Произведение грачи прилетели. Описание картины «Грачи прилетели

Саврасов Алексей — художник, что подарил нам замечательные картины, среди которых и наиболее популярная, непревзойденная работа Грачи прилетели.

Алексей Кондратьевич Саврасов, создавая картину Грачи прилетели, совершил настоящую революцию в искусстве, изобразив новое видение мира. Это были не итальянские виды, не руины Рима, не заграничные пейзажи, которые ценились любителями живописи. Это были деревенские мотивы. При этом в 1871 году на выставке данной картины попросту не было конкурентов, ей не было равных. Это был тот случай, когда простой деревенский вид превзошел классику, ведь картина Саврасова Грачи прилетели, по которой мы сегодня пишем сочинение, затмила пейзажи таких знаменитых художников, как Шишкин, Перов, Куинджи. Работа стала популярной и ее все хотели приобрести. Купил ее в свою коллекцию Третьяков.

История картины

Если обратиться к истории создания полотна, то стоит сказать о том, что Саврасов давно хотел изобразить церковь. И вот, когда в 1871 году он пребывал в деревне Молвитино, что недалеко от Костромы, он и заприметил красивую церковь начала 13 века. Чтобы ее изобразить, художник стал искать ту самую точку, где бы она была видна наилучшим образом. Неизвестно, то ли красота русской природы, то ли мартовский воздух вдохновили художника, но из-под его кисти родился настоящий шедевр, по которому задают во 2 и 3 классах. Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна.

Описание картины

Рассматривая репродукцию Саврасова Грачи прилетели, мы мысленно попадаем в то время, когда природа только начинает пробуждаться. Еще нет явных признаков весны, но она уже хорошо ощущается в воздухе.

На картине автор изображает первые весенние дни. О том, что пришла весна вещают нам грачи, что прилетели в деревню и уже трудятся над своими будущими гнездами. Кто-то вьет гнездо с нуля, а кто-то решил просто отремонтировать старое. Рассматривая этих птиц — вестников весны, мы можем представить, как они галдят, перекрикивая друг друга. Гнезда они создают на верхушках старых берез. На деревьях еще не распустились листья, но почки уже стали набухать, а значит, совсем скоро серые невзрачные деревья преобразятся.

На переднем плане автор полотна изобразил снег. Он уже не мягкий и пушистый, да и не блестит на солнце. Снег на картине тусклый, грязноват, ведь он с каждым днем тает и его становится меньше. Вода же стекает в низовье, где уже собралась огромная лужа, что изображена справа.

За березами виднеется забор, который частично скрывает церковь, часовню и дома. Однако купол все-таки виден, как и видны вдали поля, где еще лежит снег, но скоро эти поля будут вспаханы и засеяны.

В среднем и старшем звене обучения в школе одним из вариантов творческих работ является описание картины. Учащиеся шестых или седьмых классов обязательно пишут сочинение по картине "Грачи прилетели" Алексея Саврасова.

Цели и задачи сочинений по картине

Несмотря на понятный на первый взгляд сюжет, описать эту картину не так уж и просто. Ученик должен увидеть глубокий смысл, который скрывается за простотой сюжета. Для чего даются подобные творческие задания? Сочинение помогает сформировать письменную речь, научиться правильно излагать мысли на определенную тему, видеть и понимать содержание сюжета, описывать увиденное словами. При описании пейзажа развивается логика, так как нужно учиться выделять главное и второстепенное, видеть детали и описывать по плану.

Немного о художнике

Алексей Саврасов - русский художник, знаменитый своими пейзажами. Одним из самых известных его произведений является картина "Грачи прилетели". Саврасов работал над ней в 1871 году. Наброски были написаны им, когда он ездил в село Молитвино Костромской области. Место его работы художник указал на картине в нижнем углу слева. Возможно, первые идеи были задуманы им в окрестностях Ярославля, незадолго до поездки в Молитвино. Заканчивал картину Алексей Саврасов в Ярославле, последние штрихи дописывал в Москве.

Выставки и отзывы

В том же году картину купил Павел Третьяков - основатель Третьяковской галереи и коллекционер. Вскоре была выставлена в Московском обществе, а потом на выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Санкт-Петербурге. Пейзаж получил множество восхищенных отзывов. Художники и критики говорили, что это один из прекрасных пейзажей и лучшая картина Саврасова. Несмотря на простоту сюжета, в картине чувствуется душа художника, которому дороги виды русской природы. Но не только критики и художники оценили по достоинству картину. Императрица Мария Александровна пожелала иметь в своей коллекции повторение, и художник написал для нее еще одну. И в 1872 году именно она выставлялась на Всемирной выставке в Австрии.

Время года на картине

Прежде чем начать работу над сочинением по картине Саврасова "Грачи прилетели", рассмотрите сам пейзаж. На картине изображена очень ранняя весна, когда солнце только начало пригревать, снег - подтаивать и обнажать черные, уставшие за зиму кусты и стволы деревьев. Под солнцем начали собираться лужицы, и первым символом весны и зарождающейся жизни здесь выступили грачи, которых нельзя сразу разглядеть на картине.

Композиция картины

Итак, начнем работу над сочинением. Описание картины "Грачи прилетели" начнем с композиции. Рассмотрим ее внимательно. Для изображения взят задний двор церкви. Сразу бросается в глаза большое кривое дерево, на ветвях которого расположились гнезда грачей и сами птицы. Еще несколько птиц вокруг берез. Понять, что наступила весна, можно по проталинам на снегу. Мы можем заметить, что грачи несколько больше по размеру, чем в реальности. Но это вроде бы гротескное преувеличение нисколько не портит картину, а наоборот, пейзаж, благодаря им, будто дышит весной. Центр композиции - несколько берез на переднем плане. По краям картины справа и слева ветви деревьев, которые не вошли в пейзаж, но, благодаря им, уравновешивается центральная часть. Солнечный свет падает с левой стороны, и тени от берез мягко ложатся на подтаявший снег. За деревьями виден забор и деревянная церковь с колокольней, а дальше - бесконечные поля с уже разлившейся рекой, и простираются они до самого горизонта. Эта равнина придает картине ощущение бесконечности и пространственности. Чтобы усилить ощущение пространства, художник чуть изменил перспективу. Передний план выглядит так, будто художник писал картину находясь близко к земле. Но тогда горизонт был бы ниже, хотя на пейзаже находится по центру холста. Замысел художника был таков: он хотел, чтобы обратили внимание на дальний план, на равнину, которая играет в пейзаже немаловажно смысловую роль, поэтому она обязательно должна быть описана в сочинении по картине "Грачи прилетели". А. К.Саврасов использовал такой прием не только в этом пейзаже, но и в других работах.

Цвета и тона

Сочинение по картине "Грачи прилетели" невозможно без описания цветов, тонов и света. Пейзаж как бы делится на три горизонтальные части. Каждая из частей нарисована в своем свете и тоне. Верхняя часть, занимающая половину, изображает светлое небо с преимущественно холодными синими тонами. Внизу, занимая около тридцати процентов, нарисован снег в сером и белом цвете.

А посередине преобладают коричневые тона. Получается, что постройки как бы висят в воздухе среди светлых оттенков, и это дает ощущение легкости и воздушности. Чтобы элементы картины сливались в единое целое, художник использует правильный ракурс и композицию, а также игру света и тени. В общем, вся композиция стремится как бы ввысь, что достигается изображением молодых березок, тянущихся к небу. У Саврасова получилось передать грусть от уходящей зимы и счастье от наступающей весны. Именно через проталины, проблески неба и светлые тона снега удалось достигнуть этого эффекта. На заднем плане - освещенный солнцем, розоватый и золотистый, а впереди - уже рыхлый, подтаявший и сероватый снег.

Птицы - символ весны в сочинении по картине "Грачи прилетели"

Обратим внимание на птиц, которые послужили основой сюжета. Картина называется "Грачи прилетели", и это дает нам ключ к пониманию картины. Попробуем представить пейзаж без грачей. Как он изменится? Тогда в картине не будет той динамики, которая есть сейчас. Птицы символизируют жизнь. Они летают вокруг берез, вокруг своих гнезд, в которых будут вылупляться птенцы. Одна из птиц на земле держит в клюве веточку и собирается строить гнездо. Именно птицы дают нам почувствовать приход весны, потому что с их появлением начинается движение и возрождается жизнь. Так можно закончить сочинение-рассуждение по картине "Грачи прилетели".

Зульфия Валетдинова
Составление рассказа по картине Саврасова А. К. «Грачи прилетели» в подготовительной группе детского сада

Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Цели :

Развитие художественного восприятия произведений искусства (картины , развитие эстетических чувств, эмоций при рассматривании картины

Задачи :

Художественно-эстетическое развитие :

Развитие эстетического отношения к рассматриваемой картине , умения увидеть природу глазами художника, умения осознать свои чувства, эмоции, которые вызывает рассматриваемая картина

Познавательное развитие :

умение подмечать изменения в природе

Социально-коммуникативное развитие :

Обогащение словаря, умение пользоваться распространенными предложениями. последовательное описание картины по плану

1. Оргмомент : Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица ….(грач )

Какие птицы прилетают весной первыми ? (грачи )

О чем говорит прилет грачей ? (весна наступила)

2. Объявление темы : Сегодня мы будем рассматривать и описывать пейзажную картину «Грачи прилетели » , которую написал около 150 лет назад русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов . Пейзаж – это картина , изображающая природу. Про художников говорят «написал картину » (а не «нарисовал» )

Выставляется картина .

3. Рассматривание картины , ответы на вопросы :

Какое время года изображено на картине ? (весна)

Это начало весны, середина или конец? (начало)

Какой снег на переднем плане слева? (потемневший, рыхлый, мокрый)

Что видим справа? (снег растаял и деревья стоят в холодной воде)

Что можем сказать о деревьях? (Тонкие березки пока стоят голые)

Какие птицы облюбовали березы? (грачи )

Что делают грачи ? (обустраивают, ремонтируют старые гнезда, строят, вьют новые, кричат. галдят, суетятся, торопятся, спешат, волнуются)

О чем говорит прилет грачей ? (наступила весна)

Какие строения видны на среднем плане? (церковь, крыши стареньких домов, забор)

Что за забором? (поле)

Есть ли в поле снег? (в поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины)

Какое небо на заднем плане? (серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака иногда проглядывает яркое, голубое, весеннее небо)

Какие краски преобладают в картине , яркие или, наоборот, неяркие? (неяркие, но несмотря на это ощущается, что природа пробуждается после холодной зимы и весна уже наступила - об этом говорит прилет грачей )

Скажите кратко, о чем эта картина ? (о наступлении весны, о прилете грачей , о пробуждении природы).

4. Какие чувства (эмоции) вызывает эта картина : грусть, тоску, печаль. радость? Почему?

(радость от того, что прошли холода, морозы; что грачи с оживлением готовят жилища для будущих птенцов; что небо яркое, весеннее и на смену пасмурным дням обязательно придут теплые, солнечные).

Нравится ли тебе эта картина ? Почему? (потому что нарисовано очень похоже; все как настоящее – и снег, и вода, и деревья; как будто слышу крик грачей ; ощущаю прохладный воздух; у нас около дома высокие тополя и там грачи так же вьют гнезда ; чувствую как радуются грачи тому , что вернулись после долгой дороги домой, в родные края; и я хочу научиться так же рисовать).

5. Физминутка : Весной долгожданное тепло к нам пришло (встать на носочки, «потянуться» к солнышку)

От ветра качаются деревья (руки вытянуты вверх, раскачиваются)

На деревьях гнезда (сложить ладошки)

В гнездах - птенцы (соединять большие пальцы поочередно с остальными – клювики птенцов) .

6. Лексико-грамматические упражнения :

1. Скажи про несколько :

Дерево – (деревья, гнездо – (гнезда, облако – (облака, сук – (сучья, перо – (перья, крыло – (крылья)

2. Подбор определений :

Снег какой? (темный, рыхлый, влажный, грязный, мокрый, холодный, тяжелый, талый)

Земля какая? (мокрая, влажная, черная, холодная)

Небо какое? (серое, пасмурное, блеклое, темное, яркое, голубое, ясное)

Грачи какие ? (черные, радостные, заботливые, крикливые, суетливые)

3. Скажи иначе :

Снег стал темным – потемнел,

Строят гнезда – вьют гнезда

Пробуждается – просыпается

Строения - постройки

4. Объясни значение слов :

Облюбовали-понравилось,

Обустраивают – наводят порядок

Преобладают – больше всего

7. Примерный образец рассказа

Эта картина называется «Грачи прилетели » . Ее написал художник Саврасов .

На переднем плане слева мы видим снег. Он уже потемневший, рыхлый, мокрый (влажный, а справа снег уже растаял и деревья стоят в холодной воде. Высокие березы облюбовали грачи . Они обустраивают старые гнезда и заботливо строят новые. Прилет грачей говорит о том . что весна уже наступила.

На среднем плане мы видим строения : церковь, крыши стареньких домов, забор.

За забором- поле. В поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины. Когда весь снег растает и земля просохнет, в поле начнутся весенние работы.

На заднем плане мы видим небо. Оно серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака уже проглядывает иногда яркое весеннее голубое небо. Художник показал в своей картине как пробуждается природа.

8. План рассказа

Как называется картина ?

Кто написал картину ?

Описать снег, деревья, грачей

Перечислить строения, описать поле

Описать небо

Какие чувства вызывает эта картина ? Почему?

Почему понравилась эта картина ?

9. Рассказы детей

Материал можно разделить на 2 занятия.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Куры» с использованием ИКТ» Цель – создание условий для развития навыков речевого общения. Задачи: Обучающая: - учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ.

«Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком». НОД в старшей группе Вид НОД: Коммуникация Тема: Рассказывание по картинке «Лошадь.

Конспект НОД по конструированию в подготовительной группе «Грачи прилетели» (оригами) Алгоритм действий Определение и формулирование цели НОД Содержание - продолжать учить создавать композиции с изделиями, выполненными из.

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада «Составление сюжетного рассказа» Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада. Тема: «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

Самая вдохновенная картина Алексея Кондратьевича Саврасова состоялась в Поволжье во время пребывания художника вместе с семьей в Ярославле. Перед этим Саврасов провёл лето на Волге. Вероятнее всего под впечатлением этой поездки, возможно с «заказом» от Третьякова, в котором упоминалась зимняя Волга, и окрестности в 1870 году Алексей Кондратьевич вывез семью в Поволжье. В 1871 году в феврале умерла, только что родившаяся, дочка и слегла жена. Саврасов тяжело переживал потерю.

Об этом можно судить по циклу рисунков и эскизов посвящённых памяти дочери и одновременно отражающих, так называемый, «исцеляющий простор».

Целый ряд натурных этюдов и зарисовок зимних пейзажей посвящен живописной местности вокруг старинного приволжского городка.

Под кистью Саврасова голые берёзы, сугробы и кустики, почерневшая под мокрым снегом крыша шатровой церквушки, начинающая просматриваться под тающим снегом земля на пашне и птицы — и на ветках берёз, на пашне, на сугробах. Всё свидетельствует о пробуждении природы. В суровом климате Поволжья зима с неистовством старообрядца сражается за свои права, но весна с её высоким светлой голубизны небом, с мокрым ветром, сдувающим снег, без солнечных лучей теплом — подрывает устои, призывает на помощь птиц и соки земли, стремящиеся вверх по стволам деревьев и предательски выглядывающих в едва наметившихся почках.
Воздух!

Вот что писал Саврасов в ту несчастливую весну, по утверждению критиков и биографов, в селе Молвитино Костромской губернии.

Было сделано много эскизов с натуры и карандашных зарисовок — мотив заворожил художника. Он работал в творческом экстазе, не замечая ни холода, ни непогоды.

Вернувшись в том же году в Москву, Алексей Кондратьевич продолжал работать над картиной, переосмысливая свои натурные впечатления.

В 1871 году работа была представлена суду публики на Первой выставке Товарищества художественных передвижных выставок. Абсолютно лишенная академического блеска, казалось бы обыденный мотив: серенький день перехода зимы в весну, работа предстала перед коллегами, коллекционерами и зрителями, как откровение!

И хотя уже к этому времени выставлялись такие художники- пейзажисты, как И. Шишкин, Ф. Васильев, М. Клодт и А. Куинджи, А.К. Саврасов отличался особенным видением природы, умением «писать воздух» и так компоновать части изображения, что критика сравнивала его работы с музыкой М. Глинки, П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова.

Отличительной чертой творчества Саврасова было самобытное понимание русского пейзажа, где он среди повседневного умел найти такое, что зрителям до него было не знакомо. Он смог заставить этой красотой восхищаться до сих пор.

Этюды для картины «Грачи прилетели»

Посмотреть еще картины с описаниями

Описание живописного произведения с изображением пейзажа традиционно является традиционным заданием и в начальном, и в среднем звене школы. Многие годы русским школьникам предлагается написать сочинение по картине «Грачи прилетели» А. К. Саврасова. Ее сюжет прост, и именно эта простота вызывает трудности, так как, чтобы увидеть глубину, скрывающуюся за ней, необходим довольно богатый эстетический опыт, которого чаще всего еще нет у школьника.

Смысл задания и общие цели сочинения

Смысл задания и состоит в том, чтобы расширить границы понимания ребенком живописного произведения, развить способность созерцания и осмысления живописи.

Для того чтобы сочинение получилось не простым перечислением деталей, автору текста нужно помочь обратить внимание на значимые детали и на то, как каждая из них участвует в создании настроения произведения и в создании эстетического впечатления. Кроме того, в сочинении будет уместна фактографическая часть, отражающая общеизвестные сведения о создании картины.

Тема сочинения обычно не конкретизируется (например: А. К. Саврасов «Грачи прилетели». Описание картины), поэтому школьники чаще всего не ограничены ни в композиции, ни в акцентах рассуждений.

История создания

Картину «Грачи прилетели» Саврасов впервые представил зрителям в 1871 году. Известно, что это произведение написано в мастерской, по мотивам эскизов, написанных им на природе недалеко от Костромы. Первоначально бытовало мнение о том, что холст написан «на одном дыхании», под впечатлением от увиденного, однако анализ набросков, в первую очередь манеры и техники письма, говорит об обратном. Картину «Грачи прилетели» Саврасов писал постепенно, в несколько этапов. Художник тщательно прорабатывал в мастерской и композицию, и игру света и цвета.

Произведение вызвало такой резонанс и было настолько востребованным, что А. К. Саврасов не раз создавал его копии или картины по его мотивам.

Для осмысления полотна стоит иметь в виду, что этот пейзаж написан в один из тяжелейших периодов жизни художника: сразу после смерти маленькой дочери и во время тяжелой болезни жены.

Краткое описание

Сочинение по картине «Грачи прилетели» стоит начать с краткого описания того, что на ней изображено.

На картине изображена ранняя дружная весна и начало половодья. На переднем плане - изображение берез с гнездами грачей и с суетящимися вокруг них птицами в разных позах. За ними - типичная для русского пейзажа церковь, обнесенная деревянным забором. На заднем плане - за церковью - бескрайнее поле, где вода перемежается с островками то оттаявшей земли, то снега. Фоном для пейзажа служит мартовское небо: высокое и голубое, с низкими тяжелыми облаками.

Центр картины

Сложно сказать, где именно находится композиционный и смысловой центр картины. В целом полотно написано так, что взгляд блуждает от грачей на вершинах берез к церковной колокольне, затем переходит на задний план, задерживается на голубом небе в верхнем левом углу и снова возвращается на передний план, чтобы остановиться на весенней воде и граче с веточкой в клюве. Такое динамичное восприятие картины далеко не случайно. Эту особенность должно обязательно отражать сочинение. «Грачи прилетели» - один из первых примеров нестатического пейзажа в русской живописи. Динамичны и сам сюжет, и цветовая гамма. Привычный русский пейзаж воспринимается как воплощение движения и жизни.

Динамика цветового восприятия

Сочинение по картине «Грачи прилетели», конечно же, невозможно без рассказа о цветовом восприятии полотна. Описывать цвета и оттенки следует именно на фоне общей динамики произведения.

Отражая типичные и привычные краски ранней весны, художник добивается того, чтобы каждый цвет контрастировал с другими. Оставаясь сдержанным и скромным по колористике, произведение воспринимается как яркое. Голубые, белые и коричнево-зеленые фрагменты так сочетаются и так контрастируют с черными пятнами грачей и теней, что создается ощущение игры цвета. Это также создает особенную динамику восприятия, не позволяя зрителю остановиться в созерцании произведения. Взгляд блуждает между черными пятнами грачей, голубым небом, белым снегом и зеленой водой.

Динамика сюжета

Как уже говорилось выше, удивительная динамика, увиденная и отраженная автором, - причина той популярности и неугасаемого интереса к картине зрителей, и именно тому, за счет чего достигается это впечатление, стоит посвятить сочинение. «Грачи прилетели» А. К. Саврасова методически выгодно анализировать путем исключения деталей композиции. Как бы выглядел пейзаж, если бы на нем не было такой-то детали?

Грачи

Начать, видимо, нужно с птиц, сосредоточив на них внимание и попробовав понять, какое место они занимают в сюжете. Из подобного анализа, который каждый зритель построит по-своему, получится интересный рассказ. «Грачи прилетели» - название, которое дает ключ к прочтению картины. Если птицы недавно появились, значит легко представить себе тот же самый пейзаж без них. Как он выглядел? Если представить это, картина лишается огромной доли своей динамики, так как она сосредоточена именно в птицах. Грачи снуют вокруг гнезд, куда-то улетают от берез, а затем возвращаются, один из них - на земле - спешит строить или ремонтировать гнездо, подобрав веточку и, видимо, собираясь взлететь. Неслучайно с прилетом этих птиц ассоциируется начало весны, так как именно с ними в окружающем пейзаже появляются жизнь и движение.

Другие детали

Тот же прием можно применить и к другим деталям картины. Вода, видимо, буквально за несколько дней залила землю, без нее совсем недавно была снежная равнина. Совсем недавно и расступились облака, показав небо, а значит, добавив и голубых красок, и игры света и теней на снегу, и уточнив цвета церкви, преобразив серые и неопределенные в зеленые и голубые.

В таком ключе и далее можно продолжать сочинение. «Грачи прилетели» на многих вариантах картины неизменно содержит именно церковь. Возможно, мировоззрение художника XIX века предполагало, что без нее русский пейзаж - только бескрайняя снежная равнина. Именно с появлением церкви на русской земле появляется жизнь.

Следы на снегу, направление ветвей берез, движение облаков - все это тоже может быть включено в описание. «Грачи прилетели» - богатое поле для наблюдений и интерпретаций. Будучи изображением одного мига, эта картина удивительно передает наступление весны, движение жизни и - так как в него включена церковь - ход человеческой истории.

Закончить работу можно общими выводами о впечатлениях от картины. Всегда будет выгодно смотреться сравнение первых ощущений от полотна и мыслей после того, как были проанализированы его детали.

Таким образом, сочинение по картине «Грачи прилетели» А. К. Саврасова может стать увлекательным занятием и тестом на наблюдательность и умение анализировать свои впечатления.

Похожие публикации