Верещагин картины с названиями и описанием. Батальный жанр в творчестве верещагина

Имя: Василий Верещагин (Vasiliy Vereschagin)

Возраст: 61 год

Деятельность: художник

Семейное положение: был женат

Василий Верещагин: биография

Василий Верещагин – известнейший из баталистов, творец, о котором современник и критик сказал:

«Не просто художник, а нечто большее. Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее».

Детство и юность

Биография Василия Васильевича с детства была связана с военным делом. Мальчик родился в дворянской семье Череповца 14 октября 1842 года. Отец занимал видный государственный пост и со всей серьезностью относился к воспитанию потомков. Василий стал третьим из четырех сыновей. Все они были отправлены в военно-учебные заведения.


Двое младших, Сергей и Александр, связали свою жизнь с военным искусством, а двое старших, Василий и Николай, избрали иной путь, чем заслужили гнев отца. Николай впоследствии стал общественным деятелем и организатором новой отрасли в хозяйстве – маслоделия и сыроварения.

Василий же связал свою жизнь с театром военных действий, но отнюдь не так, как предполагал отец. Мальчик поступил в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга. Помимо выдающихся военных деятелей, заведение могло похвастаться выпускниками, добившимися высот в иных областях: мореплаватель и первооткрыватель , маринист Алексей Боголюбов, авантюрист Федор Толстой. Будущий мастер жанра батальной живописи Верещагин дополнил этот список.


По свидетельствам современников, характер у юноши был своевольный. Он рос высокомерным, грубоватым, вспыльчивым, склонным к демонстративному поведению, но в то же время хватким, одаренным, волевым.

Педагогов восхищал талант мальчика по памяти делать зарисовки увиденного. В будущем этот дар сыграет немалую роль в становлении Верещагина-творца. Параллельно с учебой в военном заведении ему разрешили посещать уроки в Рисовальной школе Общества поощрения художников.


Василий Верещагин - студент Академии художеств

Пройдя путь от кадета до гардемарина, он отчетливо решил не продолжать военную карьеру. Отбыв непродолжительный срок в ранге мичмана, подал в отставку и уже в 1860-м поступил в Императорскую Академию художеств, где и проучился с перерывами до 1866-го.

Отлучки случались на Кавказ, где писал с натуры, и во Францию, где Василий брал уроки у живописца Жан-Леона Жерома и посещал классы Парижской академии изящных искусств. По возвращении в Петербург окончил Академию художеств и практически сразу отправился в первый творческий поход.

Творчество

В 1867 году генерал-губернатор Туркестана Константин фон Кауфман пригласил юного Василия сопровождать его в качестве художника. Подобно военным репортерам будущего, Верещагин поступил на службу и скрупулезно документировал пером и кистью окружающие его события. По прибытии в Самарканд попал в осаду. Показав пример всему гарнизону, он бросился с оружием на врага, а солдаты ринулись за ним в атаку.


Доблестный поступок оценили орденом Св. Георгия IV степени. Эта награда была единственной в жизни, которую художник принял. Отличительные знаки и разделение на классы и чины, особенно в искусстве, он отрицал. По этой же причине в 70-х отказался от почетного звания профессора Академии художеств.

В 1869-м баталист возвращается в Петербург, где при содействии фон Кауфмана демонстрирует работы в рамках «Туркестанской выставки». Картины, представленные публике, были написаны автором в Ташкенте, Бухаре, Самарканде и других городах. Вскоре Верещагин вновь отправляется в Туркестанский регион, но на этот раз его путь пролегает через Сибирь.


Он побывал в Киргизии, Семиречье. Неизгладимое впечатление произвел Западный Китай, где шла борьба с мятежными дунганами. Разоренные деревни, руины домов и человеческие останки стали объектами его зарисовок.

По одной из версий работа «Апофеоз войны» написана под влиянием истории о тиране Валихан-торе, казнившем в уезде Кашгар сотни людей. Их головы были сложены по указу деспота в пирамиды. По другому мнению, предпосылкой стала легенда о Тамерлане, который помог женам Багдада и Дамаска наказать мужей, погрязших в грехе. Воитель поручил солдатам отрубить головы развратникам, а после сложить их в 7 пирамид.


Описывая жанр картины, Василий Васильевич мрачновато шутил, что, если убрать ворон, получится натюрморт. Так или иначе, но монументальное полотно 1871 года с надписью на раме «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим» стало одной из ключевых работ в «Туркестанской серии», которую Верещагин создал в 1871-1873 годах в Мюнхене. В цикл также вошла подсерия «Варвары».

Всего были созданы 81 этюд, 133 рисунка и 13 картин. Помимо военных образов, на полотнах изображены быт, природа, архитектура, колоритные представители местного населения, как, например, на «Портрете бачи».


Также в серию вошло полотно «Смертельно раненый», ныне хранящееся в Государственной Третьяковской галерее. Картина стала своеобразным антивоенным манифестом Верещагина. Парадоксально, но война одновременно отвращала и привлекала художника. Она, ее последствия, участники были предметом творчества, но ужасы смерти укрепляли пацифистское мировоззрение. Батальные картины он писал во имя мира.

Вернисаж состоялся в Хрустальном дворце Лондона в 1873-м, а годом позже работы увидела публика Москвы и Петербурга. Верещагин считал персональные выставки единственной допустимой формой общения со зрителем, тет-а-тет. При жизни художника в городах Европы, России и США их состоялось свыше 60. По свидетельствам современников, произведения искусства действовали на аудиторию «как тяжелые кошмары горячки».


Феноменальная память творца позволяла писать в мастерской. Он ценил искусство фотографии за реалистичность передачи деталей. В творчестве стремился с фотографической точностью описать событие, что сформировало неповторимый стиль со статикой композиции, четкими линиями, избыточно яркими цветами. Впрочем, реализм ради реализма художник не признавал. Отсутствие идеи в полотне приравнивало его к предмету декора, мебели, не более:

«Каждая моя картина должна что-либо сказать, по крайней мере, только для этого я их и пишу» - говорил Верещагин.

Из Германии художник переезжает в Индию, посещает Тибет. В 1877 году с началом русско-турецкой войны вновь оказывается в гуще событий и даже получает пулю в ногу. Миноносец «Шутка», на борту которого плыл художник, подвергся обстрелу турками. Ранение оказалось серьезным, началась гангрена, но вовремя сделанная операция вернула мужчину в строй.


После неутомимый путешественник отправляется в Палестину и Сирию. Отчетами о поездке стали «Трилогия казней», «Палестинская серия» и размышления художника:

«Я был особенно поражен тем фактом, что даже в наше время люди убивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами. Убийство гуртом все еще называется войною, а убийство отдельных личностей называется смертной казнью. Повсюду то же самое поклонение грубой силе и та же самая непоследовательность... и это совершается даже в христианских странах во имя того, чье учение было основано на мире и любви».

Одной из последних серий Верещагина стала «Наполеон в России», написанная в 1887-1900 годах. Среди полотен, демонстрировавших патриотизм и национальных дух, выделялось «Конец Бородинского боя».


Затем последовала «Госпитальная серия», на картинах которой в образе медсестры автор запечатлел свою вторую супругу Лидию.

Япония была страной, где живописец хотел побывать долгие годы. В 1903-м он посетил Страну восходящего солнца и успел привезти около 20 этюдов до того, как политическая обстановка накалилась окончательно.


Едва начав две крупные картины на японскую тему, живописец вновь отправился на Дальний Восток - в 1904-м началась Русско-японская война. Здесь в Порт-Артуре художник погиб на борту подорвавшегося на мине броненосца.

Верещагин был не только художником-баталистом, но талантливым публицистом. Он автор дюжины книг и множества статей, заметок и эссе, опубликованных в прессе как в России, так и за рубежом.

Личная жизнь

В личной жизни художника, насыщенной путешествиями и военными экспедициями, нашлось место любовным отношениям. Живописец дважды состоял в браке. Любопытно, что обе супруги так или иначе были соратницами его творчества. Первая жена – Элизабет Фишер, знакомство с которой состоялось в Мюнхене, помогала писать книги.


Свадьбу сыграли в 1871-м, а в 1889-м, во время поездки в США, Василий Васильевич увлекся пианисткой Лидией Андреевской, занимавшейся музыкальным сопровождением его выставок. В 1894 году пара связала себя узами брака.

Документальный фильм о Василии Верещагине «Летописец войны»

В союзах у художника родились пятеро детей. Событиям в жизни Верещагина от детских воспоминаний до смерти в хмурых волнах Порт-Артура посвящен документальный фильм «Летописец войны» телеканала «Культура».

Смерть

В 1904 году художник отправился на Дальний Восток, где развернулись сражения русско-японской войны.


31 марта вышел на внешний рейд Порт-Артура на борту броненосца «Петропавловск» под командованием знаменитого адмирала Степана Макарова. Корабль подорвался на мине. Художник и команда судна погибли.

Картины

  • 1871 – «Богатый киргизский охотник с соколом»
  • 1871 – «Нападают врасплох»
  • 1871-1872 – «Апофеоз войны»
  • 1873 – «Смертельно раненный»
  • 1874-1876 – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре»
  • 1881 – «В турецкой покойницкой»
  • 1884 – «Подавление индийского восстания англичанами»
  • 1884-1885 – «Казнь заговорщиков в России»
  • 1887 – «Распятие на кресте у римлян»
  • 1899-1901 – «Конец Бородинского боя»
  • 1903 – «В парке»

Верещагин - художник легендарной судьбы и славы. Для современников - и на родине, и в Европе - он не только выдающийся живописец, но и отчаянный революционер, порывающий с общепринятым в жизни и творчестве, выдающийся талант и выдающаяся натура - быть может, как натура он даже значительнее, грандиознее, чем как талант. "Верещагин не просто только художник, а нечто большее", - записал Крамской после первого знакомства с его живописью и спустя несколько лет вновь заметил: "Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее".










Биография:

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10


Он жил как бы вопреки всему, что представлялось неизбежным и установленным, словно не ощущая гнета жизненных правил и житейских обстоятельств. Это был человек эгоцентрического склада, откровенно позволявший себе в словах и поступках не считаться с окружением и обстановкой, неудобный в общении, резкий до надменности, изменчивый в настроениях, непредсказуемый в действиях, "человек экспромтов", как сам однажды себя назвал. Натура нервная, импульсивная, необыкновенно активная и действенная, Верещагин всю жизнь проводит в разъездах. Для него как будто не существует границ: он живет в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, в конце жизни - в Москве; предпринимает длительные путешествия - на Кавказ и в Туркестан, в Индию и Палестину, по Европе и России, на Филиппины и Кубу, в Америку и Японию. Как офицер, он принимает участие во всех военных действиях, которые ведет русская армия, - в Средней Азии, на Балканах, в Японии. Это человек громадной энергии, несокрушимой воли, незаурядной отваги и мужества, разнообразных умений, "бывалый человек", привычно и уверенно чувствующий себя и за мольбертом, и в седле, и в походной палатке, и во фронтовом окопе.
Верещагин никогда не писал по заказу, не склонялся на просьбы и увещевания, исходили ли они от властей, от критики или от публики. Человек обостренного до болезненности чувства достоинства, он более всего боялся потери независимости, того, что "последует, когда мне заткнут глотку деньгами", как он однажды выразился. Он не искал поддержки власть имущих, вообще избегал "писания и говорения с важными людьми", поскольку знал за собою особенность быть дерзким и даже грубым против воли. В официальных кругах ему платили тем же: относились недоброжелательно, находили сюжеты его картин тенденциозно-мрачными, а его самого готовы были числить главой нигилизма в русском искусстве. "Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным", - Верещагин всю жизнь верен этому принципу и в творчестве, и в убеждениях, и в отношениях с окружающими.
В русском искусстве он стоит особняком. У него нет непосредственных учителей и прямых последователей. Он не связывает себя приверженностью ни к какому художественному объединению, стоит вне партий и кружков, не ищет и не принимает ничьих наград. В 1874 году Верещагин публично отказывается от предложенного ему звания профессора Академии художеств, мотивируя это тем, что считает "все чины и отличия в искусстве безусловно вредными". Этот поступок получает широкий резонанс: по существу, Верещагин первый из русских художников, кто решается гласно, открыто, демонстративно поставить себя вне традиционных порядков, - делает то, "что мы все знаем, думаем и даже, может быть, желаем; но у нас не хватает смелости, характера, а иногда и честности поступить так же", - как прокомментировал его поступок Крамской.

Верещагин твердо убежден, что художник должен обращаться один на один к зрителю. Для него приемлема лишь одна форма обращения к публике - персональная выставка. При его жизни их было свыше шестидесяти - едва ли не во всех европейских столицах, крупнейших городах России и Америки. Верещагин первый русский художник, кто программно обращался не только к отечественному зрителю, но к людям всех стран и был услышан в мире. Среди его почитателей - цвет европейской интеллигенции: Тургенев и Стасов, Крамской и Забелин, Репин и Менцель, Лист и Мусоргский, Гончаров и Гаршин, Брандес и Сара Бернар. Где бы ни проходили выставки художника, они везде и неизменно привлекали неслыханное число людей, становились предметом страстных, порою ожесточенных споров, оставляли по себе неизгладимое впечатление. "Еще памятно, - свидетельствует Александр Бенуа, - как 20 лет тому назад ломились на выставку Верещагина и какое чудовищное и огорашивающее впечатление производили его пестрые и кровавые картины. Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект. Нам ясно помнится, как толпилась перед ярко освещенными электричеством громадными картинами непроницаемая, все растущая масса народа. Эти яркие или мрачные гигантские полотна, на которых шагали феерично разодетые индусы, богато разукрашенные слоны с магараджами на спинах, на которых тянулись по горам в глубоком снегу несчастные войска, или поп в черной ризе отпевал под тусклым небом целое поле обезглавленных голых покойников, - эти полотна действовали, как тяжелые кошмары горячки".

Василий Верещагин в период окончания Морского кадетского корпуса

В 1860 году лучший выпускник Морского корпуса, которому прочили блестящую карьеру, подал прошение об отставке. Наперекор воле родителей и общественному мнению семнадцатилетний Василий Верещагин предпочел престижной морской службе тяжелый труд живописца. Но расставшись с армией, в своем творчестве он остался верен военной теме.


Мавзолей Тадж-Махал в Агре

Всю жизнь посвятил Василий Васильевич Верещагин изображению войны. Он первым из художников-баталистов увидел в ней не героическое действие, не триумф полководцев, а кровь, горе и величайшую трагедию. Всем своим творчеством Верещагин убеждал, что на войне «на каждый час славы приходится тридцать, сорок и, пожалуй, гораздо больше часов страданий и мучений всякого рода».

Всадник в Джайпуре.1880

Картины мастера заставляли зрителей плакать и ужасаться, проклинать кровавые бойни и их инициаторов. Каждая его выставка была событием. В конце XIX века он стал самым известным в Европе и Америке русским живописцем.


Киргизские кибитки на реке Чу. 1869-1870

Богатый киргизский охотник с соколом. 1871


Внутренность юрты богатого киргиза. 1869-1870

Калмыцкая молельня.1870

Мавзолей Тадж-Махал.1870

Священник парс(огнепоклонник).Бомбей.1870

Буддийский храм в Дарджилинге. Сикким. 1874

Верблюд во дворе караван-сарая.1870

Монастырь Хемис в Ладаке.1875

Три главных божества в буддийском храме.1875

Два еврея.1884

Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде.1870

Святое семейство.1884

В горах Алатау.1870

Жемчужная мечеть в Агре

Бания(торговец).Бомбей.1870

Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре.1874

Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур). 1874

Тамерлановы ворота.1871

Калмыцкий лама.1870


Старый Дели.1875

Повозка в Дели.1875

Тронный зал Великих моголов в Дели.1875


Базар

Араб на верблюде.1870

Дервиши в праздничных одеждах.1870


Ссора по дороге на базар.1873

Успех его был не случаен. Верещагин получил хорошее художественное образование: посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художников, три года проучился в Академии художеств, оттачивал мастерство в Париже в Студии изящных искусств Ж. Жерома.

В Индии. Снега Гималаев

Из Парижа художник дважды в 1863-1865 гг. ездил на Кавказ. Результатом поездок стала серия кавказских рисунков, которую в 1867 году он выставил в Академии художеств.

Бухарский солдат.1873

Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх. Этюд.1875

С 1867 года художник путешествует по Средней Азии. Его привлекают памятники древней культуры, обычаи и нравы коренных народов, их своеобразный быт. С началом войны против бухарского эмира Верещагин находится при русской армии, участвуя в качестве художника в Среднеазиатском походе.

Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром. 1869-1870

Он стремится запечатлеть на бумаге все особенности этой тяжелой и непривычной для русской армии войны. Но обстановка складывается так, что и ему приходится взять в руки оружие.

Лама так называемой «Красной секты» в полном облачении.1875

Произведенный в прапорщики Верещагин отличается во многих боях, за проявленный героизм награждается орденом святого Георгия 4 степени - самой почетной боевой наградой. Кстати, он единственный из известных русских художников награжден этим орденом.

Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд

Перекочевка киргизов.1870

Политики в опиумной лавочке.Ташкент.1870


Опиумоеды.1867

У дверей мечети.1873

Гималайский пони.1875

По окончании боевых действий переполненный впечатлениями Верещагин уезжает в Мюнхен и в течение трех лет пишет серию картин, получившую название «туркестанской». Показанные на выставке, картины потрясли зрителей и принесли художнику широкую известность. На полотнах «Смертельно раненый», «Нападают врасплох», «Забытый солдат», «Победители» обыватели впервые увидели войну без прикрас.

Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде.1870

Двери Тимура(Тамерлана)1872

Продажа ребенка-невольника.1872

Особое, неизгладимое впечатление производила на всех картина «Апофеоз войны», завершающая серию. На переднем плане на фоне пустынного пейзажа с развалинами домов и сожженными деревьями пирамида человеческих черепов и воронья стая.

Афганец.1868

За основу сюжета художник взял исторический факт - такие страшные знаки оставлял на своем пути жестокий завоеватель Тамерлан. Туркестанская серия картин была приобретена П.М. Третьяковым для своей галереи, что явилось свидетельством несомненного успеха и признания художника.


Вид на Московский Кремль с Большого каменного моста

Мастерство Верещагина стали называть разящим. Для многих работы мастера были как вызов, как покушение на их право не задумываясь жертвовать чужими жизнями. Фельдмаршал Мольтке запретил немецким военнослужащим посещать его выставки, а кардинал Гангльбауэр провел в Вене крестный ход, чтобы «очистить» тех, кто видел «кощунственные» полотна.

Нижний базар в Нижнем Новгороде. Кремль. Церковь Иоанна Предтечи.

В России отношение к картинам Верещагина тоже было не однозначным. Простой народ и прогрессивная интеллигенция приняли их с восторгом. «Когда смотришь на этого колосса, все кажется вокруг таким маленьким, ничтожным», - заявил о Верещагине Репин. Правящая элита приняла произведения живописца «в штыки». Александр II назвал его «нигилистом», и в «правой» прессе началась травля. Доведенный до нервного срыва художник уничтожил три полотна: «Вошли», «Окружили - преследуют», «Забытый солдат». И только решительное вмешательство художников-передвижников и видных деятелей искусства смогло поддержать мастера.


Два факира.1876

Повозка богатых людей в Дели


Факиры.1876

Демонстративно отказавшись от предложенного Академией художеств звания профессора, Верещагин в 1874 году уезжает в Индию и на Тибет. Итогом этой поездки стала большая «Индийская серия картин».

Буддиский лама.1875

За свою жизнь художник создал еще несколько больших живописных серий. Но наибольший интерес представляют две - балканская и посвященная Отечественной войне 1812 года.

Проход Барскаун

В горах Алатау

Всадник-воин в Джайпуре.1881

Художник все хочет видеть своими глазами, прочувствовать - через какие нечеловеческие страдания проходят солдаты, добывая победу. В русско-турецкую войну он с войсками форсирует Дунай, с моряками выходит взрывать турецкий монитор, в отряде генерала Скобелева совершает зимний переход через Балканы, мерзнет в оледенелых траншеях на Шипке, участвует в штурме Плевны.

Мыс вблизи Севастополя.1897

Итальянская деревушка на берегу моря.

Троицын день.Село Коломенское.

Итогом пережитого и увиденного стала серия из 25 картин и 50 этюдов, в которые художник вложил частицу собственной жизни, боль души. «Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу, - признавался он, - выплакиваю буквально горе каждого раненого и убитого».


Церковь XVIIв. в Ярославле


Икона Николы с верховьев реки Пинеги. 1894

Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского.1888

Наполеон I в России .В Успенском соборе.1890

Длительное время художник вынашивал замысел написать большой цикл картин, посвященных Отечественной войне 1812 года, для чего изучал архивные материалы, посещал места боев. «Цель у меня была одна, - писал он, - показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм...».

После грозы

Для многих из нас именно с картин Верещагина и стихотворения Лермонтова «Бородино» начиналось познание этого трагического и великого события в жизни России.

Улица в Ростове

Картину из этой серии «Конец Бородинского сражения» часто публикуют в статьях посвященных войне 1812 года не задумываясь, что на ней изображены ликующие французские кирасиры на заваленной трупами русской позиции.

На большой дороге. Отступление, бегство.1890

Всю жизнь художник много путешествует. В 1884 году он посещает Сирию и Палестину, пишет ряд картин на сюжеты «Нового завета». В 1890 году совершает поездки по северу России, Кавказу и Крыму. Дважды посещает Америку, где с успехом проходят его выставки. В 1901-1902 гг. совершает длительное морское путешествие, посещает Филиппинские острова и Кубу, в 1903 г. - Японию.

Шинтоистский храм в Никко.1904

Японка.1903

Всю жизнь Верещагин считал, что художник-баталист не имеет права «писать о войне, глядя на сражение из прекрасного далека, и что нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытывать голод, холод, болезни, раны и не бояться жертвовать своей кровью».

Браминский храм в Адельнуре.1876

В горах Алатау.

И даже в смерти он разделил судьбу своих героев. Погиб Василий Васильевич 31 марта 1904 года у Порт-Артура при взрыве натолкнувшегося на японскую мину броненосца «Петропавловск».

Торжествуют.1872

Представляют трофей.1872

Караван яков,нагруженных солью

Туркмен.1868

Нападают врасплох.1871


У крепостной стены. Пусть войдут.1871

Парламентеры - Сдавайся! - Убирайся к черту!

После неудачи.1868


Высматривают.1873

Два ястреба. Башибузуки.1878

После удачи.1868


Дай подойти.1895

Расстрелять.1890

Высота Шипка

Дорога военнопленных.1879

Снежные траншеи (Русские позиции на Шипкинском перевале)1881

Скобелев под Шипкой

Перед атакой. Под Плевной.1881

Смертельно раненый.1873

Наполеон на Бородинских высотах.1897

Панихида

Забытый солдат.1880

Людоед.1880


В покоренной Москве.1898

Апофеоз войны. Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим.

Россия дала миру множество талантливых живописцев, но по умению изображать батальные сцены и реалистично передавать сам дух битвы или ее последствий никто не может сравниться с Василием Васильевичем Верещагиным.

Он родился в 1842 году в Череповце в семье местного предводителя дворянства. Все дети в семье стали военными, в том числе и Василий, который окончил морской кадетский корпус и некоторое время служил по специальности. Любовь к живописи победила, и будущий художник поступил в Академию художеств в , затем провел год на Кавказе и еще столько же времени в , совершенствуя свое мастерство под руководством французских педагогов.

В 1867 году, после многих лет учебы и странствий по разным городам и странам, художник оказался в Средней Азии, где в это время происходили военные действия. За его непосредственное участие в обороне Самарканда получил высокую награду - орден Святого Георгия четвертой степени. Всю жизнь мастер, не признававший наград, носил этот орден с большой гордостью.

Через два года художник организовывает выставку своих работ, написанных в это время, а затем вновь путешествует, на этот раз не только по Средней Азии, но и по Сибири и частично по . В это время он создает множество полотен, ставших впоследствии знаменитыми, в том числе и эпохальный «Апофеоз войны». Это полотно вне времени, которое с удивительной точностью и минимальным количеством изобразительных средств показывает зрителю саму суть войны - груды черепов, над которыми вьются вороны.

В следующие годы художник создает много картин, посвященных теме войны, работая и выставляясь в и других западноевропейских городах. На родине же эти полотна стали основанием для обвинения мастера в сочувственном отношении к врагам и отсутствии патриотизма. Ходили слухи, что сам император Александр II и наследник престола выражали крайнее неудовольствие содержанием картин, высказанное в весьма оскорбительной форме.

Результатом такого отношения стало уничтожение некоторых полотен и отказ Василия Васильевича принять звание профессора.

После этой ситуации художник покидает , живя в Индии, на Тибете, во . С началом русско-турецкой войны, как истинный патриот, он уходит в армию, где участвует в нескольких битвах и получает ранение, едва не стоившее ему жизни. По окончании войны мастер путешествует по разным странам мира, создавая многочисленные произведения искусства, в том числе побывав и в Японии перед самым началом военного конфликта.

Разразившаяся русско-японская война вновь призывает его в строй. Вернуться художнику с войны уже не удалось - он погиб вместе с флагманом русского флота броненосцем «Петропавловск» в Порт-Артуре, оставив после себя монументальные живописные полотна в стиле реализм на жанровые и батальные темы, а также портреты и 12 книг, статьи и очерки. В этой войне пало немало достойных людей и великих воинов, так уж было суждено, что художник по призванию и солдат по профессии стал жертвой войны, истинное лицо которой он постоянно показывал людям в своих произведениях.

Верещагин Василий Васильевич (Vereshchagin Vasily), русский художник, мастер батальной картины. Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864).

Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Много путешествовал, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888–1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны.

Хотя его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную имперски - пропагандистскую направленность, в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато - коричневым, воистину «пустынным» колоритом. Знаменитым символом всей серии стала картина Апофеоз войны (1870–1871, Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. Особенно впечатляет полотно Побежденные. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Воспоминания (1894); большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981).

Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904, при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура.

Похожие публикации