Самая популярная женщина композитор. Выдающиеся женщины – композиторы

«Скорее мужчина родит ребенка, чем женщина напишет хорошую музыку», — заявил однажды немецкий композитор Иоганнес Брамс. Спустя полтора века женщины-композиторы собирают крупнейшие мировые концертные залы, пишут музыку для кино и выступают с важными социальными инициативами.

1. Кассия Константинопольская

Греческая монахиня Кассия родилась в богатой константинопольской семье в 804 или 805 году. Сегодня ее знают не только как основательницу женского монастыря в Константинополе, но и как одну из первых женщин-гимнографов и композиторов.

Кассия была очень красива и, согласно некоторым источникам, в 821 году даже участвовала в смотре невест для императора Феофила. Девушке не суждено было стать женой императора, и вскоре Кассия постриглась в монахини, чтобы провести всю жизнь в основанном ею же монастыре. Там Кассия сочиняла церковные гимны и каноны, а анализ ее произведений, содержащих отсылки к сочинениям античных авторов, позволяет сделать вывод о хорошем светском образовании девушки.

Кассия Константинопольская — один из первых композиторов, чьи произведения могут исполнены современными музыкантами.

2. Хильдегарда Бингенская

Немецкая монахиня Хильдегарда Бингенская была неординарной личностью не только в том, что касалось написания музыки — она также работала над трудами по естествознанию и медицине, писала мистические книги видений, а также духовные стихи.

Хильдегарда родилась в конце XI века и была десятым ребенком в дворянской семье. С восьми лет девочка была на воспитании у монахини, а в 14 начала жить в монастыре, где изучала искусство и литургику.

Сочинять музыку на собственные стихи девочка начала еще в детстве, а уже во взрослом возрасте собрала свои произведения в сборник под названием «Гармоническая симфония небесных откровений». В сборник вошли распевы, объединенные в несколько частей по литургическим темам.

3. Барбара Строцци

Итальянский композитор Барбара Строцци, которую позже прозвали «виртуознейшей», была внебрачной дочерью поэта Джулио Строцци, который позже ее удочерил. У самой Барбары было четверо внебрачных детей от разных мужчин. Девочка родилась в 1619 году в Венеции и училась у композитора Франческо Кавалли.

Строцци писала кантаты, ариетты, мадригалы, а тексты для произведений дочери писал ее отец Джулио. Барбара стала первым композитором, выпускавшим свои произведения не в сборниках, а по одному. Музыку Барбары Строцци исполняют и переиздают и сегодня.

4. Клара Шуман

Урожденная Клара Вик родилась в 1819 году в Лейпциге, в семье известного в городе и стране педагога по фортепиано Фридриха Вика. С раннего возраста девочка обучалась игре на фортепиано у отца, и уже в возрасте 10 лет начала с успехом выступать на публике.

Вместе с отцом Клара ездила в турне по Германии, затем давала несколько концертов в Париже. Примерно в это же время юная Клара начала писать музыку — ее первые произведения были опубликованы в 1829 году. Тогда же учеником Фридриха Вика стал молодой Роберт Шуман, чье восхищение талантливой дочерью учителя переросло в любовь.

В 1940 году Клара и Роберт поженились. С тех пор девушка стала исполнять музыку, написанную мужем, зачастую она первой представляла публике новые сочинения Роберта Шумана. Также дебютное исполнение своих произведений Кларе доверял композитор Иоганнес Брамс, близкий друг семьи.

Собственные сочинения Клары Шуман отличались современностью и считались одним из лучших образцов романтической школы. Высоко ценил сочинения жены и Роберт Шуман, который, однако, настоял на том, чтобы супруга сосредоточилась на семейной жизни и их восьмерых детях.
После смерти Роберта Шумана Клара продолжила выступать с его произведениями, а интерес к ее собственному творчеству вспыхнул с новой силой в 1970 году, когда впервые появились записи сочинений Клары

5. Эми Бич

Американка Эми Марси Чейни Бич — единственная женщина в так называемой «Бостонской шестерке» композиторов, куда, помимо нее, входили музыканты Джон Ноулз Пейн, Артур Фут, Джордж Чедуик, Эдуард Мак-Доуэлл и Горацио Паркер. Считается, что композиторы «шестерки» оказали решающее влияние на формирование американской академической музыки.

Эми родилась 5 сентября 1867 года в состоятельной нью-гемпширской семье. С ранних лет девочка занималась музыкой под руководством матери, а после переезда семьи в Бостон начала изучать и композиторское искусство. Первый сольный концерт Эми Бич состоялся в 1883 году и имел большой успех. Через два года девушка вышла замуж и по настоянию мужа практически прекратила выступать, сосредоточившись на написании музыки.

С собственными произведениями она позже выступала на гастролях в Европе и Америке, а сегодня Эми Бич считается первой женщиной, которой удалось сделать успешную карьеру в высоком музыкальном искусстве.

6. Валентина Серова

Первая российская женщина-композитор, урожденная Валентина Семеновна Бергман родилась в 1846 году в Москве. Девочке не удалось окончить Санкт-Петербургскую консерваторию из-за конфликта с директором, после чего Валентина стала брать уроки у музыкального критика и композитора Александра Серова.

В 1863 году Валентина и Александр поженились, еще через два года у супругов родился сын, будущий художник Валентин Серов. В 1867 году Серовы стали издавать журнал «Музыка и театр». Супруги поддерживали дружеские отношения с Иваном Тургеневым и Полиной Виардо, Львом Толстым, Ильей Репиным.

Валентина Серова довольно трепетно относилась к творчеству своего мужа, и после его смерти выпустила четыре тома статей о супруге, а также завершила его оперу «Вражья сила».

Серова — автор опер «Уриэль Акоста», «Мария Д"Орваль», «Мироед», «Илья Муромец». Помимо музыки она также писала статьи о композиторском искусстве, выпустила мемуары о встречах со Львом Толстым и воспоминания о муже и сыне.

7. София Губайдулина

Сегодня российский композитор София Губайдулина живет и работает в Германии, однако в ее родном Татарстане ежегодно проводятся музыкальные конкурсы и фестивали, посвященные прославленной уроженке республике.

София Губайдулина родилась в городе Чистополе в 1931 году. Девочкой она закончила казанскую музыкальную гимназию, а после поступила в Казанскую консерваторию, где училась по классу композиции. Переехав в Москву, Губайдулина продолжила обучение в Московской консерватории, и после ее окончания получила важное для себя напутствие от композитора Дмитрия Шостаковича: «Я вам желаю идти своим «неправильным» путем».

Вместе с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым София Губайдулина входила в троицу московских композиторов-авангардистов. Губайдулина много работала для кино и написала музыку к таким фильмам как «Вертикаль», «Человек и его птица», «Маугли», «Чучело».

В 1991 году София Губайдулина получила немецкую стипендию и с тех пор живет в Германии, регулярно приезжая в Россию с концертами, фестивалями и различными социальными инициативами.

«В Древней Греции все арфисты были мужчинами, а теперь это «женский» инструмент. Времена меняются, и слова Брамса о том, что «скорее мужчина родит ребёнка, чем женщина напишет хорошую музыку», звучат уже несерьёзно,» - сказала София Асгатовна в одном из интервью.

Великие женщины России

Анастасия Морева

Весеннюю музыкально-просветительскую викторину Воронежская композиторская организация посвятила великим женщинам России. Её героинями стали Екатерина Великая, Наталья Гончарова, поэтессы Анна Ахматова и Марина Цветаева, женщина-космонавт Валентина Терешкова. Взрослые и юные участники викторины с интересом узнавали малоизвестные факты из биографий выдающихся женщин, внимали исполнению заслуженной артистки РФ Любови Концовой, солистки воронежской оперы Елены Петриченко.

К примеру, русская императрица Екатерина II положила начало женскому образованию в России. По её инициативе открылись Смольный институт благородных девиц, училище при Академии художеств, Общество двухсот благородных девиц. Екатерина занималась литературной деятельностью, оставив после себя большое собрание сочинений – записки, переводы, басни, сказки, комедии, эссе, а также либретто к нескольким операм. Участвовала в еженедельном сатирическом журнале «Всякая всячина».

Наталье Гончаровой – жене и музе А.С. Пушкина посвящены строки поэта «Я женат и счастлив… Это состояние для меня так ново, что кажется, я переродился». В браке с великим поэтом она родила четырех детей. В программе были исполнены сочинения М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, а также воронежского композитора Владимира Наумова на стихи А.С. Пушкина.

Многие впервые услышали имя гениальной женщины, поэта и литератора Евдокии Ростопчиной. Она была знакома с А.С. Пушкиным, М.И. Лермонтовым, В.А. Жуковским, Н.В. Гоголем, встречи с которыми послужили толчком для написания собственных стихотворений. Сочиняла лирические пьески, романы в прозе, драматические пьесы для театра. В Петербурге в доме Ростопчиных часто давались музыкальные вечера, на которых бывали Ф. Лист, М.И. Глинка, князь В.Ф. Одоевский, писатели А.Н. Островский и Л.А. Мей, а также артисты M.С. Щепкин, И.В. Самарин и другие. Для нас интересен тот факт, что графиня провела два года в принадлежавшем её мужу Воронежском имении – городе Анна. Открытием вечера стало исполнение романсов Е. Крылатова «Вы вспомните меня», А. Рубинштейна «Утро» на стихи Е. Ростопчиной.

Вниманию слушателей были представлены романсы воронежского композитора Александра Украинского на стихи Анны Ахматовой «Любовь», «Пусть голоса органа снова грянут», воспевающие торжество искусства, весны, любви, настоящей поэзии. Текст стихотворений с удивительной пронзительностью и проникновенностью передан в музыке композитора.

Марина Цветаевапоэтесса, воспевающая природную красоту и радостные чувства любви. Сложный жизненный путь Цветаевой нашел отражение в её творчестве, которое насыщают мотивы романтической любви, отверженности и одиночества. На стихи М. Цветаевой написаны сочинения ещё одного воронежского композитора А. Мозалевского, которые завершили программу вечера.

ТЕКСТ: Олег Соболев

КАК И В ЛЮБЫХ ДРУГИХ ОБЛАСТЯХ КЛАССИЧЕСКОГО ИСКУССТВА западного мира, в истории академической музыки найдётся бесчисленное множество забытых, но заслуживающих рассказа о себе женщин. В особенности - в истории композиторского искусства. Даже сейчас, когда число заметных женщин-композиторов растёт с каждым годом, в сезонные расписания самых известных оркестров и концертные программы самых известных исполнителей редко попадают произведения, написанные женщинами.

Когда же сочинение женщины-композитора всё-таки становится объектом зрительского или журналистского внимания, новость об этом обязательно сопровождается какой-нибудь грустной статистикой. Вот свежий пример: Метрополитен-опера в нынешнем сезоне давал гениальную «Любовь издалека» Кайи Саариахо - как выяснилось, первую написанную женщиной оперу, показанную в этом театре после 1903 года. Утешает, что сочинения Саариахо - как, например, и музыка Софии Губайдулиной или Джулии Вольф - даже без таких инфоповодов исполняются довольно часто.

Выбрать несколько малоизвестных музыкальных героинь из большого списка женских имен - задача трудная. Семь женщин, о которых мы расскажем сейчас, объединяет одно - они в той или иной степени не вписывались в окружающий их мир. Кто-то исключительно из-за собственного поведения, разрушавшего культурные устои, а кто-то - путём своей музыки, к которой нельзя подобрать аналог.

Луиза Фарранк

Урождённая Жанна-Луиза Дюмон прославилась в мире европейской музыки 1830–1840-х годов как пианистка. Более того - исполнительская репутация девушки была настолько высока, что в 1842-м Фарранк назначили профессором фортепиано Парижской консерватории. Она занимала этот пост следующие тридцать лет и, вопреки педагогической загруженности, сумела проявить себя как композитор. Впрочем, скорее не «сумела проявить», а «не смогла не проявить». Фарранк происходила из известнейшей династии скульпторов и выросла среди лучших людей парижского искусства, поэтому акт творческого самовыражения для неё был предельно естественным.

Опубликовавшая при жизни с полсотни сочинений, в основном инструментальных, мадам профессор получала о своей музыке восторженные отзывы от Берлиоза и Листа, но вот на родине Фарранк воспринимали как чересчур нефранцузского композитора. Во Франции каждый первый подающий надежды автор строчил многочасовые оперы, а лаконичные и вдохновлённые музыкой эпохи классицизма произведения парижанки и правда шли вразрез с тогдашней модой. Напраcно: лучшие её вещи - как Третья симфония соль минор, - мягко говоря, не теряются на фоне мастодонтов того времени вроде Мендельсона или Шумана. Да и Брамса с его попытками перевести классицизм на язык романтической эпохи Фарранк обошла лет на десять, а то и двадцать.

Дора Пеячевич

Представительница одного из самых знатных балканских дворянских родов, внучка одного из банов (читай - губернаторов) Хорватии и дочка другого, Дора Пеячевич провела своё детство и юность ровно так, как обычно в мировой поп-культуре любят изображать жизнь молодых и тщательно оберегаемых семейством молодых аристократок. Девочка росла под строжайшим присмотром английских гувернанток, почти не общалась со сверстниками и в общем и целом воспитывалась родителями с прицелом на дальнейший удачный для рода брак, нежели на счастливое детство.

Но что-то пошло не так: Дора подростком загорелась идеями социализма, стала постоянно конфликтовать с семьёй и, как следствие, в двадцать с лишним лет оказалась до конца жизни оторвана от остальных Пеячевичей. Это, впрочем, только пошло на пользу другому её увлечению: ещё на заре Первой мировой мятежная дворянка утвердилась в качестве самой значительной фигуры хорватской музыки.

Сочинения Доры, равномерно вдохновлённые Брамсом, Шуманом и Штраусом, по меркам окружавшего её мира звучали крайне наивно - скажем, на момент премьеры её старомоднейшего фортепианного концерта в Берлине и Париже уже вовсю слушали «Лунного Пьеро» и «Весну священную». Но если абстрагироваться от исторического контекста и слушать музыку Пеячевич как искреннее признание в любви к немецким романтикам, то легко можно будет заметить её выразительный мелодизм, сделанные на высоком уровне оркестровки и тщательную структурную работу.

Эми Бич

Самый известный эпизод биографии Эми Бич можно пересказать так. В 1885 году, когда ей было 18 лет, родители Эми выдали её замуж за 42-летнего хирурга из Бостона. Девушка уже тогда была виртуозом игры на фортепиано и надеялась продолжить обучение музыке и исполнительскую карьеру, но супруг решил иначе. Доктор Генри Гаррис Одри Бич, озабоченный статусностью своей семьи и руководствуясь тогдашними представлениями о роли женщины в светском новоанглийском обществе, запретил жене учиться музыке и ограничил её выступления как пианистки одним концертом в год.

Для Эми, мечтавшей о концертных залах и аншлаговых рециталах, это оказалось равносильно трагедии. Но, как часто бывает, трагедия дала путь триумфу: Бич хоть и пожертвовала исполнительской карьерой, но стала всё больше посвящать себя сочинительству и сейчас однозначно определяется большинством исследователей как лучший американский композитор позднеромантической эпохи. Два её главных произведения - изданная в 1896 Гэльская симфония и последовавший через три года фортепианный концерт - действительно прекрасны, пусть даже по меркам тех лет напрочь лишены оригинальности. Самое главное - в музыке Бич, как это можно было бы предположить, совершенно нет места провинциальности и местечковости.

Рут Кроуфорд Сигер

В кругах серьёзных поклонников, исследователей и просто любителей американской фолк-музыки Рут Кроуфорд Сигер куда более известна, чем в мире академической музыки. Почему? Есть две ключевые причины: во-первых, она была женой музыковеда Чарльза Сигера, а следовательно, и родоначальницей клана Сигеров, семьи музыкантов и певцов, сделавших для популяризации американского фолка больше, чем кто-либо ещё. Во-вторых, она последние лет десять своей жизни плотно работала над каталогизацией и аранжировками песен, записанных в многочисленных поездках Джоном и Аланом Ломаксами, крупнейшими американскими фольклористами и собирателями народной музыки.

Удивительно, но вплоть до начала совместной жизни и Рут, и Чарльз Сигер были композиторами крайне модернистского толка, применить по отношению к музыке которых слово «фольклор» можно было с великим трудом. В частности, сочинения Рут Кроуфорд начала 30-х можно сравнить разве что с произведениями Антона Веберна - да и то лишь в плане искусно выстроенной драматургии и лаконично сконцентрированного музыкального материала. Но если у Веберна сквозь каждую ноту просвечивают традиции - не важно, австрийской или ренессансной музыки, - то произведения Сигер существуют словно вне традиции, вне прошлого и вне будущего, вне Америки и вне всего остального мира. Почему композитор с настолько индивидуальной манерой до сих пор не входит в канонический модернистский репертуар? Загадка.

Лили Буланже

Казалось бы, какую музыку могла сочинять в начале прошлого века вечно больная, глубоко религиозная и патологически скромная француженка из высшего общества? Правильно - такую, что могла бы послужить хорошим саундтреком к Судному дню. Лучшие сочинения Лили Буланже написаны на религиозные тексты вроде псалмов или буддийских молитв, исполняются чаще всего будто неправильно отлаженным хором под рваное, немелодичное и громкое музыкальное сопровождение. К этой музыке не подберёшь с ходу аналога - да, она отчасти похожа на ранние вещи Стравинского и на особенно пламенные сочинения Онеггера, но ни тот, ни другой не достигали таких глубин отчаяния и не вдавались в столь экстремальный фатализм. Когда друг семьи Буланже композитор Габриэль Форе установил, что у трёхлетней Лили абсолютный слух, родители и старшая сестра вряд ли могли представить, что этот дар воплотится в нечто столь неангельское.

Кстати, о сестре. Надя Буланже оказалась фигурой в истории музыки не в пример более значительной. Почти полвека - с 20-х до 60-х - Надя считалась одной из лучших преподавательниц музыки на планете. Имевшая весьма специфические взгляды как на новую по тем временам музыку, так и на музыку в буквальном смысле слова классическую, жёсткая, непримиримая и изнурявшая своих учеников сложнейшими заданиями, Надя даже для своих идеологических противников оставалась примером музыкального интеллекта невиданной памяти и мощи. Возможно, она бы смогла стать и настолько же значительным композитором, насколько оказалась педагогом. Во всяком случае она начинала именно как композитор - но, по собственному признанию, после смерти Лили у Нади что-то сломалось внутри. Прожившая 92 года, старшая сестра так и не достигла высот немногочисленных сочинений младшей, сгоревшей от болезни Крона в возрасте 24 лет.

Элизабет Маконки

Ральф Воан-Уильямс, крупнейший британский композитор прошлого века, был страстным поборником национальных музыкальных традиций. Так, он с увлечением перерабатывал народные песни, писал подозрительно похожие на англиканские гимны хоровые произведения и с переменным успехом переосмысливал творчество английских композиторов эпохи Возрождения. Ещё он преподавал композицию в лондонском Королевском колледже музыки, где любимой его ученицей в 20-е годы была молодая ирландская девушка по имени Элизабет Маконки. Спустя десятилетия она расскажет, что это именно Воан-Уильямс, даром что был традиционалистом, посоветовал ей никогда никого не слушать и в деле сочинения музыки ориентироваться только на свои интересы, вкусы и мысли.

Совет оказался для Маконки решающим. Её музыка всегда оставалась нетронутой как глобальными трендами академавангарда, так и извечной английско-кельтской любовью к сельскому фольклору. Как раз в ученические годы открывшая для себя Белу Бартока (композитора, кстати, тоже творившего вне всяких очевидных тенденций), Маконки в своих сочинениях естественным образом отталкивалась от зрелой музыки великого венгра, но при этом всё же последовательно развивала собственный стиль, куда более интимный и интроспективный. Наглядные примеры самобытности и эволюции композиторской фантазии Маконки - её тринадцать струнных квартетов, написанных с 1933-го по 1984-й и вместе образующих цикл квартетной литературы, ничем не уступающий аналогичным Шостаковича или того же Бартока.

Витезслава Капралова

За несколько лет до Первой мировой неприметный чешский композитор и концертирующий пианист Вацлав Капрал основал в родном Брно частную музыкальную школу для начинающих пианистов. Школа продолжила существование и после войны, вскоре вообще заработав репутацию чуть ли не самой лучшей в стране. Поток желающих учиться, причём учиться конкретно у самого Капрала, даже ненадолго заставил композитора задуматься о прекращении всей остальной своей деятельности в пользу преподавания.

К счастью, его дочь Витезслава, на тот момент ещё не отпраздновавшая своё десятилетие, вдруг начала демонстрировать необыкновенные способности к музыке. Девочка играла на фортепиано лучше многих взрослых профессионалов, заучивала наизусть весь классический песенный репертуар и даже принялась писать небольшие пьесы. Капрал разработал удивительный по степени самонадеянности, глупости и меркантильности план: вырастить из Витезславы настоящего монстра музыки, способного заменить его в качестве основного преподавателя семейной школы.

Разумеется, ничего такого не произошло. Амбициозная Витезслава, возжелавшая стать композитором и дирижёром, в пятнадцать лет поступила сразу на два соответствующих факультета в местную консерваторию. Чтобы женщина, да хочет дирижировать - такого в Чехии 30-х до Капраловой не видали. А чтобы сразу и дирижировать, и сочинять - это вообще было немыслимо. Именно сочинять музыку в первую очередь и принялась новозачисленная студентка - причём такого качества, такого стилистического разнообразия и в таких объёмах, что и сравнить толком не с кем.

Как и в любых других областях классического искусства западного мира, в истории академической музыки найдётся бесчисленное множество забытых, но заслуживающих рассказа о себе женщин.

В особенности - в истории композиторского искусства.

Даже сейчас, когда число заметных женщин-композиторов растёт с каждым годом, в сезонные расписания самых известных оркестров и концертные программы самых известных исполнителей редко попадают произведения, написанные женщинами.

Когда же сочинение женщины-композитора всё-таки становится объектом зрительского или журналистского внимания, новость об этом обязательно сопровождается какой-нибудь грустной статистикой.

Вот свежий пример: Метрополитен-опера в нынешнем сезоне давал гениальную «Любовь издалека» Кайи Саариахо - как выяснилось, первую написанную женщиной оперу, показанную в этом театре после 1903 года. Утешает, что сочинения Саариахо - как, например, и музыка Софии Губайдулиной или Джулии Вольф - даже без таких инфоповодов исполняются довольно часто.

Выбрать несколько малоизвестных музыкальных героинь из большого списка женских имен - задача трудная. Семь женщин, о которых мы расскажем сейчас, объединяет одно - они в той или иной степени не вписывались в окружающий их мир.

Кто-то исключительно из-за собственного поведения, разрушавшего культурные устои, а кто-то - путём своей музыки, к которой нельзя подобрать аналог.

Луиза Фарранк (1804–1875)

Урождённая Жанна-Луиза Дюмон прославилась в мире европейской музыки 1830–1840-х годов как пианистка. Более того - исполнительская репутация девушки была настолько высока, что в 1842-м Фарранк назначили профессором фортепиано Парижской консерватории.

Она занимала этот пост следующие тридцать лет и, вопреки педагогической загруженности, сумела проявить себя как композитор. Впрочем, скорее не «сумела проявить», а «не смогла не проявить».

Фарранк происходила из известнейшей династии скульпторов и выросла среди лучших людей парижского искусства, поэтому акт творческого самовыражения для неё был предельно естественным.

Опубликовавшая при жизни с полсотни сочинений, в основном инструментальных, мадам профессор получала о своей музыке восторженные отзывы от Берлиоза и Листа, но вот на родине Фарранк воспринимали как чересчур нефранцузского композитора.

Во Франции каждый первый подающий надежды автор строчил многочасовые оперы, а лаконичные и вдохновлённые музыкой эпохи классицизма произведения парижанки и правда шли вразрез с тогдашней модой.

Напраcно: лучшие её вещи - как Третья симфония соль минор, - мягко говоря, не теряются на фоне мастодонтов того времени вроде Мендельсона или Шумана. Да и Брамса с его попытками перевести классицизм на язык романтической эпохи Фарранк обошла лет на десять, а то и двадцать.

Дора Пеячевич (1885–1923)

Представительница одного из самых знатных балканских дворянских родов, внучка одного из банов (читай - губернаторов) Хорватии и дочка другого, Дора Пеячевич провела своё детство и юность ровно так, как обычно в мировой поп-культуре любят изображать жизнь молодых и тщательно оберегаемых семейством молодых аристократок.

Девочка росла под строжайшим присмотром английских гувернанток, почти не общалась со сверстниками и в общем и целом воспитывалась родителями с прицелом на дальнейший удачный для рода брак, нежели на счастливое детство.

Но что-то пошло не так: Дора подростком загорелась идеями социализма, стала постоянно конфликтовать с семьёй и, как следствие, в двадцать с лишним лет оказалась до конца жизни оторвана от остальных Пеячевичей.

Это, впрочем, только пошло на пользу другому её увлечению: ещё на заре Первой мировой мятежная дворянка утвердилась в качестве самой значительной фигуры хорватской музыки.

Сочинения Доры, равномерно вдохновлённые Брамсом, Шуманом и Штраусом, по меркам окружавшего её мира звучали крайне наивно - скажем, на момент премьеры её старомоднейшего фортепианного концерта в Берлине и Париже уже вовсю слушали «Лунного Пьеро» и «Весну священную».

Но если абстрагироваться от исторического контекста и слушать музыку Пеячевич как искреннее признание в любви к немецким романтикам, то легко можно будет заметить её выразительный мелодизм, сделанные на высоком уровне оркестровки и тщательную структурную работу.

Эми Бич (1867–1944)

Самый известный эпизод биографии Эми Бич можно пересказать так. В 1885 году, когда ей было 18 лет, родители Эми выдали её замуж за 42-летнего хирурга из Бостона. Девушка уже тогда была виртуозом игры на фортепиано и надеялась продолжить обучение музыке и исполнительскую карьеру, но супруг решил иначе.

Доктор Генри Гаррис Одри Бич, озабоченный статусностью своей семьи и руководствуясь тогдашними представлениями о роли женщины в светском новоанглийском обществе, запретил жене учиться музыке и ограничил её выступления как пианистки одним концертом в год.

Для Эми, мечтавшей о концертных залах и аншлаговых рециталах, это оказалось равносильно трагедии. Но, как часто бывает, трагедия дала путь триумфу: Бич хоть и пожертвовала исполнительской карьерой, но стала всё больше посвящать себя сочинительству и сейчас однозначно определяется большинством исследователей как лучший американский композитор позднеромантической эпохи.

Два её главных произведения - изданная в 1896 Гэльская симфония и последовавший через три года фортепианный концерт - действительно прекрасны, пусть даже по меркам тех лет напрочь лишены оригинальности. Самое главное – в музыке Бич, как это можно было бы предположить, совершенно нет места провинциальности и местечковости.

Рут Кроуфорд Сигер (1901–1953)

В кругах серьёзных поклонников, исследователей и просто любителей американской фолк-музыки Рут Кроуфорд Сигер куда более известна, чем в мире академической музыки. Почему?

Есть две ключевые причины: во-первых, она была женой музыковеда Чарльза Сигера, а следовательно, и родоначальницей клана Сигеров, семьи музыкантов и певцов, сделавших для популяризации американского фолка больше, чем кто-либо ещё.

Во-вторых, она последние лет десять своей жизни плотно работала над каталогизацией и аранжировками песен, записанных в многочисленных поездках Джоном и Аланом Ломаксами, крупнейшими американскими фольклористами и собирателями народной музыки.

Удивительно, но вплоть до начала совместной жизни и Рут, и Чарльз Сигер были композиторами крайне модернистского толка, применить по отношению к музыке которых слово «фольклор» можно было с великим трудом. В частности, сочинения Рут Кроуфорд начала 30-х можно сравнить разве что с произведениями Антона Веберна - да и то лишь в плане искусно выстроенной драматургии и лаконично сконцентрированного музыкального материала.

Но если у Веберна сквозь каждую ноту просвечивают традиции - не важно, австрийской или ренессансной музыки, - то произведения Сигер существуют словно вне традиции, вне прошлого и вне будущего, вне Америки и вне всего остального мира.

Почему композитор с настолько индивидуальной манерой до сих пор не входит в канонический модернистский репертуар? Загадка.

Лили Буланже (1893–1918)

Казалось бы, какую музыку могла сочинять в начале прошлого века вечно больная, глубоко религиозная и патологически скромная француженка из высшего общества? Правильно - такую, что могла бы послужить хорошим саундтреком к Судному дню.

Лучшие сочинения Лили Буланже написаны на религиозные тексты вроде псалмов или буддийских молитв, исполняются чаще всего будто неправильно отлаженным хором под рваное, немелодичное и громкое музыкальное сопровождение. К этой музыке не подберёшь с ходу аналога - да, она отчасти похожа на ранние вещи Стравинского и на особенно пламенные сочинения Онеггера, но ни тот, ни другой не достигали таких глубин отчаяния и не вдавались в столь экстремальный фатализм.

Когда друг семьи Буланже композитор Габриэль Форе установил, что у трёхлетней Лили абсолютный слух, родители и старшая сестра вряд ли могли представить, что этот дар воплотится в нечто столь неангельское.

Кстати, о сестре. Надя Буланже оказалась фигурой в истории музыки не в пример более значительной. Почти полвека - с 20-х до 60-х - Надя считалась одной из лучших преподавательниц музыки на планете. Имевшая весьма специфические взгляды как на новую по тем временам музыку, так и на музыку в буквальном смысле слова классическую, жёсткая, непримиримая и изнурявшая своих учеников сложнейшими заданиями, Надя даже для своих идеологических противников оставалась примером музыкального интеллекта невиданной памяти и мощи.

Возможно, она бы смогла стать и настолько же значительным композитором, насколько оказалась педагогом. Во всяком случае она начинала именно как композитор - но, по собственному признанию, после смерти Лили у Нади что-то сломалось внутри. Прожившая 92 года, старшая сестра так и не достигла высот немногочисленных сочинений младшей, сгоревшей от болезни Крона в возрасте 24 лет.

Элизабет Маконки (1907–1994)

Ральф Воан-Уильямс, крупнейший британский композитор прошлого века, был страстным поборником национальных музыкальных традиций. Так, он с увлечением перерабатывал народные песни, писал подозрительно похожие на англиканские гимны хоровые произведения и с переменным успехом переосмысливал творчество английских композиторов эпохи Возрождения.

Ещё он преподавал композицию в лондонском Королевском колледже музыки, где любимой его ученицей в 20-е годы была молодая ирландская девушка по имени Элизабет Маконки.

Спустя десятилетия она расскажет, что это именно Воан-Уильямс, даром что был традиционалистом, посоветовал ей никогда никого не слушать и в деле сочинения музыки ориентироваться только на свои интересы, вкусы и мысли.

Совет оказался для Маконки решающим. Её музыка всегда оставалась нетронутой как глобальными трендами академавангарда, так и извечной английско-кельтской любовью к сельскому фольклору. Как раз в ученические годы открывшая для себя Белу Бартока (композитора, кстати, тоже творившего вне всяких очевидных тенденций), Маконки в своих сочинениях естественным образом отталкивалась от зрелой музыки великого венгра, но при этом всё же последовательно развивала собственный стиль, куда более интимный и интроспективный.

Наглядные примеры самобытности и эволюции композиторской фантазии Маконки - её тринадцать струнных квартетов, написанных с 1933-го по 1984-й и вместе образующих цикл квартетной литературы, ничем не уступающий аналогичным Шостаковича или того же Бартока.

Витезслава Капралова (1915–1940)

За несколько лет до Первой мировой неприметный чешский композитор и концертирующий пианист Вацлав Капрал основал в родном Брно частную музыкальную школу для начинающих пианистов. Школа продолжила существование и после войны, вскоре вообще заработав репутацию чуть ли не самой лучшей в стране.

Поток желающих учиться, причём учиться конкретно у самого Капрала, даже ненадолго заставил композитора задуматься о прекращении всей остальной своей деятельности в пользу преподавания.

К счастью, его дочь Витезслава, на тот момент ещё не отпраздновавшая своё десятилетие, вдруг начала демонстрировать необыкновенные способности к музыке. Девочка играла на фортепиано лучше многих взрослых профессионалов, заучивала наизусть весь классический песенный репертуар и даже принялась писать небольшие пьесы.

Капрал разработал удивительный по степени самонадеянности, глупости и меркантильности план: вырастить из Витезславы настоящего монстра музыки, способного заменить его в качестве основного преподавателя семейной школы.

Разумеется, ничего такого не произошло. Амбициозная Витезслава, возжелавшая стать композитором и дирижёром, в пятнадцать лет поступила сразу на два соответствующих факультета в местную консерваторию. Чтобы женщина, да хочет дирижировать - такого в Чехии 30-х до Капраловой не видали.

А чтобы сразу и дирижировать, и сочинять - это вообще было немыслимо. Именно сочинять музыку в первую очередь и принялась новозачисленная студентка - причём такого качества, такого стилистического разнообразия и в таких объёмах, что и сравнить толком не с кем.

Понятно, почему в сериале «Моцарт в джунглях» именно Капралова становится ролевой моделью для не умеющей сидеть сложа руки героини по имени Лиззи: Витезслава умерла от туберкулёза в возрасте 25 лет - но при этом количество написанных ею композиций превосходит каталоги очень и очень многих авторов.

Логично предположить, впрочем, что до своего окончательного композиторского триумфа эта феноменальная девушка не дожила.

При всём их формальном качестве, сочинения Капраловой стилистически всё-таки очень похожи на музыку ведущего чешского композитора тех лет Богуслава Мартину, по совместительству большого друга семьи Капрал, знавшего Витезславу с детства и даже успевшего без памяти влюбиться в неё незадолго до смерти девушки.

В эпоху становления оперного вокала для женщин-певиц условия были не так, чтобы очень благоприятные. Однако это не сильно затормозило глобальный процесс и мы знаем немало имен настоящих звёзд – оперных див, даже не буду их и перечислять. Но вот женщины, писавшие музыку … тут что-то либо совсем не было условий, либо не было столько таланта … Во всяком случае ни одно из имён женщин-композиторов не заблистало столь же ярко, как скажем имена Бетховена, или ! И всё-таки давайте-ка посмотрим: чем мы тут располагаем?:)

  • Хильдега́рда Би́нгенская

Пусть женские имена и не снискали такой же славы в мире музыкального сочинительства, как мужские, но зато есть имя очень значительное с точки зрения истории музыки. Это Хильдегарда Бингенская – одна из первых средневековых композиторов, оставивших записи своих сочинений. Ну-у, сочинения понятно какие, ведь это ж 12 век! Вероятно, современному слушателю надо быть очень большим фанатом, чтобы получать удовольствие от прослушивания средневековых церковных распевов. Впрочем, это сугубо теоретические мои измышления – что-то послушать из Хильдегарды мне пока не удалось. В интернете нашла пока только вот что , но там надо сначала стать членом клуба, а уж потом слушать. Ход до этого ещё не дошёл, хотя в планах имеется:). Но в этой истории, пожалуй, важнее другое: сама личность монахини, которую в 2012 году Папа Римский официально канонизировал. А ещё очень проникновенно о ней написал :

История ее представляется еще более замечательной, когда начинаешь размышлять о том, с какими, наверное, трудностями было сопряжено в то время не просто существование женщины-композитора, - господи, да это и сейчас дело не из легких, - но, чего уж там, существование женщины, ХОТЬ ЧТО-ТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯВШЕЙ.

Давайте возьмем в одну руку портрет Хильдегарды, а в другую - наполненный вином кубок, покажем себе крупным планом 1179 -й и провозгласим тост за ее ничуть не ведьмячью, эксцентричную музыкальность.

  • Барбара Строцци

Может я, конечно, и покажусь невеждой, но музыку этой дамы я тоже не слушала и … почему-то думаю, что и это имя оставило след скорее исторический, чем музыкальный. А именно: Барбара Строцци одной из первых начала публиковать свои произведения не в сборниках, а как говорится – соло, а это уже,согласитесь, заявка! Жила и творила она в любимейшую мною и в любимейшей стране – Италии. Прозвище имела “Виртуознейшая”, но опять-таки думается, что эта оценка относилась скорее к Строцци – певице. А как композитор – могла ли она соперничать со множеством блистательных авторов, живших в то время? Во всяком случае, Монтеверди, Бах, Вивальди, Пёрсел, Гендель – это мировые масштабы. А вот имя Барбары Строцци не так часто и услышишь. Впрочем, хватит умничать, сейчас вместе с вами впервые послушаю её сочинение:

Ну, и как вам? Я заслушалась, очень красиво!

  • Клара Шуман

Вот и в этом случае, так и хочется сказать: да-да, Клара была женой композитора Роберта Шумана. То есть как бы производное от известного мужского имени. Но ведь на самом деле скорее Клара “продвигала” своего мужа, именно она была первой исполнительницей его произведений. Так же, как и музыку Брамса публика впервые услышала в исполнении Клары. Кстати, это и есть ключевые фразы – исполнение . Потому как Клара была виртуознейшей пианисткой, собственно она была вундеркиндом, её выступления и гастроли начались ещё в детстве. А последний концерт Клара дала в возрасте 71 год. Вот как пианистка – да, она была знаменита и успешна. Как композитора в то время её просто не принимали всерьёз (не женское это дело!), а сейчас творчество Клары Шуман вызывает интерес, но её произведения исполняются не слишком-то часто.

Похожие публикации