Сочинение по картине Васнецова «Аленушка» для школьников. Васнецов В.М

1881 г. Холст, масло. 295 x 446 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Описание картины Васнецова В.М. «Богатыри»

Около 30 лет жизни и творчества Виктор Васнецов посвятил созданию картины, впоследствии ставшей самой узнаваемой его работой. Защитники и стражи русского народа – «Богатыри» - каждый знает их именно такими, какими они предстали на полотне великого мастера былинных сюжетов.

В чистом поле, на границе земли русской, богатыри пристально следят – не притаился ли где враг коварный и не обижают ли где слабого. Это они – три главных героя эпических сказаний - Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.

В центре изображен Илья Муромец. Могучий и сильный, он осматривает родные просторы, выискивая недруга, которому всегда готов дать отпор. Богатырь силен настолько, что, кажется, не ощущает тяжести сорокапудовой палицы, висящей на поднесенной ко лбу руке. Недюжинная сила удивительно сочетается в нем с широтой души и добротой открытого людям сердца. Илья Муромец – реальная историческая личность, а сказания о его небывалых подвигах – подлинная хроника жизни. Позднее богатырь стал монахом Киево-Печерской лавры и сейчас его имя можно найти среди всех святых. Васнецов писал Илью Муромца с простого крестьянина Ивана Петрова, человека сильного и высокорослого, доброго и душевного – каким был сам богатырь.

По правую руку от Ильи Муромца изображен образованный и мужественный Добрыня Никитич. Он всегда готов защитить родной край от супостата – его меч уже наполовину вынут из ножен. Только на нем надет золотой крест. Этим Васнецов напоминает, что его Добрыня связан с легендарным воеводой войска Владимира, князя киевского и крестителя Руси. Богатырь стал для художника воплощением собирательного образа рода Васнецовых: себя, своего отца и дяди. Не случайно исследователи творчества мастера отмечали сходство внешности Добрыни и художника.

Самый младший – Алеша Попович. Храбрый и ловкий стройный юноша может побороть врага силой, хитростью и даже обманом. Прототипом ему послужил умерший в раннем возрасте сын Саввы Мамонтова. Этот веселый и общительный человек подарил свой озорной нрав молодому богатырю – художник перенес эти черты его характера на картину.

Каждый из богатырей в любой момент готовы отразить нападение врага – Илья Муромец крепко держит копье, Добрыня Никитич – меч, а Алеша Попович уже вложил стрелу в лук. Шлемы на их головах подобны куполам православных церквей и выступают символом правого дела, благословенных подвигов на благо народа.

Кони – под стать всадникам. Огромного воронка Ильи способна удержать лишь металлическая цепь. Мощный и сильный, он дополняет величие образа своего хозяина, которому будет предан до конца. У Добрыни – горделивый, исполненный достоинства конь, тревожным ржанием предупреждающий наездника о возможной опасности. А огненный конь Алеши готов ринуться в бой, кипит молодым задором и энергией.

Неспроста объединили силы былинные герои. Приближается буря. Облака, издалека гонимые порывистым ветром, колышущееся разнотравье, развевающиеся гривы лошадей не сулят ничего доброго. Но защитники здесь, они готовы встреться с врагом.

Лучшие картины Васнецова В.М.

Около 20 лет ушло у Виктора Васнецова на картину "Богатыри" (Три богатыря). 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.
А сколько людей ему позировало за это время - не счесть. Своих "Илью", "Добрыню" и "Алешу" художник искал повсюду: среди простого люда, друзей, меценатов и даже родственников. В результате получилась мозаика русских типажей.

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. Холст, масло. 295,3 × 446 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сюжет
Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так:

«Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

На картине изображены три богатыря - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин).
Этим сюжетом Васнецов хотел на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. Богатыри здесь - это не конкретные былинные персонажи, но аллегория созидательных сил. При этом поле - не конкретное место на карте, а вся Русь.



Первый эскиз картины, начало 1870-х
Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине Васнецова.
Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович - мальчиком.

За героями - могилы воинов, павших в битвах. На переднем плане - молодая поросль как символ грядущих поколений. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников Родины.

Осуществление замысла стало для Васнецова, как он сам говорил, «долгом, обязательством перед народом, который [меня] вырастил, воспитал, вооружил умением». «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» - признавал живописец.

Огромный холст переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев и обратно; летом - за город. Сын Васнецова Алексей вспоминал: «Богатыри» - это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни - постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…".

Посередине картины на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица.
Илья Муромец – неординарная натура, он могуч, спокоен, собран, в облике его чувствуется мудрость и уверенность. Рука его, поднятая к глазам, легко удерживает тяжелую палицу, остро сверкает копье в другой руке. Тем не менее вид у богатыря не устрашающий – он весь дышит умиротворенной добротой.
Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа.

Одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров
"Для Ильи Муромца художник искал все новые и новые типажи, зарисовывая то Ивана Петрова, абрамцевского кузнеца, - степенного, красивого, со спокойными и внимательными глазами; а то ломового извозчика, которого встретил уже в Москве и упросил позировать.

«Иду по набережной около Крымского моста, - рассказывал потом В. Васнецов, - и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья»


В. М. Васнецов

Крестьянин Иван Петров.
Этюд для картины «Богатыри».
1883 год.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Слева от Ильи – Добрыня, второй по значимости в богатырской троице. Князь по происхождению, воин по призванию, Добрыня Никитич умен и образован. В решительной позе и остром взгляде художник подчеркивает недюжинный характер змееборца Добрыни (это он в былинах побеждает Змея Горыныча). В его руках меч, который герой удерживает не с бесшабашной лихостью, а с уверенной силой. Глядя на богатыря, мы убеждаемся в том, что тот сумеет в нужный момент искусно воспользоваться оружием.
Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче.

В былинах Добрыня всегда молод, как и Алёша, но Васнецов изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен.
Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак.

В образе Алеши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты.

Без характеристики коней будет не полным описание картины.

Три богатыря Васнецова видят в своих скакунах друзей и соратников. Облик каждого животного связан с качествами героя.

Под Ильей – основательный, упрямый и верный вороной.

Горд и полон достоинства белый конь Добрыни.

Изящна и проста рыжая лошадь Алеши, к попоне пристегнуты гусли.


Васнецов у картины «Богатыри». Москва, 1898

Виктор Михайлович Васнецов
(1848-1926)
Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
Родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова, принадлежавшего к древней вятской фамилии Васнецовых.
Поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» - былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

Васнецов выступал во всех родах: он был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором - по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Виктор Васнецов скончался в Москве 23 июля 1926 года, на 79-м году жизни. Художник был похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.

Картина Васнецова "Аленушка" - это работа, которую знает сегодня большинство наших соотечественников. Сочинение по ней входит в обязательную школьную программу. Рассказ по картине Васнецова "Аленушка", возможно, писали в свое время и вы. Однако мы все-таки напомним сюжет этого полотна.

Картина Васнецова "Аленушка" вкратце может быть описана следующим образом. Уставшая от бесполезных поисков своего брата, героиня сидит на большом камне в сиротливой позе у мрачного пруда. Голова склонена к коленям. Не покидают Аленушку тревожные мысли о брате. Она тоскует - не уследила за ним. Кажется, окружающая природа вокруг разделяет эти чувства... Картина Васнецова "Аленушка" подробнее будет описана в этой статье.

Как все начиналось?

Идея этой работы была навеяна автору одноименным образом из русской сказки под названием "О сестрице Аленушке и ее братце Иванушке". Прототипом для этой картины послужила реальная девушка. Художник встретил ее, когда летом 1880 года находился в усадьбе Ахтырка. Васнецов увидел в случайной девушке, по его собственным словам, море одиночества, тоски и чисто русской печали. Первый набросок был сделан с нее. Васнецов решил практически сразу концепцию будущей своей работы. Несмотря на то что сюжет был незамысловат, интересную историю имеет картина Васнецова "Аленушка". Автопортрет художника представлен ниже.

Этапы работы над картиной

В 1880 году Виктор Михайлович начал работу над этим полотном. История создания картины "Аленушка" Васнецова следующая. Сохранилось до нашего времени несколько этюдов, сделанных автором в данный период, которые предшествовали созданию интересующей нас работы. Это "Осока", "Аленушкин пруд", "Пруд в Ахтырке". Также Виктор Васнецов сделал несколько натурных эскизов в красках, на которых изображена девушка, сидящая на камне.

Художник признавался, что он вглядывался при создании образа главной героини на полотне в черты лица дочери Саввы Мамонтова, известного мецената из Москвы. Звали эту девушку Вера Мамонтова. Зимой 1881 года была закончена работа, после чего отправил ее на проходившую в Москве выставку художников-передвижников Васнецов Виктор Михайлович. Картина "Аленушка", однако, сначала большой популярностью не пользовалась. Она приобрела ее несколько позже.

Как называлась картина "Аленушка" Васнецова первоначально?

Полотну было дано несколько другое имя - "Дурочка Аленушка". Словом "дурочка", по некоторым источникам, называли в то время юродивых или сирот. Не сразу Васнецов упомянул о том, что его работа имеет сказочный сюжет.

Как дорабатывалась картина?

История картины Васнецова "Аленушка" включает в себя несколько доработок. Известно, что художник ее неоднократно корректировал, изменяя некоторые детали. Специалистами были сделаны рентгеновские снимки этой работы. Удалось установить в результате, что были переработаны плечо, шея и лицо девушки, а также в целом цветовая гамма картины. В первом варианте, по всей видимости, "Аленушка" в свой адрес вызвала множество критических замечаний коллег и знакомых художника. Портрет Васнецова работы Куинджи представлен ниже.

Где хранится "Аленушка" (художник Васнецов)?

Картина "Аленушка" выставлена в настоящее время в Третьяковской галерее. Но Третьяков во время первой выставки, на которой была представлена эта работа, не удостоил ее, несмотря на старания Васнецова, вниманием. За пятьсот рублей была куплена Мамонтовым эта картина.

Общее настроение полотна

Сегодня одной из самых известных работ Васнецова, написанных по мотивам народной сказки, является эта. Репродукция картины Васнецова "Аленушка" представлена ниже.

Сидящая на берегу реки на камне юная девушка привлекает естественной красотой и простотой. В грустных глазах героини можно прочесть глубокие переживания. Это печаль, но вместе с тем и мечта о том счастливом времени, которое наступит когда-то, девичьи грезы и, конечно, тоска по пропавшему младшему брату. Мастерски удалось художнику передать общее настроение в картине, печально-умиротворенное, усиленное образами природы - облаками, плывущими медленно над головой, неподвижными деревьями.

Роль фрагментов полотна

Мастер в своей работе великолепно отображает взаимосвязь, существующую между простым русским человеком и природой. Кажется, что она опечалена так же, как и девушка, изображенная на картине. Ни один фрагмент полотна не отвлекает зрителя от главного сюжета. Он, наоборот, подчеркивает и усиливает его. Картина Виктора Васнецова "Аленушка" полностью сосредоточена на образе девушки. На грустные размышления наводит каждая деталь этого полотна.

В чем заключалась заслуга Васнецова?

Множество сказок, передаваемых из поколения в поколение, написано русскими писателями и русским народом. Заслуга Васнецова - в том, что он создал с помощью средств живописи убедительные образы, которые пропитаны русским духом.

Художник, работая над сюжетом своей картины, решил поместить юную беззащитную девушку в место, по-настоящему гиблое. Видимо, Васнецов таким образом стремился вызвать в сердцах зрителей устойчивое щемление. Удачно использовал художник сказочный сюжет. Картина В.М. Васнецова "Аленушка" не случайно основана на нем. Хотя Васнецов не буквально следует сюжету - в сказке, по которой была написана картина, нет описания тоскующей у лесного омута босоногой девушки. Виктор Михайлович в своей работе стремился раскрыть эмоциональный характер и смысл фольклорного образа. Этот сюжет служит для того, чтобы раскрыть в полной мере сложный и неоднозначный русский характер.

Образ Аленушки

Ребенка с трудной судьбой выдает внешний облик представленной на картине девушки. У нее рыжие неубранные волосы, пухлый алый рот и темные глаза. В облике этой девушки на самом деле полностью отсутствует фантастическое и сказочное. В композиции единственной деталью подчеркивается сказочность сюжета - группой сидящих над головой Аленушки ласточек. Известно, что эти птицы являлись издавна символом надежды. Таким необычным приемом художник воспользовался для того, чтобы уравновесить образ главной героини, полный тоски, и привнести в сюжет надежду на то, что сказка окончится счастливо.

Создается впечатление, что Аленушка находит у пруда утешение. Она как будто растворяется в красках картины, становясь частью пейзажа. Смирение героини, ее израненные ноги привлекают и завораживают. Это чистый девичий образ. Очень взрослая грусть у этой девочки. В ее глазах печаль граничит с отчаянием.

Со всех сторон обступил ее лес и не хочет выпускать из плена. Прямо в пруд падают слезы Аленушки. Что же хотел сказать этим художник? Скорее всего, это предостережение об опасности, которая может произойти или уже произошла с Иванушкой. Аленушка думает о том, что Баба-Яга могла оборотить в козленочка ее брата. Богатую почву для размышлений предоставляет каждая деталь этой картины...

Пейзаж картины Васнецова

Окружающая природа особенно важна в картине. В основе своей он является натурным, созданным также в Абрамцеве. Камыши, камень, стволы берез, упавшие в воду осенние листья как будто одушевлены автором. Словно вторит грустным жалобам героини природа. Тонкие ветви осинок склонились над девушкой, листья водяной травы поникли в одном ритме с ее фигурой. Тревожной тайны полна темная гладь омута, лес насторожился в сумраке. Ласточки трогательно умостились над головой Аленушки на ветке, как будто совещаясь, как можно помочь ей. Реален этот пейзаж, но наполнен в то же время мягкой задушевностью и таинственной настороженностью. Васнецов здесь предвосхищает "пейзаж настроения" М.В. Нестерова и И.И. Левитана.

Атмосфера тишины и грусти

Описание картины Виктора Васнецова "Аленушка" было бы неполным, если бы мы не отметили общую атмосферу полотна. Мастерски наполнил художник пейзаж тишиной и грустью. Васнецову отлично удалось в своей работе изобразить неподвижную водную гладь пруда, ели и осоку. Спокойствие и тишина присутствуют во всем - даже пруд лишь едва заметно отражает главную героиню. Молодые деревца слегка трепещут, немного хмурится небо. С нежным румянцем на лице девушки контрастируют темно-зеленые оттенки окружающего пейзажа, а осенняя печаль - с выписанными художником яркими цветами на стареньком сарафане Аленушки. Согласно преданиям русского народа, на исходе дня природа оживает и обретает удивительную способность переживать синхронно с человеком. Такой волшебный талант существовать в резонансе с ней присущ был и самому Васнецову. Поэтому чувства Аленушки в картине так согласованы с состоянием леса, окружающего ее. У всматривающегося в полотно зрителя возникает ощущение, что сказка продолжится через мгновение... Таково описание картины Васнецова "Аленушка", основанное на общем впечатлении от картины.

"Аленушка" сегодня

Художника побудил к созданию этого шедевра лирический образ русской девушки из народа с печальным взглядом. Простотой и душевностью отличается эта работа. Сегодня она очень известна. Поисковая система Google в 2013 году на главной странице в честь юбилея Васнецова (165 лет) изменила свой обычный логотип на дудл, который основан на сюжете "Аленушки". На заднем фоне кусты пребразованы были таким образом, чтобы название компании складывалось из них.

Людмила Загузина
Конспект интегрированного занятия по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Цели и задачи : Развивать познавательный интерес детей к русской истории, закрепляя знания о героях русских былин в литературных, художественных и музыкальных произведениях. Воспитывать чувство патриотизма через разнообразные виды искусства. Создать соответствующий эмоциональный настрой разнообразными музыкальными средствами и жанрами.

Предварительная работа.

1. Рассказ воспитателя о былинных богатырях .

2. Знакомство с творчеством В. М. Васнецова (картинами "Аленушка", "Иван-царевич на сером волке") ;

3. Знакомство с разными литературными жанрами : былины, стихи, пословицами.

Словарная работа :

палица, кольчуга, щит, шлем

Оборудование.

Репродукция картины В . Васнецова “ Богатыри” , отрывок из “Богатырской” симфонии А . Бородина, “Русские богатыри . Былины” в пересказе для детей И. Карнауховой, предметы-заместители (лук, копье, меч, щит)

Прогр. содер.

Познакомить детей с картиной В . М. Васнецова "Богатыри ";

Учить понимать ее образный строй, чувствовать настроение;

Формировать умение видеть художественные средства создания образа;

Вовлечь детей в творческую работу по вхождению в художественный образ, проникновение во внутреннее состояние изображаемых персонажей;

Воспитывать интерес к живописи

Ход занятия

Здравствуйте, ребятушки –

Хлопчики да девчатушки!

Совершим сегодня путешествие.

Ох, нескучным будет наше шествие.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Воспитатель. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, стояли непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие места занимали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне : светловолосые, голубоглазые, высокого роста, мускулистые. Они были храбрые воины. А в те далекие годы война – обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях.

Прошли столетия, и центром земли Русской стал город Киев. Там правил великий князь Владимир Красное Солнышко. При нем границы Руси хорошо оборонялись, вражда затихла.

В те далекие времена русичи (так звали древних славян) славились богатырской силой , об их подвигах слагались сказки и былины.

Кто такие богатыри ?

Назовите имена богатырей , которых вы знаете?

С кем воевали богатыри и за что ?

Богатырь – человек безразмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри . Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской , мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

Прослушивание аудиозаписи былины «Застава» (отрывок) .

Беседа по картине В . М. Васнецова «Богатыри » .

– Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри » . Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Посмотрите, ребята, - это одна из лучших картин в русской живописи . Написал ее В. М. Васнецов более 100 лет назад . Вернее закончил писать. А задумал и рисовал ее он целых 27 лет.

Все эти годы художник копил материал для картины : изучил множество былин, сказаний, искал и рисовал натурщиков для богатырей , написал множество эскизов, подбирал краски.

Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских . Много их было, богатырей , но любимые у художника Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Народ в своих былинах да сказаниях во всем возвеличивал своих богатырей , поэтому в будничном, обычном их виде художник не мог их представить и изобразил богатырей в богатых доспехах , на празднично убранных конях.

Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри ? (ответы детей)

Чем они отличаются? (ответы детей)

Чем отличаются их кони? (ответы детей)

Когда Васнецов писал свою картину , он слушал музыку своих любимых композиторов : Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина. Давайте и мы послушаем "Богатырскую симфонию " А. Бородина и полюбуемся картиной , заглянем в нее.

(звучит запись "Богатырской симфонии " А. Бородина, воспитатель читает отрывок из былины)

Какие разные богатыри , но их объединяет в картине одно . Как вы думаете, что? (ответы детей)

Готовность защищать Родину от врагов.

Кто изображён на картине художника Васнецова ?

Три богатыря .

Кто находится в центре картины ?

Илья Муромец.

богатырь .

В центре картины - крестьянский сын Илья-Муромец, самый старший и мудрый. Он восседает на черном коне, левой рукой придерживая поводья и копье, а правой прикрывая глаза от света. Обратите внимание, на его руке, приложенной ко лбу, висит булава - древнерусское оружие - утолщенный на конце железный жезл. Невероятно тяжелым должен быть он на самом деле. Но художник, подчеркивая мощь и силу Ильи Муромца, показывает, что богатырь как бы даже и не замечает его тяжести, пристально вглядываясь за горизонт.

Кто слева от Ильи Муромца?

Добрыня Никитич.

Расскажите о нём.

Слева от Ильи Муромца - Добрыня Никитич. Он на белом коне, красная сбруя которого богато украшена , наготове держит свой меч.

Кто справа от Ильи Муромца?

богатырей .

Справа самый юный витязь - Алеша Попович, хитрый, умелый воин и мастер играть на гуслях. В его руках изящный тугой лук и стрела. Так через оружие и детали одежды живописец подчеркивает характеры своих героев.

Куда смотрит каждый из богатырей ?

Что охраняют богатыри ?

Землю русскую, её границы.

Главным другом богатырей был конь

Уздечка, стремена, седло.

богатырей

Физкультминутка

Богатырь , он таков : Показывают «силача» .

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял, Имитируют движения.

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал,

Подрастаем мы, смотри, Дети из положения сидя медленно поднимаются

Станем, как богатыри !

Продолжение беседы по картине «Богатыри » .

Вопросы :

1. Как одеты богатыри ?

На тело надета кольчуга – железная рубашка.

Зачем она нужна богатырям ?

Она защищала богатырей от ударов копья , стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

2. Что надето на головы богатырей ?

Шлем. На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче , украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов .

3. Какие ещё доспехи имеются у богатырей ?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава. Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона , украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

За могучими спинами богатырей простирается привольный мир русской природы : широкие ковыльные степи, темные еловые и сосновые леса, мягко очерченные холмы и серые камни, воспетые в сказках и былинах. Гуляет по просторам ветер, ерошит конские гривы , и незыблемо стоят на пути врагов суровые воины.

В народном творчестве часто используется красный цвет. Вот и Васнецов нарисовал красным :(ответы детей) . Щит и сбруя у коня Добрыни, копье у Ильи, рубаху у Алеши. Красный цвет сочетается с белым, серым, черным и придает картине торжественное , приподнятое настроение.

А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей . Опишите его. (ответы детей)

Холмистые луга, лес, маленькие елочки, сосенки - родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат ее покой. Маленькие деревца подчеркивают силу богатырей .

Луга, холмы нарисованы простой, плавной линией, картина вытянута вширь - эти выразительные средства передают простор. А белые, клубящиеся облака, темно-зеленый цвет холмов - этот контраст придает картине величие , какую-то грозность.

Сам Васнецов говорил о картине : "Картина моя - Добрыня , Илья, Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого".

Вот какая замечательная картина . В ней вся сила и доброта народа русского.

Вопросы :

Кто изображён на картине художника Васнецова ?

Три богатыря .

Кто находится в центре картины ?

Илья Муромец.

Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь .

Кто слева от Ильи Муромца?

Добрыня Никитич.

Расскажите о нём.

Кто справа от Ильи Муромца?

Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей .

Какими качествами обладал Алёша Попович?

Хитростью, смекалкой, дерзостью.

Куда смотрит каждый из богатырей ?

Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

Что охраняют богатыри ?

Землю русскую, её границы.

Главным другом богатырей был конь , лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?

Уздечка, стремена, седло.

Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей : Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.

Слушание музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила » .

Вижу я гонца-молодца,

Да что-то нет на нём лица…

Создание проблемной ситуации.

Гонец : Ох, ребятки, беда стряслася –

От ворогов земля сотряслася.

Напали чёрною тучею –

И взрослых, и детушек мучают.

Кто же землю нашу защитит?

От врага освободит?

А готовы ли вы, ребята, защитить нашу землю русскую? Тогда предстоят нам испытания великие. Готовы ли преодолеть их?

Кто хочет быть Алешей Поповичем, Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем? А их богатырскими конями ?

(дети выбирают персонаж, предметы-заместители)

При "оживлении" - вспоминают характер выбранного персонажа; стараются мимикой, жестами, позой его передать; используют предметы-заместители (лук, копье, меч, щит) .

Картина составляется на фоне бело-зеленой ширмы (облака, холмы) .

Земля чуть видимо курится.

Восходит первая заря

Остановились на границе

Три всадника богатыря .

Среди степей застыли кони

Благие русские края!

А наших дней из-под ладони

Не видно ль Муромец Илья?

Самостоятельная работа детей :

1группа – рисует портрет богатыря

2 группа – делает аппликацию

3группа - лепит

Ребята выполняют работу под песню «Богатырская сила » (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова) .

ИТОГ. Наше занятие о русских богатырях подошла к концу , а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам , своим потомкам :

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри

на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Похожие публикации