Беседы теме народная культура традиции. Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Культура и традиции русского народа
Татьяна Сорокина
Тематическая неделя «Народная культура и традиции» (подготовительная группа)
Тема недели : «Народная культура и традиции »
Задачи : Познакомить детей с
традиционным праздникам , развивать понимание
названий праздников.
Итоговое мероприятие
групповая ,
подгрупповая
(групповая ,
подгрупповая
(групповая ,
подгрупповая
Первая половина дня
В группе
Дежурство по столовой.
Цели
Прием пищи
Дежурство в уголке природы
Дежурство по занятиям
Задачи
Развитие речи Звуковая культура речи . Подготовка к обучению грамоте .
Цель : совершенствовать фонематическое восприятие детей; формировать умение делить слова на части.
Художественное творчество. Рисование. «Русская изба»
Цель : Познакомить с сельским пейзажем; Развивать способность чувствовать в выраженное в картине настроение; расширять представление о русской избе как о памятнике русского деревянного зодчества; формировать интерес к народной культуре ;
Музыка (по плану муз. руководителя) . Разучивание стихотворения о весне.
Цель : Развивать память, учить рассказывать с интонацией.
Настольная игра
«Лото» .
Цель : Развивать внимание, соображение, самостоятельность.
Беседа : «»
Цель : закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, исторических событиях, культуре ; уточнить знания о таком понятии как «традиция » , вспомнить традиции русского народа традициями
Индивидуальная работа с Полиной и Никитой : «Повторяй друг за другом» .
Цель : Развивать логическое мышление, память.
Презентации : «Крестьянская изба»
«Труд крестьян»
Предметные картинки
Гуашь, акварель, альбомные листы, кисти,
емкости с водой, салфетки.
Иллюстрации с изображением русской избы.
На прогулке
Наблюдение за капелью.
Цель : расширить представление детей о весне, обогатить их знания новыми словами и понятиями
Труд в природе
Накормить птиц
П/и : «Зайка серый умывается» .
Цель - выслушать текст и выполнить движения в соответствии с содержанием.
П/и : «Попрыгунчики» .
Цель - упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Художественное слово
Под самым карнизом,
Над самым оконцем
Забралось в сосульки
Весеннее солнце.
Сверкая, бегут по сосулькам слезинки.
И тают сосульки - веселые льдинки.
(И. Демьянов)
материал :
Лопаты, ведра, формы, конструктор.
Вторая половина дня
В группе
Дыхательные упражнения.
Дежурство по столовой.
Цели : учить сервировать стол, называть предметы необходимые для сервировки
Прием пищи.
С/Р : «Семья»
Цель : побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Чтение сказки
«Как аукнется – так и откликнется»
Цель : Учить детей выразительно пересказывать сказку с использованием слов и выражений из текста.
На прогулке
Цели : обобщить представления о типичных зимних явлениях в неживой природе (короткие дни и длинные ночи, мало солнечных дней, солнце стоит невысоко, поэтому холодно); воспитывать интерес к зимним явлениям природы (дети замечают заметное прибавление светового дня) .
Трудовая деятельность
Цели : формировать представление о сборе игрушек и наведении порядка, как о необходимом этапе. П/и : «Слушай и танцуй» .
Цель :
П/и : «Дракон» .
Цель Приметы
Поговорки и пословицы : «Зимний денек с воробьиный скок» ; «В декабре мороз нарастает, зато день прибывает» ; «В конце декабря солнце на лето, зима на мороз начинается» . Индивидуальная работа с Леней и Лизой – бег с препятствиями.
Цель
Выносной материал
Тема недели : «Народная культура и традиции »
Задачи : Познакомить детей с традиционными русскими народными праздниками , учить делиться впечатлениями с окружающими,
используя художественные средства выразительности, прививать любовь к традиционным праздникам , развивать понимание
названий праздников.
Итоговое мероприятие : Путешествие по истокам русской старины.
Режимные моменты Содержание деятельности (групповая ,
подгрупповая ) (непосредственно образовательная, познавательно-исследовательская, конструктивная, изобразительная, музыкальная, самообслуживание, формирование КГН, трудовая деятельность Игровая деятельность
(групповая ,
подгрупповая ) Коммуникативная деятельность (беседы,
чтение художественной литературы др.
(групповая ,
подгрупповая ) Индивидуальная работа с детьми Формирование предметно-пространственной среды
Первая половина дня
В группе
Утренняя гимнастика комплекс № 15
Дежурство по столовой.
Цели : учить сервировать стол, называть предметы необходимые для сервировки
Прием пищи
Дежурство в уголке природы : упражнять детей ухаживать за растениями, самостоятельно, правильно и добросовестно выполнять поручения.
Дежурство по занятиям
Задачи : совершенствовать умение самостоятельно раскладывать материал для занятия.
ФЭМП Задачи :
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание; закреплять умение в последовательном названии дней недели ; развивать способность в моделировании пространственных отношений между объектами на плане.
«Необыкновенная история о чудо – самоварах»
Цель : познакомить детей с понятием традиция ; раскрыть значимость самоварной традиции для русского народа ; рассказать об истории возникновения самоваров в разных странах, о зарождении самоварного ремесла в Туле
Физкультура (по плану физ. инструктора) . Д/и : «Угадай-ка»
Цель : закреплять знания о видах искусства
«Нарисуй узор»
Цель : упражнять в рисовании элементов растительного узора (цветы, травинки, стебли, листья)
Беседа : «Русская народная одежда »
Цель : Продолжать знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма . Расширять знания детей о русской народной культуре . Показать красоту вышитых изделий, узоров из растительных элементов.
Индивидуальная работа с Даней Ж и Платоном - Д/и «Далеко и близко, высоко и низко (развивать пространственную ориентацию) . Презентация :
«Русский национальный костюм»
Набор картинок
«Народы России »
Листы бумаги (1/2 листа, целый лист, карандаш, карточки с цифрами, рабочие тетради .
Презентация «Необыкновенная история о чудо самоварах.»
На прогулке
Наблюдение - кругом вода
Цель : показать детям разнообразные действия с растаявшим снегом.
Труд в природе
Измерить лопатой или палочкой глубину лужи в разных местах.
Запустить бумажные, пластмассовые, деревянные лодочки. П/и : «Ручейки у озера» .
Цель - научить бегать друг за другом неболь шими группами , становиться в круг.
Цель - упражнять в беге наперегонки, в метании снаряда, быстроте.
Художественное слово
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною. А. Плещеев
Индивидуальная работа с Платоном и Настей – боковой галоп со сменой направления. Выносной материал : Лопаты, ведра.
Вторая половина дня
В группе
Комплекс гимнастики после сна № 15
Дыхательные упражнения.
Дежурство по столовой.
Цели : учить сервировать стол, называть предметы необходимые для сервировки
Прием пищи.
С/Р : «Школа» Цели : расширять знания детей о школе, помогать детям в овладении выразительными средствами роли (интонация, мимика, жесты) . «Иван царевич
и Серый Волк»
Цель : продолжать знакомство с русскими народными сказками , жанровыми особенностями сказки.
На прогулке
Наблюдение за облаками.
Цели : расширять представления о многообразии неживой природы (облака, солнце, небо, земля, вода, дождь, снег, туман) ; учить детей видеть и описывать красоту неба; расширять словарный запас.
Трудовая деятельность :
Собрать крупный мусор на участке. П/и : «Палочка – выручалочка»
Цель : развивать бег, умение прыгать на двух ногах.
П/и : «Жмурки» Цель : учить детей быть ловкими, учить регулировать дыхание во время бега. Приметы : облака или тучи быстро движутся – к ясной погоде.
Поговорки и пословицы : «Два друга – зима да вьюга» ; «Не пугай, зима, весна придет» . Индивидуальная работа с Максимом и Ангелиной – ходьба по кривой дорожке. Выносной материал : лопаты, грабли, ведра, совки, формочки для песка
Тема недели : «Народная культура и традиции »
Задачи : Познакомить детей с традиционными русскими народными праздниками , учить делиться впечатлениями с окружающими,
используя художественные средства выразительности, прививать любовь к традиционным праздникам , развивать понимание
названий праздников.
Итоговое мероприятие : Путешествие по истокам русской старины.
Режимные моменты Содержание деятельности (групповая ,
подгрупповая ) (непосредственно образовательная, познавательно-исследовательская, конструктивная, изобразительная, музыкальная, самообслуживание, формирование КГН, трудовая деятельность Игровая деятельность
(групповая ,
подгрупповая ) Коммуникативная деятельность (беседы,
чтение художественной литературы др.
(групповая ,
подгрупповая ) Индивидуальная работа с детьми Формирование предметно-пространственной среды
Первая половина дня
В группе
Утренняя гимнастика комплекс № 15
Дежурство по столовой.
Цели : учить сервировать стол, называть предметы необходимые для сервировки
Прием пищи
Дежурство в уголке природы : упражнять детей ухаживать за растениями, самостоятельно, правильно и добросовестно выполнять поручения.
Дежурство по занятиям
Задачи : совершенствовать умение самостоятельно раскладывать материал для занятия.
Развитие речи.
Весна идет, весне дорогу!
Цель : чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.
Художественное творчество. «Мой любимый сказочный герой!»
Цель : учить детей передавать в рисунке образы сказок, характерные черты полюбившегося персонажа; закрепить умение рисовать красками; развивать воображение, образные представления.
Музыка (по плану муз. руководителя) . Д/и : «Назови звук»
Цель : упражнять в умении различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки
Рассматривание иллюстраций к былине
Цель : развивать представления о русской истории, жизни предков и героев
Беседа : «Старинная постройка – терем»
Цель : Познакомить детей с особенностями строения старинных деревянных построек, с их украшениями.
Индивидуальная работа
С Варей Т и, Федей
«Веселая математика »
Цель : (закрепить умение сравнивать числа в пределах 9) . Презентация
«Царский терем»
Стихи :
Ф. Тютчев «Зима недаром злиться…»
«Весенние воды»
Е. Баратынский
«Весна! Весна! Как воздух чист!»
Белые листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
На прогулке
Наблюдение за признаками весны в природе.
Цели : формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми предметами; учить понимать закономерности явлений природы; закрепить знания о приметах сезона; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность.
Д/и :«Вчера, сегодня, завтра» .
Цель : учить правильно употреблять наречия времени.
П/и : «День и ночь» Цель : обучать детей умению бросать и ловить мяч.
П/и : «Сбей кеглю» Поговорки и пословицы : «Февраль строит мосты, а март их ломает» .
Загадка :
Морковка бела всю зиму росла.
Солнышко пригрело, всю морковку съело.
(Сосулька.) Индивидуальная работа с Дианой Ж и Платоном – бег с препятствиями. Выносной материал :
Лопаты, грабли, ведра.
Вторая половина дня
В группе
Комплекс гимнастики после сна № 15
Дыхательные упражнения.
Дежурство по столовой.
Цели : учить сервировать стол, называть предметы необходимые для сервировки
Прием пищи.
С/Р : «Библиотека»
Цель : отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек, закрепить правила поведения в общественном месте.
К. Д. Ушинский
«Как рубашка в поле выросла» .
На прогулке
Наблюдение за цветом неба
Цели : - развивать познавательный интерес;
Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.
Трудовая деятельность : подметание дорожек.
Цель
МП/и : «Поменяйся местами» . Цели : повысить творческую активность, поднять настроение, внимательность.
П/и : «Совушка»
Цель : формировать творческое воображение. Стихотворения :
Опали с березы последние листья,
Мороз незаметно подкрался к окну.
И за ночь своею волшебною кистью
Волшебную нарисовал он страну.
Индивидуальная работа с Федором и Варей А – упражнять в прыжках в длину. Выносной материал : лопаты, грабли, ведра, совки, формочки для снега.
Тема недели : «Народная культура и традиции »
Задачи : Познакомить детей с традиционными русскими народными праздниками , учить делиться впечатлениями с окружающими,
используя художественные средства выразительности, прививать любовь к традиционным праздникам , развивать понимание
названий праздников.
Режимные моменты Содержание деятельности (групповая ,
подгрупповая ) (непосредственно образовательная, познавательно-исследовательская, конструктивная, изобразительная, музыкальная, самообслуживание, формирование КГН, трудовая деятельность Игровая деятельность
(групповая ,
подгрупповая ) Коммуникативная деятельность (беседы,
чтение художественной литературы др.
(групповая ,
подгрупповая ) Индивидуальная работа с детьми Формирование предметно-пространственной среды
Первая половина дня
В группе
Утренняя гимнастика комплекс № 15
Дежурство по столовой.
Цели : учить сервировать стол, называть предметы необходимые для сервировки
Прием пищи
Дежурство в уголке природы : упражнять детей ухаживать за растениями, самостоятельно, правильно и добросовестно выполнять поручения.
Дежурство по занятиям
Задачи : совершенствовать умение самостоятельно раскладывать материал для занятия.
ФЭМП. Задачи
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи в пределах 10; развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; совершенствовать умение конструировать объемные геометрические фигуры; упражнять в счете в прямом и обратном порядке до 20. Художественное творчество. Лепка «Персонаж любимой сказки»
Цель : учить детей выделять и передавать в лепке характерные особенности персонажей известных сказок.
Физкультура (по плану физ. инструктора) . Д/и : «Расскажи сказку»
Цель : упражнять в выразительном пересказе сказки с использованием слов и выражений из текста
Беседа : «Русский фольклор»
Цель : прослушивание русских народных песен ; развитие образного восприятия песен;
знакомство с народными музыкальными инструментами (Балалайка, ложки, гусли гармошка) .
Индивидуальная работа с Леней и Даниилом Ж - Закреплять представления об объёмных и плоских геометрических фигурах. Выставка народных инструментов .
Подбор народных песен для прослушивания.
Дорожные знаки, машины игрушки : 4 грузовых и 6 легковых; мяч, тетради в клетку , карточки с цифрами.
Книги сказок с иллюстрациями, игрушки – персонажи сказок, пластилин, доски, стеки, салфетки.
На прогулке
Наблюдение ЗА ДОЛГОТОЙ ДНЯ
Цель : формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца.
Трудовая деятельность : подметаем веранду от песка.
Д/и :. «Природа и человек» .
П/и : «У медведя во бору»
Цели : учить ориентироваться в пространстве; развивать внимание
П/и : «Мороз, Красный нос» Приметы : зимой солнце садится в облака – к снегопаду; солнце всходит красное – на метель.
Поговорки и пословицы : «Зимнее солнце плохо греет» . Индивидуальная работа с Варей А и Кириллом - Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Выносной материал :
Лопаты, ведра
Вторая половина дня
В группе
Комплекс гимнастики после сна № 15
Дыхательные упражнения.
Дежурство по столовой.
Цели : учить сервировать стол, называть предметы необходимые для сервировки
Прием пищи.
С/Р : «Строительство»
Цель : формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закрепить знания о рабочих профессиях.
Разучивание наизусть
закличек «Ай, жавороночки, мои деточки…» , «Жаворонушки-перелетушки» .
На прогулке
Наблюдение за поведением птиц
Цели : - уточнить представления детей об изменении образа жизни птиц осенью;
Установить связь между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных детям птиц;
отношение к ним.
Трудовая деятельность : подметание дорожек.
Цель : воспитывать желание трудиться.
МП/и : «Пять шагов» Цель : воспитывать сообразительность и быстроту мышления.
П/и : «Два Мороза»
Цели : развивать двигательную активность, внимание.
П/и : «Берегись, заморожу!»
Цель : развивать ловкость. Загадки про птиц Индивидуальная работа с Мишей С и Дианой С – ходьба гуськом, прыжки на двух ногах. Выносной материал : лопаты, грабли, ведра, совки, формочки для песка. Лупа, вода для рассматривания песка.
Тема недели : «Народная культура и традиции »
Задачи : Познакомить детей с традиционными русскими народными праздниками , учить делиться впечатлениями с окружающими,
используя художественные средства выразительности, прививать любовь к традиционным праздникам , развивать понимание
названий праздников.
Итоговое мероприятие : Путешествие по истокам русской старины.
Режимные моменты Содержание деятельности (групповая ,
подгрупповая ) (непосредственно образовательная, познавательно-исследовательская, конструктивная, изобразительная, музыкальная, самообслуживание, формирование КГН, трудовая деятельность Игровая деятельность
(групповая ,
подгрупповая ) Коммуникативная деятельность (беседы,
чтение художественной литературы др.
(групповая ,
подгрупповая ) Индивидуальная работа с детьми Формирование предметно-пространственной среды
Первая половина дня
В группе
Утренняя гимнастика комплекс № 15
Дежурство по столовой.
Цели : учить сервировать стол, называть предметы необходимые для сервировки
Прием пищи
Дежурство в уголке природы : упражнять детей ухаживать за растениями, самостоятельно, правильно и добросовестно выполнять поручения.
Дежурство по занятиям
Задачи : совершенствовать умение самостоятельно раскладывать материал для занятия.
Ознакомление с окружающим миром «Культура и традиции русского народа » Цель : Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, некоторых исторических событиях, культуре . Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция , вспомнить традиции русского народа , о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями .
Физкультура на улице Ходьба , бег в одной, двух, трех колоннах. Ходьба строевым шагом по периметру площадки, по диагонали. Полоса препятствий : бег 30 м. Д/и :
«Скажи, чего много» .
Цель : продолжать знакомить детей с правилами словообразования, учить образовывать существительные множественного числа, согласовывать слова в предложении.
П/и : «Лягушки и цапля» Беседа : «Народные праздники на Руси » Рождество, Масленица, Пасха, Яблочный Спас.
Цель : Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.
Индивидуальная работа с Варей А и Иман - Разучивание русских пословиц о труде.
Презентация
«Народные праздники на Руси »
Географическая карта, книги с русскими народными сказками , изделия народно -прикладного искусства
На прогулке
Наблюдение за ветром.
Цели : расширять знания детей об окружающем мире, о воздухе, о ветре; знакомить с причинами его возникновения.
Труд на участке : уборка участка от опавших веточек, дорожек возле веранды от мусора. П/и : «Лохматый пес»
Цель : развивать внимание, быстрый бег; учить по-разному обозначать предметы в игре.
П/и : «Кот Васька» .
Цель : развитие двигательной активности. Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…
(А. С. Пушкин. Из «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях».)
Индивидуальная работа с Никитой и Варей Т - прыжки в круг и из круга на двух ногах. Выносной материал :
Лопаты, ведра, формы
Вторая половина дня
В группе
Комплекс гимнастики после сна № 15
Дыхательные упражнения.
Дежурство по столовой.
Цели : учить сервировать стол, называть предметы необходимые для сервировки
Прием пищи.
Опытно-экспериментальная деятельность
Тема : Прозрачность льда.
Цель : при наблюдении выявлять свойство льда.
Предложить детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лёд. Там, где воды много, лёд твёрдый, прочный, не ломается под ногами. Закрепить представление о том, что лёд прозрачный. С/Р : «Семья»
Цель : побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Чтение сказки П. Ершова «Конек – Горбунок»
На прогулке
Наблюдение за ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ ДНЯ
Цели : обобщить представления о типичных зимних явлениях в неживой природе (короткие дни и длинные ночи, мало солнечных дней, солнце стоит невысоко, поэтому холодно).
Трудовая деятельность : уборка спортивного инвентаря, игрушек.
П/и : «Слушай и танцуй» . Цель :
Развивать танцевальные движения, быстроту реакций.
П/и : «Дракон» . Цель : развивать бег с увертыванием, прыжки. Приметы : зимой день темен, да ночь светла; когда около солнца будет виден беловатый круг, то в тот день надо ожидать сильную бурю.
Индивидуальная работа с Леней и Лизой – бег с препятствиями.
Цель : упражнять в беге с препятствиями.
Выносной материал : лопаты, грабли, ведра, совки, формочки для снега
Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю 13.03. по 17.03. 2017 год)
Тема : «Народная культура и традиции» Задачи: 1. Познакомить с весенними народными праздниками. 2. Создать условия для комплексной интеграции знаний детей через ознакомление дошкольников с народными праздниками и традициями русского народа. 3. Воспитать уважение и положительное отношение к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры. 4. Формировать чувства любви к большой и малой родине на основе изучения национальных культурных традиций; 5. Обогащать музыкальными впечатлениями и развивать музыкальные способности детей средствами музыкального фольклора.
Режим
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Утро
Утренняя гимнастика. Беседа: «Какие у тебя есть сказки» Русский фольклор песенки, заклички, потешки «тили-бом! », «радуга-дуга… » Народная П/игра «Топалы» «Гуси-лебеди» Развитие двигательной активности.
Проговаривание чистоговорок Цель: упражнять в произношении чистоговорок. .Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита
Сюжетно-ролевые игры – «Семья» (ждем гостей), «Магазин» (отдел игрушек). Строительные игры с конструктором «Строим домик для матрешки».
Настольно-печатные игры по желанию детей Цель: закрепить правила игры
Попросить принести в группу для рассматривания с детьми народные игрушки, поделки.
Художественное творчество (Рисование) Лыкова зан. 75, стр 164, тема Золотой петушок. Задачи: Рисование сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развитие воображения, чувства цвета, формы и композиции.
Обучение грамоте (по плану логопеда)
Музыка (по плану музыкального работника)
Прогулка
Наблюдение за птицами на участке детского сада. Цели: - учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; - развивать наблюдательность, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Д\и «Испорченный телефон» . Цель : развивать у детей слуховое восприятие, внимание, формировать умение регулировать громкость голоса, четко произносить слова. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина,
Игровые упражнения : «Эквилибристы» . Цель : учить детей ходьбе по бревну, сохранять равновесие, формировать и совершенствовать навыки правильного выполнения основных видов движений..
Труд на участке- очистить дорожки от снега. Цель: воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Самостоятельная двигательная активность детей на участке
Работа перед сном
С. Топелиус. «Три ржаных колоса»
Вечер
Гимнастика после сна. Д. и. «Я начну, а ты продолжи» Д. и. «Угадай потешку» Развитие внимания, логического мышления. Отгадывание загадок о птицах Подвижные игры «Раз, два, три – беги», «Зайцы и волк»
Д/и «Повторяйте друг за другом» . Цель : развитие слухового внимания, памяти детей.
Сюжетно-ролевые игры – «Семья» (ждем гостей), «Магазин» (отдел игрушек). Описательный рассказ О труде взрослых (гончар) Цель: Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых
Атрибуты для с/р игры, набор иллюстраций для коллажа, оборудование для художественной продуктивной деятельности. Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Прогулка
Наблюдение : день прибывает. Цель : предложить детям отметить характерные особенности этого явления весной, помочь составить коллективный рассказ «День пребывает» .
День недели
Режим
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
Утренняя гимнастика. Беседа с рассматриванием «Какая народная игрушка больше всего нравится?» П/игра «Ручеек»;«Рыбак и рыбки»
Игровое упражнение «Посмотри и запомни» Цель: развивать память, логическое мышление. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита
Д/И «Раньше и сейчас. Что сначала, что потом» (игра-лото с изображением предметов окружающего мира) Цель: расширять естественно -исторические представления
Дежурство в уголке природы –уход за комнатными растениями Цель: воспитывать трудолюбие.
Инд. беседы с родителями о самочувствии детей
Консультация для родителей "Русские народные традиции в семейном воспитании"
Попросить родителей провести дома беседы с детьми о русских народных традициях
Непосредственно образовательная деятельность
Познание. (Ознакомление с природой) Рыжова , Тема: Прогулка в зоопарк. Задачи: познакомить детей с дикими животными других климатических зон (львом, тигром, слоном, жирафом, крокодилом и т.п.), дать первоначальное представление о том, где они обитают, чем питаются, как добывают себе пищу, как приспособились к окружающей среде. Материалы : иллюстрации с изображением диких животных различных климатических зон, аудиокассета «Голоса животных», стихи и загадки (карточки), книга «Атлас для самых маленьких», стихотворение С.Я.Маршака «Где обедал воробей», глобус.
Физкультурное По плану инструктора по физкультуре.
Прогулка
Наблюдение за изменениями в природе.
П/игры «Кто самый меткий?», «Догони»
«Пройди по мостику» . Цель : учить детей ходить по наклонной доске с перешагиванием через предметы Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша
Наблюдение за сезонными изменениями. Цель : формировать понятие о смене времен года, дать представления об особенностях каждого сезона. Рассказать о первом весеннем месяце марте .
Труд на участке – разбросать снег для его быстрейшего таяния. Цель: воспитывать умение трудиться сообща. Самостоятельная двигательная активность детей на участке.
Работа перед сном
Культурно – гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы: сказка Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой
Вечер
Гимнастика после сна. Репетиция сценки "Девочка Иришка в маленьком домишке." Цель развитие актерских способностей.
Д/И «Я начну, а ты продолжи» Цель: учить детей досказывать стихотворные отрывки из знакомых сказок, развивать память
П/ и «Пустое место» . Цель : формировать у детей умение бегать легко и ритмично, энергично отталкиваясь от опоры, соблюдать согласованность движений рук и ног.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Прогулка
Наблюдение за птицами. Они весело щебечут на солнышке, радуясь теплу. Закрепить названия неперелетных птиц. П/И «Птички на дереве»
День недели
Режим
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
Утренняя гимнастика. Ситуационное общение: «Выйдет котя в огород – всполошится весь народ» Цель. Знакомство с прибаутками и песнями о домашних животных, Вовлечение детей в подвижные народные игры. Русская народная подвижная игра «Карусель». Цель: развитие общей моторики, развитие внимания.
Игра «Рифмы» Цель: упражнять в речевом творчестве. поиграть в д/игру «Что видел» (учить запоминать картинки, а потом перечислять по памяти) Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита
Ситуативный разговор о том «Почему нужно помогать девочкам и защищать их» Оформить выставку книжных иллюстраций Цель: расширять представление о художниках –иллюстраторах, развивать эстетический вкус.
Дежурство по столовой Цель: воспитывать умение сервировать стол к завтраку.
Самостоятельная игровая деятельность детей в центрах занятости
Инд. беседы с родителями о самочувствии детей
Инд. беседы с родителями «Что читать детям»
Непосредственно образовательная деятельность
Познание. ФЭМП. Помораева, Позина зан.8, стр 117, Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Закреплять представления о количественном и порядковом значениях числа, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по порядку?», «На котором месте?». Совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры. Развивать внимание, воображение.
Художественное творчество (Лепка) Лыкова зан.73 стр.160 Тема: Чудо - букет. Задачи: Создание цветочных композиций пластическими средствами по мотивам народного искусства (букет, вазон, венок). Знакомство с искусством создания изразцов.
Физкультура (вечер , улица) по плану инструктора по физкультуре.
Прогулка
Наблюдение за небом. Какое небо ранней весной? П\и «Птички и птенчики». Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро находить свое место помогать П/И «Палочка-выручалочка»
П.И. «Не упусти мяч». Цели: учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь; воспитывать дружелюбие.
Игра –обследование «Экологическое интервью» (обследование участка с целью обнаружения плохих и хороших поступков людей с объектами природы) Цель: закрепить правила поведения в природе.
Труд на участке – уборка снега. Цель: воспитывать трудолюбие.
Самостоятельная двигательная активность детей на участке
Работа перед сном
А. Линдгрен. «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой
Вечер
Гимнастика после сна. Потешка для расчесывания волос «Расти, коса, до пояса» Ситуативное общение: «Наша-то хозяюшка». Цель. Знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари.
Словарная игра «Буква потерялась» Цель: упражнять в чтении, развивать произвольность внимания
Атрибуты для театрализованной деятельности, художественно-продуктивной деятельности.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Прогулка
Наблюдения за изменениями в погоде, произошедшими за день. Д/И «С утра до вечера» Цель: развивать наблюдательность. П/И «Колокольчик»
Режим
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
Утренняя гимнастика.Игра: « Мы из сказки». Цель. Учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых. Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Учить плясать, подыгрывая себе на простейшем инструменте. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство.
Д/И «Пословицы» Цель: развивать речевые навыки, закрепить знание пословиц. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита
Д/И «Путаница» Цель: развивать знания о растениях, развивать навыки командной игры. Настольно –печатная игра
Дежурство детей на занятиях. Цель: учить готовить рабочее место к занятиям.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости
Инд. беседы с родителями о самочувствии детей
Непосредственно образовательная деятельность
Познание (Целостная картина мира ) Дыбина. Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу. Формировать у детей представление у детей о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
Развитие речи . Ушакова зан. 22, стр 178 Составление рассказа "Как Ежок попал в беду" по серии сюжетных картин Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки. Учить подбирать определения, синонимы, антонимы. Воспитывать любовь к родному языку.
Физическая культура (по плану инструктора по физкультуре)
Прогулка
Наблюдение за птицами на участке детского сада П/и «Лови - бросай»; П/и «Салки»
П/И «С кочки на кочку» Цель: упражнять в прыжках на одной ноге с продвижением вперед
Ситуативный разговор «Если бы не наступала весна, а была всегда зима, то…» Цель: развивать воображение, умение высказывать свою точку зрения
Труд на участке – подмести веранду. Цель: воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Самостоятельная двигательная активность детей на участке.
Работа перед сном
Культурно – гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы: пер. К.Чуковского; «Беляночка и Розочка», нем., пер. Л. Кон; из сказок Ш. Перро (франц.)
Вечер
Гимнастика после сна. Игра «Катя заболела» Цели: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас.
Д/И «Какого цвета не стало» Цель: развивать внимание. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита
Ручной труд «Книжкина мастерская» Цель: развивать навыки ручного труда. Реставрировать книги в группе, учить бережному отношению к книгам.
Атрибуты для с/р игры, д/и, оборудование для ручного труда.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Прогулка
Наблюдение ветра. Отметить, что ветры, дующие с юга на север, теплые. Предложить поиграть с ветром, используя вертушки. Создавать радостное эмоциональное настроение. П/И «Придумай фигуру»
Режим
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
Утренняя гимнастика. Ситуативное общение: « Мои любимые сказки» Цель: Развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях.
Д/И «Кто из какой сказки использовал данный предмет?» Цель: развивать память, закрепить знание сказок. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита.
Д/И «Угадай песенку» Цель: закрепить знания о сказках –мультфильмах и их героях. Д/И «Разгадай название сказки» (ТРИЗ) Цель: развивать творческое воображение
Дежурство в уголке природы Д/И «Что изменилось?»
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Инд. беседы с родителями о самочувствии детей
Непосредственно образовательная деятельность
Познание. ФЭМП. Помораева, Позина зан. 1, стр 119 Задачи: Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи. Совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей, правильно обозначать части и устанавливать отношения между ними. Упражнять в умении определять время по часам с точностью до 1 часа. Развивать внимание.
Художественное творчество. Рисование . на объемной фигуре Лыкова, зан. 77, стр. 168 Тема: Чудо - писанки. Задачи: Уточнение представления о композиции и элементах декора славянских писанок. Освоение техники декоративного раппортного рисования на объёмной форме (яйце).
Музыка (по плану музыкального руководителя)
Прогулка
Прогулка. Наблюдение за трудом почтальона. Ц ели : продолжать наблюдение за трудом почтальона; обогащать словарный запас за счет специфической лексики; воспитывать уважение к людям труда. П/игры «Солнечные зайчики», «Гуси-гуси».
Упражнять детей в быстром беге со сменой направления по сигналу. Цель: развивать реакцию движения
Ситуативный разговор «Как безопасно вести себя на улице ранней весной?» Цель: закрепить правила безопасного поведения на прогулке
Труд на участке – очистить скамейки от снега. Цель: воспитывать умение выполнять трудовые поручения. Самостоятельная двигательная активность детей на участке.
Работа перед сном
Культурно – гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы: пер. с нем. Л. Цывьяна; М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.
Вечер
Гимнастика после сна. Рассказ воспитателя: « Какими игрушками играли бабушки и дедушки» (рассматривание иллюстраций). Игра на русских народных муз. инструментах:
Творческая игра «Вырезание из бумаги» Цель: совершенствовать в навыках работы с ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику рук.
Хозяйственно –бытовой труд в группе. Цель: воспитывать трудовые навыки при мытье игрушек, стирке кукольного белья. Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Прогулка
Наблюдение за облаками, объяснить. Д/И «На что похожи облака?» Цель: развивать творческое воображение, фантазию. П/И «Стоп»
Примерный план образовательной работы
с детьми средней группы
Тема: «Знакомство с народной культурой и традициями»
Цель: формировать у детей представление о традициях и культуре русского народа. Воспитывать уважение к русской культуре.
Расширять представления о народной игрушке (матрешка);
Знакомить с народными промыслами Нижегородской области (вышивка, кружевоплетение, вязание);
Привлекать детей к созданию узоров городецкой и хохломской росписи;
Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.
Понедельник
«Большая история маленькой игрушки». Познакомить детей с народной игрушкой матрешкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;Задачи: Познакомить детей с историей матрёшки, техникой ее создания. Развивать интерес детей к народному творчеству. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству. Воспитывать любовь к народному искусству.
Беседа: «Что мы знаем о матрёшке». Цель: Сформировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.
П\и: «К матрешке в гости»; игры – хороводы: "Три веселых братца", «Огород», «Ветер» , русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и др
Чтение потешек и рассматривание различных видов матрёшек.
воспитывать эмоциональную отзывчивость, радость, любовь, доброту через знакомство с народным творчеством; расширяем детский кругозор.
Самостоятельная деятельность.
Вечер: Д/и "Найди различия и сходства"
Цель: учить сравнивать матрёшек, находить сходства и различия.
Сюжетно-ролевая игра
Магазин Игрушек.
Цель: продолжать развивать интерес к народной игрушке. учить распределять роли перед игрой. формировать интерес к сюжетной игре.
Вз.
Род.
Изготовление семейных матрешек из различных материалов (картон, ткань и т. д.).
Вторник
Лепка «Семья матрешек». Цель: познакомить с процессом изготовления матрешки; учить лепить пластическим способом, использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания; упражнять в работе со стекой; добиваться передачи выразительности образа.
Презентация «Народные художественные промыслы Нижегородской области». Цель: познакомить детей с матрешками Семеновской, Полохов-майданской, Городецкой росписи; отметить различия, особенности росписи. Привлекать к народной культуре своей области.
«Чудесные лапоточки». Продолжить знакомить детей с произведениями устного народного творчества через чтение русских народных сказок, разучивание потешек. Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
Трудовые поручения: «Как накрывали стол наши предки». Цель: познакомить детей с особенностями сервировки стола наших предков; развитие позитивного отношения к различным видам труда и творчества.
Рассматривание иллюстраций «Нижегородские матрешки».
Д\и «Сложи узор ». Цель: сложить узор на сарафане матрешки в соответствии с образцом.
« Матрешки-затейницы»
Задачи : познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, пословицы, сказки, обогатить словарь детей за счёт понятий: шутка-прибаутка, пословица, формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение четко проговаривать звуки в словах, развивать умение понимать образный смысл фольклорных произведений, развивать память, чувство юмора, мелкую и общую моторику, воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Вз.
Род.
Предложить пополнить картотеку «Нижегородские матрешки»
Среда
«Знакомство с народными художественными промыслами Нижегородской области». Цель: знакомить детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Городецкая роспись, художественными изделиями из ткани (вышивка, ткачество, кружевоплетение). Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора; приобщать детей к истокам русской народной культуры.
ОД
Беседа «Что такое народные промыслы?» Цель: уточнить представления детей о народном искусстве, его видах.
Открытие мини-музея «Расписные чудеса». Цель: продолжать знакомить детей с разными видами росписей: городецкой, хохломской, вышивкой, кружевом.
П\и: «Чай-чай-выручай». Цель: развитие физических-качеств, повышение двигательной активности детей. «Жмурки» - цель: развитие ориентации в пространстве.
Рассматривание тематических альбомов «Хохлома», «Городецкая роспись».
Мастер – класс «Вышивка на картоне». Цель: п риобщение детей к русской народной культуре, развитие художественно – творческих способностей ребенка посредством вышивки.
Выставка детских работ.
Вз.
Род.
Объявить конкурс на лучшее ручное изделие (вышивка, салфетка, игрушка).
Четверг
ХЭР (рисование): «Городецкие узоры». Цель: продолжать знакомить с городецкой росписью, развивать интерес к народно-прикладному творчеству.
ОД
Беседа: «Профессия гончар». Цель: расширять представления детей о профессиях; познакомить с профессией гончара, спецификой его труда; развивать желание трудиться вместе с взрослым; познакомить детей с процессом изготовления посуды из глины.
Экспериментирование с глиной. Цель: опытным путем выяснить свойства глины и определить почему ее используют для изготовления посуды.
Чтение сказки «Про ворчливую портниху и гончара». Цель: учить внимательно слушать произведение, развитие памяти, внимания. Учить отвечать на вопросы по сказке.
Игра «Сложи узор» (кубики с росписью). Цель: развивать внимание анализировать образец, пространственное восприятие.
Изготовление полимерной глины вместе с детьми. Цель: развитие познавательного интереса детей, познакомить с простым способом изготовления глины. Вызвать радость от совместно проделанной работы.
ВЗ.
РОД.
Предложить родителям совместно с детьми изготовить глиняные тарелки из приготовленной глины. Организовать выставку совместных работ.
Пятница
Декоративное рисование на глиняной тарелке по теме хохломской росписи «Чудо-тарелочка». Цель: Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту; Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение; Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи; Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев; Формировать знания об особенностях росписи посуды.ОД
Презентация «Прошлое куклы». Цель: п риобщение детей к народной культуре через ознакомление с народной куклой. Расширять знания об окружающем. Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
Создать условия для Сюжетно-ролевая игра «Как мы ходили в гости» Цель: учить детей правилам поведения в гостях, закрепить навыки сервировки стола.
Дидактическая игра " Оденем куклу на прогулку ".
Цель: Учить детей называть предметы одежды, уточнять представления детей об одежде, учить дифференцировать виды одежды по временам года, учить запоминать последовательность одевания. Воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде. Развивать речь, пополнять словарный запас детей.
Выставка книг: «Русские народные сказки»
ВЗ.
РОД.
Консультация для родителей: «О традициях русской народной культуры», «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Тема недели:
«Народная культура и традиции»
19.10.2015 по 23.10.2015г
Программное содержание :
Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры, восприятия красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства.
Ознакомление с предметами быта, их названиями, предназначением.
Ознакомление с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение).
НОД | ДАТА | ТЕМА | НОД | ДАТА | ТЕМА |
Познавательное развитие (расш.круг) | «Как избу построили» Куцакова, 13 | Худ.эстетическое развитие (рисование) | «Украшение фартучка» Комарова 38 |
||
Физическое развитие | Л.И. Пензулаева Занятие 22 стр36 | Познавательное развитие (ФЭМП) | Занятие 4 И.А. Помораева В.А.Позина стр 19-21 |
||
Речевое развитие | Пересказ сказки Ушакова стр 34 | Физическое развитие | Л.И. Пензулаева Занятие 23 стр37 |
||
Худ.эстетическое развитие (аппл/лепка) | «Украшения платочка» Комарова 38 | Физическое развитие (на улице) | Л.И. Пензулаева Занятие 24 стр37 |
||
Худ.эстетическое развитие (музыка) | По плану муз.руководителя |
Итоговое мероприятие недели –
День недели | Режим | ||||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | ||||||
Понедельник | Утро | познавательное развитие; речевое развитие; | Утренняя гимнастика. Утренние беседы – «Что такое народная игрушка?» (познакомить с понятием) Поручения, дежурства – «Мы дежурим по столовой» (сервировка стола, уборка посуды) – игровое упражнение – « Вилка и ложка справа лежат и вверх глядят». Пальчиковая игра «На ладошки мы подуем…» Цель: развиваем речь и мелкую моторику рук рассматривание предметов народных промыслов (вязание, вышивание, плетение и т.п.) Цель: Знакомить с предметами быта, их названиями, предназначением. | Д/и «Кто больше вспомнит? Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия процесса. Дождь-льет, моросит, капает, хлещет; ворона-летает, каркает, сидит, ест | Развивать умение мыть руки по мере загрязнения и перед едой под контролем взрослого, а затем самостоятельно.Способствовать формированию словаря: «полотенце махровое», «чистое»; «мыло душистое». | Внесение в изоуголок коллекции игрушек и предметов быта из дерева: матрёшки, погремушки, шкатулки, предметов из резного дерева. | Приём детей в группу. Беседы о состоянии здоровья детей, их настроении.Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей |
Познавательное развитие(расш.круг) | Дидактическая игра «Как избу построили». Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки. «Как избу построили» продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки. Упражнять в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, в различении и назывании цветов. | ||||||
Художеств.эстет.развитие (музыка) | По плану муз.руководителя | ||||||
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; | . « Зайка беленький». Цели: приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; упражнять в прыжках; развивать двигательные навыки; воспитывать желание играть в подвижные игры. | С/р о сезонных изменениях в природе «Как мы гуляли в парке», «Какие стали деревья» Цель: развитие наблюдательности, внимания | Создать условия для п/и «У медведя во бору…» Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить) . Постройки из песка, игры с выносным материалом. | |||
Работа перед сном | социально-коммуни-кативное развитие; | Закреплять навык аккуратно складывать одежду. Чтение сказки «Бычок-смоляной бочок» закреплять умение слушать сказку | |||||
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Чтение стихотворения «Маша варежку надела…..» Цель: Знакомить с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные жанры. Расширять словарный запас: варежки, перчатки, пряжа, клубок. Воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда взрослых | Д/и: "Составь картинку- матрешку" - учить детей собирать простые картинки, подбирать детали по форме и изображению; развивать внимание, наблюдательность, наглядно - образное мышление, усидчивость и мелкую моторику пальцев рук | Чтение потешки « Как у нашего кота…» Цель:знакомить с обитателем «избы» - котом Васькой; учить потешку «Как у нашего кота»; развивать интерес к малому фольклорному жанру. (Наш дом – Южный Урал) (Приложение | Создать условия для с/р игры «К бабушке Варварушке в гости на оладушки» Цель: Знакомить с предметами быта в избе, их назначением и значением; с процессом преобразования предметов человеком. Активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережное отношение к ним (Приложение) | Оформление папки- передвижки: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре». |
Тема: «Народная культура и традиции»
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||||||
Вторник | Утро | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Утренняя гимнастика Беседы: «Дымковские чудо-игрушки»,«Почему игрушки называют дымковскими»Цель: Рассказать историю дымковской игрушки; сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. раскраски «Дымковская игрушка» Цель: показать детям как аккуратно и разными цветами карандашей можно сотворить красоту, раскрашивать аккуратно не выходя за контуры. | Д/и «Накроем стол к чаю» Цель: ввести в словарь названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих | Ситуативное общение: « Мои любимые сказки» Цель: Развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях. | Создать условия для Развивающей образовательной ситуации «Мишка моет посуду» Цель: обеспечить активизацию опыта по мытью посуды, полученного детьми в процессе наблюдения трудового процесса; способствовать переносу представлений о направленности и структурных компонентах трудового процесса на детскую игровую деятельность. | |||
Непосредственно образовательная деятельность | Худжеств.эстет.развитие (рисование) | «Украшение фартучка» Цель:учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента Развивать цветовое восприятие. Рассмотреть с детьми несколько фартуков, обратить внимание на то, как они украшены. Вызвать для показа ребенка. | |||||||
Физическое развитие | Занятие 22 Цели: Упражнять в ходьбе и беге колонной по одному, в ходьбе и беге врассыпную; повторить лазанье под дугу, не касаясь руками пола; упражнять в сохранении равновесия при ходьбе на уменьшенной площади опоры. |
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие | Прыжки с места на двух ногах - энергично отталкиваться и правильно приземляться. Цель: развивать ловкость. | стимулировать развитие интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть | Создать условия для игры в песочнице «Построим терем для матрешки» Цель: учить детей играть дружно, группой, помогать друг другу. | |||||
Работа перед сном | социально-коммуникативное развитие; | развивать умения и навыки называть свое имя, говорить о себе от первого лица; выражать свои потребности и интересы в речи;Слушание р.н. песен: «Ах вы сени», «Светит месяц», «Ой встала я раненько» | |||||||
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Постепенный подъём, гимнастика после сна. Игра: «Как котик в гости ходил». Цель. Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами. Повторение прибаутки, разучивание игры «Поясок». Пересказ сказки «Колобок»Цель: воспитывать умение пересказывать рассказ, отвечая на вопросы воспитателя | Д.И. « Близко- далеко». Цель: обогащать словарь, формировать навыки свободного общения; развивать ориентировку в пространстве; воспитывать желание играть с воспитателем | Поручения индивидуальные и коллективные «Как мы соблюдаем порядок» Приучать соблюдать порядок и чистоту в группе. Воспитывать желании е принимать участие в посильном груде(уборке игрушек). Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий (помощник воспитателя). | Предложить детям различные виды конструктора развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Формировать у детей привычку после игры аккуратно складывать детали на свое место. | ||||
Прогулка. | физическое развитие. | ЭкспериментированиеНаблюдение за почвой в морозную погоду.Цель: продолжать знакомить детей со свойствами почвы. Расширять словарный запас новыми словами: иней, изморозь. П/И «Хитрая лиса» Цель: развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле. |
Тема: «Народная культура и традиции»
Среда | Утро | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Утренняя гимнастика. Д/и «Чудесный мешочек» Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать образные представления. Игра-ситуация «Зайцы и охотники» Цель: приобщать детей к русским народным традициям; учить использовать в драматизации различные выразительные средства (мимику, жест, позу, походку) | Повторение потешки «Как у нашего кота» Напомнить детям фольклорное произведение; развивать активный словарь. | Беседа: история Дымковская игрушка (Приложение) | Создать условия для рассматривания русской матрешки Цель: Знакомить с народной игрушкой - матрешкой. Ввести в активный словарь слова: матрешка, расписная, деревянная. Развивать интерес к матрешке | |
Непосредственно образовательная деятельность | Позновательное развитие(ФЭМП) | Занятия 4 Цель: продолжать учить считать в пределах 3 , соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?». Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера. | |||||
Худ.-эстет.развитие(музыка) | По плану муз.руководителя | ||||||
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие | П/и «Найди себе пару». Цель: выбирать себе по сигналу разные пары. | Трудовая деятельность Сбор крупного мусора на участке. Цель: формировать умение трудиться подгруппой. | Создать условия для с/р игры «Детский сад, девочки матрешки вышли на прогулку » Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада | |||
Работа перед сном | социально-коммуникативное развитие; | Чтение сказки «Лисичка соскалочкой»Знакомство с предметами обихода – скалкой. За обедом продолжать учить кушать аккуратно, не набивать полный рот, доедать пищу, пользоваться салфеткой. поддерживать положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процессов, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов | |||||
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Постепенный подъём, гимнастика после сна. Рисование «Обведи трафарет»» Цель: обведение по трафарету силуэтов посуды. Учить правильно держать карандаш, закрашивать предметы, не заходить за контуры. Разучивание потешки «Расти, коса, до пояса». Задачи: Познакомить детей с произведением, рассказать о том, как использовалась эта потешка нашими предками. Развивать память, создавать положителный настрой. | Д/и «Дорисуй узор» Цель: учить внимательно изучать образец и выбирать нужные цвета. . Развивать интерес к изучению народных промыслов | Труд в уголке природы_ полить комнатные растения, удалить с их листьев пыль, воспитывать трудолюбие, умение ухаживать за растениями, работа с календарем природы | Создать условия для Сюжетно-ролевая игра «Как мы ходили в гости» Цель: учить детей правилам поведения в гостях, закрепить навыки сервировки стола. | Консультация для родителей: «О традициях русской народной культуры», «Русский самовар и чаепитие на Руси» |
Прогулка. | физическое развитие. | Наблюдение за воробьями Цели: :расширять знания о внешнем виде и повадках воробья; воспитывать внимание и наблюдательность Подвижные игры «Цветные автомобили», «Зайцы и волк». Цель: упражнять в беге врассыпную, прыжках. Игры с выносным материалом. Тема: «Народная культура и традиции» | |||||
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||||
Четверг | Утро | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Утренняя гимнастика. Ситуативное общение: «Наша-то хозяюшка». Цель. Знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари Русская народная игра «Каравай». Цель игры: формирование чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата группы; выявление симпатий и антипатий в группе. | Д/и «Где матрешка?» Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху). | Д/и «Узнай узор»- закрепление элементов росписи дымковской, Городецкой росписи. | Создать условия для «Магазин» (отдел игрушек). Цель: продолжать развивать умение распределять роли, объединятся для игр | Привлечение родителей к оформлению альбома «Стихи, потешки – помощники в воспитании детей». |
Непосредственно образовательная деятельность | Речевое развитие | Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» Цель: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных, употребляя форму повелительного наклонения глаголов. | |||||
Физическое развитие | 3анятие 23 Основные виды движений. | ||||||
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие | Цели:- учить выполнять упражнение с мячом; развивать глазомер, быстроту бега. | Трудовая деятельность Предложить детям собрать песок в песочницу. Цель: прививать любовь к труду в коллективе. | Создать условия для самостоятельной деятельности детей на прогулке. П/и «Догони меня». Цель: учить бегать в нужном направлении . Игры с выносным материалом | |||
Работа перед сном | социально-коммуникативное разви-тие; | Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы) Цель воспитывать интерес к художественной литературе, умение отвечать на вопросы по прочитанному. |
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Постепенный подъём, гимнастика после сна. Строительные игры с конструктором «Строим домик для матрешки». Цель: Цель: учить детей создавать собственные комбинации из имеющихся деталей, находить в них определенную сторону постройки. Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки. ХБТ. Мытьё игрушекИгр. приём: я не узнаю игрушки, они изменились- запылились. Их нужно помытьПрактическая деятельность: я буду мыть, а вы вытирать. Беседа по ходу: Какие игрушки стали наощупь? (мокрые) Чтоделаешь?(вытираю) Какие стали? (сухие) | Заучивание пальчиковой игры «Мы – веселые матрешки» (Приложение) | Беседа: «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки?» | Создать условия для Обыгрывание действий убаюкивания куклы с пением колыбельных. Чтение потешки «Ночь пришла, темноту увела». | Составление картотеки устного народного творчества: пословицы, поговорки, заклички, потешки, |
Прогулка. | физическое развитие. | Наблюдение за птицами Цель: учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения. Подвижная игра «Перелет птиц». Цели: упражнять в подлезании и лазанье; воспитывать внимание и ловкость. |
Тема: «Народная культура и традиции»
День недели | Режим | Интграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||||
Пятница | Утро | Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Утренняя гимнастика (картотека) Проведение гимнастики под р.н. песню «Два весёлых гуся» Д/и «Дымковская игрушка» Цель: ознакомление детей с разнообразными видами декоративного искусства беседа с рассматриванием «Какая народная игрушка больше всего нравится?» | Дидактическая игра «Узнай роспись» Цель: учить сравнивать росписи и определять нужную. | Выставка книг: «Русские народные сказки» | Создать условия для Игра-инсценировка» У матрешки новоселье»(Гербова В.В.стр.52)Ц:формировать диалогическую речь. С/р игра «В гостях у матрёшки игра «Угощение» Цель: развивать умение реализовывать игровой замысел |
Непосредственно образовательная деятельность | Худ.-эстет.развитие (аппл./лепка) | «Украшение платочка» Цель: Развивать у детей образные представления, умение выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников. Итоговое мероприятие недели – выставка детских работ на тему «Народная культура» | |||||
Физ.развитие (на улице) | Занятие 24 Задачи. Повторить ходьбу и бег колонной по одному; упражнять в бросании мяча в корзину, развивая ловкость и глазомер. | ||||||
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;физическое развитие | П/и «Поймай мяч». Цель: развивать ловкость. | Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке. Цель: воспитывать стремление к труду. | П/и «Кот на крыше», «Найди себе пару» Цели: развивать ориентировку в пространстве. Создать условия для игр с выносным материалом | |||
Работа перед сном | социально-коммуни-кативноеразви-тие; | Игра «Передай другому» Цель: учить ласково обращаться друг с другом. Упражнение «Улыбнемся друг другу» | |||||
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажнымдорожккам д/и«Мозаика» Составь узор - развитие мелкой моторики Игра: « Мы из сказки». Цель. Учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых. Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Учить плясать, подыгрывая себе на простейшем инструменте. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство. | Д/И «4-й лишний» Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине. | Ситуативный разговор во время умывания (вспомнить художественные произведения, где упоминается вода). Повторение потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико» (Наш дом –Южный Урал) | Создать условия для развивающей ситуации: рассматривание альбомов рассматривание куклы в народном костюме, картинок, иллюстрации о предметах старинного быта, иллюстрации «Богатыри Руси»; | ||
Прогулка. | физическое развитие. | Наблюдение за вороной Цели:расширять знания о вороне; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц. Подвижные игры «Подбрось - поймай», «Найди, где спрятано». Цели: упражнять в бросании и ловле мяча; учить ориентировке в пространстве. |
Тема: «КАК У НАШЕГО КОТА...»
Тема: «КАК У НАШЕГО КОТА...»
Знакомить с обитателем «избы» - котом Васькой; учить потешку «Как у нашего кота»; развивать интерес к малому фольклорному жанру.
Планируемые результаты: овладевает навыками заучивания и проявляет интерес к произведениям фольклорного жанра (потешка «Как у нашего кота»); умеет вести диалог о новом персонаже (обитатель «избы» - кот Васька).
Материал: кот (игрушка); шкатулка с нитками и бумажками.
Словарная работа: кот, обитатель избы, мурлычет, играет, ласковые слова для котика.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций о котах; чтение стихов, загадок; заучивание потешки, игра «Назови ласково».
Бабушка Арина встречает детей, рассаживает, их по лавкам и приговаривает: «Вот как хорошо сидим, друг на дружку глядим». Затем начинает припевать:
Посидите, детки, побеседуйте, Сказки,песенки да вы послушайте. Где я только ни бывала, Что я только ни слыхала. Побывалая во всей небывальщине, Повидала я всю неслыхальщину... Тень, тень, потетень, Выше города плетень.
Ой, кто это меня щекочет? Иди, иди сюда, котик, не бойся. Ребята, позовите его ласково.
Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глазки смелые, зубки белые.
Какая у него шубка? Усы? Глазки? Зубки?
Погладьте котика по спинке, погладьте его животик, ушки, хвостик. Ему это очень нравится.
Дети повторяют потешку.
А как можно ласково назвать кота? (Котик, котенька, котя и т. п.)
Ах, ты, котенька, ты мой серенький, Как тебя не любить, хвостик беленький.
А петь котик умеет?
Котик просит спеть про него песенку-потешку еще раз.
Он дарит шкатулку, в которой лежат нитки и катушки, для игры с ним.
Бабушка объясняет, как сделать игрушку для кошек, которые живут у лих дома.
Т е м а: «К БАБУШКЕ ВАРВАРУШКЕ В ГОСТИ НА ОЛАДУШКИ»
Программные педагогические задачи: познакомить с предметами быта в избе, их назначением; с процессом преобразования предметов человеком; активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас новыми словами; развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого; воспитывать бережное отношение к ним.
Планируемые результаты: проявляет активность и инициативность для расширения своих представлений о предметах быта в избе, интерес к предметам рукотворного мира прошлого; использует в речи новые слова; бережно относится к предметам рукотворного мира.
Материал: атрибуты мини-музея - ухват, горшок, кочерга, самовар, лавка.
Словарная работа: кочерга, чугунок, лавка, ухват, лавка, печка, миска.
Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, посещение мини-музея, рассматривание предметов в группе.
Бабушка Арина встречает детей.
Бабушка Арина. Дай Бог тому, кто в нашем дому, дорогим гостям, милым детушкам. Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем. Проходите, детки милые, да рассаживайтесь поудобнее.
Скажите, пожалуйста, как называется мое жилище? (Горница, горенка, изба, светелка.)
Хозяйка убирает с лавки рукоделие (клубки и спицы), «нечаянно» роняет клубок, он «катится» к печке.
Куда покатился мой волшебный клубочек? (К печке.)
А для чего в избе печка?
Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча.
Давайте посмотрим, что там, в печке? (Горшок с картошкой или с кашей.)
На топтале был, на кружале был, На пожаре был, на базаре был, Домой пришел.
Как вы понимаете смысл поговорки?
Как же нам достать из печки горшок, ведь он горячий, можно обжечься? У хозяйки есть помощники. Попробуйте найти отгадку в избе.
Бычок рогат, в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает. (Ухват.)
Достает ухватом горшок и ставит на стол. Деты рассматривают горшок, а хозяйка рассказывает о его назначении.
Попробуйте пустой горшок ухватом переставить с лавки на стол (можно предложить выполнить это действие 2-3 детям).
Рогат, да не бык, Хватает, да не сыт, Людям отдает,
А сам на отдых идет. (Ухват.)
А вот еще одна загадка про верного помощника: «Кривая собака в печку глядит». Почему собака? Как вы думаете? (Собака дом сторожит, а кочерга - огонь.)
Кочерга - важная помощница. Без нее с печкой не справиться. (Показывает, как пользуются кочергой.)
Отгадайте-ка загадку: «Железный конь скачет в огонь». (Кочерга.)
Бабушка прощается с детьми и угощает их баранками.
Беседа: история Дымковская игрушка ,
пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.
Пальчиковая игра
Мы – веселые матрешки (показывают на себя)
На ногах у нас сапожки (показывают на ножки),
В сарафанах наших пестрых,
Мы похожи словно сестры (показывают друг на друга).
Мы веселые матрешки (показывают на себя),
Хороши у нас одежки (гладят себя по рукам).
Кружимся мы и танцуем (дети кружатся)
Хоровод водить мы будем (взялись за руки).
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Цель : познакомить детей подготовительной группы ДОУ с народными календарно-обрядовыми праздниками, их традициями.
Задачи :
Прививать любовь к Родине.
Развивать интерес к её истории, культуре, быту.
Формировать желание использовать в самостоятельных играх со сверстниками, народные игры русского народа.
Разделы комплексного плана:
Месяц. Включает название месяца (с 09 - 05)
Название праздника. Включает названия русских календарно-обрядовых праздников.
Краткая информация о празднике. Содержит информацию о календарно-обрядовом празднике.
План разработан на весь учебный год, удобен в работе.
- Мероприятие включает в себя несколько частей:
- ознакомление с бытом (ведущая роль Хозяйки);
- разучивание заклички и пословиц (ведущая роль домовёнка Кузи);
- хоровод или танец;
- показ презентации по теме праздника;
- проведение обряда;
- проведение русских народных подвижных игр.
- Презентация необходима, чтобы у детей была возможность увидеть всё своими глазами, понять смысл праздника и запомнить его.
- Ознакомление с календарно-обрядовыми праздниками проводятся в «Русской избе» (специально оформленное помещение) один раз в неделю.
- Проводит их Хозяйка (воспитатель, наряженная в русский костюм).
- Хозяйка знакомит детей с бытом: солит капусту, топит печь, перемалывает зерно на жерновах и т д.
- Хозяйка использует для приветствия и прощания разнообразные словосочетания, например: «доброго времени суток», «мир вашему дому», «милости прошу», «здравствуйте, красны девицы и добры молодцы», «позвольте откланяться», «надеюсь на скорую встречу».
- Хозяйке помогает Домовёнок Кузя (кукла). Он разучивает с детьми заклички, пословицы, «принимает участие» в играх.
- В проведении мероприятий наблюдается высокая двигательная активность, т. к. дети водят хороводы, кричат «заклички» возле окна, танцуют, играют в народные подвижные игры и т. д.
- В работе для ознакомления с прошлым родного края используется сотрудничество с музеем Рудногорской Сош.
Практическая значимость:
- Помогает воспитателю в работе по ознакомлению дошкольников с русской культурой, бытом.
- Способствует развитию культуры общения, речи.
Эффективность: Доставляет детям радость, объединяет их, воспитывает гордость за свой народ.
Литература:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. О. Л. Князева.
Знакомство детей с русским народным творчеством. Т. А. Бударина.