Интересные факты о ярославском симфоническом оркестре. Виды оркестров, исполняющих инструментальную и симфоническую музыку

Слышны отдаленные раскаты грома. Вот он гремит все сильнее и сильнее, сверкают молнии, начинается ливень, шум дождя все усиливается. Но постепенно стихает ураган, выглянуло солнышко, и капли дождя засияли под его лучами.
Звучит Шестая симфония Бетховена.
Прислушайся! Гром изображают литавры. Шум дождя передают контрабасы и виолончели. Скрипки и флейты играют так, что кажется, будто бешено завывает ветер.
Исполняет симфонию оркестр.

Симфонический оркестр. Его называют звуковым чудом: он может передать самые различные оттенки звуков.
В симфоническом оркестре, как правило, больше ста инструментов. Музыканты сидят в строго определенном порядке. Так дирижеру удобнее управлять оркестром.
На переднем плане располагаются струнные инструменты. Они как бы ткут основу музыкальной ткани, на которую наносят краски-оттенки своим звуком другие инструменты: флейты, гобои, кларнеты, фаготы, трубы, валторны, тромбоны, и ударные – барабаны, литавры, тарелки.
Основные инструменты симфонического оркестра ты видишь на рисунках. Иногда композитор вводит инструменты, которые обычно не входят в состав симфонического оркестра. Это может быть орган, рояль, колокола, бубны, кастаньеты.
Ты, наверное, слышал "Танец с саблями" из балета Арама Хачатуряна "Гаянэ". Одну из главных мелодии в этом танце исполняет саксофон. Впервые в симфонический оркестр саксофон вошел только в 19 веке, и с тех пор он часто звучит в симфонических произведениях.

Музыкальные инструменты появились много столетий назад. Самые старые из них ударные – барабаны, тамтамы, литавры – были уже у первобытных людей. Конечно, инструменты с течением времени меняются. Так современные литавры очень отличаются от своих предков. Если раньше это был железный котел, затянутый шкурой животного, то теперь литавры делают из меди, затягивают пластиком, делают винты, позволяющие точно их настраивать.
В симфоническом оркестре ударные – основа музыкального ритма. Их используют также для изображения грома, ливня, орудийных залпов, торжественной поступи войск на параде и т. п. Они придают звучанию оркестра силу и мощь.
Некоторые думают, что играть на ударных инструментах совсем нетрудно. Ударил, скажем, тарелками там, где нужно, – и все. На самом деле игра на таком простом с виду инструменте требует большого мастерства. Тарелки звучат по-разному. Это зависит от того, с какой силой по ним ударять. Звук их может быть и пронзительно громким и подобным шелесту листьев. В некоторых произведениях тарелки исполняют сольные партии. Например, в увертюре-фантазии Чайковского "Ромео и Джульетта" они ведут мелодию, передающую вражду двух семейств – Монтекки и Капулетти.

Часто тарелки путают с литаврами. Но на литаврах играют совсем по-другому, ударяя по ним палочками, обитыми войлоком.
Пожалуй, лучше всего тебе знакомы духовые инструменты. Многие из них ты, наверное, видел и слышал, как они звучат.
Из сказок и легенд мы иногда узнаем историю возникновения инструментов. Так, в одном древнегреческом мифе говорится о том, что бог лесов и полей, покровитель пастухов Пан полюбил нимфу Сиринкс. Пан был очень страшен – с копытами и рогами, покрытый шерстью. Красавица нимфа, спасаясь от него, обратилась за помощью к речному богу. И тот превратил Сиринкс в тростник. Из него Пан сделал сладкозвучную флейту.
Пастушеская тростниковая дудочка – самый первый духовой инструмент. Правнуки этой дудочки – флейты, фаготы, кларнеты и гобои. Эти инструменты отличаются друг от друга по внешнему виду, и звучат они по-разному.
Обычно в оркестре за ними на заднем плане располагаются медные духовые инструменты.
Давным-давно люди заметили, что если подуть в раковины или рога животных, то они могут издавать музыкальные звуки. Потом из металла стали делать инструменты, похожие на рога и раковины. Прошло очень много лет, прежде чем они стали такими, какими ты видишь их на рисунке.
Медных инструментов в оркестре тоже много. Это и тубы, и валторны, и тромбоны. Самый большой из них – туба. Этот инструмент, поющий басом, – настоящий великан.
Посмотри теперь на трубу. Она очень похожа на горн. Когда-то труба звала воинов в бой, открывала праздники. И в оркестре ей сначала поручались несложные сигнальные партии. Но потом усовершенствовались мундштуки, и трубу все чаще и чаще стали использовать как сольный инструмент. В балете П. И. Чайковского "Лебединое озеро" есть "Неаполитанский танец". Обрати внимание, какое блестящее соло исполняет там труба.

А если все медные инструменты звучат вместе, получается мощная и величественная мелодия.
Но больше всего в оркестре струнных инструментов. Только одних скрипок несколько десятков, а еще есть вторые скрипки, виолончели и контрабасы.
Струнные инструменты – самые главные. Они ведут за собой оркестр, исполняя основную мелодию.
Скрипку называют королевой оркестра. Для скрипки написано множество специальных концертов. Ты слышал, конечно, о великом скрипаче Паганини. В руках этого волшебника-музыканта маленькая, изящная скрипка звучала, как целый оркестр.
Родилась скрипка в Италии, в городе Кремоне. Скрипки лучших итальянских мастеров Амати, Гварнели, Страдивари и русских И. Батова, А. Лемана до наших дней считаются непревзойденными.
Теперь ты немного знаешь о музыкальных инструментах симфонического оркестра. Когда будешь слушать музыку, постарайся различить инструменты "по голосу".
Конечно, сразу это, может быть, сделать трудно. Но вспомни, как ты учился читать, как начинал с маленьких, простеньких книжек, а потом взрослел, узнавал все больше и больше и стал читать серьезные, умные книги.
Музыку тоже нужно учиться понимать. Если ты сам не играешь, старайся почаще слушать ее, и музыка откроет тебе свои тайны, свой волшебный и сказочный мир.

Марина Ражева
Конспект НОД «Симфонический оркестр»

Конспект занятия

«Симфонический оркестр »

для детей 5 -6 лет

Подготовила : музыкальный руководитель

Ражева Марина Анатольевна

г. Тейково 2015 год

Цель : приобщение дошкольников к классической музыке

Задачи. Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.

Приобщать к музыкальной культуре.

Формировать потребность в восприятии музыки.

Развивать познавательные и творческие способности.

Обогащать словарь.

Образовательная область - «Художественно-эстетическое воспитание»

Форма организации – совместная деятельность педагога с детьми.

Вид деятельности детей : познавательная, коммуникативная, музыкально-художественная.

Материалы и оборудование : музыкальный центр для слушания музыки, детские музыкальные инструменты,презентация.

Предварительная работа : на музыкальных занятиях дети должны познакомиться с основными инструментами симфонического оркестра , их настоящим звучанием, тембровой окраской.Различать группы инструментов : струнных, духовых, ударных, одиночных.

Программное содержание.

1. Расширять знания детей об особенностях звучания музыкальных инструментов.

2. Воспитывать интерес, желание слушать звучание инструментов.

3. Продолжать развивать навыки игры на ДМИ (детских музыкальных инструментах)

4. Развивать тембровый слух детей.

Планируемый результат.

Формирование представления о симфоническом оркестре .

Усиление способности отличать звучание инструментов симфонического оркестра .

Принимать активное участие в игре на ДМИ.

Испытывать потребность в восприятии музыки в исполнении симфонического оркестра .

Ход занятия.

Дети заходят в зал и выполняют обычный комплекс музыкально-ритмических движений, затем спокойно проходят на стульчики.

М. р. здоровается с детьми с помощью попевки «Здравствуйте!» , автор…

М. р. Обращает внимание детей на экран, где дети видят большую группу музыкантов.

М. р. Ребята, что вы видите на этой фотографии.

Ответы детей.

М. р. Да, это оркестр – группа музыкантов , которые исполняют вместе одно музыкальное произведение. Каждый музыкант играет свою партию по нотам, которая называется партитура. Партитуры стоят на специальных подставках – пультах.

А теперь, я хочу загадать вам загадку. Попробуйте её отгадать.

Он оркестром управляет ,

Радость людям доставляет.

Только палочкой взмахнёт,

Музыка звучать начнёт.

Он не врач и не шофёр.

Кто же это?. (Дирижёр)

Дети. Дирижёр.

М. р. Чтобы оркестр звучал слаженно и гармонично – им управляет дирижёр. Он стоит лицом к музыкантам. Дирижёр может заставить оркестр играть и быстро , и медленно, и тихо, и громко – как угодно! Но при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только своей волшебной дирижёрской палочкой. Перед дирижёром лежат толстые-толстые ноты, в которых расписаны партии всех музыкантов. Называются такие ноты – клавир.

Скрипка – 4-х струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре .

Виолончель – большая скрипка, на которой играют сидя. Виолончель имеет богатый низкий звук.

Контрабас – самый низкий по звучанию и самый большой по размерам (до 2 метров) среди семейства струнных смычковых инструментов. Играют на нём стоя или на специальном стуле. Это басовый фундамент (основа) всего оркестра .

Флейта относится к группе деревянных духовых инструментов. Но современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла, иногда из пластика и стекла. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых. Флейте часто поручается оркестровое соло .

М. р. Ребята, а почему инструменты называются духовыми?

Ответы детей.

М. р. Да, в них действительно дуют. А правильнее сказать, что духовые инструменты звучат, когда в них вдувают воздух.

А теперь вы видите и слышите трубу из группы медных духовых инструментов. У трубы высокий чистый звук, очень подходит для фанфар. Фанфары используется для подачи сигналов – торжественных или воинственных на праздничных торжествах, военных парадах.

Перед вами – тромбон. Тромбон исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других медных инструментов отличается наличием передвижной кулисы, двигая которую вперёд и назад музыкант изменяет звучание инструмента.

Валторна – рожок. Изначально произошла от охотничьего рожка. Валторна может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей.

М. р. Назовите пожалуйста ударные инструменты.

Дети. Барабан, бубен, маракасы, треугольник, металлофон, кастаньеты, колокольчики, трещотки, бубенцы.

М. р. Правильно, ребята. Ударных инструментов очень много, но не все они могут служить в симфоническом оркестре .

Назовите инструменты, которые вы видите на слайде.

Барабаны, тарелки, ксилофон.

Слайд 14,15.

А ещё, ребята, в оркестре используются одиночные инструменты. И вы должны узнать и назвать

их правильно.

Дети. Рояль. Арфа.

М. р. Верно. Это концертный рояль и древнейший инструмент – арфа.

А вы, ребята, хотите почувствовать себя музыкантами большого оркестра ? Тогда я предлагаю вам взять инструменты и сыграть одну очень красивую музыкальную пьесу.

Исполняется «Рондо в турецком стиле» - В. Моцарта или

«Озорная полька» - А. Филиппенко.

М. р. Спасибо, ребята. Мне понравилось.

А как вы думаете, ребята, такие инструменты как балалайка или саксофон, могут играть в оркестре . А в каком? Дело в том, что эти инструменты входят в состав других оркестров .

Посмотрите внимательно на эти иллюстрации. Кроме симфонического оркестра существуют другие виды оркестров : духовой, народный, эстрадный, джазовый. Они различаются по составу инструментов и по количеству музыкантов. В симфоническом оркестре , в среднем, около 60-70 человек, но бывает – 100 и более. Музыканты располагаются в определённом порядке.Они объединяются в группы схожих по тембру инструментов :

струнная, деревянно-духовая, медная -духовая и ударная. Музыканты одной группы сидят рядом, чтобы лучше слышать друг друга. И это создаёт согласованное звучание.

А сейчас, я хочу предложить вам поиграть в игру.

Узнай инструмент.

Слайд 17, 18, 19.

М. р. Мы с вами замечательно провели время. Вам понравилось? Как называется оркестр , с которым мы сегодня с вами познакомились? Какой инструмент вам понравился? (Дети отвечают по одному по желанию) . Я приготовила для вас карточки с загадкой, которую вы попробуете разгадать с мамой или папой и нарисуете отгадку. (на обороте силуэт – точками) .

Подойдите, пожалуйста, ко мне, я хочу поблагодарить и попрощаться (дети закрывают глаза, музыкальный руководитель гладит их по голове)

На протяжении всей своей истории, тысячи и тысячи лет, человечество создавало музыкальные инструменты и объединяло их в различные комбинации. Но только около четырехсот лет назад эти комбинации инструментов сложились в форму уже близкую к форме современного оркестра.

В старину, когда музыканты собирались для игры, они использовали любые инструменты какие были вокруг. Если было три исполнителя на лютне, два на арфе и на флейте, так они и играли. К началу 16-го века, эпоха известная как Возрождение , слово "ансамбль" использовалось для обозначения группы музыкантов, иногда и певцов, которые вместе исполняли музыку или "в ансамбле".

Композиторы раннего Возрождения обычно не уточняли для какого инструмента они писали партию. Это означало, что партии могли исполняться на любом доступном инструменте. Но в начале 17-го века в Италии композитор Клаудио Монтеверди выбрал, какие инструменты должны сопровождать его оперу "Орфей" (1607 г.), и точно указал для каких инструментов написаны партии: пятнадцать виол различных размеров, две скрипки, четыре флейты (две больших и две средних), два гобоя, два корнета (маленькие деревянные трубы), четыре трубы, пять тромбонов, арфа , два клавесина и три маленьких органа.

Как видно, "оркестр эпохи Возрождения " Монтеверди уже был похож на то, каким в нашем представлении должен быть оркестр: инструменты организованы по группам, много смычковых струнных инструментов, большое разнообразие.

В следующем столетии (до 1700, время И.С.Баха) оркестр развивался еще больше. Семейство скрипок (скрипка, альт, виолончель и бас) заменяло виолы, в оркестре эпохи Барокко семейство скрипок было гораздо более представительным, чем виолы в оркестре эпохи Возрождения. Музыкальное лидерство в оркестре Барокко принадлежало клавишным инструментам, музыканты, игравшие на клавесине или иногда на органе, действовали как лидеры. Когда И.С.Бах работал с оркестром, он сидел за органом или клавесином и руководил оркестром со своего места.

В эпоху Барокко музыкальный дирижер иногда стоя руководил оркестром, но это ещё не было тем дирижированием, которое мы знаем сейчас. Жан-Батист Люлли, отвечавший за музыку при дворе французского короля в 1600 гг., привык отбивать длинным шестом об пол ритм для своих музыкантов, но однажды он случайно поранил свою ногу, развилась гангрена, и он умер!

В следующем 19-м столетии, времени Гайдна и Бетховена , произошли еще более глубокие изменения в оркестре. Струнные смычковые инструменты стали более важными, чем когда-либо, а клавишные инструменты наоборот ушли в тень. Композиторы начали писать уже для конкретного музыкального инструмента. Это подразумевало знание голоса каждого инструмента, понимание, какая музыка будет лучше звучать и легче исполняться на выбранном инструменте. Композиторы стали более свободными и даже авантюрными в комбинировании инструментов для получения более богатых и различных звуков и оттенков.

Первый скрипач (или концертмейстер) руководил исполнением оркестра со своего стула, но иногда ему приходилось давать указания жестами и он, для того, чтобы его было лучше видно, вначале использовал обычный лист белой бумаги, скатанный в трубочку. Это привело к появлению современной дирижерской палочки. В начале 1800-ых композиторы-дирижёры, такие как Карл Мария фон Вебер и Феликс Мендельсон, первыми стали руководить музыкантами, стоя на подиуме в центре перед оркестром.

Поскольку оркестры становились все больше и больше, не все музыканты могли видеть и следовать за концертмейстером. К концу 19-го века оркестр достиг размеров и пропорций, которые мы знаем сегодня и даже превышали современные. Некоторые композиторы, например Берлиоз, стали сочинять музыку только для таких огромных оркестров.

Дизайн, конструкция и качество музыкальных инструментов постоянно улучшались, создавались новые музыкальные инструменты , находившие свое место в оркестре, такие как пикколо (малая флейта) и труба. Многие композиторы, в том числе Берлиоз, Верди, Вагнер, Малер и Рихард Штраус, стали дирижерами. Их эксперименты с оркестровкой (искусство распределения музыкального материала между инструментами оркестра с целью наиболее выигрышного использования каждого инструмента) показали путь к 20-ому столетию.

Вагнер пошел ещё дальше, он разработал и изготовил басовую трубу (труба Вагнера ), совмещающую элементы горна и трубы, чтобы ввести новый, особый звук в свою бессмертную оперу "Кольцо Нибелунга". Он же первым из дирижеров повернулся спиной к зрителям, чтобы полнее контролировать оркестр. В одной из своих симфоний Штраус написал партию для альпийского рожка , деревянного народного инструмента 12 футов длиной. Сейчас альпийский рожок заменяют трубой. Арнольд Шёнберг создал своё произведение "Песни Гурре" (Gurrelieder) для оркестра со 150 инструментами.

20 век был столетием свободы и новых экспериментов с оркестром. Дирижеры стали полностью индивидуальными персонами и среди них восходили свои суперзвезды. Ответственность возросла многократно, но и признание зрителей тоже.

Основа оркестра была такой, как она сформировалась в конце 19-го столетия, и композиторы иногда добавляли или удаляли инструменты, в зависимости от эффекта, который они желали получить. Иногда это была чрезвычайно расширенная группа ударных инструментов или деревянных и медных духовых инструментов. Но состав оркестра закрепился и в основном остаётся постоянным: большая группа смычковых инструментов и небольшие группы духовых, ударных, арф и клавишных инструментов.

После стольких лет это все еще работает!

Музыка - это, прежде всего, звуки. Они могут быть громкими и тихими, быстрыми и медленными, ритмичными и не очень…

Но каждый из них, каждая звучащая нота каким-то определенным образом влияет на сознание человека, слушающего музыку, на его душевное состояние. А если это оркестровая музыка, то оставить равнодушными кого-либо она уж точно не сможет!

Оркестр. Виды оркестров

Оркестром называют объединенных в коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах произведения, которые предназначены специально для этих инструментов.

И от того, каков этот состав, оркестр имеет различные музыкальные возможности: по тембру, динамике, выразительности.

Какие виды оркестров существуют? Главные из них - это:

  • симфонический;
  • инструментальный;
  • оркестр народных инструментов;
  • духовой;
  • джазовый;
  • эстрадный.

Еще бывает военный оркестр (исполняющий военные песни), школьный (в составе которого школьники) и так далее.

Симфонический оркестр

Эта разновидность оркестра в своем составе содержит струнные, духовые и ударные инструменты.

Есть малый симфонический оркестр и большой.

Малый - это тот, который играет музыку композиторов конца XVIII - начала XIX столетий. В его репертуаре могут быть и современные вариации. Большой симфонический оркестр отличается от малого добавлением в его состав большего количества инструментов.

В составе малого обязательно присутствуют:

  • скрипки;
  • альт;
  • виолончели;
  • контрабасы;
  • фаготы;
  • валторны;
  • трубы;
  • литавры;
  • флейты;
  • кларнета;
  • гобой.

В большой включены следующие инструменты:

  • флейты;
  • гобои;
  • кларнеты;
  • контрафаготы.

Кстати, в его составе может быть аж до 5 инструментов каждого семейства. А также в большом оркестре присутствуют:

  • валторны;
  • трубы (басовая, малая, альтовая);
  • тромбоны (теноровые, тенорбасовые);
  • туба.

И, конечно же, ударные инструменты:

  • литавры;
  • колокольчики;
  • малый и большой барабан;
  • треугольник;
  • тарелка;
  • индийский тамтам;
  • арфа;
  • рояль;
  • клавесин.

Особенностью малого оркестра есть то, что струнных инструментов в нем около 20, в то время как в большом - около 60.

Руководит симфоническим оркестром дирижер. Он художественно трактует произведение, исполняющееся оркестром при помощи партитуры - полной нотной записи всех партий каждого инструмента оркестра.

Инструментальный оркестр

Этот вид оркестра отличается по своей форме тем, что в нем нет четкого количества музыкальных инструментов определенных групп. А также он может исполнять любую музыку (в отличие от симфонического оркестра, который исполняет исключительно классическую).

Конкретных видов инструментальных оркестров нет, но условно к ним можно отнести эстрадный оркестр, а также оркестр, исполняющий классику в современной обработке.

Согласно исторической справке, инструментальная музыка начала активно развиваться в России только при Петре Первом. Она, конечно, имела на себе западное влияние, но зато она уже не была под таким запретом, как в более ранние времена. А раньше доходило до такого, что запрещали не то что играть, а сжигали музыкальные инструменты. Церковь считала, что в них нет ни души, ни сердца, а потому они не могут прославлять Бога. И потому инструментальная музыка развивалась преимущественно среди простого народа.

Играют в инструментальном оркестре на флейте, лире, кифаре, свирели, трубе, гобое, бубне, тромбоне, дудке, сопелке и других музыкальных инструментах.

Наиболее популярный инструментальный оркестр XX века - это оркестр Поля Мориа.

Он был его дирижером, руководителем, аранжировщиком. Его оркестр сыграл очень много популярных музыкальных произведений XX века, а также собственного сочинения.

Народный оркестр

В таком оркестре основными инструментами являются народные.

Например, для русского народного оркестра наиболее типичными являются: домры, балалайки, гусли, баяны, гармоники, жалейки, свирели, рожки владимирские, бубны. Также дополнительными музыкальными инструментами для такого оркестра есть флейта и гобой.

Впервые появился народный оркестр в конце XIX века, организатором которого стал В.В. Андреев. Этот оркестр очень много гастролировал и получил широкую популярность в России и за ее пределами. А вначале XX века народные оркестры начали появляться повсеместно: в клубах, при дворцах культуры и так далее.

Духовой оркестр

Данный вид оркестра предполагает, что в его состав входят различные духовые и ударные инструменты. Он бывает: малый, средний и большой.

Джазовый оркестр

Еще оркестр такого вида назывался джаз-бэнд.

В его состав входят такие музыкальные инструменты: саксофон, фортепиано, банджо, гитара, ударные, трубы, тромбоны, контрабас, кларнеты.

Вообще, джаз - это направление в музыке, которое сложилось под влиянием африканских ритмов и фольклора, а также европейской гармонии.

Впервые джаз появился на юге США в начале XX столетия. И вскоре распространился во всех странах мира. На родине это музыкальное направление развивалось и дополнялось новыми характерными особенностями, которые появлялись в том или другом регионе.

Одно время в Америке термины «джаз» и «популярная музыка» имели одинаковое смысловое значение.

Джазовые оркестры стали активно формироваться уже в 1920-х годах. И таковыми они оставались аж до 40-х.

В эти музыкальные группы участники поступали, как правило, еще в подростковом возрасте, исполняя свою конкретную партию - заученную или по нотам.

Вершиной славы джазовых оркестров считаются 1930-е годы. Руководителями известнейших на то время джазовых оркестров были: Арти Шоу, Гленн Миллер, и другие. Их музыкальные произведения звучали на то время повсюду: на радио, в танцевальных клубах и так далее.

В настоящее время также очень популярны джазовые оркестры и мелодии, написанные в стиле «джаз».

И хотя видов музыкальных оркестров существует большее количество, в статье рассмотрены основные из них.

Похожие публикации