Спасибо что правду сказал. Тест по литературному чтению на тему "Русские писатели" (2 класс) Отец пришел и спросил кто разбил
Л. Н. ТОЛСТОЙ «ПРАВДА ВСЕГО ДОРОЖЕ»,
Цели :
- 1.воспитывать у учащихся честность, трудолюбие;
- 2.учить находить главную мысль произведения.
- 3.Познакомить с рассказом Л.Н.Толстого «Правда всего дороже»
Ход урока
Работа со скороговоркой:
На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
О ком говорится в скороговорке?
- Что делает кошка?
- Почему мошку называют крошкой?
II. Проверка домашнего задания.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, целей.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л. Н. Толстого "Правда всего дороже" и «Котенок».
ПРАВДА ВСЕГО ДОРОЖЕ
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил:
- Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
- Я.
Отец сказал:
- Спасибо, что правду сказал.
– Какова главная мысль этого произведения?
– Каким вам представился мальчик? А отец?
– Чему учит этот рассказ?
– Каким вам показался этот рассказ?
(интересным, грустным, поучительным).
– Что особенно понравилось в рассказе?
(Мальчик сказал правду)"
Анализ произведения.
– Кто является главным героем рассказа?
(Мальчик)
–
Что случилось с мальчиком?
(Он разбил чашку).
–
Как поступил мальчик?
–
(Сказал правду).
–
Как вы оцениваете поступок мальчика?
(Он поступил хорошо, правильно).
–
Если бы вы оказались на месте мальчика, как бы вы поступили?
(Поступили так же, как мальчик из рассказа «Правда всего дороже»).
Л. Н. ТОЛСТОЙ «КОТЕНОК»
(быль)
Цели :
1.воспитывать у учащихся ответственность за совершенные поступки, доброе отношение к животным;
2.познакомить с понятием «быль».
3.Учить составлять план.
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, а с каким произведением узнаете, если отгадаете загадку:
Он первым входит в дом
И живёт подолгу в нём
То мяучет, то играет, исчезает далеко,
А когда придёт обратно, то из блюдца аккуратно
Пьёт парное молоко. (Котёнок)
2. Работа над былью «Котенок».
Словарная работа:
Что такое быль ? (Это то, что было в действительности.)
подле – около,
что было духу – очень быстро.
Амбар – сарай
3. Видеозапись «Котенок»
Беседа.
– К какому жанру относится произведение?(рассказ, так как мало действующих лиц и описывается один эпизод)
– Какое впечатление произвел на вас рассказ?
– Какие мысли. Чувства возникли?
Какой самый напряженный момент в рассказе, задайте друг другу вопросы по содержанию.
– Что можно сказать о Васе? Какой он?
– Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?
– Почему ребята взяли котёнка с собой?
– Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?
– Почему ваше настроение менялось?
– Чему учит эта быль?
Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети.
1. Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?
2. А когда нашли?
3. Как они отнеслись к котенку, которого оставили себе?
4. Каким было состояние детей, когда увидели беззащитного котенка и двух собак около него?
5. Как вы думаете, что пережил Вася?
6. А кто виноват, что котенок попал в беду?
7. А как поступили бы вы?
8. Чему учит рассказ?
- Составление плана
Разделим рассказ на части. Подготовьте по нему пересказ.
1. У Кати и Васи пропала кошка;
2. Под крышей амбара
3. Пятеро котят
4.Расстование с котятами
5. Игра на дороге
6.Вася спасает котенка
Домашнее задание: стр. 116-119 пересказ по плану
Используемая литература:
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011 г., 223 с.
Кутявина С. В., Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2012 г., 384 с.
Интернет ресурсы:
http://school.xvatit.com/
Фамилия, имя_______________________________________Вариант 1
А. С. Пушкин «Лебедь, рак и щука»
И. А. Крылов «Котёнок»
Л. Н. Толстой «Сказка о рыбаке и рыбке»
* «Спасибо, что правду сказал»._________________________________________________________
* «Там русский дух, там Русью пахнет…»__________________________________________________
*«И кому же в ум пойдёт на желудок петь голодный…»_____________________________________
3.Прочитай. Определи, к какому жанру относится это произведение.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
рассказ
басня
сказка
стихотворение
4. Собери пословицу. Соедини стрелочкой начало пословицы и её конец.
Много захочешь - а потехе час.
Делу – время, а врозь хоть брось.
Дружно - негрузно, кто уменьем ума набирает.
Счастье тот добывает, последнее потеряешь.
Проверочная работа по теме «Русские писатели».
Фамилия, имя________________________________________Вариант 2
И. А. Крылов «Старый дед и внучек»
А. С. Пушкин «Стрекоза и муравей»
Л. Н. Толстой «У лукоморья дуб зелёный…»
2.Из каких произведений эти строки? Запиши название и автора.
* «Учитель засмеялся и сказал: «Ты погоди хвалиться, а поучись.».____________________________
____________________________________________________________________________________
* «Дурачина ты, простофиля! Воротись, поклонись рыбке…»_________________________________
*«…А щука тянет в воду»_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3 .Прочитай. Определи, к какому жанру относится это произведение.
Поставь галочку напротив выбранного ответа.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
рассказ басня сказка стихотворение
4.. Собери пословицу. Соедини стрелочкой начало пословицы и её конец.
Много желать - а все за одного.
Кто родителей почитает, всегда пригодится.
Грамоте учиться добра не видать.
Один за всех, тот вовек не погибает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по литературному чтению за 3 четверть в 1 классе (ПНШ)
Цель работы:- проверить усвоение темы "Устное народное творчество";- понимание учащимися как устроена загадка, законы докучной сказки, в чём трудности скороговорок, как и когда люди обращаются к приро...
Проверочные работы по литературному чтению 2 класс. "Родная речь" Л.Ф.Климанова и др. УМК "Школа России"
Материал предназначен для контроля знаний учащихся после прохождения тематических разделов учебника "Родная речь" 2 класс. Л.Ф.Климанова и др....
Проверочные работы по литературному чтению по программе РО Л. В. Занкова. (3-4 классы)
По программе литературного чтения системы РО Л.В.Занкова не предусмотрены проверочные работы после завершения каждого раздела. Чтобы проверить глубину усвоения изученных произведений, знание худ...
Тест № 3 «Русские писатели» 2 класс Вариант 1.
1.Подчеркни жанр и тему произведения Л. Толстого «Котёнок».
1) рассказ о животных 2) сказка о животных
3) рассказ о природе 4) сказка о природе
2.Знаешь ли ты имя и отечество Крылова? Подчеркни ответ.
1) Ф. Тютчев 2) И. Крылов 3) С. Есенин 4) И. Токмакова
4. Закончи предложение. Подчеркни ответ.
Лебедь, Щука и Рак – герои …
1) русских народных сказок 2) стихотворения И. Токмаковой
3) рассказа Л. Толстого 4) басни И. Крылова
А. С. Пушкин «Лебедь, рак и щука»
И. А. Крылов «Котёнок»
Л. Н. Толстой «Сказка о рыбаке и рыбке»
«Спасибо, что правду сказал»
«Там русский дух, там Русью пахнет…»
__________________________________________________________
«И кому же в ум пойдёт на желудок петь голодный…»
__________________________________________________________
Подчеркни ответ.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
1) рассказ 2) басня 3) сказка 4) стихотворение
Тест № 3 «Русские писатели» 2 класс Вариант 2.
Ф. И. ______________________________________________________
1. Подчеркни заголовок стихотворения.
1) «Осеннее утро» 2) «Опустел скворечник …»
3) «Стрекоза и Муравей» 4) «Старый дед и внучек»
2.Знаешь ли ты имя и отечество Толстого? Подчеркни ответ.
1) Александр Сергеевич 2) Лев Николаевич
3) Иван Андреевич 4) Михаил Михайлович
3. Определи значение выражения. Подчеркни ответ.
Остаться у разбитого корыта.
1) Остаться ни с чем. 2) Остаться со старыми друзьями.
3) Остаться с чудом . 4) Остаться при своих интересах.
4. Закончи предложение. Подчеркни ответ.
Рассказ Л. Толстого «Старый дед и внучек» учит …
1) любить детей 2) уважать старших
3) говорить правду 4) быть трудолюбивым
И. А. Крылов «Старый дед и внучек»
А. С. Пушкин «Стрекоза и муравей»
Л. Н. Толстой «У лукоморья дуб зелёный…»
6. Из каких произведений эти строки? Запиши название и автора.
«Учитель засмеялся и сказал: «Ты погоди хвалиться, а поучись»
«Дурачина ты, простофиля! Воротись, поклонись рыбке…»
____________________________________________________________
«…А щука тянет в воду»
___________________________________________________________
7. К какому жанру относится это произведение. Подчеркни ответ.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
1) рассказ 2) басня 3) сказка 4) стихотворение
История с разбитой чашкой является одним из самых популярных нравоучительных сюжетов, рассчитанных на детский возраст.
Кто вчера разбил мячом
Чашку на буфете?
Петя был тут ни при чем,
А попало Пете.
Помните этот небольшой фрагмент из стихотворения С.Я. Маршака? Оно было публиковано в 1954 году сначала в журнале «Огонек», а затем – в формате отдельной книжки.
В середине XX века этот инцидент постоянно изображался на картинках
А задолго до этого – в 1869 году – на ту же тему короткий рассказ написал Л.Н.Толстой. Настолько короткий, что его несложно привести целиком:
«Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.
Отец пришел и спросил: «Кто разбил?»
Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я».
Отец говорит: «Спасибо, что правду сказал».
Меня в этом рассказе всегда настораживали отношения отца с ребенком: почему мальчик «затрясся от страха»? Откуда у него этот страх, если не из ужасного опыта?
В первом номере журнала «Пионер» в 1936 году был опубликован рассказ А.П.Гайдара «Голубая чашка». Впрочем, последовавшие рецензии рассказ раскритиковали как за «бессюжетную» форму, так и излишнюю психологизацию.
Одним словом, сюжет популярный, и со временем поправки в него вносились несущественные: в советский период чашка перестала называться «дорогой» - стала «папиной» (а папа умер) или «маминой любимой» (мама жива).
Происшествию, из которого ребенок должен был извлечь жизненный урок (необходимость сознаваться в своих проступках), посвящена серия последовательных картинок.
Этот рассказ в картинках в целом повторяет сюжет рассказа В. А. Осеевой «Почему?», опубликованный в конце 1940-х. Написан рассказ был в 1930-е годы и начинается он со слов: «Мы были одни в столовой – я и Бум». У Осеевой сидящий за столом мальчик, играя с собачкой, потерял равновесие и ухватился за скатерть со всеми вытекающими последствиями. На истории в картинках драма имеет несколько иную завязку.
В любом случае, для советского ребенка эта доступная детскому пониманию история была уроком честности и мерилом нравственности.
Вариацией на ту же тему был диафильм «Кто разбил чашку?» (автор - Юрий Хазанов). Внушая маленькому зрителю ту же мораль, Юрий Хазанов превратил Бума в Капа, папину чашку – в «красивую оранжевую» (что, безусловно, уменьшило драматизм события).
Немного отступлю от темы. В диафильме есть кадр с такой подписью: «Есть, наверно, такие люди, которые своим собакам разрешают на тахте валяться… Но Вовина мама – никогда».
Утверждаю со всей ответственностью: не наверно, а точно – такие люди есть!
В 1980-е годы к разбитой посуде стали относится спокойнее. И вечный нравоучительный сюжет приобрел несколько иное содержание. Сюжетные картинки стали называться «Нечаянная оплошность», а вместо обучения честности на этом материале детей стали учить утешать другого человека (мальчика, разбившего чашку) и оказывать взаимопомощь. Интересная инверсия! Теперь мальчика не обвиняют и наказывают – теперь его утешают, помогая устранить последствия. Это говорит о том, что теперь за провинившимся стали оставлять право на эмоции.
Когда взрослый разбивает чашку, даже дорогую папину, в утешение виновнику говорят «на счастье!». А если чашку разбивает ребенок?
Видимо, раньше чашки все время стояли на столах, а дети играли в тех же помещениях с мячом. Вот жизнь была!
>>Литература 2 класс >> Литература: Л. Толстой. «Правда всего дороже»
Урок 23
Л. Н. ТОЛСТОЙ «ПРАВДА ВСЕГО ДОРОЖЕ»
Цели : воспитывать у учащихся честность, трудолюбие; учить находить главную мысль произведения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, целей.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л. Н. Толстого "Правда всего дороже"
Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 - 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше.
Лев Николаевич любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова. Строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудится.
Очень долго Л.Н. Толстой жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич устроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые написал сам.
Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес.
2. Работа над новым произведением. Чтение в парах рассказа «Правда всего дороже».
ПРАВДА ВСЕГО ДОРОЖЕ
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил:
- Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
- Я.
Отец сказал:
- Спасибо, что правду сказал.
– Какова главная мысль этого произведения?
– Каким вам представился мальчик? А отец?
– Чему учит этот рассказ?
– Сравните главного героя рассказа «Правда всего дороже» и басни «Лгун».
– Каким вам показался этот рассказ?
(интересным, грустным, поучительным).
– Что особенно понравилось в рассказе?
(Мальчик сказал правду)"
Анализ произведения.
– Кто является главным героем рассказа?
(Мальчик)
–
Что случилось с мальчиком?
(Он разбил чашку).
–
Как поступил мальчик?
–
(Сказал правду).
–
Как вы оцениваете поступок мальчика?
(Он поступил хорошо, правильно).
–
Если бы вы оказались на месте мальчика, как бы вы поступили?
(Поступили так же, как мальчик из рассказа «Правда всего дороже»).
Домашнее задание:
подготовить выразительное чтение произведения.
Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.