Классические картины, скрывающие на своих полотнах невероятные тайны. Исследование картин рентгеновскими и ультрафиолетовыми лучами Рентген картины


Кому из художников первому пришла в голову идея использовать в своем творчестве , история современного искусства умалчивает. Зато услужливо демонстрирует те произведения, которые были созданы как раз с помощью этой техники, пока еще необычной и новой для творчества. Мы помним о Мэтью Кокса (Matthew Cox), в творчестве Hugh Turvey, из рентгеновских снимков ракушек и , составленный понятно, из каких изображений. Итальянская художница Бенедетта Боничи (Benedetta Bonichi) также использует рентгеновский аппарат в качестве инструмента для творчества, "рисуя" свои картины его лучами.


Несмотря на то, что сюжеты "рентгеновских картин" не балуют оригинальностью, и будь они обычными рисунками или фотографиями, то не вызвали бы никакого интереса у зрителя, в свете рентгеновских лучей все выглядит совсем иначе. И мы не просто видим на картинах персонажей, - мы как будто смотрим сквозь них, как будто нам открывается дверь в другое "настоящее", где никто из нас до сих пор не был, а лишь только догадывался о его существовании.





Так, вместо развеселого свадебного застолья мы видим двух пирующих скелетов, похожи на призраков и двое влюбленных, чьи языки ласкают друг друга, свою лысую черепушку рассматривает в зеркало существо, похожее на женскую версию Кощея Бессмертного, в бестелесную фигуру превращается старушка, мирно покачивающаяся в своем кресле... В таком стиле сделаны все необычные рентгеновские картины Бенедетты Боничи (Benedetta Bonichi). Все эти люди на самом деле живы, вот только выглядят они так, словно пришли с того света напомнить о себе родным и близким, либо же завершить то, что не удалось довести до конца при жизни.




Первая выставка художественных произведений Бенедетты Боничи состоялась в 2002 году, за что она была удостоена серебряного почетного знака президента Италии Карло Адзельо Чампи за развитие современного итальянского искусства. Картины художницы представлены в арт-галереях, музеях и на выставках в Париже, Нью-Йорке, Риме, городах Германии, США, Великобритании, а также находятся в частных коллекциях ценителей нестандартного арта по всему миру. С творчеством автора можно познакомиться на ее интернет-сайте .

Одна из самых известных картин в мире — портрет Моны Лизы кисти Леонардо да Винчи — не перестаёт интересовать исследователей.

В 2015 году француз Паскаль Котт сообщил о результатах изучения картины с помощью собственной авторской методики. Он использовал так называемый метод амплификации слоёв: на холст несколько раз направляют яркий свет, а камера делает снимки, фиксируя отражённые лучи. После этого по анализу полученных снимков можно изучить все слои краски.

  • globallookpress.com
  • Daniel Karmann

По словам исследователя, под тем портретом, который виден, скрыт другой — и на нём нет никакой улыбки: Котту удалось рассмотреть более крупную голову, нос и руки. Более того, он заявил, что слоёв на картине больше двух, и якобы на одном из первых вариантов также можно увидеть Деву Марию.

Научные сотрудники Лувра, где хранится портрет, никак не прокомментировали предполагаемое открытие. Другие исследователи выразили сомнение в выводах Котта. Они склоняются к тому, что принципиально иных изображений на холсте не было, просто французу удалось рассмотреть разные этапы работы над одним портретом. Так, да Винчи, писавший картину по заказу, мог изменять её по своему желанию или по просьбе заказчика.

Портрет под цветами

В конце XIX века Винсент Ван Гог написал знаменитую картину «Лоскут травы». На ней, как ни удивительно, под пышной зеленью также обнаружился более ранний слой краски.

  • Wikimedia / ARTinvestment.RU

Выяснилось, что первым на холсте появился портрет женщины, выполненный в коричневых и красных тонах. У учёных этот случай почти не вызвал удивления: известно, что Ван Гог не был признан при жизни и из-за финансовых трудностей часто писал новые картины поверх старых.

От зачарованной позы к философским мотивам

Картина бельгийского художника Рене Магритта «Зачарованная поза», написанная в 1927 году, считалась утерянной спустя пять лет. Много позже сотрудница музея в Норфолке перед отправкой полотна «Удел человеческий» на выставку проводила надлежащую проверку. На краю холста она заметила краску, никак не вписывающуюся в общую цветовую гамму. Дальше на помощь пришёл рентген — благодаря ему исследователи часто определяют, что находится под верхним слоем картины.

Как оказалось, «Удел человеческий» написан поверх одного из фрагментов «Зачарованной позы» — создатель разрезал её на четыре части, и на сегодня обнаружены три из них. Искусствоведы находят утешение в том, что, по крайней мере, Магритт не просто уничтожил своё творение, а написал на его остатках ещё несколько работ, достойных внимания публики. Печально же то, что частично найденное произведение искусства никак не получится отделить от более поздних работ. Загадкой остаются и причины, по которым художник решил расправиться со своей картиной.

Что скрывается в «Чёрном квадрате»

Искусствоведы Третьяковской галереи нашли скрытые изображения под одной из самых узнаваемых картин в мире — «Чёрным квадратом» Казимира Малевича. Под чёрной краской художник спрятал надпись. Её расшифровали как «битва негров ночью». Что же касается картины, которую, вероятно, сначала пытался создать Малевич, то нарисованное на ней смогли частично восстановить. Самый ранний и наиболее основательный по сравнению с более поздними слой краски представляет собой произведение, близкое, по словам исследователей, к кубофутуристическим работам автора.

  • РИА Новости

Нужно отметить, что вначале картина была гораздо более яркой, чем окончательный вариант. Закрашенное изображение выявили ещё в начале 1990-х годов. При этом методов, которые позволили сделать такие выводы, использовалось довольно много. Картину изучили в инфракрасном и ультрафиолетовом спектре, провели макросъёмку и рентгенографирование, а также проанализировали пигмент с помощью микроскопа. О причинах, побудивших автора создать чёрный квадрат именно на этом холсте, ничего не известно. Основные версии искусствоведов сводятся к тому, что в процессе работы замысел художника постепенно менялся.

Сплошные превращения

Ничуть не реже на картинах менялись и отдельные элементы. Например, поистине удивительна история одного из полотен Рафаэля.

  • Wikimedia

Около 1506 года Рафаэль Санти написал портрет девушки с собачкой на руках. А потом, многие годы спустя поверх собачки нарисовал единорога (пса учёные разглядели, просветив картину рентгеном). Но главное — это полотно, известное под названием «Дама с единорогом», ранее вообще именовалось «Святая Екатерина Александрийская». Дело в том, что после смерти Рафаэля другие художники добавили «даме» атрибуты мученицы и снабдили её плащом. И только в XX веке учёные сняли дорисованный слой и восстановили картину. Правда, на руках «дамы» так и остался единорог: по словам специалистов, попытки добраться до «первоначальной» собачки весьма рискованны и могут привести к порче произведения искусства.

Давайте более детально присмотримся к нескольким классическим картинам и узнаем, какие тайны они скрывают на самом деле. Довольно интересно, хотя некоторые из подобных картин действительно пугают.

Кит на картине Хендрика ван Антониссена "Пляжная сцена"

После того как картина голландского художника 17 века попала в общественный музей, её держатель заметил в ней нечто необычное. С чего вдруг так много людей находятся на пляже без видимой на то причины? Во время снятия первого слоя картины правда вышла наружу. На самом деле изначально художник нарисовал на пляже тушу кита, которая в последствии была закрашена. Ученые считают, что она была закрашена в эстетических целях. Не многие бы захотели иметь у себя дома картину мертвого кита.

Скрытая фигура на картине Пабло Пикассо "Старый гитарист"

У Пикассо в жизни был очень тяжелый период, когда у него не было денег даже на новые полотна, поэтому ему приходилось рисовать новые картины поверх старых, многократно перекрашивая их. Так было и в случае старого гитариста.

При очень внимательном рассмотрении картины можно увидеть очертания другого человека. Рентген показал, что ранее это была картина, на которой была изображена женщина с ребенком в сельской местности

Таинственное исчезновение римского короля

Портрет "Жак Марке, барон де Монбретон де Норвен" художника по имени Жан Огюст Доминик Энгр, является одним из самых ярких представителей политического пентименто. На данном полотне вы можете видеть портрет начальника полиции Рима, но раньше на этом полотне было написано нечто другое.
Ученые считают, что после завоевания Рима Наполеоном, на этом полотне красовался бюст сына Наполеона, которого он сам провозгласил королем Рима. Но после того, как Наполеон потерпел поражение, бюст его сына был успешно закрашен



Мертвый ребенок или корзина с картофелем?

Вы можете видеть на картине французского художника Жан-Франсуа Милле под названием "L"Angelus" 1859 года, двух крестьян, которые стоят посреди поля и скорбно смотрят на корзину с картофелем. Однако, когда картина была изучена при помощи рентгена выяснилось, что раньше на месте корзины был небольшой гроб с маленьким ребенком.
Рентген был сделан не случайно. Сальвадор Дали настаивал на рентгене, утверждая что на картине изображена похоронная сцена. В конце концов Лувр неохотно сделал рентген картины, и предчувствие Сальвадора Дали было оправдано

Картина "Подготовка невесты", это не то чем кажется

Картина "Подготовка невесты" на самом деле является незаконченной картиной. Данная картина была частью серии, изображающей традиции французской сельской жизни Гюстава Курбе. Она была написана в середине 1800-ых годов и приобретена музеем в 1929 году.
В 1960 году картина была изучена с помощью рентгена и то, что обнаружили ученые, повергло их в шок. Первоначально картина изображала сцену похорон, и женщина, находящаяся в центре картины была мертвой.

Современные искусствоведы все чаще прибегают к исследованию картин старых мастеров кисти с помощью рентгеноскопии, используя при этом известное свойство свинцовых белил: задерживать рентгеновские лучи. Рентгеновский снимок, полученный просвечиванием той или иной картины, может показать композиционные изменения, внесенные художником, переделки отдельных деталей картины, исправленные ошибки и другие особенности технического процесса творчества художника.

Указанным способом установлено, например, что голландский живописец Рембрандт, создавая в 1665 году «Автопортрет», первоначально допустил ошибку, дав на полотне свое зеркальное изображение: кисточка была у него в левой руке, а палитра - в правой. Художник заметил это только после того, как картина была полностью закончена. Замазав на полотне руки толстым слоем краски, он их написал заново. Теперь кисточка находилась в правой руке, а палитра - в левой.

Второй пример. Фламандский живописец Рубенс (1606-1669) изменил первоначальную композицию своей картины «Портрет Франческо Гонзаги» (хранится в Музее истории искусств в Вене) после того, как она была закончена. Композиционные изменения отчетливо видны на приведенном рентгеновском снимке.

Также совсем недавно с помощью рентгена удалось выяснить, какая из двух картин художника Ван Дейка «Святой Иероним и ангел» (на заголовке статьи) подлинная, а какая всего лишь копия (пусть и отлично исполненная).

P. S. Духи вещают: А еще при изучении некоторых старинных картин можно с удивлением обнаружить, что в их красках присутствуют те же компоненты, что и в косметике maxilift. Может именно в этом секрет качества и долговечности этой косметики? К слову,

Мы начинаем серию публикаций, в которых расскажем о методах, которые используются в исследованиях произведений искусства. Первый метод, о котором пойдет речь, - один из самых старых и широко применяемых в исследовании живописи. Это рентгеновское исследование.

Немного истории

Рентгенографию открыл немецкий ученый Вильгельм Конрад Рентген в 1895 году, а уже год спустя первый рентгеновский снимок был сделан и в России. Метод основан на том, что рентгеновские лучи (в спектре электромагнитных волн они занимают место между ультрафиолетовым и гамма-излучением) обладают высокой проникающей способностью. На пленке они оставляют теневое изображение структуры изучаемого объекта.

Метод был разработан для медицинских исследований, но очень быстро нашел применение в изучении искусства. Уже в 1919 году неутомимый Игорь Эммануилович Грабарь инициировал разработку методики исследования произведений искусства с помощью R лучей. Первоначально занимался этим Московский институт историко-художественных изысканий и музееведения (одна из первых институций, координирующих музейной работу молодого советского государства). А в 1925 году открылась первая в стране лаборатория по физико-химическим исследованиям памятников искусства.

Сегодня в России метод широко применяется в экспертизе, однако лучше всего он работает в том случае, если снимок можно сравнить со снимками эталонных произведений живописи того или иного художника. Поэтому крупные музеи и исследовательские центры (наш в том числе) постоянно пополняют собрания таких снимков - рентгенотеки (в них хранятся десятки тысяч снимков).

Как делают рентген?

Для исследований используют специальные рентгеновские аппараты, причем очень часто за неимением аппаратов, предназначенных именно для исследования произведений искусства, лаборатории в музеях и реставрационных мастерских оборудованы медицинскими диагностическими аппаратами или аппаратами для промышленного контроля. Как и в медицинских исследованиях, для рентгена произведений искусства оборудуют лаборатории с защитой от высокого напряжения и рентгеновских лучей.

Живописное произведение помещают горизонтально, под него кладут пленку для рентгена и направляют излучение. Лучи проходят через картину и создают на пленке теневое изображение. В специальных случаях специалисты могу примерять различные виды исследования, например, микрорентгенографию (для получения увеличенных изображений), а также угловую и стереорентгенографию (для получения информации об объемном строение объекта).

Вот так выглядел первый рентгеновский аппарат.

Что позволяет рентгенограмма?

1. Понять принципы построения красочного слоя, особенности грунта, способ нанесения мазка, моделировав форм и другие авторские приемы, которые являются индивидуальным у каждого художника

Например, такие:

3. Обнаружить нижележащий красочный слой, если такой есть.

Например, под натюрмортом Маревны была найдена надпись "Мир-труд-май" и летящий голубь.


4. Определить степень реставрации (если она была), разрушенные участки, утраты, а также перевод произведения на другую основу (если реставрация требуется).

Похожие публикации