Культурные достижения доколумбовых цивилизаций америки. Цивилизация доколумбовой америки инков

К тому времени, когда Колумб «открыл» Америку (1492), она была населена множеством индейских племен и этносов, большинство из которых находилось на первобытной стадии развития. Однако некоторые из них, жившие в Месоамерике (Центральная Америка) и Андах (Южная Америка), достигли уровня высокоразвитых древних цивилизаций, хотя намного отставали от Европы: последняя к тому времени переживала расцвет эпохи Возрождения.

Встреча двух миров, двух культур и цивилизаций имела для встретившихся сторон разные последствия. Европа позаимствовала многие достижения индейских цивилизаций, в частности именно благодаря Америке европейцы начали употреблять картофель, томаты, кукурузу, бобы, табак, какао, хинин. В целом же после открытия Нового Света развитие Европы значительно ускорилось. Совсем иначе сложилась судьба древнеамериканских культур и цивилизаций: развитие некоторых из них фактически прекратилось, а многие вообще исчезли с лица земли.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что на Американском континенте не было своих очагов формирования древнейшего человека. Заселение этого континента людьми началось в эпоху позднего палеолита — примерно 30-20 тыс. лет назад — и шло из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. Дальнейшая эволюция возникавших сообществ прошла все известные этапы и имела как сходства, так и отличия от других континентов.

Примером высокоразвитой первобытной культуры Нового Света может служить так называемая ольмекская культура, существовавшая на южном побережье Мексиканского залива в I тыс. до н.э. В отношении данной культуры многое остается неясным и загадочным. В частности, не известен конкретный этнос — носитель (название «ольмекская» является условным) данной культуры, не определена общая территория ее распространения, а также особенности общественного уклада и т.д.

Тем не менее имеющиеся археологические сведения позволяют говорить о том, что в первой половине I тыс. до н.э. населявшие Ве- раскус и Табаско племена достигли высокого уровня развития. У них появляются первые «ритуальные центры», они строят пирамиды из самана и глины, сооружают памятники монументальной скульптуры. Примером таких памятников выступали огромные антропоморфные головы весом до 20 т. Широкое распространение получают рельефная резьба по базальту и нефриту, изготовление топоров-кельтов, масок и статуэток. В I в. до н.э. появляются первые образцы письменности и календаря. Сходные культуры существовали в других районах континента.

Древние культуры и цивилизации сложились к концу I тыс. до н.э. и существовали до XVI в. н.э. — до прихода европейцев. В их эволюции обычно выделяют два периода: ранний , или классический (I тыс. н.э.), и поздний , или постклассический (X-XVI вв. н.э.).

К числу наиболее значительных культур Мезоамерики классического периода относится теотихуаканская. возникшая в Центральной Мексике. Сохранившиеся руины Теотихуакана — столицы одноименной цивилизации — свидетельствуют о том, что это был политический, экономический и культурный центр всей Мезоамерики с населением 60-120 тыс. человек. Наиболее успешно развивались в нем ремесла и торговля. Археологи обнаружили в городе около 500 ремесленных мастерских, целые кварталы иноземных коммерсантов и «дипломатов». Изделия мастеров встречаются почти по всей Центральной Америке.

Примечательно, что практически весь город был своеобразным архитектурным памятником. Его центр был тщательно спланирован вокруг двух пересекающихся под прямым углом широких улиц: с севера на юг — проспект Дорога Мертвых длиной свыше 5 км, а с запада на восток — безымянный проспект длиной до 4 км.

На северном конце Дороги Мертвых возвышается огромный силуэт Пирамиды Луны (высота 42 м), сложенной из кирпича-сырца и облицованной вулканическим камнем. На другой стороне проспекта располагается еще более грандиозное сооружение — Пирамида Солнца (высота 64,5 м), на вершине которой когда-то стоял храм. Место пересечения проспектов занимает дворец правителя Теотихуакана — «Цитадель», представляющий собой комплекс построек, куда входил храм бога Кецалькоатля - Пернатого Змея, одного из главных божеств, покровителя культуры и знаний, бога воздуха и ветра. От храма сохранилось лишь его пирамидальное основание, состоящее из шести уменьшающихся каменных платформ, как бы поставленных друг на друга. Фасад пирамиды и балюстрада парадной лестницы украшены скульптурными головами самого Кецалькоатля и бога воды и дождя Тлалока в образе бабочки.

Вдоль Дороги Мертвых находятся остатки еще десятков храмов и дворцов. Среди них — реконструированный сегодня прекрасный Дворец Кецальпапалотля, или Дворец Пернатой Улитки, стены которого украшены фресковой живописью. Прекрасные образцы такой живописи имеются также в храме Земледелия, который изображает богов, людей и животных. Оригинальными памятниками рассматриваемой культуры являются антропоморфные маски из камня и глины. В III-VII вв. широкое распространение получают изделия из керамики — цилиндрические сосуды с живописной росписью или резным орнаментом — и терракотовые статуэтки.

Наивысшего расцвета культура Теотихуакана достигла к началу VII в. н.э. Однако уже в конце того же века прекрасный город внезапно гибнет, уничтоженный гигантским пожаром. Причины этой катастрофы до сих пор остаются невыясненными — скорее всего в результате нашествия воинствующих варварских племен Северной Мексики.

Культура ацтеков

После гибели Теотихуакана Центральная Мексика надолго погрузилась в смутные времена межэтнических войн и междуусобиц. В результате многократных смешений местных племен с пришлыми — сначала с чичемеками, а затем теночки-аптеками — в 1325 г. на пустынных островах озера Тескоко была основана столица ацтеков Теночтитлан. Возникший город-государство быстро разрастался и к началу XVI в. превратился в одну из самых мощных держав Америки — знаменитую империю ацтеков с огромной территорией и населением 5-6 млн человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива.

Сама столица — Теночтитлан — стала большим городом с населением 120-300 тыс. жителей. С материком этот островной город связывали три широкие каменные дороги-дамбы. По свидетельству очевидцев, столица ацтеков была прекрасным, хорошо спланированным городом. Его ритуально-административный центр представлял собой великолепный архитектурный ансамбль, куда входил обнесенный стенами «священный участок», внутри которого располагались главные городские храмы, жилища жрецов, школы, плошадка для ритуальной игры в мяч. Рядом находились не менее великолепные дворцы правителей ацтеков.

Основой экономики ацтеков было земледелие, а главной возделываемой культурой - кукуруза. Следует подчеркнуть, что именно ацтеки стали первыми выращивать какао-бобы и помидоры ; они являются авторами слова «томаты». На высоком уровне находились многие ремесла, особенно чеканка по золоту. Когда великий Альбрехт Дюрер в 1520 г. увидел ацтекские изделия из золота, он заявил: «Никогда в жизни я не видел ничего, что взволновало бы меня так глубоко, как эти предметы».

Самого высокого уровня достигла духовная культура ацтеков. Этому во многом способствовала эффективная система образования, включавшая два типа школ, в которых обучаюсь мужское население. В школах первого типа воспитывались мальчики из высшего слоя, кому предстояло стать жрецом, сановником или военачальником. В школах второго типа учились мальчики из простых семей, где их готовили к сельскохозяйственным работам, ремеслам и военному делу. Учеба в школе была обязательной.

Система религиозно-мифологических представлении и культов ацтеков была довольно сложной. У истоков пантеона находились прародители - бог-творец Оме теку тли и его божественная супруга. Среди действующих главным божеством выступал бог солнца и войны Уицилопочтли. Война являлась формой поклонения данному богу и была возведена в культ. Особое место занимал бог Синтеобль — покровитель плодородия кукурузы. Защитником жрецов был владыка Кецалькоатль.

Богом торговли и покровителем торговцев выступал Йакатеку- хали. Вообще же богов было множество. Достаточно сказать, что каждый месяц и каждый день в году имели своего бога.

Весьма успешно развивалась . В ее основе лежала философия, которой занимались мудрецы, пользовавшиеся большим уважением. Ведущей наукой была астрономия. Ацтекские звездочеты свободно ориентировались в звездной картине неба. Удовлетворяя потребности сельского хозяйства, они разработали довольно точный календарь. учитывающий положение и движение звезд на небе.

Ацтеки создали высокоразвитую художественную культуру. Среди искусств значительных успехов достигла литература. Ацтекские писатели создавали дидактические трактаты, драматические и прозаические произведения. Ведущее положение занимала поэзия, включавшая в себя несколько жанров: воинские поэмы, стихи о цветах, весенние песни. Наибольшим успехом пользовались религиозные стихи и гимны, которые пелись в честь главных богов ацтеков.

Не менее успешно развивалась архитектура. Помимо уже названных выше прекрасных ансамблей и дворцов столицы великолепные архитектурные памятники были созданы и в других городах. Однако практически все они были разрушены испанскими конкистадорами. К числу удивительных творений относится недавно обнаруженный храм в Малиналько. Этот храм, имевший форму традиционной ацтекской пирамиды, примечателен тем. что весь он был высечен прямо в скале. Если учесть, что ацтеки пользовались одними только каменными орудиями, то можно представить себе, каких гигантских усилий потребовало сооружение данного храма.

В 1980-е гг., в результате землетрясений, земляных работ и раскопок в самом центре Мехико был открыт Главный храм ацтеков — Темпло Майор. Вскрыты также святилища главного бога Уицилопочтли и бога воды и дождя, покровителя земледелия Тлалока. Обнаружены остатки настенной живописи, образцы каменной скульптуры. Среди найденного особо выделяется круглый камень диаметром более 3 м с барельефным изображением богини Койоль-шаухки — сестры Уицилопочтли. В глубоких ямах-тайниках сохранились каменные фигурки богов, кораллы, раковины, керамические изделия, ожерелья и т.д.

Наивысшего расцвета культура и цивилизация ацтеков достигли в начале XVI в. Однако вскоре этому цветению был положен конец. Испанцы захватили Теночти глан в 1521 г. Город был разрушен, и на его руинах вырос новый город — Мехико, ставший цен тром колониальных владений европейских завоевателей.

Цивилизация майя

Культура и цивилизация майя стали еще одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим в I-XV вв. н.э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Современный исследователь этого региона Г. Леман назвал майя «самой завораживающей из всех цивилизаций древней Америки».

Действительно, все связанное с майя окутано тайной и загадкой. Тайной остается их происхождение. Загадкой является их выбор места поселения -труднопроходимые джунгли Мексики. Одновременно загадкой и чудом представляются взлеты и падения в их последующем развитии.

В классический период (I-IX вв. н.э.) развитие цивилизации и культуры майя идет по крутой восходящей. Уже в первые века нашей эры они достигают высочайшего уровня и удивительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи. Возникающие крупные и многолюдные города становятся центрами ремесленного производства, отмеченного настоящим расцветом расписной керамики. В это время майя создают единственную в Америке развитую иероглифическую письменность , о чем свидетельствуют надписи на стелах, рельефах, предметах мелкой пластики. Майя составили точный солнечный календарь, успешно предсказывали солнечные и лунные затмения.

Основным видом монументальной архитектуры был пирамидальный храм, устанавливаемый на высокой пирамиде — до 70 м. Если учесть, что вся постройка воздвигалась на высоких пирамидальных холмах, то можно представить, каким величественным и грандиозным выглядит все сооружение. Именно таким предстает храм Надписей в Паленке, служивший гробницей правителя подобно пирамидам Древнего Египта. Все сооружение покрыло иероглифическими рельефными надписями, которые украшают стены, склеп, крышку саркофага и другие объекты. К храму ведет крутая лестница с несколькими платформами. В городе имеются еще три пирамиды с храмами Солнца, Креста и Лиственного Креста, а также дворец с пятиэтажной квадратной башней, служившей, видимо, обсерваторией: на верхнем этаже сохранилась каменная скамья, на которой сиживал звездочет, вглядываясь в далекое небо. Стены дворца также украшены рельефами, изображающими военнопленных.

В VI-IX вв. наивысших успехов достигают монументальная скульптура а живопись майя. Скульптурные школы Паленке, Копана и других городов добиваются редкого мастерства и тонкости при передаче естественности поз и движений изображаемых персонажей, каковыми обычно выступают правители, сановники и воины. Удивительным мастерством отличается также мелкая пластика — особенно небольшие статуэтки.

Сохранившиеся образцы живописи майя поражают изяществом рисунка и богатством цвета. Знаменитые фрески Бонампака являются признанными шедеврами живописного искусства. Они рассказывают о военных сражениях, изображают торжественные церемонии, сложные ритуалы жертвоприношения, грациозные танцы и т.д.

В 1Х-Х вв. большинство городов майя было разрушено вторгшимися племенами тольтеков, однако в XI в. культура майя вновь возродилась на полуострове Юкатан и в горах Гватемалы. Основными ее центрами становятся города Чичен-Ица, Ушмаль и Маяпан.

Наиболее успешно по-прежнему развивается архитектура. Одним из замечательных архитектурных памятников постклассического периода является пирамида Кукулькана — «Пернатого змея» в Чичен-Ице. На вершину девятиступенчатой пирамиды, где расположен храм, ведут четыре лестницы, окаймленные балюстрадой, которая внизу начинается прекрасно выполненной змеиной головой и в виде змеиного тела продолжается до верхнего этажа. Пирамида символизирует календарь, ибо 365 ступеней ее лестниц соответствуют числу дней в году. Она примечательна, кроме того, и тем, что внутри нее находится еще одна девятиступенчатая пирамида, в которой имеется святилище, а в нем — изумительный каменный трон, изображающий ягуара.

Весьма оригинальной является также пирамида «Храм волшебника» в Ушмале. Она отличается от всех других тем, что в горизонтальной проекции имеет овальную форму.

К середине XV в. культура майя вступает в тяжелый кризис и приходит в упадок. Когда испанские завоеватели вступили в начале XVI в. в майяские города, многие из них оказались покинутыми своими обитателями. Причины такого неожиданного и грустного финала процветавшей культуры и цивилизации остаются загадкой.

Древние цивилизации Южной Америки. Культура инков

В Южной Америке, почти одновременно с ольмекской цивилизацией Мезоамерики, в конце II тыс. до н.э., в горах северо-восточной области Перу возникла не менее загадочная культура Чавин, похожая на ольмекскую, хотя и не связанная с ней.

Па рубеже нашей эры в северной части прибрежной зоны Перу появляется цивилизация Мочика, а на юге - цивилизация Наска. Несколько позже в горах севера Боливии сложилась оригинальная культура Тиауанако. Эти цивилизации Южной Америки в некоторых отношениях уступали культурам Мезоамсрики: у них не было иероглифического письма, точного календаря и т.д. Но во многом другом — особенно в технологии - они превосходили Мезоамерику. Уже со II тыс. до н.э. индейцы Перу и Боливии выплавляли металлы, обрабатывали золото, серебро, медь и их сплавы и делали из них не только прекрасные украшения, но и орудия труда — лопаты и мотыги. Они имели развитое земледелие, строили великолепные храмы, создавали монументальные скульптуры, изготовляли прекрасные керамические изделия с полихромной росписью. Широкую известность приобрели их тонкие ткани из хлопка и шерсти. В I тыс. н.э. производство металлических изделий, керамики и тканей достигло больших размеров и высокого уровня, и именно оно составляло неповторимое своеобразие южноамериканских цивилизаций классического периода.

Постклассический период (X-XVI вв. н.э.) отмечен возникновением и исчезновением множества государств как в горных, так и в прибрежных зонах Южной Америки. В XIV в. инки создают в горной зоне государство Тауатин-суйу, которому после длительных воин с соседними небольшими государствами удается выйти победителем и подчинить себе все остальные.

В XV в. оно превращается в гигантскую и знаменитую Империю инков с огромной территорией и населением около 6 млн человек. Во главе огромной державы стоял божественный правитель, сын Солнца Инка, опиравшийся на наследственную аристократию и касту жрецов.

Основу экономики составляло земледелие, главными культурами которого были кукуруза, картофель, фасоль, красный перец. Государство инков отличалось эффективной организацией общественных работ, именуемых «мита». Мита означала обязанность всех подданных империи отрабатывать один месяц в году на строительстве объектов государственного назначения. Она позволяла собирать в одном месте десятки тысяч людей, благодаря чему в короткие сроки строились оросительные каналы, крепости, дороги, мосты и т.д.

С севера на юг Страну инков пересекапи две параплельные дороги. одна из которых имела протяженность более 5 тыс. км. Эти магистрали соединялись друг с другом большим количеством поперечных дорог, что создавачо прекрасную сеть коммуникаций. Вдоль дорог через определенные расстояния находились почтовые станции, склады с продуктами и необходимыми материалами. В Гауатинсуйу действовала государственная почта.

Духовно-религиозная жизнь и вопросы культа находились в ведении жрецов. Верховным божеством считался Виракоча - Творец мира и остальных богов. Другими божествами были бог золотого Солнца Инти. бог погоды, грома и молнии Ильпа. Особое место занимали древние культы матери Земли Мама Пача и матери моря Мама (Сочи. Поклонение богам происходило в каменных храмах, украшенных внутри золотом.

Регламентировало все стороны жизни, включая личную жизнь граждан империи. Все инки до определенного возраста должны были вступить в брак. Если этого не случалось, то данный вопрос решал государственный чиновник по своему усмотрению, причем его решение было обязательным к исполнению.

Хотя инки не имели настоящей письменности, это не помешало им создать прекрасные мифы, легенды, эпические поэмы, религиозные гимны, а также драматические произведения. К сожалению, от этого духовного богатства мало что сохранилось.

Наивысшего расцвета культура инков достигла в начале XVI в. Однако это процветание длилось недолго. В 1532 г. самая могущественная империя доколумбовой Америки почти без сопротивления покорилась европейцам. Небольшой группе испанских завоевателей во главе с Франсиско Писарро удалось убить Инку Атауальпу, что парализовало волю к сопротивлению его народа, и великая империя инков прекратила свое существование.


История этого народа, так никогда и не создавшего единого государства по примеру ацтеков или инков, делится на три периода: первый - домайскую эпоху (за несколько веков до Р. Хр. по 317 год по Р. Хр.); второй - древний (с 317 по 987 год); третий - новый, который делится на период «майского ренессанса» - до 1194 года; период «мексиканского влияния» - 1194-1441 гг. и период упадка 1441-1697 гг.
Майя жили самостоятельными и независимыми родами, главными из которых были: тутуль шпу, кокомы, канепи, печи и чели. Каждое из этих независимых племен образовало город-государство, также независимое, с прилегающими землями и городками. Во главе их стоял правитель - «великий человек», избиравшийся пожизненно и пользовавшийся неограниченными правами. При нем существовал государственный совет. Древнейшими городами майя были Тикаль, Киригуа, Ица. В Х веке на земли майя вторгаются мексиканские племена тольтеков во главе с Кукульканом, которые слились с местным населением, привнеся в него свои обычаи.
В это время создаются новые крупные города-государства - Улималь, Майяпан и Чичен-Ица. Кроме этих майя воздвигли еще десятки крупных городов-государств, поражающих путешественников своими размерами и красотой. Майя воздвигали великолепнейшие храмы и дворцы, многие из которых превосходили ацтекские и инкские. Разработки майя в области математики и астрономии опередили свое время на сотни лет, превосходя все европейские достижения тех времен. А многие из них поняты и оценены только в наше время. Следует отметить, что майя впервые изобрели цифру ноль и систему нумерации.


Достижения в архитектуре также не имели себе равных не только по красоте, но и по правильности архитектурных форм. Но за всем этим стояла зловещая религия майя - религия, которую можно смело назвать человеконенавистнической. Во главе жрецов стоял жрец «князь змей». Как это перекликается с тем древним змеем-сатаной, который прельстил Еву в Эдеме! У него был прекрасный аппарат помощников, которые, прежде чем достигали звания жреца, получали знания по астрономии, иероглифическому письму и астрологии. Были для жрецов даже своеобразные курсы повышения мастерства, где им читались специальные лекции.

Богами майя были Ицаина - Бог неба, Йум-Каам - Бог кукурузы, Шаман Эк - Бог Полярной звезды, Кукулькан - Бог ветра, Ах-Пучи - Бог смерти, и для каждого отдельного дня, и даже для цифр были у майя боги. Жертвоприношения майя и их религиозные обряды были еще ужаснее, чем у ацтеков, хотя во многом и походили на них. Жертвы повергались на алтарь, затем жрец также рассекал им грудь и вырывал сердце, окропляя кровью статую бога, после чего с трупа сдирали кожу, в которую облачался жрец. После этого человеческое тело разрубали на многие части, которые тут же поедались жрецами и знатью! Это был настоящий массовый каннибализм. Количество жертв достигало десятков тысяч в дни больших праздников и торжеств. Все население городов завывало от восторга на подобных ритуальных действиях. Люди теряли человеческий облик. Безнравственность и оргии приобретали все более и более широкий масштаб, превратив, наконец, некогда великие племена в мало на что способных деградировавших людей.
Человеческий разум в отрыве от Бога вновь потерпел полное поражение, показав свою ограниченность и слабость. Испанцы, встретившись с майя в 1502 году, уже через несколько лет под руководством Франсиско де Монтехо покорили некогда великую цивилизацию. Майя, когда-то воздвигавшие великие города, не смогли, будучи полностью разложенными нравственно, оказать сопротивление европейцам. В 1697 году был уничтожен последний город майи Тайясаль.
В свое время наш Господь Иисус Христос, находясь на земле, сказал притчу, записанную в Евангелии от Матфея 7:24-27: «И так всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне: и пошел дождь, и разлились реки, …и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки… и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». Эта притча относится как к отдельным людям, так и к государствам.
Те, кто строит свою жизнь на фундаменте веры, на живом камне, который есть Господь Христос, перенесут с Его помощью любые испытания и невзгоды и выстоят; а те, кто полагается на свой человеческий разум и силу, рано или поздно потерпят в своей жизни полнейший крах, что доказали три древнеамериканских народа - ацтеки, инки и майя.

Продолжим знакомиться с доколумбовыми цивилизациями Южной Америки. Сегодня познакомимся с такими цивилизациями как чибча, наска и викус.

Племена языковой семьи чибча населяли до вторжения испанцев область от границ нынешних государств Коста-Рика и Никарагуа до северного Эквадора. Наиболее развитыми из племен всей семьи были обитатели долины р. Богота и окружающего нагорья вокруг современного г. Богота, столицы Колумбии; как и у народов Мексики, Юкатана и Перу, у них образовалось классовое общество и раннее государство; их самобытная культура представляет большой интерес.
Кроме названия чибча, связанного с именем бога-покровителя Чиб- чачум, они именовали себя также муиска (буквально люди). Поэтому, в отличие от других племен языковой семьи чибча, создателей древней высокой культуры называют чибча-муиска, или муиска.
Близкие к ним племена чибча - таирона, кимбайя и многие другие - жили на территории нынешней Колумбии, в горной части страны, где Анды веерообразно расходятся к северу (Береговая, Западная, Центральная и Восточная Кордильеры), на склонах гор, а также в перерезавших, горные хребты долинах рек Магдалены с притоком Каукой, Атрато и Сину.
Абсолютной хронологии для археологических культур Колумбии пока не установлено. Сан-Агустин считается древнейшим центром культуры племен этой страны. Здесь найдены в большом количестве (около 120) каменные фигуры огромных размеров (до 4 м сверх пьедестала), грубо отесанные, изображающие людей, фантастические существа и животных. Найдены неолитические каменные орудия из андезита и других твердых пород: полированные топоры, резцы, скребки, большие и малые ножи, тесаки - очевидно все это был инвентарь резчиков по камню. Встречаются также каменные ступки с пестами. Найдены поделки из золота. Имеется разнообразная керамика: круглодонные сосуды и чаши, горшки на ножках. Некоторые раскрашены в два тона - черный и красный; другие орнаментированы нарезкой, заполненной белой пастой. Но большинство- из неокрашенной глины без орнамента. Простая посуда имеет следы употребления, раскрашенная очевидно служила для культовых целей.
Наличие многочисленных скульптур явно культового назначения, со следами жертвоприношений перед ними, позволяет считать Сан-Августин религиозным центром. Возможно, это было святилище предков племенных вождей.
Способы погребения и соответствующие церемонии отличались разнообразием. Где-то извлекали внутренности покойника и наполняли тело драгоценностями. В других местах выставляли усопшего на ветер, чтобы он мумифицировался, или даже с той же целью сушили на слабом огне. Иногда мертвецов бросали в воду.
Большой интерес представляют памятники культуры кимбайя. Здесь в могильниках типа шахт, иногда с подземными камерами и поддерживающими своды колоннами, найдены металлические и керамические поделки. Для кимбайи характерно преобладание золота; чистое серебро встречается редко, медь без примесей отсутствует. Кроме золота, много поделок из сплава золота с медью, так называемого тумбага. Имеются массивные золотые отливки и золотые поделки, отлитые способом расплавления восковой формы, а также обработанные с подкладкой барельефа из камня или дерева. Найдены золотые маски для мумий, разнообразные украшения, сосуды и вазы, идолы. Массивные золотые жезлы украшены отлитыми человеческими, птичьими или звериными головками. Некоторые предметы спаяны из нескольких частей; мелкие детали припаяны к основным фигурам. По обработке золота и тонкости отделки культура кимбайя стоит в ряду наиболее высоких в Америке. В областях Кимбайя и Тайрона испанские завоеватели захватили огромное количество золота. В сохранившемся в Мадриде собрании трофеев из Кимбайи имеются золотые статуэтки около 30 см высоты, весом до 1150 г с содержанием 70-80% чистого золота. Из могильников Сину (нынешний департамент Болйвар) испанские завоеватели вывезли золота больше, чем из какого-либо другого места Латинской Америки.
Керамика в Кимбайе представлена обильно. Однако, несмотря на разнообразие, в художественном отношении керамическое искусство было развито слабо.
Наибольший интерес представляют памятники культуры муиска из раскопок в долине р. Богота и в верховьях р. Согамосо (нынешние департаменты Кундинамарка и Баяка). Археологические данные этой культуры более богаты, чем другие; они пополняют очень скудные, немногочисленные и отрывочные сообщения испанских хронистов XVI в., но в целом источники неудовлетворительны и позволяют составить лишь приблизительное представление о культуре древних чибча-муиска.
Имея в виду многократные сообщения о большей плотности населения в стране муиска, можно полагать, что численность его к моменту вторжения испанцев была не менее численности современного сельского населения в этой же области, а именно - не менее 850 тыс.; есть основания думать, что эта цифра приближалась к миллиону

Основным источником существования племен древней Колумбии было земледелие. Развитию земледелия у чибча благоприятствовало то, что частые дожди освобождали от забот об орошении. Землю обрабатывали самыми примитивными мотыгами - палками с сучьями. Большое место занимала кукуруза; в верхнем поясе преобладали картофель и киноа (Chenopodium quinoa), в нижнем выращивали кукурузу, маниоку, батат, фасоль, тыкву, томат, а также некоторые фрукты. Культивировали и хлопчатник, но часть хлопка-сырца получали от соседей - панче. Сажали также кустарник коку (Erythroxylon coca) и табак.
Домашних животных не было, за исключением собак.
Широко развито было рыболовство. Большое значение имела охота как единственный источник мясной пищи. Охота на оленей, диких кабанов и другую крупную дичь была привилегией знатных и воинов. Простолюдины могли только с разрешения господ охотиться на кроликов и птиц; они употребляли в пищу также крыс и пресмыкающихся.
Орудия труда у муиска были деревянные или каменные. Найдены каменные полированные топоры, жернова, каменные пряслица, раскрашенные или украшенные нарезкой. Все режущие орудия были из твердых пород камня- андезита и т. п. Из оружия у муиска наиболее распространенным была копье длиною в 1,2-2 м с обожженным наконечником из твердого дерева, насаженным на древко из камыша. Копье посылалось при помощи копье- металки. Употреблялась праща. Рукопашный бой вели деревянными палицами четырехгранной формы. Имелись небольшие деревянные прямоугольные щиты.
Из металлов муиска применяли главным образом золото. Им были известны многие способы его обработки: массивная отливка в сплошной форме и отливка с формообразующим воском, металлопластика, штампование, плющение, сварка, накладка листами. Из золота изготовлялись украшения, мелкие предметы обихода и культовые фигурки.
Характерной особенностью золотых поделок чибча-муиска было плоскостное изображение предметов, например фигуры людей и животных изображались пластинками соответствующих форм. Применялся прием передачи деталей тонкой проволокой - филигранью. В человеческих фигурках черты лица - нос, глаза, рот,- затем руки и ноги передавались в этой условной манере. Пристрастие к применению филиграни составляет отличительную черту ювелирной техники муиска.
Муиска умели сплавлять золото с серебром и с медью в разных пропорциях. Не все предметы, выглядевшие золотыми, отливались из чистого золота. Чибча изобрели оригинальный способ получения золоченой поверхности предметов из сплава тумбага: они обрабатывали предмет растительными кислотами, которые выедали медь и оставляли на поверхности тонкий золотой слой.
Плавка железа вовсе не была известна чибча, хотя на территории их расселения, в центральной Колумбии, имеются значительные запасы железной руды.

Керамические поделки, в том числе и посуда, большей частью не раскрашивались. Часть украшалась насечкой, пунктиром, штампом. Редко применявшийся орнамент - красный на натуральном фоне глины или на белом - имел геометрические формы. Встречаются стилизованные изображения людей или животных.
В некоторых могильниках, помещавшихся в сухих пещерах, сохранились остатки тканей муиска. Муиска пряли хлопковое волокно и ткали полотно, ровное и плотное. Полотно раскрашивали способом набойки, нанося узор керамическими роликовыми или плоскими штампами или Щеткой. Излюбленными тонами были красный и черный.
Одежда состояла из двух широких хлопчатобумажных полотнищ; одно полотнище обвертывали вокруг бедер, а второе набрасывали на плечи как плащ, скрепляя на груди булавкой. Члены каждой общественной группы носили определенный костюм и не имели права надевать другой.
Дома муиска были прямоугольными или круглыми в плане; соответственно крыша воздвигалась двускатной или конической формы. Муиска не применяли для жилищ ни камня, ни кирпича. Как жилища основной массы населения, так и дворцы и храмы сооружались из дерева или из камыша, обмазанного глиной. Они возводились на сваях и окружались палисадами с камышовой оградой между деревянными столбами.

В хозяйстве муиска большую роль играл обмен. В области муиска не было богатых месторождений золота, они не добывали его сами ни в рудниках, ни в реках. Муиска получали золото из провинции Нейва от племени пуана в обмен на ископаемые и продукты сельского хозяйства, а также в качестве дани от покоренных соседей - племени панче.
Область муиска была богата изумрудами, высоко ценившимися благодаря отличающему их красивому цвету. Не меньшую ценность составляла соль. Муиска добывали каменную соль, а также выпаривали ее из воды расположенных здесь многих соляных озер.
уиска выменивали и полотно, хотя большую часть хлопка-сырца они сами получали у соседей - племени панче. Муиска вывозили соль, изумруды и полотно в селения, расположенные на берегу р. Магдалены, в верхнем ее течении, между нынешними городами Нейва и Коэльо, и в среднем течении у г. Велес, а также в местности Сорокота нар. Суарес. Здесь происходил обмен. Очевидно, на эти базары многие племена свозили золото, которое намывали в верховьях рек или добывали в самородках. Особенно интересно сообщение испанских хронистов, что золото выменивалось в определенной мере - в дисках. Где и кем изготовлялись эти диски, хронисты не сообщают. Вероятно, наиболее богатые золотом и более развитые в отношении техники племена, например кимбайя, первыми пустили в ход золото как всеобщий эквивалент.
Меновой единицей служило и полотнище хлопчатобумажной ткани. По сообщению хрониста, жители царства Тунха «за пачку хлопка-сырца, который они покупали в Сагамосо, платили полотнище хорошего качества. Количества хлопка в такой пачке хватало на то, чтобы изготовить хорошее большое полотнище и четыре маленьких, а также нитки, чтобы их сшить. Они платили за пачку листьев коки два хороших полотнища и одно низшего качества, и на рынке в Тунхе они продавали эту пачку за двойное количеств о полотнищ».
Именно широкое развитие обмена привлекло в первую очередь внимание испанцев к индейцам муиска. Когда Хименес де Кесада в 1536 г. поднимался со своим отрядом вверх по р. Магдалене, он встретил у г. Велес лодки, груженные солью и раскрашенным полотном, которые муиска везли на обмен. Кесада услышал также, что эти продукты меняют на золото; это и привело его в страну муиска.
Во всех крупных центрах страны муиска - Сипакира, Турмеже, Тунха - каждые четыре дня были открыты базары. Сюда приносили на обмен и разные съестные припасы. Несмотря на развитие обмена, весы и меры веса отсутствовали, по крайней мере они не дошли до нас и о них не сообщается.

Цивилизация Наска

Наска - доколумбова цивилизация, которая существовала в нескольких долинах на южном побережье Перу, на плато Наска, южнее цивилизации Мочика, с II в. до н. э. по VI в. н. э. Главный город - Кауачи с шестью пирамидами из самана. Произошла предположительно от культуры Паракас.
Южное побережье Перу - самый засушливый район страны. Здесь никогда не бывает дождей. И именно здесь, в этом выжженном солнцем краю, в долинах Наска и Ика, немецкий ученый Макс Уле, основатель перуанской научной археологии, на рубеже XIX–XX вв. обнаружил следы одной из самых интересных и во многом загадочных культур доколумбовой Америки.
Первыми находками Уле стали погребения - множество погребений, в которых он нашел ярко расписанные сосуды, ткани, золото, предметы из дерева. Эти могилы принадлежали двум культурам: поздней (IX–XVI вв.), получившей впоследствии название ика, и ранней - наска (III в. до н. э. - VI в. н. э.).
Культура наска получила свое название по одноименной долине Наска, расположенной в 80 км от побережья Тихого океана и отделенной от него пустыней. Эта культура не оставила после себя памятников монументальной архитектуры - от нее до нас дошли лишь следы небольших сельских поселений. Тем не менее жители Наски - искусные гончары и ткачи - занимали исключительное место среди современных им обитателей Американского континента. Мастерам из Наски были известны вышивка, производство ковров и парчи, а также другие виды ткацкой техники. Чтобы составить представление о великолепии древних тканей Наски, достаточно упомянуть, что при их производстве применялась широчайшая цветовая гамма, включавшая в себя 150 основных цветов и второстепенных оттенков. При этом помимо хлопка и шерсти материалом для их изготовления служили человеческие волосы.

Люди Наска возвели ряд строений и пирамид (более 30 в окрестностях Коауачи), используя довольно сложные конструкционные решения. Они изобрели конические глиняные кирпичи, что защищало от разрушения землетрясениями. Это было теократическое общество, подвергшееся влиянию таких близлежащих цивилизаций, как Паракас. В конечном итоге они были подчинены культуре Вари из южных Анд, которая модифицировала перенятые у Наска узоры на керамике и текстиле.
Уникальны и крытые каналы Наски. Некоторые специалисты сравнивают их с аналогичными сооружениями в Иране и Северной Африке. Они были предназначены для стока горных вод в населенные долины. В Наске, судя по всему, не было архитекторов, возводивших храмы, но зато были опытные строители гидравлических сооружений.
Керамика наска отличается тонкой и яркой многоцветной росписью. Сейчас в распоряжении археологов оказалось очень много сосудов этой культуры. Очевидно, эта посуда предназначалась для погребальных обрядов. Сравнивая найденные сосуды, ученым удалось выяснить, как изменялись во времени их форма и декор. В ряде случаев специалисты способны даже определить, что один из сосудов изготовлен позже или раньше другого с точностью до 25–50 лет. При этом на раннем этапе развития культуры наска сосуды несколько отличались в зависимости от того, где они были сделаны. Позднее на всей территории наска распространяется стиль, характерный для Кауачи - главного культурного центра страны.

Известно, что в техническом отношении оно было более примитивно, чем другие цивилизации Анд. Индейцы наска не знали металла, не пользовались гончарным кругом. Свою великолепную посуду они лепили вручную, обжигая ее в груде горячих углей, а стены своих домов складывали из глиняных комьев. И все же общество наска нельзя назвать примитивным. Об этом, в частности, свидетельствуют руины Кауачи - главного центра этой культуры. Они занимают площадь около одного квадратного километра, а главный храм-пирамида Кауачи вполне сопоставима с постройками Тиауанако. Так что о культуре наска можно уверенно говорить как еще об одной цивилизации доколумбовой Америки. И, конечно, нельзя обойти молчанием самую большую загадку этой цивилизации - знаменитые рисунки в пустыне Наска.
Это наиболее масштабное произведение искусства в мире, одно из самых выдающихся и в то же время необъяснимых творений человека было мало кому известно до 1939 года. В этом году пилоты, пролетавшие над пустынной долиной на маленьком аэроплане, обратили внимание на странный узор из беспорядочно пересекающихся длинных прямых линий, перемежающихся с диковинными извилинами и загогулинами, который был заметен при определенном освещении.
Открытие летчиков вызвало большой интерес. Первоначально археологи предположили, что это остатки древней ирригационной системы. Для их исследования в Перу выехал археолог Пол Косок из университета в Лонг-Айленде (США).

В 1946 году Косок передал свои записи доктору Марии Райхе, немецкому математику, интересующейся древними обсерваториями, с именем которой связана практически вся история исследования загадочных рисунков пустыни Наска. Мария Райхе, ставшая самым крупным в мире специалистом по проблеме Наска, работая практически в одиночку, узнала много нового о способах, какими были сделаны эти картины, спеша зафиксировать точные размеры и координаты всех рисунков и линий, пока их не уничтожили туристы и автомашины.

Как установила Райхе, рисунки были изготовлены достаточно простым способом: на желтоватой земле был линиями выложен тонкий слой темных камней. Но, хотя физически такая работа не представляется тяжелой, проект был крайне сложен.
Райхе считает, что авторами рисунков использовалась фиксированная единица измерения, равная 0,66 см. Фигуры выкладывались по специально построенному плану в масштабе, который был перенесен на поверхность земли с помощью веревок, прикрепленных к камням-маркерам, некоторые из которых можно видеть и сегодня: «Длина и направление каждого отрезка были тщательно промерены и зафиксированы, - пишет Райхе. - Приблизительных промеров было бы недостаточно, чтобы воспроизвести такие совершенные очертания, которые мы видим с помощью аэрофотосъемки: отклонение всего на несколько дюймов исказило бы пропорции рисунка. Фотографии, сделанные таким образом, помогают представить, какого труда это стоило древним умельцам. Древние перуанцы, должно быть, обладали оборудованием, которого нет даже у нас и которое, в совокупности с древними знаниями, тщательно скрывалось от завоевателей, как единственное сокровище, которое нельзя похитить».
Шумную славу рисункам Наска принесли всевозможные искатели следов «космических пришельцев». Пустыню они объявили ничем иным, как древним «космодромом», а рисунки - своеобразными навигационными знаками для кораблей пришельцев. Другая версия гласила, что рисунки в пустыне являются картой звездного неба, а в самой пустыне некогда существовала грандиозная древняя обсерватория.

На территории Эстакерии, как и по всей области распространения культуры Наска, обнаружено много могил. В могильниках найдены фрагменты одежды. Это широкие и длинные накидки, украшенные каймой. В ходу у насканцев были и классические южноамериканские пончо - прямоугольные полотна с прорезью посередине. Цветовая гамма тканей наска насчитывает до 150 оттенков. Народ Наска, как и их предшественники, использовали практику деформации черепов и их прижизненной трепанации, но уже в меньших масштабах. Такие люди пользовались особым отношением окружающих. Когда они умирали, их головы отделяли от туловища, а в погребение клали обезглавленное тело с приставленной к нему небольшой тыквой. Головы же захоранивались отдельно, в специальных тайниках. Часто в погребениях наска находят отрезанные человеческие головы, прикрепленные к шнурам на поясе, - по-видимому, военные трофеи.

До сегодняшнего дня частично уцелела и созданная ими сеть подземных акведуков. Наиболее заметной частью всей системы являются спиралеобразные отверстия. На поверхности земли ширина их конуса составляет в среднем 15 метров. А в нижней части ширина равна один или два метра. Кроме предоставления доступа к воде в подземных туннелях, спирали также служили входами в эти туннели для их очистки и технического обслуживания. Местные жители продолжают делать это до сегодняшнего дня.
Закат культуры Наска и последующее исчезновение, вероятно, вызван постоянными засухами из-за феномена течения Эль Ниньо, которому подвержено побережье Перу, даже в большей степени, вторжениями и конфликтами с соседними этническими группами.

Культура Викус, просуществовавшая на северном побережье приблизительно с V века до н. э по V век н. э., считается малоизученной и все еще загадочной. Она получила свое название по названию отдельно стоящей горы в андских Кордильерах (департамент Пьюра, примерно в 1000 км от столицы Перу).
Памятники культуры расположены на территории речной террасы, порытой негустым лесом у подножия горы. Климат здесь сухой и очень жаркий, отличающийся продолжительными засухами и сильными ливнями. Дожди каждый раз поднимают уровень реки и затапливают окрестности. Археологами подмечено удивительное стилистическое сходство с культурой Толита, расположенной достаточно далеко – в 700 км к северу от Викус, на побережье Эквадора.
До 60-х годов XX века археологических работ в этих местах не проводилось, а обнаруживаемые случайно памятники приписывались инкам. Даже многочисленные золотые предметы великолепного качества, украденные в 1956 году из погребения неподалеку от селения Фриас, а затем изъятые и сданные в музей, мало что изменили в наших знаниях о культуре Викус.
Что же представляли собой центры Викус? Это были комплексы из платформ и пирамид с лестницами. Отчасти они даже напоминали мезоамериканские постройки. Впрочем, этот тип сооружений оказался характерным для всего Нового Света. Для строительства викуссцы использовали сырцовые кирпичи – адобы.
Погребения Викус впервые были обнаружены, как обычно, грабителями – уакерос, которые до этого успели уже добраться до огромных могильников культуры Сикан. Сверху могилы Викус выглядели как обычные песчаные холмы, и потому им удалось какое-то время оставаться вне поля зрения "черных археологов".

В 60-е годы, с началом раскопок, было обнаружено около 50 погребений в одном только могильнике Иекала. Все они, если судить по радиоуглеродному анализу, относились к периоду с 300 по 600 год.
Под песчаными холмами археологам открывались прямоугольные шахты, вырытые в песке. Внизу, на глубине от 3 до 9 м, шахта вдруг уходила в сторону, расширялась, создавая достаточно высокое погребальное помещение, основание которого было узким и вытянутым, наподобие галереи. Иногда глубина могла быть и большей – в одном случае она превышает 15 м.
Несмотря на столь изощренную и глубокую могилу, климат достаточно быстро разрушал останки. Поэтому от покойников сохранилась лишь зубная эмаль.
Рядом с умершим помещали, как обычно, разные полезные для него предметы. Обычно в каждой могиле их было ровно девять. В основном в инвентарь входили керамические сосуды, металлические изделия, двустворчатые раковины.
Керамика отличалась большой изысканностью – двойные сосуды с общей ручкой или высоким узким горлышком иногда выполнялись в виде фигурок, а также украшались негативным орнаментом. Наиболее характерные образы – кошачьи, обезьяны, птицы, рыбы, антропоморфные существа, гибриды.
Но были и богатые погребения. Одно из них совсем недавно раскопали Карлос Гусман и Хосе Касафранка. Оно представляет собой камеру на глубине 9,5 м, заполненную сотнями (!) предметов, в основном из бронзы. Трудно передать радость археологов, обнаруживших здесь головные уборы, маски, кольца для носа (золотые и серебряные), нагрудники, пояса, скипетры, топоры, наконечники, бирюзовые ожерелья, остатки тканей, а также голову из дерева с инкрустацией перламутром. От самого покойника сохранились лишь фрагменты черепа. Предполагается, что трупы были кремированы, а пепел, заворачивали в ткань и закладывали в гробницы.

Керамические сосуды викус часто выполнялись в виде фигурок. И если судить по этим фигуркам, народ викус был достаточно веселым. На одном сосуде мы видим, как человек с улыбающейся физиономией и зажмуренными глазками играет на "флейте Пана". На другом, двойном, сосуде не менее веселый музыкант сидит в своем домике под двускатной крышей. Фигурки на навершии церемониального ножа изображают двух танцующих человечков с руками за спиной. Рты изображены улыбающимися от уха до уха. Но самые замечательные творения викусцев – это фигурки-сосуды, реалистично изображающие животных: оленей, сов, хищников. Любимым персонажем был, безусловно, кошачий хищник.
Вообще, следует заметить, что слой Викус оказывается перекрытым и сверху, и снизу – это и Мочика, и Сикан, и Чиму-инка. Наверное, поэтому саму культуру бывает очень трудно выделить среди более известных соседей.
Не приходится сомневаться, что в целом культурный уровень викусцев был ниже, чем у создателей цивилизаций мочика или рекуай. Однако в одном отношении викус превосходит едва ли не все перуанские культуры I тыс. н. э.: могилы в долине Пьюры отличаются удивительным изобилием и разнообразием металлических изделий.
Подобного богатства нет больше нигде в доколумбовой Америке. В Викусе земля усеяна кусками меди. Здесь найдены разнообразные украшения, навершия палиц, крючки, булавки и многое другое Больше всего археологов удивила находка массивных проушных топоров из литой меди. Ранее считалось, что такие орудия (или, точнее, оружие, ибо топоры были скорее всего боевыми) употребляли лишь жители Старого Света.
Откуда же у бедных варваров такое изобилие металла и столь высокая техника его обработки? Похоже, что дело здесь опять же в связях с Древней Колумбией, бывшей одним из очагов древне-американской металлургии. Вполне возможно, что где-нибудь в горах на крайнем севере Перу, в Эквадоре или Южной Колумбии будут в дальнейшем найдены и другие неизвестные пока центры добычи и обработки меди.
Однако находки в долине Пьюры стали сенсацией не только из-за открытия неизвестной ранее культуры викус с ее высокоразвитой медной металлургией. Уже в первых партиях местных древностей, с которыми познакомились коллекционеры, наряду с предметами нового стиля, были раннемочикские. В 1969 г., через 8 лет после начала разграбления Викуса, был обнаружен новый могильник. Его нашли поблизости от Викуса, в урочище Лома Негра. Грабители разнесли могильник до основания за несколько месяцев. Он целиком принадлежал людям, культура которых была близка ранней мочике. И снова обилие металла, причем не только меди. Золотые и серебряные вещи из Лома Негра - шедевры искусства индейских ювелиров.
К сожалению, помимо предметов из меди, золота и серебра, в погребениях Лома Негра были найдены лишь немногочисленные неорнаментированные сосуды, которые трудно сравнивать с фигурной керамикой, обнаруженной в других местах. Поэтому чтобы определить, к какому этапу в развитии культуры мочика относятся вещи из этого могильника, приходится искать сходные признаки у глиняных и металлических изделий, а это легко может привести к ошибочным заключениям.
Находка древнего культурного центра в Пьюре, вне области распространения ранее известных перуанских цивилизаций I тыс. до н. э. - I тыс. н. э., заставила по-иному взглянуть на значение контактов этих цивилизаций с другими районами Южной Америки. Высокоразвитая древнеперуанская металлургия явно возникла не без влияния мастеров, работавших в Эквадоре и Колумбии.

Обширные территории Северной и Южной Америки заселяли многочисленные племенные объединения. Большинство из них жило в условиях родоплеменного строя, с преобладанием охоты и собирательства, огpаниченного распространения земледелия и скотоводства. В то же время на территории современной Мексики, в районе Андскогo нагорья (современное Перу) уже сложились первые гoсударственные образования (ацтеков и инков), находившиеся на уровне развития, примерно соответствующем Древнему Египту.

Во время испанского завоевания большая часть памятников культуры древних американских цивилизаций подверглась разрушению. Их письменность, как и знающие ее жрецы, были уничтожены инквизицией, Все это оставляет большой простор для догадок и гипотез, хотя данные археологии позволяют заключить, что в Америке цивилизация имеет давнюю историю.

В джунглях Мексики и Центральной Америки археологи нaxoдят заброшенные гoрода, пирамиды, напоминающие дpeвнeегипетские, покинутые задолго до испанского завоевания без всяких видимых причин. Возможно, жители оставляли их из-за изменений климата, эпидемий, набегов враждебных племен.

Одной из первых цивилизаций, о которых имеются достовepные сведения, была цивилизация маш, существовавшая в V - XV вв. на полуострове Юкатан, Майя разработали иероглифическое письмо, собственную, двадцатиричную систему счета. Им принадлежит заслуга создания очень точного календаря, включавшего 365 дней. У майя не было единого гoсударства, их цивилизация состояла из городов, соперничавших друг с другoм. Oсновными занятиями жителей городов были земледелие, ремесло и торговля, Широко использовался труд рабов, обрабатывавших поля жрецов и родоплеменной знати. Однако преобладало общинное землепользование, при котором применялся подсечно-огневой мeтод обработки земли.

Цивилизация майя пала жертвой войн между городами-государствами и нападений враждебных племен. Единственный сохранившийся ко времени испанского завоевания город майя Тах-Ица был захвачен конкистадорами в 1697 г.

Наиболее развитой цивилизацией Юкатана к моменту испанскогo вторжения была ацтекская. Ацтекский союз племен к XV веку завоевал большую часть Центральной Мексики. Ацтеки вели постоянные войны с соседними племенами для захвата рабов. Они умели строить каналы и плотины, получали высокие урожаи. Их строительное искусство, ремесла (ткачество, вышивка, резьба по камню, производство керамики) не уступали европейским. При этом золото, слишком непрочный металл для изготовления оружия и инструментов, ценилось ацтеками ниже меди и серебра.

Особую роль в ацтекском обществе игpали жрецы. Верховный правитель, тлакатлекутль, был одновременно верховным жрецом и военачальником. Там существовало многобожие, религии спасения в Америке не сложились. Практиковались человеческие жертвоприношения, они считались необходимыми, чтобы умилостивить богов.По описаниям испанцев (возможно, предвзятым), особенно ценилось принесение в жертву детей и молодых девушек.


В Южной Америке наиболее развитым было государство инков, занимавшее площадь более 1 млн, км 2 с населением более 6 млн, человек. Цивилизация инков относится к числу наиболее загaдочных. Там были развиты металлургия, ремесла, использовались ткацкие станки, на которых изготовлялись одежда и ковры. Строились канaлы, дамбы. Выращивались кукуруза и картофель. Эти овощи до открытия Америки были неизвестны европейцам. В то же время тоpговля была не развита, не существовало системы мер. Вполне возможно, что не было и письменности , кроме нерасшифрованного узелкового письма. Инки, как и дрyгnе американские цивилизации, не знали колеса и не использовали вьючных животных. Однако они построили развитую сеть дорог. Слово -инка- обозначает народ, coздавший государство. eгo верховногo правителя и чиновников.

На землях инков найдены гигантские изображения фантастических животных, геометрические фигyры, которые можно наблюдать только с воздуха. Это послужило основой для предположений, что инки обладали навыками воздухоплавания (возможно, сооружали воздушные шары) или же пытались обратиться к неким высшим силам.

Устинов Александр, Масленников Вячеслав, Шуднев Алексей, Скиба Александр, Кулаков Андрей, Романов Юрий

Не открыл бы Христофор Колумб Америку, то доколумбовы цивилизации продолжали бы своё существование и по сегодняшний день.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект выполнили ученики 10 класса МБОУ СОШ №111 г. Минеральные Воды: Шуднев Алексей, Масленников Вячеслав, Скиба Александр, Устинов Александр, Кулаков Андрей, Романов Юрий.

Не открыл бы Христофор Колумб Америку, то доколумбовы цивилизации продолжали бы своё существование и по сегодняшний день.

Показать пути развития цивилизаций, на примере (майя), без открытия Америки.

Изучить развитие цивилизаций, используя разные источники.

Хоупвелл Тольтеки Могольон Анасази Хохокам Ольмеки Майя Сапотеки Теотиуакан Ацтеки Паракас Моче Наска Уари Тиуанако Сикан Чибча Чиму Инки Чавин

В настоящее время (2011 год) территория, на которой происходило развитие цивилизации майя входит в состав государств: Мексика (штаты Чьяпас, Кампече, Юкатан, Кинтана-Роо), Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас (западная часть). Территория, которую занимала цивилизация майя. Красным выделена граница культуры майя, чёрным - территория месоамериканской цивилизации

История цивилизация майя делится на несколько периодов: Ранний доклассический период (около 2000-900 годов до н. э.) Средний доклассический период (около 899-400 годов до н. э.) Поздний доклассический период (около 400 года до н. э. - 250 года н. э.) Ранний классический период (около 250-600 годов н. э.) Поздний классический период (около 600-900 годов н. э.) Постклассический период (около 900-1521 год) Колониальный период (1521-1821 годы) Постколониальный период Майя сегодня

На раннем доклассическом этапе развития майя появляются поселения и развивается земледелие в районах расселения. Первые отнесённые к цивилизации майя построения в Куэйо (Белиз) датированы приблизительно 2000 годом до н. э. Из этого места происходит расселение племён майя на север до Мексиканского залива. В Копане (Гондурас) охотники селятся около 1100 года до н. э. На раннем доклассическом этапе был основан город Ламанай (Белиз), относящийся к старейшим городам цивилизации майя. Приблизительно в 1000 году до н. э. основывается Кахаль Печ (Белиз), просуществовавший до VII века н. э.

В среднем доклассическом периоде развития происходит дальнейшее расселение майя, развивается торговля между городами. 7 веком до н. э. датируются следы поселений в области Тикаля (Гватемала). На побережье Мексиканского залива первые поселения и храмы появляются около 500 года до н. э. К первым крупным городам майя относятся Эль-Мирадор (с самой большой известной пирамидой майя, 72 м) и Накбе, находящиеся на территории современной Гватемалы. Около 700 года до н. э. в Месоамерике появляется письменность.

Приблизительно 400 годом датируется изображение самого раннего солнечного календаря майя, высеченного на камне. Майя принимают идею иерархического общества, управляемого королями и лицами королевской крови. Основание города Теотиуакана относится также к позднему доклассическому периоду. Теотиуакан на протяжении нескольких столетий будет культурным, религиозным и торговым центром Месоамерики, оказывающим культурное влияние на регионы и всю цивилизацию майя.

Самая ранняя, датируемая 292 годом н. э. стела в Тикале изображает фигуру правителя Кинич-Эб-Шока. Около 500 года Тикаль становится «сверхдержавой», граждане Теотиуакана поселяются в нём, неся с собою новые обычаи, ритуалы, в том числе сопровождаемые жертвоприношениями. В 562 году разражается война между городами Калакмуль и Тикаль, в результате которой правитель Калакмуль пленяет правителя Тикаля Яш-Эб-Шока II и приносит его в жертву.

Цивилизация майя классического периода представляет собой территорию городов-государств, каждый из которых имеет своего правителя. Распространившаяся на весь Юкатан культура майя переживает эпоху своего расцвета, в этот период были основаны города Чичен-Ица (ок. 700 года), Ушмаль и Коба. Города соединяют дорогами, так называемыми сакбе (sacbé). Города майя насчитывают более 10 000 жителей, что превосходит по численности населения существовавшие в то время среднеевропейские города.

В 899 году жители покидают Тикаль. Города северного Юкатана продолжают развиваться, однако города на юге приходят в упадок. Около 1050 года происходит разрушение Чичен-Ицы. В 1263 году был основан Майяпан, который становится впоследствии главным центром Юкатана. Однако в 1441 году в городе происходит восстание, и в 1461 году жители покидают его. После этого Юкатан снова представляет собой территорию городов, каждый из которых борется друг с другом. Так, в Летописи какчикелей детально описана история горных майя - какчикелей, их легендарный приход в Гватемалу, политическое устройство, столкновения с соседними майяскими народами, а также описывается их столица Ишимче, повальный мор 1520 года и приход испанцев в 1524 году.

В 1517 году на Юкатане под началом Эрнандеса де Кордобы появляются испанцы. Испанцы завозят из Старого Света болезни, ранее неизвестные майя, включая оспу, грипп и корь. В 1528 году колонисты под началом Франсиско де Монтехо начинают завоевание северного Юкатана. Однако ввиду географической и политической разобщённости испанцам потребуется около 170 лет, чтобы полностью подчинить себе регион. В 1697 году последний независимый город майя Тайясаль был подчинён Испании.

В 1821 году Мексика получает независимость от Испании. Обстановка в стране, однако, не стабилизируется. В 1847 году происходит восстание майя против авторитарности мексиканского правительства, известное как Война каст. Восстание было подавлено лишь к 1901 году.

На сегодняшний день на полуострове Юкатан, в том числе в Белизе, Гватемале и Гондурасе живут около 6,1 млн майя. Сегодняшняя религия майя представляет собой смесь из христианства и традиционных верований майя. Каждая община майя имеет сегодня своего религиозного покровителя. Некоторые группы майя идентифицируют себя посредством особенных элементов в их традиционном одеянии, по которым они отличаются от других майя

Искусство древних майя достигло пика своего развития во время классического периода (около 250 года - 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира. Поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были уничтожены либо инквизицией, либо временем.

Основным одеянием мужчин была набедренная повязка (эш); она представляла собой полосу ткани шириной в ладонь, которую несколько раз обёртывали вокруг талии, затем пропускали между ног так, чтобы концы свисали спереди и сзади. Набедренные повязки именитых персон «с великой заботливостью и красотой» украшались перьями или вышивкой. На плечи набрасывали пати - накидку из прямоугольного куска ткани, также украшенную сообразно общественному положению её владельца. Знатные люди добавляли к этому наряду ещё длинную рубаху и вторую набедренную повязку, похожую на запашную юбку. Их одежды были богато декорированы и выглядели, вероятно, очень красочно, насколько можно судить по сохранившимся изображениям. Правители и военачальники иногда носили вместо накидки шкуру ягуара или закрепляли её на поясе. Одежда женщин состояла из двух основных предметов: длинного платья (куб), которое либо начиналось над грудью, оставляя плечи открытыми, либо (как, например, на Юкатане) представляло собой прямоугольный кусок материи с прорезями для рук и головы, и нижней юбки.

Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощённая в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя - антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощрённость линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремлённые вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности.

Иероглифы майя служили как для идеографического, так и для фонетического письма. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной бумаге, именуемые кодексами. Эти кодексы являются важнейшим источником для исследования письменности майя. Фиксация времени стала возможна благодаря сочетанию письменности и основательных астрономических знаний.

Как и другие народы, населявшие Центральную Америку того времени, майя верили в цикличный характер времени и астрологию.Они представляли себе Вселенную, разделённую на три уровня - подземный мир, земля и небо. Религиозные ритуалы и церемонии были тесно связаны с природными и астрономическими циклами. В частности, по астрологии и календарю майя, «время пятого Солнца» закончится 21-25 декабря 2012 года (зимнее солнцестояние). «Пятое Солнце» известно как «Солнце Движения», потому что, по представлениям индейцев, в эту эпоху произойдёт движение Земли, от которого все погибнут. Эта дата вызывает много современных паникёрских лжепророчеств и эзотерических спекуляций.

Майя были прежде всего сильно ориентированы внешнеполитически. Это было обусловлено тем фактом, что отдельные города-государства соперничали друг с другом, но в то же время должны были контролировать торговые пути для получения необходимых товаров. Политические структуры различались в зависимости от региона, времени и проживающего в городах народа. Наряду с наследными королями под руководством аява (правителя) имели место также олигархические и аристократические формы правления. В социальной структуре общества любой член общества Майя, достигший 25 лет, мог бросить вызов вождю племени. В случае победы у племени появлялся новый вождь. Обычно это происходило в мелких населённых пунктах.

Таким образом нам удалось доказать то, что если бы Колумб не открыл бы Америку, цивилизации развивались.

http://ru.wikipedia.org Всеобщая история. 10 класс. Н.В.Загладин. «Русское слово» 2008.

Похожие публикации