Ван гог как ушел из жизни. Тайна безумия Ван Гога: о чем говорит его последняя картина? Самые известные картины написаны им в психиатрической клинике

Согласно официальным документам, великий художник Винсент Ван Гог покончил с собой, страдая от галлюцинаций, глубокой депрессии и творческого кризиса. «Все было не так!» - утверждают обладатели Пулитцеровской премии, писатели Стивен Найфи и Грегори Уайт Смит, создавшие монографию «Ван Гог. Жизнь».

Согласно их версии, якобы подтвержденной выдающимся криминалистом, доктором Винсентом ди Майо, знаменитого живописца... застрелили из револьвера. Однако вот вам загадка в загадке, или, если хотите, «матрешка истории»: все было, скорее всего, и не так, как, с подачи двух «звездных» литераторов, ныне повествует мировая пресса. Мы предлагаем читателям «Тайн XX века» вместе с нами принять участие в раскрытии тайны XIX столетия. И самим сделать вывод о том, кто, вероятнее всего, расправился с голландским «невольником чести».

Депрессия перед смертью?

Нет ничего удивительного в том, что знаменитого живописца изначально -да и посмертно - окружал флер тайн и слухов. Достаточно припомнить «известный факт», согласно которому живописец отрезал себе ухо. Во-первых, не все, а лишь кусочек уха, а во-вторых, повинен в таком членовредительстве, согласно многим историческим документам, близкий друг Винсента и тоже легенда живописи, Поль Гоген. Так обстоят дела и с депрессией, «творческим кризисом», дескать, толкнувшим художника на самоубийство. Давайте сопоставим слухи с фактом: Ван Гог, покинув в мае 1890 года Париж и переехав в деревеньку Овер-сюр-Уаз, что в 30 километрах от французской столицы, создал за три месяца до смерти 80 картин м 60 набросков. Собственно, эта творческая плодовитость и навела двух обладателей Пулитцеровской премии - Найфи и Смита - на мысль, что вряд ли живописец на самом пике формы решил вдруг покончить с собой.

Писатели копнули архивы и были, без всякого преувеличения, шокированы результатами своих поисков. Ван Гог вовсе не «выстрелил себе в грудь из ружья», как о том писали журналисты бульварных изданий. В тот роковой день, 27 июля 1890 года, художник возвратился в гостиницу «Оберж Раву», в которой жил на правах постояльца, с пленэра - с холстом в руках и... огнестрельной раной в животе. Скончался он лишь 29 часов спустя, успев произнести в ответ на вопрос полицейских о самоубийстве странноватую фразу: «Да уж конечно!»

Итак, у наших исследователей - Стивена Найфи и Грегори Уайт Смита - родилась версия, что, скорее всего, Ван Гог был смертельно ранен человеком (людьми), имя (имена) которого (которых) он почему-то не захотел назвать. И ведь действительно! Вряд ли художник ушел на пленэр в поля неподалеку от Овер-сюр-Уаз, выстрелил себе в живот, а после - не избавил себя от мук, совершив coupe-de-grace («удар из сострадания», проще говоря, контрольный выстрел), а вернулся умирать в гостиницу. Причем так и не расставшись с мольбертом, тащить который раненому было весьма тяжело.

Что «подтвердил» Винсент ди Майо

Винсент ди Майо, к которому Найфи и Смит обратились с просьбой опровергнуть или подтвердить их догадки о таинственной расправе над Ван Гогом, - высококлассный криминалист. Если читать не перепечатки журналистских статей, а заявления ди Майо вкупе с монографией двух обладателей Пулитцеровской премии, можно прийти к выводу о том, что выдающийся криминалист своими беспристрастными (и высокопрофессиональными) выводами всего лишь... разбудил фантазию новых биографов Ван Гога.

Желаете доказательства? Извольте. Читаем ди Майо. Он сообщает, что по описанию смертельной раны художника можно прийти к следующему заключению: дуло рокового пистолета находилось на расстоянии 30-70 сантиметров от тела художника, к тому же, чтобы попасть себе в живот именно под таким углом, ему пришлось бы стрелять левой рукой. Хотя, как пишет криминалист, «использование правой руки было бы даже еще более абсурдно». И наконец: в связи с тем что в 1890 году использовался черный порох, он должен был оставить черный след на руке стрелка. Такого следа эксперты, обследовавшие тело покойного живописца, не зафиксировали.

Итак, как видим, ди Майо отвергает версию о самоубийстве художника. Винсент так и пишет о знаменитом тезке в своей статье: «Он не стрелял в себя».

Теперь открываем книгу Найфи и Смита. И читаем в ней, что Ван Гога, дескать, случайно застрелили... двое пьяных деревенских подростков, с которыми он якобы играл в индейцев! Ди Майо не имеет к данной версии никакого отношения. И более того - не существует не только документов, подтверждающих «ковбойскую» версию, но даже свидетельств очевидцев, что Винсент Ван Гог, в перерывах между созданием «Пшеничного поля с воронами» (последняя работа живописца, ее-то он и донес до гостиницы), играл с какими-то безымянными и к тому же вооруженными недорослями.

Итог: знаменитый криминалист подтвердил сам факт убийства Ван Гога, но не имеет никакого отношения к версии о «деревенских подростках». Оставим данную версию на совести Найфи и Смита. Оставим, поблагодарив их за обнародование того факта, что некие письмена, найденные в кармане Ван Гога сразу после его смерти, были вовсе не «предсмертной запиской», а черновиком послания к брату Тео, с которым «безусловный самоубийца»... делился планами на будущее. (К слову, незадолго до сведения счетов с жизнью Винсент сделал крупный заказ на краски.) Оставим и рискнем назвать имя наиболее вероятного убийцы Ван Гога. И пусть читатель судит сам, чья версия - Найфи со Смитом или наша - заслуживает большего права на существование.

Имя убийцы Ван Гога

Нельзя сказать, что в Овер-сюр-Уаз великий художник был объектом поклонения для местных жителей. К нему относились скорее настороженно. Более того, неподалеку от гостиницы, постояльцем которой был художник, жил некий пьяница и бузотер по имени Рене Секре-тан. Этот человек буквально не переносил маэстро.

Немецкий историк Ханнес Веллманн утверждает, что «мсье Секретан изо дня в день донимал живописца» и, кроме того, обладал официально зарегистрированным револьвером, пуля которого могла нанести рану, подобную описанной криминалистом ди Майо.

Однако и этого мало. Работая с архивами, исследователь нашел показания очевидцев, засвидетельствовавших, что последняя стычка Секретана и Ван Гога имела место в роковой день 27 июля 1890 года - в момент, когда живописец направлялся на пленэр мимо дома своего извечного обидчика.

Конечно, немецкий исследователь, воспитанный в духе европейского правосознания - «никто не может быть назван преступником без соответствующего решения суда», - не именует безапелляционно Рене Секретана убийцей Винсента Ван Гога. И кроме того, деликатно обходит причину ссор местного гуляки с заезжей знаменитостью. А между тем эта причина крайне важна. Ибо, не зная ее, трудно ответить на решающий вопрос: почему биографы поспешили записать Ван Гога в самоубийцы?

Последняя загадка «самоубийства» Ван Гога

Идем по следам немецкого исследователя. Изучаем архивы. И открываем удивительный факт. Абориген из Овер-сюр-Уаза обвинял чужака в «противоестественном интересе к несовершеннолетним девочкам», а именно - к дочкам хозяина гостиницы, в которой тот жил: 12-летней Аделине Раву и ее младшей сестре Жермен. Скандальное обстоятельство: согласно ряду данных, Рене... попросту ревновал «удачливого соперника», приписывая ему собственные не слишком чистоплотные помыслы.

Имелись ли у Секретана основания обвинять художника в «пристрастном интересе» к Аделине и Жермен и клеветать на Винсента в кругу таких же, как и он сам, завсегдатаев злачных мест? Имелись. Скорее, не основания, а поводы, обретшие в мозгу, разрушенном алкоголем, статус фактов.

Как Аделина, так и Жермен были натурщицами Ван Гога. И, судя по письменным воспоминаниям Аделины Раву, она в том весьма юном возрасте испытывала к художнику симпатию: «Вы сразу забывали о недостатке очарования в нем, едва замечали, с каким восхищением он смотрит на детей». Поверьте, уважаемые читатели: из данных непреложных фактов мы вовсе не хотим - да и не позволили бы себе - делать выводы, достойные разве что бульварной прессы. Речь о другом: вполне платоническая симпатия юной натурщицы к творцу была причиной, мягко говоря, нелюбви местного жителя к пришлому художнику. А дальше - смотрим на факты, и они складываются в роковую мозаику. 14 июля 1890 года Ван Гог заканчивает работу над портретом Аделины Раву, 26 июля дарит портрет девочки ее отцу, Артуру-Густаву. А через сутки - зафиксированная очевидцами стычка с Рене Секретаном. Поход на пленэр и возвращение с роковой раной.

Продал, не торгуясь

Версия о том, что мсье Секретан последовал вслед за «соперником» в поля, где вскоре прозвучал фатальный выстрел, объясняет многие загадки, остающиеся в «деле Ван Гога» даже после сенсационного расследования Найфи, Смита и ди Майо. Становится понятным, почему живописец не захотел назвать полиции имя своего палача - скорее всего, боялся запятнать честь юной Аделины Раву. Становится ясным и заговор молчания французских криминалистов XIX века вокруг обстоятельств смерти Ван Гога.

И вот еще один интересный момент, свидетельствующий в пользу того, что Артур-Густав, отец Аделины, знал подоплеку трагедии, и она была Раву как минимум неприятна. Вскоре после гибели именитого постояльца владелец гостиницы «Оберж Раву» продал оба портрета дочери, написанные Ван Гогом и переданные ему в качестве оплаты за постой. Продал оба, не торгуясь, за... 40 франков. Хотя, если бы не спешил, мог выгадать на порядок больше...

Когда 29 июля 1890 года 37-летний Винсент Ван Гог умер, его работы были почти никому не известны. Сегодня его картины стоят сногсшибательных сумм и украшают лучшие музеи мира.

Через 125 лет после смерти великого голландского живописца настало время узнать о нем больше и развеять некоторые мифы, которыми, как и вся история искусства, полна его биография.

Он сменил несколько рабочих мест, прежде чем стал художником

Сын министра, Ван Гог начал работать в 16 лет. Дядя взял его стажером на должность арт-дилера в Гааге. Ему доводилось ездить в Лондон и Париж, где находились отделения фирмы. В 1876 году он был уволен. После этого он некоторое время работал школьным учителем в Англии, затем продавцом книжного магазина. С 1878 года он служил проповедником в Бельгии. Ван Гог испытывал нужду, ему приходилось спать на полу, но менее чем через год его уволили и с этого поста. Только после этого он стал, наконец, художником и более рода занятий не менял. На этом поприще он прославился, впрочем, посмертно.

Карьера художника Ван Гога была короткой

В 1881 году голландский художник-самоучка вернулся в Нидерланды, где посвятил себя рисованию. Его финансово и материально поддерживал младший брат Теодор, удачливый торговец произведениями искусства. В 1886 году братья поселились в Париже, и эти два года во французской столице оказались судьбоносными. Ван Гог принимал участие в выставках импрессионистов и неоимпрессионистов, он начал использовать светлую и яркую палитру, экспериментировать с методами нанесения мазков. Последние два года жизни художник провел на юге Франции, где создал ряд своих самых известных картин.

За всю свою десятилетнюю карьеру он продал только несколько из более 850 картин. Его рисунки (их осталось около 1300) оказались тогда невостребованными.

Скорее всего, ухо он себе не отрезал

В феврале 1888 года, прожив два года в Париже, Ван Гог переехал на юг Франции, в город Арль, где надеялся основать сообщество художников. Компанию ему составил Поль Гоген, с которым они подружились в Париже. Официально принятая версия событий такова:

В ночь на 23 декабря 1888 года они поссорились, и Гоген ушел. Ван Гог, вооружившись бритвой, преследовал приятеля, но, не догнав, вернулся домой и в досаде частично отрезал свое левое ухо, затем завернул его в газету и отдал какой-то проститутке.

В 2009 году двое немецких ученых опубликовали книгу, в которой предположили, что Гоген, будучи хорошим фехтовальщиком, отрезал часть уха Ван Гога саблей во время поединка. Согласно этой теории, Ван Гог во имя дружбы согласился скрыть правду, иначе Гогену грозила бы тюрьма.

Самые известные картины написаны им в психиатрической клинике

В мае 1889 года Ван Гог обратился за помощью в психиатрическую больницу Сен-Поль-де-Мозоль, расположенную в бывшем монастыре города Сен-Реми-де-Прованс в Южной Франции. Изначально художнику была диагностирована эпилепсия, но обследование выявило также биполярное расстройство, алкоголизм и нарушение обмена веществ. Лечение состояло в основном в приеме ванн. Он оставался в больнице в течение года и написал там ряд пейзажей. Более ста картин этого периода включают некоторые из его самых знаменитых работ, такие как «Звездная ночь» (приобретена нью-йоркским Музеем современного искусства в 1941 году) и «Ирисы» (куплена промышленником из Австралии в 1987 году за рекордную на тот момент сумму $ 53,9 млн.)

Британские искусствоведы более 10 лет исследовали неизвестные широкой общественности документы и письма, связанные с художником Винсентом Ван Гогом, и пришли к выводу, что мастер, вопреки официальной версии, не был самоубийцей. Исследователи считают, что великого нидерландского художника застрелили, сообщает британская телерадиокомпания BBC .

Незадолго до смерти Винсент Ван Гог поселился в одной из гостиниц французского города Овер-сюр-Уаз. Мастер ходил работать в расположенное поблизости поле, которое изображено на его последней картине "Пшеничное поле с воронами" (1890). Считается, что во время одной из таких прогулок великий пост-импрессионист выстрелил себе в грудь, но пуля не задела сердце, поэтому художник смог, зажав рану, добраться до кровати у себя в номере и попросить вызвать врача. Однако спасти великого художника не удалось.

Долгое время эта версия гибели Ван Гога считалась официальной, хотя многие исследователи творчества и жизни художника отмечали, что в этой истории много белых пятен. Такой точки зрения придерживаются и британские искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит, книга которых "Ван Гог. Жизнь" ("Van Gogh: The Life") увидела свет в понедельник.

Найфех и Смит более 10 лет изучали малоизвестные письма художника, а также различные документы, связанные с ним. В том числе, полицейские протоколы 1890 года и показания знакомых и соседей Ван Гога. Британские искусствоведы обработали более 28 000 документов, большинство из которых никогда не переводились на английский и другие языки. Найфеху и Смиту помогали четыре профессиональных нидерландских филолога.

В ходе работы над книгой британские исследователи сделали вывод, что Ван Гог, который, как считалось до сегодняшнего дня, застрелился, на самом деле был убит. Британцы отмечают, что, согласно полицейским протоколам, пуля вошла в живот художника под острым, а не под прямым углом, что вряд ли могло произойти, если бы Ван Гог действительно покончил с собой.

Как отмечают очевидцы, Ван Гог любил общаться и выпивать с двумя 16-летними подростками из Овер-сюр-Уаза, которых видели в компании художника и в последний день его жизни. Соседи Ван Гога говорили, что один из молодых людей был одет в костюм ковбоя и имел при себе неисправный пистолет. Найфех и Смит считают, что именно из него случайно, во время игры, и был застрелен Ван Гог.

Подобную версию гибели мастера высказывал известный искусствовед Джон Ренвальд еще в 1930-х годах. Британские исследователи считают, что художник выставил произошедшее самоубийством, чтобы уберечь молодых людей от наказания. По словам Грегори Смита, Ван Гог не стремился к смерти, однако, столкнувшись с ней лицом к лицу, не стал противиться. Смит пишет, что мастер очень переживал из-за того, что являлся обузой для своего брата Тео, который полностью содержал художника, работы которого не продавались. Ван Гог решил, что его гибель избавит брата от тягот, считают британцы.

Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит пишут также, что Ван Гог был в настолько плохих отношениях со своим отцом-пастором, что когда тот умер, многие родственники художника начали обвинять Винсента в убийстве главы семьи Ван Гогов. Винсент Ван Гог умер 29 июля 1890 года в возрасте 37 лет.

Биография и эпизоды жизни Винсента Ван Гога. Когда родился и умер Винсент Ван Гог, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника, фото и видео.

Годы жизни Винсента Ван Гога:

родился 30 марта 1853, умер 29 июля 1890

Эпитафия

«Стою себе, а надо мной навис
Закрученный, как пламя, кипарис.
Лимоннный крон и темно-голубое, -
Без них не стал бы я самим собою;
Унизил бы я собственную речь,
Когда б чужую ношу сбросил с плеч.
А эта грубость ангела, с какою
Он свой мазок роднит с моей строкою,
Ведет и вас через его зрачок
Туда, где дышит звездами Ван-Гог».
Из стихотворения Арсения Тарковского, посвящённого Ван Гогу

Биография

Без сомнения величайший художник XIX в. с узнаваемой манерой, автор всемирно признанных шедевров, Винсент Ван Гог был и остаётся одной из наиболее противоречивых фигур в мировой живописи. Душевная болезнь, страстный и неровный характер, глубокое сострадание и одновременно нелюдимость в сочетании с удивительным чувством природы и красоты нашли выражение в огромном творческом наследии художника. За всю свою жизнь Ван Гог написал сотни полотен и при этом до самой смерти оставался непризнанным гением. Лишь одна его работа, «Красные виноградники в Арле», была продана при жизни художника. Какая ирония: ведь спустя сотню лет после ухода Ван Гога из жизни самые крошечные его этюды стоили уже целое состояние.

Винсент Ван Гог родился в деревне, в большой семье голландского пастора, где был одним из шестерых детей. Учась в школе, мальчик начал рисовать карандашом, и даже в этих, самых ранних рисунках подростка уже проглядывает незаурядный талант. После школы шестнадцатилетнего Ван Гога пристраивают на работу в Гаагское отделение парижской фирмы «Гупиль и компания», продававшей картины. Это дало возможность юноше и его брату Тео, с которым Винсента всю жизнь связывали не простые, но очень близкие отношения, знакомиться с настоящим искусством. А знакомство это, в свою очередь, охладило творческое рвение Ван Гога: он стремился к чему-то возвышенному, духовному и в конце концов бросил «низменное» по его мнению занятие, решив сделаться пастором.

За этим последовали годы нищеты, жизни впроголодь и зрелища многих людских страданий. Ван Гог страстно рвался помогать бедному люду, вместе с тем испытывая всё возрастающую жажду творчества. Видя в искусстве много общего с религиозной верой, в 27 лет Винсент окончательно решает стать художником. Он много работает, поступает в школу изящных искусств в Антверпене, затем перебирается в Париж, где в то время живёт и работает целая плеяда импрессионистов и постимпрессионистов. С помощью брата Тео, который по-прежнему занимается торговлей картинами, и при его финансовой поддержке Ван Гог уезжает для работы на юг Франции и приглашает туда Поля Гогена, с которым тесно сдружился. Это время — расцвет творческого гения Ван Гога и одновременно начало его конца. Художники работают вместе, но отношения меж ними становятся всё напряжённее и в конце концов взрываются знаменитой ссорой, после которой Винсент отрезает себе мочку уха и попадает в лечебницу для душевнобольных. Врачи находят у него эпилепсию и шизофрению.

Последние годы жизни Ван Гога - это метания между больницами и попытками вернуться к нормальной жизни. Винсент продолжает творить и находясь в лечебнице, но его преследуют навязчивые идеи, страхи и галлюцинации. Дважды Ван Гог пытается отравиться красками и, наконец, однажды возвращается с прогулки с огнестрельной раной в груди, выстрелив в себя из револьвера. Последние слова Ван Гога, обращённые к брату Тео, звучали так: «Грусть будет бесконечной». Катафалк для похорон самоубийцы пришлось одалживать в соседнем городе. Ван Гог был погребён в Овере, и его гроб усыпали подсолнухами - любимыми цветами художника.

Автопортрет Ван Гога, 1887 г.

Линия жизни

30 марта 1853 г. Дата рождения Винсента Ван Гога.
1869 г. Начало работы в галерее Гупиля.
1877 г. Работа воспитателем и жизнь в Англии, затем работа помощником пастора, жизнь с шахтёрами в Боринаже.
1881 г. Жизнь в Гааге, первые живописные работы, созданные под заказ (городские пейзажи Гааги).
1882 г. Встреча с Клозинной Марией Хорник (Син), «порочной музой» художника.
1883-1885 гг. Жизнь с родителями в Северном Брабанте. Создание цикла работ на бытовые сельские сюжеты, в том числе знаменитой картины «Едоки картофеля».
1885 г. Учёба в антверпенской Академии.
1886 г. Знакомство в Париже с Тулуз-Лотреком, Сера, Писсарро. Начало дружбы с Полем Гогеном и творческий подъём, создание 200 картин за 2 года.
1888 г. Жизнь и работа в Арле. Три картины Ван Гога выставлены на Независимом салоне. Приезд Гогена, совместная работа и ссора.
1889 г. Периодические выходы из лечебницы и попытки вернуться к работе. Окончательный переезд в приют в Сен-Реми.
1890 г. Несколько картин Ван Гога приняты на выставки Общества Двадцати в Брюсселе и Независимого салона. Переезд в Париж.
27 июля 1890 г. Ван Гог ранит себя в саду Добиньи.
29 июля 1890 г. Дата смерти Ван Гога.
30 июля 1890 г. Похороны Ван Гога в Овер-Сюр-Уаз.

Памятные места

1. Деревня Зундерт (Нидерланды), где родился Ван Гог.
2. Дом, где Ван Гог снимал комнату, работая в лондонском филиале компании «Гупиль» в 1873 г.
3. Деревня Кюем (Нидерланды), где до сих пор сохранился дом Ван Гога, в котором он жил в 1880 г., изучая жизнь шахтёров.
4. Улица Лепик на Монмартре, где Ван Гог жил у своего брата Тео после переезда в Париж в 1886 г.
5. Площадь Форум с кафе-террасой в Арле (Франция), которую в 1888 г. Ван Гог изобразил на одном из самых своих знаментых полотен «Ночная терраса кафе».
6. Лечебница при монастыре Сен-Поль-де-Мусоль в городке Сен-Реми-де-Прованс, куда Ван Гог был помещён в 1889 г.
7. Овер-Сюр-Уаз, где Ван Гог провёл последние месяцы жизни и где он похоронен на деревенском кладбище.

Эпизоды жизни

Ван Гог был влюблён в свою двоюродную сестру, но она отвергла его, а настойчивость ухаживаний Ван Гога рассорила его почти со всей семьёй. Подавленный художник уехал из родительского дома, где словно в пику семье и себе самому поселился с продажной женщиной, алкоголичкой с двумя детьми. Через год кошмарной, грязной и нищенской «семейной» жизни, Ван Гог расстался с Син и навсегда забыл о мысли создать семью.

Никто не знает точно, чем была вызвана знаменитая ссора Ван Гога с Полем Гогеном, которого он очень уважал как художника. Гогену не нравилась беспорядочная жизнь и неорганизованность Ван Гога в работе; Винсент, в свою очередь, не мог заставить друга сочувствовать своим идеям создания коммуны художников и общего направления живописи будущего. В результате Гоген решил уехать, и, видимо, это спровоцировало размолвку, во время которой Ван Гог сперва напал на друга, правда, не причинив ему вреда, а затем изуродовал сам себя. Гоген не простил: впоследствии он не раз подчёркивал, скольким ему обязан Ван Гог как художник; и больше они ни разу не виделись.

Известность Ван Гога росла постепенно, но постоянно. Начиная с самой первой выставки в 1880 г. художника никогда не забывали. Перед Первой мировой войной его выставки прошли в Париже, Амстердаме, Кёльне, Берлине, Нью-Йорке. А уже в середине XX в. имя Ван Гога стало одним из самых громких в истории мировой живописи. И сегодня работы художника занимают первые места в списке самых дорогих картин мира.

Могила Винсента Ван Гога и его брата Теодора на кладбище в Овере (Франция).

Заветы

«Я всё больше прихожу к убеждению, что о Боге нельзя судить по созданному им миру: это лишь неудачный этюд».

«Всякий раз, когда вставал вопрос - голодать или работать меньше, я по возможности выбирал первое».

«Настоящие художники не рисуют вещи такими, как они есть… Они рисуют их, поскольку сами чувствуют себя ими».

«Тот, кто живет честно, кто познает подлинные трудности и разочарования, но не сгибается, стоит больше, чем тот, кому везет и кто знает лишь сравнительно легкий успех».

«Да, зимой иногда бывает так холодно, что люди говорят: мороз слишком жесток, так что мне до того, вернется лето или нет; зло сильнее добра. Но, с нашего соизволения или без оного, морозы рано или поздно прекращаются, в одно прекрасное утро ветер меняется и наступает оттепель».


Документальный фильм BBC «Ван Гог. Портрет, написанный словами» (2010 г.)

Соболезнования

«Он был честным человеком и великим художником, для него существовало только две подлинные ценности: любовь к ближнему и искусство. Живопись значила для него больше, чем что бы то ни было, и он всегда будет жить в ней».
Поль Гаше, последний лечащий врач и друг Ван Гога

Историки искусства разделились на два лагеря. Специалисты из амстердамского музея опровергают недавнее заявление о том, что художника убил 16-летний школьник.

Кто убил Винсента Ван Гога?

До того как два года назад Стивен Найфе и Грегори Уайт-Смит опубликовали исчерпывающую биографию художника, непреложно считалось, что во время своего пребывания во Франции он совершил самоубийство. Но американские авторы выдвинули сенсационную теорию: Ван Гога застрелил 16-летний школьник Рене Секретан , хотя неясно, сделал ли он это намеренно. Художник прожил еще два дня и, как утверждают авторы, «с удовлетворением принял смерть». Он защитил Секретана, утверждая, что это было самоубийство.

В июльском выпуске Burlington Magazine в полемику включился амстердамский Музей Ван Гога. В подробной биографической статье два ведущих исследователя музея, Луи ван Тилборг и Тейо Медендроп , настаивают на версии самоубийства. Нет сомнения только в том, что он умер спустя два дня после того, как получил огнестрельное ранение 27 июля 1890 года где-то в Овер-сюр-Уаз. Они предприняли расследование, в основном опираясь на малоизвестное интервью, которое Секретан дал незадолго до своей смерти в 1957 году. Секретан вспоминал, что у него был пистолет, из которого он стрелял по белкам. Он и его старший брат Гастон знали Ван Гога. Рене Секретан утверждает, что художник украл у него оружие, но ничего не говорит о выстреле. Найфе и Уайт-Смит сочли интервью предсмертным признанием и сослались на покойного историка искусств Джона Ревалда , который упоминал о слухах, ходивших в Овере о том, что ребята случайно застрелили художника. Авторы полагают, что Ван Гог решил защитить Рене и Гастона от обвинений.

Заключения криминалистов

Найфе и Уайт-Смит обратили внимание на характер раны и пришли к выводу, что выстрел был произведен «с некоторого расстояния от тела, а не в упор». Так свидетельствовали врачи, лечившие Ван Гога: его друг доктор Поль Гаше и местный практикующий врач Жан Мазери . Рассмотрев факты, ван Тилборг и Медендроп убедились в том, что Ван Гог совершил самоубийство. В их статье говорится, что интервью Секретана «ни в малейшей степени» не подкрепляет версию об убийстве, совершенном намеренно или по неосторожности. Из интервью следует только то, что Ван Гог каким-то образом получил оружие братьев. Авторы подчеркивают, что, хотя Ревалд и пересказывал слухи о Секретанах, он не слишком-то в них верил. Ван Тилборг и Медендроп ссылаются на новые данные, опубликованные в прошлом году в книге Алена Роана Винсент Ван Гог: найдено ли орудие самоубийства? Доктор Гаше вспоминал, что рана была коричневой с фиолетовым ободком. Фиолетовый кровоподтек — это следствие удара пули, а коричневый след — это ожог от пороха: значит, оружие находилось близко к груди, под рубашкой, а следовательно, Ван Гог стрелял в себя сам. Кроме того, Роан обнаружил новые сведения об оружии. В 1950-е годы был найден ржавый револьвер, закопанный в поле прямо за Шато д’Овер, где, как говорят, Ван Гог выстрелил в себя. Анализ показал, что револьвер провел в земле от 60 до 80 лет. Оружие нашли рядом с дорогой, которую в 1904 году сын доктора Гаше изобразил на картине под названием Овер: место, где Винсент совершил самоубийство . Револьвер был обнаружен прямо за низкими фермерскими домами, изображенными в центре картины.

Статья в Burlington Magazine касается также последних недель жизни Ван Гога. Авторы спорят с общепринятой теорией, согласно которой художник был в депрессии из-за того, что потерял финансовую поддержку своего брата Тео. Ван Тилборг и Медендроп утверждают, что Ван Гог был больше озабочен тем, что Тео не позволял ему участвовать в принятии решений. У Тео были серьезные проблемы с работодателем, галереей «Буссо и Валадон», и он собирался начать собственное дело: предполагалось, что это будет галерея, но Тео даже не посоветовался с братом, отчего тот стал чувствовать себя еще более одиноко. Ван Тилборг и Медендроп заключают, что самоубийство было не импульсивным актом, а тщательно обдуманным решением. Хотя поведение Тео и сыграло свою роль, но ключевым фактором стала болезненная мысль художника, что одержимость искусством повергла его в бездну душевного смятения. Авторы ищут следы этого смятения в последних работах Ван Гога и указывают на то, что, когда он стрелял в себя, у него в кармане была прощальная записка брату. Традиционно последней работой Ван Гога считается картина Вороны над пшеничным полем , но она была закончена около 10 июля, более чем за две недели до смерти художника. Сам он так писал об этом полотне: «Огромное пространство под бурным небом, усеянное пшеницей. Я пытался выразить печаль, крайнее одиночество». Ван Тилборг уже предполагал, что последними работами Ван Гога были две незаконченные картины — Корни деревьев и Фермы возле Овера . В статье выдвигается гипотеза, что первая из них — это программное прощальное произведение, показывающее, как борются за выживание вязы.

Ван Гог утверждал, что он застрелился. Ту же версию поддерживали и его близкие. Найфе и Уайт-Смит утверждают, что художник лгал, а ван Тилборг и Медендроп полагают, что он говорил правду. По всей вероятности, нужно внимательнее изучить свидетельства современников о самоубийстве.

Доктор Гаше немедленно послал Тео записку с сообщением, что Винсент «ранил себя». Аделина Раву , чей отец держал гостиницу, где жил художник, позже вспоминала, что Ван Гог сказал полицейскому: «Я сам хотел себя убить».

Ужасное ранение

Винсент был очень близок с братом. Трудно поверить, что он солгал брату о своем ужасном ранении только для того, чтобы спасти от полиции двух подтрунивавших над ним подростков. В конце концов, для Тео было гораздо труднее перенести самоубийство, поскольку он чувствовал в нем долю своей вины. Душераздирающе звучат последние слова Винсента Ван Гога: «Именно так я хотел уйти». В своем письме к жене Тео рассказывает: «Прошло несколько минут, и все было кончено: он обрел покой, который не смог найти на земле».

Похожие публикации