Достопримечательности Вильнюса – самый полный список, цены, фото, личный опыт. Литовский художественный музей

Тут мы расскажем про музеи для детей разного возраста — от трех лет и старше.

Башня Гедимина. Музей и смотровая площадка

Это развлечение для всей семьи. — символ Вильнюса, и хотя бы раз стоит подняться на смотровую площадку, чтобы оценить панораму города. При посещении башни вы сможете
— пройтись по мощеной булыжником дорожке или прокатиться на фуникулере — выбор за вами,
— ознакомиться с экспозицией музея замка (три выставочных зала не перегружены экспонатами),
— подняться по винтовой леснице на смотровую площадку,
— полюбоваться панорамой города. Если заготовите однолитовые монеты, сможете рассмотреть понравившиеся объекты в телескоп.

Музей в башне на горе Гедимина

Адрес:
Arsenalo g. 5

Время работы музея:
с апреля по сентябрь - ежедневно с 10:00 до 21:00
с октября по март - ежедневно с 10:00 до 18:00

Цена билетов:
взрослые - 5 евро
учащиеся - 2,5 евро

Если ваш ребенок — натура романтичная, интересуется скелетами и привидениями, сводите его в подземелья Кафедрального собора. На экскурсии вы увидите королевскую усыпальницу, в которой покоится прах двух королей польских и великих князей литовских – Александра Ягеллона и Владислава Вазы, а также двух жен Жигимонта Августа – Елизаветы и Барбары Радзивилл. Также там находятся языческие жертвенники дохристианской эпохи, пол самого первого Кафедрального собора времен Ягайлы и древнейшая в Литве фреска конца XIV – начала XV века.

Посетить подземелья можно только с экскурсоводом.

Если у вас ребенок в коляске, учитывайте, что ее придется оставить наверху.

Экскурсии на русском языке проводят по средам и пятницам в 16:00, на английском — вторник, четверг, суббота в 16:00.

Подземелья Кафедрального собора относятся к Музею церковного наследия. К нему также относится колокольня Кафедрального собора, которую тоже рекомендуем посетить.

Можно взять один билет за 10 евро (льготный — 5 евро) на посещение всех трех объектов, или билет за 7,50 евро (льготный — 4 евро) на любые два объекта, или за 4,50 евро (2,5о евро) посетить один объект.

Билет действителен в течение недели.


Фреска XIV века в подземельях Кафедрального собора

Адрес:
Кафедральный собор

Цена билета в подземелья:
взрослый — 4,50 евро,
льготный — 2,50 евро.

Колокольня кафедрального собора

Данный музей будет интересен как взрослым, так и детям младшего и среднего школьного возраста. Можно побродить по самому зданию, посмотреть различные экспозиции, коллекцию ретро-автомобилей. Но самая интересная часть музея — интерактивная экспозиция, демонстрирующая физические законы и явления.

Поскольку музей расположен в здании бывшей электростанции, в нем много лесниц и опасных проемов — за маленьким ребенком нужен постоянный контроль. Коляску придется оставить у кассы.


Демонстрация законов физики в Музее энергетики и техники

Адрес музея:
Rinktines g., 2.

Время работы:
Вт, Ср, Пт, Сб: с 10:00 до 17:00,
Чт – 10:00-19:00.

Цена билетов:
Взрослым – 3 евро,
школьникам – 1,5 евро (по субботам дети до 16 лет без родителей допускаются бесплатно).

Музей денег

Прогуливаясь по проспекту Гедимина, загляните в . Совершенно бесплатно вы, во-первых, интересно проведете время, во-вторых, обогатите себя и ребенка новыми знаниями.

Концепция музея – давать информацию для разных возрастов и на разных уровнях, для лучшего восприятия используются различные способы: текст и картинки, форма игры или теста, можно посмотреть фильм, послушать рассказ аудио-гида (в том числе на русском языке). Этот музей будет интересен в первую очередь детям среднего и старшего школьного возраста.

С ребенком дошкольного возраста тоже можно идти — вряд ли он что-то поймет, но в музее много интерактивных и ярких экспонатов, маленькому ребенку будет интересно.


Музей денег

Адрес музея:
Totorių g. 2/8

Музей открыт:
С 1 апреля по 31 октября: вторник-пятница 10:00–19:00; суббота 11:00-18:00.
С 1 ноября по 31 марта: вторник-пятница 9:00-18:00; суббота 10:00-17:00.

Вход свободный.

Музей жертв геноцида

Направляясь по проспекту Гедимина в сторону литовского Сейма, вы дойдете до бывшего здания КГБ, где сейчас располагаются различные государственные инстанции, а в боковой пристройке находится . Возможно кто-то посчитает странной идею посещения такого музея с ребенком, но для детей старшего возраста это может стать хорошим уроком истории. Музей занимает помещения, в которых находилась внутренняя тюрьма КГБ (а также гестапо), так что само здание и его интерьеры являются самым важным экспонатом.


Комната прослушивания телефонных разговоров в Музее жертв геноцида

Адрес музея:
Aukų g. 2A (боковая пристройка здания, находящегося на площади Лукишкю).

Время работы:
Пн, Вт – выходной,
Ср, Чт, Пт, Сб – 10:00-18:00,
Вс – 10:00-17:00.

Цена билетов:
взрослым – 4 евро
школьникам, студентам и пенсионерам – 1 евро,
детям до 7 лет – бесплатно.
Стоимость экскурсии на иностранном языке - 20 евро.

Музей игрушек

Спустившись с горы Гедимина в сторону парка и пройдя через него, как раз подойдете ко входу в . Он открылся в Вильнюсе в 2012 году и быстро стал популярным у родителей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это не просто музей, а большая игровая площадка (насколько позволяет площадь) — в музее можно играть почти со всем, что попадается на глаза. Родителям будет интересно посмотреть экспозицию игрушек советских времен.


В музее игрушек найдется занятие и большим, и маленьким

Адрес музея:
угол улиц Šiltadaržio g.2 / B. Radvilaitės g.7.

Пн. – выходной
Вт, Ср, Чт – 14:00–18:00 (билеты продают до 17:00)
Пт. 14:00–20:00 (билеты продают до 19:00)
Сб, Вс. – 11:00–16:00 (билеты продают до 15:00)

Вс, Пн. – выходной
Вт, Ср. 12:00–20:00 (билеты продают до 19:00)
Чт, Пт. 12:00–18:00 (билеты продают до 17:00)
Сб. 11:00–16:00 (билеты продают до 15:00)

Цена билета - 4 евро,
дети до 2 лет - бесплатно,
дети от 2 до 18 лет, студенты, пекнсионеры,
люди с ограниченными возможностями - 3 евро,
многодетным семьям (от 5 человек) - по 2,5 евро.

Еще про Вильнюс для детей

Музей Адама Мицкевича в Вильнюсе - мемориальный музей польского поэта Адама Мицкевича,который относится к Вильнюсскому университету. Располагается в здании на улице Бернардину и представляет собой памятник архитектуры XVII-XVIII веков, типичный купеческий дом с галереями во дворе. Музей открыт в квартире, в которой некоторое время жил великий польский поэт и патриот Литвы Адам Мицкевич.

В начале XIX века здание принадлежало купцу Жицкому. На первом этаже в 1822 году жил Адам Мицкевич, вернувшись из города Ковна. Поэт заканчивал здесь свою поэму «Гражина», готовя её к изданию. В 1906 году для увековечивания этого события виленское Общество друзей науки решило основать здесь музей поэта.Этот замысел был реализован в 1911 году, когда член общества и его секретарь Ян Обст, виленский журналист и издатель, купил этот дом.

В трёх комнатах музея можно увидеть стол и кресло, принадлежавшие поэту и привезённые из Парижа, книгу регистрации студентов университета 1815 года, документы, скульптуры, портреты, медали, связанные с личностью и творчеством поэта.Также экспонируются личные вещи поэта, письма, первые издания его книг и переводов произведений на другие языки. Музей составляет такие экспозиции "А. Мицкевич и Литва", "Филоматы и А. Мицкевич", "Женщины в жизни А. Мицкевича". Музей сам по себе небольшой, но туда хорошо зайти летним днём и немного почувствовать атмосферу жизни Вильнюса в ХVIII-XIX веках.

Музей энергетики и техники в Вильнюсе

Музей энергетики и техники города Вильнюса расположен в городской центральной электростанции. В экспозиции представлено оборудование, которое еще совсем недавно действовало и приносило пользу населению. Представленные турбины, генераторы, паровые котлы, а так же ветровая и солнечная электроустановки, установленные на крыше, потрясают своим индустриальным величием.

Дух эпохи захватывает воображение, а использованные современные технологии вовлекают в процессы познания. Кстати, самым уникальным экспонатом по праву считается электрогенератор 1895 года. производства Швеции, который завезли во время Первой мировой войны. Для детей в музейных залах представлены альтернативные экспозиции.

Мемориальный музей В. Кревес-Мицкявичюса

Мемориальный музей В. Кревес-Мицкявичюса - музей в городе Вильнюсе, расположенный на улице Тауро.Был открыт в 1992 году, в честь литовского писателя В. Кревес-Мицкявичюса. Музей находится в доме, где жил писатель и над созданием дизайна дома работали архитектор Рута Римас Гриджио и художник Юлий Масальский

В. Кревес-Мицкявич был известен в Литве не только как художник, а как и основатель Литовской академии наук, профессор Вильнюсского университета, Университета Пенсильвании (США), культурный и государственный деятель.

В музее хранится 2889 экспонатов, среди которых мебель, архивы, документальные материалы, книги, печатную машинку, реликвии и фотографии, связанные с личностью писателя, творческой и культурной деятельностью. Музей создал кабинет писателя, где он работал, спальню, которая сейчас оборудована для семинаров и конференций, и здесь построен миниатюрный бассейн.

Посетителей музея знакомят с биографией писателя, на слайдах показывают моменты его жизни, голосовые записи, а также воспоминания выдающихся литературных и культурных деятелей о нем.

Музей театра" музыки и кино

Музей театра, музыки и кино расположен в Вильнюсе – столице Литвы. Он был основан еще в далеком 1926 году, а в 1996 году был перенесен в Малый Дворец Радзивиллов. Музей состоит из нескольких разделов: театрального, музыкального, кинематографического и раздела изобразительного искусства.

Театральный раздел представляет программы и афиши, фотографии спектаклей, маски и куклы, костюмы декорации для различных театральных представлений, а также личные вещи знаменитых артистов. Музыкальный раздел знакомит с редкими инструментами разных эпох, а также имеет уникальную коллекцию народных литовских музыкальных инструментов «канкле». Раздел кинематографа посвящен не только литовскому, но и мировому развитию в области кино. Раздел изобразительного искусства представляет создание декораций и театральных персонажей, историюискусства.

Национальный музей Литвы

Национальный музей Литвы – хранилище культурно-исторического наследия литовского народа. Его открыли в 1855 году в качестве музея Древностей, и только в 1992 году он получил свое сегодняшнее название.

Национальный музей Литвы находится на территории Государственного заповедника, недалеко от реки Нерис, в центре столице Литвы, городе Вильнюсе. Музей содержит информацию обо всех культурных тенденциях развития страны на протяжении веков. Здесь насчитывается более миллиона экспонатов, количество которых все время увеличивается. В музее есть несколько отделов: нумизматики, этнической культуры, иконографии, археологии Средних веков и Нового времени, истории Новейшего времени. Также в нем периодически проходят виртуальные и временные тематические выставки, например, документальной фотографии «Хроника возрождения в 1987-1991 годах» или выставки, приуроченные знаменитым литовцам.

При музее работает Реставрационный центр. Национальный музей каждый год принимает в своих стенах больше 250 тысяч человек. Для лучшего ознакомления людей с историей литовского народа здесь проводятся «четверговые вечера».

Музей денег Банка Литвы

Музей денег Банка Литвы открылся в 1999 году. Знакомство посетителей с историей денег Литвы происходит в пяти разных залах. Здесь можно узнать историю денежных знаков и других государств, а также ознакомиться с банковским делом и его многолетней историей.

Посетители музея будут иметь возможность не только ознакомится с экспонатами, но и принять участие в самом процессе изготовления денег, так как в музее выставлено оборудование для чеканки монет. Есть зал для интересных игр, развлечений и оборудование для просмотра тематических фильмов.

Дом-музей Шлапялисов

Дом-музей Марии и Юргиса Шлапялисов- это мемориальный музей, расположен на улице Пилес, в городе Вильнюс. Открыт музей в честь деятелей литовской культуры супругов Марии Шлапялене и Юргиса Шлапялиса, в доме - памятнике архитектуры XVII века, где они жили и занимались творчеством и который приобрели в 1926 году.

Супруги Шляпалисы известны в первую очередь в Литве, как общественные деятели, которые поддерживали в Вильнюсе литовский язык, литературу, и держали книжный магазин, в период 1864 и 1904 годов, когда был установлен запрет на литовскую прессу, и литовский язык.

Дом-музей основали власти города в 1991 году, а в 1994 году была открыта экспозиция, которая знакомила с бытом и деятельностью супругов, отражала жизнь Виленского края в период от второй половины XIX века до 1940 года. В экспозиционном зале и в гостиной Шлапялисов помимо выставок, проводят вечера, концерты, лекции, презентации книг и другие мероприятия.

Коллекция экспонатов включает в себя книги, газеты, документы и личные вещи Шляпялисов. Здесь хранятся объекты, которые имеют отношение к культурному и научному наследию Восточной Литвы с конца XIX и начала XX столетия.

Музей Литовской архитектуры

Музей Литовской архитектуры находится в Вильнюсе – столице Литвы. Он был основан еще в 1968 году, как филиал Национального музея Литвы. В 1972 году состоялась первая выставка литовской архитектуры в здании церкви Св. Михаила, которая является выдающимся памятником архитектуры эпохи ренессанса. С тех пор музей находится,в примыкающем к церкви, бернардинском монастыре и на сегодняшний день входит в список музеев Центра Культурного Наследия страны.Кроме того, в церкви находится фамильный мавзолей литовского гетмана Леонаса Сапеги.

Внешняя архитектура здания музея удивительным образом гармонично сочетает в себе черты ренессанса, барокко и готики. В 1976 году экспозиция музея была размещена в коридоре примыкающего к церкви Св. Михаила бернардинского монастыря, а в 1986 году музей занял весь монастырь полностью. Обширная коллекция музея состоит из планов города, чертежей и карт, рисунков и макетов, архитектурных документов и первых фотографий. Хронологически экспозиция музея делится на две части: архитектура 1918-1940 годов и архитектура 1944-1990 годов.

Мемориальный музей Б. Гринцявичюте

Мемориальный музей Б. Гринцявичюте – дом-музей, открытый в честь известной литовской певицы, которая пела голосом сопрано - народной артистки Беатриче Гринцявичюте. Она жила в этом доме послевоенного периода с 1970 года,а в 1991 году, указом Вильнюсского городского управления,здесь был открыт музей имени Беатриче Гринцявичюте.

Популярность певицы началась в 1937 году, когда она дебютировала на Каунасском радио. Репертуар Гринцявичюте был очень разнообразный, насчитывал около 1000 музыкальных композиций.Она исполняла как народные песни, так и другие музыкальные произведения литовских, польских, германских композиторов. Некоторые из этих произведений в ее исполнении можно услышать в этом музее.

Коллекция мемориального музея включает в себя около 2500 экспонатов, сюда входят личные вещи народной артистки, предметы искусства, библиотека, фонотека, фотографии певицы, письма, пластинки, и печатная машинка. Также в музее всегда организует разные выставки, встречи с интересными людьми, образовательные лекции и другие мероприятия, связанные с деятельностью Беатриче Гринцявичюте и ее творчеством. Посетители музея могут воспользоваться материалами и книгами из фонда музея, послушать записи голоса певицы, и насладится творческой атмосферой дома.

Литературный музей А. С. Пушкина

Литературный музей А.С. Пушкина в Вильнюсе, столице Литвы – это один из интересных и старых литературных музеев в городе. Он существует с 1949 года и расположен в бывшей усадьбе сына поэта Григория Пушкина и его жены Варвары Мельниковой.

Усадьба была владением отца Варвары – инженера Мельникова, впоследствии он подарил ее дочери в качестве свадебного подарка. Согласно завещанию Варвары, после ее смерти имение отходило Виленскому русскому обществу, с целью создания музея А.С Пушкина.

Весь комплекс музея состоит из усадьбы – бывшего жилого дома, имения с прудами, часовни, небольшого кладбища и памятника великому поэту. Экспозиция музея знакомит с творчеством А.С Пушкина, а особенно – с влиянием литовской культуры на его произведения. Здесь есть стенд, который рассказывает о истории переводов произведений поэта на литовский язык, с театральными постановками его произведений в театрах Вильнюса и Литвы.Сохранена обстановка, которая была при жизни Григория и Варвары Пушкиных, предметы быта и жизни, рукописи и рисунки, книги и фотографии семейной пары.

(улица Аграсту, 15), Художественный музей (улица Горького, 55), Картинная галерея в здании Кафедрального собора (площадь Гедиминаса), Историко-этнографический музей (ул. Врублевского, 1), Музей истории Вильнюса в башне Гедимина , Музей театра и музыки (улица Траку 2), Мемориальный дом-музей Ф. Э. Дзержинского в небольшом деревянном доме, где Дзержинский жил в 1895 году , оборудовал здесь тайную типографию, затем скрывался после побега из ссылки в 1902 году (улица Паупё, 26), Дом-музей А. Мицкевича (переулок Пилес, 11), Литературный музей им. А. С. Пушкина в бывшем имении сына поэта (улица Субачяус 124), Атеистический музей (иначе Музей атеизма) в бывшем костёле Святого Казимира (улица Горького, 74), а также Мебельная выставка (улица Горького, 36) и Постоянная строительная выставка, позднее преобразованная в Музей архитектуры (улица Шветимо, 13) .

Литовский художественный музей

Вильнюсский государственный художественный музей был создан на основе действовавшего с 1933 года городского музея в 1941 году . В 1966 году он был преобразован в Художественный музей Литвы; экспозиции размещались в ратуше и (с 1956 года) в Картинной галерее в недействовавшем в то время Кафедральном соборе , с 1967 года в новом здании Дворца художественных выставок (ныне Центр современного искусства ; ул. Вокечю , 2) и в филиалах в Вильнюсе, Паланге и других городах. После реорганизаций 1990-х годов в настоящее время в состав музея входят :

  • Национальная галерея искусств (в бывшем Музее революции по проспекту Конституциёс (Konstitucijos pr. 22 )

Национальному художественному музею принадлежат также Музей часов и Галерея Пранаса Домшайтиса в Клайпеде , Музей янтаря в Паланге , Музей миниатюр в Юодкранте , открытый в 1976 году , прекративший работать и возобновлённый летом 2007 года , Художественный музей Витаутаса Касюлиса в Вильнюсе.

Национальный музей Литвы


Основан в 1952 году как Историко-этнографический музей; в 1965 году обосновался в отреставрированном здании Нового Арсенала у подножия Замковой горы. С Национальный музей Литвы ; ул. Арсенало (Arsenalo g. 1 ).

Экпозиции размещены:

  • Новый Арсенал (Arsenalo g. 1 ) с эскпозицией, посвящённой истории древней Литвы от возникновения государства в XIII веке до его крушения в XVIII веке , а также литовской этнической культуре
  • Старый Арсенал (Arsenalo g. 3 ) в северном корпусе Старого арсенала Нижнего замка с 2000 года археологическая экспозиция, охватывающая период от 11 тысячелетия до н. э. до XIII века
  • Башня замка Гедимина (Arsenalo g. 5 ) с открытой в 1960 году экспозицией, посвящённой истории города и в особенности вильнюсских замков, образцами доспехов и оружия; с 1968 года филиал Историко-этнографический музей

Государственный еврейский музей Виленского Гаона

Музеи Вильнюсского университета

  • Музей науки: экспозиция «Теология в Вильнюсском университете 1579-1832» в капелле Святой Анны костёла Святых Иоаннов в ансамбле Вильнюсского университета , на улице Шв. Йоно (Šv. Jono g. 12 ); временные экспозиции в Белом зале библиотеки Вильнюсского университета .
  • Музей Адама Мицкевича открыт в 1979 году в трёх комнатах здания на ул. Бернардину (Bernardinų g. 11 ), где в 1822 году жил А. Мицкевич ; свыше двухсот экспонатов.
  • Музей физики на факультете физики, Саулетякё алея (Saulėtekio alėja 9 ).
  • Музей геологии и минералогии.
  • Музей литовских математиков.
  • Зоологический музей.
  • Музей химического факультета, на ул. Наугардуко (Naugarduko g. 24 ).
  • Музей истории медицины.

Музеи самоуправления города Вильнюса

  • Литературный музей А. С. Пушкина в бывшей усадьбе сына поэта, Г. А. Пушкина .
  • Дом-музей Марии и Юргиса Шлапялисов , деятелей литовской культуры, на улице Пилес (Pilies g. 40 ).
  • Мемориальная квартира-музей Б. Гринцявичюте , певицы.
  • Мемориальный музей В. Креве-Мицкявичюса , литовского писателя .
  • Мемориальная квартира-музей В. Миколайтиса-Путинаса , литовского писателя .
  • Мемориальный кабинет-музей А. Венцловы , литовского писателя .
  • Мемориальный дом-музей М. К. Чюрлёниса , на ул. Савичаус, 11.

Прочие музеи

  • Музей алмазов на ул. Вокечю, 11
  • Музей церковного наследия на ул. Шв. Миколо , 9
  • Музей архитектуры , действовавший до 2006 года в костёле св. Михаила (приказом министра культуры Литвы был ликвидирован ).
  • Музей железных дорог , существующий с 1966 года и с 1 июня 2011 года разместившийся на втором этаже исторического здания ж/д вокзала (1861); учредитель и спонсор музея - акционерное общество «Литовские железные дороги» („Lietuvos geležinkeliai“ ) Экспозиция занимает площадь 800 м² и состоит из трёх основных зон: информационной, где располагаются экспонаты (в целом ок. 9000 экз.); культурной, где проходят мероприятия; образовательной, где можно увидеть движущиеся модели поездов.
  • Музей энергетики и техники Литвы , на набережной реки Вилии по ул. Ринктинес (Rinktinės g. 2 ), открыт в 2003 году в здании бывшей первой вильнюсской теплоэлектростанции , действовавшей в 1903-1998 годах ; к сентябрю 2008 года преобразован в Музей техники Литвы (Lietuvos technikos muziejus ) . Реконструированный музей открылся 22 сентября 2008 года .
  • Музей Литовского радио и телевидения на ул. С. Конарскё (Konarskio g. 49 )
  • Музей Банка Литвы , основан в 1994 году , в 1999 году разместился со своими экспозициями, посвящёнными банковскому делу и нумизматике , на улице Тоторю (Totorių g. 2/8 ) ).
  • Музей жертв геноцида , учреждён в 1992 году , реорганизован в 1997 году. Располагается в здании на пр. Гедиминаса , где до августа 1991 года размещался КГБ .
  • Музей пограничников , на пр. Саванорю (Savanorių pr. 2 ) .
  • Таможенный музей
  • Музей игрушек (с декабря 2012).
  • Белорусский музей в Вильно , существовавший с 1921 по 1945 годы.

Напишите отзыв о статье "Музеи Вильнюса"

Ссылки

  • (англ.)

Примечания

  1. Памятная книжка Виленской губернии на 1915 год. Вильна: Губернская типография. 1915. С. 52, 129, 130.
  2. А. Медонис. Туристу о Вильнюсе. Вильнюс: Минтис, 1965. С. 87-99.
  3. А. Папшис. Вильнюс. Вильнюс: Минтис. С. 139-140.
  4. (лит.)
  5. (англ.)
  6. (англ.)
  7. (англ.)
  8. . Vilnius tourism . Вильнюсский информационный туристический центр (2013). Проверено 29 декабря 2013.
  9. . Nacionalinis muziejus Lietuvos Didžiosios Kunigaikštystės valdovų rūmai (27 августа 2013). Проверено 29 декабря 2013.
  10. (англ.)
  11. . Музеи Литвы . Литовский художественный музей, Ассоциация музеев Литвы (10.04.2013). Проверено 1 января 2014.
  12. (лит.)
  13. (англ.)
  14. (англ.)
  15. Savickienė, Daiva (лит.) . Vilniaus miesto savivaldybė (18 сентября 2008). Проверено 15 октября 2008. . )
  16. (лит.) (недоступная ссылка - история ) (2008.09.22). Проверено 15 октября 2008. . )
  17. (лит.)
  18. (англ.)
  19. Фанайлова, Е. . Радио «Свобода» (26 марта 2015). Проверено 27 марта 2015.
  20. (англ.)
  21. (лит.) (рус.)

Отрывок, характеризующий Музеи Вильнюса

– Нет Бонапарте. Есть император! Sacre nom… [Чорт возьми…] – сердито крикнул он.
– Чорт его дери вашего императора!
И Долохов по русски, грубо, по солдатски обругался и, вскинув ружье, отошел прочь.
– Пойдемте, Иван Лукич, – сказал он ротному.
– Вот так по хранцузски, – заговорили солдаты в цепи. – Ну ка ты, Сидоров!
Сидоров подмигнул и, обращаясь к французам, начал часто, часто лепетать непонятные слова:
– Кари, мала, тафа, сафи, мутер, каска, – лопотал он, стараясь придавать выразительные интонации своему голосу.
– Го, го, го! ха ха, ха, ха! Ух! Ух! – раздался между солдатами грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого нужно было, казалось, разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам.
Но ружья остались заряжены, бойницы в домах и укреплениях так же грозно смотрели вперед и так же, как прежде, остались друг против друга обращенные, снятые с передков пушки.

Объехав всю линию войск от правого до левого фланга, князь Андрей поднялся на ту батарею, с которой, по словам штаб офицера, всё поле было видно. Здесь он слез с лошади и остановился у крайнего из четырех снятых с передков орудий. Впереди орудий ходил часовой артиллерист, вытянувшийся было перед офицером, но по сделанному ему знаку возобновивший свое равномерное, скучливое хождение. Сзади орудий стояли передки, еще сзади коновязь и костры артиллеристов. Налево, недалеко от крайнего орудия, был новый плетеный шалашик, из которого слышались оживленные офицерские голоса.
Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск и большей части неприятеля. Прямо против батареи, на горизонте противоположного бугра, виднелась деревня Шенграбен; левее и правее можно было различить в трех местах, среди дыма их костров, массы французских войск, которых, очевидно, большая часть находилась в самой деревне и за горою. Левее деревни, в дыму, казалось что то похожее на батарею, но простым глазом нельзя было рассмотреть хорошенько. Правый фланг наш располагался на довольно крутом возвышении, которое господствовало над позицией французов. По нем расположена была наша пехота, и на самом краю видны были драгуны. В центре, где и находилась та батарея Тушина, с которой рассматривал позицию князь Андрей, был самый отлогий и прямой спуск и подъем к ручью, отделявшему нас от Шенграбена. Налево войска наши примыкали к лесу, где дымились костры нашей, рубившей дрова, пехоты. Линия французов была шире нашей, и ясно было, что французы легко могли обойти нас с обеих сторон. Сзади нашей позиции был крутой и глубокий овраг, по которому трудно было отступать артиллерии и коннице. Князь Андрей, облокотясь на пушку и достав бумажник, начертил для себя план расположения войск. В двух местах он карандашом поставил заметки, намереваясь сообщить их Багратиону. Он предполагал, во первых, сосредоточить всю артиллерию в центре и, во вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону оврага. Князь Андрей, постоянно находясь при главнокомандующем, следя за движениями масс и общими распоряжениями и постоянно занимаясь историческими описаниями сражений, и в этом предстоящем деле невольно соображал будущий ход военных действий только в общих чертах. Ему представлялись лишь следующего рода крупные случайности: «Ежели неприятель поведет атаку на правый фланг, – говорил он сам себе, – Киевский гренадерский и Подольский егерский должны будут удерживать свою позицию до тех пор, пока резервы центра не подойдут к ним. В этом случае драгуны могут ударить во фланг и опрокинуть их. В случае же атаки на центр, мы выставляем на этом возвышении центральную батарею и под ее прикрытием стягиваем левый фланг и отступаем до оврага эшелонами», рассуждал он сам с собою…
Всё время, что он был на батарее у орудия, он, как это часто бывает, не переставая, слышал звуки голосов офицеров, говоривших в балагане, но не понимал ни одного слова из того, что они говорили. Вдруг звук голосов из балагана поразил его таким задушевным тоном, что он невольно стал прислушиваться.
– Нет, голубчик, – говорил приятный и как будто знакомый князю Андрею голос, – я говорю, что коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы и смерти из нас никто не боялся. Так то, голубчик.
Другой, более молодой голос перебил его:
– Да бойся, не бойся, всё равно, – не минуешь.
– А всё боишься! Эх вы, ученые люди, – сказал третий мужественный голос, перебивая обоих. – То то вы, артиллеристы, и учены очень оттого, что всё с собой свезти можно, и водочки и закусочки.
И владелец мужественного голоса, видимо, пехотный офицер, засмеялся.
– А всё боишься, – продолжал первый знакомый голос. – Боишься неизвестности, вот чего. Как там ни говори, что душа на небо пойдет… ведь это мы знаем, что неба нет, a сфера одна.
Опять мужественный голос перебил артиллериста.
– Ну, угостите же травником то вашим, Тушин, – сказал он.
«А, это тот самый капитан, который без сапог стоял у маркитанта», подумал князь Андрей, с удовольствием признавая приятный философствовавший голос.
– Травничку можно, – сказал Тушин, – а всё таки будущую жизнь постигнуть…
Он не договорил. В это время в воздухе послышался свист; ближе, ближе, быстрее и слышнее, слышнее и быстрее, и ядро, как будто не договорив всего, что нужно было, с нечеловеческою силой взрывая брызги, шлепнулось в землю недалеко от балагана. Земля как будто ахнула от страшного удара.
В то же мгновение из балагана выскочил прежде всех маленький Тушин с закушенною на бок трубочкой; доброе, умное лицо его было несколько бледно. За ним вышел владетель мужественного голоса, молодцоватый пехотный офицер, и побежал к своей роте, на бегу застегиваясь.

Князь Андрей верхом остановился на батарее, глядя на дым орудия, из которого вылетело ядро. Глаза его разбегались по обширному пространству. Он видел только, что прежде неподвижные массы французов заколыхались, и что налево действительно была батарея. На ней еще не разошелся дымок. Французские два конные, вероятно, адъютанта, проскакали по горе. Под гору, вероятно, для усиления цепи, двигалась явственно видневшаяся небольшая колонна неприятеля. Еще дым первого выстрела не рассеялся, как показался другой дымок и выстрел. Сраженье началось. Князь Андрей повернул лошадь и поскакал назад в Грунт отыскивать князя Багратиона. Сзади себя он слышал, как канонада становилась чаще и громче. Видно, наши начинали отвечать. Внизу, в том месте, где проезжали парламентеры, послышались ружейные выстрелы.
Лемарруа (Le Marierois) с грозным письмом Бонапарта только что прискакал к Мюрату, и пристыженный Мюрат, желая загладить свою ошибку, тотчас же двинул свои войска на центр и в обход обоих флангов, надеясь еще до вечера и до прибытия императора раздавить ничтожный, стоявший перед ним, отряд.
«Началось! Вот оно!» думал князь Андрей, чувствуя, как кровь чаще начинала приливать к его сердцу. «Но где же? Как же выразится мой Тулон?» думал он.
Проезжая между тех же рот, которые ели кашу и пили водку четверть часа тому назад, он везде видел одни и те же быстрые движения строившихся и разбиравших ружья солдат, и на всех лицах узнавал он то чувство оживления, которое было в его сердце. «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» говорило лицо каждого солдата и офицера.
Не доехав еще до строившегося укрепления, он увидел в вечернем свете пасмурного осеннего дня подвигавшихся ему навстречу верховых. Передовой, в бурке и картузе со смушками, ехал на белой лошади. Это был князь Багратион. Князь Андрей остановился, ожидая его. Князь Багратион приостановил свою лошадь и, узнав князя Андрея, кивнул ему головой. Он продолжал смотреть вперед в то время, как князь Андрей говорил ему то, что он видел.
Выражение: «началось! вот оно!» было даже и на крепком карем лице князя Багратиона с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами. Князь Андрей с беспокойным любопытством вглядывался в это неподвижное лицо, и ему хотелось знать, думает ли и чувствует, и что думает, что чувствует этот человек в эту минуту? «Есть ли вообще что нибудь там, за этим неподвижным лицом?» спрашивал себя князь Андрей, глядя на него. Князь Багратион наклонил голову, в знак согласия на слова князя Андрея, и сказал: «Хорошо», с таким выражением, как будто всё то, что происходило и что ему сообщали, было именно то, что он уже предвидел. Князь Андрей, запихавшись от быстроты езды, говорил быстро. Князь Багратион произносил слова с своим восточным акцентом особенно медленно, как бы внушая, что торопиться некуда. Он тронул, однако, рысью свою лошадь по направлению к батарее Тушина. Князь Андрей вместе с свитой поехал за ним. За князем Багратионом ехали: свитский офицер, личный адъютант князя, Жерков, ординарец, дежурный штаб офицер на энглизированной красивой лошади и статский чиновник, аудитор, который из любопытства попросился ехать в сражение. Аудитор, полный мужчина с полным лицом, с наивною улыбкой радости оглядывался вокруг, трясясь на своей лошади, представляя странный вид в своей камлотовой шинели на фурштатском седле среди гусар, казаков и адъютантов.
– Вот хочет сраженье посмотреть, – сказал Жерков Болконскому, указывая на аудитора, – да под ложечкой уж заболело.
– Ну, полно вам, – проговорил аудитор с сияющею, наивною и вместе хитрою улыбкой, как будто ему лестно было, что он составлял предмет шуток Жеркова, и как будто он нарочно старался казаться глупее, чем он был в самом деле.
– Tres drole, mon monsieur prince, [Очень забавно, мой господин князь,] – сказал дежурный штаб офицер. (Он помнил, что по французски как то особенно говорится титул князь, и никак не мог наладить.)
В это время они все уже подъезжали к батарее Тушина, и впереди их ударилось ядро.
– Что ж это упало? – наивно улыбаясь, спросил аудитор.
– Лепешки французские, – сказал Жерков.
– Этим то бьют, значит? – спросил аудитор. – Страсть то какая!
И он, казалось, распускался весь от удовольствия. Едва он договорил, как опять раздался неожиданно страшный свист, вдруг прекратившийся ударом во что то жидкое, и ш ш ш шлеп – казак, ехавший несколько правее и сзади аудитора, с лошадью рухнулся на землю. Жерков и дежурный штаб офицер пригнулись к седлам и прочь поворотили лошадей. Аудитор остановился против казака, со внимательным любопытством рассматривая его. Казак был мертв, лошадь еще билась.
Князь Багратион, прищурившись, оглянулся и, увидав причину происшедшего замешательства, равнодушно отвернулся, как будто говоря: стоит ли глупостями заниматься! Он остановил лошадь, с приемом хорошего ездока, несколько перегнулся и выправил зацепившуюся за бурку шпагу. Шпага была старинная, не такая, какие носились теперь. Князь Андрей вспомнил рассказ о том, как Суворов в Италии подарил свою шпагу Багратиону, и ему в эту минуту особенно приятно было это воспоминание. Они подъехали к той самой батарее, у которой стоял Болконский, когда рассматривал поле сражения.
– Чья рота? – спросил князь Багратион у фейерверкера, стоявшего у ящиков.
Он спрашивал: чья рота? а в сущности он спрашивал: уж не робеете ли вы тут? И фейерверкер понял это.
– Капитана Тушина, ваше превосходительство, – вытягиваясь, закричал веселым голосом рыжий, с покрытым веснушками лицом, фейерверкер.
– Так, так, – проговорил Багратион, что то соображая, и мимо передков проехал к крайнему орудию.
В то время как он подъезжал, из орудия этого, оглушая его и свиту, зазвенел выстрел, и в дыму, вдруг окружившем орудие, видны были артиллеристы, подхватившие пушку и, торопливо напрягаясь, накатывавшие ее на прежнее место. Широкоплечий, огромный солдат 1 й с банником, широко расставив ноги, отскочил к колесу. 2 й трясущейся рукой клал заряд в дуло. Небольшой сутуловатый человек, офицер Тушин, спотыкнувшись на хобот, выбежал вперед, не замечая генерала и выглядывая из под маленькой ручки.
– Еще две линии прибавь, как раз так будет, – закричал он тоненьким голоском, которому он старался придать молодцоватость, не шедшую к его фигуре. – Второе! – пропищал он. – Круши, Медведев!
Багратион окликнул офицера, и Тушин, робким и неловким движением, совсем не так, как салютуют военные, а так, как благословляют священники, приложив три пальца к козырьку, подошел к генералу. Хотя орудия Тушина были назначены для того, чтоб обстреливать лощину, он стрелял брандскугелями по видневшейся впереди деревне Шенграбен, перед которой выдвигались большие массы французов.
Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись с своим фельдфебелем Захарченком, к которому имел большое уважение, решил, что хорошо было бы зажечь деревню. «Хорошо!» сказал Багратион на доклад офицера и стал оглядывать всё открывавшееся перед ним поле сражения, как бы что то соображая. С правой стороны ближе всего подошли французы. Пониже высоты, на которой стоял Киевский полк, в лощине речки слышалась хватающая за душу перекатная трескотня ружей, и гораздо правее, за драгунами, свитский офицер указывал князю на обходившую наш фланг колонну французов. Налево горизонт ограничивался близким лесом. Князь Багратион приказал двум баталионам из центра итти на подкрепление направо. Свитский офицер осмелился заметить князю, что по уходе этих баталионов орудия останутся без прикрытия. Князь Багратион обернулся к свитскому офицеру и тусклыми глазами посмотрел на него молча. Князю Андрею казалось, что замечание свитского офицера было справедливо и что действительно сказать было нечего. Но в это время прискакал адъютант от полкового командира, бывшего в лощине, с известием, что огромные массы французов шли низом, что полк расстроен и отступает к киевским гренадерам. Князь Багратион наклонил голову в знак согласия и одобрения. Шагом поехал он направо и послал адъютанта к драгунам с приказанием атаковать французов. Но посланный туда адъютант приехал через полчаса с известием, что драгунский полковой командир уже отступил за овраг, ибо против него был направлен сильный огонь, и он понапрасну терял людей и потому спешил стрелков в лес.
– Хорошо! – сказал Багратион.

Музеи Вильнюса: музеи искусств, музеи-заповедники, краеведческие, изобразительных искусств, художественные, современные музеи. Телефоны, официальные сайты, адреса основных музеев и галерей Вильнюса.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру
  • В 2009 г. главный город Литвы - цветущий Вильнюс - наряду с австрийским Линцем гордо принял звание культурной столицы Европы. Историческая часть Вильнюса взята под контроль ЮНЕСКО и оглашена объектом Всемирного культурно-исторического наследия человечества. Литовская столица хранит в своих стенах многовековую историю и богатый культурный фонд. Всего в городе насчитывается около шестидесяти музеев всевозможных профилей и направлений, полноценно демонстрирующих богатство народного достояния Литвы.

    Главнейшими корифеями литовской культуры и истории выступают Литовский художественный музей и Национальный музей Литвы. Оба учреждения располагают огромнейшими фондами, а помимо музейной деятельности работают в качестве научно-исследовательских центров.

    В Художественном музее представлена обширная коллекция предметов искусства Литвы и зарубежных стран, а также великолепное собрание народного творчества. Помимо постоянных экспозиций в музее часто проводятся временные выставки современных художников. Лучшие из их работ поступательно пополняют музейные фонды. В состав Художественного музея входит Вильнюсская картинная галерея, Музей дворца Радзивиллов, Музей прикладного искусства, Национальная галерея искусств, а также ряд учреждений «некартинного» формата: Музей часов, Музей янтаря, Музей миниатюр и т. д.

    Национальный музей Литвы тоже состоит из множества филиалов, демонстрирующих уникальные археологические, исторические и этнографические ценности Литвы. Так, к посещению открыты башня замка Гедиминаса, здания старого и нового арсеналов, дом сигнаторов, а также перечень именных музеев и усадеб, посвященных знаменитым общественным деятелям Литвы. Вышеперечисленные музеи позволяют полноценно прочувствовать уникальность и самобытность великой страны.

    Литовская столица хранит в своих стенах многовековую историю и богатый культурный фонд. Всего в городе насчитывается около шестидесяти музеев всевозможных профилей и направлений, полноценно демонстрирующих богатство народного достояния Литвы.

    Есть в Вильнюсе и довольно необычный музей со сложной и даже трагичной историей. Это Государственный еврейский музей Виленского гаона, экспонирующий аксессуары еврейской этнической культуры, старые фотографии и рукописи, печатные книги и произведения искусств. В музее работают несколько постоянных выставок, повествующих о трагической судьбе евреев еще до начала Второй мировой. А уж в ходе войны их удел и без того всем известен: трагедия Холокоста истребила 95 % евреев Литвы, что составляет близко к 200 тыс. душ.

    Кстати, в Вильнюсе есть музей, полностью посвященный тематике геноцида. Так он и называется - Музей жертв геноцида.

    Отвлечься от тяжелых тем поможет светлый и радостный Музей театра, музыки и кино. Он находится в историческом здании - малом дворце Радзивиллов, на месте бывшего виленского городского театра. В музее представлена редкая коллекция механических музыкальных инструментов, киноаппаратуры, произведений сценографии, сценических костюмов и театральных кукол, а также фотографии, рукописи и ретроспективы знаменитых литовских деятелей искусства.

    А еще в Вильнюсе есть Музей таможни и Центральный музей полиции. Оказывается, даже этим ведомствам в Литве есть что показать. Кстати, эти музеи можно посетить абсолютно бесплатно.

    • Где остановиться: самый большой выбор отелей в Вильнюсе . Желающим совместить богатую экскурсионку, спокойный отдых и оздоровление - в
  • В Вильнюсе действует около 60 музеев от традиционных художественного и исторического до мемориальных и узкоспециализированных (музей денег, энергетики, янтаря).

    Если вы любитель посещения музеев, обязательно приобретите Вильнюс Сити Кард , которая дает право бесплатного посещения большинства городских музеев. Выходной день в вильнюсских музеях – понедельник.

    – основной музей страны, представляющий историю и культуру литовского народа. В Вильнюсе у него 6 филиалов.

    – крупнейшая национальная коллекцияпроизведений изобразительного и прикладного искусства. В Вильнюсе находятся 4 его подразделения.

    Имени Виленского Гаона рассказывает об истории и культуре литовских евреев (литваков).

    Рассказывает о советизации Литвы, о деятельности КГБ в стране, о сопротивлении литовского народа.

    – собрание старинных картин, книг, гобеленов из католических храмов страны.

    Центр современного искусства (офсайт ) – организует выставки, которыепредставляют обществу новейшие тенденции современного искусства и распространяет информацию о современном искусстве: издает каталоги, публикации художников и ежемесячный журнал « ŠMC/CAC Interviu » организует лекции и семинары о современном искусстве, встречи с деятелями искусства. Галерея открыта со вторника по воскресение с 12-00 до 20-00. Адрес – Вокечю 2.

    Литературный музей А.С. Пушкина (офсайт ) расположен в предместье Маркучяй, в бывшей усадьбе младшего сына поэта. Посетители могут познакомиться с обстановкой дворянского гнезда конца XIX века, с несколькими личными вещами А.С. Пушкина, с книгами, изданными при жизни поэта. Также экспозиция знакомит с переводами его творчества на литовский язык, с постановками пьес Пушкина на сценах литовских театров.

    Музей открыт в среду-воскресенье с 10-00 до 17-00. Адрес – Субачяус 124.

    Музей Адама Мицкевича – небольшой мемориальный музей знаменитого романтика и бунтаря. Сразу три страны (Польша, Литва и Беларусь) считают его своим Поэтом. Мицкевич родился в белорусском Новогрудке, его семья принадлежала к старинному литовскому роду Мицкевичей-Римвидов. Он писал прекрасные стихи, и всю свою жизнь посвятил борьбе за свободу Польши, борьбе с русскими. Экспозиция музея состоит из личных вещей поэта, писем, документов, переводов его творчества на литовский и русский языки. Адрес – Бернардину 11, работает во вторник-пятницу с 10-00 до 17-00, по субботам и воскресениям с 10-00 до 14-00.

    Музей денег – небольшой современный музей на проспекте Гедиминаса, возле Центробанка. Кроме обширной нумизматической коллекции есть экспозиции рассказывающие об истории денег, о методах их изготовления, о кладах, об истории банковского дела. Адрес – Тоторю 2/8, работает во вторник-пятницу с 9-00 до 15-00.

    –большой современный музей, рассказывающий об истории техники, транспорта, энергетики и т.д. Рекомендуется для посещения лицам младшего и среднего школьного возраста.

    Музей-галерея янтаря – небольшой частный музей, в которомпредставлены ювелирные изделия из янтаря и уникальные образцы необработанного камня с инклюзами. Посетители могут познакомиться с технологией обработки янтаря. Музей расположен возле костела святой Анны (ул. Швянто Миколо 8) и работает всю неделю с 10-00 до 19-00, посетить его можно бесплатно.

    Музей янтарных фигур – тоже небольшой частный музей-галерея, в котором представлены разнообразные ювелирные изделия из янтаря, многочисленные статуэтки, шахматные фигурки и т.д. Музей расположен возле Святых ворот (ул. Аушрос Варту 9) и работает в понедельник-пятницу с 10-00 до 19-00, в субботу-воскресение с 10-00 до 14-00, посетить его можно бесплатно.

    Похожие публикации