Искусство шумеро аккадской цивилизации. Шумерская культура

Шумеры и аккадцы - два древних народа , которые создали неповтори­мый исторический и культурный облик Междуречья IV-III тысячеле­тий до н. э. О происхождении шуме­ров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тысяче­летия до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бес­плодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый шумерский город был от­дельным государством со своим пра­вителем и армией.

Шумеры создали и уникальную форму письменности - клинопись.

Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых гли­няных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне, Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные пред­ставления и мифы.

Архитектурных памятников Шу­мерской эпохи сохранилось очень мало , так как в Междуречье не бы­ло ни дерева, ни камня, пригодных для строительства; большинство зданий возводили из менее долго­вечного материала - необожжён­ного кирпича. Самыми значитель­ными из дошедших до наших дней построек (в небольших фраг­ментах) считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200- 3000 гг. до н. э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, которая за­щищала здание от наводнений. К ней вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные пло­щадки). Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделы­вали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами - лопатками. Припод­нятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерастор­жимой связи Неба и Земли. Храм -низкое толстостенное прямоуголь­ное здание с внутренним двором -не имел окон. На одной стороне двора помещалась статуя божества, на другой - стол для жертвоприно­шений. Свет проникал в помещения через проёмы под плоскими кры­шами и высокие входы в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также сво­ды и купола. По такому же принци­пу строились дворцы и обычные жилые дома.

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Наиболее рас­пространённым типом скульптуры был адора"нт (от лат. «adore» - «по­клоняться»), который представлял собой статую молящегося - фигурку сидящего или стоящего со сло­женными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкру­стировали. Шумерской скульптуре в отличие, например, от древне­египетской никогда не придавали портретного сходства; главная её особенность - это условность изо­бражения.

Стены шумерских храмов укра­шались рельефами, повествовав­шими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о по­вседневных делах (доении коров, сбивании масла из молока и т. д.). Рельеф состоял из нескольких яру­сов. События разворачивались пе­ред зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста - только царя всегда изображали крупнее других . Примером шумерского рельефа мо­жет служить стела (вертикальная плита) правителя города Лагаша Эаннатума (около 2470 г. до н. э.), которая посвящена его победе над городом Уммой.

Особое место в шумерском изо­бразительном наследии принадле­жит глиптике - резьбе по драго­ценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохра­нилось множество шумерских рез­ных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск - миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тща­тельно выстроенной композицией. Большинство изображённых на пе­чатях сюжетов посвящено противо­борству различных животных или фантастических существ. Для жите­лей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисма­ны, дарили храмам, помещали в за­хоронения.

В конце XXIV в. до н э. террито­рию Южной Месопотамии завоева­ли аккадцы . Их предками считают­ся семитские племена, поселившиеся в Центральной и Северной Месопо­тамии в глубокой древности. Царь аккадцев Саргон Древний, которо­го позднее назвали Великим, легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские го­рода и создал первое в этом регио­не единое государство - царство Шумера и Аккада, которое сущест­вовало до конца III тысячелетия до н. э. Саргон и его соплеменники бережно отнеслись к шумерской культуре. Они освоили и приспосо­били для своего языка шумерскую клинопись, сохранили древние тек­сты и произведения искусства. Даже религия шумеров была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

Наиболее характерным скульптурным изображением раннего шумерского периода является глубокий рельеф. Это особый вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым по отношению к плоской поверхности фона. У шумеров - это почти горельеф, в котором изображение высоко выдается над поверхностью фона.

Рельеф, изображающий голову богини Инанны Урукский, одно из наиболее ранних произведений подобного рода. Детали рельефа четко прорисованы – крупноватый нос, тонкие губы, огромные глазницы Особый акцент сделан на носогубных линиях, что придает богине выражение высокомерное и довольно мрачное. Инкрустированные глаза, которые раньше находились в глазницах, к сожалению, не сохранились. Размеры скульптурного изображения почти совпадают с реальными, задняя поверхность плоская. Высказывается предположение, что фигура богини была изображена на поверхности стены храма, а над ней, в направлении молящегося, крепилось выпуклое изображение головы богини. Это создавало эффект выхода богини в мир людей и служило для устрашения простых смертных.

Более поздние рельефы, относящиеся к середине III тысячелетия до н.э., сооружались в честь какого-либо важного события – строительства храма, победы на поле брани. Это были доски небольшого размера с рельефным изображением – палетки или плакетки. Их вытачивали из мягкого камня, хорошо поддающегося обработке. Вся плоскость палетки горизонтально делилась на регистры, последовательно повествующие о каком-либо важном событии. В центре этого своеобразного рассказа находился правитель или его приближенные. Причем размер изображения каждого конкретного персонажа определялся степенью значимости его общественного положения.


Еще один типичный пример шумерского рельефа – это стела царя Эанатума, воздвигнутая в Лагаше в честь победы над главным врагом городом Уммой. На одной стороне рассказ о походе царя Эанатума, состоящий из четырех частей – регистров. Первая часть печальная – скорбь о погибших, затем два регистра изображают Эанатума во главе войска, сначала легко- затем тяжеловооруженного. Окончание рассказа – пустое поле битвы, трупы врагов и коршуны, над ними - традиционные символы полного разгрома врага. К этому времени шумеры достигли значительного мастерства в искусстве рельефа – все фигуры занимают определенные место и подчинены плоскости, хорошо выдержана композиция скульптурного изображения. Возможно, шумеры для вытачивания изображения стали применять трафареты, об этом говорят практически одинаковые треугольники, изображающие лица воинов, горизонтальные ряды копий. Изображение бога Нингирсу, главного божества Лагаша, занимает всю вторую сторону стелы. В его руках сеть с плененными врагами.

Месопотамия (Двуречье) – область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной или Передней Азии). Один из древнейших очагов цивилизации.

Междуречье – область только между реками Тигр и Евфрат, а Месопотамия включает в себя прилегающие к рекам территории.

Обе реки для Месопотамии - то же самое, что плодородный Нил для Египта. С марта по сентябрь разливаются они, неся мощные потоки воды с гор, и увлажняют землю, испещренную каналами искусственного орошения. Сказочно плодородные земли Двуречья уже в 4 тыс. до н.э. были заселены различными племенами.
Большинство жителей юга составляли шумеры, а севера – аккадцы. Племена шумеров пришли из южной части Центральной Европы. Они не были аборигенами. Южная часть Двуречья была очень заболочена.
Месопотамия была населена различными народами и не была защищена от вторжений непроходимыми песками, как Египет. Здесь – города-государства. Народы, враждовавшие между собой создали несколько культур, но все же есть общие черты.

Бронзовый век на Ближнем Востоке

Зиккурат в Уре - памятник шумерской архитектуры бронзового века.
На Ближнем востоке 3 периодам соответствуют следующие датировки (даты очень приблизительные):
1. Ранний бронзовый век (3500-2000 д.н.э)
2. Средний бронзовый век (2000-1600 д.н.э)
3. Поздний бронзовый век (1600-1200 д.н.э)
Каждый главный период может быть разделен на более короткие подкатегории: как пример РБВ I, РБВ II, СБВ IIa и т.д.
Бронзовый век на Ближнем востоке начался с Анатолии (современная Турция), горы Анатолийского нагорья обладали богатыми залежами меди и олова. Также медь добывалась на Кипре, в Древнем Египте, Израиле, Иране и вокруг Персидского залива. Медь обычно смешивалась с мышьяком, и всё же растущие потребности в регионе в олове привели к созданию торговых маршрутов, ведущих из Анатолии. Также морскими маршрутами медь импортировалась в Древний Египет и Месопотамию.
Ранний бронзовый век характеризирован урбанизацией и появлением городов-государств, а также появлением письменности (Урук, четвёртое тысячелетие до н. э.). В Среднем бронзовом веке произошла существенная расстановка сил в регионе, (амориты, хетты, хурриты, гиксосы и возможно израильтяне).
Поздний бронзовый век характеризирован конкуренцией мощных государств региона и их вассалов, (Древний Египет, Ассирия, Вавилония, хетты, митаннийцы). Обширные контакты были установлены с эгейской цивилизацией, (ахейцы), в которой медь играла немаловажную роль. Бронзовый век на Ближнем востоке завершился историческим явлением, которое в среде профессионалов принято называть бронзовый коллапс. Это явление отразилось на всём Восточном Средиземноморье и Ближнем востоке.
Железо появилось на Ближнем востоке, и тоже в Анатолии уже в Позднем бронзовом веке. Вступление в силу железного века ознаменовалось скорее политическими мотивами, чем прорывом в области металлургии.

Периодизация

1. Искусство Шумера. 5 тыс. – 2400 г. до н.э.
2. Шумеро-Аккадское искусство. 2400 – 1997 гг. до н.э.
3. Искусство Древнего Вавилона (Старовавилонский период). Начало 2 тыс. – до нач. 1 тыс. до н.э.
4. Искусство Ассирии. нач. 1 тыс. – кон. 7 в. до н.э. (605 г. до н.э. - уничтожена Мидией и Вавилонией). Период наивысшего могущества: 2-я пол. 8 – 1 пол. 7 в. до н.э.
5. Искусство Нового Вавилона. Кон. 7 в. - 6 в. до н.э. В 539 г. до н.э. завоевана персами.

Религия
Из-за постоянного перехода власти от города к городу не было мечты продлить в заупокойном мире блага жизни. Жестокая борьба без пощады для побежденных породила мировоззрение, что смерть неизбежна и ужасна. Искусство отражает помыслы не о загробном, а о настоящем – борьба за власть, жизнь, зависящая от воли высших сил.
Письменность – клинопись. Древнейший шумерский эпос – об отважном Гильгамеше.

Искусство Шумера

5 тыс. – 2400 г. до н.э.

Шумерские города: Ур, Урук, Лагаш, Киш и др.
Все древние цивилизации начинались с керамических культур. Почему керамическая? Необходима была посуда.
В 5 тыс. до н.э. уже были домашние животные.

Керамика. Крестообразную форму образуют 4 обнаженные женские фигуры с развевающимися волосами – свастика (существует с 6 тыс. до н.э.). Символизирует: солнце, звезды, бесконечность, образуя мальтийский крест.
Шахматные поля – горы.

В середине 4 тыс. до н.э., в период возвышения города Урук была изобретена рамка для кирпича-сырца, который не обжигали, а сушили на солнце. Началось возведение храмов прямоугольной конфигурации. Главные помещения были окружены подсобными помещениями.
Особенности архитектуры Двуречья во многом объясняются природными условиями. На данной территории не было леса и камня, поэтому основным строительным материалом стал кирпич-сырец. Даже храмы и дворцы строили из сырца. Иногда здания облицовывались обожженным кирпичом, отделывались привозным камнем и деревом. На хижины и хозяйственные постройки обычно использовался тростник.


Сер. 4 тыс. до н.э. (время Гильгамеша)
Был побелен известью – отсюда название.



Храм был главным городским зданием. Его возводили в центре города на платформе, утрамбованной из глины, к которой с двух сторон вели лестницы-пандусы.
Плоские выступы-лопатки сохраняли от осыпания и декорировали поверхность стен.
Святилище – дом бога – было сдвинуто к краю платформы и имело внутренний открытый дворик.

Внутри храм богато украшался перламутром, мозаикой из разноцветных (красный, черный, белый) гвоздей, вбитых в сырец.


На рубеже 4 – 3 тыс. до н.э. жречество выделяется в отдельную касту, право быть жрецом передается по наследству. В 3 тыс. до н.э. усиливается расслоение классов.


Алебастр. Н – 19 см. начальник житниц г.Мари. Вечно молится о благодати.
Вроде детство и примитивизм, но выполняет все социальные и культовые задачи. Система передачи этнических черт: большой лоб, узкие губы. Сомкнутые руки – просьба об умилостивлении.
Инкрустация глаз. Плечи, борода, юбка – разные текстуры материалов.




Известняк, глаза из апсидиана. Бог-отец, всевидящий глаз.
Роскошная растительность – признак плодородия (способность производить все живое).


, его жена. Статуи ставили в храмах на приступок вдоль стен.

Мастерство исполнения декоративно-прикладных вещей


Арфа из царской гробницы в Уре. Ок.2600 г.до н.э.


Резонатор арфы из царской гробницы в Уре. Золото и лазурит. Могучая голова быка великолепна.



Человеческими чертами наделены животные. Осел играет на арфе, танцующий медведь… монументальность + ювелирная тонкость.

Шумеро-Аккадское искусство

2400 – 1997 гг. до н.э.

Ок. 2400 г. до н.э. аккадский царь Саргон Древний объединил Шумер, всю Месопотамию и Элам. Центром первого крупного государства Двуречья (Передней Азии) стал город Аккад, расположенный в северной части Южного Двуречья.

Правление становится самодержавным, храмовые земли превращаются в царские.


Голова Саргона Древнего (Аккадского). 23 в. до н.э.
Суровая властная личность.



Эпос в камне. Ритмичное восхождение на гору царских воинов.
Построчное повествование.
Ясность композиции.
Гордость торжества над врагом.
Над гигантской фигурой царя только звезды.

Город Лагаш (шумерские земли)

В 22 в. до н.э. правитель города и жрец Гудеа развивает бурное строительство.
Из-за недолговечности кирпича-сырца постройки не сохранились.
В городском храме были найдены более полутора десятка каменных скульптур. Они высечены из диорита почти в натуральную величину.
Впервые в истории Двуречья они созданы монументальными, до двух метров, тщательно отполированы.
Статика и фронтальность постановки фигур, их общая массивность. Шумерцы умели скупыми, но выразительными средствами передавать величие и достоинство человека.




Город Ур

Как и в других городах центром Ура являлся храм - зиккурат.
Зиккурат- это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме.
Чередование подчеркивалось раскраской:
- Нижняя терраса была окрашена черным битумом,
- вторая – облицована обожженным красным кирпичом,
- третья была побелена.
Уступов зиккурата в последствии делали. Озеленение террас придавало яркость и живописность. Верхняя башня, к которой вела высокая лестница иногда увенчивалась золоченым куполом.

Храм – дом божества, которому принадлежал город. Ему полагалось жить на высоте. Поэтому в зиккуратах делали от 3 до 7 трасс.
Кроме обрядов жрецы делали астрономические наблюдения с зиккурата.



Величавый зиккурат в Уре, возвышаясь над постройками, выражал идею могущества богов и обожествленного царя.


Искусство Древнего Вавилона

(Старовавилонский период)
Нач. 2 тыс. – до нач. 1 тыс. до н.э.

Период наивысшего расцвета Старовавилонской цивилизации - при царе Хамураппи (18 в. до н.э.).
И в том месте, где реки сближались больше всего, на левом берегу Евфрата стоял город Вавилон.
При царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) город объединял под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремела во всем окружающем мире.
Величайшей заслугой Хаммурапи стало создание свода законов – конституции.


. Высокий рельеф украшал столб, на котором записаны законы.
Монументальность и живописность. Бог солнца Шамаш вручает царю символы власти (жезл и магическое кольцо).

Искусство Ассирии

нач. 1 тыс. – кон. 7 в. до н.э.

Ассирийцы трансформировали религию, культуру и искусство Вавилоннии, значительно огрубив их, но и наделив новым пафосом могущества, как сделали римляне с греками. Они распространили свое могущество от Синайского полуострова до Армении. Даже сам Египет был завоеван на короткое время ими.
В искусстве – пафос силы, прославление мощи, победы и завоеваний ассирийских властителей.
Период наивысшего могущества: 2-я пол. 8 – 1 пол. 7 в. до н.э.


. 2 пол. 8 в. до н.э. Алебастр.
Величественны и фантастичны. Возвышались у входа во дворец. Быки в тиарах с высокомерными человеческими лицами, сплошь закручены завитки бороды, 5 тяжелых, все под собой попирающих копыт. Охранял царские чертоги. Сбоку – устрашающее тяжестью движение, спереди – грозный покой.


Для ассирийской державы характерна не культовая, а светская грандиозная дворцовая архитектура и светские сюжеты в интерьерных росписях и рельефах.


Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Сер. 7 в. до н.э.





Искусство Нового Вавилона

Кон. 7 в. - 6 в. до н.э. В 539 г. до н.э.

В 605 г. до н.э. Ассирия была завоевана и уничтожена Мидией и Вавилонией. Вавилонская башня. Реконструкция. Знаменитая по Библии Вавилонская башня была семиярусным зиккуратом высотой в 90 м. Построена при царе Нимроде. Ассирийский зодчий Арадахдешу.
Святилище посвящалось главному богу Мардуку. Было скорее всего увенчано золочеными рогами. Святилище сверкало голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами.
По описаниям Геродота внутри была установлена статуя божества из золота весом ок. 2,5 т.




Нидерландский художник эпохи Возрождения 16 в. Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня . 1563

Ко времени правления царя Навуходоносора относятся знаменитые Сады царицы Семирамиды. Археологами найдена система колодцев. Воду на террасы подавали рабы, крутя огромное колесо. Во времена царя Навуходоносора Вавилон - непреступная твердыня. Стены города с бесчисленными башнями так велики, что по ним могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей.


Стены дороги перед воротами Иштар были облицованы голубым глазурованным кирпичом и украшены рельефным фризом.


Украшены символическими изображениями бога Мардука – драконами.


Изображено было шествие львов, быков и драконов.



Вцелом искусство Нового Вавилона не создало нового и оригинального, но повторяло с большей пышностью, порой даже чрезмерной, образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией.

Династия Ахименидов
Персидская или Иранская империя

539 - 330 гг. до н.э.



Прежде всего это дворцовое и придворное искусство.
Дворцовые ансамбли в Пасаргадах, Персеполе, Сузах.




Шумерская цивилизация, существовавшая несколько тысяч лет назад в довольно специфических климатических условиях, имела не слишком много шансов на сохранность своего культурного достояния. Например, Древний Египет был в более выгодном положении: сухой пустынный климат и песок в качестве хорошего «консервирующего» материала способствовали тому, что многие произведения египетского искусства сохранились до наших дней. Многое же из шумерского искусства (например, настенная живопись) не были столь долговечны. Однако всё же мы немало знаем об искусстве шумеров благодаря и дошедшим образцам.

Искусство как отражение религии и практики

Исследователи отмечают черты шумерского искусства, которые в значительной мере повлияли на искусство последующих цивилизаций Междуречья, на Древний Египет и даже в определённой степени на искусство античного мира (а через него, следовательно, в определённой мере и на современную западную цивилизацию). Прежде всего это, конечно, существенный религиозный характер шумерского искусства – так как наиболее выдающиеся произведения различных видов искусства были предназначены для прославления божеств, для совершения религиозных ритуалов, жертвоприношений и тому подобного. Так что шумеры не знали искусства как такового, как отдельной части своей жизни, как сферы для творческого самовыражения. Искусство должно было обслуживать вполне конкретные практические цели.

В этом состоит причина того, что категория «прекрасного» для шумеров была не эстетической, а рациональной - так они называли не какие-либо особенно красивые, утончённые или талантливые произведения, а те, которые наилучшим образом выполняли свои функции. Но при этом функции искусства не ограничивались религиозной сферой: произведения имели также прагматический и мемориальный характер. С точки зрения рациональной пользы искусство присутствовало, например, в изготовлении цилиндрических печатей или предметов обихода для царской семьи. Что касается мемориальной направленности искусства, то именно стремление царей или жрецов увековечить некие события или решения приводили к появлению скульптурных композиций, наглядно изображавших смысл передаваемого следующим поколениям сообщения.

От горшков до украшений

Скульптура Шумера, как и другие виды искусства, развивалась, менялась и совершенствовалась постепенно. На что вполне закономерно влияли политические, экономические, природные изменения; войны, меняющаяся власть, характер правления, религиозные устремления (предпочтения), имущественное расслоение общества и другие социальные проблемы. шумерийцы культура скульптура статуэтка

Не вызывает сомнений то, что впервые в обиходе древних шумерийцев скульптура появилась в виде форм малой пластики - статуэток культового значения. Древнейшие из найденных, датируются периодом Убайд - 4000-3500 гг. до н.э. Это глиняные статуэтки женских и мужских божеств плодородия. Характерными чертами этих статуэток является нерасчлененная, обобщенная лепка нижней части - ног. При этом - ясное выделение объемов и расчлененность верхней части статуэток - их голов, плеч, рук. Все они отличаются стройными пропорциями, четко воспроизведенными основными формами тел, а также признаками пола; фантастическими, похожими на лягушачьи или змеиные, головами.

В наступившие затем периоды Урук (3500-3000 гг. до н.э.) и Джемдет-Наср (3000-2850 гг. до н.э.), создаются первые монументальные культовые и общественные здания. Но скульптура практически полностью отсутствует в их оформлении. К началу 3 тысячелетия до н.э. относится единственный и уникальный в художественном плане образец настенной храмовой скульптуры - мраморная женская головка из Урука. Стесанная сзади, она крепилась к стене и, предположительно, представляла собой богиню плодородия, любви и разврата Инанну. Глаза богини, выразительные и широко раскрытые, были инкрустированны, что в последствии будет часто использоваться шумерийцами, как символ всевидения, доступного божествам.

Изобретение сверла дало возможность быстрее и проще обрабатывать камень. В связи с этим создавалось большое количество мелких скульптурных изображений животных, таких как овцы, бараны, телята. Их назначение - магическое воздействие на производительные силы природы.

После объединения стран Северного и Южного Двуречья (Шумер и Аккад), в искусстве обнаруживаются новые тенденции.

Ведущую роль занимает архитектура дворцовых построек. И вот теперь, впервые, в украшении зданий стали применять круглую скульптуру и рельеф.

Типичным и ярким примером храмовой постройки середины 3 тысячелетия до н.э. является храм в Эль-Обейде, предместье Ура, посвященный богине плодородия Нин-Хурсаг.

В оформление входа в храм были включены две привратные скульптуры львов-охранителей. Скульптуры выполнены из дерева, и покрыты медными прочеканенными листами. Их глаза и высунутые языки инкрустированы яркими цветными камнями. Вдоль стены располагались выразительные фигуры идущих быков, размером меньше двух центральных. Над дверным проемом располагался мастерски исполненный горельеф, фрагментарно переходящий практически в круглую скульптуру. На нем изображен фантастический львиноголовый орел и два оленя. Эта композиция, повторяющаяся с небольшими вариантами на целом ряде памятников середины 3 тысячелетия до н.э., (на серебряной вазе правителя Энтемены, вотивных пластинках из камня и битума и др.), была, видимо, эмблемой бога Нин-Гирсу. Особенностью рельефа является вполне четкая, симметрическая геральдическая композиция, которая в дальнейшем стала одним из характерных признаков переднеазиатского рельефа.

Кроме геральдической композиции, основанной на принципе ритмической идентичности правой и левой половин, также закрепилась композиция построчная, основанная на постепенном развертывании повествования, с распределением изображений поясами.

Рельефные изображения середины 3 тысячелетия до н.э. отмечены значительной декоративностью. В связи с отсутствием еще единых канонизированных норм изображения, лица и фигуры людей в целом типизированы. Автор придает им общие для шумерийцев этнические признаки, очень декоративно прорабатывает волосы и бороды и, таким образом, человеческие фигуры, не будучи портретно правдивыми, являются только символами. Фигуры людей статичны, плоскостны. Голова и ноги повернуты в профиль, а глаза и плечи даны в фас.

В сюжетном содержании можно выделить несколько излюбленных: закладка храмов, победа над врагами, пир после победы или закладки.

Лучшим образцом скульптурного рельефа Шумера является известняковая стела Эаннатума, так называемая «Стела Коршунов». Стела знаменует победу Эаннатума, правителя города Лагаша, над соседним городом Уммой.

Изображение нанесено построчно. Фигуры воинов идентичны, они статичны и все одного размера. Фигура царя и бога, олицетворяющего победу, значительно больше фигур воинов, что подчеркивает социальную разницу между изображенными, и выводит на передний план ведущие фигуры композиции. На лицевой стороне стелы изображена крупная фигура бога Нингирсу, который держит сеть с пойманными в нее врагами. На обороте изображен Эаннатум на колеснице, вступающий в бой. Всего девять голов воинов возвышаются над щитами. Но гораздо большее количество рук, которые видны из-за щитов, создают впечатление большой армии. В другой из полос Эаннатум, возглавляющий войско, шагает по трупам поверженных врагов и коршуны уносят их отрубленные головы. Изображения сопровождаются повествовательными надписями, описывая победу лагашского войска и сообщая, что поверженные жители Уммы обязались платить дань богам Лагаша.

Пластика середины 3 тысячелетия до н.э. характеризуется преобладанием мелкой скульптуры. Размер их - 35-40 см. Выполнялась из разных пород камня, бронзы, дерева и назначение имела, в большинстве случаев культовое. Выработались определенные нормы изображения фигур молящихся: позы, жесты, которые применялись и в рельефах, и в круглой скульптуре. Особенно убедительно шумерийцы умели передавать униженное раболепие или умиленное благочестие. Фронтально расположенные фигуры статичны. Они переданы стоящими, очень редко с выдвинутой вперед одной ногой или сидящими. Согнутые в локтях руки, сомкнуты ладонь в ладонь у груди просительным жестом. В широко открытых, прямо глядящих глазах и в тронутых улыбкой губах - мольба. Молитвенная поза и мимика просителя - вот то главное, что требовалось выразить при исполнении этой скульптуры.

Требование воплощать индивидуальные особенности оригинала, отсутствовало, поэтому, не редко, на фигурке вырезали имя просящего, а так же имя божества, которому она была посвящена.

Как и в рельефах, в круглой скульптуре облику человека придавали характерные этнические признаки шумерийца: крупный нос, тонкие губы, маленький подбородок, большой покатый лоб. При таком единстве в манере изображения, существовали и различия. Четко прослеживаются две основные группы - первая связанна с севером страны, вторая - с югом.

Скульптурным памятникам северной части свойственна подробная проработка деталей, стремлением к натуралистически более точной передаче форм, удлиненные, стройные пропорции тела, преувеличенно большие глаза и непомерно большие носы. На юге преобладают приземистые фигуры с почти отсутствующей шеей, с клювообразным носом и большими глазами. Практически нерасчлененный каменный блок и очень суммарная трактовка деталей. Скульптуры имеют укороченные пропорции фигур, круглые, шарообразные формы голов.

В группе скульптур из Северного Двуречья наиболее типичны каменные статуи бога Аб-У и богини из города Ашнуннака. Они построены фронтально и рассчитаны только на восприятие их в храме с передней стороны и в три четверти. В руках, соединенных в просительном жесте у груди, они держат сосуды. Особенно огромны их инкрустированные черные глаза и чрезвычайно большие темные круги зрачков, которые выразительнейшим образом говорят о магическом представлении шумерийцев о сверхъестественной сущности богов - всеобъемлющем видении ими мира.

Среди фигур из Южного Двуречья характерны статуя из базальта начальника житниц города Урука по имени Курлиль (найдена в Убайде) и, открытая в Лагаше, известковая статуя молящейся женщины. Обе скульптуры фронтальны. Их объемы мало расчленены. Но в стилистическом отношении, подчеркивание только самого основного в силуэте, придает им монументальность, торжественность, не смотря на их малый размер.

В период 24 - 22 вв. до н.э. главенствующую роль занимает Аккад. Это было время больших завоеваний и общего экономического и общественно-политического подъема всей страны. Время мудрых, сильных, волевых вождей. Время их возвеличивания и отождествления с богами. Не случайно именно в аккадский период оформился народный шумерский эпос о герое Гильгамеше - человеко-боге, который благодаря своим личным качествам и энергии совершил небывалые подвиги.

В искусстве этого периода преобладала основная стилистическая тенденция аккадской культуры - стремление к более точной передаче человеческих пропорций, характерных черт лица, особенностей фигуры.

Эти тенденции можно проследить в медной голове, которую принято считать головой царя Саргона Древнего (найдена в Ниневии, 23 в до н.э.). Очень реалистично выполненная скульптура не лишена декоративностей.

Стилизованная борода, волосы, головной убор придают изображению ажурности и легкости. Но выразительные индивидуальные черты волевого, мужественного человека; ясная пластика, четкий силуэт придают скульптуре торжественности и монументальности.

Те же характеристики свойственны и рельефам периода Аккада, но и традиции шумерского искусства активно применяются мастерами.

Так в рельефе на стеле царя Нарам-Сина, посвященной его победе над горным племенем луллубеев (из Суз, около 2300г. до н.э.), фигура царя изображена вдвое больше его солдат, а два магических астральных знака над его головой символизируют покровительство богов аккадскому царю. Пластическая мягкость, большая рельефность, объемность изображенных фигур, подробная проработка мышц воинов - все это стилистические черты, характерные новой эпохе. Но главным новаторством в рельефах аккадской эпохи, стали новые принципы построения композиции, отказ от деления композиции на повествовательные пояса.

Около 2200г. в Аккад вторглось горное племя гутиев, вследствие чего северные земли Двуречья были опустошенны и завоеваны. Меньше других от завоеваний пострадали южные города Шумера. Один из них, город Лагаш, чьим правителем был Гудеа, занимает особое место в изучении памяток истории того периода. Из клинописных текстов мы узнаем о том, что при правителе Гудеа велось обширное строительство сооружений культового и, должно быть, общественного значения, восстановление древних памяток. Однако до наших дней дошло крайне мало памяток архитектуры. Но о высоком уровне художественного мастерства времени Гудеа лучше всего может свидетельствовать сохранившаяся монументальная скульптура. Общение с другими народами, знакомство с их культурой и традициями, привнесло много нового в шумерское искусство той поры.

О стилистических особенностях и новшествах привнесенных в скульптуру времени Гудеа можно судить по посвятительным статуям самого Гудеа, его родственников и приближенных. Высеченные из диорита довольно крупные, почти в натуральную величину скульптуры, замечательны по технике и уровню исполнения. Большинство из них были предназначены для храмов. Этим объясняется их фронтальность, статичность и монументальность.

Эти характеристики, несомненно, можно отнести только к истинно шумерским традициям. От аккадского искусства идет портретность черт лица, мягкая моделировка ткани, передача мышц. Некоторые скульптуры Гудеа приземисты и укорочены, другие - стройны и более пропорциональны. Объемы скульптур переданы суммарно и обобщенно. Каменные блоки абсолютно не расчленены. При этом отлично смоделированы плечи и руки Гудеа, в трактовке лица подчеркнуты выдающиеся скулы, густые брови, подбородок с ямочкой. Статика и фронтальность постановки придает скульптурам внушительную монументальность. Характерно стремление показать не только портретное сходство, но и возраст правителя: сохранились статуи молодого Гудеа.

Прекрасным образцом портретного изображения является статуэтка из зеленоватого стеатита знатной женщины того времени (Луврский музей). Тщательная проработка деталей одежды, бахромы, украшающей ее рельефные брови «ёлочкой», волнистые пряди волос, падающие на лоб из-под головной повязки, - характерны для мастеров времени Гудеа.

Манера окаймлять глаз очень толстыми веками объясняется отчасти традицией древнешумерского искусства вкладывать глазное яблоко из другого материала в очень глубокую глазницу, чтобы предохранить его от выпадения; отчасти, однако, это было просто художественным приемом, так как от толстого верхнего века на глаз падала тень, придавая ему большую выразительность.

Рельефы времени Гудеа аналогичны круглой пластике в стилистическом отношении. Торжественно и величаво изображаются фигуры богов и правителя. Декоративно и ажурно изображаются пряди волос, бороды, складки одежд. В целом изображения пластичны, рельефны, стройны, в чем сильно чувствуется живое аккадское наследие.

В 2132г. до н.э. владычество над Двуречьем переходит к городу Уру, где в это время правит III династия. Ур выступает в роли нового объединителя страны, образуя мощное Шумеро-Аккадское государство, претендующее на мировое господство. Верховную власть сконцентрировал в своих руках обожествленный царь. Был установлен общегосударственный культ «царя-бога». Усилилась деспотия, развилась иерархия.

В искусстве выработались общеобязательные каноны. Установлен строго определенный пантеон божеств. Цель любого из видов искусств - прославление божественной власти царя. В дальнейшем происходит сужение тематики и ремесленное следование готовым образцам. В стандартных композициях повторяется один и тот же мотив - поклонение божеству.

В рельефах времени III династии Ура органично слились традиции аккадского и шумерского искусства. Но претворены они в особенно строгих, отточенно сдержанных, уже канонизированных, повторяющихся композициях и формах.

Характерным примером является стела царя Ур-Намму, посвященная сооружению зиккурата в Уре. На сохранившихся фрагментах этой прямоугольной известняковой плиты высечены в низком рельефе построчно расположенные композиции. Повествование развертывается последовательно снизу вверх, подводя ко все более важным сценам. В самой нижней части изображены каменщики, поднимающиеся вверх по лестнице с корзинами полными кирпича. Сам царь Ур-Намму в сопровождении жреца шествует на торжественную закладку «дома божества» - зиккурата: на плече его мотыга строителя - символ его приниженного, ревностного служения богам. На верхних поясах царь передан четырежды предстоящим перед верховным богом и богиней. Он совершает возлияния на жертвенники. Божества же протягивают ему символы власти - жезл и кольцо, а может быть, атрибуты «строителя во славу богов» - свернутую веревку и меру длины. Солнечный диск и серп луны, как бы дополнительно освящающие угодное богам деяние царя, вырезаны на самой верхней, полукруглой части стелы.

Неторопливое повествование, величавая статика поз и движений, а также геральдичность размещения персонажей - свидетельство сохранения шумерских традиций. Аккадское же искусство привнесло сюда стройность фигур и объемную, живописную промоделированность форм тел и одежд.

Похожие публикации