Составление рассказа по картине левитана золотая осень. Рассматривание картины И

Тема : Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».

Цель : закрепить представление детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми:

Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад? (Ответы детей).

А у вас всегда бывает хорошее настроение? (Ответы детей).

Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору).

Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению? Слушайте внимательно.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

О каком времени года рассказал нам поэт А.С. Пушкин? (Об осени.)

С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение? (Восхищение, любование, нежность, грусть, печаль, уныние, радость...)

Какими словами он определил свое настроение? (Очей очарованье, краса, пышное увядание, унылая пора, прощальная краса.)

Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении музыканта? Давайте попробуем.

Воспитатель предлагает детям прослушать грамзапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Какая музыка прозвучала: веселая или грустная?

Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)

Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение? (Ответы детей).

Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.

Воспитатель под грамзапись предлагает детям рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».

Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ними.

А вы хотели бы оказаться на этом лугу?

Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей).

И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня...

Какие приметы осени вы видите на этой картине?

Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)

Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.)

Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)

Как вы думаете, какое настроение у берез? (Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.)

А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)

А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину. (С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным)

Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об одиноком цветке и о голубом ручье.

Примерный рассказ

Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.

Небо голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.

На берегу реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.

Организованная образовательная деятельность (ООД)

Развитие речи (Р.Р)

Дата____________________________________

Тема: По ознакомлению с пейзажной живописью в старшей группе.

Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Цели: Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины

Задачи: Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений, эмоционального отношения художника к изображаемому. Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё. Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.

Обогатить и активизировать словарь детей; ввести в него эмоционально – оценочную лексику, эстетические термины, отражающие качество объектов, их форму, фактуру и вызываемые ими у человека эмоциональные состояния – радости, удовольствия, наслаждения. Поощрять высказывания детей.

Активизация словаря: пейзажная живопись, березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи (Р.Р)

Тема: По ознакомлению с пейзажной живописью в старшей группе.

Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Цели: Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины

Задачи: Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений, эмоционального отношения художника к изображаемому. Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё. Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.

Обогатить и активизировать словарь детей; ввести в него эмоционально – оценочную лексику, эстетические термины, отражающие качество объектов, их форму, фактуру и вызываемые ими у человека эмоциональные состояния – радости, удовольствия, наслаждения. Поощрять высказывания детей.

Активизация словаря: пейзажная живопись, березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона.

Ход ООД

Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной!

Воспитатель: Ах, как дивно сказал об осени поэт! А художники берут мольберты, краски и идут на природу писать осень. Вот мы сейчас и посмотрим картину об осени, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень». Давайте полюбуемся ею. А я включу «осеннюю» музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года»)

Дети слушают музыку и рассматривают картину.

Воспитатель: Радостно или грустно звучала эта музыка?

Дети: Грустно.

Воспитатель: Да, в музыке слышится светлая, лёгкая печаль. Мелодия звучала нежно и светло. Вот так композитор чувствовал золотую осень. Посмотрите теперь на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень. Как он смог выразить свои чувства красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей) Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем. А вот как поэт А. С. Пушкин сказал об этом времени года:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса…

Вот такие красивые и проникновенные слова о золотой осени нашел поэт. Как художник может рассказать о золотой осени? Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Он должен нарисовать так, чтобы мы узнали и деревья, и кусты, и реку. А с помощью красок он может передать время года (зиму, лето, осень, весну, своё настроение (радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину).

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим картину. Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?

Дети: Березки.

Воспитатель: Расскажите о них. Какие они?

Дети: Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва ещё есть - золотая, желтая, оранжевая.

Воспитатель: А ещё дальше, на дальнем плане, видна группа берёзок. Такую группу березок называют «берёзовая роща». Художник нарисовал чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев - ведь деревья далеко, поэтому он расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано?

Дети: Речка.

Воспитатель: Да, речка. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все уже, все светлее, вдали она голубеет и белеет. А дальше, на излучине речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». Справа от неё хоровод зелено – коричневых деревьев. А что изобразил художник на дальнем плане, там, где начинается небо? Да, там, на горе мы видим зелёную пашню, несколько домиков, а дальше – стена берёзок и лес. А какого цвета небо?

Дети: Небо голубое, с лёгкими белыми облаками.

Воспитатель: Чего больше на картине – неба или земли? (ответы детей) Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше и выбрал прямоугольный формат картины. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Да, мы видим тени от деревьев, значит солнышко есть. Солнышко «зажгло» золото листвы жёлто – оранжевым светом! Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. Сегодня мы послушали музыку, стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана «Золотая осень». Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке. Музыка, картина и стихи подарили нам эти воспоминания, эту радость и лёгкую грусть.

Организованная образовательная деятельность (ООД)

Художественно эстетическое развитие Аппликация

Дата____________________________________

Тема: «Осенний ковер»

Цель: Формировать умения сосредотачивать внимание на предметах и явлениях природы окружающих детей, учить детей замечать красоту природных явлений, учить составлять узор, подбирая необходимые по цвету и форме листья для осуществления замысла.

Задачи: Продолжать закреплять знания детей о приметах осени, вспомнить названия деревьев. Развивать сенсорные ощущения, речь, внимание, память, мышление. Воспитывать любовь к природе, интерес к окружающим явлениям.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулках за осенними явлениями в природе: листопад, деревья нашего участка, изготовление гербария, заучивание стихотворений.

Оборудование: фон для аппликации (квадрат из цветной бумаги, клей, кисти, шаблоны листьев.

Методы и приемы: Наблюдение, музыкальное сопровождение, художественное слово, беседа.

Ход занятия.

Игра: «Осень!»

На вопрос ответ даём.

Назовите осенние месяцы - Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью (что делает?) - Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью (что делают?) - Урожай осенью убирают .

Птицы осенью (что делают?) - Птицы осенью улетают .

Деревья осенью (что делают?) - Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью (что делают?) - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Солнце осенью (что делает?) – Солнце осенью светит, но слабо греет .

Погода осенью (что делает?) - Погода осенью часто меняется. Молодцы, много знаете об осени.

Прислушайтесь – это звуки осени. Она приглашает нас в гости.

слушаем музыкальное произведение (звучит отрывок музыкального произведения на осеннюю тему: «Времена года» Чайковского)

Ребята, как вы думаете, о чем это музыкальное произведение? Что вы услышали? (правильно, ветерок дует, листья шелестят)

А сейчас у нас какое время года? (осень)

А какая осень? (золотая)

Показываю листья и составляю из них композицию на доске

Ребята, что вы видите? (листья,)

А какие листья вы видите? (перечисляют)

А листья каких деревьев вы знаете? (молодцы какие)

А что нужно для того что бы нам составить композицию? (цветная бумага, кисти, клей)

Правильно, (показываю еще несколько вариантов композиции) , обратите внимание на расположение листиков (по центру, по краям, в углах).

Смотрите какие красивые узоры, -ребята, а на что похожа эта работа? (на осенний ковер) а давайте мы с вами из листиков соберем красивые ковры? (давайте).

Обязательно соберем себе коврики, только после того как немножко отдохнем, а то мы с вами сидели, беседовали и устали.

Игра «Осенние листочки».

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на коврик опустил.

Вот мы с вами отдохнули, теперь можно и к работе приступить, усаживайтесь за столы, только пока что ничего не трогайте, а послушайте меня.

Мы сегодня с вами говори об осени, слушали музыку, играли в игру, рассматривали разные композиции, теперь вам нужно каждому составить свою композицию, свой узор.

У вас у всех на столах лежит фон для нашего с вами осеннего ковра и на тарелочках лежат листики, сейчас вам нужно составить свою композицию, разложить на бумаге листья так, как вам нравится и только после этого начинаем приклеивать по одному листочку, будьте аккуратны, не торопитесь. Напомнить правила работы с ножницами, клеем.

У вас есть ко мне вопросы?(если нет значит, приступайте к работе)

По ходу работы, хожу, смотрю, даю словесные указания.

Анализ детских работ:

Какие вы у меня умнички, все с работой справились, посмотрите какие красивые осенние ковры у нас получились, красота!

Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? (ответы детей)

Вам понравилось?

И мне очень понравилось наше с вами занятие, вы у меня все такие умненькие! Теперь помогите мне оформить выставку наших красивых ковров!


Галина Халина
Конспект НОД «Рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень» для старшей группы

Конспект НОД «Рассказывание по картине И . Левитана «Золотая осень » (для старшей группы )

Подготовила : Халина Галина Владимировна, воспитатель МБОУ «Буныревская СОШ №14» с. Бунырево Алексинского района Тульской области

Цель – познакомить детей с картиной И . Левитана «Золотая осень » Задачи :

Развивающие :

Развивать устную речь, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Образовательная :

Познакомить детей с картиной , закрепить характерные признаки осени . Воспитательная :

Воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи. Методы :

Словесные : беседа.

Наглядные : презентация Практические : игра «Когда это бывает?» , «В гостях у художника» , «Чей это цвет?»

Оборудование : мультимедийное оборудование, аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Сентябрь. Охота» из цикла «Времена года» , карточки с изображением признаков разных времён года, цветные карточки , репродукция картины И . Левитана «Золотая осень » Ход занятия.

1. Игровая ситуация «Когда это бывает?»

На столе перевёрнуты вниз изображением несколько карточек с признаками разных времён года, но больше всего осенних . Несколько детей по очереди подходят к столу, берут карточку и называют время года, объясняя, почему они так думают. - Какое время года встречается чаще? (осень )

2. Игровая ситуация «В гостях у художника» .

Показ детям слайдов, на которых изображены портрет, пейзаж, натюрморт.

Посмотрите внимательно на экран и назовите жанры художественного творчества. (Дети смотрят и определяют название жанра) .

3. Игровая ситуация «Чей это цвет?»

Я вам сейчас покажу несколько цветных карточек , а вы определите, какому времени года соответствует тот или иной цвет. (Карточки зелёного , белого, жёлтого цветов) .

Какой цвет соответствует лету? Почему?

А осени ?

4. Рассказ воспитателя о Левитане .

Многие художники с огромной теплотой и любовью писали нашу скромную, но красивую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан . (слайд с портретом художника) .Современники называли его поэтом русской природы. За 25 лет он написал около 1000 картин , рисунков, эскизов. Художник мастерски передаёт насторения, которые рождают в нас картины родной природы .

5. – Рассмотрите репродукцию картины И . Левитана «Золотая осень » .

Какое общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное?

Приходилось ли вам наблюдать в природе нечто подобное?

Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

Может кто – то хочет рассказать одно из стихотворений об осени , которые мы учили?

Перекликаются ли строки стихотворения с полотном художника? - Сейчас я прочитаю стихотворения, а вы послушайте и попробуйте определить, какое из стихотворений можно отнести к данному пейзажу. (В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке » , А. Плещеев «Скучная картина » , И Бунин «Лес, точно терем расписной…» ) - Каков, по-вашему, замысел художника? О чём эта картина ?

Почему она названа золотая осень ?

Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья ?

Назовите те деревья, которые зимой остаются зелёными. Покажите их на картине .

Прямо ли течёт речка или меняет своё направление?

Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане?

Что видно на высоком берегу?

Почему крестьянские домики такие маленькие? - Какое впечатление производит на вас картина ? - Что вы видите на переднем плане? Вдали? - Какие цвета преобладают в пейзаже? - Что вам особенно нравится в полотне И. Левитана ?

6. Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года» .

Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание великого русского композитора П. И. Чайковского, который в 1876 г. Написал музыкальный альбом «Времена года» .

(Звучит пьеса «Сентябрь. Охота» )

Что вы представляете себе, когда слушаете музыку?

Схожи ли ваши впечатления от картины и от пьесы ?

Что вам особенно запомнилось?

Во что мы сегодня играли?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Рассказывание по картине «Зимние забавы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно го учреждение «Детский сад №49» г. Сыктывкара КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО занятия.

Конспект НОД для детей старшей группы тему «Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, какое сейчас время года? (Осень). Воспитатель: Какие изменения происходят в природе с приходом осени?.

Конспект НОД «Рассказывание по картине «Катаемся на санках» во II младшей группе Конспект ООД во II младшей группе Тема: Рассказывание по картине «Катаемся на санках» Интеграция ОО: социально-коммуникативное, физическое,.

Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Осень золотая» Интеграция областей: Познание, коммуникация, художественное творчество. Задачи: Образовательные: Обобщить знания детей о времени года, о.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Март» Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Март» Цель: Организовать деятельность детей.

Конспект открытого занятия для педагогов с детьми средней группы. Рассказывание по картине «Зимняя прогулка» Цель: учить детей связно передавать содержание картины, руководствуясь образцом воспитателя. Задачи: Образовательные: Подвести детей к.

Занятие на тему Осень в детском саду. Старшая группа

Описание материала : конспект занятия по ознакомлению с картиной И.Левитана "Золотая осень" предназначен для воспитателей детских садов, которые знакомят детей старшего дошкольного возраста с жанром живопись, а именно дают представление о пейзаже, учат детей читать "художественный текст", написанный художником красками.

Конспект занятия по ознакомлению с картиной И.Левитана «Золотая осень» в старшей группе.

Цель : развивать целостное и эмоциональное восприятие живописи, сформировать представление о пейзаже, как особом жанре живописи, дать основы художественной грамотности.

Задачи:
- формировать у детей умение рассматривать, анализировать произведение живописи – пейзаж;
- учить детей читать «художественный текст», написанный красками;
- знакомить с особенностями внешнего вида деревьев, изменением их осенью;
- воспитывать в детях умение оценивать и почувствовать красоту картины в целом и отдельных ее частей (фрагментов).

Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, речевая.

Словарная работа:
1. Обогащение словаря: колорит, оттенки, композиции, свет-тень, жанр, пейзаж.
2. Активизация словаря: цвет, золотая, белоствольные, речушка, извилистая, тишина, покой.

Предварительная работа, связь с другими занятиями.
Чтение стихов о времени года – осень, авторов С.Есенина, Ф.Тютчева, А.Плещеева, В.Жуковского, И.Никитина.
Рассматривание картин: И.Шишкин «Осенний лес», «Сосновый бор», Ф.Васильева «Болото», Ил.Остроухова «Золотая осень».
слушание музыки П.Чайковского «Времена года. Осень» .
Занятие по изобразительной деятельности: изображение картин осенней природы.
Дидактические игры: «Разрезные картины», «Лото», «Подбери колорит».

Материал для занятия:
Картина И.Левитана «Золотая осень».
Музыка П.Чайковского «Времена года. Осень».
Наборы цветового спектра.

Ход занятия:

1. Мотивация.
1.1. Воспитатель читает стихи –
В золотой карете, что с конем игривым
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница все переиначила
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
1.2. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года. Осень».

2. Метод вхождения в картину.
Воспитатель предлагает детям подойти к картине, представить себя на берегу реки в белоствольной роще, какие чувства и ощущения у них возникли.

3. Беседа по картине.
3.1 Вопросы по содержанию:
- какое время года,
- какое время дня,
- что вы увидели на берегу реки,
- какие элементы пейзажа главные.

3.2. Вопросы по выявлению средств выразительности:
- состояние природы и погоды,
- какими средствами выразительности художник добивался красоты пейзажа.
3.3. Вопросы по выявлению художественного замысла:
- что хотел показать художник,
- что мы почувствовали,
- что он хотел рассказать,
- какие мысли и чувства вызывает пейзаж,
- хотелось ли вам оказаться в этом месте, чтобы вы там делали,
- чем вам нравится этот пейзаж, если нет – то почему?

4. Разминка «Отгадай загадки».
а) Весной роняет слезы белая …..(береза);
б) Стоит летом золотая, сладким медом налитая (липа);
в) Если дует ветерок – задрожит ее листок, ветерок совсем не сильный – но дрожит листок …..(осины);
г) Весною кудри завила, нежные, пушистые и стоит белым-бела ……(черемуха) душистая;
д) Прилетает в гости к ней стайка алых снегирей, по ветвям они снуют, красны ягоды клюют (рябина).

5. Творческий рассказ воспитателя.
Наступила осень. Белоствольные березки сменили свой зеленый наряд на золотой. И засмотрелись на себя в маленькую извилистую речушку, в которой отразилась синева неба. Ничто вокруг не колышется. Во всем такая радость и спокойствие. То, что просто называется счастьем.

6. Творческие описательные рассказы детей.
Предложить детям в своих рассказах выразить свои мысли и чувства, которые у детей вызывает пейзаж.

7. Игра «Словесная цепочка».
Существительные: береза, дерево, корень, ствол, ветки, лист, почка, кора, береста, сок, побег, сережки, плод, семя, древесина, роща, крона.
Прилагательные: кудрявая, скромная, белая, красивая, нарядная, березовый, зеленый, белоствольная, нежная, стройная.
Дети называют существительные и прилагательные, которые можно подобрать к дереву на картинке.

8. Игра «Четвертый лишний».
Детям предлагается исключить из предложенной группы иллюстраций картин, картину не относящуюся к пейзажу (натюрморт, портрет и т.д.).

9. Дидактическая игра.
«Подбери колорит» - подобрать из цветового спектра цвета, которые использовал художник при создании картины.

10. Анализ занятия.
Воспитатель еще раз спрашивает, что такое пейзаж – жанр живописи, в котором отражается окружающая нас природа: лес, луг, деревья, море, реки, небо.
Сегодня мы познакомились с пейзажем И.Левитана «Золотая осень».

11. Домашнее задание.
Нарисовать осенний пейзаж.

Вера Александровна Борщёва

Цель : Составление рассказа-описания по картине И . И. Левитана «Золотая осень » с использованием поэтических текстов об осени и рисунков детей .

Речевое развитие :

Активизировать и обогащать словарь по лексической теме «Осень » ;

Закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний;

Учить составлять связный последовательный рассказ с опорой на картину ;

Учить вводить в составленный текст поэтические строчки.

Познавательное развитие :

Формировать представления о сезонных изменениях в природе осенью ;

Активизировать мыслительные операции на основе подбора логической концовки предложений.

Социально-коммуникативное развитие :

Развивать диалогическую и монологическую формы речи;

Учить выступать перед сверстниками, соблюдать нормы речи.

Художественно-эстетическое развитие :

Знакомить детей с репродукцией картины И . И. Левитана «Золотая осень » ;

Формировать целенаправленное восприятие и умение анализировать картину ;

Знакомить с муз. Петра Ильича Чайковского «Времена года» , пьеса «Осенняя песнь »

Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине , инициативность, самостоятельность, творческую активность.

Физическое развитие :

Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений и речи;

Формировать физиологическое и речевое дыхание.

Предварительная работа :

Изучение лексической темы «Осень » ;

Чтение художественных текстов, стихотворений, пословиц по данной лексической теме;

Разучивание стихотворений «Нарисуй осень » Тарабрина Е. В., «Ветер» Нищева, «Лес точно терем расписной…» И. Бунин, «Осень З. Федоровская, «Осень » Ю. Капустина с опорой на мнемотаблицы.

Отгадывание загадок;

Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме ;

Рисование осеннего пейзажа на занятии ИЗО .

Оборудование : репродукции картин И . Левитана : «Золотая осень » , «Осень » , «Осенний солнечный денёк » , «Осенний день » ; презентация о художнике, рисунки детей, мнемотаблицы к стихотворениям.

1. Организационный момент. Упражнение на развитие координации речи и движений «Осень »

Входит осень в лес дремучий , Дети шагают на месте, высоко поднимая колени

Машет жёлтой кистью, Движения руками

Ветерок сгребает в кучи

Золотые листья , Наклоны вперёд, движения согнутыми руками к груди.

И они, забывши ветви,

Кружат на поляне… Поворачиваются кругом, понимают руки вверх.

Осень встала на опушке Разводят руками в стороны

В жёлтом сарафане.

Т. Ткаченко.

2. Основная часть.

Логопед :

О каком времени года мы с вами рассказали?

Как вы думаете, почему именно об осени ?

Конечно, куда бы мы с вами ни пошли, ни поехали, везде нас окружают приметы этого времени года.

На занятиях изо деятельности вы не могли обойти стороной это прекрасное время года. Посмотрите на свои рисунки, расскажите, какая получилась у вас осень , какой вы её увидели?

(ответы детей)

Какие краски вы использовали? (красный, оранжевый, синий – тёплые тона.)

Этим прекрасным временем года восхищались многие писатели, поэты, композиторы и художники.

Сегодня мы поговорим о том, какие стихотворения написаны об осени , познакомимся с известным художником И. И. Левитаном и его картиной .

Писатели, поэты словами передавали красоту осени . Художники использовали кисти и краски.

Исаак Ильич Левитан известный художник, который жил очень давно. Осени он посвятил свои картины : «Осень » , «Осенний солнечный денёк » , «Осенний день » . На всех этих картинах изображена осенняя природа , пейзаж. (Презентация)

Всё, что изображено на картинах И И Левитана одним словом можно назвать пейзаж. Что такое пейзаж, мы узнаем из песни.

Звучит «Песня о картинах » , слова А. Кушкер.

Так что такое пейзаж? (когда на картине нарисован лес , река или дорога)

Пейзаж - изображение природы в разное время года, это реальный вид какой-либо местности.)

Предлагаю внимательно рассмотреть ещё одну картину Исаака Левитана . Перед вами не сама картина , а репродукция, т. е. её фотография, копия.

(Репродукция – это воспроизведение рисунка, печатного текста и т. д. средствами полиграфии или фото.)

(На экране репродукция картины И . И. Левитана «Золотая осень » , звучит муз. Петра Ильича Чайковского «Времена года» , пьеса «Осенняя песнь » , дети рассматривают картину )

Беседа по картине :

Что изображено на картине ? (Луг, речка, молодые берёзки, вдали лес)

Пейзаж может быть летний, зимний, городской, деревенский.

Какой пейзаж мы видим на картине ?

Какая пора осени ?

Как мог назвать художник картину ? (- золотой лес , - осень , -золотая осень )

Почему «Золотая осень » ? (Все на полотне золотое : яркий солнечный свет повсюду, всё залито этим светом : лес, луг, речка, берёзки). Такую пору лета ещё называют «бабьим летом» :

Это бабье лето осень нам дала »

Назовём приметы золотой осени , которые изобразил автор картины .

День какой? (погожий, тёплый, яркий, солнечный, осенний )

Небо какое? (лазурное, голубое, высокое; по голубому небу плывут …облака)

Какой лес? (надел золотой наряд , стоит в богатом уборе осени ; осень не пожалела золотой краски )

Какие краски взял художник, чтобы написать лес, картину ? (теплые или холодные тона? Красный, жёлтый, оранжевый –тёплые тона)

Какие чувства вызывают теплые (жёлтый, оранжевый, красный) тона красок? (Создают у нас радостное, праздничное настроение, ощущение тепла. А значит уюта). А какие –холодные? (грусти, ведь скоро наступят холода)

Все ли деревья надели золотой наряд ? Какие деревья осенью зелёные (сосны, ёлочки)

- Вспомним : «Как вышки, ёлочки темнеют…»

Какое стихотворение о таком лесе мы знаем? (дети рассказывают стихотворения по мнемотаблицам «Лес точно терем расписной…» И. Бунина, «Осень на опушке краски разводила…» З. Федоровской, «Осень » Ю. Капустиной)

Сколько берёзок на переднем плане? Что о них можно сказать? (растут на склоне,

берёзки словно спустились к реке; белоствольные, гибкие, стройные)

«Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…»

На что похожи их листочки? Вспомните загадку про осенние листочки («висят на ветке золотые монетки » ; резные листочки берёз шелестят на осеннем ветру .

Пальчиковая гимнастика «Ветер»

Ветер по лесу летал, Волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал :

Вот дубовый, вот кленовый, На каждое название загибают по одному пальцу.

Вот рябиновый резной,

А с берёзки – золотой .

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (Н. Нищева) Спокойно ударяют ладонями по столу.

Какой луг, трава? (луг жёлтый, трава начала желтеть и сохнуть, кое-где потемнела)

Как течёт речка? (как лента извивается, изгибается)

Какого цвета вода в реке? Почему (в начале реки вода тёмная, холодная, дальше становится светло-голубой, в ней, как в зеркале, отражается голубое небо)

3. Физминутка. Двигательно-речевое упражнение «Нарисуй осень » /Автор Тарабрина Е. В.

Логопед :

Предлагаю вам стать художниками. Только рисовать мы будем не красками и кисточками, а жестами.

Размешаем краску (круговые движения обеих рук) .

Лишнюю стряхнем (встряхивающие движения кистей рук) .

Нарисуем осень (движения рисования художника) .

Капли за окном (точечные движения обеих рук пальчиками) .

Радугу цветную (рисуют ладошкой полукруг) .

Речку голубую (волнообразные движения руки) .

Много красок осени , (разводит руки в стороны, показывая "много”) .

Выбирай любую (две руки вперед с поднятыми большими пальцами) .


4. Коллективное составление рассказа-описания по картине «Повтори и продолжи предложение»

Картина Исаака Ильича Левитана называется («Золотая осень » )

Художник назвал картину «Золотая осень » , потому что(- на ней изображён солнечный свет повсюду;- всё залито солнечным светом; - всё на картине золотое )

Такую пору осени ещё называют «бабьим летом» :

«Сколько солнца, света, нежного тепла,

Это бабье лето осень нам дала »

Осенний день на картине… (яркий, солнечный) .

По голубому небу плывут … (белые лёгкие облака) .

Вдали виднеется… (лес весь в золотом наряде осени ) .

Кажется, осень не пожалела для него тёплых красок, только кое-где среди позолоты темнеют верхушки сосен и ёлочек . Чтение стихотворения :

«Осень , как художник,

Лес разрисовала.

Нива. Роща, дождик –

Всё волшебным стало»


Чтение детьми стихотворения Ю. Капустиной «Осень » :

В золотой карете ,

Что с конём игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Всё переиначила,

Ярко-жёлтым цветом

Землю разукрасила.

На переднем плане изображены… (тонкие, стройные берёзки) .

Они растут на склоне, словно спустились. (к реке) .

Их жёлтые резные листочки похожи на. (золотые монетки ) .

Листочки шелестят на осеннем… (ветру) . Вспомним :

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

Трава на лугу… (желтеет, сохнет) .

По лугу лентой течёт… (извилистая река) .

Вода в реке… (тёмно-синяя, холодная) .

Логопед :

Как вы думаете, с каким настроением художник рисовал эту картину ? (с радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным, грустным, потому что это последняя красота уходящей осени , ведь скоро зима.)

Логопед :

- «Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса» , - так сказал о золотой осени русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Об этом же сказал и Исаак Ильич Левитан , но только красками и кистью.

5. Рефлексия :

Логопед :

Мы сегодня составляли рассказ по картине И . Левитана «Золотая осень » . Понравилась вам картина ? Чем? (- Нравится осень ; - картина красивая ;- красивая осень )

Что хочется, глядя на картину ? (Пройтись по осеннему лесу , подышать свежим воздухом. Послушать шум реки, шелест осенней листвы , собрать листочки и подбросить их высоко-высоко.).

Молодцы! Мне было очень приятно увидеть ваши прекрасные рисунки, услышать ваши рассказы о картине . Я поняла, что красота золотой осени не оставила и вас равнодушными. Сегодня вы вы показали себя настоящими первоклассниками.


Похожие публикации