Роль культурных центров в развитии двустороннего культурного сотрудничества. Понятие «культурные центры»

Этнокультурный центр - центр традиционной культуры народов России должен формировать свой положительный образ, привлекая на свою сторону общественное мнение. Формированию положительного имиджа могут способствовать учреждение премий и призов для организаций и граждан, поддерживающих учреждение, а также установление партнерских связей и отношений с различными социальными, политическими и иными организациями. Сегодня культурно-досуговое учреждение остается массовым и доступным средством приобщения людей к культуре, развития их духовного потенциала, центром организации праздников, сохранения собственной народной культуры. Приоритетным направлением в деятельности центра должно стать развитие межнациональных отношений, культурного взаимообмена не только в России, но и за ее пределами на международном уровне. Участие коллективов народного творчества центров в республиканских, межрегиональных, всероссийских, международных фестивалях, праздниках позволяет не только демонстрировать богатство, уникальность и разнообразие культуры народов России, но и способствует развитию культурного обмена, сохранению дружеских отношений, межнациональному сотрудничеству, становлению и укреплению положительного имиджа культурной деятельности всего общества. В этой связи этнокультурные учреждения могут использовать различный арсенал профессиональных форм культурной работы, например, создать Галерею национального костюма с постоянно действующим лекторием, где будут собраны образцы национальной одежды народов России; проводить фотовыставки народного костюма; организовать мастерскую по пошиву дагестанского национального костюма, головных уборов, обуви, изготовлению украшений и т.д., где будут шить костюмы не только для фольклорных творческих коллективов района, но и для жителей села, что позволит привлечь детей и молодежь к изучению исконных ремесел, традиций декоративно- прикладного искусства, послужит сохранению народного костюма, культурному развитию села; организовать кружки, школы художественного мастерства под руководством опытных мастеров для обучения молодежи в целях сохранения, популяризации традиционных народных художественных промыслов в местах бытования тех или иных видов традиционных народных ремесел; создать мастерские по изготовлению музыкальных инструментов, обучение этому искусству детей и молодежи послужит сохранению преемственности поколений с экспозицией народных музыкальных инструментов, где можно проводить мастер- классы с участием мастеров-изготовителей, известных музыкантов, владеющих секретами инструментального мастерства и игры на них и мн.др.; создание культурного проекта «Книги - культурная память», что поможет сохранить историю и традиции села, память о народе, о личностях, прославивших свое село, оставивших след в российской культуре, пробудить интерес и желание изучать многонациональную культуру народов России. Эта деятельность будет служить патриотическому воспитанию, формированию высоких нравственных критериев и эстетических вкусов, утверждению общечеловеческих моральных ценностей, объединению поколений, будет способствовать вовлечение подрастающего поколения в работу по сбору материала об истории села, его прошлом и настоящем, носителях народных традиций, мастерах декоративно-прикладного искусства, которые являются достоянием национальной культуры, а также произведений устного народного творчества (легенд, поговорок, притч, сказаний и др.). Проведение праздников дружбы, народного костюма, национального инструмента, ремесел и народных промыслов «Сельское подворье», «Песни и танцы моего народа» и других традиционных праздников, фестивалей с участием выходцев из села и мн.др., может иметь также туристическую привлекательность, стать объектами знакомства с этнокультурой, природных достопримечательностей села, района. Реализация таких художественно-творческих проектов будет способствовать сохранению традиционного художественного наследия народов, развитию этнотуризма. Культурный туризм в свою очередь станет мощным рычагом в финансовой поддержке художественного наследия, стимулом развития народных ремесел и промыслов, даст новый импульс для сохранения фольклорных коллективов, т.к. выступления фольклорных коллективов, демонстрация уникальной этнокультуры являются одними из пунктов привлечения туристов.

Этнокультурные центры - культурно-досуговые учреждения призваны осуществлять: информационное обеспечение, координацию творческой деятельности, обогащение межмуниципального и межнационального культурного диалога, путем проведение мероприятий в рамках культурного обмена (фестивали, гастроли творческих коллективов по селам, соседним районам, городам, выставки и т.д.), систематическое изучение социокультурных проблем, вопросов востребованности культурно- досуговых услуг населением, состояния деятельности культурно-досуговых учреждений села, района. Работникам культуры необходимо улучшать качество деятельности культурно-досуговых учреждений, как центров межнационального культурного сотрудничества народов России, привлекать и развивать культурный потенциал населения, создавая позитивный имидж своего села, народа.

Примером такого этнокультурного центра является Волгоградска региональная общественная организация казачий этнокультурный комплекс "Наследие".

Цель работы этого этнокультурного центра заключаются в:

  • - Сохранение и возрождение традиционной национальной культуры;
  • - Объединение казачьей молодежи;
  • - Культурно-позновательная деятельность. Организация отдыха;
  • - Воспитание и развите эстетических, морально-нравственных и духовных качеств, путем приобщения к казачьей культуре;
  • - Просвещение в области истории, православия, национального языка "Гутора", культуры и традиций казаков:
  • - Создание условий для физического и волевого развития личности.

Направления деятельности:

  • А) просветительский центр:
    • - Православие;
    • - История;
    • - Этнография;
    • - Этнолингвистика;
    • - Фольклор;
  • Б) военно-спортивный центр:
    • - Паращютная подготовка;
    • - Туристическая школа;
    • - Основы самбо, рукопашного боя
    • - военно-тактическая подготовка.
  • В) фольклорно-этнографическая студия:
    • - Реконструкция казачьих обрядов;
    • - Изучение певческих традиций казаков;
    • - Бытовая хареография;
    • - Фольклорный теотр;
    • - Фольклорный ансамбль.
  • Г) центр дизайна и прикладного творчества:
    • - Изготовление тематической сувенирной продукции, предметов быта;
    • - Изготовление украшений;
    • - Тряпичная кукла.
  • Д) центр традиционной казачьей одежды:
    • - История казачьего костюма;
    • - Пошив национальной одежды казаков, а так же ее трансформация в современные условия (показ моделей, пошив. реализация).

Кроме русских национальных организаций многочисленными и наиболее активными общественными объединениями региона являются: немецкие, татарские, армянские, чеченские, еврейские, дагестанские, украинские, казахские, корейские и др.

Культурная автономия немцев была образована в 1997 году. Ее создание стало итогом десятилетнего развития движения российских немцев в Волгоградской области. Объединившись в национально-культурную автономию, российские немцы при поддержке областной и муниципальных администраций стали уделять основное внимание развитию национальной культуры и языка и, особенно на территории районов компактного проживания немцев. Был открыт немецкий национально-культурный центр в г. Камышине, в школах создавались классы и факультативы с углубленным изучением немецкого языка, национальные художественные коллективы. Традиционным стало проведение праздников немецкой культуры. Хорошей базой для этого стал Государственный историко-этнографический музей-заповедник «Старая Сарепта» в Красноармейской районе г. Волгограда, который является воплощением живой истории немцев-колонистов Поволжья. Здесь функционирует центр немецкой культуры, воскресная школа для взрослых, другие программы.

Региональная национально-культурная автономия татар Волгограда и Волгоградской области образована в 1999 году. Эта организация ведет активную работу по развитию культурных традиций татарского народа, по организации национальных праздников - Сабантуй, Курбан-Байрам, Рамазан.

Региональная национально-культурная автономия граждан украинской национальности Волгоградской области учреждена в 2002 году. Организация создана для объединения усилий украинцев в целях сохранения и развития украинской культуры, языка, защиты прав и интересов своих членов, установления реального равноправия украинцев с населением коренной национальности, укрепления дружбы между нациями.

Волгоградская региональная общественная организация «Казахстан» создана в 2000 году, представляет интересы свыше 50 тыс. казахов области, проживающих компактно в Палласовском, Старополтавском, Николаевском, Ленинском и Быковском районах. Цель организации: защита гражданских, экономических и культурных прав и свобод лиц казахской национальности, проживающих в области. Организация развивает культурные традиции казахов, обратившихся за помощью в решении социально-бытовых проблем, поддерживает казахских студентов, ведет среди них культурно-массовую работу. Организация контактирует с представительством Республики Казахстан в г. Астрахани. В 2011 году создана и уже активно действует Некоммерческая организация Благотворительный фонд «Наследие Казахстана»

Волгоградская областная общественная организация «Армянская община» создана 1997 году. Основными целями организации являются защита гражданских, экономических, социальных и культурных прав граждан, а также сохранение и изучение культурного и исторического наследия армян. При содействии армянских организаций области в г. Волгограде построен Храм Святого Георгия. Ведется активная социально-благотворительная деятельность. В 2007 г. создано региональное отделение общероссийской организации «Союз армян России». Работа этих организаций вносит значительный вклад в поддержание традиций и обычаев армянского народа в Волгоградской области, сохранение межнационального мира и согласия, укрепление культурных и экономических связей между Волгоградской областью и Республикой Армения.

Волгоградская городская общественная благотворительная организация «Еврейский общинный центр» была создана в 1999 году для сохранения и распространения традиций, этнокультурного и религиозного наследия еврейского народа, удовлетворения общественной потребности в благотворительности и милосердии. Еврейский общинный центр является учредителем образовательных учреждений - СОШ «Ор Авнер» и детского сада «Ган Геула». Центр проводит большую культурную работу. Организация пропагандирует свою работу в газете «Шофар Поволжья».

Волгоградская региональная общественная организация «Дагестан» зарегистрирована в 1999 году. Основной целью организации является реализация и защита гражданских, экономических, социальных и культурных свобод граждан РФ - представителей народов Дагестана, проживающих на территории Волгоградской области. Дагестанская община особое внимание уделяет религиозным праздникам. По инициативе этой организации проводятся соревнования по волейболу и мини-футболу, в которых участвуют команды разных возрастов из представителей различных национальностей. Традиционным массовым культурным мероприятием стало проведение в январе большого концерта в Центральном концертном зале г. Волгограда, посвященное Дню образования Республики Дагестан.

Корейцы начали объединяться в нашем регионе в 2001 г., когда была создана Национально-культурная автономия корейцев г. Волгограда, основной задачей ее является возрождение языка, культурных традиций и обычаев среди корейской молодежи. Большинство корейцев занимается выращиванием овощных и бахчевых культур, а также производством и реализацией корейских салатов. По инициативе организации несколько лет проводился День независимости Кореи, когда в Волгограде проходил областной фестиваль корейской культуры с приглашением профессиональных артистов. Сейчас в г. Волгограде осуществляют свою деятельность Волгоградская региональная общественная организация «Центр взаимопомощи корейцев» и Волгоградская региональная общественная организация «Ассоциация Волгоградских корейцев».

Официально зарегистрированные национальные объединения осуществляют на территории Волгоградской области широкую деятельность, имеющую ряд основных направлений.

Во-первых, это организационное направление: объединение представителей того или иного этноса в рамках одного сообщества, выделение руководящего аппарата, осуществляющего координацию деятельности членов общины и налаживающего взаимодействие с органами власти другими национальными организациями. Во многом благодаря этому сотрудничеству в регионе удается поддерживать благоприятную, мирную обстановку в сфере межнациональных отношений и национальной безопасности.

Во-вторых, социальное направление: помощь представителям своего этноса в трудных жизненных ситуациях, экономическая поддержка, ускорение адаптации мигрантов, временно находящихся или проживающих на территории Волгоградской области, благотворительная помощь.

В-третьих, это правозащитное направление: оказание юридической поддержки, помощь в оформлении и сборе документов, содействие в получении гражданства.

В-четвертых, образовательное и культурное, ориентированное на сохранение и поддержание традиций, самобытности, языка данной этнической общности. Во многом, данная деятельность направлена не только на сохранение собственных традиций, но и на межкультурный обмен, развитие толерантности в обществе.

Безусловно, все перечисленные направления деятельности национальных общественных организаций носят созидательный характер и способствуют стабилизации обстановки в регионе, развитию толерантности, сохранению культурного богатства и разнообразия Волгоградской области

Результаты проведения данных мероприятий объективно способствуют формированию позитивного имиджа соответствующих национальных общин в общественном мнении населения региона. Каждая из организаций объединяет достаточно большое количество жителей Волгоградской области различной национальности. Национальные общественные организации Волгоградской области являются значимым фактором, оказывающим существенное влияние на социально-политическую ситуацию в регионе. Необходимо отметить, что в проведении вышеназванных мероприятий принимали участие кроме непосредственных организаторов, граждане различных национальностей, представляющие актив соответствующих общественных объединений. Данная тенденция в деятельности НОО свидетельствует об их заинтересованности в укреплении межнационального мира и согласия, повышении уровня межэтнической толерантности, развитии взаимопонимания между жителями Волгоградской области различных национальностей.

И так сделаем вывод: традиционная культура этносов, благодаря своим важнейшим характеристикам, обладает непреходящим общечеловеческим значением. В деятельности этнокультурных центров она закрепляет наиболее значимые материальные и духовные достижения народов, выступает хранителем их духовно-нравственного опыта, их исторической памятью.

В этнической культуре традиционные ценности содержат мысли, знания, понимание жизни в единстве с народным опытом, настроем, целевыми устремлениями. Отличительной чертой этнической культуры как механизма, осуществляющего процесс накопления и воспроизводства общечеловеческих ценностей, является то, что она опирается не на силу закона, а на общественное мнение, массовые привычки, общепринятый вкус.

Современные культурные центры мало похожи на учреждения клубного плана времён СССР, когда только в участвовало более тринадцати миллионов человек. К тому же дома и дворцы культуры существовали за счёт государства, посещение любых студий и кружков, любого вида художественной самодеятельности было бесплатным, в отличие от того, что происходит теперь. Ни просветительские, ни досуговые задачи перед учреждениями клубного плана РФ чаще всего не стоят.

Терминология

Что такое в понимании современного человека означает культурный центр? Чаще всего этот термин используется, когда хотят обозначить организацию или определённые здания, где сосредоточены, преумножены и продвигаются в жизнь разнообразные ценности окружающего общества, чаще всего из области искусства или культуры. Это может быть общественное художественное объединение или частная инициатива, но чаще всего культурные центры находятся в ведении государства.

Употребление термина

Употребляется этот термин на практике, когда нужно обозначить, к какой именно категории относится объект. Это говорится либо о крупном многофункциональном комплексе, который может охватить одновременно несколько сфер культуры или видов искусства, то есть назвать учреждения и объекты с узкой специализацией этим термином нельзя. Когда традиционная культурная функция учреждения одна - это не центр. Например: библиотека, музей, театр, концертный зал и так далее.

Во втором случае говорят об учреждении культурного плана, которое имеет конфессиональную, национальную, социальную ориентацию. Например, Русский культурный центр в государстве Монако, который основан не так давно, посредством библиотеки, детской школы, языковых курсов и Русского клуба не только поддерживает родную среди русскоговорящих людей близлежащих территорий, но и знакомит коренных жителей Монако с многообразием российских реалий.

Разнообразие форм

Пролучается, что границы, в которых используется этот термин, достаточно размыты. С одной стороны, он близок к традиционной форме института, который представляют Народный клуб, Дворец или Дом культуры. А с другой стороны, это такие разновидности общественных организаций, как национальные объединения или арт-центры.

Это могут быть и выставочные галереи, библиотеки и концертные залы, если там проводится и всяческая просветительская, и образовательная работа, то есть если эти организации широкого профиля, где сотрудничают культура и наука.

Характерные черты

Тем не менее одна важная черта учреждения культуры должна присутствовать в обязательном порядке, независимо от его типа - это некоммерческая основа деятельности. А также пропаганда культуры многостороннего и комплексного характера. Если говорят о городе, например, что Санкт-Петербург - важный промышленный, транспортный и культурный центр, то это не обозначает отдельного учреждения.

Также можно сказать об отличительной черте определённого района, то есть этот же термин, только в "градостроительном" употреблении. Например, есть в городе место, где сосредоточились все театры, концертные залы, библиотеки, стадионы и даже зоопарк. Может быть, так сложилось исторически, но вполне вероятно, что это замысел "отцов города".

Надо признать, многие современные города строятся по этому принципу: инфраструктура - детские сады, школы, больницы, скверы и парки в отдалённых микрорайонах присутствуют, а здания культурного предназначения вынесены за их пределы. Вот эту зону, где они сосредоточены, вполне можно назвать культурным центром города. И это будет уже следующее значение.

В 2008 году при Министерстве культуры разрабатывались варианты планировки культурных центров, с тем чтобы оптимально соотнести их наполняемость и затраты. Также составлен и график создания таких учреждений в малых городах страны. В Москве был создан в количестве пятидесяти человек, среди которых присутствовали журналисты, архитекторы, музейные работники, писатели, художники. Обсуждался богатый опыт советского времени, когда учреждения культуры присутствовали даже в самых маленьких посёлках и были чрезвычайно функциональны.

В каждом были разнообразные детские кружки и студии, хоры, народные театры, клубы по интересам, периодически проводились всевозможные массовые мероприятия, смотры художественной самодеятельности. При строительстве культурных центров этот опыт должен был учитываться. В 2015 году около пятидесяти таких учреждений должны были уже открыться.

Клуб или Дом культуры

В СССР каждый Дом или Дворец культуры обязательно был центром просветительской и культурно-массовой работы. Классификация таких учреждений была следующей: территориальные клубы и дома культуры под эгидой Министерства культуры; ведомственные - под управлением профсоюза предприятия, учебного заведения, учреждения и так далее; клубы для интеллигенции: Дом учителя, Дом писателя, Дом архитектора, Дом художника и другие; Дом культуры отдельного совхоза или колхоза; Дом офицеров; Дом народного творчества; Дворец для пионеров и школьников.

Клубные учреждения других стран

Страны бывшего СССР и Варшавского договора, как и РФ, сейчас отходят от названий советского времени. теперь называют пышно: Концерт-холл или же культурный центр. Однако во многих местах старые наименования остаются в силу традиций. Помимо соцстран, аналогичные учреждения (и не по названию, а по самой сути) существуют во многих капиталистических странах давно и функционируют успешно.

Очень много домов культуры в Латинской Америке (они так и называются - Centro cultural), в Испании. Чрезвычайно развиты народное творчество и общественная деятельность в Германии, например, в Доме культуры народов мира в Берлине проходят концерты, спектакли, фестивали, выставки, и все эти массовые мероприятия готовятся при поддержке правительства, но на общественных началах. Во Франции и в Канаде учреждения клубного плана и называются домами культуры (Maison de la Culture), и деятельность их абсолютно сходна с клубами нашей страны советского времени. В одном только Монреале таких домов культуры двенадцать.

Аркаим

На всей территории России всегда существовали культурные центры, а в настоящее время создаются новые: парки с природно-ландшафтной тематикой, а также с исторической и археологической. В стране множество мест, где изучаются такие отдалённые времена, о которых даже фольклор уже ничего не помнит.

Очень популярны становятся центры, где взаимодействуют культура и наука, например, такого плана город Аркаим (Челябинская область), где были обнаружены две с виду непримечательные сопки, которыми заинтересовались археологи. Это открытие стало сенсационным.

Сначала туда стекались представители всевозможных эзотерических групп, затем изучение местности перешло под крыло государства, и был образован заповедник. Кстати, он там не один: "Страна городов" Южного Урала насчитывает двадцать четыре таких места, где культурный центр - город.

Экспериментальная площадка, с которой начинал обустраиваться заповедник, постепенно раскрывала ряд древних жилищ семнадцатого века до нашей эры. Сначала реконструирование коснулось одного из них, и выполняли это без современных инструментов, пользуясь только теми, которые сделаны в точности, как образцы бронзового века, найденные при раскопках.

Так родился культурно-исторический центр, названный Музеем древних производств. Туристы могут не только смотреть строения возраста пирамид, но и принимать участие как в экспериментах, так и в самом строительстве, в реконструкции жилищ. Только здесь более черытёхсот интереснейших можно приобщиться к культуре разных эпох.

Татарское городище

Учреждения культуры имеют множество видов: это и библиотеки, и музеи, и театры, дома культуры и дворцы. А бывают сложные, синкретического плана, такие как НОКЦ на окраине Ставрополя. Базой ему послужили "Татарское городище", краеведческий музей и местный университет. Культурные центры объединились, чтобы научная работа, охранная и музейная (экспозиционная) сочетались с культурно-развлекательной и просветительской деятельностью на территории этого археологического палеоландшафтного парка.

Это очень сложный, можно сказать - многослойный памятник, действовавший в четырёх исторических периодах: хазарском, сарматском, скифском и кобанском. Культурные центры России почти нигде не имеют настолько хорошо сохранившихся фортификационных, культовых сооружений, с системами дорог, могильников и ещё многих объектов, по которым можно проследить разные стороны жизни наших очень далёких предков - от восьмого века до нашей эры. Это и развалины древних стен, усыпанные многовековыми черепками кувшинов и горшков, золой костров и очагов, которые погасли сотни и сотни лет назад.

Перспективы

Сохранение и использование археологического наследия, как правило, проходит посредством создания на базе музеев под открытым небом таких комплексов, которые объединят научную, просветительскую и множество развлекательных видов деятельности, поэтому сейчас открыты и готовятся к открытию очень многие культурные центры историко-культурного направления.

В малых городах базой для их функционирования может стать любое сообщество краеведов при поддержке местной администрации. Даже дом культуры может стать отправной точкой для создания центра по изучению исторического наследия региона. Дорогу осилит идущий, поэтому всемерно нужно помогать энтузиастам, начинающим этот путь. Практически все успешные предприятия начинаются с малого, здесь можно вспомнить музей техники находящийся в Подмосковье. Учреждения культуры должны пользоваться всемерной поддержкой государства.

Проблемы развития малых городов

Правительство заинтересовано в создании новых объектов образовательного и развлекательного плана в виде историко-культурных центров в малых городах России. В материалы правительства ещё в 2013 году внесены формулировки, обозначающие цели для такой работы.

Культурные центры России располагаются очень неравномерно. Больше всего их скоплений в больших городах. Поэтому возникает диспропорция в количестве, качестве и разнообразии культурных услуг, которые получают граждане на территории страны. Культурные центры Москвы или Петербурга не могут сравниваться по этим параметрам с услугами, предложенными жителям отдалённых небольших населённых пунктов. А создавать новые возможности для творчества, самореализации, физического развития, духовного обогащения нужно всем без исключения.

На территории России проживают многие десятки разных народностей, и культурные центры могут содействовать полноценному культурному обмену между соседствующими национальностями. Качество жизни при хорошей работе объединяющих многофункциональных центров поспособствует повышению качества жизни населения, независимо от места жительства. Также этот путь поможет развитию инфраструктуры посёлка или города, даже создаст новые рабочие места. Отток населения из малых городов будет предотвращён.

Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева

ЗАРУБЕЖНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ АКТОР ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Особенностью двусторонних культурных связей современной России с зарубежными государствами является создание благоприятных условий для открытия филиалов различных организаций, занимающихся продвижением национальной культуры и языка за рубежом. В современной научной и аналитической литературе можно встретить различные обозначения, применяемые к ним: «зарубежный культурный, культурно-образовательный, культурно-информационный центр», «зарубежный институт культуры», «зарубежное учреждение культуры». Несмотря на различия в употребляемой терминологии, данные понятия обозначают организации, созданные с целью продвижения национальной культуры и языка определенного государства за его пределами и поддержания его международного авторитета посредством развития культурных связей.

В концепции МИД РФ «Внешняя культурная политика России» отмечена особая роль подобных организаций в современных международных отношениях. В документе подчеркнута необходимость предоставления культурным центрам зарубежных стран максимальных возможностей для демонстрации их национальной культуры в России. «Этот процесс имеет большое значение не только в плане ознакомления российской общественности с культурным наследием и культурными ценностями других стран и народов, но и для формирования подобающей России репутации в мире как открытого и демократического государства.. Одной из основных задач внешней культурной политики России является формирование образа нашей страны как «одного из мировых центров культуры, места проведения авторитетных международных выставок, фестивалей и конкурсов искусств, гастрольных турне лучших зарубежных коллективов и исполнителей, встреч представителей творческой интеллигенции, дней культуры других стран»2. Многие из этих мероприятий организуются при непосредственном участии зарубежных культурных центров, открывшихся в нашей стране в результате демократических преобразований.

Мировая практика показывает, что сейчас подобными организациями располагают многие страны, но наиболее крупными, авторитетными и активно действующими являются культурные центры Франции, Великобритании, Германии. Именно эти страны первыми осознали важную роль культуры как эффективного внешнеполитического средства. В настоящее время зарубежные культурные центры созданы многими государствами: Испанией, Нидерландами, Скандинавскими странами, США. Активно развивают свои культурные центры и государства Азии: Китай, Япония, Корея. Так, осенью 2007 г. был открыт институт Конфуция в Санкт-Петербургском государственном университете. Повышение роли этих организаций как участников современного культурного обмена подтверждается постоянным ростом их числа, расширением географии и сферы деятельности,

© Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева, 2008

увеличением объема работы, а также разнообразием форм и направлений проводимых ими мероприятий.

Зарубежные культурные центры по праву можно назвать важнейшими акторами внешней культурной политики. Деятельность подобных центров, как правило, является частью культурной миссии, выполняемой консульством и дипломатическими представительствами страны за рубежом. Однако, в отличие от других дипломатических органов, зарубежные культурные центры имеют определенную специфику. Именно они наиболее эффективно способствуют формированию панорамного представления о культуре собственной страны за ее пределами, вносят значительный вклад в сохранение муль-тикультурной картины мира, проводят большую работу по воспитанию уважительного отношения к представителям других культур, вовлекают широкий круг участников в диалог, воспитывая чувство толерантности по отношению к представителям других культур. И, наконец, благодаря проводимым мероприятиям они обогащают культурное пространство страны, в которой работают.

С точки зрения научной проблематики исследование зарубежных культурных центров как актора международных отношений отличается новизной и пока находится в стадии разработки. Приходится констатировать, что и в отечественной, и в зарубежной науке нет серьезных, обобщающих работ по данной теме. Не разработана теоретическая база, открыт вопрос о выработке определения понятия «зарубежный культурный центр», не исследована их роль в современных международных отношениях. С другой стороны, практика показывает, что именно зарубежные культурные центры в настоящее время выполняют значительный объем работы по развитию межкультурных связей и реализации задач внешней культурной политики. Исходя из сложившегося опыта и основываясь на специфике деятельности данных организаций, можно предложить следующее определение: зарубежные культурные центры - это организации различного статуса, ставящие своей целью продвижение национальной культуры и языка своей страны за рубежом и реализующие эту цель посредством разнообразных культурно-образовательных программ. Эти организации могут отличаться институциональными особенностями, источниками финансирования, направлениями и формами деятельности. Некоторые из них тесно сотрудничают с министерствами иностранных дел своей страны (как, например, Британский Совет, Французский институт, Гете-институт), некоторые являются независимыми от МИД организациями (как, например, Альянс Франсез, Общество Данте). Несмотря на различия, их объединяет общая цель - создавать положительный образ своей страны за ее пределами, используя ее культурный потенциал.

Первые культурные центры как самостоятельный актор международных культурных связей появляются в конце XIX в. В послевоенное время сеть культурных центров в мире постоянно расширялась. В сферу их деятельности стали входить многочисленные мероприятия, ориентированные на широкую аудиторию, такие как выставки, международные кинематографические и музыкальные фестивали. Расширяется и усложняется в этот период их работа в образовательной сфере. Сейчас зарубежные культурные центры прочно заняли место в современной внешней культурной политике многих государств. Цель данных центров соотносится с задачами внешней политики той страны, которую они представляют. В качестве инструмента для достижения целей культурные центры используют образование, науку, искусство. Несмотря на различные направления и формы работы, как правило, в их деятельности можно выделить три основных направления: образовательное, включая языковое, культурное, информационное. Относительно природы

этих организаций среди ученых нет единого мнения. Однако большинство из них считает зарубежные культурные центры общественными институтами, одной из функций которых является «социализация индивидов в процессе освоения культурного наследия других стран путем накопления информационных ресурсов, расширения доступа к ним новых информационных технологий и методами вовлечения людей в активное осмысление окружающей действительности с целью формирования у них межкультурной компетентности и толерантного мышления»3.

Активная работа зарубежных культурных центров в России приходится на 90-е гг. ХХ в., когда в новых условиях появилась возможность для открытия различных общественных организаций. Анализ их деятельности показателен как в теоретическом, так и в практическом плане. В качестве теоретической проблемы феномен зарубежных культурных центров представляет определенный интерес для понимания особенностей внешней культурной политики зарубежных стран, механизмов ее осуществления и выработки собственной модели реализации культурного обмена, направленного на формирование за рубежом позитивного образа страны и ее народа. В практическом плане работа зарубежных культурных центров может рассматриваться как пример реализации культурных связей и продвижения своей культуры за рубежом. В настоящее время в России открылось множество центров и институтов, представляющих культуру различных стран мира. Также отмечается тенденция к постоянному увеличению их численности, расширению географии, направлений и форм работы. В Санкт-Петербурге, например, в настоящее время представлены культурные центры многих стран: Британский совет, Немецкий культурный центр имени Гете, Датский институт культуры, Голландский институт, Израильский культурный центр, Институт Финляндии, Французский институт, филиал Ассоциации Alliance Francaise и др. Планируется открытие Института Сервантеса, представляющего культуру Испании. Все эти организации проводят работу, обогащая культурную жизнь нашего города и знакомя петербуржцев с культурой представляемой ими страны.

Среди зарубежных организаций, открытых в России, наибольший интерес, с нашей точки зрения, представляет работа культурных центров Великобритании и Скандинавских стран, которые имеют свои представительства в Санкт-Петербурге. Принципы их организации и особенности работы могут служить своеобразными моделями реализации процесса продвижения своей национальной культуры и языка за рубежом. Кроме того, деятельность некоторых из них наиболее наглядно показывает и те проблемы, с которыми иногда сталкиваются эти организации в России.

Одним из крупнейших зарубежных культурных центров, имеющих многочисленные представительства в России, является Британский совет. Деятельность Британского совета на территории Российской Федерации регламентируется российско-британским Соглашением о сотрудничестве в области образования, науки и культуры от 15 февраля 1994 г. Впервые представительство этой организации было создано в СССР в 1945 г. и просуществовало до 1947 г. Отделение Британского совета вновь было открыто при посольстве Соединенного Королевства Великобритании в СССР в 1967 г. В Советском Союзе Британский совет занимался преимущественно поддержкой преподавания английского языка. Активизация культурной деятельности Британского совета началась после перестройки. В настоящее время основным направлением культурной политики Британского совета в России можно назвать образование. Британский совет осуществляет различные образовательные программы, включающие проведение стажировок, студенческих и преподавательских обменов, организацию курсов повышения квалификации, предоставление

стипендий для обучения на территории Великобритании, проведение экзаменов по английскому языку. Значительное место в деятельности Британского совета занимают пилотные и инновационные проекты, имеющие стратегическое значение для успешного решения ключевых задач реформы образования в России. Например, Британский совет предложил проект, связанный с гражданским образованием. Ряд проектов направлен на проведение реформы в области преподавания английского языка в системе российской начальной и средней школы, продвижение демократических ценностей в области образования с помощью гражданского образования и демократического стиля управления.

Среди культурных мероприятий Британского Совета следует отметить гастрольные выступления театра «Чик бай Джаул» на сцене Малого драматического театра в Санкт-Петербурге, выставку современной британской скульптуры и живописи в залах Русского музея, постановку оперы Бенджамина Бриттена «Поворот Винта» в Эрмитажном театре. Ежегодным проектом Британского Совета в Петербурге стал фестиваль Нового британского кино, проводимый весной каждого года. Недавно в Британском Совете был открыт дискуссионный клуб «Модная Британия», который проводит «круглые столы» для тех, кто интересуется современной культурой страны и актуальными тенденциями жизни британского общества. Например, одна из дискуссий посвящалась татуировкам4.

В начале 2000-х гг. в деятельности Британского совета возникли трудности, связанные с определением его правового статуса в России с юридической и финансовой точек зрения в связи с принятием закона о некоммерческих организациях5. На основании данного Федерального закона в отношении Британского совета в июне 2004 г. Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) МВД РФ были выдвинуты обвинения в уклонении от уплаты налогов со средств, полученных в результате реализации коммерческих образовательных программ6. В 2005 г. финансовая сторона проблемы была решена, Британский совет возместил все убытки, связанные с неуплатой налогов. Однако следует подчеркнуть, что до настоящего времени особого документа, определяющего статус данной организации, не существует. Таким образом, по-прежнему остается актуальной проблема, связанная с недостаточной проработанностью нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность Британского совета на территории Российской Федерации.

Деятельность Британского совета может рассматриваться как некая самостоятельная модель организации зарубежного культурного центра. Это обусловлено тем, что Британский совет выходит за традиционные рамки работы подобных организаций. Основной упор он делает на различные инновационные проекты, во многом ориентированные на сотрудничество с государственными или бизнес-структурами. Например, он участвует в программе по реформированию системы образования РФ, в отличие от Гете-института, сосредоточенного преимущественно на помощи в изучении культуры Германии. Британский совет является примером авторитетного культурного центра, в деятельности которого решается весь спектр задач, соответствующих внешней культурной политике государства, в отличие от «французской модели», основанной на вовлечении в процесс продвижения национальной культуры значительного числа организаций, между которыми распределены основные функции.

Еще одна модель организации со сходными задачами может быть рассмотрена на примере Совета Министров Северных стран, представляющего культуру скандинавских стран за рубежом. Это межгосударственная консультативная организация, созданная в 1971 г., членами которой являются Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция. В его работе также принимают участие северные территории: Фарерские и Аландские

острова, Гренландия. В феврале 1995 г. Информационное бюро Северных стран начало работать в Санкт-Петербурге. Основная цель Совета Министров Северных стран заключается в развитии и укреплении регионального сотрудничества, создании и развитии контактов с центральными и местными властями. Организация занимается координацией проектов и стипендиальных программ в Северных странах, проведением семинаров, курсов, культурных мероприятий, развитием сотрудничества в сфере науки, культуры и искусства. Свою деятельность данная организация осуществляет в следующих направлениях: политическое и экономическое сотрудничество, культура и просвещение, защита окружающей среды, борьба с международной преступностью. В начале 90-х гг. в качестве приоритетных направлений деятельности были выделены культура, просвещение, исследовательские проекты.

Основные вопросы, включенные в программы Совета Министров Северных стран в нашей стране, отражают приоритетные направления во взаимодействии северных государств с Россией. Это, прежде всего, экология, вопросы социальной политики и здравоохранения, проекты по изучению скандинавских языков и различные культурные проекты. Деятельность информационного бюро Совета Министров Северных стран в Санкт-Петербурге направлена в основном на популяризацию культуры и преподавание языков Северных народов. Так, стали традиционными дни северных языков, фестивали фильмов режиссеров стран, входящих в Совет министров, выставки фотографий, рисунков российских и скандинавских художников. В 2006 г. стартовал проект «Sweden: Upgrade». Он представляет собой путешествие из Петербурга в Москву через Вологодскую область и Поволжье. Его цель - представить образ новой Швеции, познакомить россиян с новыми достижениями Швеции в экономике, науке, культуре, образовании, искусстве и туризме. Предполагаются встречи между российским и шведскими бизнесменами, деятелями науки, культуры, организация концертов, выставок, демонстраций фильмов. Так, в рамках программы в Центральном выставочном зале «Манеж» в Петербурге в марте 2006 г. состоялась торгово-промышленная выставка «Шведские бренды и чувства» с участием крупнейших шведских компаний. В апреле того же года в петербургской консерватории состоялся хореографический вечер «Андерсен-проект» с участием датских и латвийских балетных трупп, посвященных 200-летию Г.-Х. Андерсена. Был поставлен балет «Девочка и трубочист»7.

Совет Министров Северных стран может служить примером еще одного способа организации работы культурного центра. Особенностью его деятельности является объединение усилий участников, направленных на достижение общих целей, актуальных для всего региона в вопросах внешней культурной политики. При этом большинство стран-участников этой организации имеют собственные зарубежные культурные представительства: Шведский институт, институт Финляндии, Датский институт культуры, Северный Форум и др. С нашей точки зрения, данный пример может быть использован для создания подобной межгосударственной структуры с участием стран СНГ, имеющих общие цели в плане реализации внешней культурной политики и единые культурные традиции, сформированные еще до распада СССР.

Безусловно, приведенные примеры французских культурных центров, Британского совета и Совета Министров Северных стран не исчерпывают всей полноты картины зарубежных культурных центров, представленных в России и в Санкт-Петербурге в частности. Не менее эффективную работу проводят и другие подобные организации - французские культурные центры, Гете-институт, Институт Финляндии, Итальянский институт культуры. Анализ работы подобных организаций позволяет сделать целый ряд выводов. Обмен

по линии культурных центров обладает особенностями, которые связаны, прежде всего, с пропагандой собственной культуры за рубежом и созданием позитивного имиджа страны. Для решения этих задач традиционно избираются такие направления сотрудничества, как культура и образование. Наиболее эффективно эти задачи решаются в форме гастрольного обмена, выставочной деятельности, образовательных грантов и программ.

Наличие разветвленной сети зарубежных культурных центров в России отражает заинтересованность многих стран в сотрудничестве с нашей страной. В то же время опыт работы зарубежных культурных центров в России указывает на определенные сложности. Во-первых, проблемы, возникшие в работе Британского совета, свидетельствуют о необходимости четкого определения правового и финансового статуса этих организаций. Во-вторых, отсутствие единого руководящего центра, единой программы нередко приводит к дублированию деятельности упомянутых организаций. Возможно, выработка общей концепции их работы, упорядоченность и объединение их в один сложный институт позволили бы повысить эффективность их деятельности, улучшить взаимодействие друг с другом. В-третьих, обращает на себя внимание несбалансированное распределение этих организаций среди российских регионов. Это представляется актуальным, учитывая географические особенности России, в которой существует множество отдаленных регионов, не охваченных процессами активного культурного обмена. Культурные центры расположены в основном в европейской части России, тогда как Сибирь, Дальний Восток, Урал представляют собой огромный сегмент культурной жизни, в котором зарубежные центры отсутствуют.

И, наконец, налицо неравномерность представления самих зарубежных культур в России, т. к. далеко не все современные государства обладают сильными, конкурентоспособными культурными организациями для проведения качественной, эффективной работы по продвижению собственной культуры за рубежом. Тем не менее, несмотря на определенные проблемы, деятельность зарубежных культурных центров является неотъемлемой частью современного культурного обмена и позволяет многим людям лучше узнать культуру других народов и приобщиться к духовным ценностям своих зарубежных современников.

Безусловно, культурные центры являются одним из примеров современного культурного сотрудничества, развивающегося в различных направлениях и формах. Их пример свидетельствует о стремлении к институциональному закреплению и оформлению вопросов внешней культурной политики как в России, так и за рубежом. В наступившем тысячелетии мир столкнулся с многочисленными проблемами, требующими безотлагательного решения, - это терроризм и ксенофобия, утрата национальной самобытности в условиях глобализации. Для решения этих проблем необходимо развивать диалог, выстраивать новые принципы культурного сотрудничества, чтобы иная культура не вызывала настороженность, а действительно способствовала обогащению национальных традиций и взаимопониманию.

Стремление России дать возможность представителям зарубежной культуры заявить о себе, сформировать у россиян представление о ее многообразии, выработать чувство уважения к представителям иных культур может внести свой вклад и в решение ряда политических проблем, актуальных для нашей страны. Многие межнациональные конфликты, в том числе террористические акты, возникают вследствие недопонимания, незнания чужих культурных традиций, что влечет за собой враждебность и межэтническую напряженность. Культурные связи, являясь средством «мягкой дипломатии», способствуют сглаживанию, смягчению подобных противоречий, что особенно важно учитывать в начале наступившего тысячелетия, когда случаи проявления терроризма, экстремизма значительно участились.

1 Тезисы «Внешняя культурная политика России - год 2000» // Дипломатический вестник. 2000. № 4. С. 76-84.

3 Государственное управление в сфере культуры: опыт, проблемы, пути развития // Материалы респ. науч.-практ. конф. 6 дек. 2000 г. / Науч. ред. Н. М. Мухарямов. Казань, 2001. С. 38.

4 Британский Совет (The British Council) // http://www.lang.ru/know/culture/3.asp.

5 Федеральный закон от 10 января 2006 года № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Российская Газета. 2006. 17 января.

6 Би-би-си Россия. От Британского совета ждут уплаты налогов. Июнь 2004 г. // http://news.bbc.co.uk/hi/russian/ russia/newsid_3836000/3836903.stm.

7 Совет Министров Северных стран // http://www.norden.org/start/start.asp.

Многонациональность России. Большинство регионов России представляют собой полиэтнические сообщества (к примеру, в Москве проживает 120 национальностей, в Республике Бурятия - 113 национальностей, на Северном Кавказе - 119 и т.д.). В связи с этим регионализм - естественный, органический принцип территориальной организации этнокультурных процессов. Проявляясь в обычаях, типах менталитета, культурных особенностях (например, «сибирский характер», культура Сибири), он определяется общей идентичностью, культурой, историей, географией. Культурное развитие регионов предполагает возрождение и развитие национальных культур всех населяющих регион этносов, ставит серьезные задачи в области развития языков и национального образования.

Актуальность этнокультурных центров. (Далее, этнический культурный центр - ЭКЦ). Система (этнической направленности) социально-культурных институтов востребована к жизни динамично меняющимися социально-экономическими и политическими условиями. Кризисное состояние общества вызывает кризисы национальных отношений, особенно проявляющиеся шовинистические и национал экстремистские настроения, антигуманные действия по отношению к национальным меньшинствам, мигрантам в социуме. Ослабить и предотвратить их способны социально-культурные институты этнокультурной направленности, которые представляют собой развернутую систему, включающую национальные представительства, национально-культурные автономии, центры, объединения, землячества, союзы и т.д. Нормативно-правовые документы отмечающие миссию этнической культуры в развитии культурного многообразия России, которая выступает предметом межкультурного взаимодействия и общения, обеспечивая народам право на сохранение и развитие своей национальной самобытности, и органичное вхождение в мировое сообщество, а также роль специалистов этнокультурной деятельности в этих процессах:

  • - Национальная доктрина образования (2000),
  • - «Концепция модернизации российского образования до 2010 года»,
  • - Федеральная целевая программа «Культура России на 2006-2010 годы»,
  • - Материалы заседания Государственного Совета Российской Федерации (2006),
  • - Концепция развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 годы (2008),
  • - Концепция развития вузов культуры и искусств Российской Федерации (на период до 2010 года) (2007) и др.

Нормативные документы и программы ООН и ЮНЕСКО:

  • - «Концепция устойчивого развития»,
  • - «Рекомендации по сохранению фольклора»,
  • - «Шедевры устного и нематериального наследия народов мира» и др. Документы, обеспечивающие участие социально-культурных институтов в формировании будущих специалистов:
  • - Федеральный закон от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (с изменениями на 1 декабря 2007 года);
  • - Постановление Правительства РФ от 21.01.2005 года № 36 «Правила разработки, утверждения и введения в действие ГОС ПО, предусматривающие участие в их разработке работодателей»;
  • - Приказ Минобразования России от 30.12. 2004 года № 152 о создании совета по государственным образовательным стандартам профессионального образования с введением в него представителей объединений работодателей;
  • - Письмо Минобразования России от 12.11.2004 года № АС-827/ 03 «О механизме внесения изменений в действующие ГОС ВПО с учетом требований работодателей»;
  • - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 года № 1015 «Об утверждении правил участия работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» и др.

Социально-культурные институты этнической направленности - это организованные объединения людей. Институты социально-культурной сферы представляют собой многочисленную сеть учреждений, обеспечивающих культурную деятельность, процессы создания, распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в определенную, адекватную для них субкультуру. В их число входят институты, занимающиеся вопросами сохранения и развития этнической культуры, создания условий для населения в удовлетворении этнических потребностей и интересов.

ЭКЦ как социально-культурный институт этнокультурной направленности - представляют объединения людей, выполняющие социально значимые функции сохранения и развития традиционной культуры этнической группы, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами этноса своих социальных ролей, задаваемых этнокультурными ценностями, нормами и образцами поведения в полиэтническом сообществе.

Этнокультурное объединение - добровольное, самоуправляемое объединение граждан - представителей этнической общности, проживающих в иноэтничном окружении и реализующих право на национально-культурное самоопределение, которое создается в целях сохранения национально-культурной идентичности, развития национального самосознания, языка, образования, обычаев и обрядов.

Этнокультурные объединения, являясь регуляторами национальной культурной политики в регионах, выступают особым институтом гражданского общества, способным привлекать этнические диаспоры к участию в решении проблем социума, и современным учреждением культуры, организующим воспитательную, культурно-просветительную, досуговую и иную деятельность полиэтнического населения.

Виды этнообъединений.

По реализации, приоритетных направлений и форм работы этнокультурные объединения можно классифицировать как:

  • 1) мощные этнонациональные культурные центры, созданные в крупнейших экономических регионах национальным меньшинством, которое имеет свое государственное образование за пределами региона проживания (например, татары, башкиры, буряты и др.);
  • 2) землячества, национальные объединения людей, лишенных своего сословия: казаки, представители этнической самобытности, имеющие свою культурную традицию (например, старообрядцы);
  • 3) этнокультурные центры возрождения и сохранения культурной традиции малочисленных народов; центры «Возрождение малой Родины»; культурные центры духовного направления и др.

1) этноконнотированные институты: социальных общностей (этнос, этнические группы, этнические диаспоры и т.д.); специализированные институты (этнокультурных объединений, национально-культурных центров, Домов национальностей, Домов дружбы народов, домов и центров фольклора, домов ремесел, детских центров народной культуры и др.). Суть их в интегративном потенциале, в объединении усилий по воспитанию этнического самосознания личности, ее толерантного отношения к полиэтническому сообществу, в организации совместных, согласованных и скоординированных.

Областные и муниципальные модели этнокультурного возрождения.

Одной из таких моделей является национально-культурная автономия - форма экстерриториального общественного самоопределения этнических общностей, действующая в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В настоящее время в России действуют 14 федеральных и более 300 региональных и местных национально-культурных автономий. Наибольшее количество национально-культурных автономий создано немцами (68 в 24 субъектах РФ), татарами (63), евреями (29), армянами (18), украинцами и другими этническими группами. Координирует их деятельность Консультационный совет по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации (2002). Основные формы деятельности. К ним относятся: создание общественных театров, культурных центров, музеев, библиотек, клубов, студий, архивов и т.д.; организация творческих союзов и коллективов профессионального и самодеятельного искусства, кружков; проведение массовых мероприятий в области национальной культуры (фестивалей, конкурсов, смотров, выставок и т.п.). Этнокультурная деятельность представляет собой сложный комплекс различных видов деятельности (когнитивной, художественно-творческой, педагогической, проектной, технологической, экспертной и т.п.), направленных на: сохранение и развитие народной художественной культуры; организацию культурно-досуговой деятельности этнического объединения; развитие национального самосознания и национальной идентичности членов диаспорного населения региона; на этнопедагогическую деятельность, обеспечивающую приобщение подрастающего поколения к этнической культуре. Понятие «профессиональная этнокультурная деятельность» сводится к содержанию деятельности специалиста, к совокупности выполняемых им функций в этнокультурном центре (организационно-управленческой, художественно-творческой, проективной, педагогической и т.д.). Профессиональная деятельность специалиста является сложной, иерархически построенной, многофункциональной, многоуровневой и динамически развивающейся структурой с большими возможностями широкого переключения с одной на другие функции и уровни профессиональной деятельности. Оптимальная и наиболее полезная деятельность этнокультурных объединений - проявляется в решении различных социально-культурных задач, связанных с вопросами культурного самоопределения и развития своего этноса; - реализация целей, направленных на установление межнационального, межкультурного контакта, воспитание этнической толерантности.

Основные функции ЭКЦ по формированию этнического самосознания, этнической идентификации, этнических стереотипов представителей диаспоры средствами этнической истории и культуры, языка, эмоциональной близости с этнической общностью;

Этнической социализации через систему преемственных связей в разновозрастном коллективе;

  • - созданию благоприятной этносоциальной среды обитания этноса в полиэтническом окружении, через активное участие в культурной жизни региона;
  • - этноконсолидирующей функции членов этнической группы, создание условий для поддержания культурной дистанции между народами в целях предотвращения культурно-бытовой ассимиляции;
  • - атмосферы снятия напряженности в межнациональных отношениях, их гармонизация и предотвращение межнациональных конфликтов; поддержки и защиты индивида в условиях кризисного социума.

Социально-культурный потенциал этнокультурных объединений огромен и выходит за рамки сугубо этнического аспекта. Объединениями актуализируется гражданская активность членов диаспоры в виде экологических, культурных, религиозных движений, участия в реализации целевых региональных программ по возрождению и развитию этносов и т.д.

Похожие публикации