Showforum художник шилов биография личная жизнь. Александр Шилов

Самосознание "Я" всегда индивидуально конкретно. Оно уникально и индивидуально в том смысле, что далее не делимо (от лат. individuum, что буквально значит – "неделимый"). Но откуда же берется эта неповторимая индивидуальность, чем она определяется? Она природна? Она телесна? Она духовна? Она идеальна? Кто ее хозяин? Человек? А может быть, род, дающий ему телесность? Культура, дающая язык, нормы, образцы поведения и мышления? Что есть "Я"? Что есть субъект?

Личность, по сути дела, – "матрешка", в которой содержится еще множество других, друг в друга упрятанных матрешек. Или жемчужина. В самом центре жемчужины – самосознание, на которое наслаивается перламутр – последующие слои личности: сознание, идентичность, телесность, система ролей, облик, собственность, семья, работа, досуг и т.д. Человек, говорил испанский философ X. Ортега-и- Гассет, – это человек и его обстоятельства. Но в центре – гвоздь, на котором висит вся целостность этих характеристик – самосознание "Я".

Извне, в восприятии других людей целостность нашего индивидуально неповторимого "Я" закрепляется нашим именем собственным или задается с помощью указательных местоимений "тот", "та", "эти". Именно под своим именем мы и выступаем социальными существами, персонажами ситуаций и событий. Изнутри же нашего внутреннего мира свое собственное "Я" воспринимается как некоторое единство переживаний в этих ситуациях и событиях, ожиданий, надежд, радостей. В переживаниях, в духовном опыте жизнь предстает творчеством и самоопределением личности.

Личность в известной степени подобна художнику, который лепит и чеканит в форме переживаний свою личную жизнь из материала окружающей действительности. Дело не в количестве переживаний, а в их глубине, способности личности к осмыслению переживаний, нахождению в них смысла. Переживания – не "картошки в мешке", а осознание не случайности и связи, осмысленности пережитого, осознание своей роли в пережитом, своей вины и ответственности.

Сомнение и непослушание

Возможность совершать самостоятельные поступки предполагает, таким образом, самостоятельное мышление, а значит и на какой-то стадии – сомнение. Сомнение, непослушание и отклонение от норм и образцов – в определенном смысле необходимое условие становления и развития личности, ее самоопределения и самоорганизации.

Поэтому особое значение имеют решения, принятые не автоматически, а в результате сознательного выбора. Именно сознательный выбор представляет моральную ценность, предполагается как необходимый этап становления личности, вочеловечения человека. Недаром "послушание через непослушание" привлекает такое внимание в искусстве и религии: когда человек совершает поступок не по приказу, не по привычке, а сделав сознательный выбор.

Нетрадиционность мысли и действия, "инакомыслие" и отклонение от сложившихся стереотипов – необходимое условие любой творческой деятельности. В истоках любого творчества лежит недовольство человека существующим порядком вещей. Поэтому талантливые люди нередко обладают так называемым трудным характером. Сама человеческая сущность предполагает возможность непокорности, отклонения от норм, поэтому послушание свободного человека отличается от абсолютного и безусловного повиновения.

Культура и творчество

Творчество – удел не только выдающихся ученых, политиков или художников, но и каждой личности, осуществляющей свою уникальную миссию самим своим участием в социальной жизни. Жизнь как в профессиональной, так и в бытовой среде очень часто ставит человека в ситуации, когда он за неимением социального образца поведения вынужден в себе самом находить пути решения, самостоятельно достраивать собственный опыт.

В обыденном сознании культура и творчество часто отождествляются. Достаточно вспомнить газетные штампы типа "сфера культуры и творчества", "культура и искусство" и др. Однако соотношение культуры и творчества не так просто. В самом деле, творчество сознательная или бессознательная деятельность? Оно планируемо и управляемо или стихийно, спонтанно и непроизвольно? В первом случае оно явно связано с реализацией норм культуры, во втором – преимущественно с нарушением их, иногда даже помимо воли творца. И вообще, является ли творчество обязательным моментом культуры или чем-то необязательным?

Ведь что такое культура? Существует великое множество определений этого понятия. В обыденном сознании это что-то "правильное и хорошее": кого-то считают "культурным", а кого-то "нет". В этом случае речь фактически идет о "ценностном " понимании культуры как системы ценностей (материальных и духовных) народа или человечества в целом. Действительно, ни одно общество нс может существовать и развиваться без накопления эффективного опыта предшествующих поколений, без традиций, образцов "как правильно жить".

Согласно другому – "технологическому" – подходу культура есть способ жизнедеятельности. Все люди спят, едят, трудятся, любят, но в каждом обществе это делают по-своему. Именно "быт и нравы", или принятые в данном сообществе способы осуществления жизненных актов, понимаются здесь как выражение культуры. В "технологическом" понимании к культуре относятся и такие, сомнительные с точки зрения ценностного подхода, явления как, скажем, "культура преступного мира", "технология действия средств массового уничтожения".

Существует и трактовка культуры, когда культурными признаются не все без исключения способы осуществления жизнедеятельности, а только такие, которые способствуют развитию, совершенствованию и возвышению человека.

Обобщая эти подходы, можно определить культуру как систему порождения, накопления, хранения, передачи (от парода к народу и от поколения к поколению) социального опыта.

Культура держится творчеством, им питается: как в поддержании старых норм и ценностей, так и в создании новых. Культура как языческий идол требует "человеческих жертв", свежей крови и молодых жизней. Чем более "культурна" культура, тем с более жесткой средой традиций приходится сталкиваться творческой личности. Творчество подобно магме, с огромным трудом и тратами энергии прорывающейся сквозь уже застывшие пласты, но лишь для того, чтобы, излившись, застыть новым слоем. И следующим творцам будет еще труднее.

Отличить творчество от его зеркального двойника – негативной социальной девиации, о которой говорилось ранее, – довольно трудно. Не случайно современники нередко и не проводят грани между поведением преступника и творца, расценивая деятельность последнего как преступление против нравственности, религии или нарушение закона. Сократа, задававшего согражданам "лишние" вопросы, приговорили к смерти. Суровое наказание ждало Д. Бруно и Г. Галилея, усомнившихся в том, что Солнце вращается вокруг Земли. На первых выставках импрессионистов возмущенные зрители требовали ареста "хулиганов". Примерно то же было на первых выставках русских художников-передвижников. Как интеллектуальное хулиганство были восприняты современниками теория относительности, квантовая механика. История полна примерами расправы благородных, но неблагодарных современников и соплеменников над творцами, по прошествии времени торжественно вводимыми в пантеон святых.

Творчество желательно далеко не во всякой культуре. Да и большую часть человеческой истории занимают так называемые традиционные культуры, жизнь которых целиком определялась верностью традиции, тиражируемой каждым новым поколением. Всякое отклонение от традиционных норм и правил в таких обществах безжалостно пресекалось, а "творцы" либо изгонялись, либо подвергались жестоким репрессиям. Резким ускорением развития цивилизация обязана культуре, сложившейся в русле иудео-христианской традиции с ее особым вниманием к личности, ее свободе, а значит и творчеству. Именно, а может быть, и только в этой культуре, которая до сих пор определяет лицо современной цивилизации, ориентированной на преобразование окружающего мира, творчество рассматривается как ценность. Более того, в современной цивилизации складываются институты, само существование которых нацелено именно на творчество: творческие союзы, научные институты или политические партии.

Трагедия взаимоотношения творчества и культуры в том, что их отношения несимметричны. Современной культуре творчество необходимо, но творчество не может рассчитывать на культуру, а должно преодолевать ее, становясь новой культурой. Нормативность и типичность необходимы для творчества в том смысле, что их нельзя обойти. В искусстве это типичные образы, выражающие конкретные этнические, национальные, возрастные особенности. В науке – это математический аппарат, позволяющий сводить явление к абстрактным законосообразным объяснениям. Но свои силы творчество может черпать только в человеческой свободе и человеческом сердце – на культуру ему рассчитывать не приходится. То, что делается в расчете на культуру, не творчество, а репродукция, и парадоксальным образом не нужно культуре, губительно для нее. Как вампиру, ей нужна свежая кровь и энергетика, напряженное биение живого сердца, а не мертвые отработанные общие формы.

Культура программирует личность, стремится сделать типичными не только поведение личности, но и ее сознание, мышление, чувства. В творчестве, однако, существенно не столько заранее предзаданное, сколько не имеющее аналогов, анормальное. Поэтому творчество опирается на структуры, фиксирующие новые формы общечеловеческого опыта в новых сложившихся исторических обстоятельствах. Творчество всегда предполагает некий новый образ, пророчество о будущем. Творчество не ретроспективно, не репродуктивно, а перспективно и продуктивно. Творчество – не только комбинация неизменных смысловых единиц культуры, но и создание новых па основе индивидуальной трагедии существования. Творчество разрушительно для традиционного привычного мира. Творческие схемы, формулы и образы, ориентированные вперед, к конечным смыслам истории человеческой жизни, имеются в любой культуре, но их роль и значение нарастают с ходом развития цивилизации.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. Творческая деятельность - уникальная особенность рода человеческого. Она многогранна и проявляется во всех сферах материальной и духовной культуры, в каждой обретая свою специфику, но сохраняя, тем не менее общезначимый вариант. Смысл творческой деятельности именно в становлении человека, как активного субъекта социальной деятельности. В этом аспекте творчество выступает как необходимый атрибут культуры.

Родовая человеческая сущность есть совокупность таких человеческих свойств, которые проявляясь в каждой отдельной личности, сохраняются у представителей человеческого рода на всем протяжении его существования. Это концентрация наиболее устойчивых отношений, в которые вступает человеческая личность. Взаимодействуя с природой человек проявляет первое свойство родовой сущности, свою природную телесность или предметность. Первый предмет, которым человек овладевает в процессе своей жизни - это его тело. В процессе целенаправленного взаимодействия с природой - труда, человек использует определенные орудия для достижения своей цели. Предметным результатом человеческого труда явл. Как совершенствование самого человека так и предметы созданные человеческим трудом. Второе проявление родовой человеческой сущности формируется в результате естественной человеческой потребности в обществе людей, а проявляется оно в человеческой социальности, общественности и возникающей в результате их проявления душевности. Находясь с самого рождения внутри определенного социума человек не может обойтись без общества людей на протяжении всей своей жизни. Наконец третьим проявлением является духовность человека после его очеловечивания (полностью это проявляется после появления у человека переживаний). Реальная человеческая духовность определяется как ценностное отношение, главным способом существования которого явл. переживание смысла. Ценность - это выявленная в процессе переживания значимость предмета, человека или явления для переживающей личности. Творчество следует интерпретировать как источник чего-то вечного, непреходящего в культуре.

Творчество. Понятие и сущность. Виды творчества.

Творчество -- деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к всегда предполагает творца -- субъекта творческой деятельности.

Виды творческой деятельности принято выделять в соответствии с тем типом мышления, который лежит в основе каждого из них. На основе понятийно-логического мышления развивается научное творчество, на основе целостно-образного - художественное, на основе конструктивно-образного - дизайнерское, на основе конструктивно-логического - техническое. Рассмотрим особенности творческого процесса в науке, технике, искусстве и дизайне. Лотман называет культуру и искусство двумя способами видения мира или «глазами культуры». С помощью науки культура постигает сущее и закономерное, а искусство - это проживание непережитого, исследование никогда не бывшего, прохождение не пройденных культурой дорог. Творческий процесс в науке ограничен рамками логики и фактов, научный результат отражает наличное состояние научной картины мира, а цель научного творчества - стремление к достижению объективной истины. В художественном творчестве автор ограничен рамками собственного таланта и мастерства, нравственной ответственности и эстетического вкуса. Процесс художественного творчества включает в себя в равной мере сознательные и бессознательные моменты, произведение искусства становится как изначально открытая система, текст, существующий в определенном контексте и обладающий внутренним невысказанным подтекстом. Как результат художественного творчества произведение искусства является воплощением внутреннего мира художника, перевоссозданного в общезначимой, самоценной форме. Техническое творчество обусловлено наличными потребностями цивилизации в достижении наибольшего комфорта и максимального приспособления к окружающей среде. Результатом технического творчества является техническое устройство, механизм, максимально отвечающий наличным потребностям человека. Дизайнерское творчество возникает на стыке технического и художественного творчества и направлено на создание вещи, обладающей не только функциональной и целесообразной, но и выразительной внешней формой. Результатом дизайнерского творчества является реконструкция предметно-вещной среды обитания человека. Дизайнерское искусство воскрешает забытый тезис античной культуры: «Человек - мера всех вещей». Перед дизайнерами ставится задача создания вещей соразмерных человеку, создающих такую бытовую и производственную предметную среду, которая способствовала бы наиболее эффективному решению производственных задач и позволяла бы максимально реализовать способности и замыслы человека. Творчество -- непременное условие возникновения культуры и реализации родовой человеческой сущности. В творчестве человек выражает себя как свободную индивидуальность и освобождается от любых внешних ограничений, во-первых, связанных с физическими возможностями человека: физическими, физиологическими и психическими, и, во-вторых, связанных с общественной жизнью человека. Творчество как самоценный процесс осуществляется тогда, когда, совершаясь в определенных социокультурных условиях: общественных, экономических, политических, нравственных и религиозных, правовых и идеологических, задающих определенный актуальный культурный уровень, оно ставит перед собой ранее небывалые цели, реализуется поисковым, избирательным образом и получает результат, расширяющий меру свободы творца. Именно творчество, когда человек сосредоточивается на его духовной стороне, способствует освобождению человека от мешающих условностей окружающего мира. Культура и творчество делают человека свободным от гнета его половозрастных параметров, от гнета коммунальности и от диктата массовости и стандартизации. Именно творчество как способ бытия культуры и самореализации личности становится механизмом сохранения неповторимой человеческой индивидуальности и самоценности личности. Творец - это HOMO FABER - человек-созидатель, который возвысился над природным окружением, над повседневными потребностями, над созиданием лишь практически необходимого. Следовательно, первым из всевозможных проявлений творчества является формирование творческой личности.

Творческую личность, независимо от сферы ее деятельности, как правило, отличает высокий интеллект, раскованность мышления, легкость ассоциирования, безбоязненная игра идеями и одновременно умение выстраивать логические схемы и устанавливать взаимозависимости, закономерности. Творческая личность должна обладать независимостью мнений и суждений, оценок, умением корректно и аргументировано доказывать и защищать свою точку зрения. Прежде всего для творческой личности важны зоркость в поисках проблемы и умение ставить вопросы. Творческая личность должна обладать умением сосредоточить внимание и долго удерживать его на каком-либо вопросе, теме или проблеме, концентрировать внимание в процессе поиска эвристического решения. Творческий интеллект отличается, как правило, умением оперировать нечетко определенными понятиями, преодолевать логические нестыковки, обладать способностью к свертыванию мыслительных операций и сближению отдаленных понятий. Творческая личность должна быть взыскательна к себе и другим и самокритична. Сомнение в общепризнанных истинах, бунтарство и неприятие традиции должно сочетаться в ней с внутренней дисциплиной и строгостью к себе. Творческие люди отличаются остроумием, восприимчивостью к смешному и умением заметить и комически осмыслить противоречие. Однако психологи отмечают, что увлеченность творческой задачей, отрешенность от мира приводит к появлению бытовой рассеянности и второстепенности отношений между людьми, повышенному стремлению к самоутверждению

Глава I. Теоретические и методологические основы исследования творчества и творческой личности

1.1. Рождение идеи творчества и ее проекции на современное социогуманитарное знание

1.2. Специфика культурологического подхода к анализу творчества

1.3 .Репрезентативность как сущностная черта современной культуры

Глава II. Репрезентации творчества в культуре

2.1. Креативность как «интеллектуальная мода»

2.2. Особенности представлений о творчестве в различных сферах культуры

2.3.Реализация творческого потенциала современной культуры 108 Заключение 124 Литература

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Наумова, Екатерина Григорьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь, после того как нами были рассмотрена сущность творчества и творческой личности, динамика их репрезентативности в культуре, мы можем сделать итоговые выводы, завершающие наше диссертационное исследование.

Человек - свободное существо, не располагающее завершенностью, а потому «приговоренное» к творчеству. Каждый акт творчества есть акт сотворения культуры и сотворения человека. Именно поэтому престиж творчества в европейской культуре, нацеленной на инновации, столь высок. Даже сам термин «творчество» входит в десятку наиболее употребительных слов в психологии, социологии, философии и даже политологии. Данное обстоятельство обусловлено востребованностью творчества в современном обществе - обществе, воспринявшем тот модернизационный импульс, который исходил из греческой культуры.

Развитие форм творчества предстает как предметное развертывание сущностных сил человека. Творчество возникает для выражения коренной и специфически человеческой потребности быть связанным с другим человеком, с природой, с обществом и в этой связи утверждать себя.

В целом, социокультурное творчество существует в двух основных формах. Во-первых, речь идет о возникновении новых культурных и социальных феноменов в ходе адаптации общества к резко изменившимся историческим или природным условиям его существования. Во втором случае следует говорить о так называемой «культурной инноватике» (А.Флиер), порожденной внутренними потребностями самого социума, деятельностью творцов новых культурных форм. Такого типа творчество часто оказывается гораздо более значимым для общества, чем открытия в технологической сфере.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась. С одной стороны, творчество и творческая личность востребованы в ряде областей современной жизни, с другой, массовая культура в них не заинтересована. В современной культуре - культуре техногенного и инновационного общества - творчество низводится всего лишь до создания полезных, утилитарных вещей и информационных продуктов. Овладение «технологией» творческих актов приводит к имитации творчества, к творческому застою, за которым проглядывают первые контуры «конца человеческого». Поэтому усилия всего социогуманитарного знания нацелены сегодня на спасение творчества. Недаром III Российский культурологический конгресс был посвящен проблеме творчества.

Наше исследование было основано на важности идеи репрезентации творчества, т.е. представленности творческой деятельности и ее результатов в определенных культурных формах, каковые могут как одобряться, так и не одобряться обществом. Осознание факта репрезентативности культуры позволяет перенести акцент с предметной сферы культуры на механизмы ее понимания и интерпретации. Однако это не означает, что предметность умаляется в своем значении. Думать так, значит разделять иллюзии «сытого» общества. На самом деле в поле зрения должны постоянно находиться как предметы, так и их использование; как факты, так и их значение; как традиции, так и новации, ибо в диалектическом единстве этих моментов осуществляется человеческая жизнь и творчество.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Продумывание идеи культуры, выявление содержащихся в ней смыслов с неизбежностью приводит к идее творчества. Идея творчества в общем-то гораз­до древнее идеи культуры. Тысячелетиями творчество осмыслялось человеком таким образом, что оно ничего общего не имело с тем, что впоследствии станет мыслью о культуре. Дело здесь в том, что идея культуры неотрывна от человека. Она возникает по-настоящему только тогда, когда человек начинает мыслить все существующее через призму собственных преобразовательных усилий по отно­шению к природе. Идея же творчества, начиная с первобытной эпохи и вплоть до Возрождения, соотносилась исключительно со сверхчеловеческими существами, с богами (Богом). Человек, выступавший с творческими претензиями, тем самым брал на себя функции божества. Маг мог выступать как существо, господствую­щее над природными стихиями, подчиняющее их в собственных целях. Но имен­но поэтому он нарушал меру человеческого, его деятельность не была законной, маг стремился войти в сферу сверхчеловеческой реальности, он был соперником богов, если можно так выразиться - богом-самозванцем. Когда в новоевропейс­кую (ренессансную и послеренессансную) эпоху идея творчества соединяется с человеком, когда он начинает воспринимать себя творцом, только тогда и возни­кает в своей основе идея культуры. В первоначальном смысле.идея культуры - это идея человекобожия, человеческого самообожествления. И совсем не слу­чайно, что в эпоху Возрождения ей неразрывно сопутствует представление о бо­жественном достоинстве человека. Прежде чем вытеснить, сделать неактуаль­ными всякие представления о Боге, человек помыслил себя если и не прямо Бо­гом, то в Его роли.

Утверждение о том, что идея творчества очень древняя, следует понимать в ограниченном смысле. Это так и не совсем так. Если все свести к самой общей и простой схеме, то тысячелетиями в сознании и подсознании человека господ­ствовали два типа представлений о творчестве. Оба они равно неадекватны, од­новременно и раскрывают нечто существенное в творческом акте и в не меньшей степени затемняют его.

Первое из них, так или иначе, отождествляет творчество с порождающим началом. Во-первых, сотворить - значит родить. Роды лежат в основе всего су­щего. Рожают не только матери своих детей, животные - детенышей. Весь мир есть огромное космическое тело и все в нем возникающее, так или иначе, рожде­но материнским началом. Во-вторых, творчество мыслилось как зачатие. Вроде бы различие здесь не существенно, нам представляется естественным: чтобы родить, нужно предварительно зачать. Но архаическое первобытное сознание не отождествляло напрямую зачатие и роды. Не только рождение, но и зарождение всецело относилось к материнскому началу, перенесение акцента на зачатие выд­вигало на первый план мужское начало, связанное с активностью, а не с чистой спонтанностью.


Особо нужно отметить, что во многих мифологиях тема творчества связана с образом смерти, распада, расчленения некоторой первоначальной целостности бытия. Скажем, для германцев, индийцев, египтян и т.д. мир-космос творится в процессе убийства и разделения на части предшествовавшего миру первосуще-ства.

Все перечисленные модификации идеи творчества объединяет главное: они носят натуралистический характер, творчество в них является естественно-при­родным процессом.

Второй тип представления о творчестве исходит из уподобления творче­ства производящей активности человека, хотя его субъектами и являются боже­ства. Очень распространена аналогия с ремесленным производством: акт твор­чества предполагает разум, замысел, искусность. Это уже сверхприродный про­цесс. Человек уподобляет творчество не тому, что ниже его, а тому, что вровень ему как человеку. Может показаться, что представление о творчестве как произ­водящей активности более адекватно, чем другие. Ведь в нем выражен момент разумности, последовательности действий, целеполагания. Существеннее, од­нако, то, что оба типа представлений о творчестве объединяет главное. И в од­ном и в другом случае новое (а творчество всегда несет в себе новизну и уникаль­ность) как бы заранее присутствует. Или нечто эмбриональное выявляет себя во всей полноте - первый тип представлений, или продукт творчества сводится к комбинаторике заранее существующего (замысел в голове творца, его умение, материал преобразовательной активности) - второй тип представлений.

Как видим, изначальные мифологические образы творчества самого суще­ственного в нем и не схватывают. Они не отвечают на главные вопросы: откуда берется сотворенное, в чем состоит создание ранее не бывшего, как происходит процесс перехода от небытия к существованию? Не найден ответ на эти вопросы и за пределами мифологических представлений - ни философией, ни научным знанием. Культурология не является здесь исключением.

И дело не в несовершенстве философского или научного знания. Нужно отдавать себе отчет в том, что тема и образ творчества, будучи исконно связан­ными с миром божественным, тем самым мыслились и представлялись как нечто сверхъ-естественное. В любой религии Бог или боги непостижимы в силу того, что между божественной и человеческой реальностью существует пропасть. Со­ответственно непостижимо и творчество как атрибут божества. Ведь творчество и творение - это обращенность Бога к миру, имеющая своим результатом возник­новение наряду со свёрхъестёствённо-бЬжественной реальностью и реальности естественно-природной. Результат возникновения человеку дан, концы процесса у него перед глазами и в руках, а вот начала, истоки теряются в недостижимой высоте божественного мира. Достигнуть их человек может только став Богом. Если же у человека нет претензий на самообожествление, для него всегда будет со­храняться представление о непостижимости творчества. Таково оно, в частности, в христианстве.

Христианский взгляд на творчество - это понимание его как творения. Бог творит мир из ничего, из чистого абсолютного ничто. Стоит христианству сделать уступку и хоть как-то допустить, что Бог творит из Самого Себя (скажем, из вечно присутствующих в нем идей) или из некоего подобия первоматериала, какой-то реальности, существующей помимо Бога, и самые основания христианского ве­роучения будут поколеблены. Наряду с тринитарным вопросом (триединством Бога) с проблемой богочеловеческой природы Христа идея творения из ничто - основа основ христианства. В Символе Веры рождение и творение разведены. Бог порождает только Бога. Он - Его Сын. Люди же по природе тварны, рожда­ются они в Боге по благодати.

Но если понять и сколько-нибудь отчетливо помыслить_идею творения из
ничто нё1*6зможи6",;,то можно приблизиться, ощутить какими-то мгновениями ее
присутствие. И jjin^o.^ceu^qHaji^BrvicKaej^^JuQSb - првдёдЗ§л^веческого.
Можно сказа"ть~так: щея_т<^нешъ^&^ше\^шшшне\л^гпуб\лне тождественна*
идее_т^05ения_из^ hj^o,;^^ jjja4i^4Tq_o^^ ее недо-

ступность вовсе не завораживала и не парализовала ум и волю христианина. Идея творения так невероятно богата и неисчерпаема своими следствиями, она открывает.такие горизонты перед человеком, так пронизывает мир жизнью и смыс­лом, что более чем достаточно исходить из нее, а не вперять в нее обезумевший от бессильного напряжения взор.

В основе человеческого творчества лежат те же акты опредмечивания (воп­лощения) и рд£прйдмечивания (развоплощения). В равной мере, хотяТГйа свой лад, оба они являются творческими, хотя на обыденном уровне мы привычно называем творчеством прежде всего или даже исключительно акт опредмечива­ния. Когда человеческая уникальность внутреннего мира становится внешним бытием, новой, доселе не бывшей предметной реальностью произведения искус­ства или философского текста, творчество в этом случае есть не что иное, как изменение способа индивидуально-личностного бытия. Из подвижно-текучего мира образов, представлений, идей оно переходит в застывшую форму, отделенную от I личности. Творче^в^_т^1^с^]^ы^о^начает не тол^ко_п^р^^од,_ох_шУ1Веннего со-стояния^о^нешнее, но и прояснение, упорядочение, гармонизацию того, что было \ внутренним миро^_тв£рцак_Для идеи культуры очеТн"|Гв1ажЖ^^ ^человеку"какТтв^щуу~в потенции. Идея культуры не знает непреложного разделе­ния людей по принципу "принадлежности или непринадлежности к культуре. Qj-1 сюда и всеобщность творческой природы человека. Одна из неразрешимых про­блем культурологии состоит в том, что творческая природа человека в огромном большинстве случаев не актуализируется. Потенциальные творцы не выявляют своего уникального внутреннего мира, он не становится произведением, остава­ясь душевным состоянием, аморфным и непроясненным. Вероятно, наиболее впечатляющим свидетельством творческой природы человека являются снови­дения. У очень многих людей они представляют собой царство гармонии, звуков, красок, линий. Их отличие от гениальных произведений в одном. Эти сны не ста-

овятся предметной реальностью, оставаясь принадлежностью внутренней, ду­шевной жизни человека.

Творчество как опредмеяетвание можно обозначить как продуктивное^ На­ряду с ним, хотя это и мМее очевидно, существует еще и творчество как самосо­зидание. В основе его лежит распредмечивание (развоЬпощенп^гВшт&^ас^- v предтяечивания (например, чтение книги) человек делает свеим внутренним дос­тоянием предварительно опредмеченныи в тексте внутренний мир другого чело­века. В результате он в буквальшм-смыслв-таодит. Только в отличие от продук-тивного^гО"тв"ор^"ество^нагГравлено_не_вовне, а внутрь_С£мрго человека, он творит.хамо1О.с^бя. Ведь та же прочитанная книТаГесли она действительно прочитана, нечто изменяет во внутреннем мире человека, происходит сдвиг в его мировоз­зрении, оказываются затронутыми ранее не прозвучавшие душевные струны и т.д.

Наряду с двумя упомянутыми видами творчества, продуктивными и само­созиданием, творческий момент несет еще и общение (коммуникацию). В процес­се общения люди ^о1д^юТтгперпесоздаютее1я"И-тех г -С кем общаются. Общение включает в себя моменты опредмечивания и распредмечивания стой только осо­бенностью, что они непрерывно переходят одно в другое. Так, в разговоре как разновидности общения сказанное слово (опредмечивание) непосредственно ста­новится состоянием того, к кому оно обращено, т.е. распредмечивается, стано­вясь внутренним миром собеседника.

Общение не только может быть и является творчеством, но и оказывает, о"tpfit/iftdes; ^ йёйцЙайышхе бще влияния ffa ■■"другаУцшдьг jnnjv4(*bxfta_Qfipa щение к историко-культурному материалу свидетельствует о том, что прбд-учсшвнае твор-, чество слишком часто образует лишь верхушку айсберга, подводная часть кото­рого - творчество каккоммуникацияГ Наглядным свидетельством сказанного слу­жит устойчивая особенность продуктивно-творческой деятельности. Творческие прорывы на протяжении столетий и даже тысячелетий осуществлялись через деятельность культурных общностей, немыслимых без непрерывного общения, ^ кружков, canojbLOB, союзов, братств и т.п. Платоновская и флорентийская Ака­демии, Йенский кружок романтиков, объединение "Мир искусства" - во всех этих небольших, более или менее замкнутых общностях происходило приблизитель­но одно и то же. Предварительно проговаривалось, прояснялось, высвечивалось то, что потом становилось продуктом деятельности творца-одиночки. Конечно, он не просто записывал, запоминал, но во всяком случае в нем в процессе общения нечто решающей степени важности стимулировалось и инициировалось. То, что вне общности так и осталось бы душевной темнотой, чем-то не оформившимся в акте выявления и выражения. Поэтому очень часто индивидуальный творец вов­се не является самодовлеющим и самозамкнутым субъектом творчества. Скорее он оформитель, довершитель, интерпретатор того, что возникало совместно в процессе коммуникации.

Для понимания существа творчества очень важно учитывать, что оно не только совпадает с культурой, образует ее ядро, но возможны и реально имеют место противоречия между творчеЪтБЬТГйПкультурой. Для их уяснения еще раз обратимся к идее культуры.

До сих пор говоря о культуре в ее отделенности от природы, о культуре как единстве опредмечивания и распредмечивания, мы оставляли в стороне тот момент, что существование культуры предполагает гармоническое устроение чело­века. Будучи субъектом культуры, в своих преобразовательных усилиях человек творит "вторую природу" (свою собственную и внешнюю, его окружающую) как некоторую высшую, по сравнению с чисто природной, гармонию. Ведь идея куль­туры тогда только и возникает, когда человек ощущает себя не просто творцом, но и существом, способным в процессе творчества создать мир более возвышенный и прекрасный по сравнению с тем, который застает.

Именно по пункту гармонии возможны самые острые противоречия между творчеством" и культурой.Так ил и~й"наче, в течение послед нйЗГдвух столетий иде-ал творчества и творца сводился к созданию абсолютно совершенного произве-

дения,Тиедё^р^71^ы1Ж словами, к воплощению в продукте творчества высшей истины, добра и красШьТГТДц^л_ку_льтуры - это саммчеловек как в его предмет­ном воплощении, jajLy в деятельностном измерении. С точки зрения культуры человек не можетбыть всецело подчиненным тому, что он творит, что опредмечи­вает в продукте. Какие бы великие произведения ни создавались, они создаются для человека и вне его не имеют никакого смысла. Более того, они должны спо­собствовать его гармоническому и всестороннему развитию - таково требование культуры по отношению к творчеству, таков культурный идеал. Другой вопрос, в какой мере он достижим для творчески продуктивной личности. Далеко не во всем, не всегда и не у всех. Обратимся к свидетельствам самих творцов. Оба они не только крупнейшие писатели XX в., но и люди, размышлявшие над проблемой творчества.

Первая характеристика творчества принадлежит В. Набокову. "Я не раз за­мечал, - пишет В. Набоков в своем автобиографическом романе "Другие бере­га", - что стоит мне подарить вымышленному герою живую мелочь из своего детства, и она начинает тускнеть и стираться в моей памяти. Благополучно пере­несенные в рассказ целые дома рассыпаются в душе совершенно беззвучно, как при взрыве в немом кинематографе" 1 . Попробуем перевести чеканную прозу На­бокова на язык культурологии. "Подарить вымышленному герою живую мелочь из своего детства" - ведь это и есть опредметить, объективировать свой внутрен­ний мир в его уникально-личностном, интимном аспекте. "Целые дома рассыпа­ются в душе". Не идет ли речь о том, что опредмеченное перестает быть моим внутренним миром? Он истощается и оскудевает. В душе возникают провалы не­бытия. Где уж тут гармоническое и всестороннее развитие творца в процессе и результате творчества? Его нет. Есть бытие культуры для другого, для читателя. У него несомненно произойдет акт распредмечивания, созданного большим рус­ским писателем.

Второе свидетельство о творчестве в его соотнесенности с культурой со­держится в письме Т. Манна к исследовательнице его творчества: "Не без жеста стыдливого отрицания замечаю я порой, например, что на основании моих книг меня считают прямо-таки универсальным умом, человеком энциклопедических знаний. Трагическая иллюзия. На самом деле я для писателя... всемирно извест­ного невероятно необразован. В школе я не обучался ничему, кроме как чтению и письму, маленькой таблице умножения и немного латыни. Все остальное я отвер-гал с тупым упорством и считался закоренелым лентяем - преждевременно; ибо позднее я проявлял отличное прилежание, когда требовалось подвести научную базу под какие-либо поэтические произведения, т.е. набраться положительных знаний, чтобы их литературно обыграть... Так я поочередно был образованным медиком и биологом, хорошо подкованным востоковедом, египтологом, мифоло­гом и историком религии, специалистом по средневековой культуре и поэзии и т.п. Плохо, однако, что как только произведение, ради которого я шел на такие науч­ные расходы, закончено и отставлено, я с невероятной быстротой забываю все выученное на этот случай и с пустой головою пребываю в жалком сознании пол­ного своего невежества, так что можно представить себе горький смех, каким от­вечает на эти дифирамбы моя совесть" 1 . Учтем, что в письме Т. Манна есть изве­стная доля самоиронии и преувеличения. К тому же, что он преувеличивает, нуж­но отнестись со всей серьезностью.

Прежде всего обращает на себя внимание наличие у немецкого писателя мотива, сходного с Набоковым: творчество-опредмечивание опустошает худож­ника, когда после создания произведения он "с невероятной быстротой забывает все выученное" и "остается в жалком сознании полного своего невежества". Есть у Манна и дополнительные акценты. Так, у него отчетливо звучит мотив несов­местимости творчества с универсализмом, т.е. всесторонним развитием личнос­ти. И другой мотив: человек прикован к своему творчеству, творчество владеет им, а не он творчеством. Человек подчинен некой вне его пребывающей силе. А это уже несовместимо с таким важным для идеи культуры идеалом самонаправ­ленности и высшей ценности личности. Творческим актом этот идеал колеблется и подрывается. Если задаться самым простым вопросом, что предпочтительнее - "все свое носить с собой", ощущать в себе присутствие тех знаний, идей, обра­зов, которые приобретены образованием, или каждый раз забывать их, отдавая воплощенному в произведении, -то с позиций культуры одинаково важно и то и другое: и внутреннее богатство личности, и ее реализация в творческом продук­те. У Т. Манна выражен другой опыт, опыт забвения, а значит, умирания души, потому что жизнь личности состоит равным образом в сиюминутных, здесь и те­перь длящихся впечатлениях и в способности помнить и вспоминать.

Как уже отмечалось, противоречие между продуктивным творчеством и куль­турой относительно недавнего происхождения. Особо остро оно дает о себе знать в XX в. Его можно отнести к одному из симптомов кризиса культуры. Но были эпохи, которые этого кризиса не знали. В частности и потому, что продуктивное творчество-опредмечивание было более уравновешено творчеством-самосози­данием и творчеством-общением. Сам творец не сводил свою жизнь к все подав­ляющей цели воплощения своего внутреннего мира, а стремился жить целостно и разносторонне. Более того, нередко творчество-самосозидание или, как говори­ли еще в прошлом веке, "самосовершенствование" ценилось не менее, если не более высоко, чем продуктивность.

Социокультурная организация творческой деятельности

Культура – это почва, на которой взрастает творчество. И в то же время культура – продукт творчества. Развитие культуры есть следствие множества творческих актов, совершаемых в истории человечества. Творческая деятельность – источник всех новаций, которые возникают в культуре и изменяют ее (за исключением случайных «мутаций» в ее содержании). В этом смысле творчество есть движущая сила развития культуры, важнейший фактор ее динамики.

Подчеркивая роль творчества в культуре, нельзя вместе с тем недооценивать значение репродуктивной, воспроизводящей деятельности. Она необходима для поддержания жизни человеческого общества и сохранения накопленного им опыта. Она спасает культурное наследство от разрушительного воздействия времени.

Однако без творческой деятельности не только изменение, но и сохранение культуры было бы не всегда возможно. Когда в обществе замирает творческая деятельность людей (а это случается в истории), его способность адаптироваться к изменениям среды падает. Утратившие смысл в новых условиях традиции становятся мертвым грузом, лишь отягощающим жизнь, и постепенно разрушаются, а новые, более эффективные формы поведения не приходят им на смену. Это ведет к деградации культуры и примитивизации образа жизни. Забываются знания и умения, которые оказываются «лишними», хотя при творческом подходе к их использованию могли бы принести пользу. Подвергаются эрозии и гибнут сооружения, произведения искусства, рукописи, книги – материальные воплощения культуры прошлого, для сохранения и восстановления которых недостает ни сил, ни желания, да и нет возможности, так как для этого нужно было бы изобрести новые средства и новую технику.

В романе Татьяны Толстой«Кысь» рисуется фантастическая картина жизнь людей после атомной катастрофы. У них сохранились еще кое-какие следы погибшей культуры – предметы домашнего обихода, книги, отдельные обрывки знаний и обычаев. Они сумели даже как-то приспособиться к вызванным радиацией изменениям в природе и в своих собственных телах. Но у них угасла способность к творческой активности. И даже чтение и переписка уцелевших «старопечатных» книг превращается в бессмысленную механическую процедуру, которая никак не способствует интеллектуальному развитию и духовному совершенствованию. До понимания их содержания дело не доходит: ведь для «открытия смысла» необходимы творческие усилия. Культурная жизнь затухает, и общество попадает в тупик, выхода их которого не видно.

Творчество – это механизм не только созидания нового, но и удержания старого в «работоспособном состоянии». Созидая новое, оно не просто отвергает старое, а преобразует его, развертывает заложенные в нем потенции. В творческом диалоге наряду с голосом нового звучит и голос старого.



Действительно, прислушаемся более внимательно к поисковому диалогу. Голос одного из его участников – «органа генерации» - дышит оптимизмом и надеждой. Он уверен, что делает свое дело хорошо, если предлагаемые им идеи обладают новизной: ведь его назначение в том и состоит, чтобы создавать новое. Голос другого участника – «органа селекции» - куда менее оптимистичен. Утверждая, что новое не всегда заслуживает одобрения, он то и дело вмешивается в работу собеседника, критикует ее результаты, уговаривает его соблюдать определенные «технологические нормы», выбросить на свалку одни заготовки и взяться за другие. Он видит свою цель в том, чтобы среди многочисленных идей выделить те и только те, которые обладают значимостью для решения творческой задачи, и сооружает из имеющихся у него в распоряжении нормативов фильтры, сквозь которые способны прорваться лишь значимые идеи.

Таким образом, «орган генерации» ответствен за новизну , а «орган селекции» - за значимость результатов творческого поиска. Голос первого есть голос новизны, а второго – голос значимости. Но новизна и значимость – это определяющие характеристики творчества (§1.1). Генерация и селекция оказываются процессами, благодаря которым продукты творчества обретают эти качества. Значимость продуктов творчества обеспечивается консерватизмом и осторожностью «органа селекции», его скептическим отношением к новому и учетом накопленного ранее опыта. Новизна же продуктов творчества связана с радикальным отказом от устаревших установок и стремлением отвергнуть опыт прошлого ради лучшего будущего. Поэтому диалог между новизной и значимостью содержит в себе более глубокий смысловой слой, в котором идет диалог между «голосом прошлого » и «голосом будущего ».

По сути дела, творчество оказывается звеном, соединяющим сегодняшнюю культуру с культурой завтрашней, диалогическим взаимодействием «материнской» культуры с культурой «дочерней», возникающей в ее лоне. В поисковом диалоге культура сегодняшняя порождает культуру завтрашнюю. Таким образом, творческий процесс, протекающий в голове индивида, по своей глубинной природе социален – он есть не просто внутреннее дело субъекта творчества, а форма развития человеческой культуры.

Похожие публикации