображена по иконографическому типу «оранта», то есть «молящаяся», с предстоящими Богородице людьми - живыми и перешедшими в мир иной, святыми и грешными. Таким образом, данная икона наглядно показывает нам, что Матерь Божия предстательствует пред Господом за всех людей независимо от их звания и сословия, бедные они или богатые, святые или грешные, живут на земле или умерли. За всех Богородица будет просить Сына Своего и Бога нашего помиловать нас, если только мы обращаемся к ней за помощью, прославляем ее в своей жизни, как и все люди, изображенные на иконе.


Ангел Хранитель

Ангел-хранитель появляется в нашей жизни в момент совершения таинства крещения. Это Божий Посланник, бесплотная сила, которая на протяжении всей жизни оберегает нас, помогает обрести правильный путь, утешает в момент печали, старается остеречь от дурного поступка и «протягивает руку помощи», когда мы пытаемся выбраться из духовной ямы, если всё же совершили недоброе действие.

К Ангелу-хранителю можно обращаться с просьбами о помощи в абсолютно любых делах, ибо в православии считается, что Ангелы являются нашими наставниками, посланными Господом Богом. Распространено мнение, что человеческое интуиция есть не что иное, как глас Ангела-хранителя: через внезапное чувство тревоги он пытается предупредить нас об опасности или, напротив, через светлое чувство радости и благодати - подтолкнуть к совершению богоугодных дел.


Молитва задержания

Молитва задержания - это молитвенное правило, которое было составлено старцем Пансофием Афонским в 1848 году, дабы удерживать силой Божией диавола в его действиях. Также эти молитвы читают для избавления от всякой людской злобы, зависти и подлости. Это молитвословие рекомендовано подвижникам благочестия для ежедневного чтения.

В основе молитв задержания лежит Святое Писание. В иных случаях молитвы обращены к опыту святых, о котором повествует Святое Предание Церкви. Чтение этих молитв не только просвещает ум, но и сердце, вселяя в него искреннею веру, что Бог в силах остановить любое зло и защитить уповающего на Него в любой ситуации, какой бы безвыходной она не казалась человеку. Однако, при чтении этих молитв непременно надо иметь сердце смиренным, а ум не лукавым, ибо от лукавого и несмиренного молитвенника Бог отвращается. Нельзя так же читать эти молитвы, полагаясь только на силу их слов, ибо не слова творят чудеса и не слова помогают в нуждах, но только Бог, внимающий нашим молитвенным словам.

Считается что Молитва Задержания останавливает врагов, колдунов, недоброжелателей злых людей.


Святой Александр Медем

Икона Святого Мученика Александра Медема. Этот образ новомученика был создан впервые. Весь жизненный подвиг в 10ти сценах и одном жесте, Господи Благослови.

Трубчевская икона Божией Матери.

Была писана в городе Трубчевске (Брянская область) иеромонахом Чолнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе. Затем икона оказалась в Троице-Скановом монастыре в Наровчате.

В 1930-е годы, после разграбления и закрытия монастыря в Наровчате, икона попала в районный краеведческий музей А. И. Куприна, где пролежала почти 50 лет в пыли и забвении. С иконы были сняты драгоценные камни, серебрянная риза, её использовали как стол для экспонатов. В 1975 году, при очередной описи музейных ценностей против строки "Трубчевская икона Божией Матери" написали: "утеряна". Но в 1993 году икона была обнаружена и возвращена прежнему владельцу. Ныне эта чудотворная икона отреставрирована и вновь пребывает в Троице-Скановом монастыре.

Семь веселий Богоматери

Источник иконографии - книга "Небо Новое" игумена Киевского Братского монастыря Иоанникия Голятовского (Иоанникий Голятовский. Небо Новое. Могилев, 1699.

Первое веселие в небе имею яко девством ангелов и достоинством святых превышшая. Второе в небе веселие имею яко в мире содеваю. Третие в небе веселие имею яко мне вси небесные жители повинуются. Четвертое веселие в небе имею аще хощу, Сына умолю. Пятое веселие в небе имею яко сподобилася еси сести близ Святыя Троицы. Шестое веселие в небе имею яко аз есмь мати людей оскорбленых иже ко мне притекают". (В тексте есть седьмое веселие - "Седьмое веселие в небе имею моя радость в веке не скончится").

Собор 12ти Святых Целителей

В собор двенадцати святых целителей входят святые, которые прославились своим даром чудесных исцелений, которым их наделил Бог. Этот образ был написан русскими иконописцами в 1980 году, на основе греческого образа «Собора 21 святого целителя» и русского образа «Собора 12 святых апостолов». В данный собор вошли:

  • Косма мученик, врач
  • Дамиан мученик, врач
  • Кир преподобный
  • Иоанн преподобный
  • Пантелеймон великомученик
  • Ермолай священномученик
  • Сампсон преподобный
  • Диомид мученик
  • Фотий мученик
  • Аникита мученик
  • Фалалей мученик
  • Трифон мученик

Хотя они не единственные среди христианских святых, обладавших даром исцеления, встречаются они наиболее часто. В данном соборе есть как святые, которые изначально были врачами по профессии (например, Косма и Дамиан, Пантелеймон Целитель), так и те, кто не лечил людей, пока Господь не наделил их этим даром - исцелять не столько благодаря знаниям, сколько благодаря обращению за помощью к Богу.

Все святые, входящие в этот Собор, лечили совершенно безвозмездно, за что их часто называют бессребренниками или безмездниками.

Икона Господь Вседержитель с житейными клеймами

Особенностью образа является то, что кроме центрального образа Христа, на иконе написаны важнейшие события в Православие. Образ Святой Троицы (Гостеприимство Авраама), Рождество Христово, Преображение и Вознесение Господне, и конечно Воскрешение Христово. Слева и Справа центральной фигуры расположены предстоящие, Пресвятая Богородица и Святой Иоанн Предтечи.

По сути, это домашний иконостас в одной иконе.

Собор святых покровителей охотников и рыболовов

Образ, впервые написанный в 2005 году по инициативе Русского охотничьего клуба, и включающий в себя образы 20 святых, каждый из которых так или иначе прославился явленными им чудесами или особым покровительством в делах охоты и рыболовства. По центру иконы размещен образ Иисуса Христа, а над ним пять различных икон с изображением Пресвятой Богородицы - «Знамение», «Озерянская», «Казанская», «Тихвинская» и «Федоровская», которые также связаны с явленной помощью охотникам и рыболовам.

Данный образ представляет собой особую ценность и покровительствует всем, кто занят добычей дичи или рыбы по своему роду деятельности. Написание благословил сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Но надо отметить, что Русская Православная Церковь, не поощряет браконьерство, поэтому не стоит просить помощи у святых и Господа перед этой иконой тем, кто занимается незаконным промыслом.

Иконы Христа — воплотившегося Бога Слова занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующего человека.

Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке: "...Благо-телесный... со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив..."

Ранние христиане изображали Христа а виде агнца, в виде рыбы, в виде доброго пастыря, несущего на плечах овцу. Позднее эти символические изображения были запрещены. В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: 1) в виде Вседержителя и Судии — Царя Царствующих; 2) в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде младенца или отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде ангела.

Но если способы изображения столь различны, легко ли узнать на иконах Спасителя? Да, легко — благодаря одной детали: изображение Христа имеет крестчатый нимб.

Что такое нимб? Слово это переводится с латинского как "облако", "туман", "ореол". Нимб — символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: "И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет".

Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога "Я есмь Сущий", сказанные Моисею.

Через изображение нимба мы исповедуем во Христе два естества — Божественное и человеческое. Иконописец пишет Лик Христа по подобию человеческого лица, и этим исповедуется догмат о том, что Христос — "совершенный человек по человечеству". Нимб передает то, что Христос и "совершенный Бог по Божеству".

На иконах Христос часто изображается с книгой — она может быть как закрытой, так и раскрытой. Раскрытая книга содержит цитату из Евангелия. Также книга может изображаться и в виде свитка, но символическое толкование всегда одно — спасительное учение, с которым Христос пришел в мир.

Посмотрим теперь на одежды Христа. Обычно Богочеловека изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка).

Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий — небесную и Божественную природы Спасителя.

Обычно на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу — это клав, в античном мире — знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком Его особой мессианской роли.

Иконы Спасителя относятся к шести основным иконографическим типам:

1. Спас Нерукотворный

2. Спас Вседержитель (Пантократор)

3. Спас на престоле

4. Спас в силах

5. Спас Эммануил

6. Спас Благое Молчание

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии . На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа — лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.

Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Когда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске (черепице, чрепии), которая закрывала Нерукотворный образ.

На иконах "Спас на чрепии" нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки.

На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Спас Вседержитель (Пантократор) — это еще одна икона, которую можно увидеть в каждом православном храме". (Обычно фреска или мозаика "Пантократор" находится в центральной купольной части церкви). На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.


Спас на престоле

Спас на престоле — эта икона имеет много общих черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол — символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того — знак царственной славы Спасителя.

Спас в силах

Спас в силах — центральное изображение в иконостасе православного храма. Эта икона имеет много общего с "Пантократором" и "Спасом на престоле", но отличается более сложной символикой. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат — это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал — мир духовный. В синем овале изображены ангелы — силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала — красный ромб (символ мира невидимого).

Эта икона Спаса — настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил

Спас Эммануил — образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: "И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник"). Эммануил переводится как "с нами Бог". У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: "Итак, Сам Господь даст вам знамение: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил"(Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.

Спас Благое Молчание

Спас Благое Молчание — еще более редкая икона Христа. Если "Спас Эммануил" и "Спас Нерукотворный" изображают Христа таким, каким он был на земле, а -"Спас в силах" — таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" — это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается. в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной — опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего — Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

Христос Ветхий Деньми

(Ветхий Денми, Ветхий Днями) — изображение Иисуса Христа в облике седовласого старца. Одежды традиционны для икон Христа, нимб обычно кресчатый.

Эпитет «Ветхий Деньми», как и источник иконографии восходят к Ветхому Завету. В видении пророка Даниила (Дан 7: 9, 13) Бог описывается в виде старца. Понимание библейского Ветхого Деньми как Бога-Отца, первого Лица Святой Троицы, приводит к таким формально запрещённым иконографическим схемам изображения Троицы, как Отечество и Сопрестолие. Догмат о неизобразимости Бога-Отца и неоднократно описываемые в Библии антропоморфные облики Божества (Быт 3: 8; 32: 24-28; Исх 6: 1, 33: 23; Дан 7: 9, 13 и др.), приводят к выводу о том, что видимым людям являлось второе Лицо Троицы, Бог-Сын. В иконописи подобная точка зрения выражается в надписывании имени Иисуса Христа над изображением Ветхого Деньми.

Первые изображения Христа Ветхого Деньми известны не позднее VI века (церковь святой Констанции в Риме). В русской иконографии можно отметить фрески церкви Спаса на Нередице (Новгород Великий, XII век).

Добрый Пастырь

— одно из символических именований Христа, заимствованное из Ветхого Завета (Ис LX, 11) и повторенное Христом в Новом Завете:

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

(Ин X)
Данное именование послужило источником для особого типа изображения Христа в виде пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче, — с заблудшей овцой за плечами (Лк XV, 3-7). Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются III веком. В условиях гонения на христианство образ выражал идею особого покровительства избранным и прообразовывал грядущее Царство Божие. Наиболее известно мозаическое изображение Доброго Пастыря в мавзолее Галлы Плацидии (Равенна, Италия), датируемое 440-ми гг. Также часто встречаются скульптурные композиции на тему Доброго Пастыря. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречаются крайне редко.

Спас Иерей (Христос Священник)

— символическое изображение Христа в образе священника. Библейским источником иконографии служит, по всей видимости, 109 псалом: «Ты еси иерей вовек по чину Мелхиседека…» (Пс. 109, 4). В киевском соборе Святой Софии в апсиде над Горнем местом находится мозаическое изображение Христа Священника в круглом медальоне. Христос изображается почти безбородым молодым человеком, на Его голове выстрижено гуменцо. Фреска «Христос Иерей» входила в цикл росписей Церкви Спаса на Нередице (в нише под нижним окном алтарной апсиды). Изображения Христа Священника не прослеживаются позднее XIII в., далее их сменяет иконографический тип Спаса Великого Архиерея. Размещение образов в алтарной апсиде указывает на направленность изображений священнослужителям. Очевидно, одна из функций образа — служить напоминанием того, что священник в ходе литургии символизирует собой (является живой иконой) Христа.

Спас Недреманное Око

— особый иконографический тип, представляющий Христа в виде отрока, возлежащего на ложе с открытыми глазами. Ему предстоят Богородица и Ангел, над ложем — летящий ангел с орудиями страстей. В качестве фона чаще всего используется цветущий сад.

Спас Недреманное Око. Икона. Середина XVI в.Иконография складывается на основе некоторых ветхозаветных пророчеств, сравнивающих Христа со львом (Быт XLIX, 8-9, Откр V, 5 и др.). Льву приписывался ряд фантастических свойств (среди которых сон с открытыми глазами), символически истолковывавшихся, как прообразы спасительной смерти и Воскресения Христа.

В византийском искусстве иконография использовалась преимущественно в стенописи, на Руси с XIV в. одинаково часто и в монументальном искусстве, и в иконописи.

Спас Лоза Истинная

— редкий иконографический тип, изображающий Христа в соответствии с евангельскими словами: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.» (Ин. 15:1), «Аз есмь лоза, вы же гроздие» (Ин. 15, 5). В ранних вариантах (XV в.) Христос окружён лозой, в ветвях которой изображены Богородица, Иоанн Предтеча и апостолы (то есть евангельская фраза передаётся буквально). В более поздних (XVII—XVIII вв.) вариантах усиливается евхаристическое содержание, на лозе, вырастающей в руках или из прободённого ребра Спасителя, виноградная гроздь, которую Христос отжимает в потир. Из символико-аллегорической композиция превращается в дидактически-назидательную. В греческом варианте икона подписывается «Αμπελος», что, собственно и означает «виноградная лоза».

Царь царем (Царь царей)

Эпитет Спасителя, заимствованый из Апокалипсиса:

11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.
12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.
13 [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие".
14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.
15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.
16 На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих".
(Откр.19:11-17)
Икона Царь царем иллюстрирует текст Откровения. Спаситель изображается в красной далматике, корона на голове образована множеством диадем. В руке у Него скипетр - знак царской власти, от левого плеча в сторону ("из уст") направлен меч. "На бедре" (на нижней части одежды) надпись "Царь царей и Господь господствующих".

Архииерей Великий

— одно из символических именований Христа, раскрывающее его в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя. Формулируется на основе ветхозаветного пророчества (Пс CIX, 4), комментарии к которому принадлежат апостолу Павлу (Евр V, 6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в архиерейском одеянии, которое встречается как самостоятельно, так и в сочетании с другим символическим изображением, представляющим Христа как Небесного Царя.

Икона Господа Вседержителя является одним из важнейших символов у православных верующих. Знаменитый образ Иисуса Христа возглавляет иконостас каждого православного храма.

Икона «Господь Вседержитель» — образ Спасителя, символизирующий Царя и Судью . Это один из главнейших образов в православии, помогающий и поддерживающий христиан в жизни. По церковным традициям, для верующих людей первой и самой главной должна стать именно икона Господа Нашего. Она одна может затмить все прочие, поскольку Божественная Сила творит чудеса, именно Господь зародил жизнь.

Значение иконы Иисуса Христа

Молитва Спасителю перед иконой

«О, Спаситель наш, Иисус Христос! Сын Божий! Ты заступник всего человечества! Ты грехи людские взял на себя, отдав за них жизнь свою земную! Молю Тебя, Господь, о спасении души моей, об отпущении грехов моих и о благословении Твоем! Даруй душе
моей любви, тепла и света! Придай мне сил и не позволь утратить веру! Исцели тела и души христиан от болезней и недугов! Отгони врагов от домов наших. Даруй семьям благополучие и счастье! Убереги детей от бед и неудач. Дай нам радости и счастья, ибо сердца наши наполнены любовью к Тебе, Великий Спаситель. Да воздадим Тебе слова благодарности! Да восхвалим и прославим Тебя, Царь Небесный! Лишь ты один Спаситель наш и заступник! Да будет на все воля Твоя! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Обратиться к Спасителю можно с любой просьбой. Во время своей жизни Христос спас множество больных от неминуемой гибели, многих воскресил, а остальным показал, как правильно жить, как начать свой духовный путь и как его закончить. Все это актуально и по сей день, потому что Господь не меняется никогда, как и Его заветы. Мы желаем вам мира в душе, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Похожие публикации