Функциональный стиль в архитектуре. «форма следует функции Форму в архитектуре определяет функция

В данном разделе речь идет о проблемах размещения жилых и общественных функций в пространствах, ранее имевших совершенно иные функции, например, в бывших промышленных зданиях и сооружениях или объектах транспортной инфраструктуры. Необходимые подходы к этой проблеме, на мой взгляд, может дать рассмотрение более широкого вопроса о сущности понятия функции в архитектуре, ее истории и эволюции, а также вопросов взаимодействия и взаимовлияний функций в одном объекте.

Необходимо понимать, что идея функции есть конструкт человеческого мышления, и определяется его мировоззрением. Обратимся, к примеру, к книге Мишеля Фуко «Слова и вещи. Археология знания». Фуко, рассуждая о «порядке вещей», рассматривает исследования Жоржа Кювье (1769-1832), основоположника сравнительной анатомии, как пример изменения представлений о мире в Новое время. В отличие от своих предшественников, медик Кювье вводит классификацию частей организма не по принципу внешней схожести, а по принципу функциональной аналогии (например, он сравнивает жабры и легкие, выявляя абстрактную, не существующую в материальном виде отдельно от предмета функцию - дыхание, которая их объединяет). Таким образом, Кювье, возможно, впервые выделяет и исследует само понятие функции.

Согласно определению А.В. Иконникова, функция в архитектуре - это «весь комплекс решаемых архитектурой разносторонних задач, материально-технических и информационных». Функциональные аспекты в разной степени выражены в каждом произведении архитектуры, однако наиболее интересным нам представляются те примеры из истории архитектуры, в которых функция (в некоторых случаях впервые) приобретала ключевое значение в архитектурном решении. Так, в другой своей книге - «История безумия в классическую эпоху» - М.Фуко подробно анализирует социально-архитектурную концепцию «паноптикума» английского философа, правоведа, автора концепции утилитаризма Джереми Бентама (1748-1832). Фуко рассматривает паноптикум как яркое проявление разумного, утилитарного начала в культуре Нового времени. Нередко ошибочно рассматриваемый лишь как проект тюрьмы, паноптикум был идеей архитектурного объекта, который мог содержать в себе и подчинять разуму любую однородную функцию. В плане паноптикум представляет собой, по сути, прообраз «свернутой в кольцо» коридорной системы, лишь намного позже получившей распространение в функционалистской архитектуре.

Отдельно следует упомянуть фортификационное искусство, которое, в отличие от современной ему архитектуры, целиком подчинялось функциональным аспектам. Функция, выделенная в контексте архитектуры, может служить критерием для построения классификации объектов архитектуры, такая классификация привела к выделению типов зданий. Типология, апофеоз которой, пожалуй, достигнут в справочнике Э. Нойферта, нашла одно из первых своих воплощений в универсальном словаре архитектурных образцов Дюрана (1760-1834).

Во многих случаях, однако, типология не может определить функцию здания на весь срок его жизни. Причины и характер перемены функции при этом могут быть различны и подчас совершенно неожиданны - так, особо известен пример театра в Детройте, переделанного под автостоянку. Американский исследователь Стюарта Брэнд в своей книге «Как здания учатся» в этой связи выделяет 6 основных структур здания, имеющих, по его оценке, разные скорости трансформации. Австрийский исследователь М. Плотэгг вместо замещения или трансформации функции выдвигает в рамках своей концепции «гибридной архитектуры» тезис о наложении функций, позволяющем значительно интенсифицировать использование пространства. Согласно содержанию выше изложенных трудов можно выделить термины рефункционализации или реновации функции в архитектуре.

Под термином реновация понимается адаптивное использование зданий, сооружений, комплексов при изменении их функционального назначения.

Целесообразность реновации, внедрения альтернативных функций обуславливают социальные, экономические, психологические, исторические и эстетические факторы. Многие промышленные предприятия переносятся из центра города на его окраины, в область. При отказе от промышленного использования территории предусматривается снижение негативного воздействия на экологию.

Существует три принципиально разных направления преобразования промышленных территорий с функциональной точки зрения:

  • · сохранение промышленной функции:
    • а) мемориальный путь - полная реставрация здания, сохранение его первоначального облика (актуально для памятников промышленной архитектуры);
    • б) совершенствование - внедрение новых технологий производства в существующий объем здания - реконструкция объекта.
  • · частичная рефункционализация:
    • а) реконструкция планировочной структуры, основным принципом которой является вычленение и сохранение наиболее устойчивых планировочных характеристик;
    • б) превращение объекта в музей;
    • в) включение новых объектов городского значения в историко-промышленные территории.
  • · полная рефункционализация:
    • а) рефункционализация существующих памятников индустриального наследия согласно критериям социально-культурной востребованности и актуальности (перепрофилирование промышленных объектов под жилые здания, административно-офисные центры, образовательные учреждения, культурно-развлекательные центры, гостиницы, предприятия торговли, спортивные сооружения);
    • б) экологическая реабилитация территории за счет рекультивации нарушенных территорий, создание новых зеленых массивов (парков, скверов, аллей);
    • в) полный снос промышленного объекта и использование территории в других целях.

Из множества существующих методов для реконструкции или рефункционализации объектов выделим несколько основных, которые позволят адаптировать промышленную архитектуру к современным условиям.

Первый - метод “аппликации” предполагает создание композиции на основе уже существующей конструкции; это реконструкция фасадной плоскости, создание «фальшфасада» (создание композиции из объемов и плоскостей, различных по цвету, текстуре, фактуре). Такой способ предполагает работу с новейшими материалами, создается современная красивая оболочка.

Второй - метод “аналогий” предполагает сравнить проектируемый объект с теми или иными свойствами образного аналога. Метод применяется как раз в том случае, когда необходимо придать объекту новые качества. Целесообразнее для промышленной архитектуры применять функциональные аналогии: образы, детали, элементы, говорящие не только о функции здания, но и о специфике предприятия. Прием: функционально-художественное использование инженерного оборудования, вынесенного на фасад. А также технические аналогии: образы, возникшие на основе технического изделия, или условное отображение на фасаде технологического процесса предприятия. Прием: реальное передвижение или искусственно созданный эффект технологии: подсветка и пр.

Третий - “интеграция”, то есть врезка дополнительных элементов и структур в существующие конструкции здания. Прием: создание новых доминант или усиление старых, пристройка объемов, коммуникационных пространств, смена масштабов здания (адаптивность к окружающим масштабам застройки).

Если рассматривать взаимосвязь промышленных и жилых объемов в структуре городской застройки с точки зрения композиции, можно выделить следующие приемы адаптации промышленной застройки к современным условиям:

  • - модификация - изменение объекта или его частей по пропорциям, форме, положению частей, конфигурации;
  • - замена - введение новых отдельных проекций, форм, функций, конструкций, материалов и др.;
  • - устранение или добавление - уменьшение количества форм, конструкций, функций или присоединение новых, расширяющих возможности решения;
  • - сочетание - комбинаторика идей, свойств, функциональных составляющих, элементов объекта между собой;
  • - инверсия - переворачивание, рассмотрение проблемы или ситуации от противного.

Таким образом, есть несколько направлений, методов и приемов адаптации индустриального наследия к современному контексту города. Будущее промышленной архитектуры заключается в ее приспособлении к стремительно развивающимся технологиям, что достигается реконструкцией «неэффективных» промышленных объемов, либо заменой функционального назначения. А различные архитектурно-композиционные приемы позволяют адаптировать и гармонизировать промышленные объекты к структуре активно развивающегося современного города.

На основе чикагской школы с ее ясными и ограниченными устремлениям_и выросла и сложная творческая система Луиса Салливена. Работа над небоскребами стала для него толчком к попытке создать свою «философию архитектуры». Здание интересовало его в связи с человеческой деятельностью, которой оно служило, интересовало как некий организм и как часть более обширного целого - городской среды. Он обращается к первоосновам целостности композиции, живое ощущение которых утрачено буржуазной культурой, и в статье «Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения», опубликованной в 1893 году, впер- вые формулирует основу своего теоретического кредо - закон, которому он пРидает значение универсальное и абсолютное: «Будь то орел в стремительно^ полете, яблоня в цвету, ломовая лошадь, везущая груз, журчащий ручей, плывущие в небе облака и над всем этим вечное движение солнца - всюду и всегда форма следует за функцией»16. Салливен как будто и неоригинален - более чем за сорок лет до него подобные мысли об архитектуре высказывал риноу, да и сама идея восходит к античной философии. Но у Салливена этот "Закон» стал частью широко разработанной творческой концепции.

«Функция» выступает в этой концепции как синтетическое понятие, охваты- вг»Ющее не только утилитарное назначение, но и то эмоциональное пережива- Ние. которое должно возникать в соприкосновении со зданием. Соотнося «форму» с «функцией», Салливен имел в виду выражение в форме всего разнообразия проявлений жизни. Его подлинная мысль далека от упрощенных толкований, которые давали ей западноевропейские функционалисты 1920-х годов, понимавшие афоризм «форма следует функции» как призыв к чистой утилитарности.

В отличие от своих чикагских коллег Салливен ставил перед архитектурой грандиозную утопическую задачу: дать толчок преобразованию общества и повести его к гуманистическим целям. Теория архитектуры, созданная Салливе- ном, по своей эмоциональности граничит с поэзией. Он ввел в нее моменты социальной утопии - мечту о демократии как социальном порядке, основанном на братстве людей. Эстетическое он связывал с этическим, понятие красоты - с понятием истины, профессиональные задачи - с социальными устремлениями (не вышедшими, впрочем, за пределы идеализированной мечты).

Замедленностью сложных ритмов, бесконечными нагромождениями образов красноречие Салливена напоминает «вдохновенные каталоги» 17, которыми переполнены «Листья

травы» Уолта Уитмена. Сходство не случайное - оба представляют одну тенденцию развития мысли, одну тенденцию в американской культуре. И отношение Салливена к технике ближе к урбанистическому романтизму Уитмена, чем к расчетливому рационализму Дженни или Бернэма.

Обращаясь к конкретной теме, офису-небоскребу, Салливен в поисках формы отталкивается не от пространственной решетки его каркаса, а от того, как здание используется. Он приходит к тройственному членению его массы: первый, общедоступный этаж - база, далее - соты одинаковых ячеек - конторских помещений, - объединенные в «тело» здания, и, наконец, завершение - технический этаж и карниз. Салливен подчеркивает то, что привлекало внимание к таким зданиям, - преобладающее вертикальное измерение. Пунктиры окон между пилонами говорят нам скорее о людях, связанных с отдельными ячейками здания, чем о ярусах каркасной конструкции, объединенных мощным ритмом вертикалей.

Так в соответствии со своей теорией Салливеном создан «Уэнрайт-билдинг» в Сент-Луисе (1890). Кирпичные пилоны скрывают здесь стойки стального скелета. Но такие же пилоны без несущих конструкций за ними делают ритм вертикалей вдвое более частым, влекущим глаз вверх. «Тело» здания воспринимается как целое, а не как наслоение множества одинаковых этажей. Истинный «шаг» конструкции обнаруживается в первых этажах, служащих основанием, -он образует пролеты витрин и входов. Полоса орнамента целиком закрывает аттиковый этаж, завершенный плоской плитой карниза.

Книга посвящена идейно-художественным проблемам архитектуры, их значению в комплексе задач общего повышения качества и социальной эффективности строительства. Выразительность и художественная образность показана в связи с назначением сооружений и средствами их осуществления и вместе с тем как часть социальных и идейно-воспитательных функций зодчества. Анализируются используемые современной архитектурой средства композиции и их связь с решением идеологических задач. Особое внимание уделено экспериментам зарубежного постмодернизма н поискам, развернувшимся в советской архитектуре 70-80-х годов.

Для архитекторов и искусствоведов.

Печатается по решению секции литературы по архитектуре жилых, гражданских зданий и градостроительству редакционного совета Стройиздата.

Рецензент - канд. филос. наук В. Л. Глазычев.

ВВЕДЕНИЕ... 5

ФУНКЦИЯ И ФОРМА.. 10

АРХИТЕКТУРНАЯ ФОРМА И ТЕХНИКА... 58

ОБРАЗ И ФОРМА. 98

ПРОИЗВЕДЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ (СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ И ИХ РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ)... 142

АРХИТЕКТУРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАПАДА 70-х ГОДОВ (ПОСТМОДЕРНИЗМ)...208

РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ 70-х - НАЧАЛА 80-х ГОДОВ. 242

ПРИМЕЧАНИЯ...282

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ. Составитель Т. А. Гатова.. 284

Андрей Владимирович Иконников - доктор архитектуры, профессор. В 1960 г. закончил архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, затем совмещал преподавание в этом институте с творческой работой в проектных организациях Ленинграда. В 1966 г. защитил докторскую диссертацию „Основные эстетические проблемы города“. С 1966 г. живет и работает в Москве, занимаясь проблемами теории и истории архитектуры и дизайна. В 1979 г. удостоен звания лауреата Государственной премии СССР за участие в работе над 12-томным изданием „Всеобщей истории архитектуры“. Автор ряда книг, среди которых „Эстетические проблемы массового жилищного строительства“ (Стройиздат, 1966), „Основы архитектурной композиции“ (Искусство, 1971), „Современная архитектура Швеции“ (Стройиздат, 1978), „Каменная летопись Москвы“ (Московский рабочий, 1978), „Архитектура США“ (Искусство, 1979), „Зарубежная архитектура: от „новой архитектуры“ до постмодернизма“ (Стройиздат, 1982).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070

и тип печи по сохранившимся остаткам изразцов или же по стенному изразцу. Реконструкция не может быть выполнена, если собрано недостаточно материалов, т.е. не выявлена необходимая информация по печи.

Сейчас существуют реставрационные мастерские, которые занимаются всеми видами реставрации печей и производством изразцов. Технология усложняется тем, что необходимо произвести полный и достоверный цикл создания элементов печи и правильный сбор всех элементов в облицовке.

Реставрируя памятники искусства и культуры необходимо с деликатностью подходить к подбору метода, сохраняя и не меняя облика первоначального состояния. Поэтому для многих реставраторов поставлена сложнейшая задача - вернуть к жизни, оставив самобытным, образ экспонатов. Для этого к каждому объекту важно найти свой подход и правильно использовать материалы. Список использованной литературы:

1. Выгонная А., Калнин В., Цейтлина М. Основы реставрации памятников архитектуры, монументальной и станковой живописи. Учебное пособие. Минск: Дизайн ПРО, 2000.

2. Маслих С. А. Русское изразцовое искусство XV- XIX в. М.: Изобразительное искусство, 1983. 270 с.

3. Изразцы - что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей [Электронный ресурс]: http://moydomik.net/kaminy-i-pechi/339-izrazcy-izrazcovaya (дата обращения: 28.10.2017)

4. Немцова Н. И. Исследование и реставрация русских изразцовых печей ХVИ-ХVШ веков. М.: Обозрение «Росреставрация», 1989. 35 с.

© Малицкая В. И., Лапунова К. А., 2017

Т. В. Слюсаренко

Магистрант 1 курса АСА ДГТУ г. Ростов-на-Дону, РФ e-mail: slyusarenko_tatyana@mail. ru Научный руководитель: К.А. Лапунова Канд. тех. наук, доцент кафедры АРРИА АСА ДГТУ

г. Ростов-на-Дону, РФ e-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ФОРМЫ - ФУНКЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Аннотация

В статье проанализированы понятия такие как: архитектура, архитектурная форма и функция. Соотношение формы и функции Определение основных предпосылок исторических взаимосвязей формы и функции.

Ключевые слова

Архитектура, форма, функция, здания, проблема, архитектор.

Архитектура - это наука строить, проектировать здания и сооружения. С одной стороны, это искусство, а с другой - технология и организация строительного производства. Это - точные расчеты, творчество и научные знания. Важная черта архитектуры - взаимосвязь с окружающей средой.

Функциональность является главным принципом архитектурного проектирования, где любое архитектурное сооружение выполняет определенную функцию. Любое здание всегда проектируется с учетом протекающих в нём процессов. Внешний вид сооружения напрямую зависит от его функционала. Этот факт подтверждают слова известного американского архитектора Луиса Салливана: «форму архитектуры определяет функция» .

Соотнося «форму» с «функцией», Салливен имел в виду выражение в форме всего разнообразия проявлений жизни. Его подлинная мысль далека от упрощенных толкований, которые давали ей западноевропейские функционалисты 1920-х годов, понимавшие афоризм «форма следует функции» как призыв к чистой утилитарности.

Некоторые функции уживаются со старыми формами: Зимний дворец (бывшая резиденция российских императоров, сейчас музей), здание Манежа в Москве (бывшие царские конюшни, сейчас выставочный зал). Если сама по себе функция может пониматься как словесное описание свойств предмета, то будучи выраженной в материале, она становится одним из ее условных значений.

В разные эпохи на проблему соотношения функции и формы складывались взгляды, которые выразили в концепциях " функционализма" и " формализма ": с начала 20-х годов получил развитие функциональный метод проектирования на основе зависимости формы от функции. В 60-е годы, с развитием массового типового проектирования и строительства, этот метод стал главным в теории и практике архитектурного проектирования .

Исследование взаимосвязи функции и формы - это рассмотрение деятельности и ее физического результата. Но в этой связи понятие формы может быть представлено в трех видах: форма, структура и пространство. Такое подразделение понятия формы важно с точки зрения строительной технологии, поскольку характеризует различные уровни использования ее средств.

Проблема гармоничного взаимодействия функции и формы приводит нас к понятию системности и целостности в архитектуре. Типологии здания существенно влияют на архитектурные формы, которые связанны с функциональной программой. Так же есть и обратный процесс, когда форма может стимулировать функцию. Например, в жилом доме типа "трилистник" наиболее рационально размещать коридорные системы; уступчатые формы домов, расположенных на рельефе, обусловлены разделением дома на блок-секции. Выразительность в архитектуре во многом зависит от пластики и ритмики отдельных его деталей. Отсюда эмоциональность эстетического воздействия современной архитектуры .

Например, дом-корзина в США. Самое странное административное здание в мире. Компания по производству корзин и плетеных изделий Longaberger построила свою штаб-квартиру в точной копии с реальным выпускаемым им изделием - плетеной корзины. Эксперты не раз отговаривали владельца компании Дэйва Лонгбергера изменить макет здания, но благодаря этой идее, его компания стала известна на весь мир .

Дома-колодцы, с одной стороны ощущение защищенности двора. Еще важнейшим преимуществом является то, что поддерживается высокая плотность населения - город становится компактным, не разрастается. А компактность городов - важнейшее качество новой урбанистики. Но основные недостатки дворов-колодцев: шум внутри двора, плохая проветриваемость, нарушение приватной сферы, дефицит места для благоустройства двора и самый главный недостаток - дефицит света. Из-за него внутри дворов плохо растет зелень, так же невозможно соблюдение норм инсоляции для жилых квартир и детских площадок.

Некоторые архитекторы любят круглые формы в жилых зданиях. Вначале инженеры сталкиваются с прокладкой коммуникаций, а потом жильцы с обустройством квартиры. Стандартные интерьерные решения уже не подходят, и не каждый сможет себе позволить заказывать мебель, причём не за малые деньги. Ведь вдоль полукруглой стены не поставишь прямоугольный шкаф или стол.

Еще архитекторы располагают окна на фасадах жилых зданий в форме рисунка, и тогда оконный проем сдвигается в одну из сторон в квартире, что создает проблемы с мебелировкой квартиры и нарушает равномерную инсоляцию.

Архитекторы-формалисты берут надуманную внешнюю форму и искусственно подгоняют к ней функцию. Например, театр Российской армии в Москве построен в форме звезды, из-за этого в нем очень неудобные помещения.

Форма и функция пространства обладают различными степенями связности и свободы, симметрии и асимметричности. Архитектурная форма может приобретать в пространственном контексте завершенный и незавершенный вид. Она обладает определенным потенциалом воздействия на зрителя. Решение постоянно существующего конфликта между формой и функцией в процессе проектирования должно учитывать

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_

независимые особенности формы и функции для их оптимального согласования и примирения.

Проблема функции и формы в архитектуре заключается в соответствии технических средств формообразования, которое бы наиболее полно обеспечивало функционирование архитектурного объекта, т. е. удовлетворение определенных социальных потребностей человека .

Здесь могут быть различные качественные уровни обеспечения функционирования. Возможны различные варианты взаимодействия функции и формы, возникающие в связи с адаптацией архитектуры к разнообразным условиям формирования ее объектов.

Легкость конструкций, открытость пространств для общественных зданий - таковы черты сооружения будущего. Комплексное использование средств архитектурой композиции новых методов проектирования, вызванных к жизни научно-техническим прогрессом, - определяющая основа становления современной архитектуры в настоящий период .

В теории и практике архитектуры долгое время ее художественная и материальная стороны определялись как отдельные области человеческой деятельности. В связи с этим вопрос о соотношении пользы и красоты приобрел значительную остроту. В XX веке с одной стороны, ставится проблема соотношения архитектурной формы сооружения и его функционального назначения, с другой - для промышленных сооружений, где функциональное назначение доминирует, актуально определение взаимосвязующих отношений между конструктивной стороной архитектуры и архитектурными формами.

Таким образом, несоответствие формы содержанию вызывается разрывом между назначением сооружения и его художественным образом. Архитектор должен разрабатывать не только форму здания, но и думать о находящихся внутри людях. К сожалению, не всегда так происходит, от этого и возникают проблемы формы и функции в современной архитектуре. Список использованной литературы:

1. Луис Генри Салливан - Отец небоскребов - Американский архитектор [Электронный ресурс]: http://interesno-vse.ru (дата обращения: 19.10.17)

2. Шесть архитекторов, которые строят "классические" здания [Электронный ресурс]: http://www.admagazine.ru. (дата обращения: 20.10.17)

3. Трацевский В. В., Колосовская А. В., Чижик И. А. Классические архитектурные формы в современной архитектуре: учеб. Пособие. Минск: Высшая школа, 2016. 208с.

4. Самые необычные здания | Дом-корзина в США [Электронный ресурс]: http://lifeglobe.net/blogs (дата обращения 19.10.17)

5. А.В. Иконников. Функция, форма, образ в архитектуре: Стройиздат. Москва,1986. 288с.

6. ФОРМА СЛЕДУЕТ ФУНКЦИИ [Электронный ресурс]: https://architecturalidea.com(дата обращения: 19.10.17)

© Слюсаренко Т.В., 2017

Е.А. Фогель

магистр 1 курса кафедры градостроительства и проектирования зданий Донской государственный технический университет г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Аннотация

Данная статья посвящена анализу энергоэффективности в строительстве. Также приведены примеры

Для обеспечения взаимодействия между подсистемами в ряде случаев не требуется создавать какие-либо дополнительные программные компоненты (помимо реализации внешних функций) - для этого может быть достаточно заранее фиксированных соглашений и стандартных возможностей базового программного обеспечения (операционной системы). Так в комплексе автономно выполняемых программ для обеспечения взаимодействия достаточно описания (спецификации) общей внешней информационной среды и возможностей операционной системы для запуска программ. В слоистой программной системе может оказаться достаточным спецификации выделенных программных слоёв и обычный аппарат обращения к процедурам. В программном конвейере взаимодействие между программами также может обеспечивать операционная система (как это имеет место в операционной системе UNIX ).

Однако в ряде случаев для обеспечения взаимодействия между программными подсистемами может потребоваться создание дополнительных программных компонент. Так для управления работой комплекса автономно выполняемых программ часто создают специализированный командный интерпретатор, более удобный в данной предметной области для подготовки требуемой внешней информационной среды и запуска требуемой программы, чем базовый командный интерпретатор используемой операционной системы. В слоистых программных системах может быть создан особый аппарат обращения к процедурам слоя (например, обеспечивающий параллельное выполнение этих процедур). В коллективе параллельно действующих программ для управления портами сообщений требуется специальная программная подсистема. Такие программные компоненты никаких внешних функций не выполняют - они реализуют функции, возникшие в результате разработки архитектуры программного средства. В связи с этим такие функции мы будем называть архитектурными.

      1. Контроль архитектуры программных средств

Для контроля архитектуры ПС используется смежный контроль и ручная имитация.

Смежный контроль архитектуры ПС сверху - это её контроль разработчиками внешнего описания: разработчиками спецификации качества и разработчиками функциональной спецификации. Смежный контроль архитектуры ПС снизу - это её контроль потенциальными разработчиками программных подсистем, входящих в состав ПС в соответствии с разработанной архитектурой.

Ручная имитация архитектуры ПС производится аналогично ручной имитации функциональной спецификации, только целью этого контроля является проверка взаимодействия между программными подсистемами. Так же как и в случае ручной имитации функциональной спецификации ПС должны быть сначала подготовлены тесты. Затем группа разработчиков должна для каждого такого теста имитировать работу каждой программной подсистемы, входящей в состав ПС. При этом работу каждой подсистемы имитирует один какой-либо разработчик (не автор архитектуры), тщательно выполняя все взаимодействия этой подсистемы с другими подсистемами (точнее, с разработчиками, их имитирующими) в соответствии с разработанной архитектурой ПС. Тем самым обеспечивается имитационное функционирование ПС в целом в рамках проверяемой архитектуры.

Похожие публикации